Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Методическая разработка на тему: организация исследовательской деятельности школьников

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и самообразования личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Значит задача школы, учителя организовать такую деятельность, которая поможет вооружить ученика методами познания, сформирует у него познавательную самостоятельность, умения реализовывать свои способности и личностные качества. Важное место в реализации этих задач занимает исследовательская деятельность школьников.

Именно исследовательская деятельность способствует раннему выявлению и развитию профессиональных склонностей школьников, формированию лидерских качеств, умений работать в команде, умению самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, аргументировано доказывать свою точку зрения, приобщению к научному труду.

В своей работе классного руководителя я вижу возможность осуществления взаимосвязи между учебным и воспитательным процессом, посредствам организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Так как классно-урочная система в значительной степени ограничивает возможность индивидуальной и групповой исследовательской работы учащихся, ее организация возможна в рамках внеклассной деятельности.

Предварительный просмотр:

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

  • поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
  • развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
  • формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты. Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение

исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление

представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах,

осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По

сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности

заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в

переориентации процесса образования на постановку и решение самими

школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и

осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей

данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности

школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное

выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование,

эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается

обогащение исследовательского опыта школьников на основе

индивидуальных достижений. Кроме урочной учебно-исследовательской

деятельности необходимо активно использовать и возможности

внеурочных форм организации исследования . Это могут быть различные

внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования

школьников. Домашние задания являются необязательными для детей, они

выполняются по собственному желанию школьников. Главное, чтобы

результаты работы детей были обязательно представлены и

прокомментированы учителем или самими детьми (показ, выставка). При

этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как

проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к

выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым

обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности

ребенка

Предварительный просмотр:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Жизненный успех в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. На мой взгляд, именно исследовательская деятельность школьников помогает закладывать основы развития мыслящей, самостоятельной и креативной личности.

Предварительный просмотр:

Приложение1

Задания и упражнения на формирование исследовательских умений

Умение видеть проблему

Умение видеть гипотезу

«Посмотри на мир чужими глазами»

«Продолжи неоконченный рассказ»

«Составь рассказ от имени другого персонажа»

«Составь рассказ, используя данную концовку»

Методика шести думательных шляп (Эд. Де Боно)

«Сколько значений у предмета»

«Тема одна – сюжетов много» (В.Н. Волков, В.С. Кузин)

«Увидеть в другом свете»

«Давайте вместе подумаем»

«Найди возможную причину события»

«Что произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле» (Дж. Фримен)

«Логично- нелогично»

Задания: обсуждение наиболее известных гипотез, ответы на проблемные вопросы и другие

Умение задавать вопросы

Развитие умений давать определения понятиям

«Узнай новое о предмете на столе»

«Вопрос – ответ»

«Найди загаданное слово»

«Угадай о чем спросили»

«Определи причину с помощью вопросов»

«Задай как можно больше вопросов филину (ворбью, зайцу и т.д.)

«Вопросы машине времени»

«Вопросы незнакомца»

«Просвети инопланетянина»

«Сравни описания»

«Дай характеристику герою мультфильма»

«Операция – обобщение»

«Загадки – описания»

«Кроссворды наоборот»

Игра «Трудные слова»

«Выявление причин и следствий»

Развитие умений классифицировать

Развитие умения наблюдать

«Подбери противоположное понятие»

«Продолжи ряд»

«Объединение»

«Найди ошибки»

«Четвертый лишний»

«Золотая середина»

«Парные картинки»

«Посмотри – воспроизведи»

«Найди ошибки художника»

«Что на что похоже»

«Учимся наблюдать»

«Рабочие руки»

«Посмотри и назови»

Развитие умений делать умозаключения

Развитие умений оценивать идеи

«Проверь правильность утверждений»

«Пять карточек»

«Назови больше предметов по критериям»

«Мозговой штурм»

Работа с матрицей для оценки идей

Приложение 2

Уровни сформированности исследовательских умений младших школьников

Таблица №1

Критерии

Уровни

Практическая готовность в реализации учебного исследования

Мотивированность исследовательской деятельности

Проявление креативности в исследовательской деятельности

Самостоятельность в осуществлении исследовательской работы

Исходный уровень

Нет знаний и конкретных умений исследовательской деятельности

Низкая мотивация

Действия по аналогии

Только под руководством учителя

Начальный

уровень

Первоначальные знания и элементарные умения осуществления коллективного учебного исследования

Преобладают внешние мотивы

Коллективное творчество: новые идеи генерируются в коллективном поиске

Коллективный поиск по аналогии может осуществятся без непосредственного участия педагога, затруднения в индивидуальной самостоятельной работе

Продуктивный

уровень

Умения, связанные с определением темы, поиском информации в книгах, умения работать с текстом, выделять главное; умения представлять результаты учебного исследования.

Внешние и внутренние мотивы к исследованию

Способность выбрать оригинальную тему, интересно представить результат работы

Некоторые

этапы исследования может осуществлять самостоятельно другие- с помощью родителей и педагога

Креативный уровень

Умения самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач

Устойчивые внутренние мотивы к исследованию

умение оригинально представить результат деятельности

высокая степень самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования

Предварительный просмотр:

Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяли на практике. Задание «Посмотрите на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняли следующие упражнения:

  • продолжи неоконченный рассказ;
  • составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге;
  • опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
  • определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
  • назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т.е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:

  • давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?

Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»).

Мы готовим детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.

Также необходимо научить давать определения понятиям. Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.

Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему.

Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.

Также с детьми мы учимся классифицировать.

Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.


Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути,готовой к служению Отечеству . Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора , способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую ипрофильную подготовку учащихся, Выдвигая вкачестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает нас педагогов напоиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности . Ноисследовательский метод пока не нашел широкого применения в педагогической практике.

Нами накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются нами как на уроках, так и во внеклассной работе по истории.

Нами подготовлена, апробирована, обобщена на муниципальном и региональном уровнях авторская технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время. Ее практическим результатам был посвящен ряд выступлений на районных, региональных и российских конференциях, а также статьи автора в нижегородском «Педагогическом образовании» в 1999, 2001, 2005гг.

Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения , средством формирования самостоятельного мышления, компетенции. Основными целями и задачами данной технологии являются: повышение качества образования , дифференциация и индивидуализация обучения, овладение методами самообучения и приемами исследовательской работы, профильная подготовка учащихся, преемственность уровня школа – вуз.

Что же такое исследовательская деятельность учащихся ? Это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Главный смысл исследования в образовании в том, что оно является учебным . Если в науке главной целью является получение нового знания, то в образовании – приобретение учащимися функционального навыка исследования, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося на основе приобретения новых знаний. Важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу. Поэтому не каждая исследовательская задача пригодна для реализации в школе.

Сегодня роли учителя разнообразны : это энтузиаст, специалист, исследователь, консультант, организатор, руководитель, партнер. Учитель является и организатором учебно-исследовательской деятельности учащихся. Управлять учебно-исследовательской деятельностью можно, используя свои исследовательские навыки и опыт , постоянно повышая свою профессиональную компетенцию .

Каковы же основные способы и приемы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся? Нами разработана технологическая карта методики учебного исследования:

Создание благоприятного климата отношений партнерства учитель – ученик -> развитие интереса к предмету, навыков самообразования -> приобщение к творческой и проектной деятельности -> обучение приемам самостоятельной работы, исследовательских навыков -> организация учебно-исследовательской деятельности.

В организации данной технологии можно выделить несколько этапов .

Первый этап - различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям: анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.

Результат : дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.

Второй этап - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования происходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории. Стенды («Загадки истории», «Исторический календарь», «Историческая мозаика», «XX век в лицах», «История Отечества глазами художников»), экспозиции («Сторона родная», «Славные страницы истории Отечества», «История ВОВ», «Знаменитые россияне»), объемные наглядные пособия (макеты русских храмов, средневековых крепостей, оружия) носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемом стенде «Сегодня на уроке» размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности . Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, поделки, творческие работы на доске, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.

Например, к уроку-спектаклю «Путешествие в Древний Египет» учащимися 5-х и 10-х классов были подготовлены творческие работы: «Фараон – живой бог», «Военные походы фараонов», макеты пирамид, маски богов, костюмы и декорации, диафильмы, мини-презентации.

Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения и эссе по истории . Вот список тем сочинений, выполненных учеником в течение 3-х лет: «Путешествие на пароходе Фултона», «Интервью с Бисмарком», «Следствие ведут знатоки. Дело И.Грозного», «Был ли Петр I революционером на троне», «Как бы развивалась Русь, не будь татаро-монгольского нашествия», «Нижегородский кремль вчера, сегодня, завтра».

На обобщительно-повторительном уроке учащиеся защищали проект «Детская историческая энциклопедия. Россия в 17-18 вв .», в котором были представлены авторские статьи, стихи, рисунки, тесты и кроссворды обучающихся. Интересны творческие проекты: «Герб п. Мулино », «День народного единства», « Мой любимый город», «Нижегородский кремль- чудо России ».

Результат - развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.

Третий этап - подготовка и проведение нетрадиционных уроков – стержень в построении учебного процесса.

Учебные темы изучаются не по параграфам, отрывочно, а объединением исторического материала в крупные блоки , разрабатываются тематические опорные конспекты (в 5-8 классах через уроки изучения нового материала, 9-11 классах – преимущественно, через школьную лекцию).

Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, исторических монографий, Интернет - сайтов. Некоторым учащимся предоставляется возможность самостоятельно спланировать изучение нового материала и затем выступить перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений .

В каждом тематическом блоке мы с учащимися выбираем тему наиболее заинтересовавшего их урока, проект которого готовим совместно. Разработаны и апробированы многие виды таких уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-путешествие, урок-соревнование, урок-презентация, урок - устный журнал, урок-митинг, интегрированные уроки, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об ученых, и т. п.

Подготовив визитные карточки ХХ века к уроку « Россия и мир на пороге ХХI века», ученики продемонстрировали презентации «Событие века», «Человек века», рассуждали об уроках истории, о будущем России и мира, о своём месте в нём, провели социологический опрос, сформулировали собственные прогнозы. Урок-пресс-конференция « Антигитлеровская коалиция во второй мировой войне» моделировал возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы - пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой стали «статьи»-анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира. Результатом урока-митинга с участием лидеров основных партий- участников первой русской революции стали листовки и прокламации о тактике и стратегии политических партий России. Задачами интегрированного урока «Крестовые походы и их последствия» были не только обобщение знаний, но и сравнение исторических источников и художественного произведения – романа В.Скотта «Айвенго», защита проектов «Средневековые замки», «Оружие средневековых рыцарей»

Результатом являются устойчивый интерес к предмету, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.

Четвертый этап - организация учебно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время - на уроках-исследованиях, лабораторных занятиях , в реферировании, в подготовке учебно-исследовательских проектов, в конкурсах .

Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести длительное учебное исследование.

Так, к уроку-исследованию «Планы декабристов: упущенный шанс или утопия?» одна группа учащихся изучила конституционные проекты декабристов, выделила либерально-буржуазные идеи, сравнила их, а также декабристские проекты и конституцию РФ 1993г., выделив общие идеи и различия. Вторая группа по документам и исторической литературе проанализировала план восстания декабристов, составили возможные схемы их реализации, изучила роль князя С. Трубецкого и, опираясь на источники, усомнилась в трактовке его поведения в учебнике, выдвинув и аргументировав, опираясь на документы и мемуары декабристов, свою версию. Третья группа проанализировали взгляды Пестеля и Рылеева о власти. Итогом урока стали эссе: «Сценарии развития России после возможной победы декабристов», «Планы декабристов: утопия или упущенный шанс?»

К внеклассному мероприятию, посвященному декабристу Анненкову, учащиеся подготовили авторские портреты четы Анненковых, прочитали книгу А.Дюма «Учитель фехтования» и мемуары Полины Гебль, сравнили исторический источник, художественное произведение и учебник, разыграли несколько интересных сценок.

На уроке-лабораторном занятии «Россия накануне отмены крепостного права» учащиеся изучили по документам проекты отмены крепостного права Герцена, Чернышевского, Кавелина и дали свои оценки.

Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для реализации ученической исследовательской деятельности: организация исследовательской практики учащихся, образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, факультативные и элективные занятия , предполагающие углубленное изучение предмета, ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) – форма внеклассной работы, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, проекты .

Основным средством учебно-исследовательской деятельности являются первоисточники (исторические документы и материалы, общепризнанная историография), разрешение исторических проблем, дискуссионные вопросы, «белые пятна» в истории.

Опора учителя – способные и одаренные дети. Цель УНИО «Эрудит» - ввести учеников в мир истории как науки, знакомство с методами исторического исследования и языком науки, углубление знаний, формирование исторического сознания, навыков и умений самостоятельного исследования. С этой цель ю в рамках факультатива и электива организуется ряд занятий по следующим темам:

  1. Историки, оставившие глубокий след в науке.
  2. Уровни, методы и алгоритм научного познания.
  3. Библиографический поиск, работа с историческими источниками.
  4. Оформление учебно - исследовательской работы.
  5. Презентация исследования.

Разработаны информационные листы и памятки «В помощь юному мыслителю»: «Что нужно знать о библиотеке», «Способы чтения», «Основные виды записей: выписки, план, конспект, тезисы», «Правила оформления библиографических ссылок», «Как готовиться к выступлению». «Требования к подготовке и оформлению исследовательской работы».

На конференциях УНИО («Реформаторы России», «Духовные имена России», «Человек на войне», «Женщина на войне», «Патриотизм в истории России», «Нижегородцы-декабристы», «Птенцы гнезда Петрова», «Моя родословная» и др.) обсуждались самые лучшие доклады, оформлялись выставки и стенды, приглашались родители и гости. Большинство работ имеют и практическое значение: презентации используются на уроках, классных часах, праздниках. Лучшие исследования становились призерами районных и региональных конкурсов, награждены грамотами Министерства образования Нижегородской области. Ученические исследовательские работы и видеофильм «История Мулино» стали экспонатами Володарского краеведческого музея.

В настоящее время, когда появились учебные заведения различных типов и направлений, необходимым представляется разработка специальных программ, отвечающих их требованиям, специфике, целям и задачам.Автором разработана программа учебного курса «История Российской армии». Ее цель – на основе богатейшего отечественного исторического опыта в систематизированной форме раскрыть основные этапы истории создания, развития и совершенствования российских вооруженных сил, формирования российских воинских традиций и патриотизма, активизировать военно-патриотическое воспитание учащихся.Она была апробирована сначала в рамках факультатива и электива, затем учебного курса в кадетских классах общеобразовательной школы. Третий год автор ведет данный курс в кадетской школе-интернате. Программа помогает учащимся оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения и дальнейшего образования, воспитать духовно-патриотические ценности у подрастающего поколения и готовности к их проявлению в различных сферах общества, особенно на военной и государственной службе. Программа предоставляет учителю широкие возможности для выбора форм и способов учебной деятельности. Она позволяет использовать проблемное изложение теоретического материала в форме лекции, беседы, полилога, активно внедрять интерактивные и групповые методы работы, творческие задания, проекты (информационные, игровые, исследовательские), использовать нетрадиционные и интегрированные формы уроков, методики деловых, ролевых, имитационных игр («Я- полководец»), практикумов, дискуссий, «круглых столов», конференции, встречи с ветеранами и офицерами РА, посещение музеев и памятников. Особое место занимает изучение исторических источников и карт.Итогом учебного курса является конференция с презентацией ученических проектов, творческих и исследовательских работ.

Элективный курс «Дискуссионные вопросы отечественной истории» (авторы В.К.Романовский, Е.Г.Калинкина) расширяет, систематизирует и обобщает знания учащихся на проблемном уровне, раскрывает спорные вопросы истории, их неоднозначные трактовки в исторической литературе, способствует ориентации учащихся на усвоение богатейшего наследия выдающихся российских ученых, известных исторических концепций, содействует формированию гражданственности, помогает в выборе тем исследований.

Выполнение исследований могут быть как отдельные работы способных и одаренных обучающихся или как курсовое проектирование по профильному предмету с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт . Представление исследования имеет решающее значение. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности. Их несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, реферат. Большое значение имеют презентации в различных формах, использование плакатов, макетов, чертежей, моделей.

Юные исследователи 7-х классов представили свою версию « Детской энциклопедии» по истории Смутного времени, сопроводив ее авторскими рисунками и стихами . Ученики 10 класса оформили сборник научных статей «Нижегородцы-декабристы». Учащиеся 11 классов подготовили исследовательские рефераты и презентации :

  1. История п. Мулино.
  2. Женщины на войне.
  3. Моя семья в годы ВОВ.
  4. Нижегородцы – участники Крымской войны. (Приложение 1).

Работая над проектами «Храмы Володарского района», «Духовные имена России» учащиеся совершали поездки и экскурсии в православные храмы и монастыри, где участвовали в восстановительных работах Флорищенского монастыря. (Приложение).

Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации. Учащиеся ежегодно занимают призовые места на районных олимпиадах, успешно участвуют в региональных и российских конференциях и конкурсах и олимпиадах («Таланты земли Нижегородской», олимпиады МГУ, ННГУ, Исторический чемпионат).

Итак, широкое использование исследовательского метода создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал школьников.

На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательной школы, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования. В эффективности данной технологии мы убедились на практике. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, тестирования, ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, победа в нижегородской телеигре «За тридевять земель», выпускники продолжают заниматься исследованиями в вузах. В школе успешно работает кадетский класс и открыт социально-экономический профильный десятый класс.

Для учителей- участников образовательного процесса актуально разобраться в следующих вопросах :

  1. Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется исследование.
  2. Как подобрать проекты и исследования, соответствующие особенностям класса, задачам УВП.
  3. Как выстроить серию исследований и проектов одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков исследовательской работы.
  4. Как подготовить учащихся к работе над учебным исследованием.
  5. Как разработать и осуществить исследование.
  6. Разработка собственных проектов и исследований.

Самое решающее звено этой новации учитель. Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Организация исследовательской деятельности школьников

Целью исследовательской деятельности в образовании является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Исследовательская деятельность - эффективное средство развития теоретического мышления, так как позволяет на конкретном материале фиксировать причинно-следственные связи, устанавливать результаты развития процессов, производить обобщения и восхождение «от частного к общему» («теория учебной деятельности и ее субъекта» В. В. Давыдова). Во время исследовательской деятельности воспроизводятся условия и нормы деятельности, возникшие и существовавшие в сфере науки. Таким образом, исследовательское обучение носит деятельностный характер.
На различных уровнях образования и для различных видов образовательных учреждений исследовательская деятельность учащихся имеет свои специфические функции: в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение исследовательского поведения детей как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; в основной школе – развитие у учащихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения; в дополнительном образовании – создание условий для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями в условиях гибких образовательных программ и индивидуального сопровождения.
Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее известным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством руководителя исследовательской работы.
Учебное исследование – это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Его основными характеристиками являются:
выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность;
развитие навыка выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их формулирование;
развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.);
развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении, развитие способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям. Для достижения этой цели необходимо создавать для учащихся условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения гипотез. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, то есть самостоятельно ставит цели своей деятельности. На каждом этапе исследований нужно давать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
При исследовательской деятельности используется метод проектов, который позволяет спланировать исследование, работа же остается исследованием, которое организовано проектным методом.
Среди форм организации исследовательской деятельности можно выделить следующие:
1. Проблемное ведение уроков общеобразовательной школы по традиционным предметам. При этом реализуется проблемный подход к ведению урока: представление учителем различных точек зрения на заданную тему; организация дискуссии, в процессе которой происходит анализ представленных учителем первоисточников и высказываются различные мнения, формулируемые затем в виде выводов. Можно организовать доклады учащихся, отражающие различные точки зрения на проблему.
2. Введение в сетку базисного компонента учебного плана специальных учебных предметов. Например, курс «методы научных исследований», в рамках которого дается методология исследовательской деятельности, отрабатывается постановка и реализация исследовательских задач, презентация результатов на уроках.
3. Элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов.
4. Программы дополнительного образования, применение широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы, фиксация результата как законченной исследовательской работы.
5. Применение исследовательского подхода при проведении экскурсий, постановка индивидуальных исследовательских задач с фиксацией результата в виде отчетных творческих работ.
6. Общешкольные проекты на основе исследовательской деятельности.
7. Походы и экспедиции как самостоятельные формы организации исследовательской деятельности и как элементы годового цикла проведения учебных исследований.
8. Научно-практические конференции и конкурсы как формы презентации исследовательской деятельности.
9. Деятельность тематических клубов и молодежных объединений (юношеские научные общества, малые академии наук и др.).
Результаты исследовательского обучения делятся на две части . Первая отмечает соответствие результата исследовательской работы учащегося нормам проведения исследования. Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения (способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции и др.).
Качество исследовательской работы учащегося определяется соотношением представляемого и реально усвоенного предметного материала; умением выстроить и представить структуру исследования в соответствии со сложившимися в научной среде нормами; способностью к рефлексии. Таким образом, исследовательская деятельность превращается в ведущую для подросткового возраста, поскольку задает способ реализации эффективных социальных, субкультурных, профессиональных проб.
Можно выделить основные виды учебно-исследовательской деятельности:
- проблемно-реферативное исследование: сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
- аналитико-систематизирующее исследование: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
- диагностико-прогностическое исследование: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;
- изобретательско-рационализаторское исследование: усовершенствование, проектирование и создание устройств, механизмов, приборов;
- экспериментально-исследовательская деятельность: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковая деятельность: поиск, разработка и защита проекта, целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
- описательное исследование: наблюдение и качественное описание какого-либо явления.
Самой эффективной в плане формирования ключевых компетенций у учащихся является проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий, содержащих проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание .
К исследовательским заданиям относятся:
- познавательные задачи – специально подобранные учебные задачи, которые должны быть как бы выхваченными из окружающей действительности. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельности на уроке является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес (например: какое количество электроэнергии потребляет наша школа);
- творческие задачи, которые могут носить форму загадки, могут быть составлены на основе необычного и интересного текста, содержать вопрос или задание;
- урок-исследование, когда явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается для самостоятельного наблюдения под руководством учителя;
- урок-семинар, который базируется на содержании учебного материала предыдущих занятий.
Таким образом, нужно отметить важность и необходимость исследовательской деятельности, в ходе которой у учащихся формируются умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; доказывать и защищать свои идеи.

Использованная литература

1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. – Казань: Изд-во КГУ, 1988.
3. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: ж. «Исследовательская работа школьников», 2007.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1999.
5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся.- М.: 2003.
6. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
7. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4.
8. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.

городищенская ольга
Исследовательская деятельность младших школьников

Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания. В. П. Вахтеров

Основная проблема российской педагогики связана не с тем, как обучать увлеченных и способных детей, а с тем, как развивать способности, прививать интерес к знаниям и наукам. Поскольку начальная школа является первой ступенью систематического образования, то ее главной задачей стало научить детей учиться.

Обучение школьников специальным знаниям , а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске , - одна из основных практических задач современного образования.

Исследование (в широком смысле - как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.

Исследование , как известно, – бескорыстный поиск истины. Деятельность исследователя часто может быть охарактеризована известной формулой - «пойди туда не знаю, куда найди, то не знаю что» . Исследовательская работа школьников связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ результатом. Главной целью исследования в сфере образования является развитие личности.

Овладение основными умениями и навыками учебной деятельности - это та база , которая помогает школьнику осуществить познавательную и . Стремление ребёнка к получению новых знаний, с одной стороны, и острейшая необходимость в знаниях – с другой, создают благодатную почву для начала исследовательской деятельности именно в младшем школьном возрасте .

Общие исследовательские умения и навыки включают в себя умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.

Научно-исследовательскую деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений. На мой взгляд, исследовательская работа – это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

При формировании исследовательских действий , я добиваюсь следующих целей :

Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

Развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;

Развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

Развитие критического мышления.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность , закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования , который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т. е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников . Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию , однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность нужно обязательно . Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для исследовательской работы , то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в данной работе.

При организации исследовательской работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей.

В рамках начальной школы уделяется внимание развитию таких исследовательских умений учащихся как построение гипотез (как в учебном процессе, так и в семье, используя любые бытовые ситуации, темы из учебных пособий, планирование, организация наблюдений, сбор и обработка информации, использование и преобразование информации для получения новых заключений, интегрирование содержания сразу нескольких областей знания, сотрудничество, самостоятельное постижение вновь появляющихся знаний и др., что позволяет осуществить переход от усвоения большого объема информации к умениям работать с информацией, формировать творческую личность. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования , обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочных и внеурочных занятий или 2-3 уроками. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).

Темы исследовательских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для исследования требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них .

Проблема исследования , обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Этапы организации исследования

Кратко рассмотрим основные этапы учебной исследовательской деятельности :

Мотивация - возникновение у ученика вопроса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту.

Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования - самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету (презентации) и отражает суть выполненной работы.

Определение цели исследования позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена.

Выбор объекта исследования , (при проведении эксперимента - формирование опытной и контрольной группы) определяется целью работы, реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез) . Гипотеза должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Как правило, определяет этапы выполнения работы, позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования . В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными (экспериментальными) данными и логическими соображениями.

Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели - не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определить их кислотности с помощью индикатора).

Поиск и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. Как правило, завершается подготовкой литературного обзора - краткой характеристикой того, что известно об исследуемом явлении , в каком направлении происходят исследования других авторов . Обзор позволяет исследователю познакомиться с областью исследований по нескольким источникам, по сути, избавляет от «изобретения велосипеда» . Литературный обзор всегда должен быть строго структурирован, логичен; содержать только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы, её цели. Содержит ссылки на использованные источники информации.

Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов.

Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться , строго соблюдая все требования выбранных методов.

Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т. п. - они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соотношения, закономерности. Должны быть четко разграничены рабочие данные и данные обобщения, иллюстрирующие закономерность. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных) на основе которых были получены основные, обобщенные данные. В отчёте о работе числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики, полученных в ходе исследования результатов , на основании которых делаются выводы. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования . На этом этапе определяется достоверность полученных результатов и, при необходимости, определяются направления дальнейшей работы.

Проверка гипотезы позволяет укрепить веру или усомниться в истинности предложений, а может внести изменения в их формулировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения и/или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедливости.

Формулирование выводов. Выводы - строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований . В выводах тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. При этом происходит доказательство истинности гипотез получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам) исследований , являться ответом на вопросы, поставленные в них.

Подготовка отчета о проделанной работе. Осуществляется в заранее определённой форме.

Таким образом, поскольку исследовательская работа , даже в случае учебного исследования , не может быть какой-либо специальной - детской, юношеской, женской, студенческой и т. п., на любую работу, если она претендует называться «исследовательской » , распространяются все общие требования, в том числе требования научной этики, новизны, обоснованности выводов.

Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников :

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности . Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем. Например, материал уроков чтения, риторики, русского языка можно использовать с целью формирования исследовательской деятельности , постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности , видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе . Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности .

Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно» , «Ты делаешь не то (не так) » блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

Личность педагога. Для реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские , нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности .

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Стимулирование исследовательской активности , поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.

Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения :

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

Корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.

Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога.

Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие учеником собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности.

В заключение хотелось бы подчеркнуть ещё раз, что формировать и развивать научный интерес и исследовательскую активность ребёнка нужно с младшего школьного возраста .

Мне хочется, чтобы учителя начальных классов не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь. Уверяем вас, что это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.

Литература

1. Исследовательская деятельность в школе : опыт, поиски, решения : Под ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 1999.

2. Исследовательская работа как залог формирования профессиональной компетенции специалиста : Материалы шестой краевой научно-практической конференции студентов оу среднего профессионального образования. В 2 ч. - Пермь,2008.

3. Опыт организации исследовательской деятельности школьников : "Малая академия наук"\авт. -сост. Г. И. Осипова. - Волгоград : Учитель, 2007.

4. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении. - Волгоград : Корифей, 2007.

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся : Методический сборник. –М.: Народное образование, 2001.

6. Савенков А. И. Путь в неизведанное : Развитие исследовательских способностей школьников : Методическое пособие для школьных психологов /А . И. Савенков. - М.: Генезис, 2005.

7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников /А . И. Савенков. – Самара : Изд. дом "Федоров", 2007.

8. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе /И . Д. Чечель. - М.: Сентябрь,144 с.

9. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность : Словарь /Е. А. Шашенкова. – М.: АПКиППРО, 2005.

В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одной из наиболее устоявшихся является концепция учебно-исследовательской деятельности учащихся как новой педагогической технологии (этого взгляда придерживаются А.В. Леонтович и Д.Л. Монахов). Согласно этому подходу под исследовательской деятельностью школьников понимается, по словам Леонтовича, «решение творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, предполагающее наличие основных этапов, характерных для научного исследования».

В свою очередь А.С. Обухов рассматривает исследовательскую деятельность как «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Исходя из этих философских позиций, Обухов считает, что задача педагога заключается в создании гипотетико-проективной модели по формированию развивающей среды для учащихся. Именно педагогом должны задаваться формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика должна сформироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции. (обухов)

Безусловно, исследовательская деятельность для школьников не может быть абстрактной (во всяком случае, поначалу). Ученик должен хорошо осознавать суть проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно. Учитель не должен вести ученика напрямую к ответу, а лишь как человек более опытный в поиске ответов на вопросы, совместно с учеником искать решение.

Учебное исследование должно быть организовано так, чтобы класс работал коллективно и чтобы при этом выполнение общего задания зависело от индивидуальных усилий отдельного школьника. Каждый ученик выполняет свою работу, вызывающую мысли, переживания, требующую усилий воли, порождающую ответственность» перед другими учениками за выполненную работу как часть общего дела.

В процессе исследовательской деятельности подростки вырабатывают умение самостоятельно добывать знания, навыки самоорганизации; испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; у ребят формируется адекватная самооценка; они учатся речевой культуре: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия; учатся создавать материалы для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайдшоу, видеофильмов. Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную ёмкость и системность в усвоении учебного материала, включает внутрипредметные и междисциплинарные связи.(Прокофьева Л.Б)

Большой интерес вызывают работы знаменитого методиста-географа 20-30-х гг. XX в., С.П. Аржанова. В качестве теоретического основания организации исследовательского обучения в школе С.П. Аржанов выделяет следующее положение: «Главное - не в результатах, а в процессе их получения». Сам же процесс получения результатов должен быть поставлен так, чтобы он как можно более приближался к характеру научного исследования. Процесс обучения, построенный таким образом, позволяет сделать полученные знания личным достоянием ученика. Ученый рассматривает вопросы организации учебного исследования, соотнося его с этапами научного познания. Он приходит к выводу о том, что основным методом обучения должен быть лабораторно-исследовательский:

в основе обучения должно лежать наблюдение объекта (или темы изучения) в его конкретности;

Явления и факты должны быть проанализированы;

должны быть получены ответы на вопросы, которые вызваны наблюдением;

должно быть проведено сравнение непосредственно наблюдаемого с аналогичными явлениями, сведения о которых можно почерпнуть из уст учителя или из учебных пособий;

накопленный материал необходимо объединить .

Конкретизируя общие положения, С.Л. Аржанов выделяет такой специфический элемент исследовательской деятельности, как решение проблемы. Класс свободно высказывается «за» или «против» той или иной рабочей гипотезы; одни выдвигают одни соображения и доводы, другие выставляют другие; учитель намечает пути к доказательному разрешению возникшего затруднения. [поздняк] Следовательно, в основе исследования лежит проблема, которая инициирует поисковую активность учащихся, вызывает различные виды деятельности (познавательную, практическую, оценочную, проектную и др.) и порождает мотив деятельности, направленной на решение проблемы. Целью исследования становится поиск способов решения проблемы и получение нового знания. Решение проблемы, поиск истины приводит к развитию у ученика исследовательских умений. Методическая ценность идей Аржанова сохраняется и в современных условиях, когда актуальна проблема организации исследовательской деятельности учащихся.

Основываясь на рассуждениях С.П. Аржанова, С.Н. Поздняк в своей статье «Исследовательская деятельность школьников и метод проектов» выделяет следующие этапы учебного исследования:

Отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности

Под исследовательской деятельностью понимается форма организации образовательной работы, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Основным отличительным признаком исследовательской деятельности является наличие таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие их него выводы.

Важно, что при реализации творческой деятельности главным является подход, а не состав источников, на основании которого выполняются работы. Это особенно показательно в гуманитарных областях. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основе выводах. Суть реферативной работы - в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему .

Приведём сравнительные черты традиционного и исследовательского обучения

Традиционное обучение:

  • 1. Учителю излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отражённые в изучаемой теме.
  • 2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем.
  • 3. Учебное познание должно строиться на чёткой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения.
  • 4. Основная цель лабораторных работ -- формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов.
  • 6. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной к тому, чтобы проиллюстрировать изученные в классе понятия и представления.
  • 7. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые чётко придерживаются инструкций к лабораторной работе.
  • 8. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат.
  • 9. Сущность естественнонаучных знаний следует иллюстрировать материалом об их применении в технике.
  • 10. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера.

Исследовательское обучение:

  • 1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя.
  • 2. При изучении естествознания надо создавать такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах.
  • 3. Знакомство с естественно-научными представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов.
  • 4. Учащимся принадлежит ведущая роль принятия решений о выборе способа работы с изучаемым материалом.
  • 5. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе.
  • 6. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке.
  • 7. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возможность самостоятельно планировать своё исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты.
  • 8. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.
  • 9. Для изучения правила (или закона) учащихся следует познакомить с примерами, из которых это правило (или закон) можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем.
  • 10. Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме [кларин]

На основе анализа вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  • - исследовательское обучение - это специально организованное обучение, обеспечивающее самостоятельную учебную деятельность, включающее в себя обязательным компонентом наличие практического исследования;
  • - в ходе исследовательского обучения школьники осваивают метод научного исследования, учатся выдвигать и обосновывать (либо опровергать гипотезы), анализировать полученную в ходе эксперимента информацию;
  • - полученные школьниками в ходе исследования умения обеспечивают им готовность самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности, осуществлять научный поиск;
  • - результатом применения научного метода к исследованию действительности является новое знание.

Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов:

  • - принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);
  • - принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода исследования, его результатов);
  • - принципа самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт);
  • - принцип наглядности;
  • - принцип культуросообразности.

Основные виды творческой деятельности школьников

Творческая деятельность в образовательных учреждениях организована, как правило, в форме факультативных курсов и программ дополнительного образования. Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на конкурсы и научно-практические конференции, завершающие соответствующие курсы.

А.В. Леонович выделяет пять основных видов творческих работ школьников.

Информационно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы;

Проблемно-реферативные - творческие работы, предполагающие сопоставление данных нескольких литературных источников, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы (хорошая работа этого жанра, при наличии общепринятой структуры, вполне может считаться исследовательской);

Экспериментальные - описывают научный эксперимент, имеющий известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают собственную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Отличительная особенность - отсутствие количественной методики исследования.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Перечисленные виды имеют общие элементы. Это, прежде всего, компиляция литературных данных. В случае реферативных работ она является основным содержанием работы, в случае трех последних видов выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении. При этом каждый из видов обладает своей спецификой и атрибутикой .