Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Македония древняя. Древняя македония

МАКЕДОНИЯ ДРЕВНЯЯ (Maxedonia, Macedonia) - рабовладельческое государство 5-2 веков до н. э. в северо-восточной части Балканского полуострова. Верхняя часть Македонии - гористая, нижняя - приморская, равнинная. Природные условия Македонии благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства, особенно коневодства. Македония была богата лесом и ценными полезными ископаемыми: золотом, серебром, медью и железом. Относительно происхождения македонян нет единого мнения: немецкие ученые О. Абель, Ю. Белох, Э. Мейер, Ф. Гейер, У. Вилькен, греческий - И. Каллерис, французский - П. Клоше возводят его к грекам; немецкий ученый Ю. Мюллер и болгарский Г. Кацаров - к иллирийцам; болгарский историк Г. Ценов - к фракийцам; английский историк У. Тарн и некоторые другие считают македонян состоящими из ряда этнических групп. Советские историки полагают, что македонская народность сложилась к 5 веке до н. э. в результате смешения населения нижнедунайской ранненеолитической культуры с фракийскими, иллирийскими и греческими этническими элементами. Удаленность Македонии от главных центров Греции и оторванность от занятого греками морского побережья объясняют ее относительную отсталость. Городов как центров ремесла и торговли на территории Македонии в ранний период почти не было. Рабство было гораздо менее развито, чем в других греческих полисах. Македонские племена развивались неравномерно: племена Верхней Македонии в 4 веке до н. э. продолжали жить в условиях родоплеменного строя, а в более развитой Нижней Македонии в конце 6 – начале 5 веков до н. э. с усилением процесса классовой дифференциации уже образовалось раннерабовладельческое государство. В 5 веке до н. э. при царях из династии Аргеадов происходило постепенное политическое объединение Македонии. При Александре I (495-450) была объединена вся Нижняя Македония. Реформы Архелая (413-399) (военная, денежная и другие) способствовали объединению Македонии и дальнейшему ее хозяйственному и политическому развитию. При нем столица государства переносится из Эг к побережью, в Пеллу. Формирование македонской монархии завершилось подчинением при Филиппе II (359-336) последней независимой области Верхней Македонии - Линкестиды. Филиппом II были проведены реформы в области управления, финансов, военного дела и других, направленные на ослабление родовой знати и к централизации государства. Упрочение экономических и политических позиций Македонии позволило начать ей политику захватов. Глубокий социально-экономический кризис греческих полисов, поддержка Филиппа промакедонскими группировками способствовали успехам Македонии. С 359 по 338 годы Македонией были завоеваны Амфиполь, Иллирия, Пеония, Фессалия, Олинф, Фракия (см. карту). Победив объединенные силы греческих полисов в битве при Херонее в 338 года, Филипп подчинил Македонии всю Грецию.

Его сын Александр Македонский (336-323), продолжая завоевательную политику, разгромил в результате восточных походов персидскую державу и образовал на завоеванных землях огромную монархию. Держава, созданная в результате завоеваний и лишенная прочной внутренней связи, распалась сразу же после смерти Александра Македонского.

Вступление Македонии в период эллинизма (в конце 4 - начале 3 веков до н. э.) отмечено кризисом, нашедшим проявление, в частности, в переселении значительной части населения - ремесленников и крестьян - на Восток, и разорении свободных производителей. Борьба диадохов за власть и нашествие галатов в 70-х годах 3 веке до н. э. усиливали этот кризис. Положение в Македонии несколько стабилизовалось, когда Антигон II Гонат утвердился в 283 году на македонском престоле. Греция оставалась под властью Македонии, но удерживать ее в повиновении становилось все труднее, особенно после усиления Этолийского союза (в конце 4 века до н. э.) и образования Ахейского союза (в 280 году до н. э.), начавших борьбу за восстановление независимости Греции. В Хремонидовой войне (267-261) Антигону Гонату удалось разбить войска военного союза Афин, Спарты и нескольких пелопоннесских городов и снова закрепить власть Македонии над всей Элладой. Однако борьба городов Ахейского союза привела к тому, что уже к 228 году у Македонии не осталось никаких владений в Пелопоннесе. В 229 году македонский гарнизон был выведен из Афин. Демократические преобразования спартанского царя Клеомена III и его выступление против Ахейского союза заставили стратега союза Арата обратиться за помощью к Македонии. В 221 году Антигон III Досон (229-220) разбил Клеомена в битве при Селласии и вступил в Спарту. Лаконика была включена в Эллинский союз под гегемонией Македонии. В 220 году новый македонский царь Филипп V (220-179), стремясь восстановить влияние Македонии над всей Грецией, начал Союзническую войну с Этолийским союзом. Однако в 217 году в связи с подготовкой к войне с Римом он вынужден был заключить с союзом в Навпакте мир на условиях сохранения status quo. Укрепление Рима в Иллирии (с 229 года) привело к столкновению его с Македонией, стремившейся установить в Иллирии свое влияние и получить выход к . В 216 году Филипп V заключил с Карфагеном союз для совместной борьбы с Римом. 1-я война Македонии с Римом (215-205) не дала решающих результатов. В итоге 2-й войны (200-197), закончившейся поражением Македонии в битве при Киноскефалах (197), Филипп V отказался от всех своих владений вне Македонии. 3-я война с Римом (171-168) закончилась полным поражением Македонии. В битве при Пидне 22/23 июня 168 года армия македонского царя Персея (179-168) была разбита, Македония разграблена, экономически и политически ослаблена, разделена на 4 округа. В 148 году после подавления на территории Македонии антиримского восстания Андриска Македония вместе с Фессалией и Иллирией была превращена в римскую провинцию.

A. С. Шофман. Казань.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Источники:

Фукидид, История, пер. Ф. Г. Мищенко, т. 1-2, М., 1915 (кн. 1-2, 4, 5), Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, пер. И. Алексеева, т. 1-6, СПБ, 1774-75 (кн. 12-22, 28-31); Демосфен, Речи, пер. с греч., М., 1954; Юстин, Эпитомы сочинения Помпея Трога "Historiae Philippicae" (кн. 16, 24, 25), "ВДИ", 1954, No 2, 3, 4, 1955, No 1; Полибий, Всеобщая история в 40 книгах, пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, т. 1-3, М., 1890-99 (кн. 2, 4, 5, 7, 8, 13, 18, 22); Павсаний, Описание Эллады, пер. С. П. Кондратьева, т. 1-2, М., 1938-40 (кн. 1-3); Страбон. География, пер. с греч. Г. А. Стратановского, (Л.), 1964 (кн. 7); Тит Ливий, Римская история от основания города, пер. с лат., под ред. П. Адрианова, т. 1-6, М., 1892-99 (кн. 23-29, 31-34); Плутарх, Сравнительные жизнеописания, (пер. с древнегреч.), т. 1-3, М., 1961-64.

Литература:

Ранович А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М.-Л., 1950; Шофман А. С., История антич. Македонии, ч. 1-2, Каз., 1960-63; Kalleris J. N., Les anciens Macédoniens, étude linguistique et historique, t. 1, Athènes - p., 1954; Папазоглу Ф., Македонски градови у Римско доба, Скопjе, 1957; Cloché P., Un fondateur d"empire: Philippe II, roi de Macédoine, Saint-Etienne, (1955); его же, La discolation d"un empire, P., 1959; его же, Histoire de la Macédoine jusqu"а l"avènement d"Alexandre le Grand, P., 1960.

, » остров Пелопса » ,так называется самый южный полуостров Эпира и всей Европы.

Там в состязаниях на колесницах он победил царя Эномая и в награду за это получил его дочь Гипподамию и трон.

Пелопс был могучим и мудрым царём и вскоре завладели всеми землями до самого Истма, которые стали называть его именем, хотя ранее, согласно Гомеру, они назывались Апия, Пеласгия, и Ахейский Аргос.

Поскольку Пелопс, без сомнения, являлся самым знаменитым мифологическим героем Пелопонесса, именно с его именем связанно возникновение Олимпийских Игр.

Все сыновья Пелопса и Гипподамии стали правителями в соседних полисах, так Атрй основал династию Атридов в Микенах, а имена остальных сыновей послужили названиям соответствующих городов на Пелопоннесе: Коринф, Тризин, Аргос.

Со времён первых поселений и по сегодняшний день, был и остаётся жизненно важным регионом Греции.

Соединённый с материком узким перешейком длиной в 5 км. он одновременно отделён от него двумя заливами. Сароническим и Коринфийским.

Однако всегда оставался важнейшим центром, где зарождалась, развивалась и сохранялась на протяжении веков подлинная и многообразная греческая культура. Полуостров площадью 21439 кв. км. своими очертаниями напоминает «платановый лист. брошенный в море» , именно поэтому в средние века, полуостров назывался Мореас (лист платана) .

На этой земле ахейцами-греками в послеэлладский период будет заложен самый крупный центр великой культуры, «златообильные микены» , как их называл Гомер.

Древняя Македония

Название Македония происходит от двух слов - «μακ» и «δων» - что означает «высокая земля» или, что более прозаично, - горная местность. Именно отдаленные горные районы страны, то есть историческая Верхняя Македония, и была родиной македонян.

Согласно древней традиции, Македония унаследовала земли легендарного царя Мидаса. Основателем правящей династии Геродот называет Пердикку І. Этот царь был выходцем из Аргоса - одного из древнейших европейских городов, находящегося в восточной части Пелопоннеса. Предками македонян считаются дорийцы. В том, что македонские цари имели эллинское происхождение Геродот не сомневался. То же самое после некоторого разбирательства было признано и судьями Олимпийских игр. Его необходимость возникла, когда македонский царь Александр (V в. до н.э.) пожелал лично участвовать в соревнованиях. Установленный же порядок не допускал к участию никого, кроме эллинов. Александр доказал, что он аргосец, сумев убедить в этом судей.
Именно к его правлению царя Александра относится оформление Македонии в единое государство и начало ее активных отношений с Грецией.

По другой версии, более мифологизированн ой, основателем Македонии считается брат аргосского царя Каран, при этом временем рождения царства называется XI в. до н. э. Являясь прямым потомком божественного Геракла в одиннадцатом колене, Коран вместе с тем считался предком последнего фактического и наиболее прославленного македонского царя - Александра III Великого - в семнадцатом колене. Каран ушел с Пелопонесса на север в поисках места для поселения и, ступив в Иматию, взял себе в проводники козье стадо. Животные искали убежища от непогоды, и хитроумный аргосец последовал за ними. Именно благодаря непогоде Карану удалось овладеть городом Эдессой - густой туман и дождь помешали местным жителям узнать заранее о приближении захватчика. Эдесса, вскоре переименованная Караном в Эги (то есть «козий город»), стала центром его правления. Новому правителю, с тех пор всегда державшему в походах коз впереди знамен, удача улыбалась и дальше. Ему удалось вытеснить других мелких царей с македонских земель. Став первым самодержавным правителем в этих краях, Каран объединил жившие вокруг племена, и Македония стала единым целым.

Древняя литературная традиция насчитывает более тридцати известных античных историков, упоминающих в своих трудах о Македонии. Естественно, греческие авторы писали историю Эллады, а не ее северного соседа, упоминая о Македонском царстве только там, где это имело связь с событиями, происходившими в жизни греческих земель. До V в. до н.э., и в особенности до времени Филиппа ІІ, значимой роли в международных отношениях Македония не играла. Ее внутренняя жизнь не занимает сколько-нибудь важного места в работах греческих авторов. Начиная со времени Филиппа рассказы о Македонии сосредоточены на стремлении молодого мощного государства к расширению своих границ.

До нас дошло очень мало сведений о жизни македонского народа до этого периода. Античные историки акцентировали свое внимание на политических и военных делах, которые служат фундаментом в истории отношений между Македонским царством и Элладой. Долгое время в эллинских интересах Македония не занимала существенного положения. Это объясняет тот прискорбный факт, почему исторических документов, повествующих о Древней Македонии практически нет.

Первое упоминание о македонских землях мы находим в эпосе Гомера. Великий певец говорит о северных Балканах, в основном о Фракии. В «Илиаде» и «Одиссее» ним воспет широкая и быстротечная река Аксиос, гора Атос (более знакомая нам под названием Афон), город Амидон и другие. В описанных Гомером событиях Троянской войны, датировку которой большинство исследователей относят к рубежу XIII-XII вв. до н. э., участию фракийцев, участвовавших в войне на стороне Трои, уделено немало внимания. В «Илиаде» имеется несколько мест, из которых можно почерпнуть информацию о климате и животном мире Фракии, однако ни сама Македония, ни ее жители Гомеру не были знакомы. Только Гесиод, первый исторически достоверный древнегреческий поэт, живший в VIII в. до н.э., употребляет имя Македон , считая его производным от самоназвания македонян.

Геродот, работая над своим многотомным трудом о греко-персидских войнах, собирал материал везде, где это только было возможно. Немалую пользу он извлек из произведений своего учителя Гекатея. Отдав долг еще не оформленной тогда в самостоятельную науку географии, Гекатей записал ряд сведений о македонской земле, через которую войска персов вошли в Элладу. Из трудов Гекатея Геродот позаимствовал данные о природных богатствах Македонии, ее горах с залежами руды, диких лесах и их диких обитателях. Но, описывая территорию, «отец истории» все же не проводит границ между македонскими и фракийскими племенами.

Но вот наступил IV в. до н.э., и древнегреческие сочинения перешагнули черту разрозненных повествований, вступив в область непосредственно науки. Это событие связано, прежде всего, с именем Аристотеля. Ученый-энциклопе дист посвятил не один свиток описанию особенностей македонского растительного и животного мира, свойствам и качествам ее природных ископаемых, использованию ресурсов в хозяйстве. Работу, начатую Аристотелем продолжил его ученик и будущий «отец ботаники» Феофраст. Флору Македонии и Аристотель и Феофраст знали по собственным наблюдениям.

Также некоторые сведения о Древней Македонии оставили Псевдоскимн, Страбон, а также римляне Помпоний, Плиний и Клавдий Птолемей.

Вся история Македонии наполнена династической и межплеменной борьбой, а также непрерывными конфликтами с соседями - фракийцами и иллирийцами, что являлось серьезной помехой созданию прочного государства. Однако перед угрозой военного вторжения племена нередко объединялись, забывая о своей вражде.

Примечателен тот факт, что до воцарения Филиппа II Македонское царство не имело собственного войска. Описывая положение дел того времени, Александр обращается к армии со словами: «Отец мой Филипп застал вас бедными пастухами, одетыми в овчину и стерегущими свои стада от фракийцев и иллирийцев. Вместо овчины он одел вас в воинские доспехи, расселил по городам, дал вам законы, из рабов сделал вас господами».

Таким образом, картина жизни обитателей этого региона не выглядит слишком пестрой. Основным занятием было земледелие и скотоводство. Македоняне выращивали многие сельскохозяйстве нные культуры, разводили коз и овец, активно развивались ремесла. Время от времени наскучившее однообразие македоняне разбавляли набегами друг на друга.

Особого упоминания заслуживает ювелирное дело, в котором местные мастера приблизились к уровню подлинного искусства. Лучшие образцы золотых украшений, доспехов и оружия сегодня можно увидеть в музеях Вергины (бывших Эг), Пеллы и Салоников. В орнаментах македонская культура ближе всего к крито-микенской - те же изображения растительности и животных, часто даже не стилизованных.

По форме организации и особенностям правления уклад македонян был ближе всего к спартанскому. Строгого порядка престолонаследов ания не существовало. Допускалось многоженство.

Для погребальной культуры характерны курганные захоронения.

Царь Архелай, правивший в V в. до н.э., начал обширное строительство, приглашая ко двору новой столицы Пеллы лучших греческих архитекторов. При нем также были возведены знаменитые постройки в находящемся у подножия Олимпа Дионе - святилища Зевса и Геракла. Дион без преувеличения можно назвать северной Олимпией, здесь регулярно проходили театральные и гимнастические состязания, на которые съезжалось огромное количество участников и гостей.

Символом династии Аргеадов было золотое шестнадцатилучев ое (иногда восьмилучевое) солнце на пурпурном фоне. Это солнце как национальный или же царский символ в контексте Македонии систематически начитает встречаться со времени правления Филиппа, но более всего оно было любимо Александром. Этот символ солнечной чистоты и ясности в раннем христианстве стал символом Богородицы. Сегодня шестнадцатилучев ое солнце присутствует на флаге греческой Македонии, правда фон его изменился на синий.

Давно ушедшие в Греции в историю архаические обычаи в Македонии сохранялись еще очень долгое время. Такими, например, были сакральные поединки будущих царей с дикими пещерными львами. Сегодня среди густых македонских лесов уже не встретить этого зверя. Он навсегда остался в той эпохе, где человек был в силах противопоставить свой ум, мужество, ловкость и умения необузданной животной силе. И все же восстановить облик этого реликтового обитателя македонских земель мы можем, обратившись к мозаикам того времени. Именно такого льва, а возможно и сам поединок, можно увидеть на мозаике из Пеллы, носящей современное название «Охота на льва».

В Древней Македонии были популярны многие культы, главным образом оргаистические, служа своеобразным духовным ядром для всего народа. Повышенным вниманием пользовался культ Орфея, также раз в год македоняне участвовали в празднествах в честь Гефеста (древнего доолимпийского божества огня). Отголоски этого культа сохранились в Греции до сих пор, хотя и претерпели некоторые идеологические изменения. Это анастенарии («огнехождение») , проводимые ежегодно в нескольких селениях в период с 20 по 22 мая. Особым почтением характеризуется культ Диониса. Дионис не был, как долгое время считалось, фракийским богом, попавшим в Грецию через македонские земли где-то в VIII-VII вв. до н.э. Упоминания о нем встречаются уже в микенскую эпоху, то есть он был известен эллинам еще до Троянской войны. Через несколько веков ему удалось завоевать Грецию, но все же именно Македония стала местом его триумфа. Одной из самых ревностных последовательниц дионисийского культа в Македонии была Олимпиада Эпирская - жена Филиппа II и мать Александра.

Ошибочно считать этого бога лишь покровителем плодородия и виноделия. Для древних Дионис был богом священного экстаза, вдохновения, неистовства и самого блаженного освобождения. Его царство распространялось на всю природу, в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе - словом, все то, что приходит и уходит. Суть дионисийского экстаза тонко раскрыта одним из исследователей религий: дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила человека в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек - проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук - во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит - с Дионисом.

Изначально это был культ, целью приобщения к которому было освобождение от всего бренного, единение с Вселенной и доказательство бессмертия души. Однако вскоре он стал вырождаться, скатываясь в безумные оргии, пока, в конце концов, не был в Греции строго ограничен как по времени (два раза в год), так и по территории (только на Парнасе). И только особое почитание Диониса Александром вернуло его культу прежний блеск с наступлением эпохи эллинизма.

Что касается древнемакедонско го языка, то его чаще всего считают диалектом древнегреческого, причем преобладал заметный дорийский акцент. Македонские имена зачастую также имеют греческую этимологию, хотя в ряде случаев они и отличаются от чисто эллинских. Македоняне не имели собственной письменности, по причине чего известно всего лишь около 150 словоформ из языка, на котором они говорили. Ввиду близости древнемакедонско го к древнегреческому не исключен вариант происхождения двух языков от одного - т.н. палеобалканского. И хотя сегодня в Греции по политическим причинам, в первую очередь из-за конфликта с северо-западным соседом, жителейДревней Македонии безоговорочно причисляют к эллинам , греки V-IV вв. до н. э. вряд ли оценили бы подобное отождествление. В то время они показательно отчуждали себя от македонян, именуя их не иначе как варварами.

По мере расширения контактов между Македонией и Грецией среди македонской элиты укоренился дорийский диалект древнегреческого. До той поры невообразимое - то есть формирование общей, надрегиональной формы древнегреческого - случилось во второй половине IV в. до н.э. Деятельность Александра Великого не могла не коснуться области языка. Ведь именно язык служит тем связующим звеном между людьми, которое позволяет не только согласованно мыслить, но и единодушно действовать. По мере стремительного продвижения объединенных греко-македонски х войск на Восток, их новосформировавш ийся общий диалект распространился от Египта до границ Индии . Койне стал языком эллинистической эпохи и прямым предком современного греческого. Этот язык не был создан, введен или как-либо закреплен официально. Он развивался естественно, живя своей жизнью, вернее жизнью тех, для кого он стал средством повседневного общения. Койне был порождением нового мира, в котором языковый барьер перестал существовать. И этот язык, на котором написаны тысячи научных трудов и художественных произведений, переводы древних религиозных текстов, а также апокрифы и канонические тексты Нового Завета, появился благодаря выходцу из Македонии.

Царство македонян просуществовало около 12 веков, достигнув вершины могущества во второй половине IV в. до н.э. В 168 г. при правлении Персея Антигонида последняя династия была свергнута, Македонское царство исчезло с карты, а его земли стали римской провинцией.

Они дадут название первому периоду в истории греческой культуры, достигшей расцвета на территории Европы-микенскому. И сегодня для нас ещё одна важная древняя история Атридов, которая неразрывно связана с землёй арголиды и походом ахейцев на Трою.

Именно с этой землёй связано возникновение мифа о величайшем герое античной мифологии Геракле, здесь он совершил свои подвиги, а после гибели микенского дворца, сюда вернулись его потомки, гераклиды, которые отождествляются с дорийцами, и именно на эти земли произойдёт так называемое «переселение» дорийцев

На этой земле родились доблестные воины, триста из которых во главе с царём Леонидом противостояли полчищам персов. Совсем не случайно, именно здесь, в 1821 году началась революция против османского господства. Это Пелопоннес!!!

    Греческая мастиха - одно из чудес природы!!!

    Отправляясь в путешествие по Греции главное - заранее познакомиться с тем, что представляет собой ценность и больше нигде не встречается. Таких достопримечательностей и полезных природных компонентов здесь много. Сегодня поговорим об ароматной греческой мастике из острова Хиос Мастиха - компонент современных спиртных напитков

    тианская Греция. По следам апостола Павла

    Пелопоннес. Колыбель Греции

    Этим названием согласно приданию он обязан имени мифического персонажа Пелопса, сына Тантала и внука Зевса. Покинув Малую Азию, свой родной город Лидию и обладая большими сокровищами, Пелопс достиг берегов Элиды и поселился в городе Писа.

    Венецианская крепость Метони

    Метони – это городок на острове Пелопоннес, в его юго-западной части. Гавань Метони находится в 10 километрах от города Пилос. Метони считается одним из самых востребованных мест отдыха туристов разных стран. Здесь весьма неплохо развита инфраструктура и есть где искупаться в море со всем возможным комфортом.

    Погребальные обряды в Греции

    С древнейших времен греки задумывались о том, что там, «за чертой». Есть ли какая-либо возможность существования человеческой души после смерти телесной? Что происходит с душой, когда она уходит в мир иной? Ответов на эти вопросы человечество не нашло по сей день. Впрочем, от некоторых предположений о существовании загробного мира в древней греческой цивилизации зависели и особенности погребения людей.

Столица Эгес , потом Пелла Язык(и) древнемакедонский Денежная единица Тетрадрахма Форма правления олигархия Преемственность ← Греческие Тёмные века Македония (римская провинция) →

Возникновение Македонии

В доисторический период Македония была территорией, через которую в Европу из Малой Азии проникали носители неолитических культур (подробнее см. Доисторическая Греция). В конце бронзового века в Македонию с севера вторгаются различные индоевропейские племена, часть которых направляется далее в Малую Азию , а часть - в Грецию .

Слово «Македония» происходит от греческого «μακεδνός (makednós )», что означает «высокий» .

Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов - переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название - Аргеады), возводивших своё происхождение к Гераклу . Первый царь Македонии - Пердикка I (по более поздним данным - Каран).

Раннее царство

Мифическим основателем македонского государства называли Карана , отождествляемого с сыном аргосского царя Темена Архелаем . По Юстину , от Карана до последнего царя Македонии Персея прошло 924 года , что заставляет датировать правление Карана XI веком до н. э.

Александр активно пользовался культурным наследием завоеванных держав, но при этом знакомил покоренные народы с культурой Греции и поощрял изучение греческих наук. И хотя новообразованная империя распалась вскоре после смерти Александра, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма . Население эллинистических стран Азии даже во II в. н. э. составляло более четверти населения Земли. Греческое койне более тысячелетия было языком международного общения большинства стран мира.

В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирион совершил поход в Скифию , в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено.

Закат царства

Пирр, царь Македонии и Эпира , в 279 году до н. э. нанёс поражение римлянам, не снискав славы. Относительная малочисленность македонцев не позволила сдержать натиск Римской республики, а Персей Македонский не оказал ожидаемого сопротивления захватчикам. Дорога к захвату Ахайи была открыта.

В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима : результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии. Когда Македония была завоевана Римской республикой , страну разделили на четыре независимые друг от друга республики с аристократией во главе, которые выплачивали дань Риму. В 149 до н. э. в Македонии появился некий самозванец Андриск , выдававший себя за умершего сына Персея Филиппа VI. Это привело к четвёртой Македонской войне. В 148 до н. э. римляне разбили Лжефилиппа. Итогом стало объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э.

Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары ; в VI-VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения.

После падения Константинополя в ходе четвёртого крестового похода (1204) латиняне и болгары развязали войну за право владеть Македонией; в итоге страна была поглощена

Раздел - I - Описания древней Македонии
Раздел - II -
Раздел - III - Столица древней Македонии
Раздел - IV - Царь древней Македонии
Раздел - V - Армия древней Македонии

Описания древней Македонии

Древняя Македония - одно из греческих государств древности. Оно располагалось на Балканском полуострове, а его столица находилась в городе Пелла. Именно отсюда, собрав воедино всю мощь греческих городов, Александр Македонский в 3 веке до н.э. начал дальний поход против персидской империи. Если современные македоняне не относятся к грекам, т.к. большая их часть является славянами, то в древние времена македоняне происходили именно от греков. Историк Геродот утверждал, что Македонию основали дорийцы, которые были изгнаны кадмейцами. Дословно «Македония» переводится как «Высокая земля».

История Древней Македонии началась в 8 веке до н.э. Основанным государством правила династия Аргеадов, которая происходила от знатных греков города Аргос. Первым правителем Македонии стал царь Пердикка I. Согласно мифам и легендам Древней Греции, именно на территории Македонии некогда находилось царство Мидаса. Государство это не отыгрывало значительной роли в развитии Античной Греции, однако в 5 веке до н.э. царю Александру удалось значительно укрепить и развить его. В это время начали чеканить монету, Македония вступила в деловые контакты с остальными греческими городами, и расширила свои владения. Удалось ей это не без помощи Дария I, захватившего Македонию в начале V века без боя. Вскоре объединенные греческие города изгнали отсюда персов, а Македония получила свободную волю.

В 420 г. до н.э. царь Пердикка II начал войну с Афинами, в которой Спарта его активно поддерживала. Новый царь Архелай развил армию Македонии. Кроме того, при его правлении Македония близко ознакомилась с эллинистической культурой. Вскоре македонцы захватили Пидну и Лариссу, проложив границу вдоль реки Галиакмон на юге, и реки Стримон на востоке. На западе ее территория была ограждена Пиндским хребтом, а на севере рекой Аксий. Царь Архелай был убит в 399 г. до н.э, в результате чего государство значительно ослабло. Фракийцы и иллирийцы попытались было захватить Македонию, однако царю Филиппу II удалось в скором порядке объединить государство, и отразить набеги врагов.

Царь Филипп II правил до 336 г. до н.э, расширив территорию Македонии практически на всю Элладу. В те времена македоняне, хоть и перенявшие греческую культуру, казались остальным эллинам варварами. Однако религия у них была общей. Филипп сам надеялся совершить поход в Персию, однако в 336 году до н.э. он был убит, а на его трон взошел Александр III, вошедший в историю как Александр Македонский. Он сумел воспользоваться приготовлениями Филиппа, и в ходе кровопролитной войны уничтожить могучую Персию и захватить Египет, дойдя даже до Индии. Однако сразу же после его смерти Македония распалась на множество эллинистических государств.
История каждого из них развивалась по-своему, однако история Древней Македонии после завоеваний Александра была недолгой. В 330 г до н.э. Зопирнион, правивший Македонией, потерпел сокрушительное поражение в Скифии, а царь Пирр, вторгшись во владения римлян и одержав победу, потерял практически всю армию, после чего в историю вошло выражение «Пиррова победа».

В ходе трех войн с Римом Древняя Македония ослабла окончательно. В 215 г. до н.э. была проиграна первая война, в 197 г. до н.э была проиграна вторая, а в 168 г. до н.э. римляне одержали победу в третьей. Правящая династия была свергнута, и уже в 146 г. до н.э. римляне установили в Македонии свою власть, объявив ее одной из провинций Римской империи. С тех пор здесь никогда больше не правили греки, а в 6-7 веке территории Древней Македонии заселили славяне, которым много лет спустя все же удалось создать самостоятельное государство.

Письменность древней Македонии








Краткая информация

Легендарный Александр Великий, царь Македонского царства, навсегда внес слово «Македония» в мировую историю. Теперь Македония не такая большая, как во времена империи Александра Великого, но, тем не менее, само ее название говорит о большой истории этой страны. Пусть даже Греция оспаривает право Македонии носить такое название… Современная Македония удивляет туристов своей природой, горами, озерами, и культурой. В этой балканской стране есть несколько термальных и горнолыжных курортов.

География Македонии

Македония расположена в центре Балканского полуострова, в Юго-Восточной Европе. На востоке Македония граничит с Болгарией, на севере - с Сербией, на северо-западе – с Косово, на юге – с Грецией, а на западе – с Албанией. Общая площадь этой балканской страны – 25 333 кв. км, а общая длина государственной границы – 748 км.

Македония находится в долине реки Вардар, и все-таки большую часть этой страны занимают горы (Скопска-Црна-Гора, Пинд и Пирин). Самая высокая вершина Македонии – гора Кораб, высота которой достигает 2764 м. Вообще, в этой стране есть 16 гор, высотой более 2 000 метров.

Самые большие озера в Македонии – Охридское, Преспа и Дойранское.

Столица

Столица Македонии - Скопье, в котором сейчас проживают более 870 тыс. человек. Археологи считают, что первое поселение людей на территории современного Скопье появилось еще в III веке до н.э.

Официальный язык

В Македонии официальный язык – македонский (он относится к восточной подгруппе южнославянских языков).

Религия

Около 67% населения Македонии – это православные христиане (Македонская православная церковь). Еще около 15% македонцев – мусульмане-сунниты.

Государственное устройство

Согласно Конституции 1991 года, Македония - это парламентская республика. Глава государства – Президент, избираемый на 5 лет.

Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту - Собранию (120 депутатов).

Климат и погода

В Македонии климат переходный от средиземноморского к континентальному. Лето в этой балканской стране жаркое и сухое, а зима не очень холодная. В Македонии выделяют три климатические зоны - умеренно средиземноморскую, горную и умеренно континентальную.

Самая высокая средняя температура воздуха в Македонии наблюдается в июле и августе - +31С, а самая низкая – в январе и феврале (-3С).

Реки и озера

В Македонии насчитывается около 50 озер. Самые большие из них – Охридское, Преспа и Дойранское. Кстати, Охридское озеро в 1980 годы было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что касается рек Македонии, то через всю территорию этой страны протекает река Вардар, длина которой составляет 388 км.

История

В древности на территории современной Македонии жили фракийские и иллирийские племена.

В 356 до н.э. Филипп II Македонский расширяет Македонское царство, захватывая прилегающие земли. Пика своего величия Македонское царство достигло при Александре Великом.

В период раннего Средневековья Македония находилась под властью Византийской империи и Болгарского царства. В начале XIV века Македония стала частью Сербского государства, а затем эту страну завоевала Османская империя. Македония входила с состав Османской империи целых пять веков.

В начале XX века Македония принадлежала Сербии, Греции и Болгарии. Затем Македония, под названием Вардарская бановина, входила в Королевство Югославия.

После Второй мировой войны Македония стала одной из республик в социалистической Югославии.

Македония стала независимой в 1991 году. В 1993 году Македония была принята в ООН.

Культура

Во всех македонских городах и селах жители бережно сохраняют свои народные традиции. Образцом этого является средневековый город Крушево, где традиции македонцев, наверное, выражены наиболее ярко.

Самые популярные праздники у македонцев – Новый год, православное Рождество, Великдень, День независимости, и Рамазан Байрам.

Кухня Македонии

Македонская кухня впитала в себя многие кулинарные традиции Балкан. На македонскую кухню заметное влияние оказали греческие, турецкие, ближневосточные и венгерские кулинарные традиции. Македонцы практически каждый день едят Shopska salad (Шопский салат) – нарезанные кубиками помидоры, огурцы, лук и сыр.

В Македонии изготавливают отличное вино, которое не хуже, чем в Греции. Другие традиционные македонские алкогольные напитки – ракия и ликер «Мастика».

Достопримечательности Македонии

Древняя Македония вызовет большой интерес у любого любознательного туриста. В этой стране есть много интересных достопримечательностей. В десятку лучших македонских достопримечательностей, на наш взгляд, входят следующие:

  1. Каменный мост в Скопье
  2. Крепость Skopsko Kale
  3. Старинная турецкая гостиница Куршумлия Ан
  4. Церковь Святого Спаса в Скопье
  5. Турецкие бани Дауд-паша в Скопье
  6. Древнеримский город Стоби
  7. Средневековый город Крушево
  8. Мечеть Мустафы Паши в Скопье
  9. Памятник матери Терезы в Скопье
  10. Замок царя Самуила

Города и курорты

Самые большие города Македонии – Битола, Куманово, Прилеп, и, конечно же, столица – Скопье.

Македонию можно назвать горной страной, поэтому неудивительно, что там есть горнолыжные курорты. Самые популярные из них – Крушево, Маврово, Козуф, и Попова Шапка.

В Македонии есть много термальных источников, про их целебные свойства знали еще турки периода Османской империи, которые строили на их местах бани. Сейчас на македонских термальных источниках работают отличные спа курорты – Banište, Banja Bansko, Katlanovo, Kežovica, Kosovrasti, Istibanja, Banja Kočani.

Сувениры/покупки

Туристы из Македонии обычно привозят изделия народных промыслов (например, керамику), македонскую вышивку, традиционную македонскую одежду, золотые и серебряные украшения.

Часы работы учреждений