Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Когда начинается петровский пост в году. Протоиерей Игорь Пчелинцев

Петров пост, который еще носит название Апостольского и поста Пятидесятницы, начинается через семь дней после светлого праздника . Он является периодом приготовления православных верующих к празднеству апостолов Петра и Павла. Пост не имеет четко определенной длительности - его протяженность зависит от даты наступления . Как формируется время его начала и окончания, а также сколько продлится Петров пост в 2016 году - подробно изложено в нашей статье.

Длительность поста

В случае, когда Пасха наступает рано, период поста будет продолжительным (самый длинный Апостольский пост длился целых шесть недель). В годы, когда Пасха празднуется поздно, Петров пост длится недолго (самый короткий пост проходил всего восемь дней). Началом Петрова поста служит понедельник всех Святых, а заканчивается он всегда в одно и то же время - 12 июля. В 2016 году пост будет коротким и продлится всего 15 дней, с 27 июня по 11 июля .

Происхождение поста

Название поста само объясняет, в чью честь он установлен. Апостолы Павел и Петр прославили себя твердостью веры и мудростью суждений, преподав верующим христианам важный урок. После того как апостолы произнесли всемирную проповедь, они направились в странствие по миру, дабы нести людям Слово Божье. В те времена царствовал жестокий император Нерон, который был скор на расправу со всеми сторонниками Бога. Павел и Петр окончили дни в страшных муках, но не отреклись от веры и своих слов, прославляющих Господа.

Питание в Петров пост

В отличие от , которые соблюдают верующие в течение года, он не является строгим. Проходит Петров пост всегда летом, когда созревают фрукты, овощи и ягоды, что дает возможность разнообразить постный стол. Церковь в его отношении почти не устанавливает суровых ограничений. Некоторые правила, безусловно, есть. Они носят рекомендательный характер:

  • по понедельникам, средам и пятницам пост является строгим, поэтому нельзя пить вино, употреблять рыбные блюда и приправлять пищу маслом, а после вечерни есть можно только «сухие» блюда;
  • по субботам и воскресным дням разрешено есть рыбу;
  • по четвергам и вторникам можно употреблять в пищу блюда из рыбы, морепродуктов, грибов и каши, приправленные растительным маслом.

По окончании Троицкой недели начинается Петров пост, во время которого православные, впервые после празднования Пасхи, снова ограничивают себя в пище и готовятся к поминовению особо почитаемых святых: Павла и Петра.

Когда держать пост

Петровка, как его называют в народе, не имеет фиксированного дня начала – он, как и многие события евангельской истории, привязан к Пасхе.

Начинается Петровка в понедельник, следующий за Троицкой неделей. Святая Троица в 2018 году приходится на 27 мая, а праздничная неделя на период 28 мая по 3 июня. Окончание ограничений приходится на день памяти святых Павла и Петра – это всегда 12 июля.

В сам праздник воздерживаются от скоромной пищи в те года, когда он приходится на среды или пятницы.

Какого числа Петров пост в 2018 году

В разные годы длительность Петровки колебалась от 8 до 42 дней.

История

Ограничения в пище в память апостолов Павла и Петра – один из древнейших событий в христианстве. Упоминания о нем существовали еще в 3 веке, но тогда те, кто не смог держать , укрепляли свой дух в эти дни. Самостоятельный пост появился позже, когда в 4 веке император Константин возвел в Риме и Константинополе храмы в память особо почитаемых апостолов Христа.

29 июня произошло освящение храма, по новому стилю этот день приходится на 12 июля. С тех пор, уже 17 столетий, в этот день поминают светлой памятью апостолов Павла и Петра. Пост в память апостолов имеет множество названий: Петров пост, апостольский, Петровка. Начинается он в разное время, в зависимости от дня празднования Пасхи, ровно через 57 дней.

После празднования Пасхи православные долго не ограничивают себя ни в чем. Последние пасхальные празднования – Троицкая неделя. На святую Троицу апостолы были осенены духом Божьим – это явление Бога ученикам Христа празднуется всю Троицкую неделю.

После получения благословения ученики Христа отправились проповедовать христианство и крестить обращенных во все концы света. Большинство из первых проповедников приняли мученическую смерть, до которой перенесли немало тягот в пути. Они неустанно молились и постились, чтобы укрепить свой дух и тело. В память о подвиге первых сподвижников Христа и установлен церковью Петровский пост.

Помимо ограничения в пище верующие должны обратиться мыслью к подвигам апостолов во имя распространения христианства. Очищение духа не менее важно, чем соблюдение правил питания.

Календарь питания по дням

В сравнении с Великим постом, Петровка намного легче. Под запретом только продукты животного происхождения: мясо, молочная продукция и яйца. Основной рацион состоит из блюд, приготовленных из круп, грибов и овощей. Можно есть различные свежие и сушеные фрукты. В понедельник разрешено есть горячую пищу, но только после вечерни в девятом часу.


По вторникам, четвергам и на выходные дни к столу подают рыбу, горячую пищу с растительным маслом и вино. В среду и пятницу постящиеся питаются один раз после вечерни сырой пищей.

На Петров пост приходится Рождество Иоанна Предтечи, 7 июля. В этот день, а в 2016 году он приходится на четверг, разрешено есть рыбу и пить виноградное вино. На Руси в период Петровки готовили постные щи и борщи с зеленью. Особым постным блюдом были открытые пироги с рыбой.

От воздержания в еде на время Петровки освобождаются беременные женщины, кормящие матери и больные люди. По окончании поста до Успенского летнего мясоеда православные продолжают ограничивать себя в пище по средам и пятницам. Держат строгий пост кроме дней великих церковных праздников – в эти дни на стол можно подать пищу с растительным маслом и рыбой. Этот период длится до 13 августа.

Во время Петровки нельзя играть свадьбу – это непреложное правило, так что в период с 27 июня по 11 июля 2016 года заключать брак не следует.

Павел и Петр: первоверховные апостолы

Все апостолы – первые последователи Христа – равны между собой. Именно апостольский пост напоминает верующим о том, что благодаря ученикам Иисуса христианство получило повсеместное распространение. Верные последователи Христа несли слово божье по всему миру, ограничивая себя в еде, постоянно пребывая в молитвах.

Чудеса, совершенные ими, помогли обратить в веру множество людей. Почему же именно Петра и Павла называют первоверховными? Именно они совершили наиболее значимые деяния во славу христианства, хотя путь, которым они пришли к принятию веры, был сложным, полным предательства и насилия.

Петр, в миру Симон, был старшим братом Андрея Первозванного. Он промышлял уловом рыбы, была у него семья и дети. Имя ученик получил от Иисуса, оно означает «камень». Первым из учеников Петр увидел воскрешение Иисуса. Впоследствии он стал пламенным проповедником, чьи проповеди обращали в веру до 5 тысяч человек.

В числе его деяний воскрешение умерших, чудесные исцеления, смерть преступников от одного слова святого. Согласно истории, даже тень святого исцеляла больных. Всего Петр совершил 5 путешествий. В 67 году апостола распяли по приказу Нерона.

Павел, в миру Савл, был яростным противником христианства. Он врывался в храмы, бросал в темницу последователей Иисуса. Во время поездки в Дамаск для борьбы с христианами его осиял свет с неба и повелел ошеломленному Савлу идти в Дамаск. 3 дня новообращенный был слеп, не мог ни есть, ни пить.

Впоследствии деятельный Павел стал яростным последователем Христа и замечательным проповедником. Он совершил множество путешествий, отличался неукротимым трудолюбием, святой жизнью. 29 июня 67 года, в один день с Петром, святой Павел был обезглавлен мечом в Риме.

Православная церковь называет апостолов первоверховными. Твердость в вере Петра, разум и деятельность Павла выделяют их из всех апостолов. Объединяет святых и смерть, принятая в один день. Оба прошли долгий путь от неверия до полной преданности вере, которая была доказана всей их жизнью, проведенной в добровольных лишениях ради распространения религии.Пост, посвященный двенадцати апостолам Христа, напоминает о совершенных ими подвигах во имя распространения христианства по всему миру.

Раньше и молодой картофель (размером с грецкий орех), и небольшого размера рыба стоили на рынке дешевле. Вспоминаю, как в Печорах на местном базаре покупал за копейки выловленных в Псковском озере маленьких судачков. Никакая рыба на всем белом свете не может сравниться с судаком из Чудско-Псковского озера! Особенно небольшого размера.

А черноморская барабулька! С ней не выдерживают сравнения султанки (барабульки) из Средиземноморья. В этом году впервые попробовал в Крыму «пикшу» - так там называют мерлангу (мерланку). О-очень вкусная!

Покупаем любую маленькую рыбку - барабульку, корюшку, мойву и т.д. Моем, чистим (без фанатизма - головы можем оставить). Обваливаем в муке с солью (и перцем). Жарим на постном масле на большом огне 6–10 минут. Поливаем выжатым лимоном. И всё!

Гарнир

Маленького размера молодую картошку отвариваем и потом поджариваем до румянца на сковороде с оливковым маслом с давленым чесноком и сухой смесью прованских трав.

Вместо (или вместе с) картошки можно взять недозрелые зеленые цуккини (10–14 см) и, разрезав вдоль и поперек пополам и обваляв в муке, жарим на оливковом масле с чесноком на большом огне (чтобы не успели размякнуть).

То же самое можно сделать и с молодой (небольшого размера) цветной капустой. Вилок разрезаем на части и немного (5 минут) варим в кипятке; после того, как стечет вода, обваливаем в сухарях или обмакиваем куски в кляр (мука, разведенная пивом) и жарим.

Можно поджарить очень быстро и помидоры черри в оливковом масле с чесноком на большом огне.

А можно сделать салат из свежих помидоров черри, маленьких (которые не надо чистить, только резать) огурчиков, кусочков груши или винограда без косточек (можно заменить вареной свеклой), сладкого лука и рукколы, заправленных оливковым маслом и выжатым лимоном. Можно, если есть, добавить туда кедровые орешки.

Естественно, всё солим (перчим), посыпаем зеленью.

Ангела за трапезой!

С давних пор все те, кто по каким-либо причинам не смог придерживаться Великого поста ждали, когда же, наконец, наступит Петров пост. Этот период не заставляет человека держать себя в строгих рамках по отношению к еде. Пост подготавливает всех православных к празднику апостолов Петра и Павла (12 июня).

Начинается Петров пост сразу же после Троицы, а точнее, через неделю. Сколько он продлится – зависит от того, какой была Святая Пасха. Если ранняя, то пост может затянуться, а если поздняя, то длительность Петрова поста может быть даже меньше двух недель.

В отличие от Успенского и , этот период не строгий. Он припадает на лето, в расцвет созревания ягод, фруктов и овощей, а это приносит радость и удовольствие всем постящимся.

В 2016 году Петров пост начнется 27 июня, а закончится 11 июля. Как видим, в этом году он не такой затянувшийся, как в прошлом.

В чью честь установлен пост

Уже само название говорит само за себя – Петров пост установили в честь двух апостолов: Петра и Павла. Стоит отметить, что у этого периода есть и другое название – пост Пятидесятница. Так повелось из-за того, что сразу после поста начинается праздник Пятидесятницы или как мы привыкли его еще называть – день Святой Троицы.

Апостолы Павел и Петр отличались мудростью и твердостью. До сих пор церковники не перестают удивляться этим качествам. Святые смогли подать верующим людям важный урок, который они планировали осуществить после Духова дня. Прочитав всемирную проповедь, Петр и Павел отправились странствовать по свету, чтобы нести Слово Божье к людям и в их дома.

Несмотря на то, что эти два апостола служили церкви по-разному, жизнь свою они закончили одинаково – в жутких мучениях. Известно, что в те времена, когда трон императора занимал Нерон, апостола Петра распяли вниз головой, а Павлу отрубили голову.

Календарь питания в Петров пост

Данный пост считается самым легким постом за весь календарный год. Церковь, практически, не устанавливает жестких рамок относительно вкушаемой пищи. Хотя все-таки кое-какие правила питания в Петров пост присутствуют.

  • Понедельник, среда и пятница должна проходить без употребления вина, рыбных блюд, масла, а также сухоядения после вечерни.
  • Суббота, воскресение , а также дни памяти святых рыба разрешается.

В остальные дни Петрова поста кушать можно все, что захочется, включая рыбные яства, морепродукты и грибы. Самым популярным продуктом во время этого поста до сих пор является зелень и блюда из зелени. Можно приготовить зеленые щи, холодную постную окрошку. Впрочем, любое постное блюдо, где использовалась зелень, всегда считалось более аппетитным, чем то, куда зелень не шла.

В дни, когда рыба была разрешена, православные любили печь рыбные пироги. Причем, рыба запекалась целиком и немного выглядывала из выпечки.

Приметы на Петров пост

Многие из нас привыкли доверять приметам, и как ни странно, иногда эти приметы сбываются. А все из-за того, что на протяжении долгих лет люди замечали малейшие особенности, связанные с тем или иным событием, и как эти события влияют на человеческую судьбу.

У Петрова поста существует свой ряд примет:

  1. Не желательно стричь волосы на протяжении всего поста, иначе они будут долго отрастать.
  2. Брак, заключенный в этот период окажется недолговечным: в семье не будет согласия и понимания.
  3. Во время поста нужно отложить вышивку или другое рукоделие иначе руки ослабнут.
  4. Давать в долг в Петров пост запрещается, а кто все-таки даст взаймы, три года сам долгов не оберется.
  5. Если поминки припадают на Петров пост, блюда для них необходимо выбирать и готовить постные. Но ничего страшного в том, что еда на столах будет скромная, нет.
  6. Во время застольной трапезы ни в коем случае нельзя высмеивать пост или какого-то определенного человека, иначе у выступающего будет сложная жизнь, да и на смертном одре его будет раздирать мучительная боль.

Главные традиции

Весь православный люд 12 июля празднует день святых первоверховных апостолов Петра и Павла также известный как праздник Петров день. Он знаменует собой окончание Петрова поста и сочетает в себе множество традиций. Среди них выделяют несколько самых важных:

  • Песни для солнца . С приходом Петрова дня заканчиваются зеленые Святки и купальские гуляния. Молодежь выходит на улицу и распевает песни, обращаясь к небесному светилу – Солнцу.
  • Выпечка пирогов. По традиции перед праздником Петрова дня все хозяйки старались напечь большую гору пирогов, чтобы поставить их на праздничный стол вместе с другими угощеньями.
  • Рыбное убранство стола. Многие рыбаки связывают начало рыболовного сезона именно с этим праздником. Рыбаки всячески почитали этот день, пели песни на рыбную тематику, устраивали крестовые праздничные походы, а также устанавливали новые цены на свой улов.
  • Подготовка к пахотам. Петров день являлся своеобразным рубежом, который разделял на две половины летние работы. После него крестьяне начинали готовиться к сенокосу и жатве.

Какого числа будет Петров пост в 2016 году? В чью честь он назван? Какова история его возникновения? Всё это и многое другое читайте в нашей статье.

Возникновение Петрова поста

Через 7 дней после праздника Троицы (Пятидесятницы) начинается Апостольский или Петров пост, в память о двух самых почитаемых апостолах Петре и Павле.

Установление Петрова поста – раньше его называли постом Пятидесятницы – относится к самым первым временам Православной Церкви. Особенно он утвердился, когда в Константинополе и Риме св. равноап. Константином Великим (ум. 337 г.; память 21 мая) были воздвигнуты храмы в честь свв. первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по ст.стилю; т.е. 12 июля по новому), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. Это день окончания поста. Начальная же его граница подвижна: она зависит от дня празднования Пасхи; поэтому продолжительность поста варьируется от 6 недель до недели и одного дня.

В народе Петров пост звали просто «петровки» или «петровка-голодовка»: в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового еще далеко. Но почему же пост все-таки Петровский ? Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой (помните, как на вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом (см. Марк 9, 29)), и поэтому Церковь призывает нас к этому летнему посту по примеру тех, кто, приняв Святого Духа в день Св. Троицы (Пятидесятницы), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. А именовать пост «петропавловским» просто неудобно – слишком громоздко; так уж получилось, что называя имена апостолов, мы произносим имя Петра первым.

Святые апостолы были такими разными: Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком; Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей». Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел –злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными. Петр, маловерный, триждый отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Вдохновенный простец и неистовый оратор, Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум – два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского, т.е.Апостольского поста? Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…» (Митр. Московский Филарет. Слова и речи: в 5 тт. Т. 4. – М., 1882. Сс. 151-152).

Статьи о Петровом посте

Королевская трапеза на Петров пост

Петропавловский пост: что позволительно и что полезно

Нелюбимый Петров пост

Петров пост: кто мы друг другу?

Петров пост: статьи, проповеди, материалы о Петровом посте

Вопросы и ответы о Петровом посте

Какого числа Петров пост в 2016 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Почему Петров пост следует за днем Пятидесятницы?

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов,- один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер. 31,31-34).

Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 3). Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? (Лк. 5, 34). Общение с Господом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся.

“После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, …нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть.

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть…
По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай – после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста.

Этот обычай необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым.

При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви”. Далее св. Лев Римский пишет: “Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.

Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.

Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом.

Бл. Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, “потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания… и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Cвятого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем предавших нам поститься апостолов”.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными по первенству порядка и трудов, Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.
Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сколько длится Петров пост?

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий – неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: “За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан”.

Петров пост: что можно есть?

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница (Великий пост): во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно – по средам и пятницам – воздерживаться от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Как провести Петров пост?

Протоиерей Игорь Пчелинцев:

Наступает православный Петров пост, по-другому его еще называют пост апостольский. Мы знаем, что он заканчивается праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы знаем, что это пост летний, не такой строгий, как Великий или Успенский, что в это время уже появляются первые свежие овощи, поэтому этот пост в целом легкий. Но, к сожалению, для многих православных христиан этим и заканчиваются смыслы Петрова поста.

Попоститься - вот отгуляли Пятидесятницу, наелись скоромного, можно теперь и поговеть. Надо причаститься, поисповедоваться, ну как положено в посты. А для некоторых как и нет этого поста, ну, говорят - «не Великий же пост, нам некогда (нет сил, времени etc.) поститься «все время».

Думается, что было бы гораздо логичнее посвятить время этого поста осмыслению апостольства в Церкви. Даже так - посвятить деятельному осмыслению.

Прошу понять меня правильно. Было бы слишком дерзновенно взять на себя без благословения апостольское звание, равноапостольных святых не так много в Месяцеслове. Но, тем не менее, каждый христианин все равно должен быть служителем Слова Божия. Слово Христово, сказанное апостолам при Вознесении: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь » (Мф.28:19,20) – определило главную апостольскую задачу.

Бог послал Святого Духа апостолам, чтобы они несли весть о воскресении во все концы мира. Через апостолов это послушание установилось в церковной иерархии - у епископов и священников. Епископ и священник, живущий во Христе, старающийся это делать может искренне повторить за Апостолом: «Ибо, если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1Кор.9:16); Но это не слагает с мирян обязанности иметь послушание благовестия. Особенно у православных христиан. И очень хорошо, если проверить свои силы мы сможем в течение поста, который в Церкви назван Апостольским.

Я бы выделил в этой задаче два основных направления - апостольство внутреннее и апостольство внешнее (прошу не судить категорично за терминологию - слова могут быть и другие, если кто-то усматривает здесь некий «протестантский налет»).

Внутреннее - для большинства церковных и еще только ищущих своего пути и места в Церкви людей - наверное, самое важное. Донести Благую Весть о Воскресении Христовом, о покаянии и преображении человека Духом Святым прежде всего до своего сердца и ума. Внутренне, со смирением принять то, что дает человеку ищущему Бога Церковь. Научиться простым вещам (на первый взгляд простым, но и несложным при том) - просто верить, довериться Богу и Его Слову, верить Церкви как матери, просто молиться, как я говорю своим студентам: «Без заламывания рук и закатывания глаз» (образно конечно - просто, значит - разумно и без психического надлома).

Протоиерей Игорь Пчелинцев

Есть красивое выражение: «Пост и молитва – это два крыла, которые поднимают христианина в Царство Небесное». Что ж, если это так, и если молитва должна быть проста и разумна, то и пост должен быть прост и разумен. Мы уже обсуждали это во время Великого поста. Пост должен быть по силам и без молекулярно-ингредиентого подхода. Ради Христа. Ради преображения Духом Божиим нашего истлевшего или истлевающего естества.

Наша внутренняя убежденность в правоте Слова Божия вместе с покаянием и жизнью в Церкви должна дать нам самое творческое основание для нашего апостольства - мир сердечный, иное, по сравнению с миром суетным отношение к Богу, Церкви, человеку и себе самому. Мир, любовь, прощение, сострадание, сочувствие, боль сердечная о неправде и несправедливости - противоположные ненависти и равнодушию качества души-христианки.

Мы должны дать Богу привить эти добрые вещи к ветвям нашей личности. Прирастить нас к Себе Самому, Он - лоза, мы – ветви. И без Него не можем творить ничего. Все в Боге и обретает свою ценность, в том числе и благовествование. Самое приличное занятие в пост.

И очень важно апостольство внешнее, потому что, как христиане, мы ответственны и за других, за ближних, далеких, за весь мир. Даже если кажется, что ну никак не может хватить сил нашей души на самого себя, куда уж до целого мира!

У одного человека никогда не достанет сил спасти мир - он может только сотрудничать Богу, содействовать исполнению Его воли в мире - чтобы все познали Истину и спаслись …Но наставляйте друг друга каждый день,.. чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом » (Евр.3:12-13).

Во времена «дикого рынка» и навязчивого маркетинга мы научились бояться тех, кто обещает нам что-то хорошее. В таком контексте, евангельское слово «благовествовать» может испугать человека. Мы по душевной робости боимся предлагать нашу веру другим, как если бы речь шла о товаре. Мы имеем чувство уважения к окружающим и не желаем, чтобы о нас подумали, что мы навязываем свою точку зрения или пытаемся в чем-то «самом верном и правильном стопроцентно убедить». Особенно, если речь идет о такой личной теме для разговора, как доверие Богу.

Для христиан, возвещать Благую Весть воскресения не значит говорить об учении, наборе параграфов и пунктов, который следует выучить наизусть. Благовествовать – значит, в первую очередь, свидетельствовать о внутреннем преображении человеческого существа. Господь Иисус Христос возвращал каждому человеку его ценность и достоинство с бесконечным уважением. Благовествовать – не только значит говорить с кем-то об Иисусе или о Православии как таковом, а, намного глубже, привлечь внимание человека к тому, насколько он ценен для Бога. Так об этом говорили и святые отцы и многие подвижники, знающие о действии благодати Святого Духа в человеке.

Но наше внешнее свидетельство о Христе и Церкви может проистекать только из последствий внутреннего апостольства, усвоения себе через законные церковные средства - пост, молитву, милостыню, Таинства (сколько уже говорилось об этом!) жизни во Христе. Иначе наши слова не будут иметь духовной силы. Они и нам самим ничего не скажут.

Я недавно нашел очень светлое христианское рассуждение, мне показалось, что оно очень подходит к нашему разговору о внутреннем и внешнем апостольстве каждого христианина. Поэтому вместо традиционной притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:

1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
6. Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
10. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ