Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Игнатий Лойола, основатель Ордена Иезуитов: церкви нужно отдавать всё, в том числе и свой разум. Рубрика игнатий лойола - иезуиты

IGDA/G. Dagli Orti
СВ. ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА

ЛОЙОЛА, СВ. ИГНАТИЙ (1491–1556), испанский церковный деятель, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов). Игнатий Лойола родился, вероятно, в 1491 в Лойоле близ Аспейи в Бискайе. С детства он мечтал о военной службе, однако 21 мая 1521, при осаде французами Памплоны, ему перебило ногу ядром, что положило конец его военной карьере. Чтение жизнеописаний Христа и святых побудило его отказаться от прежних жизненных целей и преисполнило пылким желанием послужить Богу. 25 марта 1522 Игнатий совершил паломничество к чудотворному образу Божьей Матери в Монтсеррате (близ Барселоны), на обратном пути он остановился в пещере в горах неподалеку от Манресы (в Каталонии), где предавался молитвам и покаянию. Преодолев множество превратностей судьбы, он в феврале 1528 прибыл в Париж для завершения духовного образования. Там он объединил вокруг себя шестерых товарищей, которые дали обеты бедности и целомудрия и вознамерились отправиться в Иерусалим или, если это окажется невозможным, отдать себя в распоряжение папы для служения Богу. Три года спустя папа Павел III дал разрешение рукоположить их в священники. В продолжение своих трудов они создали монашеский орден, что было одобрено Павлом III 27 сентября 1540. В следующем году Игнатий был избран генералом ордена и оставался им вплоть до своей кончины 31 июля 1556. Игнатий Лойола был канонизирован папой Григорием XV 12 марта 1622. День памяти святого 31 июля.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Другие биографические материалы:

Далее читайте:

Иезуиты - члены монашеского ордена Римско-католической Церкви, учрежденного в 1534 г. испанским дворянином Игнасио Лойолой

Ордена монашеские и ереси (католические)

Сочинения:

Духовные упражнения. – «Символ». Париж, 1992. № 26.

Литература:

Антонио Сикари. Портреты святых, т. 3. Милан–М., 1998.

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995

Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995

Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998

Игнáтий де Лойо́ла, Игнасио (исп. Ignacio (Íñigo) López de Loyola , баск. Ignazio Loiolakoa ; ок. 23 октября 1491, Аспейтиа - 31 июля 1556, Рим) - католический святой, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов).

Родился около 1491 года в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа. При крещении получил имя И́ньиго (баск. Iñigo ). После обращения принял имя Игнатий (исп. Ignacio ), избрав себе небесным покровителем святого Игнатия Антиохийского. Возможно, послужил прообразом Дон Кихота в одноименном романе Мигеля де Сервантеса. День памяти 31 июля.

Ранние годы (1491-1521 г.)

Вход в отчий дом Игнатия Лойолы с родовым гербом над дверью

Происходил из древнего баскского рода. По недокументированным данным, был младшим из 13 детей. В 14 лет Иньиго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревалло, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иньиго служил пажем. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу. Впоследствии, рассказывая о своей молодости о. Гонзалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»

1521 г. Оборона Памплоны

В 1521 году Иньиго де Лойола участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска под началом Андре де Фуа. В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону противника, и городские власти решили сдаться. 20 мая 1521 года Андре де Фуа вошёл в город. Иньиго, сохранивший верность своему королю, с горсткой солдат отступил в крепость. Осада началась 21 мая. «Приступ длился уже порядочное время, когда я был задет снарядом, который проскочил между моими ногами и ранил одну и сломал другую», - рассказывал он через много лет о. Гонзалесу де Камара. После этого битва завершилась довольно скоро. В течение последующих десяти дней он находился в Памплоне. Французы с уважением отнеслись к его храбрости, Иньиго лечили французские врачи, а затем его на носилках перенесли в отцовский замок, в Лойолу.

1521-1522 гг. Замок Лойола

Вскоре стало ясно, что тряска во время пути сказалась на его здоровье, и врачи вынуждены были провести ещё одну - очень тяжёлую - операцию, после которой ему с каждым днём становилось всё хуже и хуже. 24 июня, в день Св. Иоанна Крестителя, врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Иньиго исповедаться. Накануне дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, Иньиго причастили и соборовали. Ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности. Но кость срослась неправильно, и пришлось снова делать операцию, ещё более долгую и мучительную, чем все предыдущие. В последовавший затем период выздоровления Иньиго попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось - в семейной библиотеке хранились только «Жизнь Иисуса Христа» картезианца Рудольфа и один том «Жития святых».

Пришлось читать то, что есть. И в этих книгах он обнаружил героизм: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?» Иньиго заметил - и был поражён, - что после чтения нескольких страниц из «Жития святых» его душой овладевал непостижимый мир, в то время как мечты о славе и любви оставляли ощущение опустошённости. «Два противоположных духа действуют во мне. Первый меня смущает: он от дьявола. Второй меня умиротворяет: он от Бога». Он отправляет слугу в Бургос, чтобы тот принёс картезианский устав, и внимательно изучает этот документ.

1522 г. Паломничество в Монсеррат

Часовня Святого Игнатия Лойолы в Соборе Монсерратского монастыря

В марте 1522 года Игнатий собрался совершить паломничество в Иерусалим. Но сначала отправился в Монсеррат (исп. Montserrat ) - горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны, где хранится чудотворная статуя Богородицы. В пути он принёс обет целомудрия. В городе Игуалада, недалеко от аббатства, он купил рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на верёвочной подошве. 21 марта 1522 года он пришёл в Монсеррат и три дня готовился к полной исповеди. 24 марта (в день перед Благовещением) исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему и начал «Ночную Стражу» («Ночная стража», предшествующая посвящению в рыцари, состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча). Всю ночь он простоял в часовне перед образом Пресвятой Девы, иногда опускаясь на колени, но не позволяя себе садиться, а на рассвете передал своё оружие - меч и кинжал - исповедовавшему его монаху и попросил повесить как приношение в часовне. Отныне он считал себя посвящённым в рыцари Царицы Небесной.

1522-1523 гг. Манреса. Прозрение на Карденере

С восходом солнца он спустился из Монсеррата и остановился в небольшом городке Манреса (Manresa). Там он нашёл уединённый грот на берегу реки Карденер (Cardener), около римского акведука, и решил несколько дней провести в молитве в этом уединённом месте. Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе. Вскоре он заболел, и его приютили в доминиканском монастыре. Здесь он пережил духовный кризис: сначала возникли сомнения в том, что на исповеди в Монсеррате он действительно раскаялся во всех прежних грехах, и он вновь попытался вспомнить все грехи, совершённые им в жизни. Чем больше он вспоминал, тем более ничтожным и недостойным себе казался. Исповедь не помогала. Возникло искушение покончить самоубийством. В какой-то момент Игнатий задумался о том, откуда приходят эти сомнения и какое действие они производят в его душе, и тогда сознательно решил не исповедоваться больше в прошлых грехах: «Я понял, - говорил он впоследствии, - что в таком исповедании заключено действие злого духа». Вскоре после этого, когда Игнатий шёл вдоль берега реки Карденер в дальнюю церковь, он остановился, всматриваясь в воду. «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Всё это продолжалось самое большее три минуты». Зиму 1522 г., которая оказалась для него очень тяжёлой, он провёл в Манресе.

1523 г. Паломничество в Святую Землю

28 февраля 1523 г. Игнатий направился в Барселону, чтобы оттуда отплыть в Италию и совершить паломничество в Иерусалим. В ожидании корабля он вёл ту же жизнь, что и в Манресе: молился, ухаживал за страждущими в больницах, собирал подаяние. 23 марта 1523 г. он отплыл в Италию и через пять дней прибыл в Геную, а оттуда пошёл в Рим. Получив благословение Папы Адриана VI, он пешком отправился в Венецию и рано утром 15 июня отплыл на корабле. 1 сентября корабль достиг Святой Земли, там паломников встретили францисканцы, которые затем на протяжении двух недель водили их по Иерусалиму, Вифлеему и Иордану. Игнатий обратился с просьбой к настоятелю францисканцев: «Отче, я хотел бы остаток моих дней провести в вашем монастыре». Настоятель согласился, но францисканский провинциал в просьбе отказал, и Игнатий вновь вернулся в Барселону.

1526-1528 гг. Годы учения. Проблемы с инквизицией. Барселона, Алькала, Саламанка

Он понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык. Жером Ардевол, преподаватель латыни, бесплатно давал ему дополнительные уроки, и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 г. Игнатий пешком отправился в Алькалу (там находился университет), расположенную в пятистах километрах от Барселоны.

В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке. Однако и в Саламанке почти сразу после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях, которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж.

1528-1534 гг. Годы учения. Париж

В 1528 г., когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 35 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 г. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 г., после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень. В феврале 1533 г. Игнатий сдал ещё один экзамен - по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 г., на Великий пост, Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.

15 августа 1534 г. Обеты на Монмартре

В годы обучения в Париже Игнатий познакомился с Петром Фавром, Франциском Ксаверием, Диего Лаинесом, Альфонсо Салмероном, Николасом Бобадильей и Симоном Родригесом. Каждому из них он преподал Духовные Упражнения. Всех их объединяло желание создать группу, посвящённую служению Христу.

15 августа 1534 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, на Монмартре, в церкви Святого Дионисия, они - все семеро - во время мессы, которую служил Петр Фавр, принесли обеты нестяжания, целомудрия и миссионерства в Святой Земле. В случае невозможности выполнения последнего обета до 1 января 1538 г. было решено отправиться в Рим и предоставить себя в распоряжение Святому Престолу. Но сначала все должны были закончить обучение.

1535-1537 гг. Венеция. Рукоположение

В 1535 г. Игнатий тяжело заболел. Он был вынужден покинуть Париж и вернуться в Испанию. Почувствовав себя лучше, он пешком отправился в Венецию и пришёл туда в конце 1535 г. Здесь, в ожидании товарищей, он продолжил изучение теологии. Остальные прибыли из Парижа 18 января 1537 г. В это время года сообщения между Венецией и Палестиной не было, и в ожидании лучших дней все они решили работать в больницах. К тому моменту к обществу присоединились ещё пять человек. 24 июня 1537 г. Игнатий и его товарищи были рукоположены́ во священники.

1537-1541. Рим. Основание Общества Иисуса (ордена иезуитов)

Базилика Лойолы в его родном городе

Поскольку из-за начавшейся войны Венеции с Турцией отплыть в Палестину было невозможно, обет, данный на Монмартре, обязывал их отправиться в Рим. В 1537 г., после аудиенции, Папа Павел III поручил Лаинесу и Петру Фавру преподавать богословские дисциплины в Римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение. Игнатий добился личной встречи с Папой Павлом III, и после беседы, продолжавшейся час, Папа принял решение поддержать Игнатия и его товарищей.

На Рождество 1538 г. в церкви Святой Марии Великой в Риме Игнатий отслужил свою первую мессу.

В 1539 г. перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: что дальше? Решено было официально образовать сообщество - новый монашеский орден. В том же году Игнатий представил Папе Павлу III Установления - проект будущего Устава, где в дополнение к трём стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания был добавлен четвёртый: обет непосредственного послушания Святому Отцу. 27 сентября 1540 г. устав нового ордена - Общества Иисуса - был утверждён папской буллой «Regimini militantis ecclesiae ».

На Великий пост 1541 г. Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена (сокращённо - «генералом»).

1541-1556 гг. Рим

В эти годы Игнатий занимался координацией деятельности ордена, создавал «Конституции», диктовал «Автобиографию». Он умер 31 июля 1556 г. Погребён в Риме, в церкви Иль-Джезу (Иисуса Христа).

1622 г. Канонизация

«Духовные упражнения»

«Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia ») святого Игнатия, одобренные Папой Павлом III 31 июля 1548 г., представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной. Упражнения распределяются на четыре этапа - недели (название «неделя» - достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена). Первая неделя - очищающая (vita purgativa ). В этот период человек вспоминает грехи, совершённые в истории мира и им самим, в его личной жизни, прилагая усилия к тому, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать. Вторая неделя - просвещающая (vita illuminativa ), она посвящена молитвенным размышлениям о земной жизни Иисуса: от Его Рождества до конца Его общественного служения. Вторая неделя рассматривается как подготовка к решению, ответу на призыв следовать за Христом, к определённому жизненному выбору. Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть. Четвёртая неделя - Воскресение и Вознесение. Духовный плод всех недель заключается в высшем созерцании ради обретения любви (contemplatio ad amorem ), которое даёт возможность всё возлюбить в Боге, а Бога - во всём.

Любимая молитва Игнатия Лойолы

Anima Christi, sanctifica me. Corpus Christi, salva me. Sanguis Christi, inebria me. Aqua lateris Christi, lava me. Passio Christi. conforta me. О bone lesu, exaudi me. Intra tua vulnera absconde me. Ne permittas me separari a te. Ab hoste maligno defende me. In hora mortis meae voca me. Et iube me venire ad te, ut cum Sanctis tuis laudem te in saecula saeculorum. Amen.

Душа Христова, освяти меня.
Тело Христово, спаси меня.
Кровь Христова, напои меня.
Вода ребра Христова, омой меня,
Страсти Христовы, укрепите меня.
О благий Иисусе, услыши меня:
В язвах Твоих сокрой меня.
Не дай мне отлучиться от Тебя.
От лукавого защити меня.
В час смерти моей призови меня,
И повели мне прийти к Тебе,
Дабы со святыми Твоими
восхвалять Тебя
во веки веков.
Аминь.

ЛОЙОЛА ИГНАТИЙ (Ignacio de Loyola), в ми-ру Инь-и-го Ло-пес де Лой-ола (Í ̃nigo L ́opez de Loyola) - Испанский свя-щен-но-слу-жи-тель, ос-но-ва-тель и пер-вый «ге-не-рал» (ге-не-раль-ный на-стоя-тель) ор-де-на ие-зуи-тов, один из наи-бо-лее по-чи-тае-мых свя-тых Рим-ско-ка-то-лической церк-ви.

Из знат-но-го ба-ск-ско-го ро-да. Был 13-м ре-бён-ком в се-мье. Около 1506 года стал па-жом Х. В. де Ку-эль-я-ра, главного ка-зна-чея ко-ро-ля Фер-нан-до II и ко-ро-ле-вы Иза-бел-лы I; с 1517 года со-сто-ял на служ-бе у А. М. де Ла-ры, ви-це-ко-ро-ля На-вар-ры, уча-ст-во-вал в по-дав-ле-нии Ко-му-не-рос вос-ста-ния в Ги-пус-коа. В 1521 году во вре-мя оса-ды фран-цу-за-ми Пам-п-ло-ны был тя-же-ло ра-нен в обе но-ги. Бу-ду-чи при-ко-ван к по-сте-ли, Лойола на-чал чи-тать ду-хов-ную литературу и об-ра-тил-ся к Бо-гу. По-сле вы-здо-ров-ле-ния (хро-мо-та оста-лась до кон-ца жиз-ни) со-вер-шил па-лом-ни-че-ст-во в аб-бат-ст-во Мон-тсер-рат (близ Бар-се-ло-ны), а за-тем вёл по-ка-ян-ную жизнь в близ-ле-жа-щей деревни Ман-ре-са (1522-1523). В 1523 году по-се-тил Ие-ру-са-лим, вер-нул-ся в Ис-па-нию и учил-ся в Бар-се-ло-не (1524-1526), Аль-ка-ла-де-Эна-рес (1526-1527) и Са-ла-ман-ке (1527).

С 1528 года изу-чал бо-го-сло-вие и «сво-бод-ные ис-кус-ст-ва» в Па-риж-ском университете, где со-брал во-круг се-бя кру-жок бла-го-че-с-ти-вых сту-ден-тов, пре-имущественно из Ис-па-нии (Ф. Кса-вье, Д. Лаи-нес, А. Саль-ме-рон и др.). Лойола и его то-ва-ри-щи 15.08.1534 года в ча-сов-не Бо-го-ма-те-ри на хол-ме Мон-мартр в Па-ри-же при-нес-ли обе-ты не-стя-жа-ния, це-ло-муд-рия и апо-столь-ско-го слу-же-ния в Свя-той зем-ле или в других час-тях све-та. Это со-бы-тие счи-та-ет-ся сим-во-лической да-той со-зда-ния ор-де-на ие-зуи-тов. В мар-те 1535 года Лойола при-свое-на сте-пень ма-ги-ст-ра «сво-бод-ных ис-кусств». В апреле 1537 года Лойода и его спод-виж-ни-ки по-лу-чи-ли в Ри-ме раз-ре-ше-ние на па-лом-ни-че-ст-во в Свя-тую зем-лю, но не смог-ли им вос-поль-зо-вать-ся из-за слож-ной во-енно-по-ли-тической об-ста-нов-ки в Сре-ди-зем-но-мо-рье. В 1537-3815 годы они жи-ли в Ри-ме, про-по-ве-дуя и уха-жи-вая за боль-ны-ми. 24.06.1537 года Лойола был ру-ко-по-ло-жен в свя-щен-ни-ки.

В 1539 года па-па Рим-ский Па-вел III уст-но одоб-рил ус-тав ор-де-на ие-зуи-тов, а в 1540 году фор-маль-но ут-вер-дил его бул-лой «Re-gimi-ni militantis Ecclesiae». В 1541 году Лойола из-бран пер-вым «ге-не-ра-лом» ор-де-на и при-нёс тор-же-ст-вен-ные обе-ты в ча-сов-не римской ба-зи-ли-ки Сан-Пао-ло-фуо-ри-ле-Му-ра. Лойола ос-та-вал-ся гла-вой ор-де-на до кон-ца жиз-ни и поч-ти без-от-луч-но жил в Ри-ме. Основными це-ля-ми его дея-тель-но-сти бы-ли воз-ро-ж-де-ние хри-сти-ан-ской ду-хов-но-сти, по-вы-ше-ние об-ра-зо-ва-тель-но-го уров-ня ду-хо-вен-ст-ва и про-по-ведь ка-то-ли-циз-ма в Ев-ро-пе и за её пре-де-ла-ми. По ини-циа-ти-ве Лойолы в Ри-ме соз-да-ны Брат-ст-во де-тей-си-рот (1541), Дом св. Мар-ты для же-лав-ших на-чать но-вую жизнь пад-ших жен-щин (1544), бла-го-тво-рительное общество в за-щи-ту мо-ло-дых де-ву-шек (1546). Осо-бое зна-че-ние Лойола при-да-вал вос-пи-та-нию, при его жиз-ни бы-ли от-кры-ты 33 ие-зу-ит-ские кол-ле-гии, в т. ч. Римская кол-ле-гия (ны-не Гри-го-ри-ан-ский университет; 1551) и Германская кол-ле-гия в Ри-ме (1552). Лойола вся-че-ски по-ощ-рял раз-вёр-ты-ва-ние мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти ие-зуи-тов в Ев-ро-пе и за её пре-де-ла-ми. До кон-ца жиз-ни он ра-бо-тал над под-роб-ной вер-си-ей ус-та-ва ор-де-на ие-зуи-тов (Con-stitutiones Societatis Iesu), в основном за-вер-шён-ной к 1552 году. На мо-мент смер-ти Лойолы в 12 про-вин-ци-ях ор-де-на на-счи-ты-ва-лось около 1000 его чле-нов.

К чис-лу других со-чи-не-ний Лойолы от-но-сят-ся ру-ко-во-дство по со-зер-ца-тель-ным прак-ти-кам и мо-лит-вен-ным раз-мыш-ле-ни-ям «Ду-хов-ные уп-раж-не-ния» (1522-1541; впер-вые опуб-ли-ко-ва-ны на латинском языке в 1548 году), а так-же «Ав-то-био-гра-фия» (за-пи-са-на со слов Лойолы в 1554-1555 годы; пол-но-стью впер-вые из-да-на в 1906 году) и «Ду-хов-ный днев-ник» (еже-днев-ные за-пи-си с февраля 1544 по февраль 1545 года; опубликованны в 1892 году). Со-хра-ни-лось так-же бо-лее 7 тысяч его пи-сем.

Беа-ти-фи-ци-ро-ван па-пой Рим-ским Пав-лом V 3.12.1609 года, ка-но-ни-зи-ро-ван па-пой Рим-ским Гри-го-ри-ем XV 12.03.1622 гожа. День па-мя-ти в ка-лен-да-ре Рим-ско-ка-то-лической цер-к-ви - 31 ию-ля.

Сочинения:

Obras completas / Ed. P. I. Iparraguirre, C. de Dalmases. Madrid, 1952;

Рас-сказ па-лом-ни-ка о сво-ей жиз-ни, или «Ав-то-био-гра-фия» св. Иг-на-тия Лой-о-лы, ос-но-ва-те-ля Об-ще-ст-ва Ии-су-са (Ор-де-на ие-зуи-тов) / Пер. А.Н. Ко-ва-ля. М., 2002;

Ду-хов-ные уп-раж-не-ния. Ду-хов-ный днев-ник / Пер. А.Н. Ко-ва-ля. М., 2006.

Иллюстрации:

Архив БРЭ. Иг-на-тий Лой-о-ла. Порт-рет ра-бо-ты Яко-пи-но дель Кон-те. 1556. Ге-не-раль-ная ку-рия Об-ще-ст-ва Ии-су-са (Рим).

Детство Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола родился 23 октября 1491 года. Его настоящее имя Игнасио. Он появился на свет в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа. Его родители принадлежали к древнему баскскому роду. Некоторые исследователи говорят, что в семье родителей было 14 детей, а Игнатий Лойола был самым младшим из них (восьмым сыном).

К сожалению, родители Игнатия Лойолы умерли, когда ему было 14 лет, поэтому, оставшись круглым сиротой, ему пришлось рано начать заботиться о себе. Старший брат помог ему переехать в Аревалло к Иоанну Веласкесу (казначею Кастильского двора), где Игнатий Лойола стал служить пажем. Та же он прошел некоторое обучение, научившись писать и читать, играть на мандолине, ездить верхом и фехтовать.

Надо отметить, что некоторые исследователями говорят, что родители Игнатия Лойолы не умирали. Путаница с ранней биографией этого великого человека связана с тем, что в дальнейшем последователи Ордена иезуитов, желая придать значимости биографии их основателя, многие вещи либо слишком приукрасили, ибо приврали, желая максимально приблизить события жизни Игнатия Лойолы к судьбе Иисуса. Так, например, они утверждают, что мать Игнатия Лойолы родила его в хлеву, как некогда это сделала Мария – мать Христа.

Карьера военного Игнатия Лойолы

Достигнув совершеннолетия, Игнатий Лойола поступил на военную службу.

Говорят в том возрасте он был весьма хорош собой – славился не только как красивый и остроумный молодой человек, но и как любимчик дам и отчаянный дуэлянт. Но был ли Игнатий Лойола таким на самом деле, или это очередной «биографический миф», неизвестно. Но зато мы точно знаем, что вступив на путь военного, Игнатию Лойоле пришлось побывать в настоящем сражении, а именно, Игнатий Лойола в 1521 году участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска. Во время этой военной операции Игнатий Лойола был ранен осколком снаряда, причем достаточно сильно – одна нога была изувечена, а вторая сломана. В результате он был госпитализирован, а потом отправлен в отцовский замок – в Лойолу.

Путь в замок оказался тяжелым для человека с такими ранениями, поэтому врачам пришлось сделать сложную операцию, чтобы помочь Игнатию Лойоле выжить.

Чудо, изменившее жизнь Игнатия Лойолы

К сожалению, после операции Игнатию Лойоле лучше не стало, напротив, состояние его ухудшалось с каждым днем, причем настолько, что в какой-то момент врачи посоветовали ему исповедоваться и готовиться к смерти.

Игнатий Лойола с горечью в сердце принял эту новость, но все же в канун дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, его причастили и соборовали.

И каково же было изумление Игнатия Лойолы, когда в ту же ночь ему стало значительно лучше, настолько, что о скорой смерти и речи быть уже не могло. Врачи сочли это чудом.

Но, к сожалению, кость на одной из ног срослась неправильно, поэтому врачи настояли на второй, еще более сложной и тяжелой операции. Игнатий Лойола согласился.

В период выздоровления, чтобы отвлечься от тревожных мыслей и болей, он захотел почитать развлекательные рыцарские романы, но в замке таких не оказалось, из всей семейной библиотеки сохранилась лишь две книги - «Жизнь Иисуса Христа» и «Жития святых».

Эти две книги в купе с его чудесным выздоровление оказали на Игнатия Лойолу глубокое впечатления. Впоследствии он сам писал: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?»

С того момента жизнь Игнатия Лойолы изменилась кардинальным образом.

Как Игнатий Лойола начал новый путь

В 1522 году Игнатий Лойола отправляется в Монсеррат (горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны), где хранится чудотворная статуя Богородицы.

К этому паломничеству Игнатий Лойола отнесся со всей серьезностью, сделав его частью своего духовного испытания пути. Он сбрасывает с себя дорогие одежды и покупает рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на веревочной подошве, а также дает обет целомудрия.

Достигнув 21 марта 1522 года Монсеррат, Игнатий Лойола в течение трех дней готовится к полной исповеди.

24 марта, пройдя исповедь, Игнатий Лойола начал «Ночную Стражу» - специальный духовный обряд, который необходимо пройти, чтобы получить посвящение в рыцари. Он состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча.

Во время ночной стражи, Игнатий Лойола всю ночь стоял перед образом Пресвятой Девы, лишь иногда опускаясь на колени для молитвенного поклона, но так ни разу и ни присел.

На рассвете Игнатий Лойола стал рыцарем Царицы Небесной.

Уединение и молитвы Игнатия Лойолы

Преисполненный духовной благодатью после «Ночной Стражи» и посвящения в рыцари, Игнатий Лойола недалеко от городка Манреса нашел уединенный грот на берегу реки Карденер, чтобы побыть там несколько дней, полностью посвятив себя божественному служению

За это время Игнатий Лойола питался только подаяниями, соблюдал строгий пост и каждое утро и вечер ходил молиться в собор.

Как Игнатий Лойола преодолел духовный кризис

Ведя напряженную духовную жизнь в тяжелых условиях пещерного грота, Игнатий Лойола не выдержал и заболел. К счастью, на лечение его приютили монахи доминиканского монастыря.

Восстанавливая силы, Игнатий Лойола пережил серьезный духовный кризис. Ему казалось, что совсем недавно, пройдя исповедь и посвящение в рыцари, он полностью искоренил в себе все темное, все грехи, надеясь, что больше никогда о них не вспомнит. Но, мысли о них возвращались, от этого он сам себе казался ничтожным. Игнатий Лойола с каждым днем все больше и больше разочаровывался в себе, причем настолько, что стал подумывать о самоубийстве, считая, что такой ничтожный человек просто не должен существовать.

Игнатий Лойола пробовал снова исповедоваться, но это не помогло, мало того, он даже решил, что подобные действия сами по себе несут зло. Впоследствии Игнатий Лойола писал: «Я понял, что в таком исповедании заключено действие злого духа».

Игнатий Лойола осознал, что постоянно вспоминая Тьму, к Свету не придешь.

Игнатий Лойола и духовное прозрение

Отказавшись от бесполезных исповедей в прошлых грехах, Игнатий Лойола задал себе вопрос – а откуда приходят все темные сомнения и искушения?

Размышляя над этим вопросом, Игнатий Лойола прогуливался по берегу реки Карденер, вдруг получил духовное прозрение, о котором сам рассказывал следующее: «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Все это продолжалось самое большее три минуты».

Игнатий Лойола и паломничество в Иерусалим

После того, как Игнатий Лойола испытал духовное прозрение, он еще больше укрепился в мысли совершить паломничество в Иерусалим, о котором когда-то мечтал. Но теперь от грез он перешел к делу.

Как всегда, Игнатий Лойола подошел к этому вопросу серьезно и сначала отправился в Рим, чтобы получить благословение Папы Адриана VI. И уже после этого двинулся к цели своего путешествия.

1 сентября 1523 года корабль, на борту которого был Игнатий Лойола, достиг Святой Земли. Там паломника встретили монахи-францисканцы. В их сопровождении Игнатий Лойола в течение двух недель бродил по Иерусалиму.

Легендарные места и сами францисканцы так понравились Игнатию Лойоле, что он попросился остаться в их монастыре до конца своих дней. Но в этой просьбе ему было отказано, поэтому Игнатий Лойола вернулся назад в Барселону.

Как Игнатий Лойола начал жизнь с нуля

Последние события жизни Игнатия Лойолы закалили его веру и окончательно убедили его продолжить апостольский путь. Но он понимал, что одного духовного рвения мало, нужны еще и знания. Поэтому в свои 33 года Игнатий Лойола фактически начинает свою жизнь с нуля – он идет в начальную школу, чтобы вместе с детьми, изучать латинский язык. Это был своего рода подвиг, ибо учиться на одной скамье с теми, кто уже сам мог быть твоим ребенком, было испытанием для гордыни. Но Игнатий Лойола с честью прошел этот путь. Через два года, преподаватели латыни сказал ему, что тот настолько продвинулся в изучении латинского языка, что теперь свободно может слушать лекции в университете.

Игнатия Лойолы и Инквизиция

В мае 1526 года Игнатий Лойола начинает обучение в университете. Но, кроме собственно учебы, он также бесплатно обучал всех желающих катехизису, даже детей. Но это почему-то очень не понравилось Церкви и на Игнатия Лойолу поступит донос в Инквизицию. В результате ни в чем не повинный человек был арестован.

В тюрьме Игнатий Лойола провел 42 дня, только по истечению которых ему был оглашен приговор, полностью запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства.

После этого Игнатий Лойола решил покинуть Испанию и уехать в Париж.

Игнатий Лойола в Париже

В 1528 году в возрасте 35 лет Игнатий Лойола прибывает в Париж, где возобновляет свои занятия латынью, сначала в школе Монтегю, а затем в школе Святой Варвары, где уже приступил к изучению философии.

Четыре года Игнатий Лойола упорно изучал различные науки и предметы и вот в 1532 году, в канун Рождества он, наконец-то, сдал экзамен и получил ученую степень. А затем, в феврале следующего года сдал еще несколько экзаменов и после публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, ему выдали диплом магистра.

Но на этом Игнатий Лойола не остановился, а прослушал еще дополнительные курсы по богословию у доминиканцев, что позволило ему в 1534 году получить степень доктора.

Первые ученики и соратники Игнатия Лойолы

Уже во время обучения в Париже, Игнатий Лойола полностью оформил свою систему Духовных Упражнений, которые преподавал своим ближайшим друзьям, с которыми его объединяло мечта создать группу, посвященную служению Христу. И вот 15 августа 1534 года семеро верных друзей Игнатия Лойолы дали обеты целомудрия и не стяжательства в церкви Святого Дионисия.

В каком-то смысле можно сказать, что для Игнатия Лойолы это стало прообразом его будущего Ордена иезуитов, особенно если учесть, что 24 июня 1537 года Игнатий Лойола, его верные товарищи и еще пять примкнувших к ним человек были рукоположены в священники.

С этого момента Игнатий Лойола и его соратники начали проповедовать и быстро снискали славу среди простых людей, за что их невзлюбили кардиналы и аристократия. Дело дошло до того, что Игнатию Лойоле пришлось добиться личной аудиенции с Папой Павлом III, чтобы попросить его о помощи. Выслушав Игнатия Лойолу, тот принял его сторону и ситуация с гонениями стала сходить на нет.

Еще один мистический опыт Игнатия Лойолы

Зимой 1538 года Игнатий Лойола пережил еще одни глубокий мистический опыт. Однажды он услышал голос Господа, обратившегося к нему со словами «Я окажу тебе покровительство в Риме», а затем ему было видение, что Бог поставил его рядом со своим Сыном.

Естественно, все это произвело на Игнатия Лойолу неизгладимое впечатление, придав силы и мужество для дальнейшей духовной деятельности.

Игнатия Лойолы и Орден Иезуитов

Когда духовная деятельность Игнатия Лойолы достигла широко масштаба, он со своими соратниками задумался о перспективах. Они решили создать новый монашеский орден.

Игнатий Лойола представил Папе Павлу III проект будущего Устава, который был одобрен и в результате 27 сентября 1540 года папской буллой «Regimini militantis ecclesiae» был утвержден устав Общества Иисуса (Орден Иезуитов). А на Великий пост 1541 года Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена.

Игнатий Лойола и его «Духовные упражнения»

Важнейшим мистическим и духовным наследием Игнатия Лойолы являются его «Духовные упражнения», оказавшие невероятно глубокое и широко влияние на многих мистиков и оккультистов.

«Духовные упражнения» Игнатия Лойолы представляют собой сочетание различных визуализаций, наблюдений за собой, размышлений, созерцания, словесной и мысленной молитвы.

Весь свод «Духовных упражнений» разделен на этапы, называемые «недели». Термин этот достаточно условен, так как на первое место Игнатий Лойола ставил не временные рамки, а уровень достижения успеха в том или иной упражнении.

В «Духовных упражнениях» Игнатий Лойола выделяя четыре недели:

Первая неделя (vita purgativa) - очищающая. На этом этапе ученик раскаивается в своих грехах и прилагает все усилия, чтобы выйти из их плена.

Вторая неделя (vita illuminativa) - просвещающая. На этой ступени ученик посвящает себя молитве и размышлениям о земной жизни Иисуса.

Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. С помощью глубоких медитаций и визуализаций, ученик «проживает» страдания Иисуса Христа.

Четвертая неделя (contemplatio ad amorem) - Воскресение и Вознесение. Ученик учиться видеть во всем Божественно Проявление.

Смерть Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола покинул этот мир 31 июля 1556 в возрасте 64 лет. Он был погребен в Риме, в церкви Иль-Джезу (Иисуса Христа)

Игнатий де Лойола, Игнасио (исп. Ignacio (Íñigo) López de Loyola, баск. Ignazio Loiolakoa). Родился 23 октября 1491 года в Аспейтиа - умер 31 июля 1556 года в Риме. Католический святой, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов).

Родился около 1491 года в замке Лойола в баскской провинции Гипускоа. При крещении получил имя И́ньиго (баск. Iñigo). После обращения принял имя Игнатий (исп. Ignacio), избрав себе небесным покровителем святого Игнатия Антиохийского. Возможно, послужил прообразом Дон Кихота в одноименном романе Мигеля де Сервантеса. День памяти 31 июля.

Происходил из древнего баскского рода. По недокументированным данным, был младшим из 13 детей. В 14 лет Иньиго остался круглым сиротой, и старший брат отправил его в Аревалло, к Иоанну Веласкесу, казначею Кастильского двора. Там Иньиго служил пажем. Достигнув совершеннолетия, перешёл на военную службу. Впоследствии, рассказывая о своей молодости о. Гонзалесу де Камара, он описывал себя в тот период следующими словами: «Внимательный к своей наружности, падкий на успех у женщин, смелый в своих ухаживаниях, придирчивый в вопросах чести, ничего не боявшийся, дёшево ценивший жизнь свою и других, я предавался роскоши…»

В 1521 году Иньиго де Лойола участвовал в обороне Памплоны, которую осаждали французские и наваррские войска под началом Андре де Фуа. В городе проживало много наваррцев, которые перешли на сторону противника, и городские власти решили сдаться. 20 мая 1521 года Андре де Фуа вошёл в город. Иньиго, сохранивший верность своему королю, с горсткой солдат отступил в крепость. Осада началась 21 мая. «Приступ длился уже порядочное время, когда я был задет снарядом, который проскочил между моими ногами и ранил одну и сломал другую», - рассказывал он через много лет о. Гонзалесу де Камара. После этого битва завершилась довольно скоро. В течение последующих десяти дней он находился в Памплоне. Французы с уважением отнеслись к его храбрости, Иньиго лечили французские врачи, а затем его на носилках перенесли в отцовский замок, в Лойолу.

Вскоре стало ясно, что тряска во время пути сказалась на его здоровье, и врачи вынуждены были провести ещё одну - очень тяжёлую - операцию, после которой ему с каждым днём становилось всё хуже и хуже. 24 июня, в день Св. Иоанна Крестителя, врачи, не верившие уже в его выздоровление, посоветовали Иньиго исповедаться. Накануне дня Св. Петра, считавшегося покровителем рода Лойола, Иньиго причастили и соборовали. Ночью произошло внезапное улучшение, и на следующий день он уже был вне опасности. Но кость срослась неправильно, и пришлось снова делать операцию, ещё более долгую и мучительную, чем все предыдущие. В последовавший затем период выздоровления Иньиго попросил, чтобы ему принесли почитать рыцарские романы. Но романов в замке не оказалось - в семейной библиотеке хранились только «Жизнь Иисуса Христа» картезианца Рудольфа и один том «Жития святых».

Пришлось читать то, что есть. И в этих книгах он обнаружил героизм: «героизм этот отличен от моего, и он выше моего. Неужели я не способен на него?» Иньиго заметил - и был поражён, - что после чтения нескольких страниц из «Жития святых» его душой овладевал непостижимый мир, в то время как мечты о славе и любви оставляли ощущение опустошённости. «Два противоположных духа действуют во мне. Первый меня смущает: он от дьявола. Второй меня умиротворяет: он от Бога». Он отправляет слугу в Бургос, чтобы тот принёс картезианский устав, и внимательно изучает этот документ.

В марте 1522 года Игнатий собрался совершить паломничество в Иерусалим. Но сначала отправился в Монсеррат (исп. Montserrat) - горное бенедиктинское аббатство близ Барселоны, где хранится чудотворная статуя Богородицы. В пути он принёс обет целомудрия. В городе Игуалада, недалеко от аббатства, он купил рубище кающегося, посох, флягу и полотняные туфли на верёвочной подошве. 21 марта 1522 года он пришёл в Монсеррат и три дня готовился к полной исповеди. 24 марта (в день перед Благовещением) исповедовался, переоделся в рубище, отдал свою одежду нищему и начал «Ночную Стражу» («Ночная стража», предшествующая посвящению в рыцари, состоит из омовения, исповеди, причастия, благословения и вручения меча). Всю ночь он простоял в часовне перед образом Пресвятой Девы, иногда опускаясь на колени, но не позволяя себе садиться, а на рассвете передал своё оружие - меч и кинжал - исповедовавшему его монаху и попросил повесить как приношение в часовне. Отныне он считал себя посвящённым в рыцари Царицы Небесной.

С восходом солнца он спустился из Монсеррата и остановился в небольшом городке Манреса (Manresa). Там он нашёл уединённый грот на берегу реки Карденер (Cardener), около римского акведука, и решил несколько дней провести в молитве в этом уединённом месте. Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице, вечером молился в соборе. Вскоре он заболел, и его приютили в доминиканском монастыре. Здесь он пережил духовный кризис: сначала возникли сомнения в том, что на исповеди в Монсеррате он действительно раскаялся во всех прежних грехах, и он вновь попытался вспомнить все грехи, совершённые им в жизни. Чем больше он вспоминал, тем более ничтожным и недостойным себе казался. Исповедь не помогала. Возникло искушение покончить самоубийством.

В какой-то момент Игнатий задумался о том, откуда приходят эти сомнения и какое действие они производят в его душе, и тогда сознательно решил не исповедоваться больше в прошлых грехах: «Я понял, - говорил он впоследствии, - что в таком исповедании заключено действие злого духа». Вскоре после этого, когда Игнатий шёл вдоль берега реки Карденер в дальнюю церковь, он остановился, всматриваясь в воду. «Глаза моего разумения начали открываться. Это не было видение, но мне было дано разумение многих вещей, как духовных, так и касающихся веры, а равно и человеческих наук, и с такой большой ясностью… Достаточно сказать, что я получил великий свет разумения, так что, если сложить всю помощь, на протяжении всей жизни полученную мною от Бога, и все приобретенные мною знания, то мне кажется, что это было бы меньше, чем то, что я получил в этом единственном случае. Мне показалось, что я стал иным человеком… Всё это продолжалось самое большее три минуты». Зиму 1522 г., которая оказалась для него очень тяжёлой, он провёл в Манресе.

28 февраля 1523 г. Игнатий направился в Барселону, чтобы оттуда отплыть в Италию и совершить паломничество в Иерусалим. В ожидании корабля он вёл ту же жизнь, что и в Манресе: молился, ухаживал за страждущими в больницах, собирал подаяние. 23 марта 1523 г. он отплыл в Италию и через пять дней прибыл в Геную, а оттуда пошёл в Рим. Получив благословение Папы Адриана VI, он пешком отправился в Венецию и рано утром 15 июня отплыл на корабле. 1 сентября корабль достиг Святой Земли, там паломников встретили францисканцы, которые затем на протяжении двух недель водили их по Иерусалиму, Вифлеему и Иордану. Игнатий обратился с просьбой к настоятелю францисканцев: «Отче, я хотел бы остаток моих дней провести в вашем монастыре». Настоятель согласился, но францисканский провинциал в просьбе отказал, и Игнатий вновь вернулся в Барселону.

Он понял, что для апостольской деятельности необходимы знания. Поэтому в 33 года начал изучать в начальной школе, вместе с детьми, латинский язык. Жером Ардевол, преподаватель латыни, бесплатно давал ему дополнительные уроки, и через два года объявил своему ученику, что теперь тот знает достаточно, чтобы слушать лекции в университете. В мае 1526 г. Игнатий пешком отправился в Алькалу (там находился университет), расположенную в пятистах километрах от Барселоны.

В Алькале, как и в Барселоне, он, помимо занятий в университете, учил детей катехизису и наставлял всех, кто обращался к нему за помощью. В связи с этим на Игнатия поступил донос, он был арестован, и после 42 дней тюремного заключения был оглашён приговор, запрещающий ему наставлять и проповедовать под страхом отлучения от Церкви и вечного изгнания из королевства. После трёх лет запрет могли бы снять, если на это дадут разрешение судья или генеральный викарий. Архиепископ Толедский порекомендовал Игнатию не оставаться в Алькале и продолжить обучение в Саламанке. Однако и в Саламанке почти сразу после прибытия Игнатия пригласили на собеседование в доминиканский монастырь и стали расспрашивать о Духовных Упражнениях, которые он давал в Алькале. Дело передали на рассмотрение церковного суда. Судьи не обнаружили в его учении никакой ереси, и ещё 22 дня спустя он был освобождён. После этого Игнатий принял решение покинуть Испанию и отправился в Париж.

В 1528 г., когда Игнатий прибыл в Париж, ему было 35 лет. Решив вновь начать образование с нуля и возобновить основы латыни, он поступил в школу Монтегю и оставался там до октября 1529 г. Затем поступил в школу Святой Варвары для изучения философии. В 1532 г., после четырёх лет обучения, незадолго до Рождества он сдал экзамен и получил учёную степень.

В феврале 1533 г. Игнатий сдал ещё один экзамен - по грамматике, а затем, предоставив свидетельства о том, что он прослушал курсы комментариев на Аристотеля, изучил арифметику, геометрию и астрономию, после ряда экзаменов и публичного диспута, состоявшегося в церкви Святого Юлиана Бедного, получил диплом магистра. Отныне он имел право «преподавать, участвовать в диспутах, определять и совершать все действия школьные и учительские… как в Париже, так и по всему свету». Оставалось пройти экзамен на доктора. Но перед этим экзаменом Игнатий ещё прослушал курсы богословия у доминиканцев. Докторское испытание состоялось в 1534 г., на Великий пост, Игнатию была присуждена степень и вручён головной убор доктора: чёрная круглая шапочка с квадратным верхом, украшенным кисточкой.

В годы обучения в Париже Игнатий познакомился с Петром Фавром, Франциском Ксаверием, Диего Лаинесом, Альфонсо Салмероном, Николасом Бобадильей и Симоном Родригесом. Каждому из них он преподал Духовные Упражнения. Всех их объединяло желание создать группу, посвящённую служению Христу.

15 августа 1534 г., в день Успения Пресвятой Богородицы, на Монмартре, в церкви Святого Дионисия, они - все семеро - во время мессы, которую служил Петр Фавр, принесли обеты нестяжания, целомудрия и миссионерства в Святой Земле. В случае невозможности выполнения последнего обета до 1 января 1538 г. было решено отправиться в Рим и предоставить себя в распоряжение Святому Престолу. Но сначала все должны были закончить обучение.

В 1535 г. Игнатий тяжело заболел. Он был вынужден покинуть Париж и вернуться в Испанию. Почувствовав себя лучше, он пешком отправился в Венецию и пришёл туда в конце 1535 г. Здесь, в ожидании товарищей, он продолжил изучение теологии. Остальные прибыли из Парижа 18 января 1537 г. В это время года сообщения между Венецией и Палестиной не было, и в ожидании лучших дней все они решили работать в больницах. К тому моменту к обществу присоединились ещё пять человек. 24 июня 1537 г. Игнатий и его товарищи были рукоположены́ во священники.

Поскольку из-за начавшейся войны Венеции с Турцией отплыть в Палестину было невозможно, обет, данный на Монмартре, обязывал их отправиться в Рим. В 1537 г., после аудиенции, Папа Павел III поручил Лаинесу и Петру Фавру преподавать богословские дисциплины в Римском университете. Народ охотно слушал новых проповедников, но кардиналы и аристократия подняли против них гонение. Игнатий добился личной встречи с Папой Павлом III, и после беседы, продолжавшейся час, Папа принял решение поддержать Игнатия и его товарищей.

На Рождество 1538 г. в церкви Святой Марии Великой в Риме Игнатий отслужил свою первую мессу.

В 1539 г. перед Игнатием и его товарищами встал вопрос: что дальше? Решено было официально образовать сообщество - новый монашеский орден. В том же году Игнатий представил Папе Павлу III Установления - проект будущего Устава, где в дополнение к трём стандартным обетам послушания, целомудрия и нестяжания был добавлен четвёртый: обет непосредственного послушания Святому Отцу. 27 сентября 1540 г. устав нового ордена - Общества Иисуса - был утверждён папской буллой «Regimini militantis ecclesiae».

На Великий пост 1541 г. Игнатий Лойола был избран первым генеральным настоятелем ордена (сокращённо - «генералом»).

В эти годы Игнатий занимался координацией деятельности ордена, создавал «Конституции», диктовал «Автобиографию».

«Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») святого Игнатия, одобренные Папой Павлом III 31 июля 1548 г., представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной. Упражнения распределяются на четыре этапа - недели (название «неделя» - достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена). Первая неделя - очищающая (vita purgativa). В этот период человек вспоминает грехи, совершённые в истории мира и им самим, в его личной жизни, прилагая усилия к тому, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать. Вторая неделя - просвещающая (vita illuminativa), она посвящена молитвенным размышлениям о земной жизни Иисуса: от Его Рождества до конца Его общественного служения. Вторая неделя рассматривается как подготовка к решению, ответу на призыв следовать за Христом, к определённому жизненному выбору. Третья неделя - соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть. Четвёртая неделя - Воскресение и Вознесение. Духовный плод всех недель заключается в высшем созерцании ради обретения любви (contemplatio ad amorem), которое даёт возможность всё возлюбить в Боге, а Бога - во всём.

Любимая молитва Игнатия Лойолы:

Anima Christi, sanctifica me. Corpus Christi, salva me. Sanguis Christi, inebria me. Aqua lateris Christi, lava me. Passio Christi. conforta me. О bone lesu, exaudi me. Intra tua vulnera absconde me. Ne permittas me separari a te. Ab hoste maligno defende me. In hora mortis meae voca me. Et iube me venire ad te, ut cum Sanctis tuis laudem te in saecula saeculorum. Amen.

Душа Христова, освяти меня.
Тело Христово, спаси меня.
Кровь Христова, напои меня.
Вода ребра Христова, омой меня,
Страсти Христовы, укрепите меня.
О благий Иисусе, услыши меня:
В язвах Твоих сокрой меня.
Не дай мне отлучиться от Тебя.
От лукавого защити меня.
В час смерти моей призови меня,
И повели мне прийти к Тебе,
Дабы со святыми Твоими
восхвалять Тебя
во веки веков.
Аминь.