Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Если педагог долго работает в школе – это призвание. «Я чувствую, что глупее большинства своих учеников»: молодые учителя о своей работе Когда я был учителем

Артем Новиченков

Я проработал в школе неполных четыре года, очень длинных и насыщенных. Еще студентом четвертого курса меня позвали в московскую школу номер 1101 учителем русского языка и литературы на 24 часа в неделю с зарплатой в 24 тысячи рублей. И это был невероятный опыт. Неугомонный 5-й класс, ежедневная стопка тетрадей на проверку, хамство директора и буллинг (травля одного из членов коллектива. - Прим. ред. ) со стороны преподавателей. А еще школа находилась на другом конце города, и после работы, сонный, я ехал в университет на пары. Было очень тяжело и одиноко. О том, что меня уволили, я узнал от учеников.

На пятом курсе я писал дипломную работу и, как только выпустился, снова вернулся к работе учителя. Других вариантов я не видел.

Я переехал в Северное Бутово и устроился в школу неподалеку. При первой встрече с директором я сразу понял, что хочу с ним работать. Он умный, прогрессивный и мудрый - даже когда я переехал в Мытищи, место работы не сменил. В 2009-й школе я проработал полноценных три года, выпустил три девятых класса и три одиннадцатых. Это принесло столько счастья, столько опыта и смыслов. И вот теперь я ухожу.

Когда я был учеником

Когда учительницы говорили: «А голову ты дома не забыл?», «Звонок только для учителя!», «Я-то свое отучилась, а вы - нет!» - мы морщились. Было противно и скучно, но мы не осознавали, что именно было не так. «Ну, географичка дура». «У математички всегда так - она просто одинокая и злая». «Трудовик - он и есть трудовик». Когда завуч спрашивала: «И тебе не стыдно? А должно быть!» - мы играли стыд. Когда русичка говорила: «Три пишем, два в уме» - и ставила авансом троечку, мы играли прилежность. Когда классуха отправляла чистить школьный двор от снега за отметку, играли покорность.

Эти роли были частью квеста под названием «Школа». За некоторыми учениками роли - троечник, отличница - закреплялись до выпуска. Учителя играли доброго учителя или злого, охранник - охранника, библиотекарша - библиотекаршу, завуч играла завуча, а директор - директора. И все знали правила, хотя нигде они прописаны не были.

В кабинете завуча в сознании проявлялся державный символ ковра: тишина, стоишь на мягком, потупив голову, соглашаешься на все - только бы не директор

Мы отчетливо понимали: одни мини-квесты, например, географию и обществознание, пройти проще, другие - математику и химию - труднее. Изворотливо мы пытались избежать болезненных ситуаций: забывали дневники дома, оттягивая расправу, отключали телефоны из сети, когда знали, что сегодня будут звонить, прогуливали контрольные, имитировали болезнь. И это казалось нормальным. Так делали все. Это настоящая игра, разве что цель обратная: не дойти до «босса» и победить в схватке, а избежать фатальной встречи до истечения времени. 11 лет. С передышками.

Чем ты тише и прилежнее, тем проще продержаться. За нарушение правил ты переходил на уровень, усложняющий пребывание в игре. Иерархия ясна: учитель-предметник - классный руководитель - завуч - директор. В кабинете завуча в сознании проявлялся державный символ ковра: тишина, стоишь на мягком, потупив голову, соглашаешься на все - только бы не директор. Ждешь и, пристыженный за то, что ты такой, какой есть, выдыхаешь после помилования, которому поспособствовал вдруг смягчившийся учитель.

Кабинет директора, располагавшийся всегда в стороне от школьной жизни, как бы отдельный, самый уютный и золотой, с портретами на стенах, внушал трепет. Директор говорила размеренно, властно. Говорила о тебе с учителями так, будто тебя здесь нет. Но ты-то знаешь: она еще нанесет свой удар, когда обратится напрямую, и уже никто не вступится, потому что директора боятся все. Что уж говорить о таком маленьком тебе?

Для меня школа была территорией страха, не повсеместного, конечно, ведь были и безопасные уроки, но абсолютно точно - ежедневного и неотступного. Даже в выходные дни я думал о школьных буднях, о правилах, об игре, в которую почти никто из нас не хотел играть, но играли, потому что не играть было страшно. Да мы и не думали, можно ли было не играть.

Когда я был учителем

Я думал, что игра кончится: ведь я теперь учитель, поэтому могу выбирать, следовать правилам или нет. На деле оказалось иначе: админом игры я мог быть только на территории собственного урока, который в школе номер 1101 контролировался то проверяющим учителем, то без предупреждения вошедшим посреди урока директором, то внезапной диагностической работой, то еще какими-то документами.

В 2009-й школе мне дали большую свободу, кредит доверия. Никто никогда не цензурировал мои уроки, не проверял записи, не заставлял писать объяснительные из-за того, что я назвал маленького Пушкина Сашей или рассказал детям о любовной драме Маяковского (а это все было). Я мог изучать с детьми что угодно: от Гомера до Алексиевич, от Батюшкова до Фаулза, от Дао-дэ цзин до Венички Ерофеева. И еще сотню книг.

Мне наконец показалось, что можно вольготно жить в школьном пространстве и не играть. Забить на правила, устанавливать свои.

Сегодня выпускаются тысячи девушек и молодых людей, которые думают, что они плохие, а на самом деле они просто не справились с правилами

Но всегда в классе находились три-четыре парня, которые отказывались читать, вели себя кое-как, мешали вести уроки. Я делал им замечания, поначалу даже просил дневники, хотя каждый раз мне было гадко. Я понимал, что становлюсь частью игры, выполняю роль карателя. С каждым замечанием они делали из меня злодея, а из себя - жертву. Но самое страшное - они уже не могли без этого. Как же переломить это? На математике они негодяи, на химии негодяи, а у меня что же - должны учиться? Школа раздала им роли, которые объясняли их: «Ну я же плохой, как я могу учиться хорошо?» И убедить их в обратном было сложно, а порой невозможно. И сегодня выпускаются тысячи девушек и молодых людей, которые думают, что они плохие, а на самом деле они просто не справились с правилами или в них не вместились. И никто не смог им доказать, что они неплохие ребята. Или не стал доказывать. Подростки с психологией побежденных.

К концу первого года работы в школе номер 2009 я понял, что оценка - это лишь карательный инструмент поощрения. Учитель использует ее как инструмент манипуляции. И часто ставит оценку не за знания, а за следование правилам, а также согласно роли: троечник, середнячок, отличник…

Мне нужно было избавиться от такой системы оценивания.

В старших классах я просто отменил оценки. Но система требовала от меня отметок в журнале, и я проставлял их номинально. В итоговых отметках я выставлял то, что считал справедливым. Если кто-то хотел оспорить оценку, он мог выполнить дополнительное задание. За два года не было ни одного случая, когда ученик не был согласен с оценкой. А для 8-го класса, еще не готового к такому резкому переходу, я придумал квест. Образовательный процесс превращался в ролевую игру, в которой нужно прокачивать «левел» своего персонажа и своего клана. За любые действия (прочитанная книга, сочинение, выученное стихотворение, рецензия на фильм) ученик получал баллы. Он сам выбирал, какие задания ему выполнять, а какие нет, понимал, как можно добрать баллы, а также знал, на каком уроке он может просто отдохнуть.

Весть о том, что Артем Николаич заменил оценки «каким-то там квестом», разнеслась по школе быстро. Одна учительница даже намекнула директору в приватном диалоге: «Чем это он там занимается с детьми?» Директор дальновидно ответил, что эта система давно применяется на Западе, все в порядке.

На меня начали коситься некоторые учителя. С тем, что я на переменах играю с детьми в настольный теннис или хожу в зал бросать мяч, они уже смирились. Отмена оценок и столбик наглых пятерок в электронном журнале, подозреваю, некоторым показались оскорбительными. Я нарушал правила. Даже не так - я предлагал альтернативные. Создавал конфликт. Многие перестали здороваться. А после отношения стали еще холоднее, особенно с коллегами-филологами.

Они уходили с моего урока и попадали в привычную манипулятивную ситуацию, где от них ждали смирения и лицемерия

Моя система предлагала ситуацию выбора: каждый делал только то, что хотел, и ровно столько, сколько считал нужным. Я надеялся, что так дети смогут учиться ответственности.

Но, как мне кажется, тщетно. Они уходили с моего урока и попадали в привычную манипулятивную ситуацию, где от них ждали смирения и лицемерия, чего они очень не любили. Мои уроки были каплей в море. В неделю их было 3 из более чем 30.

Я знал, что для многих школьников стал любимым учителем. Мне это нравилось. Теперь мне хочется уйти от этого, перестать быть поводырем, снять с себя мессианскую ответственность и отказаться от этого сладостного нектара детского внимания. Тогда же я хотел иметь больше точек соприкосновения. У нас уже была группа в «ВКонтакте», но в ней не было камерности и интимности. Зная, что у учеников много вопросов, которые они не осмеливаются мне задать, я - за полтора года мне задали более двухсот вопросов, на которые я всегда старался отвечать максимально откровенно. Больше года назад мы создали чат, в который добавились все желающие: так мы начали общаться вне школы больше. Спустя долгое время я вновь начал - и так я попал к ним в плееры. Короче, на каком-то там уровне я все-таки победил. Однако для меня это локальная победа, потому что люди, которые делают школу такой, какая она есть, остаются в ней работать. Что это за люди?

Кем я не стану

Я много думал о людях, которых про себя мы зовем училками. В моей школе их мало, но в некоторых, я знаю, таких большинство. Я наблюдал за ними, слушал их разговоры в учительской, слышал, как они общаются с детьми на уроке, а также слышал, как они говорят по телефону со своими детьми. И первое, что всегда бросалось в глаза, - это их тон.

Смотрел и думал: «Неужели она так же и дома разговаривает? Где же здесь настоящая Нина Викторовна, а где учительница?» А послушаешь разговор: да нет, нормально она общается с сыном, даже тепло. То есть их «учительство» - это маска. Что дает она? Защиту? От чего? От кого? От детей? Или выстраивает дистанцию? Или предлагает какие-то новые возможности?

И тогда я начал размышлять, зачем люди вообще идут в учителя. Я не думаю, что выбор профессии бывает случайным, если это выбор не по нужде. И вот что я надумал:

Первое - от одиночества, в школе всегда много людей, там появляется ощущение семейственности и отношение к кабинету как к собственности.

Второе - попытка наполнить жизнь смыслом и оправдать свое существование, ведь профессия учителя в глазах общества выглядит благородной.

Третье - это мессианство, желание занимать умы, формировать, воспитывать, то есть быть тем, от кого зависят.

Четвертое - возможность управлять, манипулировать, тянуть за ниточки, выдавливать эмоции.

Я описал худший из типажей. Самые же распространенные черты характера российского учителя общеобразовательной школы можно свести к такому перечню:

Манипулятивность
- пассивность
- нервозность
- зависть
- косность, стереотипность мышления
- покорность

Человек с таким набором может работать с бумагами, цифрами, но не с людьми, тем более - не с детьми. Ибо самое страшное заключается в том, что учат они тому, чему следуют сами. Их манипулятивный словарь достаточно ограничен:

«Посиди подумай над своим поведением!»
«Нет, ну вы посмотрите на него!»
«Тебя ждет весь класс!»
«Мало ли что ты хочешь? Мне тоже много чего хочется!»
«У тебя совесть-то есть вообще?»
«Когда головой-то начнешь соображать?»
«Ты долго надо мной издеваться-то будешь?»
«Все, разговор окончен»

На первый взгляд, фразы встречаются повсеместно - и мы уже не обращаем на них внимания. Но при пристальном рассмотрении оказывается, что все они ставят ребенка в позицию виноватого, неправого в своих желаниях и потребностях, неравного учителю или одноклассникам.

В школе нет слова «хочу», есть слово «надо»

Но прозорлив сегодняшний старшеклассник. Часто он мгновенно замечает несправедливость. Но что ему делать, когда учитель всегда прав, а класс обычно боится оказать поддержку и предпочитает просто промолчать? Не может же он не ходить на уроки этого учителя? Сколько раз я замечал, что тому или иному школьнику хотелось бы оказаться не на моем уроке, а где-то в лучшем месте. Но ни он, ни я не могли ничего поделать с этим. Как два заключенных в камере, мы были прикованы друг к другу.

В школе нет слова «хочу», есть слово «надо». Эта ролевая модель насилия отрабатывается на каждом уроке в каждом классе в десятках тысяч школ миллионом учителей на протяжении одиннадцати лет жизни практически каждого человека.

И я ухожу из школы, потому что не хочу участвовать в этом насилии и неуважении к человеку. И открыто противостоять ему больше не желаю. А оно лезет из всех щелей: из туалетов с незакрывающимися кабинками и часто отсутствующей туалетной бумагой; из столовой с неаппетитным питанием; из перегруженного расписания, претензий по внешнему виду, хамства охранников и уборщиц; из портящей одежду мебели и незакрывающихся общих раздевалок. И главное, что моральное насилие и неуважение лежит в основе общения учителя с учеником.

Этот текст - не хлопок дверью и не жалоба. Единственное, что испытываю, - глубокое чувство досады по поводу того, что современный облик общеобразовательных школ именно такой. И на то, чтобы его изменить, нужно время и силы многих людей, но, в первую очередь государства, хотя… о чем я говорю?

Работать учителем в средней или специализированной школе может специалист со средним или высшим образованием соответствующего педагогического направления. Чаще всего студентов - будущих педагогов интересует, как работают учителя, в чем состоят их обязанности, каков график их работы и т.д.

Деятельность педагога

Основная задача учителя состоит в координации деятельности учеников в изучении и усвоении ими учебного материала. Все действия педагога регламентируются различными учебными планами - поурочными, тематическими и календарными, которые разрабатывает либо он сам, либо опирается на те, которые предлагает Министерство образования.

Единых конспектов уроков для всех учителей не существует, так как каждый учитель должен опираться на собственный педагогический опыт, базовые знания его учеников, специализацию класса или учебного заведения.

Для тех, кто не знает, как можно стать учителем, какое образование необходимо получить и какими навыками обладать, будет полезным ознакомление с нашей статьей - .

Как работает учитель: организация процесса

Готовясь к каждому уроку, педагог обеспечивает подготовку следующих организационных моментов:

  • Подготавливает дидактические материалы, наглядные макеты, пособия и другие технические учебные средства;
  • Обеспечивает подготовку демонстративных материалов, диафильмов, презентаций, опытов;
  • Обеспечивает проведение предварительных упражнений, при помощи которых учебный материал будет закреплен и понят;
  • Подбирает подходящую методическую и учебную литературу.

Учитель должен не только обеспечить изложение и подачу учебного материала, но также обязан контролировать усвоенные знания. В его обязанности также входит:

  • Классное руководство;
  • Воспитательная работа;
  • Формирование личностных качеств учащихся;
  • Воспитательная работа;
  • Выявление наклонностей и особенностей каждого ученика;
  • Оформление документации (табеля, классные журналы);
  • Организация внеклассных мероприятий - культурных походов, конкурсов, собраний и пр.;
  • Воспитание и развитие научного и творческого потенциала ученической молодежи;
  • Развитие у учащихся стремления к изучению нового материала, освоению знаний;
  • Внедрение в жизнь существующих и разработка новых тематических планов.

Рабочее время учителя

Согласно Трудовому кодексу, количество часов в неделю, на протяжении которых педагог должен исполнять свои непосредственные трудовые обязанности, в том числе и при домашней подготовке к урокам (проверке тетрадей и пр.), не должно превышать 36. Трудовой кодекс - это основной нормативный документ, который регламентирует работу учителей и других работников.

Количество рабочих дней в неделю определяется самим учебным учреждением, рабочая неделя может быть 5-ти или 6-ти дневной. Рабочие часы, согласно учебному плану, распределяются по трудовым дням.

Оплачиваемый отпуск учителям всегда предоставляется во время летних каникул и составляет 56 рабочих дней. Если рабочий год полностью не отработан, тогда отпуск предоставляется авансом.

Узнать о квалификационных требованиях, предъявляемых к соискателю на должность учителя, можно будет из нашей статьи .

Госдума прозрела! В России нехватка учителей. Странно! Почему? Потому что учитель должен!

Приходить на работу за пятнадцать минут до начала занятий, а если ты дежурный, то за час, и в дни дежурства надо быть готовым встречать на входе не только детей, которые, кстати, в половине случаев, никогда не здороваются при входе и в воспитательных целях надо их этому учить: «Здравствуй, Вася, надо здороваться, когда входишь.», но и их родителей, которые несмотря на всеобщий запрет посещения школы в учебные часы, норовят прорваться мимо охраны чтобы помочь переобуться своему чаду, спросить у Марьванны почему у Наташеньки двойка, а не пятерка с плюсом, научить физрука как правильно прыгать через козла, спросить у классрука, почему такое дорогое питание стало в школе и.т.п. Прегради дорогу грудью и наизусть перечисли номера и даты приказов Минобра РФ о запрете посещения взрослыми школы в учебное время. Успокой нежных ранимых родителей, выслушай нелитературные возмущения и расскажи про то что их ждут после двенадцати нуль-нуль.

Должен радостно и с хорошим настроением, создавая благоприятную атмосферу на уроке за сорок минут научить класс из тридцати человек разбираться в тонкостях новой темы, при этом соблюдая все требования ФГОС, опросив не менее пяти человек (а лучше весь класс и письменно, ибо родители верят только письменным проверочным, при этом сверившись что тема урока соответствует планированию и в дневнике был задан именно этот параграф), не забывая о том что в классе у пары ребят ОВЗ - видит плохо, слышит плохо -им индивидуально объяснить надо, у Пети с Васей начался переходный возраст - с ними помягче, не то могут и послать на три буквы, еще четверо с явным ЗПР им просто скучно, они не успевают усвоить материал и не усвоили его еще за пару предыдущих лет, с ними тоже индивидуально изволь, остальным надо доходчиво объяснить с применением видеоматериала, презентации, танца с бубном, желательно в игровой форме, чтобы «дошло». Разрули конфликт Светы и Лены, которые не хотят сидеть друг с другом «потому что…» Не забудь про домашку! Пройди по классу и проверь, чтобы все записали ее в дневник.

На перемене сбегай в учительскую на «короткое» совещание по поводу присланных министерством директив о том как в будущие свои выходные ты должен организовать детей на демонстрацию посвященную всероссийскому дню спорта (см вместо этого -географический диктант, родителей на всеобщее родительское собрание посвященное ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, детей на краевую акцию «Зеленая планета», городской субботник, профессиональную ориентацию и.т.п), еще пара придуманных «Дней профилактики..», «Дней защиты…». Конкурсы, не забудь про конкурсы! Городские, краевые, Всероссийские, интернет- и не интернет- конкурсы, конкурсы сайтов и конкурсы блогеров, конкурсы уроков и конкурсы внеурочной деятельности, учитель года, лучший классный руководитель, лучший в своем предмете…и.т.п. Бешенный принтер снова прислал мониторинг! Классные руководители срочно заполните сколько мальчиков до 2008 года рождения в вашем классе посещают спортивные секции. Сколько у вас девочек до 2009 года имеют неполные семьи. Скольких детей инвалидов вы посетили на дому за последний месяц. Вы не классный руководитель? Тогда срочно предоставить в электронном и бумажном виде диагностические карты на слабоуспевающих и план работы с ними. И классным руководителям, кстати тоже. И не опаздывайте на урок, уже был звонок!

Еще на перемене если нет совещания вы должны дежурить в рекреации! Кто-то подрался? Что делать? Разнимаете? Будьте готовы к уголовному преследованию. Трогать детей не имеете право! Не разнимаете? Будьте готовы к уголовному преследованию за невмешательство. Еще не забудьте про столовую. Да нет! Не самим поесть! Самим поесть это если есть «окно» -свободный урок в расписании. Детей покормить. Проверьте всем ли достались их порции, возьмите на карандаш тех, кто не кушает, или плохо кушает, спросите почему, может что-то не нравится? Будьте готовы вечером ответить мамам почему макароны были холодные и дети не ели.

На перемене надо ответить на сто вопросов по новой теме тем, кто не понял, еще раз показать как применить формулу к задачке, просмотреть Лене, Пете, Васе «а что у меня выходит в четверти..», достать позапрошлую самостоялку и доказать что в ней действительно есть ошибки, объяснить что это за ошибки, прорешать этот пример и показать что должно получиться.

После уроков учитель должен проверить письменные, контрольные, самостоятельные, разработать планы на следующий день, выставить оценки в электронный журнал, заполнить мониторинги, подготовить отчеты о проведенных мероприятиях, подготовить конспект видеоурока, который ты готовишь к очередному конкурсу, продумать для него «плюшки», которых точно не будет у других, подготовить наглядность и презентацию, позаниматься дополнительно с Петей, потому что так просила директора его мама «Ну что вам трудно что ли?», а директор попросил вас, надо пообщаться с мамой Васи, которая пришла после двенадцати, почему у него тройка, достав и отсортировав ей все его самостоятельные и письменные работы, прорешав с ней все примеры где у Васи ошибка и показав что должно получиться, показав где в плане эта тема и получив втык за то что не проконтролировала что Васенька не записал в дневник домашку. Выслушав как надо учить детей, и особенно Васю.

Вечером, за вечерним ужином, учитель должен отвечать на звонки родителей, рассказать почему макароны были холодными, а дочка ничего не поела, почему химичка поставила трояк, что задано по русскому и как выполнять задание по геометрии, из чего клеить куб, где Васины кроссовки, Ира потеряла планшет, идите ищите….

Вы ж учитель, а значит вам обязательно навяжут трудоустройство, неблагополучных, малоимущих, сайт, олимпиады, опекаемых…..это обязанности не входящие в основную деятельности и за них доплата в две тысячи рублей. За это еще плюс два часа в день вы занимаетесь тем, что вам навязали, включая совещания каждую неделю в каком-нибудь методическом центре за десять верст от вашего местонахождения. Проезд за свой счет.

Оклад учителя в зависимости от категории 7000-9000

Приходите работать в школу!

| Елена Чеснокова | 2998

Для многих школьников директор школы - это взрослый и далекий человек. Директор распоряжается, к директору вызывают, директором даже пугают. А какие они на самом деле, наши директора? Почему они десятилетиями работают в школе, а многие отдают воспитанию и обучению школьников всю жизнь, не жалуясь на низкие зарплаты и тяжелую работу?

Петрова Татьяна Васильевна более 30-ти лет работает в школе. Была она и неопытной студенткой - практиканткой, волнующейся на своих первых уроках, учителем физики, увлеченно преподающим любимый предмет… Уже 12 лет Татьяна Васильевна - директор 2 лицея, и, благодаря ее умелому руководству, лицей развивается и становится комфортнее для учеников. Здесь высокий уровень преподавательского состава, поэтому все больше среди лицеистов появляется победителей и призеров олимпиад. Увеличивается процент поступивших в ВУЗы выпускников лицея. И, по-прежнему, проводится множество интересных мероприятий для учеников, таких, как классическое «Посвящение в лицеисты» и новых, креативных, как недавно прошедший «Осенний бал».

- Татьяна Васильевна, почему вы выбрали профессию учителя?

Уже с детства мечтала работать в школе, видела себя только в роли учителя, поэтому и поступила учиться в педагогический.

- За что особенно любите свою работу?

За то, что работа очень творческая. Построение урока - это ведь сценарий, а работа учителя близка к работе актера. Одну и ту же тему в разных классах преподаешь по-разному - стараешься, чтобы тебя слушали, чтобы всем было интересно. Ведь насколько увлечен предметом учитель - настолько и увлечены им его ученики.

- А в чем сложность работы учителя?

Я считаю, основная сложность - приходится много работать с людьми: учениками, учителями, родителями. А ведь у каждого свои взгляды и свой, индивидуальный характер.

- Чем отличаются работы директора и учителя?

И директор, и учитель - управленцы. Только учитель управляет классом, а директор - всем школьным коллективом. У директора больше ответственности - он, как руководитель, отвечает за всю школу, поэтому должен видеть перспективу развития целого учебного заведения.

- Какой, по вашему мнению, идеальный педагог?

В первую очередь - честный. Как известно, дети хорошо чувствуют неискренность и лицемерие. Добрый к детям - настоящий учитель любит детей, понимает, чувствует их. Хороший психолог. Ну, и что безусловно - безупречное знание предмета и любовь к нему необходима.

- Какие они - современные школьники?

Какие? Разные. Основные черты характера ведь закладываются в семье, и если семья проблемная, то это сказывается на ребенке. Из всех «мифов» про современных детей правда только то, что они мало читают… А с мнением - «раньше школьники были лучше» - никак не могу согласиться. Каждая эпоха разная, когда мы росли, нам тоже говорили, что «раньше было по-другому». Современные школьники - они интересные, своеобразные, и они все равно дети, несмотря на то, как иногда хотят быть взрослыми, и пытаются доказать свою «взрослость» поведением и одеждой. Важно - сегодня каждый школьник - личность и требует соответствующего к себе отношения.

Не секрет, что зарплаты у учителей оставляют желать лучшего. Так почему все-таки учителя работают в школе десятилетиями, и молодые педагоги идут преподавать в школу?

Если учитель долго работает в школе - это, безусловно, его призвание, он просто не мыслит себя в другой среде. Не все в жизни решают деньги, иногда удовлетворенность от того, что ты делаешь, намного важнее. Знаю одну молодую учительницу, которая ушла из школы, занялась бизнесом, зарабатывала деньги в разы больше, но через некоторое время вернулась со словами - «Не могу без школы».

- Что бы вы хотели пожелать одиннадцатиклассникам - читателям газеты «11класс»?

Рассчитывать только на свои силы, много трудиться и учиться, чтобы на экзаменах быть уверенными в себе. Постараться уже в начале учебного года определить будущую профессию. Выбрать дело по душе, чтобы не жалеть потом. Ну, а в будущем - получать огромное моральное удовлетворение от своей работы!

Молодых учителей принято романтизировать: в глазах большинства вчерашние студенты должны стать надеждой российского образования сразу, как выпустятся из педа. В реальности дела обстоят куда жестче - на зеленого специалиста сваливаются бесконечные переработки, недоверие коллег, ответственность за учеников и маленькая зарплата. «Большая Деревня» попросила троих молодых педагогов рассказать о своей работе: что делать, когда мечтал открыть пивнушку, но стал учителем, как не зарыться в бюрократии, зачем прятать татуировки и за что стоит полюбить свою работу.

Кирилл Коваленко

СамЛИТ

В школе я был еще тем хулиганом: в третьем классе разбил одному пацану нос, и меня поставили на учет в детскую комнату милиции, к тому же, до старших классов учился преимущественно на тройки. Так что я и предположить не мог, что стану учителем, - если и говорить о детской профессии мечты, то быть мне хотелось разве что президентом.

Но в одиннадцатом классе стало ясно, что в президенты меня не берут, - тогда я подал документы в плановый, аэрокосмический и академию Лиманского. Потом проходил мимо педа и решил подать еще и туда - и как оказалось, только в него и прошел. Я решил, что это лучше армии, и стал студентом факультета математики, физики и информатики.

До пятого курса я не думал, что действительно стану учителем - мне больше нравилась идея открыть пивнушку у себя на районе. Это не пустая затея: со второго по четвертый курс я работал продавцом пива и в целом понимал, как все устроено, но потом осознал, что в этом направлении перспектив у меня мало.

Несмотря на то, что почти все время учебы я совмещал с работой, в ПГСГА мной очень гордились: целых три года обещали повесить мое фото на доску почета (правда, так и не повесили), отправляли на олимпиады, где я стабильно ничего не занимал, а в конце присвоили звание студента года за мои научные и творческие достижения.

На мне был мешковатый пиджак и зауженные брюки, как у идиота, а на меня смотрели ученики в костюмах с иголочки

На пятом курсе школа перестала быть для меня туманной перспективой - кроме сферы образования меня нигде не ждали. К тому моменту меня страшно раздражала мысль, что я стану учителем - казалось, что это крайне неблагодарная работа, да к тому же, низкооплачиваемая. Но реальность наступала, а идти на должность, которая тебе не нравится, разрушительно для человека, поэтому я попытался полюбить свою будущую профессию. Устроился репетитором, потом прошел практику в СамЛИТе и остался там вести информатику у младших классов.

Может, это покажется глупым, но на своем первом уроке я волновался не из-за того, что меня не воспримут школьники, а из-за дурацкого костюма, который надел в лицей. На мне был мешковатый пиджак и зауженные брюки, как у идиота, а на меня смотрели ученики в костюмах с иголочки, - в основном у нас все-таки учатся дети обеспеченных родителей. Но потом страх пропал, общий язык с ребятами я нашел, и все прошло отлично.

Сейчас я веду информатику, технологию и робототехнику у младшего и среднего звена. Прихожу на работу в 7-20, ухожу в 15-30, в остальном, обычный распорядок: уроки, перемены и обед в столовой, где на 80 рублей можно позволить себе салат, суп и котлету с овощным рагу.

В лицее много талантливых детей - например, один из них запрограммировал метеостанцию с зачатками искусственного интеллекта. Я до сих пор чувствую, что глупее большинства своих учеников. Был случай, когда мне нужно было рассказать про бинарное дерево графов, и я весь вечер просидел дома, заучивая тему, на которой в свое время схалявил в школе и универе. Утром у доски я понял, что напрочь забыл все, о чем читал, - и вот тогда настало время моих педагогических приемов: я спросил, кто в классе готов блеснуть умом, и на мой вопрос откликнулся победитель Всероссийской олимпиады по программированию. Он начал писать программу, и к середине я вспомнил, о чем шла речь, а мой провал остался незамеченным.

Два моих третьеклассника даже ходили на концерт Хаски

Но были и казусы, которые школьники замечали. Как-то раз я показывал четвероклассникам, как использовать картинки в текстовом документе. Мы начали искать изображения в интернете прямо на уроке, с проектором во всю доску. Я решил пройтись по героям моего любимого мультфильма «Остров сокровищ»: сначала на экране появился капитан Смоллетт, потом Сквайр Трелони. Последним я должен был показать Бена Ганна: я вбил имя пирата в поисковик, и тут во весь экран появился темнокожий актер, известный как Черный Властелин, - кто же знал, что его зовут так же! Так быстро вкладку я не закрывал еще ни разу в жизни, - было очень стыдно.

Облажаться перед детьми страшно, ведь современные школьники очень жестокие: они находят самую больную точку учителя и грызут ее, пока он не сломается. Надо мной тоже посмеиваются по разным поводам - иногда в лицо, иногда шушукаясь на последних партах. Это очень обижает. В остальном, школьники есть школьники: любят поболтать, часто ленятся, разве что шутки у них теперь не живут дольше недели - все-таки эпоха интернета. Касательно увлечений все зависит от родителей, по крайней мере, класса до четвертого: те, кого не подпускают к компьютеру, интересуются тем же, чем мама с папой, и часто не могут найти общий язык со сверстниками. Школьники, которым все же дают выходить в сеть, прошарены куда лучше: обожают Ивана Гая, Хованского и паблики с приколами. Два моих третьеклассника даже ходили на концерт Хаски вместе с родителями - включать им детские песни как-то глупо. При этом и требования современного образования совсем не детские - на нынешнего ребенка падает гораздо больше задач, чем падало на меня, когда я учился в школе. Но вряд ли дети это осознают - от них многого требуют с самых ранних лет, и подростки уже ко всему привыкли.

В моем коллективе, в основном, работают люди старше меня. Они очень творческие и увлеченные: коллеги готовы полностью посвятить себя работе и пытаются заразить этим остальных. Шутка ли - многие из них приходят в семь утра и уходят в десять вечера, допоздна проверяя тетради! При этом у нас довольно веселые корпоративы - обычно мы выезжаем на турбазы, где преподавательницы отправляются гулять по лесу, а я пью коньяк с физруками.

Мне очень хочется понравиться детям - быть им другом, коллегой и напарником. Но для этого приходится крепко сжимать кулаки, поскольку школьники пытаются проверить на прочность каждого молодого учителя: разговаривают с тобой на своем жаргоне, начинают панибратствовать. В этом случае я долго и терпеливо объясняю нормы уважения к старшим - и еще, конечно, пытаюсь как можно интереснее рассказать все об информатике и современных технологиях, ведь знания, в основном, и воспитывают. Я знаю это по своему опыту и вижу у тех детей, с которыми занимаюсь репетиторством: один из них поступил в наш лицей после нескольких занятий со мной, другого я вытянул с двоек на стабильную четверку по математике. Такие моменты воодушевляют.

Я не знаю, готов ли я проработать педагогом всю жизнь: это очень сложная работа, я бы даже сказал, путь, где я уже наделал своих ошибок. Но уходить из сферы образования не хочу - может быть, в будущем пойду на административную должность. Да и некуда пока уходить, если честно.

Виолетта Ахмедова

Школа № 34

Когда меня спрашивают, как я попала в школу, отвечаю - случайно, и это действительно так. Летом 2014 года я дала себе обещание, что наконец найду работу по профессии, то есть, стану журналистом. Поиски мои продолжались с месяц, но не давали результатов. Как-то проходя по улице Свободы, я встретила завуча своей родной школы. Она рассказала, что в школу срочно требуется учитель русского языка и литературы, - и внезапно предложила мне эту должность. Я сразу же ответила, что у меня нет специального образования, хоть я и училась на филологическом факультете педуниверситета: во-первых, моя специальность - журналистика, а во-вторых, ни о какой педагогике речи не шло. Но завуч сказала, что есть курсы переподготовки, что она меня знает, и все у меня получится. Я согласилась на следующий день: работа в школе казалась мне очень интересной, романтичной, - да и вернуться в родные стены в новом качестве тоже хотелось. Я была очень наивна и совсем не знала, что ожидает меня впереди.

Первый учебный год я просто стремилась выжить, потому что зарплата была очень маленькой: в нагрузку мне дали всего два шестых класса и несколько часов внеурочной деятельности, во время которых я занималась с детьми журналистикой и выпускала школьную газету. Весь 2014-2015 учебный год я каждый день после своих уроков ехала на курсы и семинары, где меня учили педагогике, новым стандартам образования и другим вещам - порой совершенно непонятным и ненужным. Я терпела и надеялась, что следующий год принесет мне больше радости и в материальном, и в моральном плане.

Иногда дети меня специально злят - например, включают свой клауд-рэп

Но мои надежды не оправдались: нагрузки стало больше - дали еще и пятый класс, каждый день тетради, подготовка к урокам и работа над бесконечными проектами и конкурсами, а еще документация, которая каждый раз откуда-то появлялась. Заканчивая с одними делами, я получала новые. Это не то чтобы плохо, но это действительно тяжелая умственная работа, которая отнимает массу времени и за которую хочется благодарности.

Я работаю в школе третий год - и ничего не меняется. Прихожу полвосьмого, ухожу в четыре, но работа на этом не заканчивается - дома я снова сажусь за ноутбук. И так шесть дней в неделю. Надо заметить, что моя история не универсальна - у моих коллег из других школ все может быть и по-другому. И оплата труда, и отношение к педагогам, и дети, - все сильно зависит от конкретного учреждения.

Кстати, насчет коллег: женский коллектив - это нечто. Мужчин у нас трое: два физрука и трудовик. Молодые педагоги есть, но их мало, и по понятным причинам у них нет никакого энтузиазма к работе. Я предпочитаю вообще ни с кем не общаться - да и некогда.

Минусы минусами, но в школе есть то, из-за чего я не могу психануть и всё бросить, - это дети. Мысли о них спасают, даже когда все валится из рук. Шестиклассники, с которыми я начинала работать, теперь в восьмом - они безумные, они живые, они искренние, они личности. Они приняли меня хорошо с самого начала - и, несмотря на одинаковый возраст, оказались совсем разными: «бэшки» очень шумные, энергичные, а «вэшки» тихие. С одним я загораюсь и взрываюсь, другой меня успокаивает. Потом в моей жизни появились маленькие пятиклашки, сейчас они в шестом. Тут одна сплошная любовь.

Коллеги говорят, что если бы я была их дочерью, то они сорвали бы с меня татуировки вместе с кожей

За эти годы ребята изучили мой характер: они стараются меня развеселить, когда я в плохом настроении, и перестают беситься, если видят меня уставшей и замученной. Иногда они меня специально злят - например, включают свой клауд-рэп, который я терпеть не могу, - но просто потому что им, как и мне, интересно наблюдать за эмоциями человека.

Учитель обязан быть толерантным, и я спокойно отношусь к их вкусам, интересам, способу выражения себя. Они ко мне относятся так же: им интересно знать, где я бываю, что я слушаю, что я ем.

У меня есть татуировки. Директор сразу сказала, что мне нужно будет их скрывать, чтобы не было проблем. На работу я хожу в рубашках, закрывая рисунки на груди и на руке, и в юбках до колена или брюках, чтобы скрыть тату на ногах. Меня это не напрягает, просто непонятно, почему в современном мире люди не готовы принимать нас такими, какие мы есть. Некоторые коллеги говорят, что если бы я была их дочерью, то они сорвали бы с меня татуировки вместе с кожей, - притом, что на работе их никто не видел. Дети же смогли вычислить меня в соцсетях - хотя я зарегистрирована под другим именем и фамилией, - там у меня немного фотографий, но они конечно же все узнали. При этом никто не стал доставать меня расспросами - дети оказались намного умнее взрослых.

Мне не хватает денег, свободного времени, а работать с каждым днем становится тяжелее и тяжелее

Классного руководства у меня нет; если дадут в следующем году, я не знаю, как буду жить: придётся совсем забыть про себя. Несмотря на это, кабинет мне дали. Это очень удобно, но опять же сплошные траты: то маркеры к доске купить, то тетрадки для листочков, то полы сама намываю. Спасибо детям, которые помогают во время дежурств.

Для себя я решила доработать этот год, а летом в отпуске подумать, что делать дальше со своей жизнью. Мне не хватает денег, свободного времени, а работать с каждым днем становится тяжелее и тяжелее. Но смогу ли я больше не слышать вот это протяжное: «Виолеттааа Вадимовнааа!»? Смогу ли лишить себя детских восторгов, эмоций, открытий? Я пока не знаю ответа на этот вопрос. Спасибо завучам моей школы, которые в меня поверили и пригласили поработать, - в любом случае это великий опыт.

Юлия Дмитриева

Работала в школе № 6

Мои мама и бабушка всю жизнь проработали учителями: так что моя судьба в какой-то степени была предопределена. Я хотела быть похожей на них с самого детства: брала игрушки, расставляла на диване и подолгу учила их математике и русскому языку. Но потом детские мечты забылись. В одиннадцатом классе я решила пойти на журналиста, подала документы в ПГСГА и МГУи поступила в Москву. Но мама начала переживать из-за моего переезда в другой город, а я не смогла смотреть, как она волнуется, и осталась в Самаре. Поступила в пед - только не на журналистику, а на филологию - и так боязнь переезда определила мой путь.

Впервые я вышла к детям в Первой гимназии, во время практики: подошла к доске, собралась поприветствовать класс и оказалась в полном ступоре. Все школьники сидели в телефонах, и в дальнейшем так проходил не один урок: когда детям с малолетства дарят дорогую технику со множеством игр, им сложно переключиться на что-то менее интересное вроде занятий. В классе очень чувствовалось социальное расслоение - те, кто у кого не было айфона, были не уверены в себе и пытались самоутвердиться, задирая одноклассников и попрекая слишком дорогими джинсами.

Отец ученика выпалил: «Да вам только в куклы играть, а не детей учить!»

После университета мне хотелось пойти в Медико-технический лицей, выпускницей которого я являюсь, но туда молодому специалисту не пробиться - нет мест. Тогда я устроилась в школу № 6 на Самарской. Работала и со старшими, и с младшими классами. Со вторыми было сложнее: мне дали классное руководство у пятиклассников, и помимо образовательной деятельности, на меня свалилась еще и воспитательная. Приходилось прекращать постоянные драки, отбирать у малышей электронные сигареты, организовывать бесконечные школьные собрания - а ведь мне просто хотелось вести уроки! Программа у ребят тоже была непростая: класс считался лингвистическим, дети учили английский и французский, а русский шел по семь часов в неделю. Мы занимались по учебнику Шмелева с упражнениями, которые решит не каждый студент, - это вузовские задачи. Звучит престижно, но на деле ребенку сложно усвоить так много информации. В банальных заданиях на развитие речи ученики нуждались гораздо сильнее.

Быть молодым специалистом сложно: коллектив долго относился ко мне несерьезно. Но еще сложнее было с родителями учеников. Однажды я вызвала одного отца в школу и встретила его ненакрашенной. Когда он увидел меня, то с порога выпалил: «Да вам только в куклы играть, а не детей учить!» Кого это не заденет?

Современные технологии приходят в школу очень медленно. Когда я попала в коллектив, во все учебные заведения активно внедряли электронные журналы, которые, по задумке, должны были вытеснить бумажные. Но на деле мы вели и тот, и другой, - а еще писали оценки в дневник и на специальные листочки. Кроме того, каждый учитель вел собственную тетрадь, где фиксировал поставленные оценки, - бумажной работы было просто завались. Эта система не нравилась никому, но протестовать решались немногие - были педагоги, которые игнорировали бюрократию и больше времени посвящали обучению детей. Их выпускники блистали отличными результатами ЕГЭ, но это никого не волновало: за ослушание штрафовали на сумму до трех тысяч рублей. И все это - при зарплате в двадцать тысяч.

Я видела, как другие учителя пытались избежать стресса и работали вполсилы, но не хотела повторять их путь

Все время работы в школе моим хобби была музыка - я с десятого класса играю в рок-группе на барабанах. Сейчас я состою сразу в двух коллективах - в одном мы исполняем стоунер-рок, в другом - шугейз. Дети быстро узнали о моем увлечении: сначала из соцсетей, а потом и вовсе пришли на открытый концерт. Музыка вызвала у них живой интерес, и тогда я решила организовать барабанный кружок в школе. Попросила у директора, мне дали добро, и в группу записалось 15 человек. Барабаны у нас были тренировочные, резиновые - звук у них совсем не такой, как у настоящих. На нормальные инструменты нужно было 60 тысяч - я понимала, что таких денег на мой клуб никто не выделит, а свои вкладывать не могла. Так наши занятия и завершились, хотя я вела их бесплатно и была готова вести еще.

Я чувствовала, что между моей работой и увлечением растет пропасть - но еще я понимала, что страшно устаю от воспитания детей. На нервной почве я сильно заболела. Я видела, как другие учителя пытались избежать стресса и работали вполсилы, но не хотела повторять их путь - а работать на полную не хватало энергии. Но последней каплей стало то, что работу не получилось совмещать с магистратурой: я хотела продолжить обучение, но из-за этого мне пришлось бы пропустить несколько уроков, и начальство сказало: «Выбирай». Я выбрала творчество и перспективы.

Прощания с коллективом у меня не было, а вот дети устроили мне настоящий концерт. Они показали видео, где собрали все моменты из нашей школьной жизни, а потом вручили подарки: нарисованную в художественной школе картину, конфеты, какие-то мелочи, купленные на карманные деньги, - кто-то даже притащил свою любимую игрушку, потрепанного плюшевого медведя. В конце один мальчик сказал: «Я всегда думал, откуда берутся знаменитые люди: а потом увидел вас, такую талантливую и удивительную, и теперь понимаю». Все плакали.

Иногда я очень скучаю по своим детям, но мне нужно смотреть в будущее: сейчас я записываю альбомы со своими группами, а главное - заканчиваю магистратуру в педагогическом и хочу стать преподавателем в вузе. Несмотря на то, что моя карьера учителя закончилась, мне кажется, что сфера образования - мое призвание: я могу сказать миру еще очень многое.