Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что такое "системный подход"? Системный подход

Эволюционное развитие общества как целостной системы сопровождается прогрессирующей дифференциацией его структуры, функций, формированием и совершенствованием всех его компонентов, в том числе и компонентов социальной сферы.

Изменения общества, усложнение его структурных социальных связей и функций отражались и осмысливались в различных научных теориях. Каждое поколение ученых, рассматривая проблемы общественного жизнеустройства через призму требований своего времени, выстраивало различные концепции и модели социального бытия. При этом следует отметить, что в теориях общественного развития досоциологического периода так или иначе проявлялись элементы системного и социального подходов к анализу социальных отношений и процессов.

Первые попытки предугадать основы строения общества, понять и объяснить социальное бытие прослеживаются уже в древних мифологических сюжетах, религиозных системах, различных философских учениях. Примечательно, что социологические идеи Аристотеля опираются на принцип взаимной обусловленности частей и целого, где признаки целого определяются характером частей, а многое в отдельных частях - характером целого.

В творчестве социальных философов досоциологического периода (Максим Грек, Никколо Макиавелли, Томас Гоббс, Шарль Луи Монтескье и др.) отчетливо видны социальные мотивы. В XV веке, во время зарождения капиталистических отношений, начинают развиваться концепции естественности социальных отношений, формируется критическое отношение к новым условиям жизни. Томас Мор в своем произведении "Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия", давшем название одному из направлений теоретической мысли, доказывал, что излечение от социальных болезней возможно лишь при замене частной собственности общественной, а имущественное расслоение лишено всякого смысла. На своем вымышленном острове Утопия он устраивает идеальное государство с совместным производством и справедливым государственным распределением полученных продуктов. Мечта о гармоничном обществе с развитой социальной сферой, где не было бы нищих и были созданы условия для развития всех человеческих способностей, нашла свое отражение в работах мыслителей более позднего периода - Т. Компанеллы в XVI в., Ж. Мелье в XVII в., Ш. Фурье, К.А. Сен-Симона, Р. Оуена в XIX в. Идей утопического социализма придерживались русские революционеры-демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский.

Начиная с XVII в., вслед за быстрым развитием естественных наук, возникает осознание общества как объекта научных исследований и теорий. Видный представитель социально-философской мысли первой половины

XVIII в. Шарль Луи Монтескье предложил новое видение природы человека и естества общественно-политических явлений. Он связывал развитие раз личных форм общественной жизни прежде всего с экономическими, правовыми и политическими процессами, регулируемыми разумной деятельностью человека. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант рассматривал правовое гражданское общество как особую социальную систему. Обобщив идеи своих предшественников, он сумел дать теоретический систематизированный образ современного ему буржуазного общества2. Гегель, завершивший развитие идеи, господствовавшей в немецкой классической философии о всемирной истории как развертывании творческого духа, сформировал картину общественного бытия, в которой все начала - духовное и материальное, статическое и динамическое, объективное и субъективное - тесно увязываются между собой. Российские философы либерального толка предсоциологического этапа развития социальной мысли в нашей стране Д.С. Аничков, Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий, А.Н. Радищев, пытаясь размышлять о пути России, критично рассматривали реформы Петра I, анализировали хозяйственную деятельность как ключевой фактор общественного прогресса, выдвигали проблему общины, ставшей затем ведущей темой русской социальной мысли, стремились выделить структурные элементы общества, выявить их роль в социальном процессе.

В конце XVIII - начале XIX вв. новая стадия развития общества и вся предшествовавшая история развития науки привели к зарождению социологии. В основу своей социальной науки, призванной стать организующей силой общества, основатель позитивистской социологии Огюст Конт положил идею социальной системы. Он считал, что нет смысла изучать отдельные социальные явления вне их связи с другими частями общества, равно как и обществом в целом.

Как мы показали выше, идея системности высказывалась задолго до Конта, но он первым детально разработал и применил ее для обоснования социологии как самостоятельной науки. Общество рассматривалось им как своего рода организм, определенная целостность, элементы которой выполняют специфические функции и служат требованиям системы. Эта целостность, с его точки зрения, проявляется самостоятельно и определяет свойства составляющих общество частей. Поэтому и познание может идти только от целого к части. Он полагал, что из всех существующих систем общество наиболее сложно, поскольку постоянно изменяется, каждое современное его состояние определяется предшествующим и определяет будущее. Индивид в концепции Конта является абстракцией, то есть существует изолированно от целого, а общество выступает первичной реальностью и развивается по своим внутренним, естественным законам.

Наибольший интерес для Конта представляли не столько смена общественных систем, сколько перемены в самой системе, фундаментальные свойства которой, по его мнению, остаются постоянными. Конт считал, что универсальные законы развития человечества распространяют свое действие на сферы общественной жизни. Подчеркивая взаимосвязь всех элементов социального организма, он полагал, что решающая роль отводится духовной сфере, и развитие общества есть переход от одной стадии развития сознания к другой.

Попытки системного исследования общества предпринимались многими выдающимися философами и социологами классического периода. В социологии Герберта Спенсера, Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Леопольда фон Визе, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето и других доминировал взгляд на общество как на надындивидуальную структуру, оно рассматривалось как целое, где части идентифицируются и получают значимость через свои отношения с целым. При этом они исходили из того, что в социальной жизни существует надындивидуальный порядок, закономерности которого нельзя объяснить, основываясь на понимании уникальных индивидуальностей, участвующих в ней, или существующего положения дел.

Так, К. Маркс писал, что "органическая система как совокупное целое имеет свои предпосылки, и ее развитие в направлении целостности состоит именно в том, чтобы подчинить себе все элементы общества или создать из него еще недостающие ей органы". Он указывал на внутреннее органическое единство процессов общественного производства и потребления, отмечал, что индивид производит предмет и через его потребление "возвращается опять к самому себе, но уже как производящий и воспроизводящий себя самого индивид". Под "социальным" в собственном его значении он понимал "обработку людей людьми", а социальными отношениями полагал не отношения одного индивида к другому, а отношения рабочего к капиталисту, фермера к земельному собственнику и т.д.".

Одна из центральных идей Вильфредо Парето - рассмотрение общества как системы, находящейся в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия. В его теоретической модели общества все части жестко связаны и механически влияют друг на друга. Он полагал, что социальная система общества более сложна, нежели экономическая, поскольку в социальном действии участвуют люди, наделенные чувствами, и именно они приводят в движение всю социальную систему. В качестве главных взаимодействующих элементов системы Парето называл чувства, идеологии, интересы и социальную гетерогенность. Главные элементы социальной системы Паре-то определял исходя из разграничения экономической и социальной жизни как особых, изолированных друг от друга видов деятельности.

Очевидно, принцип механического равновесия не мог удовлетворительно объяснить функционирование общества как системы, паретовский системный подход во многом способствовал развитию той социологической традиции, которая связана с изучением проблем стабильности социальной системы и обеспечивающих ее механизмов контроля и принятия решений. Его идеи социального действия были восприняты и переработаны структурными функционалистами, в теориях которых нашли дальнейшее развитие системный подход, связанный с формированием мыслительных моделей общества и его изменения, выделением и анализом подсистем общества и выявлением их иерархии.

XX столетие принесло западной социологии своеобразную парадигмальную революцию. В 30-х годах нашего века появилось множество точек зрения, систем идей и методов анализа различных общественных феноменов, теорий, претендующих на объяснение общества. Каждая из них концентрировала свое внимание, выстраивала свою концепцию общества в зависимости от задач социального познания, которые ставила перед собой. При этом все парадигмальные альтернативы активно использовали концепции социологов классического периода, тесно взаимодействуя между собой и другими обществоведческими и человековедческими науками и теориями.

Наиболее продвинутым в создании общей теории общества оказался американский социолог-теоретик Толкотт Парсонс. Опираясь на идеи М.Вебера, Э.Дюркгейма, В. Парето, он создал целостную социологическую картину мира, охватывавшую структуру и функцию любого элемента социальной системы, описал, как включены в эти системы и взаимодействуют друг с другом социальные индивиды и группы, выполняющие в рамках системной целостности дифференцированные функции: Т. Парсонс выделил четыре функциональных предпосылки, без которых ни одна система не в состоянии выжить: адаптивную, целедостижения, интегративную и поддержания порядка.

Он полагал, что каждой из них соответствуют специальные институты, составляющие подсистемы общества. Первой функции, служащей целям приспособления общества к среде, по его мнению, соответствует такая подсистема, как экономика. Второй, связанной с достижением целевых установок общества и его отдельных членов, побуждающих стремиться к ним, является подсистема, политических учреждений. Третьей - функции обеспечения внутреннего единства, достаточной сплоченности и упорядоченности - соответствует подсистема, в которую входят институты, поддерживающие общую культуру и набор необходимых для существования системы символов. И последняя функция, решающая задачу усвоения членами общества норм системы, связана с подсистемой, включающей институты, согласовывающие структуру личных мотиваций с целями и ценностями общества (семья, школа, религия).

Динамическим ядром системы, с точки зрения Парсонса, является процесс социализации, (поскольку именно он воспроизводит общественную структуру, создает компетентных носителей ролей, присоединяющихся к оценкам системы, приобретающих определенный статус принадлежности к этому обществу и социальное единство в обмен на собственный конформизм. В своей работе "Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения" Т. Парсонс отмечает: "Увеличение сложности систем в той мере, в какой оно обусловлено не только сегментацией, включает развитие подсистем с более специфическими функциями воздействия на систему как целое и интегративных механизмов, которые увязывают функционально дифференцированные подсистемы".

Анализируя в более поздних своих работах проблемы развития общества, Т. Парсонс в основу своей эволюционной доктрины положил идею дифференциации, полагая, что процесс развития общества направлен в сторону повышения адаптивной способности, усложнения социальной организации. Отсюда, по его мысли, и модернизация социальных структур обязательно даст в результате более рациональное, справедливое и толерантное общество. Развитие системы он сводил к четырем механизмам эволюции: дифференциации, адаптивному повышению, инклюзии, обобщению ценностей. связывая их с функциями и подсистемами. Промышленная революция, по Парсонсу, влечет дифференциацию экономической и политической подсистем, демократическая - отделяет социальное общество от политической системы, образовательная революция ведет к отделению от социального сообщества подсистемы воспроизводства структуры и поддержания культурного образца. Эта подсистема призвана регулировать взаимоотношения социальных субъектов в рамках системной целостности, и функционально наиболее близка к нашему понятию социальной сферы.

Попытки построить теорию общества в рамках структурно-функционалистской объяснительной идеи предпринимались и следующими поколениями социологов: Робертом Мертоном, Рихардом Мюнхом, Юргеном Хабермасом, Никласом Луманном и другими. В самом радикальном системном направлении строит свою общую теорию общества Н. Луманн. В отличие от традиционных понятий системы классической социологии он в центр исследования ставит не проблему отношения части и целого, а отношения между системой и окружающей средой. Человек в системе его взглядов как целостная личность не входит ни в одну систему, а является составляющей окружающего мира, комплексность которого представляет "проблему" для системы. Луманн видит модернизацию общества в постоянной дифференциации самовоспроизводящихся подсистем: политики, хозяйства, науки, религии, права. Ю. Хабермас, являющийся наряду с Луманном признанным лидером системно-социологического подхода к анализу общества, в различных своих работах использует категории "производственная сфера", "сфера социального взаимодействия", "социальная сфера", "культурная сфера", "сфера науки", "сфера морали", "сфера права".

Как и мировая социология, социология в России возникла в связи с потребностями трансформирующегося российского общества и прошла примерно тот же путь развития от социальной философии к частным социальным теориям, а затем и собственно к теории социологической. Отличительной ее чертой была постоянная вовлеченность в социальную практику в оппозиционно-критическом ключе. В силу специфики социальной эволюции пореформенной России подавляющее большинство социологов, разрабатывая теоретические модели общества, стремились вывести их на язык конструктивных программ и конкретных действий.

Исходной посылкой для российской социальной мысли стал органический подход к обществу, представление о мире как об иерархически целом, где общности и человек являются его элементами. Ее отличала склонность к широким социологическим обобщениям, стремление найти общезначимый социальный идеал, ориентирующий развитие общества в направлении органической целостности в духе социального конструктивизма. Особое значение в познавательном аппарате российской социологии приобрели проблемы эволюции объекта, совмещения эволюции со структурным единством системы и ее стремлением к функциональному равновесию. В реалистическом направлении социологической мысли утверждался многофакторный подход, понимание бытия как сложного динамического равновесия, обосновывалась необходимость соразмерной эволюции субъекта и социальных форм.

Внимание русских мыслителей к проблемам эволюции общества свидетельствует о такой черте социальной мысли России, как прагматизм, нацеленность на разрешение накопившихся противоречий. Эта черта проявилась и в последующем развитии российской социологии.

Исследование социологических парадигм в России конца XIX - начала XX вв. позволяет отметить, что теории общества развивались в русле самых различных школ: географического детерминизма, органической, этико-субъективной, неокантианства и т.п. Л.И. Мечников использовал продуктивные аналогии между обществом и биологическим организмом, отвергая при этом примитивный биологический редукционизм. А.И. Стронин полагал, что общество представляет собой единый организм, а общественные институты являются его отдельными фрагментами. Организмической ориентации придерживался П.Ф. Лилиенфельд. Экономическую, политическую и юридическую деятельность он отождествлял с физиологической, морфологической и целостной ипостасями организма.

Одним из предшественников структурно-функционального анализа социальных систем в России был Н.Я. Данилевский. Рассуждая в русле методологии натурализма и органицизма, он считал, что общество не представляет собой особой целостности, а есть сумма национальных организмов, развивающихся на основе морфологического принципа, по собственным имманентным законам. Каждый же общественный организм рассматривался им как устойчивая целостность в меняющейся среде. Н.Я. Данилевский предполагал, что общественные явления управляются общими духовными законами, действие которых опосредовано морфологическим началом, специфичным для различных обществ.

П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский - основатели этико-субъективной социологической школы в России - полагали общество и его подсистемы объектом приложения субъективного метода. Законы исторического процесса они видели не как нечто фатально предопределенное, а как идеи, реализующиеся в деятельности людей, обладающих сознанием. Они считали, что общество существует для людей через посредство их деятельности и вне индивидов существовать не может.

В построениях П.Л. Лаврова обосновывается выделение трех форм общественной жизни, в рамках которых лежат три группы равноправных потребностей: инстинктивных, возникающих на основе традиций и привычек, и осознанных потребностей (питания, возбуждения нервов и безопасности). Потребность в питании, с его точки зрения, порождает экономическую жизнь, потребность в безопасности - политическую жизнь, а потребность в нервном возбуждении - эстетическое переживание, познание и чувственное наслаждение. Поскольку в основе каждой из этих трех форм общественной жизни лежат равноправные первичные потребности, он полагал, что все они выступают как равноправные детерминанты общественной жизни в целом. Более полно учение о потребностях как основе структурирования личности создал Н.К. Михайловский. Он предложил рассматривать понятие личности на трех уровнях: биогенном, психогенном и социогенном, соответствующих определенным группам ее потребностей.

П.И. Новгородцев в своих работах активно выступал против отождествления культуры и общества, редукции общества к биоприродным процессам. По его мнению, общество как социальное целое есть создание отдельных лиц. Именно последние конституируют культуру как индивидуальные переживания исторических субъектов.

Начало XX в. в России связано с возникновением первых чисто социологических теорий. Ведущей социологической школой этого периода становится неопозитивизм, формируется "христианская" и марксистская социологии. Результаты мыслительной деятельности, как и ранее, рассматривались здесь в качестве активного элемента общественной среды и были ответом на потребности социальной жизни.

К концу 20-х годов российская социологическая школа достигла своей зрелости, высокого уровня социологического анализа и имела собственную основу для перехода на новый качественный этап своего развития. Однако немарксистская социология не получила в России дальнейшего развития. Были закрыты кафедры общей социологии во всех ведущих университетах, а также все оппозиционные журналы. Многие из профессоров-обществоведов, занимающих немарксистскую позицию, были высланы из страны. Но и марксистское направление практически перестало существовать. Причины этого следует искать в том, что теоретические дискуссии того периода о предметном поле социологии, новые концепции общественного развития оказались под прессом мощного идеологического давления, а многочисленные социальные обследования не отвечали официальным политическим установкам. Социология в России начала возрождаться лишь в 60-е годы.

  • Разум, история и природа: социальная философия критической теории
  • Дисциплина «Основы системного анализа»
    Лекция 1. Системный подход и
    системный анализ как основа
    системных исследований
    ВОПРОСЫ:
    1.Основные определения понятия «системный анализ».
    Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ
    2.Элементы теории системного анализа
    3.Структура системообразующих понятий системного анализа
    4.Отличительные
    признаки
    системного
    анализа
    как
    инструмента исследования
    5. Системный подход как инструмент исследованияОСНОВНАЯ:
    Макрусев В.В. Системный анализ в таможенном деле:
    учебник (электронный ресурс Университетской библиотеки). М., Берлин: Директ-Медиа, 2015., стр.56-100
    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
    Макрусев В.В. Основы системного анализа: учебник. – М.:
    Изд-во Российской таможенной академии, 2010, стр. 50-71
    Макрусев
    В.В. Таможенный
    менеджмент:
    учебник
    (электронный ресурс Университетской библиотеки). - М.,
    Берлин: Директ-Медиа, 2015.

    1.Основные определения понятия «системный анализ». Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ

    Существуют различные формулировки термина системный анализ (см., например,
    определение, данное во введении). Однако все они могут быть сведены к двум.
    В первом случае системный анализ - это научное направление, в рамках которого
    осуществляется развитие теории систем и методологии системного подхода в
    целях постановки и решения слабоструктурированных проблем политического,
    социального, экономического, научного и технического характера.
    Во втором случае системный анализ - это методология адаптации и применения
    системного подхода для решения конкретных научных и прикладных задач
    системного характера.
    Теория
    Теориясистем
    системии
    системный
    системный
    подход
    подход
    РАЗВИТИЕ
    Системный
    Системный
    анализ
    анализ
    ПРИМЕНЕНИЕ
    Иллюстрация взаимосвязи определений системного анализа
    Система
    Система

    Взаимосвязь теории и объекта системного анализа
    Системный анализ как
    наука
    идеи
    идеи
    теоретические
    теоретическиезадачи
    задачи
    методы
    методы
    технология
    технология
    механизмы
    использования
    накопленных
    теоретических
    знаний для нужд
    ТС
    Таможенная служба
    как система
    многоцелевая
    многоцелевая
    сложно
    сложно
    структурированная
    структурированная
    многопараметрическая
    многопараметрическая
    эволюционирующая
    эволюционирующая
    Системный
    Системныйанализ
    анализтаможенного
    таможенногодела
    дела

    Общее и различия в понятиях анализ и системный анализ

    Системный анализ отличается тем, что его
    Анализ в целом – это синоним научного
    исследования
    вообще.
    Однако
    наиболее
    часто
    это
    понятие
    отражает процедуру разделения
    (мысленного или реального) объекта
    на элементы. При этом анализ
    неразрывно связан с синтезом –
    соединением элементов в единое
    целое,
    и,
    как
    правило,
    с
    оптимизацией

    поиском
    оптимальных вариантов разделения
    и/или соединения элементов.
    основное содержание - это теоретические и
    прикладные исследования системных связей и
    закономерностей целостности в эволюционирующих
    объектах,
    проводимые
    с
    использованием
    современных
    математических
    методов
    и
    программно-инструментальных средств обработки
    информации. Исследования ориентированы на
    повышение
    эффективности
    функционирования,
    управления и развития объектов в целом.
    ОБЕКТ АНАЛИЗА
    ОБЕКТ АНАЛИЗА
    ПРИНЯТИЕ СИСТЕМНОГО РЕШЕНИЯ
    ЭВОЛЮЦИЯ
    ЦЕЛОСТНОСТЬ
    ОБЕКТ АНАЛИЗА
    ОБЕКТ АНАЛИЗА
    КАК СИСТЕМА
    КАК СИСТЕМА
    СИНТЕЗ
    СИНТЕЗ
    АНАЛИЗ
    АНАЛИЗ
    ОПТИМИЗАЦИЯ
    ОПТИМИЗАЦИЯ
    Взаимосвязь и различие понятий «анализ» и «системный анализ»

    2. Элементы теории системного анализа

    Объектом системного анализа являются: экологические,
    социальные, экономические, технологические, технические и
    другие системы, возникающие в них явления и процессы.
    Предмет системного анализа – это общесистемные
    характеристики сложных систем, возникающих в них явлений и
    процессов; закономерности функционирования и развития
    систем, причинно-следственные связи взаимодействия их с
    окружением.
    Системный анализ органически включает все известные
    методологические подходы и методы исследования социальноэкономических, организационных и информационно-технических
    систем. Он объединяет возможности различных дисциплин исследования операций, кибернетики, теории организаций,
    информатики,
    искусственного
    интеллекта,
    экономики,
    социологии и многих других.

    Спектр подходов и методов, используемых в системном анализе,
    достаточно широк. Некоторые из них отражены на рисунке. Здесь по
    блокам представлены наиболее перспективные в настоящий момент
    подходы и методы. Название каждого блока выделено курсивом. Более
    полный состав методов и их содержание рассматриваются в дальнейшем.
    Методы
    Методыаналогий:
    аналогий:
    эволюционные
    эволюционныевычисления
    вычисления
    иигенетические
    генетическиеалгоритмы
    алгоритмы
    Семиотический
    Семиотическийподход:
    подход:
    интеллектуальные
    интеллектуальныетехнологии
    технологии
    иисистемы
    системы
    Эвристическое
    Эвристическоепрограммирование:
    программирование:
    экспертные
    системы,
    экспертные системы,рейтинговые
    рейтинговые
    оценки
    оценки
    СИСТЕМНЫЙ
    АНАЛИЗ
    Имитационное
    Имитационноемоделирование:
    моделирование:
    традиционный
    традиционныйиицелостноцелостноэволюционный
    эволюционныйподходы
    подходы
    Рис. 5. Спектр методологических подходов и методов, применяемых в системном анализе
    Аналитические
    Аналитические
    методы:
    методы:
    прогнозирование,
    прогнозирование,
    кластер-анализ,
    кластер-анализ,
    оптимизация
    оптимизация

    3. Структура базовых (системообразующих) понятий системного анализа

    Базовый постулат системного анализа заключается в том, что функционирующая макросистема – это
    развивающийся организм.
    Процесс функционирования и развития представляет собой особую форму «движения», теоретически
    определяемое соответствующими системообразующими понятиями. Структура базовых понятий
    системного анализа отражена на рисунке.
    РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
    Количество понимается как наличное
    ПРОБЛЕМА, МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ,
    СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ
    числовое множество элементов
    СИСТЕМНОЕ (СТРАТЕГИЧЕСКОЕ)
    (компонентов) - составных частей
    УПРАВЛЕНИЕ

    целого.
    ЦЕЛЬ,
    КРИТЕ
    Качество характеризует целостную
    ФАКТОРЫ
    РИЙ
    нерасчлененную определенность ВНЕШНЕЙ
    системы (процесса, явления).
    СРЕДЫ
    СИСТЕМА
    Структура

    категория,
    СИСТЕМА
    Стратегия

    Стратегия
    РЕЗУЛЬТАТ
    НАГРУЗКА
    Качество
    целенаправленное взаимодействие
    Качество
    Структура
    Структура
    элементов (компонентов) системы
    Количество
    Количество
    (процесса,
    явления)
    в
    Элемент
    ПАРАЭлемент
    пространстве.
    ПАРАМЕТРЫ
    МЕТРЫ,
    НАГРУЗКИ
    ПОКАЗА
    Стратегия

    категория,
    ТЕЛИ
    характеризующая распределение и
    взаимодействие
    элементов
    ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
    (компонентов) системы (процесса,
    ПРОБЛЕМА, МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ,
    явления)
    во
    времени,
    или
    СИСТЕМНЫЕ РЕШЕНИЯ
    программа целевого развития
    ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ (ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
    системы (процесса, явления) как
    СИСТЕМЫ
    целого.

    Процесс качественных изменений в системе осуществляется по определенным
    законам:
    Законы функционирования (деятельности) – законы характеризующие
    внутреннюю связь элементов системы, условия сохранения целостности и
    относительной устойчивости ее материальной структуры в процессе непрерывных
    изменений.
    Законы развития – законы, характеризующие определенную
    последовательность, ритм, темп качественно-количественных изменений
    элементов системы и целенаправленной качественной эволюции системы как
    целого.
    Развитие

    есть
    структурно-параметрическая
    эволюция
    системы,
    проистекающая по определенной стратегии (целевой программе) и
    сопровождающаяся
    изменениями
    ее
    количественно-качественных
    характеристик.
    Источником развития сложных систем выступают проблемы – противоречия,
    возникающие в процессе функционирования системы при достижении ее
    главных целей, и требующие своего системного разрешения.
    Решение проблемы, которое приводит к качественно новому состоянию системы
    является системным (стратегическим) решением.

    10.

    Любая система имеет свои предельные границы развития.
    Целенаправленные качественные изменения в системе подразумевают
    наличие в ней исходного системного качества.
    Развитие - есть последовательность мер и шагов по преобразованию
    исходного системного качества в требуемое.
    Эффективный поиск нового системного качества всегда связан с
    управлением процессом развития или системным (стратегическим)
    управлением.
    Системное (стратегическое) управление в свою очередь включает:
    1.
    2.
    3.
    4.
    определение явно или неявно выраженной конечной цели системы
    планирование последовательности шагов (стратегии) и мер по достижению
    цели (программно-целевое планирование)
    реализацию плана развития
    контроль достижения поставленной цели.
    Основная идея системного анализа сводится к обоснованию исходных
    1.
    2.
    позиций для принятия решений посредством:
    формирования (формулирования) проблемы путем тщательного изучения всех
    существующих
    факторов,
    как
    количественно,
    так
    и
    качественно
    характеризующих анализируемую проблему
    принятия решений, по преодолению проблемы – принятие решения системного
    характера.

    11. 4. Отличительные признаки системного анализа как дисциплины

    1.
    Объектом анализа является система.
    2. Система находится в целостной взаимосвязи с окружающей средой
    (макросистемой), причем система рассматривается как элемент
    макросистемы, выделенной из нее по целям, функциям, структуре и
    параметрам динамики эволюции.
    3. Цель системного анализа – формирование системы (концепции системы)
    и ее стратегии (стратегии ее реализации).
    4. Главная системная концепция – это прогрессивная эволюция системы
    или адаптивная (оптимальная, рациональная или эффективная) устойчиво
    развивающаяся система.
    5. Стратегия достижения цели – последовательность действий (алгоритм
    или программа), обеспечивающая прогрессивную эволюцию системы.
    6. Методологическую основу достижения цели составляет системный и
    развиваемый на его основе целостно-эволюционный подходы. Последний
    обеспечивает гибкое сочетание традиционных и развивающихся подходов с
    учетом целей системных исследований, эволюции анализируемой системы и
    ее окружения.

    12. 5. Системный подход как инструмент исследования

    В основе общего подхода к познанию любого сложного объекта или
    процесса лежат: базовые системные идеи, системная концепция
    и системный подход.
    Базовые системные идеи: целостность и эволюция систем;
    определяющая роль внешней среды в эволюционном их развитии
    и функционировании; многоуровневый анализ и синтез систем в
    условиях целостности.
    Системная концепция в самом общем случае отвечает на вопрос:
    какую систему мы строим; системный подход – на вопрос: как мы
    это делаем.
    Главными компонентами системной концепции являются:
    цель построения системы (кроме реальных систем);
    принципы построения системы;
    модель системы и ее системные характеристики;
    стратегия достижения цели;
    механизм реализации стратегии.

    13.

    Системный подход - это общенаучная концепция, реализующая философский
    принцип системности в принципах и методах решения сложных
    междисциплинарных
    проблем.
    Это
    методология
    исследования,
    проектирования и конструирования объектов как систем. Он способствует
    адекватной постановке научных и прикладных проблем, а также выработке
    эффективной стратегии их решения.
    Основные положения системного подхода:
    любой объект – это открытая система, активно взаимодействующая с
    внешней средой макросистемой;
    эффективность системы определяется не только ее системными качествами,
    но и условиями окружающей среды;
    элементы системы рассматриваются в их взаимосвязи и в развитии.
    На основе системного подхода формируется целостная концепция системного
    анализа, представляемая:
    философскими основаниями исследования,
    теоретическими положениями для определения и формализации объекта или
    процесса как системы,
    условиями интеграции методов различных научных теорий в структуру
    системных исследований и логикой обеспечения целостности и
    разносторонности процесса системного анализа от постановки задачи до
    получения и анализа результатов ее решения;
    системной технологией исследования и реализацией процессов различной
    природы или технологией реализации системной концепции.

    14. Уровни декомпозиции систем

    Методология системного подхода определяет
    уровни декомпозиции и процедуры анализа и/или
    синтеза систем, удовлетворяющих тем или иным,
    заранее сформулированным требованиям.
    Отбор удовлетворительных вариантов производится на
    каждом рассматриваемом уровне представления
    системы (концептуальном, функциональном,
    технологическом) поэтапно (отбор структур, параметров,
    режимов).
    На каждом уровне-этапе действует свой набор
    критериев, учитывается своя априорная информация,
    которая меняется при переходе от уровня к уровню и от
    этапа к этапу, пополняясь за счет промежуточных
    системных решений.

    15.

    Система
    целей
    ЦЕЛИ
    Ф У Н К Ц И И
    Системная
    концепция
    Система
    функций
    З А Д А Ч И
    Функциональная
    структура
    Комплексы
    задач
    ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
    Комплексы
    инструментальных средств
    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
    Комплексы
    технологических процедур
    ФИЗИЧЕСКИЕ
    С Р Е Д С Т ВА
    Технологическая
    структура
    Физическая
    структура
    Комплексы
    физических
    средств
    Уровни представления системы и декомпозиции задачи и результатов анализа в системном подходе

    16. Методологические процедуры системного подхода

    ·
    Все методологические процедуры системного подхода могут быть сведены
    к следующим трем:
    1. процедуры, реализующие синтез (анализ) системы от частного к общему;
    2. процедуры, реализующие синтез (анализ) системы от общего к частному;
    3. процедуры гибридного подхода.
    Первый случай связан с первичной разработкой элементов системы, и с
    последующим конструированием на их основе обобщенных структур,
    решающих главные функциональные задачи системы.
    Преимущество такого подхода проявляется в уменьшении риска (ошибок,
    неадекватности цели) при построении системы за счет ее постепенного
    пошагового развития в соответствии с предъявленными к ней требованиями.
    Недостаток подхода - необходимость большого числа проработок,
    предшествующих непосредственной разработке системы.
    Во втором случае предполагается первоначальная разработка системной
    концепции или концептуальной модели. Последующие шаги - это
    детализация элементов модели и их взаимосвязей.
    Достоинство - строгая логичность процедуры синтеза системы.
    Основной недостаток - сложность разработки обобщенных моделей систем,
    большая вероятность риска, что система не будет полностью удовлетворять
    предъявляемым к ней требованиям.
    Гибридный подход предполагает наличие нескольких интерактивных шагов, на
    каждом из которых может использоваться один из вышеописанных подходов.

    17.

    Морфологическая модель системных исследований
    СИСТЕМА

    Вопрос №1. Системный подход и его реализация в СМК.

    Системный подход - это совокупность некоторых общих принципов, предопределяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе сложных систем, которые вытекают из особенностей представления сложных объектов. При исследовании объекта создается его абстрактное представление в виде системы, цель которого - служить инструментом для описания, понимания и изменения рассматриваемого объекта.

    Системный подход базируется на двух постулатах.

    Постулаты системного подхода.

    Постулат 1. Любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей.

    Постулат 2. Структура функции системы и решения проблемы является стандартной для любых систем и любых проблем.

    К числу принципов системного подхода относятся принципы:

    Принцип цели ориентирует на то, что, прежде всего, необходимо выявить цель (предназначение) системы.

    Принцип целостности предполагает, что исследуемый объект рассматривается или выделяется из совокупности объектов как нечто целое по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по своим законам.

    Принцип сложности указывает на необходимость рассматривать объект как сложную совокупность различных элементов, находящихся в разнообразных связях между собой и со средой. Каждому элементу присуща неисчерпаемая сложность, поэтому необходимо выполнить его упрощение до уровня сохранения объектом своих существенных свойств: выявление простого в сложном и показ сложности в простом .

    Принцип историзма требует, чтобы каждый объект рассматривался исторически с точки зрения того, как он возник и какие этапы прошел до момента исследования.

    Принцип двойственности предполагает, что систему необходимо рассматривать как самостоятельную систему, так и как подсистему более высокого уровня иерархии.

    Принцип всесторонности указывает на то, объект необходимо изучать со всех сторон.

    Принцип множественности утверждает, что при исследовании объекта необходимо использовать множество моделей.

    Принцип динамизма требует, чтобы все свойства объекта рассматривались как изменяющиеся.

    Принцип сходства предполагает использование ранее полученных результатов при изучении других сходных объектов.

    С прикладной точки зрения системный подход состоит в определенной направленности и последовательности исследования объектов, которое обычно реализуется в шесть этапов.

    1 этап. Четкое определение цели исследования объекта, т.е. с какой целью проводится исследование.

    2 этап. Точное и полное определение цели функционирования объекта с позиций системы более высокого уровня. Необходимо определить общие и частные цели, осуществимость, требуемые ресурсы для осуществления цели, причем все это необходимо делать взаимосвязанно.

    3 этап. Выделение и изучение структуры системы, и среды. Выделение системы осуществляется разделением (точным) на две части. Процедура не формальная, носит итеративный характер. Основой отнесения элементов к системе и среде является характер связей между элементами. Так как внутренние связи значительно сильнее внешних, то это дает право относить элементы с внутренними связями к системе. При этом определяется состав системы, состав среды, характер внутренних и внешних связей. Процесс выделения элементов и связей называется структуризацией.

    4 этап. Последовательное раскрытие механизма функционирования системы. При этом рассматривается функционирование всей системы в целом и функционирование ее отдельных подсистем; определяется набор функций и их возможные изменения на различных этапах исследования, а также взаимодействие элементов системы между собой и со средой. В результате работы по этапу должны быть получены: набор функций, которые реализует система; функции отдельных подсистем; функции отдельных элементов; описание процесса функционирования системы в целом.

    5 этап. Система рассматривается на всех этапах жизненного цикла: происхождение, развитие, разрушение (гибель).

    6 этап. Осуществляется сравнение системы с другими, в какой то степени близкими ей системами для обнаружения сходства. В случае обнаружения сходства, полученные ранее свойства переносятся или могут быть перенесены на систему и (или) наоборот.

    Вопрос №2. Внутренний аудит. Требования. Документирование. Порядок проведения.

    В менеджменте качества применяется три основных вида аудита, которые разделяются в зависимости от того, в чьих интересах действуют аудиторы.

    Один из них относится к внутреннему аудиту, два других являются внешними аудитами:

    § Аудит первой стороны

    § Аудит второй стороны

    § Аудит третьей стороны

    Аудит первой стороны - это внутренний аудит, при котором организация проверяет сама себя. Если организация обратится к сторонней организации для проведения аудита своей системы качества, то такой аудит все равно рассматривается как аудит первой стороны. Кроме того, для проведения аудитов организация может приглашать сторонних специалистов. В любом случае такие аудиты будут являться аудитом первой стороны – т.к. сторонние специалисты, либо сторонняя организация действуют в интересах проверяемой организации.

    I. 1. 1. Краткая характеристика системного подход. В настоящее время

    системный подход все шире применяется в психологии накапливается опыт построения

    системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода

    обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями

    управления большими системами и интеграции знаний.

    "Система" - слово греческое, буквально означает целое,

    составленное из частей. В другом значении ϶ᴛᴏ порядок, определенный

    планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Отметим, что термин

    "системный подход" охватывает группу методов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых

    реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.

    Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин,

    междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций. Применение системного

    подхода в психологии стимулируется также успехом частных системных теорий

    в других областях знания, развитием кибернетики и общественных концепций.

    Системный подход будет ϲʙᴏего рода реакцией на бурный и длительный процесс

    дифференциации в науке. Но ϶ᴛᴏ не означает, что системный подход -

    синоним интеграции. Системный подход - единство интеграции и

    дифференциации при доминировании тенденции объединения.

    Мир, в кᴏᴛᴏᴩом мы живем, един. Единство его состоит в материальности.
    Все

    явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    Объективными формами существования материального субстрата будут

    пространство и время. Не стоит забывать, что важнейшая особенность нашего мира заключается в

    неравномерности распределения в пространстве и времени вещества, энергии

    и информации (разнообразия) Кстати, эта неравномерность пробудет в том, что

    компонентны материального субстрата (элементарные частицы, атомы, молекулы

    и т. д.) группируются, объединяются в относительно обособленные в

    пространстве и времени совокупности. Процесс объединения имеет

    диалектический характер, ему противостоит процесс разъединения,

    дезинтеграции. Но факт существование объединений на всех уровнях

    организации материи говорит о доминировании интеграции над дезинтеграцией.

    В неживой природе факторами интеграции будут физические поля, в живых

    объектах - генетические, морфологические и другие взаимодействия,

    обществе - производственные, экономические и другие отношения.

    Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения

    отдельных объектов природы в более крупные образования, что обнаруживается

    на все уровнях ее организации. По϶ᴛᴏму указанный принцип может

    рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного

    Общими задачами системных исследований будут анализ и синтез систем. В

    процессе анализа система выделяется из среды, определяется ее состав,

    структуры, функции, интегральные характеристики (ϲʙᴏйства), а также

    системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза

    создается модель реальной системы, повышается уровень абстрактного

    описания системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы

    описания, закономерности динамики и поведения. Системный подход

    применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а

    также к ϲʙᴏйствам и интегральным характеристикам объектов.

    Описания объектов как систем - системные описания - выполняются те же

    функции, что и другие прочие описания: объяснительную и предсказательную.

    Но главная их функция состоит в интеграции информации об объекте.

    "...Задачей системных исследований будет прежде всего выработка

    ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей теоретико-познавательной технологии изучения явлений как

    систем и познания системности самого мира" .

    Системный подход позволяет усмотреть общность психических явлений с

    другими явлениями объективной действительности. Материал опубликован на http://сайт
    Это дает возможность

    "переноса" идей и взаимного обогащения, "усиления" наук,

    Главный объект психологии - человек. Стоит заметить, что он будет целостным объектом

    восприятия и познания. Сому, психику и личность человека также можно

    рассматривать как целостные объекты. Объединение и объективация знаний

    базируются на теории целостных объектов, будь то статистические или

    динамические системы.

    Системный подход не самоцель. В каждом конкретном случае его применение

    должно давать реальный, вполне ощутимый эффект. Системные описания служат

    средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня

    перед психологами. В теоретическом плане эта интеграция и систематизация

    психологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и

    сокращение объема описания, выявление инвариантов психологических знаний,

    преодоление недостатков локального подхода, уменьшение субъективизма в

    интерпретации психических явлений. Системный подход позволяет усматривать

    пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять

    задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и

    экстраполяции - предсказывать ϲʙᴏйства отсутствующих частей описания.

    В прикладном плане ϶ᴛᴏ задачи психодиагностики, проектирования и

    управления автоматизированными системами, повышения эффективности

    процесса обучения, совершенствования психологического образования.

    Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном

    для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета

    науки и перейти впервые в изложении психологии от активного пути к

    индуктивно-дедуктивному.

    I. 1. 2. Разновидности системного подхода. Существует несколько

    разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный.

    Необходимо определить объем данных понятий. Комплексный подход предлагает

    наличие совокупности компонентов объекта или применяемых методов

    исследования. При ϶ᴛᴏм не принимаются во внимание ни отношения между

    объектами, ни полнота их состава, ни отношения компонентов в целом.

    Решаются главным образом задачи статики: количественного соотношения

    компонентов и подобные. Структурный подход предлагает изучение состава

    (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения

    подсистем (частей) и системы (целого) Декомпозиция систем на подсистемы

    производится не единым образом. Динамика структур, как правило, не

    рассматривается. При целостном подходе изучаются отношения не только между

    частями объекта, но и между частями и целым. Декомпозиция целого на части

    единственна. Вот к примеру, принято говорить, что "целое - ϶ᴛᴏ то, от

    чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить". Целостный

    подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта не

    только в статике, но и в динамике, т. е. он предлагает изучение поведения и

    эволюции систем.

    Любую систему можно рассматривать как систему большей системы. Это

    правильное по существу положение оставляет, однако, в тени тот факт, что

    последовательность систем оказывается неоднородной: различные объекты

    (системы) обладают различной функциональной и структурной обособленностью

    и целостностью. К примеру, и клетка, и орган, и организм могут

    рассматриваться как системы. Но клетка и организм обладают по сравнению с

    органом значительной большей способностью к независимому функционированию.

    По϶ᴛᴏму целостный подход применим не ко всем системам (объектам) а только

    к таким, кᴏᴛᴏᴩым ϲʙᴏйственна высокая степень функциональной независимости.

    I. 1. 3.
    Стоит отметить, что особенности системного подхода в психологии. Системное

    исследование предполагает определенный выбор объекта и формулировку задачи

    в терминах системного подхода. выбор объекта конкретного исследования -

    дело нелегкое, так как требует выделения в сложной организации человека

    обособленной подсистемы, обладающей относительной функциональной и

    структурной самостоятельностью. Это необходимое условие для получения

    системного описания объекта. примерами могут служить сенсорная организация

    человека, психомоторная организация, интеллект и т. п. Более крупные

    образования (сома, психика, личность) трудны для индивидуального

    экспериментального исследования и могут стать объектом либо комплексного,

    либо теоретического исследования.

    При этом выбор функционально и структурно обособленного объекта -

    необходимое, но еще недостаточное условие для получения хорошего

    системного описания. Стоит сказать, для выбранного объекта нужно подыскать такой

    "срез" исследования, для кᴏᴛᴏᴩого нужно указать и экспериментально

    изучить полный набор характеристик. В случае если ϶ᴛᴏго не сделать, то описание

    неизбежно становится локальным.

    Постановка задач в терминах системного подхода предполагает получение

    ответов на вопросы о составе объекта, функции объекта, его структуре.

    Системой называется совокупность элементов любой природы, между кᴏᴛᴏᴩыми

    существуют определенные отношения. Множество элементов, из кᴏᴛᴏᴩых

    образована система, называется ее составом. Множество можно разбивать на

    подмножества и на элементы, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно различают макросостав и

    микросостав. Структурой системы называется постоянная часть отношений,

    характерных для компонентов системы. Отношения определяют ограничения на

    сочетания элементов различных множеств или одного и того же множества.

    Объектам множества могут быть ϲʙᴏйственны отношения различных видов,

    следовательно, в одной системе может быть несколько структур. Любая

    систем существует в некᴏᴛᴏᴩой среде. Соответствие между средой и системой

    называется функцией системы. Систем может выполнять одну или несколько

    функций. Постоянные суммарные характеристики состава и отношений между

    компонентами системы называются ее ϲʙᴏйствами.

    классов дополнительно описываются также и другими понятиями. При

    комплексном методе исследования в психологии можно выделить следующие

    этапы: определение области исследования; обоснование необходимости его

    проведения; подбор методик; организацию последовательно-параллельного их

    применения; выбор формы представления полученных данных.

    От слова "система" можно образовать другие слова:

    "системный", "систематизировать",

    "систематический". в узком смысле под системным подходом будем

    понимать применение системных методов для изучения реальных физических,

    биологических, социальных и других систем. Системный подход в широком

    смысле включает, кроме того, применение системных методов для решения

    задач систематики, планирования и организации комплексного и

    систематического эксперимента. К системным методам психологии принадлежат:

    генетический, лонгитюдный, аналитический (расчленение и различение),

    синтетический (выделение общего и объединение), индуктивный и дедуктивный,

    композиционный. Стоит заметить, что они применимы также к процессу исследования и к

    представлению результатов исследования.

    С некоторой долей условности все определения понятия «система» можно разделить на три группы.

    Определения, принадлежащие к первой группе, рассматривают систему каккомплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя .

    Определения второй группы рассматривают системукак инструмент, способ исследования процессов и явлений . Наблюдатель, имея перед собой цель, конструирует систему как некоторое абстрактное отображение реальных объектов.

    Третья группа определений представляет компромисс между двумя первыми. Система здесь -искусственно создаваемый комплекс элементов (людей, процедур, технологий, научных теорий и т.п.), предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи. Следовательно, наблюдатель не только выделяет систему из среды, но и создает, синтезирует ее.

    Рассмотрим основные понятия теории систем, к которым наряду с системой в первую очередь следует отнести такие категории, как «среда», «элемент», «связи», «структура».

    Под системой чаще всего понимают целостное множество взаимосвязанных элементов, обладающее свойствами, отличными от свойств элементов, образующих это множество.

    Среда есть все то, что воздействует на систему, но неподконтрольно ей. Воздействиесреды на систему называют входными воздействиями, или входами; воздействиесистемы на среду - выходные воздействия, реакция системы, или выходы.

    С учетом определения среды можно дать следующее определение системы. Система - это целостное структурное образование, выделяемое исследователем из окружающей среды на основе единства функционирования множества взаимосвязанных объектов в качестве элементов, обладающих определенными свойствами, связями и отношениями.

    В качестве элемента системы рассматривается объект, относительно самостоятельный и не подлежащий дальнейшему расчленению на том или ином уровне рассмотрения, выполняющий определенные функции, находящийся во взаимосвязи с другими объектами, составляющими систему.

    Разделение объектов на элементы и системы относительно. Каждая система может быть представлена как элемент системы большего масштаба (суперсистемы), а элемент в свою очередь можно рассматривать в качестве относительно самостоятельной системы.

    Выделение элементов в очень сложных системах опосредуется расчленением системы на подсистемы, которые представляют собой относительно самостоятельные части системы, подлежащие дальнейшему расчленению.

    Понятие «элемент системы» применяется в системных исследованиях для определения способа отделения части от целого.

    Элементами системы могут быть как подсистемы, так и ее компоненты в зависимости от тех свойств, которыми обладает выделенный элемент системы.

    Понятие «подсистема» подразумевает выделение относительно независимой части системы, которая сама обладает свойствами объекта-системы. К ним можно отнести наличие структурной целостности, подцелей функционирования и коммуникативности с другими подсистемами (элементами). Сама подсистема должна состоять из неоднородных элементов, т.е. обладающих разными свойствами.

    Функционирование системы как единого целого обеспечивается связями между элементами.

    Связь - это перенос материальных, энергетических или информационных компонентов из одного объекта в другой. Связь - это функциональная характеристика элемента, а отношение -структурная.

    Принято понятие «связь» отождествлять с динамичным состоянием элементов, которое определяется целями функционирования и методами управления в процессе установления связи.

    Понятие «отношение» характеризуется статикой строения самого элемента, т.е. его структурой. В теории логики принято «отношение» рассматривать как соотношение, соподчинение одного свойства элемента другому. Такое соотношение тоже основывается на разных видах связей, например в микроэлементах. Понятие «отношение» можно рассматривать как «связи строения» элемента.

    Связи делятся на внутренние - когда такой перенос компонентов происходит между элементами системы, и внешние -когда выход одной системы становится входом в другую.

    Такую связь принято называть прямой связью (например, поставки ресурсов организации). Помимо нее существует еще и обратная связь. Прямая связь обеспечивает передачу воздействия, информации с выхода одного элемента на вход другого, а обратная ~ с выхода некоторого элемента на вход того же элемента.

    Понятие «связь» определяется как проявление свойств коммуникации самого элемента с его окружением. Связь осуществляется на основе закона обмена энергией, информацией и веществом в процессе динамического развития самого элемента. Понятие «связь» описывает степень ограничения свободного развития самого элемента. Все элементы любой системы всегда вступают во взаимодействие друг с другом, теряя при этом некоторые из своих свойств. Наличие свойств связей у элемента (коммуникации) обеспечивает его жизнедеятельность.

    Следовательно, понятие «связь» определяет функционально-процессуальную характеристику системы, а понятие «отношение» - функционально-структурную характеристику.

    В рамках системных исследований понятие «связь» имеет наибольшее значение, так как в процессе взаимодействия элементов в системе устанавливаются алгоритмы их совместного функционирования.

    По своему характеру связи могут быть положительными, отрицательными и гармонизированными.

    Под положительной связью понимается результат взаимодействия элементов, в процессе которого не нарушается внутренняя структура самих элементов, и этот результат дает импульс к дальнейшему развитию элементов и всей системы.

    Под отрицательной связью понимается результат взаимодействия элементов, в процессе которого происходит разрушение как самого элемента, так и всей системы.

    Под гармонизированной связью понимается устойчивое динамическое состояние развития элементов в результате их взаимодействия.

    В системах различной природы всегда существуют разные виды связей, за счет которых обеспечивается сохранение целостного образования.

    Состав элементов и способ их объединения определяют структуру системы. Формально ее часто представляют в виде граф, где вершины соответствуют элементам системы, а дуги - их связям. Особое место среди структур разных типов занимают иерархические структуры.

    Как было отмечено, понятие «отношение» в качестве внутренней связи между элементами системы логически связано с понятием «структура».

    Понятие «структура» означает строение, расположение, порядок. Структура отражает взаимосвязи и взаимоотношения между элементами системы, которые устанавливают порядок ее строения. Структуру системы принято описывать видом связей и отношений (иерархия связей) между ее элементами. Структура описывает внутреннее строение (состояние) системы. Структуры могут быть как статические, так и динамические. Одна и та же система может быть описана разными видами структур в зависимости от аспектов и стадий исследования или проектирования в пространстве и времени.

    Структуры систем могут описывать состояние системы, ее поведение, условия ее равновесия, устойчивости и развития.

    Под состоянием системы принято понимать ее описание в определенный момент времени как «статичной фотографии». В таком состоянии все элементы имеют статичные входные и выходные параметры.

    Потребность в использовании системного подхода в управлении обострилась в связи с необходимостью управления объектами, имеющими большие размеры в пространстве и во времени в условиях динамичных изменений внешней среды.

    Интерес к системному подходу объясняется тем, что с его помощью можно решать задачи, не решаемые традиционными методами.

    Системный подход позволяет строить многофакторные модели, характерные для социально-экономических систем, к которым относятся организации, и формирует системное мышление, необходимое их руководителям, что повышает эффективность принимаемых решений.

    При рассмотрении системного подхода как метода исследования организаций следует учитывать то обстоятельство, что объект исследования всегда многогранен и требует всестороннего, комплексного подхода, поэтому к исследованию следует привлекать специалистов разного профиля. Всесторонность в комплексном подходе выражает частное требование, в системном же подходе она представляет собой один из методологических принципов.

    Для системного подхода характерна формальная строгость, которой нет у комплексного подхода. Системный подход рассматривает исследуемые организации как системы, состоящие из структурированных и функционально организованных подсистем (или элементов). Комплексный подход используется не столько в отношении объектов с позиций целостности, сколько для разностороннего рассмотрения исследуемого объекта. Признаки и свойства этих подходов приведены в табл. 1.2.

    Таблица 1.2

    Сопоставление комплексного и системного подходов

    Характеристика подхода

    Комплексный подход

    Системный подход

    Механизм реализации установки

    Стремление к синтезу на базе различных дисциплин (с последующим суммированием результатов)

    Стремление к синтезу в рамках одной научной дисциплины на уровне новых знаний, носящих системообразующий характер

    Объект исследования

    Любые явления, процессы состояния, аддитивные системы

    Только системные объекты, т.е. целостные системы, состоящие из закономерно структурированных элементов

    Междисциплинарный учитывает два или более показателя, влияющих на эффективность

    Учитываются все показатели, влияющие на эффективность

    Понятийный аппарат

    Базовый вариант, нормативы, экспертиза, суммирование, отношение яд ля выражения критерия

    Тенденция развития, аналитически зависимые, отличные от отношений проверки критерия, выбор оптимальной формы

    Принципы

    Отсутствуют

    Системности, иерархии, обратной связи, гомеостазиса

    Теория и практика

    Теория отсутствует, а практика неэффективна

    Системология – теория систем, системотехника - практика, системный анализ - методология

    Общая характеристика

    Организационно - методический (внешний), приближенный, разносторонний, взаимосвязанный, взаимообусловленный, предтеча системного подхода

    Методологический (внутренный), ближе к природе объекта, целенаправленность, упорядоченность, организованность как развитие комплексного подхода на пути к теории и методологии объекта исследования

    Характерные особенности

    Широта охвата проблемы при детерминированности требований

    Широта охвата проблемы, но в условиях риска и неопределенности

    Развитие

    В рамках существующих знаний многих наук, выступающих обособленно

    В рамках одной науки (системологии) на уровне новых знаний системообразующего характера

    Результат

    Экономический эффект

    Системный (эмерджентный, синергический эффект)

    Разделение системы на части (на элементы) может быть выполнено в различных вариантах и неограниченное число раз. Важные факторы здесь - стоящая перед исследователем цель и тот язык, на котором производится описание исследуемой системы.

    Системность заключается в стремлении исследовать объект с разных сторон.