Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Тоталитарный политический режим. Николай баранов

Тоталитаризм (от итал. totalitario - «охватывающий всё в целом») - политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Само это понятие было введено в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джинтиле в начале XX века. В 1925 году оно впервые прозвучало в итальянском Парламенте. Его широко использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима.

Тоталитарный режим отражает всесилие государства над обществом. Характеризуется всеохватывающей государственной властью. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан, включая мотивы их поступков. В обществе исчезает грань между политической и неполитической жизнью, все становится политикой. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам. Власть окружена "ореолом тайны" и недоступна для контроля со стороны общества, нет механизма ее преемственности.

Тоталитарный политический режим фактически ликвидирует свободное участие народа в управлении государством, подменяя его участием граждан в безальтернативных выборах представительных органов государственной власти. Политические права и свободы граждан, возможность их самостоя­тельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима.

Разделение властей при тоталитарном режиме отвергается. В конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти (власти фюрера, дуче, каудильо, власти советов, на деле подменяемых партийной номенклату­рой, власти руководителя государства, главы военного или революцион­ного совета).

При тоталитарном режиме лидер не обязательно становится главой государства и называет себя президентом, королем или султаном. Тоталитарный лидер может быть и главой государства, и главой правительства, может вообще занимать выдуманную должность вождя, правителя, при котором имеется глава государства. При «вожде» Б. Муссолини Италией свыше двадцати лет «правил» король Виктор-Эммануил.

Появляется институт государственной политической партии, получающей монопольное право на руководство политической деятельностью в обществе и государстве. Фактически властвует одна партия, происходит сращивание ее профессионального аппарата с государством. Политическая оппозиция преследуется. Конституционно закрепляется и внедряется в общественное сознание единая обязательная для всех идеология (марксизм-лени­низм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 60- 80-х годах, нкрумаизм в Гане в 60-х годах и т.д.): государство пытается регулировать мысли людей, инакомыслие преследуется. Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие границы их реализации. Фактически устраняется плюрализм; происходит централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением. Становится непререкаемым приоритет интересов государства, любого коллектива над интересами отдельной личности. Силовые ораны государства приобретают несоизмеримую ни с какими принципами власть, действуют тайно и репрессивно по отношению к гражданам.

Феномен тоталитарного политического режима в том, что основная масса населения не осознает вопиющих недостатков существующего режима, воспринимает все как должное, фанатично восхваляя своего вождя (например, Мао Дзе Дуна в Китае, Ким Ир Сена в КНДР, Сталина в СССР).

Монократический или конституционно-авторитарный режим характеризуется наличием конституции, носящей в основном декоративный характер, формальным провозглашением определенного минимума конституционных прав и свобод при их постоянном и безнаказанном нарушении, явным превалированием исполнительной власти над законодательной, огромной ролью бюрократии, а также не ограниченной по существу властью политического лидера, объединяющего функции партийного и государственного руководителя и главного идеолога режима. .

Расистский режим характеризуется тем, что вся полнота власти в стране принадлежит лицам, относящейся к одной (белой) расе, а лица черной расы, или так называемые цветные, к власти не допускаются. Государства подобного рода строилось по принципу разделения рас. Например, парламент ЮАР был трехпалатный. Каждая палата включала представителей одного цвета кожи. Это были палаты для белых, для цветных и для индейцев. Для черных же, составлявших основное население государства, палаты вообще не предусматривались. В настоящее время расистских режимов в мире нет, они потерпели политическое крушение.

Военный режим может быть одним из видов тоталитарного либо авторитарного режима. На практике это означает полное господство сверху донизу. Если армия не соблюдает никаких демократических прав, то это будет тоталитарный военный режим, а если все же присутствуют какие-то элементы уважения прав человека, если населением такое положение вещей принимается как нечто естественное, то это будет скорее разновидность авторитарного режима.
Фашизм

Тоталитарный режим имеет свои пределы. Крайний предел тоталитаризма – фашизм (человеконенавистнический режим), существовал в Италии при Муссолини(1922-1943), в Германии при Гитлере(1933-1945). Термин «фашистский режим» впервые появился в Италии, где был установлен режим Муссолини. Происходит это слово от итальянского «fascio» - «пучок розог». Розги и топор были символами власти еще в Древнем Риме.

Фашизация политического режима осуществляется обычно по следующим основным направлениям: открытое нарушение и попрание демократических прав и свобод; преследование и запрещение оппозиционных политических партий и общественных организаций; слияние государственного аппарата с монополиями; огосударствление частного капитала; милитаризация государственного аппарата; упадок роли центральных и местных представительных учреждений; рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти; сращиваний партий и профсоюзов с государственным аппаратом; консолидация ранее разрозненных фашистских и реакционно-экстремистских партий и организаций; возникновение различного рода правоэкстремистских движений (национальный фронт Франции, Итальянское социальное движение).

Фашизм не только целиком уничтожает демократию, но и теоретически «обосновывает» необходимость установления тоталитаризма. Фашизм выдвигает концепцию нации, народа, интересы которого всегда, везде и во всем превалирует над интересами отдельных личностей. Фашизм в теории и на практике порывает со всеми политическими и правовыми принципами демократии, такими, как народный суверенитет, верховенство парламента, разделение властей, выборность, местное самоуправление, гарантии прав личности, господство права.

Фашизм может быть установлен при любой форме правления. Так, например, в Италии фашизм существовал при парламентарной монархии, в Японии – при дуалистической монархии; в Португалии в период фашизма существовала парламентарная республика. Безразличие фашизма к форме правления объясняется тем, что установление открыто террористического режима всегда сопровождается коренной перестройкой как высших, так и местных органов государственной власти. Неизменной остается лишь форма государства, что вызывается общей для всех фашистских режимов тенденцией придать перевороту конституционный характер.

В условиях фашизма сохраняется обычно лишь одна партия – фашистская. В гитлеровской Германии единственной легальной партией была немецкая национал-социалистическая рабочая партия, в Италии – фашистская партия, в Испании – испанская фаланга традиционалистов и хунт национал-синдикалистского направления. Глава фашистской партии (фюрер, дуче, каудильо) обладает обычно всей полнотой государственной власти. Единственным исключением из этого правила была императорская Япония в период фашизма.

Характерной особенностью фашизма является то, что фашистская партия и другие общественные организации открыто объединяются с государственным аппаратом и становятся его составной частью. При фашизме, таким образом, не существует никаких внегосударственных учреждений или организаций политического характера. Монопольная и огосударствленная фашистская партия превращается в ядро диктатуры.

В настоящее время фашизм в его «классической» форме не существует нигде. В некоторых странах действуют неофашистские партии и организации, ставящей своей задачей уничтожение демократии и замену ее фашистским режимом. Сущность неофашистского режима примерна та же что и у фашизма, однако без таких крайних черт, как массовые убийства граждан, концентрационные лагеря, то есть это подавление противников с некоторой оглядкой на общественное мнение.


Похожая информация.


Тоталитарный режим характеризуется стремлением государ­ства к абсолютному контролю над всеми областями обществен­ной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Понятие «тоталитаризм» (от лат. totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Лидер итальянского фашизма Б. Муссолини ввел его в политический лексикон. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР в годы сталинизма и в гитлеровской Германии с 1933 г.

В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность. К ним относятся следующие.

1. Высокая концентрация власти, гипертрофия руководящего аппарата, ее проникновение во все поры жизни общества. В тоталитарном сознании проблемы «власть и общество» не существует:

власть и народ мыслятся как единое, неразделимое целое. Акту­альными становятся совсем другие проблемы, а именно:

власть и народ в борьбе против внутренних врагов, власть и народ - против враждебного внешнего окружения.

Как это ни парадок­сально, но в условиях тоталитаризма народ, реально отрешен­ный от власти, верит, что власть выражает его интересы глубже и полнее, чем он сам смог бы это сделать.

2. Для тоталитарных режимов характерна однопартийность. Существует единственная правящая партия, во главе которой стоит харизматический лидер. Сеть партийных ячеек этой партии пронизывает все производственно-организационные структуры общества, направляя их деятельность и осуществляя контроль.

3. Идеологизация всей жизни общества. В основе тоталитарной идеологии - рассмотрение истории как закономерного движения к определенной цели (мировое господство, построение коммунизма и др.), которая оправдывает все средства. Данная идеология включает серию мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.), которые отража­ют силу магических символов. Тоталитарное общество предпри­нимает широчайшие усилия для идеологической обработки на­селения.

4. Тоталитаризм характеризуется монополией власти на ин­формацию, полным контролем за средствами массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность - прославление существующего строя, его достижений. С помощью средств массовой информации решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим.

5. Монополия государства на использование всех средств ведения вооруженной борьбы. Армия, полиция, все другие силовые структуры находятся в исключительном подчинении центру по­литической власти.

6. Существование отработанной системы всеобщего контроля за поведением людей, системы насилия. Для этих целей создаются концентрационные лагеря и гетто, где применяются тяжелый труд, пытки людей, подавление их воли к сопротивлению, про­исходят массовые убийства ни в чем неповинных людей. Так, в СССР была создана целая сеть лагерей - ГУЛАГ. До 1941 г в нее входило 53 концентрационных лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 лагерей для несовершеннолетних.За годы существования этих лагерей в них погибло более 40 млн. человек. В тоталитарном обществе действует тщательно разработанный репрессивный аппарат. С его помощью насаждаются страх за личную судьбу и членов семьи, подозрительность и доносы, поощряются анонимки. Делается все для того, чтобы в стране не возникало инакомыслия и оппозиции. С помощью силовых и кара­тельных органов государство контролирует жизнь и поведение населения.

7. Как общее для всех тоталитарных режимов следует отметить то, что они функционируют в соответствии с принципом - «запрещено все, кроме того, что приказано властью». Руководствуясь этим принципом, общество осуществляло воспитание человека. Тоталитаризму нужна в высшей мере скромная личность, скромная во всем в желаниях, в одежде, поведении. Культивируется стремление не выделяться, быть как все. Подавляется проявление индивидуальности, оригинальности в суждениях, широкое распространение получают доносительство, угодничество, лицемерие.

Таковы основные общие черты тоталитарных политичес­ких режимов, что и дает основание для объединения их в одну группу.

Вместе с тем есть и специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма, известных истории. Это коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.

Коммунистический тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты режима. Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидируется, а, следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономии членов общества.

Тоталитаризм второго типа - это фашизм Странами, где впервые возникли фашистские организации, стали Германия и Италия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерно было стремление к возрождению великой Римской империи.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Национал-социализм - третья разновидность тоталитарных политических режимов Он утвердился в Германии в 1933 г, вобрав в себя черты как фашизма так и коммунистического тоталитаризма. Вместе с тем он отличался от них по целям и социальным приоритетам Целью национал социализма было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Изучение общих черт тоталитарных политических режимов и особенностей различных их форм, несомненно, делает более доступным понимание условии и путей возникновения тоталитарных режимов принесших столько горя человечеству. Тоталитарные режимы существенно затормозили процесс экономического и социального развития в странах где эти режимы были господствующими. Изучение данного вопроса привлекало многих выдающихся ученых - политологов эко­номистов, историков, психологов социологов и др. В развитие его большой вклад внесли работы Ф. Хаиека «Дорога к рабству» (1944 г), Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» (1951 г), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тотальная диктатура и демократия», Р. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1958 г.) и др. Практически все исследователи приходят к выводу, что предпосылки тоталитаризма многообразны и проистекают из раз­ных сфер общественной жизни хозяйственной, политическом, социальной. В их основе - мировоззренческие предпосылки и психологические факторы. И, что особенно важно, в каждой из стран, в которых возник тоталитарный политический режим, наряду с общими предпосылками (характерными для всех тоталитарных стран), имелись и свои, специфические, характерные лишь для данной страны.

Во всем многообразии причин и условии появления тоталитарных политических режимов главную роль, как показывает история, играет глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика, да и вся общественная жизнь государств. Так было в Германии накануне прихода к власти Гитлера. В СССР тоталитаризм «стартовал» также в условиях глубокого кризиса. В числе основных условий возникновения тоталитаризма многие исследователи называют вступление общества в индустриальную стадию, когда резко возросли возможности средств массовой информации, способствующих всеобщей идеологизации общества и установлению всестороннего контроля над личностью. Эта стадия породила монополизацию экономики и одно­временно усиление государственной власти, ее регулирующих и контрольных функций. Индустриальная стадия способствовала появлению мировоззренческой предпосылки тоталитаризма, а именно формированию коллективистского мировоззрения, сознания, основанного на превосходстве коллективного над индивидуальным. И, наконец, важную роль играли политические условия, к которым относятся появление новой массовой партии, резкое усиление роли государства, развитие разного рода тоталитарных движений.

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм)

"Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества".

"Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко "второму эшелону индустриального развития". Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов".

Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие "тотальное государство" имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива фактически отнюдь не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

"Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики рационализации китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни. В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными. Центральное место в программе легистов занимало стремление к укреплению государства путём развития земледелия, построения сильной армии, способной расширять границы страны, и оглупления народа".

Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. "В диалоге "Государство" содержится знаменитый проект "идеального общественного строя", основанного на принципах коллективной собственности правящих сословий. В его более поздних диалогах ("Полития", "Законы") нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в "Государстве". Свое второе по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности; насаждения коллективистских начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти".

Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в.

Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин "тоталитаризм" для характеристики итало-фашистского режима.

"Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы".

Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Хотя тоталитаризм называют крайней формой авторитаризма, существуют признаки, которые характерны в особенности только тоталитаризму и отличающих все тоталитарные государственные режимы от авторитаризма и демократии. Я считаю наиболее важными следующие признаки:

  • 1) всеобщая государственная идеология;
  • 2) монополия государства на средства массовой информации;
  • 3) монополия государства на все средства вооружения;
  • 4) жестко централизованный контроль над экономикой;
  • 5) одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
  • 6) особо организованная система насилия, как специфического средства контроля в обществе;

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

При тоталитаризме государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий "сверхинтерес" населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество - государство, народ - политическая власть. "Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития". Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

  • 1) глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;
  • 2) господство репрессивных аппаратов;
  • 3) упразднение представительных органов власти;
  • 4) монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти.

Центром тоталитарной системы является вождь. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей, выступает либо в единственном числе, либо "возглавляет" блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Она всегда захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток. Кроме того, тоталитарный режим поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его "великой идеей", например, борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на "врагов", "вредителей" списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения. Такими органами были НКВД в СССР, Гестапо в Германии. На такие органы не распространялись никакие правовые и судебные ограничения. Для достижения целей эти органы могли делать всё, что угодно. Действия их направлялись властью не только против отдельных граждан, но и против целых народов и классов. Массовое истребление целых групп населения во времена Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

Кроме того, для тоталитарных режимов важным признаком является монополия власти на информацию, полный контроль за СМИ.

Жесткий централизованный контроль над экономикой - важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.

Милитаризация - также одна из основных характеристик тоталитарного режима. Идея о военной опасности, об "осажденной крепости" становится необходимой, во-первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия - основные опоры тоталитаризма.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществляется "культ личности", культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Члены общества полагают, что обеспечивать их поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере.

Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери, а также другие проблемы), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально-экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, а также других факторов.

Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен переходить к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне.

Вопрос 13. Понятие политического режима. Тоталитарный политический режим

Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Политика является «полем» взаимодействия человека и государства.

Политический режим – это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления политической власти (или - это цели и правила политического взаимодействия). К структурным элементам политического режима также относятся:

· ценности (жизненно важные, желаемые цели и события);

· нормы (правила, на основе которых организуется жизнь государства, взаимодействие граждан). При этом нормы могут быть обычными (формироваться постепенно, как бы сами собой по мере накопления политического и исторического опыта и передаваться от поколения к поколению) и легальными (специально установленными государством и зафиксированными в официальных документах (конституциях, кодексах, уставах и т.д.);

Тоталитарный политический режим.

Большим разнообразием в подходах отличается классификация видов антидемократических режимов. Среди отдельных самостоятельных видов антидемократических режимов современности авторы выделяют такие, как авторитарный, тоталитарный, расистский, фашистский (при этом указывается, что фашизм - это крайняя, наиболее опасная форма авторитарного режима), террористический, элитарный, охлократический, автократический, режим рабоче-крестьянской диктатуры и т.д. На наш взгляд, все это многообразие можно свести к двум его основным видам – авторитаризму и тоталитаризму. Все остальные будут производными либо от тоталитарного режима, либо от авторитарного, и выступать как из разновидности (типы, формы). Между тоталитаризмом и авторитаризмом, несомненно, много общего, но в то же время есть и существенные различия, что позволяет нам рассматривать их именно как два существенно различающихся друг от друга вида антидемократического режима. Основные различия между ними можно свести к следующему :

· авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, или, по крайней мере, без его поддержки и согласия; тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс (именно поэтому тоталитаризм зачастую называют «диктатурой массовых движений»);

· при авторитаризме государство и гражданское общество разделены, государство не очень интенсивно вмешивается в жизнь гражданского общества, хотя и держит его под жестким контролем; гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме гражданское общество целенаправленно этатизируется (огосударствляется);

· при авторитаризме политическая власть, предоставляя человеку определенные возможности самореализации в гражданском обществе, препятствует активной самостоятельной политической деятельности граждан, вследствие чего для авторитаризма характерен политический абсентеизм. При тоталитаризме, вследствие предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности людей, они не могут оставаться в стороне от политической жизни, да и сам политический режим перманентно пытается держать людей в состоянии политической напряженности; политический абсентеизм не только не приветствуется, как при авторитаризме, но и рассматривается как большое зло, как проявление нелояльности режиму.

· при авторитаризме между политическим лидером и народом существует непреодолимая дистанция: узурпатор и народ. Тоталитарный же вождь и народ – неразрывная органическая целостность, тоталитарный вождь, как правило, любимец толпы, массы; культ вождя – характернейшая черта тоталитаризма.

Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). Впервые он был введен в употребление окружением Муссолини и употреблялся итальянскими либералами (Д. Амендола и П. Габетти) для обозначения фашистской диктатуры, установленной в Италии осенью 1922 года. Окончательно понятие «тоталитаризм» вошло в широкий политический лексикон после речи Муссолини 22 июля 1925 г., в которой он прославлял «тоталитарное государство». После утверждения гитлеровских порядков в Германии идея тоталитарного государства получила свое дальнейшее развитие в работах таких гитлеровских теоретиков, как К. Шмитт, Э. Форстхофф, Х. Циглер, А. Мюллер и др. В настоящее время термин «тоталитаризм» используется для обозначения одного из видов антидемократического режима, как антипод правового государства.

На сегодняшний день в отечественных гуманитарных науках существует множество определений понятия «тоталитаризм», зависящих как от объективных свойств самого предмета исследования, так и от точки зрения наблюдателя. Из всех имеющихся научных определений тоталитаризма, на наш взгляд, наиболее удачным и содержательным является определение известного российского политолога профессора В.Ф. Халипова. В соответствии с ним: “тоталитаризм – политический режим, система государственной власти, характеризующаяся прямым насилием в процессе управления обществом, отсутствием политического плюрализма, демократических свобод, ограничением политических прав для всего населения”. Это определение и будет использоваться нами как базовое и в дальнейшем, при анализе проблемы “тоталитаризм как политико-правовое явление”, мы будем исходить именно из него.

Основными типами тоталитаризма являются фашистский (правый) и коммунистический (левый).

Основными признаками тоталитаризма , которые, пусть и в неодинаковой мере, но обязательно, присутствуют в любом варианте тоталитарного режима, независимо от его типа и формы, являются следующие:



1. монополия одной партии на власть; отсутствие политического плюрализма; недопущение фракционности внутри правящей (тоталитарной) партии; запрещение деятельности каких-либо партий, кроме той, которая находится у власти. Тоталитарная партия строится по принципу военной организации, со строгой иерархией и соподчиненностью по вертикали ее членов, со своим генералитетом, партийным офицерством и низшим командным составом (партийным унтер-офицерством);

2. слияние высших органов партии и высших органов государственной власти. Лидеры партии становятся одновременно и руководителями государства. Партия превращается в решающий стержневой элемент государственной структуры. Государство выступает в качестве средства реализации партийной программы. Пределов действия политики не существует. Решения, принимаемые на партийных съездах, являются обязательными для государственных органов. Для государственного аппарата характерна чрезвычайная централизация и бюрократизация. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива строго наказывается. Власть формируется на всех уровнях путем назначения сверху. Фактическое упразднение принципа разделения властей. Может действовать представительный государственный орган, но его роль сведена к нулю;

3. господство единственной официальной идеологии (идеологический монизм), которой проникнуты все сферы жизни общества. Отступление от нее расценивается как проявление нелояльности к существующему режиму и жестоко карается. Официальная идеология активно насаждается через СМИ, аппарат пропаганды, навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, нация, раса, класс, клан). Независимая пресса отсутствует. Государство обладает монополией на информацию, СМИ. Официально непризнанные убеждения и инакомыслие преследуются. Идеологический плюрализм не допускается. Существует жесткая цензура. Тоталитарная идеология выступает как мессианская (национальная, классовая); превращается в некоторое подобие государственной религии с особыми догматами, священными книгами, святыми апостолами, со своими богочеловеками (в лице вождей, фюреров, дуче и т.д.), литургией. Государство представляет собой, чуть ли не систему теократического правления, где верховный жрец-идеолог одновременно является и верховным правителем;

4. наличие вождя, харизматического лидера, фактическое положение которого сакрализуется. Вождь объявляется «отцом народа», «спасителем нации», самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающем о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается, вождь вне критики и фактически находится над государством и правом;

5. отсутствие реальных прав и свобод населения, хотя формально они и могут провозглашаться, как это имело место, например, в Конституции СССР 1936 г.;

6. господство одной, государственной, формы собственности. Государство стремится к ограничению, а в идеале и полному устранению, частной собственности, рыночных отношений, конкуренции. Наличие жестко централизованной, планируемой сверху экономики, основывающейся на приказах, применении принудительных мер (трудовая повинность, продразверстка, широкое применение труда репрессированных). Экономика носит мобилизационный характер, подчинена выполнению глобальных задач (победа в войне, индустриализации, восстановлению разрушенного народного хозяйства и т.п.) за счет благосостояния рядовых граждан. Этатизация хозяйственной жизни;

7. массовая поддержка населением тоталитарного режима;

8. стремление режима к полному (тотальному) контролю над обществом и отдельной личностью;

9. всеохватывающая милитаризация общественной жизни, агрессивность во внешней политике. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Агрессия может питаться идеями мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс и армия являются основными опорами тоталитаризма;

10. примат государства над правом; нарушение законности; ликвидация правовых начал в общественной жизни. Понятие права размыто (это и воля фюрера и революционное правосознание); сама политика возводится в ранг права. Право рассматривается только как средство политики государства и партии. Принимаемые законы направлены на оправдание царящего в обществе беззакония, правового беспредела. Независимое демократическое правосудие фактически отсутствует. Место правосудия занимают репрессии, проводимые как в судебном, так и во внесудебном, более упрощенном, порядке. Место правопорядка занимает произвол. В качестве базового «правового» принципа господствует принцип «разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено»;

11. система физического и психологического террора. Террор носит не узконаправленный, узколичный, а именно массовый характер. Он направлен не только против политических противников, политической оппозиции, а, прежде всего, против народа в целом. Террор является формой утверждения тоталитарного господства. Террор распыляет все социальные группы, превращает общество в бесструктурную массу разрозненных индивидов. Террор проводится государством систематически, легально, организованно и непрерывно. Физический террор и страх, используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников (различного рода «врагов народа», «диверсантов», «вредителей», «изменников Родины» и т.д., на происки которых власть списывает свои ошибки, экономические беды, обнищание населения), но и как нормальный, повседневно используемый инструмент управления массами. Объектом террора может стать практически любой человек, независимо от его заслуг, наград, занимаемой должности. Насилие и террор имеют не только сугубо физическое, но также и интеллектуальное и духовное измерения, материализующиеся в деятельности широкомасштабного пропагандистского аппарата.

Степень проявления обозначенных нами основных признаков тоталитаризма в тех или иных странах, которые мы с полным правом можем отнести к разряду тоталитарных, может быть различной. Так, например, Ю. Игрицкий считает, что гитлеровская Германия не знала полного (тотального) огосударствления экономики, как это было, скажем, в СССР. Однако, оттого, что одни признаки в одних странах проявляются сильнее, а в других – слабее, государства с тоталитарными политическими режимами не теряют своей тоталитарной сути. Кроме того, в них обязательно присутствует и главный критерий тоталитарности, выделенный А.П. Бутенко, это – положение человека в обществе, общее состояние прав и свобод граждан в обществе: «Тоталитаризм налицо там и тогда, где и когда личность, индивид, гражданин, все сферы его жизни и деятельности оказываются под тотальным контролем, где индивид – марионетка власть имущих».

Политические режимы и право.

В зависимости от типа политического режима, существующего в том или ином отдельно взятом обществе, существуют различные модели взаимодействия права и государства:

1. для тоталитарных политических режимов (и соответственно – тоталитарных политических систем) характерны следующие особенности взаимодействия права и государства: как уже указывалось выше – это примат государства над правом; нарушение законности; ликвидация правовых начал в общественной жизни.

2. для демократических правовых режимов (и правовых государств) характерно: источником права является личность; признается, что не государство дает права индивиду, а он сам имеет совокупность изначальных, неотъемлимых от его существования (естественных) прав, и государство, политическая система должны быть построены в соответствии с этими правами и для их защиты. Уважение в обществе к закону, рассмотрение его как основного, доминирующего фактора упорядочения общественных отношений и имеющего своей основой прежде всего более высокий уровень законотворчества, и служащего следствием компетенции законодателей, и максимального учета последствий того или иного акта, и широкого предварительного обсуждения юридических и политических нововведений, и стабильности правовой системы, и законопослушности граждан, понимающих и стремящихся действовать в рамках закона. Именно легальность обеспечивает легитимность политического режима и политической системы (то есть признание населением). Легальность – это нормативность, выражающая в способности оперировать и ограничиваться законами. Именно право является наиболее эффективным механизмом осуществления политической власти. Власть действует только в рамках закона. «Не право нуждается в санкции закона, а государство должно быть санкционировано правом, судимо правом, подчинено праву, растворено в праве» (Н.А. Бердяев). «Диктатура закона» (В. Путин). Закон должен господствовать в обществе. В этом смысле закон сильнее власти. Там, где кончаются законы, начинается произвол, самоуправство. Право – это мощный антитоталитарный фактор. Еще древние римляне заявляли: «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон»; «Закон – единственный Бог, которому все обязаны поклоняться»; «Надо быть рабами законов, чтобы стать свободными»; «Государством должен править закон».

В современной литературе указываются три возможных модели во взаимоотношения государства и права: авторитарная, тоталитарная (государство выше права и им не связано); либеральная (право выше государства); прагматическая (государство создает право, но связано им). Третья модель ближе к нынешним российским реалиям.

Слово «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalis, что означает весь, целый, полный. Сам термин был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале 20в.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

Признаки: стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, т.к. в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни людей, до мотивов поступков людей абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом» формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная), выступающая в качестве экономической основы наличие одной официальной идеологии, фактически устранение плюрализма централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества отсутствие правовой государственности и гражданского общества произвол государственной власти, её осуществление без учета мнений большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия.

Данный режим характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Еще по теме 45. Тоталитарный политический режим: понятие, признаки.:

  1. 33 Тоталитарное государство, тоталитарный политический режим