Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Свой бизнес: как открыть АЗС. Сколько стоит построить АЗС под ключ. Какое оборудование и какие документы нужны для старта. Как начать бизнес АЗС: написание бизнес-плана, расчет инвестиций, подбор персонала, регистрация, формирование начального капитала, ф

Розничный топливный рынок очень привлекательный, так как в России на одну АЗС приходится гораздо больше клиентов, чем в Европе, её маржинальный доход достигает 15-20%. Этот рынок интересен и тем, что, помимо вертикально интегрированных нефтяных компаний, на нём есть место и независимым участникам. Здесь мы рассмотрим вопрос о том, как открыть АЗС, что нужно для этого, какие документы, сколько стоит открыть и бизнес-план для неё.

Типы АЗС

Если вы решили заняться данным видом очень выгодного предпринимательства, то сначала вам нужно выбрать тип АЗС, а их два: КАЗС — контейнерного типа — и такие, где резервуары для хранения топлива располагаются под землей и на поверхности.

Во многих случаях КАЗС используются временно. Жесткие требования безопасности, выдвигаемые к ним, существенно увеличивают затраты на документацию и монтаж оборудования, поэтому розничная продажа ГСМ становится нерентабельной. Потому рассмотрим АЗС второго типа.

Согласование документации в среднем занимает от трех месяцев до полугода, строительство — полгода-год. Открытие бюджетной АЗС обойдется примерно в 12-15 млн, окупится она за 3-5 лет.

Бизнес-план

Представляем вам готовый пример бизнес-плана для строительства АЗС. Скачать вы его можете бесплатно.

Не забывайте о франчайзинге в данной сфере. Полезную информацию об этом вы можете прочитать в приведенных ссылках внизу статьи.

Тем более, что малые и средние предприниматели, занимающиеся торговлей автомобильного топлива, очень часто идут на покупку франшизы у крупной компании. А в некоторых регионах, где основную часть рынка занимает одна из крупных таких компаний, франчайзинг становится чуть ли не единственным способом выживания для независимых автозаправок.

Инструкция как открыть

Итак, вы решили начать свой бизнес в данной сфере, но не знаете о том, как открыть АЗС, что нужно для неё и какие документы. Разберем данный вопрос поэтапно.

Регистрация данного вида бизнеса

Лицензировать деятельность АЗС на данный момент не требуется.

Большую роль в достижении успеха на этом поприще играет выбор системы налогообложения открываемой АЗС. Почти все организации, работающие в этой отрасли, выбирают общую систему, предполагающую уплату НДС. Поставщики в большинстве случаев не заключают договора с предприятиями АЗС, работающими без НДС. Кроме того, как поставщики, так и корпоративные клиенты в первую очередь сотрудничают с «ООО» — при такой форме ведения хозяйственной деятельности решение возникающих в процессе сотрудничества юридических и финансовых вопросов происходит на более глубоком уровне.

Земельный участок под строительство автозаправки

Один из главных критериев успеха заключается в выборе земельного участка для строительства АЗС. Самыми оптимальными являются участки, расположенные вблизи автомобильной развязки, автостоянки или крупной автомагистрали. Немаловажной также является близость АЗС к населенным пунктам. Желательно размещать АЗС на территории, свободной от разрекламированных автозаправочных комплексов. Найти участок, который будет соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, достаточно трудно, однако хотя бы одно из них должно выполняться.

Не стоит забывать и о том, что АЗС должна иметь удобные подъезды. Их разметка, как и организация движения по самой АЗС, должна быть согласована с дорожными службами и органами ГИБДД.

Перед выбором проекта нужно проанализировать место, где будет расположена АЗС, чтобы определить необходимое количество и комплектацию топливораздаточных колонок (ТРК).

Документы

Подготовка документов для АЗС по оформлению земельного участка — процесс очень ответственный. Обязательным условием является выполнение всех требований к условиям размещения станции, ее проектированию и последующему строительству и организации территории АЗС. Решение этих вопросов лучше доверить специалистам.

В настоящее время большое количество организаций предлагают свои услуги по оформлению проектной документации, сдачи объекта в эксплуатацию, предоставлению необходимых бумаг и множеству других промежуточных вопросов. Прием всех необходимых документов для АЗС осуществляется на региональном уровне, поэтому требования по ним могут иметь существенные различия.

Требования

Основные требования для строительства АЗС разделяются на четыре группы:

  1. к размещению станции;
  2. к проектированию и строительству;
  3. к зданиям и сооружениям, а также оборудованию;
  4. санитарно-гигиенические и природоохранные.

АЗС относят к объектам повышенной опасности, а потому малейшее несоблюдение любого пункта может привести к проблемам, связанным с финансовыми, временными и моральными потерями.

Обязательно для изучения:

  • НПБ 111-98 — Требования пожарной безопасности к автозаправочным станциям

Оборудование, необходимое для АЗС

Рынок изобилует большим количеством отечественных и зарубежных моделей для АЗС, при выборе которых необходимо придерживаться оптимального соотношения цены и качества.

Почти все комплектующие, необходимые для ремонта и обслуживания ТРК, можно найти в специализированных магазинах. Минимальный набор оборудования АЗС, где с каждой колонки будет подаваться два вида топлива, включает в себя:

  • резервуар объемом 15м3 — для хранения и отпуска ГСМ — 4шт.;
  • резервуар объемом 15м3 — для перекачки топлива в случае аварии — 1шт.;
  • резервуар объемом 10м3 (возможно б/у) — для ливневой системы — 1шт.;
  • ТРК с 2 рукавами — 2шт.

Комплектация ТРК включает в себя пульты управления, запорную арматуру и кабеля, а на стоимость влияет модель и производитель.

Процесс отпуска топлива — от слива в резервуар до сдачи суточного отчета — полностью автоматизирован благодаря надежному программному обеспечению (ПО). Это снижает вероятность неприятностей на АЗС, вызванных человеческим фактором, до нуля. Установка такого оборудования занимает несколько часов.

Рабочий персонал

В первую очередь необходимо нанять следующих сотрудников:

  • начальника АЗС, контролирующего работу станции и операторов и обладающего абсолютными знаниями программного обеспечения;
  • ремонтника, ответственного за помещения и оборудование; желательно, чтобы он также разбирался в ПО;
  • операторов АЗС, ответственных за отпуск топлива, работу с выручкой, в т.ч. сдачу ее инкассаторам — 4 человека.

Обязательно нужно нанять на АЗС, которую вы решили открыть, электрика, которого можно оформить по договору. В первое время можно обойтись без заправщиков.

Полезные ссылки

  • Как я открывал заправку // KP.RU – история эксперимента журналиста «Комсомолки» Валерия Бутаева
  • Автозаправочное партнерство. Часть 1 . Часть 2 // BUYBRAND Inform – о франчайзинге в данной сфере

* В расчетах используются средние данные по России

Чёрное золото – так называют нефть, и причина лежит в непосредственной стоимости этого полезного ископаемого. Производство и продажа нефтепродуктов – один из, пожалуй, самых выгодных видов бизнеса в современном обществе. Ни для кого не секрет, что многие обеспеченные люди заработали своё состояние именно на нефти, и поэтому данная ниша привлекает очень многих.

Но есть ли шанс у новичка пробиться на этот рынок, отхватив себе хотя бы небольшую часть потребителей? Как показывает практика, даже не обладая своим нефтеперерабатывающим заводом или нефтяной вышкой можно зарабатывать, продавая людям нефтепродукты. Для этого достаточно организовать свою автозаправку.

Однако, и этот вид бизнеса предполагает серьёзные вложения и множество трудностей, которые предстоит преодолеть перед открытием. Своя автозаправка может стать хорошим развитием бизнеса уже успешного человека, но новичок может начать подобное дело только при обращении к инвесторам или в банк. Кредитовать такое начинание решатся только те, кто увидит перспективы в предлагаемом бизнес-плане. Но несмотря на обилие автозаправочных комплексов, открыть свою АЗС можно, потому что количество автолюбителей растёт с каждым днём, и спрос на бензин всегда стабилен.

Регистрация субъекта предпринимательской деятельности проводится в местном налоговом органе. Рекомендована именно форма юридического лица, и для сокращения расходов предпочтительно пользоваться упрощённой системой налогообложения. Пользоваться УСН выгодно ещё и потому, что при этом не придётся платить дополнительный налог на реализацию горюче-смазочных материалов. Поэтому лучше всего зарегистрировать своё общество с ограниченной ответственностью. Код деятельности определён как (ОКПД 2) 47.30 Услуги по розничной торговле моторным топливом в специализированных магазинах. Нужно учитывать тот факт, что эта кодировка подходит только к автозаправке, если планируется открыть полноценный автозаправочный комплекс, то нужно вписать дополнительные коды для автомойки, ремонтной мастерской и, тем более, для магазина. Не говоря уже о мотеле, который может также располагаться на территории АЗС. После того, как деятельность зарегистрирована, её нужно ещё и лицензировать. На данный момент требуется разрешение от Министерства энергетики Российской Федерации на эксплуатацию пожароопасных объектов. Для этого в местное отделение названного министерства подаются следующие документы от юридического лица:

  1. Учредительные документы: устав и учредительный договор;
  2. Свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
  3. Свидетельство о государственной регистрации;
  4. Справка из Госкомстата;
  5. Выписка из ЕГРЮЛ;
  6. Свидетельства ГРН.

Также нужно иметь свидетельства о вводе в эксплуатацию пожароопасного объекта, выписку о разрешении из Пожарной службы, а также заключённый договор страхования. В Министерство энергетики также передаются справки о праве владения и распоряжения движимым и недвижимым имуществом и информация о руководителе и инженерах, которые должны соответствовать требованиям на эти должности. Так как постройка с большой долей вероятности будет производиться силами сторонней компании, то нужно сразу убедиться, что строительная фирма имеет право на возведение автозаправок. Потому что именно в этом случае удастся доказать, что строительство своей АЗС прошло согласно установленным нормативным актам.

Также нужно изначально знать, какое оборудование будет использоваться, чтобы предоставить информацию о нём в лицензирующий орган. Помочь разобраться во всех этих вопросах и провести лицензирование деятельности могут специальные юридические компании, которые занимаются оформлением лицензий. Их услуги, конечно, стоят денег, но помогают избавиться от бюрократической волокиты и сберечь своё время.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Получение всех разрешений – это только самое начало. Следующий этап – поиск подходящего места и проведение строительных работ. В любом крупном городе полно автозаправочных комплексов, но если посмотреть на карту, то можно обнаружить «белые пятна», когда целый район может не обслуживаться ни одной автозаправкой (при этом в центральном квартале, например, их может быть чересчур много). Нельзя сразу думать, что какое-то место не занято по причине невнимательности конкурентов; скорее всего оно просто не является проходимым. Также наличие на одной стороне именитой заправки не станет препятствием в постройке своей АЗС напротив, потому что на загруженной улице поток обычно одинаков во всех направлениях, а разворачиваться из-за заправки очень неудобно для водителя. Общее пожелание при выборе места – оно должно быть по пути максимально большого количества водителей. Они не любят заезжать во дворы, разворачиваться, а также часто проезжают мимо, если заправка расположена на скоростной улице, и у автомобилиста нет естественной необходимости снижать скорость или останавливаться. Неплохим решением будет организовать АЗС сразу после светофора, потому что в ожидании разрешающего сигнала водитель успеет заправку разглядеть, принять решение и убедиться, что заправиться лучше сейчас. Хорошей идеей будет и расположение на окраине города, но только у дорог, по которым осуществляется въезд и выезд из населённого пункта. Причём на выезде из города можно продавать достаточно много бензина, потому что перед долгой поездкой люди заправляют полный бак.

Стоимость земли определить трудно, по понятным причинам, она может очень сильно различаться в разных городах. Дешевле всего, конечно, выкупить землю у трассы, но в этом случае придётся наверняка возводить инфраструктуру и подводить обеспечение энергией, водой, газом, строить канализацию и заниматься прочим подобным строительством. Что касается аренды, то она и вовсе нежелательна, потому что придётся возводить некоторые капитальные сооружения и в случае разрыва договора аренды есть риск очень много средств бросить на переезд (который в итоге может и не окупить себя). Когда выбрана земля, можно обращаться в строительную фирму, которая разработает план постройки, создаст эскиз и предоставит пакет документов, с которым придётся обойти не раз не одну инстанцию, начиная от департамента градостроительства и заканчивая архитектурно-планировочным управлением.

Средняя заправка обходится предпринимателю на этапе её строительства в сумму от 4 до 7 миллионов рублей, но это цена за простой комплекс работ и базовое оборудование. Подразделяется вся стройка на строительно-монтажные работы и установку топливно-раздаточных колонок; сюда же входит и возведение административного корпуса. Он за такие деньги будет небольшим – там поместится только кассир. Любое дополнительное строительство будет требовать ещё вложений, поэтому автозаправочных комплекс может обходиться в несколько десятков миллионов рублей, но зато на его территории будут не только бензоколонки, но и мойка, мотель и кафе, например.

Основной показатель автозаправки – количество топливно-раздаточных колонок (ТРК). Минимальное их количество – 2 (можно поставить и одну, но это экономически не целесообразно, и проектами таких АЗС строительные фирмы редко занимаются). Любой автолюбитель понимает, что одна колонка обслуживает 2 машины с обеих сторон. Редко на обычной заправке их больше четырёх, пять и более ТРК ставят уже на крупных АЗК. Также нужно уже на этом этапе чётко знать, каким топливом будет снабжаться заправка.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Обычно одна колонка может поддерживать три вида топлива, но если дизель и бензин могут раздаваться с одного устройства, то для газа и прочих более редких топливных материалов нужна своя собственная колонка. Обычно на заправках, которые рассчитаны на большое количество машин и охватывают значительную часть автолюбителей, строится 4 колонки и плюс одна, раздающая газ. Дизельное топливо при этом раздаётся только на одной, реже – на двух колонках, но при этом все 4 поддерживают бензин. Это особенность российских реалий, потому что в этой стране большинство автовладельцев имеют машину, работающую именно на бензине (в отличие от Европы, где велик процент автомобилей с дизельными двигателями). Поэтому и приходится организовывать в первую очередь раздачу бензина во избежание очередей.

При выборе места также стоит уточнить удалённость от ближайшей нефтебазы или нефтеперерабатывающего завода, потому что каждый лишний километр доставки может обернуться критическим повышением цены закупаемого топлива. Если такие предприятия всё же находятся в значительном удалении, то нужно позаботиться о больших резервуарах для хранения топлива, чтобы снизить количество поставок и увеличить объём единоразово приобретаемого топлива. Это особенно актуально для заправок, которые расположены по трассе, потому что в любом крупном городе есть своя нефтебаза, развозящая продукцию по АЗС. Стоимость самого топлива оптом незначительно меньше при перерасчёте на литр при сравнение с розничной ценой. Во всех регионах стоимость бензина меняется, но максимальная разница составляет около двух рублей; впрочем, это весьма большой разрыв при покупке больших объёмов.

Бензин оптом продаётся тоннами, а так как он имеет меньшую плотность, чем вода, то в одной тонне содержится порядка 1300 литров. Может быть и больше в зависимости от октанового числа. Чем оно выше, тем тяжелей бензин. Дизельное топливо боле плотное, и в одной тонне содержится около 1200 литров. Поэтому цена на тонну бензина значительно выше, чем цена тысячи литров. На сегодняшний день продаваемый по цене в 32 рубля 40 копеек бензин АИ-92 владельцу бензоколонки обходится в 31 рубль 70 копеек. Отсюда становится понятно, что для успешного ведения бизнеса нужно продавать очень большое количество бензина, потому что рентабельность продажи бензина весьма мала.

Однако это не должно останавливать предпринимателя, решившего заниматься продажей топлива. При удачном месторасположении и хорошем оборудовании АЗС можно рассчитывать на большой поток клиентов, что полностью покроет расходы. Помимо коммунальных платежей, организации охраны и аутсорсинга, ежемесячно придётся выделять средства на фонд оплаты труда. И здесь сумма будет различаться не только в зависимости от размеров комплекса, но и от уровня сервиса, который предлагает предприниматель.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Так, нужно будет нанять несколько кассиров (для посменной работы), но одновременно на работе может находиться и только один, который будет обслуживать клиентов (что наверняка будет приводить к образованию очередей в пиковые часы). Также нужны операторы, которые следят за состоянием станции и производят приёмку топлива, выполняют технологические процедуры при заполнении резервуаров. И необязательная, но рекомендуемая при организации заправки даже среднего класса, должность заправщика. Это человек, который осуществляет налив топлива в бензобак, порою даже принимая средства от клиента, что избавляет последнего от необходимости даже выходить из машины. При этом это не только сервис, но и ускорение работы автозаправки, потому что помогает сэкономить несколько минут при обслуживании каждого клиента, а значит, снизить вероятность образования очереди. Очередь, на самом деле, может отпугнуть многих клиентов, ведь автомобилисты и так часто торчат в пробках, и дополнительное ожидание может заставить их уйти к конкуренту.

Но даже если найти хорошее место, наладить поставку действительно качественной продукции и предлагать клиентам хороший сервис, нельзя быть уверенным в том, что потребителей будет много. В наше время в России заправка бензином (да и производство нефтепродуктов вообще) стойко ассоциируется с несколькими крупными компаниями, которым и доверяют больше всего. Автор этих строк сам, к примеру, заправляет свой автомобиль только на АЗС трёх компаний, даже не рассматривая остальные как комплексы, где можно купить качественный бензин. И так размышляет большинство людей. Конечно, кого-то привлекает невысокая цена, но большинство автомобилистов предпочитает переплачивать за топливо, чтобы не иметь проблем с поломкой машины в дальнейшем.

Поэтому стоит всерьёз задуматься о том, чтобы начать работать по франшизе. При этом поток клиентов может вырасти в разы, а франчайзер при этом даёт возможность закупать топливо собственного производства (а крупные компании заботятся о своём качестве), поддержку на многих этапах ведения своего бизнеса и помощь в решении некоторых вопросов. При этом и игрока, который перешёл под протекторат крупной компании, не будут пытаться выдавить с рынка олигополисты и даже государственные структуры – не секрет, как именно ведётся серьёзный бизнес в этой стране.

Однако франчайзер к своим франчайзи предъявляет и множество требований по соблюдению корпоративного стиля. Так, например, не стоит удивляться, если придётся столкнуться с требованием располагать корпоративные флаги на определённой высоте. Тем более, строгое соответствие должно быть в форме сотрудников, оформлении всего комплекса и его помещений. Крупные игроки по-разному относятся к идее франчайзинга, но почти все они предлагают такую возможность. Ведь при всём желании содержать слишком большую сеть только самостоятельно не удастся, на местах директора не будут заинтересованы в продажах настолько, насколько в них заинтересованы франчайзи. Да и франчайзер избегает рисков, перекладывая вопросы и траты на строительство и получение лицензий на приобретающую франшизу компанию. На самом деле, такой вид сотрудничества оказывается выгодным абсолютно для всех сторон, кроме, может быть, самих потребителей. Но это уже забота антимонопольной службы.

Стоимость франшизы состоит из паушальной суммы, стоимости приведения своего комплекса к корпоративным требованиям и роялти. К примеру, одна очень известная компания (не будем называть её имя во избежание рекламы, ограничившись определением красно-белая) предлагает не классическую схему «паушальный взнос-роялти», а ежегодную оплату стоимости франшизы. Она различается в зависимости от расположения, вернее типа расположения. Так, почти 400 тысяч рублей придётся отдавать в год, если АЗС будет расположена на трассе федерального значения. Но может быть и чуть больше 200 тысяч, если не располагаться в крупных городах или на трассах. К слову, это весьма небольшие суммы по сравнению с тем, сколько можно заработать, работая под известной маркой. Однако в расчётах пятилетней давности эта компания сама определила, что франчайзи должен вложить почти 6 миллионов рублей на переоборудование своего комплекса для соответствия корпоративным требованиям. Сегодня эта сумма будет ещё выше. Поэтому, если планируется работать по франшизе, лучше с самого начала строить свою заправку в соответствии с условиями будущего партнёра.

Таким образом, свой автозаправочный комплекс – это весьма трудное и затратное дело, но в случае налаженной работы приносящее значительную прибыль. Для этого даже не нужно изучать статистику, потому что только совсем глупому человеку не понятно, что на бензине зарабатывают не просто хорошие деньги, а очень хорошие. Рассчитывать изначально лучше минимум на 15-20 миллионов рублей, за эти деньги можно выкупить землю на окраине города, построить заправку, приобрести франшизу и обустроить станцию так, как хочется франчайзеру. В данном случае это будет одним из лучших вложений подобной суммы.

313 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 71296 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

При сборе около 15% покрышек грузового и легкового транспорта, ёмкость рынка исходного сырья для производства резиновой крошки составит около 1 600-1700 тонн/год (без учета использованных автопокрышек...

Организация своего автокинотеатра может обойтись и в сумму чуть меньше миллиона рублей (но это работа «бродячего» кинотеатра), а может потребовать и больше 20 миллионов – всё зависит от способов демон...

В 2014 году произошли некоторые существенные изменения в отечественном законодательстве касаемо работы автошкол. Например, официально срок обучения для получения прав самой популярной категории «В» ув...

Постройка своего собственного гаражного комплекса может стать хорошим бизнес-начинанием, при этом подобный бизнес имеет несколько возможных вариантов развития, а начать его можно даже при разных финан...

Открытие автозаправки может осуществляться двумя путями. Самый простой и популярный – Это позволяет открыть заправку под именем известного бренда, облегчает переговоры с поставщиками, но в то же время лишает предпринимателя значительной части прибыли и накладывает ряд ограничений на бизнес.

Поэтому оптимальным будет открытие заправки под собственным брендом. Итак, как открыть заправку с нуля?

  1. Регистрация фирмы , открытие и добавление уставного капитала, достаточного для организации предприятия.
  2. Выбор места расположение будущей АЗС, с владельцем земли об аренде или полном выкупе.
  3. Создание проекта и согласование его в Роспотребназдоре.
  4. Оформление разрешения в СЭС и МЧС.
  5. Заключение договоров с ЖКХ на вывоз мусора и утилизацию отходов.
  6. Строительство АЗС по одобренному проекту.
  7. Закупка нужного оборудования, установка и настройка резервуаров и бензоколонок.
  8. Организация необходимой инфраструктуры, оборудование рабочих мест.
  9. Найм и обучение
  10. Получение лицензии на продажу топлива от Министерства энергетики.
  11. Заключение договоров с поставщиками бензина – нефтеперерабатывающими заводами.
  12. Организация поставок.
  13. Открытие АЗС.
  14. Проработка ценовой политики.
  15. Усиленная реклама, предложение скидок постоянным клиентам – словом, маркетинговое продвижение.

С чего начать строительство заправки?

Автозаправка – место повышенной опасности, так как ее сооружение подразумевает хранение взрывоопасных веществ. В связи с этим для ее постройки необходимо получить множество разрешений от контролирующих органов.

Конкретные требования к обустройству и месторасположению заправочного комплекса перечислены в требованиях Роспотребнадзора. Основные из них:

  • расположение не более чем в 30 метрах от ближайшего жилого дома;
  • оснащение заправки подъездными и выездными путями;
  • оборудование пожарной сигнализации;
  • оснащение места для кассира бронированными дверями и пуленепробиваемыми стеклами;
  • организация утилизации неиспользованных ГСМ и т.д.

Как открыть АЗС: необходимые документы

Итак, место выбрано, проект разработан, контракты с поставщиками налажены. Но перед тем, как искать подрядчика для постройки станции, нужно получить ряд разрешений:

  • проектная документация должна быть представлена в Роспотребнадзоре, и организация должна дать свое разрешение;
  • нужно получить разрешение в СЭС на торговлю топливом;
  • в Минтопэнерго получить лицензию для реализации и хранения ГСМ;
  • получить разрешение в пожарной службе на хранение топлива (нужно оборудовать станцию всеми противопожарными средствами);
  • заключить договор со службой вывоза мусора;
  • заключить соглашение с местной службой ЖЭК на проведение дератизации;
  • получить от поставщиков сертификаты качества на топливо.

Кроме того, владельцу заправки понадобится:

  • оформить землю под АЗС в собственность или аренду;
  • получить в администрации разрешение на строительство.

Как построить автозаправку?

После получения всех нужных бумаг и одобрения проекта в Роспотребнадзоре можно приступать к подбору строительной фирмы для возведения самого комплекса.

Стройматериалы обычно заказчик закупает сам, фирма же занимается непосредственно самим строительством.

Выбирать лучше всего организацию, которая уже имела подобные завершенные проекты. В таком случае специалисты помогут выбрать подходящие материалы, договорятся о поставках, посоветуют, где можно снизить издержки – словом, окажут всестороннюю помощь.

Нужно учесть, что, скорее всего, придется нанимать две или три фирмы: одна будет заниматься постройкой непосредственно самого заправочного комплекса, вторая – монтажом необходимого оборудования, а третья – организацией подъездных путей.

Какое оборудование потребуется?

  • 5 резервуаров (4 основных и 1 резервный) для хранения ГСМ (объем не менее 15 кубов);
  • резервуар для ливневой системы (объем 10 кубов);
  • две топливо-раздаточные колонки по два рукава.

Кроме того, потребуется понести определенные расходы по оформлению заправки, нужно заказать:

  • вывески с названием АЗС;
  • планшеты для обозначения топлива;
  • дисплей для отображения текущих цен за 1 литр топлива;
  • оборудование шлагбаума и “лежачего полицейского”.

Подбор персонала для работы на заправке

Для оптимальной работы АЗС понадобятся:

  • непосредственнный начальник станции, организующий всю работу и решающий спорные вопросы (фактически – старший менеджер);
  • (эту обязанность можно возложить на начальника станции);
  • механик-ремонтик, знающий особенности функционирования заправочных колонок;
  • оператор станции (кассир), минимум два человека для организации работы в две смены, 4 – для круглосуточного обслуживания;
  • электрик;
  • водитель.

Электрик и механик понадобятся, главным образом, для устранения неполадок, это может быть один специалист. Водитель же нужен больше в качестве экспедитора для контроля качества привозного топлива (чтобы его нигде не разбавили по пути).

К обучению персонала следует подойти со всей ответственностью. В больших городах проблем с работниками не бывает. А вот в провинциальных придется довольствоваться тем, что есть.

Поэтому нелишним будет записать их на курсы повышения профмастерства, чтобы механик освоился с новыми бензоколонками, а бухгалтер всегда находился в курсе последних изменений в законодательстве.

Как открыть АЗС и организовать поставки топлива?

Договориться о поставка ГСМ – самый сложный и ответственный момент. Крайне не рекомендуется покупать топливо у перекупщиков – скорее всего, оно будет разбавленным или просто низкокачественным. Лучше всего договориться о поставках напрямую с нефтеперерабатывающим заводом.

Процесс доставки бензина с завода до АЗС необходимо контролировать лично, иначе велика вероятность, что доставлено будет разбавленное топливо.

Качество бензина должно стать визитной карточкой заправки – иначе новая АЗС быстро растеряет клиентуру.

Дальнейшее расширение заправки

Естественно, что не заправкой единой жив водитель. Сейчас становится трендом предоставлять “всё в одном”. Так, при процветающем бизнесе можно расширить ассортимент предлагаемых услуг за счет постройки:

  • автомастерской;
  • шиномонтажки;
  • пункта прохождение техосмотра;
  • магазина автохимии и т.д.

Все вносимые изменения в конструкцию АЗС необходимо согласовывать с архитектурным отделом администрации. Как правило, у предпринимателей не возникает с этим проблем, особенно, при стабильно работающем предприятии.

Бизнес-план заправки

Первоначальные затраты на открытие АЗС очень велики. Это вызвано сложностью проведения проектных работ и необходимостью возведения самого комплекса в соответствии с санитарно-градостроительными нормами. Поэтому заправку чаще всего открывают в дополнение к действующему бизнесу или при наличии внушительного стартового капитала.

Затраты на открытие бензозаправочной станции

  • открытие ООО, закупка кассового аппарата, оборудование рабочего места бухалтера – от 20 тыс. рублей;
  • оформление в собственность земли и получение всех необходимых разрешений – от 2 млн. рублей;
  • строительство здания автозаправки – от 3 млн. рублей;
  • подвод инфраструктуры, оборудование подъездных путей, приведение здания в соответствии с санитарными и пожарными нормами – от 1 млн. рублей;
  • закупка необходимого оборудования (для организации работы 2-х колонок для 4-х машиномест) – от 5 млн. рублей;
  • монтаж оборудования – от 500 тыс. рублей;
  • зарплатный фонд на 1 месяц работы для компании с 10 работниками – от 200 тыс. рублей.

Таким образом, стартовые затраты составят порядка 11 млн. 720 тыс. рублей. Срок реализации работ – от 3 до 6 месяцев.

Активность в этом бизнесе с каждым днем заметно возрастает. АЗС стоят чуть ли не на каждом шагу. Сегодня только в Московской области их порядка 1,5 тыс. Естественно, хозяева у АЗС разные.

Сейчас выделяются несколько крупных игроков: ЛУКОЙЛ, ЮКОС, Роснефть, Славнефть, Сибнефть, ТНК, Татнефть. Однако сейчас идет активная перестройка этого рынка.

И в нефтебизнесе, всё-таки, есть еще свободные места. И если вы хотите выйти на этот рынок, то Вам нужно сразу выбрать свой путь. Можно все делать самостоятельно. Построить личную АЗС и вести бизнес совершенно автономно. Но можно также организовать фирму под торговой маркой какой-либо известной нефтяной компании, вступив с ней в отношения франчайзинга.

1 Рассчитываем стоимость строительства АЗС

Для начала нужно будет арендовать землю. Затем обзавестись специальными лицензиями на хранение нефти, газа и продуктов их переработки. Лицензии выдает Минтопэнерго. За оформление документов в министерстве взимается небольшая плата.

А вот за право возвести АЗС на конкретном участке, придется, если так можно выразиться, раскошелиться. Например, земля в Московской области, с оформлением всех необходимых документов обойдется в $100 тыс. Вы можете обратиться также в какую-нибудь фирму, которая всю волокиту с документами проделает за вас.

Естественно, нужно будет приобрести специальное оборудование. Самый дешёвый минимальный комплект из 2-х колонок и компьютера стоит $40 тыс. Но для заправки, всё-таки, понадобиться не менее 4-х колонок. Обычно бизнесмены тратят на технику от $100 до $200 тыс. Подъездные пути, здание для оператора, ёмкости для бензина по минимуму обходиться от $50 тыс. И это, если вы решили обойтись без магазина, мойки и автомастерской. В принципе, на первое время они и не обязательны. В целом же АЗС стоит $500 тыс. Сюда входят все разрешения, земля и другие расходы.

2 Франчайзинг

Многие продавцы бензина считают, что выгодное расположение АЗС и ее техническое оснащение не гарантируют устойчивую прибыль. Поэтому сегодня становится популярным франчайзинг. Некрупный владелец АЗС, с помощью использования брэнда одной из известных нефтяных компаний, увеличивает свои продажи. Как показал опыт Смоленской области, только переход под крыло ЛУКОЙЛа повышает продажу бензина на обычной частной заправке в два раза. Договор франчайзинга обходиться владельцу всего в $700 год.

Выбирая фирму-патрона, не забудьте узнать, есть ли поблизости от вас принадлежащая ей нефтебаза или нефтеперерабатывающий завод. Просто могут возникнуть перебои с поставкой качественного топлива. Ведь издалека бензин перевозить тяжело и затратно. Ёмкость самого распространенного бензовоза «ЗИЛ» — 12 куб. м, а более мощные машины в состоянии перевезти до 40 куб. м.

Помните, что, заключив с вами договор франчайзинга, фирма через некоторое время потребует детального соблюдения ее фирменного стиля. Например, ЛУКОЙЛ выпустил целую брошюру с рекомендациями для сотрудничающих с ним АЗС. Там написано и какого размера и цвета должны быть вывески, и в какую униформу следует одевать персонал, и на какой высоте необходимо повесить флаги, и даже как расставить урны. Так что, вам придется полностью перестроить АЗС в соответствии с определенным стандартом. Переделка может оказаться весьма дорогостоящей - до $150 тыс. Поэтому, чтобы не тратить деньги зря, лучше в самом начале продумать этот вопрос.

3 Бензин

Важный элемент бензинового бизнеса - это тесные отношения с нефтебазой или нефтеперерабатывающим заводом. Можно договориться и о выгодных оптовых ценах, и наиболее удобном режиме приемки товара. Однако выгоднее всего налаживать отношения с крупной нефтяной компанией, которая имеет как свою нефтебазу, так и остальную инфраструктуру. К тому же это гарантирует качество бензина.

Чтобы лучше ориентироваться в отпускных оптовых ценах на топливо, полезно пользоваться Интернетом. Самые полные и свежие сведения - на сайте www.kortes.ru . Ежедневная информация стоит около $50. Есть и бесплатный путь - Интернет-биржу по продаже и покупке нефтепродуктов (www.nge.ru). Правда, аналитическая информация о тенденциях рынка все равно предоставляется за деньги. Отпускные цены включают в себя все косвенные налоги: акцизный сбор, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на реализацию горюче-смазочных материалов (НДФ).

Но помните, что так бывает не всегда. Налоговый кодекс позволяет взимать акцизный сбор как с нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, так и с АЗС. Поэтому, покупая бензин, обращайте внимание на то, что конкретно включено в отпускную стоимость горючего. Ведь в зависимости от этого ценовой люфт может быть существенным. Акцизный сбор в России за бензин марки А-76(80) составляет 2190 руб./т, за А-92 и А-95 - 3000 руб./т, за дизельное топливо - 890 руб./т.

4 Безопасность

Многие говорят о том, что бензиновый бизнес криминален. Однако уровень его криминализации не выше, чем по всей стране. И всё же двери и окна АЗС следует сделать бронированными, а кассира с его оборудованием не должно быть видно. Также он не имеет права в рабочее время открывать дверь и выходить на улицу.

На каждой АЗС обязательно должна быть тревожная кнопка. По договору милицейская бригада срочно прибудет на АЗС, если что-то случится. Стоимость договора на трассе – 1000 рублей в месяц, в городе 7000 руб. Также должна быть охрана. Зарплаты охранников составляют от 3000 руб. до $3тыс.

5 Кадры

Главная проблема для АЗС это кадры. Особенно если станция находится вдали от крупного населенного пункта. Квалифицированный персонал найти довольно-таки трудно. Работник АЗС должен, как минимум, владеть навыком работы на персональном компьютере. Однако зачастую люди, которые приходят устраиваться на работу, толком то и не сидели никогда за компьютером. По правилам каждый работник АЗС должен иметь специальный сертификат, подтверждающий его профессиональную подготовку. Поэтому приходиться либо перекупать специалистов, либо учить. Впрочем, для этого существуют специальные курсы. Их стоимость составляет около 2000 руб. с человека. Причём окончить их обязаны все: водители, кассиры, заправщики.

6 Контроль

Качество работы АЗС контролирует множество проверяющих организаций. Вы должны быть к этому всегда готовы. Например, представители нефтеинспекции часто совсем неожиданно навещают АЗС.

Также есть и другие проверяющие: торгинспекция, налоговая служба, пожарники.

7 Нормы продаж

В провинции обычно АЗС продаёт в среднем 3-5 куб. м бензина в день. Однако эти показатели можно увеличить. Сегодня, когда о дефиците бензина говорить не приходится, в борьбу за клиента вступает именно качество. Например, опыт смоленского филиала ЛУКОЙЛа показал, что можно продавать 10–15 куб. м бензина в день и даже выше.

Оборот и доходность АЗС также во многом зависят от месторасположения станции. Если вы работаете на условиях франчайзинга, то здесь немаловажную роль играет и компания, под флагом которой продается топливо. Большое значение имеет качество дорог, на которых стоит АЗС. Если вокруг АЗС сплошные ямы да кочки, вряд ли туда поедут за бензином.

Чтобы привлечь клиентов владельцы АЗС начинают строить заправки–комплексы, где можно и бензин купить, и машину помыть и отремонтировать, заодно поесть и даже переночевать. Первопроходцы в этом деле стали автозаправочные станции Бритиш Петролеум. Рядом с некоторыми их заправками стоят рестораны McDonald"s.

Теперь так стремятся делать практически все.

По материалам журнала "Директор-инфо"

Статистика утверждает, что соотношение между себестоимостью ГСМ, объемами продаж и прибылью в России составляет 20%.

Маржинальный доход российских АЗС выше, чем в Европе, потому что у каждой автозаправочной станции клиентов значительно больше, чем на Западе.

Несмотря на то что часть рынка занимают нефтяные компании, в городах и поселках по-прежнему остается место для независимых игроков. Так что можно смело выбирать место для строительства и составлять бизнес план АЗС. Заправочная станция превратится в , если:

  • правильно сбалансировать расходы, требующиеся на ее строительство, открытие и содержание;
  • грамотно рассчитать количество клиентов и требующегося для их обслуживания персонала;
  • выбрать правильное место для размещения заправки.

Что нужно, чтобы открыть собственную заправку?

Для начала следует определиться, строительство какого типа автозаправки наиболее выгодно в данном населенном пункте.

  1. Контейнерная АЗС. В контейнерной станции топливо и оборудование для его раздачи располагаются внутри наземного контейнера. Это удобно для мини-заправки в небольших населенных пунктах или в стороне от основного движения.
  2. Стандартный автозаправочный комплекс, в котором резервуары для хранения находятся под землей. На строительство и открытие такого потребуется больше средств, поэтому располагаться он может только в очень удобных для подъезда и оживленных местах.

После выбора типа АЗС нужно подумать, что будет выгоднее: франчайзинг или самостоятельная торговля. Преимущество первого заключается постоянной помощи, положительные черты второй - в абсолютной свободе выбора поставщиков и дополнительных услуг.

Теперь нужно проанализировать рынок, найти выгодное место для строительства заправки. Естественно, что чем активнее движение, тем больше будет прибыль. Однако важно помнить: автозаправочный комплекс не может располагаться ближе 40-50 м к жилым зданиям.

Определившись с местом строительства, можно составлять бизнес-план.

Вернуться к оглавлению

В самом его начале необходимо грамотно обосновать необходимость строительства еще одной АЗС. Сделать это только в том случае, если предприниматель:

  • отлично ориентируется в экономике своего населенного пункта;
  • умеет грамотно излагать мысли на бумаге.
  • основанная направленность: торговля АИ-92 и дизельным топливом;
  • дополнительные услуги: продажа вспомогательной продукции, буфет, обслуживание авто.

Одним из главных подразделов резюме будут цели, которые предприниматель ставит перед собой, начиная строительство новой станции. Обычно цель у всех одна: получение максимальной прибыли. А вот для достижения этой цели придется решать разные задачи, например:

  • получение ресурсов по выгодным ценам;
  • удовлетворение потребностей потенциальных клиентов;
  • оказание дополнительных услуг и т.д.

Далее в резюме можно указать актуальность проекта не только для его составителя, но и для населенного пункта (или участка дороги). Причинами актуальности могут быть отсутствие конкурентов, улучшение обслуживания автовладельцев, насыщение рынка необходимым товаром.

Следующий подраздел - предполагаемые проблемы и причины возможных убытков. Обычно они вычисляются в процессе анализа экономической обстановки. Среди них могут быть:

  • нестабильность экономики и политики;
  • человеческий фактор, приводящий к ошибкам;
  • аварийные ситуации или природные катаклизмы;
  • недопоставки по независящим от владельца причинам.

Рассчитывается примерная сумма возможного ущерба и делается вывод: строительство и выход станции автозаправки на полную мощность займет 1 год. С учетом возможных трудностей проект окупится через 4 года.

Вернуться к оглавлению

Сведение о персонале, налогах, рентабельности

В этом разделе указывают количество планируемых сотрудников. Помните, что ни одно предприятие не может обойтись без бухгалтера, директора (управляющего), рабочего. Другое дело, что можно совмещать некоторые обязанности.

  1. Сведения о налогах лучше всего представить в форме перечня.
  2. Налоги на предприятие в зависимости от формы собственности (13% или другая сумма, установленная законом).
  3. 5% налог с продаж.
  4. Налоги на имущество. Здесь лучше всего перечислить все, чем владеет предприятие.
  5. Социальный налог или взнос.

Теперь несложно вычислить, сколько процентов составит рентабельность предприятия. Однако все же лучше полученное число подтвердить дополнительными аргументами: отсутствием конкуренции, потребностью в дополнительных услугах и др.

Можно переходить к составлению маркетингового плана строительства заправки.

Обычно в нем присутствуют следующие пункты.

  • внешняя среда. Здесь коротко анализируется экономическая и политическая обстановка и их возможное влияние на ход строительства и функционирование автозаправочного комплекса. Учитываются и коротко описываются научно-технические, экологические, правовые факторы, влияющие на деятельность предприятия;
  • приводится перечень предполагаемых поставщиков и критерии их выбора. Особенно важно при выборе поставщиков (ГСМ или материалов для строительства) и производителей работ учитывать финансовые условия сотрудничества, скорость поставок или выполнения строительных работ, возможность сервисного обслуживания;
  • сравнение с уже существующими конкурентами, обоснование актуальности строительства новой заправочной станции;
  • перечень товаров, которыми предполагается торговать на заправочном комплексе. Это могут быть не только ГСМ, но и сопутствующие товары. Важно обосновать рентабельность их продаж.

В заключении раздела указываются источники, в которых будет распространяться информация о новой АЗС.

Вернуться к оглавлению

Организационный план

Он начинается с юридического обоснования проекта.

  1. Повторно указывается правовая форма, перечисляются все документы, которые регулируют работу предприятий данного типа. Сами документы нужно будет приложить отдельно.
  2. Далее указывается, сколько человек будет работать на АЗС, порядок их подчинения, обязанности и заработная плата. Рассчитывается годовой фонд зарплаты.
  • перечисляются требования к каждому работнику: уровень образования, квалификации, навыки и т.д;
  • приводится график реализации проекта.