Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Сторожевой корабль и эсминец отличия. Фрегаты заменят крейсеры

Необходимое вступление. Как могли заметить некоторые читатели, я уже около месяца ничего не писал в этом журнале. На него просто не было ни времени, ни сил. Теперь всё опять спокойно, и можно продолжить. Только вот после долгого перерыва понял я, что писать про всякие ренессансы уже надоело. Кому это надо? Скучная, пыльная история, оторванная от реальности, по сути интересная только замкнутому узкому кругу, которому не интересно ничто другое. В связи с этим в дальнейшем направленность журнала будет не той, что прежде, так что сегодняшний пост можно воспринимать как программный: он покажет, каких текстов можно будет ждать в дальнейшем. Оформление и юзерпики пока прежние, но скоро приведу их тоже в соответствие с новым курсом. Вот такой вот ребрендинг.

Вчера в Петербурге спустили на воду новый корабль . Корвет "Сообразительный". Новость прошла бы мимо ушей - спустили и спустили, подумаешь, но его классификация привлекла внимание товарища, позвонившего с вопросом: «слушай, а почему корвет?»

Спуск "Сообразительного" на воду.

Отвечая на вопрос, понял, что тема довольно интересная. Действительно. Корветы, фрегаты. Откуда сейчас эти названия парусных времен, и что они сегодня собой представляют?

200 лет назад все было относительно понятно: и то и то - трехмачтовые суда с прямым (корабельным) парусным вооружением. При этом фрегат (этимология слова и поныне представляет собой загадку, но имеется оно практически во всех европейских языках) был классом повыше, наиболее мощные из них использовались в линии баталии заодно с линейными кораблями, имел как минимум одну закрытую орудийную палубу (а иногда две - открытую и закрытую) и нес 30-50 пушек, в том числе тяжелых. Уступая линкорам по основным размерениям, в огневой мощи и прочности корпуса, фрегаты были быстрее, маневреннее, и использовались в качестве "прислуги за все" - от генерального боя до разведки и от сопровождения конвоев до кругосветных экспедиций.

Фрегат "Паллада".

Корветы (из франц. corvette "легкий военный корабль, малый фрегат", от голландского corver - "корабль-охотник")., очень тесно пересекались с так называемыми "малыми фрегатами". Они тоже были многоцелевыми кораблями. В составе флотов корветы выполняли разведывательные, посыльные и эскортные задачи, а в отдаленных морях могли быть и флагманами местных сил, наводя шорох на туземцев огнем карронад, прикрывая действия парусных баркасов с легкими пушчонками и десантом.

Корвет La Recherche у острова Медвежий, 1838 год.

Такое разделение продолжалось до наступления эпохи пара в 50-х годах минувшего века, когда фрегаты и корветы в течение буквально трех десятков лет сошли со сцены - даже несмотря на появление паровых фрегатов и паровых корветов. Их сменили крейсера - большие и малые, легкие и тяжелые, броненосные и бронепалубные и т.д., занявшие практически всю нишу этих классов. Где то снизу крейсера подпирались уже совершенно новыми типами кораблей - миноносцами и эскадренными миноносцами (эсминцами), которые постепенно, с ростом ТТХ, все увереннее осваивались в роли эскортных кораблей.


Первый в мире крейсер: Корабль Его Величества Inconstant.

А что же фрегаты и корветы? Эти классы кораблей вернула к жизни Вторая мировая война, когда вдруг оказалось, что эсминцев, а тем более крейсеров, не хватает для выполнения важнейшей задачи - сопровождения конвоев, ставших, воистину, кровеносными сосудами Объединенных Наций, и более того - эсминцы, не говоря уж о крейсерах, являются слишком дорогими и избыточно мощными для этих целей.

Так ушедшие в небытие корветы и фрегаты возродились вновь. Корветы имели водоизмещение в пределах тысячи тонн, вооружались артиллерией калибра до 76-100 мм, зенитными автоматами 20-40 мм (или пулеметами), бомбосбрасывателями и реактивными бомбометами. Они имели довольно солидное радиоэлектронное вооружение: джентльменский набор - РЛС (один из наиболее распространенных радаров военных времен - знаменитый британский "тип 271" сантиметрового диапазона), ГАС (например тип 127DV), и высокоточный пеленгатор, "хаф-даф". Под это описание, например, подходят широко известные британские корветы "цветочной серии" (Flower), размноженные в 267 экземплярах, и ставшие для туманного Альбиона примерно таким же символом, как для нас - танк Т-34. Оснащенные паровыми машинами мощностью в 2750 лошадиных сил, они со своими 16 узлами деловито сновали вперед-назад вдоль строя неторопливо ползущих конвоев. Австралийские рудовозы из Фритауна в Великобританию, "Либерти" и танкеры из США в Великобританию, те же "Либерти" и советские транспорта из Галифакса и Хваль-Фьорда в Мурманск и Архангельск... Они были везде. Но дальность их плавания (3,5 тысячи миль) не всегда позволяла сопровождать конвои на всем протяжении маршрута, а дозаправка на ходу не всегда была возможна.

Корвет Azalea.

Конвой в северной Атлантике.

Эту проблему решали фрегаты, которые были эскортниками "классом повыше". Вот, скажем, тип River. Солидные корабли, 1370 длинных тонн в стандарте, 1830 полного, силовая установка уже в 5000 л.с., а то и в 6500 (если паротурбинная а не паромашинная), и скорость за 20 узлов. Построены в количестве 151 единицы. В отличие от корветов, фрегаты уже могли сопровождать конвои на всей протяженности маршрута. Вооружены они были тоже солидно: пара 102 (или 114-мм) пушек, до десятка(!) "Эрликонов", конечно же, РБУ и бомбосбрасыватели с солидным запасом глубинок (до полутора сотен), чтобы гонять "мальчиков Деница".

Радиоэлектронное вооружение в общем и целом соответствовало корветскому. РЛС, ГАС.

Фрегат Swale

Заканчивая тему "Риверов" можно отметить что их послевоенная судьба была очень разной. Один из них - канадский Stormont - был, например, куплен Аристотелем Онассисом, и превратился после перестройки в роскошную яхту Christina O , названную в честь дочери миллиардера.

Война закончилась, на сцену вышли новые реалии: ядрена бомба и ракетное вооружение. Ядрену бомбу мы тут трогать не будем, а вот ракеты нас интересуют. Благодаря им корветы и фрегаты УРО (управляемого ракетного оружия) стали тем, что они есть сейчас. Флоты стали меняться, стремительно "обракечиваясь". К 70-м годам корветы и фрегаты выросли в размерах (до 1,5-2 тысяч тонн корветы, до 4-5 фрегаты) и начали из чисто эскортных кораблей превращаться в многоцелевые боевые единицы, которыми были их парусные предки. "Многозадачность" определялась возможностями вооружения. С противолодочным все было ясно: мощные гидроакустические комплексы (ГАК) объединяющие несколько станций (ГАС), в сочетании с управляемыми торпедами, а то и ПЛРК (противолодочными ракетными комплексами), и наличием (для фрегатов) палубного вертолета, по-прежнему сохраняли за этими кораблями реноме "охотников за ПЛ". Потенциал ПВО возрос благодаря появлению компактных ЗРК (Си Кэт, Си Вулф, Наваль Кроталь, "Оса-М" и прочие, имя им легион), а противокорабельные - благодаря компактным же ПКР (наиболее известные и широко распространенные и по сию пору - "Гарпун" и "Экзосет").

Британский фрегат "Корнуолл" и американский АВ "Джон Стеннис".

Тут надо отметить что наша Родина в тот период шла своим путем, строя в этом классе узкоспециализированные корабли: МРК и МПК (малые ракетные и противолодочные) в виде аналогов западных корветов, СКР (тоже, в общем, специализированные противолодочники) и "младшие" БПК (61-й проект) - в противовес фрегатам. Многоцелевыми они начали становиться уже под занавес СССР, когда стало ясно, что содержание титанического зоопарка разномастных кораблей слишком дорого даже для советской экономики.

СКР "Пытливый" проекта 1135. На Западе этот тип прозвали "поющие фрегаты".

Именно из этого запоздавшего понимания растут корни упомянутого в первой строке сего поста "Сообразительного". Он представляет собой корабль уже следующего поколения, где многозадачность возведена в степень. Главным козырем современных ракетных кораблей являются универсальные установки вертикального пуска (УВП), способные запускать разные типы ракет - от противокорабельных до противолодочных. "Сообразительный" несет одну из самых последних и, без ложной скромности скажем - самую совершенную из установок подобного рода - УВП 3С-14 в составе универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК). Емкость УКСК - 8 гнезд, примерно 9 метров в высоту и около метра в ширину каждое. В каждое из гнезд можно грузить от 1 до 4 ракет в зависимости от типа и размера, и, ходят упорные слухи, что для ЗУР малой дальности нового поколения 9М100, емкость достигает 8 ракет на гнездо (в два "этажа"). А так вполне себе нормальной нагрузкой для того же "Сообразительного", будут 32 ЗУР средней дальности 9М96, которые обеспечат ему ПВО на уровне не худшем, чем у многих кораблей значительно большего водоизмещения. При этом сохраняются отдельные пусковые для ПКР и торпедные аппараты.

Головной корабль проекта 20380 - "Стерегущий". Обращает на себя внимание модуль ЗРАК за носовой башней - на тот момент УКСК еще не довели и поставили "Каштан".

Подробно расписывать ТТХ корвета и набор его вооружения смысла нет - оно все написано на том же паралае , поэтому остановимся наиболее примечательных особенностях: наличие современной БИУС "Сигма", обеспечивающей коллективную оборону соединения, обмен информацией и целеуказание от внешних источников в реальном времени. До сего момента такая роскошь была доступна только кораблям класса "Иджис" - американским "Тикондерогам" и "Беркам", японским "Конго", новейшим испанским "Альваро де Базан" и пр.

Испанский фрегат "Альмиранте Хуан де Бурбон", относящийся к типу "Альваро де Базан".

У нас сумели подобную систему органично вписать в 2000 тонн водоизмещения, дав корвету потенциал крупного боевого корабля. Отряд из 2-3 подобных единиц во главе с фрегатом с "Сигмой" и УКСК в количестве 4-5 модулей, способны представлять серьезную угрозу для любого противника. Фрегаты такого рода мы тоже уже строим - проект 22350.

Такой отряд может использоваться самостоятельно, может - как эскорт для авианосца, десантного корабля, крейсера или эсминца 1 ранга, контролируя обстановку в воздухе, на поверхности воды и в глубине.

На Западе близкими ТТХ обладают европейские ракетные корабли нового поколения. Уже упомянутый испанский тип "Альваро де Базан" представляет собой модификацию транснационального проекта F100, по которому строят боевые корабли и другие страны - от Норвегии до Австралии. А если говорить о корветах, то соперником для проекта 20380 выглядит турецкий проект корветов класса MilGem (от Milli Gemi - национальный корабль). Построенный с широким использованием западных комплектующих он близок к российскому проекту по основным размерениям и ТТХ, но уступает по огневой мощи (особенно в плане ПВО) и разнообразию вооружения.

головной турецкий корвет класса MilGem в процессе постройки.

Завершая тему хочется сказать, что традиционная классификация в последнее время утрачивает смысл. Разница между крупными боевыми кораблями УРО нивелируется, сводясь, в общем, к разнице в объеме боезапаса. Современные корветы выполняют традиционные задачи эсминцев, фрегаты и эсминцы в свою очередь по задачам соответствуют классическим крейсерам, а возможности и функционал крейсера вполне позволяет назвать его кораблем современной "линии баталии".

Возможно более правильным было бы вернуться к ранговой классификации. Ракетный корабль 1, 2, 3, 4 ранга... Как в былые времена мерялись по рангам артиллерийские корабли.

А вы как считаете?

Нельзя сказать, что после Первой мировой войны англичане вообще не задумывались о проблемах войны будущей, однако их разумные идеи воплощались в металл на удивление неспешно. Например, Адмиралтейство выдало заказ на новые сторожевые и конвойные суда лишь после того, как их предшественники пришли почти в полный упадок, исчерпав свой ресурс. В итоге к моменту нападения Гитлера на Польшу «владычица морей» располагала всего шестью небольшими патрульными кораблями типа «Кингфишер», и еще три аналогичных находились в постройке.

И снова война обрушилась на британский флот, как снег на голову. Вновь, как и в Первую мировую, главной проблемой стали германские подводные лодки. Немногочисленные шлюпы и патрульные корабли никак не могли прикрыть все моря и маршруты в водах великой империи. К тому же для массового производства они не подходили. Шлюпы оказались слишком дорогими, а 102-мм спаренных зенитных установок катастрофически не хватало для других, более крупных кораблей. «Кингфишер» же был слишком мал для океанской службы, а производство турбинных механизмов для него требовало хорошо оборудованных заводов и весьма квалифицированных рабочих. И опять ситуация четвертьвековой давности повторилась почти в точности. На сцене снова появились универсальные эскортные суденышки, носящие названия цветов и оттого опять именуемые типом «Флаузр».

Однако за прошедшие 25 лет возможности Британии заметно снизились. Быстро начать массовую постройку противолодочных судов с мало-мальски современными характеристиками уже не удавалось. Пришлось снизить амбиции и использовать в качестве основы для проекта скромный китобоец «Саузерн Прайд», построенный фирмой «Смите Док». Прочный, но неуклюжий корпус (отношение длины к ширине лишь немногим превышало 5:1) удлинили на 10 м, продлили в корму полубак и расширили мостики и рубки, снабдив их легким противопульным бронированием. Для того чтобы военные моряки могли сохранить силы для боя, внутренние помещения снабдили искусственной вентиляцией и нормальным электрическим освещением, чего были лишены их гражданские коллеги. Это странное создание стало родоначальником нового класса кораблей, ностальгически названных корветами по аналогии со вспомогательными парусниками, «мастерами на все руки» времен Нельсона, Джервиса и Худа.

Несмотря на все попытки сделать из гражданского судна военный корабль, его китобойная родословная проглядывала в огромной для столь небольшого корпуса осадке, делавшей «флауэр» уязвимой целью для торпед (недаром практически все погибшие во время войны стали жертвами именно этого оружия). При аварии или повреждении единственной паровой машины охотник превращался в беспомощную мишень, которая была по зубам даже для артиллерии подводной лодки. Короткий широкий корпус предопределил невысокую скорость корвета, из-за чего он плохо подходил для погони за субмаринами, особенно в открытой Атлантике.

17.Корвет «Кенилворт Квел», Англия, 1943 г.

Построен фирмой «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1060 т, полное 1610 т. Длина наибольшая 76,81 м, ширина 11,19 м, осадка 4,15 м. Мощность одновальной паровой установки тройного расширения 2750 л.с., скорость 16,5 узла. Вооружение: одно 102-мм орудие, шесть 20-мм автоматов, реактивный бомбомет «Сквид». Всего в 1943-1945 гг. построено 44 единицы.

18.Патрульный корабль «Кингфишер», Англия, 1936 г.

Построен фирмой «Фзйрфилд». Водоизмещение стандартное 520 т, полное 745 т. Длина наибольшая 74,14 м, ширина 8,08 м, осадка 2,44 м. Мощность двухвальной паротурбинной установки 3600 л.с., скорость 20 узлов. Вооружение: одно 102-мм орудие, 50 глубинных бомб. Всего в 1935-1939 гг. построено девять единиц.

19.Корвет «Анчуза», Англия, 1941 г.

Один из серии кораблей типа «Фпауэр». Построен фирмой «Харленд энд Вопьф». Водоизмещение стандартное 950 т, нормальное 1170 т, полное 1320 т. Длина наибольшая 63,5 м, ширина 10,11 м, осадка 4,35 м. Мощность одновальной паровой установки 2750 л.с., скорость 5 узлов. Вооружение: одно 102-мм орудие, 40 глубинных бомб. Всего в 1940-1944 гг. в Англии и Канаде построено 247 единиц.

20.Фрегат «Фал», Англия, 1943 г.

Один из серии кораблей типа «Ривер». Построен фирмой «Смите Док». Водоизмещение стандартное 1360 т, полное 2080 т. Длина наибольшая 91,84 м, ширина 11,18м, осадка 3,73 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 2750 п.с., скорость 16,5 узла. Вооружение: два 102-мм орудия, четыре 20-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1943-1945 гг. в Англии, Канаде и Австралии построена 131 единица.

Правда, при этом «цветы» обладали такими несомненными достоинствами, как дешевизна, простота в производстве, хорошая маневренность и достаточный запас глубинных бомб. Однако места для установки дополнительного вооружения явно недоставало. Максимум того, что удалось сделать, - с 1942 года устанавливать один 40-мм «пом-пом» и пару-другую легких 20-мм «зрликонов», а также «Хеджехог»- первый реактивный противолодочный бомбомет. Последний оказался не слишком эффективным, но в начале и середине войны считался весьма перспективным видом оружия.

Тем временем все более становилось очевидным, что чисто «китобойный» проект исчерпал свои возможности. И тогда главный инженер все той же фирмы «Смите Док» Уильям Рид разработал новый проект. Предложенный им удлиненный еще на 13 м (при сохранении ширины) корпус с протяженным полубаком и заметно приподнятым форштевнем значительно лучше подходил для действий при сильном волнении. Корветы серии «Касл», получившие названия английских, шотландских и ирландских замков, куда больше напоминали военные корабли, чем их предшественники. Главным их достоинством стала установка новейшего противолодочного оружия - реактивного бомбомета «Сквид».

Залп из трех тяжелых глубинных бомб, взрывавшихся на разной глубине, при накрытии оставлял субмарине немного шансов, в отличие от россыпи мелких бомбочек «Хеджехога», к тому же срабатывавших только при прямом попадании. Недаром «Сквид» оставался основным противолодочным оружием англичан еще довольно долго после окончания войны. И чисто внешне «Касл» имел намного более солидный вид - в основном за счет внушительной решетчатой мачты, несущей поисковый радар и пеленгатор.

Однако при всех своих положительных качествах корветы имели лишь ограниченное применение. Для сопровождения трансатлантических конвоев им недоставало дальности, а продолжительная служба в открытом океане сильно изматывала команду. Не зря практически одновременно с созданием «цветочной» серии Адмиралтейство заказало проект более крупного эскортного судна.

Главными условиями стали максимальная дешевизна и унификация с корветами. Последнее достигалось за счет использования тех же паровых машин тройного расширения, но в удвоенном числе. Также вдвое увеличилось и число 102-миллиметровок. В качестве главного противолодочного оружия установили лучшее, что имелось в 1941 году, - все тот же «Хеджехог». Заметно возрос запас обычных глубинных бомб, достигший полутора сотен.

Так появился еще один класс эскортных кораблей, название которого также возвратилось из эпохи парусного флота, - фрегаты. Первая серия получила обозначение «Ривер» («Река»): все ее единицы несли названия рек Великобритании - страны, в общем-то, реками не богатой. Поскольку число судов приближалось к сотне, «овеществленными» в металле оказались даже совсем небольшие речушки.

Весьма удачные первые фрегаты тем не менее все же не полностью удовлетворяли требованиям моряков. Запас топлива оказался недостаточным, и конструкторам пришлось отказаться от трального оборудования, а также перепроектировать кубрики и кладовки. В результате удалось увеличить вместимость нефтяных танков в 1,5 раза- до 650 т, что позволяло не только пересекать Атлантику без дозаправки, но и вести активный поиск и преследование подводных лодок на большой скорости.

К британским «речкам» вскоре прибавились канадские. Простые в производстве, корабли десятками закладывались на верфях заокеанского доминиона. Канадцы не только добросовестно воспроизвели проект, но и усилили вооружение, заменив одноствольную четырехдюймовку на двухорудийную установку, в дополнение к которой на некоторых фрегатах смонтировали еще и 76-мм зенитку. До конца войны в Канаде построили столько же «риверов», что и в самой Великобритании, а заказ на еще 20 пришлось отменить в связи с окончанием военных действий. Всего же доминион сумел поставить почти половину эскортных кораблей, произведенных за войну в Британской империи, причем зачастую с более сильным вооружением и лучшим оборудованием.

Построен фирмой «Каледон». Водоизмещение стандартное 1435 т, полное 2260 т. Длина наибольшая 93,57 м, ширина 11,76 м, осадка 3,76 м. Мощность двухвальной паровой установки тронного расширении 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Вооружение: одно 102-мм орудие, четыре 40-мм автомата, два реактивных бомбомета «Сквид». Всего в 1944-1945 гг. построено 28 единиц.

Построен фирмой «Харленд энд Вольф». Водоизмещение стандартное 1585 т, полное 2420 т. Длина наибольшая 93,7 м, ширина 11,76 м, осадка 3,8 м. Мощность двухвальной паровой установки тройного расширения 5500 л.с., скорость 19,5 узла. Вооружение: четыре 102-мм орудия, четыре 40-мм автомата, реактивный бомбомет «Хеджехог». Всего в 1944-1948 гг. построена 21 единица.

Относился к серии «Хант-4», построен фирмой «Торннкрофт». Водоизмещение стандартное 1180 т, полное 1590 т. Длина наибольшая 90,2 м, ширина 10,15 м, осадка 2,43 м. Мощность двухвальной турбинной установки 19 000 л.с., скорость 25 узлов. Вооружение: шесть 102-мм универсальных орудий, четыре 40-мм и два 20-мм автомата, два бомбомета и бомбосбрасыватель для глубинных бомб. Всего в 1942 г. построено две единицы: «Брекон» и «Бриссеиден».

Надо сказать, что канадцы не слишком строго следовали английским традициям присвоения названий, давая своим кораблям имена и рек, и гор, и городов, и заливов. А вот в Австралии, стране практически лишенной больших рек, нашелся-таки десяток надлежащих названий. Австралийский «Гаскойн» и его систершипы также несли по паре 102-мм зениток, но, в отличие от канадских фрегатов, не в виде спарки, а в двух одиночных установках на носу и в корме.

Вполне удовлетворительным по конструкции «риверам» все же не хватало главного - более мощного противолодочного вооружения. В то время его просто еще не было. Но к концу 1943 года подоспел перспективный «Сквид», и конструкторам пришлось вновь перерабатывать чертежи.

В немного увеличенном корпусе удалось разместить сразу два реактивных бомбомета. Заодно инженеры сумели еще больше упростить саму конструкцию, так что секции корпусов теперь можно было изготавливать на заводах, а затем уже собирать на верфи.

Эта методика, перенятая у американцев, позволяла строить эскортные корабли еще быстрее. Именно благодаря ей большая часть новой серии «Лох», получившей названия озер Великобритании (в силу географии - исключительно шотландских), успела вступить в строй до окончания войны.

Относительно слабым местом новых конвойников оставалась противовоздушная оборона. Их вооружение увеличилось на четырехствольный «пом-пом», уже не слишком котировавшийся в конце войны и недостаточно дальнобойный для прикрытия эскортируемых кораблей. Более полезные для заградительного огня четырехдюймовки все еще были в большом дефиците.

Только к самому концу войны, когда англичане собирались совместно со «старшим партнером» штурмовать острова Японии, было решено создать конвойный корабль с более ярко выраженным «противосамолетным» назначением. В качестве платформы вполне подходил универсальный «озерный» корпус. На нем установили две 102-мм зенитные спарки и такое же количество современных 40-мм двухствольных «бофорсов», дополненных еще двумя или четырьмя одноствольными и несколькими 20-мм «зрликонами». Получился своего рода корабль ПВО (размером с довоенный эсминец!), потерявший большую часть своей противолодочной мощи, представленной теперь только одиночным «Хедже-хогом».

В принципе, состояние дел на океанах в 1945 году вполне позволяло принять такое решение. Главным противником теперь виделись не германские подводники, а японские «камикадзе». Трудно сказать, насколько тип «Бэй» («Залив») смог бы соответствовать ожиданиям: война закончилась, и половина из двух дюжин бывших «озерных» корпусов достраивалась по новому проекту уже после окончания военных действий. Часть из них перестроили в посыльные и спасательные суда еще на стапелях.

На такой, в общем-то, мажорной ноте завершилось развитие английских конвойных сил во время Второй мировой войны. Пусть и не сразу, но удалось создать вполне дееспособные типы специализированных эскортных кораблей и наладить их массовое производство. Однако по сравнению с американцами и усилия, и результаты выглядели достаточно скромными.

Завершая описание военной истории все еще великого тогда имперского флота, следует отметить, что британцы не отказались и от идеи создания эскортных миноносцев. Интересно, что прототипом для проекта стали именно чистые сторожевики - шлюпы типа «Блэк Суон».

Очень амбициозный первоначальный вариант оказался слишком перегруженным для своих 800 т, и из вооружения исключили единственное, что позволило бы будущему кораблю называться миноносцем,- четырехтрубный торпедный аппарат.

Уже в ходе постройки «Хант» первой серии лишился трети артиллерийского вооружения - одной из трех 102-мм зенитных спарок.

На второй серии эскортных миноносцев удалось восстановить статус-кво с артиллерией, увеличив ширину корпуса (и, соответственно, остойчивость) перегруженного корабля. Напротив, на третьей серии вернули в состав вооружения торпедный аппарат, оставив только две артустановки.

Такие шатания от артиллерии к торпедам и обратно весьма характерны для кораблестроительной политики Англии в начале Второй мировой войны. В какой-то степени это объясняется достаточно объективными причинами: в этот период еще не вполне было ясно, как именно будут развиваться дальнейшие события на морях.

Столь же характерно, что наиболее удачный и соответствующий практически всем требованиям эскортный миноносец типа «Хант-4» удалось построить только к середине войны. Здесь необходимо отметить, что в его основу лег проект, разработанный еще в 1938 году и тогда же отвергнутый как недостаточно быстроходный.

Длинный полубак (как у всех фрегатов) обеспечивал хорошую мореходность и большой полезный объем помещений, а вооружение включало и три 102-мм спаренные зенитки, и трехтрубный торпедный аппарат. Однако неизбежной платой за все улучшения стало уменьшение скорости до 25 узлов - она убавилась примерно на два узла по сравнению с предыдущими сериями.

Впрочем, гораздо дороже стоил тот факт, что ко времени вступления в строй двух первых (и единственных) «хантов» острая надобность в них уже отпала.

Почти все проблемы войны на море, в том числе и связанные с эскортированием конвоев и прикрытием десантов, уже удалось решить в основном за счет США - «младшего брата», неожиданно ставшего «старшим».

В. КОФМАН

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Соединений. По наиболее распространенной классификации водоизмещению занимает промежуточное положение между корветами и эскадренными миноносцами .

Происхождение названия

Возникновение термина фрегат относится к эпохе Средневековья. Основными военными кораблями того времени были галеры (греч. galea ) - гребные суда с парусами в качестве дополнительного движителя. Помимо иных классификаций использовалась деление галер в зависимости от парусного вооружения. Трехмачтовые галеры с фок-мачтой , несущей прямые паруса, получила название саета . Быстроходные облегченные модификации сает стали называть фрегатами . Позже этот термин распространился на все парусные военные двухдечные суда, несущие прямые паруса на трех мачтах и косой парус на бизани .

В русском языке слово "фрегат" появилось при Петре I и использовалось до 90-х годов XIX века для обозначения всех военных кораблей, выполняющих крейсерские функции, независимо от наличия парусного вооружения.

Фрегат в парусном флоте

Реплика фрегата «Штандарт» - первого корабля Балтийского флота, заложеного по указу Петра I 24 апреля 1703 года.

Выделение фрегатов в самостоятельный тип кораблей связано с появлением в XVII веке лёгких и быстроходных судов, используемых дюнкеркскими приватирами для рейдов в проливе Ла-Манш во время англо-голландских войн. В составе английского флота того времени практически не осталось быстроходных судов, так как основной упор был на тяжеловооруженные и тихоходные галеоны , неспособные противостоять атакам на английские коммерческие суда. Дюнкеркские фрегаты положили началу строительства маневренных и быстрых кораблей, несущих пушечное вооружение , но не предназначенных для ведения линейного морского боя. Фрегаты выполняли задачи по дальней разведке, охране конвоев, доставки сообщений и уничтожению судоходства противника вдали от его метрополии, то есть в тех случаях, когда использование линейных кораблей было избыточным, а шлюпов - недостаточным.

На вопрос Чем отличаются фрегат, тральщик, миноносец и эсминец. Кто из них крупней и кто дороже? заданный автором Просьба лучший ответ это Тральщик - это судно, предназначенное для обнаружения и уничтожения мин. Обычно небольшие (водоизмещение от нескольких сот до 1000 т) , слабо вооружённые или вообще не вооружённые. Из всего перечисленного вами самые маленькие и дешёвые.
Фрегат - в настоящее время за рубежом один из основных классов боевых кораблей водоизмещением примерно 3-5 тыс. т. Предназначен для противолодочной (ПЛО) и противовоздушной (ПВО) обороны, в меньшей мере - для уничтожения кораблей противника. Однако из-за небольшого водоизмещения обычно не способен одинаково хорошо выполнять все три функции и специализируется на чём-нибудь одном (как правило, на ПЛО) .
Вообще-то термин очень многозначный. Исторически этим термином обозначали множество самых разных классов кораблей. В парусных флотах - второй по силе корабль после линейного. В годы Второй мировой войны (в Англии) - небольшой тихоходный эсминец (1000 т и менее) , предназначенный для проводки конвоев. В США с 1950-х до 1975 года так называлось большинство кораблей, оснащённых ракетным оружием (кроме переоборудованных артиллерийских крейсеров и крейсера «Лонг Бич») . Водоизмещение американского фрегата этого периода - от 3 до 11 тыс. т. В России после ухода в небытие парусных флотов фрегатов отродясь не было (точнее, не было такой классификационной единицы - фрегат) , но по размерам и функциям современным фрегатам соответствует российский сторожевой корабль.
Стоимость современного фрегата - несколько сот миллионов баксов.
Миноносец - это русский термин, обозначающий небольшой корабль конца XIX - начала XX в. , предназначенный для атаки вражеских кораблей торпедами. Со временем миноносцы стали достаточно мореходными (то есть большими) и быстроходными, чтобы действовать в составе эскадры. Такие миноносцы стали называться эскадренными миноносцами или сокращённо «эсминцами» . В настоящее время русский термин «миноносец» имеет чисто историческое значение, зато есть довольно обширный класс кораблей, называемый эсминцами. По-английски же и то и другое называется «destroyer» (разрушитель, уничтожитель) .
Эсминец - в настоящее время самый крупный (водоизмещение 7-10 тыс. т) из основных боевых кораблей, за исключением авианосцев и ещё сохранившихся кое-где (в России и США) крейсеров. Основные функции - ПВО, ПЛО, ударные (уничтожение кораблей противника) , артиллерийская поддержка десантных операций. На то, чтобы одинаково хорошо выполнять все четыре функции, опять же, не хватает водоизмещения, поэтому бывают специализированные эсминцы (ПВО, ПЛО) , а бывают эсминцы с претензией на универсальность. Например, лучший современный эсминец, американский «Бёрк» , хорошо справляется с ПВО и ПЛО, с остальным послабее. Российские эсминцы проекта 956 имеют монструозные ударные и артиллерийские возможности, хорошую ПВО, но откровенно никакую ПЛО.
Стоимость современного эсминца типа «Бёрк» - 1-2 млрд. баксов.
До 1950-х годов эсминцами называли самые хиленькие артиллерийские корабли водоизмещением 1-3 тыс. т с пушками 76-127 мм. Основные их функции - ПВО и ПЛО. Также атака противника торпедами, но после Первой мировой войны это уже не практиковалось. По мере схода с исторической арены артиллерийских кораблей эсминцы пошли в гору. В 1975 году эсминцами стали называть крупные ракетные корабли, у которых не было ПВО средней и большой дальности (а если было, то называли ракетными крейсерами) . Постепенно ракетные крейсера стали сходить с исторической арены, а их место заняли эсминцы.
Отдельная история - японские эсминцы-вертолётоносцы. Японцы, дабы не смущать пацифистски настроенную общественность и не произносить слово «авианосец» , любой свой вёртолётоносец называют эсминцем-вертолётоносцем.
Лариса Крушельницкая
Гений
(53139)
Самый первый наш БПК (проект 61, 1962 г.) имел водоизмещение 4,3 тыс. т, и НАТО классифицировала его как фрегат, что было близко к истине. В то же время, модернизация этого проекта (проект 61Э) водоизмещением 5 тыс.т. сейчас состоит на вооружении индийского флота и его там классифицируют как эсминец. Это, как мне кажется, не совсем правильно, это где-то на границе между фрегатами и эсминцами.
Дальше водоизмещение наших БПК росло. Скажем БПК проекта 1155 имеет полное водоизмещение 7,5 тыс. т. и это уже 100%-ный противолодочный эсминец. Сейчас категории «фрегат» примерно соответствует наш сторожевой корабль.
В СССР и потом в России корабли делились на две большие группы - ударные и противолодочные.
Классификация была такая: Ударные: ракетный крейсер - большой ракетный корабль - малый ракетный корабль - ракетный катер.
Противолодочные: противолодочный крейсер (это крейсер-вертолётоносец) - БПК - сторожевой корабль - малый противолодочный корабль.

Ответ от Евровидение [эксперт]
фрегат дороже


Ответ от Микаело мен [гуру]
ты сравниваешь извини жопу с пальцем... эсминец больше в 3 раза любого другого


Ответ от Кот Обормот [гуру]
Тральщиком можно назначить любую шаланду, с мотором - не жалко!..
Эсминец - это тяжёлый корабль...тяжелее только полные танкеры и авианосцы...

Триггером для написания этого обзора стала фраза из статьи, посвященной вопросам соотношения объемов и нагрузок кораблей.

Современным кораблям нужны большие объемы для размещения вооружения и аппаратуры. И объемы эти по сравнению с бронированными кораблями ВОВ выросли в разы. И, несмотря на качественное совершенствования ракетной техники от примитивных образцов 50-х до самых современных, объемы, отводимые под ракетное , не уменьшаются.


Алексей Поляков.

Начнем с того, что, вопреки заголовку “XXI век” уважаемый автор отчего-то постеснялся рассмотреть современные корабли.

Вместо фрегата “Адм. Горшков” и эсминца Тип-45 под видом “современных кораблей” были рассмотрены крейсеры прошлых эпох: “Грозный”, “Беркут”, “Слава”. При всём уважении к героям прошлого, они имеют столько же общего с “Горшковым”, сколько испанский галеон XVII века похож на ЭБР Русско-японской войны.

Как получилось, что между кораблями 60-80х гг. и современными фрегатами оказалась технологическая пропасть глубиною в вечность? Какие из технологий шагнули так далеко, что оказалась за горизонтом событий?

Наглядный пример - появление компактных подпалубных УВП, изменивших всю парадигму хранения и запуска ракетного боезапаса.

Отказ от балочной Mk.26 GMLS в пользу небезызвестной Mk.41 привел к резким изменениям в конструкции корабля.


Просто гигантские объемы. Больше, чем артиллерийские погреба и барбеты башен артиллерийских кораблей прошлого

Обладая одинаковым боекомплектом (64 ракеты), установка Mk.41 оказалась ВДВОЕ легче своей предшественницы (117 против 265 тонн, “сухой вес” без ракет). Потребление энергии снизилось в 2,5 раза (200 вместо 495 кВт в пиковом режиме, из-за отсутствия необходимости перемещать ракеты и вращать “тумбу” пусковой установки). Вдвое сократилось число моряков для обслуживания и управления установкой (10 вместо 20).

Габаритные размеры 64-ячеечной УВП составляют 8,7 х 6,3 х 7,7 м. Для сравнения - длина балочной MK.26 Mod.2 превышала 12 метров. Глубина и ширина ракетного погреба примерно соответствовали УВП.

Да, совсем забыл. Указанный вариант УВП рассчитан на более длинные (+ 1 метр) и тяжелые (в 2 раза) ракеты нового поколения - космические перехватчики и “Томагавки”. У Марк-41 есть экспортные модификации под обычные ЗУР - такие УВП еще легче и компактнее.

Вот и считайте, насколько уместно приравнивать крейсера 60-80х гг. к современным эсминцам и фрегатам.

Прогресс в области ракетных вооружений еще не все. Сейчас на примерах реальных кораблей, вы убедитесь в том, какой грандиозный путь прошли РЛС, средства обнаружения и системы управления огнем.

Его оппонентом станет отечественный фрегат пр. 22350 “Адмирал Горшков” (на испытаниях с 2015 г.)

Длина 135 метров. Полное водоизмещение 4500 тонн. Экипаж - 210 человек (на 100 чел. меньше, чем экипаж крейсера “Грозный”). Боевые возможности - несоизмеримы.

Корабли в наше время выглядят по-другому.

Первое, и самое очевидное, - отсутствие на палубах оружия. Хранение и запуск ракетного боезапаса производится из шахт УВП, надежно спрятанных в глубине корпуса корабля. При этом, боезапас фрегата по количеству и ТТХ ракет превосходит все, что имелось на крейсерах предыдущих эпох.

На борту “Горшкова” установлено два модуля УКСК, итого - 16 шахт под размещение ударного вооружения (сверхзвуковые ПКР “Оникс”, КР семейства “Калибр”). Для сравнения, на крейсере пр. 58 имелись две счетверенные ПУ и 16 противокорабельных ракет П-35. Которым не нашлось места внутри корпуса и пришлось стоять на открытой палубе. Если не принимать во внимание ТТХ ракет, то по количеству ударного вооружения крейсер и фрегат имеют паритет.

Зенитное вооружение фрегата представлено ЗРК “Полимент-Редут”, чей боекомплект размещен в 32 ячейках УВП. Стартовая масса ракеты 9М96Е2 составляет 420 кг. Максимальная дальность стрельбы - 120...150 км.

На борту крейсера “Грозный” также имелся ЗРК “Волна” с боекомплектом 16 ракет (два подпалубных “барабана” ЗИФ-101 и подвижная балочная ПУ). Масса зенитной ракеты - 923 кг., максимальная дальность стрельбы 15-18 км.


Пусковая установка ЗИФ-101. Для правильного восприятия габаритов стоит учесть, что длина каждой ракеты составляла 6 метров!

В очередной раз, если не принимать во внимание скорострельность комплексов и ТТХ ракет, современный фрегат несет аналогичный по массе и вдвое больший по количеству ракетный боезапас. Если закрывать глаза на разницу в боевых возможностях, то составу остального вооружения также наблюдается паритет.

Вооружение старого крейсера включало две спаренные артиллерийские установки АК-726, две батареи зенитных пушек АК-630, РБУ и торпедные аппараты.

Современный фрегат вооружен одной 130 мм пушкой А-192, двумя комплексами ближней самообороны “Палаш” и двумя счетверенными ТА противолодочных торпед “Пакет-НК”.

Единственное серьезное различие - вся кормовая часть надстройки фрегата занята ангаром корабельного вертолета. В отличие от современных кораблей, постоянное базирование ЛА на крейсере пр. 58 не предусматривалось (имелась лишь вертолетная площадка).

Итого данного подсчета становится простой и очевидный факт: меньший на 1000 тонн современный фрегат несет больше оружия, чем крейсера 1960-х гг. Что полностью противоречит утверждению:

…несмотря на качественное совершенствования ракетной техники от примитивных образцов 50-х до самых современных, объемы, отводимые под ракетное оружие, не уменьшаются.

Вторым заметным отличием является отсутствие громоздких мачт с десятком параболических антенн. Весь радиолокационный комплекс современного корабля поместился внутри “пирамиды” в носовой части надстройки. Главным секретом “Горшкова” стал многоцелевой радар 5П-20К “Полимент” из четырех неподвижных “зеркал”, размещенных на боковых гранях пирамиды.

Возможности “Полимента” похожи на боевую фантастику. Исключительно высокое разрешение. Возможность изменения ширины луча. Мгновенное (в пределах миллисекунд) сканирование выбранного участка неба. Универсальность и многозадачность. Одновременный обстрел до 16 воздушных целей.

На вершине пирамидальной фок-мачты фрегата размещен еще один антенный пост. Это радар общего обнаружения (5П27 “Фуркэ-4” либо “Фрегат-МАЭ-4К”). Лаконичность средств обнаружения и управления зенитным огнем - визитная карточка фрегата “Адмирал Горшков”. Пропуск в привилегированный клуб кораблей XXI века.

Никаких громоздких параболических антенн и радаров подсветки (чем грешили все корабельные ЗРК прошлого поколения). Две универсальные РЛС берут на себя весь спектр задач по обнаружению и сопровождению воздушных целей и управлению выпущенными ракетами, обеспечивая работу корабельных зенитных средств.

“Адмирал Горшков” еще далеко не предел. На горизонте другой корабль. Строгие нордичесике черты в окраске “серый грозовой”. Встречайте: голландский фрегат ПВО “Де Зевен Провинсиен” (2002 год). Радиолокационный комплекс “Семи провинций” состоит из двух систем: многофункционального радара APAR с четырьмя активными ФАР и дециметрового радара дальнего обнаружения SMART-L, способного различать цели на космических орбитах.

Грозный фрегат с еще более изощрённой конструкцией.

Макс. дальность обнаружения 2000 км, 40 ракетных шахт, вертолет и другое универсальное вооружение. С 2017 года фрегаты этого типа будут включены в американскую систему ПРО в Европе.

На картинке - антенный пост “Ятаган” системы управления огнем ЗРК “Волна”. Пять параболических антенн для определения точного положения цели и передачи радиокоманд выпущенным ракетам. Для первичного обнаружения использовались еще две РЛС “Ангара”, размещенные на вершинах обеих мачт.

А вы говорите, ничего с тех пор не изменилось.

В принципе, все эти проблемы были свойственны для всех кораблей того времени. Даже самые современные из отечественных крейсеров (пр. 1164 и 1144 "Орлан") грешили большим количеством громоздкого и неэффективного оборудования, их ракетам требовались специализированные станции наведения и подсветки цели. К слову, американский "Иджис" (система 1979 года) страдает аналогичным недостатком.

Так же наивно звучат жалобы на объемы, необходимые для размещения современной электроники и какие-то специальные меры по охлаждению и кондиционированию помещений. Весь этот детский лепет опровергается единственным фактом: все средства обнаружения и оборудование командных пунктов С-300 поместились на мобильных шасси! И это - начало 1980-х гг., когда о ноутбуках и “айфонах” не могли мечтать даже самые отчаянные фантасты.

Ледяная тундра, жара авиабазы Хмеймим, дождь-снег, мобильный ЗРК должен уметь работать в любых условиях! Неужели аналогичный комплекс на борту современного корабля нуждается в каких-то громадных “машинных залах” с невероятными мерами по контролю качества воздуха?

Что за бред? В каком веке живут те, кто утверждает подобное?

На современном корабле изменилось всё. Компоновка, оружие, состав средств обнаружения и СУО, силовая установка (высокоэффективные дизели и турбины вместо котлов), автоматизация, сокращенный по численности экипаж.

Именно поэтому появилась возможность строить компактные боевые корабли с мощнейшим ударным и оборонительным вооружением в корпусе с водоизмещением 4500-6000 тонн.