Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Спас на престоле, с избранными святыми. Православные иконы: икона Спаса Вседержителя

Мы называем себя христианами и поэтому образы Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. С этих икон начинается домашний иконостас любой семьи , они помещаются во главе этого иконостаса – читайте об этом в разделе икона в современном доме . Иногда в качестве таких икон выступают венчальные иконы , но если у вас их нет, либо вам хочется иметь дома настоящие рукописные иконы – вы можете заказать их в нашей мастерской. Иконы Спасителя и Богородицы станут замечательным подарком для любой православной семьи. Их можно поместить не только дома, но и в кабинете на работе.

Иконы Спасителя

Все иконные изображения Иисуса Христа являются свидетельством земного воплощения святости - Боговоплощения, явления Христа в наш мир в человеческой плоти. Все религиозное искусство есть не что иное, как запечатленное в особой форме напоминание и призыв следовать собственному предназначению согласно Евангельским словам: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”. Иконы Христа - воплотившегося Бога занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека.

И не случайно первой иконой, то есть в прямом смысле первым запечатленным образом стало нерукотворное изображение Иисуса Христа - отпечаток Его лика на полотне - образ Спаса Нерукотворного .

Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX веке: "...Благо-телесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив..."

В настоящее время существует два типа изображений Спасителя:

1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих;

2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал Свое служение (в том числе в виде младенца или отрока).

Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.

Но если способы изображения столь различны, легко ли узнать на иконах Спасителя? Да, легко - благодаря одной детали: изображение Христа имеет крестчатый нимб.

Слово "нимб" переводится с латинского как "облако", "туман", "ореол". Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет".

Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога "Я есмь Сущий", сказанные Моисею.

На иконах Христос часто изображается с книгой - она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно - спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.

Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Его изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).

Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий - небесную и Божественную природы Спасителя.

Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу - это клав, в античном мире - знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком Его особой мессианской роли.

Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором.

Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, *царь Эдессы Авгарь* принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Когда кирпичная кладка была разобрана, жители увидели не только прекрасно сохранившуюся икону, но и отпечаток лика на глиняной доске (черепице, чрепии), которая закрывала Нерукотворный образ.

На иконах "Спас на чрепии" нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Спас Вседержитель (Пантократор) - это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. (Обычно фреска или мозаика "Пантократор" находится в центральной купольной части церкви). На такой иконе Христос предстает перед нами в поясном изображении облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя.

Спас в силах

Спас в силах - центральное изображение в иконостасе православного храма. Эта икона имеет много общего с "Пантократором" и "Спасом на престоле", но отличается более сложной символикой. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми углами. Квадрат - это символ земли. По четырем углам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы - силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала - красный ромб (символ мира невидимого).

Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: "И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник"). Эммануил переводится как "с нами Бог". У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: "Итак, Сам Господь даст вам знамение: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил"(Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Спас Благое Молчание

Спас Благое Молчание - еще более редкая икона Христа. Если "Спас Эммануил" и "Спас Нерукотворный" изображают Христа таким, каким он был на земле, а -"Спас в силах" - таким, каким он придет в конце времен, то "Спас Благое Молчание" - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается. в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной - опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего - Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Иконы Богородицы

Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.

Сириец Павел Алеппский, побывавший в России в XVII веке, писал:“Икона Владычицы пишется ими в различных бесчисленных видах, и каждое изображение носит свое особое название. Казанская, Владимирская, Смоленская, Неопалимая Купина и иные разных видов со своими особыми именами. Точно также и изображения Господа Христа и иконы Св. Николая бываю разные. Что касается икон Рождества, Пасхи, Страстей Господа и Его чудес, а также изображения Троицы, то ум человеческий не в силах постигнуть их сущности, и оценить их превосходное исполнение. Я приобрел у них много икон, но мы могли покупать у них иконы с большим трудом, ибо все у них дорого и ценно, а иконы в особенности”.

Богоматерь на русских иконах почти всегда изображается в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы, Богородица может торжественно "являть" Младенца миру, может нежно, прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность - вот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах.

Как замужняя женщина Богородица имеет на голове покрывало, ниспадающее на плечи, по обычаю иудейских женщин того времени. Это покрывало, или накидка, по-гречески называется мафорий. Мафорий обыкновенно пишется красным (символ страданий и воспоминание о царском происхождении). Нижние одежды обыкновенно пишутся голубыми (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей).

Другая важная деталь одеяния Богородицы - поручи (нарукавники). Поручи - деталь облачения священников; на иконах это символ сослужения Божией Матери (а в ее лице - всей Церкви) - Первосвященнику Христу.

На челе (на лбе) и плечах Богородицы обыкновенно изображаются три золотые звезды. Подобные украшения, сделанные из металла, были распространены у древних. На иконах звезды пишутся в знак того, что Богородица до Рождества, в Рождестве и по Рождестве пребыла Девою. Кроме того, три звезды - символ Святой Троицы. На некоторых иконах фигура Младенца Христа закрывает одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы - Бога Слова.

Существует пять основных типов изображения Божией Матери:

"Молящаяся" ("Оранта", "Панагия", "Знамение")

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне (груди), на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.

Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение", и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града". Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

"Путеводительница" ("Одигитрия")

На этой иконе мы видим Божию Матерь, правая рука которой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу - святому апостолу Луке.

На Руси из икон этого типа наиболее известны Смоленская, Тихвинская, Иверская, Казанская.

"Умиление" ("Елеуса")

На иконе "Умиление" мы видим Младенца-Христа, припавшего левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына. Поскольку Богородица символизирует также Церковь Христову, икона показывает вам всю полноту любви между Богом и человеком - ту полноту, которая возможна только в лоне Матери-Церкви. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его. Из икон этого типа в России наибольшим почитанием пользуется Владимирская икона Божией Матери.

Наверное, не случайно именно эта икона стала одной из величайших русских святынь. Тому много причин: и древнее происхождение, овеянное именем евангелиста Луки; и события, связанные с перенесением ее из Киева во Владимир, а затем в Москву; и неоднократное участие в спасении Москвы от ужасных набегов татар... Однако и сам тип изображения Богоматери "Умиление" находил, видимо, особый отклик в сердцах русских людей, идея жертвенного служения своему народу была близка и понятна русским людям, а высокая скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, Ее боль были созвучны чувствам всех русичей.

"Всемилостивая" ("Панахранта")

Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей.

Из икон этого типа в России наиболее известны - "Державная" и "Всецарица".

"Заступница" ("Агиосоритисса")

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке. В православных храмах этот образ находится на видном месте - слева от иконы "Спас в силах", главного изображения в иконостасе.

Одно из первых впечатлений человека, вошедшего в православный храм, - это множество образов Бога, Божией Матери и святых, как будто обступающих его со всех сторон. Эти образы, созданные художниками, называются иконами. Вся восточная часть храма, которая, как правило, оказывается прямо перед вошедшим, состоит из икон. Это иконостас. Справа и слева, на столбах храма, на западной стене - везде множество икон. Стены храма расписаны иконописными фресками, и это тоже иконы. И у каждого православного христианина дома обязательно есть иконы, перед которыми он молится, которые освящают его жилище. У кого-то они старые, написанные красками на деревянной доске, у кого-то - бумажные, наклеенные на дощечку. Но суть от этого не меняется.

Слово «икона» греческого происхождения. Оно означает «образ», «портрет». В Византии, откуда на Русь пришла православная вера, так называли любые, даже скульптурные изображения Спасителя, Божией Матери, святых. Почему мы говорим «святая икона», «святой образ»? Иконы освящаются в церкви, и через это освящение им сообщается благодать Святого Духа. Известно множество чудотворных икон, через которые действием благодати совершаются чудеса, подаются помощь и утешение. Молясь перед иконой, мы должны понимать, что сама икона - не Бог, а только образ Бога или святого. Поэтому мы молимся не иконе, а тому, кто на ней изображен. По словам святых отцов и учителей Церкви, «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз». Это означает, что, поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому.

В ветхозаветной Церкви существовал запрет на изображения Бога. Богоизбранный народ жил в окружении язычников, поклоняющихся идолам и изображениям самых диких божеств. Им служили, приносили жертвы, в том числе и человеческие. Господь же через пророка Моисея повелел своим людям не творить себе кумиров, то есть идолов, и не кланяться им как богам. В те времена никто еще не видел Бога. Господь Иисус Христос еще не приходил на землю, и поэтому любое изображение Бога было бы воображаемым, ложным. Во времена первых христиан Господь Иисус Христос часто изображался символически, в виде рыбы или агнца (ягненка). По-гречески «рыба» - «ИХФИС». Буквы, составляющие это слово, являются первыми буквами в словосочетании, которое на русский язык переводится так: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Поэтому такой символ был особенно распространен. Маленьких рыбок из металла, камня, перламутра часто носили на шее, как мы носим нательный крестик. На них иногда писали слово, обращенное к Господу, - «Спаси», как сейчас пишут на крестиках «Спаси и сохрани». Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось, что эта птица кормит своих детей своей плотью, разрывая себе грудь. Позже появляются изображения Христа в образе Доброго Пастыря - в виде юноши с овечкой на плечах. Такие изображения часто встречаются на рельефах саркофагов, в которых хоронили знатных людей, чаще всего анонимно исповедующих христианство. Мозаика «Христос - Добрый Пастырь» с овечками возле ног украшает мавзолей Галлы Плацидии в Риме (V в.).

Образы Христа, которые можно назвать иконой в собственном смысле слова, появляются, видимо, не ранее V-VI вв. Одной из первых таких икон можно считать синайский образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики, виртуозно, в сочной манере, весьма реалистично. Ученые полагают, что эта икона имеет портретное сходство. Икона написана горячим воском в VI веке, в Синайском монастыре Святой Екатерины, где находится и по сей день. Лик Христа сознательно асимметричен, он словно бы состоит из двух разнохарактерных половинок. В одном лике - Бог-Любовь и Бог-Судья. В этом сочетании выражается ветхозаветное понимание Бога как строгого Судии, и новозаветное - как Всемилостивого Спасителя. К ранним изображениям Иисуса Христа следует отнести образ Спасителя в композиции «Преображение» из монастыря св. Екатерины на Синае (VI в.), образ Христа, Грядущего на облаках, из храма свв. Космы и Дамиана в Риме (VI-VII вв.), поясное изображение Пантократора из храма Санта-Мария в Кастельсеприо (VII-VIII вв.). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют, что в предиконоборческую эпоху образ Иисуса Христа в церковном искусстве был полностью сформирован, оставалось сформулировать богословское обоснование, что и было сделано в ходе иконоборческих споров.
Каноническое изображение Бога в человеческом образе было утверждено в IX в.: «Благотелесный... со сдвинутыми бровями, прекрасноокий, с долгим носом, русыми волосами, склоненный, смиренный, прекрасен цветом тела, имеющий темную бороду, цвета пшеницы на вид, по материнской наружности, с длинными перстами, доброгласен, сладок речью, зело кроток, молчалив, терпелив...»
В настоящее время существует два типа изображений Спасителя: 1) в виде Вседержителя и Судии - Царя Царствующих; 2) в том виде, в каком Он был среди людей и совершал свое служение (в том числе в виде младенца или отрока). Иногда можно встретить также изображения Христа в виде ангела.
Способы изображения различны, но узнать на иконах Спасителя легко благодаря одной детали - крестчатому нимбу.
«Нимб» переводится с латинского как «облако, туман, ореол». Нимб - символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: «И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога «Я есмь Сущий», сказанные Моисею.
Через изображение нимба мы исповедуем во Христе два естества - Божественное и человеческое. Иконописец пишет лик Христа по подобию человеческого лица, и этим исповедуется догмат о том, что Христос «совершенный человек по человечеству». Нимб передает, что Христос и «совершенный Бог по Божеству».
На иконах Христос часто изображается с книгой - она может быть как закрытой, так и раскрытой. Раскрытая книга содержит цитату из Евангелия. Также книга может изображаться и в виде свитка, но символическое толкование всегда одно - спасительное учение, с которым Христос пришел в мир.
Посмотрим теперь на одежды Христа. Обычно Богочеловека изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка).
Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий - небесную и Божественную природы Спасителя.
Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу - это клав, в античном мире - знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком его особой мессианской роли.
Иконы Спасителя относятся к шести основным иконографическим типам:

2. Спас Вседержитель (Пантократор)
3. Спас на Престоле

Начнем с главного - с образа Спаса Нерукотворного, иконы икон. В самом его названии уже заложена концепция любой иконы, в которой всегда важное место отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества. В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа: одна из них была распространена на Западе, другая - на Востоке.

В первой повествуется о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла лик Спасителя своим платком, когда он нес на Голгофу крест. И чудесным образом лик Христа запечатлелся на ткани. Западная иконография, а с XVII века и русская, изобилует изображениями праведной Вероники, держащей в руках плат с запечатленным ликом.

Вторая история приводит нас в восточный город Эдессу, где царем был Авгарь. Заболев проказой, царь долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Услышав о Христе, он посылает к нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести чистый холст, Спаситель прикладывает свой лик к ткани, и его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись, тут же получает исцеление от страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню. Когда однажды город осаждают враги и исход битвы неясен, Авгарь приказывает замуровать святыню в стену над воротами, дабы она не досталась врагу и не была осквернена. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо - изображение проходит как бы сквозь толщу стены и отпечатывается на фасаде. Видя это непонятное явление, враги поворачивают в страхе от стен города, отказавшись от осады. Таким образом, чудотворный Лик спасает и царя, и целый город. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа - «Спас на убрусе», то есть на куске ткани (обычно плат завязан в углах узлами, подчеркнуты складки, обозначена кайма; лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором), и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для лика становится стена или нейтральный фон.

На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами. У католиков, напротив, лик Христа пишется страдальческим, иногда с закрытыми глазами, на голове терновый венец и следы крови.

Но во всех вариантах главное - это нерукотворный лик Иисуса Христа. Все версии так или иначе восходят к единому источнику - к Туринской Плащанице, ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только лик, но и тело Господа нашего Иисуса Христа. История Плащаницы темна и непонятна; когда-то она была в Иерусалиме, у ближайших учеников Господа, затем, видимо, попала в Константинополь (есть версии, что ее путь следовал как раз через Эдессу), но во время разгрома Константинополя крестоносцами она исчезает. Вскоре она вновь появляется в Италии, у родственников казненного магистра ордена тамплиеров. Сейчас Плащаница хранится в Турине, где ее исследуют суперсовременными приборами, но ответ, насколько вероятна подлинность этого удивительного куска ткани с уникальным изображением, пока не получен. Для нас в данном случае важно одно: Плащаница из Турина - прототип или аналог иконографической схемы (и идеи) Нерукотворного Спаса.

Наиболее классичной из русских икон данного типа является, без сомнения, «Спас Нерукотворный» XII в. из Новгорода. На светлом фоне изображен лик в обрамлении крестчатого нимба. Лаконичность и выразительность образа помогает выявить для нас основные элементы этой иконографии: лик, глаза (преувеличенные, с характерным взглядом), крест на нимбе состоит из девяти линеечек, означающих 9 ангельских чинов, славу Божию, тут же греческие буквы οων - Сущий. На фоне - буквы славянские, означающие сокращение имени Иисус Христос. Этот набор элементов будет практически всегда сохраняться как ядро иконографии, на это ядро будут наслаиваться другие элементы - плат, надпись молитвы, ангелы, держащие плат, образ св. Вероники и т. д.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Вторым наиболее распространенным иконографическим типом является изображение Христа Пантократора, в русском переводе получившее наименование Вседержитель или в более камерном варианте - Спаситель, а нередко и просто Спас. Спас Вседержитель (Пантократор) - это еще одна икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. (Обычно фреска или мозаика «Пантократор» находится в центральной купольной части церкви). На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у него прямые волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие. Различаются несколько вариантов композиций - изображение фигуры в рост, поясное изображение и сидящий на престоле. Все три варианта представляют собой различные подходы к образу Христа, различные его интерпретации. Наибольшее распространение этот иконографический тип получил в монументальной живописи. В наиболее ранних памятниках мы встречаем в куполе изображение композиции «Вознесение», например, в храме св. Софии в Салониках в IX в., где Христос, поддерживаемый ангелами, удаляется в небо, вокруг стоят апостолы и Богоматерь. Еще более ранний вариант - вокруг креста в куполе изображены ангелы и символы евангелистов - такая композиция украшает свод Архиепископской капеллы в Равенне VI в. Обе композиции трактуют свод храма как небо, куда удалился по Вознесении Христос и откуда он должен сойти в последний день. Храм есть место ожидания Второго пришествия Господа. Таким образом, композиция в куполе оказывалась проекцией реального переживания скорой встречи со Спасителем. Постепенно из двух вариантов «Вознесения» выкристаллизовался один - Христос Пантократор в окружении небесных сил. Трактоваться эта композиция стала в более спокойном космическом плане - Христос-Пантократор, творящий вселенную, держащий ее в своей руке. Таков образ Христа Пантократора в храме св. Софии в Киеве (XI в.) и в Новгороде (XIII в.), в монастыре Дафни в Греции (XI в.), в монастырях Константинополя - Кахрие Джами и Фитие Джами (XIV в.) и во многих других памятниках. К такому иконографическому типу относится и образ «Христос Вседержитель» в главном куполе Владимирского собора в Киеве (1848-1926 гг.) работы Виктора Михайловича Васнецова.

Во время работы над образом Христа Вседержителя Васнецов писал: «Я опять ищу лик Христа - немалая задача, задача целых веков! Искания мои в соборе, конечно, слабая попытка найти его образ, но я истинно верую, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа… И как радостно, что у искусства нашего такой великий идеал, - есть чем жить».

«Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, - это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства».

Также весьма распространенным иконографическим типом является поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием, также называемое Пантократор. Простая иконографическая схема служит сосредоточению внимания молящегося на лике и благословляющем жесте. Примером такого рода иконы является рублевский Спас из Звенигорода, центр деисусного чина. Рублевский образ Спаса из звенигородского чина - это не только художественная вершина, но прежде всего откровение богословское и мистическое, потому что образ Христа в этой иконе раскрыт в удивительной полноте и гармонии, соединяющей ум и сердце.

Но чаще такой образ помещали в местном ряде, возле Царских врат. Местоположение выбрано неслучайно: Христос вводит молящегося в Царство Божие. («Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется». Ин. 10.9). Обычно на этой иконе Спаситель изображен с закрытым Евангелием, так как, подходя к вратам, мы только приближаемся к той тайне, которая откроется во всей полноте в последний день, в день Суда, когда «все тайное станет явным», с Книги Жизни будут сняты печати и Слово будет судить мир. Но иногда этот принцип нарушается, и образ Спасителя в местном ряду предстает перед нами с открытым Евангелием. Так стали писать с XVII в.

Иконографический тип Вседержитель распространен и в моленных иконах, небольших, имеющих хождение в быту: это личные и келейные иконы, дорожные образки, нагрудные медальоны. Здесь в равной степени представлены образы с закрытым и открытым Евангелием.

В ранних русских иконах встречается иконографический вариант еще более сокращенный - Спас Оплечный. Две великолепные иконы такого рода находятся в Успенском соборе Московского Кремля - Спас Оплечный и Спас Ярое Око, обе написаны в самом начале XIV в.

В более поздний период получил распространение тип иконографии Христа, именуемый Царь царем или Христос Великий Архиерей. На иконах этого типа Спаситель представлен в царской или священнической одежде, изукрашенной золотом, и в венце в виде то ли короны, то ли тиары. Этот иконографический тип имеет западное происхождение и вошел в русскую иконографию только в конце XVII в. Одна из наиболее известных икон подобного типа принадлежит кисти иконописца А. И. Казанцева, написана в 1690 г.

Спас на Престоле

Спас на престоле - эта икона имеет много общих черт с предыдущим изображением (книга, благословляющая рука), но фигура Христа всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя. Здесь Христос воспринимается как Царь Небесный и как Судия. Такие композиции также весьма широко распространены в монументальной живописи. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии как зеркальные по отношению друг к другу. Подобные композиции мы находим в главном храме Константинополя, в соборе св. Софии: например, Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей (южная галерея, XI в.). Но чаще всего Христу на троне предстоят ангелы, как мы можем видеть в соборе Торчелло (Италия, XII в.). Могут встречаться варианты смешанного типа, например, Христос на троне с коленопреклоненным императором Львом VI, справа и слева в медальонах помещены изображения Богоматери и архангела Гавриила (как бы повторяя схему Благовещения), такая мозаика расположена над входом в собор св. Софии Константинопольской (IX в.).

Икона Спас в Силах относится к иконографии Пантократора и представляет довольно распространенный сюжет. В убранстве русского православного храма эта икона занимает особое место - в центре иконостаса, что соответствует важности заключенных в нее значений. Образ Второго пришествия Иисуса Христа, икона Спас в Силах, отображает ключевое событие христианской религии так, как его представляли себе пророки.

В соответствии с названием икона представляет Христа в окружении небесных Сил, которые наряду с Господствами и Властями составляют вторую сферу ангельской иерархии. К первой же и наивысшей сфере относятся такие чины, как Престолы и Серафимы, которые наиболее приближены к Богу и в ряде случаев также изображаются на иконе.

Иконография Спаса в Силах сложилась в XIV-XV вв. на основании видения, изложенного в книге пророка Иезекииля и описания Теофании (явление Бога), данного в Откровении Иоанна Богослова. В Откровении Иоанна сказано так: «Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду… И перед престолом - море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола - четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет».

Основанный на библейских текстах иконописный канон Спаса в Силах тщательно соблюдается по сей день.

Итак, Христос, восседающий на престоле, изображен на фоне красного квадрата, на который последовательно наложены синий круг (овал) и красный ромб. Собственно, на сочетании двух основных цветов, красного и синего, и строится вся композиция. Это символизирует соединение во Христе антиномических начал - милости и истины, огня Духа и воды Живой, божественной и человеческой его природы, непознаваемости и воплощения и т. д. Красный нижний квадрат означает землю - четырехугольник всегда прочитывается как земная фигура (четыре стороны света, четыре стихии и т. п.). В четыре конца земли проповедуется Евангелие Царства и в четырех уголках квадрата изображаются символы евангелистов. Символы распределяются следующим образом: ангел символизирует евангелиста Матфея, телец - Луку, лев - Марка, орел - Иоанна. Следующая фигура - синий круг означает небесную сферу, мир бесплотных сил или ангельских чинов. Нередко этот небесный свод изображается как бы затканным ангельскими головками. Собственно, все, что изображено вокруг фигуры Христа, и есть изображения небесной иерархии - подножие престола с колесами и даже сам престол тоже не что иное, как изображение различных небесных сил. Один из чинов ангельской иерархии так и называется Престолы, другие также носят весьма показательные названия: Силы, Власти, Начала и т. д. И всех их заключает в себе данная иконографическая схема.

И, наконец, фигура Христа, парящая в воздухе, вписана в красный ромб. В отличие от нижнего квадрата, также красного, этот верхний ромб обозначает огонь, сходящий с небес, огненную природу божества. Бог говорит к нам из среды огня. Обычно Спаситель облачен в одежды двух цветов - красный хитон и синий гиматий, что символизирует соединение двух природ, божественной и человеческой, иногда - в одеждах золотого цвета, что обозначает сияние его славы. Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую книгу. Образ книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных, и Книги Откровения, запечатанной семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца. Это и Книга Завета и Закона - Библия и собственно Евангелие - Благая Весть, которую в мир принес Спаситель, и то Его сокровенное учение, которое «горько во чреве и сладко в устах» (Откр. 10.9). И, наконец, символ самого Господа Иисуса Христа, который есть Слово Божие, пришедшее в мир. В ранних памятниках христианского искусства так и изображали Христа в виде символической композиции «Этимасия» - книги, лежащей на престоле (например, храм Успения в Никее, VII в.).

Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова: «Милость превозносится над судом». Иногда на раскрытом Евангелии можно прочесть следующие варианты текстов: «Я - свет миру» (Ин. 8.12), «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7.24) и т. д. Все эти варианты имеют одну цель - открыть перед человеком возможность встать лицом к лицу с Богом, в его Свете и Слове, которое есть «меч обоюдоострый, который проникает до разделения души и духа, составов и мозгов» и «судит помышления и намерения сердечные2 (Евр. 4.12).

Образ Спас в силах - это целый богословский трактат, исполненный посредством живописи и символического языка. Благодаря этому в русских храмах образ «Спас в силах» становится центром не только иконостаса, но и всего храма, отчасти повторяя изображение Христа Пантократора в куполе. Можно сказать, что Спас в Силах несет в себе образ храма - Христос, как уже говорилось, изображается на фоне символических фигур: красного квадрата и синего круга, которые символизируют землю и небо, что одновременно повторяет и символическую схему храма: земной куб, перекрытый сферой неба; и это не случайное совпадение, ибо храм является моделью космоса.

Спас в Силах - своего рода точка отсчета в храме, как от камня, брошенного в воду расходятся круги, так и образы святых, предстоящих Христу, образуют деисусный чин, являются образом Церкви небесной, так и мы, стоящие в храме, все вместе, обращенные ко Христу «единомыслием исповемы», образуем Церковь земную.

Одной из известных сегодня икон, относящихся к данному типу иконографии, является знаменитый образ Спас в Силах, написанный Андреем Рублевым для деисусного чина владимирского Успенского собора в 1408 г. Икона, хранящаяся сегодня в коллекции Государственной Третьяковской галереи, является образцом, которому русские иконописцы следуют на протяжении шести веков.

Нередко Спас в Силах является центром отдельных икон, также носящих название Деисус или Предста Царица (по Пс. 44.10) (иногда состав святых сокращен до Богородицы и Иоанна Предтечи). В таком случае иконографическая композиция Спаса в Силах упрощается, изображение его славы дается в сокращенном варианте.

Спас Эммануил - образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник»). Эммануил переводится как «с нами Бог». У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Ис.7.14). Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком в руках. Образ встречается сравнительно редко.

Тип Христа Эммануила появился в иконографии довольно рано. Такие изображения можно видеть в мозаиках Равенны, в частности в Сан-Витале, VI в. - здесь он имеет вполне самостоятельное значение, не являясь дополнением к образу Богородицы, как это нередко трактуют. Такое же самостоятельное значение приобретает этот иконографический тип в ранних домонгольских, оглавных, так называемых ангельских деисусах, где Спас Эммануил изображен с предстоящими ангелами. Видимо, подобные композиции использовали для низких алтарных преград, когда высоких иконостасов на Руси еще не было. Такой деисус конца XII в. можно видеть в экспозиции Третьяковской галереи.

Тема Предвечного Младенца, Эммануила, «рожденного, не сотворенного», развивается в иконографии XIV в. в византийском и балканском искусстве, тогда появляются композиции типа «Недреманное око». В основе иконографической схемы стихи 120-го псалма – «Не дремлет и не спит Хранящий Израиля». Подобные композиции помещали над входом в храм. На Руси также была известна эта иконография, например, соловецкая икона сер. XVI в. На вершине горы на ложе возлежит Спас Эммануил, над ним парит ангел с опахалом. Справа от Христа - Богородица (по отношению к зрителю Богородица расположена в левой части иконы), напротив нее архангел, держащий крест. Можно предположить, что здесь изображен архангел Гавриил, поскольку в паре с Богородицей обе фигуры повторяют схему Благовещения, открывшего миру тайну воплощения и спасения.

Спас Благое Молчание - еще более редкая икона Христа. Если Спас Эммануил и Спас Нерукотворный изображают Христа таким, каким он был на земле, а Спас в силах - таким, каким он придет в конце времен, то Спас Благое Молчание - это Христос до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине, как юноша в белой мантии с широкими рукавами. Руки сложены и прижаты к груди, за спиной - опущенные крылья. Икона передает ангельский образ Сына Божьего - Христа до воплощения, Ангела Великого Совета.

Завершая краткий обзор иконографии Иисуса Христа, вернемся вновь к основе основ иконы - тайне Воплощения Слова Божия. Образ, явленный нам однажды в лице Иисуса Христа, освещает всю нашу жизнь, открывает возможность в нас становления и восстановления образа Божия, а также преображения всего мира.

«Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4.12). Особенно это касается образов Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, каждая икона которого есть ступенечка к нему самому, маленькая ниточка, связывающая образ и первообраз. Предстоя иконе, мы предстоим самому Богу, но не потому, что Бог в иконе, а потому, что икона есть знак его присутствия и призыва к нам.

Икона не есть гарантия нашего спасения, но помощь на пути к нему, в этом смысле особенно неоценимое значение имеют образы Спасителя. Православная аскетическая практика уделяет иконе особое место, чтобы человека вела от видимого к невидимому не собственная фантазия и пустые мечтания, а Слово Божие, облеченное в образы.

О практически-аскетическом аспекте иконопочитания митрополит Филарет Московский писал так: «Чтобы в поисках присутствия Божия ум не впадал в химерические представления, чтобы мысли сосредотачивались и ограждались от рассеянности, святой образ Бога, являвшегося во плоти, представляется одновременно взору чувственному и созерцанию духовному и собирает мысли и чувства, внешние и внутренние, в едином созерцании Божественного».


с. 181 ¦ 1. Спас на престоле
(стр. 27–30; илл. стр. 29, 185, 381)
Гос. Музеи Московского Кремля, инв. Ж 134 (965 соб.).
Голова Спаса и фрагмент престола - конец XIV - начало XV в.
Остальное изображение - 1698 г., мастер Кирилл Уланов (с реставрационными поновлениями XIX в.).
180 × 148.

Происхождение. Из местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Икона располагалась в центральной части иконостаса, к северу от царских врат, между непосредственно соседствовавшей с вратами «Богоматерью Владимирской » (сейчас в ГТГ) и «Богоматерью с младенцем » (на обороте которой - «Георгий » XI - начала XII в.). Вероятно, икона попала в собор из Новгорода в XVI в.

Раскрытие. Реставрировалась в 1852 г. (?) Н. И. Подключниковым (надпись в нижней части иконы, см. « »), а в 1934–1935 гг. раскрыта В. О. Кириковым (правая половина иконы) и Н. А. Барановым (левая половина) 1 (в основном до слоя 1698 г.).

1 Гос. Музеи Московского Кремля, научный архив, ф. 20, д. 1934/20, л. 42; д. 1935/11, лл. 36, 37, 39, фото лл. 75–79.

Доска первоначальная, липовая (?) из четырех частей, с двумя торцовыми шпонками и следами тыльных накладных шпонок. В настоящее время части доски скреплены врезными деревянными карасями и металлическими накладными планками. Оборот доски окрашен коричневой краской. Глубокий ковчег. Паволока.

Сохранность. От первоначальной живописи сохранилось изображение головы и шеи Спаса, по вырез хитона, а также фрагмент престола с орнаментом, слева внизу. Неясно, является ли золото нимба (теплого оттенка, отличающееся от золота фона) первоначальным. На всей остальной поверхности иконы живопись поздняя, однако исполненная «по старым контурам».

Фигура и трон Христа исполнены в 1698 г., а овальное двухступенчатое подножие и подушка на нем - в 1852 г. (?).

На лике Спаса красочный слой потерт, мелкие вставки левкаса на правой щеке, на пряди волос, по вырезу хитона. Контуры волос, бровей, глаз, носа дополнены или усилены при реставрации. В теневых местах по потертому авторскому слою дописана подрумянка. Первоначальное вохрение сохранилось на лбу, скулах и небольшой фрагмент на шее. Черты лика прографлены при поновлении. На хитоне и на правой руке Спаса в утратах просматривается древний живописный слой. Складки хитона и гиматия прографлены. Первоначальный орнамент трона под потемневшей олифой.

Золото фона подлинное.

В характеристике сохранности иконы использованы консультации реставратора С. И. Голубева и данные научной карточки Е. Я. Осташенко.

Описание.

Композиция вписана в широкую, почти квадратную доску. Христос восседает на престоле с прямой широкой спинкой, изображенной фронтально. На седалище красная подушка, под ногами ступенчатое подножие и зеленая подушка.

Спас облачен в золотой хитон с розовыми тенями, в зеленый гиматий с золотым ассистом. Правой рукой он благословляет раскрытое Евангелие, левой придерживает его на колене. На Евангелии, на золотых страницах, пространный текст вязью: «От Матфеа. Зач[ало] 20. Рече гдь не судите да не судими будете...» (ср. Матфей, 7, 1 и след. ; но здесь текст из Евангельских чтений). Древний лик Спаса исполнен по зеленоватому санкирю, который виден в тенях широкими участками. Рельеф передан постепенным наложением очень светлой розоватой охры, положенной пастозно, ее отдельные длинные мазки в освещенных местах - на лбу, скулах - сливаются в единое пятно. Блики света даны параллельными мазками. На щеках подрумянка коричневатого оттенка. Губы ярко-красные. Контуры черт лика и брови - коричневые. Верхние веки переданы черными линиями. Радужные оболочки глаз - коричневые, зрачки черные.

Волосы написаны черными линиями по ровному коричневому общему тону. Граница между ликом и волосами обозначена широким черным контуром.

Белильными линиями подчеркнуты подглазные тени, гребень носа слева, кончик носа.

Слева внизу была написана фигура коленопреклоненного, припадающего Варлаама Хутынского, в монашеском облачении 2 . Эта фигура была сохранена при поновлении иконы в 1698 и 1852 гг. (?), но удалена при раскрытии в 1934–1935 гг. На месте удаленной фигуры сохранилась первоначальная живопись - орнамент коричневой краской по золоту, в виде крупных клеток, в каждую из которых вписаны узоры разного рисунка. Внизу на зеленой ступени подножия две надписи. Одна из них, верхняя, - черной краской:

В надписи сообщается о поновлении иконы в 7206 г. Кириллом Улановым, который, как известно, был жалованным иконописцем Оружейной палаты 3 . Ниже располагается другая надпись, желтой краской с красными инициалами: с. 181
с. 182
¦

3 О Кирилле Уланове см.: , I, с. 402, с указанием литературы.

Надпись сообщает о том, что в 1852 г. (?) по благословению митрополита Филарета с иконы Спаса были удалены поновления - с лика четыре слоя, а с остальной поверхности иконы - три слоя, и тем самым открыт ее подлинный вид.

Иконография.

Изображения Спаса на престоле принадлежат к числу наиболее распространенных в древнерусском искусстве. Однако в иконографии данной иконы есть ряд специфических особенностей. Поскольку имеются основания считать, что поновители позднего времени повторили первоначальную композицию, эти особенности следует учесть.

Иконографические детали иконы в той или иной степени указывают на Новгород, как на место ее происхождения. Общая схема - Спас, восседающий на престоле и правой рукой касающийся раскрытого Евангелия, - восходит к древней иконе, так называемому «Спасу царя Мануила », или «Спасу Златая риза», которая хранилась в Софийском соборе в Новгороде и которой в XVI в. была посвящена основанная на легенде повесть «О чюдном видении Спасова образа како явися благоверному царю греческому Мануилу, еже он же написа» 4 . В 1561 г. икона «Спас Златая риза» была увезена в Москву 5 и до настоящего времени хранится в Успенском соборе (илл. стр. 182). В 1699 г. эта икона была поновлена Кириллом Улановым 6 . В Новгороде находится несколько копий-реплик с этой иконы: одна из копий была послана туда из Москвы в 1572 г. взамен увезенного оригинала 7 . Судя по композиции и рисунку складок в дошедших до нас поновлениях и копиях, древняя икона была создана в XI–XII вв. Размеры ее совпадают с размерами иконы XI в. из Софийского собора «Петр и Павел » 8 . Согласно тексту вышеупомянутой Повести, икона находилась в Софийском соборе «на столпе на правом клиросе» 9: возможно, это местоположение осталось за ней с древних времен. «Спас царя Мануила» был популярен на Руси, имеются реплики этой иконы и сделанные с нее прориси 10 .

6 В. Г. Брюсова полагает, что в иконе сохранились фрагменты живописи XIV в. См.: В. Г. Брюсова, Я. Н. Щапов , с. 97.

О поздних копиях и репликах «Спаса царя Мануила» в Новгороде см.:

В Новгородском музее, помимо присланной из Москвы копии в Софийском соборе, хранится еще одна икона такого же извода (сообщение Э. А. Гордиенко). Архим. Макарий называет еще три реплики этой иконы в новгородских храмах: в Знаменском соборе, в церкви Иоанна на Опоках, в Вяжищском монастыре (Макарий , 2, с. 115, прим. 208).

9 В. Г. Брюсова, Я. Н. Щапов , с. 102.

10 Копия «Спаса царя Мануила» работы Симона Ушакова 1659 г. была в Благовещенском соборе в Киржаче ( , с. 79). С иконы «Спас царя Мануила» делались и прориси. Две из них - филимоновская и из Сийского подлинника - воспроизведены там же, рис. 6, 11.

Особенности извода «Спаса царя Мануила»: вытянутая по вертикали доска с очень широкими полями, узкое поле изображения, строго фронтальное и симметричное положение фигуры (в том числе колен, ступней) и, главное, положение правой руки, указывающей на текст Евангелия.

Подобные изображения Христа, с рукой, указывающей на раскрытое Евангелие, встречаются, хотя и очень редко, в византийском искусстве. Этот извод всегда подчеркивает учительную роль Спаса 11 , причем по сторонам фигуры Христа, как правило, изображаются апостолы. Таковы рельефы саркофага IV - начала V в. из Ташкасапа в Археологическом музее в Стамбуле 12 ; в послеиконоборческое время в ватиканском Менологии Василия II под 1 сентября (Лука, 4, 16–22) представлен между апостолами Христос в рост , указывающий на раскрытую в его руках книгу пророка (Исаия, 61, 1–2) 13 .

  • «Reallexikon zur byzantinischen Kunst». Herausgegeben von K. Wessel. Unter Mitwirkung von M. Restle. Bd. I–III (Lief. 1–24). Stuttgart, 1963–1978 , 1, Sp. 966–1047, insbes. 997, 1016, 1024, 1038 (K. Wessel);
  • ср. также: C. Capizzi. Παντοϰρατορ. Saggio d’esegesi letterarioiconografica. Romae, 1964.

12 A. Grabar. Sculptures byzantines de Constantinople (IV-e - XV-e siècle). Paris, 1963, p. 36–37, pl. IX–1.

  • «Il Menologio di Basilio II (Cod. Vaticano greco 1613) («Codices e Vaticanis solecti phototypice exprcssi», VIII.) Torino, 1907, p. 1;
  • K. Weitzmann. Studies in Classical and Byzantine Manuscript Illumination. Chicago - London, 1971, fig. 257, p. 265–266.

По расшифровке П. Мийовича, на миниатюре изображено, как «Иисус Христос читает и толкует еврейским мудрецам книгу Исаии» (см.: П. Мийович. Грузинские менологии с XI по XIV век. - «Зограф», 8. Београд, 1977, с. 21–22).

Этот жест встречается и в изображениях пророков с. 182
с. 183
¦ и апостолов, где он также подчеркивает их учительную, проповедническую роль. В западной части Софийского собора в Киеве, на северной стене представлен пророк , таким жестом указующий на свой развернутый свиток 14 . В росписи конца XII в. в Дмитриевском соборе во Владимире так указывают на раскрытое Евангелие апостолы Матфей и Лука (один на южном , другой на северном склоне свода) 15 .

Фигуры апостолов, фланкировавшие в византийском искусстве изображение Христа описываемого извода, подчеркивали учительную роль Христа. По отношению к «Спасу царя Мануила» этот момент был выявлен двояко. С одной стороны, парной к «Спасу» была в Софийском соборе икона «Петр и Павел», с изображением двух верховных апостолов. С другой стороны, есть основания полагать, что на окладе иконы Спаса были изображения апостолов: на копии «Спаса царя Мануила», находящейся в иконостасе новгородского Софийского собора , изображены на верхнем поле - «Деисус», на боковых - двенадцать апостолов, внизу - пророки. Закономерно, что идея проповеди, просвещения акцентирована именно в «Спасе царя Мануила» и «Петре и Павле» - древнейших иконах новгородского Софийского собора, которые были одними из первых произведений, украшавших его интерьер.

Следующая по времени возникновения за «Спасом царя Мануила» икона близкого извода тоже дошла до нас переписанной, не сохранившей или почти не сохранившей древней живописи. Это «Спас на престоле » в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Согласно поздней надписи, она написана рукою некоего Михаила в 1337 г., при Иване Калите, и подарена новгородскому архиепископу Моисею, поставленному в свое время в архиепископы московским митрополитом Петром 16 . Таким образом, если доверять надписи, икона Благовещенского собора была написана в Москве, но послана в Новгород. Огромный, пространственно переданный престол, асимметрия и ракурс фигуры делают вполне вероятным возникновение этой композиции в первой половине XIV в., в русле палеологовского искусства. В иконе варьируется иконография «Спаса царя Мануила», но изменен стиль композиции (она стала пространственной), форма трона и ряд деталей; в частности, Христос не указывает пальцем на текст Евангелия, а как бы благословляет его (илл. стр. 183).

Этот извод получил большую популярность на Руси начиная с XVI в.

  • Такая икона XVI в. (?) находится сейчас в иконостасе придела Рождества Богородицы в новгородском Софийском соборе (илл. стр. 183);
  • икона XVI в. (со святителем) есть в Суздале 17 (илл. стр. 184);
  • такое же изображение на серебряной цате XVI в. с. 183
    с. 184
    ¦ в Псковском музее 18 ;
  • ср. также икону в одном из зарубежных частных собраний 19 .

Среди памятников XVII в. укажем

  • икону, находившуюся в Николо-Дворищенском соборе 20 ,
  • еще одну - стоящую сейчас в главном иконостасе Софийского собора ,
  • два памятника в собрании П. Д. Корина [«Седмица, с припадающими преподобными Зосимой и Савватием » и двустворчатый складень «Богоматерь Боголюбства. Спас на престоле, с припадающими » - прим. ред. сайта] 21 ,
  • иконку Загорского музея, вложенную в Троице-Сергиеву лавру в 1608 г. И. И. Голицыным 22 .

17 «Сокровища Суздаля». Сост. С. Ямщиков. М., 1970, с. 68.

18 М. М. Постникова-Лосева. Русское ювелирное искусство, его центры и мастера. XVI–XIX вв. М., 1974, с. 65.

  • «An Exhibition of Icons». Catalogue. Introduction by D. Talbot Rice. Chester - York - Edinburgh - London. The Exhibition is prepared and presented by the Temple Gallery. London, 1968, № 38;
  • «Ikonen. 13. bis 19. Jahrhundert». Haus der Kunst München. München, 1969, № 211.

20 Е. И. Силин, Н. А. Реформатская, Н. Е. Мнева. Краткий путеводитель по древнерусской станковой живописи и шитью Новгорода и Пскова. [Сост. в 1925 г.]. ГТГ, Отдел рукописей, ф. 68, д. 341, л. 25.

22 Т. В. Николаева. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, с. 169–170 (№ 318). В этой иконе сочетаются приметы «Спаса царя Мануила» и иконы из Благовещенского собора.

Небольшая иконка этого извода, с припадающим святителем или преподобным, хранилась среди утвари из кельи архиепископа Иоанна-Ильи в Софийском соборе 23 . Отметим популярность извода в Новгороде: видимо, содержание надписи на иконе Благовещенского собора о предназначенности иконы для Новгорода соответствует действительности. Возможно, икона была послана в Новгород, а в XVI в. вместе со многими иными чтимыми памятниками Новгорода была увезена в Москву, где стала образцом для многочисленных «пядниц».

23 Снимок В. Н. Максимова, 1909 г., Ленинградское отделение Института археологии АН СССР, фотоархив, 0.376, № 497.

Третья по времени икона сходного извода - издаваемый памятник из Успенского собора. Особенности иконографии: широкая, почти квадратная доска с узкими полями; трон с прямой спинкой (как в «Спасе царя Мануила»), но очень широкий и разукрашенный; фигура Христа относительно невелика; поза как в иконе Благовещенского собора, однако ракурс менее резок; правой рукой Христос как бы благословляет Евангелие. Таким образом, черты обеих более ранних прославленных икон здесь сочетаются.

В Успенском соборе хранится еще одна - четвертая - икона «Спас на престоле », которую нередко путали с издаваемым «Спасом». Она, по преданию, написана или заказана митрополитом Киприаном, находилась во Владимире, откуда привезена в Москву в 1518 г. при митрополите Варлааме; в Москве икона была поновлена, украшена окладом и в 1520 г. установлена в Успенском соборе Московского Кремля. В 1700 г. живопись переписана Георгием Терентьевым Зиновьевым 24 . Доска этой иконы - древняя, византийского с. 184
с. 185
¦ типа, с широкими полями и глубоким ковчегом; на полях пространная надпись с текстом молитвы Киприана и подробной «летописью» иконы; у ног Спаса изображен припадающий митрополит Киприан.

24 История иконы изложена в надписи на полях, повторяющей, видимо, более ранний текст. Надпись, в свою очередь, приведена в Описи Успенского собора 1701 г. См.:

Датировка и атрибуция.

Икона не исследована, в литературе имеются лишь упоминания о ней. В древних описях Успенского собора (изданы в 1876 г.), как и в ранних описаниях собора (например, А. Г. Левшин ), отмечается серебряный оклад иконы, ныне не существующий. Начиная с И. М. Снегирева и Д. А. Ровинского (, ) икона приписывается «новгородскому письму». Г. Истомин сообщает легенду о привозе иконы из Новгорода при Василии III и московском митрополите Варлааме, который сам приписал фигуру своего патрона Варлаама Хутынского. В основе этой легенды - явная путаница двух «Спасов на престоле» Успенского собора - с припадающим Киприаном (привезен из Владимира при московском митрополите Варлааме в 1518 г.) и с припадающим Варлаамом Хутынским (привезен, как мы предполагаем, из Новгорода в XVI в.). Такая же путаница - в альбоме «Большой Успенский собор в Москве» . В. Г. Брюсова и Я. Н. Щапов указывают время привоза «Спаса» с Варлаамом Хутынским - 1511–1512 гг., не ссылаясь на источник.

В пользу новгородского происхождения «Спаса на престоле» говорит прежде всего его иконографический извод, восходящий к «Спасу царя Мануила» из Софийского собора (см. выше, раздел « »). Важным доказательством является и то обстоятельство, что на иконе у ног Спаса было написано изображение Варлаама Хутынского, новгородского святого. Поскольку после удаления этой фигуры при реставрации под ней открылся очень тщательно исполненный орнамент престола, возникают сомнения в том, что фигура Варлаама была на иконе первоначально. Но даже если фигура Варлаама была исполнена позже первоначальной живописи, не в Новгороде, а уже в Москве, то это было сделано, вероятно, как бы в память о привозе иконы из Новгорода.

Фигура Варлаама уже существовала в начале XVII в., поскольку упомянута соборной описью этого времени: «Образ Спасов на престоле обложен серебром, а у ножек у него преподобный Варлаам Хутынский...» 25 . Любопытно, что изображениям на иконе соответствуют святыни новгородского Хутынского монастыря: главная церковь там была Спасской (правда, Спаса Преображения), чтимым святым - Варлаам, который был, по преданию, его основателем. В этом монастыре, в церкви Григория Армянского, хранилась икона с изображением Варлаама Хутынского в молении перед Спасом 26 .

Помимо иконографии «Спаса на престоле» позволяет связать с новгородским искусством то, что орнамент престола Спаса похож на орнамент престола Богоматери в новгородском «Благовещении» с Феодором Тироном, последней четверти XVI в., в Новгородском музее 28 , но исполнен он несколько суше, что, вероятно, свидетельствует о немного более позднем времени создания «Спаса на престоле» (илл. стр. 185). Отдельные мотивы орнамента встречаются в новгородских иконах развитого XV и XVI в.: на нимбе «Спаса на престоле » из деисусного чина церкви в Гавриковом переулке (ГТГ, кат. № 32), на нимбе младенца в «Богоматери Грузинской » XVI в. из собрания Мараевых (ГРМ) 29 .

29 , с. 427 (с прим. 66), илл. с. 421 (датирована концом XV в.).

Когда «Спас на престоле» попал из Новгорода в Москву? Скорее всего, это произошло в XVI в., когда в Москву были вывезены многие древние новгородские произведения (подробнее о вывозах см. кат. № 5, «Датировка и атрибуция»). Предположение косвенно подтверждается тем, что именно в XVI в. появляются многочисленные реплики со всех трех новгородских «Спасов на престоле», оказавшихся в Московском Кремле: со «Спаса царя Мануила», «Спаса» из Благовещенского собора и «Спаса» с Варлаамом Хутынским - издаваемого.

Лик Спаса по типу, колориту, живописным приемам близок к ликам в новгородских иконах последней четверти XIV в, - «Борисе и Глебе» на конях (Новгородский музей) и особенно в «Благовещении» с Феодором Тироном . Обобщенность контуров и смягченное выражение лика позволяют предположить несколько более позднее время создания «Спаса на престоле» - конец XIV - начало XV в.

Таким образом, издаваемый «Спас на престоле» восходит к очень древней иконографической традиции, имеющей византийские истоки, укоренившейся в Новгороде уже в XI в. и отразившей важную для ранней новгородской культуры идею проповеди евангельского учения. Икона московского Успенского собора является новым свидетельством отражения древних местных традиций в новгородской культуре XIV - начала XV в.

Икона Господь Вседержитель на троне

Икона Господь Вседержитель на троне (Спас на престоле, Мануилов Спас)

коны Господа Вседержителя существуют ещё два синонимичных названия - Спас Вседержитель иПантократор . Спасом (что значит Спаситель по старославянски) Господа называют за то, что он спас человечество от первородного греха, совершённого прародителями Адамом и Евой, искупив его ценой Своих страданий во время Страстей Христовых. А слово Пантократор равнозначно слову Вседержитель, ведь с греческого языка Пантократор переводится как Всесильный, Всемогущий. Вседержителем Спаситель называл Себя Сам в последней книге Нового Завета "Откровение Иоанна Богослова": "Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его... Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, Который был и есть и грядёт, Вседержитель". Именование Вседержителем Христа доказывает догмат Боговоплощения, вочеловечивания Бога. Всесилен и Иисус Христос - как Царь Земной правящий всеми людьми, всемогущ и Бог, создавший Землю и все существа на ней.


Самой первой иконой Господа Вседержителя стала поясная энкаустическая икона Христоса Пантократора в египетском монастыре Святой Екатерины на полуострове Синай. На ней Спаситель изображён в теперь уже ставшей типичной для иконографии Вседержителя позе: правая рука Его благословляет, в левой Иисус Христос держит Евангелие. В глазах Христоса Пантократора нет ни отражений, ни бликов - Он Сам излучает Божественный свет. Позже этот художественный приём станет обширно применяться в православной иконописи, став одним из канонов написания не только Христа, но и Святых. Указывая на раскрытое Евангелие и одновременно благословляя, Иисус недвусмысленно указывает нам путь к спасению своей души. В оплечном написании образа Спаса Вседержителя рук по понятным причинам не видно.


Один из распространённых вариантов иконографии Христа Пантократора - Господь Вседержитель на троне илиСпас на престоле . Христос здесь изображён в полный рост, сидя на троне как Небесный Судия и Царь. Правая рука всё так же благословляет, а левая держит открытое Евангелие. Однако существует вариант иконы Господа Вседержителя на троне, где положение рук Спасителя может быть другим: правая рука может указывать на строки раскрытого Евангелия, указывая главенство священной власти над светской, такая иконография Христа Пантократора получила наименование Мануилов Спас или же Спас Златая Риза . По преданию, византийский император Мануил I Комнин сам написал эту икону Спаса Вседержителя на престоле, но в момент написания образа повздорил с греческим священником и повелел наказать того за несогласие с базилевсом. Ночью Мануилу приснился сон: Христос приказал ангелам наказать императора за вмешательство в дела Церкви. Проснувшись, Мануил обнаружил на теле своём раны, а взглянув на написанную икону, обомлел: Спаситель изменил положение правой руки. Теперь она не благославляла, а указывала на строки Евангелия от Иоанна, где было написано: "Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". С того дня Мануил всегда ставил священное превыше царского. Название Златая Риза образ Мануилова Спаса получил за богатый позолоченный оклад, когда-то украшавший первоначальную икону.


Ещё одно распространённое изображение Спаса на престоле - Спас в Силах . Этот образ дословно изображает Христа в момент Его Второго пришествия, описанного Иоанном Богословом. Фигуру Господа Вседержителя на троне окружают небесные силы - красный ромб, символ божественного огня, вложен в синий круг - бесконечное в своей благодати Царство Небесное. сотканное из ангельских чинов, вписанный в свою очередь в красный прямоугольник - земное царство, по углам которого изображены животные - символы евангелистов, ведущих проповедь во всех четырёх концах света.

Знаменитая икона Иисуса Христа «Спас на Престоле» является важным образом в православном мире. В ней заключается божественная сила, которая исцеляет и помогает в любой трудной ситуации каждому верующему.

Образ Сына Божьего «Спас на Престоле» имеет общие черты с известной по всему миру иконой «Спас Вседержитель» . Лик Спасителя является одним из самых почитаемых и прославленных образов среди христианского народа. Это, пожалуй, одна из самых главных икон, которая должна быть дома у каждого верующего человека.

История иконы

Впервые данный образ Христа появился в Византийской империи в далеком девятом веке. В Россию прославленная икона «Спас на Престоле» пришла лишь спустя несколько столетий, приблизительно в 12 веке.

Главной составляющей святого образа является взгляд на Сына Господа как на величайшего и истинного Судью всего человечества, который явится в Судный день и воздаст за грехи каждому смертному на этой земле. Такое представление об Иисусе Христе и послужило поводом для написания великой святыни.

Икона «Спас на Престоле» является особенно почитаемой и одной из любимых у верующих. Почти у каждого православного человека хранится чудотворный образ Господа в доме. Многие христиане становились свидетелями чудес, которые исходили от великой святыни Спасителя. На протяжении веков святой лик помогал и исцелял верующих, заслужив тем самым их любовь и доверие.

Где находится икона «Спас на Престоле»

В нашей стране основной и особенно почитаемый образ можно встретить в Третьяковской галерее. Святыня была написана в Новгороде в 13 веке. Не менее прославленные списки хранятся:

  • в Эрмитаже (16 век);
  • в Московском Кремле (1337 год);
  • во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике во Владимире.

Описание иконы «Спас на Престоле»

Главной особенностью священного образа Спасителя на данной иконе является Его изображение в полный рост, в богатых одеяниях. Жестом одной руки Он дарует свое благословение , а в другой держит Евангелие в открытом виде. Иисус восседает на престоле, который заключает в себе символ бескрайней Вселенной, а также вездесущее господство и невообразимое могущество Бога.

В чем помогает образ «Спас на Престоле»

Христиане читают свои молитвы перед святейшим ликом Господа с просьбами о помощи в самых тяжелых и трудных жизненных ситуациях. Также молят об отпущении грехов , о прощении за все злые и плохие деяния, которые они сотворили в жизни. Православная икона способна помочь преодолеть смертельные болезни, злые недуги, психические и душевные расстройства, полностью исцелив тело и душу молящегося.
«Спас на Престоле» является покровителем рабочих, чья работа связана с нефтяной и газовой промышленностью.

Дни празднования

В календаре праздников русской православной церкви отмечено три официальных дня, когда проводится празднование святого образа «Спас на Престоле»:

  • 14 августа — является днем начала Успенского поста. Он также имеет название «Медовый Спас» ;
  • 19 августа — Яблоневый Спас ;
  • 28 августа — окончание поста.

Молитва перед чудотворным образом

«О, великий Спаситель! Царь Небес и Земли! Услышь молитвы наши к Тебе. Лишь перед Твоим образом преклоняем колени и просим о помощи. Не бросай в минуты тяжкие и встань на защиту наших душ. Молимся за жизни наши, за души грешные. Просим слезно, отпусти грехи наши и прости нас за них! Подари нам исцеление, избавь от злости и обид. Отгони прочь врагов наших и стань поддержкой в беды и трудности жизненные. Лишь ты наша опора, о могущественный и всевластный Иисус! Да прославим и восхвалим мы имя Твое великое! Да будет на все воля Твоя! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь».

Помните, что Господь всегда рядом и поможет в любую минуту каждому, кто истинно верует в Его силу и молится от чистого сердца перед Его чудодейственными образами. Не забывайте благодарить Христа за все хорошее, что есть в вашей жизни, и тогда ваши мольбы будут услышаны, а Его поддержка не заставит себя ждать. Мы желаем вам крепкой веры, счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.12.2017 05:14

Покров Богоматери – один из самых значимых православных праздников. В этот день каждый верующий человек...