Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Сообщение о научной деятельности джордано бруно. Дело Джордано Бруно: сожженный в пламени веры

Джордано Бруно стал самой известной жертвой религиозного мракобесия. До сих пор не известно, что именно послужило основным поводом для казни – прогрессивные естественнонаучные взгляды или еретические высказывания.

Джордано Бруно родился в 1548 году в провинции Нола рядом с Неаполем. При рождении Бруно получил имя Филиппо. По названию родного местечка его прозвали Бруно Ноланцем.

В 11 лет мальчика отправили в Неаполь для изучения литературы, диалектики и логики. В 15 лет Филиппо продолжил обучение в монастыре Святого Доминика. В 1565 году Бруно постригся в монахи. Тогда же ему и дали церковное имя Джордано.

Научная и преподавательская деятельность

В 24 года Бруно стал католическим священником. Уже тогда юношу обвиняли в чтении литературы из Индекса запрещенных книг (издан в 1559 году). Навлекало подозрение и то, что Джордано выносил из кельи иконы и оставлял только распятие.

Чтобы избежать расследования, молодой ученый в 1576 году уехал в Рим, затем – на север Италии, а после – в Швейцарию.

Здесь, в Женеве, он поступает в университет. Однако его вновь начали подозревать в ереси. Джордано пришлось переехать во Францию, в городок Тулузу. Ему присваивают ученый титул, и 2 года он читает лекции по философии.

В 1581 году Бруно получает место в Сорбонском университете во Франции. Он снискивает расположение короля Генриха III Французского.

В 1583 году Бруно переезжает в Англию. Вначале он обосновался в Лондоне, затем – в Оксфорде. Но споры с местными профессорами вынудили его вновь перебраться в столицу.

Здесь он пытается убедить приближенных к Елизаветинскому двору в правдивости идей Коперника. Однако поддержки не находит. Только английский физик, придворный врач Якова I и Елизаветы I – Уильям Гилберт, разделяет его точку зрения.

Спустя 2 года Бруно возвращается во Францию. А в 1586 – переезжает в Германию. Здесь он безуспешно ищет работу. Только в Марбурге, немецком университетском городе, ему удается получить место. Но вскоре ученого отстраняют от преподавательской деятельности.

Джордано перебирается в город Виттенберг. С 1586 по 1588 года он читает лекции. После уезжает в Прагу, где занимается изучением понятия «магии».

Спустя год Бруно переезжает в Гельмштедт, а после – во Франкфурт. За публикацию своих трудов он получает значительный гонорар. Однако в 1591 году был вынужден спешно покинуть город.

Заключение и казнь

Тогда же Джордано пригласил в Венецию молодой аристократ Джованни Мочениго, чтобы обучиться т.н. «искусству памяти» – мнемонике.

Но уже 23 мая 1592 года Мочениго направляет инквизитору первый донос на Бруно. В нем говорилось, что Джордано распространяет еретические взгляды, отрицает догматы христианской веры, выдвигает дикие гипотезы об устройстве мира и резко высказывается о монахах.

25 и 26 мая последовали еще 2 доноса от Джованни. Итальянского философа арестовывают. 17 сентября римская инквизиция требует Венецию выдать им Бруно для суда. 27 февраля 1593 года ученого перевозят в Рим.

В тюрьмах Рима Бруно провел 6 лет. В течение этого периода он отказывался признать свои взгляды и убеждения ошибочными.

9 февраля следующего года инквизиционный трибунал вынес обвинение Бруно в ереси по 8 положениям. Его отлучили от церкви и лишили сана священника. Нопалеанцу вменялось только отрицание догматов церкви, однако нет упоминаний о том, что причиной казни стали научные взгляды.

Джордано приговорили к наказанию «без пролития крови». Так обозначалось сожжение на костре. Казнь состоялась 17 февраля на площади Цветов в Риме.

Мировоззрение и труды

Мировоззрение Джордано Бруно удивительно сочетало в себе магические и прогрессивные научные взгляды. Он был поклонником идей Николая Кузанского и Коперника, труды которых утверждали, что Земля вращается вокруг Солнца. Ученый резко критиковал господствовавшую в 16 веке гелиоцентрическую систему устройства мира.

Бруно считал, что Солнце – просто звезда, а Вселенная безгранична. Он утверждал, что в нашей Галактике есть другие, тогда неизвестные, небесные тела. Также философ доказывал, что существует бесконечное множество миров и планет, на которых возможна жизнь.

В то же время Джордано проводил исследования на тему магии. Он выделял 9 различных форм магии. Также Бруно считал, что душа – метафизическая единица, которая может переходить из одного тела в другое.

За свою жизнь Джордано Бруно написал несколько литературных и естественнонаучных трудов. Самые значимые из них: «О естественной магии» (1588), «О бесконечности вселенной и мирах» (1584), «Искусство памяти» (1582), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых» (1591).

До 1948 года произведения Бруно находились в Индексе запрещенных книг. Спустя 300 лет после его смерти, 9 июня 1889 года, на месте казни – площади Цветов – был открыт памятник итальянскому философу – ученому, опередившего свое время на несколько столетий.

Существует несколько точек зрения о том, за что сожгли Джордано Бруно. В массовом сознании за ним закрепился образ человека, казненного за отстаивание своей гелиоцентрической теории. Однако если подробнее взглянуть на биографию и труды этого мыслителя, то можно заметить что его конфликт с Католической Церковью был, скорее, религиозным, чем научным.

Биография мыслителя

Прежде чем разбираться, за что сожгли Джордано Бруно, следует рассмотреть его жизненный путь. Будущий философ родился в 1548 году в Италии близ Неаполя. В этом городе юноша стал монахом местного монастыря Святого Доминика. Всю жизнь его религиозные искания шли вместе с научными. Со временем Бруно стал одним из самых образованных людей своего времени. Еще в детстве он начал изучать логику, литературу и диалектику.

В 24 года молодой доминиканец стал священником. Однако жизнь Джордано Бруно недолго была связана со службой в церкви. Однажды его уличили в чтении запрещенной монастырской литературы. Тогда доминиканец бежал сначала в Рим, потом на север Италии, а затем и вовсе за пределы страны. Последовала короткая учеба в Женевском университете, но и там Бруно выгнали по обвинению в ереси. Мыслитель обладал пытливым умом. В своих публичных выступлениях на диспутах он часто выходил за рамки христианского учения, не соглашаясь с общепринятыми догмами.

Научная деятельность

В 1580 году Бруно перебрался во Францию. Он преподавал в крупнейшем университете страны - Сорбонне. Там же появились первые напечатанные труды Джордано Бруно. Книги мыслителя были посвящены мнемонике - искусству запоминания. Философа заметил французский король Генрих III. Он оказал протекцию итальянцу, пригласив его ко двору и предоставив все необходимые для работы условия.

Именно Генрих способствовал устройству Бруно в английском университете в Оксфорде, куда тот переехал в возрасте 35 лет. В Лондоне в 1584 году мыслитель издал одну из своих самых важных книг «О бесконечности, вселенной и мирах». Ученый уже давно исследовал астрономию и вопросы устройства космоса. Бесконечные миры, о которых он говорил в своей книге, полностью противоречили общепринятому тогда мировоззрению.

Итальянец был сторонником теории Николая Коперника - это еще один «пункт», за что сожгли Джордано Бруно. Суть ее (гелиоцентризм) заключалась в том, что в центре планетарной системы находится Солнце, а планеты крутятся вокруг него. Церковная точка зрения по этому вопросу была прямо противоположной. Католики считали, что Земля находится в центре, а все тела вместе с Солнцем движутся вокруг нее (это геоцентризм). Бруно пропагандировал идеи Коперника в Лондоне, в том числе и при королевском дворе Елизаветы I. Сторонников итальянец так и не нашел. Даже писатель Шекспир и философ Бэкон не поддержали его взглядов.

Возвращение в Италию

После Англии Бруно несколько лет путешествовал по Европе (преимущественно по Германии). С постоянной работой у него было туго, потому что университеты часто опасались принимать итальянца из-за радикальности его идей. Скиталец попытался осесть в Чехии. Но и в Праге ему были не рады. Наконец, в 1591 году мыслитель решается на смелый поступок. Он вернулся в Италию, а точнее в Венецию, куда его пригласил аристократ Джованни Мочениго. Молодой человек стал щедро платить Бруно за уроки по мнемонике.

Однако скоро отношения работодателя и мыслителя испортились. В личных разговорах Бруно убеждал Мочениго в том, что существуют бесконечные миры, Солнце находится в центре мира и т. д. Но еще большую ошибку философ совершил, когда стал обсуждать с аристократом религию. По этим разговорам можно понять, за что сожгли Джордано Бруно.

Обвинение Бруно

В 1592 году Мочениго отправил несколько доносов венецианским инквизиторам, в которых он описал смелые идеи бывшего доминиканца. Джованни Бруно сетовал, что Иисус был магом и пытался избежать своей смерти, а не принял ее мучеником, как об этом говорится в Евангелии. Более того, мыслитель говорил о невозможности возмездия за грехи, реинкарнации и испорченности итальянских монахов. Отрицая основные христианские догматы о божественности Христа, Троице и т. д., он неизбежно становился заклятым врагом церкви.

Бруно в разговорах с Мочениго упоминал о желании создать собственное философское и религиозное учение «Новая философия». Объем еретических тезисов, высказанных итальянцем, был настолько велик, что инквизиторы сразу же занялись расследованием. Бруно арестовали. Он провел в тюрьмах и на допросах более семи лет. Из-за непробиваемости еретика его перевезли в Рим. Но и там он оставался непоколебим. 17 февраля 1600 года его сожгли на костре на площади Цветов в Риме. Мыслитель не стал отказываться от собственных взглядов. Более того, он заявил, что сжечь его вовсе не значит опровергнуть его теорию. Сегодня на месте казни находится памятник Бруно, установленный там в конце XIX века.

Основы учения

Разностороннее учение Джордано Бруно застрагивало как науку, так и веру. Когда мыслитель вернулся в Италию, он уже видел себя проповедником реформированной религии. В основу ее должны были лечь именно научные знания. Такое сочетание объясняет наличие в трудах Бруно как логичных рассуждений, так и отсылок к мистике.

Конечно, философ формулировал свои теории не на пустом месте. Идеи Джордано Бруно во многом основывались на трудах его многочисленных предшественников, в том числе живших и в античную эпоху. Важным фундаментом для доминиканца был радикальный античная философская школа учила мистически-интуитивному способу познания мира, логике и т. д. Мыслитель перенял от нее идеи о мировой душе, движущей всей Вселенной, и едином начале сущего.

Также Бруно опирался на пифагорейство. Это философско-религиозное учение основывалось на представлении мироздания как гармонической системы, подчиненной числовым закономерностям. Его последователи значительно повлияли на каббалистику и другие мистические традиции.

Отношение к религии

Важно отметить, что антицерковные взгляды Джордано Бруно совсем не означали, что он был атеистом. Напротив, итальянец оставался верующим человеком, хотя его представление о боге сильно отличалось от католических догматов. Так, например, перед казнью уже готовый умереть Бруно сказал, что отправится прямиком к создателю.

Для мыслителя его приверженность к гелиоцентризму не была признаком отказа от религии. С помощью этой теории Бруно доказывал истинность своей пифагорейской идеи, но не отрицал существования бога. То есть гелиоцентризм становился своеобразным математическим способом дополнить и развить философскую концепцию ученого.

Герметизм

Еще одним весомым источником вдохновения Бруно стала Это учение появилось в эпоху поздней Античности, когда в Средиземноморье свой расцвет переживал эллинизм. Основой концепции были древние тексты, по преданию дарованные Гермесом Трисмегистом.

Учение включало в себя элементы астрологии, магии и алхимии. Эзотерический и таинственный характер герметической философии очень импонировал Джордано Бруно. Эпоха античности уже давно была в прошлом, но именно во время Возрождения в Европе появилась мода на изучение и переосмысление столь древних источников. Показательно, что один из исследователей наследия Бруно Фрэнсис Йейтс назвал его «ренессансным магом».

Космология

В эпоху Возрождения было мало исследователей, столь сильно переосмысливших космологию и как Джордано Бруно. Открытия ученого по этим вопросам изложены в трудах «О безмерном и неисчислимых», «О бесконечном, Вселенной и мирах» и «Пире на пепле». Идеи о натурфилософии и космологии Бруно стали революционными для современников, из-за чего их и не приняли. Мыслитель исходил из учения Николая Коперника, дополнив и усовершенствовав его. Основные космологические тезисы философа были таковы - вселенная бесконечна, далекие звезды - аналоги земного Солнца, мироздание представляет собой единую систему с одинаковой материей. Самой известной идеей Бруно стала теория гелиоцентризма, хотя предложил ее еще поляк Коперник.

В космологии, как и религии, итальянский ученый исходил не только из научных соображений. Он обращался к магии и эзотерике. Поэтому в будущем некоторые его тезисы были отвергнуты наукой. Например, Бруно считал, что вся материя одушевлена. Современные исследования опровергают эту идею.

Также для доказательства своих тезисов Бруно часто прибегал к логическим рассуждениям. Например, очень показателен его спор со сторонниками теории о неподвижности Земли (то есть геоцентризма). Свою аргументацию мыслитель привел в книге «Пир на пепле». Апологеты неподвижности Земли часто критиковали Бруно с помощью примера о камне, сброшенном с высокой башни. Если бы планета вращалась вокруг Солнца и не стояла на месте, то падающее тело упало бы не прямо вниз, а несколько в другом месте.

В ответ на это Бруно предлагал свой аргумент. Он защищал свою теорию с помощью примера о движении корабля. Люди, прыгающие на судне, приземляются на одну и ту же точку. Если бы Земля была неподвижна, то на плывущем корабле такое было бы невозможно. Значит, рассуждал Бруно, двигающаяся планета тянет за собой все, что на ней находится. В этом заочном споре со своими противниками на страницах одной из своих книг итальянский мыслитель очень близко подобрался к теории относительности, сформулированной Эйнштейном в XX столетии.

Другим важным принципом, высказанным Бруно, была идея об однородности материи и пространства. Ученый писал, что, исходя из этого, можно предположить, что с поверхности любого космического тела, вселенная будет выглядеть приблизительно одинаково. Кроме того, космология итальянского философа прямо гласила о действии общих законов в самых разных уголках существующего мира.

Влияние космологии Бруно на будущую науку

Научные исследования Бруно всегда шли об руку с его обширными представлениями о теологии, этике, метафизике, эстетике и т. д. Из-за этого космологические версии итальянца были наполнены метафорами, порой понятными только автору. Его труды стали предметом исследовательских споров, не прекращающихся и сегодня.

Бруно первым предположил, что вселенная безгранична, и в ней находится бесконечно количество миров. Эта идея противоречила механике Аристотеля. Итальянец часто выдвигал свои идеи только в теоретическом виде, так как в его время не было технических средств, способных подтвердить догадки ученого. Однако современная наука смогла восполнить эти пробелы. Теория большого взрыва и бесконечного роста вселенной подтвердила идеи Бруно спустя несколько столетий после сожжения мыслителя на костре инквизиции.

Ученый оставил после себя отчеты об анализе падения тел. Его данные стали предпосылкой для появления в науке принципа инерции, предложенного Галилео Галилеем. Бруно, так или иначе, повлиял на XVII века. Тогдашние исследователи часто пользовались его трудами в качестве вспомогательных материалов для выдвижения собственных теорий. Важность трудов доминиканца уже в современное время подчеркивал немецкий философ и один из основоположников логического позитивизма Мориц Шлик.

Критика догмата Святой Троицы

Несомненно, что история Джордано Бруно стала еще одним примером человека, принявшего себя за мессию. Об этом говорит тот факт, что он собирался основать собственную религию. Кроме того, вера в высокую миссию не позволила итальянцу отказаться от своих убеждений во время многолетних допросов. Порой в разговорах с инквизиторами он уже склонялся к компромиссу, но в последний момент опять начинал настаивать на своем.

Бруно сам давал дополнительную почву для обвинений в ереси. На одном из допросов он заявил, что считает догмат Троицы ложным. Жертва инквизиции аргументировала свою позицию с помощью всевозможных источников. Протоколы допросов мыслителя сохранились в первозданном виде, поэтому сегодня есть возможность проанализировать, как зарождалась система идей Бруно. Так, итальянец заявил, что в сочинении святого Августина говорится о том, что термин Святой Троицы возник не в евангельскую эпоху, а уже в его времена. Исходя из этого, обвиняемый считал весь догмат выдумкой и фальсификацией.

Мученик науки или веры?

Важно то, что в смертном приговоре Бруно нет ни одного упоминания о гелиоцентрической В документе говорится о том, что брат Джовано пропагандировал еретическое религиозное учение. Это противоречит распространенной точке зрения, гласящей, что Бруно пострадал за свои научные убеждения. На самом деле церковь была в ярости от критики философом христианских догматов. Его идея о расположении Солнца и Земли на этом фоне становилась детской шалостью.

К сожалению, в документах нет конкретных упоминаний о том, в чем заключались еретические тезисы Бруно. Это позволило историкам предположить, что более полные источники были утеряны или намеренно уничтожены. Сегодня читатель может судить о характере обвинений бывшего монаха только по второстепенным бумагам (доносу Мочениго, протоколам допросов и т. д.).

Особенно интересным в этом ряду является письмо Каспара Шоппе. Это был иезуит, который присутствовал на оглашении приговора еретику. В своем письме он упоминал основные претензии суда к Бруно. Помимо уже вышеперечисленных можно отметить идею о том, что Моисей был магом, а от Адама и Евы произошли только евреи. Остальной род человеческий, убеждал философ, появился благодаря двум другим людям, созданным богом за день до пары из райского сада. Бруно упорно хвалил магию и считал ее полезным делом. В этих его заявлениях в очередной раз прослеживается приверженность идеям античного герметизма.

Символично, что уже современная Римско-Католическая Церковь отказывается пересмотреть дело Джордано Бруно. За больше чем 400 лет после гибели мыслителя понтифики так и не оправдали его, хотя то же самое было сделано в отношении многих еретиков прошлого.

Конец семнадцатого века ознаменован трагическим уходом Джордано Бруно. Рожденный в 1548 году, один из самых ярких последователей учений Коперника прожил 52 года, развивая его теорию о бесконечности Вселенной во времени и пространстве.

Подвергшись смерти от рук инквизиции, даже сегодня философ не вошел в пересмотренные взгляды католической церкви относительно ряда казненных инквизицией ученых средневековья. Церковь до сих пор придерживается мнения о верности решения, принятого в отношении естествоиспытателя.

Рождение и юные годы

При рождении мальчик получил имя Филипп, лишь годы спустя он будет наречен именем, ставшим известным для всего мира.

Семья, в которой родился Филипп, была не богата, отец служил наемным солдатом, мать была крестьянка.

За последующие полвека философ проделает большой путь от рождения до смерти от рук инквизиции.

  • В возрасте одиннадцати лет ребенок отправляется постигать науки в Неаполе. Там он наравне с диалектикой изучает литературу и логику.
  • Получив прекрасные рекомендации учителей, пятнадцатилетний Филипп переезжает в монастырь, где проводит последующие 10 лет своей жизни. Именно в монастыре молодой итальянец и будет наречен именем Джордано.
  • Живя в монастыре, юноша тщательнейшим образом изучает книгу Николая Коперника, посвященную небесным телам, что провоцирует его на выступления против идей Аристотеля. Не согласен юноша с учениями столь великих людей из-за несоответствия увиденного на практике с представленными данными.
  • В 1572 году молодой человек проводит первую службу в сане священника. Уже тогда, будучи знакомы с мятежными высказываниями собрата, служители церкви объявляют монаха еретиком. Помимо Распятия в монашеской келье Бруно нет икон, он читает запрещенные книги и поведение молодого монаха мало соответствует правилам монастыря.
  • Через четыре года после проведения первой службы Джордано Бруно вынужден покинуть место служения и податься в бега. Выйдя из доминиканского ордена в двадцать восемь лет, он уезжает в Рим. Дальнейший путь философа проходит через Швейцарию и Францию в Англию. В Париже молодой итальянец пользуется покровительством Генриха III, который приглашает его ко двору для обучения искусству хорошей памяти. Так проходят два года безопасной жизни бунтаря. Получив королевские рекомендации, молодой человек уезжает в Англию.
  • Жизнь в Лондоне принесет мыслителю написание ряда трактатов, оставивших след в истории, один из которых прославил его имя в веках.
  • В возрасте тридцати восьми лет Джордано уезжает в Германию, где получает запрет на чтение лекций в Марбурге и начинает преподавательскую деятельность в другом месте.

Философ и наука

Главной идеей в учении итальянского мыслителя было саморазвитие природы. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а не замкнута.

Читая свои трактаты и лекции, Бруно не заручался поддержкой и вынужден был прекращать пропаганду своих идей. Однако, участник вынесения приговора философу признал его как человека, обладающего выдающимся умом и крайне начитанного.

Высказывания Джордано о вреде религии и, в частности, церкви и умение доносить мысли в массы стало главной причиной жесткого решения суда в отношении обвиняемого. Называя церковь основным препятствием для развития науки, философ не оставил себе шансов на более мягкий приговор инквизиторов.

В тридцать шесть лет Бруно пишет очередную работу, которую периодически рассматривают в качестве основы современной науки о природе. Тогда же он пишет пять диалогов, пропагандируя теории Коперника в астрономии, упоминая свои суждения по этому вопросу. Именно в данный период улавливается вера в сверхчеловека, миссию которого примеряет на себя философ.

Являясь ярым сторонником Коперника, мыслитель высказывает мнение о едином начале, дающем продолжению всему, что имеет Вселенная.

Приравнивая в своих идеях человека к Богу, Джордано Бруно обрушил гнев священнослужителей на свою персону. Такого сравнения церковь простить философу не могла.

Помимо того, что идеи итальянца являлись лишь продолжением учения Коперника, Бруно первым предположил гипотезу о движении континентов, упомянул он и идею о том, что существуют далекие планеты, которые не видны человеку.

Смерть от инквизиции

Вернувшись на родину и приняв предложение обучить одного из представителей знати искусству хорошей памяти, Джордано попадает в руки инквизиции. Его арестовывают по доносу ученика, заявившего о богохульстве идей учителя и в течение шести лет держат в тюрьме Ватикана.

Отказавшись признать свои идеи неверными, Джордано Бруно был сожжен инквизиторами на костре. Философа признали еретиком, лишили сана и привели наказание в исполнение.

Биографы считают смерть мыслителя результатом крайней опасности вольнодумных учений Бруно.

Термин «лженаука » уходит далеко в Средние Века. Мы можем вспомнить Коперника, которого сожгли за то, что он говорил «А Земля всё-таки вертится »…". Автор этой фантастической цитаты, где перепутаны три разных человека — политик Борис Грызлов.

Галилео Галилея заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится! » он не говорил

На самом деле за гелиоцентризм (представление, что центром нашей планетной системы является Солнце) преследовали Галилео Галилея. Великого астронома заставили отречься от своих взглядов, но фразы «А всё-таки она вертится! » он не говорил — это поздняя легенда. Живший ранее Николай Коперник — основатель гелиоцентризма и католический священнослужитель — тоже умер своей смертью (его доктрину официально осудили лишь 73 года спустя). А вот сожгли Джордано Бруно — 17 февраля 1600 года в Риме по обвинению в ереси.

Вокруг этого имени существует множество мифов. Самый распространенный из них звучит примерно так: «Жестокая Католическая Церковь сожгла передового мыслителя, учёного, последователя идей Коперника о том, что Вселенная безконечна, а Земля вращается вокруг Солнца».

Ещё в 1892 году на русском языке появился биографический очерк Юлия Антоновского «Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность». Это настоящее «житие святого» Эпохи Возрождения. Оказывается, первое чудо произошло с Бруно в младенчестве — змея вползла в его колыбельку, но мальчик криком напугал отца, и тот убил тварь. Дальше — больше. Герой с детства отличается выдающимися способностями во многих областях, бесстрашно спорит с противниками и побеждает их с помощью научных аргументов. Очень молодым человеком он получает всеевропейскую известность и в расцвете сил бесстрашно гибнет в пламени костра.

Красивая легенда о мученике науки, погибшем от рук средневековых варваров, от Церкви, которая «всегда была против знаний». Настолько красивая, что для многих реальный человек перестал существовать, а на его месте появился мифический персонаж — Николай Брунович Галилей. Он живёт отдельной жизнью, шагает из одного произведения в другое и убедительно побеждает воображаемых противников.

Для многих реальный человек перестал существовать, а на его месте появился мифический персонаж —Николай Брунович Галилей.


Памятник Джордано Бруно в Риме

Вот только к реальному лицу это не имеет отношения. Джордано Бруно был раздражительным, импульсивным и взрывным человеком, доминиканским монахом, а учёным скорее по названию, чем по сути. Его «одной, но подлинной страстью» оказалась не наука, а магия и желание создать единую мировую религию на основе древнеегипетской мифологии и средневековых гностических идей.

Вот, например, один из заговоров богине Венере, который можно найти в трудах Бруно: «Венера благая, прекрасная, красивейшая, любезная, благоволящая, милостивая, сладкая, приятная, блистающая, звёздная, Дионея, благоухающая, веселая, Афрогения, плодородная, милостивая, щедрая, благодетельная, мирная, изящная, остроумная, огненная, величайшая примирительница, любовей владычица» (Ф. Йейтс. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000 ).

Вряд ли эти слова уместны в творениях доминиканского монаха или учёного-астронома. Зато они очень напоминают заговоры, которыми пользуются до сих пор некоторые «белые» и «чёрные» маги.

Бруно никогда не считал себя учеником или последователем Коперника и астрономией занимался лишь в той мере, в которой она помогала ему найти «сильное колдунство» (воспользуемся выражением из «гоблинского перевода» «Властелина колец»). Вот как один из слушателей выступления Бруно в Оксфорде (правда, довольно пристрастный) описывает то, о чём рассказывал оратор:

«Он решил среди очень многих других вопросов изложить мнение Коперника, что земля ходит по кругу, а небеса покоятся; хотя на самом деле это его собственная голова шла кругом и его мозги не могли успокоиться» (цитата из указанного сочинения Ф. Йейтс) .

Бруно заочно похлопывал старшего товарища по плечу и говорил: да, Копернику «мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты». Однако «он недалеко от них ушел, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов». Иными словами, Коперник оперировал точными науками и не искал тайных магических знаний, поэтому был, с точки зрения Бруно, недостаточно «продвинут».

Подобные воззрения и привели философа на костер. К сожалению, полный текст приговора Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что коперникианские идеи, которые по-своему выражал подсудимый, также вошли в число обвинений, но не делали погоды в инквизиторском расследовании. Многие читатели пламенного Джордано не могли понять, почему среди его сочинений по искусству запоминания или устройству мира встречаются какие-то безумные схемы и упоминания античных и древнеегипетских богов. На самом деле именно эти вещи для Бруно были самыми важными, а механизмы тренировки памяти, описания бесконечности Вселенной — лишь прикрытием. Бруно, ни много ни мало, называл себя новым апостолом.

Это расследование продолжалось восемь лет. Инквизиторы пытались подробным образом разобраться в воззрениях мыслителя, тщательно изучить его труды. Все восемь лет его склоняли к покаянию. Однако философ отказался признать выдвинутые обвинения. В результате инквизиционный трибунал признал его «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана, отлучён от церкви и казнён (В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция. М.: АН СССР, 1955 ).

Разумеется, заключать человека в тюрьму, а потом сжигать на костре только за то, что он высказывал определённые взгляды (пусть и ложные), для людей XXI века недопустимо. Да и в XVII веке подобные меры не добавили популярности Католической Церкви. Однако рассматривать эту трагедию как борьбу науки и религии нельзя. По сравнению с Джордано Бруно средневековые схоласты скорее напоминают современных историков, защищающих традиционную хронологию от фантазий академика Фоменко, чем тупых и ограниченных людей, которые боролись с передовой научной мыслью.

В 1548 году в местечке Нола на свет появился мальчик. Семья, где увидел свет наследник, была военная. Малыша нарекли Филиппо.

Наступил 1559 год. Наследнику исполнилось 11 лет. Его родители переехали в Неаполь, где юный Филиппо приступил к учению. Мальчишка с особым усердием начал постигать азы логической науки и искусства литературы.

В 1563 году Филиппо почувствовал духовный голод, и именно по этой причине он решил утолить его в монастыре Святого Доминика. Понятно, что он принял обет монаха и имя изменил на Джордано.

Некоторое время новоиспеченных деятель церкви исправно служил Святому Отцу, но затем в его представлениях что-то изменилось. Тогда Джордано стал подвергать остракизму некоторые духовные постулаты. По этой причине другие священнодеятели стали его подозревать в неистинности веры, и своими косыми взглядами довели до того, что Джордано пришлось покинуть Божий дом.

После ухода из монастыря Джордано некоторое время провел в столице Рима, а впоследствии уехал в северную часть Италии.

Оседлая жизнь Бруно в Италии продлилась недолго. Его деятельная натура требовала изменений, поэтому он стал посещать другие страны. Стоит отметить, что Джордано посетил почти все европейские государства. Но он посещал их с целью просветительской – он проповедовал непреложные духовные ценности.

В одну из его проповедей случилось событие, которое коренным образом изменило его жизнь. Король Франции был поражен эрудированностью Бруно, что предложил ему жить при его дворе. Джордано принял приглашение монарха. Благодаря его покровительству Джордано посетил Англию, где проживал продолжительное время и находился в милости власти. Это позволило философу заниматься любимым делом, и даже появились его трактаты о духовных ценностях человечества.

Но Бруно не был бы самим собой, если бы не занимал активной просветительской позиции. Он снова противопоставил себе многих, кто не разделял его взглядов. Причем это противопоставление приняло такие формы, что Джордано в 1585 году пришлось покинуть Английское королевство и возвратиться во Францию.

Джованни Мочениго был сторонником воззрений Бруно. По этой причине он сделал Джордано приглашение в Венецию, где последний остановился на некоторое время. Такая идиллия продолжалась довольно непродолжительное время. Так как и Джордано и Джованни были очень темпераментными людьми, по этой причине между ними возникла конфликтная ситуация и Мечениго поступил несправедливо. Он подробно описал философские взгляды Бруно по отношению к религии, и это послание отправил в инквизицию. Понятно, что последовали карательные меры по отношению к Бруно. Его лишили свободы.

В тюрьме Джордано провел семь лет. Инквизиция пыталась переубедить Бруно в его неправоте, но когда поняла всю тщетность своих попыток, то просто-напросто приговорила его к смерти.

Его открытие биография

Интересные факты и даты из жизни