Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Расизм и расовые теории. Значение словосочетания «расовая теория

Основателем этой теории считается Ж. Гобино (франц. XIX в. Соч. «Опыт о неравенстве человеческих рас»). Большой вклад внес в нее ф, Ницше (нем. XIX в. Соч. «Воля к власти»), которого считают предтечей идеологии фашизма.

Суть теории. Теория основывается на постулате о том, что чело­веческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психо­логическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Высшие расы имеют превосходство над низши­ми по той причине, что они выгодно отличаются от других в выше­перечисленных отношениях. Поэтому они Moiyr претендовать на роль вершителей судеб людей во всем мире, призваны господствовать, на­вязывать волю остальным группам людей, не относящихся к предста­вителям высшей расы. Государство, по их мнению, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Авторы этой теории напоминали о том, что большой вклад в создание цивили­зации сделали представители белой расы и ее роль в развитии циви­лизации вообще нельзя переоценить.

Представители низшей расы являются людьми, не способными к созданию цивилизации, вот почему они могут быть объектом господ­ства. Всех же Ницше делил на три типа: 1) гениальные люди - немно­гие; 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики - стражи порядка, права и безопасности (царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) прочая масса посредственных людей. Правда, Ницше, пользуясь понятием раса, понимал его прежде всего как соци­ально-политическую, нежели национально-этническую характеристи­ку; сильная раса - это, по существу, особая порода властвующих, аристократические господа, слабая раса - жизненно слабые, угнетен­ные подневольные. Всю социально-политическую историю он харак­теризует как борьбу двух воль к власти - воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада). Цель человечества состоит в его совершеннейших экземпля­рах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культу­ры. Отвергая различные концепции происхождения государства, Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе ко­торого происходит рождение привилегированного культурного че­ловека, господствующего над остальной массой.

Расовая теория имеет долгую историю. Она верно служила ее адептам в средние века, когда формировалась колониальная система, она вновь была поднята на штык, осовременена и приобрела еще большую аргументацию в первой половине XX в., в период по­явления фашизма. Рецидивы расистских взглядов и акций встреча­ются и сейчас, но в разряд государственной теория расизма теперь не входит ни в одной стране: человечество в целом уже доросло до того, чтобы осознать, что люди рождаются равными и свободными.


Оценка теории. С позиций ценностей сегодняшнего дня нет ни­каких оснований производить деление рас на высшие и низшие. Из­менения в современном мире, воспринявшем такие ценности, как права человека, с рождения приобретаемые каждым из живущих на Земле, дают основание вроде бы с порога заклеймить какое-либо подразделение рас и расовую теорию, хотя и не находящую практи­ческого воплощения. Однако здесь не надо торопиться и постарать­ся выяснить причину появления этой теории.

Справедливо замечено Ницше, что люди разнятся между собой и эта разница носит биологический характер. Устранить биологи­ческие законы мы не можем, да и вряд ли это нужно, ведь если бы люди все были одинаковы, то наши потребности могли быть удовле­творены в меньшей мере (это примерно так же, как если бы у нас в гардеробе было несколько десятков галстуков, но ни одной рубаш­ки). Однако это отнюдь не способно умалить значимость каждого человека, рожденного на Земле, поскольку каждый человек занима­ет свою нишу в обществе и занимается «своим», т.е. посильным ему делом, принося тем самым пользу другим людям.

Действительно -и то, что разные страны развиваются неравно­мерно, т.е. различные отряды человеческой популяции в разное время проходят исторические этапы. Если в Европе и Северной Америке находятся государства, развитые не только в промышлен­ном, но и в политическом, научном и других отношениях, то такой уровень развития в большинстве стран Азии пока не достигнут. В центре африканского континента существуют еще родоплемен-ные отношения, позволяющие говорить, что там еще государствен­ность в полной мере не сложилась. И это верно подмечено сторон­никами расовой теории.

Далее. Справедливо также указывается на то, что люди разнятся и с точки зрения психологии. Если северные народы характеризу­ются спокойным, уравновешенным нравом, рациональным отноше­нием к жизни и как бы отстраненным взглядом на окружающий мир, то южным пародам в большей мере свойственна импульсив­ность, эмоциональность, вспыльчивость и т.п. Представляется, что это является также результатом вышеуказанного процесса. Так же как людей можно разделить по возрасту, так же и нации делятся на молодые, средневозрастные и старые. Причем решающим здесь оказывается не время, а социальный опыт, который пришлось «пережить» той или иной расе, народности, и пережитый опыт может буквально «спрессовать» время.

Однако дает ли это основание ставить вопрос о том, что сущест­вуют высшие и низшие расы? Этот вопрос можно перефразировать: кто выше (ниже) не в буквальном, конечно, понимании - ребенок или умудренный человек? Ответ здесь однозначный дать нельзя, по­скольку ребенок, когда вырастет, то может, что называется, за­ткнуть за пояс мудреца, с которым его сравнивают, в интеллектуаль­ном отношении, не говоря уж о физическом.

Современная биологическая, антропологическая и генетическая наука не видят никакой связи между расовыми различиями людей (цветом кожи, формой черепа и носа и пр.) и их нравственными и интеллектуальными характеристиками. Что же касается различий в достижениях разных народов, то они объясняются исключительно географическими, историческими, политическими, экономически­ми и социально-культурными факторами. Но с развитием контактов между странами и народами, в результате заимствования опыта у народов развитых стран и взаимообогащения процесс появления и развития государств у менее развитых народов идет ускоренно. Не надо забывать, что и развитые народы когда-то и сами находились на более низкой ступени развития. Поэтому вопрос должен стоять не кто выше и кто ниже, а иначе: кто дальше прошел по пути исто­рического прогресса. Разность в историческом развитии - это ос­нование не для безапелляционного командования менее развитыми народами, а для помощи им и их поддержки.

Миф «чистоты крови» был основой идеологии Третьего рейха. «Чистота крови» имела для немецких нацистов столь огромное значение, так как была связана с наследованием расовых качеств.

Нацисты делили расы на «высшие», имеющие творческое начало и способность к поддержанию порядка и самоорганизации, и «низшие», соответственно, не имеющие озвученных начал. На вершине иерархической лестницы была «нордическая» раса (германо-скандинавы), ниже стояли восточно-балтийская, динарская (адриатическая) и иные подрасы европеоидной расы. Даже французы считались «выродившимися, негроидизированными, испорченными». Поэтому они входили в группу «полунордических» народов.

Ниже по лестнице были метисы белой расы с другими расами и в самом низу – представители «чёрной» (негроиды) и «жёлтой» (монголоиды) рас. Представители «низших» рас вообще не считались людьми в полном смысле слова – это были «недочеловеки» (нем. Untermensch - Унтерменш). В эту группу – «недочеловеков», в Рейхе также записали славян, евреев и цыган.

Даже в тюрьмах Третьего рейха соблюдался принцип расовой сегрегации. Заключенных делили по признаку «чистоты крови»: в первую (высшую) категорию входили немцы; во вторую – датчане, норвежцы, голландцы и пр. представители «нордической расы» (они не являлись «сверхчеловеками», от нем. Übermensch); в третью – французы, итальянцы, бельгийцы (полунордическая раса); в четвёртую – русские, поляки, чехи, сербы («недочеловеки» с примесью нордической крови).

13 июля 1941 года рейхсфюрер Генрих Гиммлер, выступая в Штеттине, перед бойцами СС сказал следующее: «Это война идеологий и борьба рас. На одной стороне стоит национал-социализм: идеология, основанная на ценностях нашей германской, нордической крови…. На другой стороне стоит 180-миллионный народ, смесь рас и народов, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать - это расстреливать без всякой жалости и милосердия. … Когда вы, друзья мои, сражаетесь на Востоке, вы продолжаете ту же борьбу против того же недочеловечества, против тех же низших рас, которые когда-то выступали под именем гуннов, позднее - 1000 лет назад во времена королей Генриха и Оттона I, - под именем венгров, а впоследствии под именем татар; затем они явились снова под именем Чингисхана и монголов. Сегодня они называются русскими под политическим знаменем большевизма».

Разделению народов на «высшие» и «низшие» расы придавалось практически религиозное значение. «Нордическая раса» олицетворяла всё самое лучшее, хорошее, а «низшие расы» были частью тьмы, хаоса, разрушения. Вся человечества была подана как борьба «высших» и «низших» рас. Адольф Гитлер в «Моей борьбе» образно сравнивал «арийца» с Прометеем, который нес свет человечеству.

Естественно, на основе этой теории делался вывод, что раз только «нордическая раса» способна развивать человечество, то «неарийские народы» нуждаются в управлении «арийцами». Особенно это касалось славян. Идеологи Рейха были сторонниками «норманнской теории» создания Русского государства. По словам Гиммлера, «этот низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь же не способны поддерживать порядок, как не были способны 700-800 лет назад, когда они призвали варягов…». Поэтому надо были поступить с ними в соответствии со словами летописца: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет, придите и володейте нами».

Надо отметить, что идеи расизма имели старые корни в Европе, в том числе и в Германии. Именно поэтому «нордическая теория», популяризируемая Альфредом Розенбергом заняла столь значительное место в немецком народе. Розенберг создал стройную картину истории с древнейших времён, где единственным творческим началом был «ариец». От арийской Индии, Персии, дорической Эллады и италийского Рима до германской Европы. Приказом от 13 сентября 1933 года ввели обязательное изучение «расовой теории» в школах (не менее 2-3 часов в неделю) и университетах.

Эта теория не была выдумана немцами, её создали ещё задолго до Третьего рейха. Граф Жозеф Артюр де Гобино (1816- 1882), известный французский писатель-романист, социолог, в 1853-1855 годы выпустил четырёхтомный труд «Опыт о неравенстве человеческих рас». Граф де-факто стал первым автором, который в 19 столетии в развернутом виде сформулировал тезис о расовом неравенстве как главном принципе исторического развития. По мнению Гобино, расовое неравенство является наиболее фундаментальным, первичным и исходным принципом. Из него, по словам графа, проистекают все остальные общественные иерархии. Гобино выделял три основные расы: белую, жёлтую и чёрную. Все расы автор расположил в виде трёхступенчатой иерархической лестницы. Белая раса – вверху лестницы, а чёрная - внизу. Внутри белой расы высшее место занимают, по мнению Ж. Гобино, «арийцы». Расы, по словам автора теории, отличаются постоянством физических и духовных свойств. Белая раса превосходит остальные две расы в физической красоте, силе и упорстве. Но самая главная её особенность, которая определяете лидерство и место в расовой иерархии - это разум. Гобино считал, что смешение рас представляет собой необходимый источник для рождения и развития цивилизаций (при обязательном участии белой расы), но оно же в дальнейшем становится причиной их деградации и смерти. Гобино занимал антиколониальную позицию, так как колониальные захваты способствовали смешению и вырождению белой расы, европейской цивилизации. В целом он считал, что белая раса и европейская цивилизация идёт по пути регресса и конец её близок. Признание и известность пришли к графу Гобино только после его смерти и не на родине, а в Германии. В 1894 году в Германской империи было создано «Общество Гобино», к 1914 году число членов организации достигло 360. Особенно большую роль в распространении идей Гобино в Германии сыграл учредитель этого общества Людвиг Шеман. Он издал ряд работ Жозефа Гобино и исследований о нём. Кроме того, Шеман в 1897-1900 годы впервые издал «Опыт о неравенстве человеческих рас» на немецком языке. Идеологи Третьего рейха оценивали работы Гобино очень высоко и в 1930-е годы специально подобранные фрагменты из его работ публиковались в популярных антологиях о расах и приводились в школьных учебниках. В результате идеи француза Гобино стали частью идеологии Третьего рейха.

Настоящим «отцом духа», «пионером» и «первопроходцем» (так его называл Йозеф Геббельс) в области расовых теорий стал британский писатель, социолог, философ Хьюстон (Хаустон) Стюарт Чемберлен (1855-1927). Его мировоззрение сложилось на основе идей Рихарда Вагнера и Жозефа Гобино. Главным его трудом, который принёс ему популярность, стала работа «Основы XIX века». Она вышла в Мюнхене в 1899 году. По мнению Чемберлена, европейская культура стала результатом синтеза пяти основных компонентов: культуры, литературы и философии Древней Греции; юридической системы и системы государственного управления Древнего Рима; христианства в его протестантском варианте; возрождающегося творческого тевтонского (германского) духа; и разрушительного влияния еврейства и иудаизма в целом. Противостоять силе еврейства могут только «арийцы». «Арийцы» являются, по словам британца, единственной опорой мирового развития, а евреи – это негативная расовая сила, которая разрушает и приводит к вырождению человечества. «Основы» Хьюстона Чемберлена стали необычайно популярны в Германской империи ещё при кайзере Вильгельме II.

Одним из самых главных «расологов» Третьего рейха стал Ганс Фридрих Карл Гюнтер (1891 - 1968). Лингвист по образованию, он в мае 1930 года возглавил созданную по специальному распоряжению правительства Тюрингии (на выборах вверх одержали национал-социалисты) кафедру социальной антропологии в Йенском университете. Его вступительная лекция называлась «Причины расового упадка немецкого народа после великого переселения народов». С ним общался Герман Геринг и высоко оценивал преподавателя. На партийном съезде 11 сентября 1935 года А. Розенбенг вручил Гансу Гюнтеру как первому лауреату премию НСДАП в области науки и заявил в своей речи, что профессор «заложил духовные основы борьбы нашего движения и законодательства рейха».

Родоначальником концепции «научного расизма» был американский антрополог Сэмюэль Джордж Мортон (1799-1851). Эта теория в первой четверти 19 столетия быстро распространилась среди сторонников рабовладения, т. к. она научно обосновывала невозможность освобождения негров. США приняли эту теорию даже на официальном уровне. В 1844 году государственный секретарь Штатов Джон Колдуэлл Кэлхун (сенатор от Южной Каролины, т. н. «некоронованный король Юга»), после консультаций с Мортоном, дал официальный ответ на ноту европейских стран по поводу рабства в США, заявив, что отмена рабовладельческой системы невозможна, так как негры принадлежат к «низшему человеческому типу». В этом же 1844 году Сэмюэль Мортон опубликовал книгу «Египетский череп», где доказывал, что древние египтяне принадлежали к белой (по терминологии того времени «кавказской») расе. Его последователи Д. Глиддон и Н. Нотт в 1854 году выпустили книгу «Типы человечества», где на основе исследований черепов доказывали, что негры стоят ближе к обезьянам, чем к другим человеческим расам. В США подобные взгляды на «чёрное» население господствовали довольно долго, даже после Второй мировой войны. В 1896 году в США была узаконена расовая сегрегация. Закон ввел Верховный суд по делу «Плесси против Фергюсона»: в 1890 году штат Луизиана принял закон о раздельном проезде в поездах, который ввёл специальные и худшие места для негров. В 1892 году за нарушение этого закона был задержан Гомер Плесси, имевший одну восьмую негритянской крови. Верховный суд, в который обратился Плесси за справедливостью, подтвердил правоту властей штата и сообщил, что такой закон не противоречит Конституции. Поэтому, в США довольно значительный промежуток времени, даже после официальной отмены рабства, негры и мулаты (да и другие «цветные») не могли заходить в «белые» кварталы, магазины, театры, вагоны и прочие места и заведения.

Большую роль в становлении расовой теории Третьего рейха сыграли исследования британских и немецких учёных посвященные Индии. Приход племён ариев в Индию с Севера, завоевание ими «чёрных», и создание ими жесткой кастовой системы, рассматривался как образец для подражания. В 1849 году в Лондоне стало выходить издание перевода полного текста «Ригведы» подготовленное Максом Мюллером. Мюллер высказал мысль, что «арийская раса» превосходила другие расы (туранскую и семитскую) в культурном развитии. Арийцы стали «движителями истории». Но «смешение рас» привело к тому, что арийцы постепенно утратили свой творческий потенциал и деградировали. К приходу британцев Индия утратила свой творческий потенциал. На основе этих идей в первой четверти 20 века британские индологи подготовили официальную историю Индии. В 1938 году в Третьем рейхе была опубликована работа санскритолога Пауля Тиме (1905-2001). Он утверждал, что в древнеиндийских Ведах термин «арий» был якобы синонимом «человека», а чернокожие люди рассматривались, как «недочеловеки». В результате действительность Третьего рейха была подкреплена авторитетом «Ригведы» и порядков Древней Индии.

Ещё одной древней страной, из которой идеологи Рейха выводили начало «нордической расы» была Персия. Первые идеи об общности германцев и персов-ариев появились в начале 19 столетия. В 1808 году немецкий учёный Отто Франк, профессор филологии в Бамберге, в книге «Свет с Востока» выдвинул теорию, что Иран был прародиной ариев. Арии из Ирана попали в Индию, Египет, Грецию, Германию и заселили всю Европу. По его мнению, немцы вели свой род с Востока «все следы его древней истории, равно как и его … живой язык – все это указывает, что немцы – родные братья не грекам и не римлянам, а персам». Франк призывал восстановить «изначальное государство» - персо-германскую державу. Аналогичных взглядов придерживались и нацисты в Третьем рейхе. Берлин старался превратить Иран в своего союзника на Ближнем Востоке, создав угрозу геополитическим интересам Великобритании и Советского Союза. Поэтому, центральное место в пропаганде нацистов в Иране заняли теории об общем арийском происхождении немцев и иранцев. Специальным указом Берлин иранцы как «чистокровные арийцы» были освобождены от действия «расовых» (нюрнбергских) законов. В 1934 году по рекомендации германских дипломатов для того, чтобы возвеличить роль Ирана как прародины арийской расы, государство «Персия» было официально изменено на «Иран». Немецкие архитекторы спроектировали здание Национально банка в Тегеране в неоперсидском стиле. Расовое управление СС запланировало браки немецких девушек с видными представителями военно-политической и экономической элиты Ирана, чтобы «освежить» кровь иранского руководства. Центром нацистского движения в Иране стал журнал «Древний Иран», выходивший еженедельно в 1933-1937 годы. Журнал пропагандировал успехи Третьего рейха, сообщал о важнейших событиях военно-политической жизни Германии. Редактором журнала был иранский националист Сейф Азад. Журнал выступал против засилья иностранцев в Иране и одновременно сообщал о дружественном и родственном немецком народе, который готов помогать стране в её развитии.

Руководитель института «Наследие предков», ректор мюнхенского университета профессор Вальтер Вюст (1901- 1993) в 1943 году выпустил сборник «Индогерманское исповедание». Надо отметить, что германские учёные практически целиком приписали наследие индоевропейцев-арийцев (они их называли индогерманцами) немцам. По мнению Вюста, задача германистики заключалась в том, чтобы воссоздать не только историю индогерманской цивилизации, но и становление индогерманской империи. Начало этого процесса в Западной Европе Вюст относил к империи Карла Великого, а в мировой истории истоки этой империи восходили, как минимум ко времени Ахеменидов.

С большим уважением нацистское руководство относилось к древнегреческой культуре. Гитлер считали, что культура древних греков была совершенной. Розенберг в «Мифе 20 века» писал: «Самой лучшей мечтой стала мечта нордического человечества в Элладе». Нацистские исследователи связывали происхождение древних греков с Древней Германией. Немецкие учёные выдвинули теорию, согласно которой пришедшие с севера в Грецию дорийцы были германцами по происхождению. Гитлер даже заявил: «Когда нас спрашивают о наших предках, мы всегда должны указывать на греков». Среди учёных эту теорию развивал уже упомянутый Ганс Гюнтер. В работе «Расовая история эллинского и римского народов» (1928 год) он сообщает о том, что эллины переселились в Грецию из долины Среднего Дуная и сообщает о сходствах между германцами и древними греками. Розенберг выводил древних греков напрямую из Германии – из земли Бранденбург.

В одном из древнегреческих государств-полисов – Спарте, Гитлер видел «самый чистый в истории образец расового государства». Германские историки идеализировали дорийскую Спарту. В спартанцах нацисты видели чистый «нордический» элемент, подлинную расу господ, в самом государстве – идеальное воплощение политической организации. Надо сказать, что отождествлять Древнюю Грецию с древними германцами и скандинавами начали ещё до возникновения Третьего рейха. Греческий Олимп соотносили со скандинавским пантеоном богов. Белокурых и голубоглазых древнегреческих героев и богов с героями и богами германо-скандинавского эпоса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев “высшей расой”, призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На расовой основе создавалась особая система ценности “души расы”, “чистоты крови”, “вождя нации” и т.п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови. “Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер в “МАЙН КАМПФ”, - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле - плевелы”.

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: “война для государства такая же необходимость, как раб для общества”, “любите мир как средство к новым войнам”.

Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику “узаконенного” уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

После печально известной речи У. Черчилля В марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало “холодной” войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. “Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира”.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как “научная”, академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные нами теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Отношение к расовой теории происхождения государства в современном мире

Расовая теория происхождения государства критикуется почти всеми исследователями государственно-правовых явлений, так как нет никаких исторических и биологических предпосылок делить расы на высшие и низшие. Кроме того, эта теория отвергает естественные права человека как неотъемлемую составляющая статуса личности в современном обществе.

расовый общественный государство культура

Расовая теория

Эта теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

Наибольшее развитие и распространение расовая теория государства и права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии .

Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас . Положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй и о делении людей на высшую и низшую расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать в обществе и государстве. Вторые же не способны ни только к созданию, но даже и к усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное повиновение. С помощью государства и права высшие расы должны господствовать над низшими.

Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев "высшей расой", призванной господствовать над другими расами. В фашисткой Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На расовой основе создавалась особая система ценности "души расы", "чистоты крови", "вождя нации" и т. п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты крови. "Люди гибнут не из-за проигранных войн, - писал Гитлер в "МАЙН КАМПФ", - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной расой на земле - плевелы".

Важным средством решения всех важнейших государственно-правовых и божественных проблем объявлялись войны. Для их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: "война для государства такая же необходимость, как раб для общества", "любите мир как средство к новым войнам".

Расовая теория повлекла за собой чудовищную практику "узаконенного" уничтожения целых народов, национальных меньшинств, непримиримо относившихся к фашизму национальных слоев.

После печально известной речи У. Черчилля В марте 1946 года в городе Фултоне (США), положившей начало "холодной" войне, в советской прессе тут же последовала весьма примечательная реакция, подчеркивавшая богатый британский опыт использования расовой теории для оправдания колониальных войн. "Гитлер, - отмечалось в прессе, - начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Г-н Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы, как единственно полноценная нация, должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит г. Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные, должны господствовать над остальными нациями мира".

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Расизм как совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру. Причины расовой дискриминации, ее место в современном обществе.

    презентация , добавлен 04.03.2014

    Определение причин дискриминации в отношении афроамериканцев со стороны правоохранительных и судебных органов. Анализ данных статистики и социальных опросов среди граждан Соединенных Штатов Америки по вопросам, связанным с расовой дискриминацией.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2017

    Основные принципы расистской идеологии - совокупности воззрений, в основе которых лежит положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас. Проблемы национального, расового, религиозного неравенства в РФ. Борьба с расовой дискриминацией.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Сравнительный анализ инструментальной, семантической, гендерной, кратической теорий происхождения общества как систем научного знания о генезисе общественных отношений. Понятие социального прогресса, эволюционные и циклические теории развития цивилизации.

    презентация , добавлен 15.04.2017

    Понятие общества с различных точек зрения. Экономическая, социальная, политическая и идеологическая подсистемы общества. Политический строй в стране, формы правления и устройство государства. Теории социального обмена. Теория социального детерминизма.

    эссе , добавлен 23.08.2012

    Значение наследия Э. Гидденса для социологии. Понятие дуальности структуры. Анализ возможности применения основных положений теории структурации как теоретической схемы эмпирических исследований социальных процессов, имеющих место в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2015

    Изменение социальной структуры российского общества в переходном периоде. Исследование ее на современном этапе. Западные социологические теории социальной стратификации. Эмпирический анализ различий в характере социальной дифференциации европейских стран.

    реферат , добавлен 11.12.2012

    Понятие конфликта в социологической теории. Предыстория возникновения теории социальных конфликтов, характеристика ее основных концепций. Теория социального конфликта известного немецкого социолога и идеолога либеральной ориентации Ральфа Дарендорфа.

    контрольная работа , добавлен 18.04.2013

    Символический интеракционизм. Создание основ теории "Я". Теория Чарльза Кули. Теория Дж. Мида. Другие теории символического интеракционизма. Интеракционистское направление, обратившееся к целостному человеческому "Я" и его личностному самоопределению.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2003

    Животный строй психики. Строй психики биоробота, "зомби". Готическая субкультура. Демонический строй психики. Человечный строй психики. Противоестественный строй психики, значение для государства. Как избавиться от зомбирующих стереотипов поведения?

Сущность расовой теории сводится к тому, что расы имеют различное историческое происхождение и поэтому одни народы - «высшие» расы, а другие - «низшие». По теории расизма, различия в культурном и научном развитии и материальной обеспеченности рас зависят от их биологического неравенства. Биологической наукой, основанной на принципах диалектического материализма, доказано, что человеческие расы произошли от одного вида животных предков (монофилическое происхождение). При ЮНЕСКО (объединение по рассмотрению вопросов просвещения, науки и культуры при ООН) создан комитет, состоящий из ученых - антропологов, генетиков, социологов и психологов. Он опубликовал в 1951 г. декларацию о том, что ученые всех стран признают происхождение рас от одного общего предка.

Человеконенавистническую расовую теорию используют как идеологическое учение фашизм, национализм, шовинизм, сионизм, что служит для оправдания политики колониализма, а в конечном счете сводится к развязыванию войн и уничтожению миллионов людей под лозунгом их биологической неполноценности. Расистское учение о неполноценности человеческих рас находит благоприятную почву в условиях империалистической эксплуатации и оправдывает захватническую политику эксплуататорских классов и политику колониализма, геноцида, расовой сегрегации. Расовая теория в руках буржуазного общества является исключительно опасным идеологическим учением. Передовое человечество, вооруженное идеологией марксизма-ленинизма, должно решительно бороться с расистскими учениями. Как указывал В. И. Ленин, « ... без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания. Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом».

Для видимой научной обоснованности расизма буржуазия, с одной стороны, оперирует заведомо извращенными научными данными лжеученых, фальсифицирует научные и исторические факты, с другой - не проводит параллелей и смешивает совершенно различные понятия о расе, племени, общине, народности, нации. На основе учения марксизма-ленинизма о развитии и происхождении рас доказано, что раса - биологически сложившаяся общность людей, а возникшие в пределах каждой расы племена, общины, народности, нации являются только общественно-социальными формациями, которые образовались не в результате биологического неравенства, а в связи с различными социальными условиями жизни людей. Каждое современное государство состоит не из одной расы, а из многих наций, имеющих различные расы. В настоящее время говорить о чистых расах вообще абсурдно, так как еще 20 000-30 000 лет назад началось смешение рас. Смешение (метисация) рас происходит активно и в наши дни, чему способствует мирное сосуществование государств с различным общественным строем, когда создаются условия для общения больших контингентов людей. Расисты особенно жестоко применяют государственные законы против смешения «белых», «черных», «желтых» и «красных». Расисты использовали данные о вреде смешения рас реакционных буржуазных генетиков и евгенистов, которые утверждали, что у каждого человека существует вечная и неизменная наследственность, а смешение рас приводит к вырождению наций, ссылаясь при этом на примеры исчезновения многих народов. Современная генетика и евгеника доказали, что гибель целых народов Африки, Северной и Южной Америки является результатом не метисации, а классового гнета и прямого уничтожения народов и носит классовый характер. Биологической наукой доказано, что вырождения наций при смешении рас не отмечено, т. е. той дисгармонии в умственном и физическом развитии, о которой твердят расисты. Браки близких родственников вследствие концентрации передаваемых по наследству неблагоприятных свойств способствуют появлению неполноценного потомства. Признав смешение рас и наций, расисты уже не смогли бы оправдать состоятельность буржуазной идеологии расизма, использовать ее для влияния на другие народы.

Наглядным примером торжества учения марксизма-ленинизма о развитии и происхождении рас является Советский Союз. В России до Великой Октябрьской социалистической революции многие народы находились на грани вымирания из-за тяжелых социальных условий, а не вследствие биологической неполноценности. С установлением Советской власти стал повышаться культурный уровень и материальное обеспечение всех отсталых и малых народов, увеличилась рождаемость, снизилась заболеваемость. Народы, бывшие ранее отсталыми, успешно овладевают современной культурой и по психологическому развитию не уступают другим народам современного человечества.

Расистское учение в полной мере затрагивает и вопросы анатомии человека. При изучении строения человека в целом, т. е. в совокупности всех систем и органов, на основании научных данных убедительно доказано, что морфологическое строение клеток, тканей, органов и систем у представителей всех рас не имеет каких-либо особенностей и преимуществ. Все люди земного шара имеют генетическое родство, отвечают одинаковой иммунологической реакцией при адекватных раздражениях, страдают общими болезнями и, естественно, анатомическое строение их одинаково. Психологическое развитие, уровень культуры каждого человека в силу неодинаковых социальных условий развития общества и влияния внешней среды различны и по наследству не передаются, а приобретаются только одним поколением. Выдающиеся личности встречаются среди всех рас.

При сопоставлении анатомических признаков представителей различных рас с ископаемыми останками предков человека - человекообразными обезьянами - оказывается, что у одних рас больше выражены некоторые морфологические признаки, общие с человекообразными предками. Действительно, например, у негроидов величина угла выступания челюстей (прогнатизм) приближается к этой величине у человекообразных обезьян, а по толщине губ, распределению на теле волосяного покрова и спиралеобразной форме волос негроиды значительно больше отличаются от обезьян, чем европеоиды. Расисты при обосновании расовой теории часто используют данные, характеризующие форму и величину черепной коробки. Они считают, что у «высших» рас высота черепной коробки больше, чем у «низших». При изучении черепов представителей различных рас оказалось, что этот признак не является доминирующим. У каждой расы можно встретить как очень большую высоту черепа, так и малую, однако психологический уровень развития этих людей одинаков. У некоторых народов, например эскимосов, североамериканских индейцев, северных китайцев и японцев, высота черепной коробки наибольшая. Этот факт показывает, что арийская долихоцефалическая «высшая» раса уступает по высоте черепа этим народам, а по емкости черепа (1378 мл) - бурятам (1496 мл) и эскимосам (1563 мл). Вариации форм борозд, извилин и цитомиелоархитектоники коры полушарий головного мозга встречаются в одинаковой степени у представителей всех рас. Не имеет также никакого значения для характеристики психики и интеллекта человека масса головного мозга. В среднем у представителей различных рас она колеблется от 1250 до 1550 г. Наукой доказано, что, как правило, у нормального человека головной мозг весит более 900 г. Встречаются случаи, когда масса мозга идиота составляет около 2000 г. Такие морфологические признаки, как последовательность синостозирования швов черепа, степень дифференцировки и развитие мимических мышц, форма гортани, строение ее мышц, форма стопы, не дают повода к заключению о преимуществах той или другой расы. Расисты считают, что стопа африканцев, индейцев, вьетнамцев приближается к стопе обезьян, так как I палец имеет большой размах движений и больше отводится к средней линии. На подвижность I пальца ноги оказывают влияние не биологические факторы, а та социальная среда, в которой проживают эти люди. Хождение без обуви, лазанье по деревьям, выполнение некоторых трудовых процессов с участием ног - все это обусловливает некоторую анатомическую перестройку упражняемого органа.

Идеологи марксизма-ленинизма, прогрессивные народы всех стран борются с расизмом. В России против расизма, рабства негров, истребления индейцев, угнетения малых народов выступали русские революционеры-демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. Великий русский путешественник Н. И. Миклухо-Маклай доказал, что туземцы по своему психологическому развитию не уступают другим народам. Например в Индонезии до 1950 г. 95% населения было неграмотным. Многие племена жили первобытнообщинным строем. За 10 лет около 40% населения овладели грамотой и многие получили высшее образование. Куба из страны неграмотной превратилась в страну современной культуры и сплошной грамотности.

Таким образом, теория расизма в своей сущности представляет учение, возникшее на классовой основе, а не только из предпосылок лженаучных данных некоторых буржуазных генетиков и психологов. При капиталистическом способе производства расы, являясь биологическими категориями, обязательно приобретают черты социальной категории, так как они связаны с вопросами об отношении общественных классов, задачами рабочего движения, национально-освободительной и антиимпериалистической борьбы. Расизм в современных условиях представляет систему гнета и эксплуатации. Факты говорят, что эта система представляет особую форму организации производственных отношений. Например, разрыв дохода на душу населения между черными и белыми выражается в цифре 14:1. В ЮАР белые составляют 16,7% всех жителей и присваивают 76,5 процентов национального продукта.

Следовательно, основа идеологии расизма базируется на капиталистической системе сверхэксплуатации трудящихся.

Буржуазные стратеги в своей деятельности всегда прибегают к идеологии расизма и его различным течениям. В последние годы особенно получил развитие сионизм, возникший на почве доведенного до крайности буржуазного национализма. Международный крупный сионистский капитал с конца XIX века во всем мире провозгласил сионистские догмы о расовой исключительности евреев, что это «избранный богом народ», «высшая раса». В Израиле этот принцип возведен в ранг государственной политики. В Америке имеется более 30 млн., индейцев и других национальностей, которые находятся в состоянии угнетения и жестокой эксплуатации - это обосновывается расовой концепцией «политического индеанизма». Суть ее сводится к активному включению индейцев в систему капиталистической эксплуатации и их ассимиляции, лишая равноправия, уважения и защиты их интересов.

Антинаучные расистские «теории» представляют непосредственное отражение и идейное обслуживание экономических отношений капитализма в его внутренней и внешней политике. Это положение, что расизм - составная часть империалистической идеологии - самым изуверским способом продемонстрировал всем народам мира германский фашизм, развязавший вторую мировую войну и разгромленный Советским Союзом и странами антигитлеровской коалиции. В результате расистская идеология потерпела полное политическое поражение. Садизм и зверства фашистов навсегда дискредитировали в глазах общественного мнения политику геноцида. Хотя Международный трибунал в Нюрнберге и наказал фашистских лидеров, в настоящее время выяснилось, что эти меры были недостаточными. Свидетельством этому является культивирование различных форм расизма почти во всех капиталистических странах. Это объясняется тем, что даже тогда, когда капиталистические государства официально выступают против расизма, они всячески стараются его сохранить. И нет сомнения в том, что питательной средой для расизма является экономическая база капитализма, основанная на разделении труда и сверхэксплуатации посредством расовой дискриминации. Расизм только увековечивает эти формы эксплуатации. Расизм угрожает народам мира, поскольку любая страна, которая следует расистской политике, является источником международной напряженности и военных конфликтов.

Советский Союз с первых дней существования объявил жестокую борьбу расизму, шовинизму и национализму. Доказательством служит развитие всех наций и национальностей под лозунгом марксизма-ленинизма как братских народов, вооруженных идеей построения коммунистического общества. Советское правительство неоднократно выступало в ООН, на различных международных совещаниях и конгрессах с предложениями полного уничтожения колониализма, неоколониализма, расизма как политического течения. Исходя из твердой интернациональной политики, СССР оказывает помощь всем странам, борющимся за национальное единство и независимость, за дружбу между всеми народами земного шара.

На деле подтверждается вывод основоположников марксизма-ленинизма о том, что социализм - это ключ к решению национального и расового вопроса. В Конституции СССР говорится: «Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения - наказываются по Закону» (ст. 36).

Расизм как общественное понятие представляет собой объединение нескольких концепций, носящих антинаучный характер. Основой расизма является следующее суждение: человеческие расы не одинаковы между собой, если сравнивать их в физическом и психологическом развитии, а, значит, такие различия неизбежно влияют на историю и культуру мировой цивилизации. Проще говоря, люди делятся на лучшие и худшие расы - высшие и низшие. Те, кто составляет численность высшей расы, наделены наилучшими признаками и призваны господствовать над расами, стоящими в иерархии ниже и не обладающими способностью сделать ничего в плане общественной культуры. Низшие расы годятся лишь для эксплуатации в целях «высших» людей. Лучшая раса состоит из создателей цивилизации, основоположников общества и культурных ценностей, а низшая раса – из рабов. Подобные ложные идеи, несущие в себе все признаки человеконенавистничества, характеры для любой разновидности расизма.

Явление расизма возникло достаточно давно, о природном неравенстве заговорили еще во времена рабовладельческого строя. Подобные суждения использовались как обоснование различий на социальном уровне – так оправдывались отношения рабов и их хозяев. В средние века расизм претерпел некоторые изменения: теперь теорию о природном неравенстве людей использовали для прикрытия причин сословного неравенства. В те времена утверждалось, что высшее и низшее сословия – знать и чернь – имеют кровные различия. Затем пришли времена колонизации, и теория расизма получила новый виток развития. Европейцам нужно было оправдывать эксплуатацию, а иногда и массовые убийства целых народов: эта участь постигла африканцев, американских индейцев и другие народы, являющиеся коренным населением колонизированных земель.

Первые труды, где рассматривались теории расизма, вышли в свет в 19 веке. Внимание социологов того времени привлекали два направления: социальный дарвинизм и расовые теории. Объединяет их одна общая мысль о том, что общество ничем не отличается от природы. Получается, что человек – это всего лишь частный случай биологии. В человеческом обществе, также как и в животном мире, существуют свои классы – группы людей, каждая из которых приобрела свои особенности в процессе борьбы за выживание. Кто-то в этой борьбе победил и стал основой высшей расы, а те, кто остался в аутсайдерах естественного отбора теперь принадлежат к низшим расам.

Подобные рассуждения несколько позже стали основой фашистской диктатуры и сыграли в истории Германии особую роль. Следует обратить внимание и на тот факт, что обостряли расовую вражду именно высшие классы господ.

Теории о неравнозначности классов людей существовали во все времена истории человечества. Их отличительная особенность – взгляд на суть человека исключительно с точки зрения биологии. Социал-дарвинисты придерживались теории о том, что в ходе естественного отбора только сильнейшие могут выжить и выйти победителями, а все слабые и не сумевшие приспособиться должны погибнуть. Теории расизма, в свою очередь, рассматривают сущность человека еще уже – только с точки зрения расовых признаков. А затем, исходя из различий человеческих рас, разделяют их на господ и рабов.