Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Профессиональное здоровье и его психогигиена. Психогигиена или как формируется личность. Предмет и задачи психогигиены

Определение понятий «психогигиена» и «психопрофилактика»

Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья

Психогигиена как научная отрасль гигиены изучает состояние нервно-психического здоровья населения, его динамику в связи с влиянием на организм человека различных факторов внешней среды (природных, производственных, социально-бытовых) и разрабатывает на основании этих исследований научно-обоснованные меры активного воздействия на среду и функции человеческого организма с целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья людей. Если ещё до недавнего времени обязанностью гигиены как науки было в основном изучение воздействия внешних условий на соматическое здоровье человека, то в настоящее время предметом её главных забот становится анализ влияния среды на нервно-психический статус населения, и в первую очередь подрастающего поколения. Наиболее обоснованными и передовыми являются принципы психогигиены, исходная позиция которых базируется па основе представлений о том, что мир по своей природе материален, что материя находится в постоянном движении, что психические процессы являются продуктом высшей нервной деятельности и осуществляются по тем же законам природы. В психогигиене выделяют следующие разделы:

1) возрастная психогигиена,

2) психогигиена быта,

3) психогигиена семейной жизни,

4) психогигиена трудовой деятельности и обучения.

Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка. Основными условиями воспитания являются:

Развитие и тренировка процессов торможения,

Воспитание эмоций,

Обучение преодолению трудностей.

Психогигиенические проблемы имеют свою специфику в пожилом и старческом возрасте, когда на фоне падения интенсивности обмена веществ снижается общая работоспособность, функции памяти и внимания, заостряются характерологические черты личности. Психика пожилого человека становится более уязвимой для психических травм, особенно болезненно переносится ломка стереотипа.

Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.

Психогигиена быта. Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.

Дружный и сплочённый коллектив может создать благоприятный психологический климат. Люди, которые «всё принимают слишком близко к сердцу», придают незаслуженное внимание мелочам, не умеют тормозить отрицательные эмоции. Им следует воспитывать в себе правильное отношение к неизбежным в повседневной жизни трудностям. Для этого необходимо учиться правильно, оценить происходящее, управлять своими эмоциями, а когда нужно, и подавить их.

Психогигиена семейной жизни. Семья представляет собой группу, в которой закладываются основы личности, происходит её начальное развитие. Характер взаимоотношений между членами семьи существенно влияет на судьбу человека и поэтому обладает огромной жизненной значимостью для каждой личности и для общества в целом.

Благоприятная атмосфера в семье создается при наличии взаимного уважения, любви, дружбы, общности взглядов. Большое влияние на формирование отношений в семье оказывают эмоциональное общение, взаимопонимание, уступчивость. Такая обстановка способствует созданию счастливой семьи - непременному условию правильного воспитания детей.

Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии- ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы.выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.

В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный срыв, особенно часто наступающие в период экзаменов. Остановимся на этом подробнее. В охране здоровья подрастающего поколения ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет эти годы приходятся 2 опасных.кризиса (7-8 лет и пубертатный период -13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.

Задачи психогигиены учебных занятий следующие;

1) способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей;

2) стремиться к тому, чтобы учение приносило детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, что в свою очередь, явится залогом психического здоровья;

3) избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей;

4) предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.

В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и требований:

строгое соблюдение правил поведения;

длительное пребывание в относительно неподвижной позе;

интенсивная умственная деятельность;

включение в многоликий коллектив сверстников;

Так или иначе, процесс адаптации к новым условиям социального существования у многих детей протекает болезненно, ему сопутствует период неадекватных реакций. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, на переменах нарушают нормы поведения, кричат, бегают или наоборот, замкнуты, пассивны. При контакте с педагогом они смущаются, при малейшем замечании плачут. У некоторых детей появляются признаки невроза, они теряют аппетит, плохо спят, капризничают. У большинства детей адаптация к школе полностью наступает лишь к середине первого года обучения. У некоторых она значительно затягивается. Здесь велика роль школы. Правильное поведение педагога - его терпение и доброжелательность, постепенное включение детей в учебную нагрузку с соблюдением гигиенических норм - облегчает период адаптации.

Основной формой учебно-воспитательного процесса признан урок. Степень вызываемого утомления зависит от утомительности урока отождествлять трудность и утомительность нельзя, хотя они и тесно связаны. Трудность - это объективное свойства урока, утомительность же - это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика.

Длительность и трудность урока - это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают (да и не у всех одинаковое) утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика, степень утомления, с которой он приступил к работе, психическое состояние от предшествующих факторов. Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Опыт показывает, что в последние 10 минут урока внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а в первом классе -10 минут. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе - чрезвычайно существенного элемента психогигиены. Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

* оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

* способствует психическому здоровью.

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Источником положительных эмоций может быть и сама учебная деятельность детей, когда решение трудной задачи, радость от преодоления препятствий показывает ученику его возможности и способности.

Главным генератором положительных эмоций учащихся служит интерес к уроку. А значит, его надо каким-то образом пробудить. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.

Не следует, однако, это переоценивать. Интерес может иногда не уничтожать утомление, а лишь маскировать его. Некоторые педагоги считают, что эмоции могут отсрочить и замаскировать самое тяжёлое и истощающее утомление, которое резко проявится на последующих уроках.

Отрицательные эмоции, в противоположность положительным, снижают уровень функционирования нервных структур и психической деятельности. С этой точки зрения в несколько непривычном освещении выступают школьные отметки. Учащиеся, получая отрицательные оценки, хуже выполняют другие задания того же типа, у них снижается работоспособность. Поэтому педагогам нужно быть очень осторожньми в оценке работ, не злоупотреблять и ставить плохие оценки только в тех случаях, когда ученик их действительно заслужил, и быть при этом предельно объективным. Плохой балл ранит гораздо сильнее, если ребёнок в глубине души считает, что он поставлен несправедливо. Для создания благоприятного эмоционального климата большое значение имеют сказанное учителем слово ободрения, заслуженная похвала, а излишние упрёки, особенно незаслуженные, приводят к угнетённому состоянию детей. Педагоги сами отмечают, что учащийся, при взаимодействии с которым учитель чаще всего бывает раздраженным и недовольным, испытывает определённый дискомфорт, подавленность и неуверенность в своих силах: В результате школьник хуже отвечает при опросе, чем вызывает ещё большее недовольство педагога. Создаётся порочный круг, следствием которого нередко бывает невротизация ребёнка.

Предложен даже специальный диагноз для обозначения неврозов, вызванных неправильным поведением педагога - дидактогении. Поэтому отношение учителя к ученику должно строиться на трёх столпах: справедливость, доброжелательность и уважение. Уважение ученика к учителю считается само собой разумеющимся, об уважении же учителя к ученику приходится напоминать. С подростками следует быть особенно осторожными. Для них характерна потребность в самоутверждении, в признании их прав и возможностей со стороны взрослых. Хороню физически развитые, внешне почти взрослые, подростки склонны переоценивать своё социальное развитие и болезненно воспринимать его недооценку. В этом источник нередких конфликтов со старшими, в частности с педагогами. Школьник, даже самый младший, это уже личность и вправе ждать уважения к себе. Это не снизит авторитета учителя, не разрушит необходимой дистанции. Необходимо научиться сочетать требовательность к детям с любовью и уважением к ним.

Психопрофилактика - отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение.

Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых условиях. Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика включает сумму мероприятии, направленных на предупреждение самого факта возникновения болезни. Сюда входит широкая система законодательных мер, предусматривающих охрану здоровья населения. Вторичная профилактика- это максимальное выявление начальных проявлений психических заболеваний и их активное лечение, т.е. такой вид профилактики, который способствует более благоприятному течению болезни и приводит к более быстрому выздоровлению.

Третичная профилактика заключается в предупреждении рецидивов, достигаемом проведением мероприятий, направленных на устранение факторов, препятствующих трудовой деятельности больного.

Усилия врачей и педагогов объединяются с целью проведения соответствующей психогигиенической и психопрофилактической работы в отношении воспитания подрастающего поколения.

Успешно служит делу психогигиены и психопрофилактики широкая сеть лесных школ, санаториев, пионерских лагерей, детских площадок.

Тема 1. Психогигиена как наука и практика

…недалеко то время, когда вся психология в целом станет теорией нервно-психического здоровья, психогигиеной в высоком смысле этого слова.

Б.Г.Ананьев

Предмет и задачи психогигиены

Предмет и задачи психопрофилактики

Уровни практической психогигиены

Междисциплинарные связи

Саногенный потенциал личности

Предмет и задачи психогигиены

Гигиена (греч. hygieinos - здоровый, целебный, приносящий здоровье) - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Психогигиена - область гигиены, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и трудовой деятельности на психическое здоровье человека, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. В психологическом словаре А.Ребера (2000) сказано, что первоначальным значением этого термина было: искусство развития и поддержания психического здоровья.

Направления психогигиены. В психогигиене существует несколько направлений деятельности: фундаментальное, прикладное, практическое. В психогигиене как фундаментальной науке рассматриваются общие вопросы сохранения и укрепления психического здоровья, формулируются принципы оздоровления психики. В психогигиене как прикладной научной дисциплиной разрабатываются конкретные психогигиенические мероприятия, правила и приемы оздоровления психики. Другими словами, в ней рождается технология практического использования знаний о психическом здоровье для их практического применения с учетом возрастных, половых, профессиональных и других особенностей.

Психогигиена как практика - это реализация оздоровительных мероприятий, создание условий для возможно более полного сохранения психического здоровья больших групп, малых групп и отдельного человека, выполнение рекомендаций по укреплению здоровья, повышению психологической устойчивости и субъективного благополучия личности, поддержанию работоспособности человека. Психогигиеническая практика осуществляется как профессионалами, так и непрофессионалами. В разных слоях и группах населения психогигиеническая практика реализуется с опорой на научный, альтернативный или интуитивный подход. Нередко также она представляет собой сочетание научных (академических), альтернативных (например, «восточных оздоровительных систем») и интуитивных (возникающих в собственном опыте) методов и методик.

В научной психогигиене фундаментальные и прикладные исследования ведутся на общенаучных принципах и принципах отдельных наук, знания которых она объединяет (психология, медицина, социология и др.). В рамках научной психогигиены стремятся создать такие методы оздоровления психики, эффективность которых может быть подтверждена клиническими наблюдениями, эмпирическими данными, полученными с точностью и достоверностью, соответствующими строгому научному подходу. Целью прикладных разработок является поиск таких методов, которые «не привязаны» к индивидуальности их создателя. То есть, методов, которые могут применяться другими специалистами и иметь широкую область использования. Причем, их эффективность у разных специалистов должна быть достаточно схожей, разумеется, при методически достаточно точной реализации.

Задачи психогигиены. В психогигиене, как фундаментальной научной дисциплине, проводятся теоретические и эмпирические исследования. Цель этих исследований - выяснение факторов среды, условий труда и жизни в целом, особенностей личности, обусловливающих уровень психологической устойчивости, укрепление или ослабление психического здоровья.

Основные задачи психогигиены определены тремя главными проблемами фундаментальной психогигиены: 1) изучение природы психического здоровья и саногенного потенциала личности; 2) определение важнейших направлений и правил психогигиенической практики; 3) разработка основ профилактики состояний риска, ситуаций риска и поведения риска (зависимого поведения).

Для психогигиены, как и гигиены в целом, особенно важной является задача распространения знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование навыков оздоровительного поведения, т.е. поведения, нацеленного на здоровье (в англоязычной литературе health knowledge). Под оздоровительным поведением понимается любая мера, предпринятая индивидуумом, независимо от фактиче­ского или субъективно воспринимаемого состояния здоровья с целью укрепления, защиты или поддержания здоровья. При этом объективная эффективность такого поведения, с точки зрения до­стижения цели, в расчет не берется.

Психогигиенические мероприятия должны разрабатываться и реализовываться не только психологами и психотерапевтами, но и педагогами, врачами, социальными работниками. Более того, в них должны принимать активное участие не только специалисты, но и представители власти разных уровней, посильный вклад должен вносить каждый член общества. На современном уровне развития психогигиена представляет собой довольно обширную область исследований и практических мероприятий. В ней есть целый ряд разделов. В структуре практической психогигиены целесообразно выделить четыре уровня: национальная психогигиена, организационная психогигиена, семейная психогигиена, психогигиена личности. Здесь критерием для выделения выступает масштаб мероприятий - от национального уровня, где объектом является население страны, до уровня отдельного человека.

Разделы психогигиены. Используют различные критерии для выделения в психогигиене разделов. По возрастному критерию делят: на психогигиену детского, подросткового, юношеского возраста, психогигиену зрелого возраста, психогигиену пожилого и старческого возраста. По видам активности в психогигиене выделяют психогигиену труда (с подразделами - умственного, педагогического, управленческого, военной деятельности), психогигиену воспитания и обучения, психогигиену общения, психогигиену спорта, психогигиену отдыха и быта, психогигиену половой жизни. Половая специфичность психики также может выступать основанием для разделения данной научной дисциплины на психогигиену мужчины и психогигиену женщины.

О преподавании психогигиены

Предмет и задачи психопрофилактики

Профилактика (греч. prophylaktikos - предохранительный, предупредительный) - система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. Психопрофилактика разрабатывает и внедряет в практику меры по предупреждению психических заболеваний и их хронизации, а также спо­собствует реабилитации психически больных.

Выделяют различные виды психопрофилактики: первичную, вторичную и третичную психопрофилактику. Первич­ная психопрофилактика включает мероприятия, препятствующие возникновению нервно-психических расстройств. Вторичная психопрофилактика объединяет мероприятия, направленные на предупреждение неблагоприятной динамики уже возник­ших заболеваний, их хронизации, на уменьшение патологических проявлений, облег­чение течения болезни и улучшение исхода, а также на раннюю диагностику. Тре­тичная психопрофилактика способствует предупреждению неблагоприятных соци­альных последствий заболевания, рецидивов и дефектов, препятствующих трудовой деятельности больного.

Уровни практической психогигиены

1. Национальная психогигиена - осуществляемый институтами государства и общества комплекс мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья нации. Важнейшим направлением национальной психогигиены является государственная поддержка санитарного психогигиенического просвещения, повышение психологической компетентности граждан, распространение знаний о психологической помощи и самопомощи. Любой житель страны должен иметь ясное представление о том, что такое психологическая помощь, обладать информацией о различных видах психологической и психотерапевтической помощи, иметь представление о перечне услуг специалистов, уметь делать свободный от иллюзий и предрассудков выбор о необходимой помощи себе, близкому человеку, семье.

В большинстве стран мира в настоящее время нет научно обоснованной цельной системы мероприятий по охране психического здоровья своих граждан. Тем не менее, любая социальная политика, проводимая государством, обществом или их отдельными институтами ведет к определенным последствиям в аспекте психического здоровья: негативным, нейтральным или позитивным. Органы власти должны уделять внимание психогигиеническим аспектам (последствиям) проводимой политики. Внимание или невнимание к этим вопросам определяется психологической культурой чиновников и законодателей, причастных к решению этих вопросов.

Многие вопросы психогигиены могут и должны решаться на государственном уровне. В первую очередь это касается контроля за средствами массовой информации (СМИ). СМИ принадлежит решающая роль в национальной психогигиене. В России не учитывается характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональные состояния зрителей и слушателей. Имеет значение общий тон информации о разных сторонах жизни в стране, соотношение позитивной и негативной информации, оценки социально-экономической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неуспехах в различных сферах жизни страны.

Речь не идет о политической цензуре или «розовых фильтрах». Конечно, развитие государства и общества невозможно без гласности и свободы слова. Но одну и ту же информацию можно подать по-разному, с диаметрально противоположными эмоциональными эффектами и психогигиеническими последствиями. Понятно, что сейчас важнейшим СМИ является телевидение. У него огромные возможности для манипулирования сознанием аудитории. Числовую информацию, цитаты из речей политиков и многое другое можно сопровождать разными комментариями, разным зрительным рядом или музыкальным сопровождением. Из перечня коротких интервью или реплик прохожих в телерепортажах могут быть отобраны для показа (редко идет прямой эфир) одни и опущены другие. Такие высказывания могут быть поданы как мнение народа, но, по сути, являются выбором журналиста. Кого пригласить в студию для беседы - это тоже не бывает делом случая.

Главное же - это количество повторов. В психологии пропаганды и рекламы достаточно убедительно доказано, что повторы характеризуются сильным суггестивным эффектом. Аргументы не нужны, вообще не следует затрагивать рациональный план. Напротив, чем проще тезис, тем легче он внедряется в подсознание.

Тезис «факты говорят сами за себя» ошибочен. Независимо от субъекта («само по себе») может существовать какое-либо явление, но факт не существует сам по себе - всегда только в описании. Факты говорить не умеют. Рассказывают о событиях люди. И даже, когда мы сами становимся свидетелями того или иного события, мы интерпретируем его, опираясь на некоторую основу, объединяющую мнения других людей. Чаще же источниками мнений выступают СМИ.

Следующий момент контроля за СМИ - демонстрация сцен насилия, фильмов ужаса (монстров, чудовищ...) и подобных сюжетов без предварительной информации о характере фильма или телепередачи.

В развитых странах, где сохранились и упрочились традиции самоорганизации населения и местного самоуправления, подчеркивается роль общины во всем механизме процесса укрепления здоровья. Укрепление здоровья (в англоязычной литературе health promotion) - это процесс, помогающий индивидам и общинам усилить контроль за детерминантами здоровья и, таким образом, улучшить его.

2. Организационная психогигиена (психогигиена на уровне организации). Немалый круг вопросов психогигиены относится к компетенции организаций (дошкольных и школьных учреждений, средних специальных и высших учебных заведений, производственных предприятий, административных учреждений). К числу этих вопросов относятся: организация психологической службы предприятия, планирование и разработка мероприятий по поддержанию здоровья и работоспособности сотрудников, по оптимизации режима труда, учебы, отдыха, созданию комнат эмоциональной разгрузки и других мест рекреации на предприятии или в зонах отдыха, обеспечение работников или учащихся консультативной помощью.

Организационную психогигиену необходимо рассматривать как составную часть работы с кадрами. Заметим, что, к сожалению, в современной России целенаправленная психогигиеническая практика на уровне организации скорее исключение, чем правило.

Организации и соответствующие государственные органы могут и должны оказывать поддержку группам самопомощи лиц с одинаковыми проблемами (алкоголизм, никотинизм, одиночество, алкоголизм или наркомания у членов семей и т.д.).

3. Семейная психогигиена. Семья играет особую роль в жизни каждого человека. Семейные отношения имеют огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание в значительной степени определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Семейное воспитание закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные, благоприятные межличностные отношения. Семья может оказывать целительное воздействие на каждого члена семьи, давать незаменимую ничем другим эмоциональную поддержку. Но атмосфера семьи может оказывать и негативное воздействие на душевное равновесие личности, снижать эмоциональный комфорт, усугублять внутриличностные конфликты, порождать дисгармонию личности, ослаблять ее психологическую устойчивость.

В задачи семейной психогигиены входит распространение знаний о закономерностях функционирования семьи, характере семейных отношений, общих правилах и конкретных приемах гармонизации семейной жизни, возможных превентивных мерах в отношении семейных конфликтов а также практическая помощь семьям, члены которых обращаются к специалистам.

4. Психогигиена личности . Это тот уровень психогигиены, на котором центральным объектом выступает отдельный человек, личность.

Психогигиена личности в научном аспекте разрабатывает принципы и правила психогигиены, реализуемой субъектом по отношению к самому себе или по отношению к конкретному человеку, в непосредственном межличностном взаимодействии с ним, с учетом его индивидуальности и особенностей жизненной ситуации.

Психогигиена личности как практика - это совокупность действий, которые человек осуществляет своими силами (своими возможностям, личными стараниями и умениями). Никакого внешнего воздействия, осуществляемого специалистами или неспециалистами, никакой заботы со стороны представителей государственных и общественных институтов или близких людей не может быть достаточно для сохранения психологической устойчивости, если сам индивид не проявит необходимой активности. Психогигиена личности как практика - индивидуальная (или «личная», то есть осуществляемая лично) психогигиена.

Психогигиена личности - это также одна из сторон отношения человека к себе и другим людям (к психическому здоровью своему и других), составная часть образа жизни личности, характеристика психологической компетентности человека.

Таким образом, психогигиенические исследования, разработки и воздействия могут быть адресованы разным объектам: нации (всему населению страны, обществу), членам организации (большой группы), семье (собственной семье или трехпоколенной семье, включающей родителей супругов, супругов, детей супругов), индивиду (личности отдельного человека). Каждый из перечисленных уровней психогигиены имеет свой объект. Заметим, что это разделение на уровни относительно. Поскольку носителем психики является человек, то любое психогигиеническое мероприятие в конечном итоге имеет своей целью воздействие на человека, его личность. Нерешенные вопросы национальной и организационной психогигиены поднимают значение семейной и личной психогигиены. С другой стороны, укоренившаяся (со всеми недостатками) психогигиеническая практика на нижних уровнях (психогигиена семьи и личности) уменьшает ресурсы психического здоровья граждан и делает более актуальными психогигиенической акции на уровне государства и организации.

В данной книге основное внимание будет уделено вопросам семейной психогигиены и психогигиены личности. Такой акцент необходим, поскольку носителем психики является человек, а верхним уровнем регуляции выступает личность. Планирование любых психогигиенических и психопрофилактических мероприятий должно опираться на знания о природе психологической устойчивости личности, о путях достижения гармонии личности, создания условий для полноценного функционирования, динамичного развития человека, его своевременной и эффективной адаптации к меняющейся среде.

Задачи практической психогигиены личности. Для практической психогигиены центральной является задача повышения психогигиенической компетентности личности. Признаками психогигиенической компетентности личности являются:

1. Саногенные установки, отношение к здоровью как к ценности (самоценности), мотивация к сохранению здоровья.

2. Необходимые психологические знания, развитые умения и навыки укрепления психического здоровья и уменьшения негативных последствий психотравм.

3. Саморазвитие, поиск и раскрытие потенциалов саморазвития, освоение приемов саморегуляции и владения собой в трудных ситуациях.

4. Активность (практические действия) по оздоровлению, изменению образа жизни в саногенном направлении и поддержание такового.

Междисциплинарные связи

Психогигиена и психопрофилактика. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой. Их разграничение (особенно первичной пси­хопрофилактики и психогигиены) достаточно условно. Первичная профилактика по сути своей неспецифична - раннее психологическое воздействие имеет значение для предупреждения различных психических и соматических заболеваний, в возникновении которых играет роль заостряющая дисгармония, дезадаптация личности.

Цели психогигиены и пси­хопрофилактики во многом сливаются. В психогигиене главная цель - сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем соответствующей организации природной и социальной среды, образа жизни, трудовой деятельности. Для психопрофилактики главная цель - предупреждение психических расстройств. Ряд задач у психопрофилактики и психогигиены общие. Например, задача нейтрализации или ослабления патогенного воздей­ствия окружающей среды, вызывающего те или иные нарушения психики. В круг за­дач первичной психопрофилактики входит: определение групп лиц с повышенной угрозой заболевания или ситуаций, несущих в себе угрозу психического травматизма; организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам и ситуациям; скорая помощь лицам, находящимся в состоянии кризиса; профилактика профессиональной вредности; прогнозирование возможных наследственных заболеваний.

Таким образом, в отличие от психопрофилактики, ориентированной на предупреждение определенных психических расстройств, целью психогигиены является разработка и осуществление мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья в целом.

Психогигиена и психокоррекция. Психокоррекция - исправление недостатков психического развития или поведения индивида с помощью средств психологического воздействия. По мнению Ю. Ф. Полякова и А. С. Спиваковской психологическая коррекция направлена не на симптомы бо­лезни, так же как и не на личность вообще. Ее объектом могут быть кон­кретные, определенные (требующие своего дальнейшего выяв­ления и изучения) черты психики, относящиеся как к преморбидным особенностям, так и к особенностям психики, изменив­шимся в процессе болезни, а также и к чертам психики, формирующимся как последствия перенесенных соматических или нервно-психических заболеваний. Психологическая коррек­ция предполагает психологическое воздействие на человека в целях: 1) предупреждения возможных заболеваний, 2) более успешного преодоления возникшего заболевания, 3) предотвра­щения рецидивов и снижения инвалидизации. Как форма особого психологического воздействия психоло­гическая коррекция может осуществляться по отношению к раз­личным категориям лиц. Как воздействие в целях предупреж­дения заболеваний психологическая коррекция применяется к категориям лиц, относящихся к так называемым «группам риска», т. е. к людям, «еще не больным, но уже и не здоровым». В задачу психологи­ческой коррекции данного типа входит перестройка тех психо­логических особенностей человека, которые делают его наибо­лее уязвимым к тому или иному заболеванию пси­хическому или соматическому (Ю. Ф. Поляков, А. С. Спиваковская, 1985.).

Психогигиена и психотерапия. Психотерапия не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов. Спектр трактовок довольно широк и в разных странах, и у разных авторов. В качестве базовых берутся понятия из медицины, психологии, социологии, философии. Например, в немецкоязычной литературе распространено понимание психотерапии как взаимодействия между одним или несколькими пациента­ми и одним или несколькими психотера­певтами с целью лечения нарушений поведения или болезненных со­стояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими сред­ствами. В англоязычной литерату­ре термин психотерапия имеет более узкое значение. Это понятие употребляется для обозначения методов ле­чения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитичес­ких способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного.

В русскоязычной медицинской литературе при­нятым является определение психотерапии как систе­мы лечебного воздействия на психику и че­рез психику на организм больного. Будучи методом лечения, психотерапия традиционно входит в компетенцию меди­цины (Карвасарский Б. Д., 1985). Психотерапевтическое лечение основано на психологических методах воздействия.

Термин психотерапия не является чисто медицинским понятием. Психотерапевты (чаще те, кто не является врачом по образованию) выдвигают иную - философскую и психологическую - модель психотерапии, которая основана на исходном значении термина: «исцеление душой». В этом случае основная цель психотерапии не излечение, а помощь в процессе становления личности. Уместно вспомнить, что исходный смысл термина “терапия” (в греческом языке ”therapeia”) - забота, уход, лечение. Поэтому объектом терапии может быть не только индивид, но и семья (в семейной терапии). Задачей семейного терапевта является помощь семье, исправление нарушенных семейных отношений, восстановление гармонии, устранение эмоциональных расстройств у членов семьи.

Таким образом, психотерапию и психогигиену объединяет нацеленность на укрепление психического здоровья человека, использование разнообразных методов психологического воздействия на личность. Человек, проявлявший какую-либо активность в плане личной психогигиены, принявший ценности саморазвития и самопомощи, облегчает задачи психотерапии, если таковая ему потребуется. С другой стороны, если психотерапевт проводит не симптоматическое лечение, а помогает преодолеть пациенту глубокие внутренние конфликты, он одновременно помогает обрести душевное равновесие, укрепить психологическую устойчивость.

Большая часть методов, используемых в индивидуальной или групповой психотерапии, является одновременно и методами психогигиены. К таковым, например, относятся методы аутогенной тренировки, медитации, визуализации, тренировки с использованием биологической обратной связи.

Саногенный потенциал личности

Психическое здоровье. Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную усло­виям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности (Психология. Словарь, 1990). К основным критериям психического здоровья относят: соответствие субъ­ективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакции - внешним раздражите­лям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрело­сти эмоциональной, волевой и позна­вательной сфер личности; адаптивность в микросоциальных отноше­ниях; способность самоуправления поведением, разумного планирова­ния жизненных целей и поддер­жания активности в их достижении.

Данное определение психического здоровья вполне согласуется с определением здоровья, которое сформулировано экспертами Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). «Здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». По мнению экспертов ВОЗ, благополучие в большей степени обусловлено самооценкой и чувством социальной принадлежности, чем биологическими функциями организма. Оно связано с реализацией физических, духовных и социальных потенций человека.

Понятие саногенного личностного потенциала. В широко распространенном определении здоровья (определение ВОЗ), в качестве родового понятия взято понятие состояния. Здоровье – это здоровое состояние. Как и любое состояние, оно выступает основой для следующего по времени состояния. Понятно, что здоровое состояние возникнет с наибольшей вероятностью, если предыдущим состоянием является здоровое состояние. При отсутствии негативных внутренних и внешних факторов, препятствующих нормальному функционированию психики и организма, здоровое состояние сохраняется.

Но не только отсутствие негативных внутренних и внешних факторов позволяет оставаться в здоровом состоянии. Человек постоянно преодолевает какие-либо трудности, однако далеко не все они оказывают разрушительное воздействие на психику. Не любая личностная проблема, внутриличностный или межличностный конфликт, ощущение кризиса неизбежно приводят к расстройству. В человеке есть силы, противодействующие негативным факторам.

Важно подчеркнуть различие между состоянием и комплексом причин, обусловливающих возникновение состояния. Нельзя упускать из вида, что любое состояние обусловлено не только предшествующим состоянием, но и многими другими факторами. Для здорового состояния такими факторами выступает целый ряд свойств личности, индивидные особенности, образ жизни, отношение к окружающему и многое другое. От расстройств и болезней охраняет не только здоровье, как предшествующее состояние, но и некоторый базис - определенный склад личностных черт, система отношений личности, приобретенный спонтанно и в ходе обучения опыт саморегуляции, опыт преодоления трудностей и другие особенности личности.

Если не различать здоровье (как состояние) и факторы его поддерживающие, то возникает ненужное смешение описаний. По этим причинам мы считаем необходимым использовать понятие саногенного потенциала личности - потенциала, создающего основу для возникновения и сохранения здоровья. Саногенный потенциал личности - понятие собирательно, оно охватывает все те силы, которые поддерживают здоровое состояние.

О саногенном потенциале можно говорить при наличии соответствующих качеств личности (в последующих главах книги они будут детально рассмотрены) и их достаточной выраженности. Множество качеств, которые укрепляют здоровье, поддерживают устойчивость личности, являются базисом для успешного протекания всех процессов человеческого бытия. Это протективные качества личности. При сниженном развитии необходимых качеств их роль, иногда, может выполняться другими качествами, т.е. компенсаторно. Ограничивают потенциал повреждающие качества. Если они мало выражены или отсутствуют, то потенциал здоровья возрастает.

Саногенный потенциал личности образуют многие составляющие, но к числу главных следует отнести гармонию личности, ее психологическую устойчивость и субъективное благополучие. Личность гармонична, если основные жизненные процессы ее бытия протекают достаточно динамично, продуктивно и согласованно. К таковым процессам мы относим: функционирование, самоуправление (включая саморегуляцию), развитие и адаптация. Гармония невозможна без социальных связей, которые делают возможным протекание жизненных процессов личности.

Психологическая устойчивость проявляется в нескольких аспектах: в стойкости - способности противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации; в у равновешенности - соразмерности силы реагирования и активности поведения силе раздражителя, значению события; в с опротивляемости - способности к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора.

Субъективное благополучие - центральный момент саморегуляции, ее эмоциональных механизмов. С одной стороны, субъективное благополучие обусловлено совершенством гармонии личности и ее психологической устойчивости. А с другой стороны, ослабление субъективного благополучия приводит к истощению энергетического источника функционирования и развития, снижению защитных сил личности и организма. По этим причинам отсутствие переживаний благополучия выступает ранним диагностическим признаком будущих расстройств.

Здоровье (общее, не только психическое) человека в значительной степени определяется саногенным личностнымпотенциалом, но это не единственная детерминанта здоровья. Разумеется, здоровье зависит от множества других факторов, которых мы не касаемся, поскольку они являются предметом общей гигиены.

Контрольные вопросы

    Дайте определение психогигиене, психопрофилактике.

    Охарактеризуйте фундаментальное, прикладное и практическое направления психогигиены.

    Назовите основные задачи психогигиены.

    Раскройте специфику четырех уровней практической психогигиены.

    Что составляет саногенный потенциал личности?

К следующей теме

К словарю терминов

На главную страницу

Анна Сикорская

Психогигиена – это отрасль медицины, которая изучает факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по укреплению и поддержанию психического здоровья детей, подростков и взрослых.

Психопрофилактика предназначена для разработки мер, которые предупреждают психические заболевания и расстройства, а также препятствуют их переходам в хроническую форму.

Определение понятий

Психогигиена изучает состояние нервно-психического здоровья, его динамику в связи с разнообразными факторами внешней среды (природными, производственными, социально-бытовыми). Кроме того, эта отрасль гигиены разрабатывает на основе полученных данных специальные методы воздействия на человека, чтобы создать условия для укрепления и сохранения его психического здоровья.

В настоящее время психогигиена составляет анализ влияния окружающей среды на людей и в первую очередь на подростков. Различают следующие разделы науки:

  • Возрастная;
  • Бытовая;
  • Семейной жизни;
  • Обучения и труда.

В свою очередь, возрастная гигиена прежде всего включает рекомендации, направленные для детей и пожилых людей, потому что психика этих возрастных групп значительно отличается от обычных взрослых.

Психогигиена и хорошее здоровье детей и подростков прежде всего базируются на возрастных особенностях и должны обеспечивать правильное формирование психики. Нужно понимать, что дети чутко реагируют на самые незначительные физические и эмоциональные воздействия, поэтому большая роль отводится чуткому воспитанию ребенка.

Основы психогигиены детей:

  • Воспитание эмоций;
  • Развитие и тренировка процессов торможения;
  • Преодоление трудностей.

В старческом возрасте также возникают свои специфические манеры. Это объясняется тем, что обмен веществ значительно медленней, общая работоспособность снижена, память уже не такая, как раньше.

Поэтому у пожилых людей значительно слабее психика. Любую эмоциональную травму они переносят болезненно, в особенности если это касается ломки стереотипов. Поддержать психическое здоровье поможет установленный режим дня, неутомительный труд и регулярные прогулки.

Методы психогигиены включают в себя:

  • Психокоррекционные работы, которые проводятся в консультативных центрах, «телефонах доверия » и других организациях, деятельность которых ориентирована на психологическую помощь;
  • Массовые обследования, которые проводятся для выявления так называемых групп риска, и профилактическая работа с таковыми;
  • Информирование населения;
  • Среди основных задач – помощь в кризисных ситуация, которые связаны с учебой, работой или семьей;
  • Работа с молодыми и неблагополучными семьями.

Психогигиена быта

Большая часть жизни человека проходит в общении с другими людьми. Хорошему настроению способствуют приятные слова, поддержка и участие близких, а вот пренебрежительность, грубость могут травмировать психику, особенно у чувствительных людей. Можно сказать, что в дружеском коллективе психоклимат благоприятный.

Однако есть такой тип людей, которые все слишком серьезно воспринимают и не могут тормозить отрицательные эмоции. Они должны перевоспитать себя, ведь трудности в жизни встречаются повсеместно. Для этого рекомендуется научиться правильно оценивать ситуацию, управлять своими эмоциями.

Психогигиена семьи

На семью положена большая ответственность, ведь именно в этом коллективе формируется личность, закладываются основы поведения. Отношения в семье существенно влияют на человека и поэтому они значимы как для каждой конкретной личности, так и для общества в целом.

Хорошие семейные отношения основаны на взаимоуважении, любви и дружбе, общих взглядах. Огромную роль играет взаимопонимание, умение идти на уступки. Дружественная обстановка способствует формированию крепкой семьи и создает хорошие условия для воспитания детей.

Стоит отметить, что психогигиена заключается у детей и подростков не только во влиянии семьи, но и в организованном коллективе, то есть в саду и школе. Сейчас большая роль отводится психогигиене учебных занятий. На время учебы приходится два возрастных кризиса (7 лет и 15 лет). В это время дети очень эмоциональны и сильно подвержены влиянию.

Психогигиена учебных занятий направлена на способствование гармоничному и своевременному развитию детей, и предотвращение психотравмирующих ситуаций в школе. Учеба должна приносить радость, положительные эмоции и противостоять напряжению, которое приводит к утомлению.

Стоит отметить, что психогигиена стресса неразрывно связана с другими разделами, в особенности с психогигиеной ребенка.

Адаптироваться к новым условиям существования детям очень непросто, а многим и достаточно болезненно. Они могут отвлекаться во время занятий, заниматься посторонними делами, плохо вести себя на переменах, бегать и кричать или, наоборот, стать пассивными. Некоторые могут смущаться при разговоре с учителем и расплакаться из-за замечания.

Нередко возникают признаки неврозов, дети теряют аппетит, стают капризными, плохо спят ночью. Полностью адаптироваться в школе удается лишь к середине первого года обучения. Однако большую роль в формировании личности и маленького ребенка, и подростка играет само учебное заведение и поведение учителя.

На основе данных психогигиены психопрофилактика разрабатывает систему мер, которые ведут к снижению психической заболеваемости, внедряет их в жизнь.

Профилактика разделяется на виды, каждый из которых отвечает за те или иные факторы:

  • Первичная направлена на предупреждение возникновения болезни. В нее включены законодательные меры, которые отвечают за охрану здоровья населения;
  • Вторичная. Заключается в выявлении начальных стадий заболеваний и их активном лечении. Можно сказать, что этот вид профилактики направлен на создание благоприятных условий течения болезни, что приводит к быстрому излечению;
  • Третичная. Меры направлены на предупреждение рецидивов заболеваний. На практике для этого проводятся мероприятия, которые направлены на устранение неблагоприятных условий учебы и работы.

Психогигиена и психопрофилактика, а точнее – их методы работы, внедряются совместными усилиями врачей и педагогов в среду подрастающего поколения. Для этого также используются санатории, детские лагеря и площадки.

Куликов Л.В. Глава 6. Личная психогигиена

//Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. с. 182-216.

Все, что можно назвать благосостоянием, счастьем, благополучием,
обусловлено присутствием трех слагаемых:
нужно что-нибудь делать,
что-нибудь любить,
на что-нибудь надеяться.

В.Классовский

Саногенный потенциал личности
Саногенный потенциал личности включает в себя много составляющих. Он выше, если личность гармонична. Гармония - не просто согласованность отдельных линий развития и бытия личности. Это согласованность и соразмерность разнообразия в каждом из пространств, которым принадлежит личности и тем, что есть внутри ее самой. Это созвучие накопленного опыта, достижений и мечтаний. Чем богаче наполнение внутреннего мира, чем шире социальное и духовное пространство, освоенное личности, тем более устойчив и здоров человек. Таких богатств не бывает слишком много, в их накоплении не бывает последней ступени, их нельзя потерять, их не могут украсть. Они не могут быть отчуждены от личности. И, тем не менее, они могут пережить ее, они больше человеческого бытия, ограниченного биологическим сроком, телесным здоровьем. Человек не может не чувствовать этого, не может не понимать этого, что и рождает вдохновенное настроение, переживание благополучия, создает почву для слаженного функционирования телесных процессов, для здоровья нервного и физического. С точки зрения системного подхода, это может быть обозначено довольно сухими словами: «верхняя регуляция в человеке как целостной системе».

Но жизнь это не только приобретения, но и неудачи и потери. В окружающей среде, внешнем мире есть не только то, что помогает раскрыть свои способности, продвигаться в самореализации, личностном и духовном развитии, но есть и препятствия, противодействующие силы. Поэтому саногенный потенциал будет ущербным без психологической устойчивости личности, без ресурсов стойкости, уравновешенности, сопротивляемости. Они выступают основой возврата к благоприятному настроению и состоянию после травм.

Немного тех людей, кому и гармония, и устойчивость сполна даны от природы. Это редкое совпадение хорошей наследственности, семейного воспитания, социального окружения, образования и многого другого, соединенного в счастливой судьбе. Большинству же необходимо прикладывать те или иные усилия, что сложить такую судьбу. Какое счастье ярче светит - подаренное или самим построенное - вопрос, на который нет простого ответа. Одно существенно, что большинство людей должны прикладывать усилия, чтобы своими силами своими возможностям, личными стараниями и умениями сохранить и укрепить психологическую устойчивость. Должны что-то делать для коррекции своего состояния, укрепления веры, сохранения душевных сил.

Умения и навыки оздоровления психики, практика формирования и поддержания здорового образа жизни и ряд других видов поведения являются личной практической психогигиеной. Все это неотъемлемая составная часть саногенного потенциала личности. Не все усилия по сохранению физического здоровья, входят в число центральных задач психогигиены. Что-то влияет весьма опосредованно, что-то практически напрямую. Например, воспитанная привычка к ежедневной физической активности (зарядка, пробежка, плавание…) укрепляет волю и создает основу для дальнейшего развития, расширения самоуправления. Это влияние опосредованное. В этой главе в центре внимания будет находиться то, что влияет непосредственно.

Развитие и сохранение мотивации и целей, умений и навыков поддержания высокой работоспособности, развития личности, социальной адаптации, духовного обогащения нельзя отнести только лишь к психогигиенической практике. Это также часть психологической и социальной компетентности личности. И все эти процессы личностной динамики - одна из важных сторон экзистенциального выбора: выбора формы самореализации, поиска и обретения смысла жизни, постановки главных жизненных целей. Поиск данной экзистенциальной определенности - большой труд души. Не каждый на него отважится, но потративший силы, не сожалеет. Преодоление личностного кризиса, от которого никто не застрахован, также требует большой внутренней работы. Эта работа идет легче, если есть проверенные ресурсы и умение обращаться к ним. Без этих «мускулов» души возрастает опасность, которую может нести новый кризис.

По этим причинам дать какие-либо достаточно конкретные, простые рекомендации по совершенствованию, повышению личностной гармонии очень трудно. Это очень широкая тема. Заметим лишь, что в выборе ориентиров для этого пути следует идти от индивидуальности человека, необходимо учитывать социальную и этническую принадлежность личности, имеющийся у человека жизненный опыт и множество других факторов.

Поэтому в данной главе мы сосредоточимся в основном на вопросах укрепления психологической устойчивости личности. В четвертой главе книги были перечислены факторы психологической устойчивости личности. Поскольку предметом данной главы выступает личная психогигиена, то в ней факторы социальной среды мы обсуждать не будем. В числе значимых для укрепления психологической устойчивости личности факторов были перечислены: отношения личности (в том числе к себе), характеристики сознания личности, эмоций и чувств, особенности познания и опыта, поведения и деятельности.

В этой части книги представлены советы и рекомендации, которые могут быть использованы для развития саморегуляции, для психологической помощи и самопомощи. Они являются обобщением диспозиций, принятых в достаточно известных направлениях современной психогигиены и психотерапии. Мы стремились отобрать достаточно простые рекомендации, не требующие длительного освоения и тренировок. Выше было отмечено, что для современного россиянина типичен сниженный уровень психогигиенической компетентности и сниженная мотивация к активному саногенному поведению.

Да, более сложные приемы часто более эффективны. Но есть два обстоятельства, существенно ограничивающих их применение. Во-первых, они эффективны не всегда, поскольку универсальных и абсолютно надежных средств не существует. Во-вторых, уже одно то, что они требуют больше времени для изучения и постоянного поддержания уровня тренированности, делает их невостребованными большинством. Известное изречение «все нужное - просто, а все сложное не нужно» прекрасно выражает одну из важнейших причин неприятия многомудрия. К поиску психологических средств преодоления трудных ситуаций, в большинстве случаев, прибегают «когда гром уже грянул». В такие моменты жизни учиться некогда, для этого нет сил, а мышление и память находятся не в том состоянии, которое благоприятствует обстоятельному обучению, систематизированному усвоению знаний.

Далее, психологическая устойчивость зависит от особенностей мировоззрения. Понятно, что такое сложное образование не возникает легко и быстро даже под влиянием очень авторитетного лица. Мировоззрение формируется медленно, по ходу накопления жизненного опыта, как плод раздумий, переживаний, огромной внутренней работы. Например, это в полной мере относится к вере в разных ее формах - вере в достижимость поставленных целей, религиозной вере, вере в общие цели, другим основам веры. Обычно, вера либо впитывается душой в детские годы - «с молоком матери», либо к ней ведет долгий путь, который человек проходит сам, постоянно пытаясь выстроить свою картину мира. Даже, если в памяти хранится какое-либо одно знаковое событие (первая молитва, незабываемое посещение храма…), все равно оно произошло неслучайно, к нему вели многие шаги. Примерно тоже следует сказать об экзистенциальной определенности - понимании, ощущении и переживании смысла жизни или обретении его в результатах своего труда.

Важной частью системы отношений личности является принятие на себя ответственности за свою жизнь, установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью, готовность видеть в происходящем (достижения, неудачи, ошибки…) следствие собственных выборов, решений, стараний или лени.

Основной стратегией психологической помощи и самопомощи в преодолении трудных жизненных ситуаций является увеличение возможных способов преодоления путем стимули­рования самостоятельности, укрепление установки на проявление активности в изменении жизненной ситуации и, если возможно, то и окружающей среды. Особую опасность представляет чувство беспомощности. Ощущение беспомощно­сти является основным фактором, мотивирующим поведение риска.

Самостоятельность (в англоязычной литературе self empowerment) - достижение личной автономии путем выработки и применения жизненных навыков, имеющих отношение к здоровью. Самостоятельность - это процесс, направленный на то, чтобы восстановить способность к принятию решений и внушить людям веру в их автономность, а также привить необходимые навыки для принятия решений, связанных с их собственным здоро­вьем, здоровьем их семей. Самостоятельность является одним из важнейших ресурсов контроля здоровья.

Итак, в саногенный потенциал входит множество составляющих, которые можно разделить на три группы. К первой группе должны быть отнесены те, что формируются воспитанием, образованием, социальным окружением (широким и ближайшим), обусловлены условиями и образом жизни, профессией. Все это не может быть объектом психогигиенических акций, это значительно шире психогигиены и как практики, и как теории. Во вторую группу могут быть включены те особенности личности и тот опыт, знания и умения, которые возникают у субъекта вследствие совместной работы со специалистом: психологом, психотерапевтом, врачом или педагогом. Эти качества приобретаются на сеансах психологического консультирования, группах личностного развития, психокоррекционных группах, тренингах повышения психологической устойчивости (Куликов, 1991), повышения коммуникативной компетентности, тренингах уверенности (другие названия: тренинг самоутверждения, тренинг ассертивности), в других формах индивидуальной и групповой работы.

Разумеется, конкретный набор форм психологической помощи обусловлен индивидуальностью человека и спецификой жизненной ситуации, в которой он находится. Это и определяет что именно необходимо субъекту для повышения психологической устойчивости, для продвижения к гармонии. Например, такой вектор психологической и психогигиенической помощи может быть задан его принадлежностью к той или иной группе риска. В третью группу входят те протективные качества, которые субъект развил в себе самостоятельно. Сюда же входят знания, умения и навыки, которые помогают формировать саногенное отношение к действительности - к обществу, событиям, к людям и их поступкам, к себе, своим плюсам своим минусам. Они позволяют выбирать оптимальные стратегии и тактики преодоления трудностей, регулировать уровень напряжения, сохранять свободу поведения, выбирать тот стиль жизни, который более всего соответствует индивидуальности, позволяет жить здоровой и благополучной жизнью. К предмету личной психогигиены относятся в большей степени составляющие этой третьей группы.

^ Личная психогигиена - одна из форм самосовершенствования. В каждом человеке есть потребность и способность к изменению себя, к творчеству, раскрытию способностей. И то, и другое не исчезает при неблагоприятных условиях развития, при многих нарушениях и дефектах. Реализовать себя - значит открыть свои способности и приложить их к делу. Полнее проявить себя, самоутвердиться человек может, развивая свою личность, глубже познавая и осознавая себя. Начальные знания психологии необходимы каждому современному человеку. Недооценка самопознания, незнание своей индивидуальности делает человека более уязвимым для стресса, снижает его устойчивость в преодолении кризисов жизни.

Необходимо заметить, что при излишнем углублении внутрь себя совершенствование своей личности становится главной целью жизни (совершенствование ради совершенствования). Полноценное развитие личности непременно предполагает (пусть небольшие) шаги в деле, в освоении избранной профессии, в продвижении в окружающий мир природы и людей, в конкретной помощи людям, в чем-либо, что может быть оценено другими как достижение.

Итак, обратимся к рассмотрению ряда проблем личной психогигиены. Еще раз подчеркнем, что не ставим перед собой цели осветить вопросы достижения личностной гармонии, личностной зрелости, духовного обогащения, поскольку они шире предмета психогигиены. Мы представим советы и рекомендации, по возможности, простые. Это целесообразно по двум причинам. Психологическая и психогигиеническая компетентность нужна каждому. Возможно, не всем следует тратить силы и время на ее повышение. Далеко не все станут клиентами психолога-консультанта, психолога-психотерапевта или врача-психотерапевта. Причины здесь разные: одни не готовы к совместной психологической работе, другие не способны на нее, третьи не избавятся от барьера предубеждений, например, приравнивая контакт с психологом к заявлению о собственной неполноценности, психической недостаточности. Невежественность может длиться всю жизнь. Вместе с броней ригидности они составляют довольно угрюмый дуэт. Вторая причина, по сути, является продолжением первой. И в психологическом, и в психогигиеническом просвещении особенно важно установить первый контакт со слушателем, дать ему возможность убедиться в том, что ни в личностном росте, ни в повышении психогигиенической грамотности нет ничего запредельного, недоступного для обычного человека. Дать ему возможность попробовать и убедиться в том, что все выполнимо, многое полезно, а кое-что бесценно для его жизни. Другими словами, помочь тому, для кого все это разрабатывается, сделать первый шаг.
^ Отношение к действительности
В числе факторов, оказывающих саногенное влияние на личность нами были названы (см. четвертую главу): уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение; чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого. Для активизации этих сил в помощь саногенному потенциалу нет совсем простых советов и рекомендаций.
^ Влияние расстраивающих установок
Отношение к действительности можно рассматривать как совокупность установок к ее разным сторонам. Установка - это предрасположенность определенным образом интерпретировать и оценивать воспринятое, готовность определенному образу поведения, деятельности. Избавление от негативных установок является необходимой работой по укреплению саногенного потенциала личности. Рассмотрим наиболее частые негативные установки.

Большой вред душевному здоровью наносят раздумья о несовершенстве мира. На самом деле, мир иногда становится таким в глазах некоторых из нас. Вообще оценить изящество чего-либо можно, лишь увидав уродливость чего-то другого, лишь сравнив с ним. Мир одновременно и несовершенен, и совершенен.

Кто-то хотел бы жить в японском электронном раю, где всю работу выполняют автоматы. Однако и здесь мимо внимания проходят точные числовые данные: японские рабочие заняты на производстве гораздо больше времени (в среднем 2159 часов), чем в США (1957 часов) и Германии (1638 часов). У многих японцев продолжительность годового отпуска не превышает одной недели. Богатство без усталости не приходит. Неслучайно в Японии все чаще в повседневном обиходе употребляется слово “кароси” - смерть от “переработки”. Для японского менталитета характерен дух сплоченности, солидарности. В соответствии с традицией так называемых “дружеских сверхурочных” работники остаются в офисах после того, как они выполнили задание, просто чтобы составить компанию своим работающим коллегам.

И по другим причинам в Японии много недостаточно счастливых граждан, которых родное, японское не устраивает. У японок становятся модными косметические операции по изменению разреза глаз, они хотят больше походить на европейских женщин.

Сравнивая свой образ жизни с образом жизни других людей, мы часто видим в последнем, прежде всего, плюсы. Многие склонны к тому, чтобы поверить в райскую, или - почти райскую жизнь, в другой стране. Кому-то снится эротический рай в Индии, кому-то в Швеции. Ни индусы, ни шведы такого рая у себя не обнаруживают, но для мечтателей это не имеет значения.

Видеть недостатки и не замечать преимущества тех условий, в которых живешь, - весьма распространенная особенность в человеке. Между тем, в реальном мире ни один сад не может иметь четыре южных стороны - солнечная сторона всегда только одна. Все имеет свою солнечную и теневую сторону.

Особенность современного социально-экономического состояния нашей страны в том, что многие россияне не могут в сжатые сроки изменить свое мышление и сознание. Возможности, которые предоставляет демократия (пусть незрелая) и рыночная экономика (даже возникающая) люди еще не умеют использовать. Добавляются и особенности ранней стадии развития демократического мышления: ожидание прав без обязанностей, свободы без ответственности, успехов без собственной инициативы. Положительные стороны новой жизни мало отражены в сознании - в нем акцентированы потери. Вероятно, в этом проявляются особенности человеческих чувств. В текущий момент времени люди большую часть (до 60-70%) времени находятся в отрицательных эмоциональных состояниях (напряжение, тревога, раздражение, утомление и т.п.). Но в долговременной памяти больше хранится впечатлений, связанных с положительными эмоциями.

Один немецкий профессор рассказал мне такой анекдот. Правительство все время уверяет нас, что мы будем жить еще лучше. Но мы не хотим жить еще лучше, мы хотим жить также хорошо, как раньше. Затем он уверил меня, что аналогичные анекдоты есть во многих странах.

Нельзя войти в одну реку дважды. Любые глубокие реформы драматичны. Многие факторы современной жизни России усиливают напряженность и в обществе в целом, и в той или иной степени у каждого его члена. Они нарушают душевное равновесие, снижают преобладающее настроение. Однако и в этом Россия не уникальна, многим странам приходилось переживать тяжелые времена. Можно вспомнить, например, “великую депрессию” в США.

Очень многие расстройства в большей или меньшей степени – это болезни образа жизни, но не только образа жизни. Прежде всего, образа мыслей, стиля чувствований и переживаний, отношения к жизни. Отношение к жизни – понятие весьма емкое. В нем объединены основные позиции личности и установки на ту или иную активность, на определенное поведение. Чувствования и переживания, оздоравливающие или губящие здоровье, связаны с тем, во что верит человек, чего ожидает от жизни, как готов ее воспринимать.

Важнейшее значение в формировании настроения имеют субъективные факторы. Можно вспомнить очень точное наблюдение Ф.Ларошфуко: «Мы никогда не бываем ни так счастливы, ни так несчастливы, как это воображаем». Рассмотрим часто встречающиеся расстраивающие, дисгармонизирующие установки. В каждом случае сначала дается словесная формулировка, выражающая суть установки, а затем краткий комментарий, раскрывающий ее ошибочность и вредность.
^ Расстраивающие установки
«Это из-за него (нее, них...) я так себя чувствую». В этой установке преувеличена возможность других людей управлять нашими чувствами. Какой бы силой, даром они ни обладали, наши чувства рождаются в нас и зависят прежде всего от нас.

«Все (многое...) вокруг делается неправильно, на самом деле все должно быть иначе». Все правильно никогда не было и никогда не будет. Мир живет по своим законам, раздумывать о том – принимать их или нет – бессмысленно.

«Необходимо изменить другого человека (этих людей...)». Человек имеет весьма ограниченные возможности в том, чтобы изменить другого человека, даже своего близкого. Часто за стремлением изменить другого человека с искренним желанием «сделать его лучше» скрыто другое стремление – сделать его более удобным для нас. Мы никого не можем изменить, кроме себя самого. Вспомним слова А. П. Чехова: "Если вам подают кофе, то не старайтесь искать в нем пиво."

«^ Я должен стремиться к совершенству во всем – совершенству своей личности, отношений с окружающими, семейных отношений, ведения дел, своего жилища...». Данная установка связана с тем, что субъектом слабо осознается, насколько достижим идеал, к которому он стремится, какова будет цена его достижения. Насколько достижим идеал, к которому мы стремимся? Перечислим все, чем придется заплатить за его достижение. Это поможет осознать - нужно ли стремиться к совершенству. Лучше выделить приоритеты и стараться достичь главных целей.

Можно вспомнить о том, что текст Декларации независимости США был (впервые) изготовлен на пишущей машинке с двумя опечатками. Это не мешало и не мешает экономическому и политическому развитию Америки. Заметим, что триумф совершенства не наступил и в этой богатой стране. В одном из телеинтервью жена президента Клинтона на вопрос “Есть ли в Белом доме мыши?” ответила: “Да они у нас есть, мы с ними боремся с помощью ловушек”. Заметьте, что от этого желание многих американских женщин стать первой леди страны, не уменьшается.

«Окружающие плохо решают мои проблемы (мало помогают...)». Никто лучше нас не решит наши проблемы. Окружающие нас люди, близкие и чужие, живут не для того, чтобы решать наши проблемы. У них есть свои проблемы.

«Я должен всем нравиться. Если окружающие не выражают свою симпатию, надо приложить все силы, чтобы добиться этого». Невозможно всем нравиться, и напрасно к этому стремиться. Окружающие могут не выражать симпатию, поскольку погружены в свои проблемы. И.В.Гете писал: «Самое смешное желание – это желание нравиться всем».

«Я несчастлив». Счастье не является состоянием, возникающим под влиянием внешних обстоятельств. Ощущение счастья – часть отношения человека к действительности в целом. Чувствовать, замечать и понимать свое счастье – все это зависит от готовности человека видеть себя счастливым. Ощущение счастья не может быть определено как цель, к которой человек стремится, а представляет собой скорее просто сопутствующее явление, сопровождающее достижение цели.

Китайский мудрец писал: "Если душа черства, а сердце загрубело, ни в одном деле не добьешься удачи. Если сердце покойно, а дух уравновешен, счастье само придет к тебе." (Из сборника "Вкус корней").

Самый известный физик-теоретик современности, для краткости именуемый окружением - “гений”, - англичанин Стефен Хокинг. По свидетельству его близкого друга Дэвида Шрамма, председателя Эспенского физического центра, Стефен обожает вечеринки. На ужине, венчавшем юбилейную сессию, посвященную 100-летию со дня рождения Альберта Эйнштейна, он был самым веселым участником застолья, живо делился своими впечатлениями, вовсю флиртовал с женами видных физиков мира.

В 1985 году он тяжело болел воспалением легких, перенес целую серию операций. В результате трахеотомии он потерял дар речи. Его выхаживала целая бригада медсестер. Медсестры и техники, ухаживавшие за Хокингом и обслуживавшие его, были по уши влюблены в своего подопечного. Одна из медсестер осталась на работе в его доме. Через четыре года они стали любовниками и решили оставить свои прежние семьи. Она оставила своего мужа - способного инженера, сконструировавшего синтезатор речи для Хокинга, позволяющий ему хоть как-то общаться. Хокинг оставил жену и троих взрослых детей. Трудно было бы назвать эту историю очень необычной, если бы не такое обстоятельство.

Стефен, едва перешагнув через свое двадцатилетие (он родился в 1942 году), был сражен страшным недугом - моторно-нейронной болезнью. И с того времени почти полностью обездвижен. Он уже давно не способен есть самостоятельно, процесс кормления длится иногда часами. Наблюдать это без содрагания могут только хорошо привыкшие к такому зрелищу люди. На вечеринках он “танцует”, находясь в ортопедическом кресле.

Недуг, поразивший Хокинга, обычно сводит людей в могилу в течение нескольких лет. Стефен живет с ним тридцать лет. В 1988 году он опубликовал свою самую известную книгу “Краткая история времени”, ставшую бестселлером, она разошлась тиражом в девять миллионов экземпляров. Пишущий о нем Мэлор Стуруа, сравнивает его с юным и прекрасным Парисом, который на великом судилище богов променял богиню мудрости на богиню любви, продемонстрировав тем самым величайшую мудрость. И мощный интеллект, и несокрушимая воля Хокинга блекнут перед его жизнелюбием.

_________________________________________________________________________________

^ Ничто так не мешает счастью как чрезмерные желания и чрезмерное усердие,
направленное на их удовлетворение.

Артуро Граф
^ Осмысленность бытия
В.Франкл видел много мудрости в словах Ницше “Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как”. Страдание перестает быть страданием в тот момент, когда мы обнаруживаем в нем смысл, например, смысл жертвенности.

Отсутствие или потеря смысла жизни компенсируется стремлением к власти, включая наиболее примитивную форму - желание денег. Неумеренное желание удовольствий, секса, алкоголя, юношеская преступность также часто вызваны этой неудовлетворенной потребностью.

Смысл жизни невозможно ни услышать, ни увидеть. Какое-нибудь отдельное действие можно совершить и не задумываясь о смысле жизни. Но, настойчиво вкладывать свои силы в какое-либо дело, хотя бы смутно не ощущая смысла своей жизни, невозможно. Мы не выбираем смысл нашего существования из “вообще существующих”. Иногда мы его чувствуем непосредственно, не испытывая желания анализировать что он собой представляет. Его можно понять умом после долгих размышлений, можно обнаружить в любви к близкому человеку или создать своим трудом. В любом случае, чтобы обрести смысл жизни, мы затрачиваем усилия.

Никакие вещи не заменяют, не могут заменить смысла жизни. Они могут отвлечь от поисков смысла жизни на какое-то время, иногда на целую жизнь. Но это состояние неустойчивое, чем оно и опасно. Что-то может измениться в жизни или в самой личности, и тогда вопрос о смысле жизни может встать со всей остротой. Если человек не имеет собственного опыта поиска смысла жизни, то ситуация может стать тяжелой, кризисной. Попытка заменить внутреннее внешним в этом случае обречена на неуспех. Денег, вещей, вкусной еды, алкоголя... надолго не хватает. Возникает в различной степени осознанное чувство собственной неполноценности, неудовлетворенности собой и жизнью. Обязательное условие для осознания смысла жизни - это привязанность к чему-то большему, чем ты сам.

Чаще смысл жизни теряется, когда встают непреодолимые препятствия на пути к реализации себя личности. Оценка препятствий всегда субъективна. Трудности могут казаться непреодолимыми, как при слабости инстинктивного стремления к реализации себя, так и при объективно тяжелых обстоятельствах.

На ощущение смысла жизни влияет также соотношение величины достижений личности и затрат на них. Это соотношение переживается как психологическая цена усилий. Если она слишком высока, то мотивация снижается, размывается та часть смысла жизни, которая была связана с труднодостижимыми целями. Продвижение к целям должно подпитываться удовлетворением от достигнутого. Лишь немногие люди с сильными притязаниями способны с энергией продвигаться вперед к дальним целям, не теряя уверенности в себе, своих способностях. Легкие достижения (без стараний или риска) не дают полноты ощущения смысла жизни.

Духовная неразвитость, исчезновение дальних целей, сужение интересов ведет к деградации личности, делает ненужной потребность в смысле жизни.

Не существует смысла жизни "как у других людей". Смысл своей жизни человек может найти только сам. К смыслу жизни можно прийти своим умом, своими страданиями и своим трудом до седьмого пота. Тот, для кого смысл жизни пустяк, ничего не затрачивает на его поиск, но и не имеет его.
^ Целительная самонастройка
Проиллюстрируем значение самосовершенствования и саморегуляции на одном историческом примере.

Диана де Пуатье, единственная любовь французского короля Генриха II, сохранила свою красоту до старости. Она была старше короля на двадцать лет. Ловкий придворный и зоркий наблюдатель Брантом посетил Диану, когда ей было 66 лет, за полгода до ее смерти. Он с восхищением писал: “Красота ее такова, что тронула бы даже каменное сердце... Я думаю, что если бы дама эта прожила еще сотню лет, она нисколько бы не постарела ни лицом, настолько оно прекрасно, ни телом, которое, несомненно, не менее прекрасно, хотя и скрыто под одеждами. Очень жаль, что такое тело все же будет предано земле”. Секретом долгой молодости Дианы де Пуатье был ее постоянный образ жизни. Его описание она оставила потомкам.

Подъем в шесть утра. Холодная ванна. В любую погоду верховая езда до восьми часов. Снова сон. Легкий завтрак и чтение в постели до полудня. Никакой косметики, алкоголя и табака, приятный и посильный труд в течение дня, диета, отход ко сну всегда в одно и то же время, вера в Господа и себя, никаких мыслей о старости.

Диана была удачливой соперницей законной жены Генриха II - Екатерины Медичи, пережившей своего мужа. Нетрудно представить отношение Екатерины к фаворитке при живом муже и после его смерти. Королева произвела на свет десять детей, рожая почти каждый год. Диана активно участвовала в государственных делах и воспитании наследников. Наверное, жизнь любого вельможи при французском дворе трудно назвать спокойной. Вряд ли добавляли спокойствия слухи о том, что она колдунья. Несмотря на все это, Диана прожила долгую жизнь, сохранив красоту до кончины. Ее жизнь вполне можно считать долгой. Лишь в конце двадцатого века средняя продолжительность жизни в развитых странах превысила 70-летний рубеж. Но для середины шестнадцатого века 66 лет были весьма почтенным возрастом!

Но не только вера в Господа и себя, не только никаких мыслей о старости. Диана де Пуатье умела прислушиваться к себе, трезво оценивать свое состояние и держать себя в узде. Почувствовав, что для нее хорошо и что плохо, она относилась к своей душе и телу, и с требовательностью, и с заботой.

Замечать что полезно душе и телу - необходимое умение. Уметь примечать - не значит ежесекундно следить за каждым вздохом. Это и скучно и не нужно. Но понимать свою душу и тело совершенно необходимо. Их индивидуальность, неповторимость необходимо учитывать.

У организма также есть своя неповторимость, ее полезно знать. Среди моих знакомых есть любители выпить перед сном чашечку кофе. Кофе им помогает заснуть. Они знают, что практически в каждом своде рекомендаций по преодолению бессонницы, содержится указание на то, что нельзя ни в коем случае употреблять перед сном чай или кофе. Но их организм лучше знает, что ему можно и нельзя!
^ Ориентиры самонастройки
1) Понять, что невежество, в конечном итоге, обходится дороже, чем затраты на расставание с ним. Научиться находить время для саморазвития, замечать каждый, даже небольшой, шаг в своем развитии. Ощутить чувство радости от каждого успешно сделанного шага и переживать его. И обучение, и самообучение идет успешнее, когда оно доставляет удовольствие.

2) Уметь относиться к событиям философски, видеть различные ситуации и себя в них в более широкой перспективе, со стороны. Вот взгляд на современный образ жизни в определенном смысле «со стороны».

Вождь одного из африканских племен закончил университет в Великобритании и какое-то время пожил в Европе. Вернувшись к себе, написал книгу о том, как выглядит современный цивилизованный мир глазами человека Африки. Он похвалил многое, что создает удобства, но ему не все понравилось в европейском образе жизни. Он отмечает в своей книге, что почти все европейцы носят на руке маленький механизм, часто смотрят на него, а посмотрев, начинают торопиться. Эта машинка лишает людей возможности радоваться жизни. Во многом из-за нее люди лишают себя удовольствия побыть в единении с миром, например, полежать на берегу океана, послушать шум волн, ощутить прикосновение ветерка, почувствовать запах, полюбоваться облаками...

В менталитете Западной цивилизации ценность непосредственного чувствования, интуитивного познания длительное время была принижена, а интеллекта и логики - завышена. Интеллект насыщают знаниями, а мудрость основывается на чувствах. У мудрости опора надежнее. Каждый встречал людей, не утомлявших себя совершенствованием интеллекта. Среди них встречаются те, кто ничего не знает про экзистенциализм, пишет с ошибками, но является настоящим философом жизни. Однако природа дарит такую способность лишь немногим, поэтому знаний не стоит избегать. Наращивание багажа знаний не должно заслонить чувственного развития личности. Излишний же акцент на ценности знаний, может ослабить способность ощущать мир непосредственно.

Таким образом, философское чувствование не менее ценно, чем философское мышление. Полезно не забывать посмотреть на звездное небо, на земные дали, полюбоваться водной гладью, солнечным лучом, закатом, послушать шум листьев, звон ручья... Главное ощущать себя частью Вселенной.

3) Уметь воспринимать события с иронией, ценить и развивать чувство юмора. Маршал Жуков высоко ценил юмор, считая, что он оказывает огромную помощь в преодолении жизненных невзгод. После войны он хорошо отзывался о существовавшей в американской армии практике: вместе с пайком солдату для поднятия духа давали сборник анекдотов.

Согласно исследованиям английского психотерапевта Роберта Холдена, смех оказывает многостороннее положительное воздействие на психику и организм человека. Он стимулирует все важнейшие органы, подобно лечебному массажу. Одна минута смеха равноценна 45 минутам физических упражнений по снятию напряжения. Смех снижает кровяное давление, улучшает кровообращение, облегчает глубокое дыхание, способствует удалению из организма стрессовых гормонов, укрепляет иммунную систему. Он делает человека менее восприимчивым к боли.

^ Уинстона Черчилля как-то спросили, в чем залог успеха.

Относись серьезно ко всему, что ты делаешь, - ответил он, - но никогда - к самому себе.

Смех постепенно начинают рассматривать как бесценный стратегический резерв благополучия всего государства. В 1991 году Федерация государственных служащих Швеции на своей очередной ежегодной конференции пришла к выводу о том, что ее членам недостает веселости и чувства юмора и что это неблагоприятно отражается на взаимоотношениях государства и общества. Для оздоровления атмосферы было решено организовать “курсы смеха и шуток”.

______________________________________________________________

Самый веселый смех - это смеяться над теми, кто смеется над тобой.

В.Ключевский

____________________________________________________________________

4) Сохранять ценнейшую способность ощущать удовольствие даже от небольшой сегодняшней радости. В стихотворении Ивана Бунина “Вечер” ес