Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Преобразование (организации). Сроки и этапы реорганизации в форме преобразования

Компания-арендодатель, у которой мы снимаем помещение, сменила организационно-правовую форму: была ЗАО, а стала ОАО. В договоре аренды теперь фигурирует ОАО, а вот в свидетельстве о праве собственности на недвижимость указано по-прежнему ЗАО. Нужно ли арендодателю менять свидетельство о праве собствен­ности? И нужно ли нам требовать от арендодателя какие-либо дополнительные документы в связи с произошедшими изменениями? Может ли это как-то повлиять на арендные отношения?

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются. Поэтому арендные отношения продолжают существовать в прежнем виде.

Изменение организационно-правовой формы организации представляет собой реорганизацию юридического лица в форме преобразования. С 1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В том числе в новой редакции действуют и ст. 57—60, устанавливающие основные правила реорганизации юридических лиц и правопреемства при реорганизации.

По новым правилам при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ). При этом при реорганизации в форме преобразования не надо составлять передаточный акт, и к отношениям, возникающим при преобразовании, не применяются правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов при реорганизации юридического лица.

Ранее п. 5 ст. 58 ГК РФ предусмат­ривал, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Таким образом, при преобразовании возникало новое юридическое лицо и имело место универсальное правопреемство (п. 1 ст. 129 ГК РФ).

В действующей редакции п. 5 ст. 58 ГК РФ законодатель закрепил долгое время обсуждавшуюся позицию о том, что при преобразовании организации правопреемства не происходит, поскольку не происходит фактического изменения юридического лица (новая организация не образуется) и перехода объектов гражданских прав от одного лица к другому. При преобразовании изменяются только обязанности организации в отношении учредителей и система ее управления.

Поэтому после преобразования обязанности юридического лица в отношении его контрагентов не изменяются. Все прежние договоры продолжают действовать, и арендатору нет необходимости запрашивать у арендодателя какие-либо дополнительные документы.

В отношении необходимости вносить изменения в свидетельство о праве собственности отметим следующее. До 1 сентября 2014 г. при преобразовании юридического лица требовалось составление передаточного акта, удостоверяющего переход прав и обязанностей к вновь возникшему юридическому лицу. Поскольку признавалось, что в результате преобразования возникает новое юридическое лицо, право собственности прежней организации на недвижимость прекращалось. Следовательно, требовалось получить новое свидетельство о праве собственности на недвижимость, уже для преобразованного юридического лица (постановление ФАС Уральского округа от 08.08.2007 № Ф09-6233/07-С6). Основанием для государственной регистрации прав на недвижимость преобразованной организации являлся передаточный акт (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», письмо Минфина России от 03.02.2012 № 03-05-04-03/06).

Как уже было сказано выше, с 1 сентября преобразование организации не означает создание нового юридического лица, а потому право собственности на все активы сохраняется за той же компанией. Следовательно, получать свидетельство о праве собственности заново нет необходимости.

Преобразование наряду со слиянием, присоединением, разделением и выделением является одной из форм реорганизации юридического лица. В соответствии с п.5 ст.58 Гражданского кодекса РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Анализ указанной нормы ГК РФ позволяет выделить следующие отличительные черты преобразования как формы реорганизации юридического лица. Во-первых, в процедуре реорганизации в форме преобразования участвует одно юридическое лицо, прекращающее свое существование по ее завершении. Во-вторых, на месте реорганизуемого юридического лица возникает новое юридическое лицо-правопреемник иной организационно-правовой формы. Наконец, в-третьих, правопреемство вновь возникающего юридического лица по отношению к реорганизованному оформляется отдельным документом - передаточным актом. Таким образом, преобразование можно считать самой простой формой реорганизации, поскольку в отличие от слияния, присоединения, разделения и выделения в нем участвует только одно юридическое лицо и только одно юридическое лицо возникает в ходе его проведения. Однако отмеченные признаки преобразования принимаются не всеми учеными. Так, в литературе высказывалось мнение о том, что при проведении преобразования сохраняется реорганизуемое юридическое лицо, у которого изменяется организационно-правовая форма, и, соответственно, новое юридическое лицо не возникает Долинская В.В. Акционерное право. М., 1997. С.266..

Круг возможных вариантов преобразования ограничивается законом, который определяет, в какие организационно-правовые формы могут преобразовываться те или иные виды юридических лиц. Применительно к коммерческим организациям подобное правило установлено п.1 ст.68 ГК РФ, предусматривающим, что хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Ограничения для преобразования акционерных обществ в иные коммерческие организации установлены п.2 ст.104 ГК РФ, предусматривающим для юридических лиц данной организационно-правовой формы лишь возможность преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив. Вместе с тем положения п.2 ст.104 ГК РФ расширяют формулировку ст.68 ГК РФ за счет включения в перечень юридических лиц, в которые может быть преобразовано акционерное общество, некоммерческих организаций, при этом порядок проведения такого преобразования должен быть установлен законом.

Порядок проведения преобразования акционерного общества регулируется Федеральным законом «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах). Он конкретизирует положения ГК РФ о преобразовании акционерного общества, в частности, устанавливает, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство (абз.2 п.1 ст.20 Закона).

Закон об акционерных обществах предусматривает и иные особенности процедуры преобразования. Отличительной чертой названного Закона является то, что термин «преобразование» в нем применяется не только для обозначения одной из разновидностей реорганизации: под преобразованием понимается также изменение типа акционерного общества - с открытого на закрытое и наоборот. При превышении в закрытом обществе установленного Законом предельного числа участников оно обязано провести такое преобразование в течение года, в противном случае общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

Порядок проведения преобразования, не связанного с реорганизацией акционерного общества, был разъяснен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» Вестник ВАС РФ. 1997. № 6.. В соответствии с п.6 указанного Постановления преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке, причем в этом случае требования, предусмотренные п.5 ст.58 ГК РФ, п.6 ст.15 и ст.20 Закона об акционерных обществах, о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании (ст.75 Закона).

Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда изменение типа общества не может производиться или прямо запрещено:

1) в соответствии с п.4 ст.7 Закона об акционерных обществах и п.3 Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» открытые акционерные общества, акции которых находятся в государственной (муниципальной) собственности, не могут быть преобразованы в закрытые общества. Не допускается изменение типа акционерного общества в случаях, когда в соответствии с законодательством они могут создаваться только в форме открытых (например, инвестиционные фонды Статья 2 ФЗ от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст.4562.) либо только в форме закрытых (аудиторские организации Пункт 3 ст.4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч.1. Ст.3422.);

2) открытое общество не может быть преобразовано в закрытое, если число его акционеров превышает 50 - предел, установленный для закрытых обществ (п.3 ст.7 Закона об акционерных обществах);

3) закрытое общество не подлежит преобразованию в открытое, если размер уставного капитала создаваемого акционерного общества окажется ниже минимального уровня, установленного для открытых обществ ст.26 Закона об акционерных обществах. Но органы общества, к компетенции которых относится увеличение уставного капитала, вправе принять соответствующее решение, после чего тип акционерного общества может быть изменен.

Процедура реорганизации акционерного общества в форме преобразования состоит из нескольких этапов и предполагает последовательное совершение определенных законом действий органами управления реорганизуемого акционерного общества и государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц. Следует отметить, что согласно п.3 ст.57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Однако в отличие от слияния и присоединения юридических лиц Статья 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст.499. применительно к реорганизации в форме преобразования действующее законодательство не предусматривает подобных требований. Процедура преобразования акционерного общества включает следующие этапы:

1) проведение заседания совета директоров для созыва общего собрания акционеров, на котором будет рассмотрен вопрос о реорганизации общества;

2) составление списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и списка акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций;

3) сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров для рассмотрения вопроса о реорганизации;

4) принятие решения о реорганизации общим собранием акционеров, определение условий ее проведения и утверждение документов, оформляющих правопреемство;

5) уведомление кредиторов общества о принятом решении о реорганизации;

6) досрочное исполнение обязанностей перед кредиторами и выкуп акций у акционеров, если соответствующие требования были ими заявлены;

7) утверждение учредительных документов создаваемого юридического лица и формирование его органов управления;

8) государственная регистрация создаваемого при реорганизации юридического лица.

Инициирует процедуру реорганизации акционерного общества в форме преобразования совет директоров общества, который назначает дату проведения общего собрания акционеров, формирует его повестку дня и выносит на решение общего собрания вопрос о преобразовании общества, порядке и условиях осуществления преобразования, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

Голосование на общем собрании по вопросу о реорганизации может повлечь возникновение права акционеров требовать выкупа обществом принадлежащих им акций (п.1 ст.75 Закона об акционерных обществах). Поэтому согласно п.3 ст.75 Закона совет директоров, принимая решение о созыве общего собрания акционеров для рассмотрения вопроса о реорганизации общества, также должен установить цену, по которой общество будет выкупать акции. Она не может быть ниже рыночной стоимости акций, определяемой независимым оценщиком без учета ее изменения в результате реорганизации.

Совет директоров общества, кроме того, определяет дату составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Указанная дата не может быть установлена ранее даты принятия решения о проведении общего собрания акционеров и более чем за 50 дней до даты проведения общего собрания акционеров (п.1 ст.51 Закона). При этом в голосовании по вопросу о реорганизации в силу ст.31 и 32 Закона вправе участвовать все акционеры общества - владельцы обыкновенных и привилегированных акций.

Помимо списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании, для принятия решения о реорганизации общество должно составить список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. При этом каждый акционер вправе в любое время, в том числе после составления списка акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, и до проведения общего собрания акционеров, уступить свои акции другому лицу. В этом случае согласно п.2 ст.57 Закона об акционерных обществах новый акционер имеет право голосовать на общем собрании на основании доверенности, выданной прежним акционером, либо дать последнему соответствующие указания для выражения своей воли. Реализовать свое право требования выкупа акций новый акционер также может только при непосредственном участии лица, у которого он приобрел акции, поскольку указанное лицо было включено в список акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций. Таким образом, аналогично реализации права на участие в общем собрании лицо, уступившее акции, обязано либо выдать новому акционеру доверенность, на основании которой он вправе предъявить требования о выкупе акций, либо заявить эти требования самостоятельно, при условии, что указанное лицо не принимало участия в голосовании по вопросу о реорганизации или голосовало против ее проведения (п.1 ст.75 Закона).

Согласно статье 52 Закона об акционерных обществах сообщение о проведении общего собрания акционеров, на котором будет рассматриваться вопрос о реорганизации, должно быть сделано не позднее чем за 30 дней до соответствующей даты. При этом общество должно предоставить акционерам возможность ознакомиться с документами, касающимися повестки дня общего собрания. Перечень информации, дополнительно предоставляемой акционерам при подготовке к проведению общего собрания, повестка дня которого включает вопрос о реорганизации общества, установлен Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 31 мая 2002 г. N 17/пс Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 2002. № 7..

В соответствии с п.2 ст.20 Закона об акционерных обществах общее собрание акционеров преобразуемого общества принимает решение о преобразовании, порядке и условиях его осуществления, о порядке обмена акций общества на вклады участников общества с ограниченной ответственностью или паи членов производственного кооператива.

Принятие решения о проведении реорганизации акционерного общества относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и требует для утверждения большинства в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании. Согласно пункту 1 ст.58 Закона об акционерных обществах общее собрание акционеров правомочно, если на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. Исключением из общего правила является преобразование акционерного общества в некоммерческое партнерство, которое в соответствии с п.1 ст.20 Закона должно проводиться по единогласному решению всех акционеров, что требует присутствия на общем собрании всех акционеров или их представителей.

Одним из основных вопросов, рассматриваемых при реорганизации любого юридического лица, является утверждение документов, оформляющих правопреемство. Применительно к реорганизации в форме преобразования таким документом является передаточный акт. Однако в отличие от иных форм реорганизации в отношении преобразования Закон об акционерных обществах не определяет орган, уполномоченный на утверждение данного документа. Согласно пункту 2 ст.59 ГК РФ передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации. Решение о реорганизации в форме преобразования принимает общее собрание акционеров, через которое акционеры реализуют свое право на участие в управлении обществом. Принимая во внимание тот факт, что в соответствии с Законом об акционерных обществах документы о правопреемстве при слиянии, присоединении, разделении и выделении утверждаются общим собранием акционеров, можно сделать однозначный вывод о том, что аналогичным образом происходит утверждение передаточного акта и при преобразовании.

Необходимым этапом реорганизации акционерного общества является уведомление о ней кредиторов. Согласно статье 15 Закона об акционерных обществах не позднее 30 дней со дня принятия решения о реорганизации общество обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов и опубликовать в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение 30 дней с даты направления им уведомлений или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств и возмещения им убытков. Также Закон об акционерных обществах устанавливает, что государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются при наличии доказательств уведомления кредиторов О необходимости предоставления налоговым органам доказательств уведомления кредиторов при регистрации реорганизации: Письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 10 февраля 2003 г. № ММ-6-09/177//БНА. 2003. № 14..

В то же время любой из акционеров, имеющих право требовать выкупа обществом принадлежащих ему акций, может заявить указанное требование в течение 45 дней с даты принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации. В этом случае общество должно осуществить выкуп акций в течение 30 дней с даты предъявления указанного требования. Таким образом, реорганизуемое общество вправе обращаться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации создаваемой в результате преобразования организации только после истечения сроков для выкупа акций и предъявления требований о досрочном исполнении или прекращении обязательств.

В литературе отмечалось: предоставление указанных прав акционерам и кредиторам реорганизуемого общества при преобразовании лишено практического смысла в связи с тем, что в данном случае не происходит перераспределение имущественной массы юридического лица; имеет место переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому, а это исключает появление дополнительных обязательств или «перекачку» активов общества Жданов Д.В. Реорганизация акционерных обществ в Российской Федерации. М., 2001. С.74-76.. Вместе с тем, лишение акционеров и кредиторов преобразуемого акционерного общества указанных прав нецелесообразно. При решении вопроса о выходе из общества существенное значение для акционера могут иметь не только имущественные вопросы, связанные с реорганизацией, но и вопросы, касающиеся положения участников создаваемого в результате реорганизации юридического лица. В частности, член производственного кооператива в отличие от акционера должен участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, нести субсидиарную ответственность по его долгам; по решению общего собрания членов кооператива допускается его исключение из членов кооператива Пункт 2 ст.8 и ст.22 ФЗ «О производственных кооперативах» // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст.2321.. Участник общества с ограниченной ответственностью также может быть исключен из общества в судебном порядке по требованию его участников, доли которых в совокупности составляют не менее десяти процентов уставного капитала общества Статья 10 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст.785..

Право кредиторов требовать досрочного прекращения или исполнения реорганизуемым обществом своих обязательств, в свою очередь, тесно связано с правом акционеров требовать принудительного выкупа акций, поскольку их выкуп уменьшает размер активов общества, переходящих к его правопреемникам при реорганизации. Но в отличие от процедуры ликвидации общества, когда сначала удовлетворяются требования кредиторов, а затем оставшееся после расчетов с ними имущество ликвидируемого общества распределяется среди акционеров, при реорганизации требования как акционеров, так и кредиторов могут удовлетворяться одновременно. При этом Закон об акционерных обществах ограничивает размер средств, направляемых обществом на выкуп акций, десятью процентами стоимости чистых активов общества на дату принятия решения о реорганизации (п.5 ст.76) и, таким образом, защищает имущественные интересы кредиторов общества за счет ограничения прав его акционеров. Вместе с тем, даже принимая во внимание тот факт, что при проведении преобразования права акционеров и кредиторов реорганизуемого акционерного общества подвергаются наименьшим рискам в сравнении с иными формами реорганизации, представляется, что объем прав указанных лиц по защите их имущественных интересов не должен отличаться от того, что им предоставлено законом при проведении слияния, присоединения, разделения и выделения.

Следует отметить, что при преобразовании акционерного общества в некоммерческое партнерство у общества отсутствуют обязанности, связанные с выкупом акций у акционеров, поскольку решение о проведении такой реорганизации принимается всеми акционерами единогласно. Позиция законодателя в данном случае представляется весьма разумной, поскольку при преобразовании акционерного общества в некоммерческое партнерство в отличие от преобразования в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив акционеры не приобретают какие-либо имущественные права в отношении создаваемого юридического лица, за исключением права на получение при выходе и исключении из партнерства, а также в случае его ликвидации - части имущества партнерства или стоимости этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в собственность последнего.

Необходимым этапом реорганизации акционерного общества является утверждение учредительных документов его правопреемников и формирование их органов управления. Применительно к реорганизации в форме преобразования решения по указанным вопросам принимаются соответствующим органом создаваемого юридического лица (общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью, общим собранием членов производственного кооператива или некоммерческого партнерства).

Процедура проведения указанных собраний аналогична принятию решения об учреждении юридического лица с учетом требований законодательства, регулирующего порядок создания и деятельности соответствующих юридических лиц Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве (изменения и дополнения ФЗ «Об акционерных обществах») // Вестник ВАС РФ. 2002. № 2. С.68; Степанов Д.И. Консультация // Хозяйство и право. 2003. № 4. С.141-142.. Для обществ с ограниченной ответственностью это ст.87-94 ГК РФ и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», для производственных кооперативов - ст.107-112 ГК РФ и федеральные законы «О производственных кооперативах» и «О сельскохозяйственной кооперации» , для некоммерческих партнерств - Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

При преобразовании акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив необходимо учитывать ограничения числа их участников, которые установлены законодательством (50 участников в обществе с ограниченной ответственностью, не менее пяти членов в производственном кооперативе), а также особый характер объединения лиц в производственный кооператив, где одним из условий является объединение не только имущественных паевых взносов, но и личное трудовое или иное участие членов кооператива в его деятельности Шапкина Г.С. АО меняет образ // Бизнес-адвокат. 1997. № 6.. Таким образом, в общество с ограниченной ответственностью может свободно преобразоваться только закрытое акционерное общество; в открытом обществе сначала нужно уменьшить количество акционеров путем выкупа у некоторых из участников с их согласия акций или путем проведения в качестве предварительной процедуры реорганизации в форме разделения или выделения. Обществу с количеством участников менее пяти нужно привлечь необходимое количество акционеров для возможности проведения преобразования в производственный кооператив с учетом того, что из каждых пяти членов кооператива четверо должны участвовать в его деятельности личным трудом (п.2 ст.7 ФЗ «О производственных кооперативах»).

Заключительным этапом реорганизации в форме преобразования является государственная регистрация создаваемого в результате реорганизации юридического лица. Указанная процедура проводится в соответствии с правилами, установленными гл.V Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон о регистрации юридических лиц). Для ее совершения согласно ст.14 Закона о регистрации юридических лиц и п.6 ст.15 Закона об акционерных обществах в регистрирующий орган должны быть представлены заявление о государственной регистрации создаваемого юридического лица, его учредительные документы, решение о реорганизации преобразуемого акционерного общества, доказательства уведомления его кредиторов, передаточный акт и документ об уплате государственной пошлины. Порядок взаимодействия регистрирующих органов в случае, если место нахождения создаваемого юридического лица отличается от места нахождения реорганизуемого, установлен Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 440 «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации». В соответствии с п.1 ст.16 Закона о регистрации юридических лиц реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Вместе с тем применительно к реорганизации в форме преобразования Закон о регистрации юридических лиц устанавливает несколько противоречивые требования, на что уже обращалось внимание в литературе Амвросов А.И. Закон о государственной регистрации юридических лиц: теория и практика // Законодательство. 2001. № 12. С. 35.. Так, пункт 1 ст.5 названного Закона устанавливает перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в государственном реестре. К числу указанных сведений относится и информация об организационно-правовой форме зарегистрированного в реестре юридического лица. При этом п.4 упомянутой статьи обязывает юридическое лицо в течение трех дней информировать регистрирующий орган об изменении сведений, фиксирующихся в государственном реестре, в том числе и об изменении организационно-правовой формы. Однако изменение организационно-правовой формы юридического лица возможно лишь при проведении преобразования, в результате которого зарегистрированное юридическое лицо прекращает свое существование и, соответственно, не может известить об этом регистрирующий орган. К тому же Законом о регистрации юридических лиц предусмотрена специальная процедура государственной регистрации юридических лиц, возникающих при реорганизации, в результате которой в государственный реестр вносятся записи о создании нового юридического лица и о прекращении деятельности реорганизованного субъекта. Таким образом, возложение на создаваемое при реорганизации в форме преобразования юридическое лицо дополнительной обязанности сообщать регистрирующему органу об имевшем место изменении организационно-правовой формы его правопредшественником представляется нецелесообразным.

Преобразование является наиболее простой формой реорганизации, поскольку не предполагает изменения имущественной базы реорганизуемого юридического лица. Вместе с тем и при проведении данной формы реорганизации необходимо обеспечить защиту прав кредиторов и участников преобразуемого юридического лица. Нормы законодательства о преобразовании акционерного общества имеют пробелы, которые могут привести к проблемам при реализации данной формы реорганизации.

Одним из таких пробелов является отсутствие в Законе об акционерных обществах определения понятия преобразования. Представляется, что его дополнение таким определением позволит уточнить рамки данной формы реорганизации и более четко отграничить ее от изменения типа общества. Не менее важным является и уточнение содержания норм, регулирующих процедуру преобразования. В частности, формулировку п.3 ст.15 Закона об акционерных обществах необходимо изменить, исключив возможность для третьих лиц становиться участниками юридических лиц, создаваемых при преобразовании, в процессе проведения указанной процедуры. Должен быть решен вопрос об органе общества, уполномоченном утверждать передаточный акт при преобразовании. Для этого необходимо внести соответствующие дополнения в содержащийся в ст.20 данного Закона перечень вопросов, рассматриваемых общим собранием акционеров при решении вопроса о проведении преобразования. Также требует уточнения вопрос о реализации права требовать выкупа обществом акций акционерами, которые приобрели их после составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Для этого в Законе об акционерных обществах необходимо предусмотреть механизм реализации указанного права, аналогичный механизму реализации права на участие в общем собрании акционеров.

Регламентация всего комплекса вопросов, связанных с проведением реорганизации в форме преобразования, требует внесения соответствующих изменений и в иные федеральные законы. Целесообразно внести изменения в Закон о регистрации юридических лиц, исключив из ст.5 названного Закона обязанность юридического лица сообщать регистрирующему органу об изменении своей организационно-правовой формы, поскольку такие сведения могут быть получены при проведении процедуры реорганизации.

Представляется, что внесение указанных изменений в действующее законодательство позволит решить возникающие при проведении преобразования проблемы и, как следствие, приведет к более широкому применению данной формы реорганизации на практике.

В практике применения норм части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации рассмотрим признание недействительной приватизации, осуществленной путем преобразования государственного предприятия в закрытое акционерное общество.

По делу N А32-21378/2001-35/555 (Ф08-1730/02) предприниматель обратился в суд с иском к государственному унитарному предприятию о признании неправомерным использование товарного знака.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано на том основании, что ЗАО, образованное в процессе реорганизации (приватизации) государственного предприятия, не могло распоряжаться принадлежащим ему правом на товарный знак и заключать договор коммерческой концессии с истцом, поскольку решением суда по другому делу реорганизация (приватизация) государственного предприятия признана ничтожной сделкой и применены последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата имущества ЗАО в государственную собственность.

Кассационная инстанция отменила решение суда и направила дело на новое рассмотрение, указав следующее.

Вывод суда о том, что недействительность сделки реорганизации влечет и недействительность заключенного договора коммерческой концессии, не соответствует законодательству.

Признание недействительной приватизации путем преобразования государственного предприятия в ЗАО означает восстановление статуса государственного предприятия, которое является правопреемником прав и обязанностей ЗАО. Признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной Информационное письмо ВАС РФ от 09.06.2000 № 54

Преобразование представляет собой изменение организационной и правовой формы юридического лица, которое уже существует и зарегистрировано в общем порядке. В соответствии с законодательством существующие сообщества имеют право преобразования в другую хозяйственную форму.

При этом необходимо учитывать, что сообщество акционеров удастся преобразовать только в ООО или производственный кооператив. Что касается ООО, то его преобразование возможно только в общество, несущее дополнительную ответственность, полное товарищество, ОАО, а также товарищество на вере.

Последствия в налоговой отрасли

При реорганизации юридического лица в форме преобразования нет смысла снижать до минимального показателя налоговые затраты, поскольку на основании ст. 50 НК РФ выполнение всех обязанностей по выплате налоговых платежей юридическом лицом лежит на его правопреемнике.

Если до начала процедуры, направленной на реорганизацию, проверяющие службы не обнаружили правонарушения, то после её завершения, они не могут накладывать штрафы на ООО или ЗАО, вновь образованное.

Из этого следует, что если юридическое лицо до процедуры реорганизации не выплатило налоговые платежи и у него имеется задолженность, то ответственность по их выплате ложится на вновь образованное сообщество.

Причины реорганизации

Преобразование юридического лица может быть вызвано различными причинами. Выделяют две разновидности:

  1. Добровольная - принятие решение осуществляется на общем собрании.
  2. Принудительная - решение о реорганизации принимается уполномоченными государственными органами либо в судебном порядке.

Процедура преобразования

Процедура преобразования сообщества состоит из нескольких этапов:

  1. Устанавливается организационная и правовая форма юр. лица, которое будет создано.
  2. Принимается решение о проведении преобразования. Для этого организуется общее собрание с участием всех учредителей. На нем необходимо утвердить протокол о преобразовании компании. В соответствии с этим протоколом будут установлены:
    1. Форма, по которой осуществляется реорганизация;
    2. Порядок преобразования, условия при котором он происходит;
    3. Процедура мены долей, принадлежащих участникам, на акции сообщества или паи производственного кооператива;
    4. Устав юр. лица, которое будет вновь образовано;
    5. Акт передачи.

После этого на общем собрании участники избирают новые органы сообщества, а также поручают им осуществлять регистрационные действия.

  1. Производится инвентаризация, итогом которой становится составлением акта инвентаризации.
  2. Выбирается место для регистрации юр. лица, которое создается путем преобразования. Порядок регистрации происходит по месту сообщества, которое прекратило свою хозяйственную деятельности.
  3. Затем происходят подготовительные мероприятия:
    1. ИФНС уведомляется о том, что начался процесс реорганизации (вносится соответствующая запись в единый реестр);
    2. В СМИ публикуется информация о том, что планируется реорганизация путем преобразования (публикация осуществляется два раза в течение двух месяцев);
    3. Направление извещений о преобразовании всем кредиторам;
    4. Составляется акт передачи;
    5. Уплачивается государственная пошлина (квитанцию нужно сохранить);
    6. Сведения об изменении организованной и правовой формы предоставляются в ПФР.
    7. На следующем этапе в налоговые органы подаются документы. На их основании в соответствии с порядком государственной реорганизации и прекращении хозяйственных функций юридическим лицом, ИФНС вносится в единый реестр сведения о том, что было создано новое сообщество. Дополнительно отмечается прекращение деятельности реорганизованного юридического лица.
    8. Завершение процедуры реорганизации. Она завершается с того момента, когда в реестре появляется запись про созданное юр. лицо.

Документация, необходимая для преобразования

Для осуществления реорганизации потребуется представить следующие документы:

  1. Заявление, оформленное в соответствии с установленным образцом Р12001.
  2. Учредительная документация сообщества, которое подвергается преобразованию, копии свидетельств ИНН, ОГРН, а также устав, статистические коды, выписки из единого реестра.
  3. Решение, принятое на общем собрании, об осуществлении реорганизации.
  4. Решение о создании нового сообщества (к нему необходимо приложить новый принятый устав).
  5. Доказательства, подтверждающие опубликование сведений в СМИ.
  6. Акт передачи.
  7. Квитанция, подтверждающая уплату пошлин за регистрацию юридического лица и копии учредительной документации.
  8. Справка из ПФР об отсутствии долгов.
  9. Запрос, направляемый на выдачу устава (копии).

Реорганизация в форме преобразования – процесс, который проводится в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами Российской Федерации.

Для правильного осуществления процедуры стоит придерживаться определенного порядка действий. Рассмотрим, какие особенности проведения реорганизации данного вида.

Иногда лучший вариант – не ликвидировать предприятие, а провести реорганизацию. Остановимся на реорганизации путем преобразования.

Ведь это единственная форма процедуры, при которой ликвидируется и открывается только одно юридическое лицо. На какие же моменты компаниям, которые планируют начать процесс, стоит обращать внимание.

Что нужно знать?

В Гражданском кодексе Российской Федерации нет четких правил, на которые можно опираться при проведении реорганизации.

Есть множество пробелов и недоработок, с которыми еще предстоит работать правительству. Но, все же, есть некоторые правила, невыполнение которых может повлечь неприятные последствия.

Основные моменты

Реорганизация – процедура, при которой права и обязательства юрлиц переходят к новому созданному предприятию. То есть имеет место правопреемство.

Процедура осуществляется путем:

Юридическое лицо вправе прекращать ведение деятельности, ликвидировав предприятие или проведя реорганизацию.

Руководство фирмы, что проходит реорганизацию, должно обращаться в налоговые орган, где будет внесено соответствующие измененные записи в ЕГРЮЛ.

Зачастую (при слиянии, присоединении, выделении, разделении) реорганизация не может проводиться фирмами, которые имеют различную организационно-правовую форму.

При необходимости проведения процедуры сначала осуществляется преобразования, например, ООО в АО или акционерного общества в ООО.

Когда возникает необходимость в реорганизации? Когда:

  1. Численность участников достигает предельной отметки, а руководители и далее собираются выпускать акции.
  2. Необходимо провести меры, которые позволят уменьшить риски при ведении деятельности.
  3. Деятельность компании не эффективна.
  4. Есть желание уйти от ответственности по долговым обязательствам.

При разделении и преобразовании составляется , в остальных случаях – передаточный акт.

Кто должен это реализовывать?

Процедура может осуществляться:

Если решение суда не исполнено в установленные сроки, будет назначено внешних управляющих в соответствии с .

Управляющий имеет право представлять компанию в судебной инстанции. Он составляет разделительный баланс и передает его суду с остальной документацией.

В том случае, если судья утвердит учредительную документацию и баланс, на основании его решения и будет регистрироваться новое предприятие.

Законные основания

Отдельные положения содержатся в нормативном документе:

Порядок реорганизации путем преобразования предприятия

Реорганизация юридического лица в форме преобразования – это процесс, при котором фирма меняет организационно-правовую форму.

Главное отличие от остальных видов реорганизации – до начала и после окончания процедуры есть только одна организация.

ЗАО, ОАО могут преобразовываться в:

  • производственные кооперативы;
  • некоммерческую компанию.

Форма возможного преобразования ООО:

  • производственные кооперативы;
  • товарищества на вере;
  • полные товарищества.

Преобразование может проводиться как добровольно, так и принудительно.

Принятие решения

При реорганизации путем преобразования стоит придерживаться четких требований, прописанных в законодательных документах. Рассмотрим на примере преобразовании АО в ООО.

Процедура возможна после принятия решения на общем собрании участников общества ().

В решении должна отражаться такая информация:

  • название фирмы, данные о месторасположении нового юрлица, которое будет создано после завершения преобразования;
  • правила проведения процедуры;
  • правила обмена акций компании на доли учредителей в уставном капитале ООО;
  • перечень лиц, которые есть в составе комиссии ревизии;
  • информация о членах коллегиальных исполнительных органов;
  • данные о единоличном исполнительном органе фирмы, что создается;
  • перечень членов иных органов;
  • сведения о принятии передаточного акта;
  • сведение о том, что утверждено учредительные документы компании, которая создается.

Участниками фирмы, что создается:

  • выбирается орган юридического лица;
  • поручается органу реализовать мероприятия в налоговой службе.

Пошаговая инструкция действий

  1. Первым этапом будет определение организационно-правовой формы, в которую будет преобразовано предприятие.
  2. Затем следует принятие решения на собрании участников общества.
  3. После этого представляется уведомление о реорганизации в форме преобразования. Подают его в налоговую службу по месторасположению предприятия в течение 3 дней после принятия решения (пункт 1 ст. 60 ГК, Приложение № 3 Приказа налоговой инстанции Российской Федерации ). Представляется , . При получении информации о желании провести реорганизацию, работники налоговой инспекции могут назначить . При этом не имеет значение, проводилась ли недавно налоговая проверка, или нет. Проверка может охватить не больше 3 лет деятельности предприятия ().
  4. Проводят инвентаризацию.
  5. Определяют юридический адрес компании, которая создается.
  6. Представляется уведомление кредиторам.
  7. Размещается публикация о реорганизации в СМИ (согласно пункту 1 ст. 60 Гражданского кодекса, ).
  8. Составляют передаточный акт.
  9. Уплачивают .
  10. В обязательном порядке следует уведомить внебюджетные фонды о предстоящих изменениях. К извещению прилагается копия решения о проведении процедуры ().
  11. Компания должна составить и представить отчеты бухгалтерии. Может составляться и промежуточная отчетность, если об этом говорится в локальных актах организации.

Для внесения записи в ЕГРЮЛ регистратору понадобится:

  • заявление.
  • ОГРН;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • код статистики;
  • решение о проведении реорганизации путем преобразования;
  • доказательство публикации в «Вестнике»;
  • , что подтвердит оплату ;
  • документ из Пенсионного фонда РФ , что подтвердит отсутствие долга;
  • запрос о представлении уставной документации.

После того, как будет внесено запись в ЕГРЮЛ, уполномоченный орган выдаст документацию, что подтвердит факт того, что одно предприятие прекращает деятельность, а взамен него создано новое юридическое лицо.

Представитель Налоговой направит регистрационное дело, где есть . На этом процедура реорганизации путем преобразования будет считаться завершенной.

Установленные сроки

Реорганизация занимает примерно 3 месяца. Точные сроки установить невозможно, так как в каждом случае они будут индивидуальными.

На длительность процесса влияет время сбора необходимых справок, возникновение непредвиденных ситуаций (например, ошибки в представленной документации) и т. д.

Отчетность при процедуре

Согласно п. 42 при подготовке такой отчетности до внесения записей в ЕГРЮЛ, закрывают счет учета дохода и расходов, и проводится распределение.

Основание – учредительское решение сумм чистого дохода. Есть также необходимость в проведении реформации баланса.

Если такое условие не будет исполнено, обязанность по уплате налогов должно будет исполнять новое юридическое лицо. Тогда и операции отражаются и до, и после преобразования.

Данные о прибыли физлиц подаются в уполномоченный орган до того момента, как будет прекращено деятельность фирмы. То есть подает фирма, что реорганизуется, а не правопреемник.

Правопреемник может представить сотрудникам вычеты по налогам с того момента, как они начнут работать в новом предприятии, учитывая заработок, полученный с начала года ( , ).

Юридическое лицо, что производит перечисления сотрудника, должно подать расчеты по страховым взносам в региональное отделение ПФ России и Фонд соцстраха .

Это необходимо сделать в конце отчетного периода. В том случае, если реорганизацию проведено в одном отчетном периоде, сдаются расчеты правопреемником ().

В Налоговом кодексе не говорится, что при реорганизации действуют особые правила подачи деклараций. А значит, отчетность должна представляться не позже того срока, что прописаны во второй части Налогового кодекса.

Уплата страховых взносов и подача отчетности осуществляется правопреемниками с момента завершения процедуры.

Часто задаваемые вопросы

Даже при знании и строгом соблюдении всех норм законодательства России у многих остается ряд вопросов относительно проведения реорганизации путем преобразования.

В интернете ищут информацию о подготовке передаточного акта, а также об особенностях проведения процедуры при создании акционерного общества.

Образец передаточного акта

Передаточный акт нужно составить правильно, что сделать довольно сложно при отсутствии инструкции и порядка подготовки документа. Составляют передаточный акт при некоторых видах реорганизации организации.

Он содержит обязанности, которые фирма имеет перед и должниками, чтобы новое предприятие снова их учло. Прописывают спорные контракты, даже если они рассматривались в судебной инстанции.

Налоговый орган может отказаться регистрировать изменения, если не представлено передаточный акт, или в нем не содержатся сведения о переходе обязательств и прав от реорганизованного предприятия.

В дополнении к документу нужно указать данные об активах и пассивах на все виды имущественных объектов, о кредиторских и дебиторских задолженностях, если такие есть.

Это нужно для того, чтобы в будущем можно было избежать конфликта относительно прав на собственность или на взыскание задолженности правопреемником. Утверждается акт в унитарном предприятии владельцем имущественных объектов.

В остальных фирмах утверждение осуществляется на основании коллективного решения учредителей или других структур, что назначили проведение процедуры.

Утверждается документ учредителями после того, как он будет включен в повестку дня для рассмотрения на собрании. Участники общества составляют протокол на собрании, которое проводится отдельно.

Желательно его формировать в конце отчетного периода вместе с иными отчетами. Но допускается и оформление в любой момент проведения процесса реорганизации.

Подписывать передаточный акт может руководство компании. Так будет заверена передача активов и пассивов. Вот образец передаточного акта:

Возникающие последствия

Процедура преобразования не будет оправданной, если проводится для того, чтобы можно было уменьшить налоговые затраты.

Ведь обязанности по перечислению налоговых сумм должны исполняться правопреемниками. И не имеет значения, известно до окончания процесса о факте неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Но если до начала преобразования не было зафиксировано правовых нарушений, после завершение процедуры штраф не может назначаться новому предприятию.

Но и при этом не будет снято обязательство по уплате налогов и пени.

Если в акционерное общество

Причины такого преобразования:

Чтобы начать процесс реорганизации, на собрании должны отдать свои голоса «За» все участники общества ().

Обязательный этап – эмиссия акций вновь созданного общества. При этом стоит опираться на , Стандарты эмиссии.

Эмиссия состоит из таких стадий:

  1. Принимается решение о размещении акций.
  2. Утверждают решение выпустить акции.
  3. Выпуск акций регистрируется (если размещаются акции между 500 участниками и более, проводят регистрацию проспекта акций).
  4. Размещают акции.
  5. Осуществляют государственную регистрацию отчетов об итоге выпуска акций.

Созданное акционерное общество должно будет все время обращаться в региональный регистрирующий орган.

Отличительная черта реорганизации в форме преобразования – юридическое лицо не просто меняет наименование.

Оно полностью прекращает вести предпринимательскую деятельность. Вместо него создается новая компания. В итоге реорганизованное и созданное предприятие считаются разными юридическими лицами.

А это способствует возникновению немалого количества ошибок, и не только в представлении отчетности. Именно поэтому стоит подойти ответственно к процедуре, и изучить все тонкости ее проведения.

Предполагает изменение организационно-правовой формы юридического лица. В процессе реорганизации путем преобразования юридическое лицо прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязательств вновь созданному юридическому лицу уже в новой организационно-правовой форме .


Осуществляя реорганизацию путем преобразования , необходимо учесть требования закона относительно возможных организационно-правовых форм . Так (ООО) может преобразоваться в акционерное общество , общество с дополнительной ответственностью , производственный кооператив . (ст. 56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Акционерное общество (закрытое или открытое) может быть преобразовано только в ООО , производственный кооператив , некоммерческое партнерство . (ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах»).


Реорганизация в виде преобразования должна быть осуществленна в обязательном порядке в и закрытых акционерных обществах или производственный кооператив .

реорганизации путем преобразования происходит ликвидация реорганизуемого юридического лица с передачей всех прав и обязательств вновь создаваемому юридическому лицу . Поэтому о предстоящей реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов , а также опубликовать сведения о предстоящей реорганизации в периодическом издании «Вестник государственной регистрации».
Все права и обязательства юридического лица, а также положения о правопреемстве должны быть отражены в передаточном акте , который утверждается соответствующим органом управления .

Для того, чтобы Вы не мучили себя вопросами "Что же такое преобразование ?", мы совершим краткий экскурс в понятие. Преобразование юридического лица предполагает изменение организационно-правовой формы юридического лица . В процессе реорганизации путем преобразования юридическое лицо прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязательств вновь созданному юридическому лицу уже в новой организационно-правовой форме.


Осуществляя реорганизацию путем преобразования , необходимо учесть требования закона относительно возможных организационно-правовых форм. Так Общество с ограниченной ответственностью (ООО ) может преобразоваться в акционерное общество , общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив. (ст. 56 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Акционерное общество (закрытое или открытое) может быть преобразовано только в ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнерство. (ст. 20 ФЗ «Об акционерных обществах»).


Реорганизация в виде преобразования должна быть осуществленна в обязательном порядке в Обществах с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществах при превышении количества участников более 50. Такие юридические лица должны быть преобразованы в открытое акционерное общество или производственный кооператив .
Необходимо отметить, что в процессе реорганизации путем преобразования происходит ликвидация реорганизуемого юридического лица с передачей всех прав и обязательств вновь создаваемому юридическому лицу . Поэтому о предстоящей реорганизации необходимо уведомить всех кредиторов, а также опубликовать сведения о предстоящей реорганизации в периодическом издании «Вестник государственной регистрации».Все права и обязательства юридического лица , а также положения о правопреемстве должны быть отражены в передаточном акте, который утверждается соответствующим органом управления.


Преобразование представляет из себя наиболее сложный процесс во внесении изменений.

Если у Вас встал вопрос о преобразовании, мы всегда рады Вам помочь, оградить Вас от ненужной Вам головной боли, окружить заботой, вниманием и пониманием.

Будем рады, если Вы позвоните нам по телефону 383-40-99 , мы внимательно выслушаем Вас, предложим самые быстрые и действенные варианты именно для вашей ситуации.

Вы почувствуете, что попали к профессионалам и Ваше настроение улучшится!