Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Праздник влюбленных по православному календарю. День св. Валентина и его российский аналог. История празднования

С чем можно поздравить влюбленного человека? Думаю, с вступлением в полосу страданий и мучительного взросления души. Больше поздравлять пока не с чем.

Протоиерей Андрей Ткачев

Влюбленность не равна счастью, поскольку далеко не всегда перерастает в любовь. Да и настоящая любовь нуждается, как минимум, во взаимности, чтобы не стать наказанием.

Влюбленности предшествует некая внутренняя жажда, заставляющая сердце ныть от чувства , а глаза – напряженно осматриваться по сторонам.

Первый снег тает, и большинство влюбленностей обречены растаять, убежать сквозь пальцы, разрывая сердца пополам и приучая юные души к внутренней боли. Но сама боль эта заставляет молодого человека пытаться осмыслить мир.

И, стараясь высказать себя, в это время люди пытаются писать стихи, наивные и корявые, но искренние. Слов не хватает одинаково, что счастливому влюбленному, что человеку, обжегшемуся на первых чувствах. И тот и другой распираемы изнутри переживаниями, для которых еще не составлен словарь.

Самое время начать читать чужую прозу и стихи, в которых максимально точно высказался общечеловеческий опыт. Читать о ком-то и узнать себя, это ли не неожиданный подарок? Русскоговорящему человеку самое время найти на книжной полке или взять в библиотеке «Евгения Онегина».

Татьяна у живет в глуши. Свет не разбаловал ее, ничто не покушалось на ее чистоту. Однако годы шли, и девушка созрела, выросла для любви.

Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь.

Это подлинная, хотя не совсем приятная правда. Выросший для новых чувств человек не ищет никого конкретного. Он ищет кого-то .

Этот поиск неизвестного объекта свойственен и взрослым тоже. В фильме «Служебный роман» голос главной героини поет:

«Но где найти кого-то, мне грустно без кого-то, могу весь мир я обойти, чтобы найти кого-то…»

Причем снаружи главная героиня (Мымра) представляет собой человека отчаявшегося и нарочито ушедшего с головой в работу. Поет же в ней, под панцирем начальственного образа, душа, не желающая мириться с одиночеством. Так у взрослых и стареющих.

А молодой человек в растревоженном любовью состоянии питает душу произведениями искусства особого рода.

Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты
Плоды сердечной полноты…

Опасная книга – это любовный роман. По нынешним временам тот роман 19-го века вовсе не так и опасен. Вот у Земфиры в песне про «девочку, которая созрела», героиня рассматривает наедине «гм-гм журнал», что, несомненно, опаснее. Ангел хранитель тревожится в это время о человеке, как Пушкин тревожится о своей Татьяне.

Погибнешь, милая, но прежде
Ты в ослепительной надежде
Блаженство темное зовешь
Ты негу жизни узнаешь
Ты пьешь волшебный яд желаний
Тебя преследуют мечты
Везде воображаешь ты
Приюты счастливых свиданий.

В состоянии сей сладкой муки человеку бывает невозможно хранить молчание. Высказаться, выкричаться, выплакаться нужно человеку, иначе сердце может, если не разбиться, то выпрыгнуть из груди. Таня, как помним, пытается заговорить с няней.

«Ах, няня, няня, я тоскую
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»
– Дитя мое, ты нездорова…
Ты вся горишь… – «Я не больна:
Я… знаешь, няня…влюблена»

Няня девушке не внемлет, что и не мудрено. «Amanti amenti», – говорили римляне, что в переводе теряет игру слов, отличных лишь одной гласной, и означает: «влюбленные безумны». Чтобы адекватно понять влюбленного нужно быть таким же сумасшедшим как он, то есть тоже влюбленным.

Вообще, когда распахиваешь душу, велик риск, что над тобой посмеются, или поймут превратно, или превратят твою историю в притчу во языцех. Но выговариваться все равно надо, и Татьяна берет бумагу и перо.

Предвижу сложности с этим пунктом. Современные молодые люди пишут с жуткими ошибками, как крестьянские дети на заре Советской власти. Мышление многих стало отрывистым, словно недоношенным, и годится только для SMS-ок. Влюбленный же человек, если не найдет достойных слов для своего чувства, если не споет, или не напишет, или не расскажет о нем, боюсь, будет вынужден мычать, кричать и нецензурно выражаться. Избыток чувств заставит.

Насущная необходимость – в период влюбленности читать хорошие стихи или прозу. Это вернейший способ избавиться от немоты и начать мыслить и говорить красиво. Не нравится «Онегин», читайте в переводе Саади или в оригинале – Есенина. Но мне мил Пушкин и его роман в стихах.

Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.

Срастворившись, смешавшись с девичьей душой, эти строки способны сообщить ей (душе) каплю некую столь высокого благородства, что плотская грязь и бытовая мелочь вынуждены будут с позором отступить. Хотя бы на время.

Сказали мы в начале, есть боль, и мука, и вступление души в область опасную и неизвестную. Душа «кого-то ждет», душа «с опасной книгой бродит». Она «блаженство темное зовет» и «пьет волшебный яд желаний». Человеку отныне предстоит не раз обжигаться, обманываться, убегать с обидой, унося на сердце кровоточащие язвы. Такова неизбежность, и если исключения встречаются, то их столь мало, что на общий порядок вещей они почти не влияют.

Говорят, недавно у нас появился новый праздник – праздник влюбленных. Что-то вроде пира во время чумы. Что ж, поскольку мы немножко говорили об этом явлении – влюбленности, я пользуюсь случаем и поздравляю тех, кто собирается праздновать, с праздником.

8 июля православные христиане отмечают «День влюбленных». В роли покровителей любви и верности Русская Православная Церковь почитает святых Петра и Февронию.

Петр и Феврония – покровители семьи и брака. Их брак является образцом христианского супружества.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого кн. Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестива и добра девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Св. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.


В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были св. супруги в соборной церкви г. Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 г., ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Примерно через 300 лет после кончины, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых.

Православный «День влюбленных» отмечается не столь романтично, как это делают католики 14 февраля в день святого Валентина. В день святых Петра и Февронии в православной традиции не принято делать какие-либо подарки в форме сердечек или проводить вечера при свечах. Православные христиане в этот день молятся в соборах и церквах. В молитвах молодые люди просят Бога о большой любви, а люди возрастом постарше просят о семейном согласии.

Ни Католическая, ни Православная церкви не отмечают "языческий" "День всех влюбленных", в который западное народное предание превратило день памяти святого Валентина - 14 февраля по Григорианскому календарю.

Как сообщил в интервью РИА Новости генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в российских католических храмах в среду вместо "Дня влюбленных", имеющего языческие корни, отмечается праздник святых Кирилла и Мефодия.

"В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны - покровительницы влюбленных пар. Одной из традиций праздника было дарить друг другу записки с именами влюбленных. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Именно поэтому святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных. Это - народная традиция, а не церковная," - сообщил Ковалевский.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римских солдат, собеседник агентства назвал "не более чем легендой".

По его словам, "в католичестве память святого Валентина является факультативной". "14 февраля в Католической церкви другой литургический праздник - святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы. Этих святых мы так же чтим, как и Православная Церковь", - отметил Ковалевский.

По словам профессора Московской духовной академии диакона Андрея Кураева, частица мощей святого Валентина хранится в храме Христа Спасителя, и молитва святому отнюдь не предосудительна, если она наполнена истинно христианским содержанием.

Другой представитель Московского патриархата - священник Михаил Дудко, многие годы курировавший отношения Церкви и общества, напомнил, что в православных святках (по Юлианскому календарю) 14 февраля святого Валентина нет, и назвал этот день "светским праздником".

"Те детали распространяемого "Жития" Валентина, которые дают повод для празднования "Дня влюбленных", являются недостоверными и не имеют корней в нашей агиографической традиции", - сказал Дудко.

По его словам, в самом факте празднования нет ничего дурного. "Но здесь происходит подмена. Этот праздник не имеет духовных корней, а отмечается как праздник покровительства неких высших сил всем влюбленным", - пояснил священник.

"Причем, - подчеркнул Дудко, - под "влюбленными" очень часто понимаются люди, которые по церковным канонам подлежат строгой епитимьи (наказанию) за сожительство, не благословленное Церковью".

Он напомнил, что Церковь благословляет сожительство только в венчанном браке.

"Конечно, как и другие праздники этого ряда, день святого Валентина превратился в повод для торговли сувенирами. Поэтому любые инициативы, направленные на отмену или перенос этого праздника, будут наталкиваться на активное сопротивление коммерсантов, заинтересованных в прибыли", - сказал Дудко.

Он напомнил, что уже несколько лет, по благословению патриарха, как церковно-общественный праздник в России отмечается "День покровителей супружеской любви и верности" - святых Петра и Февронии - 8 июля.

Кроме того, 15 февраля, в праздник Сретения Господня (один из двенадцати главных православных торжеств) Русская Православная церковь вот уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи. В этот день, естественно, возносятся молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.

Ни Православная, ни Католическая Церкви не отмечают, по их общему мнению, "пошлый языческий" праздник "всех влюбленных", в который западное народное предание превратило 14 февраля по Григорианскому календарю - день памяти христианского святого третьего века епископа Валентина.

"Сейчас можно отметить с положительной стороны, что празднование "Дня влюбленных" ("Дня святого Валентина") в России уже не так ярко и масштабно", - сказал глава секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата священник Георгий Рябых. Он объяснил наметившуюся тенденцию тем, что люди, наконец, увидели, что распространенная трактовка и коммерциализация этого праздника "просто опошляет высокую идею любви", "выхолащивает ее возвышенную суть" и превращает любовь в "еще один продукт для рыночной торговли".

"День святого Валентина" в том виде, в каком он навязывается россиянам, пропагандирует такие отношения мужчины и женщины, которые, по словам священника, "не являются любовью в настоящем понимании". Под "влюбленными" часто понимаются люди, согласно христианским канонам, подлежащие епитимьи (наказанию) за сожительство вне брака, отметил отец Георгий. "Пропагандируется безответственное отношение друг к другу. Люди, живущие вне брака, относятся друг к другу именно безответственно, не готовы отдавать себя до конца. Церковь же считает, что любовь должна быть полной и ответственной", - пояснил священник.
Критическое отношение к "Дню всех влюбленных", подчеркнул он, вовсе не означает, что люди не должны проявлять внимание, нежность, заботу друг о друге, дарить подарки. Наоборот, "каждый день должен быть праздником проявления любви к своим ближним, своей семье, детям, друзьям", убежден представитель Московского Патриархата.

По его словам, в православной традиции особыми праздниками любви и семейного счастья считаются дни памяти святых, отличавшихся в земной жизни супружеской верностью и взаимопониманием, например, Петра и Февронии Муромских или Царственных Страстотерпцев. Хорошим поводом проявить особое внимание к любимому человеку, добавил отец Георгий Рябых, является день ангела (именины), день рождения или крестин.

"Если же хочется устроить торжества именно 14 февраля, то можно направить эту энергию на подготовку к празднованию Сретения Господня (15 февраля). Вечером накануне Сретения в православных храмах традиционно пройдут торжественные богослужения", - сказал священнослужитель.

Символично и то, что в праздник Сретения Господня Русская Православная Церковь уже несколько лет подряд отмечает День православной молодежи, возносит молитвы и о благополучном устройстве семейной жизни юных россиян.
Генсек Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский, в свою очередь, сообщил, что в российских католических храмах 14 февраля вместо "Дня влюбленных", имеющего языческие корни, отмечается литургический праздник покровителей Европы святых Кирилла и Мефодия. Празднование же в честь святого Валентина в этот день является, по словам священника, "факультативным".

Валентин так же как Кирилл и Мефодий - общий святой и Католической, и Православной Церквей, живший до их разделения, а именно в третьем веке. "О его жизни сохранилось очень мало достоверных сведений, зато очень много легенд", - отметил Ковалевский.

Этот святой был епископом итальянского города Терни в то время, когда христиане подвергались преследованиям со стороны императора Клавдия. Однажды Валентин исцелил от слепоты дочь сановника Астериуса, после чего вся семья сановника приняла Христианство. Это вызвало гнев императора - и 14 февраля 269 года епископ был обезглавлен. В те дни в Римской империи проходили ежегодные торжества в честь богини Юноны - покровительницы любви. Традиционно в этот праздник возлюбленные дарили друг другу записки с именами друг друга. Христиане переняли этот обычай, записывая на открытках имена святых. Это совпадение и послужило причиной того, что святого Валентина, казненного 14 февраля, стали считать покровителем влюбленных. "Это народная традиция, а не церковная", - подчеркнул Ковалевский.

Предание о том, что епископ Валентин, вопреки запрету императора, венчал римских солдат, представитель Католической Церкви назвал "легендой".
По его словам, в любви и особом внимании друг к другу в день святого Валентина нет ничего предосудительного, но настоящая любовь связана с ответственностью - и Церковь призывает влюбленных думать друг о друге не только в этот день. Более благородными праздниками для влюбленных католиков Ковалевский считает церковный праздник Святого Семейства, когда многие супруги по традиции обновляют обеты любви и верности друг другу, а также отмечаемый в марте день памяти святого Иосифа - покровителя семьи.

Несмотря на то, что в православной Церкви есть несколько упоминаний о разных святых под именем Валентин, День святого Валентина в православии не признан христианским праздником.

По мнению священников, нет греха в праздновании этого дня, если нет духовного поклонения придуманному миром Валентину.

Смело можно назвать этот день праздником всех влюбленных, дарить любимым и близким цветы, сердечки, конфеты, говорить красивые слова, слать любовные послания - наполнять мир радостью и любовью.

Святые с именем Валентин в православии

Несколько раз в году Церковь вспоминает о святых мучениках с таким именем, но это не имеет отношения к празднику влюбленных. Красивый праздник, наполненный прекрасными атрибутами, несет радость и любовь, но в православном календаре его нет.

Святой Валентин

  1. Православная церковь чтит Валентина Римского, который принял мученическую смерть во время христианских гонений в третьем веке.
  2. Вторым святым, также казненным за веру во Христа, в православной летописи упоминается епископ Валентин, служивший в итальянском городе Интерамны. Время его казни - февраль 14 числа, 270 год.
  3. О третьем мученике Валентине осталось одно упоминание о том, что его казнили в Карфагене в этот же день.
В церковных записях не найдены упоминания о романтической гибели или помощи влюбленным ни одного из перечисленных мучеников.

Хотя, исходя из исторических сведений о Николае Угоднике, когда в биографию Николая Мирликийского по ошибке были внесены данные о родителях священника из Пинар, так же Николая, можно предположить, что история не сохранила точных сведений о Святом Валентине.

Русская православная церковь отмечает день великомученика Валентина, 16 июля - Римлянина, 12 августа - епископа Интерамны.

Русские покровители влюбленных - Петр и Феврония

Альтернативой дню святого Валентина русская церковь предлагает праздник святых Петра и Февронии, которые считаются в православии ангелами - хранителями семейного счастья. Из-за любимой Февронии Петр отказался от власти, будучи князем, за что вместе с любимой был отправлен в изгнании.

Простой народ поднял смуту в защиту любимого князя и его любви к простой девушке. Под давлением народа бояре вынуждены были вернуть на престол Петра и Февронию, которые честно правили и жили в счастье и гармонии.

Читайте о святых:

  • Молитвы святым Петру и Февронии о семейном благополучии

При приближении старости святая пара приняла постриг в разных монастырях, оставшихся в памяти Церкви Давидом и Ефросиньей.

Господь даровал чудо после смерти влюбленной пары, каждый из них умер в своем монастыре, но это случилось одновременно, в одно и то же время. Чудо заключалось в том, что лежавшие в разных местах тела супругов на утро оказались вместе.

С 2008 года в России появился свой русский праздник Любви и семейного счастья, он празднуется 8 июля в честь памяти Петра и Февронии.

Красивые легенды о покровителе влюбленных

Первая легенда приписывает покровительство влюбленным парам святому Валентину Интеранскому, жившему в Италии.

Клавдий Второй, правящий в Германии, собирал свою армию из неженатых мужчин, но таковых оказалось очень мало, ибо все спешили жениться. Тогда Клавдий выдал указ, запрещавший парням жениться до службы в армии.

Втайне от Клавдия Второго интеранский священник венчал любящие сердца, чем и заслужил негодование императора, его решено было казнить.

Помимо церковной деятельности епископ Валентин занимался лечением прихожан, среди них была и слепая девушка Юлия, дочь тюремного сторожа.

Через него епископ, будучи в темнице передал девушке записку с признанием в любви и мазь с шафраном, от которой она прозрела.

Валентин был казнен именно 14 февраля.

Нестыковка этой легенды с действительностью состоит в том, что в третьем веке еще не было обряда венчания.

Даже если молодые получили благословение по христианскому обряду, для императора Клавдия это не имело никакого значения. Третий век символизируется самыми жестокими расправами над последователями Христа.

Римский император Клавдий

По другой версии корни праздника Святого Валентина являются языческими. Церковь не могла смириться с «диким» обрядом жертвоприношения козы и собаки в день почитания братьев Ромула и Рема, которые по предания являются основателями Рима.

Из кожи закланных животных вырезались ремни, с которыми по городу бегали голые юноши и стегали всех прохожих. Считалось, что если кого коснется плетка, тот выздоровеет, а женщина сможет родить, будучи неплодной.

По другой легенде избиение беременных плеткой из жертвенных животных гарантировало рождение здорового ребенка, ведь детская смертность в древнем Риме была слишком высокой.

Фебруа - название ремней, от этого произошел февраль.

Чтобы избавиться от языческого поклонения Ромулу и Рему священники придумали день влюбленных, известного, как праздник Святого Валентина.

По третьей легенде в итальянском городе Терни жил молодой священник Валентин, который помогал людям и особую любовь оказывал детям. Он проводил с детьми много времени, лечил их и учил основам христианства, но об этом узнали римляне и арестовали юношу.

Дети очень скучали по своему наставнику, и каждый день бросали ему в окошко тюрьмы записки со словами любви и уважения. Эти бумажки были прочитаны тюремным сторожем. У старика была слепая дочь, которую он тайно привел к священнику на молитву исцеления, но девушка не прозрела, а молодой священник влюбился в нее.

Перед своей смертью юноша отправил Юлии, так звали дочь сторожа, записку в виде сердечка и вложил цветок - желтый крокус или шафран.

Девушка развернула записку, понюхала цветок и обрела зрение. После этого она прочила на записке «Твой Валентин». Юлия первая назвала тернийского священника святым.

Все легенды относятся к третьему столетию и пронесены через века людьми, которым так хочется счастья и любви.

Никогда человечество уже не установит правды, но легенды рождаются на былях и скорее всего в мире жил Валентин, который умер во имя любви:

  • к Богу;
  • к прекрасной девушке;
  • ко всем людям.

В пятом веке Папа римский озвучил 14 февраля днем Святого Валентина, который со временем превратился в день всех влюбленных.

Традиции празднования праздника влюбленных в разных странах

Началом расцвета этого праздника можно считать 19 век, в это же время коммерсанты всего мира открыли для себя возможность заработать на красивых посланиях. Так появились открытки, духи с посланиями, конфеты с изображением сердца, игрушки и многое другое. Все эти вещи стали называть валентинками.

О других традициях:

В США юноши и девушки устраивали вечеринки, на которых формировались парочки по простому выбору. В корзинке лежали имена присутствующих, написанные на листочках в виде сердечек. Вытягивая валентинку, парень выбирал себе девушку и дарил ей марципан.

Япония славится разнообразными формами шоколада, который в этот день дарят влюбленные друг другу. Это единственный день в году, когда девушка может первой объявить о своей любви.

Незамужние англичанки с утра высматривают птичку, которая принесет замужество. Малиновка предвещала моряка, воробей - бедняка, а вот встреча со щеглом означала мужа богатого.

Французы остаются французами, их валентинки прячутся в ювелирных украшениях.

Многие влюбленные верят, что свадьба, сыгранная в этот день, станет гарантией счастливой жизни. Глубокое заблуждение!

Счастье, мир и покой в доме дарует Бог, если семья живет по Его заветам. Только общая молитва объединяет и делает крепкой семью.

Видео о том, что думает церковь о дне Святого Валентина.