Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Полное житие мучеников виктора и стефаниды дамасских

Дорогие друзья! В связи с пополнением ассортимента иконами, мы продолжаем рубрику статей - Православные Святые. Сегодня мы расскажем о святом мученике - Викторе Дамасском.

Святой мученик Виктор Дамасский жил во времена царствования императора Марка Аврелия во второй половине 2 века.

В исторических источниках Марк Аврелий описывается как гуманный правитель, мягкосердечие которого было известно далеко за пределами империи. Он старался избегать любых проявлений жестокости, во всем являл умеренность, сохранял душевное спокойствие и в радости, и в печали и оценивал жизнь с философско-нравственной стороны. За это он получил прозвище «философ на троне». Люди считали его достойнейшим из монархов, великодушным и мудрым правителем. Ему приписывают выражение: «Ничего на свете я так не желаю, как оживления многих мертвых, а не присуждения к смерти живых».

Такое мягкосердечие не всегда было понятно подданным, и это не удивительно. Правление Марка Аврелия пришлось на сложное, насыщенное событиями время. Начинался закат великой Римской империи, а до полного ее краха оставалось всего 300 лет. В то время римское общество становилось все более грубым, кровожадным, аморальным и жестоким. Стремительная деградация нравов, презрение к духовным ценностям, господство звериной жестокости и разнузданного насилия подтачивали империю изнутри. А орды варваров, грабящие границы, готовили решающий удар, который обрушит величие и славу Рима.

Однако столь ярко выраженная у правителя гуманность ни в коей мере не распространялась на христиан. Марк Аврелий считал христианство одной из сект иудаизма, а христиан упрямыми фанатиками, которые, как заразу, распространяли свое учение среди подданных империи. Император видел в этом распространении угрозу целостности страны, потому что христианское учение никоим образом не способствовало, а скорее вредило, поддержанию существующей в Римской империи системы управления и государственного устройства. В то же время философские воззрения императора не позволяли ему просто уничтожать своих противников. Он искренне считал, что христиане заблуждаются в своих представлениях о Боге, мире, человеке, а суть христианского учения пронизана ложью и суевериями. Поэтому при Марке Аврелии гонения на христиан начались не только с новой силой, но и качественно изменились.


Одной из отличительных черт последователей христианского учения являлось резкое отрицание любых других религий и верований и острое неприятие мудрости, исходящей из иных источников. С самого начала своего существования и на протяжении первых семнадцати веков христианство вело ожесточенные кровопролитные войны с любым инакомыслием. С первого по четвертый век, пока в Римской империи государственной религией было язычество, христианство воевало лишь мученичеством. Именно в эти века мученичество приобрело огромные масштабы.

Благодаря этому феномену христианская общность успешно разрасталась, и тем сильнее, чем больше жертв было положено на алтарь христианской нетерпимости. Христиане первых веков с восторгом стремились к мученичеству, подражая Христу. В отличие от других культов, они сами провоцировали гонения на себя тем, что не принимали религиозное и политическое устройство империи, не признавали над собой ничьей власти, кроме Бога, а на римских землях желали наступления Царства Божия.

Радость, с которой христиане принимали мучения и сами шли на смерть, вызывала неприязнь не только правителя, но и простых граждан. Марк Аврелий, презиравший христианство как секту, не только не останавливал народные выступления против христиан, но также издал указ, в котором повелевалось не просто разыскивать последователей Христа, но и предавать их пыткам. При этом пытки применялись не в качестве наказания, а с намерением возвращения человека обратно к поклонению языческим богам. Своим указом император показал, что твердо намерен проводить политику искоренения христианства в целях поддержания государственных устоев и государственной религии.


Теперь аресту и суду подвергались не только те, кто открыто заявлял о своей вере, но и те, кто молился Христу тайно. За христианами началась настоящая охота. Правительство поощряло доносы, за которые доносчику в награду отдавалось имущество обвиняемого. Так как христиане очень стойко переносили мучения и не желали отрекаться от своей веры, преследование их имело очень жестокий характер. Пытки были разрешены самые различные, а некоторые из них отличались особой изощренностью. Казнили христианина только в том случае, если он, перенеся все истязания, продолжал упорствовать в своих убеждениях. Но даже не выдержавших пытки и отрекшихся от веры не щадили: их бросали в тюрьмы, как преступников. Никогда в еще Римской империи не было столько христианских мучеников, сколько во времена правления Марка Аврелия.

Святой мученик Виктор был воином и служил в римской армии в городе Дамаск (территория современной Сирии). Этот регион имел для империи важное стратегическое значение, а сам город являлся центром восточной торговли. В нем размещались римские легионы, которые поддерживали в этих землях порядок и воевали с персами. Виктор поклонялся Христу и не скрывал своей веры от других людей, как делали многие менее сильные духом христиане.

Когда до Дамаска дошел указ Марка Аврелия о начале гонения на христиан, военачальник Виктора вызвал его к себе и попросил принести жертву языческим богам. Таким образом проверялась преданность легионеров императору и государству, а также выявлялись тайные христиане. Виктор отказался от жертвы, и тогда, согласно указу, его подвергли жестоким пыткам. В преданиях говорится о силе веры Виктора: она была столь огромна, что помогла ему не только пройти через все пытки невредимым, но и молитвою творить чудеса.


11 ноября 175 года Виктор был казнен, но перед смертью он предсказал скорую смерть своим мучителям. Его пророчество исполнилось через несколько дней. Вместе с ним была казнена супруга одного из палачей – Стефанида, которая видя стойкость мученика, осмелилась открыто прославить Христа. Стефанида и Виктор, прозванные по месту гибели Дамасскими, впоследствии были причислены к лику святых.

Святые мученики Стефанида и Виктор почитаются как православной церковью, так и католической.

Икона святого Виктора необходима мужчинам, носящим это имя для защиты от опасностей и врагов.

К святому Виктору обращаются для исцеления различных болезней рук, кожи и глаз, святого молят об обретении верных друзей и спутников жизни, у него просят помощи в продвижении по карьерной лестнице.

Памятный день святых мучеников Стефаниды и Виктора установлен Православной Церковью 11 ноября (по старому стилю) или 24 ноября (по новому стилю).

Молитвы святому мученику Виктору

Ежедневная молитва святому Витору о защите и помощи

Моли Бога о мне, святой угодниче Божий Виктор, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Молитва святому мученику Виктору

О святый угодниче Божий, славный мучениче Викторе!

Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтим святую память твою.

Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед, напастей, и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Интернет-магазин раскрасок по номерам различных направлений в живописи и алмазной мозаики (вышивки стразами), широкий ассортимент городских, деревенских, морских пейзажей, абстракции и этнические картины, натюрморты и репродукции известных художников, портреты и детские раскраски.

Вы можете раскрашивать картины сами и радовать свою семью прекрасными полотнами, а можете сделать подарок друзьям. Раскраски по номерам на настоящем холсте акриловыми красками - это замечательный подарок для творческих натур на Новый год, 8 марта или день рождения!

Виктор Коринфский относится к раннехристианским мученикам, пострадавшим за христианскую веру. Святой Виктор жил в 3-ем веке, в греческом городе Коринф , находившийся в те времена под властью одного из жесточайших гонителей христиан Декия.

Виктор был одним из учеников святого мученика и пустынника Кондрата , наиболее почитаемого из всех коринфских мучеников. Кондрат обратил в христианскую веру множество людей, которые впоследствии стали его преданными учениками и ревностными последователями христианства. Многие из них, также как и Виктор, были схвачены слугами Декия и после неудачных попыток заставить их отречься от истинной веры были зверски замучены и убиты.

Свой христианский подвиг Виктор совершил вместе со святыми мучениками Викторином, Никифором, Клавдием, Диодором, Серапионом, Леонидом и Папием. Его убили, посадив в большую каменную ступу и забив каменным пестом.

Святой мученик Виктор в церковном календаре вспоминается с другими Коринфскими мучениками. И обозначен день его памяти как Мученика Кодрата и иже с ним: Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента, Дионисия, Викторина, Виктора , Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона, Папия, Леонида и мучениц Хариессы, Нунехии, Василиссы, Ники, Гали, Галины, Феодоры и иных многих (принявших мученическую смерть в 258 году).

Сведения о житии Виктора и других мучеников, бывших учениками святого Кондрата, дошли до наших дней из минология Василия Второго (составленной в конце 10-го века) и Синаксаря Константинопольской церкви, датированного тем же веком. В Минологие житие Виктора упоминается в «Кратком греческом житии мучеников». В ряде византийских рукописей (Петров Синаксарь, Парижский Синаксарь, стишной Синаксарь Христофора Митилинского) их память чтится не 31 января и 10 марта, а 5 апреля. Эта дата вошла также и Венецианскую печатную минею 16-го века и современный календарь Греческих Церквей.

Согласно дошедшим до нас сведениям, святой жил в 3-ем веке в Коринфе (дата его рождения доподлинно не известна), главном городе Ахаии и одном из самых могущественных в то время городов Греции. В эти времена римскою империей управлял император язычник Декий (249-251), который был одним из жесточайших гонителей христианства.

Имя святого Виктора Коринфского неразрывно связано с именами других христианских мучеников, пострадавших вместе с ним за христианскую веру - это были святые Викторин, Никифор, Клавдий, Диодор, Серафион, Леонид и Папий. Все они были учениками святого пустынника Кондрата, самого почитаемого из коринфских мучеников.

Сам Кондрат провел в пустыне и детство, и юность, предаваясь там безмолвию и непрестанным молитвам. Он был обучен другими христианами врачебному делу и грамоте, и много лет провел, изучая Священное Писание. Благодаря тому, что Кондрат был хорошо сведущ в деле врачевания, его часто звали на помощь жители Коринфа, когда кто-то заболел. А он, иногда выходя из затворничества, встречался с новыми людьми и, общаясь с ними, рассказывал им о Христовом учении и его заповедях. Многие люди, прознав об этом, стали все чаще сами приходить к Кондрату в его пустынное место, чтобы посоветоваться с ним в трудных ситуациях, поговорить о Боге и послушать его наставления. То были и женщины, и мужчины города Коринфа, одним из которых был святой Виктор .

Однажды о святом Кондрате и его учениках узнали слуги правителя города и донесли ему о христианах, изучающих в пустыне Святое Писание. Разгневавшись, он приказал военачальнику Иасону и его воинам немедленно найти всех христиан, схватить и привести их к нему на допрос.

Виктор и еще несколько мужчин, святые Викторин, Никифор, Клавдий, Серафион, Диодор, Леонид и Папий, были одними из первых учеников святого Кондрата, которые были пойманы и замучены до смерти по приказу Иасона. Святых Виктора, Викторина и Никифора посадили в большую каменную ступу, а забили до смерти огромным каменным пестом. Святому Клавдию отрубили руки и ноги, и в итоге он скончался от тяжких мучений. Святого Диодора сожгли, заставив прыгнуть в разожжённый для него костер, святых Леонида и Папия утопили, а святому Серафиону отсекли голову. Случилось это 31 января 251 года.

В том месте, где эти святые мужья пролили море своей крови, вскоре забил святой источник с чистейшей водой в память всей земли о мучениях коринфских христиан .

Кондрат, также как и его ученики, был схвачен, замучен и убит по приказу военачальника Иасона, но немного позднее, 10 марта 251 года . Его долго держали в темнице, а затем мучали, повесив его тело к дереву и строгая железными гвоздями. Следом за ним мучения за Христа приняли и его ученицы - святые Феодора, Ника, Гали, Хариесса, Василисса, Нунехия, Галина и иные. Их память чтится 16 апреля по старому стилю.

Ни один из учеников святого Кондрата, в итоге, так и не отрекся от Христа, претерпев за него все выпавшие на свою долю испытания.


День памяти Виктора Коринфского празднуется Православной Церковью два раза в год:

23 марта - день памяти святого Кондрата и всех коринфских мучеников;
13 февраля - день памяти мучеников Виктора, Викторина, Никифора, Клавдия, Диодора, Серафиона (Серапиона) и Папия.


Обычно на иконе Коринфских мучеников изображают только 7 святых которые вспоминаются в каноне: Кондрат, Павел, Киприан, Крискент, Дионисий, Анект .

Икона святого Виктора Коринфского и других коринфских мучеников в христианских храмах встречается довольно редко . Одна из не многих икон с изображением учеников святого Кондрата, включая Виктора, есть в греческом городе Коринфе в храме святого Кондрата, который расположен в районе Кринау .


В России частица мощей святого мученика Виктора Коринфского есть в храме Святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Березник Виноградовского района .






Святому мученику Виктору Коринфскому, претерпевшего за Христа тяжкие муки, молятся об укреплении христианской веры, и даровании мужества и стойкости перед лицом опасностей, нападении врагов, смертельными болезнями и душевными страданиями.

Святой Виктор Коринфский является одним из небесных заступников и божьих покровителей мужчин, носящих имя Виктор.

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Викторе, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей .

23 марта свой День Тезоименитства празднует Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший архиепископ Виктор Даугавпилсский и Латвийский , Константинопольский Патриархат.
Поздравляем!

Фрагмент статьи из т. 8 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г.
Виктор [лат. Victor; греч. Βίκτωρ] (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая). Воин-христианин В. служил в рим. армии под начальством дукса (или комита) Севастиана. Когда начались гонения на христиан, его призвали к военачальнику и велели принести жертвы языческим богам. В. отказался и был подвергнут пыткам, его бросили в раскаленную печь и оставили в ней в течение 3 дней, но мученик остался невредимым. Затем его заставили съесть отравленное мясо, но яд не подействовал, а чародей, приготовивший зелье, уверовал во Христа. После этого В. предали еще большим мучениям: ему вытягивали жилы, бросили в котел с кипящим маслом, повесили на дереве и опаляли тело свечами, вливали в уста мученика прах, смешанный с уксусом. Затем ему выкололи глаза и повесили вниз головой, при этом ослепившие его воины сами потеряли зрение, но впосл. исцелились по молитве святого. Узнав об этом, Севастиан велел содрать с него кожу. Присутствовавшая при его страданиях христианка по имени Стефанидаувидела 2 лучезарных венца, спускающихся с неба, и открыто исповедала Христа. Она была казнена по приказу военачальника, а В. отсекли голову. Перед смертью В. предсказал гибель, ожидающую его мучителей, что вскоре сбылось. Когда В. был обезглавлен, произошло чудо: из его тела потекли кровь и молоко.
Житие В. сохранилось на греч., лат., копт. языках. Тексты содержат значительные расхождения относительно времени жизни и места кончины мученика. Согласно лат. источникам (BHL, N 8559—8563), В. происходил из Киликии (М. Азия), по греч. версии (BHG, N 1864) - он был родом из Италии. По лат. и греч. житиям, В. пострадал в царствование имп. Антонина Пия (138-161), по копт. житиям - в гонения имп. Диоклетиана (BHO, N 1242—1244), по мнению большинства историков, при имп. Марке Аврелии (161-180).

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт. — Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором, мч. Марсельским).
Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др. — в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора, егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии (Lucchesi. Col. 1291—1292).
Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188).

Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Cинаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии.
http://www.sedmitza.ru/text/869233.html

Великомученица Евфимия и мученики Виктор и Сосфен

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ев-фи-мия все-х-валь-ная бы-ла до-че-рью хри-сти-ан - се-на-то-ра Фило-фро-на и Фе-о-до-сии. Она по-стра-да-ла за Хри-ста в г. Хал-ки-доне, рас-по-ло-жен-ном на бе-ре-гу Бос-фо-ра, на-про-тив Кон-стан-ти-но-по-ля, око-ло 304 го-да.

Хал-ки-дон-ский пра-ви-тель Приск разо-слал при-ка-за-ние всем жи-те-лям Хал-ки-до-на и его окрест-но-стей явить-ся на язы-че-ский празд-ник по-кло-нить-ся и при-не-сти жерт-ву идо-лу Арея, угро-жая ве-ли-ки-ми му-ка-ми то-му, кто не ис-пол-нит при-ка-за-ния. Во вре-мя это-го нече-сти-во-го празд-не-ства 49 хри-сти-ан скры-ва-лись в од-ном до-ме, где тай-но со-вер-ша-ли Бо-же-ствен-ную служ-бу Ис-тин-но-му Бо-гу. Сре-ди мо-ля-щих-ся на-хо-ди-лась и юная де-ви-ца Ев-фи-мия. Вско-ре о ме-сто-пре-бы-ва-нии хри-сти-ан ста-ло из-вест-но, и они бы-ли при-ве-де-ны к При-с-ку для от-ве-та. В те-че-ние 19 дней му-че-ни-ков под-вер-га-ли раз-лич-ным пыт-кам и ис-тя-за-ни-ям, но ни-кто из них не по-ко-ле-бал-ся в ве-ре и не со-гла-сил-ся при-не-сти жерт-ву идо-лу. Раз-гне-ван-ный пра-ви-тель, не зная, ка-ким еще спо-со-бом при-ну-дить хри-сти-ан к от-ре-че-нию, по-слал их на суд к им-пе-ра-то-ру Дио-кли-ти-а-ну, но от-де-лил от них са-мую юную - де-ви-цу Ев-фи-мию, на-де-ясь, что она, остав-шись од-на, не вы-дер-жит ис-пы-та-ний.

Свя-тая Ев-фи-мия, раз-лу-чен-ная со сво-и-ми бра-тья-ми по ве-ре, усерд-но мо-ли-лась Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, чтобы Он Сам укре-пил ее в пред-сто-я-щем по-дви-ге. Сна-ча-ла Приск уго-ва-ри-вал свя-тую от-речь-ся, обе-щая зем-ные бла-га, по-том дал при-ка-за-ние му-чить ее. Му-че-ни-ца бы-ла при-вя-за-на к ко-ле-су с ост-ры-ми но-жа-ми, ко-то-рые при вра-ще-нии от-ре-за-ли кус-ки те-ла. Свя-тая гром-ко мо-ли-лась. И вот ко-ле-со са-мо со-бой оста-но-ви-лось и не дви-га-лось при всех уси-ли-ях па-ла-чей. Со-шед-ший с неба Ан-гел Гос-по-день снял Ев-фи-мию с ко-ле-са и ис-це-лил от ран, свя-тая же с ве-се-ли-ем бла-го-да-ри-ла Гос-по-да.

Не вра-зу-мив-шись чу-дом, му-чи-тель по-ве-лел во-и-нам Вик-то-ру и Со-сфе-ну бро-сить свя-тую в рас-ка-лен-ную печь. Но те, уви-дев в пла-ме-ни двух гроз-ных Ан-ге-лов, от-ка-за-лись ис-пол-нить при-ка-за-ние пра-ви-те-ля и са-ми уве-ро-ва-ли в Бо-га, Ко-то-ро-му по-кло-ня-лась Ев-фи-мия. Дерз-но-вен-но воз-гла-сив, что и они хри-сти-ане, Вик-тор и Со-сфен сме-ло по-шли на стра-да-ния. Они бы-ли от-да-ны на съе-де-ние зве-рям. Во вре-мя каз-ни они взы-ва-ли к ми-ло-сер-дию Бо-жию, чтобы Гос-подь и их при-нял в Цар-ство Небес-ное. Услы-шав при-зы-вав-ший их небес-ный Глас, они ото-шли в жизнь веч-ную. Зве-ри же да-же не до-тро-ну-лись до их тел.

Свя-тая Ев-фи-мия, бро-шен-ная дру-ги-ми во-и-на-ми в печь, оста-лась це-ла. С Бо-жи-ей по-мо-щью она вы-хо-ди-ла невре-ди-мой по-сле мно-гих дру-гих пы-ток и ис-тя-за-ний. При-пи-сы-вая это вол-шеб-ству, пра-ви-тель ве-лел вы-ко-пать но-вый ров, на-пол-нил его но-жа-ми, а свер-ху при-крыл зем-лей и тра-вой, чтобы му-че-ни-ца не зна-ла о при-го-тов-лен-ной ей каз-ни; но и тут свя-тая Ев-фи-мия оста-лась невре-ди-мой, лег-ко про-шед-ши на-до рвом. На-ко-нец, ее осу-ди-ли на съе-де-ние зве-рям в цир-ке. Пе-ред каз-нью свя-тая ста-ла про-сить, чтобы Гос-подь спо-до-бил ее уме-реть. Ни один зверь, вы-пу-щен-ный на аре-ну, не бро-сил-ся на свя-тую. Лишь од-на мед-ве-ди-ца на-нес-ла ей неболь-шую ра-ну на но-ге, из ко-то-рой ис-тек-ла кровь, и свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Ев-фи-мия тот-час скон-ча-лась. В это вре-мя про-изо-шло зем-ле-тря-се-ние, страж-ни-ки и зри-те-ли от стра-ха бе-жа-ли, так что ро-ди-те-ли свя-той смог-ли взять ее те-ло и с че-стью по-хо-ро-нить неда-ле-ко от Хал-ки-до-на.

Впо-след-ствии на мо-ги-ле ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии был воз-ве-ден ве-ли-че-ствен-ный храм. В этом хра-ме про-ис-хо-ди-ли за-се-да-ния IV Все-лен-ско-го Со-бо-ра в 451 го-ду, во вре-мя ко-то-рых свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца чу-дес-ным об-ра-зом под-твер-ди-ла пра-во-слав-ное ис-по-ве-да-ние, по-ло-жив пре-дел ере-си мо-но-фи-зи-тов, о чем по-дроб-но ска-за-но в день вос-по-ми-на-ния это-го чу-да II июля.

По взя-тии Хал-ки-до-на пер-са-ми в 617 го-ду мо-щи свя-той ве-ли-ко-му-че-ни-цы Ев-фи-мии пе-ре-не-се-ны бы-ли в Кон-стан-ти-но-поль (око-ло 620 г.). В пе-ри-од ико-но-бор-че-ской ере-си ра-ка с мо-ща-ми свя-той Ев-фи-мии ока-за-лась бро-шен-ной в мо-ре. Бла-го-че-сти-вые ко-ра-бель-щи-ки из-влек-ли их. Впо-след-ствии они по-па-ли на ост-ров Лем-нос, а в 796 го-ду бы-ли воз-вра-ще-ны в Кон-стан-ти-но-поль.

Молитвы

Тропарь мученику Виктору Халкидонскому

Му́ченик Твой, Го́споди, Ви́ктор,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Виктор, подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Виктору Халкидонскому

И́же сла́ве, Го́споди и всех Соде́телю,/ Ты в ми́ре яви́л еси́ украше́нных доброде́тельми страстоте́рпцы и му́ченики,// да и́мут непобеди́мую побе́ду.

Перевод: К славе Твоей, Господи и Творец всех, явил Ты в мире украшенных и мучеников, да имеют они непобедимую силу.

Молитва мученику Виктору Халкидонскому

О, святы́й уго́дниче Бо́жий, му́чениче Ви́кторе! По́двигом до́брым подвиза́вся на земли́, восприя́л еси́ на Небесе́х вене́ц пра́вды, его́же угото́вал есть Госпо́дь всем лю́бящим Его́. Те́мже взира́юще на святы́й твой о́браз, ра́дуемся о пресла́внем сконча́нии жи́тельства твоего́ и чтим святу́ю па́мять твою́. Ты же, предстоя́ Престо́лу Бо́жию, приими́ моле́ния на́ша и ко Всеми́лостивому Бо́гу принеси́, о е́же прости́ти нам вся́кое прегреше́ние и помощи́ нам ста́ти проти́ву ко́знем диа́вольским, да изба́вльшеся от скорбе́й, боле́зней, бед и напа́стей и вся́каго зла, благоче́стно и пра́ведно поживе́м в ны́нешнем ве́це и сподо́бимся предста́тельством твои́м, а́ще и недосто́йни есмы́, ви́дети блага́я на земли́ живы́х, сла́вяще Еди́наго во святы́х Свои́х сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святому мученику Виктору

Кондак 1

Избраннаго воина Христа Бога нашего, святаго мученика Виктора песньми почтим, яко ходатая нашего и молитвенника; ты же, страстотерпче, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти:

Икос 1

Ангел земный и человек небесный явился еси, святый мучениче, егда озарившеся светом истиннаго богопознания, радостно потекл еси на страдальческий подвиг. Темже, поминающе страдания твоя, за Христа претерпенныя, вопием ти сице:

Радуйся, Творца всяческих всем сердцем возлюбивый.

Радуйся, за имя Его тяжкая страдания приемый.

Радуйся, идольское нечестие обличивый.

Радуйся, любве ради твоея ко Христу живота своего не пощадивый.

Радуйся, славу мира сего ни во чтоже вменивый.

Радуйся, сладости райския вкусивый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 2

Видя гонения нечестивых на христианы, не убоялся еси прещения и мучительства их, но яко доблий воин Христов, пред нечестивым воеводою Севастианом предстал еси, и веру свою во единаго истиннаго Бога исповедал еси, поя велегласно: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богодухновен имея, святый мучениче Викторе, изумил еси мучителя мужеством души твоея и словесы, имиже дерзновенно проповедал еси Христа - Истиннаго Бога. Темже, похваляюще исповедание твое, вопием ти таковая:

Радуйся, единаго истиннаго Бога проповедниче.

Радуйся, Пресвятыя Троицы верный поклонниче.

Радуйся, идольскаго служения искоренителю.

Радуйся, христианскаго благочестия насадителю.

Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче.

Радуйся, славы вечныя сопричастниче.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 3

Силою Вышняго укреплен, дерзновенно пред мучителем стал еси, мужественный исповедниче Христов, темже угрозы и ласкательства онаго презрев, на подвиг мученический потекл еси, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея крепкую надежду на Небеснаго Владыку и Господа, и помняще слово апостольское, яко подобает повиноватися Богу паче, нежели человеком, ты, святый мучениче, не повинуяся велению мучителя, но исповедав себе воином Царя Небеснаго быти, отринул еси языческое нечестие и в руце мучителей предался еси. Мы же, поминающе мужество твое, вопием ти сице:

Радуйся, доблий воине Царя Небеснаго.

Радуйся, верный рабе своего Домовладыки.

Радуйся, угрозы нечестивых презревый.

Радуйся, прелесть идольскую обличивый.

Радуйся, подвиг мученический добре совершивый.

Радуйся, веру свою во Христа кровию засвидетельствовавый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 4

Бурею ярости одержим, безумный мучитель повеле тяжко мучити тя и в пещь огненную воврещи. Ты же, все упование свое на Бога возложивый, во огнь, якоже иногда три отроцы, безбоязненно вшел еси, поя победную песнь: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав нечестивый воевода, яко по триех днех пребывания во огненней пещи, ты, славный мучениче, невредим обрелся еси, и еще большия ярости исполняяся, призва чародея и повеле ему умертвити тя. Ты же, смертоносную пищу приим, паки неврежден пребыл еси, подвизая вопити тебе таковая:

Радуйся, поборниче веры непоколебимый.

Радуйся, страстотерпче, адаманта твердейший.

Радуйся, огня неубоявыйся.

Радуйся, росою молитв твоих пламень огненный угасивый.

Радуйся, смертоносныя снеди вкусив, невредим пребывый.

Радуйся, пищи райския ныне наслаждаяйся.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 5

Боготечней звезде подобен был еси, мучениче Христов, указующей путь спасения: чародея бо, умертвити тя хотящаго, веровати во Христа подвигл еси, научая воспевати купно с тобою: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше душевныма очима своима Бога, яве чудодействующа тобою, святый Викторе, волхв нечестивый умилися сердцем и уверова во Христа, тобою проповедуемаго. Мы же, воспевая величия Божия, на тебе явленная, глаголем:

Радуйся, спасительным словом тьму неверия разгнавый.

Радуйся, мученическим веры исповеданием неверныя ко Христу обративый.

Радуйся, вся козни диавола разрушивый.

Радуйся, силу демонскую верою Христовою низложивый.

Радуйся, верных ко прославлению Бога воздвизающий.

Радуйся, в бедах и скорбех сущих прибегати к Нему наставляющий.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 6

Проповедником истинныя веры во Христа явился еси пред мучители твоими, страстотерпче славне, никия бо раны тебе содеянныя не возмогоша повредити тебе: кипящий бо елей, аки источник воды прохладныя тебе показася, и оцет, аки сладкий сот тебе бысть. Мы же, терпению твоему удивляяся, вопием Богу, дивному во святых Своих: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия свет слепотствующим очесем мучителей твоих, егда ты, святый мучениче, имя Господа Иисуса призвал еси. Сего ради тебе, славному угоднику Божию и чудотворцу, взываем:

Радуйся, скорый наш пред Богом заступниче и ходатаю.

Радуйся, о душах наших теплый предстателю.

Радуйся, недужных молитвою своею исцеляяй.

Радуйся, раны душевныя и телесныя врачуяй.

Радуйся, веру нашу укрепляяй.

Радуйся, надежду нашу утверждаяй.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 7

Хотяще прославити Бога, укрепляющаго избранныя Своя, жена некая, именем Стефанида, пришедши на место мучения твоего и велию терпению твоему удивляяся, виде венцы нетленныя с небесе сходящия. Сие убо благоговейно зряще и Бога в сердце своем славяще, возопи: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа безчеловечия ярость злобный мучитель, егда юную Стефаниду, похваляющую страдания твоя, мучениче Христов Викторе, повеле, приклонив ветви древес, привязавши, разсещи. Мы же, подвиг святыя мученицы славяще, ублажаем купно с нею страдания твоя, страстотерпче, вопиюще:

Радуйся, жертвою благоприятною, якоже Авелево приношение, Богу бывый.

Радуйся, праведности и благих дел, якоже Ной, исполненный.

Радуйся, в вере Аврааму подражаяй.

Радуйся, Иову в терпении последствуяй.

Радуйся, якоже Давид, все упование свое на Господа возложивый.

Радуйся, лик мученический восполнивый.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 8

Странно бе видети и слышати языком, неведущим Божией силы, како в слабом человечестем телеси возможно таковыя претерпевати за Христа муки. Мы же, славяще Бога, даровавшаго святым мучеником таковую крепость, с любовию взываем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь радости божественныя исполнился еси, святый мучениче, егда повеление мучителя на мечное твое усечение услышал еси. Мы же, страдания твоя воспоминающе, и велие терпение твое похваляюще, глаголем:

Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый.

Радуйся, венец мученический от руки Вседержителя приемый.

Радуйся, в невечернем дни Царствия Христова водворивыйся.

Радуйся, во обителех райских на Небеси вселивыйся.

Радуйся, усердно у престола Божия о нас молящийся.

Радуйся, о призывающих тя непрестанно пекущийся.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 9

Всякия беды и напасти избави нас молитвами твоими, страстотерпче святый Викторе, велие бо имаши дерзновение пред Господем, за Негоже и душу свою положил еси, взывая непрестанно: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещаннии не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы мучениче славный, многих ради подвигов и страданий, ихже за Христа подъял еси волею. Сего ради мы, недоумевая восхвалити тя по достоянию, воспеваем сице:

Радуйся, веры христианския исповедниче неустрашимый.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, благонадежный помощниче всем за истину терпящим.

Радуйся, скорый утешителю в беде сущих.

Радуйся, Церкви Христовы защитниче.

Радуйся, всех православных заступниче.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 10

Спасения и вечныя радости достигше по мнозех страданиях Христа ради, ты, святый мучениче, научаеши и нас вся, ради Бога, благодушно претерпевати и на Него единаго все упование свое возлагати, воспевая песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и прибежище к тебе притекающим ты еси, угодниче Божий, молишися бо непрестанно Христу Богу нашему за всех почитающих страдания твоя. Приими убо, мучениче многострадальне, и от нас грешных сия убогия похвалы:

Радуйся, яко возлюбил еси живот вечный паче временнаго.

Радуйся, яко Царствие Небесное предпочел еси славе человечестей.

Радуйся, яко страдании твоими снискал еси нескончаемую радость.

Радуйся, яко вкусивши смерть мученическую, прешел еси к блаженному безсмертию.

Радуйся, горняго Сиона наследниче.

Радуйся, Христовы Церкви велие удобрение.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 11

Пение Пресвятей Троице воздал еси, святый мучениче Викторе, не словом точию, но живым всего себе в жертву принесением: Творца бо своего паче всего возлюбил еси и Ему единому добре послужил еси, поя со умилением: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемный светильник истиннаго света сущим на земли являешися, богоизбранне Викторе, просвещаеши бо сердца верных и к разуму Божественному наставляеши вопиющих ти с любовию таковая:

Радуйся, Подвигоположника Христа последователю.

Радуйся, жития непорочнаго рачителю.

Радуйся, кротости и смирения образе.

Радуйся, послушания и терпения учителю.

Радуйся, светило благочестия немерцающее.

Радуйся, звездо, ко спасению путь верный показующая.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 12

Благодать Божественнную испроси нам, мучениче Христов, много бо может молитва праведнаго ко благосердию Владыки, не возгнушайся нашея греховныя нечистоты, но буди нам во всем помощник и к покаянию благий наставник, научая милующему нас Богу воспевати: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще многострадальныя подвиги твоя, славный страстотерпче, хвалим долготерпение твое, ублажаем мученическую кончину, почитаем священную память твою и в похвалу сицевая тебе зовем:

Радуйся, во страдании своем доблесть чудную явивый.

Радуйся, язвы Господа Иисуса Христа на теле твоем носивый.

Радуйся, наследие Царствия Христова стяжавый.

Радуйся, в дому Отца Небеснаго обитель себе сотворивый.

Радуйся, яко тобою Бог прославляется.

Радуйся, яко тобою демоны посрамляются.

Радуйся, Викторе, мучениче преславный.

Кондак 13

О всеблаженный святый мучениче Викторе, приими сие наше хвалебное пение, от умиленнаго сердца тебе приносимое, и избави нас от всякаго зла твоим теплым к Богу ходатайством, да с тобою и всеми святыми воспеваем победную песнь: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)