Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

По входе – тропари и кондаки. Богослужебные указания

Богослужебные указания за 28 августа 2017 года
Понедельник. Успе́ние Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Совершается всенощное бдение.
Примечание. В некоторых храмах существует следующая практика: в канун праздника Успения, перед всенощным бдением, Плащаница Божией Матери украшается живыми цветами и полагается на престоле, перед которым возжигается светильник, после чего бывает каждение престола и Плащаницы. Во время утрени, на полиелее, Плащаница из алтаря выносится царскими вратами и полагается посреди храма, где и пребывает до богослужения, на котором совершается чин Погребения Божией Матери. Если вынос Плащаницы был совершен в самый день праздника, то на службе Погребения Божией Матери выноса Плащаницы не бывает, но в свое время совершается Погребение с крестным ходом. Впрочем, во многих храмах Плащаница выносится в день Погребения, во время пения особых тропарей праздника на «Бог Господь» (см. об этом 17 августа).
Календарные заметки:
На утрене величание: «Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое». «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на Небо».
На литургии вместо «Достойно» – «Ангели, успение… Побеждаются естества уставы…» (до отдания).
Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Лк.1:39–49, 56. Лит. – Флп.2:5–11. Лк.10:38–42;11:27–28.
На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры Успения, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас тот же: «Богонача́льным манове́нием…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Успения – 3.
На литии стихиры Успения, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й. «Слава» – Успения, глас 5-й: «Прииди́те, празднолю́бных собо́р…», «И ныне» – Успения, глас тот же: «Воспо́йте, лю́дие…».
На стиховне стихиры Успения, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Успения, глас тот же: «Егда́ изшла́ еси…».
По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Успения, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. Седальны Успения (по дважды).
Полиелей. Величание праздника: «Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́», и избранный псалом. Седален Успения по полиелее, глас 4-й: «Возопи́й, Дави́де…». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Успения, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Успения, глас 6-й: «Егда́ преставле́ние пречи́стаго Твоего́ те́ла готовля́шеся…».
Каноны: Успения 1-й (глас 1-й) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и 2-й (глас 4-й) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия – ирмосы обоих канонов праздника Успения.
По 3-й песни – ипакои́ Успения, глас 8-й: «Блажи́м Тя вси ро́ди…» (единожды).
По 6-й песни – кондак и икос Успения, глас 2-й.
На 9-й песни – припевы Успения и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.)
1-й лик поет припев: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася, ка́ко Де́вая восхо́дит от земли́ на Не́бо»44, и ирмос: «Побежда́ются естества́ уста́вы…».
2-й лик – то же.
1-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», тропарь: «Дивля́хуся А́нгельския си́лы…».
2-й лик – то же.
1-й лик – то же.
2-й лик: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», тропарь: «Опря́та лик апо́стольский…».
1-й лик – то же.
2-й лик – то же.
1-й лик поет ин припев: «Велича́й, душе́ моя́…», и ирмос: «Всяк земноро́дный…».
2-й лик – то же.
1-й лик: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Прииди́те в Сио́н…».
2-й лик – то же.
1-й лик: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Прииди́те, ве́рнии…».
2-й лик – то же.
1-й лик: «Велича́й, душе́ моя́…», тропарь: «Приими́ от нас песнь…».
2-й лик – то же.
Затем оба лика вместе поют припев первого канона: «А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше…», и ирмос первого канона: «Побежда́ются естества́ уста́вы…», потом припев второго канона: «Велича́й, душе́ моя́ …», и ирмос второго канона: «Всяк земноро́дный…».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Успения. «Слава» – тот же светилен, «И ныне» – тот же светилен.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Успения, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Успения, глас 6-й: «На безсме́ртное Твое́ успе́ние…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Успения, глас 1-й (единожды).
На часах – тропарь и кондак Успения.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны Успения: 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.
По входе – тропарь Успения. «Слава, и ныне» – кондак Успения.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – Успения.
Апостол и Евангелие – Успения (рядовые чтения переносятся на вторник 16 августа).
Задостойник праздника – припев: «А́нгели, Успе́ние…» и ирмос: «Побежда́ются естества́ уста́вы…» (и до отдания).
Примечание. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии. А́ще ли бу́дет пра́здник сей в сре́ду или́ в пято́к, разреша́ем то́чию на ры́бу и вино́. А́ще ли же в понеде́льник, и миря́не разреша́ют на мя́со, и сы́ры, и я́ица: мона́си же то́чию на ры́бу и вино́» (Типикон, 15 августа). «А́ще ли случи́тся Рождество́ Богоро́дицы, или́ Сре́тение, или́ Успе́ние, в сре́ду и пято́к, разреша́ем на ры́бу и вино́» (Типикон, глава 33-я).
С 16 по 22 августа – попразднство Успения Пресвятой Богородицы.
23 августа – отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
44 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Благовещения, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 9-я, 10-я и 11-я. По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 4-й: «Жениха́, бра́тие…» (см. по 1-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Сове́т, Спа́се, беззако́нный…» (см. по 2-м стихословии). По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 8-й: «Иу́да ра́зумом сребролю́бствует…» (см. по 3-м стихословии). «Слава, и ныне» – тот же седален. По 3-м стихословии – малая ектения, возглас: «Яко Твоя́ держа́ва…», или: «Яко Благ и Человеколю́бец…». Седален Благовещения, глас 1-й: «Вели́кий воево́да…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется…» (см. по 3-м стихословии).
Полиелей . Величание Благовещения: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Ектения малая, возглас: «Яко благослови́ся И́мя Твое́…». Седален Благовещения по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Благовещения, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие Благовещения – Лк., зач. 44. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира Благовещения, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».

1-я, 3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я ­песни – канон Благовещения со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – Благовещения (ирмосы праздничного канона).

8-я и 9-я песни – канон Благовещения со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и двупеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 2-й, на 8. Катавасия – ирмос двупеснца.

Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. Библейские песни не стихословятся в течение Страстной и Светлой седмиц. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвята́́я Богоро́́дице, спаси́́ нас»; к тропарям двупеснца – припев: «Сла́́ва Тебе́́, Бо́́же наш, сла́́ва Тебе́́»5; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благослови́́м Отца́́, и Сы́́на, и Свята́́го Ду́́ха, Го́́спода»), к последнему – «И ныне».

По 3-й песни – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе́, конца́ помы́сливши…», и икос, глас тот же: «Что уныва́еши, душе́ моя́…»; седален Благовещения, глас 8-й: «Сло́во Бо́жие…». «Слава, и ныне» – ин седален Благовещения, глас тот же: «По́слан бысть…».

По 6-й песни – кондак и икос Благовещения, глас 8-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву»6. К тропарям двупеснца припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́»7. В конце 9-й песни: ирмос двупеснца Триоди; припев праздника Благовещения: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию…», и ирмос канона Благовещения: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту…».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Светилен Благовещения: «А́нгельских сил Архистрати́г…». «Слава» – ексапостиларий Триоди: «Черто́г Твой…», «И ныне» – ин светилен Благовещения: «Е́же от ве́ка днесь…».

«Всякое дыхание…»8 и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Благовещения, глас 1-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Душе́вною ле́ностию…» (см. 2-ю стихиру на хвалитех), «И ныне» – Благовещения, глас тот же: «Е́же от ве́ка та́инство…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры из Триоди (с обычными дневными припевами, см. Часослов), но в следующем порядке9 – стихира Триоди, глас 1-й: «Во све́тлостех святы́х Твои́х…» (см. 1-ю стихиру на хвалитех); стих: «Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, / и возра́довахомся, и возвесели́хомся», и стихира Триоди, глас 4-й: «Скры́вшаго тала́нт…» (см. славник на хвалитех); стих: «Во вся дни на́ша возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси, / ле́та в ня́же ви́дехом зла́я», и стихира Триоди, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рнии…» (см. 1-ю стихиру на стиховне утрени); стих: «И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, / и наста́ви сы́ны их», и стихира Триоди, глас тот же: «Женише́, добро́тою кра́сный па́че всех челове́к…» (см. 3-ю стихиру на стиховне утрени); стих: «И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, / и де́ло рук на́ших испра́ви», и стихира Триоди, глас 7-й: «Се тебе́ тала́нт…» (см. славник стихир на стиховне утрени). «Слава» – Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́…» (см. славник стихир на стиховне утрени), «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Егда́ прии́деши во сла́ве…» (см. 2-ю стихиру на стиховне утрени).

«Благо есть…» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь Благовещения, глас 4-й (единожды). Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».

Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́́н…». Молитва: «Небесный Царю́́…» [или: «Утверди́́, Боже…»]10, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).

Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.

На 1-м часе – кафизмы нет. Тропарь Благовещения. Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви…» и «Да испо́лнятся уста́ моя́…» – читаются11. По «Отче наш…» – кондак Триоди: «Час, душе́…». После возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…», и многолетны.

Примечание. «При часе́́ же 3-м дне твори́́м лити́́ю вне монастыря́́. И возвра́́щшеся пое́́м часы́́ с кафи́́змами; и чте́́тся Тетроева́́нгелие» (Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава).

На 3-м часе12 – кафизма 12-я. Тропарь Благовещения. По «Отче наш…» – кондак Благовещения. На 6-м часе – кафизма 13-я. Тропарь Благовещения. Паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю). По «Отче наш…» – кондак Триоди: «Час, душе́…». На 9-м часе – кафизмы нет. Тропарь Благовещения. По «Отче наш…» – кондак Благовещения. На часах (3-м, 6-м и 9-м) читается Четвероевангелие (см. 24 марта, в Великий Понедельник). На всех часах – конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).

На изобразительных «Во Царствии Твоем…»13 и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие14: «Осла́би, оста́ви…»; по «Отче наш» – кондак Благовещения15; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…», возглас: «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…». (Возможно произнесение малого обычного отпуста.) Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Примечание. «Блаже́́нны ско́́ро, без пе́́ния; и Помяни́́ нас, Го́́споди…, и про́́чее, я́́коже предписа́́ся. По О́́тче наш, конда́́к пра́́здника; Ѓо́́споди, поми́́луй (40). Сла́́ва, и ны́́не: Честне́́йшую… и покло́́ны 3 вели́́кия; и а́́бие глаго́́лем: Прииди́́те, поклони́́мся… три́́жды; и пое́́м вече́́рню без кафи́́змы, и без покло́́нов» (Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 614), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с Великим Вторником отпуст на изобразительных не произносится: после молитвы Всесвятая Троице… начинается (возгласом: Благословено Царство…) вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста. Старопечатные Уставы указывают отпуст на изобразительных (Устав. М., 1610. Л. 133; Устав. М., 1641. Л. 569). Прот. К. Никольский (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 349) полагает, что в Типиконе в последовании Благовещения в Страстные Понедельник и Вторник не упомянуто об отпусте изобразительных и о возгласе вечерни с Литургией, потому что необходимость произнесения отпуста и возгласа ясна на основании указаний других последований Типикона. Учитывая вышеизложенное, а также указания старопечатных книг и определенную схематичность 13-й Марковой главы Типикона под 26 марта в описании окончания изобразительных и начала вечерни с Литургией свт. Иоанна Златоуста, можно считать наиболее предпочтительным вариантом традиционное завершение изобразительных отпустом16.

Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафи́змы, и без покло́нов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Прииди́те, поклони́мся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й, глас 2-й, глас 4-й и глас 6-й – 5; и Благовещения, глас 4-й – 5 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером; первые две стихиры – дважды)17. «Слава» – Триоди, глас 7-й: «Се тебе́ тала́нт…», «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «По́слан бысть…».

Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляется один Агнец – для Великой Среды18.

Вход с Евангелием19. «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 6-й: «Воскресни́, Го́споди, в поко́й Твой, Ты и киво́т святы́ни Твоея́», стих: «Помяни́, Го́споди, Дави́да и всю кро́тость его»; и 1-я паримия Триоди (Исхода); 2-й прокимен Триоди, глас 4-й: «Се что добро́, или́ что красно́, но е́же жи́ти бра́тии вку́пе», стих: «Яко ми́ро на главе́, сходя́щее на браду́, браду́ Ааро́ню»; и 2-я паримия Триоди (Иова). Затем – чтение двух паримий Благовещения (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й…»; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»)20. Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…»21. Поется Трисвятое, и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Прокимен, Апостол, аллилуиарий и причастен – Благовещения.

Евангелие – Благовещения (Лк., зач. 3-е) и дня (Мф., зач. 102-е: «О дни и часе́ прише́ствия Сы́на Челове́ческаго никто́же весть…»).

Задостойник Благовещения – припев: «Благовеству́й, земле́…», и ирмос: «Яко одушевле́нному…».

Отпуст краткий: «Гряды́й Господь на вольную Страсть…».

Примечание. «На трапе́́зе разреша́́ем на еле́́й и вино́́ то́́чию» (Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава).

Повечерие малое (во вторник вечером).

Примечание. «Повече́́рие пое́́м ма́́лое в притво́́ре поско́́ру, без покло́́нов и кано́́на, то́́чию на Сла́́ва в вы́́шних… 3 покло́́ны, и по Трисвято́́м 3 покло́́ны, и по Честне́́йшую… 3 вели́́кия покло́́ны с моли́́твою: Ѓо́́споди и Влады́́ко… и про́́чия 12-ть, и на после́́днем Трисвято́́м 3 покло́́ны, и отпу́́ст» (26 марта, 3-е «зри»). «Повече́́рие же пое́́м ма́́лое без покло́́нов: пое́́м же и трипе́́снец на нем кир Андре́́я Кри́́тскаго» (Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава).

После Символа веры («Верую во Единаго Бога…») – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 2-й (песни 3-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца.

По 3-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 1-й: «Се лука́вый сове́т…».

Перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́лим, благослови́м, покланя́емся Го́сподеви…».

Примечание. Поскольку в текущем году трипеснец прп. Андрея Критского (глас 8-й; песни 2-я, 8-я и 9-я), положенный на повечерии в Великий Понедельник вечером, ввиду Благовещенского бдения, не был исполнен в свое время, его можно перенести на повечерие в Великий Вторник вечером и соединить с трипеснцем данного дня следующим образом22. Песнь 2-я – ирмос трипеснца понедельника вечера: «Вонми́́, Не́́бо…» (дважды); тропари, «коли́́ко их есть»; катавасия – 2-й ирмос трипеснца23: «Ви́́дите, ви́́дите…». Песнь 3-я – ирмос трипеснца вторника вечера: «Непло́́дствовавший мой ум…» (дважды); тропари, «коли́́ко их есть»; катавасия – тот же ирмос трипеснца. По 3-й песни – «Господи, помилуй» (трижды); седален, глас 2-й: «Милосе́́рдием дви́́жимь, Христе́́…» (см. в трипеснце в понедельник вечера), «Слава, и ныне» – седален, глас 1-й: «Се лука́́вый сове́́т…» (см. в трипеснце во вторник вечера). Песнь 8-я – ирмос трипеснца понедельника вечера: «А́́нгели и Небеса́́…» (дважды); тропари трипеснца понедельника вечера, «коли́́ко их есть» [к Троичну – припев: Пресвята́́я Тро́́ице, Бо́́же наш, сла́́ва Тебе́́; к Богородичну – припев: Пресвята́́я Богоро́́дице, спаси́́ нас]; тропари трипеснца вторника вечера, «коли́́ко их есть»; катавасия – ирмос трипеснца вторника вечера: «В купине́́ Моисе́́ю…» [перед катавасией 8-й песни поется: «Хва́́лим, благослови́́м, покланя́́емся Го́́сподеви…»]. Песнь 9-я поется аналогично 8-й песни.

По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и по Трисвятом – кондак Триоди, глас 4-й: «Па́че блудни́цы…» (см. на утрене Великой Среды).

Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 9 февраля; ср. 24 марта).

1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.

3 Стихира Благовещения, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́…», на литии опускается и поется на стиховне утрени (ср.: Типикон, 25 марта; 13-я Маркова глава под 26 марта).

4 Евангельское чтение утрени Великого Вторника опускается (ср.: Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава).

5 Ср.: Типикон, 25 марта; гл. 49, «Во Святы́й и Вели́кий Понеде́льник на у́трени»; 26 марта, 12-я Маркова глава.

6 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

7 Ср.: Типикон, 25 марта; гл. 49, «Во Святы́й и Вели́кий Понеде́льник на у́трени»; 26 марта, 12-я Маркова глава.

8 Пение «Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами при чтении на утрене вседневного славословия является особенностью богослужения праздника Благовещения. Ср.: Типикон, 25 марта; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 613.

9 О пении стиховных стихир утрени см. Типикон, 26 марта, 13-я Маркова глава, 12-я Маркова глава; ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 98.

10 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.

11 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.

12 Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы, облачаются и начинают проскомидию.

13 Изобразительны начинаются с «Во Царствии Твоем…».

14 О чтении Символа веры на изобразительных Типикон умалчивает, однако старопечатные Уставы в последовании изобразительных в праздник Благовещения назначают на «И ныне» – «Верую во Единаго Бога…» (см.: Устав. М., 1610. Л. 631 об.; Устав. М., 1634. Л. 64; Устав. М., 1641. Л. 550 об.; ср. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 601).

15 При совпадении Благовещения с Великим Понедельником на изобразительных читается кондак дня (Великого Понедельника), Слава, и ныне – кондак Благовещения (ср.: Типикон, 26 марта, 12-я Маркова глава).

16 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 99.

17 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189. Стихиры Архангела, глас 1-й, не поются.

18 Ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 458–459.

19 Если служат два диакона, то младший идет первым с кадилом, затем старший диакон с Евангелием.

20 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 176.

21 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш…» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя…». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя…» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже…». (См.: Определения Священного Синода <о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя…»>, заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)

22 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 100.

23 Вторая песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос. Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.


Comentariile sunt dezactivate pentru acest articol.


Суббота. Мч. Каллини́ка.

Мц. Серафи́мы девы.

Рождество свт. Николая, архиеп. Мир Лики́йских. Перенесение Великоре́цкой иконы свт. Николая из Вятки в Москву. Прпп. Константина и Космы́ Ко́синских, Старору́сских. Прп. Романа Киржа́чского.

Служба мч. Каллиника не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры мученика, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – мученика, глас тот же: «Благоче́стия побо́рника…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Моли́твами, Го́споди, всех святы́х…», 3-й: «Е́же на суди́щи…», 4-й: «О, до́брыя ва́шея ку́пли…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Вои́стинну па́че ума́…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гаврии́лу веща́вшу...».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка...».

Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды, тропари на 4: два воскресных тропаря, один Крестовоскресный и один Богородичен), мученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В храме Воскресения Христова при службе святого без знака в субботу воскресный канон рядового гласа является составным и включает в себя тропари из воскресного, Крестовоскресного и Богородичного канонов воскресной утрени отдаваемого гласа. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мученика на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

В храме святого – канон мученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – седален мученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак мученика, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Страстоте́рпцы Христо́вы…», 2-й: «Си́и во́ини…», 3-й: «Вас, прехва́льнии му́ченицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Ра́дуйся от нас…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́...».

На часах – тропарь и кондак мученика.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мученика; кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь мученика; кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.

Апостол и Евангелие – дня.

На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

Понедельник. Мч. Каллистра та и дружины его. Сщмч. Петра, митр. Крути цкого1.

Служба мч. Каллистрата и дружины его не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы сщмч. Петра, митр. Крутицкого, в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Петра, митр. Крутицкого (В).

Еф., 219 зач., I, 22 — II, 3. Лк., 16 зач., IV, 37-44*.

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 7-й – 3, и мучеников, глас 8-й – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Пре жде Честна го Креста Твоего …», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра дуйся, Све та о блаче…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й….

59 — Богослужебные указания за октябрь 2016 года

Версия для печати

Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евме ния, еп. Горти нского.

Прп. Евфроси нии Су здальской.

Служба прп. Евмения не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Воздвижения.

Порядок чтений, согласно календарю:

Субботы по Воздвижении: 1 Кор., 125 зач. (от полу), I, 26-29. Ин., 30 зач., VIII, 21-30.

Ряд.: 1 Кор., 132 зач., IV, 17 — V, 5. Мф., 97 зач., XXIV, 1-13.

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – праздника, глас 2-й: «Боже ственное сокро вище…»1, «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермне м мо ри…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне»…

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ НА 2016 ГОД Издательство Московской Патриархии выпустило в свет Богослужебные указания на 2016 год. Издание входит в число официальных богослужебно-календарных изданий Русской Православной Церкви. Богослужебные указания – ежегодное руководство по совершению богослужений, составленное в соответствии с требованиями Богослужебного Устава и учитывающее многообразие литургической практики. Книга предоставляет настоятелям храмов и монастырей большой выбор вариантов служб разным святым. В Богослужебных указаниях на 2016 год особое внимание уделяется службам в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. В частности, приводится порядок совершения служб сщмч. Владимиру, митр. Киевскому, свт. Луке исп., архиеп. Симферопольскому, сщмч. Илариону, архиеп. Верейскому, святым царственным страстотерпцам, сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, новомученикам и исповедникам Соловецким, сщмч. Петру, митр. Крутицкому, сщмч. Фаддею, архиеп. Тверскому, свт. Афанасию исп., еп….

Группа: Администраторы
Сообщений: 435222
Регистрация: 04.05.2007
Пользователь №: 2232
Спасибо сказали: 145 раз(а)

Репутация: 9727

Спасибо сказали: 21 jenj5010 (26.05.17 22:58), kissa00100 (26.05.17 22:58), worldofl2 (26.05.17 22:58), Jesikmvd (26.05.17 22:58), viniciusl2 (26.05.17 22:58), onyxfucker (26.05.17 22:58), kasak2 (26.05.17 22:58), centuriom24 (26.05.17 22:58), bistrii (26.05.17 22:58), Petras (26.05.17 22:58), marsto (26.05.17 22:58), Vamp666 (26.05.17 22:58), Lexus1991 (26.05.17 22:58), butu (26.05.17 22:58), fleex (26.05.17 22:58), baks (26.05.17 22:58), arondit5 (26.05.17 22:58), KENTIC18 (26.05.17…

О проблематике составления Церковного календаря

Издательство Московской Пат риархии выпускает в год около 150 новых книг. Более десяти из них - это календари, главный из которых - Пат риарший. Календарь - это своеобразный компас, богослужебная карта для каждого пастыря. О его истории и сегодняшнем дне, мнимых ошибках и сложностях в составле нии рассказал заведующий кален дарным отделом издательства священник Александр Шишкин. Версия PDF.

Новые издания

Отец Александр, сколько и какие календари выходят ежегодно в Издательстве Московской Патриархии?

Ежегодно мы выпускаем Богослужебные указания и более десяти видов календарных изданий. Вместе с Патриаршим календарем, это календари с чтениями из Священного Писания, с душеполезными чтениями «День смыслом наполняя», настенный листовой, численники (отрывные), а также ежедневники нескольких форматов и карманный календарь. Кроме того, издаем календарь с тропарями и кондаками, где есть полный месяцеслов,…

Пятница 6-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Мц. Глике рии.

Перенесение мощей прмч. Мака рия, архим. Ка невского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца.

Прав. Глике рии девы, Новгородской. Прпп. Амфило хия, Мака рия, Тара сия и Феодо сия, Глуши цких чудотворцев.

Служба мц. Глике рии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди).

Календарные заметки:

С этого дня до отдания Вознесения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Спасителю Богу…», кроме Недели 7-й по Пасхе и отдания Вознесения. На литургии по входе (в седмичные дни): «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе…». Прокимен, аллилуиарий и причастен праздника (до отдания).

Порядок чтений, согласно календарю: Деян., 42 зач., XIX, 1–8. Ин., 47 зач., XIV, 1–11.

На великой58 вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6:…

Православный календарь -» Месяцеслов Типикона

Сегодня Завтра Предыдущий день Следующий день

Понедельник, 10 Октября 2016 года (27 Сентября 2016 по ст.ст.)
Седмица 17-я по Пятидесятнице, Глас седьмый

к~з. Ст~а’гw мч~нка каллiстра’та и= дружи’ны _е=гw`.

Тропа’рь, гла’съ д~:

Мч~нцы твои` гд\си, во страда’нiихъ свои’хъ вjьнцы` прiя’ша нетлjь^нныя w\т тебе` бг~а на’шегw: и=му’ще бо крjь’пость твою` мучи’телей низложи’ша, сокруши’ша и= де’мwнwвъ немощны^я де’рзwсти. тjь’хъ моли’твами сп~си` ду’шы на’шя.

Конда’къ, гла’съ д~. Подо’бенъ: JА=ви’лся _е=си`:

Вся’къ тру’дъ дне’сь цр~ковь ны’нjь соверша’ющи ст~i’и, восхваля’етъ та’инственнw, jа=’кw за ню` страда’льчествовавшыя мч~нцы бж~е’ственнiи, добропобjь’днiи, всему’дрiи.

Конда’къ, гла’съ д~. Подо’бенъ: Вознесы’йся на кр\стъ.

Многоwбра^зныя ра^ны претерпjь’вше, и= вjьнцы` w\т бг~а jа=’вjь прiи’мше, w= на’съ моли’теся бл~же’ннiи хр\сту`, па’мять всепра’зднственную…

Стаж: 8 лет 11 месяцев

Сообщений: 666

Богослужебные указания на 2016 год
Год издания: 2015
Издательство: Московской Патриархии
ISBN: 978-5-88017-495-9
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 1000
Описание: ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Литургическая жизнь Православной Церкви регламентируется ее Церковным Уставом, зафиксированным в особой книге, именуемой Типикон, или Устав. Типикон в своих указаниях определяет, как в течение всего церковного года, день за днем соединять за богослужениями в определенном порядке и в нужном количестве молитвословия и песнопения, содержащиеся в богослужебных книгах.
Вот какими поистине вдохновенными словами описывает значение Типикона в жизни Церкви видный отечественный литургист и агиолог святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский: «Название нашего Церковного Устава „ТИПИКОН” характеризует…

Среда 6-й седмицы по Пасхе. Отдание Праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения. Сщмч. Мокия. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
(А) Совершается бденная служба свв. равноапп. Кириллу и Мефодию вместе со службой отдания Пасхи по 4-й Марковой главе Типикона под 8 мая: «Аще лучится святаго апостола Иоанна богослова в среду пред Вознесением во отдание Пасхи». Служба сщмч. Мокию переносится на повечерие.
(Б) По благословению настоятеля служба отдания Святой Пасхи может быть совершена Пасхальным чином, в таком случае служба равноапостольным будет совершаться по 1-й Марковой главе Типикона под 23 апреля: «Аще случится святаго великомученика Георгия в един от дней Светлыя Недели». Служба сщмч. Мокию переносится на…

Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).

Прп. Фео фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).

Утр. – Мф., 36 зач., X, 16–22. Лит. – Трясения: Евр., 331 зач. (от полу), XII, 6–13, 25–27. Мф., 27 зач., VIII, 23–27. Ряд. (под зачало): Кол., 249 зач., I, 1–2, 7–11. Лк., 55 зач., XI, 1–10. Вмч. : 2 Тим., 292 зач., II, 1–10. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

Тропарь трясения, глас 8:

Призира яй на зе млю и творя й ю трясти ся,/ изба ви ны стра шнаго тру са преще ния, Христе Бо же наш,/ и низпосли нам бога тыя ми лости Твоя // моли твами Богоро дицы, и спаси ны.

Кондак трясения, глас 6:

Изба ви тру са тя жкаго всех нас, Го споди,/ и я звы нестерпи мыя грех ра ди на ших,/ пощади, Го споди, правосла вныя лю ди Твоя,/ я же стяжа л еси Твое ю…

Удобство использования Богослужебных указаний издаваемых на каждый год Московской Патриархией неоспоримо и не подлежит сомнению. Для тех, кто имеет самые общие познания об Уставе богослужения - они просто незаменимы, по ним большинство регентов и уставщиков и учат Устав; для тех же, кто хорошо знает Устав - Богослужебные указания просто здорово экономят время.

Помнится как в конце 90-х годов, когда я уже работала регентом, а Богослужебные указания на каждый год еще не издавались (если не ошибаюсь, то первые Богослужебные указания мы купили на 2002 год), мне приходилось долго готовить каждую службу разбирая Устав с помощью таблиц В. Розанова (). Но этой книги у меня тогда не было, а были отдельно изданные на её основе таблицы, книжечка такая формата А3. Пользоваться ею во время богослужения было очень не удобно. Поэтому я для каждой службы делала черновичок на листке бумаге. Кроме того, были у меня Богослужебные указания на 1953 год, подаренные одним священником. Глядя на них…

Суббота. Мч. Каллистра та и дружины его. Сщмч. Петра, митр. Крути цкого.

Служба мч. Каллистрата и дружины его не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы1 сщмч. Петра, митр. Крутицкого (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

А. На вечерне кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 8-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Пре жде Честна го Креста Твоего …», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми рную сла ву…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Моли твами, Го споди, всех святы х…», 3-й: «Е же на суди щи…», 4-й: «О, до брыя ва шея ку пли…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов)….

Богослужебные указания за 10 июля 2016 года

Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Прп. Сампсо на странноприи мца. Прп. Амвро сия О птинского (службу зри 10 октября).

Служба благода рственная Богу, в Троице Святой сла вимому, о великой, Богом дарова нной победе над све йским короле м Каро лом вторы м на десять и воинством его, соде янной под Полта вою в лето от воплоще ния Госпо дня 1709, месяца июня в 27-й день. Собор всех новоявле нных мучеников Христовых, по взятии Царягра да пострада вших (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)1. Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)2. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)3. Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)4.

Служба прп. Сампсона странноприимца не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим…


Четверг 1-й седмицы. Прмц. Евдоки́и.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утреня . Особенности службы: к первому Троичному – окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами святых апостол Твоих и святителя Николая, помилуй нас». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.

Трипеснец состоит из 4-й, 8-й и 9-й песней. 1-я песнь канона стихословится так же, как во вторник. 2-я песнь не стихословится. 3-я песнь стихословится так же, как в понедельник. 4-я песнь, вследствие наличия в ней двух трипеснцев, стихословится подобно 1-й песни в понедельник. Песни 5-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я стихословятся так же, как в понедельник.

По 3-й песни – седален прмц. Евдоки́и, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Яко Де́ву и еди́ну в жена́х...».

По 6-й песни – кондак и икос прмц. Евдоки́и, глас 4-й. (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

К светильну первое окончание: «…молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя».

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богоро́дице, Предста́тельнице всех...».

Примечание. Если в Минее есть славник, то «Слава» – Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших.

Прочее – как в понедельник.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются как в понедельник.

На 1-м часе – кафизма 9-я; на 3-м часе – кафизма 10-я; на 6-м часе – кафизма 11-я; на 9-м часе – кафизма 12-я.

На 6-м часе – 1-й прокимен, глас 1-й: «Внегда́ возврати́т Господь…»; стих: «Рече́ безу́мен в сердце своем…». 2-й прокимен, глас 4-й: «Господи, кто обита́ет в жили́щи Твоем?»; стих: «Ходя́й без порока…».

На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3, и Минеи, глас 4-й – 3 (с 2 марта, сщмч. Феодо́та, еп. Кирине́йского). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́...».

Прокимен, глас 4-й: «Благословлю́ Господа, вразуми́вшаго мя»; стих: «Сохрани́ мя, Господи…». После 1-й паримии прокимен, глас 4-й: «Сохрани́ мя, Господи, яко зе́ницу ока»; стих: «Услы́ши, Господи, правду мою».

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «На Кресте́ Тя яко узре́…».

Великое повечерие с каноном прп. Андрея Критского – по чину понедельника 1-й седмицы (см. 26 февраля).