Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Переходный или непереходный глагол примеры. Как определить переходные и непереходные глаголы в русском языке

Показатель, который мы хотим представить в статье, является одним из самых сложных для понимания глагольных отличий в русском языке. Поэтому постараемся разобрать его разносторонне. Что такое переходный и непереходный глагол - это главная тема нашего материала. Начнем с определения основного понятия.

Что такое переходность?

В данном контексте переходность - это одна из грамматических особенностей глаголов, которая отражает способность последних присоединять прямые дополнения. Другими словами, именно она указывает на возможность управлять существительными без предлога. Теми, что обозначают действующий объект, - человека, животное, неодушевленный предмет и проч.

Отсюда вычленяется переходный и непереходный вид глагола. Подробно познакомимся с каждой группой.

Переходные глаголы

Начинаем определяться, что такое переходный и непереходный глагол. Разберем первую категорию.

Переходный глагол обозначает действие или отношение, которое направлено на конкретный объект, переходит на него. Главный признак - такие глаголы управляют беспредложным существительным, местоимением, находящимся в винительном падеже. Но это не абсолютное правило.

Если форма глагола отрицательна, то существительное, местоимение будет в родительном падеже. Такое положение дел также характерно и для случая, когда глагол управляет не всем объектом, а только его частью.

Переходные глаголы обычно образуются от прилагательных путем прибавления суффикса -и- и приставки: озеленить, забелить и проч.

Чтобы было понятнее, что такое непереходный и переходный глагол, давайте посмотрим на примеры последнего:

  • Приглашать родственников.
  • Испытывать радость.
  • Читать газету.
  • Получить оплату.
  • Выпить сока.

Особенности переходных глаголов

Говоря про переходные и непереходные глаголы, правила их определения, отметим, что именно от первых можно образовать страдательные причастия.

Посмотрим на лексические особенности. В этом плане переходные глаголы имеют следующие значения:

  • Создание, изменение, уничтожение чего-либо, материального и нематериального, перемещение (написать книгу, перекрасить стену, разорвать договор ).
  • Чувственное восприятие (услышать шаги, увидеть мир, ощутить холод ).
  • Воздействие на что-либо, не приводящее к изменению этого объекта (поблагодарить маму, пожурить ученика, приласкать щенка ).
  • Высказывание своего эмоционального отношения, ощущения либо восприятия (ненавидеть предательство, любить Родину, предпочитать фрукты ).

Непереходные глаголы

Продолжаем выяснять, что такое переходный и непереходный глагол. По логике, во вторую группу мы отнесем то, что не входит в первую.

Непереходный глагол обозначает какое-либо действие, которое не переходит на объект и вовсе не нуждается в последнем. Отсюда с существительными винительного падежа без предлога он не сочетается.

Приведем несколько примеров непереходных глаголов:

  • Сидеть на стуле.
  • Идти в магазин.
  • Жить с вами.
  • Радоваться новому дню.

Особенности непереходных глаголов

В лексическом плане у непереходных глаголов может быть такое значение:

  • Повествование о психическом, физическом состоянии, положении в пространстве (лечь на кушетку, грустить по дому, заболеть ангиной ).
  • Существование, движение (идти по дороге, быть собой, являться в офис ).
  • Описание какого-либо занятия, свойства человека, предмета (учительствовать в школе, бездельничать в саду ).
  • Появление, изменение каких-либо качеств, становление определенного признака (краснеть до ушей, уменьшаться в весе ).

Непереходные глаголы также выделяет следующее:

  • Многие имеют суффиксы -сь, -ся (встретиться, увлечься, загореться ).
  • Характерны для них также суффиксы -ича-, -нича-, -е- (обессилеть, жадничать, капризничать ).
  • Немалая их часть - возвратные (

Все глаголы в русском языке по этой категории делятся на две большие группы – переходные и непереходные .

К переходным относят глаголы, способные управлять винительным падежом без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно направлено на объект.

В предложении переходные глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение .

Например:

1. Я пишу письмо.

2. Вчера я весь день читал

Во втором примере прямого дополнения нет, но оно потенциально возможно (интересную книгу ).

Следует помнить, что переходные глаголы возвратными быть не могут.

Задание:

Сравните:

1. По дороге в университет я встретил своего друга.

2. Моего друга дома не оказалось

Кроме формы винительного падежа, переходные глаголы в двух случаях могут управлять также и формами родительного падежа.

Первый случай: когда родительный падеж имеет значение части целого.

Например:

Я выпил молока. (Ср.: выпил молоко )

Второй случай : когда при переходном глаголе стоит отрицательная частица не.

Например:

Я долго не получал от брата письма

Такие дополнения также являются прямыми .

К непереходным относятся глаголы, не способные управлять формой винительного падежа без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно на объект не направлено. При непереходных глаголах нет и не может быть прямого дополнения (после них нельзя поставить вопрос кого? или что?)

Например:

сидеть, спать, идти, мечтать, беседовать

Непереходные глаголы могут управлять всеми косвенными падежами, кроме винительного без предлога. Могут они также управлять и винительным падежом, но только с предлогом.

Например:

наступить на камень, споткнуться о камень

Следует помнить о том, что непереходные глаголы в предложении имеют при себе косвенное дополнение .

Например:

Я разговариваю по телефону с другом

Следует также помнить, что если к переходному глаголу присоединяется возвратный постфикс -ся-, то он становится непереходным.

Задание:

Сравните:

учить – учиться, купать – купаться, строить – строиться, одевать – одеваться

Залог – это постоянная лексико-грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к субъекту (т.е. производителю действия). Существует два залога – действительный и страдательный .

Глаголы действительного залога обозначают действие, не направленное на субъект (т.е. производителя действия).

Например:

1. Рабочие строят дом.

2. Снег покрыл землю

В таких конструкциях субъект действия выражен подлежащим (в И.п.), а объект прямым дополнением (в В.п. без предлога).

Глаголы страдательного залога обозначают действие, направленное на субъект.

Например:

1. Дом строится рабочими.

2. Земля покрылась снегом

В таких конструкциях субъект действия выражен косвенным дополнением (в Т.п. без предлога), а объект стал подлежащим (в И.п.).

При этом следует помнить, что глаголы страдательного залога всегда являются возвратными, т.е. имеют постфикс -ся-, (-сь-) , и глаголы действительного залога могут быть как невозвратными, так и возвратными.

Например:

Ребёнок спит.

Дети резвятся.

На улице вечереет

Во всех этих примерах глаголы – действительного залога.

Категории вида – это тоже постоянная грамматическая категория глагола. Вид глагола выражает отношение действия к его внутреннему пределу. Различают глаголы несовершенного и совершенного вида.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее своего внутреннего предела, т.е. своего конечного результата. Они отвечают на вопрос что делать? (В вопросе нет приставки -с-).

Например:

Я вчера решил эту математическую задачу

Эта глагольная форма содержит указание на то, что я с этой задачей справился.

1) глаголы, соотносительные по виду;

2) одновидовые глаголы;

3) двувидовые глаголы .

Глаголы, соотносительные по виду – это глаголы, имеющие соотносительные видовые пары.

Например:

1) писать – написать, делать – сделать, нести – принести, будить – разбудить и др. (различаются наличием и отсутствием приставки);

2) решать – решить, толкать – толкнуть, заказывать – заказать, закусывать – закусить и др. (различаются суффиксами);

3) вырывать – вырвать, кричать – крикнуть, прощать – простить и др. (различаются чередованием в корне, а также суффиксами);

4) разрезать – разрезать, рассыпать – рассыпать и др. (различаются только ударением);

5) ловить – поймать, брать – взять (это супплетивные формы).

Одновидовые глаголы – это такиеглаголы, которые соотносительных видовых пар не имеют. В свою очередь, эта группа имеет две разновидности :

1) одновидовые глаголы только несовершенного вида ;

Например:

1. хаживать, сиживать (обозначают действия, которые имели место в далёком прошлом);

2. подглядывать, покашливать (со значением прерывистости действия);

3. приплясывать, приговаривать и др. (со значением сопровождающего действия).

2) одновидовые глаголы только совершенного вида .

Например:

1. запеть (начать петь), зашагать (начать зашагать), побежать (начать бежать) (со значением начала действия);

2. отшуметь, отговорить, перепортить и др.(со значением завершённости действия);

3. хлынуть, грянуть и др. (со значением интенсивности действия).

Двувидовые глаголы - это глаголы, которые совмещают с себе значения несовершенного и совершенного вида одновременно.

Например:

атаковать, телеграфировать, обещать, велеть, ранить, женить и др.

Вид таких глаголов конкретизируется только в предложении или в связанном тексте.

Например:

1. Люди женятся; гляжу, не женат лишь я хожу.

(Пушкин. Сказка о царе Солтане)

2. А он между тем женится на Марии Ивановне.

(Пушкин. Капитанская дочка)

Глаголы совершенного вида могут иметь такие оттенки значений :

1. Они называют действие, которое было еди­ничным (случилось один раз): Я подбежал к берегу, и бросился в воду, быстро подплыл к мальчику, обхватил его рукой и, гребя другой, направился снова к берегу.

2. Они называют результативное действие, т.е. та­кое, результат которого налицо: Мы повесили стенгазе­ту в коридоре. (Так мог бы сказать член редколлегии этой газеты, если бы его спросили: «Ну, как газета? Готова?» Ответ означал бы: Эта газета готова, можете читать - результат работы налицо). Николай за лето вырос, загорел, окреп и немного похудел. (Встретив его, вы можете убедиться в этом). Слова, которые здесь поставлены в скобках, подчеркивают тот смысл, который позволяют подразумевать в этих высказывани­ях глаголы совершенного вида.

3. Они называют однократное действие: Я вспрыг­нул на подоконник.

Глаголы несовершенного вида могут иметь такие оттенки значений :

1. Они называют действие, которое совершалось (совершается, будет совершаться) многократно, обыч­но или всегда: Летом мы бегали на реку и купались в еще холодной утренней воде. Гепард обгоняет даже барса.

2. Они называют действия, которые протекают, еще не исчерпаны, длятся (в прошедшем, настоящем и будущем времени): Утром я писал письмо и думал о том, что ответит на него Наташа. На улице шумит дождь, водяные капли и струи звенят о стекла моей комнаты. Эти розы будут цвести и благоухать еще много дней.

3. Они называют действие, состоящее из ряда актов; при этом, хотя каждый акт закончен, исчерпан, сам ряд не исчерпан, изображен как длящийся: Каждый день мы выучивали по пять новых слов. Мы много раз пропалывали обе эти грядки.


Похожая информация.


Русский язык сложен, но логичен. Многие вещи в нём можно просчитать на основе классических размышлений об устройстве мира. Переходность глагола также легко определяется, исходя как из названия его категории (переходный – значит, обозначающий действие, переходящее на какой-либо предмет), так и ряда присущих только ему грамматических признаков. Давайте попробуем разобраться, как просто и быстро увидеть в глаголе его переходность?

Прежде всего мы должны понять, что переходный глагол связан не только с субъектом (я сплю), но и объектом (я бужу ребёнка) действия. Соответственно, категорию переходности можно увидеть уже на семантическом уровне: если глагол требует дополнения, если без него он является неполным по смыслу, то, скорее всего, он будет являться переходным.

В качестве объекта действия у переходных глаголов выступает существительное или местоимение, стоящее в винительном падеже без предлога: например, я встречаю (кого?) его, брата (В.п.), я пишу (что?) письмо (В.п.).

Переходные глаголы, содержащие отрицание или указывающие на часть предмета, могут сочетаться с существительными и местоимениями в родительном падеже без предлога: например, я не купил (чего?) молока (Р.п.), я отрезал (чего?) хлеба (Р.п.).

В отличие от переходных непереходные глаголы не в состоянии образовывать смысловые грамматические пары с вышеуказанными существительными и местоимениями: например, говоря о собственно сне, нельзя сказать «я сплю» кого? что?, поскольку субъект спит сам по себе.

Чаще всего переходные глаголы выражают идею прямого физического воздействия субъекта на объект (я мою посуду) или чувственного взаимодействия, направленного от субъекта к объекту (я люблю маму). Непереходные глаголы обычно связаны с семантикой движения или перемещения в пространстве: например, «я иду» (можно сказать, куда иду или как иду, но нельзя сказать, что «я иду» и этим самым оказываю на кого-то или что-то какое-то влияние) или «я плыву» (можно сказать, куда плыву или на чём, и т.д.).

Переходными никогда не бывают страдательные (дом построен строителями) и возвратные (я нуждаюсь в деньгах) глаголы.

В ряде случаев переходные глаголы могут употребляться без своего «объективного» дополнения или и вовсе не иметь его в том или ином контексте. В первом варианте мы имеем делом с разумным упущением слова, которое легко восстанавливается из общего смысла текста и может содержаться в предыдущих или последующих предложениях (например, в устной речи вполне допустимо сказать «я ем», не упоминая того, что именно «ем», поскольку всем, кто в этот момент находится с говорящим, это и так видно); во втором – речь идёт о так называемых лабильных глаголах, приобретающих категорию переходности или теряющих её в определённом контексте (например, «я пишу» не обязательно требует дополнения, так как можно означать не столько действие, направленное на конкретный объект, сколько вневременное занятия человека, постоянно пишущего разные вещи).

Лабильные глаголы признаются не всеми филологами. По умолчанию, принято считать, что в русском языке существуют только переходные и непереходные глаголы. Соответственно, встречая в тексте или разговорной речи глагол, похожий на переходный, но не имеющий дополнения, принимать решение о степени его переходности нужно, исходя из его грамматических возможностей сочетаться с существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога.

Глаголы в можно разделить на 2 больших семантических типа:


1) обозначающие действие, переходящее на объект и изменяющее его;


2) обозначающие действие, замкнутое само в себе и на объект не переходящее.


К первому типу относятся глаголы созидания, разрушения, многие глаголы речи и мысли, например: построить, вырастить, воспитать; сломать, разбить, уничтожить; сказать, обдумать, чувствовать.


Второй тип объединяет глаголы, выражающее некое состояние. Примеры: лежать, сидеть, спать, чувствовать.


Подобная семантика глаголов в области формы с помощью категории переходности.


Глаголы, обозначающие действие, переходящее на объект, и сочетающиеся с формой падежа без , называются переходными.


Глаголы, не способные обозначать действие, переходящее на объект, и не сочетающиеся с без предлога, являются непереходными.


Примеры: Татьяна писала Онегину письмо. Глагол «писала» является переходным.


Он славно пишет, переводит. Глаголы «пишет», «переводит», обозначающие способность к некому действию, являются непереходными.


Переходность - это лексико-грамматический разряд, поэтому категория определяется строго по формальным признакам, а не контексту.


К центральной части переходных глаголов относятся глаголы с отрицанием, сочетающиеся с родительным , например: не любить литературу.

Косвенно-переходные глаголы

Также выделяются косвенно-переходные глаголы, которые могут сочетаться с объектом не

Переходность/непереходность является категорией, на основании которой можно выделить отношение между субъектом и объектом действия. Смысл этой категории заключается в том, что субъект совершает определенное действие, а его результат может «оказаться» (перейти) или не «оказаться» (не перейти) на субъекта. Поэтому глаголы в русском языке разделяют на переходные и непереходные.

Переходные и непереходные глаголы. Лексическое значение

Чтобы определить переходность, необходимо выявить ключевой признак, который выступает дополнением при глаголе и имеет определенное падежное маркирование.

Переходный глагол - это глагол, имеющий значение действия, которое направлено на предмет и изменяет или производит его (проверить работу, вырыть яму).

Непереходной глагол - обозначает движение или положение в пространстве, или нравственное состояние, или физическое.

Также выделяют так называемые лабильные глаголы. Они могут выступать как переходными, так и непереходными (редактор правит рукопись - миром правит сам человек).

Синтаксическое различие

Синтаксическое различие переходных и непереходных глаголов связано с лексическим значением. Переходные и непереходные глаголы обычно сочетаются:

Кроме этого, объект действия при переходных глаголах может выражаться и в родительном падеже, но только в таких случаях:

  • при обозначении части объекта: купить воды, выпить чаю;
  • если при глаголе есть отрицание: не имею права, не читал книгу.

Переходные и непереходные глаголы (таблица) имеют такие основные различия.

Морфологические признаки

Как правило, эти глаголы не обладают особыми Но все-таки, определенные типы словообразования выступают показателями переходности или непереходности глагола. Итак, переходный глагол - это:

  • все глаголы, имеющие аффикс -ся (убедиться);
  • отыменные глаголы, в которых выделяется суффикс -е- или -нича-(-ича-): привередничать, обессилеть, жадничать.

К переходным можно отнести глаголы, которые образовались от прилагательных с помощью суффикса -и-: озеленить, чернить.

Существуют отдельные случаи, когда, присоединив приставку к непереходным бесприставочным глаголам, образовывают переходные глаголы. Примеры: вредить и обезвредить.

Если в предложении нет дополнения, то переходный глагол выполняет функцию непереходного: Ученик хорошо пишет (указывается свойство присущее данному лицу).

Непереходные глаголы содержат особую группу возвратных глаголов, их формальный признак - это суффикс -ся (помыться, возвращаться).

Возвратные глаголы. Особенности

Возвратные глаголы изучаются в школьной программе, так же, как и переходные глаголы (6 класс).

Возвратный глагол обозначает действие, обращенное на себя. Он образуется с помощью частицы (постфикса) -ся (-сь).

Можно выделить такие основные черты этих глаголов:

  • Во-первых, они могут походить как от переходных глаголов (одевать - одеваться), так и от непереходных (стучать - стучаться). Но все-таки возвратные (переходные глаголы после добавления постфикса -сь (-ся)) в любом случае становятся непереходными (одевать - одеваться).
  • Во-вторых, эти постфиксы прибавляются: -ся - после согласных (моются, мылся, мыться), -сь - после гласных (одевались, одевалась). Стоит обратить внимание, что причастия всегда пишутся с постфиксом -ся (одевающийся, моющийся).
  • В-третьих, возвратные глаголы образовываются тремя способами: суффиксально-постфиксальным - прибавлением суффикса и постфикса к основе (рез+ви(ть)ся), приставочно-постфиксальным (на+пить_ся), постфиксальным (мыть+ся).

Образование деривативов на -ся и страдательных причастий

Поскольку основные морфологические свойства переходных глаголов - образование деривативов на -ся и которое нехарактерно для непереходных глаголов, ознакомимся с этим процессом подробнее.

В большинстве случаев переходный глагол - это тот, который образует пассивное причастие или же деревативы с окончанием -ся, которые могут иметь возвратное (торопиться), пассивное значение (создаваться), декаузативное (разбиться).

Исключениями выступают глаголы прибавить (в весе), стоить, весить и большинство семельфактивов на -ну (ковырнуть). К тому же эти глаголы не образуют пассивные и возвратные деривативы.

Но все-таки существуют непереходные глаголы, способные образовывать пассивные конструкции. К примеру, глагол ожидать. У него образуется пассив от непереходной конструкции с дополнением в я ожидаю прихода Василия - ожидается приход Василия.

Корреляция переходности глагола

Несмотря на то что переходность не имеет единого формального выражения, все-таки существуют тенденции, которые связывают категорию переходность с формальными свойствами глагола, например, с глагольными префиксами:

  • Преобладающее большинство невозвратных глаголов, имеющих префикс раз-, являются переходными (размыть, растолкать). Исключениями выступают: глаголы обозначающие движение с суффиксом -ва-/ -ива- / -а- (размахивать, разъезжать); глаголы, выражающие спонтанные изменения свойств предмета, в частности содержащие суффикс -ну-, образованные от непереходных глаголов (размокнуть, растаять, разбухнуть); глаголы, содержащие тематические гласные -е-, которые обозначают изменение свойств (раздобреть, разбогатеть); в том числе - раззвонить, раздумать.
  • Почти все содержащие префикс из-, являются переходными (исключения: измокнуть, иссякнуть, изволить и другие).

Семантические свойства переходных глаголов

Русский язык имеет большой класс Кроме тех, которые существенно затронуты ситуацией, глагол может иметь прямое дополнение, играющее другую семантическую роль (например, видеть, иметь, создавать - при этих переходных глаголах с объектом ничего не происходит, он не уничтожается, не меняется).

Вот и получается, что противопоставление по переходности не должно быть жестко связано со смысловым классом глагола. Это значит, что переходный глагол не должен обязательно обозначать агентивно-пациентивную ситуацию. Но все-таки можно отметить некоторые тенденции.

Итак, переходный глагол - это:

Смысловые свойства непереходных глаголов

Выделив семантические свойства переходных глаголов, можно определить свойства всех остальных, то есть непереходных:

  • Глаголы одноместные, не имеющие дополнений, то есть характеризующие изменение состояния пациенса (прямого дополнения, существенно затронутого ситуацией), которое не было вызвано агенсом. Или возможен случай когда агенс играет несущественную роль: умереть, сгнить, упасть, промокнуть.
  • Двухместные, имеющие косвенное дополнение. То есть глаголы помощи (исключение поддерживать): способствовать, помогать, потворствовать, вспомоществовать.
  • Глаголы, которые употребляются с объектом, выступающим составной частью агентивного участника глагола (шевелить, двигать, махать).
  • Глаголы восприятия вымышленной ситуации (рассчитывать на, ожидать (чего), уповать на, надеяться на).

Неканоничные типы прямых дополнений

Не раз уже было сказано, что ключевое свойство переходных глаголов - способность взаимодействовать с прямым дополнением в винительном падеже. Но существуют такие классы глаголов, которые употребляются не только с существительными и местоимениями в винительном падеже, а и со словом или оборотом другой части речи, семантически тождественным ему в той или иной степени. Это могут быть:

  • предложная группа (я почесал ему за ухом);
  • генитивная группа (дедушка не читал этой газеты);
  • наречная группа (он много пьет, я так решил);
  • сентенциальный актант (инфинитивный оборот - я люблю ходить в театр; придаточное предложение использующиеся вместе с союзом -чтобы или -что - я понял, что он поедет на море; придаточное предложение совместно с союзом -когда - я не люблю, когда идет дождь).

Некоторые перечисленные конструкции могут не только заменить прямое дополнение, использующееся при переходных глаголах, а и использоваться для выражения сходной функции с непереходными глаголами. А именно:

Аналоги вышеперечисленных дополнений в винительном падеже обладают в разной степени прототипными свойствами прямых дополнений.

Подведем итоги

Несмотря на то что тема эта одна из нелегких, мы смогли определить, что значит переходный глагол. А также научились отличать его от непереходного и выделять среди последних возратные. И чтобы это доказать, приведем для примера словосочетания с переходными глаголами, с непереходными и возвратными:

  • переходные: красить стены, лечить пациента, читать книгу, сшить костюм, расширить рукав, купить чаю, выпить воды, не имеет права, качать ребенка;
  • непереходные: ходить по улицам, верить в добро, гулять в парке, обессилеть от усталости;
  • возвратные: добиться цели, расходиться во мнениях, приблизиться к друг другу, подчиняться боссу, задуматься над бытием, поручиться за брата, коснуться вопроса.