Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Политическая система

Лекция № 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА.

Основные вопросы

1. Политическая система: сущность и структура.

2. Функции политической системы.

3. Типология политических систем.

Прежде чем приступить к рассмотрению политической системы общества, необходимо вспомнить общее понятие системы. Нужно сказать, что в политологию оно пришло из физики и биологии. Общая теория систем была создана в середине ХХ века. Один из ее основателей Людвиг фон Берталанфи определил систему как «совокупность взаимозависимых элементов», т.е. они так связаны между собой, что если изменить один элемент, то изменятся и все остальные тоже, и, следовательно, изменится вся совокупность.

Взаимосвязанность, взаимозависимость всех элементов власти ощущалась давно, но научное оформление понятия «политической системы» было сделано Истоном и Алмондом только в 50-60-е гг. XX в., в результате кризиса бихевиоризма.

Под политической системой понимается устойчивая форма человеческих отношений, через посредство которой принимаются и проводятся в жизнь авторитетно-властные решения для данного общества.

Политическая система отличается от других систем общества четырьмя характеристиками.

1. Она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяется на всех его членов.

2. Она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения.

3. Ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного.

Среди множества определений политической системы наиболее распространенным является следующее:

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - это сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных объединений, политических отношений и правовых норм, посредством которых происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть.

Если говорить образно, то политическая система - это своего ро­да система сосудов, по которым течет политическая власть. Т.е. основой, стержнем политической системы является политическая власть, также как основой экономической системы является собственность.

В науке принято выделять пять основных компонентов (элементов), составляющих структуру политической системы: политические институты, политические отношения, политические принципы и нормы, политическое сознание и культура, политический режим.

К политическим институтам (организационному компоненту политической системы) относят государство, политические партии, общественные организации и движения, а также трудовые коллективы и средства массовой информации.


По степени вовлеченности в политическую жизнь и реализации власти институты подразделяются на три вида:

а) Собственно-политические, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме, либо к этому стремятся. Это - государство и политические партии и движения. Ведущее место принадлежит государству. Оно является опорой, ядром политической системы, концентрирует в ней основную полноту власти.

Политические партии выражают интересы и цели определенных классов и социальных групп. Одно из главных назначений партий является достижение власти в государстве, для реализации этих интересов.

б) Несобственно политические институты: профсоюзы, молодежные союзы, кооперативные объединения и другие. Для них политика лишь один из видов деятельности.

в) Неполитические организации. Это - добровольные союзы, общества, например, спортивные, творческие, охраны природы и т.п., деятельность которых не связана с осуществлением политической власти, но в какие-то моменты развития общества может политизироваться.

К числу неполитических организаций относятся и трудовые коллективы. Их предназначение - выполнение производственных задач. Политическое в их деятельности вызревает по мере того, как они исчерпывают возможности решения производственных задач экономическими методами, а также при осуществлении политических функций, которые для них не являются профессиональными.

Активным и самостоятельным институтом политической системы являются средства массовой информации: печать, радио, телевидение. Их влияние на политическую жизнь так велико, что их не случайно сегодня называют четвертой властью. Важно учитывать, что часть средств массовой информации являются собственно политическими, так как принадлежат политическим партиям и отражают партийные взгляды, некоторые СМИ занимаются политикой время от времени, а многие СМИ далеки от политики и освещают дела культуры, спорта, уголовной и светской жиз­ни.

Второй (коммуникативный) элемент политической системы - это политические отношения , которые складываются в обществе по поводу завоевания и осуществления политической власти. Это отношения между политическими институтами, между субъектами и объектами политики, между гражданами и государством.

Отношения могут носить различный характер: сотрудничества и противоборства, согласия и конфликта, нейтралитета и оппозиции, координации и субординации и т.п.

К третьему (нормативному) компоненту политической системы относят политические принципы и нормы . Взаимодействие политических институтов происходит на основе определенных принципов и правовых норм.

Политические принципы и правовые нормы регулируют политические отношения, придают им упорядоченность, определяют желательное и не­желательное, дозволенное и недозволенное. Правовые нормы закреплены в конституции и базирующихся на ней законах, в других нормативных актах: указах, пос­тановлениях, инструкциях.

Большое значение имеют в политической жизни и неписанные нормы, нормы морали и этики. Например, не лгать, не скверносло­вить...

Четвертым (идеологическим) компонентом политической системы являетсяполитическое сознание и политическая культура . Они представляют собой совокупность типичных для данного общества или социальной группы ценностных ориентаций, политических представлений, установок и политического поведения. Проявляется политическая культура в поведении граждан. Большое значение в формировании политического сознания и куль­туры принадлежит идеологии.

В результате взаимодействия всех четырех названных компонентов политической системы в обществе складывается определенный политический порядок (политический режим). Политический режим - это определенный политический климат, способ осуществления политической власти в данном обществе.

Чаще всего выделяют три типа политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Функции политической системы.

Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Функции - это определенные типы деятельности, удовлетворяющие потребности системы в самосохранении и направленной организованности. Функции политической системы могут анализироваться на макро-, медиа-, микроуровнях.

На макроуровне выделяются наиболее общие требования, которым подчиняется функционирование политической системы в целом.

На медиауровне выделяются наиболее характерные направления обеспечения легитимности, устойчивости и динамизма политической системы.

На микроуровне анализируются характерные элементы политической технологии или политического процесса.

На макроуровне выделяю следующие функции:

1. Программная – то есть определение общих коллективных целей и задач развития общества. Цели могут носить глобальный характер, и открыто объявляться (Программа построения коммунизма), а могут только присутствовать в заявлениях кандидатов на выборах.

2. Интеграция - обеспечение связей, координации между всеми элементами политической системы в достижении каких-то целей.

3. Адаптация - это функция приспособления к окружающей среде, ее возможностям и частичное подчинение среды своим интересам. То есть происходит обеспечение поддержки широких слоев населения. Слабость адаптации - это признак закрытости системы, потери легитимности.

4. Функция самосохранения сводится к пресечению и предотвращению насильственного изменения правления, строя, проводимой политики. Достигается обеспечением устойчивой лояльности граждан по отношению к властям, их постоянной широкой поддержкой существующей системы.

Макрофункции конкретизируются в функциях среднего уровня (медиафункциях):

1. Функция социализации направлена на включение в политическую жизнь новых молодых поколений.

2. Функция рекрутирования сводится к постоянному воспроизводству массы, активно поддерживающих систему. Наличие в стране требуемого количества чиновников, полицейских, политиков, активность избирателей - все это результат рекрутирования.

3. Функция регулирования - политика регулирования цен, налогов, конфликтов и многое другое - все это формы регулирующей функции.

4. Мобилизационная функция - это собирание финансовых, матери­альных, людских ресурсов, обеспечение поддержки проводимой политики.

5. Распределительная (дистрибутивная) функция - это распределение, ресурсов, благ, услуг и статусов на основе стратегических или тактических соображений.

6. Функция реагирования проявляется в умении реагировать на импульсы, идущие от отдельных групп, отвечать на многообразные требования, глушить противоречия.

К микрофункциям политической системы относят: выявление и интеграция интересов, их перевод в решения или ответ на вопрос «что делать?», принятие решений, обеспечение под­держки.

Все функции взаимосвязаны и как бы дополняют друг друга. Но в различных политических системах возможна абсолютизация каких-то одних функций в ущерб другим, а значит и деформация всей политической системы.

Само понятие "функция" (от лат. functio) означает исполнение, обязанность, круг деятельности. Реализуются функции политологии во многих областях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. В первую группу - "классических теоретических функций", - входят:

1) концептуально-описательная, которая предоставляет исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенный запас терминов, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих охваченное в этих категориях и понятиях содержание политической действительности. Это позволяет ответить на вопрос "что и как делается?";

2) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос "почему делается так, а не иначе?";

3) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения. Одна из основоплагающих целей науки - это прогнозирование. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий.

Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

1) методологическо-оценивающая, предоставляющая в распоряжение исследователя систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа, а также формулирования оценок их познавательной полезности;

2) интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования политологией достижений других дисциплин, то есть выявлении того, она на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и "соседей".

Третья группа состоит из функций, реализуемых за пределами политической науки:

1) инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - "как и почему?" Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

2) идеологическая функция, построенная вокруг вопроса - "для чего?" Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существующих связей между ними и мотивациями действий участников политических событий.

Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, значение которой в сегодняшней политической модернизации России неуклонно возрастает. Существуют и другие описания функций политологии, среди которых обычно выделяются:

Теоретико-познавательная, которая формирует знания о политике и ее роли в обществе;

Мировоззренческая, способствующая выработке определенного видения политической действительности;

Методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

Регулятивная, которая предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;

Прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений с помощью методик предвидения;

Оценочная (аксиологическая), которая дает точную оценку политическим событиям.

Хотя в значительной степени и условно, но все же в многообразии политических учений в западной политологии можно выделить два основных направления, воплощающих две давние научные традиции в области изучения политики. Представители одного из них - рационалистического или, иначе, сциентистского (научного), - верят в безграничные возможности человеческого разума и имеющихся в распоряжении ученого средств познания, они постоянно стремятся создать общую теорию политики. На их взгляд, политология ничем не отличается от естественных наук. Она также как и фундаментальные науки, имеет дело с законами, действие которых в принципе может быть вычислено и предсказано.

Представители другого направления, которое обычно называют эмпирическим, скептически оценивают возможность открытия общих законов политических процессов и построения соответствующей реальности единой научной системы теоретических знаний. Они считают, что в сфере политики, как в любой другой общественной деятельности, всегда присутствуют некие неизвестные, не поддающиеся учету факты и факторы, которые способны дезавуировать самую идеальную теоретическую схему, поэтому задача политологии состоит не в предсказаниях чего-то еще не существующего, а в том, чтобы:

а) добросовестно исследовать прошлый опыт;

б) давать как можно более адекватное описание имеющейся действительности, опираясь на которое каждый профессиональный политик сможет делать собственные выводы о завтрашнем дне, руководствуясь при этом не только знаниями, но и интуицией.

Многие ученые разграничивают понимание политологии в широком и более узком смыслах. В первом случае политическая наука предстает как вся система научного знания о политике, совокупность всех политических дисциплин, включая политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, теорию государства и права, политическую психологию. Во втором случае речь идет о политологии как одной из политических наук, как о теории политики, политических явлений, отношений и процессов, изучающей сущность и всеобщие, универсальные формы проявления политики в различных условиях разных стран и народов. Политология поэтому предстает как наука об общих принципах и закономерностях политической жизни общества в их специфических проявлениях, о путях, формах и методах их реализации в деятельности субъектов политики.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА.

Причины многообразия государственно-правовых форм в пределах одного и того же типа государств

Есть определœенная связь между типом и формой. Для рабовладельческого типа наиболее соответствующая форма монархия. Для феодального – монархия, республика (исключение Новгородская республика). Буржуазный тип – республики, конституционные монархии (исключение). Этот анализ устанавливает связь между типом и формой.

Необходимо выявить факторы, влияющие на это:

1. Уровень экономического развития (определяет в конечном счете);

2. Непосредственные факторы:

а) Соотношение политических сил внутри государства и на международной арене;

б) Степень остроты политической борьбы;

в) Национальные и культурные традиции;

г) Географическое положение.

Почему после революции во Франции республика, а в Англии – монархия? Во Франции соотношение политических сил – буржуазия, сильная борьба. В Англии – равновесие слабая политическая борьба, стремление к компромиссам и в результате ограниченная конституционная монархия.

В страны Восточной Европы изменяют политические силы в пользу Советского Союза.

Политическая система возникает как результат взаимодействия государства с институтами гражданского общества.

Основная цель - наиболее эффективное управление политическими, социальными и экономическими процессами общества на основе изучения интересов различных слоев населœения, на основе которых принимается политически взвешенные, оптимальные решения.

В учебниках политическая организация общества (политическая система общества) определяется как совокупность государственных и общественных организаций, принимающих участие в политической жизни. Это рабочее определœение. Его наличие не означает, что существует однообразный подход. Существуют различные взгляды на понимание политической системы, её субъектного состава и др.

Политическая система - ϶ᴛᴏ совокупность государственных и негосударственных объединœений, участвующих в политической жизни общества. Следующие субъекты:

1. Государство;

2. Политические партии;

3. Общественные объединœения.

Итак, политическая система рассматривается как организационный срез организации политической жизни общества.

Вторая точка зрения: предлагают включать не только политические организации, но и идеи, политические отношения между субъектами, нормы, регулирующие политическую деятельность. Некоторые авторы предлагают включать и отдельную личность, нацию, народ.

Существует проблема: тождественны ли понятия "политическая организация" и "политическая система общества"? Термин "политическая система общества" возник позже, в конце 70-х годов, когда стал наиболее популярен системный метод. Тогда некоторые авторы применили иной подход к пониманию политической системы. В политическую систему должны входить не только организации (в виде общественных объединœений, государства, политических партий), но и отношения, возникающие между ними, нормы, которые регулируют данные взаимоотношения и деятельность данных организаций, правовое политическое сознание, опосредующее политические и правовые диалоги данных организаций. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, понятие было расширено до понятия политической надстройки. Возникает вопрос: насколько это правомерно?

1. идеи, взгляды

2. отношения, которые складываются на их основе

3. организации, которые реализуют идеи, взгляды через взаимодействие

Политическая надстройка : политические взгляды, идеи, политические отношения, политические организации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, если мы расширим объем категории "политическая организация", то мы доведем его до объема категории "политическая надстройка". А это ничего хорошего не дает. Следовательно, такое расширение не оправдано. Более верно оставить за политической надстройкой организационные средства политической жизни. Некоторые авторы помимо государства, политических отношений включают другие элементы: одни - отдельные личности как самостоятельные субъекты политической системы, другие - нации, народности, классы. Т.е. так называемые социальные общности. В процессе полемики возникает вопрос о критериях отбора элементов политической системы. Данный вопрос был детально проработан Марченко Н.Н. в монографии "Политическая организация современного общества". Он предложил в качестве критерия следующие классифицирующие признаки:

1. Материальный (субъектом может быть только материальное образование; не соответствуют - взгляды, идеи, отношения)

2. Организационный (субъектом политической системы может быть не любое материальное образование, а то, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в той или иной степени организационно оформлено; не соответствует - нация, отдельная личность).

3. Политический критерий. В качестве данного критерия можно рассматривать:

1) участие в осуществлении государственной власти (но тогда за бортом окажутся оппозиционные партии и общественные отношения, получается "картина правящего класса": государство + правящие партии),

2) участие в политической жизни. Правильно руководствоваться данным критерием.

Политика – это, прежде всœего взаимоотношения между государствами, оформление базовых направлений, форм и методов решения задач. Ядро политики властеотношения по поводу завоевания, удержания и использование власти.

Политика:

а) борьба за власть, властеотношения по поводу завоевания, использования и удержания власти;

б) отношения между различными социальными группами, классами, народами, нациями, государствами;

в) участие в делах государства и определœение базовых направлений его деятельности. Эти политические отношения складываются на основе определœенных теорий, взглядов.

Политическая жизнь - реализация данных политических отношений. Возникает вопрос о месте Церкви. Раньше ее не включали. Сфера политической жизни - шире, чем сфера жизни государственной. Церковь оказывает определœенное воздействие, влияние на политическую жизнь, однако к государству не относится. Исключать ее из политической системы не стоит.

В рамках этих критериев можно провести классификацию субъектов.

По политическому критерию:

* Государство

* Политическая партия

* Общественные объединœения:

* политический характер (молодежные объединœения)

* относительно политический характер

* косвенный характер (спортивные общества, общества филателистов)

Политическая система и политическая организация общества - понятия равнозначные по объемы.

Могут ли быть нелœегальные субъекты политической системы? Политика более широкое понятие чем государственная деятельность. По этой причине всякая деятельность, в связи с этим всякая деятельность, которая не легальна, тоже является политической.

Основные направления политической системы проявляются в ее функциях. Функции политической системы :

1. Интеграционная (интегральная) функция, объединительная (объединяет различных субъектов политической жизни в рамках единой политической системы);

2. Распределительная функция (в рамках политической системы распределяется политическая власть, особенно через выборный механизм одни захватывают более влиятельные рычаги);

3. Функция выявления и учета интересов различных социальных групп, так как цель политической системы наиболее эффективное управление экономикой, социальными и политическими процессами в обществе;

4. Функция определœения базовых направлений развития политической системы (для России актуален вопрос формирования правового государства)

5. Воспитательная функция (приобретение политического опыта͵ опыта социальной активности. Наибольшее влияние оказывают общественные объединœения, формирования).

Классификация, типология политических систем может происходить по различным критериям.

1. Политическая система, основанная на распределительной системе отношений . Результаты труда сознательно распределяются государственными чиновниками. Эти чиновники организуют производство, распределяют продукцию, определяют цены. Место человека зависит от его связей (родственных, политических и др.). Социальная среда не стабильна, в не заложен порок – уравнительность, которая становится господствующей идеологией, убивает мотивация к труду. Такая среда порождает соответствующую политическую систему, характеризующуюся высокой ролью государства и аппарата. Оно вмешивается во всœе сферы жизни общества. Характерна однопартийная система. Как правило, роль политической партии законодательно закреплена и, как следствие, сращивание государства и партийного аппарата – партийные государства. Глава партии – глава государства. Политические системы закрыты, затруднен обмен идеями, информацией. Идет консервация общественной жизни. Все это порождает социальное иждивение и политическую терпимость населœения.

К примеру, СССР - одна форма собственности (государственная), уравнительная система распределœения, централизация власти и политической системы, однопартийность. Государство контролирует всœе сферы общественной жизни.

2. Политическая система, основанная на рыночной, товарно-денежной основе, свободном предпринимательстве. Деньги, как эквивалент соизмерения результатов труда, регулируют систему экономики. Положение в обществе определяется активностью, предприимчивостью, капиталом. При этом, имущество может быть приобретено и нечестным, преступным путем – возможны социальные потрясения. Эта модель более динамична и стабильна.

Политическая система характеризуется тем, что государство является организатором условий для рыночной экономики. Политический плюрализм, многопартийность. Собственность охраняется и гарантируется государством. Такая система является либерально-демократической моделью общественного развития последних десятилетий ХХ века. Государство действует в организационно-правовых формах, что обеспечивается конституционным регулированием.

3. Смешенная, переходная социальная среда – конвергационная (от 1 к 2). Пример - наша политическая система. Смешанная политическая среда и система. Существенный недостаток – нестабильность и противоречивость, содержит несовместимые политические институты. Это Россия 20-х годов в период НЭПа.

«Главный плюс - он местный»

В интриге, связанной с российскими региональными выборами, наметился новый поворот. В среду, 26 сентября, президент Владимир Путин освободил от должностей по их просьбам губернатора Астраханской области и главу республики Кабардино-Балкария. Но самым интересным в череде этих переназначений стало, конечно, появление главы Сахалина Олега Кожемяко в качестве врио губернатора Приморья вместо Андрея Тарасенко.

чревата была бы имиджевыми потерями, – отмечает Шаповалов.

У вновь назначенного в Приморье Олега Кожемяко, конечно, давняя и крепкая связь с Дальним Востоком. До того, как стать главой Сахалина в 2015-м году, он семь лет возглавлял Амурскую область (с 2008-го года). А ранее два года руководил Корякским автономным округом, был депутатом Законодательного Собрания Приморья и сенатором от него же в Совфеде. В общем, именно ему доверено за три месяца довести проблемный регион до повторных выборов - он уже, кстати, заявил о своем желании в них участвовать.

Как считает лидер движения «Новая Россия» Никита Исаев, для Приморья был выбран оптимальный вариант.

«Кожемяко на хорошем счету у федерального центра. Он – эффективный менеджер, хорошо взаимодействует с местными элитами, при этом оценивается как достаточно жёсткий руководитель. Свои способности он прекрасно продемонстрировал в трех предыдущих областях, где работал: Карякский округ, Амурская область и Сахалин.

Безусловно, главным плюсом, конечно, является и тот факт, что Кожемяко местный. А это имеет для Приморья принципиальное значение. Приморье считает себя «государством в государстве», и отчасти имеет на это право.

Получится ли у Кожемяко «обуздать» приморцев? Пока говорить уверенное «да» преждевременно. Время сейчас такое, что гарантировать заранее эффективность работы и избежание внутренних конфликтов в регионе практически невозможно.

Крайне важно понимать, как Кожемяко будет работать не только с элитами, но и с народным протестом, который был выражен в голосовании за маргинальных кандидатов от КПРФ (как, например, Ищенко), и над избирательной кампанией, и над консолидацией электората».

Не меньшим сюрпризом стало назначение врио в Кабардино-Балкарии. Юрия Кокова сменил Казбек Коков. Поначалу многие подумали, что они родственники. Но, как пояснил сам президент Владимир Путин, они - однофамильцы.


Казбек, до последнего времени занимавший должность в Администрации президента, является сыном первого президента КБР Валерия Кокова.

«Ваш отец возглавлял республику с 1992-го по 2005 год, и о нем там очень добрая, хорошая память. Он был эффективным руководителем и очень надежным товарищем» - сказал президент Казбеку Кокову, предлагая ему новое назначение. Владимир Владимирович заявил, что Юрий Коков сам попросил «перевести его по ряду обстоятельств, в том числе семейного характера, на работу в Москву».

По словам политолога Владимира Шаповалова, в Кабардино-Балкарии ситуация хоть и попала в общие политические тренды, но изнутри полностью отличается.

Нужно помнить, что глава республики не избирается, поэтому в данном случае речь идет о внутреннем конфликте в республике, который вышел за пределы местной политики. показало, что глава республики не контролирует ситуацию и не разрабатывает мер предупреждения. Здесь смена власти не имеет никакого отношения к подготовке к будущим выборам, – констатирует Шаповалов.

Казбек Коков ранее был заместителем министра, а потом депутатом парламента Кабардино-Балкарии.

Это назначение отлично вписывается в патерналистские традиции и клановую структуру власти в регионе, – считает политолог Дмитрий Орлов. – Там востребован политик, которого хорошо принимала и идентифицировала бы местная элита, и федеральный центр, назначив Кокова, показал знание местных условий. Это значит, что традиции и сложившийся характер взаимоотношений в обществе будет поддерживаться.

С точки зрения местных граждан, это отличное решение, свидетельство уважения со стороны федерального центра, знак доверия республике.

Куда более предсказуемой была отставка губернатора Астраханской области Александра Жилкина. Смену места работы ему прочили с 2015-года, когда он возглавил рейтинг «худших губернаторов». Фонд развития гражданского общества, оценивающий эффективность глав регионов, поставил его на последнее, 83 место рейтинга.

Попал Жилкин в число аутсайдеров из-за, как говорилось, непрозрачности и аффилированности при совершении ряда крупных сделок с предприятиями области. В частности, имелась ввиду сделка по продаже 25-процентной доли акций «Астраханской нефтегазовой компании», принадлежащей Астраханской области, компании «ЕвроХим» со скидкой в 60 процентов. При этом Заксобрание области, потребовавшее расследования, уверяло, что сделку пролоббировала руководитель Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области Наталья Москвитина, близкая к губернатору.

Был и еще ряд громких коррупционных скандалов, подпортивших рейтинг губернатору. Однако в 2015-м Жилкин устоял. Но в августе этого года уже фонд «Петербургская политика» сообщил, что осенью, сразу после единого Дня голосования, Александра Жилкина попросят-таки на выход. Правда, аргументы политологов сводились к математическим расчетам. Они заметили закономерность, что те губернаторы, которым в следующем году предстоят выборы, но к которым есть претензии у Кремля, примерно за полгода внезапно уходят в отставку. У губернатора Астраханской области выборы намечены на 2019 год.

Закономерность сработала, хотя сам Александр Жилкин еще вчера уверял, что информация об его отставке - лишь слухи, которые он не намерен комментировать.

Пресс-служба Кремля сообщила о встрече президента Путина с замруководителя Федеральной таможенной службы Сергеем Морозовым, в ходе которой глава государства сообщил следующее: «Хочу вам предложить поработать в одном из субъектов РФ. Губернатор Астраханской области, Александр Александрович Жилкин - он там давно уже работает, и он обратился с просьбой перевести его на другое место». Сергей Морозов свое согласие возглавить регион дал.

Прошедшие выборы были серьезным вызовом, и необходимо извлечь уроки. Чистка рядов губернаторов направлена на то, чтобы избавиться от фигур, которые заведомо проиграют выборы в 2019 году. Астраханский губернатор органично вписан в эту тенденцию: он давно у власти, но в нынешней ситуации у него мало шансов на переизбрание. Соответственно, его освобождают от должности, – объясняет Владимир Шаповалов.

«Вторые туры выборов продемонстрировали очень мощный запрос на обновление, на который федеральный центр стремится как можно скорее ответить. Конечно, с учетом местной специфики и нюансов кадровой политики в каждом регионе», – резюмирует политолог Дмитрий Орлов.

Распределительная политика осуществляется в целях своевременной поставки товара с места его изготовления к получателю. Она проводится благодаря таким мероприятиям, как анализ и обоснование каналов сбыта, маркетинг-логистика, политика торговли, политика средств сбыта, политика размещения производительных сил, политика местонахождения потребителей и рынков, политика поставок, политика складирования готовой продукции и т.д.

Современная экономика характеризуется тем, что место производства и место потребления продукта не совпадают. По времени эти процессы также не следуют друг за другом. Устранение возникающих по этой причине проблем требует затраты больших средств. В отдельных случаях эти затраты составляют до 70% розничной цены потребительского товара.

Задачи распределения изготовляемой продукции производитель должны решить рациональным способом. Это дает ему определенный шанс выделиться по отношению к конкурентам. Распределение включает поэтому как неизбежную организационную компоненту, так и компоненту, связанную с привлечением потребителей.

Направления распределительной политики фирмы:

  • - средства продажи (собственная или дилерская сеть);
  • - виды сбыта;
  • - каналы и их уровни;
  • - посредники и их виды;
  • - средства доставки.

Понятие распределения объединяет регулирование всех производственных мероприятий, направленных на перемещение продукта в пространстве и времени от места производства к месту потребления. Этот процесс немыслим без коммуникационной поддержки.

Первое решение, которое должен принять отдел маркетинга, - выбор между прямым сбытом и сбытом с включением промежуточных звеньев. Во втором случае часть задач по распределению передается другим предприятиям, которые нередко являются более сильными деловыми партнерами. Они разрабатывают собственные концепции маркетинга, которые не всегда совпадают с концепциями предприятия-изготовителя. К этому присоединяются размышления о пространственной близости к потребителям и о выборе места деятельности .

Прямой сбыт не всегда означает, что товары доставляются потребителям без остановок и кратчайшим путем. Часто гораздо выгоднее поставлять товар через склады, находящиеся поблизости от клиентов. При этом возникает вопрос, сколько должно быть этих складов, где они должны находиться, каковы необходимые размеры складов и какие функции они должны выполнять. Аналогичные проблемы возникают и при непрямом сбыте.

Решения о выборе предприятий торговли тесно связаны с организацией продажи, включая и организацию внешней службы. Под этим понимается совокупность всех занимающихся получением и ведением заказов участников независимо от их положения по отношению к предприятию в их зависимости от предприятия. В их задачу входит также сбор информации о рынке. Обычно сюда относят руководство предприятия, отдел сбыта, коммивояжеров и сбытовые филиалы, а также торговых представителей, комиссионеров, маклеров и торговые синдикаты, которые в строгом смысле слова не являются частью предприятия.

Одним из методов распределения товаров являются каналы распространения товаров. Важным звеном механизма продаж является посредническая деятельность. Посредники, если с ними налажены устойчивые деловые связи и четко определена правовая база взаимоотношений, эффективно продвигают товар на рынок и организуют предприятия-продуценты с рыночной торговой сетью. К торговым посредникам относятся закупочные центры, биржи, брокерские и дистрибьюторские агентства. С их помощью товары требуемого качество и в определенном количестве оказываются в соответствующее время в нужном месте и продаются по приемлемым ценам .

В круг задач посредников включается поиск новых рынков сбыта, помощь покупателям в выборе поставщиков и товаров, определение оптимальных условий поставки, соблюдение этики рыночной деятельности, транспортировка и хранение продукции, решение таможенных тонкостей и формальностей.

Сбытовые посредники занимаются продажей товаров (от своего имени и за свой счет) на основе соглашения с товаропроизводителем (включающее: перечень сбытовых товаров; условия работы на рынке; обязательства по годовому объему сбыта; изучение конъюнктуры; действие рекламы; принципы определения цен и др.). От правильного выбора торгового посредника зависит не только успех в реализации продукции, но и закрепление фирмы-продуцента на рынке.

В сфере обращения товаров не создается дополнительная стоимость, поэтому все расходы посредников могут покрываться только за счет получения вознаграждения за услуги, которое должно включать и прибыль посредников.

Существует несколько способов начисления и выплаты вознаграждения за посредническую деятельность. Посредники могут оставить себе разницу между ценой реализации товара на рынке и ценой, установленной продуцентом (продавцом). В пользу посредника могут начисляться проценты с фактурных цен. Часто применяется смешанная форма вознаграждения: процент с фактурных цен и разница цен. Вознаграждением могут быть и твердая, заранее оговоренная сумма.

Если предстоящие затраты посредника трудно определить, то размеры вознаграждения определяются по системе «кост-плас» - продуцент на основании предоставленных ему посредником документов о расходах возмещает ему затраты, предварительно увеличив сумму на согласованный процент, образующий прибыль .

Такие условия работы посредников, как неисключительное право продажи, исключительное (монопольное) право и преимущественное право, определяется соглашением между продуцентом и посредником.

При неисключительном праве посредник, сбывая очередной перечень товаров на оговоренной территории, в течение установленного срока, сохраняет право реализовывать на той же территории иной товар без выплаты какой-либо компенсации продавцу.

При исключительном праве продажи посредник лишен права продажи товаров, не включенных в соглашение, на оговоренной территории и не может на этой территории представлять интересы других продавцов (производителей) продукции без выплаты специальной компенсации.

При преимущественном праве продажи («праве первой руки») продуцент-продавец обязан свой товар в первую очередь предлагать реализовывать данному посреднику, и только в случае отказа привлекать к сбыту других.

Обычно, если посредник занимается сбытом товаров различных видов, в соглашении могут быть предусмотрены условия реализации для каждого вида товара. Таким образом, использование услуг квалифицированных посредников - агентов по продаже продукции - один из важнейших и эффективных каналов распределения и реализации продукции предприятий-продуцентов. И этот канал должен быть непременно задействован, если собственная (фирменная) сбытовая сеть не обеспечивает быструю и эффективную реализацию продукции.

Решение о выборе канала распределения - одно из самых сложных решений, которое необходимо принять руководству. Выбранные фирмой каналы самым непосредственным образом влияют на все остальные решения в сфере маркетинга. Политика цен зависит от того, каких дилеров выбрала фирма - крупных и первоклассных или средних и рядовых. Решения о собственном торговом персонале зависят от масштабов коммерческой и учебной работы, которую необходимо будет проводить с дилерами. Кроме того, решения фирмы относительно каналов распределения предполагают выдачу долговременных обязательств другим фирмам. Руководство должно выбирать каналы распределения с прицелом и на предполагаемую коммерческую среду дня завтрашнего.

Одним из ключевых вопросов доведения продукта до потребителя является выбор для различных видов продукта типа канала распределения, иногда называемого каналом маркетинга.

Канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-нибудь другому право собственности на конкретный товар на их пути от производителя к потребителю.

Выбор канала сбыта является долгосрочным решением, изменить которое непросто. Кроме того, после ухода продукции в канал сбыта влияние производителя на ее цену может стать незначительным.

Канал сбыта помогает осуществлять связь между производителем и клиентом, а также облегчает осуществление между ними необходимых деловых возможностей. Основной его функцией является продвижение товаров от производителя к конечному потребителю.

Участники канала распределения выполняют несколько очень важных функций:

  • · Сбор и распространение информации об имеющихся и потенциальных покупателях, конкурентах и других субъектах и факторах маркетинговой среды.
  • · Разработку и распространение направленных на стимулирование покупок обращений к покупателям.
  • · Достижение согласия по ценовым и другим вопросам для обеспечения передачи прав владения и распоряжения товаром.
  • · Размещение заказов на производство товаров.
  • · Изыскание и распределение финансовых средств, необходимых для покрытия издержек, возникающих на различных уровнях маркетингового канала.
  • · Принятие на себя ответственности за функционирование канала.
  • · Последовательное хранение и физическое перемещение товаров.
  • · Перевод денег покупателей на счета производителя через банки и другие финансовые учреждения.
  • · Передачу прав владения и распоряжения товаром от одного физического или юридического лица к другому.

Производитель и конечный потребитель - неотъемлемые составляющие любого канала. Число уровней канала определяет его длину. На рис.1.3. представлено несколько имеющих различную протяженность маркетинговых каналов потребительских товаров.

Рис.1.3. Каналы распределения потребительских товаров.

Канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) состоит из производителя, который непосредственно реализует производственные товары конечным потребителям.

Одноуровневый канал включает одного посредника, например розничного торговца, двухуровневый канал распределения уже два промежуточных звена, трехуровневый канал состоит из трех звеньев посредников.

В распределении участвуют следующие лица:

Отдел сбыта. Получение и ведение заказов издавна является задачей отдела сбыта, причем связи с клиентами осуществляются чаще всего через коммивояжеров и торговых представителей. Вышеназванные задачи охватывают продажу в узком смысле этого слова, в то время как руководство предприятия принимает фундаментальное решение о рынках, группах клиентов и продуктах. Это скорее историческая форма чистого отдела сбыта теряет в настоящее время свое значение в пользу отдела маркетинга.

Руководство предприятия. Участие членов руководства предприятия в сбытовой деятельности особенно часто встречается в отраслях инвестиционного сектора, где имеется лишь несколько крупных покупателей. Часто руководство поддерживает другие органы сбыта, например, коммивояжеров, особенно в случаях, если клиент имеет большое значение или величина заказа необычно высока.

Коммивояжер. Занимается поиском клиентов и работает с ними. Чаще всего их задача состоит в налаживании контактов и получении заказов. Обычно они получают определенный район, в котором должен работать со всеми или с отдельными клиентами.

Торговый представитель. Это юридически самостоятельные лица, заключающие договора и ведущие дела для нескольких предприятий. Они не получают право собственности на товары и не несут связанного в этим риска (порча, изменение моды, цен). Функции торговых представителей соответствуют во многом функциям коммивояжера. Отличие торгового представителя от коммивояжера выражается в том, что он сам определяет порядок своей работы.

Сбытовой филиал. Многие крупные предприятия имеют собственные отделения по сбыту. Это позволяет им работать в непосредственной близости от потребителя как в своей стране, так и за рубежом, проводить интенсивное консультирование своей клиентуры и обеспечивать быструю поставку продукции.

Стремление к тесным связям между производителем и потребителем имеет еще одно основание. Многие производители боятся, что торговля не прикладывает достаточных усилий для сбыта их товаров, что она может сменить своих поставщиков на более выгодных. Возможно, что информация о рынке, которую может предоставить торговля, также является недостаточной.

Таким образом, в ходе осуществления своей деятельности фирма может выступать в различных ролях:

  • - оптовик (оптовый торговец) - лицо или фирма, приобретающие значительное количество товара у разных производителей и организующие их движение в розничной торговле либо непосредственный сбыт потребителю;
  • - розничный торговец - лицо или фирма, непосредственно сбывающие относительно большое количество товара конечному потребителю и приобретающие товар либо у оптовика, либо у производителя;
  • - брокер - торговый посредник, организующий продажу товара не приобретая его в собственность (выступает от имени продавца). Он сводит продавца и покупателя, совершая сделку на комиссионных началах;
  • - дилер - представитель фирмы, организующий сбытовую деятельность за свой счет, приобретая товар у производителя в собственность. Данный вид торгово-посреднической деятельности характерен при продаже товаров длительного пользования, требующих значительного объема сервисных услуг;
  • - комиссионер - лицо, имеющее склад с товарами, которые он продает от своего имени, но за счет производителя;
  • - оптовый агент - работает по договору с фирмой-производителем и ведет операции за ее счет. При этом ему может быть предоставлено исключительное право сбыта товаров фирмы в определенный районах;
  • - торговый (сбытовой) агент - самостоятельно продает товары покупателям, при этом может иметь самый различный статус: работать с ограничениями, обслуживать только конкретного покупателя (группу клиентов).

Организация системы сбыта в фирме предполагает объединение всех сотрудников, выполняющих взаимосвязанный комплекс работ в процессе перемещения товара от производителя к конечному потребителю. Она требует также определения функций и установления служебных взаимоотношений между работниками внутри сбытовой сети и за ее пределами, координации и контроля деятельности в системе сбыта.

При формировании сбытовой системы определенного товара торгово-посреднической фирме приходится учитывать множество факторов, основными из которых являются:

  • - особенности конечных потребителей - их количество, концентрация, величина средней разовой покупки. Уровень доходов, закономерность поведения при покупке товаров, требуемый режим работы продавца, услуги торгового персонала и т.д;
  • - возможности самой фирмы - ее финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления рыночной стратегии, масштабы производства.
  • - характеристика товара - вид, средняя цена, сезонность производства и спроса, требования к хранению и транспортировке.
  • - уровень конкуренции и сбытовая политика конкурентов - число и концентрация конкурентов, их сбытовая стратегия и тактика, взаимоотношения в системе сбыта.
  • - характеристики и особенности рынка сбыта - фактическая и потенциальная емкость, обычаи и торговая практика, плотность распределения покупателей, средний доход покупателей.
  • - сравнительная стоимость различных сбытовых систем.

Проведение целенаправленной товарной политики предполагает ориентацию всех действий фирмы на установленный целевой сегмент, благодаря чему обеспечивается эффективное с коммерческой точки зрения формирование номенклатуры и ассортимента товаров и запланированные объемы продаж.

Современный маркетинг определяет два ведущих вида сбыта: прямой и косвенный.

Прямой сбыт выгоден в том случае, если сэкономленные денежные средства за счет большей торговой наценки выше издержек, связанных с организацией собственности сбытовой структуры. При прямом сбыте происходит непосредственное воздействие на потребителя, поэтому можно контролировать качество товара и быстро реагировать на требования рынка.

Таблица 1.2 - Характеристика некоторых издержек на организацию прямого сбыта

Орган распределения

Основные статьи издержек на организацию распределения

Приобретение транспорта на доставку (или аренда транспорта)

Отдел сбыта: сбыт посредством обзвона потребителей. Возможна доставка товара

Издержки на представительно-информационные материалы (прайсы, информационные письма, рекламные листки)

Оплата телефонных переговоров

Приобретение или аренда транспорта

Отдел сбыта: сбыт через торговых агентов и коммивояжеров. Возможна доставка товара

Издержки на представительно-информационные материалы

Издержки на комиссионные для агентов

Возможна оплата автотранспорта (частичная амортизация) агента или коммивояжера

Продажа через собственную розничную сеть (магазин, ларек, лоток, автомашина)

Издержки, связанные с покупкой или арендой магазина, находящегося не на территории предприятия

Охрана розничной точки

Приобретение автотранспорта

Сбыт через филиалы и представительства

Издержки на организацию филиала или представительства (поиск партнера, аренда помещения, охрана и т.д.)

Поддержание его деятельности в течении первых 6-12 месяцев

Сбыт через дочерние предприятия

Издержки на организацию дочернего предприятия (есть риск, что оно в дальнейшем может заниматься другой деятельностью)

Оптово-розничная торговля со склада

Издержки на организацию склада (ремонт, оснащение оборудованием) и его функционирование (штат, охрана и т.д.)

Продажа на ярмарках, аукционах, выставках, биржах

Издержки на аренду торговой площади

Оплата услуг брокеров и аукционистов

При косвенном сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара.

Маркетинговая политика в области сбыта существенно отличается, когда продавцом является производитель и когда посредник .

Таблица 1.3 - Различие политики прямого и косвенного сбыта

Политика сбыта

Прямой сбыт

Косвенный сбыт

Ценовая политика

Единая отпускная цена, стремление к единой розничной цене.

Умеренная торговая наценка

Дифференциация цен с ориентацией на спрос, регион, потребителя

Высокие торговые наценки розницы

Продуктовая политика

Удержание своего товара на рынке, как правило, консервативная торговая политика, т.к. товарная инновация требует инвестиций

Выбор такого товара, который пользуется спросом.

Посредник требует от производителя модификаций или нового товара

Распределительная политика

Крупные заказы, крупные постоянные посредники или потребители.

Навязывание всего ассортимента

Малые количества заказа.

Востребование ассортимента, пользующегося спросом

Продвижение своей торговой марки.

Формирование имиджа производителя

Формирование имиджа посредника за счет торговой марки и имиджа производителя