Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Обретение мощей святителя Агафангела, священноисповедника, митрополита Ярославского (1998). Митрополит агафангел преображенский, священноисповедник

Святитель Агафангел Ярославский. Православный календарь на 16 октября Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня 16 октября (3 октября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Вторник 21-й седмицы по Пятидесятнице (двадцать первой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 7 известных поименно святых и одной почитаемой святыни. Далее коротко расскажем о них. *** Святитель Агафангел, митрополит Ярославский, исповедник. 1927 год стал одним из самых тяжелых для Русской Церкви. Уже 2 года как скончался Святейший Патриарх Тихон. Более года томится в тюрьмах Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр. Церковное руководство взял на себя его заместитель – митрополит Нижегородский Сергий, крупный богослов, яркая, харизматичная личность. Человек, в условиях жесточайших антицерковных гонений решившийся на рискованный шаг: огласить послание «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти». Документ, внесший разделение в церковную среду, но в то же время позволивший ослабить давление на православных: Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла сознается нами как удар, направленный в нас... Далеко не все клирики и миряне согласились с этим суждением. Одни восприняли его как соглашательство с богоборцами и решительно разорвали с митрополитом Сергием. Другие, напротив, полностью согласились с тем, что православный человек должен быть советским патриотом. Особую позицию занял один из самых авторитетных архипастырей Русской Церкви – 73-летний митрополит Ярославский Агафангел. К тому времени он уже прошел тюрьмы и ссылки, а потому отрицал любые компромиссы с богоборцами. Но был уверен: церковное единство выше любой политики. Не принимая политики митрополита Сергия, владыка Агафангел старался служить делу церковного единения. Душевная чистота этого подвижника делала его неспособным к расчётливой дипломатии и политической борьбе. Святитель делал все ради сохранения мира церковного. Исповедник церковного единства: штрихи к портрету святителя Агафангела Ярославского И эта примирительная позиция митрополита Агафангела принесла свои плоды: Русская Церковь постепенно восстановила свое единство. И даже самые непримиримые противники Декларации митрополита Сергия – представители Русской Православной Церкви за границей – спустя восемь десятилетий воссоединились с Церковью на Родине. *** Священномученики Дионисий Ареопагит, пресвитер Рустик и диакон Елевферий. Святые апостольского века, погибшие в Галльской Лютеции (на месте современного Парижа) в 96 году от Рождества Христова (по некоторым данным, это могло произойти несколько позже, в 110 году). Святитель Дионисий, апостол от 70-ти, был знатным афинянином, членом Ареопага (верховного суда Афин), поэтому и получил второе имя Ареопагит. Когда первоверховный апостол Павел проповедовал Слово Божие в ареопаге, его услышал Дионисий и настолько проникся верой во Христа Спасителя, что стал верным сподвижником апостола Павла. Святой Дионисий успел побывать в Иерусалиме еще в дни земной жизни Пресвятой Богородицы. Об этом событии сохранились его слова, обращенные к учителю: Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил. После кончины первоверховного апостола Павла святитель Дионисий продолжил его дело, проповедуя в западных странах вместе со своими верными помощниками – пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Вместе они и приняли мученические венцы за Христа и Его Церковь. Согласно строкам жития священномученика Дионисия, после того как его обезглавили, он чудесным образом «взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый». Огромное значение имеют богословские творения святителя Дионисия Ареопагита, несмотря на то, что многие из них историки Церкви относят к более позднему времени, они сохраняют название в честь этого святого, зародившего основы научного богословия, именуясь «ареопагитиками». Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, апостол от 70-ти. Фото: www.pravoslavie.ru Преподобный Иоанн Хозевит. Святой второй половины VI столетия от Рождества Христова, епископ Кесарии Палестинской, широко известный своими чудотворениями, прозорливостью и борьбой с евтихианской ересью. С юных лет будущий святой совершал монашеские подвиги в Фиваидской пустыне. Повелением императора был поставлен Кесарийским епископом, но, в силу своего стремления к отшельническому уединению, отправился в Хузевскую пустыню, находящуюся между Иерусалимом и Иерихоном, где и совершал монашеские подвиги до конца своей земной жизни. Блаженный Исихий Хоривит. Современник преподобного Иоанна Хозевита, прославившийся монашеским подвигом молитвенного безмолвия, предопределившего практику православных исихастов. Святой Исихий жил в VI столетии в одном из монастырей Святой горы Афон и поначалу вел себя как далеко не самый усердный и благочестивый монах, но после внезапной кончины чудесным образом через несколько часов воскрес и резко переменился. Господь даровал ему еще 12 лет безмолвной молитвы, а перед смертью преподобный Исихий преподал наставление монашеской братии: «Простите меня, братия. Имеющий память смертную никогда не согрешит». Преподобный Дионисий, затворник Печерский. Русский святой XV века от Рождества Христова, иеромонах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Из его Жития известно такое чудо: однажды, в 1463 году, отец Дионисий обходил с каждением мощи древних Печерских святых со словами: «Святые отцы и братие! Христос воскресе!» И вдруг, подобно грому, от святых мощей прозвучал ответ: «Воистину воскресе!» После этого старец ушел в затвор в пещеры, где совершал молитвенные подвиги вплоть до своей блаженной кончины. Трубчевская икона Божией Матери. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, написанный в городе Трубчевске (нынешняя Брянская область) иеромонахом Чолнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году. В советские годы была утрачена, но вновь обретена в 1993 году и ныне пребывает в Троице-Скановом монастыре. *** Поздравляем всех православных христиан с днем этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

АГАФАНГЕЛ(Преображенский) (27 сентября 1854, с. Мочилы Венёвского уезда Тульской губ. — 16 октября 1928, Ярославль),священноисповедник, митрополит Ярославский и Ростовский(1913 — 1928) , местоблюститель Патриарха в 1920-е гг.

Родился в семье священника. Учился в Тульской духовной семинарии и Московской духовной академии(до 1881).

После одновременной смерти жены и сына в 1885 г. принял постриг с наречением имени Агафангел, рукоположен в сан иеромонаха. В 1889 г. рукоположен во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. В 1893 г. — епископ Тобольский и Сибирский. В 1897 г. — епископ Рижский и Митавский, с 1904 г. — архиепископ. В 1910 г. — архиепископ Литовский и Виленский.

С 22 декабря 1913 г. — архиепископ Ярославский и Ростовский. В 1917 г. возведен в сан митрополита.

В мае 1922 г. облечён полномочиями местоблюстителя Патриарха. Не имея возмож-ности приступить к управлению Церковью из-за вмешательства советской власти, призывал епис-копов к самостоятельному управлению епархиями, противодействовал обновленческому движению. По обвинению в антисоветской деятельности находился под домашним арестом с 28 июня 1922 г. в ярославском Спасо-Преображенском монастыре, в конце 1922 г. был помещен в тюрьму в Ярослав-ле, затем заключён в Таганскую тюрьму в Москве. В ноябре 1922 г. сослан в Нарымский край.

1 мая 1926 г. вернулся в Ярославль. Объявил о своем вступлении в обязанности Патриаршего местоблюс-тителя, но вскоре отказался от своих прав в пользу митрополита Сергия(Страгородского).

6 февраля 1928 г. прекратил административное подчинение митрополиту Сергию в связи с не-приятием его деятельности, подчиняющей Церковь диктату государственной власти. После долгой полемики и выяснения позиций 10 мая 1928 г. послал ему примирительное письмо, оговорив испол-нение его распоряжений велением религиозной совести.

Мудрость и исповедническая позиция свт. Агафангела помогли выстоять и не допустить уничтожения РПЦ в годы гонений на веру.

Причислен к лику святых в чине священноисповедника на Юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 г. Ныне мощи свт. Агафангела обретены и почивают в Казанском соборе

Святых

В миру Преображенский Александр Лаврентьевич, родился 27 сентября года в селе Мочилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии (ныне село Серебряно-Прудского района Московской области), в семье священника. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храме, смиренное приятие бедности, глубокое литургическое благочестие - вот что определяло повседневный уклад семьи отца Лаврентия.

О своих отроческих религиозных переживаниях Святитель вспоминал так:

"Я... любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов - этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что всё персть, всё пепел, всё сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших своё земное странствование".

Много сделал для улучшения жизни простых сельских батюшек, зная об их трудностях из собственного жизненного опыта: организовывал кассы взаимопомощи, открыл приюты для малолетних сирот из семей духовенства, расширил деятельность свечного завода епархии.

К ожидавшемуся Поместному Собору года святитель Агафангел составил по поручению Святейшего Синода отзыв о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви, где говорилось о необходимости исправить грамматические и стилистические ошибки, которые с XVII века вкрались в богослужебные книги, а также упорядочить приходское богослужение в соответствии с древними уставами.

Немало занимался он и благотворительностью: на его средства содержалась столовая для бедных детей, много у него было и постоянных пансионеров.

Современники свидетельствовали о нем:

"Счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, полное уважение к чужому мнению - вот те личные свойства Владыки, которые невольно вызывали к нему любовь всех соприкасавшихся с ним"

Тобольские епархиальные ведомости, 1896, № 11, отдел офиц., с. 146.

Тобольские епархиальные ведомости, 1897, № 4, отдел неоф., с. 63.

Двенадцать ударов с колоколен тридцати ярославских храмов сообщили 16 октября 1928 года верующим о кончине архипастыря — Священноисповедника митрополита Ярославского и Ростовского Агафангела (Преображенского).

Уже по своему рождению в семье сельского батюшки Александр Преображенский должен был стать священником. Хотя в 1854 году, когда родился будущий священномученник Агафангел , подобное долженствование давно не являлось непременным, все же большинство поповских сыновей шло по стопам отцов — во всяком случае, проходило через бурсу, а там уж как Бог даст.

Но для Александра поступление в семинарию обусловливалось не только — и не столько — наследственностью, сколько живым христианским чувством. Еще маленьким мальчиком он переживал минуты высокого вдохновения, о чем вспоминал впоследствии так:

«Я любил часто и подолгу оставаться на кладбище, и здесь, среди могил и крестов — этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что все персть, все пепел, все сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить бескровную умилостивительную Жертву за скончавших свое земное существование».

К моменту своего назначения на Ярославскую и Ростовскую кафедру (в 1913 году) он уже приоберл, если можно так выразиться, «опыт архиерейства»: был епископом Тобольским и Сибирским (1893—1897), Рижским и Митавским (1897—1910), Виленским и Литовским (1910— 1913). Клирикам, находившимся под его началом, он запомнился как человек мягкий, с уважением и вниманием относившийся к чужому мнению. Много сделал святитель для облегчения быта священнических семейств (зная не понаслышке, как тяжело живется «среднестатистическому» сельскому батюшке), организовывал кассы взаимопомощи и т. п.

Митрополит Агафангел - Кандидат в Местоблюстители

Владыка Агафангел чуждался политики. Однако после 1917 года он оказался в самом ее «пекле». Член Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне, он был тем, кого Патриарх в 1922 году, пребывая в заключении и осаждаемый обновленцами, поставил во главе Управления «до созыва Собора». 5 июня 1922 года митрополит Агафангел издал соответствующее Послание, призвав верных чад Церкви к сохранению ее целости и чистоты и предостерегая их от узурпаторов церковной власти. Это выступление против обновленцев тут же «санкционировало» арест митрополита. В конце 1922 года его отправили в ссылку (поселок Колпашев Нарымского края) по этапу.

Срок ссылки истек в конце 1925 года. Патриарх Тихон в апреле того же года скончался, оставив завещание, где митрополит Агафангел был назван вторым кандидатом на должность Местоблюстителя. Двое других «названных» — митрополиты Кирилл (Смирнов) и Петр (Полянский) — находились в заключении.

Здесь не достанет места описать все происходившее в это время в церковно-административных кругах, но суть, применительно к рассказу о митрополите Агафангеле, в том, что в должность Местоблюстителя он так и не вступил, имея своим противником митрополита . В начале 1928 года он вместе с несколькими архиереями выступил с Обращением к митрополиту Сергию, где был продекларирован отказ от административного ему подчинения (но, однако, не от молитвенного общения, что означало бы раскол). Жить владыке оставалось совсем мало, сердечные приступы следовали один за другим — сказывалась и ссылка, и постоянная тревога о судьбе Церкви.

Святитель-исповедник Агафангел, митрополит Ярославский (в миру Преображенский Александр Лаврентьевич) родился 27 сентября 1854 года в селе Могилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии, в семье священника Лаврентия. Родители будущего Святителя в жизни своей воплощали традиционные черты тысяч безвестных семей русского сельского духовенства, самоотверженными трудами которых не прекращалось благовестие Христово на бескрайних просторах русской земли. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храме, смиренное приятие бедности, глубокое литургическое благочестие — вот что определяло повседневный уклад семьи отца Лаврентия.

О своих отроческих религиозных переживаниях Святитель вспоминал так: «Я... любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов — этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что всё персть, всё пепел, всё сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших своё земное странствование».

В 1871 году юноша поступил в Тульскую Духовную семинарию и здесь пережил первые серьёзный духовные искушения. Особенности обучения и воспитания не соответствовали полученным в семье традициям церковного благочестия. Александр подумывать о профессии врача, но постоянное общение с отцом помогло ему преодолеть эти искушения и в 1877 году он поступает в Московскую Духовную Академию. Здесь он смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, коим всегда славилась Троице-Сергиева Лавра.

В 1881 году Александр Преображенский успешно окончил Московскую Духовную Академию. За своё исследование на тему: «Шестоднев экзарха Болгарского. Опыт исследования языка и текста по списку 1263 года» он был удостоен степени кандидата богословия. В 1881 году Александр Лаврентьевич был назначен на должность преподавателя латыни в Ранненбургское Духовное училище Рязанской епархии, а 7 декабря 1882 года он становится помощником смотрителя Скопинского Духовного училища той же епархии. В том же 1882 году он вступает в брак с дочерью протоиерея Вознесенского Анной. Но не прожив и года счастливой семейной жизни, Александр Лаврентьевич потерял супругу и новорождённого младенца почти одновременно. «Жизненный путь, избранный мною — не мой жребий... я поспешил оставить мир, взять свой крест и приобщиться к лику иноческому» — так он вспоминал урок, вынесенный из этих страшных испытаний. 7 марта 1885 года Александр Лаврентьевич принимает монашеский постриг с именем Агафангел (в память мученика IV века, ученика священномученика Климента Анкирского), а затем принимает сан иеромонаха.

В 1886 году отец Агафангел назначается на должность инспектора Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена — лишь через двадцать лет вернётся он в центральную Россию, уже уважаемым архипастырем.

В 1888 году отца Агафангела назначают ректором Иркутской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, а 10 сентября 1889 года он принимает хиротонию в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и с 1893 по 1897 годы управляет епархией Тобольской и Сибирской; затем в 1897 году становится епископом Рижским и Митавским, а с 1910 года занимает кафедру Виленскую и Литовскую. В 1904 году Владыку возводят в сан архиепископа.

При усовершенствовании деятельности Духовных учебных заведений в своих епархиях Святитель стремился все преобразования подчинить одной цели: чтобы юношество прежде всего полюбило молитву. Вообще, церковное просвещение и жизнь евхаристическая были важнейшими сторонами деятельности Владыки. Много он сделал для улучшения жизни простых сельских батюшек, зная об их трудностях из собственного жизненного опыта: организовывал кассы взаимопомощи, открыл приюты для малолетних сирот из семей духовенства, расширил деятельность свечного завода епархии.

К ожидавшемуся Поместному Собору 1905 года святитель Агафангел составил по поручению Святейшего Синода отзыв о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви, где говорилось о необходимости исправить грамматические и стилистические ошибки, которые с XVII века вкрались в богослужебные книги, а также упорядочить приходское богослужение в соответствии с древними уставами. Трудился Владыка и над преобразованием приходской жизни, развивая в ней принцип соборности. Немало занимался он и благотворительностью: на его средства содержалась столовая для бедных детей, много у него было и постоянных пенсионеров. «Счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, полное уважение к чужому мнению — вот те личные свойства Владыки, которые невольно вызывали к нему любовь всех соприкасавшихся с ним» — так свидетельствовали о нём его современники.

В 1912 году Владыка награждается бриллиантовым крестом на клобук. В Постановлении о награждении подчёркивалась его неизменная благожелательность к духовенству и мирянам, соединённая с твёрдостью.

С 1913 года Владыка был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру. Вскоре его возводят в сан митрополита. Начавшаяся летом 1914 года война не дала Владыке полностью отдаться мирной архипастырской деятельности. Он организовывает госпитали, отправляет священников в действующую армию. В 1917-1918 годах является членом Предсоборного присутствия и затем членом Поместного Собора. С 1918 года он — член Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.

12 мая 1922 года Патриарх Тихон, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев о передачи им полномочий на высшее церковное управление, передав митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения: «Вследствии крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва Собора».

3 июня 1922 года появляется так называемый «Меморандум трёх» за подписью митрополита Сергия (Страгородскаго) и архиепископов Евдокима (Мещерского) и Серафима (Мещерякова), где предательски заявлялось, что обновленческое В. Ц. У. является «единственной канонически законной церковной властью». Все пастыри призывались считать распоряжения В. Ц. У. «законными и обязательными».

В этот труднейший и опаснейший момент митрополит Агафангел 5 июня 1922 года издаёт Послание о своём вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, где призывает верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За своё сопротивление обновленцам в их попытке захватить Церковную власть Святитель немедленно подвергается аресту. В конце 1922 года больной старец, после заключения в ряде тюрем, отправляется общим этапом с уголовными преступниками в трёхлетнюю ссылку в посёлок Колпашёв Нарымского края (Томская губерния).

В своём завещании от 25 декабря 1925 года Патриарх Тихон называет митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Ко времени окончания ссылки Владыки были арестованы два других Патриарших Местоблюстителя — священномученики митрополит Пётр (Полянский, память 27 сентября) и митрополит Кирилл (Смирнов, память 7 ноября). Органы Г. П. У. пытались поставить у кормила Церкви послушную группу епископов во главе с архиепископом Григорием (Яцковским). Однако, митрополит Сергий (Страгородский), назначенный митрополитом Петром своим заместителем на время ссылки всех трёх Патриарших Местоблюстителей, запретил эту группу.

Тучков, начальник особого секретного отдела О. Г. П. У., пытается оказать давление на митрополита Агафангела, срок ссылки которого истёк в конце 1925 года. В апреле 1926 года происходит его встреча с Владыкой в Пермской тюрьме. Он предлагает Святителю воспринять высшую церковную власть. Цель предложения агента — столкнуть ведущих иерархов при помощи различных интриг и дезинформации, чтобы спровоцировать множественные расколы в Церкви и тем самым лишить Церковь законной иерархии. Владыка, конечно, не мог располагать в ссылке всеми текстами распоряжений митрополита Петра (Полянского), но, помня предательское поведение митрополита Сергия в 1922 году, он из Перми в апреле 1926 года издаёт Послание, в котором извещает о своём вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя. Вернувшись из ссылки, он получает указ митрополита Петра (Полянского, память 27 сентября) воспринять Местоблюстительство, однако митрополит Сергий, согласившись было освободить должность, по-видимому под давлением Г. П. У., отказался отдать права Местоблюстительства их законному владельцу.

Последующее переговоры, телеграммы и письма митрополита Сергия, изобилующие канонической казуистикой, могли только убедить мудрого и твёрдого, но прямого и простодушного Владыку в том, что Заместитель митрополита Петра — не тот человек, который способен объединить епископат и выстоять против нажима безбожной власти. Он понимает, что митрополит Сергий начнёт борьбу и посылает в мае 1926 года телеграмму: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра сделаю, так как предполагаю ради мира церковного отказаться от Местоблюстительства».

Однако, через несколько дней от митрополита Петра, находящегося в ссылке, приходит письмо, в котором он приветствует вступление митрополита Агафангела в должность Местоблюстителя. Святитель снова призывает митрополита Сергия приехать в Москву, чтобы, собрав архиереев, принять от него верховную власть. Но тот отказывается приехать и опять затевает длительную переписку, в которой заявляет, что распоряжения митрополита Петра из тюрьмы «распоряжения или скорее советы лица безответственного...».

Тогда митрополит Агафангел сообщает митрополиту Петру, что принять на себя обязанности Местоблюстителя не может «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья». Будучи лишён властолюбивых устремлений Святитель советует митрополиту Петру передать вместо себя Местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому), не желая, чтобы верховная власть оставалась в руках митрополита Сергия. Но, видя пагубность дальнейшей политики митрополита Сергия для церковной нравственности, особенно после издания им «Декларации» 1927 года, Владыка выступил с исповедническим обращением от 24 января (ст. ст.) 1928 года, в котором вместе с частью архиереев (Ярославская оппозиция) отказывался от административного подчинения митрополиту Сергию и заявил о переходе на самоуправление, предусмотренное указом Святейшего Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года. Однако в ответном письме митрополит Сергий просил Владыку сохранить с ним общение, грозя каноническими прещениями.

Вскоре с Владыкой случилось несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь. 10 мая 1928 года, предчувствуя близость смерти, Владыка призывает своих викарных архиереев — епископа Варлаама (Ряшенцева, память 7 февраля) и епископа Евгения (Кобранова, память 7 ноября) с тем, чтобы составить новое обращение к митрополиту, где говорится, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира церковного.

Однако, тут же оговаривалось, что «распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающее каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». Таким образом, даже не принимая политики митрополита Сергия, Владыка до конца жизни старался послужить делу церковного единения. Детская простота и душевная чистота подвижника делали его неспособным к расчётливой дипломатии и политической борьбе, необходимых, чтобы удержать в руках внешнюю административную власть.

Все эти переживания за Церковь Христову сильно подорвали здоровье Владыки. Сердечные приступы участились и в середине сентября он слёг в постель. Перед кончиной Святитель часто приобщался Святых Таин. 3 (16 н. ст.) октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Двенадцать ударов тридцати ярославских храмов возвестили о кончине Святителя. Погребли Владыку лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище. Лицо его было как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.