Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

На территории какой страны находилась троя. Древняя троя или легендарный илион турция фото история как добраться где расположен город троя

Крупным очагом культуры в III-II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город Троя находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25-30 км от устья Босфора Фракийского.

Холм (современный Гиссарлык), на котором была расположена Троя (Илион), возвышался над равниной реки Скамандр, с юга и востока ограниченной горами.

История Трои тесно связана с историей соседних малоазийских народов. Примерно в XII в. до н. э. цветущее поселение троянцев было разрушено; греческая традиция считала эту гибель делом ахейцев: басилеи Микен и других центров Греции того времени фигурируют в древнегреческих преданиях о Троянском походе как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». В середине XIX в. представители так называемого критического направления в изучении гомеровских поэм высказывали сомнения и в существовании Трои.

Лишь раскопки археолога-дилетанта Генриха Шли-мана в Трое доказали ее существование. Пользуясь указаниями, содержавшимися в гомеровских поэмах, Шлиман стал раскапывать холм Гиссарлык и открыл то место, где стояла Троя. Правда, Шлиман ошибся в определении слоя, относящегося к гомеровской Трое, так как вел раскопки без соблюдения основных требований археологической методики.

В результате он датировал временем, отраженным в поэмах Гомера, предметы, относящиеся к более ранней эпохе, материал разновременных поселений был перепутан, а стены гомеровской Трои были даже срыты. Последующие раскопки установили наличие многих городских слоев, числом не менее девяти, относящихся к периоду от III тысячелетия до н. э. вплоть до первых веков н. э.

Самое древнее поселение на холме Гиссарлык относится к началу III тысячелетия до н. э. Жители его находились еще на стадии родового строя. Они занимались земледелием и скотоводством, чему особенно способствовало плодородие окружающей территории. Орудия делали из камня и полировали; можно лишь предположительно говорить об употреблении меди. Около 2800 г. до н. э. здесь появляются сосуды, привозимые с Кикладских островов.

Во второй половине III тысячелетия над развалинами первого поселка, погибшего, кажется, от пожара, возникло более богатое, укрепленное мощными стенами поселение - Троя II. Обитатели этого города употребляли бронзу и драгоценные металлы - серебро и золото. Это была эпоха разложения первобытнообщинного строя. Богатства знати достигали значительных размеров. Примером может служить знаменитый клад, найденный в Трое, произвольно названный Шлиманом кладом Приама.

Он состоял из серебряных слитков, сосудов из меди, серебра и золота, оружия из бронзы и камня, тончайшей работы золотых украшений (диадемы, браслеты, серьги и т. д.), посуды и др. Число мелких золотых вещей превышало 8 тысяч. Особенно примечательны большие полированные топоры из яшмы и нефрита, очень красивой формы, украшенные необыкновенно изящными узорами.

И в других кладах этой эпохи были найдены многочисленные высокохудожественные изделия из золота, серебра, бронзы. Изобилие кладов свидетельствует о том, что ремесла, связанные с обработкой металла, уже выделились в самостоятельную отрасль производства. Быстрому развитию металлургии благоприятствовало богатство полезными ископаемыми Малой Азии (там добывались в древности медь, олово, серебро, золото). Развитие производства создавало условия для оживленного обмена. Торговля, судя по имеющимся данным, велась не только с ближайшими соседями, но и с населением восточной части Эгейского бассейна.

Единичные находки троянских вещей на Кипре и в Египте допускают предположение о существовавших в то время сношениях Трои и с этими странами. Раскопки последних десятилетий во Фракии, Македонии и материковой Греции (в Арголиде) показали, что общение населения Троады с этими областями было уже довольно интенсивным. Сношения были не только торговые, но и культурные - черты сходства обнаружены и в керамике, и в некоторых ритуальных обрядах (например, в обряде погребения).

Материалы, касающиеся внешних связей Трои второй половины III тысячелетия до н. э., решительным образом опровергают теорию Эд. Мейера о том, что в конце III тысячелетия до н. э. Троя была центром единой «культуры бронзы», распространившейся по всей Малой Азии. Можно говорить лишь о близких, родственных культурах обитавших там племен, находившихся на сходных ступенях общественного развития.

Многочисленные клады, найденные в Трое, свидетельствуют также об опасностях, которым подвергалась Троя во второй половине III тысячелетия. Имущественное расслоение и накопление богатств было главной причиной усиления межплеменных войн.

Для народов, находящихся на стадии разложения родового строя, приобретение богатств представляется уже одной из важнейших жизненных целей. Грабеж чужих богатств кажется им более легким и более почетным, чем упорный труд.

В ту эпоху Троя была обнесена толстыми стенами, достигавшими высоты 3 м, с несколькими башнями и воротами. Все укрепление, занимавшее сравнительно небольшое пространство (от 175 до 190 м в поперечнике), по-видимому, было резиденцией басилея и местной знати. Как свидетельствуют раскопки, наиболее ценные предметы хранились именно в этом, самом защищенном и укрепленном пункте, Троады.

Описываемое нами поселение погибло в пламени пожара в конце III тысячелетия до н. э. Интересно отметить, что время гибели этого богатого центра совпадает с периодом усиления хеттов, обитавших во внутренней части Малой Азии.

В период от XXI до XVIII в. до н. э. над развалинами разрушений крепости последовательно возникали и, по-видимому, разрушались неприятелем три сменивших друг друга поселения. Самое раннее из них (Троя III) имело мощные стены, достигавшие 12 м в ширину. Четвертое поселение погибло от пожара. Культура обитателей этих поселений была менее яркой, чем жителей Трои II. Однако экономические связи с соседями, в частности с жителями островов Эгейского моря, продолжали постепенно развиваться.

В один прекрасный солнечный день, во время своего путешествия по Западной Турции я переправился на бодро пыхтящем автомобильно-пассажирском паромчике через знаменитый пролив Дарданеллы и под восторженные крики чаек высадился в городке Чанаккале, центре одноимённой провинции. Хотя сам по себе это довольно старый город со своей историей, содержащий внутри себя османскую крепость XV-го века и кое-какие другие достопримечательности более поздних времён - не они были главной целью моего прибытия на материковую землю.

Место, которое давно интересовало и притягивало меня, находилось всего в 30 км к югу от Чанаккале. Я специально ничего не читал "факультативно" и не смотрел современные фотографии этого места, чтобы не зависеть от чужих мнений и составить своё собственное суждение от встречи "тет-а-тет". Ведь это была легендарная Троя, которую все мы знаем из древнегреческих мифов, воспетая Гомером в его бессмертных поэмах "Илиада" и "Одиссей"; седой город-крепость, овеянный славными подвигами античных героев и ставший ареной одной из самых знаменитых войн в мировой истории...

Долгие 27 веков и быстрые 27 километров до Трои

Как уже было упомянуто выше, от Чанаккале до поворота на Трою - примерно 27 км по отличной трассе-автобану Е-87. Если вы умеете и любите перемещаться по земле автостопом, вам не составит труда быстро проскочить столь небольшой отрезок дороги. К тому же на выезде из Чанаккале в нужную сторону есть удобная позиция для стопа, кольцевое движение автомобилей и светофор - так что скорее всего вы уедете достаточно скоро.

Дорожный знак на выезде из Чанаккале

Вот и я дошёл до позиции, и через несколько минут, скрипнув тормозами, около меня остановился новёхонький Mercedes Axor, шедший куда-то в сторону южного побережья. Я даже не успел как следует рассказать о себе и своём путешествии, а 25 километров пролетели, как одно мгновение - и вот я уже десантировался на повороте в сторону самой Трои.

До легендарного города осталось всего 5 км

До финиша оставался ещё пяток километров - и я уже хотел было неспешно попасть туда "своим ходом", но, не успел я пройти и километр, как меня догнала легковая машинка с двумя весёлыми турками, на коей за 5 минут мы и добрались до цели. Уже вечерело, солнечный диск неторопливо клонился к горизонту; через полтора часа парк закрывался, а посему посетителей почти не было - так что у меня появилась возможность остаться тет-а-тет с Историей...

Они были первыми

Ещё в 1822-м году шотландец Чарлз Макларен, редактор Британской энциклопедии, указал на холм Гиссарлык как возможное местонахождение мифической Трои. Спустя 25 лет разделявший это предположение английский археолог-любитель Фрэнк Калверт (служивший в то время британским консулом в Османской империи), решил проверить догадку Макларена в указанной тем местности. Это стало тем более возможным, что в 1847-м брат Фрэнка, Фредерик, приобрёл ферму площадью 8 км?, территория которой включала часть холма Гиссарлык.

Наряду с дипломатической работой Фрэнк Калверт в течение целого ряда лет проводил раскопки на своём участке Гиссарлыкского холма, где, по его расчётам, должна была находиться гомеровская Троя. К сожалению, сколько он ни копал, ничего существенного в подтверждение своей теории ему найти так и не удалось. Тем не менее, Калверт продолжал верить, что следы гомеровской Трои находятся совсем рядом, и после окончания Крымской войны он поделился своими соображениями с только что прибывшим коллегой, которому, по иронии судьбы, и суждено было открыть ту самую, знаменитую Трою, которую мы знаем и поныне. Кому же выпала такая удача?

Генрих Шлиман. Человек, превративший детскую мечту в грандиозное открытие

На свете было очень немного отчаянных людей, способных уже в немолодом возрасте круто повернуть свою жизнь и посвятить её остаток служению своей мечте. Ещё меньше тех, кому на этом поприще удаётся достичь успеха. Генрих Шлиман был таким редким исключением.

Ещё в раннем детстве его отец часто пересказывал сыну разные легенды, отчего в Шлимане-младшем проснулся серьёзный интерес к истории. Гибель Помпеи во время извержения вулкана, Троянская война и другие яркие события прошлого будоражили воображение ребёнка. Да и вся его последовавшая бурная жизнь могла бы стать отличным сюжетом для авантюрно-приключенческого романа.

Начав свою трудовую карьеру в 14 лет в качестве скромного приказчика в бакалейной лавке в Пруссии, он через пять лет становится представителем крупной торговой компании, обнаруживает прекрасные способности к языкам (менее чем за три года ухитрился освоить голландский, английский, французский, итальянский, португальский - а затем и русский), после чего компания принимает решение направить молодого и многообещающего сотрудника в Санкт-Петербург. В январе 1846-го года 24-летний Шлиман отбыл в Россию.

Именно здесь его поджидала госпожа Удача, которую он сумел вовремя ухватить за хвост. Уже на следующий год Шлиман основал собственную торговую компанию и быстро добился коммерческого успеха. Он хватался за любую возможность, торговал селитрой, редкой краской индиго, резиной, сахаром и многим другим... Шлиман нажил огромное состояние на продаже золотого песка во время знаменитой Золотой Лихорадки в Калифорнии, умудрился заработать миллионы и на Крымской войне в России, и на Гражданской - в Америке. Умение пользоваться такого рода ситуациями было у него в крови.

Генрих Шлиман: удачливый авантюрист-миллионер и археолог-любитель

Добившись всего и полностью удовлетворив свои коммерческие амбиции, Шлиман уже в солидном возрасте решил вернуться к своей детской мечте и без помех заняться путешествиями, историей и археологией. Для начала он в совершенстве изучил весьма трудный древнегреческий язык, придерживаясь давно выработанного и проверенного метода: много читал вслух и заучивал наизусть. Естественно, он учился по оригинальным текстам "Илиады" и "Одиссеи". Совершив двухлетнее кругосветное путешествие, в июле 1868-го Шлиман перебрался в Грецию и совершил первые шаги на археологическом поприще.

Новоиспечённый археолог

Он начал раскопки на Итаке, находящейся западнее Балканского полуострова. На этом острове происходит часть событий гомеровской "Одиссеи" - там находился дом главного героя, - и Шлиман начал искать доказательства историчности поэмы. Первый археологический опыт вчерашнего дельца длился два дня. Разумеется, ничего серьёзного он не нашёл, но успел заявить, что несколько найденных в земле артефактов имеют прямое отношение к "Одиссее". Эта скоропалительность выводов впоследствии станет всем известной чертой Шлимана, а также исходной точкой для критики в его адрес.

Один из найденных артефактов

Затем он отправился к упомянутой в "Илиаде" равнине, расположенной в западной части Малой Азии возле Дарданелл. Шлиман сравнил свои открытия с описаниями "Илиады" и стал склоняться к мнению, что нужно вести раскопки холма Гиссарлык. Убедительными доводами этой версии для него послужило само название места, по-турецки означавшее «крепость», а также общение с уже упоминавшимся выше Фрэнком Калвертом, который долгое время до Шлимана раскапывал этот холм.

Мир Гомера найден?

Шлиман понял: единственный способ доказать свою правоту - собственными силами найти Трою. Он начал планировать раскопки Гиссарлыка. Более года ушло на получение разрешения турецкого правительства. Наконец, в октябре 1871 года Генрих Шлиман приступил к осуществлению задуманного.

Раскопки Трои во время Первой экспедиции

Поиски проводились с 1871 по 1873 год и, вопреки ожиданиям многих скептиков, увенчались ошеломляющим успехом. Шлиман раскопал под руинами греческого города классической эпохи остатки более древнего укрепления и несколько культурных слоёв, уводящих к бронзовому веку. Так была открыта микенская цивилизация, предшествовавшая архаической и классической эпохам.

Однако сильнейшее порицание заслужил шлимановский способ ведения раскопок. Его стремление во что бы то ни стало отыскать Трою и нежелание видеть всё остальное привело в конечном счёте к трагедии: Шлиман фактически уничтожил Трою как археологический памятник. Он копал сквозь «неинтересные» - по его мнению! - слои и бездумно уничтожал всё «негомеровское».

Новые результаты шлимановских поисков Трои вызвали шквал критики со стороны профессиональных археологов. Видный учёный Эрнст Курциус, руководитель другой немецкой группы, работавшей на территории Олимпии, крайне неодобрительно высказался о неаккуратном способе шлимановских раскопок и его желании во что бы то ни стало доказать свою теорию и объявлять всё, что он извлек из земли, - остатками гомеровского мира. Многое из того, что не относилось к предполагаемой Троянской войне, бывший предприниматель прагматично игнорировал, а кое-что даже небрежно уничтожил. Культурные слои оказались сильно им повреждены, и сегодня профессионалам приходится восстанавливать картину, изучая то, что осталось после раскопок Шлимана.

Что же можно увидеть сегодня на месте легендарного города?
Приглашаю совершить фото-экскурсию по Трое

Святилище (Sanctuary)

В греческие и римские времена Троя была важным религиозным центром, как мы знаем из древних источников и из результатов раскопок.

Святилище перед вами, возможно, было основано еще в седьмом веке до нашей эры. Эти архаические развалины, как представляется, включали в себя алтари, большие участки стен и несколько зданий, возможно, храмов.

Наружные стены святилища были почти четыре метра высотой, что позволяет предположить, что это место было связано с некоторыми тайными обрядами, для исполнения коих приносимые жертвы на алтарях были отгорожены от непосвящённых. Святилище серьезно пострадали в уничтожении Илиона римским наместником Флавием Фимбрием, в 85-м году до н.э.

Сад Pithos

Такие сосуды служили служили в первую очередь как средство для сохранения оливкового масла, вина и хлеба, но также являлись отличными контейнерами для перевозки на морских торговых кораблях более мелкой и дорогой керамики. Эти чаны-амфоры делались нередко в человеческий рост и имели очень толстые стены - обычно их врывали в землю и использовали в домашнем хозяйстве как своеобразные холодильники.

Водопроводные трубы

Ещё древнеримский автор и архитектор Витрувий в своей книге "De Architectura" утверждал, что в то время существовали три основных типа водопроводных систем: каменные каналы, свинцовые и терракотовые трубы. Он считал терракотовые трубы наилучшим выбором, поскольку они были проще и экономичнее, чем возведение каменных каналов, и менее вредными для здоровья, чем свинцовые трубы. Эти толстые терракотовые трубы, найденные в Трое, вполне соответствуют описанию Витрувия, а также другим аналогичным находкам из многочисленных мест раскопок в Римской империи.

Главный въезд (The Ramp)

Здесь можно видеть остатки укреплённых стен Трои II, и здесь же, скорее всего, располагались главные, Восточные ворота цитадели, для въезда в которые был вымощен из плоских камней специальный наклонный пандус. Именно здесь, слева от ворот, Шлиман нашёл легендарный "Клад царя Приама".

Траншея Шлимана (The Schliemann Trench)

В течение первых трех лет раскопок под руководством Шлимана по центру кургана была вырыта огромная траншея, шириной в сорок и глубиной в 17 метров. Она была задумана как тест-траншея, с её помощью Шлиман надеялся найти ответ на вопрос, на какой глубине располагалась "Цитадель Приама".

Вид с холма Гиссарлык на "траншею Шлимана", лежащую за ним равнину и Эгейское море, которое несёт свои волны в 6 км отсюда

К сожалению, в ходе этой грубой операции множество важных в историческом, архитекурном и археологическом плане более поздних слоёв и построек были им частично или полностью разрушены. Плачевный результат - перед вашими глазами. :(

Восточная стена

Теперь вы смотрите на остатки наружной стены и укреплений периода Трои VIII - IX (третье столетие до нашей эры - ок. 500 н.э.)

За стеной лежал Нижний город, который мы знаем как греческий и римский Илион. Далее на север находится пролив Дарданеллы, на запад - равнина и одноимённая река под древним названием Scamander.

Театр Одеон (Odeion)

А сейчас вы находитесь перед римским античным театром (Odeion), который, среди прочего, был предназначен для презентации музыкальных спектаклей. Сзади него находятся развалины частично раскопанных терм (бань), которые также были построены во время Римской империи.

Одеон, бани и близлежащий Bouleuterion (здание для заседаний городского совета) располагались на краю агоры, рыночной площади, где была сосредоточена общественная жизнь Трои. Одеон имеет полукруглую сцену, со специальным углублением, в котором стояла прижизненная статуя императора Адриана (117-138 н.э.), выполненная в натуральный рост.

Троянский конь

На входе в музей под открытым небом в 90-х годах установлен макет знаменитого Троянского коня, проникнуть с помощью которого внутрь Трои придумал хитроумный Одиссей, а построил его один из самых известных ахейских воинов Эпей. По разным данным, внутри него спрятались от 30 до 50 храбрейших воинов греков, во главе с Менелаем, Одиссеем, Диомедом и Неоптолемом.

Кадр из фильма "Троя" - радостные троянцы празднуют свою мнимую победу над греками. Они ещё не знают, что их ждёт следующей ночью...

В этот же, современный конёк-горбунёк:) с удовольствием залезают многочисленные туристические дети (да и взрослые тоже), кои ежедневно приезжают на экскурсии из Стамбула, Измира и всего прочего мира. Видимо, им весьма лестно хоть на несколько минут почувствовать себя античными героями и таким образом прикоснуться к седой старине. Подобная же лошадка (которая принимала участие в съёмках фильма) также установлена на одной из площадей в Чанаккале.

Троянский конь ходит буквой Г и выигрывает

Троянский слоёный пирог

Конечным результатом всех экспедиций стало обнаружение на этой территории 46 культурных слоев, подразделяемых на девять городов, существовавших здесь в разное время: от Трои-I до Трои-IX.

Историческая схема Трои: век за веком, тысячелетие за тысячелетием...

Троя-I (около 2920-2450 гг. до н.э.)
Первое поселение, предположительно относящееся к крито-микенской, догреческой культуре Средиземноморья, сохранилось плохо. Город имел 90 метров в диаметре и был окружен невысокой стеной, следовавшей по рельефу местности. В стене имелись одни ворота с бастионами.

Древнейшие артефакты

Троя-II (около 2600-2450 гг. до н.э.)
Это поселение сохранилось существенно лучше предшествующего; именно оно было ошибочно принято Шлиманом за гомеровскую Трою. Второй город имел в диаметре на 10 метров больше, чем его предшественник; площадь Трои-II составляла 8800 кв. м, а окружающая город стена местами достигала четырёхметровой толщины. В стене имелись двое ворот с тщательно вымощенными проездами - Западные (принятые Шлиманом за Секейские ворота, упоминаемые Гомером) и Восточные. Причиной гибели Трои-II был очень сильный пожар. «Горелый» слой достигает двухметровой толщины!

Троя-VI (около 1700-1250 гг. до н.э.)
Троя снова достигла утраченного величия. Это поселение состояло уже из двух городов: Цитадели и раскинувшегося за крепостными стенами Нижнего Города. Крепостные стены были сделаны из тщательно обработанных блоков и в некоторых местах достигали пятиметровой толщины. Троя-VI перестала существовать в результате мощного землетрясения.

Весьма изящный кувшинчик работы древних мастеров

Троя-VII (около 1250-1020 гг. до н.э.)
Фактически полностью отстроенный заново после землетрясения, город достиг наибольшего расцвета и могущества. Число жителей Цитадели и Нижнего Города достигало семи тысяч человек, что по тем временам было весьма солидной цифрой. Именно Троя-VII больше всего подходит на роль города из «Илиады». Причиной гибели города на этот раз, скорее всего, было военное нашествие, вызванное экономическим соперничеством между Троей и Микенами, а вовсе не желанием греков возвратить Елену Прекрасную ее законному супругу.

Реконструкция: примерно так могла выглядеть Троя в эпоху, описываемую великим Гомером

Троя-VIII, он же Илион (около 800-85 гг. до н.э.)
Часть населения пережила падение города и продолжала жить на этой территории даже после прихода сюда греков-колонистов. Длительное время Троя была неприметной греческой колонией, но в конце IV века до н.э. ситуация изменилась, в городе началось широкомасштабное строительство. Были построены Храм Афины, здание собраний и театр, рассчитанный на шесть тысяч зрителей.

Серебряная тетрадрахма из Трои, эллинистического периода (примерно 188-160 до н.э). На аверсе изображена богиня Афина Паллада, на реверсе - женская фигура и сова, символ мудрости.

После того, как Илион вошел в состав Римской империи, городу были дарованы новые земли и освобождение от налогов, что снова сделало Трою процветающим городом. Однако в 85 году до н.э., из-за противоречий с Римом, город был вновь разграблен и разрушен, на этот раз войсками римского наместника Флавия Фимбрия.

Троя-IХ, он же Илион/Илиум (около 85 г. до н.э. - 500 г. н.э.)
Вскоре после разрушения города знаменитый римский политический деятель, диктатор Сулла, приказал вновь его отстроить и заселить. Однако позже, без поддержки Рима Троя постепенно начала пустеть и погружаться в небытие. В VI веке н.э. на холме Гиссарлык опустели последние здания, и город канул в Лету...

Знаменитые посетители Трои

Слава Трои привлекала в эти места древних монархов; в 480 году до н.э. город посетил персидский царь Ксеркс , а в 334 году до н.э. - Александр Македонский . Он принёс в дар духу Приама свое оружие, умолял его не гневаться на Неоптолема (от руки этого героя пал царь Трои Приам), от которого вёл свой род великий полководец, и поклялся возродить Трою. Но преждевременная смерть помешала ему выполнить обещание.

Юлий Цезарь и Октавиан Август симпатизировали городу; при Августе в Илионе были заново восстановлены театр, здание собраний, Храм Афины.

Интерес властителей Рима к Трое, вероятно, объяснялся их верой в миф о происхождении рода Юлиев. Согласно легенде, единственными троянцами, которым удалось спастись после того, как греческие воины захватили город и устроили там резню, были Эней - сын богини Афродиты, его парализованный отец Анхиз и маленький сын Асканий. Их Эней вынес на руках из объятого пламенем города.

Федерико Бароччи, "Бегство Энея из Трои"
(Federico Barocci, Aeneas" Flight from Troy, 1598)


Асканий считается прародителем римских патрициев, а от его сына, Юла, и пошёл знаменитый род Юлиев. Другой римский император, Константин Великий , выбирая место для своей будущей столицы, тоже посетил Трою, но застал город почти полностью заброшенным и сделал выбор в пользу Византии, ставшей впоследствии центром новой империи. С падением «великой и могучей» Римской империи исчезла жизнь во многих уголках этой сверхдержавы. Опустели города и дороги, обвалились мосты и акведуки...

Клад царя Приама

31 мая 1873 года Шлиману удалось обнаружить богатейшее собрание медных и золотых украшений, которое он в подтверждение своей теории немедленно назвал "Кладом царя Приама". Позже археологи пришли к заключению, что возраст находки - примерно на тысячу лет старше описанных Гомером событий, что, конечно же, не умаляет её исторической ценности.

Тот самый шлимановский "Клад царя Приама"

Знаменитый "Клад Приама" (24 ожерелья, 6 браслетов, 870 колец, 4066 брошей, 2 великолепные диадемы, перстни, цепочки и множество мелких украшений), предметы из которого ошибочно были приняты Шлиманом за сокровища мифического владыки, археолог нашел только во время своей второй экспедиции. Дальнейшая история этого клада похожа на сюжет приключенческого романа.

Согласно разрешению на раскопки, полученному археологом от турецких властей, он должен был оставлять половину любых ценных находок Турции. Но Шлиман поступил иначе - он тайно, контрабандными методами, вывез найденные сокровища в Грецию. Археолог-любитель руководствовался не желанием обогатиться, продав "Клад Приама" (его состояние и так было огромным), он считал, что этот клад должен принадлежать одной из европейских стран, а не Османской империи. Шлиман предлагал сокровища в подарок греческому королю, но тот по вполне понятным причинам отказался. Лувр тоже не заинтересовался предложением принять в дар ценные экспонаты.

София Энгастроменос, вторая жена Генриха Шлимана, в ожерелье и диадеме "царицы" из "Клада Приама", найденного её мужем в Трое

Руководство Британского музея непременно желало быть уверенным, что в ходе раскопок не были нарушены законы. Затем клад был предложен Эрмитажу, но и из России Шлиман тоже получил отказ, поскольку его репутация здесь была несколько подмочена (Шлиман одно время занимался, мягко говоря, недобросовестно, снабжением российской армии, имел в России семью и жену, с которой он развёлся вопреки российским законам). В конце концов уникальная находка оказалась в Берлине, в Музее древнейшей и древней истории, где и оставалась до начала Второй мировой войны.

Сокровища "исчезли" из Берлинского музея в 1939 году, в начале Второй мировой войны. Считается, что его спрятали в подземных бункерах, чтобы он не пострадал от бомбардировок. В 1945 году, во время капитуляции Германии, директор музея Вильгельм Унферцагт, опасаясь расхищения уникальной коллекции мародёрами, лично передал представителям советского военного командования три чемодана с троянскими сокровищами. Клад был увезён в Москву (преимущественно золото и серебро) и в Ленинград (керамика и бронза). С 1949-го года троянские находки по личному приказу Сталина хранились в режиме строжайшей секретности.

В Германии и Западной Европе ничего не знали о поступке профессора Унферцагта, и "клад" сочли утерянным. И лишь спустя почти полвека - после развала СССР, в 1993-м году стало официально известно, что «Клад Приама» находится в целости и сохранности - в запасниках Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Более того, в 1996-м в Москве на выставке "Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана" некогда секретные экспонаты были выставлены на обозрение широкой публике. Естественно, на Западе тут же поднялся шум: советскую (а заодно и её наследницу российскую) власть в очередной раз обвинили во всех смертных грехах вообще и расхищении чужих культурных ценностей в частности. Возник международный спор о том, какая именно страна - Россия, Германия, Греция или Турция - имеет право владеть ими. До сих пор консенсус так и не достигнут, а большая часть троянских сокровищ опять скрыта от людских глаз в музейных фондах.

Троя после Шлимана

После смерти Шлимана в 1890 году раскопки были продолжены его ассистентом Вильгельмом Дёрпфельдом . Дёрпфельд ещё при жизни своего старшего коллеги первым предположил, что слой, где нашли "клад Приама", на самом деле древнее, чем времена Троянской войны. Когда он высказал свою догадку Шлиману, тот помрачнел, ушёл к себе в палатку и молчал там четыре дня. Потом он признал, что Дёрпфельд прав. В последующие годы тот доказал, что Троя времен Приама находилась тремя слоями выше той, которую боготворил его предшественник.

Таким образом, попытка Шлимана убедить ученых, что события эпоса Гомера - не миф, а исторический факт, провалилась. Да, он сделал удивительные открытия, но они никак не связаны с тем, что он искал.

После Дёрпфельда археологические изыскания были прекращены почти на 35 лет. В Первую мировую войну в битве за Дарданеллы английский военный флот снарядами нанес холму Гиссарлык немалый урон; находки пригоршнями подбирали со дна воронок.

Вторая мировая война снова надолго прервала работу археологов; раскопки возобновились только в 70-х годах XX века и ведутся по настоящее время. Со второй половины XX века Троя стала местом паломничества туристов. Турецкая деревня в сотню домов, раскинувшаяся совсем близко от обнесённого сеткой музея-заповедника под открытым небом, и примыкающий к ней туристический центр не являются десятой или одиннадцатой Троей. Связь времён оказалась утерянной...

Троя и "Троя": Homer vs Hollywood

Новая волна интереса к истории "давно минувших дней" прокатилась по всему миру в 2004-м году, когда свет увидел одноимённый эпический фильм Вольфганга Петерсена, с целым собранием звёзд в главных ролях: Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум, Дайан Крюгер, Шон Бин, Роуз Бирн, Питер О"Тул и других.

Смотреть этот фильм можно и нужно, однако, разумеется, не стоит рассчитывать, что это буквальная экранизация Гомера. Как выразился товарищ Алекс Экслер в своей рецензии - "это просто очередной блокбастер на "историческую" тему, который задуман как блокбастер, снят как блокбастер и получился обычным блокбастером, не более и не менее. Снято вполне качественно - да и смотрится, в общем, достаточно эффектно".

Естественно, в экранизации не обошлось без неточностей и ляпов, перечислять которые было бы слишком долго, поэтому ограничусь только своей любимой цифрой 7:

1. Ахилл погибает, не спасая свою возлюбленную Брисеиду во время штурма внутри Трои (как это показано в фильме), а во время боя, причём за стенами города и ещё до его падения - разгневав бога Аполлона, который и направляет стрелу Париса в пятку Ахилла.
2. Жену Гектора Андромаху взял в плен сын Ахилла, Неоптолем (кстати, тоже не показанный в фильме), а её ребёнка убили. В фильме вообще не называют её имени, а сама она со своим ребёнком спасается из Трои.
3. Первым на берег Трои сошел не Ахилл, а Одиссей. (В оригинале было предание, что первый, кто сойдет на троянскую землю, будет убит, поэтому никто не спешил прыгать с кораблей, а Одиссей прыгнул на свой щит.)
4. Согласно мифу, Менелай после войны увозит обратно на родину свою жену Елену, а Парис погибает. В фильме же Гектор убивает Менелая, а Парис остаётся с Еленой (классический американский хэппи-энд, кто бы сомневался).

Орландо Блум в роли Париса и Дайан Крюгер в роли Елены Прекрасной

5. В фильме по полю лавой скачет конница. Но во времена троянской войны греки не знали верховой езды, а лошадей только запрягали в колесницы. Также показано, как Елена зашивает раны Париса после схватки с Менелаем. На самом деле накладывание швов не было известно древнегреческой медицине и вошло в практику только через тысячу лет.
6. В оригинале Ахилл сам разрешает Патроклу вступить в бой с троянцами вместо него и даёт ему свои доспехи. В фильме нет сцен боя мирмидонян с амазонками и эхейцами, где Ахилл совершил самые великие подвиги. Также в фильме нет знаменитой Кассандры - вещей сестры Париса, которая предсказала гибель Трои из-за своего непутёвого брата.
7. И, наконец, самое главное расхождение фильма с оригиналом - отсутствие древнегреческих богов, игравших в «Илиаде» заметную роль в Троянской войне. Также в фильме вообще не упоминается один из храбрейших героев - Диомед, чьи деяния играют ключевую роль в сюжете "Илиады": он единственный из греков сражался с олимпийскими богами и даже ранил Афродиту и Ареса, а описание его подвигов занимает почти всю V книгу эпоса. Совместно с Одиссеем именно Диомед, проникнув в осаждённую Трою, похитил Палладий (статую Афины), предрешив судьбу Трои. Кроме того, в оригинале война длилась десять лет и в «Илиаде» описывался последний год войны. В фильме же война длилась чуть больше двух недель.

Иоганн Георг Траутман, "Падение Трои"
(Johann Georg Trautmann (1713–1769): Blick auf das brennende Troja)


В заключение - моё ИМХО

Так что если вам, господа читатели, доведётся побывать в описанных мной местах - вы можете при желании заехать в Трою, чтобы, так сказать, "отметиться" - вот, мол, и я побывал в столь легендарном месте, вслед за древними героями и вереницей царей и императоров. :) Поскольку самые интересные артефакты и ценные сокровища давно расползлись по музеям мира, а сама Троя после "экспедиций" Шлимана ныне представляет собой, как метко выразился один из учёных, "руины руин". Вся надежда на будущие открытия археологов, которые продолжают рыть вширь и вглубь, и, как известно, частенько преподносят весьма неожиданные, а иногда даже сенсационные сюрпризы...

Техническая информация

Историко-культурный парк "Троя" открыт с 8.30 до 19 часов; вход на территорию на время моего посещения стоил 15 лир (сейчас, возможно, дороже), для особо умудрённых личностей с разными солидными ксивами - по договорённости с контролёрами, вплоть до бесплатности:)

Если вы припёрлись туда с серьёзным рюкзаком (как я, например в своё время:)), его можно оставить (по договорённости) на попечение охранников-привратников; камеры хранения я там вроде не заметил. Хотя, возможно, она и есть.

Как добраться:

1. Если вы владеете навыками автостопа, то вам будет нетрудно проехать 30 км с севера - от Чанаккале, либо подобраться к Трое, наоборот, с юга страны по трассе E-87, она же D-550/560. ;)

2. Ну, а если вы всё же предпочитаете более цивильные виды транспортировки собственного тела, то из Чанаккале ежечасно отправляются минибасы по принципу "туда-обратно". Искать их нужно на местной локальной автобусной станции, неподалёку от моста через реку.

Троя от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Трое.

  • Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Троя (Truva, Troy) - город, расположенный в северо-западной части Анатолии, недалеко от Дарданелл и горы Ида, входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Троя известна по большей части из-за Троянской войны (и того самого коня), описанной во многих произведениях античного эпоса, в том числе и в известных «Одиссее» и «Илиаде» Гомера.

Как добраться до Трои

Троя находится в 2 км от шоссе Чанаккале - Измир (D550/E87), с которого нужно свернуть по указателю Troy или Truva.

Ближайший к Трое город, Чанаккале , находится в 30 км к северу от нее. Оттуда в Трою каждый час ходят автобусы, отправляющиеся с остановки под мостом через реку Sari. Путь на автобусе займет около получаса. Поездка на такси обойдется в 60-70 TRY. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Летом автобусы отправляются регулярно, но в остальное время лучше приехать пораньше, чтобы не упустить последний автобус, отправляющийся обратно.

Поиск авиабилетов в город Измир (ближайший а/п к Трое)

Отели Трои

Большая часть отелей расположена в Чанаккале, так что туристы чаще всего останавливаются там и приезжают в Трою на один день. В самой Трое можно остановиться в отеле Varol Pansiyon, расположенном в центре соседней деревни Tevfikiye.

Напротив входа в Трою находится отель Hisarlik, принадлежащий местному гиду Мустафе Аскину.

Рестораны

Ресторанов в Трое тоже не так много. В упомянутом выше отеле Hisarlik есть уютный ресторан с домашней кухней, работающий с 8:00 до 23:00. Если остановите свой выбор на нем, непременно попробуйте guvec - мясное рагу в горшочке.

Кроме того, можно пообедать в также находящихся в деревне едальнях Priamos или Wilusa. Оба ресторана готовят блюда турецкой кухни, а последний хорошо известен своими фрикадельками и салатом из помидоров.

Развлечения и достопримечательности Трои

Рядом с входом в город стоит деревянная копия Троянского коня, внутрь которого есть возможность зайти. Но лучше делать это по будням, потому что на выходных он заполнен туристами и подняться или осмотреться внутри будет довольно трудно. Зато, при посещении Трои зимой, вполне можно получить коня в единоличное пользование.

Рядом с ним находится Музей раскопок, в котором выставлены модели и фотографии, рассказывающие о том, как выглядел город в разные периоды. Напротив музея - сад Pithos с водопроводными тубами и глиняными горшками того времени.

Но основной достопримечательностью Трои, несомненно, являются руины. Для посетителей город открыт с ежедневно с 8:00 до 19:00 в период с мая по сентябрь и с 8:00 до 17:00 - с октября по апрель.

Наличие гида сильно помогло бы при ознакомлении с Троей, поскольку руины многих зданий довольно трудно идентифицировать самостоятельно, а из-за разных исторических слоев, они все перемешались.

Троя была разрушена и вновь отстроена 9 раз - и от каждого из восстановлений в городе что-то осталось и по сей день, хотя любительские раскопки в 19 в. оказались крайне разрушительными.

Для осмотра города удобнее всего использовать охватывающую его по кругу дорогу. Справа от входа видны стены и башня периода Троя VII (то есть, города, каким он стал после того, как был отстроен в 7 раз), относящиеся к периоду, когда город в наибольшей степени подходил под описания Гомера в «Илиаде». Там можно спуститься по лестнице и пройти вдоль стен.

Потом дорога приведет к кирпичным стенам, частично восстановленным, а частично сохранившимися в первозданном виде. Над ними расположен разрушенный алтарь храма Афины, вдоль которого проходят стены ранних и средних периодов, а напротив - дома богатых жителей города.

Далее путь проходит мимо траншей, оставшихся от раскопок Шлимана, к дворцовому комплексу, также относящемуся к периоду, вероятнее всего описанному в Илиаде. Справа от дворца находятся части святилища античных богов.

Наконец, тропа выводит к концертному залу Одеону и палатам городского совета, откуда по каменной дороге можно вернуться к месту, с которого начался осмотр.

Окрестности Трои

В 30 км к югу от древней Трои находится не менее старинная Александрия Троянская - город, основанный полководцем Александра Великого Антигоном в 300 г. до н. э. Однако этот обширный археологический участок, в отличие от популярной Трои, почти не промаркирован. Соответственно, разобраться самому, без глубоких познаний в античной истории, здесь едва ли получится.

Примечательны окраины деревни Гюльпынар (Gulpinar), где расположены живописные руины храма Аполлона, который был возведен в 5 в. до н. э. колонистами с Крита. Самая западная точка Азии - мыс Баба - интересна своим рыбацким портом Бабакалекёй (Бабакале, Babakale, «Крепость Баба»), где находится очаровательный османский замок 18 в. Здесь же можно и освежиться, искупавшись либо прямо среди валунов, обрамляющих гавань с двух сторон, либо проехав еще 3 км на север к симпатичному обустроенному пляжу.

Еще одна изюминка этих мест - городок Айваджик (Ayvacik) в 30 км восточнее Трои. В конце недели на местный рынок стекаются торговцы со всех окраин, лучший сувенир отсюда - красочный ковер. Если же повезет попасть в Айваджик в конце апреля, можно застать традиционный ежегодный сбор кочевых народов Панийыр. В это время по городу устраиваются яркие танцевальные и музыкальные представления, шумные базары, где выставляются породистые скакуны. Кроме того, в 25 км к югу лежит и древний Ассос , название которого ласкает слух не одного поклонника старины.

  • Где остановиться: на одном из курортов Эгейского побережья Турции , в частности - в «европейском»

Троя — место действия легендарной Троянской войны, которая нашла свое отражение в древнегреческой устной и литературной традициях.

Историками до сих пор ведутся дискуссии о существовании Трои. Большинство склоняется к тому, что Троя действительно существовала, так как это подтверждают найденные на местности археологические находки: часть из них подходит под описание Трои Гомером в «Илиаде».

Трою еще называют Хисарликой (турецкое название), Илиосом или Илией, а также Илиумом (так город величал Гомер).

Мифологическая Троя

Троя — основное место действия в «Илиаде» Гомера; напомним что произведение посвящено последнему году Троянской войны, которая произошла в 13 веке до нашей эры. Война длилась 10 лет: царь Агамемнон из Микен вместе с союзниками, греческими войсками, буквально осадил город. Цель захвата состояла в том, чтобы вернуть Елену Прекрасную, жену Менелая, царя Аргоса и брата Агамемнона.

Девушка была похищена троянским принцем Парисом, так как на конкурсе красоты была удостоена милости самой , которая признала в Елене самую прекрасную из женщин живущих на земле.

Упоминания о троянской войне также встречаются в других литературных источниках: например, в стихотворениях нескольких авторов, а также в «Одиссее» Гомера. Троя и позже стали одним из самых популярных сюжетов в мифологии и классической литературе.

Гомер описывает Трою как окруженный крепкой, непобедимой стеной город. В «Илиаде» также встречаются отсылки на то, что город был укреплен высокими и крутыми стенами с зубцами на концах.

Стены, должно быть, были необычайно крепкими, так как Троя смогла выдержать 10-летнюю осаду греков. Город мог бы спастись, если бы хитроумные греки не придумали ход конем — причем в буквальном смысле: данайцы построили огромного коня, которого как будто бы передали в дар троянцам, но на самом деле воины спрятались в него, и позже смогли пробиться в город, разбив силы противника.

Из греческих мифов было известно, что стены Трои впечатляли настолько, что люди верили, будто их возвели Посейдон и Аполлон.

Археологические находки Трои

Существующий с раннего бронзового века (3000 г. до н.э.) до XII века н.э. город, который принято называть Троей, находится в 5 км от побережья, но когда-то он располагался рядом с морем.

Территория Трои была ограничена бухтой, созданной устьем реки Скаманда, и город занимал стратегически важное положение между Эгейской и Восточной цивилизациями, а также контролировал выход к Черному морю, Анатолии и Балканам — причем и на суше, и на море.

Остатки города Трои впервые были найдены Фрэнком Калвертом в 1863 году н.э., затем изучение археологических артефактов продолжил Генрих Шлиман в 1870 году.

Ученый изучал Трою на протяжении 20 лет, до самой своей смерти в 1890 г. Так, Шлиману удалось обнаружить искусственный холм высотой 20 м, который остался нетронутым с древности. Находки Шлимана содержали ювелирные изделия и сосуды из золота и серебра, которые по описаниям были похожи на те, что описывал Гомер в «Илиаде».

Однако все артефакты были датированы более ранними датами и относились, возможно, к периоду жизни греков до Троянской войны.

Раскопки продолжались в течение 20-го века н.э. и ведутся по сей день.

По последним данным на территории предполагаемого города Трои могли находиться девять различных городов. Ученые создали специальную классификацию, обозначив эти города римскими цифрами: от Трои I до Троя IX.

История Трои, по мнению историков, началась с небольшого поселка. Затем в ней появились большие здания и стены-укрепления из камня и кирпича, позже появятся крутые стены высотой 8 метров и толщиной 5 метров (видимо, о них и упоминал Гомер в «Илиаде»), город занимал территорию в 270 000 квадратных метров.

Дальнейшая судьба Трои связана с пожарами и какими-то крупными разрушениями — это подтверждают находки археологов.

Многовековое существование Трои повлияло на развитие искусств и различных ремесел в соседних городах: археологи нередко находят реплики украшений, керамических изделий и военных принадлежностей, созданных мастерами других городов по образу и подобию тех, что некогда сотворили троянцы.

Александр Сальников


Великий город Троя

Существовала ли Троя?


Первое, что мы знаем о Трое, так это то, что её воспел великий Гомер в своих поэмах «Илиада» и «Одиссея». Существовала ли Гомеровская Троя на самом деле? Точно на этот вопрос пока ответить невозможно. Но большинство исследователей всё-таки полагают, что она существовала. Даже сам факт того, что Троя воспета в эпических поэмах древности, скорее говорит о том, что город когда-то существовал, так как в древние времена ещё не было практики воспевания несуществующих городов и баталий. В основном сказания складывались на основе легенд или реальных событий. Сами же легенды и мифы также складывались на основе реальных событий, что, однако, не мешало приукрашивать их изрядной порцией вымысла.

К сожалению, даже находка Шлимана не даёт однозначного ответа о существовании Трои. Прав Шлиман или нет, здесь мы этот вопрос разбирать не будем, так как это уже относится к профессиональной археологии и истории. Но о том, похожа или не похожа находка Шлимана на Трою Гомера, мы всё же поговорим.

Гомер в своей поэме указывает слишком мало данных для того, чтобы точно обозначить не только местонахождение города, но и определить его величину, или узнать, сколько в нём жило людей. Но всё-таки Гомер приводит достаточно указаний, чтобы с определённой достоверностью мы могли представить этот дивный город.

Первое, что мы узнаём у Гомера о Трое, так это то, что город являлся столицей древнего обширного государства Троады и был расположен где-то недалеко от западного входа в Геллеспонт (современный пролив Дарданеллы) на северо-западном берегу Малой Азии (современная Турция). Также мы узнаём, что город имеет два равнозначных названия: Троя и Илион. Этимологию этих названий можно прочитать во многих источниках, вплоть до хеттских письменностей, поэтому останавливаться на них мы не будем. В нашем не научном, а скорее литературном исследовании мы, вслед за Шлиманом, станем предполагать, что Троя всё-таки существовала, и попробуем на основе текстов поэмы узнать, каков был сам город.

Каким был город Троя?


Прежде всего, в «Илиаде» неоднократно указывается на то, что Троя - это город с широкими улицами и площадями. В поэме мы находим много указаний на это, а также на то, что Троя была, не только широка, но и красива, то есть с красивой архитектурой. Одно из таких указаний мы видим в шестой песне:


390 Так отвечала ему. Он стремительно вышел из дома.

Прежней дорогой назад поспешил он по Трое обширной:

Светлым её площадям и по улицам дивным. К воротам

Скейским уже подходил, что вели на равнину из Трои.

Мужа увидев, к нему Андромаха в слезах подбежала,

395 Рода богатого, дочь Этиона, прекрасная видом.


Но как нам узнать, каковой именно ширины были эти улицы и площади Трои? На это вопрос можно найти некоторые подсказки в самой поэме. Например, в 18-й песне есть одно интересное место, где вождь Полидамас даёт Гектору дельный совет вернуться всем войском в Трою и переждать ночь на площади города:


«Сделайте так, как сказал! Хоть и знаю: прискорбно то сердцу.

Ночь мы на площади все проведём; ну а городу, - стены,

275 Башни высокие и крепкосбитые створы огромных,

Длинных и гладких ворот на засовах защитою будут.

Мы же с утра, на заре, стены, башни займём, ополчившись

Медным оружьем. Тогда горе тем, кто с Пелидом захочет

К нам от судов подойти и вокруг Илиона сражаться!»


Речь здесь, видимо, идёт о главной площади города. И на первый взгляд вроде бы ничего странного в этом предложении нет. Но если мы узнаем, какое количество воинов предлагает разместить на этой площади вождь Полидамас, то мы уже будем смотреть на это совершенно по-другому. Из небольшого текста в конце восьмой песни мы вполне определённо можем узнать, какой величины войско было у троянцев:


560 Так между чёрных судов и глубокопучинной рекою

Много виднелось огней войск троянских со стен Илиона.

Тысяча в поле костров там пылало. Вокруг перед каждым, -

По пятьдесят человек, освещаемых заревом ярким.

Кони их белый ячмень дружно ели и сладкую полбу,

565 Прекраснотронной Зари у своих колесниц ожидая.


Итак, в поле пылало тысяча костров, и вокруг каждого сидело по пятьдесят человек. Получается 50 тысяч воинов. Теперь задумаемся, какой же должна быть главная площадь города, чтобы на ней уместилось для ночлега 50-тысячное войско? И каким должен быть сам город?

Некоторые исследователи утверждают, что вся Троя была не более чем московский стадион «Лужники». Но «Лужники» вмещают всего лишь около 80 тысяч посадочных мест для зрителей. Это плечом к плечу. Нет, такой маленький город никак не может иметь площадь, на которой можно было бы уместить для ночлега 50 тысяч воинов, и не плечом к плечу, а свободно, с колесницами, оружием и с кострами для приготовления ужина. Пожалуй, величиной с «Лужники» мог быть лишь верхний город, акрополь Трои, который троянцы ещё называли Пергамом. Кстати, о величине акрополя Трои тоже идёт много споров.

Что находилось на акрополе Трои?


Давайте посмотрим, что же могло размещаться в акрополе Трои? Из поэмы мы знаем, что в акрополе размещались храмы богов, например храм Зевса, Аполлона, Афины. Возможно и храмы некоторых других богов, например, Геры, Посейдона, Афродиты, Ареса, всех тех богов, которые по верованиям троянцев могли влиять на повседневную жизнь людей. Вряд ли на акрополе был только один храм.