Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Монастырская келья. Молитва монаха в келии

Келья монаха красна не вещами. Монастыри сегодня манят любопытствующих, а на монаха смотрят как на какую-то диковинку, вызывающую недоумение: неразговорчивый, лицо суровое, длинноволосый, бородатый - "Воля Божья, чтоб росло и не надо трогать!" При постриге в монашеский ангельский лик первый вопрос игумена постригаемому: - Зачем пришел, брат, припадая к святому Жертвеннику и святой дружине сей? И первое слово пришедшего: - Для удаления от мира, честной отец. - Бог позвал замаливать грехи мирян. На всё воля Божья - примерно такой ответ можно услышать от монаха на вопрос о причинах, побудивших его отречься от родных и друзей, от мирской жизни. Укрыться в стенах обители. Принимая монашеский постриг скажут: - Все! Больше никогда-никогда не должны вы думать о мирских радостях: о семейном очаге, о веселых застольях с друзьями, о кино и телевизоре и о многом-многом, чем живут обычные мирские люди. Забудьте всё, к чему были привязаны, умрите и погребитесь здесь! Но перед этим ему до пяти лет быть послушником и ещё столько же – иноком (полумонахом). Время для раздумья, как видите, предостаточно, чтобы принять правильное решение. Кандидат, естественно, проходит собеседование. А в некоторых монастырях требуется рекомендательное письмо от священника. Основания для отказа: не достиг совершеннолетия, долговые обязательства (алименты, кредиты и т.п.), отсутствие гражданства или находится в розыске (милиция регулярно осуществляет в монастырях паспортный контроль), «игра в прятки с военкоматом». Будущего монаха знакомят с Уставом монастыря и закрепляют за наставником (духовником). Готов ли навсегда, до самого последнего часа жизни своей на этой грешной земле оставаться на том пути, навсегда отказаться от такого близкого, такого теплого, такого родимого нашему сердцу мирского жития-бытия? Не пройдет ли год, другой - и, намерзшись, наголодавшись, натосковавшись, побежит с неудержимым вожделением, махнув рукой на все обеты иноческие, в объятия своих родных и приятелей? Долг каждого духовного наставника, к которому обращаются за советом молодые люди, желающие идти путем иноческим, - всячески предостерегать их от торопливости, от необдуманности, от легкомыслия в этом деле: пройти искус - дать невозвратные обеты. Разрешено будущему монаху только молиться и трудиться (выполнять послушания). "Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питьё благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания,не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью" (Святой Василий Великий) Разговоры и чтение - только на православную тему. Уйти из монастыря совсем он может в любое время. Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. Вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи. Рацион питания у схимника ещё более скудный. Большинство монастырей на самообеспечении: имеют скиты с садами и огородами, скотный двор (монахи не едят мяса). Отчисляют налоги и оплачивают коммунальные услуги. В среднем монахов в монастыре около 10 процентов, послушников и иноков – 30 процентов, трудники и паломники составляют примерно - 60 процентов. В средние века монастыри имели большое значение, как центры наук и распространители просвещения. За высокими и крепкими стенами можно было отражать атаки врагов. Рядом с новым монастырём селились люди, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город. При монастырях принимали странников. Рассылались милостыни томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий. Часто величайшие грешники претворялись в монастыре в величайших праведников. Монашество - это странствование, скорбное и утомительное путешествие в далекую неизвестную страну, о которой мы знаем только понаслышке, это постоянное удаление от знакомого, привычного, родного. Во многих коллективах можно повстречать индивидуума, про которого за глаза скажут: он - ни от мира сего; белая ворона и т.п. Они – не такие, как все: излишне честны, откровенны, бесхитростны, восприимчивы. Режут правду-матку в глаза – и сами же от этого нередко страдают. Многих из них можно назвать «избранник Божий»! И таких в монашеской братии большинство! Английское слово PRIVACY (прайвеси) – стало юридическим термином и на русский язык переводится как – ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Более правильный перевод этого слова – МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИР (закрытый для посторонних). Не для того монахи отреклись от мирской жизни, чтобы потом перед нами, мирянами, исповедоваться и давать интервью. В Горенском монастыре (Иерусалим) много лет подрабатывает мебельщиком пожилой араб, владеющий ивритом и своим родным - арабским. - Пробовала ему объяснить на английском, немецком, французском, а он – не понимает! Вы не поможете? - обратилась ко мне с московским акцентом новая монахиня. «Она владеет тремя иностранными языками!?» - подумал я. В келье монахиня разложила чертежи и эскизы, произнеся пару раз: - Стиль Hi-Tech. Ещё один шок! Во время паузы я не удержался: - Какое у Вас образование? - Художественное и филологическое. Собираюсь получить Духовное заочное. - Сестра, к вам, уверен, обращались с вопросом о причинах, побудивших принять монашеский постриг? Если повторю этот вопрос, для вас это не станет чем-то оскорбительным? - Нет, вы меня своим вопросом не оскорбите, но ведь и вы, уверена, уже спрашивали об этом других. Можно мне сначала услышать их ответы. Будьте джентльменом. После моего небольшого рассказа, она сказала: - Ничего нового вы бы от меня не услышали - моя причина полностью совпадает с одним из ваших оппонентов. В маленькой уединённой сторожке-келье жил высокий красивый монах с хорошей выправкой (у многих со временем появляется сутулость) и с густой волнистой седой шевелюрой. Говорил не на распев, как большинство от чтения молитв, а хорошо поставленным командным голосом! Никогда не считал себя мнительным, но с ним я ощущал какой-то странный холодок по телу от его взгляда и голоса - со мной такое было впервые! Единственная и нехорошая ассоциация: как будто он на меня смотрит через планку прицела! Позже от других узнал, что монах, бывший офицер, в Афганистане был обязан пытать и казнить пленных. Вернувшись к жене с дочкой, он не смог ужиться в семье, ничего не получилось с трудоустройством. Была даже попытка суицида. Так он пришёл в монастырь. Встречал в монастырях «бывших знаменитостей» Один из них в прошлом был гордостью Большого Советского Спорта! Жил со мной в келье скромный тихий, немного неряшливый невысокий старичок. Как потом выяснилось – мой ровесник. Будущий монах на молитву в храм ходил редко - возможно, уставал после послушания: пас стадо телят. Он знал историю и легенды данного монастыря и был неплохим рассказчиком. Почти каждый день к моему соседу приезжали на такси молодые парни с девчатами и устраивали пикник у источника: накрывали стол, жарили шашлыки, в роднике остужали напитки. Такси, оплаченное на весь день, ожидало у ворот. - Питерский, иди к нам! - нередко приглашали они. Не трудно заметить, что при мне менялась тема разговора, и я быстро находил повод покинуть их компанию. Однажды в келье сосед переодевался, и я случайно увидел его наколки - «звёзды на предплечьях» Слышал (но не видел), что у некоторых монахов в келье есть телефон, телевизор, компьютер, Интернет и даже – свой легковой автотранспорт. Современное монашество – тема особая. На юге молодых монахов отпускают к престарелым родителям помочь во время посевной и сбора урожая. Подселили в келью парня лет двадцати. Его атлетическую фигуру удачно подчёркивали дорогая кожаная куртка и спортивный импортный костюм. Массивную золотую цепь он носил не на виду, а скрывал. Как-то в монастырь приехал милицейский УАЗик – паспортный контроль. При виде милиции, парень дёрнулся и быстро ушёл за развалины старой колокольни. - Гости уехали - успокоил я его. - Дай сигарету. - Ты же не куришь? Или, сегодня – не грех!? Покурили-поболтали… Стал Парень усиленно читать духовную литературу, поступил в духовную семинарию, закончил, женился и стал священником. Идём с соседом в храм на вечернюю молитву, и у него позвонил мобильник. Отойдя от меня, он стал резко отдавать кому-то команды. - Не рассказывай мне больше, что ты на макаронной фабрике стоишь у конвейера - улыбнулся я. - Расколол. - А что значит допрос 3-й и 4-й степени – на какие сутки очнётся!? - Я здесь, чтобы хоть на время забыть о работе.. С иноком выяснил - мы на соседних улицах жили в Питере и учились в одной школе! Спросил он о других монастырях. Рассказываю про Александровскую Слободу (Владимирская область): о колокольне, с которой мужик на самодельных крыльях спустился, и Иван Грозный его за это на бочку с порохом посадил, про знаменитую библиотеку и, как Ивану Грозному представили 2200 послушниц-невест. Царь указал на Марфу Собакину! Утром инок мне рассказал про свой сон: сидит он на троне вместо Ивана Грозного, а вокруг него - 2200 послушниц! Приходилось ли быть очевидцем чего-то необычного, мистического? Одним словом – чуда!? Пасха. Старый вечерний Иерусалим. По улице Via Dolarosa в красивых рыцарских костюмах Крестный Ход у католиков. Звучат барабаны, трубы, волынки. По краям шествия с факелами взрослые, а в середине – дети. Люди протягивают руки в огонь факелов – а огонь не обжигает! В Свято-Успенском Гербовецком монастыре хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Каждый год по Молдове с этой иконой совершается Крестный Ход. Монастырь трижды был разорён и сожжён, но каждый раз монахи находили св. икону в пепле неповрежденной и обращенной лицом к земле (чуть видны следы пожаров на свитке). В монастырской пекарне работала молодая яркая жительница из соседнего села. Решил ей помочь – принести вёдра с водой из колодца. Нагнулся над ведром, как вдруг - цепочка с крестиком зацепилась, оборвалась и - упала в колодец! В келье рассказал только, как обронил в колодец крестик, а монах прокомментировал: - Предостережение Господне! Что-то Ему в тебе не понравилось! Пришли в монастырь два брата. Старший - врач, кандидат наук, а младший: забросил школу, связался с плохой компанией, состоял на учёте в милиции. Дали нам троим послушание: построить сарай для сена. Через несколько дней младшего, как подменили: стал скандальным, раздражительным, буйным - невозможно вместе работать! - Смирись! Ему сегодня вечером причащаться - вот что Сатана делает с человеком перед причастием! Завтра мой брат станет другим. Всё так и произошло! В подвале монастыря в Херсонской области была жестоко расстреляна монашеская братия, и вот уже много лет при покраске стен проступают тёмные силуэты убиенных монахов. Добираясь до отдалённой обители, окружённой непроходимыми болотами, я долго блуждал по лесу, накрутив лишних километров пятнадцать! К стенам монастыря подошёл далеко за полночь - Сатана тебя водил - услышал позже. Ремнём сумки через плечо и кроссовками натёр мозоли, и стал пристанищем для лесного клеща. Утром мне дали послушание: очищать от коры горбыль (была своя пилорама) и обшивать ими сарай для сена на тридцать коров. После нелёгкого, с непривычки, трудового дня вечером окунулся в воды святого источника - исчезла усталость, прошла боль от клеща, забыл о мозолях! - Здесь твой монастырь! - сказал я себе.

Монастыри сегодня манят любопытствующих, а на монаха смотрят как на какую-то диковинку, вызывающую недоумение: длинноволосый, бородатый ("Воля Божья, чтоб росло и не надо трогать!"), неразговорчивый, лицо - суровое...
При постриге в монашеский ангельский лик первый вопрос игумена постригаемому: "Зачем пришел, брат, припадая к святому Жертвеннику и святой дружине сей?" И первое слово пришедшего: "Для удаления от мира, честной отец"
«Бог позвал замаливать грехи мирян. На всё воля Божья» - примерно такой ответ можно услышать от монаха на вопрос о причинах, побудивших его отречься от родных и друзей, от мирской жизни. Укрыться в стенах обители.
Принимая монашеский постриг скажут: "Все! Больше никогда-никогда не должны вы думать о мирских радостях: о семейном очаге, о веселых застольях с друзьями, о кино и телевизоре и о многом-многом, чем живут обычные мирские люди. Забудьте всё, к чему были привязаны, умрите и погребитесь здесь!" Но перед этим ему до пяти лет быть послушником и ещё столько же - иноком (полумонахом). Время для раздумья, как видите, предостаточно, чтобы принять правильное решение.
Кандидат, естественно, проходит собеседование. А в некоторых монастырях требуется рекомендательное письмо от священника. Основания для отказа: не достиг совершеннолетия, долговые обязательства (алименты, кредиты и т.п.), отсутствие гражданства или находится в розыске (милиция регулярно осуществляет в монастырях паспортный контроль), «игра в прятки с военкоматом».
Будущего монаха знакомят с Уставом монастыря и закрепляют за наставником (духовником). Готов ли навсегда, до самого последнего часа жизни своей на этой грешной земле оставаться на том пути, навсегда отказаться от такого близкого, такого теплого, такого родимого нашему сердцу мирского жития-бытия? Не пройдет ли год, другой - и, намерзшись, наголодавшись, натосковавшись, побежит с неудержимым вожделением, махнув рукой на все обеты иноческие, в объятия своих родных и приятелей? Долг каждого духовного наставника, к которому обращаются за советом молодые люди, желающие идти путем иноческим, - всячески предостерегать их от торопливости, от необдуманности, от легкомыслия в этом деле: пройти искус - дать невозвратные обеты.
Разрешено будущему монаху только молиться и трудиться (выполнять послушания). "Походку иметь скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питьё благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательным к мудрым, послушным к начальствующим, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, мало говорить, тщательно собирать познания,не многословить, не быть скорым на смех, украшаться скромностью" (Святой Василий Великий) Разговоры и чтение - только на православную тему. Уйти из монастыря совсем он может в любое время.
Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. Вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи. Рацион питания у схимника ещё более скудный.
Большинство монастырей на самообеспечении: имеют скиты с садами и огородами, скотный двор (монахи не едят мяса). Отчисляют налоги и оплачивают коммунальные услуги.
В среднем монахов в монастыре около 10 процентов, послушников и иноков - 30 процентов, трудники и паломники составляют примерно - 60 процентов.
В средние века монастыри имели большое значение, как центры наук и распространители просвещения. За высокими и крепкими стенами можно было отражать атаки врагов. Рядом с новым монастырём селились люди, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город. При монастырях принимали странников. Рассылались милостыни томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий. Часто величайшие грешники претворялись в монастыре в величайших праведников.
Монашество - это странствование, скорбное и утомительное путешествие в далекую неизвестную страну, о которой мы знаем только понаслышке, это постоянное удаление от знакомого, привычного, родного.
Во многих коллективах можно повстречать индивидуума, про которого за глаза скажут: он - ни от мира сего; белая ворона и т.п. Они - не такие, как все: излишне честны, откровенны, бесхитростны, восприимчивы. Режут правду-матку в глаза - и сами же от этого нередко страдают. Многих из них можно назвать «избранник Божий»! И таких в монашеской братии большинство!
Английское слово PRIVACY (прайвеси) - стало юридическим термином и на русский язык переводится как - ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Более правильный перевод этого слова - МОЙ МАЛЕНЬКИЙ МИР (закрытый для посторонних). Не для того монахи отреклись от мирской жизни, чтобы потом перед нами, мирянами, исповедоваться и давать интервью.
В Горенском монастыре (Иерусалим) много лет подрабатывает мебельщиком пожилой араб, владеющий ивритом и своим родным - арабским. «Пробовала ему объяснить на английском, немецком, французском, а он - не понимает! Вы не поможете?» - обратилась ко мне с московским акцентом новая монахиня. «Она владеет тремя иностранными языками!?» - подумал я. В келье монахиня разложила чертежи и эскизы, произнеся пару раз: «стиль Hi-Tech» - Ещё один шок! Во время паузы я не удержался: «Какое у Вас образование?» «Художественное и филологическое. Собираюсь получить Духовное заочное» - «Сестра, к вам, уверен, обращались с вопросом о причинах, побудивших принять монашеский постриг? Если повторю этот вопрос, для вас это не станет чем-то оскорбительным?» - «Нет, вы меня своим вопросом не оскорбите, но ведь и вы, уверена, уже спрашивали об этом других. Можно мне сначала услышать их ответы. Будьте джентльменом!» После моего небольшого рассказа, она сказала: «Ничего нового вы бы от меня не услышали - моя причина полностью совпадает с одним из ваших оппонентов»
В маленькой уединённой сторожке-келье жил высокий красивый монах с хорошей выправкой (у многих со временем появляется сутулость) и с густой волнистой седой шевелюрой. Говорил не на распев, как большинство от чтения молитв, а хорошо поставленным командным голосом! Никогда не считал себя мнительным, но с ним я ощущал какой-то странный холодок по телу от его взгляда и голоса - со мной такое было впервые! Единственная и нехорошая ассоциация: как будто он на меня смотрит через планку прицела! Позже от других узнал, что монах, бывший офицер, в Афганистане был обязан пытать и казнить пленных. Вернувшись к жене с дочкой, он не смог ужиться в семье, ничего не получилось с трудоустройством. Была даже попытка суицида. Так он пришёл в монастырь.
Встречал в монастырях «бывших знаменитостей» Один из них в прошлом был гордостью Большого Советского Спорта!
Жил со мной в келье скромный тихий, немного неряшливый невысокий старичок. Как потом выяснилось - мой ровесник. Будущий монах на молитву в храм ходил редко - возможно, уставал после послушания: пас стадо телят. Он знал историю и легенды данного монастыря и был неплохим рассказчиком. Почти каждый день к моему соседу приезжали на такси молодые парни с девчатами и устраивали пикник у источника: накрывали стол, жарили шашлыки, в роднике остужали напитки. Такси, оплаченное на весь день, ожидало у ворот. «Питерский, иди к нам!» - нередко приглашали они. Не трудно заметить, что при мне менялась тема разговора, и я быстро находил повод покинуть их компанию. Однажды в келье сосед переодевался, и я случайно увидел его наколки - «звёзды на предплечьях»
Слышал (но не видел), что у некоторых монахов в келье есть телефон, телевизор, компьютер, Интернет и даже - свой легковой автотранспорт. Современное монашество - тема особая.
На юге молодых монахов отпускают к престарелым родителям помочь во время посевной и сбора урожая.
Подселили в келью парня лет двадцати. Его атлетическую фигуру удачно подчёркивали дорогая кожаная куртка и спортивный импортный костюм. Массивную золотую цепь он носил не на виду, а скрывал. Как-то в монастырь приехал милицейский УАЗик - паспортный контроль. При виде милиции, парень дёрнулся и быстро ушёл за развалины старой колокольни. «Гости уехали!» - успокоил я его. «Дай сигарету!» - «Ты же не куришь? Или, сегодня - не грех!?» Покурили-поболтали… Стал Парень усиленно читать духовную литературу, поступил в духовную семинарию, закончил, женился и стал священником.
Идём с соседом в храм на вечернюю молитву, и у него позвонил мобильник. Отойдя от меня, он стал резко отдавать кому-то команды. «Не рассказывай мне больше, что ты на макаронной фабрике стоишь у конвейера!» - улыбнулся я. «Расколол!» - «А что значит допрос 3-й и 4-й степени - на какие сутки очнётся!?» - «Я здесь, чтобы хоть на время забыть о работе…»
С иноком выяснил - мы на соседних улицах жили в Питере и учились в одной школе! Спросил он о других монастырях. Рассказываю про Александровскую Слободу (Владимирская область): о колокольне, с которой мужик на самодельных крыльях спустился, и Иван Грозный его за это на бочку с порохом посадил, про знаменитую библиотеку и, как Ивану Грозному представили 2200 послушниц-невест. Царь указал на Марфу Собакину! Утром инок мне рассказал про свой сон: сидит он на троне вместо Ивана Грозного, а вокруг него - 2200 послушниц!
Приходилось ли быть очевидцем чего-то необычного, мистического? Одним словом - чуда!?
Пасха. Старый вечерний Иерусалим. По улице Виа Долароса в красивых рыцарских костюмах Крестный Ход у католиков. Звучат барабаны, трубы, волынки. По краям шествия с факелами взрослые, а в середине - дети. Люди протягивают руки в огонь факелов - а огонь не обжигает!
В Свято-Успенском Гербовецком монастыре хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Каждый год по Молдове с этой иконой совершается Крестный Ход. Монастырь трижды был разорён и сожжён, но каждый раз монахи находили св. икону в пепле неповрежденной и обращенной лицом к земле (чуть видны следы пожаров на свитке). В монастырской пекарне работала молодая яркая жительница из соседнего села. Решил ей помочь - принести вёдра с водой из колодца. Нагнулся над ведром, как вдруг - цепочка с крестиком зацепилась, оборвалась и - упала в колодец! В келье рассказал только, как обронил в колодец крестик, а монах прокомментировал: «Предостережение Господне! Что-то Ему в тебе не понравилось!»
Пришли в монастырь два брата. Старший - врач, кандидат наук, а младший: забросил школу, связался с плохой компанией, состоял на учёте в милиции. Дали нам троим послушание: построить сарай для сена. Через несколько дней младшего, как подменили: стал скандальным, раздражительным, буйным - невозможно вместе работать! «Смирись! Ему сегодня вечером причащаться. Вот что Сатана делает с человеком перед причастием! Завтра мой брат станет другим!» - услышал я. Всё так и произошло!
В подвале монастыря в Херсонской области была жестоко расстреляна монашеская братия, и вот уже много лет при покраске стен проступают тёмные силуэты убиенных монахов.
Добираясь до отдалённой обители, окружённой непроходимыми болотами, я долго блуждал по лесу, накрутив лишних километров пятнадцать! К стенам монастыря подошёл далеко за полночь («Сатана тебя водил!» - услышал позже). Ремнём сумки через плечо и кроссовками натёр мозоли, и стал пристанищем для лесного клеща. Утром мне дали послушание: очищать от коры горбыль (была своя пилорама) и обшивать ими сарай для сена на тридцать коров. После нелёгкого, с непривычки, трудового дня вечером окунулся в воды святого источника - исчезла усталость, прошла боль от клеща, забыл о мозолях! «Здесь твой монастырь!» - сказал я себе.

Глава 10. Иноческий быт

Бытовые подробности редко встречаются на страницах житий. Русские монахи умели уделять немного внимания этой стороне земной жизни. Все, что мы знаем о быте иноков, известно главным образом из описей монастырского имущества. Сохранившиеся предметы обихода и предметы монашеской одежды того времени являются бесценным дополнением к этой не очень подробной картине. Быт монахов определялся основными правилами общежительного монастыря: всем иметь все равное, простое и дешевое, нужное, а не излишнее, и ничего не называть своим.

Кельи

Удивительная простота в быту была свойственна всем русским преподобным. До наших дней сохранилась точная копия часовни святого Кирилла Белозерского, которую кирилловские монахи устроили в XVII веке вместо древней, истлевшей от времени, часовни преподобного. Н. К. Никольский не без оснований предполагал, что это строение первоначально было не часовней, а кельей основателя обители (поскольку Пахомий Логофет в Житии святого нигде не упомянул о часовне, но говорил о келье). Так что мы имеем возможность представить себе, как выглядели первые кельи монахов, осваивавших лесные пустыни. Они были так же просты, как пресловутая пареная репа, которую иноки употребляли в пищу. Келья преподобного Кирилла - это «обычная незатейливая северно-русская клеть (в Житии преподобного Адриана Монзенского его келья прямо названа клетью. - Е.Р. ). Из сосны, четырехстенная, рублено в замок из бревен, обтесанных как снаружи, так и внутри. Покрытие сделано из досок, скрепленных гвоздями со скалою на два ската. Небольшая низкая дверь с окном в виде малого отверстия ведет в помещение длиной 3 аршина 4 вершка и высотой до кровли 4 аршина. В южной стене прорублено небольшое «оконьцо», закрывающееся изнутри деревянной задвижкой. Потолка нет, пол сделан позже» (Никольский. Ч. 1. Вып. 1. С. 65 ). Таким образом, первые кельи были так малы, что в них едва помещался один человек, состояли они только из одной комнаты. Снаружи можно было расслышать, что говорили внутри.

Впоследствии кельи стали делать более просторными, обычно к ним пристраивали еще сени, в которых делали чулан и «предсение» - крытое крыльцо. Такие кельи описаны в житиях преподобных Александра Свирского, Мартирия Зеленецкого, Евфросина Псковского, Иринарха Соловецкого. В Соловецком монастыре в сенях келий по ночам обычно горел «служебный свешник» (фонарь). Для освещения монастыря и келий использовали ворванье - сало морских зверей.

Точное изображение монашеских келий представлено на миниатюре начала XVIII века, изображающей Нило-Сорский скит. Монастырь преподобного Нила стоял на болоте, поэтому, чтобы хоть как-то защититься от сырости, кельи здесь строили на высоком подклете. В верхней части стены делали волоковые окна (название происходит от слова «волочь», то есть речь идет об окнах, закрывавшихся деревянными задвижками). Они были небольшими, чтобы сохранить в келье тепло во время сильной стужи, и в то же время достаточными для того, чтобы в них просунуть голову и поговорить с пришедшим братом.

В XVI веке в кельях Кириллова монастыря «окончины» были «паюсными», по крайней мере большое количество таких окончин в 1601 году хранилось на складе в казенной палате.

Рядом с кельями обычно ставили дровяники - сараи, где хранились дрова. Топили кельи по-черному, дым выходил через окна. В 1621 году кирилловский иеромонах Ферапонт хотел поставить для себя белую келью с немецкой печью, но ему не разрешили (Никольский. Т. 1. Вып. 1. С. 39 ).

В кельях жили обычно по двое или по трое, в скитах - строго по одному. Первоначально кельи ставились на некотором расстоянии друг от друга. Создание единых келейных корпусов было довольно поздним явлением, в Кирилло-Белозерском монастыре, например, такие корпуса поставили только в XVII веке. В скитах кельи располагались на расстоянии брошенного камня, чтобы из окна кельи можно было видеть только одну келью и не слышать, кто как подвизается к Богу.

С ростом богатства обителей менялся и внешний вид келий, общежительный закон равенства постепенно приходил в забвение. В XVI веке у некоторых кирилловских старцев, постригшихся из богатых бояр и князей, были кельи из нескольких комнат и помещений для прислуги. У старца Ионы (Шереметева) в келье помещалось до десяти холопов, была даже своя поварня. По этому поводу царь Иоанн Грозный гневно восклицал в своем послании в монастырь: «Это ли путь спасения, если в монастыре боярин не сострижет боярства, а холоп не освободится от холопства?» «А в здешних монастырях до последнего времени держалось равенство между холопами, боярами и торговыми мужиками» (ПЛДР. 2-я пол. XVI в. М., 1986. С. 163 ).

Непременное стремление отличиться чем-нибудь от других людей является общим свойством человеческой натуры, и монахи не были исключением. Правда, возможностей для этого они имели немного. Некий изыск в одежде, келья повыше, чем соседняя, окно пошире или яблоня под окном - вот и весь выбор. Первые настоятели монастырей всегда решительно боролись с подобной оригинальностью. Когда преподобный Даниил стал, по общему выбору братии, архимандритом Переяславского монастыря, то первое, с чего он начал свою пастырскую деятельность, - перестроил все монашеские кельи на один лад. Братии он сказал: «Вы имеете весьма высокие кельи со всходами по лестницам, как властители и вельможи, а не так, как требует монастырский обычай. И вы, братия, переделайте их по смиренному монастырскому образу». Монахи были очень недовольны повелением игумена, но открыто прекословить не решились, только говорили между собой: «Сами на себя все это навлекли, хотели, чтобы он был нашим архимандритом, а не знали, что он наши обычаи разорит» (Смирнов. С. 40 ).

Преподобный Иосиф Волоцкий в своем уставе требовал от монахов, живших на служебных дворах, чтобы они имели такие же кельи, как и монахи в обители, и не устраивали больших окон или особых погребов. «А если у келий кто начнет яблони садити или вишни, или иной которой овощ, пусть соборные старцы ему запретят!» - беспокоился преподобный (ВМЧ. Сентябрь. Стб. 604 ). Монах не имел права даже ремонтировать свою келью без благословения настоятеля.

Когда монах постригался в обители, он получал келью со всем необходимым имуществом. Таково было древнее правило монастырей. Позднее распространился обычай давать вклад на келью. В таком случае монастырь строил монаху особую келью, но именно это и разрушало общежительный устав.

Келейное имущество также было простым, дешевым и необходимым, но при этом инок не должен был считать его своим. «Если хочешь в общем житии жить, - говорил преподобный Иосиф, - отрекись от всякой вещи и не имей власти даже над чашей» (ВМЧ. Сентябрь. Стб. 526 ). Пожалуй, только иконы и книги были личной собственностью монаха в киновии.

В восточном углу кельи всегда находились иконы и большой крест с Распятием. Перед ними стояли подсвечник, аналой; здесь монах совершал свое келейное молитвенное правило. Вдоль стены располагалось несколько лавок. Именно здесь, на лавке в красном углу, преподобный Мартирий Зеленецкий увидел однажды после молитвы сидевшую Пресвятую Богородицу.

Келейные помещения монахи использовали по-разному. Например, преподобный Мартирий в келье молился, читал, а спал в чулане. Соловецкий трудник Иоанн, наоборот, молился в чулане, а спал в келье. Местом отдыха служила обычно небольшая лежанка; преподобные, как правило, спали на простых рогозинах. Потом у иноков появились и подушки с наволочками, и «постельки».

Необходимыми предметами келейного быта были кумганец - медный рукомойник с носиком и крышкой, лохань и кувшин для воды. Рядом с ними, по обычаю, висело полотенце. Мыло также использовалось в монашеском обиходе, описи упоминают «косяки» простого и костромского мыла. В некоторых кельях имелись «боевые часы»: «с перечасьем и с гирями» или «струнные». Кроме лавок в кельях стояли еще кожаные стулья.

Никакой посуды и продуктов у монахов общежительных обителей не было, даже стол иметь возбранялось. Возмущаясь новыми порядками в Кирилло-Белозерском монастыре, царь Иоанн Грозный писал: «А у вас дали сперва Иосафу Умному оловянную посуду в келью, потом дали Серапиону Слуцкому, дали Ионе Ручкину, а Шереметеву - стол в келью, да и поварня своя» (ПЛДР. 2-я пол. XVI в. С. 153 ). «До сих пор в Кириллове лишней иголки с ниткой в келье не держали, а не только других вещей».

Особенно тяжким грехом для монаха считалось тайное хранение денег у себя в келье. За это преступление преподобный Евфросин Псковский обещал инокам самое суровое наказание: «Если найдут в келье у живущего ицока серебро или золото, да сожгут ему на главе его, если же после смерти, да не погребут того инока в монастыре, но вытащат вон и в яме засыпят и найденное вместе с ним положат и скажут: золото твое или серебро да будет тебе на погибель. И пусть не провожают и не поминают его» (Серебрянский. Кн. 4. С. 512 ). Однажды похожий случай произошел в монастыре преподобного Дионисия Глушицкого. Умер некий брат, и монахи нашли в его келье 10 ногат (ногата - древняя монета). Преподобный Дионисий повелел похоронить его вместе с деньгами, чтобы они свидетельствовали против него на Страшном суде. Братии с большим трудом удалось умолить игумена простить покойного (РГБ. Тр. № 603. Л. 33–33 об. ).

По правилу Пятого Вселенского собора монах не мог иметь ничего своего, но все передавал на владение монастырю. В общежительном монастыре строго запрещалось говорить: это твое, а это мое. Преподобный Корнилий Комельский считал, что монах не может иметь своего имущества не только в келье, но и за пределами обители: в городе, у своих друзей или родственников (ФИРИ. Т. 4. С. 685 ). По правилу Комельского монастыря, если в обитель приходил новый монах со своим имуществом, то ему назначался испытательный срок - один год, а имущество опечатывали в казне. Если через год инок покидал обитель, то имущество ему возвращали, если оставался, то оно уходило в монастырскую казну (Там же. С. 702 ).

Отказываясь от владения собственностью, монах исполнял один из главных иноческих обетов - обет нестяжания и тем отсекал от себя страсть сребролюбия и вещелюбия. Преподобный Нил Сорский говорил, что борьба с этими страстями нетрудна, надо только понять, что Господь сам печется о наших нуждах. Но если страсть сребролюбия укрепится в человеке, то ведет его прямо в погибель; она лишает монаха душевной чистоты и способности молиться. «Святое Писание говорит, что если человек побежден гордостью или сребролюбием, то бес уже не воюет с ним, потому что хватит этому человеку только одной этой страсти, чтобы погибнуть» (Предание и устав Нила Сорского. С. 47 ). Поэтому так внимательно следили игумены за келейным бытом монахов.

«Одежды и обущи»

Одежду и обувь монахи получали у игумена, казначея или эконома. По уставу преподобного Корнилия Комельского, инокам полагалось иметь две одежды: одну ветхую (будничную, рабочую), а другую хорошую (праздничную) и две пары обуви, а все лишнее надо было относить в казну. Монаху не разрешалось просить одежду у мирских людей или у иноков других монастырей. Некоторые монахи, писал преподобный Корнилий, желая иметь красивые и богатые ризы, не хотят идти за одеждой к казначею, а говорят: «Не буду у него просить, а то даст мне не то, что я хочу. Но лучше попрошу у своих знакомых». Преподобный Герасим Болдинский более снисходительно относился к таким желаниям: если монах не хотел получать одежду в монастыре, то ему выдавали два рубля в год на ее приобретение.

Набор одежды рядового монаха в Волоколамском монастыре включал в себя: две мантии (одну новую, другую ветхую), два клобука (новый и ветхий), две рясы, три свитки (одну новую, две ветхие), две пары сапог (новые и ветхие), одну пару чулок, две зимние и две летние скуфьи (камилавки), две шубы. Но монахи, настроенные на более подвижническую жизнь, могли отказаться от дополнительной - ветхой одежды и иметь только по одной новой одежде каждого вида. Сугубые подвижники, наоборот, имели только по одной ветхой мантии, рясе и т. д. Но все монахи, без исключения, получали по две или три свитки, так как эту одежду надо было чаще всего стирать. Казначей, выдававший одежду, вел строгий учет и контроль, чтобы ненароком не дать лишнего. Нельзя было иметь две ризы и просить третью. Чтобы получить новую одежду, монах должен был обязательно сдать старую. Если кто хотел иметь три шубы, то возвращал в казну одну из двух мантий или ряс и т. д.

Монашеская одежда, как правило, была простой и недорогой. Преподобный Евфросин Псковский так наставлял своих иноков: «Одежду имейте обыкновенную, сермяжную (сермяга - грубое некрашеное сукно. - Е.Р. ), а не из немецких сукон и шубы носите бараньи, без пуха».

Первые настоятели монастырей сами являли пример крайней нестяжательности своей братии. Преподобный Ферапонт Монзенский вместо сапог носил лапти, другие преподобные - «плесницы» (деревянные башмаки) или «калиги лычны» (башмаки из лыка, те же лапти).

До наших дней сохранились вещи преподобного Кирилла Белозерского. Для нас это не только величайшая святыня, но и редчайший материальный документ своего времени, потому что представить себе по описям и житиям внешний вид монашеской одежды или предметов обихода чрезвычайно сложно. Шуба преподобного Кирилла - не из пуха, а из черных овчин, сшита мехом внутрь, имеет прямой отложной воротник, а пуговицы сделаны из переплетенного кожаного шнура (Опись 1601 г. С. 271 ). Зимняя камилавка преподобного (ее обычно называют клобуком) связана из верблюжьей шерсти, а край обметан серой шерстяной нитью. Отправляясь в дальнюю дорогу из московского Симонова монастыря на Белоозеро, преподобный Кирилл, видимо, взял с собой калиту - кожаный кошель на поясе и деревянный ковш в походном футляре. Калита сшита из тонкой двухслойной кожи, при помощи двух переплетенных кожаных шнуров она прикреплялась к кожаному поясу (длина пояса - 168 см, ширина - около 4 см; пояс застегивался на деревянную пряжку). В калите имеется три отделения, прикрытых внешним клапаном, который прошит по контуру мелкими стежками из белых нитей. Клапан украшен виньеткой и изображением птицы и четырехлепесткового цветка (Опись 1601 г. С. 271 ). Ковш преподобного отличается удивительно изящной формой, когда-то он был покрыт красной краской. Походный футляр состоит из двух сужающихся кверху кусков толстой кожи, которые внизу образуют полукруг. Края футляра загнуты и прошиты полосой сыромятной кожи, ее свободный край служил ручкой (Там же. С. 271–272 ).

Богослужебные одежды преподобного - фелонь и стихарь - также чрезвычайно просты. Они сшиты из бледно-серого мухояра (бумажной ткани с примесью шерсти), подкладка фелони сделана из серого льна, а крест - из синей камки. Оплечье и нарукавники стихаря выполнены из голубого шелка со светло-зеленым орнаментом из стилизованных цветов. Даже для своего времени эти вещи были простыми и дешево стоили. Но для нас они много дороже тех, что расшиты золотом и драгоценными каменьями. Иногда кажется, что время пощадило их как вещественное свидетельство величайшего смирения души наших преподобных. Эти вещи имеют на себе печать той исторической подлинности, которая всегда так остро пронизывает душу. Они позволяют нам сквозь глубину веков увидеть наших святых как реальных людей, одетых в свои простые и многошвейные ризы.

Некоторые преподобные (Нил Сорский, Даниил Переяславский, Симон Воломский) по примеру древних подвижников носили власяницы. Власяница преподобного Нила сохранилась до наших дней.

Святые отцы называли эту одежду «тягчайшим (то есть самым тяжелым. - Е.Р. ) оружием в битве духовной». Монахов часто называют Христовым воинством. Объясняя символику монашеской одежды, святые отцы постоянно использовали военную терминологию: клобук - шлем спасения, параман - броня правды. Как в любом войске, так и в монашеском есть тяжело- и легковооруженные воины. Власяница считалась оружием воина, выступавшего на битву с самым грозным врагом. Не случайно, даже по внешнему своему виду, власяница напоминает кольчугу, только связана она не из металлических звеньев, а из колючей шерсти (например, верблюжьей). Одевали власяницу прямо на голое тело, под свитку, для удручения и смирения своей плоти.

Другим орудием смирения были вериги. Некоторые монахи, постоянно носившие вериги, имели прозвище верижников. Но обычно этот подвиг совершали втайне. В Спасо-Прилуцком монастыре в Врлогде и сейчас хранятся древние вериги преподобных Димитрия Прилуцкого и Игнатия Вологодского, а в храме села Усть-Кубенское (под Вологдой) находятся двое вериг, принадлежавших, по преданию, преподобному Александру Куштскому. В Кирилло-Белозерском монастыре также сохранились вериги конца XIV - начала XV века, которые монастырское предание приписывало самому преподобному Кириллу. Они состоят из двух крестов с изображением Голгофы. При помощи восемнадцати металлических пластин эти кресты закреплялись на груди и на спине. На металлической цепи подвешивался еще один большой кованый крест, состоявший из двух металлических пластин (размер креста 26,5x18,3x0,9 см). Кроме того, в этот комплект входили еще металлический пояс с пряжкой и кольцо, которое надевалось на шею; оно состояло из четырех металлических сегментов (Опись 1601 г. С. 272 ). В XIX веке в Тверском музее хранились вериги, происходившие из неизвестного тверского монастыря. Они представляли собой обруч, который надевался на пояс, железными цепями к обручу прикреплялись два креста (Жизневский. С. 139 ). Весили вериги 13 фунтов (то есть около 5 кг 850 г). Можно себе представить, чего стоили земные поклоны, которые монах совершал в таком облачении.

К самому тяжелому виду вериг относились, пожалуй, металлические шляпы, которые некоторые святые носили на голове. В Житии преподобного Антония Дымского сказано, что святой таким образом изнурял свою плоть. Шляпа, по преданию принадлежавшая святому Антонию, хранилась вплоть до XIX века в его монастыре. Широкие поля шляпы были прибиты к тулье толстыми гвоздями, а весила она больше трех килограммов.

Но особым видом монашеской аскезы, заменявшим любые вериги, было почти полное презрение ко всяким потребам своего тела. Жил в монастыре преподобного Евфросина Псковского его друг и сподвижник - старец Серапион. Был он великим тружеником, первым выходил на самые тяжелые послушания и последним возвращался. Он знал наизусть Псалтырь и всегда пел во время работы псалмы. Но более всего он любил уединенную молитву и ни одной минуты своей жизни не тратил даром. Когда в обитель Евфросина приходили богомольцы с милостыней для монахов, то посетителей приглашали в общую трапезную. Здесь после трапезы преподобный Евфросин обыкновенно беседовал на душеполезные темы с гостями и братией. Но старец Серапион во время бесед всегда уходил в свою убогую келью и там затворялся. Келья его была темной и тесной, и он никогда не прибирал в ней. Старец Серапион не умывал своего лица, мыл только руки. А одежду он носил такую ветхую и грязную, «усыпанную вшами», что никто из монахов не пожелал ее взять после смерти старца. Тогда одежду вынесли и положили у входа в монастырь для нищих, но нищие и странники не прикоснулись к ней. Его воздержание в пище было выше человеческой меры. Когда монахи хотели облечь его в погребальные ризы, то увидели, что тело Серапиона представляет собой буквально «кости, соединенные жилами и кожей» (ПДПИ. Т. 173. С 70–71 ).

Такая крайняя аскеза больше напоминает рассказы древних патериков и житий египетских и палестинских подвижников. В русских житиях немного таких историй. Соблюдение меры было все-таки более характерно для монашеского быта русских обителей. В описи 1601 года Кирилло-Белозерского монастыря перечислено «всякое старческое платье», хранившееся в казенной палате; эта опись дает нам возможность узнать, какую одежду носили монахи в то время. В большом количестве упоминаются «белые брацкие сапоги», которые, видимо, были самой ходовой монашеской обувью. Зимой, как правило, носили шубы из овчины, их «пушили» (покрывали) «ирешными кошами» (ирха - шкура, обработанная под замшу). Упоминаются также шубы из мерлушки (ягненка), куницы и оленьих шкур. Зимние скуфьи делали из куницы, мерлушки и пыжика. Кроме скуфей монахи носили зимой треухи (лисьи, куньи, из мерлушки) и щапки (упоминается суконная шапка, изнутри подбитая куницей), а осенью и весной - черные шляпы. В холода в дорогу обычно брали с собой рукавицы из волчьей шерсти или из росомахи, а дома по большей части пользовались рукавицами из мерлушки; если было не очень холодно, то носили простые кожаные рукавицы. В набор монашеской одежды входили еще «порты» (штаны) и чулки: вязаные медвежьи и «валенные».

Одежду стирали либо сами монахи, либо наемные люди. Самая древняя башня Кирилло-Белозерского монастыря с XVI века именуется Свиточной, так как в ней жили «детеныши», которые стирали свитки на братию. В Волоцком монастыре при жизни преподобного Иосифа иноки сами стирали свои свитки на реке и сушили их здесь же, развешивая на кустах и деревьях. И такая была чистота нравов тогда, восклицает автор Жития, что свитки висели несколько дней и никто их не брал.

О бане

Бани практически не упоминаются в житиях русских святых. Преподобный Евфросин Псковский, ссылаясь в своем уставе на авторитет египетских подвижников - Антония Великого, Пахомия Великого, святого Аммония, - запрещал инокам мыться в бане. Кроме «великой болезни или нужды» инок, по мысли Евфросина, не должен был обнажать своего тела. В качестве самого убедительного аргумента против бани святой Евфросин приводил в своем уставе эпизод из жизни палестинского святого - Феодосия Великого. В монастыре святого долгое время не было никакого источника, и братия все время страдала от нехватки воды. Тогда преподобный повелел всем поститься дольше обычного и сугубо молиться о даровании воды. И однажды с горы забил источник чистой и вкусной воды. Радости братии не было конца. Но прошло время, и монахи стали просить игумена создать им баню около «Богодарованного источника». Святой Феодосий снизошел к немощи монахов и повелел построить баню. Но после того, как монахи помылись в ней, источник иссяк. И как ни молился преподобный, вода в нем не появлялась. Тогда он повелел разрушить баню, и источник забил вновь (Серебрянский. Кн. 4. С. 521 ).

Но не все святые отцы были настроены столь категорично против бани. Из устава Студийского монастыря в Константинополе известно, что монахи этой обители не более раза в два месяца посещали баню (только Великим постом мыться в бане не разрешалось). Инок приходил к игумену и брал благословение на баню, игумен выдавал ему особую «печать», которую тот отдавал баннику. У обители, видимо, существовал договор с определенной баней, по которому монастырь из своей казны оплачивал стоимость мыла за всю братию и мирских людей, работавших в монастыре, так что сами монахи, придя в баню, уже ничего не платили. В монастыре были даже особые «мовные ворота», через которые иноки, видимо, выходили в город для этих целей. Очевидно, что в Студийском монастыре, находившемся в столице империи, были совсем другие подходы к быту и гигиене, чем в египетских и палестинских обителях. Поэтому у русских монахов, весьма почитавших Студийский устав, все-таки оставалась «каноническая» возможность пользоваться баней. Упоминание о бане есть в Житии преподобного Антония Сийского. Некий брат Карион, находясь на монастырской службе на реке Сие, часто ходил в баню «старости ради и недуга своего». Однажды к нему явились два незнакомца с прутьями и, нанося ему раны, сказали: «Да не будет у тебя обычая часто ходить в баню» (РНБ. Соф. № 230. Л. 304 об. - 305 ). Как видим, в Житии осуждается не само пользование баней, а лишь ее частое посещение. Бани, если они были, устраивали за стенами обители. Так, на Соловках была устроена братская баня на канале, ведущем в Святое озеро. Но с какого времени она там существовала, неизвестно.

Вперёд>>

Монашеские кельи по периметру окружают центральный двор монастыря . Их окна в большинстве своем выходят на соборную площадь.
Первые кельи представляли собой рубленые из дерева избы. Начало каменного келейного строительства в монастыре относят к XVI веку. Это один из ранних случаев возведения каменных жилых келий в русских монастырях. К середине XVII столетия почти все кельи в монастыре были каменными.
В каждую келью тогда вел отдельный вход. Она состояла из двух основных помещений: теплых сеней и собственно кельи. На задний двор выходили холодные сени, где был нужник (туалет) и хранились дрова. Маленькие окна, расположенные в глубоких нишах, были слюдяными и закрывались деревянными ставнями.
В конце XVIII – начале XIX столетия в монастыре происходила перестройка келейных корпусов. Они устраивались по коридорному принципу – дверь в каждую вела из общего коридора. В кельях ломались своды, устраивались каменные потолки, растесывались «колодные» окна, закладывались кирпичом прежние дверные проемы. Тогда же сбивался декор, перестраивались кровли, некоторые корпуса надстраивались третьим этажом.
У каждого келейного корпуса свое название. К церкви святителя Филиппа примыкает Святительский корпус, к югу от Благовещенской церкви находится Благовещенский, его линию продолжает Настоятельский, далее расположен Казначейский. В северном ряду келейной застройки устроены Наместнический и Рухлядный корпуса. Восточный ряд образуют Поваренный, Квасоваренный, Просфорный и Новобратский.
В келейных корпусах кроме жилых помещений размещались и хозяйственные службы. О назначении многих корпусов говорят их названия: Просфорный, Поваренный, Квасоваренный, Прачечный. В Наместническом корпусе размещались свечная, слесарная, печатная мастерские, в Новобратском - котельная служба, в Рухлядном – некоторое время портная и сапожная мастерские.
Наличие на территории большого числа служб отличает Соловецкий монастырь от других обителей, где такие службы старались вынести за крепостную стену. Продиктовано это особым приграничным месторасположением обители, необходимостью при нападении врагов выдерживать длительную осаду. Но даже здесь все службы находились за пределами Соборной площади.

Братия возрожденного монастыря в настоящее проживает в Наместническом корпусе. В Рухлядном корпусе находятся монастырская лавка, церковно-археологический кабинет, реставрационный отдел и другие службы монастыря, в зимнее время здесь размещается паломническая служба. Просфорный, Новобратский, Благовещенский и Прачечный корпуса занимает музей-заповедник. Во всех остальных келейных корпусах проводятся реставрационные работы.

Монастырь – это не только каменное или деревянное религиозное сооружение. В монастыре живут люди – послушники, монахи. И у каждого из них есть своё небольшое жилище – келья.

Значение слова келья

Похожие по звучанию и значению слова есть во многих языках. В греческом языке есть слово κελλίον, в латинском языке – сеllа, в древнерусском – келиа. Все они обозначают примерно одно и тоже. Значение слова келья — небольшая комната, скромное жилище монаха.

Скорее всего, в русский язык это слово попало во времена крещения Руси. Поскольку Русь крестили по образцу Греческой Православной церкви, то и само слово имеет, видимо, греческое происхождение.

Монашеские кельи

Кельи располагаются в специальных зданиях – братских корпусах или общежитиях. В русских монастырях в кельях проживают один или два монаха. Комнаты имеют простенький вид. Из мебели обычно есть стол, стул или табурет и кровать. Вместо кровати может быть топчан.

Часто в монастырской келье есть небольшой индивидуальный иконостас из небольших иконок. Почти в каждой комнате находится полка для книг. Это монастырские и религиозные книги. Всё своё свободное время, коего у монаха немного, он проводит в келье. Здесь монахи проводят время в молитвах, занимаются рукоделием или чтением духовных книг.

Собственно, монашеская жизнь на протяжении веков почти не меняется. Обычно монахи заняты на послушаниях или молитвах. Послушания, говоря простым языком – это хозяйственные работы. Монастыри поддерживают свои здания и сооружения в годном состоянии собственными силами. Лишь на специальные или опасные работы привлекаются специалисты со стороны.

Иногда, особенно в стародавние времена, монастыри располагались в укромных местах, иногда в пещерах и горах. И, соответственно и кельи вырубались в скалах. Наиболее известным таким сооружением является Киево-Печерская Лавра. Конечно, сегодня в этих пещерах монахи уже не живут.

Монахи – летописцы

Когда не было в Русском государстве книгопечатания, книги писались вручную. И писали их именно монахи в своих кельях. На изготовление – написание одной книги уходили месяцы и даже годы. Писали их на отдельных листах, которые потом скреплялись и закрывались крепкой обложкой.

Книги не только писались заново, но и переписывались. Это были своеобразные типографии. С одной книги делали много её копий. Тиражи, конечно были не миллионные, как сейчас. Это всё равно были единичные экземпляры. Вручную ведь много не напишешь.

И вообще, в давние времена образование было сосредоточено в монастырях и церквях. До сих пор при монастырях существуют воскресные школы. А когда-то это был основной вид образования, доступный основной массе населения страны. Тогда это были церковно-приходские школы.

В монастырской келье узкой писались не только книги. В келье монаха – летописца записывалась история страны. Именно из таких летописей сегодня и возможно узнать, что происходило в те далёкие времена.

Самым известным монахом летописцем является Нестор. Этот монах проживал в упомянутой выше Киево-Печерской лавре. Именно благодаря его трудам появилась на свет в 1113 году “Повесть временных лет”. В ней рассказана история русского государства с 852 года по 1117 год. Впоследствии летопись много раз переписывалась и дополнялась.

Мужские и женские обители

Монастыри – это комплекс зданий и сооружений культового и хозяйственного назначения. Как правило на территории монастыря действуют несколько церквей и храмов. И поддерживают их в рабочем и безопасном состоянии – монахи. Они живут здесь же, на территории монастыря, в кельях, расположенных в отдельных, специальных зданиях.

Как люди попадают в монастыри? По-разному. У каждого человека, решившего посвятить свою жизнь служению богу, своя судьба. И у пришедших в монастырь, редко спрашивают причины, приведшие его к этому. Если только человек сам не пожелает рассказать об этом.