Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Медная икона рождество пресвятой богородицы. Молитва перед иконой. Тропарь Рождества Богородицы

Ветхозаветные пророчества о Рождестве Богоматери
и краткая история возникновения Предания о земной жизни Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы – первый двунадесятый праздник в годичном церковном праздничном круге, но установлен был последним. Это удивительное событие было подготовлено всей историей человечества, которую мы знаем из Ветхого Завета. Уже тогда в ветхозаветных аллегориях были сказаны пророческие слова о том, что Иаков «увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба» (Быт. 28; 12). Позже, уже в Новом Завете, одним из эпитетов Божией Матери стало выражение «лестница, в небо ведущая». Каждую ступень этой лестницы можно также полагать как одно из колен, поколений, всей цепочкой которых по Божию Промыслу было уготовано Рождество Той, через которую сошло в мир «Солнце правды» – Господь наш Иисус Христос.

Еще ранее в Бытии находим: «Семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15), в 1-й Притче Соломоновой: «Премудрость созда себе дом». Действительно, Бог – Премудрость создал в лоне Пречистой дом, и через него эта Премудрость воплотилась. В богослужебных текстах мы часто встречаем такие метафорические образы ее, как Храм Божий, Божие Жилище, каким стала для Младенца Иисуса Божия Матерь, носившая Его под сердцем, подобно тому, как любая женщина носит под сердцем своего ребенка. В Исходе сказано, что пророку Моисею свыше было указано на купину неопалимую (Исх. 8:1–5), что также является предвещением Ее Рождества, и эти строки Ветхого Завета вошли теперь в богослужение, посвященное этому празднику: «яко же бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси».

О земном пути Богородицы из Нового Завета нам известно немного: наиболее подробные из Евангелий – от Матфея и от Луки повествуют о событиях, связанных с Ее именем, которые происходили совсем незадолго до Рождества Христова, с момента Благовещения. Но апокрифические предания Церкви сохранили для народов чудесные свидетельства Ее Рождества и земного пути, когда Она сопровождала Сына Своего, а затем апостолов в совместных странствиях, и они позволяют нам представить наичистейший, лучезарный облик Матери Господа Иисуса. Церковь не относит апокрифы к источнику христианского вероучения, но как исторические свидетельства, дополняющие имеющиеся в Священном Писании сведения, отдельные сюжеты и события из них стали основой для жизнеописания земной жизни Богоматери. Сопоставленные с местами в Евангелиях, где упоминается Ее имя, освобожденные от каких-либо общих толкований и принятой догматики, они являют собой исключительно исторические свидетельства. Когда работа над их редакцией завершилась, то в церковное наследие вошли четыре основных литературных и исторических памятника: «Книга Иосифа Плотника», созданная около 400 года в Египте, «Евангелие детства», или «Евангелие от Фомы» – II век, «Протоевангелие Иакова», датируемое 2-й половиной – концом II века, оно появилось также в Египте, и самое позднее – «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы», которое апостол и евангелист Иоанн написал сразу же по Успении Ее, но окончательный вариант был принят Церковью в IV–V веках. Таким образом сложилось Предание о земной жизни Божией Матери, где главные вехи ее вошли как двунадесятые праздники в годичный круг главных богослужений.

Рождество Пресвятой Богородицы

Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, жили в Галилее, в городе Назарете, на севере Святой земли. Дом их стоял в северо-восточной части Иерусалима, где теперь располагается Мусульманский квартал, в Старом городе близ Львиных ворот. Кстати, православные христиане и католики спорят по поводу точного местонахождения дома родителей Богородицы в Иерусалиме и указывают его с разницей примерно в 70 метров. У православных это место, где ныне стоит монастырь Святой Анны. Он небольшой, на первом этаже устроена церковь В честь Рождества Пресвятой Богородицы, а под нею – пещера, которая, согласно Преданию, была частью дома святых Иоакима и Анны. Католики же поставили базилику Святой Анны близ Вифезды, Овечьих ворот, под нею в цокольном этаже – крипте также есть подземные комнаты.

Святые Иоаким и Анна, несмотря на то что были царского рода: Иоаким происходил из колена Иудина рода Давидова, а Анна – из племени Аронова. Если мы поднимем ее родословие, то увидим среди предков родительницы Пречистой Девы и патриархов, и первосвященников, и царей. К тому же Анна была дочерью священника Матфана, а София, другая его дочь – стала матерью Елизаветы, родившей Иоанна Предтечу. Так Бог удивительно благословил семью святой Анны.

Но эти родовитые назаретяне жили весьма скромно, главным достоянием их была вера в Бога. Прожив пятьдесят лет в благочестивом и добродетельном браке, они так и не удостоились от Бога главного дара – рождения ребенка, несмотря на то что молили Господа о том денно и нощно. Анна пролила немало слез, сокрушаясь о своей бездетности, над супругами насмехались, Иоакиму даже не давали приносить жертвы Богу: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомства в Израиле», – сказал ему священник, когда тот пришел в храм с традиционной для каждого иудея жертвой.

Все горести происходили оттого, что в ветхозаветные времена бесчадие означало, что этот союз неугоден Богу, поскольку не имеет потомства. Бесплодие, по морали ветхозаветных иудеев, предполагало, что те, кто подвержен ему, имеют перед Богом тайные или явные грехи, о чем неоднократно указывается в Бытии (20; 18), Книгах пророков Осии и Иеремии. Этот позор мог быть снят только рождением ребенка. Шли годы, детей у супругов не было, но святой Иоаким, помня библейские события из жизни праведных предков, к примеру, Авраама и Сарры, хранил надежду, что Господь не оставит и их. Чтобы избавить Анну от лишних разговоров, Иоаким устроил себе палатку в пустыне и сорок дней молился и постился, обещая, что если Бог пошлет им дитя, то жизнь этого ребенка будет посвящена Богу. Если б он знал, произнося эти слова, какими пророческими они станут, какая уникальная, Божественная участь уже была уготована Небесами их с Анной будущей дочери.

И вот на сороковой день пребывания Иоакима в пустыне Анна гуляла по саду и горячо молилась, чтобы Господь в старости даровал и ей ребенка, как когда-то Сарре. По Преданию, она присела под лавровым деревом, взглянула на порхающих над гнездами птиц и посетовала, что, мол, и птицы небесные птенцов имеют, только ей не дано счастья иметь дитя. И тут явился ей ангел Господень и сказал, что она зачнет и родит «Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария». В тот же миг ангел явился и Иоакиму, пребывавшему в пустыне, и тоже объявил ему о том, что Бог услышал его молитву, и будет ему дана от Бога благодать деторождения. Затем ангел повелел Иоакиму идти к Золотым воротам, где он встретит свою жену Анну.

Изумленный и обрадованный, Иоаким поспешил к Золотым воротам и встретил там жену свою. Они отправились сначала в храм, где супруги с благодарностью помолились Богу, а затем вернулись домой. Икона «Встреча Иокима и Анны» создана именно на этот сюжет.

Протоевангелие Иакова повествует об этом так: «И вот Иоаким подошёл со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме» (4; 7–8).

По прошествии девяти месяцев у супругов, которых справедливо называют Богоотцами – ведь у дочери их родился Богомладенец! – появилась девочка, которую назвали Мария. Мария, или Мариам, что означает «госпожа» или «царица», и это имя также было промыслительным для Той, Которой предстояло стать Царицей Небесной.

После рождения дочери Иоаким принес Богу дары, совершил жертвоприношения и получил благословление от священника, а Анна дала обет, что до трех лет, пока по обычаю дочь не будет введена в храм Божий, она ни разу не ступит на землю. Иоаким же через год собрал в своем доме большой пир, на котором все присутствующие радовались и славили Господа, и на том пиру поднял на руках Иоаким дочь свою и просил всех служителей Божиих, что были на пиру, благословить ее. По достижении трех лет Мария взошла по ступеням в Иерусалимский храм и, по Преданию, Введение во храм Пресвятой Богородицы было торжественным: вдоль дороги стояли девицы со светильниками, и встречали ее священники во главе с первосвященником Захарией. Крыльцо, ведущее к вратам храма, имело 15 ступеней, по числу степенных псалмов, и на каждом пелись особые псалмы, и маленькая Мария сама, без помощи старших взошла по всем 15 ступеням, и Захария ввел Ее в Святая Святых, куда остальным доступа не было.

Мария осталась жить при храме. И дальнейший Ее путь мы узнаем, пройдя по всему кругу богородичных праздников. Скажем только, что благочестием, целомудрием, преуспеванием во всем Она превосходила всех: вставала ранее всех, молилась трижды в день, в остальное время читала книги Священного Писания и рукодельничала. Ей исполнилось девять лет, когда предстали перед Богом один за другим престарелые родители Пречистой Иоаким и Анна, прожившие замечательную жизнь, венцом которой стала Она, о Которой сказал Андрей Критский: «В Рождестве Божией Матери Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу».

Значение иконы

О празднике Рождества Пресвятой Богородицы митрополит Антоний Сурожский говорит, как о «начале преодоления разделения между Богом и человеком». «Она, – пишет митрополит Антоний, – Мост между Небом и землей, Дверь Воплощения, дверь, раскрывающаяся на Небо». И действительно – сколько поколений сменило друг друга, сколько судеб, сколько знаков свыше и чудес произошло, каждое из которых провозвестило приход Мессии, но косвенно, в символически-метафорической форме в книгах Ветхого Завета упоминалось то, КАК это пришествие должно произойти. Эти иносказания и аллегории не были открыты всем, но едва это случилось, едва мир вступил во времена Нового Завета, эти едва намеченные свидетельства о будущем событии Рождества Той, через Кого приход случится, с этим событием будто вспыхнули, озаренные светом свыше, и все предсказания открылись, осуществились, заняли свое место в истинной, данной свыше истории обожженного Боговоплощением человечества.

Все богословы, рассуждая о значении Рождества Богородицы, отмечают эту длиннейшую цепочку из невероятного количества звеньев. Отпадали колена, уходили рода и оставались лишь те, кто должен был привести эту богоданную биографию всего рода человеческого к рождению Марии.

Но, говоря о Самой Невесте Неневестной, Которой предстояло стать Марии, невозможно не говорить о чуде Ее зачатия, которое предваряет зачатие Ею самой. Это первое чудо, приготовительное, о котором святитель Иоанн Дамаскин говорит: «Дева Матерь родилась от неплодной, потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходит от меньшего к большему». Так же оценивает это предварительное чудо и святой Андрей Критский: «Если великое дело то, что рождает неплодная: то не более ли удивительно, что рождает Дева?.. Нужно было, чтобы Тот, Который все и в Котором все, как Господь природы, показал на праматери Своей чудо, сделав ее из бесплодной матерью, а потом и в Матери изменил законы природы, сделав Деву Матерью и сохранив печать девства».

Целомудрие Анны, которое лишь видится незнающим как бесплодие, преемственно, оно продолжается в дочери на иной, на невероятной по духовной значимости Божественной высоте! Иоаким бескомпромиссно, безусловно верит, что Богу все возможно, и вера его получает полное замечательное подтверждение. Вся цепь этих событий, следующих одно за другим, с одной стороны, соединяет еще крепче узы между Ветхим и Новым Заветами, а с другой – принципы целомудрия, обратные традициям обязательного чадородия, открывают нам высокодуховное значение института брака, необходимость присутствия в этом явлении благословления от Господа Святым Духом, которое происходит при таинстве венчания.

Удивительно, как Промыслом Божиим выправляются, вправляются вывихи и перекосы в течение всего земного существования людей. Сколько событий получает искупление Рождеством Ее! От позора бесчадия освобождаются святые родители Ее, Адам и Ева – родоначальники человечества, по грехопадению которых столько веков человечество несло бремя греховности, освобождаются от первородной вины перед Отцом, ибо так или иначе результат прирастания поколений – Рождество Девы, будущей Матери Того, кто придет, чтобы искупить грехи всех, и даровать возможность Жизни Вечной с Ним у Престола Божия всем, даже «сущим во гробех» от начала времен.

Теперь, празднуя Рождество Ее, какие чувства мы можем испытывать, кроме ликования и радости, и великой благодарности Иоакиму и Анне – за веру и молитву, Пречистой – за Ее замечательные слова в Благовещение: «Се Раба Господня, да будет мне по слову твоему» и вечное о нас ходатайство перед Богом, Заступничество и Материнскую любовь, которую Она распространяет на всех нас, покрывая любящих Ее Своим единым на всех Покровом. И прежде всего – Богу, за Его великий замысел о возвращении человечества в его истинный Дом, который мы утратили, но путь к которому нам открыт Рождеством Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы вводит каждого православного христианина в семейный мир святых праведных Иоакима и Анны, родителей Марии. Тем самым каждый верующий человек становится причастником радостного события рождения Пречистой Девы.

Краткая история рождения Божией Матери

После многолетнего моления у престарелых родителей родилось долгожданное чадо, о появлении на свет которого будущим отцу и матери возвестил через ангелов Сам Бог.

Древнее предание гласит, что необыкновенный ребенок, посланный с Небес, родился в семье праведников Иоакима и Анны, выходца из царского рода и дочери первосвященника, проживавших в Назарете. У супругов долго не было детей, но достигнув преклонных лет, они безропотно продолжали молить Бога о ниспослании им дитя.

Ранее в еврейской среде считалось, что если в семье не было детей, то супруги отвержены от Бога.

Однажды Иоаким долго молился в пустыне, и ему случилось видение архангела Гавриила . Он возвестил молитвеннику, что его просьба услышана Богом, и скоро у него родится дочь. Она будет благословенна. Через нее будет даровано спасение всему миру. Посланец указал, чтобы родители нарекли новорожденное чадо Марией.

Так и случилось, вскоре в семье родилась девочка. До возраста 3-х лет Мария жила в доме своих родителей и училась молитве. Мать с отцом дали обет посвятить Марию Богу.

Так и случилось! В три года девочка вошла в Иерусалимский храм , где и служила Творцу до своего совершеннолетия. Ее житие было угодно Богу, тем самым вскоре она стала зримым связующим звеном между жизнью земной и миром небесным.

Богородица и ее родители

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Ранние иконографические изводы открывают христианам Анну, полулежащую или восседающую на высоком ложе. Ее изображение более крупное, нежели образы прочих участников события. Пред ней стоят женщины с дарами, а повивальные бабки и служанки омывают новорожденную Богоотроковицу или уже подносят Ее матери.

На иконах более позднего времени помимо Анны и новорожденной Марии изображается Иоаким, множество принесенных даров и угощений, птицы, водоемы. Встречается изображение девушки, обмахивающей опахалом малышку. Другая же служанка ласково укачивает колыбель.

На иконе присутствует много бытовых деталей, придающих образу богословский смысл:

  • простые христиане, созерцающие икону, становятся причастниками радостнейшего события рождения Царицы Небесной;
  • событие Рождества Богородицы предшествует главному и величайшему свершению - рождению Божественного Сына ради искупления человечества от греха.

Пустынно-Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

Православные иконы Рождества

В настоящее время наиболее известны образы:

  • Глинская икона. Чудотворный лик особо почитаем и является чудотворным. Мольбы к Богородице Глинской помогли множеству заблудших душ исцелиться и найти покой. Богородица помогает женщинам исцелиться от бесплодия и прочих гинекологических недугов.
  • Исааковская икона. Этот образ был найден православными христианами - жителями одной из деревень, среди ивовых веток, которые были набросаны на берегу речки. Они принесли святой образ в церковь, а вскоре на месте его обретения возвели новый храм, существующий и до ныне. Богородица способствует исцелению болезней у детей и взрослых, спасает от напастей и ограждает от бед.
  • Лукиановская икона. Образ, посвященный празднику Рождества, назван по имени монаха Лукиана. Именно он первым обнаружил святую икону, а немногим позже при содействии монастырской братии на этом месте был построен храм, вокруг которого обустроен монастырь. Образ прославился среди православного люда множественными случаями помощи и исцелениями. И по сей день у чудотворной иконы молитвенники взывают Богородице с просьбами о помощи, поддержке и заступничестве.

Исааковская икона Рождества Пресвятой Богородицы

Народные традиции

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы в народе имеет много наименований, среди них: «Госпожинки», «Малая Пречистая», «Аспосов день».

В дни подготовки к празднованию Рождества, планировался размах «пировства», которым был зависим от объема урожая посевных. При хорошем урожае праздник отмечался на протяжении целой недели, а то и до дня Покрова . Сельчане варили пиво, резали барана или овцу, приготовляли вкусности из говядины, готовили студень из головы и ног быка, пекли пироги с рыбой и мясом.

На пир созывались все родственники, но предпочтительней все же были те гости, кто из них имел возможность оплатить угощение. Для зятьев, особенно молодых, делалось исключение. Их всегда приглашали на гуляния к столу, даже осознавая то, что ответного приглашения тесть, теща и другие родственники не получат.

Читайте еще о традициях в православии:

В старину особое значение придавалось отношениям между зятем и тестем, свекровью и невесткой. Они должны были сосуществовать в мире и добре. За столом главное место определялось для свата и сватьи, они были главными гостями на празднике. Их усаживали под образа в передний угол.

В тех краях, где были храмы, освященные в честь Рождества Богородицы, деревенское веселье было особенно широким, здесь проходили праздничные ярмарки, местные артисты устраивали зажигательные представления.Молитва перед Казанской иконой Важно! Дева Мария учит людей человечности, умению не роптать и проявлять добродетель в любых, даже кажущихся самыми сложными жизненных ситуациях. Пречистая указует со смирением переносить все трудности и испытания, дабы иметь возможность даже во грехе покаяться и вернуть себе Божественную благодать.

Нельзя читать молитвы Царице Небесной сухим и формальным текстом. Неискренняя просьба не подарит молитвеннику Богородичного благоволения. Только лишь покаянием, добрым сердцем, милосердными делами можно добиться заступничества Преблагословенной Матушки.

Появление на свет Божий Девы Марии явилось бесперекословным исполнением пророчества о том, что вскоре с ангельским пением на землю придет Творец, Спаситель Мира, рожденный от Нее и от Духа Святаго, дабы исполнить Волю Отца: «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы ежегодно отмечается православной Церковью 21 сентября.

Посмотрите видео о Рождестве Пресвятой Богородицы

Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы означает великое торжество веры и явление Миру Матери Иисуса Христа, Сына Господня. Ее появление на Свет Божий было чудом, равно как и непорочное зачатие, явившее Миру Спасителя.

История празднования

Но в РПЦ распространена версия, которой повсеместно придерживался святитель Димитрий Ростовский, что Ее появление на свет Божий случилось в Назарете, где и проживали ее родители Иоаким и Анна.

Рождение Богородицы

Итак… К северу от Иерусалима в горной области около Эздрелонской долины лежал небольшой городок Назарет. Ничем знаменательным этот град, как и его жители, не прославился, поэтому среди евреев существовало мнение о том, что из Назарета ничего доброго не может происходить.

Но в этом городке проживала супружеская чета, именно их Бог избрал быть родителями Матери Спасителя Мира. Выходец из царского рода и дочь первосвященника, Иоаким и Анна, были людьми зажиточными, имели богатство, прислугу и хозяйство. Но это не помешало им благоговейно относиться друг к другу, вести богобоязненное житие, проявлять дела милосердия. За эти качества горожане очень любили благочестивое христианское семейство.

Другие праздники Рождества:

Но супругов очень удручало отсутствие детей, к тому же в те времена это являлось знаком наказания (гнева) Божиего. Но супруги не роптали, они постоянно умоляли о даровании им радости в жизни в виде долгожданного малыша, хотя в их преклонных летах рождение чада в принципе уже и не представлялось возможным.

Богородица и ее родители

Весть Ангела

Однажды Иоаким удалился в пустыню, дабы усиленно молиться и держать строгий пост. Праведная супруга, признав в себе вину бесчадия, сильно скорбела и стала еще усерднее молиться Богу о даровании дитя. И тут случилось чудо - Ангел Господний спустился с Небес и возвестил ей о том, что мольба услышана Создателем и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится дочь, благословенная, выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария.

Этот же Ангел явился к Иоакиму. Он возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так и случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу.

Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна, вместе же они вернулись в Назарет. А по истечении срока чревоношения женщина произвела на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.

Иоаким устроил грандиозное застолье, на которое было созвано множество народа. Во время пира отец поднял Дочь и испросил священников благословить ее.

Рождество Богородицы. Фреска Джотто

Значение праздника

Именно в то время, когда в мире наблюдался сильнейший упадок нравственных ценностей и существовала огромная потребность в возрождении веры, родилась Пресвятая Дева. Именно Она была избрана Творцом быть достойнейшей из достойных дабы быть Богородицей и явить миру в образе человеческого естества сына Божия.

О других Богородичных праздниках:

Появление на свет Марии приблизило земной мир к Царству Божию, к познанию истины и вечной жизни во Христе. А Самой Богородице была уготована судьба быть милосердной Заступницей православных христиан.

Как отмечают праздник Рождество Богородицы

Начиная с VI века, верующие люди спешат в храмы, где совершаются торжественные богослужения. Люди славят Бога и тот день, когда Господь даровал миру в виде Пречистой Девы надежду на приход в мир Спасителя.

Хозяюшки пекли хлеба с буквами «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Их раздавали всем членам семьи, родственникам, друзьям, а хранили под иконой Иисуса Христа, до дня Его Рождества. Считалось, что вкусив кусочек этого хлеба с молитвой, возможно излечиться от всевозможных хворей.

На Святой Земле Иерусалим и Назарет в эти праздничные дни становятся центром паломничества. Огромный поток верующих стекается к святыням, связанным с земные житием Царицы Небесной. Особенно люди стремятся посетить источник Девы Марии и церковь Благовещения Богородицы в Назарете, греческую церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме. Согласно Преданию, она построена на том месте, где ранее стоял дом родителей Марии.

В этот день Небеса слышат все молитвы православных христиан , поэтому необходимо покаяться во грехах, благодарить Творца и молитвенно испрашивать исполнения просимого.

Важный момент! В день Рождества Пресвятой Богородицы нельзя употреблять спиртные напитки, мясо и непостные продукты. Это день постный! Запрещена физическая работа, табу на ссоры, осуждения. Необходимо соблюдать душевную чистоту, совершать добродетель, помогать словом и делом.

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

Обычаи праздника: что можно и стоит делать в этот день

  • Рождество Богородицы в миру считается женским праздником, когда каждую даму следует почитать как продолжательницу рода.
  • Бездетные женщины посещают праздничное богослужение, после чего устраивают обед и приглашают за стол бедняков, дабы те после еды помолились за хозяюшку, мечтающую о даровании малыша. Считается, что молитвы Божией Матери о даровании детей, вознесенные именно в день Ее Рождества, имеют особую силу.
  • Ранее этот Богородичный праздник считался началом нового года. Принято было зажигать лучину и не гасить ее даже ночью. Когда первая догорала, от нее возжигалась следующая и так далее. В современное время некоторые верующие придерживаются этой традиции: у них постоянно, днем и ночью, горит лампада у икон.
  • День Рождества Богородицы начинал отсчет сватовства: с этого дня в дома незамужних девиц засылали сватов. В этот день так же хорошо играть свадьбу - семья всегда будет под Покровом Царицы Небесной.
  • С древних времен и по сегодняшний день существует традиция: женщины рано утром отправлялись к водоему. Считается, если девушка или женщина умоет лицо до восхода солнца, то красота ее лица сохранится до преклонных лет. Конечно, в этом есть что-то языческое, но вреда нет никакого.
  • С недели Рождества хозяйки убирали лук с грядок, а до ее начала необходимо было убрать весь прочий урожай с полей. Сельчане засевали поля рожью, а пчеловоды готовили ульи к зимовке.

Народные приметы

21 сентября - это день осеннего равноденствия. С этой даты световой день постепенно уменьшается, а ночь, наоборот, становится длиннее. По погоде люди определяли то, какой будет предстоящая осень и зима.

  • Птицы поднимаются ввысь, в небо - осень наступит не скоро. Если же стаи птиц жмутся к земле и ищут корм, то следует ожидать суровой и голодной зимы.
  • Ясное солнце на Богородицу - означает продолжение осени и сохранение тепла до октября.
  • Утреннее небо звездное, ясное - к скорому наступлению морозов.
  • Туман на Рождество - предвестник дождей. Если он быстро рассеивается - нужно ожидать чередование дождливой и ясной погоды.
  • Дождь с раннего утра - ненастье еще на 40 дней и холодная зима.
  • Роса на Богородицу означает, что через месяц ляжет иней.
  • Сохнет быстро роса - к малоснежной зиме, если же она сохнет долго, до обеда - то следует ожидать много снега.
  • Ветер 21 сентября - к зиме малоснежной и ветреной.
  • С утра погода хорошая, теплая, а после обеда приморозело - нужно ожидать суровую, холодную зимушку.
  • Яркое и теплое солнышко - к частым оттепелям в холодную зиму.

Всемирно известный святитель Андрей Критский (Иерусалимский), христианский богослов, проповедник и автор духовных гимнов, назвал Рождество Богородицы «Началом всех праздников».

Действительно, появление на свет Божий Девы Марии - Невесты Неневестной, предуготовило воплощение в мир земной Сына Божия, Его проповедь, Спасительную Жертву и великое Чудо Воскресения.

Посмотрите видео о Рождестве Пресвятой Богородицы

Икона Рождество Пресвятой Богородицы – образ, передающий нам радость от великого события, которое имеет особое значение для всех людей. 21 сентября (по старому стилю 8 сентября) православные христиане чествуют Рождество Пречистой Девы Марии . Этот Богородичный праздник входит в число двенадцати наиболее важных (после Пасхи) в православии, которые приурочены к особым событиям земного бытия Иисуса Христа и Девы Марии. Традиция отмечать Рождество Пресвятой Богородицы отдельным значимым днем берет начало со второй половины V столетия.

Как правило, иконописные правила начинают формироваться практически вскоре после появления церковного празднования, соответственно появляются новые сюжеты для написания. Но так как в VIII-IX веках Византия была охвачена иконоборчеством, а затем борьбой с этой ересью, то новые сюжеты изображения божественных образов почти не появлялись. Первое изображение Рождества Богоматери, которое дошло до наших дней, – это фреска из росписи христианского храма в Каппадокии (территория современной Турции), работа мастера датирована IX веком.

Подробности обстоятельств, событий, которые предшествовали рождению Богородицы, не отражены в текстах Святого Писания. Информация черпается из текста апокрифа «Протоевангелие Иакова», дошедшее до нас со средины II века, а также из Евангелия от псевдо-Матфея.

История родителей Пречистой Девы Марии

Согласно дошедшему до нас преданию, точное место, где появилась на свет Дева Мария, расположено в Иерусалиме. Но большая часть исследователей, принадлежащих Русской Православной Церкви, придерживаются мнения, что отец и мать Пречистой Марии проживали в городе Назарете, там у них родилась дочь. Эту версию считал наиболее возможной агиограф, духовный писатель, педагог, проповедник Димитрий Ростовский.

Семья Иоакима и Анны

Селение Назарет располагалось в горном районе, лежащем севернее Иерусалима, у подножья горы рядом с Эздрелонской долиной. О ничем не примечательном маленьком, скучном городе сами евреи с пренебрежением говорили, что из Назарета ничего доброго не может быть. Именно здесь жили благочестивый Иоаким с женой Анной, которым было предначертано Провидением стать прародителями Иисуса Христа – Спасителя мира. Предки Иоакима принадлежали дому царя Давида, а жена его Анна была из семьи священников. Надо заметить, что к великой истории Мессии в этой семье стала причастна еще родная племянница Анны. Праведная Елизавета родила Иоанна, позже нареченного Крестителем.

Иоаким-праведник был небедным человеком, имел много домашнего скота. Несмотря на зажиточность, репутацию хороших хозяев семейная пара жила достаточно просто, помогая бедным, жертвуя деньги на храм, в благоговейной, искренней любви к Богу. Но полного счастья семья не знала – союз Иоакима и Анны был бездетным. Надо заметить, что в те времена считали, что таким образом Бог наказывает людей за какие-то серьезные грехи. Иоаким с Анной неустанно просили у Господа великой милости – ребенка, но ничего не помогало. Время шло, наступала старость, надежды оставалось все меньше.

Пророчество Ангела Божиего

Однажды ранним утром, когда Иоаким пришел с подношениями к храму, некий Рувим дерзко и громко заявил, дескать, зачем недостойному, бесплодному человеку раньше других подносить дары Богу. Жестокосердие усилило страдания праведного Иоакима настолько, что он решил уйти в безлюдную пустыню, чтобы искупить вину, успокоить сердце, умилостивить Бога строгим постом вместе с искренней молитвой.

Анну-праведницу, возлагающую вину за отсутствие потомства только на себя, охватила великая скорбь. Женщина принялась, как никогда, усердно, молиться Господу, возжелав, чтобы мольбы были приняты, а Всевышний Отец даровал семье ребенка. Вдруг во время молитвы перед Анной появился светлый Ангел Божий. Он принес радостную весть, что просьбы услышаны Господом. Далее Ангелом была обрисована пророческая картина: вскоре Анна зачнет, родит дочь, которая получит благословение, большее, чем у любой другой из земных дочерей. Также Ангел наказал Анне назвать свою девочку Марией.

С восторгом выслушав радостную весть, Анна-праведница склонилась перед Ангелом, пообещав, что отдаст на служение Господу свое единственное долгожданное дитя для восхваления имени Всевышнего. Затем Ангел появился перед Иоакимом, сообщив о даровании дочери. А затем наказал благочестивому мужу отправляться в Иерусалим, чтобы встретить жену возле Золотых ворот. В тот же час Иоаким исполнил напутствие, подготовив дары священникам, а также для пожертвования Богу.

Свершение пророчества

Подойдя к месту, которое указал Божий Ангел, Иоаким встретился со своей супругой Анной. Муж и жена поговорили о произошедшем, принесли жертву Богу, дали обет посвятить свое дите служению Господу, отдав храму до достижения совершеннолетия. Затем Иоаким с Анной направились домой к Назарету. Как и было предсказано, точно в срок (8 сентября по старому стилю), праведная Анна родила девочку. Ей было дано обещанное имя – Мария, на еврейском языке значит «надежда» или «госпожа».

Прошел год. Святой Иоаким решил устроить большой праздник. Он пригласил к столу старейшин, священников, родственников, знакомых. Во время пира счастливый отец показал гостям Дочь и обратился к присутствующим священникам, чтобы те благословили Ее.

Иконография Рождения Пресвятой Богородицы

Даты, когда были написаны наиболее древние фрески, иконы Рождества Пречистой Девы Марии, точно установить сложно, но они относятся к X-XI векам нашей эры. Исследователи допускают, что существовали и более ранние образцы данного иконографического сюжета. Ярким примером представляется роспись одного из старинных Богородичных грузинских храмов VII столетия в городе Атени. До сегодня сохранилась стенопись, датируемая XI веком. Но скорее всего она написана поверх аналогичного или похожего изображения с целью поновить еще более древнюю роспись, возможно, относящуюся к рисункам доиконоборческого времени.

Древнейшими сохранившимися православными изображениями праздника Рождества Богоматери справедливо называют фрески Киевской Руси, которые можно увидеть на своде Софийского собора в городе Киев (написаны мастером первой половины XI века). Также стоит упомянуть знаменитую сербскую роспись храма Иоакима и Анны обители Студеница (1304 год), фрески Преображенского собора монастыря на Мирожской набережной города Пскова.

Изображение ранних изводов образа Рождества Богородицы достаточно скупо преподносят различные бытовые подробности, более подробные рисунки свойственны образцам позднего времени.

Изображения икон Рождества Пречистой Богоматери

Фоном образа являются архитектурные кулисы, соответствующие античной традиции. На ранней иконе Рождества Пресвятой Богородицы центральную часть композиции занимает праведная Анна, которая полулежит на высоком ложе. Фигура праведницы выделяется, так как она более крупная, чем другие персонажи. Возле святой Анны стоят женщины, принесшие щедрые дары. Перед ложем написана повивальная бабка, служанки из дома Анны, которые омывают рожденную Богородицу в купели.

Более поздние образы доносят нам подробности обстановки, изображают картину дома святых Иоакима с Анной. Здесь можно увидеть стол с поднесенными угощениями, дарами. Также появляется водоем, птицы, служанки. Мотив женщин-служанок, которые поддерживают праведную Анну, заимствованный из античных произведений, присутствует и на некоторых поздних иконах. Фигуры женщин (служанок, дев) отличает разнообразие. Например, на раннем памятнике – миниатюре Минологии московского князя Василия II (годы правления 979-989). На других иконах несколько дев подходят к ложу роженицы Анны, поднося блюда, наполненные угощеньями, сосуды, чаши.

Встречается изображение девушки, которая держит опахало. Чаще это связано с развитием в иконографическом искусстве тенденций повествования. За новорожденной Марией присматривают две служанки: первая из них, как правило, качает колыбель, а вторая с заботой обмахивает малышку опахалом.

Новые детали, подробные описания бытовых деталей, которые подчеркивают земную, человеческую картину иконы, придают изображению глубокий богословский смысл.

  • Во-первых, иконографы делают простых христиан, смотрящих на образ, причастными, близкими к радостному событию Рождения Богоматери.
  • Во-вторых, показывают, что изображенное событие предшествует главному: рождению Сына Бога среди земных людей ради искупления их грехов.

Православные иконы Рождества Пречистой Богоматери

Наиболее известные святые православные иконы, посвященные Рождеству Пресвятой Божьей Матери:

  • Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы является почитаемой и широко известной благодаря своим чудотворным свойствам. Молитвы к образу помогли исцелить многие несчастные заблудшие души. Икона помогает женщинам по их вере излечиться от разных гинекологических заболеваний, избавиться от бесплодия.
  • Исааковская икона Рождения Матери Божьей была найдена православными между веток ивы, что росла на берегу речки. Жители расположенной рядом деревни принесли святой лик к церкви. Со временем на месте чудесной находки была возведена новая церковь, которая существует и сегодня. Помолиться у Исаковской иконы Рождения Богородицы стоит о защите от бед, болезней, напастей маленьких детей, младенцев.
  • Еще одна икона, посвященная празднику Рождения Приснодевы Марии, носит имя Лукиановская по имени инока Лукиана, который первым обнаружил святой лик. Позже на этом месте монахи построили новый храм, а вокруг него создали монастырь. Лукиановская икона прославилась случаями чудотворной помощи. Каждый день у святой иконы родные малышей произносят: «Помоги». А она вновь проявляет свои целительные качества, защищая младенцев от недугов.

На иконе Рождество Пресвятой Богородицы показано счастье, с которым наша Заступница пришла в наш мир. Перед этой иконой можно просить Божию Матерь о чем угодно, но наиболее важным являются молитвы и просьбы о спасении наших душ, по которым Царица Небесная будет просить Своего Сына о Его милостях к нам.
Перед этой иконой полезно просить Богоматерь о рождении детей, особенно, когда Бог долго не дает ребенка в семью, но в этом случае очень хорошо помогают молитвы перед иконой родителей Святой Девы, праведных Иоакима и Анны. Празднование этих святых приходится на 22 сентября, следующий день после Рождества Богородицы.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Немногим более двух тысяч лет назад, на расстоянии в три дня пути от Иерусалима, в небольшом городе Назарете, жили Иоаким и Анна, будущие родители Богородицы.
Иоаким был из рода царя Давида, а Анна была потомком Аарона, брата Моисея. У семьи было в собственности несколько стад овец, но по своим доходам они жили скромно потому, что основная часть заработанного шла на постройку Иерусалимского храма и на милостыни бедным людям.

Невзирая на то, что они были верующими людьми и жили по Божиим законам, Господь до сих пор не давал им детей, хотя им было уже по семьдесят лет. В древние времена бездетность считалась наказанием Господа за грехи, поэтому соседи Анны и Иоакима даже оскорбляли и унижали их.
Однажды был большой праздник. Иоаким отправился в Иерусалим для приношения даров в один из храмов, но священник отказал ему в этой милости, и во всеуслышание объявил, что грешник, не имеющий детей, не имеет права даже приносить дары Богу. В отчаянии, старец вышел из храма, отправился прочь от людей и оказался в пустынном месте в пещере, где принялся горячо молиться Господу и дал обет, что будет находиться здесь и откажется от всякой пищи до той поры, пока Господь Бог Израилев не услышит его. Целых сорок дней Иоаким молился в пещере.
А тем временем, его супруга Анна узнала о том, что случилось в Иерусалимском храме, и сама испытала такую же душевную боль, как и ее супруг. В своем горе она вышла в сад и села под лавровым деревом. Она не понимала, как теперь будет жить: Бог отверг ее от Своих милостей, люди ее проклинают, муж оставил ее и вообще куда-то пропал.
Вверху над ней вдруг послышалось птичье щебетание, Анна подняла голову и, увидев, как птичка в гнезде кормила своих деток, подумала:

«Даже у птиц есть дети, а для нас не найдется такого утешения в старости».

Из самой глубины ее души полилась мольба Господу, она просила, умоляла Его услышать, помочь ей и осчастливить ее радостью материнства.

И вдруг… она увидела Ангела, который сказал ей:

«Анна! Господь услышал твои молитвы — ты родишь дочь и наречешь ее Марией, что значит Госпожа и Надежда. Ею даруется спасение всему миру».

Посланник Господа повелел Анне отправляться в Иерусалим, чтобы она там, у Золотых ворот храма, встретилась с Иоакимом.
В это же время Ангел Господний явился к Иоакиму и тоже наказал ему отправляться к храму, где его будет ждать жена, и сообщил ему:

«Господь принял твои молитвы, Иоаким, у вас родится дочь на радость всему миру»

Встретившись, супруги поведали друг другу об Ангеле. Счастливые, они помолились Господу, принесли жертвы в благодарность о такой вести и вместе отправились домой.
Рождение Той, Кто по Божественному замыслу будет Матерью Спасителя, случилось около 15 года до Рождества Христова.
За твердую веру, за их праведность, любовь друг к другу, наперекор законам природы, у престарелых родителей под конец их жизни, Богу было угодно явить чудо – рождение Дочери, которая «соединит небо и землю ».
Как и было сказано Ангелом, праведные Иоаким и Анна назвали девочку Марией. До конца своих дней они благоговели перед Ней, памятуя слова Ангела о том, что Ей предстоит необыкновенное будущее.
Пресвятую Марию, будущую Матерь Божию, охраняли и оберегали от всяческих бед, ее готовили к Великому Служению Господу, которое началось в возрасте трех лет Введением во храм Пресвятой Богородицы.
Восхваление Матери Спасителя, Пресвятой Девы Марии, происходит на каждом богослужении. Ее родители Иоаким и Анна также всегда упоминаются на службах, а двадцать второго сентября (по новому стилю) Церковью установлен праздничный День в честь Праведных Богоотцов Иоакима и Анны.
По народным преданиям, молитвы праведным Иоакиму и Анне помогают при супружеском бесплодии.