Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Контакты с животными. Конспект НОД "Контакты с животными- опасны" план-конспект занятия (старшая группа) на тему Контакт с животными

Период ожидания ребенка — замечательное время. Радуется будущий отец, радуются потенциальные бабушки и дедушки, радуются все, кто хоть как-то к этому причастен. И пес, давно уже живущий у вас в доме или пригретый только пару месяцев назад, радуется тоже. Нет, он не может понять причину всеобщего ликования — что бы там ни говорили о собачьем уме, постичь ваши мысли ему не дано, — но почувствовать, что в семье хозяев что-то происходит, он в состоянии. И только один вопрос не дает вам покоя: а как теперь все будет — ведь у вас же собака?

Проблема собаки в доме беременной женщины достаточно остра. Будущая мама беспокоится: не причинит ли ей пес какого-либо вреда, не лучше ли будет с ним расстаться? Безусловно, такое решение многим дается с трудом и большой внутренней болью, тем более что особой необходимости в этом и нет.

Когда в доме будущей мамы живет собака — большая или маленькая, в данном случае не играет роли, — весь спектр страхов женщины можно разделить на две большие группы: будет ли она в безопасности во время беременности — она и ее нерожденный ребенок? А что будет потом, когда ребенок уже родится? Ведь собака может заболеть и заразить хозяина, у нее может случиться приступ немотивированной агрессии, она может просто не ужиться в одном доме с малышом...

А с другой стороны, встаньте на точку зрения вашего пса и подумайте: он своего согласия на вашу беременность не давал, с появлением вашего ребенка у него в жизни ожидаются большие проблемы — по крайней мере, ограничение свободы передвижения по квартире! Еще вы наверняка будете чаще его мыть, более регулярно осматривать у ветеринара, меньше ласкать — словом, псу придется очень и очень нелегко.

Но вы, окрыленная, гордо носящая свои живот, этого не замечаете и с наслаждением передоверяете утренние прогулки с собакой вашему мужу — а ведь пес так любил эти моменты...

Ребенок... или собака? Контакт с животными при беременности

На самом деле это абсолютно неправильная постановка вопроса. Он формулируется несколько по-другому: как сделать безопасным сосуществование беременной женщины и собаки? Поэтому сейчас мы поговорим о том, как подготовить пса к появлению в его стае нового члена.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения отмечают: никаких причин для расставания с любимой собакой у вас нет, кроме того, присутствие в доме верного и преданного животного окажет самое благоприятное воздействие на формирование характера малыша.

Но психология домашних животных такова, что во время вашей беременности они в любом случае будут мучиться от ревности — точь-в-точь как дети при ожидаемом появлении на свет братика или сестрички. Поэтому не забывайте уделять внимание вашему четвероногому другу и по мере возможностей постарайтесь не сокращать то время, которое вы обычно проводите с ним.

Орнитоз (пситтакоз) — это зоонозное заболевание (т.е. заболевание, при котором человек заражается от животного) с воздушно-капельным механизмом передачи, сопровождающееся симптомами интоксикации, поражения легких — пневмонией, с высокой температурой, кашлем, иногда — с колющими болями в груди. Возможно поражение и других органов (оболочек головного мозга, кишечника).
Возбудителем орнитоза является Chlamydia psittaci (хламидия пситтаци).
Резервуар и источник заражения — домашние и дикие птицы (более 150 видов). У попугаев, уток и других птиц орнитоз иногда протекает бессимптомно, но возбудитель при этом продолжает выделяться в окружающую среду.
Орнитоз у беременных не приводит к внутриутробному заражению плода и уродствам, но тяжелые формы болезни на ранних сроках могут стать причиной .

Прививки — насущная необходимость

Как только вы узнали о том, что вы беременны, возьмите в руки специальный собачий паспорт, в который ветеринар ставит отметки о сделанных собаке прививках, и внимательно просмотрите его. Последняя прививка в паспорте должна быть проставлена не позднее, чем год назад.

Прививки защитят вашего друга от заболеваний, которыми он может заразиться на собачьей площадке, в лесу, на улице. Некоторые из этих заболеваний передаются и человеку.

Поскольку нет ничего страшного в том, что очередная прививка будет сделана на месяц раньше срока, может быть, лучше не тянуть и позаботиться об этом заранее? А если вы никогда раньше не прививали пса — сейчас это для вас задача номер один, так как благодаря этим прививкам вы избавите себя от серьезной опасности.

Перед тем как прививать собаку, необходимо дать ей лекарство против гельминтов, даже если у нее глистов отродясь не было — при наличии в организме пса хотя бы пары яиц прививка не подействует.

Если через два-три дня после принятия противоглистного препарата в кале у собаки вы обнаружите глистов — обычно их видно невооруженным глазом, — следует через неделю дать собаке повторную порцию лекарства.

Поскольку ваш пес скорее всего откажется глотать невкусные таблетки, вы можете попробовать истолочь их и смешать с собачьим кормом или подсунуть собаке истолченное лекарство имеете с тем лакомством, которое обожает ваш пес.

Аскаридоз — это гельминтоз (глистное заболевание). "Виновник" его развития — круглый глист — аскарида человеческая (Ascaris Lumbricoides).
Проявления заболевания зависят от стадии процесса. Поражаются легкие (появляется кашель). Характерны изменения на коже, которые часто имеют вид крапивницы или мелких пузырьков с прозрачным содержимым на кистях и стопах. Проникновение аскарид в протоки поджелудочной железы вызывает острый панкреатит. Попадание глистов в аппендикс (червеобразный отросток) становится причиной аппендицита или так называемых аппендикулярных колик невоспалительного характера.
Источником аскаридоза является больной человек, выделяющий яйца глистов во внешнюю среду с калом. Животные могут переносить яйца возбудителя на шерсти и лапах, загрязненных почвой.
Во время беременности в зависимости от формы и стадии заболевания и аскаридоз может привести к , при которой малышу не хватает питательных веществ, или прерыванию беременности.

Если после повторного приема лекарства вы снова обнаружите глистов — повторяйте цикл до тех пор, пока кал не будет чистым.

Внимание: беременная женщина не должна сама проводить осмотр кала собаки!

В дальнейшем повторяйте цикл прогона глистов каждые четыре месяца. Это необходимо для того, чтобы ваш пес оставался "чистым" и не мог заразить вас , что привело бы к серьезному падению вашего иммунитета, а, следовательно, к беззащитности перед болезнями.

Мирное сосуществование с питомцем во время беременности

Особое значение приобретают в этот период вопросы гигиены.

Если раньше вы могли сквозь пальцы посмотреть на то, что ваша собака сразу после прогулки промчалась в гостиную, оставляя всюду грязные следы — все равно ведь скоро уборка! — то теперь такого допускать уже нельзя. Старайтесь регулярно мыть пса, расчесывать ему шерсть — чтобы не было грязных комков, в которых так уютно чувствуют себя бактерии, — чистить ему зубы.

Внимание: если у вас комнатная собачка, которая привыкла справлять свои надобности в квартире в специальном туалете, — убирать и мыть этот туалет должен другой член семьи. Если же, кроме вас, этим некому заниматься, — наденьте резиновые перчатки.

Психологическая подготовка собаки к рождению ребенка

Вам следует как можно раньше начать психологически готовить собаку к появлению нового члена семьи. Если ваша собака имеет обыкновение класть лапы нам на плечи и вы пошатываетесь под ее тяжестью, — постарайтесь как можно быстрее отучить пса от таких проявлений любви, ведь в один прекрасный день вы можете не удержаться на ногах.

Заранее решите, в какой комнате вы разместите малыша. Пес должен твердо усвоить, что входить в нее можно только с вашего разрешения и в вашем присутствии.

Миска с водой должна всегда быть в распоряжении собаки, но миска с едой должна появляться на полу только в строго определенные часы — заранее готовьтесь к тому времени, когда ваш малыш начнет исследовать мир. Он может увлечься ярким собачьим кормом и сунуть в рот пару подушечек сухого корма.

Имейте в виду: увлекшаяся игрой собака может укусить малыша — не со злобы, нет, просто не соразмерив силу своих зубов, может повалить его так, что он больно ушибется, может сильно напугать, если зарычит или оскалится. Поэтому очень важно, чтобы еще со щенячьего возраста ваш пес приучился видеть в детях не второстепенных членов стаи, — такое возможно, если дети ваших друзей приходили к вам в гости и пес "самоутверждался" в процессе общения с ними: хватал зубами, пусть и не больно, негромко рычал, не подпускал к своим игрушкам. Для того чтобы избежать подобных эксцессов, всегда соблюдайте следующие правила:

  • Никогда не проявляйте недовольства по отношению к подбегающим на улице детям, даже если ребенок чуть не сбил вас с ног. Постарайтесь подавить даже недовольную мысль: собаки легко "считывают" нужную информацию по вашим движениям, по непроизвольным жестам, по неуловимым глазу мускульным сокращениям. Многие хозяева даже уверены, что собаки "умеют читать мысли".
  • Старайтесь не препятствовать тесному общению вашей собаки с незнакомыми детьми на улице — разумеется, если дети хорошо воспитаны и не таскают собаку за хвост! Но даже в этом случае — никаких окриков, никакого резкого тона, никакой суровости в разговоре, подлинной или напускной. Скажите малышу: "Знаешь, собачий хвост — очень чувствительная часть тела, собака им "разговаривает": вот посмотри, сейчас он у нее прижат — это значит, псу неприятно. Дергать собаку за хвост — это то же самое, что сильно таскать тебя за уши". Обычно этого достаточно. Как правило, собаки с удовольствием проводят время с детьми — ведь с ними можно от души побеситься, чего взрослые обычно не делают.
  • Немедленно и жестко пресекайте любое проявление агрессии по отношению к детям. Не позволяйте псу прыгать на детей, "распускать зубки", пусть даже и легонько, а также лаять. Особенно этим отличаются щенки — обычно они относятся к детям, как к другим щенкам. Пресекайте это — например, резким выговором или шлепком газетой. Последнее средство особенно подходит для маленьких собак.
  • Подчеркнуто по-разному относитесь к детям и взрослым. Очень хороший способ — при приближении ребенка начать говорить что-нибудь ласковое: "Ох ты, радость моя, ты откуда такой хорошенький, нарядный и т.д.", при этом улыбайтесь. Собака стремится подражать поведению лидера, то есть нам и в дальнейшем тоже будет "расплываться в улыбке" при виде бегущего к ней со всех ножек ребенка.
  • Не играйте с вашей собакой в агрессивные или соревновательные игры — в будущем собака всегда будет агрессивно вести себя во время игры, в том числе и с ребенком.
Токсоплазмоз — заболевание, вызываемое внутриклеточными простейшими микроорганизмами Toxoplasma gondii, которые встречаются повсеместно и поражают травоядных, плотоядных и всеядных животных, а также птиц и рептилий. Приобретенный токсоплазмоз у взрослых нередко протекает в латентной (скрытой) форме. При острой форме могут поражаться головной мозг, глаза, лимфатическая система, печень, селезенка, сердце и другие органы. Заболевание проявляется увеличением и болезненностью различных групп лимфоузлов, возможны повышение температуры, головная боль, нарушение сознания, боли в мышцах и суставах, сыпь, увеличение печени и селезенки, признаки поражения других внутренних органов.
Инфицирование человека происходит при контакте с любым материалом, загрязненным фекалиями зараженных кошек, например, если вы гладите кошку, ухаживаете за ней, а также при контакте с почвой или песком, зараженными фекалиями.
Токсоплазмоз во время беременности может привести к тому, что возбудители заболевания передадутся плоду. Если токсоплазмы заразят малыша, беременность может закончиться спонтанным абортом, мертворождением, преждевременными родами или рождением в срок зараженного ребенка. Проявления врожденного различны: это повышение температуры тела, нарушение аппетита, сыпь, генерализованная лимфаденопатия (увеличение нескольких групп лимфатических узлов), увеличение печени и селезенки, желтуха, микрофтальмия (маленький размер глазного яблока) и судороги. Внутримозговые поражения и хориоретинит (воспаление сосудистой оболочки глаза и сетчатки) могут быть обнаружены уже к моменту рождения ребенка, но часто появляются позднее.

Но ваше подчеркнуто дружелюбное отношение к детям ни в коей мере не должно распространяться на взрослых — иначе собака не будет видеть между ними разницу. Ко взрослым пес должен относиться подчеркнуто равнодушно и в то же время бдительно.

После роддома: новорожденный и собака

Поскольку собака будет отчаянно ревновать вас к ребенку, очень важно по возвращении из роддома погладить, приласкать ее — пусть пес видит, что вы любите его по-прежнему.

Позвольте животному осмотреть и слегка обнюхать младенца — конечно, под вашим наблюдением! Не допускайте, чтобы пес облизывал малыша.

Безусловно, даже самое спокойное животное нельзя оставлять наедине с ребенком. Но когда вы рядом, не стоит излишне осторожничать: собака вполне может наблюдать, как вы ухаживаете за малышом — это только послужит укреплению отношений между всеми членами семьи.

Новорожденный и домашние животные. Немного о кошках

Что же касается кошек — эти существа достаточно независимы и лишний раз не побеспокоят хозяев. Скорее всего в семье воцарится нейтралитет, но ваша задача — проследить за тем, чтобы кошка не облюбовала для сна коляску или кроватку малыша, поскольку это может принести к тому, что она ляжет на лицо или грудь малыша, что приведет к удушью.

Ни в коем случае не позволяйте кошке царапать малыша! Эти царапины могут потом воспалиться и долго не заживать.

Хомячки, попугайчики и т.д. пусть живут своей жизнью, но выпускать их из клетки погулять или полетать — все-таки не стоит, особенно когда малыш начнет ходить.

А вообще живите спокойно, любите всех окружающих и помните о том, что у доброго хозяина — добрый и спокойный пес, хороший друг и настоящий защитник. Ваше отношение к новому члену семьи обязательно передастся и псу, и вскоре они с малышом станут лучшими друзьями. Главное для вас в этой ситуации — разумная, но не чрезмерная осторожность.

Цель: дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними.Задачи:

  • Учить детей осторожно обращаться с домашними животными, объясняя, что контакты с ними могут быть опасными.
  • Воспитывать заботливое отношение к домашним животным.
  • Обогащать словарный запас детей словами: бездомный, агрессивный, хозяин.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением кошек и собак.
  • Наблюдения за кошкой и собакой.
  • Рассказы детей о своих домашних питомцах.

Материалы: запись звуков мяуканья кошки и лая собаки, изображения с правилами поведения при общении с домашними животными.Ход образовательной деятельности:
(Дети заходят в зал, слышат звуки мяуканья кошки, находят её, затем слышат звуки лая собаки, находят её, рассаживаются на стулья).

В.:Ребята, а какие домашние животные живут у вас дома? (Ответы детей).
Если это домашние животные, значит, о них кто-то заботится? Кто же? (Человек, хозяин).
Бывает ли такое, когда у домашних животных нет хозяина? (Бывает).
Кто тогда о них заботится? (Никто).
Где же они живут? (На улице). Значит, у них нет дома.
Как можно одним словом сказать про животное, у которого нет дома? (Бездомный).
Ребята, как вы думаете можно ли трогать бездомную кошку? (Нет). Почему? (Потому что она грязная, может быть больна, может поцарапать).Динамическая пауза: покажем, как кошка выпускает коготки.

Можно ли трогать бездомную или чужую собаку? (Нет, она может быть агрессивная - может напасть и укусить). Ни в коем случае нельзя отбирать у животных еду или трогать животных во время еды, потому что они могут подумать, что вы хотите отобрать у них еду, и набросятся на вас.
-Ребята, можно ли дразнить собак? (Ответы детей).
- Как же можно помочь бездомным кошкам и собакам? (Можно накормить). Да, можно покормить, но очень осторожно.
- А теперь хотите поиграть? Какая у нас самая любимая игра про собаку?("Лохматый пес").

Игра "Лохматый пес".

Мы с вами поиграли в игру "Лохматый пес", а какую игру мы знаем про кота?Игра "Васька - кот".

А теперь давайте еще раз вспомним все правила поведения с домашними и бездомными животными. (Воспитатель ставит карточки, дети говорят как нужно себя вести).
- Дети, нужно не только любить животных, но и уметь правильно обращаться с ними, знать их повадки, не забывать об осторожности.

Цель : познакомить детей с правилами общения с животными, объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными.

Планируемые результаты: принимает активное участие в игре, умеет договариваться со сверстниками и распределять действия в совместной деятельности, эмоционально реагирует на литературные произведения.

Материалы и оборудование: рисунки животных.

Мягкие лапки,
А в лапках -
Царапки.(КОШКА)

Дома, в поле, на дороге –
Это мастер на все ноги.
И когда порой несладко,
- Иго-го, - кричит (ЛОШАДКА).

Солнце всходит. Слышно: - Му-у, -
Как не стыдно пастуху-у?
Рано утром в полшестого
Хочет спать ещё (КОРОВА).

Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молоко пьёт,
Песенки поёт.
(КОШКА)

Даже кошке во дворе
Очень грозно скажет: "Ме-е!"
Не боится никого,
Никогда,
Потому что есть рога у (КОЗЛА).

В дороге с ним полно хлопот -
Не хочет он идти вперёд.
(ОСЛИК)

Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок.
Голос мой визглив и звонок.
Я - весёлый (ПОРОСЁНОК).

Глазищи,
Усищи,
Хвостище,
Когтищи,
А моется всех чище.
(КОШКА)

Проживает во дворе
В личном доме – конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.
(СОБАКА)
- Ребята, поднимите руку, у кого из вас дома есть домашние животные.
- Сегодня мы с вами побеседуем о том, как нужно обращаться с домашними животными.
Животных надо любить, о них надо заботиться, но при этом надо помнить, что даже домашние животные могут быть опасными.
Чтение стихотворения Юнны Мориц "Огромный собачий секрет"
Вопросы для обсуждения:
- Почему собаки бывают злыми? - (Выслушиваются ответы детей).
- Как нужно заботиться о своих домашних животных? - (Выслушиваются ответы детей).
- Сейчас я познакомлю вас с несколькими правилами при общении с собаками.
Правило N 1. Даже если ты боишься собак, никогда этого не показывай. Собака может это почувствовать и напасть на тебя.
Правило N 2. Ни в коем случае не убегай от собаки. Она может принять тебя за дичь и поохотиться.
Правило N 3. Помни, что взмахивание хвостом не всегда говорит о дружелюбном настроении собаки.
Правило N 4. Если тебе хочется погладить чужую собаку, спроси разрешения у хозяина собаки. Гладь её осторожно, не делая резких движений.
Правило N 5. Не корми чужих собак и не трогай их во время еды или сна.
Правило N 6. Не подходи к собаке, сидящей на привязи.
Если вы собрались в гости,
А собака у ворот,
Колбасы собаке бросьте
Или с сыром бутерброд.
Киньте ей сардельку в миску,
Можно свежую сосиску,
После парочки котлет
Предложите ей паштет.
Предложите ей тушёнку,
Ножку курицы, печенку,
Наконец, кидайте фарш
И в ворота смело - марш!
А собака зарычала -
Начинайте все сначала...
- Ребята, вы сейчас прослушали шуточное стихотворение о том, что нужно делать, если вы вышли на улицу, а у подъезда сидит собака.
Правило N 7. Не приближайтесь к большим собакам охранных пород. Их часто учат бросаться на людей, подошедших близко.
Правило N 8. Не пытайся отобрать предмет, с которым играет собака.
- Итак, ребята, мы поговорили с вами о том, что собаки бывают не только добрые, но и злые. А сейчас мы поговорим о том, чем могут быть опасны кошки.

Кошки могут сильно поцарапать и покусать. От кошек и собак людям передаются такие болезни, как лишай, чесотка, бешенство. Бешенство - это очень опасная болезнь, которая может возникнуть после укуса животных. От неё можно даже умереть.
Правило N 9. После того как ты погладил собаку или кошку, обязательно вымой руки с мылом.
Правило N 10. Если тебя укусила собака или кошка, сразу же скажи об этом родителям, чтобы они отвели тебя к врачу.
- Ребята, кто-нибудь из вас ездил в гости к бабушке в деревню, где живут другие домашние животные - коровы, козы, овцы? - (Выслушиваются ответы детей).

Правило N 11. Не подходи близко к чужим коровам, быкам, козам.
- Как выдумаете, почему нельзя близко подходить к чужим коровам, быкам, козам? - (Потому что у них есть рога и они могут забодать незнакомых людей).
Нам даёт здоровье
Молоко коровье.
Но если хочешь быть здоровым,
То не подходи к коровам!
Правило N 12. Если встретишь стадо коров, то обойди его.
Правило N 13. Будь осторожен с телятами. У них чешутся рожки, они могут нанести тебе серьёзную травму.
- На прощание я хочу ещё раз вам напомнить о том, что надо соблюдать правила безопасности при общении с животными. Не надо обижать животных на улице. А если у вас дома есть какие-нибудь животные, то необходимо о них постоянно заботиться, тогда они будут вас любить.

"Огромный собачий секрет"

Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей,
Только от жизни собачей
Собака бывает кусачей!
Собака хватает
Зубами за пятку,
Собака съедает
Гражданку Лошадку
И с ней гражданина Кота,
Когда проживает
Собака не в будке,
Когда у неё завывает
В желудке, И каждому ясно,
Что эта собака -
Кру-у-у-глая сирота.
Никто не хватает
Зубами за пятку,
Никто не съедает
Гражданку Лошадку
И с ней гражданина Кота,
Когда у собаки
Есть будка и миска,
Ошейник, луна
И в желудке сосиска.
И каждому ясно,
Что эта собака -
Не круглая сирота!
Собака несчастная -
Очень опасна,
Ведь ей не везёт
В этой жизни
Ужасно,
Ужасно, как ей не везёт!
Поэтому лает она,
Как собака.
Поэтому злая она,
Как собака.
И каждому ясно,
Что эта собака
Всех без разбору
Грызёт!
Прекрасна собака,
Сидящая в будке!
У ней расцветают в душе
Незабудки,
В желудке играет кларнет!
Но шутки
С бродячей собакой бездомной
Опасны, особенно
Полночью тёмной, -
Вот самый собачий,
Вот самый огромный,
Огромный Собачий Секрет!
Собака бывает кусачей
Только от жизни собачей,
Только от жизни собачей
Собака бывает кусачей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель. Дать знания о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и бездомными животными.Задачи.Научить детей понимать состояние и поведение животных.Учить осторожному обращению с жи...

Конспект НОД по ОБЖ сдля детей старшего дошкольного возраста «Правила безопасности при контакте с животными»

Цель: Дать знания о правилах поведения при встрече и общении с различными домашними и бездомными животными.Задачи. Научить детей понимать состояние и поведение животных.Учить осторожному обращению с ж...

Многие дети любят животных, а некоторые из них воспитываются в доброжелательной обстановке семьи, в которой присутствуют домашние питомцы. И это очень важная сфера жизни ребенка, ведь общение с животными способствует развитию многих качеств, необходимых человеку для полноценной жизни - способности сострадать, заботиться, любить...

Польза от общения ребенка с животными очевидна. Известно, что интеллект детей, выросших без общения с домашними питомцами, ниже интеллекта детей, воспитанных в семьях, имеющих дома животных. Кроме того, общение с животными облегчает адаптацию в обществе. Животные в доме наполняют его ощущением покоя, тепла и постоянства. Контакт с ними способствует тому, что стрессы переживаются легче. К сожалению, многие дети растут в атмосфере семейных скандалов, а некоторые переживают развод родителей. И если бы у них не было возможности обнять собаку, погладить кошку, повозиться с хомячком и забыть на время обо всех проблемах, они могли бы получить серьезный невроз.

Начинать знакомить ребенка с миром животных и позволять ему общаться с ними можно очень рано. Естественно, родители своим примером должны демонстрировать ребенку, как подходить к животному, как его ласкать, как играть с ним, объяснять недопустимость грубого обращения с животным. Мир животных огромен, изучать его можно бесконечно. Используйте любые возможности, чтобы открыть его ребенку - прогулку на улице, рассматривание картинок в книге, фильмы, поход в зоопарк…

И чем более конкретным для ребенка видится каждое животное (его вид, его роль в нашей жизни), тем эмоциональнее его связь с природой, тем человечнее он становится.

Упоминания, несомненно, заслуживает такой вопрос, как жестокое обращение ребенка с животными. Очевидно, что это недопустимо ни с моральной, пи с правовой точек зрения, и родители должны объяснить это ребенку. Как правило, даже самые маленькие дети рано уясняют это и бережно относятся к братьям нашим меньшим. Однако некоторые дети проявляют необъяснимую по человеческим меркам жестокость к ним, некорректируемую никакими воспитательными мерами. В таком случае это грозный признак психического расстройства ребенка, и чем раньше родители обратятся к психиатру, тем лучше.

Порой практикующему психологу приходится сталкиваться с детскими страхами, объектами которых являются животные. Иногда это может быть спровоцировано реальной травматической ситуацией, когда ребенок по недосмотру родителей или в силу недостатка навыков общения с животными подвергся нападению. Но бывают и страхи, не совсем понятные родителям. Ребенок может испытывать сильный страх (фобию) к определенным животным. Фобия - это одна из форм невроза, и в данном случае она возникает тогда, когда некоторые аспекты отношений ребенка с его родителями переносятся им на животное (ему бессознательно приписываются, например, «плохие» черты одного из родителей, которые ребенок не способен перенести). В таких случаях детская психотерапия способствует разрешению внутренних конфликтов и проблемных вопросов отношений ребенка и родителей.

А если говорить о непосредственном участии животных в психотерапии, то специалистами давно замечен и успешно используется полезный для ума, тела и души эффект от общения с животными. Дельфины и лошади, собаки и кошки - одни из самых известных лечебных животных. Интересна также общественная инициатива, позволившая организовать обоюдополезное общение детей и животных. В штате Пенсильвания приют для кошек организовал акцию «Друзья по книге». Дети начальных классов приходят в приют и читают кошкам вслух, это помогает детям улучшить навыки чтения и научиться заботе о братьях наших меньших, а кошкам помогает социализироваться. Инициативу подхватили приюты по всей стране.

Как психолог я бы посоветовала каждому родителю задуматься над тем, насколько важно и полезно ребенку общаться с животными. Более того, считаю, что польза общения детей с животными, перевешивает неизбежные, но не такие уж и большие трудности, связанные с уходом за ним. Кроме того, возможно, ваш последний бастион падет, если вы узнаете, что домашние животные ни в коем случае не способствуют тому, что в доме становится больше инфекции. Ведь по данным опять-таки исследований, дети, в семьях которых есть животные, болеют меньше, а их иммунная система более устойчива.

Текст: Анастасия Пивоварова

Медицина держится на животных: нравится нам это или нет, но именно на них проверяют новые средства или методы терапии, прежде чем начать исследования у людей. Ткани и клетки животных используют, чтобы разрабатывать лекарства, а в альтернативной медицине применяют пиявок, змей и пчёл.

В последнее время всё чаще говорят о животных как источнике эмоциональной поддержки - мы об инстаграме поросёнка Гамлета, помогающего хозяйке переносить эпилепсию. Доходит и до комичных ситуаций: в ноябре прошлого года с рейса компании US Airways сняли пассажирку, терапевтическая свинка которой начала расхаживать по салону самолёта. Рассказываем о самом добром применении животных в медицине - пет-терапии, при которой животные не страдают, а людям становится легче.

Зачем просить животных
о помощи

Лечение животными, или пет-терапия, - один из методов в реабилитации и психотерапии. Всерьёз развивать это направление стал Борис Левинсон в 1961 году: врач заметил, что присутствие собаки помогает установить контакт с ребёнком с аутизмом. Известно, что животные помогают не бояться детям, которым предстоят болезненные процедуры вроде уколов. Даже небольшой аквариум в холле поликлиники или медицинского центра уже должен слегка приглушать страх.

Как могут помочь свинки
и кошки

Учёные пока выясняют, как именно работает пет-терапия и до какой степени она эффективна. По данным некоторых исследований , при наблюдении за животными усиливается активность префронтальной коры больших полушарий головного мозга - эта область участвует в принятии решений и отвечает за социальное взаимодействие. От контакта с животными в нашем организме выделяются эндорфины - как при занятиях спортом, поцелуях или приятных воспоминаниях. У эндорфинов есть обезболивающий эффект, поэтому пет-терапия в какой-то степени снижает выраженность болевых синдромов, например, при . Эти же вещества снижают уровень стресса и тревоги, успокаивают и поднимают настроение. Контакты с животными, видимо, из-за тех же гормонов, нормализуют повышенное артериальное давление и улучшают работу сердечно-сосудистой системы.

Нельзя сказать, что какое-то одно животное помогает лечить конкретную болезнь. Все звери улучшают состояние пациентов в целом: благодаря работе с животными пациенты больше привержены лечению (видимо, в хорошей компании лечиться интереснее), испытывают больше положительных эмоций, расслабляются и даже быстрее восстанавливаются после наркоза. Наблюдение за животными отвлекает от собственных проблем и помогает переключиться . Контакт с животными - это общение, которое помогает бороться с чувством изоляции пациентам с психическими особенностями и спасает от одиночества пожилых людей.

Но у зоотерапии есть и эффекты, которые зависят от конкретного животного. Например, иппотерапию - лечение при помощи верховой езды - рекомендуют при таких неврологических нарушениях, как ДЦП. Чтобы удержаться на лошади и управлять ею, нужна физическая сила, чувство равновесия, координация - а занятия верховой ездой помогают разработать все эти навыки. Кроме того, лошадь - это животное с характером, и с ней нужно общаться, даже сидя верхом, что помогает развивать социальные навыки. Приятно и то, что повышается самооценка - буквально потому, что человек оказывается «на коне». Всё вместе это превращает иппотерапию в инструмент социализации.

Примерно так же воздействует на человека дельфинотерапия. Движение в воде и контакт с умным животным развивают физически и эмоционально, помогают человеку двигаться, выполнять нестандартные действия. А фелинотерапия, то есть общение с кошками, обычно рекомендуется для снятия стресса: вибрации от мурлыканья и наблюдение за мягкими движениями кошек помогают расслабиться. При выборе животных учитывают и их характер. Людям с нарушениями, мешающими двигаться, подбирают в качестве компаньонов спокойных , флегматичных животных. Пациентам, которых нужно мотивировать, помочь справиться с депрессией или страхом, подойдут активные звери.


Можно ли купить собаку
и выздороветь

Всё это звучит соблазнительно и вызывает вопрос: а нельзя ли вообще заменить лекарства общением с животными? Было бы здорово завести хомячка и избавиться от биполярного расстройства, а погладив кошку, распрощаться с детскими травмами. Но само по себе животное - не таблетка и не дипломированный специалист. Животное не знает, как и кого нужно лечить (вопреки распространённым мифам об особой чувствительности кошек). Поэтому работать с питомцами, если требуется именно терапевтический эффект, нужно вместе со специалистом. Пет-терапию обычно используют не саму по себе, а как часть комплексного лечения.

Конечно, в определённой степени животное может улучшить здоровье и качество жизни одним только своим присутствием - это называется «ненаправленной пет-терапией». Например, сам факт того, что человек завёл собаку, накладывает на него ряд обязательств: собаку нужно выгуливать, то есть брать в руки поводок и ходить по улицам. Это физическая нагрузка, то есть полезная активность, и у владельцев собак, особенно любящих прогулки, больше шансов сохранить здоровье, даже если они не занимаются спортом. Кроме того, собаки иногда выполняют функцию если не психотерапевта, то доверенного лица: вещи, которые пациенты не решаются рассказать другому человеку, они могут поведать собаке.

Анна, пациентка отделения неврозов одной из психиатрических клиник, вспоминает: «У меня было сразу два заболевания: я страдала депрессией и паническими атаками. Я боялась выходить из дома из-за паники, но даже за закрытыми дверями мне было страшно. Если страшно не было, то было просто плохо, я могла пролежать целый день в постели или несколько дней не чистить зубы. Во время лечения у меня появилась морская свинка. Мне приходилось вставать с кровати хотя бы для того, чтобы почистить клетку, добираться до магазина, чтобы купить корм и овощи - я этого не делала, ни в чём не повинное голодное животное начинало пронзительно свистеть. Каждый выход на улицу был подвигом, эти подвиги мне помогали - ведь если я смогла подняться и убрать за зверьком, то уже что-то сделала. Это была ежедневная маленькая победа. К тому же свинка мягкая, тёплая и пахнет опилками».