Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Как проводить самоанализ. Циклы самоанализа. Сам себе психолог: техники самоанализа

Как проводить самоанализ.

О том возможен самоанализ или нет вы узнали из статьи "Самоанализ возможен?", теперь попробую вам представить один из вариантов, как его можно проводить. Но не забывайте о всех преимуществах и о всех недостатках и ограничениях самоанализа.

В этом варианте вам предлагается запастись толстой тетрадью, парой ручек, которые хорошо пишут, некоторым временем ежедневно или еженедельно, которое вы сможете посвящать собственному самоанализу. И, конечно, изрядной долей интереса и энтузиазма, который вы готовы выделить для этого увлекательного процесса.

С чего начать?

У каждого из вас получится свой, уникальный и неповторимый опыт, который вы приобретете в результате этого занятия. Дело это не просто увлекает - оно затягивает. Это не значит, что нужно только самоанализом и заниматься, и при каждом появившемся свободном времени уходить в него с головой, но подходить к этому нужно серьезно, ответственно и быть готовым тратить свое свободное время. Это может быть очень интересно, но никак не обязательно. Поэтому, ваш самоанализ может занять у вас гораздо меньшее или большее время.

Сказать, что вы проанализируете себя и все поймете, - ничего не сказать. Уже много и много позже, когда ваши записи и тетради останутся в стороне, вы будете делать открытия и узнавать нечто новое для себя. Поэтому сейчас, я не могу вам сказать, не могу обещать, что вы один разик себя проанализируете, все поймете и вам станет хорошо. Ничего такого не произойдет. Но может произойти нечто другое, более важное.

И это важное заключается в том, что на сотни вещей и явлений вы сможете посмотреть совершенно иначе. Многие ваши поступки могут предстать совсем в ином свете. Почему и как это происходит? Почему наше мнение о нас может так сильно измениться? Причина на самом деле очень проста: когда мы совершаем поступки, когда наша жизнь меняется, мы ее оцениваем, мы даем ей определение, мы как-то к ней относимся. Но мы крайне редко даем такую оценку всему циклу событий, всем нашим сделанным шагам. И когда кто-то опоздал на встречу, то это не кажется чем-то особенным, с кем не бывает, но когда, анализируя себя, понимаешь, что ты имеешь хроническую причину опаздывать, и такую же хроническую систему оправдываться, то задаешь себе вопрос: а почему, собственно?

Ведь самоанализ заключается не в том, или не столько в том, чтобы интерпретировать в нашей жизни некоторое событие, сколько в том, чтобы взглянуть на наиболее значимые циклы событий, цепь наших шагов и стройные ряды граблей, сделанные на протяжении многих лет. Отдельная ситуация может никак вас не характеризовать, но вот отдельная закономерность, присущая тому или иному циклу, закономерность любого свойства - это уже какой-то диагноз. Без медицинского оттенка, конечно.

Так как ваши жизненные стратегии уникальны и неповторимы, то я вряд ли смогу сказать, что получится у вас в результате, и какие полезные открытия вы сможете совершить, если будете их анализировать. Но моно воспользоваться советами, в каких направлениях лучше всего сосредоточить все свое внимание. Это легко.

Тетрадь для самоанализа и записи в ней

Подойдет любая тетрадь, лучше такая, где страниц побольше. Порядок записей абсолютно произвольный. Если кому удобнее это оформлять, как-то разукрашивать разными пастами и подчеркивать важные слова и фразы, то нет проблем. Как вам больше нравится. Но вот просьба: не пытайтесь умничать, увековечивать свои слова, шлифовать фразы или долго размышлять над красотой высказываний. В нашем деле главное - спонтанность, легкость и произвольность. Не ленитесь писать записки на клочках бумаги, если тетради нет под рукой, а вспомнилось нечто важное. Потом можно или переписывать, или вкладывать эти записки в тетрадь. Я просто вкладывал, и, в результате, тетрадь никак не походила на дневник, а больше на копилку всяких листочков и записочек. Впрочем, иногда я все эти записочки перебирал, группировал и часть из них переписывал воедино, если они были объединены каким-то общим смыслом. В общем, никаких категоричностей и строгостей. На ваш вкус и цвет.

Друзья и приятели.

На протяжении нашей жизни у нас появляются друзья. Некоторые из них остаются с вами на всю оставшуюся жизнь, с некоторыми мы расстаемся в силу разных причин. Кажется, что всех мы их хорошо помним, нет смысла спорить. Тем не менее, исключительно ценно и полезно переписать их всех на бумаге. Попробуйте дать краткий портрет для каждого из них. Попробуйте выделить нечто особенное, что характерно для всех ваших друзей. Таким образом вы сможете найти некоторый черты и качества, которые предопределяют вашу симпатию. Вспоминая и изучая своих друзей, полезным будет несколько очень важных параметров, которые следует вспомнить и запротоколировать. Здесь внимание! Как правило, люди, которые пишут дневники, стараются преподнести действительность в таком свете, что все злодеи, а они хорошие. Это происходит по большей части бессознательно, и происходит потому, что любой дневник всегда содержит в себе тайное чувство его автора, что этот дневник однажды прочитает кто-то еще. Но так как вы занимаетесь самоанализом, а не написанием дневника для последующих поколений, постарайтесь быть откровенными и объяснять события так, как они того заслуживают, а не так, где вы будете выглядеть пристойно и благородно. Имеет смысл вспомнить и описать (или маркировать, или нарисовать, но на бумаге это в том или ином виде должно появиться) следующие вещи.

Первое.Если те люди, которых раньше вы называли друзьями, а теперь можете это сделать только в прошлом времени, перестали быть таковыми, то почему это произошло? Кто выступил в качестве явного или неявного инициатора расставания? В каких случаях вы потеряли интерес к этой дружбе, и в каких случаях интерес был потерян к вам? Отдельно стоит выделить случаи, когда дружба, в силу каких-то причин, преобразилась во враждебность, в непримиримую ненависть. Что произошло? Нет ли у этих ситуаций чего-то общего, что характерно для всех них.

Второе. Попробуйте для себя определить и записать принципиальное различие между другом и приятелем, между другом и хорошим знакомым. Найдите существующие для вас оттенки градации ваших взаимоотношений и попробуйте дать определение каждому из них, а также выделить наиболее характерные отличия между этими понятиями. В каких случаях вы никогда не назовете приятеля другом? В каких случаях вы никогда не назовете друга приятелем? Что самое главное в том, чтобы вы смогли назвать человека другом и ваши отношения - дружбой, дружескими?

Третье. Срок жизни отношений. Насколько они долговечны? Как долго вы в состоянии поддерживать и развивать дружбу? Нет ли у ваших дружеских отношений критического срока?

Четвертое. Попадали ли вы в ситуации, когда два ваших близких друга начинают люто враждовать между собой? Каковы ваши действия в подобной ситуации? К каким это приводит результатам? Можете ли вы сказать, что удовлетворены своей стратегией? Если нет, то как ее можно усовершенствовать, уже зная на своем опыте, что она неэффективна? Оказывались ли вы сами в ситуации, где враждовать приходилось вам, а при этом был кто-то третий, кто сохранял нейтралитет и поддерживал отношения, - как с вами, так и с враждебной вам стороной? Что вы будете делать, уже имея опыт в подобной ситуации, если она повторится с другими, близкими вам сейчас людьми? Какой урок вы извлекли из этих ситуаций?

Кого бы вы назвали антитезой друга? Какие качества обрекают человека на безнадежность попыток стать вашим другом? Что вы не приемлете никогда и ни под каким соусом? Тут весьма полезно не столько привести абстрактные примеры, сколько вспомнить реальных людей и реальные случаи из вашей жизни.

Какие черты и качества в вас чаще всего портят отношения с другими людьми? Какое из них встречается наиболее часто? За что вас чаще всего упрекают ваши друзья? В каких случаях вы пошли на компромисс, а в каких - не пошевелили и пальцем, чтобы изменить ситуацию? И чем первое отличается от другого?

Любовные и брачные отношения У каждого из вас весьма разный багаж опыта на этом полигоне, и поэтому весьма сложно предложить универсальные шаблоны для анализа. Тем не менее, я попробую это сделать, а вы можете использовать лишь те, которые явно вам подходят, или дополнить какими-то своими, которые здесь не приведены. Вообще, список возможных аспектов легко и просто масштабируется, расширяется и уточняется, и вы можете дополнять и видоизменять его.

Первое. Вспомните и запишите всех людей на протяжении всей вашей жизни, к кому вы испытывали любовные чувства, к кому вас тянуло, о ком вы мечтали как о потенциальном партнере, с кем у вас была реальная связь, независимо от ее срока. Старайтесь вспомнить всех, кто был интересен вам, кто вас привлекал, в кого вы были влюблены, к кому вы испытывали сильные эмоциональные и сексуальные чувства.

Второе. Вспомните и запишите всех людей, кто испытывал повышенный интерес к вам, и вам об этом было известно. Возможно, кто-то добивался вашей любви и признательности? Настойчиво приглашал провести время? Сюда определяйте всех тех, чьи притязания не вызвали у вас отклика и интереса. Кратко опишите каждый из таких случаев. Вспомните, как вы даете понять человеку, что его интерес не будет оправдан? Какова причина вашего отказа в каждом конкретном случае? Нет ли у всех этих случаев чего-то общего? Сюда также можно вносить записи о таких случаях, когда противоположная сторона начала вести себя нетипично: угрозы, преследования, смена милости на враждебность, месть и так далее. Уточните все эти случаи и попробуйте определить, в чем ваша ошибка, и как можно выходить из подобных ситуаций с наименьшими потерями - как для вас, так и для других людей.

Третье. Сексуальная привлекательность . Выделите наиболее важные черты сексуальной привлекательности вашего партнера, безотносительно конкретных примеров. Стесняться тут нечего, все равно кроме вас это никто не прочитает и не увидит. Выпишите самые важные качества и расставьте их в порядке значимости. И лишь затем примерьте этот список на ваших партнерах, насколько он совпадает в каждом конкретном случае. Нет ли какой-то закономерности от того, что длительность отношений, например, может быть напрямую зависима от полноты этого списка?

Четвертое. Выпишите причины расставания и разрушения ваших любовных отношений. В чем заключаются эти причины, нет ли у них чего-то общего? В каких случаях вы не стали разрывать отношения полностью, а перевели их в иное русло, например, в дружбу или в разряд добрых знакомых? В каких случаях вы возненавидели своего партнера и избегаете его? В каких случаях он поступил так же? Кто чаще получился инициатором развода и расставания? Кто чаще предлагает перевести отношения к дружеским? Кто чаще встает на тропу войны? Какой полезный опыт вы сделали, какие уроки усвоили, как вы поступите в следующий раз, если ситуация повторится?

Пятое. Отношение к детям. Сколько у вас будет детей? Почему именно такое число? Принципиально ли имя ребенка? Какие ассоциации у вас связаны с этим именем, если оно есть? Принципиален ли пол ребенка? Какую роль вы хотите играть в воспитании? Как вы относитесь к телесным наказаниям и почему? Нет ли параллели между вашим ответом и тем, как в детстве с вами обращались ваши родители?

Шестое. Отметьте где-нибудь три самых сильных ваших чувства, когда вы, можно так сказать, теряли голову от желания быть рядом с этими людьми. Что общего есть у этих людей? Будьте предельно внимательны. Конституция тела, цвет глаз, голос, рост, манеры, особенности характера, жесты, цвет волос, и так далее. Что можно добавить в этот список к каждому их этих людей, что сделало бы их еще краше? Что разрушит их образ и всю их привлекательность, если из составленного списка удалить какой-то элемент. Вы можете попробовать аккуратно убирать в вашем воображении ту или иную черту, качество, и при этом внимательно прислушиваться к собственным ощущениям. Любые идеи записывать.

Профессия и работа

Вспомните, о каких профессиях вы мечтали по мере того, как вы росли. Насколько велик список этих профессий? Почему вы мечтали об этом в каждом конкретном случае, что вас наводило на эту мысль, на эту мечту? С чем связано то, что со временем она утратила свою актуальность.

Влияние родителей, родственников на ваш профессиональный выбор. Были ли у них особые теории о том, кем вам быть и к чему стремиться? Вы делаете выбор под чьим-то влиянием, или свой собственный? Оказывалось ли на вас давление? Не подвергались ли вы угрозам и шантажу с чьей-либо стороны? Пресекались ли ваши интересы и попытки реализовать себя так, как вам этого хочется?

Место работы. Выпишите все работы, на которых вы успели поработать. Писать приватно, в любом порядке, не исключая ничего. Если список в итоге получится большой, то потом его можно пересортировать в удобном порядке. Что привело вас на эту работу? Сделайте комментарий для каждой из них. Что на этой работе вам понравилось больше всего? Чему на этой работе вы научились особенно полезному? Что было причиной, по которой вы ушли с этой работы. В каждом случае выделите наиболее важную, центральную. Нет ли в списке ваших причин какой-то закономерности, чего-то общего, любого свойства? Может быть, вас хронически сокращают? Или вы через некоторое время разочаровываетесь этой работой? Возможно, помехой все время выступают какие-то сторонние причины, никак не связанные с работой? Пересортируйте список покинутых работ по причинам, объедините наиболее частые. Какой вывод вы можете сделать? Какие коррективы можно внести в свою дальнейшую карьеру, учитывая полученную вами информацию?

Отношения с сослуживцами и начальством. Составьте список всех наиболее конфликтных случаев за всю вашу профессиональную деятельность. Ссоры, предательство, интриги, давление со стороны кого-либо, понижение в должности, снижение заработной платы, обман, и так далее. Выделите наиболее типичные ситуации, которые повторяются. Какой вывод вы можете сделать в этой ситуации, получив такой "послужной" список? Имеются ли возможности улучшить это положение, предохраниться от повторений подобных ситуаций?

Особенно выделить отношения с начальством. Составить краткую характеристику на всех их, в чем причина конфликтных или натянутых отношений с ними в каждом конкретном случае? Вспомните и опишите случаи "хороших" начальников, если таковые были. Какие шаги вы предприняли для того, чтобы, по возможности, сглаживать или сводить на нет конфликты и взаимные недовольства?

Являетесь ли вы магическим человеком? Если вы работали в небольших коллективах, то как развивалась жизнь этого коллектива и положение самой фирмы (организации) за весь период вашего в ней пребывания? Если это возможно, выделите все случаи, когда за время вашей работы фирма или усиливала свое положение, или, напротив, ее положение ухудшалось. Запишите все это, сравните полученные результаты. Можно ли сделать из этого какие-то выводы?

Личные качества и особенности

Вспомните все ваши самые яркие удачи, самые лучшие достижения. Выпишите их и дайте определение причины, которая, по вашему мнению, стала причиной этого успеха. Какова ваша заслуга в каждом из этих случаев? Какие качества сыграли первую скрипку в этих событиях. Выписывать можно безотносительно, без привязок к той или иной области. Блестящая речь, отличная защита диссертации, спортивное достижение, любой результат в той или иной области, которым вы восхищены, довольны, и которым вы гордитесь, или же которым вы были восхищены в далеком или недалеком прошлом (пусть даже эмоции сейчас притупились, остыли). Выписывайте все, что придет в голову.

Охарактеризуйте самые лучшие ваши качества любого свойства. Включите в него все свои навыки и умения. Пофантазируйте о том, как вы можете это усилить, как вы можете сделать эти качества еще более эффективными и полезными? Резюмируйте свои идеи.

Составьте список самых главных ваших недостатков. Лучше всего, если он состоит из двух колонок. Первый список - по теории окружающих вас людей. Второй - только по вашей собственной теории. Списки могут совпадать, или очень сильно отличаться: у меня, например, в список выделенных мною недостатков попадали те, которые не замечали другие (одно время была теория о том, что надо быть выше ростом - кому надо, зачем надо, непонятно), а списке сторонних недостатков были и такие, которые я даже считал достоинствами (например, нелюбовь рассказывать о своих проблемах). Подумайте о том, можно ли сократить эти списки? Если недостаток невозможно исправить, то тогда как и чем его можно компенсировать? Если вы не в состоянии от чего-то отказаться, что кажется другим людям недостатком, то какие компромиссные решения вы могли бы им предложить, чтобы эти недостатки затрагивали их в меньшей степени?

Вспомните и запишите все ваши интересы на протяжении вашей жизни. Что вас интересовало в тот или иной период? Не было ли такого, что вы теряли интерес к тому или иному делу, а через некоторое время снова возвращались к нему? Попробуйте уточнить временной интервал для каждой области ваших интересов, ваших увлечений: это может быть хобби, спорт, погружение в ту или иную научную или прикладную тему, разведение цветов, и так далее. Сюда же можно относить и планы, которые вы не реализовали, но вынашивали некоторое время.

Родители и воспитание

Вспомните и запишите все случаи, когда помощь и поддержка родителей (родственников) оказалась очень ценной для вас на тот момент времени. Составьте список благодарностей, которые бы вы могли предъявить в качестве оправдания свои родителям. Что полезного и ценного для вас они сделали, в чем их роль безусловна и недвусмысленна. Оставьте все обиды и недоразумения для других страниц самоанализа. Только объективность, только констатация фактов и признание положительных сторон.

Вспомните и запишите самые неутолимые обиды, самые яростные претензии к своим родителям. Попробуйте, помимо записи, выразить их в форме рисунка для каждой такой ситуации. Детализируйте то, что действительно болит, что не смывается со временем и не утихает. Разделите этот список на такой, где ваша обида была высказана и не высказана. Каких случаев больше? Как вы думаете, что бы было, если бы этот список поменялся местами? Было бы лучше или хуже? Что вы будете делать в перспективе: оставите все, как есть, или будете пытаться как-то надломить эту ситуацию? Запишите также выводы, которые вы сделали из вашего неприятного детского опыта, который вы распространите на своих детей?

Насколько вы уверены, что не повторите эти ошибки ваших родителей? Будете ли вы использовать положительный опыт, о котором вы вспоминали в первой части самоанализа? Придумайте несколько глобальных, универсальных советов, которые вы извлекли из ваших отношений с родителям, и которые пойдут впрок всем остальным родителям.

Наказывали ли вас в детстве? Вспомните все наиболее строгие наказания, если таковые были? Как вы будете строжиться над своими собственными детьми? Есть ли у вас свое мнение на этот счет? Можно ли назвать это мнение продолжением той линии воспитания, которой придерживались ваши родители в отношении вас? Или это, напротив, антитеза их подхода?

Обдумайте и запишите образ идеального отца и идеальной матери. Какими они должны быть? Определите истинные качества своих родителей, и сравните список идеального и список того, что было на самом деле. Сравните идеальный образ противоположного пола со списком ваших увлечений, ваших самых главных качеств в том человеке, которого вы можете полюбить или любите. Какие качества совпадают? Не находите ли вы в своих любовных привязанностях нечто такое, что похоже на ваши представления об идеальном родителе?

Совпадающие элементы

Часто мы бессознательно делаем выбор в сторону того, что имеет какой-то сверхценный признак, какое-то особое свойство. Это могут быть числовые совпадения, или цветовые совпадения, или выбор имени, ориентация на какую-то внешнюю информацию, которую вы избираете как руководство к действию, и так далее.

Имена. Можно попробовать выписать все имена наиболее близких и значимых для вас людей за всю вашу жизнь. Не встречается ли какое-то имя чаще всех остальных?

Числа и критические даты. В процессе самоанализа можно обнаружить числа, имеющие тенденцию к повторению. Например, два года брака для вас - потолок. Или вы не имеете обыкновения задерживаться на любой работе больше квартала. Не поленитесь вспомнить номера квартир и этажей ваших любимых, ваших друзей. Уточните какие-то цифры, если они особенно запали в память. Также могут выпадать критические месяцы (например, в декабре у вас все улучшается, или наоборот), типичные повторы заболеваний, и так далее.

Отношение к животным. Какие животные у вас были (есть), кого вы любите и почему, кого вы не любите, и почему? Какую роль в вашей жизни сыграли животные? Что ценного дало ваше с ними общение

Цветовые предпочтения. Какие цвета вы любите больше всего? Какие наиболее сильные воспоминания у вас есть? Одежда какого цвета вам нравится больше всего? Цвет волос? Цвет глаз? Если сможете вспомнить, то перечислите всех своих любимых и симпатичных по цветовому выбору. Есть ли какие-нибудь совпадения? Мысленно перекрасьте их в другой цвет и прислушайтесь к собственным чувствам. Если что-то изменилось, постарайтесь это как-то сформулировать.

Подведем итог

Вот очень примерный список наиболее важных циклов вашей жизни. Его можно уточнять и дополнять, по мере необходимости и в силу специфики содержания вашей биографии. Самый главный результат, котрый вы можете получить заключается в том, что взаимоотношения с миром станут намного прозрачнее, яснее, вы пссмотрите на них совсем иначе, а многие проблемы исчезли навсегда. Может очень сильно измениться отношение к самому себе: может, это покажется странным, но вы научитесь понимать и принимать себя не просто на порядок, а в разы лучше и гармоничнее. Многое из своего прошлого вы пересмотрите заново и над некоторыми вещами просто посмеетесь: бог ты мой, а ведь это со мной было, да еще как беспокоило!

Твои возможности, человек! Пекелис Виктор Давыдович

НУЖЕН ЛИ САМОАНАЛИЗ?

НУЖЕН ЛИ САМОАНАЛИЗ?

Недоверие к себе причина большинства наших неудач.

К. БОУВИ

Человеку нужно время от времени внимательным взглядом смотреть на свою жизнь. Без этого не может быть подлинного роста человеческой личности. Лев Толстой однажды сказал о себе: «Постоянно идет самая серьезная работа мысли: так ли я живу, проверяю себя...»

Проверять себя никогда не поздно и всегда полезно. Никогда человек не обнаруживает в себе стольких недостатков, как при самоанализе, а это – при разумном подходе – прибавляет ему сил. Правда, юмористы говорят, что никогда человек не обнаруживал в себе столько слабостей, как с той поры, когда открыл столько сил.

Думается, читатель понимает: в этой главе речь пойдет о важности человеку знать, какую часть рекомендаций, какие правила, какое количество навыков он должен получить для самосовершенствования. Для этого в первую очередь надо хорошо знать себя, для этого следует подвергнуть себя тщательному самоанализу, детальному изучению. Отсюда, собственно говоря, и начинается самовоспитание, саморазвитие, самосовершенствование.

Но тогда естественным прозвучит вопрос, почему же такая важная глава, с которой все должно начинаться, не стоит в начале книги, а где-то в середине?

Отвечаю: нельзя начинать самоанализ, так сказать, на голом месте, не зная круга проблем, ради которых ведется самоанализ. Образно говоря, до сих пор мы все время поднимались в гору, чтобы с ее вершины оглядеться вокруг, а затем уже сами без помощи смогли спуститься к подножию и начать новый подъем. Но уже подъем самостоятельный – теперь уже со знанием того, где и какие нас ждут препятствия, а может быть, и труднопреодолимые преграды.

В самоанализе скрыт один из крупнейших резервов личности. Его нельзя добыть никакими иными методами. К сожалению, до недавнего времени поиски лежали полностью в сфере интуиции. Только в самое последнее время проблема начала исследоваться методами современной экспериментальной науки.

Эмоциональную оценку своего «я» психологи считают одной из важнейших черт человеческого характера.

Самоанализ нужен вовсе не для того, чтобы угодить себе, а для того, чтобы полнее отдаться любимому делу, сознавая его смысл и значение для родной страны, для своего народа, для будущего, которое мы строим. Это будущее – самый совершенный строй на Земле. Именно поэтому самоанализ должен носить оптимистический характер и быть проникнут общечеловеческими интересами. Вот почему для советского человека разговор наедине с самим собой должен быть бесконечно далек от мелочного самокопания в себе: нужно быть, как говорят, не только наедине, но и на миру.

Тщательный самоанализ с целью исправления ошибок и учета опыта – отнюдь не простое дело. Тем более в наш непрерывно усложняющийся век. С точки зрения «теории игр» наша жизнь отнюдь не блицтурнир. Мы должны уметь умно, объективно обдумывать каждую вновь сложившуюся жизненную ситуацию с тем, чтобы делать оптимальные – с точки зрения пользы общества и своих интересов – «ходы». Здесь нужны предельная искренность с самим собой, самоконтроль каждого движения души, анализ различных мотивов и причин, заставивших тебя принять то или иное решение. Это необычайно трудная и необычайно важная работа. Она требует желания, воли и непрерывной тренировки. Но она и приводит к выдающимся результатам.

Казалось бы, на первый взгляд, личность – нечто «во мне», «для меня». Но нет, личность действительно – «во мне», но для других. Вот почему так важны не только для одного – самого себя, – но и для других все качества личности: доброта, отзывчивость, принципиальность, грубость, подозрительность и все другие 1500 (да-да, одна тысяча пятьсот!) свойств личности, зафиксированных в русском языке.

Раз мы говорим о личности – «во мне» – для других, то, естественно, анализируя себя, надо постоянно сопоставлять свое «я» с тем, что видишь в других.

Человек не живет в вакууме. Он учитывает оценки тех людей, с которыми контактирует, у которых черпает интересы, на которых ориентируется.

Человеческое общение всегда предполагает обратную связь, тонкий учет многообразных импульсов, исходящих от других. Эти «другие» – некая группа, в социальной психологии называемая референтной группой. У каждого из нас есть такая группа, с которой мы считаемся. Она – эта группа – в некоторой, а иногда и в значительной степени формирует наши позиции по отношению к жизненным ситуациям, а в более общем плане и наш идеал.

Работами советских психологов под руководством академика Академии педагогических наук СССР А. Петровского установлено, что личность в процессе общения постоянно поверяет себя неким эталоном и в зависимости от результатов поверки оказывается довольной собой или недовольной.

Берется длинный список этических понятий, из него выбирают и ставят по порядку наиболее распространенные и важные из 1500, о которых говорилось. Например, гордость, скромность, заботливость, аккуратность, усидчивость и т. д. Из этих понятий вы конструируете свой эталон – идеал: перечень в определенном порядке определенных качеств. Конечно, на первом месте самые ценные качества.

Затем так же создается «конструкция» из этических и других (например, волевых или профессиональных) качеств, которые мы находим в себе. Это субъективная «конструкция». Их и сопоставляют по специальной формуле и получают соответствующий коэффициент.

Если в результате самопроверки «эталонные», идеальные оценки и «субъективные», действительные, совпали, значит личность полностью удовлетворена собою, своим моральным обликом, своей волей, своей трудоспособностью и т. д. Другими словами, при такой ситуации идеальное и действительное одно и то же, субъективная оценка и есть идеал. Явление редкое, но допустимое: самооценка равна +1.

Может быть и наоборот: самооценка равна – 1. Тогда «эталонный» и «субъективный» перечень качеств личности находятся во взаимно обратном отношении. Это самая низкая оценка – такой, кстати, не бывает. Между этими оценками находятся средние данные.

Психологи утверждают, что человек имеет некий «внутренний манометр», с помощью которого каждый себя довольно точно оценивает. (Заметим в скобках: что не каждый имеет мужество высказать себе результаты самооценки.)

Чрезмерно высокая самооценка приводит к переоценке себя, а следовательно, к скептическому отношению к этому человеку референтной группы – «он о себе слишком высокого мнения!»

Чрезмерно низкая самооценка свидетельствует о развитии «комплекса неполноценности», неуверенности в себе.

Для оценки личности важна и так называемая «ожидаемая оценка» – что о тебе думает референтная группа, как она тебя оценивает; попросту: «а что за глаза о тебе говорят?» Ожидаемая оценка выясняется тем же способом.

И последний фактор: как вы сами оцениваете референтную группу, как – высоко или низко ее цените?

Выводы психологов.

Три показателя: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы – с необходимостью входят в структуру личности, и хочет этого человек или не хочет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами его самочувствия в группе, успешности или неуспешности его поведения, позиции по отношению к себе и окружающим.

Определив правильное отношение к самому себе и правильное отношение к окружающим, человек тем самым достигнет так называемого психологического комфорта, выберет с наибольшей определенностью свое место в обществе.

Вспомните, разве не случалось нам, запутавшись в сложном анализе своих чувств и окружающей ситуации, мысленно махнуть на все рукой и положиться на простой и древний принцип: «Сердце подскажет, интуиция вывезет». А потом сожалеть о необдуманности своих поступков. Искусство действительного самоанализа – не простое дело. Но, овладев им, мы обретем могучее оружие. И в первую очередь – для проникновения в сокровищницу своих внутренних ресурсов, своих возможностей.

Теперь вполне естественно ответить на вопрос: как поставить под контроль формирование характера?

Во-первых, уместно вспомнить, что характер состоит в способности действовать согласно принципам.

Во-вторых, нужно, как говорил Николай Островский, «призвать самого себя на собственный суровый, беспристрастный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия... выяснить свои недостатки, пороки и... решить раз и навсегда, буду я с ними мириться или нет».

Сделать такое может только человек мужественный. Значит, надо обладать мужеством строго спросить с себя самого. И не только спросить, но и правдиво ответить.

Следовательно, нужно быть справедливым во всем: в мыслях, поступках, делах.

Необходимо отказаться от эгоизма – себялюбия. Нужно руководствоваться в своих деяниях правилом: что ты можешь дать людям, как сделать так, чтобы ие причинять людям не только зла, но и неприятностей.

Надо научиться ломать дурные привычки, ломать с помощью простого приема: раз это плохо, надо действовать по принципу – «буду делать наоборот!». И тогда, выйдя на дорогу «самосознания», каждый день должен быть для вас днем победы над собой.

В работе над собой, в трудном деле самосовершенствования следить, всегда ли нам удается сохранять гармонию между своими убеждениями, взглядами, суждениями, с одной стороны, и поступками, повседневными действиями – с другой. Между прочим, еще Паскаль говорил, что о нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Процесс соблюдения жизненной гармонии есть не что иное, как самокоррекция. Ее мы проводим всю жизнь. Она идет параллельно с самовоспитанием и самосовершенствованием. Каждому человеку необходимо знать, что в его власти усилить в себе, что – подавить. В результате мы овладеваем так называемой психологической защитой – возможностью перестраиваться, чтобы с наименьшей затратой нервной энергии получить наиболее эффективные формы приспособления к конкретным жизненным ситуациям.

Такая позиция в корне отличается от пассивного созерцания быстротекущей жизни, своей роли в ней.

Интересен опыт выдающихся людей. Многие из них в течение долгих лет вели подробнейший дневник. (Именно дневник может стать одной из важнейших форм самоанализа.) Фиксируя и разбирая каждый штрих своей жизни, внутреннее свое состояние, отношение свое к жизненным ситуациям, можно приобрести огромную власть над собой.

Нынче модно всюду применять кибернетические методы, в частности моделирование. Попробуйте научиться детально «моделировать» свое поведение на предстоящий день. Утром представьте себе события, которые могут произойти с вами; даже если вам предстоит что-то неприятное, не увиливайте, не играйте в прятки с самим собою, а постарайтесь найти наиболее достойные пути решения, выбрать благородную линию поведения.

Конечно, реальность не всегда совпадает с планом. Но если так подготовить себя к предстоящей жизненной ситуации – не окажешься застигнутым врасплох, а сможешь решить довольно сложные проблемы разумно, не руководствуясь лишь выпущенными на волю эмоциями, подающими часто не самые лучшие советы.

Отвечая на письмо О. Л. Книппер-Чеховой, А. П. Чехов писал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч., но я привык держать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».

Как воспитать в себе сдержанность – один из элементов умения властвовать собой?

Следует заметить, что умение не показать характер, не подчиниться ему – тоже признак характера, признак умения владеть собой, хотя и говорят – характер не спрячешь в карман.

Можно привести некоторые советы.

Если вы вспыльчивы, постарайтесь ежедневно в любой момент выполнять роль уравновешенного человека. При этом необходимо заставить себя спокойно реагировать на неприятное не только внешне, но и внутренне.

Кое-кому совет покажется неприятным. Выходит, надо играть, как актеру на сцене? Но еще Платон говорил: «О, сколь приятен может быть человек, когда он умеет быть самим собой».

Верно, игра в хорошего человека ассоциируется с лицемерием. Но надо помнить об удивительных законах нашей психики. При такой «игре» срабатывает «обратпая связь», и человек невольно перевоплощается в того, роль которого он «играл». При длительных тренировках грим души закрепляется, и характер меняется.

В конечном счете срабатывает эффект самовнушения, происходит своеобразная саморегуляция самочувствия. Но, конечно, применять метод необходимо с полной искренностью и убежденностью в его действенности.

Оригинальное и, надо сказать, полезное практическое применение метода «игры» в хорошего человека нашли недавно зарубежные психологи, работающие в области торговли.

Установив, что радушие продавцов существенно влияет на эффективность продажи товаров, они посоветовали владельцам крупных магазинов вменить продавцам в обязанность работать с улыбкой. Во всех отделах были вывешены специальные объявления: «Smile!» – «Улыбайтесь!»

Казалось бы, прием в лучшем случае приведет к тому, что у продавцов на лицах будут заученные, искусственные улыбки. Однако произошло на первый взгляд неожиданное. Как показало обследование, продавцы в один голос утверждали, что, даже несмотря на плохое с утра настроение, уже через час после начала работы и после того как они «надевали» дежурную улыбку, у них создавалось хорошее, радушное настроение.

Мистика? Нет, сработал эффект обратной связи. Дурное настроение обычно вызывает хмурое выражение лица. А улыбка, наоборот, улучшает настроение. В разделе «Плохому настроению – нет!» уже говорилось, что улыбка – бальзам для души и что смех называют «бегом трусцой на месте». Действительно, 3 минуты здорового смеха заменяют 15-минутную утреннюю зарядку.

Да, саморегуляция самочувствия возможна. Не верите? Попробуйте сами. И вы убедитесь, что даже самые тончайшие механизмы нашей психики поддаются самоуправлению. Кстати, об этом говорит и опыт театра: актеры в дни, совсем для них невеселые, могут выходить на сцену в ролях комических.

Итак, каждый человек, собирающийся поставить свои творческие возможности на благо общества, обязан тщательно изучить себя, знать свои слабые и сильные стороны, чтобы с максимальной эффективностью исправлять и «улучшать» свое «я». А это «я» велико и многообразно.

«Каждый человек – это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. Под каждой могильной плитой лежит всемирная история», – писал Гёте.

Современная наука предоставляет в распоряжение человека для самоанализа целый арсенал методов и средств. Но использовать их должен сам человек, ибо никто – ни врач, ни психолог, ни какой иной «инженер человеческих душ» не в состоянии проникнуть в самые тайные уголки нашего «я», в течение многих лет изо дня в день наблюдать и изучать это «я».

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Самоанализ Самопонимание очень важно при определении цели в жизни. Существует несколько очень эффективных способов, которые дают нам понимание того, кто мы такие – автобиография, дневник, психологическое чтение.Многие люди говорят, что не желают писать автобиографию

Из книги Супермышление автора Бьюзен Тони

Глава 18 САМОАНАЛИЗ В данной главе исследуется вопрос, каким образом интеллект-карты могут помочь вам взглянуть на самого себя с новых позиций, оценить собственные потребности и долгосрочные цели. Вы также узнаете, как помочь другим в деле самоанализа, а также

Из книги Одноразовые подгузники: популярное руководство пользователя автора Комаровский Евгений Олегович

Из книги Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека автора Тарт Чарльз

САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМОАНАЛИЗ Каждый акт самонаблюдения похож на фотографический снимок, моментальную достоверную картину вашего действительного положения в той или иной ситуации. Периодически отдельные наблюдения, отдельные фотографии могут открывать много нового.

Из книги На территории сна автора Белоусова Людмила

Самоанализ Я занялась снами, намериваясь узнать, как мне к ним относиться, куда уходит треть жизни, что скрывается за их причудливыми сюжетами, и что за необыкновенный сон приснился мне, а теперь обнаруживаю, что вообще плохо знаю саму себя. Сны рассказывают мне про меня

Из книги Самоанализ автора Хорни Карен

Глава 6 Эпизодический самоанализ Эпизодически анализировать себя сравнительно легко, и иной раз это приносит немедленные плоды. В сущности, это то же самое, что делает каждый искренний человек, пытаясь объяснить истинные мотивы, стоящие за его чувствами и поступками.

Из книги Жизнь и творения Зигмунда Фрейда автора Джонс Эрнест

Глава 14 Самоанализ (1897-) Летом 1897 года болезнь начала отступать, и Фрейд осуществил свой самый героический подвиг - психоанализ собственного бессознательного. В наши дни даже трудно себе представить, сколь важным было это достижение. Всем первопроходцам знакомы

Из книги Энеа-типологические структуры личности: Самоанализ для ищущего. автора Наранхо Клаудио

Из книги Искусство быть автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Мужские сексуальные страхи, хитрости и уловки в начале любовных отношений автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 18. Ему нужен только такой секс, какой нужен только ему Если ваш новый друг (который встречается с вами вот уже два-три месяца) сам проявил инициативу к знакомству с вами, в целом производит впечатление мужчины, имеющего значительный опыт любовных и сексуальных

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Сцепка «нужен – не нужен» – упражнение Поскольку ум-эго абстрактный и отделившийся от тела, то есть от жизни, в нём изначально живёт убеждение, что он никому не нужен, человек тогда думает: «Я никому не нужен». У тела есть чувства, именно они дают ясное подтверждение, что

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Самоанализ Основной принцип поведения, определяющий природу застенчивости, – вести себя ровно и тихо. Поэтому застенчивому человеку приходится подавлять множество мыслей, чувств и побуждений, постоянно грозящих проявиться. Именно собственный внутренний мир и

Из книги Наследственные модели поведения, препятствующие достижению успеха автора Тойч Чампион Курт

Самоанализ Любое поведение, каким бы странным оно ни казалось со стороны, имеет свое логическое обоснование. Моя цель открыть ваши глаза на то, чего вы раньше не видели и не понимали. Я хочу показать это на собственном примере.По правде говоря, были некоторые вещи, которые

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Практикуйте самоанализ Самоанализ можно практиковать, обращая пристальное внимание на свои мысли и тело. СОВЕТ Для того чтобы почувствовать свое тело, сядьте и закройте глаза, затем как можно медленнее поднимите руку. Все внимание направьте на эту руку и мышцы,

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

Из книги 90 дней на пути к счастью автора Васюкова Юлия

День 53. Ежедневный самоанализ Утренние страницы.Обратитесь к восьмой главе курса и начните ведение Дневника Чувств, каждый вечер, заполняя таблицу: Любая необходимость в новых действиях вызывает сопротивление. Любые, даже позитивные изменения сопряжены с трудностями.

Инструкция

Укажите место конкретного урока в системе занятий по данной теме. Связан ли он с предыдущими и последующими урока ми. В полной ли мере учтены при подготовке программные требования, образовательные стандарты. Ответьте на вопрос: в чем вы видите специфику подготовленного вами урока ?

Укажите цели урока . Отдельно распишите воспитывающие, и обучающие задачи. Изложите информацию о том, какие специальные знания и компетенции понадобились при подготовке.

Обоснуйте выбор структуры и темпа проведения урока , характер взаимодействия и учащихся в ходе преподавания. Укажите методы и средства, использованные на занятии.

Расскажите о том, каким образом урок способствует формированию определенных умений и навыков.

Проследите и напишите, как осуществлялась теоретической и практической части урока . Как осуществлялся контроль за усвоением материала. Проводилась ли самостоятельная работа учащихся. Если да, то в какой форме.

Отметьте, были ли по итогу изменения по сравнению с первоначальным замыслом урока . Определите, какие именно и почему они возникли. Как они повлияли на конечный результат.

Расскажите о достоинствах и причинах недостатков проведенного урока . Сделайте выводы. Помните, что самоанализ урока формирует у учителя способности критически и адекватно оценивать результаты своей деятельности и осуществлять необходимые корректировки в работе.

Для любого школьного учителя или преподавателя вуза важно умение оценить свою профессиональную деятельность. Проведение самоанализа занятия позволяет преподавателю выявить недочеты и слабые места в подаче учебного материала, а также скорректировать план будущих учебных мероприятий. При анализе занятия желательно придерживаться определенной структуры и последовательности.

Инструкция

Оцените, насколько проведенное занятие соответствовало учебному , его целям и задачам. Уясните для себя, чем вызваны возможные расхождения в структуре проведенного учебного мероприятия с тем, что было запланировано. При необходимости внесите изменения в структуру , например, изменив последовательность его частей или их длительность.

Определите, насколько правильно выбрано место проведения занятия. В некоторых случаях для качественной подачи учебного материала требуется наличие наглядных пособий или технических средств . Можно ли было полнее использовать эти средства?

Рассмотрите форму проведения занятия. Чем объясняется выбор такой формы? В идеальном случае она должна соответствовать тематике занятия и уровню подготовки .

Укажите в самоанализе, насколько полно в нем использовались ваши специальные знания и навыки. Если анализ выявил недостаток -либо навыков или знаний, определите пути восполнения этих пробелов.

Ответьте на вопрос, насколько обоснованным является выбор характера взаимодействия и обучаемых. Не превращается ли занятие в монолог преподавателя, насколько полно он обратную связь и уточняющие вопросы, позволяющие , насколько понятен материал занятия?

Запишите в самоанализе, как, по вашему мнению, в занятии сочетаются составляющая и практическая его часть. Имеет ли смысл увеличить время, отводимое на практическое овладение навыками, касающихся учебного материала?

Приведите несколько положений, описывающих достоинства и занятия. Сделайте соответствующие выводы и внесите при необходимости изменения в структуру занятия и стиль преподавания.

Видео по теме

Нужен ли человеку самоанализ ? Конечно же, да. И особенно тем людям, которые стремятся стать личностью. Почему стать личностью - цель многих людей? Потому что личностью становятся только те, кто постигает свою натуру и сущность. Человек живет уже не просто потому, что родился, а умеет широко мыслить, изучает окружающий мир и свое значение в нем. Вам понадобится тетрадь с большим количеством страниц. Она служит для того, чтобы в любое время записать свои спонтанные мысли, переживания и эмоции. Для полноценного самоанализ а нужно проанализировать несколько моментов вашей жизни.

Вам понадобится

  • Тетрадь, разноцветные ручки

Инструкция

Проанализируйте отношение с противоположным полом. Отодвиньте все на второстепенный план и поговорите с собой на чистоту. Вспомните всех тех, к кому вы испытывали чувство, кто вам нравился, с кем бы хотелось связать свою жизнь. Что у них было общее? Что привлекало вас к ним? Быть может, это цвет глаз, финансовое благополучие или успешная карьера? Вспомните причину разрыва с каждым из них. В каких случаях вы расстались окончательно, а в каких остались друзьями? Это поможет понять, где вы сделали ошибки, которые привели ваши отношения к разрыву, и что помогло остаться друзьями.

Если ваша работа проверена и рецензент выразил пожелания или замечания по ее поводу, поразмыслите над его отзывом. Согласны ли вы с исправлениями, замечаниями? Научная работа предполагает самостоятельность исследования и свободу в выводах, поэтому вы имеете право оспорить рецензию. Естественно, это нужно в адекватной , соблюдая научной полемики.

Попробуйте оценить сами себя. Что вам удалось при выполнении работы , а что показалось трудным и потребовало помощи? Довольны ли вы своим трудом или хотели бы что-то переделать? Какие перспективы дальнейшей работы вы видите теперь? Каким бы не был итог, не останавливайтесь на достигнутом, нет предела совершенству!

Мотивация сотрудников на лучшее выполнение своих должностных обязанностей может быть денежная или нематериальная. Конечно, первое всегда предпочтительнее, но и о втором варианте забывать не стоит. Внимание к сотрудникам со стороны руководства ценится очень высоко.

Инструкция

Начните написание мотивации с целей, которые хотите достигнуть. Это может быть повышение производительности труда, увеличение притока новых клиентов, обработка большего количества информации, создание благоприятной обстановки в коллективе и т.д. От этого зависит то, какими методами придется добиваться положительного результата.

Продумайте, каким способом будут учитываться рабочие показатели. Это просто для организаций, занимающихся продажами. Кто больше принес денег, тот - лучший сотрудник. А вот , сколько пользы принес или дирижер? В этом случае подойдет написание общей мотивации, исходящей из затраченных на труд часов.

Самая лучшая мотивация для менеджеров по - процент от заключенных сделок. Если это уже введено, пропишите в положении конкурс на лучшего . Укажите, сколько денежных средств должно от новых клиентов, а сколько - от уже привлеченных. Человек, который выполнит или превысит эти требования, получит дополнительную премию.

Кроме того, разместите фотографию победителя на корпоративном сайте или доске почета. Опишите его заслуги. Это мотивирует других добиваться таких же высоких результатов.

Сотрудников, не связанных с зарабатыванием денег для компании, тоже обязательно нужно мотивировать. Даже если достаточно средств на это не выделено, постарайтесь обозначить для них определенные бонусы. Это может быть добровольное медицинское страхование за половину стоимости, билеты на спектакли, походы в спа-салон и т.д. Лучшему сотруднику вручайте подарочные сертификаты. Если вы - издательская компания, все это можно получить по бартеру, не тратя казенные деньги.

Пропишите в мотивации корпоративные вечеринки по поводу дня , окончания года и т.д. Их можно провести даже в . Главное, чтобы руководитель подготовил и озвучил речь, в которой благодарность за работу была вынесена не только подразделениям, приносящим деньги, но и тем, кто их работу обеспечивает.

Проведите выборы человека месяца и поздравьте его . Это может быть, например, которая моет полы чище всех. Остальной технический персонал сразу почувствует себя нужным и будет стремиться завоевать это почетное звание.

Видео по теме

Источники:

  • как написать мотивированное заявление в 2019

Совет 8: Как написать самоанализ педагогической деятельности

Самоанализ педагогической деятельности – это документ, который составляет сам учитель, чтобы оценить уровень роста своего мастерства за последние три года и продемонстрировать его контролирующим организациям. В общем виде, самоанализ для преподавателей различных дисциплин имеет единую структуру.

Инструкция

В качестве эпиграфа можно выбрать цитату из классиков или авторов по . Во вступлении напишите основной принцип, которым вы руководствуетесь в своей учительской . Это заинтересует рецензента и даст ему возможность сразу оценить вас как разностороннюю личность с собственной позицией по ключевым вопросам.

Начните основную часть с указания своего , педагогического стажа и нынешнего места работы. Опишите базовую и дополнительную нагрузку, которую вы несете в учебном заведении (классное руководство, кружки, самодеятельности и т.д.) Можно упомянуть название учебных курсов, по которым вы ведете .

Структура самоанализа педагогической деятельности , вне зависимости от того, на какую вы претендуете, такова:
- результатов работы в соответствии с государственными образовательными стандартами;
- соотнесение результатов труда с поставленными целями и заявленными задачами;
- осмысление ценности своей работы в контексте воспитательной работы в целом.

Напишите о достижениях своих подопечных: участии в конкурсах и олимпиадах, получение и наград, их последующей учебе в высших учебных заведениях. Опишите, какой вы видите конечную цель своей работы (формирование каких навыков и способностей у учеников) и какими методами для в этом руководствуетесь.

Единственный человек, с которым вы проживете всю свою жизнь – это вы сами, поэтому как можно противиться желанию узнать все о себе? Это как если бы вы купили автомобиль, не удосужившись проверить его состояние, а потом за весь срок службы ни разу не сделали техосмотр, полагаясь на «авось» или на то, что Богу (родителям, учителям) виднее, как этим автомобилем управлять, чего от него ждать и какой у него потенциал. Понять себя – самое естественное желание. Если мы понимаем себя, нам проще понять других, а это – очень и очень значимый бонус в отношениях с людьми.

Самоанализ - это не бесцельное самокопание, это разглядывание себя под микроскопом с правильными вопросами. Если грамотно им пользоваться, то это станет основном необходимым инструментом для самосовершенствования. С умением выявлять паттерны, выстраивать связи, докапываться до причин и проверять свои выводы. Понимаете вы себя или нет. В первом случае вы понимаете происходящее (закономерности), во втором – живете в мире случайностей.

Подготовка

Очень важно понимать свою несовершенность, понимать свои достоинства и недостатки, тогда после бури эмоций на очередную критику😏, вы все же задумаетесь… И ошибка всех “самокопальчищов” в том, что “анализ” их заключается в вопросе: Прав я или оппонент? Если у вас заниженная самооценка, а у оппонента высокая значимость, то вы начинаете “совершенствовать себя” по его виденью, либо, если обратная ситуация, то вообще не услышите, что вам говорят. А может быть вы в чем-то правы оба, а где-то ошибаетесь? Ведь у всех свои задачи по жизни.

Анализ и заключается в том, чтобы разобрать оттенки – нюансы, а не шататься из крайности в крайность, по шкале чёрное – белое.
Вечные вопросы “за что?”, “почему это происходит со мной?” могут не давать покоя. Может вы считаете, что люди, государство, мир не справедливы к вам? Для начала нужно понять, что все в мире справедливо – это главный принцип бытия. И если что-то происходит в вашей жизни, то вы посеяли эти семена.

Также не стоит перекладывать ответственность: “это его/их вина”, “я ничего не могу сделать”, “это родители испортили меня в детстве”. Такая позиция картину не изменит, вы останетесь там же где и сейчас. “Не суждено”, “так должно было произойти”, “у меня плохая карма/венец безбрачия/родовое проклятие” – это оправдашки, которые просто стопорят вас. Ведь если разбирать, допустим “венец безбрачия”, то это просто сложный характер (ваш характер), принципиальность и консервативность во взглядах на партнёра и отношения.

Поэтому нужно разобрать причинно – следственные связи и изменить неэффективные модели восприятия и поведения.
Для самоанализа нужно быть искренне заинтересованным в себе. Принятие себя – основа любой работы в процессе саморазвития. Без идеализации, без обвинений, с полной ответственностью за свою жизнь, тогда вы готовы заняться самоанализом.

Вот некоторые правила самоанализа, которые я сформулировала в процессе работы:

– Беспристрастность. В процессе самоанализа нужно сохранять отстраненность, как будто вы изучаете другого человека и его поведение. При анализе прошлых отношений, например, нужно не проживать их заново, вовлекаясь эмоционально, а наблюдать как бы со стороны за собой и партнером.

– Нужно научиться видеть причинно-следственные связи, которые не всегда легко выявить. Главное – помнить, что ничто не происходит просто так, без причины, а, поняв причину, вы сможете уберечь себя от повторяющихся ошибок в будущем. Опыт дан нам для того, чтобы на нем учиться, а для этого нужно видеть, какие последствия влекут за собой наши решения.

– Мнение со стороны. Когда вы уже проделали большую работу и определили причины той или иной проблемы, полезно озвучить ее кому-нибудь, чьим суждениям вы доверяете. Это может быть психолог, друг, близкий родственник. Близкие люди находятся близко не просто так, они могут помочь нам лучше понять себя, подтвердить наши теории или внести в них законную толику сомнения.

Алгоритм самоанализа:

1. Выбор проблемы и разреза, в котором она будет рассматриваться (отдельно или вместе с другими частями жизни, в каком периоде).

2. Анализ, выявление закономерностей. Как только вы нашли у себя в прошлом/настоящем повторяющийся паттерн поведения – считайте, что половину работы вы уже сделали.

3. Определение причин, из-за которых этот паттерн сформировался. Это самая трудная и самая важная часть, здесь вы должны быть максимально честны с собой. Если полениться или пожалеть себя и неправильно определить причину, дальнейшая работа не принесет плодов.

4. Решение изменить паттерн, т.е. решить проблему.
По сути изменение шаблона поведения – это просто перестать так делать. Но частенько многие алгоритмы доведены до автоматизма и включаются на подсознательном уровне.

5. Что для этого нужно предпринять? Выделить время для работы над собой, иначе вам всегда будет некогда. Нужно избавиться от старой неэффективной модели и найти и внедрить новую… более конструктивную.

Некоторые техники:

– Эффективное прощение по Свияшу (изменение негативных установок на позитивные)
– Методика «Спокойное присутствие» (с помощью нее можно менять эмоциональное восприятие)
– Работа с психологом

6. Первые шаги для воплощения плана в жизнь.

В процессе самоанализа ваш лучший помощник – осознанность, изучение психологии, отслеживание своих реакций и их интерпретация. (с)