Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Интеллектуальная игра для детей. Интеллектуальная игра в лагере. Интеллектуальные игры для младших школьников. Интеллектуальная игра для детей в летнем лагере "своя игра"

Правильная организация отдыха имеет большое значение. Умственные нагрузки, холодная пора года сильно истощают физическое и психологическое состояние ребенка. Поэтому летом просто необходимо отдохнуть.

Грамотно организовать процесс творческой самореализации, обогащения дополнительными знаниями может только интеллектуальная игра в лагере. Такие игры – творческая деятельность, в которой дети демонстрируют свое понимание жизни, раскрывают мысли, стремления, а подчас и чувства.

«Сложный ответ»

Один из детей (выбранный ведущий) задает очень простые вопросы, подразумевающие ответы «Да», «Нет». Остальные участники игры должны дать ответ, при этом использовать слова «Да», «Нет» категорически запрещено.

«Диспут»

Все дети разделяются на две команды. Вожатый или воспитатель раскрывает детям определенную тему. Первая команда должна утверждать, пытаясь доказать известными фактами, а вторая – напротив, должна найти факты, чтобы доказать противоположную сторону.

«Составь пословицу»

Детям выдают листочки с написанными двумя словами. Из этих слов нужно составить пословицу. Например, слова: свет – тьма. Выигрывает тот ребенок, который первый правильно озвучит известную пословицу.

Сценарий интеллектуальной игры

Все дети любят сказки. Именно поэтому в советское время все лагеря проводили конкурс на лучшее театрализованное представление известных сказок. Сегодняшние дети не очень любят участвовать в таких спектаклях. Поэтому интеллектуальная игра для детей, включающая в себя множество различных сказок, будет очень полезна.

В такой игре предполагается наличие четырех команд-отрядов.

Конкурс 1

Называется любая сказка. На последнюю букву этой сказки нужно назвать новую. Действие происходит по кругу. Выбывает из участия команда, не подобравшая в течение 5 секунд необходимого названия сказки.

Конкурс 2

Необходимо придумать хвалебную оду любому сказочному персонажу. Всем командам выдаются заготовленные рифмы:

галка – палка,
носок – песок.

Конкурс 3

Продумать и театрализовать встречу трех абсолютно разных персонажей. Например, таких как:

  • Конек-Горбунок, Алладин, Баба-Яга.
  • Русалочка, Старик-Хоттабыч, Винни-Пух.
  • Змей Горыныч, Золушка, Маугли.
  • Кощей Бессмертный, Красная Шапочка, Пятачок.

Конкурс 4

Капитаны тянут жребий. Каждая команда получает свою сказку. Не употребляя слов, исключительно пантомимой, команда должна продемонстрировать сказку, чтобы зрители угадали ее название. Варианты сказок:

  • «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок».

Конкурс 5

Продумать и театрализовать небольшую сказку-историю, в которой будут применены три волшебных предмета: скатерть-самобранка, ковер-самолет, магическое зеркало.

Конкурс 6

Театрализовать известную сказку «Три поросенка» в национальном стиле. Можно использовать африканский стиль, индийский, английский. В этом действии учитывается подбор соответствующих животных, передача колорита, подражание стилю и даже акценту.

Такой сценарий интеллектуальной игры можно дополнять конкурсами, если дети войдут в азарт. Для этого нужно заранее заготовить несколько дополнительных конкурсов. По окончании, конечно, подводится итог, и награждаются победители - как лучшие сказочники.

Клуб интеллектуальных игр

В мире существует некоторый досадный стереотип - креативное развитие направлено на развитие маленьких детей или младших школьников.

Зачастую в школах и лагерях тщательно подбираются интеллектуальные игры для младших школьников. Но подростки и старшеклассники также нуждаются в развитии творческого и креативного потенциала. Именно поэтому предложите старшим детям создать клуб интеллектуальных игр. Заинтересуйте их не только самими играми, но и планированием работы с младшими детьми.

Несколько игр, которые понравятся старшеклассникам, предложены вашему вниманию.

«Театр аббревиатур»

Игра требует прекрасного актерского мастерства.

Один из игроков выходит за дверь. Остальные придумывают слово. Буквы этого слова распределяются между играющими детьми. Каждая буква характеризует тип поведения. Например «з» - зависть, «о» - озорство. Когда ведущий входит в комнату, игроки должны показать ему пантомимы. Необходимо определить, какую черту характера ему демонстрируют, и из полученных букв сложить правильное слово.

«Море волнуется»

Все игроки придумывают по одному слову и в порядке очереди называют их вслух. Заключающий эту цепочку игрок называет свое слово и приобретает роль рассказчика. Он начинает рассказывать выдуманную историю, в которую необходимо связно включить все названные игроками слова. Игрок, слово которого было произнесено, должен выйти из цепочки и отойти подальше от своего места. Рассказчику необходимо запутать игроков своим повествованием. Например, долго не произносить ни одного из слов игроков, а затем назвать несколько слов сразу. Рассказ должен закончиться фразой «море волнуется». Эта фраза является сигналом, по которому все игроки стремятся вернуться на свои места. Тот, кто не успел, становится рассказчиком.

Старайтесь максимально разнообразить детский досуг. Подбирайте интересные викторины, конкурсы. Помните, что интеллектуальная игра для детей – это та игра, которая способствует отличному развитию воображения, комбинаторной функции интеллекта, гибкости, а также ассоциативному мышлению.

Летом немало ребят проводят время в школьных лагерях. Чтобы организовать детям интересный досуг, необходимо заранее продумать программу. Можно приготовить для пришкольного лагеря игры и конкурсы. К тому же такие мероприятия являются не только развлечением, они могут нести и воспитательную функцию.

Интеллектуальные игры и конкурсы для детей лагеря

Игровые методы весьма эффективны в обучении. Различные игры можно использовать для повторения какого-либо материала, для сообразительности. Можно предложить несколько интересных

  1. Маленькие повара. Ребят необходимо разделить на две команды. Одним выдается задание варить суп, а другим - компот. То есть одна команда должна называть овощи, другая фрукты, делают они это по очереди. Кто первым остановится, те и проиграли.
  2. Слова. Этот вариант подойдет на дождливую погоду, когда необходимо организовать досуг в помещении. Дети берут листик, ручку, им предлагается длинное слово, из которого предстоит выделить много коротких. Кто сможет выписать больше слов, тот и победил.
  3. Кто лучше считает? Дети делятся на команды по 8 человек и каждому из них на спину крепятся номерки от 1 до 8 в разброс. Но при этом участники не знают свои цифры, а видят лишь число на спине того, кто стоит впереди. Нужно проявить смекалку и выстроиться по порядку.

Творческие и спортивные игры и конкурсы в школьном лагере

Известно, что развитие должно быть всесторонним. Потому можно предложить ребятам такие конкурсы:

  1. Тяни-толкай. Ребят нужно разделить на команды. Они должны совершить забег на расстояние до 30 м и обратно. Но особенность в том, что бежать будут сразу двое участников от команды и делают они это, прижавшись спинами друг к другу, и взявшись за руки.
  2. Инсценированная песня. Каждая команда должна подготовить постановку под какую-либо песню. Далее можно провести конкурс таких вот музыкальных спектаклей.

Можно придумать немало игр, викторин и конкурсов для детей в летнем лагере, необходимо лишь проявить фантазию и учитывать возраст и интересы ребят.

Интеллектуальные игры

По сути, все интеллектуальные игры сводятся к очень простой формуле «вопрос - ответ» и направлены на развитие интереса к тому или иному предмету окружающей нас действительности.

Большую роль, если не главную, во всех интеллектуальных играх играют красиво сформулированные.и творчески поданые вопросы.

«В МИРЕ СЛОВ»

1. Ответ в вопросе. Присмотритесь внимательно к словам чемпион, стряпуха, гречка, хомут и ответьте на вопросы:

2. Что в начале, то ив конце. Составьте шесть слов, каждое из которых начинается и оканчивается одинаковыми буквами: ..но.., ..ль.., ..op.., ..am.., ..пи., (заноза, калька, окорок, оратор, рапира).

3. Какие труды - такие плоды. Изменяя в словах последовательно "труд» - в «плод» (4), «муку» - в «торт» (4), «пулю» - в «цель» 5). Например, надо превратить «вора» в «суд» (3): вор - сор - сок -

Суд.

От перемены одной буквы зверек превращается в змею (еж -уж), домашнее животное - в птицу (осел - орел), а домашняя птица - в пушистого зверя (курица - куница).

5. Семь слов. Слово «заказ», как вы видите, одинаково читается слева направо и в обратном направлении. Подыщите еще шесть слов, которые обладают таким же забавным свойством. В каждом слове, которое вы подберете, должно быть не менее пяти букв. (Возможные ответы: шалаш, топот, доход, казак, комок, довод.)

6. Крупные города. Попробуйте из каждой пары слов путем перестановки букв составить третье слово - название крупного города.

Пол + вата = ? (Полтава),

Ров + сто = ? (Ростов),

Уха + раб = ? (Бухара),

Рог + дно = ? (Гродно),

Лог + вода = ? (Вологда).

7. Мало букв - много слов. На карточке по кругу написаны буквы Д О, К, Л, А. Из этих букв необходимо составить 8 слов. (Доклад, оклад, клад, док. код, лад, ад, ода.)

«ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ»

Конкурс заключается в определении игроками истинности (или ложности) предлагаемых ведущим утверждений. Ведущий зачитывает некоторое утверждение. Все, кто верят в его истинность, отходят в одну сторону, остальные - в другую. Выясняется, кто из них прав. «Промазавшие» покидают сцену, а для угадавших процедура повторяется. И так до тех пор, пока не останется один человек - победитель игры. Интерес к игре во многом определяется теми утверждениями, которые предлагает ведущий. Они должны быть парадоксальными, с одной стороны, и любопытными, познавательными, с другой стороны.

Для младшего возраста:

Для старшего возраста:

1. Каждый из вас, безусловно, видел портрет артиста цирка Барнума и Бейли по имени Старый Джо. (Да, это верблюд на пачке сигарет «Кэмел».)

2. На ежегодной ярмарке сельскохозяйственных товаров в Париже сыры заменены муляжами. (Да, в тепле сыр начинает сильно пахнуть.)

3. Принц Чарльз владеет одной из самых больших в мире коллекций юбок. (Да, это шотландские мужские юбки-килты.)

4. Бережливые люди крахмалят белье в воде, в которой варили макароны. (Да, приводится в книге «Наш дом» как пример уж слишком большой экономии.)

5. Два зверя носят прозвище «очковые» - змея и медведь. (Да.).

6. Слово «бра» происходит от слова «рука». (Да, но по-французски.)

8. Кремлевские куранты в Москве когда-то отбивали мелодию «Ах, мой милый Августин». (Да.)

9. Самое первое дошедшее до нас название духов датируется 18 веком. (Нет, 1367 годом, и посвящены эти духи венской королеве.)

10. Статую Свободы в США запрещено изображать на пивных кружках, собачьих ошейниках, кошачьей еде и крышках унитазов. (Да.)

«ЖИВОЙ КРОССВОРД»

«КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

Для младшего возраста:

Для среднего и старшего возраста:

1. «Икра заморская, баклажанная!» («Иван Васильевич меняет профессию».)

2. «Какая гадость, эта ваша заливная рыба!» («Ирония судьбы».)

3. «Овсянка, сэр!» («Собака Баскервилей».)

4 «Вы привлекательны! Я чертовски привлекателен!» («Обыкновенное чудо».)

5. «А теперь - Горбатый! Я сказал - Горбатый!» («Место встречи изменить нельзя».)

6. «Если кто-то кое-где у нас порой...» («Следствие ведут знатоки».)

7. «Не учите меня жить, лучше помогите материально». («Москва слезам не верит».)

8. «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!» («17 мгаовений весны».)

9. «Главное, чтобы костюмчик сидел!» («Чародеи».)

10. «Кто к нам с мечом придет тот от меча и погибнет!» («Александр Невский».)

11. «Пора-пора-порадуемся на своем веку». («Три мушкетера».)

12. «В Бразилии так много диких обезьян!» («Здравствуйте, я ваша тетя!»)

13. «Кто такой, почему не знаю?» («Чапаев».)

14. «Нормальные герои всегда идут в обход!» («Айболит-66».)

15. «Ха-ха-ха-ха...» («Фантомас».)

16. «Красота - это страшная сила!» («Весна».)

17. «Хочешь большой и чистой любви...» («Формула любви».)

18. «Так он же памятник. Кто ж его посадит?» («Джентльмены удачи».)

19. «Птичку жалко!» («Кавказская пленница».)

20. «Что ты молчишь, как рыба об лед?» («Свадьба в Малиновке».)

21. «Какое небо голубое! Мы не сторонники разбоя!» («Приключения Буратино».)

22. «Если б не было школ, до чего человек бы дошел...» («Приключения Электроника».)

23. «А че это вы тут делаете?» («Добро пожаловать или посторонним вход запрещен».)

24. «Не волки, а санитары леса...» («Улицы разбитых фонарей».)

25. «Я не волшебник, я только учусь...» («Золушка».)

26. «Я думала, что это шкварчит ваше сердце, а это шкварчала ваша папироса...» («За двумя зайцами».)

27. «Шурочка, восстановите статус-кво! « («Золотой теленок».)

28. «Вечером - деньги, утром - стулья; утром - деньги, вечером -стулья!» («12 стульев».)

29. «Уноси готовенького!» («Достояние республики».)

30. «Ребята, сколько будет дважды два - четыре?» («Красная шапочка»).

БЛИЦ-ВИКТОРИНА

Назовите:

«АКТЕРЫ И РОЛИ» "

Шведский посол, прибывший ко двору Ивана Васильевича. (Сергей Филиппов, «Иван Васильевич меняет профессию».)

- «Усатый нянь». (Сергей Проханов.)

Нюра из кинофильма «Три тополя на Плющихе». (Татьяна Доронина.)

Невеста, к которой сватался Бальзаминов. (Нонна Мордюкова.)

Блондинка за углом. (Татьяна Догилева.)

Его лучшая роль - Будулай. (Михай Волонтер.)

Он был и на «Высоте» и на «Седьмом небе». (Николай Рыбников.)

Его актерское дарование раскрыл сам Мюллер. (Леонид Броневой.)

Всю свою жизнь он был актером, играл у разных режиссеров, а вот Леонид Гайдай предложил ему роль режиссера Якина, в которую он вложил все свои наблюдения за коллегами по цеху. Образ получился запоминающийся. (Михаил Пуговкин.)

Актриса, обожающая «Зимнюю вишню». (Елена Сафонова.)

Спортсменка, комсомолка и, наконец, просто красавица советского кинематографа. (Наталья Варлей.)

- «Само совершенство и идеал» - мисс Мери Поплине. (Наталья Андрейченко.)

пол + вата = ?

ров + сто = ?

уха + раб = ?

рог + дно = ?

лог + вода = ?

Но.. ..ль..

Op.. ..am..

Пи.

чемпион

стряпуха

гречка

хомут

«В мире слов»

Присмотритесь внимательно к словам чемпион, стряпуха, гречка, хомут и ответьте на вопросы:

Какой цветок вручили чемпиону? (Пион.)

Как называется блюдо, приготовленное стряпухой? (Уха.)

Как называется водный поток, у которого растет гречка? (Речка.)

Куда забросили хомут? (Омут).

Забавные превращения слов. Скажите, с какими словами происходят такие превращения.

Если лишить хищника одной буквы, он становится домашним животным (волк - вол).

Прибавьте к морскому животному одну букву - оно превратится в насекомое (омар - комар).

Отнимите у насекомого одну букву - появится рыба {клещ - лещ).

От перемены одной буквы зверек превращается в змею (еж -уж),

домашнее животное - в птицу (осел - орел),

а домашняя птица - в пушистого зверя (курица - куница).

«ВЕРИШЬ - НЕ ВЕРИШЬ»

1. Самый зубастый зверь на Земле - садовая улитка. (Да, у нее 14175 зубов).

3. Маленького друга Карлсона звали Пеппи Длинный Чулок. (Нет, Малыш.)

4. Девочку, которая побывала на звездолете на Третьей планете, зовут Алиса. (Да.)

5. Смычок скрипки представляет собой пучок конского волоса, который натянут на изогнутую на конце палочку. (Да.)

6. У дельфинов самый крупный и лучше всех развитый мозг среди животных. (Да.)

7. Тигру, чтобы не чувствовать себя голодным, достаточно съесть в день всего 7-8 кг мяса. (Да.)

8. Взрослый слон за день выпивает примерно 90 литров воды. (Да.)

9. Самый крупный сухопутный хищник - лев. (Нет, белый медведь.)

10. Пара воробьев каждый день отлавливает примерно 400 вредных насекомых. (Да.)

11. Орлы могут унести в когтях небольшую овцу. (Да.)

З О Н Т

Р Г И О

«ЖИВОЙ КРОССВОРД»

I Из числа желающих образуется несколько команд (8-10 человек). Каждая команда получает карточки с буквами. Выбрав себе по одной карточке, игроки каждой команды выстраиваются в ряд. Ведущий загадывает слово, а игроки, отгадав его, должны быстро «написать», т. е. выстроиться в ряд так, чтобы слово можно было прочитать. Какая команда быстрее «напишет» слово, та выигрывает очко.

1. Лучшая защита от дождя и солнца. (Зонт.)

2. Очень - очень громкий крик. (Ор.)

3. Попытка двух сторон договориться об удачной купле - продаже. (Торг.)

4. Музыкальный инструмент, звуки которого быстро собирали - вместе всех детей. (Горн.)

5. Он может быть доброжелательным, а может быть угрожающим. (Тон.)

6. Место, где каждый может проверить свое зрение и меткость. (Тир.)

7. Далекая линия, к которой мы стремимся, но никак не можем подойти близко. (Горизонт.)

БЛИЦ-ВИКТОРИНА

Назовите:

Селезень, спасающий мир. (Черный Плащ.)

Селезень-скряга. (Скрудж Мак Дак.)

Русский вариант Тома и Джери. (Волк и заяц.)

Три наследника огромного состояния. (Вилли, Билли, Дилли.)

Самое дружелюбное привидение. (Каспер.)

Второй солист в дуэте со львенком. (Большая Черепаха.)

Кот, наглотавшийся озверина. (Леопольд.)

Имя самого знаменитого крокодила. (Гена.)

Два кругленьких следователя. (Колобки.)

Мальчик, не побоявшийся остаться дома один. (Кевин.)

Харчевня, где пировали Буратино с Лисой Алисой и Котом Базилио. («Три пескаря».)

Теплоход, на котором совершали круиз Семен Семенович Горбунков и Геннадий Петрович Козодоев. («Михаил Светлов».)

«КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ»

Ведущий называет фразу из кинофильма (мультфильма), необходимо назвать эту ленту. (Примечание: данный порядок вопросов не обязателен, их можно менять по усмотрению ведущего.)

Для младшего возраста:

1. «А я денежки люблю!» («Бременские музыканты».)

2. «Мы с тобой одной крови». («Маугли».)

3. «Маловато будет». («Падал прошлогодний снег».)

4. «Одну простую сказку, а может не простую хотим мы рассказать». («Пластилиновая ворона».)

5. «Заяц? Заяц, Заяц...» («Ну, погоди!»)

6. «Такая - сякая сбежала от отца!» («По следам бременских музыкантов».)

7. «Есть ли у вас план, мистер Фикс?» («80 дней вокруг света».)

8. «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» («Приключения капитана Врунгеля».)

9. «В траве сидел кузнечик». («Приключения Незнайки и его друзей».)

10. «От улыбки станет всем светлей». («Крошка Енот».)

11. «Дерни за веревочку, дверь и откроется». («Красная шапочка».)

12. «Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять». («Бармалей».)

13. «Щас спою! Щас точно спою!» («Жил-был пес».)

14. «А помнишь, в эту среду ты нас звала к обеду?» («Кошкин дом».)

15. «А хотите я его ударю, и он станет фиолетовым, в крапинку». («Тайна Третьей Планеты».)


Родители знают, что с маленькими детьми часто возникают различные психологические проблемы. Дети не реже взрослых страдают от непонимания, страха или банальной застенчивости. Все подобные проблемы возникают от невнимания, а виноваты в этом взрослые. Однако в их силах помочь ребенку преодолеть возникшие трудности. Нужно только стремиться к этому, стараться подавить стеснительность, свойственную в той или иной степени всем детям. Однако не следует и перегибать палку, воспитывая в ребенке «хозяина жизни». Во всем нужна мера, и в тем большей степени это касается психологического воспитания.

«Пресс-конференция»

Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.

Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.

Предложить рассказать стихотворение:

1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».

2. Как иностранец.

3. Шепотом.

4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».

Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …

Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.

Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …

Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …

Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …

«Секрет»

Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.

Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».

Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)

«Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. (Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

«Я лучше всех умею …»

Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

«Волна»

Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.

Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).

«Мимическая гимнастика»

Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.

Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.

Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ….)

«Собери эмоцию»

Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.

Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)

«Моё настроение. Настроение группы.»

Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.

Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.

«Слушаем тишину»

Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

«Заряд бодрости» релаксационное упражнение

Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;

Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.

Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.

Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

«Броуновское движение»

Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

«Котёл»

Содержание игры: «Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.

«Вторжение»

Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.

Содержание игры: на пол выкладывается покрывало. Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры.

«Передай по кругу»

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение

Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.

Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.

«Подними игрушку» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1-2 ребёнок делает вдох через нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3-4-5-6 – выдох через рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз.

«Приветствие короля»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.

Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.

«Найди и промолчи»

Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.

Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорит ь или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.

«Коробка переживаний» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.

Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и Говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

«Акулы и матросы»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.

«Коровы, собаки, кошки»

Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.

Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Разведчики»

Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.

Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте.

«Пианино» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.

Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения, имитирующие игру на пианино (гаммы).

«Кто кого перехлопает/перетопает» релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.

Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

«Аплодисменты» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Воспитатель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не воспитатель.

«Создание рисунка по кругу»

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.

Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.

«Приветствие» релаксационное упражнение

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! Здороваются за руку.

Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был? Дергают за ушко друг друга.

Я скучал! Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл! Разводят руки в стороны.

Хорошо! Обнимаются.

«Скучно-скучно»

Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности.

Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

«Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д

«Властелины кольца»

Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.

Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

Материал из Летний лагеря

Общее

Желающих играть в «Что? Где? Когда?» много, поэтому в спортивном ЧГК знатоки играют не против авторов вопросов, а друг против друга. Несколько команд садятся за столы в одном зале, ведущий зачитывает вопросы, а команды сдают ответы в письменном виде, на бланках. Выигрывает, конечно, команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

Турниры, как правило, состоят из нескольких туров по 12-15 вопросов. Команды, как и в элитарном клубе (в телепередаче), состоят из шести игроков, однако обычно у каждой команды есть запасные игроки, которые могут подменять уставшего или не пришедшего на игру участника.

Вопросы для спортивного ЧГК пишут «авторы-вопросники» - чаще всего те же знатоки. Обычно организатор игры объявляет о наборе вопросов, и авторы, которые не будут играть в данном турнире, отправляют ему составленные ими вопросы. Сочинить хороший вопрос не каждому под силу: ведь главные козыри знатоков при «взятии» вопросов - отнюдь не заоблачная «высоколобая» эрудиция, а способность логически мыслить, развитая интуиция и быстрота соображения. Так, вопросы, требующие от игроков знания малоизвестных фактов, не приветствуются - они скорее подходят для «Своей игры», а не для ЧГК.

В вопросах часто используются «пропуски» или «замены»: требуется разгадать, какой символ, слово или фраза пропущены или заменены. В некоторых вопросах используется раздаточный материал: предмет, картинка или текст.

Правила

  • В команде не допускается единовременное участие в игре более чем шести человек (ограничения снизу нет: случаи, когда игроки выступали в одиночку, известны). Разрешается наличие ограниченного числа запасных игроков в команде и замены игроков между турами.
  • На обсуждение каждого вопроса выделяется 1 минута (для блиц-вопросов, состоящих из произвольного числа вопросов, суммарное время обсуждения составляет также 1 минуту).
  • Ответы сдаются в письменном виде.
  • Основной показатель, по которому определяется место команды, - количество правильных ответов.
  • Если ответ не в точности совпадает с авторским, он может быть зачтён либо игровым жюри (на игре), либо апелляционным жюри (в случае подачи апелляции).
  • Апелляционное жюри рассматривает апелляции двух типов: требования зачёта ответа, удовлетворяющего всем условиям вопроса (так называемая «дуаль»), а также требования снятия вопроса (в случае наличия в нём фактической ошибки или серьёзной фактической ошибки, в зависимости от регламента конкретного турнира).

Вопросы

Для правильного ответа на вопрос ЧГК («взятия» вопроса) должны требоваться один или несколько логических шагов, интуитивный поиск, «озарение» и т. п. Вопросы, требующие от игроков прямого знания малоизвестных фактов, воспринимаются негативно, а вопросы которые не требуют ничего, кроме прямого знания, вообще находятся за рамками игры (распространена аббревиатура ЧЗВЧГКНЯ - «чистое знание вопросом ЧГК не является»).

Распространёнными приёмами для написания вопросов спортивного «Что? Где? Когда?» являются «пропуски» (требуется восстановить пропущенные слова в некотором тексте) и «замены» (требуется понять, какие слова были заменены).

В некоторых вопросах используется раздаточный материал (как правило, отпечатанные картинка или текст).

По построению вопроса могут быть выделены такие разновидности, как одноходовки и многоходовки (в зависимости от числа необходимых для взятия логических ходов), «мозаики» (об объекте вопроса сообщаются различные факты, по которым нужно определить объект) и пр.

К некачественным вопросам относят «гробы» (вопросы, которые из-за их недостатков или чрезмерной для турнира данного уровня сложности не смогла взять ни одна команда из игравших на турнире; впрочем, некоторые «гробы» являются очень качественными), «детские вопросы» или «гайки» (вопросы, которые взяли все команды), «свечки» («засвеченные» вопросы - то есть те, которые полностью или частично повторяют игравшиеся ранее), вопросы с дуальными ответами (это либо альтернативные ответы, которые полностью удовлетворяют всем фактам вопроса и, следовательно, должны быть засчитаны, либо «логические дуали» - ответы, которые столь же логичны, как и авторский, но прямо противоречат фактам вопроса, и поэтому не должны засчитываться), некорректные вопросы (базирующиеся на ложных фактах - такие вопросы могут быть сняты апелляционным жюри, если регламент турнира предусматривает это).

Вариант для младших

Целью этой игры является активизация познавательной деятельности ребенка. В процессе игры у ребят также формируются чувства партнерства наряду с чувствами индивидуализма, как свойств личности, умения переносить полученные знания в нестандартные условия.

В игре участвуют любое число команд, но минимум две. Состав команды может колебаться от 6 до 20 человек. Каждая команда должна выбрать себе капитана и придумать себе название. Игра проводится в актовом зале или другом большом помещении, на стенах которого развешены плакаты с названием игры. На сцене находится стол для ведущего. За ведущим расположено табло для счета игры.

Во время игры все команды сидят в зале. В начале игры ведущий еще раз объясняет правила игры. Правила игры: ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответама команд и перед тем как он сообщает правильный ответ он может зачитать, не называя при этом команды, которая сдала этот листок, “оригинальные ответы”. Далее ведущий произносит правильный ответ и результаты первого вопроса вносятся на табло. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. При этом в скобках записывается рейтинг вопроса - число команд, которые не ответили на вопрос. Далее игра продолжается и задается следующий вопрос. В перерывах между вопросами можно включать музыку (продолжительностью около 5 секунд каждая). После того как ведуший прочитает половину вопросов, для того чтобы команды немного отдохнули, можно включить какой-нибудь музыкальный номер (музыкальная пауза). После музыкальной паузы игра возобновляется. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков) награждается медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры Что? Где? Когда?, а также памятными призами. Если две команды набрали одинаковае число баллов, то для выявления победителя смотрится сумма рейтига всех вопросов. У кокой команды он больше та и победила в игре. Проигравшие команды получает поощрительные призы. При большом числе участвующих каманд возможно выделение мест (с первого по третье). Также возможен особый приз команде за самую оригинальную версию ответа.

Теперь самое главное вопросы для игры:

1. Свинья, собака, ворона, заяц. Эти животные известны всем малышам. Назовите имя хотя бы одного из них? (Хрюша, Филя, Каркуша, Степашка). 2. В старину в Сибири был такой обычай - каждый пуд добытого металла отмечался выстрелом из пушки. Какой металл обладал такой почестью. (Золото). 3. В одном из российских городов организована служба спасения, идентичная американской службе спасения 911. В эту службу вошли пожарные, милиция и скорая помощь. Какой номер телефона у российской службы? (1-2-3). 4. Хищник семейства псовых, жвачное полурогое животное, растение семейства крестоцветных. С 18 века известна логическая задача с участием этой троицы. Сформулируйте эту задачу. (Задача о том, как перевезти через реку волка, козу и капусту, если лодка выдерживает не более одного из них). 5. Определение из словаря Владимира Ивановича Даля: “Сказочное лицо вроде вечного жида” Кто же это? (Кощей Бессмертный). 6. Спасская, Никольская, Троицкая, Боровицкая, Водовзводная. Как вы думаете, какая деталь этих башен Московского кремля является общей для них и ни на одной из других башен не встречается? (Рубиновые звезды). 7. Изобретенный в III веке нашей эры в Китае прибор по имени “чи-нан” заменил мореходам птиц. Что это был за прибор? (Компас). 8. В 312 году в Риме вместо старой серебряной монеты была выпущена новая, золотая - “солидус”. Далее от названия этой монеты произошло название итальянского “сольдо”. А от последнего возникло название военного человека. Что это за название? (Солдат). 9. Красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой. Какого цвета в данном списке не хватает? (Фиолетовый). 10. Вы несомненно любите остросюжетные произведения. Вот сюжет одного из них: Во время прогулки неожиданно найден клад. По случаю находки состоится праздник, который омрачен появлением коварного злодея. Жизнь героини в опасности, но в последний момент появляется герой и убивает злодея. Все заканчивается свадьбой. как зовут героиню произведения? (Муха-Цокотуха). 11. Конструкция из пяти букв “Х” и четырех букв “О” по английски называется “тик-так-тоу”. Как она называется по русски? (Крестики-нолики). 12. До войны во многих кинотеатрах СССР с успехом шли фильмы Чарли-Чаплина. Кто озвучивал роли Чаплина? (Никто. Эти фильмы немые). 13. Детей обычно приносит аист, или их находят в капусте. А кого можно найти в апельсинах? (Чебурашку). 14. Фильм “Подвиг Геракла” 1956 года, имел такой успех, что миллионы мальчишек стали по утрам делать... Что? (Зарядку). 15. В 1991 году они погубили в Америке 67 детей и ранили около 160 тысяч. Социологи подсчитали, что каждая шестая из них таит в себе опасность для ребенка. Но практически все родители пренебрегают этим предупреждением. Что это за опасности? (Игрушки). 16. В древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали модлотками, добавляли клей, заливали водой и все это просеивали через мелкое сито. Массу осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Как мы называем полученное таким образом изделие? (Бумага). 17. В конце июля в Гааге прошел слет. Все его участники называли себя Николаями. Один из вопросов слета был о трудностях проникновения в дом через печные трубы. Как бы назвал себя предстовитель России на этом слете? (Дед Мороз). 18. В романе английского писателя Томаса Хардли рассказыва-ется, что когда одна девушка из бедной семьи собиралась в гости, мать завешивала окно ее комнаты снаружи черным плащом. Для чего она это делела? (Так окно можно использовать как зеркало). 19. В Непал из Индии в 1965 году через три горных цепи на бамбуковых носилках несли королевскую покупку, для которой специально было построено 1,5 км асфальтовой дороги вокруг дворца. Что это была за покупка? (Автомобиль). 20. Одного звали Филлипп, второго Руфольд. Дважды они пытались ограбить некую квартиру, причем во второй раз вещи они крали по привычке, а целью их был человек, кстати, помешавший им совершить обе кражи. Назовите этого человека. (Карлсон). 21. Один из вариантов этого изобретения действовал при соприкосновении с серной кислотой, другой - когда стеклянную головку раздавливали щипцами. Шведский вариант давал результат при трении о шершавую поверхность. Усовершенствованным вариантом мы пользуемся и сейчас довольно часто. О чем идет речь? (Спички). 22. Валентину пикулю приходило много писем. Иногда он говорил жене: “А вот это письмо я читать не буду, поскольку в нем написана гадость”. Что интересно, практически всегда, этот прогноз оказывался точным. А как писатель угадывал содержание письма, не вскрывая конверта? (Это письмо было без обратного адреса (анонимное)). 23. Праздник Ивана Купалы на Руси всегда отмечался с весельем и ночным гуляньем. Одно из развлесений было прыгание через костер. Однако, иногда Купальский костер заменяли кучей стеблей некоего растения. Какого? (Крапива). 24. Процедура выяснения обстоятельств любого дела в римском суде состояла из семи вопросов. Вот четыре из них: Кто? С чьей помощью? Для чего? Каким образом? Назовите три оставшихся вопроса. (Что? Где? Когда?).