Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Форменная одежда с точки зрения психологии. Влияние одежды на отношения между людьми и отношение к себе. Психология одежды: как определить психологический типаж человека

Что слышат зачастую в ответ на данный вопрос родители? Ваш ребенок вырос, дайте ему больше самостоятельности, поручайте ему интересные и ответственные дела, предлагайте ему выбирать, как ему поступать, поменьше критикуйте подростка, побольше хвалите.

Если и после этого проблема не решилась (а она, как правило, с помощью подобных советов не решается), подросток продолжает перечить словом и делом – следует вывод: значит вы сами, родители, получаете какую-то выгоду от подобного поведения чада, пусть и не осознаете какую.

Системно векторная психология позволяет нам ответить на запрос родителей гораздо содержательнее. Начнем с характеристики тех родителей, которых волнует вопрос: как воздействовать на подростков, что бы они не перечили словом и делом. Кому нужны послушные, покладистые подростки?

Кто в авторитете?

Следует понимать, что в основе родительского запроса стоит проблема родительского авторитета. Учитывая, что все люди рождаются с разными психическими свойствами, разными системами ценностей, разным мышлением, то и отношение к авторитету родителей у детей изначально разное, при этом накладываются особенности социальной среды, в которой растет ребенок и особенности родительского воспитания.

Так, родители с анальным вектором требуют уважения к старшим, послушания их заветам и указаниям (для них это значимо). Уретральные родители имеют свой авторитет, основанный на своих природных талантах. Кожные родители больше озабочены тем, чтобы побыстрее решить трудности, возникающие с ребенком (экономия на первом месте), они убеждают его логически, предлагают материальную награду за желаемое для них поведение подростка.

Свои авторитеты

У кожного подростка, который не имеет анального вектора, априори нет внутреннего авторитета старших. Он рассуждает логически: старший не означает мудрый, успешный. Почему я должен слушаться родителей, какая мне от этого выгода?

Уретральный подросток в принципе не имеет авторитетов и под родительским давлением ничего делать не будет: чем сильнее на него будут давить, тем сильнее он будет оказывать противодействие, бунтовать .

Анальный подросток тоже может артачиться, упрямиться воле родителей , если в детстве они его воспитывали неправильно, и авторитет родительский не закрепился в его сознании.

Вместо вывода

Если вы ищете методы манипулирования подростком имейте в виду несколько аспектов:

  1. Подростковый возраст – рубежный момент для развития векторов, своеобразный момент истины – правильно или нет (то есть в соответствии с его природным потенциалом) вы воспитали своего ребенка. Соответственно, если послушный анальный мальчик в подростковом возрасте стал «упрямым ослом», скажите себе «спасибо» и делайте выводы.
  2. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Для него на первом плане – сверстники, а не родители. Время родителей прошло, он встает на путь самостоятельности и самодостаточности, и мы можем ему в этом помочь, но не препятствовать, возвращая его в детство (к примеру, сценарий «хорошего мальчика», когда сын так и остается привязанным к маме и не в состоянии принять самостоятельных решений).
  3. Подростки перечат словом и делом родителям по одной глобальной причине: непонимания друг друга, элементарного различия одного ребенка от другого, что не позволило создать благоприятные условия для развития задатков ребенка и его успешной социализации.

Соответственно, чтобы мы, взрослые, не испытывали дискомфорт при «наплевательском» отношении подростков к родителям (мы их вырастили, выкормили, а они…), необходимо начинать вовсе не с поиска методов воздействия на подростков, а с поиска

Многие понимают смысл и значение одежды. Уже с детства у человека формируются свои определенные пристрастия, свой стиль в одежде. Конечно же, первичными остаются защитная функция одежды и эстетическая , но также существует еще множество нюансов, которые человек подсознательно учитывает при выборе той или иной одежды.

Одежда может выражать самые разные настроения и желания человека. Это читается в выборе цвета, покроя, структуры ткани, следовании моде или отрицании таковой, наличии украшений, взаимосвязи с профессией, характером и телосложением. Беря во внимание всё вышеуказанное и отталкиваясь от последнего, как от определённой данности, хотелось бы представить вашему вниманию разработку, посвященную психологии выбора одежды . За основу этой статьи взяты труды известных психологов - Э.Ледо, Э.Кречмера и У.Шелдона.

Теория Э.Ледо

В работе "Трактат о человеческой физиогномике" Эжен Ледо предложил свою концепцию взаимосвязи между типом телосложения и психологическими особенностями человека. Его теория основана на сходстве различных типов конституции с пятью геометрическими фигурами - четырухугольником, треугольником, кругом, овалом и конусом .

Четырехугольный тип телосложения - люди в высшей степени энергичные, решительные и практичные. Они упорны, прилежны, терпеливы. Любят собственность, расчетливы и честолюбивы. Хорошие семьянины. Склонны к точным наукам, из них получаются неплохие изобретатели, механики, строители, работники сельского хозяйства. В одежде они консервативны, предпочитают строгий покрой, добротную, плотную ткань животного и растительного происхождения (шерсть, лен), спокойные цвета (коричневый, зеленый). Одежда, по их мнению, должна, прежде всего, соответствовать их потребности в защите и удобстве, не быть вызывающей и кричащей. Как правило, не следуют веяньям моды, но и не оденут, то, что могло бы уронить их престиж в глазах общественности.

Треугольный тип телосложения - энергетически очень неуравновешенные люди. Радостное настроение и активность быстро сменяется унынием и депрессией. Эти люди обладают различными способностями, они находчивые, остроумные, хитрые и осторожные. В работе неусидчивы, своевольны, плохо подчиняются дисциплине, хотя очень способны и талантливы. Интересы их очень разносторонни и противоречивы, они могут заниматься и наукой, и искусством, и делами, требующими физического труда. В одежде у них также нет определенных пристрастий, это может быть и спортивный, и экстравагантный, и утонченный стиль одежды. Единственное, чего они не приемлют, это - чопорности и скованности в одежде. Также не любят однообразные пастельные тона и прорезиненные, синтетические ткани.

Круглый тип телосложения - инициативные и энергичные люди, чересчур импульсивные и обидчивые. Они честолюбивы, тщеславны и одновременно чувственны. Порой неблагоразумны и непоследовательны в делах. Общительны и экспансивны, любят комфорт. Имеют явные способности дипломатического толка. Чуткие собеседники, хорошие работники в сфере торговли и маклерства. В одежде ценят комфорт, отдают предпочтение романтическому и спортивному стилям. Любят хлопчатобумажные и шелковые ткани, свободный покрой и яркие цвета. Отдают предпочтение теплым тонам (желтому, оранжевому, красному). Стараются одеваться по моде.

Овальный тип телосложения - впечатлительные и подвижные люди. Их желания и вкусы непостоянны. Они капризны и эгоистичны, порой ленивы и подвержены внезапным страхам. Хватаются за несколько дел сразу и в результате бросают все на полпути. Не приемлют физический труд и точный расчет. Как правило, это люди искусства, поэты и художники. В одежде отдают предпочтение изысканному, элегантному стилю. Эстетическая функция одежды для них главная. Как правило, по их одежде очень легко угадать их настроение. Они могут быть одеты и строго, и ветрено, и слегка небрежно, и экстравагантно, но при этом всегда со вкусом. Не любят спортивный стиль одежды и тяжелые, плотные ткани. Интересуются модой и подчас сами являются создателями новых стилей одежды.

Конусообразный тип телосложения - честолюбивые и расчетливые люди, реалисты. Любят общество, веселы и общительны. Ценят порядок и правильный образ жизни. Очень быстро идут вверх по служебной лестнице, т.к. исполнительны и точны. Из них получаются хорошие администраторы, редакторы, банкиры и финансисты. В одежде придерживаются классического стиля. Но могут быть одеты и по последней моде, если того требует общество, в котором они вращаются. Любимые цвета спокойных, холодных тонов (синий, серый, голубой). Из практических интересов предпочитают синтетику.

Теория Э.Кречмера

Немецкий психиатр Э.Кречмер создал и разработал типологию характеров, свойственных трем различным типам строений тела - астеническому, атлетическому и пикническому .

Астеническому типу конституции свойственны узкая грудная клетка с узкими плечами, длинная талия, тонкие и худые конечности, слабая мускулатура, удлиненное лицо. Психологически это очень ранимые люди, склонные к размышлением и сомнениям. Они плохо приспосабливаются к людям, им свойственна нерешительность, чувствительность к обидам и огорчениям. Для них характерны замкнутость, уход во внутренний мир, контрастность поведения (от судорожной порывистости до скованности действий), интеллектуальная направленность интересов.

Атлетическому типу конституции свойственны мускульное, крепкое телосложение, широкие плечи, развитая грудная клетка, узкие бедра, умеренное жироотложение. У них устойчивая психика, они отличаются решительностью и энергичностью. Им свойственна сдержанность в мимике и жестах, они не склонны к долгим размышлениям, плохо приспосабливаются к новому. Имеют потребность в физических нагрузках.

Пикническому типу конституции свойственны коренастая, широкая фигура, круглая голова, выступающий живот, широкая грудь, повышенное жироотложение. Психологически это добродушные, открытые люди, очень общительные, эмоциональные. У них естественные, плавные движения, им чужда резкость и порывистость. Они умеют слиться с окружающей средой, мягки, умело избегают конфликтов. Им свойственна некоторая беззаботность, любовь к физическим удовольствиям.

Теория У. Шелдона

Американский психолог У.Шелдон на основе трудов Э.Кречмера и своих собственных исследований разработал и выделил три основных типа телосложения - эктоморфный, мезоморфный и эндоморфный . Он определил 20 черт характера и темперамента, свойственных каждому типу.

Эктоморфный тип соответствовует астеническому типу у Э.Кречмера. Для него характерны:
1. Сдержанность манер и движений, скованность осанки;
2. Чрезмерная физиологическая активность;
3. Повышенная скорость реакций;
4. Склонность к одиночеству;
5. Чрезмерное умственное напряжение и повышенный уровень тревожности;
6. Скрытность чувств и эмоциональная заторможенность;
7. Беспокойная мимика;
8. Страх перед общением с людьми (социофобия);
9. Затруднения в установлении контактов;
10. Трудность в приобретении новых привычек;
11. Боязнь открытого пространства (агарофобия);
12. Неумение предвидеть отношение к себе;
13. Тихий голос, боязнь вызвать шум;
14. Чрезмерная чувствительность к боли;
15. Недостаточный сон, хроническая усталость;
16. Юношеская живость манер и внешнего облика;
17. Концентрированность на внутреннем мире (интроверсия);
18. Устойчивость к действию депрессантов (алкоголь, никотин и др.);
19. Потребность к уединению в тяжёлую минуту;
20. Ориентация на более зрелые периоды жизни.

Беря во внимание все вышеуказанные характеристики этого типа и исследовав критерии его психологической зависимости от одежды, можно сделать следующие выводы.

Астеники не любят яркую, броскую одежду. Из-за внутренней неуверенности стараются носить как можно более неприметные вещи из плотных тканей и однотонной расцветки (также любят клетку). Втайне тяготеют к стилю ретро и бирюзовому, фиолетовому цветам. Но из-за боязни выглядеть нелепо они отдают предпочтение спортивному стилю и серым тонам. В принципе они достаточно равнодушны к одежде, если она не является каким-то образом их увлечением или профессией (что бывает крайне редко). Если вы не в близких отношениях с таким человеком, то дарить ему следует одежду того фасона, к которому он уже привык. Не в коем случае не нужно преподносить ему вещи экстравагантные и супермодные. Это может показаться ему издевкой. В крайнем случае, это может быть что-нибудь классического или романтического покроя. Ну а если вы с ним в доверительных отношениях и вам не нравиться однообразность его гардероба, попытайтесь подарить ему что-нибудь, что сможет уверить его в его привлекательности и неординарности. Желательно, чтоб в его одежде присутствовали тёплые, нежные тона.

Из украшений они предпочитают маленькие, аккуратные кулоны, тонкие цепочки, бисерные браслеты. Также большое значение придают нательным талисманам.

Мезоморфный тип совпадает с атлетическим у Э.Кречмера. Ему свойственны:
1. Уверенность в осанке и движениях;
2. Любовь к физическим нагрузкам и приключениям;
3. Энергичность;
4. Потребность в движениях и удовольствиях;
5. Стремление к власти;
6. Склонность к риску;
7. Решительные манеры;
8. Храбрость;
9. Сильная агрессия;
10. Психологическая нечувствительность, эмоциональная чёрствость;
11. Боязнь закрытых помещений (клаустрофобия);
12. Отсутствие сострадания и жалости;
13. Громкий голос;
14. Спартанское безразличие к боли;
15. Общая шумливость;
16. Соответствие внешнего вида более зрелому возрасту;
17. Экстраверсия;
18. Агрессивность и настойчивость в состоянии опьянения;
19. Тяга к действиям в проблемной ситуации;
20. Ориентация на юношеские цели и занятия.

Атлетики любят вычурную, кричащую одежду. Они не страдают заниженной самооценкой, поэтому одеваются так, как считают нужным. Предпочитают яркие расцветки, узоры в виде спиралей и полосок, укороченные фасоны. Ткань выбирают тонкую и пластичную. Цвета - красный, желто-оранжевый, холодный зеленый.

Им нравится престижный, даже пафосный стиль в одежде. Желание показать себя, преподнести, как естественное проявление самолюбования.

Исходя из психоанализа личности атлетика, дарить им стоит ту одежду, которая отвечает вышеуказанным критериям. Но это лишь, если вы поддерживайте такие проявления экстраверсии.

Чтобы немного сгладить демонстративность в одежде, попробуйте подарить что-нибудь элегантное, утонченное, некий вариант современного романтического стиля. Расцветка желательно пастельных тонов в сине-зелённой гамме.

Украшения атлетики любят откровенные и броские. Стальные браслеты, пряжки, печатки, массивные перстни, охотничьи атрибуты.

Эндоморфный тип соответствует пикническому у Э.Кречмера. Для него характерны:
1. Расслабленность в осанке и движениях;
2. Замедленные реакции;
3. Любовь к комфорту;
4. Любовь к пище;
5. Стремление к физическим удовольствиям;
6. Социализация пищевой потребности;
7. Любовь к вежливому обращению;
8. Непереносимость одиночества (социофилия);
9. Приветливость со всеми;
10. Жажда похвалы и одобрения;
11. Ориентация на окружающих;
12. Стабильность эмоциональных проявлений;
13. Терпимость;
14. Безмятежная удовлетворенность;
15. Глубокий сон;
16. Бесхарактерность;
17. Экстраверсия;
18. Общительность и мягкость в состоянии опьянения;
19. Потребность в людях в тяжёлую минуту;
20. Ориентация на детство и семейные отношения.

Пикники одеваются, прежде всего, удобно и комфортно. Любят мягкие, природные ткани, свободные покрои. Из цветовой гаммы отдают предпочтение теплым тонам жёлто-коричневой гаммы (лимонный, оранжевый), а также голубому и белому. Пикникам нравится романтический стиль одежды, они неравнодушны к моде и стараются выглядеть неотразимо даже дома. У них, как правило, большой гардероб и разнообразные фасоны. Однако вряд ли там найдётся плотно облегающая одежда или чересчур открытая. У них достаточно хорошо развит эстетический вкус и чувство меры. Правда, из-за стремления слиться с окружающими они боятся надеть что-нибудь экстравагантное. Трудно расстаются со старыми вещами.

Попробуйте подарить пикнику вещь из салона, пошитую в единичном экземпляре, или то, что еще не видели в его гардеробе, к чему он не привык. Это подтолкнет его к разработке своего нового имиджа. Пикникам нравятся шляпы и легкие шарфы, используйте это при выборе подарка.

Украшения играют немаловажную роль в облике пикника. Он отдаёт предпочтение крупным кольцам, изысканным перстням с большими камнями, широким витиеватым браслетам, медальонам, удлинённым, иногда массивным серьгам, а также украшениям из меха.

Мария Устрайх

Нэпп М., Холл Дж.

Функции одежды

Чтобы понять соотношение между стилем одежды и актом коммуникации, необходимо представлять себе разнообразные функции, которые может выполнять одежда. Она может украшать, защищать (и физически, и психологически), привлекать сексуального партнера, помогать самоутвердиться или, наоборот, свидетельствовать о самопожертвовании, может скрывать что-то, выдавать принадлежность к группе людей определенной национальности и вероисповедания, а также указывать на положение в обществе и социальную роль. Так как в любой культуре существуют общепризнанные правила относительно сочетания определенных цветов и стилей одежды, одежда также может показывать, что носящий ее знает об этих правилах.
Когда влюбленные носят одинаковую или сочетающуюся по цвету и стилю одежду, она воспринимаемся как зримое свидетельство их близости. Бесчисленные исследования посвящены одежде, указывающей на принадлежность к определенной национальности или на вероисповедание.
В ходе одного старого, но ставшего классическим исследования была проверена способность хорошо одетых людей влиять на ничего не подозревающих прохожих и заставлять их нарушать правила движения. Лефковиц, Блейк и Мутон (Lefkowitz, Blake & Mouton, 1995) обнаружили, что пешеходы гораздо чаще переходили дорогу около перекрестка на красный свет, если другой человек делал это до них, и особенно охотно они нарушали правила, если одежда этого человека указывала на его высокое положение в обществе.
Результаты других исследований показывают, что люди гораздо охотнее выполняют различные просьбы (разменивают купюру, берут распространяемые листовки, подробно объясняют дорогу, возвращают деньги, забытые в телефонной будке), если человек, просящий их об этом, одет в соответствии с ситуацией или же так, что его внешний вид свидетельствует о более высоком социальном статусе (Fortenberrv, MacLean, Morris & O"Connell, 1978; Levine, Bluni & Hochman, 1998). Например, в ходе исследования Бикмана (Bickman, 1974 а, 1974 b) четыре ассистента под различными предлогами остановили на улицах Бруклина 153 человека. Исследователи были одеты в костюмы служащего (спортивная куртка, галстук), молочника (форменная куртка, белые брюки, бутылки с молоком) и военного (форма, значок, ордена, без оружия). Исследователи просили прохожих подать им сумку, помочь кому-то другому опустить монету в счетчик на парковке или же встать на другом конце автобусной остановки. В каждом случае исследователям, одетым в военную форму, уступали гораздо охотнее - собственно говоря, 83% людей, которых попросили опустить монету в счетчик, повиновались, даже когда человек, одетый в военную форму, уходил с места действия. Вообще униформа действительно помотает другим людям определить род деятельности того, кто ее носит, и эта информация может повлиять на их мнение. В ходе акции общественного обслуживания одна и та же женщина, одетая в костюм медсестры и в обычный деловой костюм, просила людей сделать пожертвования в фонд борьбы с лейкемией. По мнению тех, к кому обращались с просьбой, медсестра была более компетентна в этом вопросе, и, следовательно, получала больше пожертвований (Lawrence & Watson, 1991). Полицейские, которые носят форму, предполагают, что она поможет им успешнее влиять на людей, однако это не всегда так, поскольку их работа предполагает различные цели. Но может ли одна и та же форма одновременно выражать дружелюбие и готовность помочь и властное требование соблюдать закон (Young, 1999)? Адвокатам давно известно, что стиль одежды клиентов может положительно воздействовать на мнение судьи или присяжных. Адвокаты иногда даже рекомендуют не состоящим в браке подзащитным надеть на палец обручальное кольцо, чтобы предотвратить возможное предубеждение против неженатого мужчины или незамужней женщины.

Одежда как источник информации о человеке

Невозможно составить список информации, которую всегда передает одежда: такой список варьировал бы в зависимости от каждого отдельно взятого человека, этнической группы, к которой он принадлежит, периода времени (как времени суток или сезона, так и исторической эпохи), региона, в котором он живет, и т. д. Подобную задачу еще усложняет тот факт, что любой предмет одежды можно носить так, что он будет передавать различные оттенки значения. Фасон галстука может свидетельствовать об искушенности и положении в обществе, но способ, которым он завязан (туго или слабо), или то, как его носят (например, перекинутым через плечо), может передавать иную информацию.
К качествам, информацию о которых может передавать одежда, относятся пол, возраст, национальность, отношение к партнеру (например, одинаковые свитеры), социально-экономический статус, принадлежность к определенной группе людей, род деятельности и положение в обществе, настроение, личное обаяние, пристрастия, интересы и ценности. Одежда также определяет поведение, которого мы ожидаем от того, кто ее носит. Когда наше внимание направлено на человека, которого мы хорошо знаем, это знание повлияет на то, как мы воспримем его одежду. К примеру, резкую перемену в стиле его одежды мы можем объяснить временной сменой настроения, а не переменами характера. Очевидно, точность подобных суждений может существенно различаться: более конкретные характеристики, например пол, возраст и социально-экономический статус, можно установить с большей достоверностью, чем более абстрактные качества, например пристрастия, ценности и свойства характера. За последние годы футболка с надписью превратилась в средство передачи информации, которую было бы труднее воспринять иным способом.

Влияние одежды на человека

До этого момента мы утверждали, что стиль одежды может нести определенную смысловую нагрузку, и что люди, с которыми мы общаемся, будут по-разному реагировать на эту информацию. Но как влияет одежда на того, кто ее носит? По мнению некоторых исследователей, одежда помогает человеку почувствовать удовлетворение от своего внешнего вида, приблизиться к его собственному идеалу. Например, Гиббинс (Gibbins), работая с 15-16-летними девочками, обнаружил, что для них существовала взаимосвязь между одеждой, которая им нравилась, и идеальным, на их взгляд, внешним видом. Стиль одежды они воспринимали как способ передачи определенной информации, и понравившийся внешний облик «зависел от того, до какой степени эта передаваемая информации совпадала с идеальным представлением человека о себе» (Gibbins, 1969). Еще одно любопытное открытие показывает, что существует потенциальная взаимосвязь между одеждой, которую носит человек, и его самооценкой. Мальчики-старшеклассники, которые получали высокие баллы на экзаменах, но носили одежду, которую их сверстники считали «неподходящей», как выяснилось, получали более низкий итоговый балл, чем те, кто носил «подходящую» одежду (Hamilton & Warden, 1966). Последние также меньше конфликтовали с окружающими и чаще принимали участие в общешкольной деятельности. Следовательно, стиль одежды может диктовать или отвергать определенные правила поведения при общении. Новый костюм может вызвать чувство радости и веселья; человек может чувствовать себя неуверенно в тесной обуви; уверенность в себе может возникнуть, даже если одеться в «неподходящую» одежду, - это часто справедливо в отношении подростков, которые пытаются найти собственный стиль. Некоторые преподаватели-аспиранты надевают на занятия строгие костюмы, чтобы подчеркнуть дистанцию между собой и студентами, которые зачастую почти одного с ними возраста. Многие отмечают, что такая одежда помогает им почувствовать себя увереннее при общении со студентами, однако эта же одежда, похоже, относительно мало влияет на мнение студентов о преподавателе, в отличие от его поведения (Gorham, Cohen & Morris, 1999; Roach, 1997).
Результаты исследований, изучавших разные типы униформы команд Национальной хоккейной лиги и Национальной футбольной лиги, ясно показали, что одежда одновременно влияет и на человека, который ее носит, и на человека, который с ним общается. Выяснилось, что команды в черной спортивной форме оказались в своих лигах почти чемпионами по количеству полученных штрафных ударов, а команды, которые носили форму другого цвета и переменили ее на черную, стали после этого получать больше штрафных. Авторы предполагают, что игроки в черной форме кажутся себе более агрессивными, а это в сочетании с тем, что судьи воспринимают их точно так же, и ведет к большему количеству пенальти (Frank & Gilovich, 1988).
В последние годы очень много внимания уделяется вопросу о ношении школьной формы. Один из самых общепринятых аргументов в ее пользу гласит, что стиль одежды изменяет самооценку человека и, следовательно, влияет на его поведение. Подробное исследование, объектами которого стали ученики старших классов, не выявило никакой прямой связи между ношением школьной формы и употреблением наркотиков и алкоголя, посещаемостью и проблемами с поведением и продемонстрировало отрицательное влияние формы на успеваемость школьников (Brunsma & Rockquemore, 1998). На некоторых учеников школьная форма действительно действует как мера дисциплины и контроля и является символом единства школы, однако нельзя ожидать, что ношение формы уладит все проблемы поведения трудных подростков. Введение школьной формы само по себе, без стараний как самих учащихся, так и родителей, едва ли особенно повлияет на дисциплину.

Одежда и свойства характера

Розенфельд и Плекс (Rosenfeld & Plax, 1977) поставили своей целью определить, соответствует ли отношение человека к определенным стилям одежды каким-либо свойствам характера. В ходе исследования был опрошен 371 человек. Мужчинам и женщинам было предложено заполнить опросник, содержавший вопросы об их отношении к одежде, а также пройти большое количество тестов, определяющих свойства характера. Затем результаты этих тестов были соотнесены с четырьмя вариантами отношения человека к одежде из предложенного испытуемым опросника. Эти результаты приведены ниже в следующем порядке: от мужчин к женщинам, и от высокого количества набранных баллов по каждому из вариантов к низкому.

1. Сознательный выбор одежды. («Мои знакомые всегда замечают, что на мне надето».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, обладали уравновешенным характером, были сдержанны, с уважением относились к авторитетам, обычаям и традициям. Они невысоко оценивали красоту, внешний облик и дружбу и считали, что людьми легко управлять.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были сдержанны, но при этом беспокойны, преклонялись перед авторитетом, по натуре были добры, сострадательны, преданы друзьям.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, были агрессивны, независимы по натуре и полагали, что людьми трудно управлять.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, обладали сильным и независимым характером и ясным мышлением, стремились доминировать и не стремились вступать в гетеросексуальные отношения и управлять другими людьми.

2. Эксгибиционизм. («Мне нравятся купальники без верха и узкие плавки, и я не возражаю против того, чтобы такое надеть».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были агрессивны, уверены в себе, общительны, безжалостны, не способны на сильную привязанность; им была свойственна переменчивость настроения и импульсивность, и они редко воспринимали себя как семейных людей.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были решительны и независимы от окружающих, а также были высокого мнения о собственной значительности и морально-этических ценностях.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, остерегались выдать свои подлинные чувства, редко воспринимали себя как семейных людей и полагали, что людьми легко управлять.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были по натуре застенчивы, искренни, расположены к другим людям, терпеливы и не стремились вступать в гетеросексуальные отношения, Им также была свойственна независимость.

3. Практичность. («Когда я покупаю одежду, я больше думаю о практичности, чем об элегантности».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были сдержанны, предусмотрительны, непокорны по натуре, не чувствовали удовлетворенности собственной жизнью, не стремились заводить друзей, поддерживать отношения с окружающими и получать одобрение и признание со стороны авторитетов.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были умны, уверенны в себе, способны увлекаться и общительны, а также остерегались выдать свои подлинные чувства. Им было свойственно чувство превосходства, однако они не стремились занимать главенствующее положение.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, стремились добиться успеха, были серьезны, обладали сложившимся и сильным характером; им был свойственен аналитический склад мышления, и они старались предугадать, как поведут себя другие люди в различных ситуациях.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были эгоцентричны и независимы от других людей.

4. «Модельер». («Мне бы хотелось стать модельером».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были добры и открыты по натуре, стремились помочь окружающим, обладали импульсивным характером, могли быть раздражительными и требовательными, но и уступчивыми. Они беспокоились относительно того, как воспринимают их поведение окружающие люди.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были нелогичны, не способны к критике, обладали стереотипным мышлением, были порывисты, эмоциональны и полны энтузиазма.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, обладали авантюрными наклонностями и беспокойным нравом, были эгоцентричны и недовольны жизнью. Им было свойственно чувство превосходства над другими людьми, и они не стремились иметь друзей.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были по натуре деятельны, находчивы и настойчивы, обладали ясным мышлением, но легко терялись при давлении со стороны окружающих. Они полагали, что людьми легко управлять, и пессимистично воспринимали собственное будущее в отношении работы и карьеры.

Украшения и способы украсить тело

Люди часто украшают себя различными способами: при помощи знаков, татуировок, масок, серег и драгоценностей. При обсуждении стилей одежды следует принимать во внимание эти украшения, поскольку они также потенциально способны нести определенную информацию. Кольцо, которое носится на определенном пальце, значки студенческой или какой-либо иной организации, приколотые в определенной последовательности, или серьга, которая носится в правом или левом ухе, все это может передавать определенную информацию о характере отношений человека с другими людьми и о том, как сам он себя воспринимает.
Известно, что во всем мире люди украшают свое тело и изменяют его самыми разными способами. Иногда на тело наносятся шрамы или краска, а иногда его специально деформируют. Если бинтовать ноги ребенка, изменится строение костей. В нашем обществе многим мальчикам делают обрезание, а в последние годы среди молодежи все более популярным становится пирсинг разных частей тела. Широко используются также татуировки (Sanders, 1989).
Кроме того, нам известно, что иногда окружающие бурно реагируют на какой-либо предмет одежды или украшение, например на очки или помаду. Однако, хотя первоначально такие элементы могут сильно бросаться в глаза, другие детали внешности и речевое поведение вскоре помогут сформировать общее впечатление, таким образом, уменьшая эффект какой-либо одной черты.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. С. 128-131.

«Она не в моем вкусе». «Он не смог бы этого сделать». «Она выглядит дружелюбно». «Готов поспорить, что она экстраверт».

Мы делаем моментальные выводы на основе одежды, в которую одеты люди. По какому принципу?

В том, какую одежду мы носим, скрывается немного больше, чем нам кажется. Для большинства людей то, что они одевают это в большей степени дело привычки, но когда мы одеваемся по утрам, возможно, нам стоит уделить этому процессу немного больше внимания. Сделав изменения в своей одежде можно изменить впечатление, которое складывается у людей о вас. Такова психология одежды.

Одежда, сшитая на заказ, впечатляет больше: исследование психологов


Исследование, которое было не давно опубликовано нашей командой, показывает, что существует множество вариантов, как наша одежда формирует впечатление о нас. Наша одежда имеет на столько большое влияние и в таких формах, о которых мы и подумать не могли. Люди делают свои оценки в первые секунды, как видят другого человека, оценки и суждения, которые заходят гораздо дальше, чем просто мнение о вашей аккуратности и внешности.

Мы провели исследование с участием больше чем 300 взрослых (мужчин и женщин). Они смотрели на фотографии мужчин и женщин всего три секунды перед тем как сделать свои выводы о человеке. На некоторых фото мужчина был одет в сшитый специально для него костюм. На других он был одет в похожий костюм, но купленный в обычном магазине. Разница в костюмах была очень небольшой. Мы специально подбирали костюмы так, чтобы использовались одни и те же цвета и материал. А лицо было размыто, чтобы выражение лица никак не влияло на результат.

После всего трех секунд просмотра фото, люди отдавали предпочтение мужчине, который был одет в костюм, сшитый на заказ. И суждения были не о том, как хорошо он был одет.

Люди отмечали его как более уверенного в себе, успешного, гибкого и более богатого тогда, когда он был в костюме, сшитом на заказ, чем когда он был в похожем костюме из обычного магазина. Поскольку никто не видел его лица, такие впечатления могли сформироваться только на основе того, во что он был одет. Это довольно интересный психологический эффект.

Итак, наша одежда говорит многое о нас, кто мы и каково наше социальное положение, даже если это совсем не правда. Исследователи говорят, что психология одежды влияет на нашу жизнь с детства. На пример, учителя могут делать прогнозы об академической успеваемости учеников на основе одежды.

Офисная одежда женщин и их компетентность: еще один эксперимент психологов


В другом исследовании мы изучили в нашей лаборатории проблему, когда женщины сталкиваются с тем, что на работе их считают менее компетентными, чем мужчин, причем, даже по мнению других женщин. Какую роль в этом играет одежда?

Мы провели небольшие манипуляции с женской офисной одеждой, чтобы посмотреть, как это повлияет на первое впечатление. Мы так же обратили внимание на то, оказывает ли влияние на впечатление профессиональная роль модели. В эксперименте приняли участие 129 женщин, которым нужно было оценить безликих (лица были, как и в прежнем эксперименте, заретушированы) моделей по шести критериям. Уровень интеллекта, уверенность в себе, честность, ответственность, властность, организованность. Во всех случаях одежда была консервативной и отличалась лишь незначительно длинной юбки и расстегнутой верхней пуговицей блузки. Модели были представлены в разных профессиональных категориях, от топ менеджеров до секретарей. Фотографии можно было смотреть не дольше пяти секунд.

Оценки, которые мы делаем о людях, точно не должны разниться из-за таких мелких изменений в одежде, которые мы сделали? Определенно, люди делают подобные умозаключения на основе более значимых вещей, чем одежда?

Боюсь, что мы обнаружили, что одежда имеет значение. Люди оценили топ менеджера хуже, когда она была одета более «провокационно» и гораздо лучше, когда она была одета более консервативно. Позвольте обратить внимание на то, что то, что мы только что назвали провокационным, на самом деле было по прежнему очень консервативной одеждой, той же самой, но только с юбкой, которая была всего на сантиметр выше колен и одной расстегнутой верхней пуговицей блузки, которая оголила разве что чуть-чуть горло модели.

Оценки секретаря никак не изменились в зависимости от одежды, точнее небольших изменений, что описаны выше. Очевидно, что для некоторых профессий есть больше свободы в выборе гардероба, чем в других.

То есть, даже небольшие изменения в одежде могут оказать влияние на первое впечатление о женщине, которая занимает высокую позицию.

Важно ли придавать больше значения выбору одежды, потому что люди будут делать свои предположения о нас на основе этого? Исследования еще в стадии развития и пока до конца не ясно как именно это происходит, но похоже, что одежда оказывает больше влияния, чем мы могли думать.

Перестать заботится о своей одежде это одна из самых простых привычек, которую можно приобрести. И даже если вам кажется, что вы всегда сможете заставить людей делать суждения о вас по тому, что вы говорите и делаете, то глубоко заблуждаетесь. Психология одежды это не миф, а реальность. То как вы одеваетесь уже в первые секунды создает ваш имидж и может даже повлиять на то, будете ли вы успешными.

Перевод -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Зачем человеку одежда? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется, ведь одежда есть у каждого. Традиционно специалисты, изучающие одежду, выделяют три основные роли, которые она играет в жизни человека: защиты, украшения и стыдливости.

До сих пор нет единой точки зрения, какой из этих ролей мы обязаны появлению одежды в человеческой культуре. У одних народов на первое место выступала необходимость защиты от атмосферных воздействий, у других она служила в первую очередь для украшения. Ну, а фиговый листок, как прообраз первой одежды, скорее указывал, чем прикрывал ту часть тела, которая иногда считается греховной.

В разных видах современной одежды указанные роли реализуются в самых причудливых композициях. Есть одежда, которая нас украшает и соответствует развитой у нас мере стыдливости, но фактически ни от чего не защищает, например, купальный костюм.

Есть одежда, которая прекрасно нас защищает и скрывает тело, но, увы, совсем не украшает. Прекрасной иллюстрацией этого положения является телогрейка и тому подобная одежда.

И, наконец, есть изделия, которые, закрывая и украшая тело, настолько его обтягивают, что прекрасно отвечают потребностям отдельных людей продемонстрировать свою раскованность и отсутствие какой-либо стыдливости вообще.

Кроме реализации утилитарных и информационных функций, одежда удовлетворяет ряд высших потребностей человека (в самоутверждении, самовыражении) и поэтому становится важным элементом в восприятии человека человеком и может служить средством диагностики личности ее носящего.

Любая одежда служит самым разным и иногда противоречивым потребностям. Легко заметить, что отдельные потребности связаны с самосознанием и самооценкой человека, его самочувствием и настроением, а другие относятся к сфере общения с людьми. И что бы не говорили отдельные люди о безразличии к мнению окружающих о своей одежде, результаты многих исследований убедительно показывают, что эти разговоры далеки от истины!

Реализация потребностей может происходить как на уровне сознания, так и на бессознательном уровне. Но не существует одежды, которая никак не связана с потребностями человека! У каждой личности свои потребности в одежде, свой индивидуальный стиль.

Цель данной работы - это исследование взаимосвязи стиля в одежде с социально-психологическими личностями.

1) рассмотреть стиль одежды в психологии;

2) изучить роль одежды в психологической защите личности.

Глава 1. Стиль одежды в психологии

1.1 Одежда и личность в психологии

Психология обращается к изучению одежды человека в нескольких аспектах. Во-первых, связь одежды и личности носящего ее изучается психологией личности. Одежда рассматривается как проявление личности носящего, поскольку она связана с представлением человека о себе и его мнением о том, что он хотел бы из себя представлять. Правильно подобранная одежда:

- физически удобна,

- украшает внешность,

- презентирует другим вашу личность,

- соответствует самооценке и субъективному отношению личности к одежде (потребностям, установкам, разделяемым социальным стереотипам, возрастным и половым особенностям).

Отсюда отличие психологических требований к одежде у различных групп и типов людей, которые и определяют потребительский спрос.

Человек не просто выбирает одежду, но и определяет стиль своего поведения. Одежда начинает влиять на него. Это взаимодействие очень интересно и неоднозначно. Смена одежды приводит к изменению манеры поведения, самоотношения, и наоборот.

Проблемы проявления личности в одежде и влияния одежды на человека - наверное, самые интересные из проблем, изучаемых психологией. Именно им посвящена данная книга.

Вторым аспектом, интересующим психологию, является то, что одежда занимает определенное место в общении. Выполняя особую роль в формировании первого впечатления о человеке, она постоянно остается одним из важных атрибутов имиджа. По одежде можно понять национальную, классовую, групповую принадлежность человека. Она влияет на отношение других к носящему, часто как бы диктуя ему (через особенности кроя и посадку изделия на фигуре) определенный стиль поведения в обществе через осанку, жесты, позы и другие составляющие поведения.

Очень важной является роль одежды в представлениях человека о том, как он выглядит со стороны. Каждый субъект имеет в своем сознании целую систему взглядов об особенностях восприятия себя другими, которые возникают на основе реакции и демонстрируемого впечатления окружающих. "В современной психологии эту особенность самосознания чаще всего называют «Я-зеркальное».

Одежда выполняет в общении очень важные функции. Она говорит внимательному наблюдателю о характере, темпераменте, состоянии, настроении и отношениях ее владельца (аффективно-коммуникативная функция).

Одежда воздействует на других людей, вызывая у них те или иные реакции. Например, одежда женщины может подтолкнуть мужчину к более смелому ухаживанию (регуляторно-коммуникативная функция), а профессиональная одежда, например, милицейская форма, позволяет при необходимости быстро определить, к кому следует обратиться за помощью (информационно-коммуникативная функция).

Изучение одежды в указанных аспектах - предмет социальной психологии. Об этом наша третья книга из серии «Одежда плюс психология» «Необходимый имидж». В ней рассматриваются практические алгоритмы формирования имиджа с учетом социально-психологических закономерностей восприятия и интерпретации внешнего облика человека.

В-третьих, проблема знаковости в одежде - это проблема психосемиотики. Происхождение и функции одежды как знака в человеческом обществе, проблемы, где, как и для чего она выполняет эту функцию - вот вопросы, решаемые психосемиотикой.

Знаковый характер одежды очевиден в одних случаях (форменная одежда военнослужащего, стюардессы) и менее очевиден в других. Однако важно, что всегда одежда и ее элементы могут рассматриваться как специфический язык (сигнально-знаковая система), который воспринимается вместе с другими невербальными сигналами общения (жестами, взглядами и пр.) и речью. И несоответствие одного другому может породить прямо противоположный желаемому эффект. Одежда королевы обязывает к королевским манерам!

В-четвертых, возрастные особенности восприятия отношения и выбора одежды в детском возрасте представляют предмет детской психологии. Первую одежду ребенок получает сразу после рождения. Понятно, что новорожденному все равно, как она выглядит, хотя сразу важно, насколько она удобна.

Период безразличия к своему внешнему виду в жизни человека очень непродолжителен. Дети становятся неравнодушными к одежде примерно в три года. Дошкольники демонстрируют свои предпочтения уже достаточно явно, выбирая конкретные изделия, радуясь определенным деталям, цвету. Неудобные или некрасивые, по мнению ребенка, вещи могут просто срываться или прятаться ребенком, чтобы мама их не одевала. А сколько радости доставляет дошкольнику переодевание во взрослую одежду и погружение вместе с костюмом в мир сказки.

одежда психологический личность стиль

1.2 Социальное значение одежды

В социальной психологии существуют свои теории роли стиля одежды для личности. Рассмотрим их. Одежда может демонстрировать профессиональную принадлежность или профессиональный статус носящего. Профессиональная принадлежность легко читается в одежде работников милиции, метро, врачей, проводников, стюардесс и облегчает выполнение профессиональных обязанностей человека.

На профессиональный статус могут указывать элементы костюма. Так, у военных и работников милиции мы легко определяем звание по звездочкам на погонах.

Одежда может быть знаком принадлежности к определенной социокультурной среде. Например, знаком классовой дифференциации или принадлежности к определенной исторической эпохе.

Если обратиться к истории вообще, и истории одежды в частности, неоспорим тот факт, что одежда во все века «обслуживала» и дополняла общение людей. Знаком являлся цвет, форма, силуэт, вид и отдельные нюансы, элементы костюма.

Когда развитие человеческой цивилизации сформировало пирамиду социальной иерархии, одежда стала отражать статус ее обладателя. С незапамятных времен одежда и аксессуары выделяли вождя, главу племени.

В Ассиро-Вавилонии социальный статус читался в длине одежды. Только царь и его приближенные имели право носить длинные рубашки. Исключительно царю разрешалось надевать одновременно более одной рубашки. Отделка одежды имела также весьма определенное значение; приближенные царя носили по краю одежды бахрому строго определенной ширины.

В Древней Греции одежда белого цвета являлась знаком свободного человека. В Древнем Риме такое же значение имела тога. По тому, как именно она была задрапирована, судили о культуре и образованности человека.

В средневековой Европе знаком социальной принадлежности стала высота головного убора, достигающая у знатных дам одного метра, в то время как простые горожане могли себе позволить головной убор всего лишь в 50--60 сантиметров высотой...

Так, ушли в историю некоторые знаки сословного отличия. Рукав, принятый в готической, византийской моде, в ренессансе -- знак сословия -- в современном костюме не несет такого смысла. Все носят одинаковый покрой, кем бы ни были.

На наших глазах появляются новые знаки, вызванные новой действительностью России середины 90-х годов. Символом «нового русского» -- стал малиновый пиджак, толстые, массивные золотые цепи и длинное кашемировое пальто (на мужчине).

Одним периодам истории была присуща большая знаковость, другим меньшая, но всегда одежда несла информацию о классовой дифференциации, отражала принадлежность к определенной социальной и культурной среде.

Костюм и его элементы со временем становились символом определенной по времени культуры, отражая ее черты в сознании потомков. Так, костюм периода Готики указывает нам на вполне исторически конкретное время и место (XIV--XV вв., Европа) Исследователи в области истории костюма выделяют следующее: «Костюм эпохи Возрождения» (XIV-XVI вв., Италия); «Костюм Барокко» (XVII в.); «Костюм Рококо», «Костюм стиля Ампир»; «Костюм стиля Бидермейр» (1815-1848 гг.); «Костюм Реставрация» (1815-1825 гг.) ит. д. Мы легко определяем по одежде принадлежность определенной исторической эпохе или периоду.

Когда костюм становится символом своего времени, говорят о явлении исторического символизма. Так, цилиндр и фрак -- символ делового мира XIX в. и определенного поведенческого этикета (джентльмен). Красная косынка и кожанка в женском костюме -- символика равноправия свободной женщины -- товарища периода революционных преобразований России в начале XX века.

Рыцарский костюм для нас не только элемент истории. Это боевая одежда, которая вместе с рыцарскими доспехами является символом духа того времени.

Плащ, возникший как предмет одежды в период Ренессанса ХIV-ХV1 вв. (Италия), в наши дни стал символом учености и справедливости. Поэтому его можно увидеть на торжественных университетских церемониях в Европе, Америке и ряде вузов России, а также на представителях правосудия (мантия судьи).

Благодаря знаковости одежды, при включении любой телепередачи мы практически мгновенно понимаем, в каком времени происходит действие.

Одежда может быть знаком национальной принадлежности. Национальную специфику имеет употребление цвета, кроя, орнамента, конструктивных частей.

Виды одежды, употребляемые в аналогичных ситуациях людьми разных национальностей часто не совпадали. И наоборот, одинаковая по виду одежда отличалась по значению.

Встречаются виды одежды, присущие только отдельно взятому народу или даже отдельной социальной группе внутри народа. Конечно, такая одежда становится знаком принадлежности человека к данной группе.

Так, традиционная женская одежда народов Южной Азии -- сари. Это очень интересный вид одежды, не требующий знания конструирования и представляющий из себя кусок ткани длиной 5--9 метров, который определенным образом обматывается вокруг тела.

Другим ярким примером сугубо национального знака является кимоно (носят его традиционно в Японии). Кимоно имеет четкую конструкцию, прямоугольный крой и дополняется широким поясом.

Отдельным народам свойственно подчеркивать в костюме свою национальную принадлежность. И сегодня в Индии по-прежнему популярно сари, а в Японии -- кимоно. Использование национальных мотивов в европейском костюме выливается в фольклорный стиль. Стиль объединяет совсем разные по своей природе мотивы народного костюма, которые являются источником творческого поиска современных дизайнеров по костюму.

Фольклорный стиль использует лишь отдельные черты народного костюма. Например, крой, традиции оформления деталей, цвет, способы отделки и отчасти манеру ношения.

Одежда священнослужителей православия, католичества, мусульманства, надеваемая при исполнении церковных обрядов, называется облачением. У православных облачение шьют из дорогих шелковых тканей, парчи, бархата.

Священному облачению в каждом отдельном случае придается свой смысл. Каждая степень священства у православных, например, имеет свой комплект богослужебного облачения. Цвет облачения символичен и связан с канонами.

Одежда как знак принадлежности к организации демонстрирует принадлежность к общественной, партийной организации. Например, форменная одежда скаутов (эмблемы, головные уборы, аксессуары), школьная форма, униформа (как элемент фирменного стиля организации).

Ведомственную принадлежность подчеркивают: форменная одежда военнослужащих, работников морского и речного флота, железнодорожников, связистов, летчиков и пр.

Любая специальная одежда вначале создается для оптимального решения профессиональных задач (например, костюм водолаза, созданный для условий работы на глубине), а затем становится знаком профессиональной принадлежности.

Одежда может говорить о принадлежности к неформальной группировке; социально-половой роли ее владельца. Так, например, во многих культурах существуют традиции в одежде замужних и незамужних женщин.

Одежда может быть также знаком определенного времени суток (пижама для ночного отдыха, халат для утреннего умывания и т. д.), ситуации (повседневная, торжественная, официальная, неформализованная; у военных -- повседневная, полевая и парадная); места (верхняя одежда для улицы, домашняя -- для дома, одежда для отдыха и пр.).

Одежда может выступать знаком ритуала. Так, одежда для новорожденных -- это ритуально-традиционная одежда для девочки (розовый бант, красное одеяльце) или мальчика (синий бант и одеяльце), которых забирают из роддома.

Одежда для свадебного ритуала по традиции -- черный костюм у жениха и белое платье с фатой и белыми перчатками у невесты.

Одежда может указывать на сезон года (зимняя одежда, летняя, межсезонная одежда); на престижность и богатство (дорогие кожаные или меховые изделия, выполненные известным модельером или престижной фирмой), на моду (очень модные изделия).

Одежда является знаком половой дифференциации. Разделение одежды по признаку пола на мужскую и женскую наблюдается уже в костюме Древнего Египта.

Традиционно мужские виды одежды акцентируют плечевой пояс фигуры. Женская же одежда подчеркивает линию талии, бедер и груди. Одежда усиливает и акцентирует телесные признаки пола. Знак «лицо мужского пола» -- традиционно мужские виды одежды сорочки, брюки, пиджаки и т. д. Знак «лицо женского пола» -- женские виды одежды (женские особенности кроя, отделки, силуэта и используемых тканей): например, платья, купальники и др.

Одежда указывает на возраст. Общение с помощью нее начинается с нашей первой одежки, которая несет в себе как минимум два знака:

принадлежность к полу -- цветовое оформление;

знак младенца -- вид одежды (пеленки, одеяла, чепчики, распашонки).

Одеяние младенца может также содержать в себе знаки престижности (например, вышитые семейные монограммы, национальной принадлежности).

Возрастные особенности человека выражаются в одежде через степень подачи признаков пола, выраженность эротических зон (например, мера открытия колен и груди у женщин).

Одежда может указывать на сферу деятельности. По назначению изделия выделяют три основные класса: бытовая, спортивная, производственная одежда.

Класс бытовой одежды наиболее многочисленный, его подразделяют на следующие подклассы: бельевые изделия, костюмно-платьевые, верхней одежды, корсетные изделия, головные уборы, перчатки и рукавицы; виды изделий (согласно принятой в швейной промышленности классификации). Класс спортивной одежды подразделяют на подклассы по видам спорта, а далее на конкретные виды изделий. Так, выделяют одежду для футбола, баскетбола, волейбола, хоккея, фигурного катания, плаванья, прыжков в воду, фехтования, конного спорта, бокса, различных видов борьбы и т. д. Класс «спортивная одежда» соответствует количеству известных человечеству видов спорта.

Класс производственной одежды в зависимости от выполняемых функций разделяют на три подкласса: специальную, ведомственную и технологическую одежду. Каждый класс такой одежды является четким знаком сферы человеческой жизни.

Одежда может стать знаком конкретного человека. Например, в жизни мы можем специально повторить костюм другого человека или пародировать его манеру ношения.

Одежда может быть знаком социального типа. Хорошо представляемы знаки «джентльмен» -- это фрак, белый шарф, перчатки, трость; «женщина-товарищ» -- красная косынка и кожанка в женском костюме; «судья» -- плащ и мантия; «новый русский» -- малиновый пиджак, массивные золотые цепи и длинное кашемировое пальто на мужчине, хиппи, рейвер и т. д.

Глава 2. Одежда и психологическая защита личности

2.1 Разнообразие стилей в одежде и личностей

Всегда ли мы понимаем, почему нам нравиться та или иная вещь, почему ранее любимое вдруг вызывает отвращение? Очень часто мы самими себе не можем объяснить, потому что не знаем ответа. Мысль о том, что душа человека имеет не только открытую его сознанию часть, но и еще нечто скрытое - известна всем. Представление о так называемых защитных механизмах, обеспечивающих избавление от тревоги, страха, внутренних личностных конфликтах, неосознанных самим субъектом, широкоизвестны. Они вошли в мировоззрение обычных людей, начиная с работ знаменитого Зигмунда Фрейда, вместе с распространением в повседневной жизни идей психоанализа.

Сейчас уже трудно встретить человека, который бы не владел минимальной информацией об этом. Понятие психологической защиты отделилось от первоначально породивших его концепций и стало употребляться практически всеми интересующимися психологией людьми (не говоря уже о психологах, представляющих разные психологические школы).

Психологическая защита - неотъемлемая особенность индивида, позволяющая поддерживать самоуважение и положительную самооценку. У одного индивида могут проявляться различные механизмы психологической защиты, и личность их обычно не осознает.

Бесспорно, что различные типы психологической защиты могут проявляться в самых разных сферах жизни человека. Переход к более инфантильному поведению, когда человек ведет себя не
по годам. Регрессия - защитный механизм, характеризующийся поведением, не соответствующим реальному возрасту человека. При этом поведение может быть таким, каким оно было у данного индивида в более молодые
годы.

Пожилая женщина одевается не по возрасту. Со стороны легко заметить это несоответствие. Однако она ни за что не расстается с такой одеждой и чувствует себя в ней очень комфортно. По той же причине мы радуемся встрече с одеждой, которую носили когда-то давно, и всегда стремимся ее примерить.

Мы видим и демонстративное подтверждение собственных нравственных устоев, и поддержание высокого мнения о себе. А с другой стороны, проекцию своей сексуальной озабоченности, психологической защиты от осознания у себя порочных наклонностей или тяготения к ним!

Проекция может проявляться и в ситуациях, когда люди советуют другим то, что сами никогда не оденут.

Разрядка эмоции (обычно эмоции гнева) на иные объекты, воспринимаемые индивидом как менее опасные, чем те, которые вызывают гнев. Это могут быть люди, животные и неодушевленные объекты.

Разрядка такого рода просто необходима для некоторых людей, и лучше, если она сработает по типу замещения на неживой предмет. Психологическая защита может оказаться весьма полезной, если Вы, вместо того, чтобы выплескивать свои отрицательные эмоции на людей, сбросите их, например, на одежду.

Одежда может стать объектом замещения очень разных психологических проблем. Как часто пуговицы и «молнии» «летят» вследствие раздражения своих хозяев из-за собственной беспомощности в ситуации, превращаясь из аксессуара одежды в объект разрядки агрессивности. Иногда дело доходит до разрывания и выбрасывания «ненавистного» платья.

Вымещать свою злость на одежде все-таки лучше, чем на людях, и дешевле, чем на ряде других объектов.

Часто в манере одеваться проявляется еще один механизм психологической защиты - компенсация, когда человек неосознанно стремиться восполнить собственные реальные или воображаемые психологические проблемы.

Слишком тщательный уход и тщательное разглаживание белья могут компенсировать у одинокого человека стремление ухаживать за кем-либо. А стремление к физической чистоте в одежде компенсирует недостаточную душевную чистоту человека.

Комплексы неполноценности могут являться источниками компенсаторного желания наряжаться, одевать только новые и модные туалеты, приобретать большое количество разнообразной одежды. Женщина стремится хорошо, модно одеваться, особое значение придается внешнему облику, косметике. Так много времени, сил отдается этому, что для чего-то еще просто не остается времени.

Механизм переключения ярко проявляется в тяжелые моменты жизни. Женщина, получившая известие о смерти близкого человека, начинает интенсивно заниматься траурным туалетом и ругается с портнихой из-за каждой мелочи.

Примером является мать, которая стремится одеть детей во все лучшее, яркое, красивое и продемонстрировать всему миру, какие у нее замечательные дети. Это может осуществляться даже в ущерб своему небольшому материальному благополучию.

Разнообразие возникает при стремлении к перемене. Корни отвращения к всякой повторяемости, к тому, чтобы носить одну и ту же одежду в одном и том же обществе, или к тому, чтобы постоянно сталкиваться с человеком, который носит одно и то же платье, то есть корни страха перед непрерывностью, произрастают из страха перед пустотой, характеризуемые отсутствием переживаний и раздражений. Такое состояние раскрывает беспокойство и недостаточную готовность к душевной самоотдаче.

Консервативность в одежде может выбираться для того, чтобы продемонстрировать свою расчетливость и рассудительность. Это люди, отвергающие «эротику мотовства, расшвыривание денег». Консервативная манера одеваться присуща людям, которые пытаются внедрить во всем свой собственный порядок. За консерватизмом может скрываться боязнь изменения и перемен, растерянность перед ними.

Эксклюзивность - это предпочтение одежды редкого и высокого качества. Так одеваются люди чувствительные и требовательно-разборчивые. Отмечает их внутреннюю напряженность, их эстетизм - уход в свои «частные небеса на земле», боязнь быть непонятым в своей внутренней неповторимости.

В тех случаях, когда демонстрируемое соответствует реальности, - они прямо говорят об отношении человека к одежде. И могут быть индикаторами личности («Я-реальное»). Если то, что мы наблюдаем, не соответствует тому, как человек в реальности относится к одежде, то мы имеем дело с самопрезентацией. Если человек при Вас так объясняет свое отношение к одежде, значит, он желает, чтобы Вы так думали и приписывали ему именно те качества, которые у большинства людей связываются с той или иной одеждой.

Обычно мотив связан с истинным рациональным отношением к одежде, но может быть ситуативной манифестацией подобного отношения. Например, в беседе будущей невестки со свекровью девушка говорит о практичности, а в реальности покупает дорогие и совершенно непрактичные вещи.

Суждения типа «Одеваться надо интересно и необычно» произносятся людьми, стремящимися тем самым подчеркнуть собственную привлекательность и возможность ее представить во внешнем облике. Так рассуждают либо люди коммуникабельные, с высокой самооценкой, знающие себе цену и любящие внимание, либо люди, желающие заставить других так думать. А фраза «Я одеваюсь плохо» - откровенная манифестация неудовлетворенности и бессилия что-либо изменить в этой жизни. Этот мотив может реально быть присущ женщине, неудовлетворенной своим внутренним и внешним состоянием. Ей все время что-то мешает, присутствует какая-то внутренняя дисгармония и неудовлетворенность жизнью и собой. Преобладание этого мотива в реальности говорит о проблемах, разобраться в которых совсем не просто.

Всякая традиционность в одежде проявляет развитую потребность принадлежности. Предпочтение такой одежды свойственно людям, верным идее, заложенной в ней. Поэтому, носить национальную или форменную одежду люди стремятся тогда, когда хотят выразить внешним обликом единство и общность с нацией или профессией. (Речь не идет о случаях, когда практичная жена военнослужащего экономит на его одежде, и мужчина вынужден носить везде и всегда форму, ибо ничего другого не имеет.)

Разнообразие в одежде возникает при повышенной потребности к впечатлениям. Особенно информативны резкие перемены в сложившемся индивидуальном стиле и манере ношения одежды, которые и есть самые яркие сигналы внутренних перемен. О проявлении в параметре разнообразия психологической защиты мы уже рассказывали в соответствующей части-второй главы.

Однако и в сравнении с общепринятым количеством одежды (для людей того же пола, возраста и социального уровня) можно тоже кое-что сказать о человеке. Люди всегда стремятся либо вписаться в норматив, либо демонстративно выйти за него. При «ублажающей» концепции самопрезентации количество будет примерно в рамках неписаных правил и является показателем соответствующей стратегии самоподачи.

При «самоконструирующей» концепции ее индикатором становится любое отклонение от норматива: и очень много, и слишком мало (при наличии нормальных покупательных возможностей).

Технике развития «рефлексии на внешность» и конкретным алгоритмам формирования гармонии внешнего облика мы посвятили первую книгу «Презентация внешности» серии «Одежда плюс психология». Надеемся, что Вы уже с ней знакомы и на себе почувствовали большие резервы самосовершенствования в этой области.

Существует достаточно большее количество разнообразных стилей и направлений моды. Не вдаваясь во все нюансы этой интересной проблемы, которую мы подробнее раскрываем в следующей, третьей книге нашей серии (в контексте проблемы формирования впечатления, которое мы производим на других людей), мы хотим прокомментировать лишь предпочтение некоторых основных стилей: делового, спортивного и романтического.

Деловой стиль предпочитают те, кто хотел бы продемонстрировать самому себе и другим деловитость и вне рабочего места, укрепить свой авторитет, кто претендует на определенный статус в обществе. Классический деловой стиль выдает организованность человека, скрытое, но последовательное притязание на значимость осуществляемой им деятельности. Это люди, ожидающие внимания, признания и уважения в своем труде. Деловой стиль, употребляемый в одежде, всегда и везде вне контекста ситуации, говорит о чрезмерном нахождении в роли делового человека, невозможности или неумении совмещать ее с другими жизненными позициями.

Грустно это замечать, например, у учительниц, которые и вне школы остаются педагогами даже внешне. Конечно, одной одеждой изменить личность невозможно, но может быть стоит попробовать отказаться от деловой стилистики вне урока?

Спортивный стиль предполагает ношение брюк, свободной одежды и соответствует мере раскованности человека, стремлению к свободе. Двадцатый век - век эмансипации - ознаменован освоением брюк европейской женщиной в качестве повседневной части костюма. Любящие спортивный стиль активны, демократичны, ценят независимость и отличаются простотой нравов.

Романтический стиль в повседневной одежде человека стал занимать гораздо меньшее место. Романтическое платье в повседневной жизни оттеснено комплектами одежды и в основном используется женщинами лишь в праздничной одежде. Рюши, оборки, воланы и бантики не в моде.

Платья упорно носят женщины сентиментальные, отчасти с традиционными патриархальными установками, стремящиеся подчеркнуть свою женственность.

Любимые виды и покрои одежды могут весьма интересно свидетельствовать о глубинных личностных проблемах. Если встать на точку зрения психоанализа и считать одежду бессознательным символом материнской защиты - становится ясно, почему все мы чувствуем себя в одежде лучше, чем совсем без нее (отдельные ситуации наслаждения состоянием обнаженности на теплом солнышке не в счет).

2.2 Формы и цвет в стиле одежды для личностей

В состоянии депрессии или плохого самочувствия, когда особенно нуждаемся в любви и заботе, мы кутаемся в одежду, как будто она способна спасти нас от холода судьбы и человеческих отношений. Люди тревожные всегда предпочитают объемные, длинные модели, укутывающие всю фигуру до самых пят. Такая одежда как бы защищает не только тело, но и душу человека, порождает чувство безопасности.

Современная психология считает, что предпочтение определенных геометрических фигур связано с психологическими особенностями человека. Опираясь на психогеометрические представления, можно кое-что узнать о человеке по любимой им форме одежды.

Выбор ткани в сезонной одежде (плащи или драповые пальто) часто совсем ничего не говорит о владельце. Мы получаем информацию по изделию в целом.

Однако когда мы смотрим на нарядную одежду или одежду для отдыха, здесь мера проявления психологии владельца больше.

Информативны плотность и пластичность выбираемых тканей, а также фактура и состав волокон. Поскольку последние показатели интересны как показатели психологической комфортности, то отсылаем читателя к третьей главе данной книги. А здесь подробнее остановимся на двух первых показателях.

Плотность ткани выражает меру открытости человека к миру. Наши наблюдения показывают, что более открытые, общительные люди, живущие в проблемах внешнего мира более, чем в проблемах внутреннего (экстраверты) носят и более тонкие полотна, и более пластичные в динамике: тонкий шелк, струящийся трикотаж, другие ткани разреженной структуры.

Динамичность (пластичность) ткани и конструкции соответствуют подвижности и активности самого владельца.

Более погруженные в себя (интроверты) тяготеют к более плотным и менее подвижным в динамике тканям: негнущаяся парча, современный плотный бархат, плотная шерсть и лен.

Если в расцветках предпочитаемых изделий спирали, круги и волнистые линии - перед нами человек эгоистичный, сосредоточенный на собственной персоне, вряд ли способный всерьез интересоваться другими.

Если на ткани откровенная геометрия - вы уже знаете, о чем говорят главные фигуры рисунка. В целом рисунки с острыми углами чаще, чем с плавными линиями, выбирают люди более деловые, сильные и агрессивные.

Клетку любят люди серьезные и одновременно несколько замкнутые и тревожные. Они разочарованы в жизни. Клетка говорит о наличии скрытых комплексов и психологических проблем. Они стремятся к спокойствию и ищут опоры.

Полоска любима экстравагантными и смелыми людьми, не боящимися жизненных перемен и не оглядывающимися на чужое мнение.

Информация, которая может быть «считана» о человеке на основе дополнений к его костюму, вынесена нами в заключительную часть данной главы. Наибольшей информативной ценностью обладают, по нашему представлению, те дополнения, которые работают по контрасту со стилистикой, дороговизной и другими параметрами одежды.

Любовь к чистоте и аккуратности, переросшая в ранг доминирующего отношения к одежде, нами уже рассматривалась. Здесь отметим, что чрезмерно высокие требования к ухоженности проявляются не только в одежде, которая находится на человеке, но и весьма ярко проявляются в его шкафу. Если в шкафу идеальный порядок, т.е. повседневная и выходная одежда отделены друг от друга, вычищена и выглажена, аккуратно развешена, ничего не скомкано, не засунуто кое- Отношение к цвету одежды обусловлено очень многими моментами жизни, воспитания, индивидуальными особенностями человека. Замечено, что в первую очередь на манеру одеваться оказывает влияние географический фактор. Люди, живущие в теплом климате, с обильным солнечным светом, любят одеваться в яркие цвета. Не случайно, женщины стран Востока в своей одежде традиционно используют контрастные орнаменты, много насыщенных теплых тонов, тканей с металлической, блестящей нитью (под золото, серебро), массивные и яркие украшения. У северных народов преобладают явно более смягченные и менее яркие цвета.

Предпочтение тех или иных красок зависит не только от климата, но и от национальных традиций. Известно, что у одних народов белый цвет олицетворяет чистоту, радость (невесты в белоснежном одеянии - лучшее подтверждение этому). А у других - белый цвет одевают на похороны, ибо он соответствует скорби собравшихся по этому поводу.

Цветовые национальные традиции лучше всего просматриваются в национальных костюмах того или иного народа. Замечено, что более энергичные народы тяготеют к ярким тонам, а более спокойные и выдержанные (немцы, англичане) традиционно к более приглушенным и темным.

Семантика цвета менялась в разные исторические периоды в связи с влиянием мировой культуры на национальные традиции. В современной одежде людей европейских стран заметно преобладание модных тенденций над национальными традициями.

Многочисленные психологические исследования показывают, что цвет в восприятии всегда важнее формы. Поэтому мы решили посвятить данному вопросу отдельную часть данной главы. Представления о проявлении человека в предпочтении и отвержении цвета представляются не только интересными, но и достаточно изученными в современной науке.

В специально проведенных исследованиях было показано, что у младенца желтый и салатный цвета улучшают настроение, к 3 - 5 годам предпочитается красный, к семи - желтый, в 10 лет дети предпочитают красный, пурпурный, розовый и бирюзовый цвета. В возрасте 11-12 лет выбираются зеленый, желтый и красный. В 13 - 16 лет начинают предпочитаться ультрамарин, оранжевый и зеленый. В 17 - 19 лет самым любимым становится красно-оранжевый.

Заключение

Одежда для различных возрастных групп визуально отличается особенностями кроя, формообразования, используемых материалов, цветов, элементов отделки, фурнитуры и пр. Это и делает ее узнаваемым знаком возраста.

Одежда может указывать на сферу деятельности. По назначению изделия выделяют три основные класса: бытовая, спортивная, производственная одежда.

Класс бытовой одежды наиболее многочисленный, его подразделяют на следующие подклассы: бельевые изделия, костюмно-платьевые, верхней одежды, корсетные изделия, головные уборы, перчатки и рукавицы; виды изделий (согласно принятой в швейной промышленности классификации). Класс спортивной одежды подразделяют на подклассы по видам спорта, а далее на конкретные виды изделий. Так, выделяют одежду для футбола, баскетбола, волейбола, хоккея, фигурного катания, плаванья, прыжков в воду, фехтования, конного спорта, бокса, различных видов борьбы и т. д. Класс «спортивная одежда» соответствует количеству известных человечеству видов спорта.

Любимые виды и покрои одежды могут весьма интересно свидетельствовать о глубинных личностных проблемах. Если встать на точку зрения психоанализа и считать одежду бессознательным символом материнской защиты - становится ясно, почему все мы чувствуем себя в одежде лучше, чем совсем без нее.

Класс производственной одежды в зависимости от выполняемых функций разделяют на три подкласса: специальную, ведомственную и технологическую одежду. Каждый класс такой одежды является четким знаком сферы человеческой жизни.Одежда может стать знаком конкретного человека. Например, в жизни мы можем специально повторить костюм другого человека или пародировать его манеру ношения.

Возраст человека также откладывает отпечаток на отношение к цвету. К старости многие люди начинают тяготеть к темным оттенкам серого и коричневого цветов, тогда как для ребенка обычно характерно предпочтение ярких цветов и пестрых расцветок.

В специально проведенных исследованиях было показано, что у младенца желтый и салатный цвета улучшают настроение, к 3 - 5 годам предпочитается красный, к семи - желтый, в 10 лет дети предпочитают красный, пурпурный, розовый и бирюзовый цвета. В возрасте 11-12 лет выбираются зеленый, желтый и красный. В 13 - 16 лет начинают предпочитаться ультрамарин, оранжевый и зеленый. В 17 - 19 лет самым любимым становится красно-оранжевый.

Диагностической ценностью обладает только такое предпочтение цвета, которое является типичным для человека. Только в таком предпочтении совмещается цвет одежды с «цветом души».

Список использованной литературы

1. Аватесян Г. Все! Меняю имидж. М.: Ниола, 2011. - 120с.

2. Арутюнов С.А. Народы культуры. М.: Наука, 2012. - 243с.

3. Берд П. Продай себя! Эффективная тактика вашего имиджа. / Пер. С англ. - Мн.: Амалфея, 2014. - 208с.

4. Браун Л. Имидж - путь к успеху. СПб.: Питер, 2011. - 192с.

5. Бушер Х. Какой цвет вам к лицу. / Пер. с нем. - М.: Кристина, 2013. - 127с.

6. Ватерман Г., Цингель Ф. Ваш неповторимый стиль. / Пер. с нем. - М.: Кристина, 2015. - 127с.

7. Ваш гардероб, стиль - имидж. / Под ред. И. Демидовой. - Мн.: Миринда, 2012. - 464с.

8. Вебер-Лорковски Э. Шарф. Платок: стиль и мода. / Пер. с нем. - М.: Ниола, 2013. - 98с.

9. Вейс Г. История цивилизаций: Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2014. - 752с.

10. Голыбина А.Г. Вкус и мода. М.: Знание, 2014. - 159с.

11. Женщины и вещественный мир культуры у народов России и Европы. / Под ред. Т.Я. Бернштам. - СПб.: Питер, 2013. - 249с.

12. Калашникова Л. Формирование имиджа. // Вопросы психологии. 2014. №10. С.25-29.

13. Киреева. Е.В. О культуре одежды. Костюмы, стиль, мода. СПб.: Лань, 2012. - 124с.

14. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов н./Д.: Феникс, 2013. - 224с.

15. Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер, 2012. - 368с.

16. Кондратенко Л.В. Забота об имидже. // Библиотека. 2013. №8. С.36-38.

17. Криксунова И. Создай свой имидж. СПб.: Лань, 2015. - 176с.

18. Либина А. Энциклопедия житейской психологии. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, - 2011. - 512с.

19. Липс Ю. Происхождение вещей. Смоленск: Русич, 2011. - 512с.

20. Минюрова С.А., Кустова О.Л. Формирование образа женщины в различных социальных группах. // Вопросы психологии. 2014. №1. С.95-97.

21. Мода и стиль: современная энциклопедия. / Под ред. В. Волкова. - М.: Аванта, 2012. - 780с.

22. Найденская Н.Г. и др. Человек. Образ. Стиль. М.: Познавательная книга плюс, 2012. - 368с.

23. Одежда новая и обновленная. / Под ред. Л.С. Ждановой и др. - Петрозаводск: Карелия, 2013. - 383с.

24. Орлова Л.В. Мы и мода. М.: Знание, 2012. - 163с.

25. Панасюк А.Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создать свой имидж. М.: Дело, 2010. - 240с.

26. Психология делового преуспевания. / Под ред. Е.А. Алехиной и др. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 304с.

27. Савельева Н.Т. Мода и массовый вкус. М.: Легкая индустрия, 2012. - 159с.

28. Сорины, сестры. Язык одежды, или как понять человека по его одежде. М.: ТАНДЕМ, 2015. - 224с.

29. Сорины, сестры. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения. М.: Гном и Д, 2012. - 192с.

30. Спенсер К. Выбери свой стиль - для женщин. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2013. - 160с.

31. Тищенко М.Н. Нужна ли нам фирменная одежда? // Библиотека. 2013. №11. С.66-68.

32. Фернхем Ф. Личность и социальное поведение. / Пер с нем. - СПб: Питер, 2011. - 368с.

33. Царство людей: Одежда, утварь, обычаи, оружие, украшения народов древних и новых времен. / Под ред. Л. Яковлева. - М.: РОСМЭН, 2014. - 160с.

34. Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии. Ч.1. Т.: ТГНГУ, 2012. - 186с.

35. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. - 168с.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Изучение моды, как психологического явления: история развития и гендерные особенности. Экспериментальное исследование гендерных различий в отношении одежды и моды у студентов. Опросный метод для выявления стратегии самопрезентации личности в одежде.

    дипломная работа , добавлен 02.02.2012

    Теоретическое исследование личности подростка и стилей родительского отношения с детьми-подростками в семье. Возрастные особенности личности и поведения в подростковом возрасте. Личность подростка и межличностные отношения в семьях с подростками.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2006

    Медиаповедение человека - уникальный феномен, его социально-психологические функции. Экспериментальное исследование взаимосвязи статистики медиапредпочтений и медиапотребления с индивидуально-психологическими особенностями личности из студенческой среды.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2013

    Направленность личности: психологическая характеристика, виды. Понятие субъективной оценки межличностных отношений, социально-психологической адаптивности. Напряженность в межличностных отношениях. Сущность опросника "Направленность личности" Б. Басса.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2011

    Становление личности в юношеском возрасте. Формирование ценностных ориентаций при социализации. Проблема выбора профессии. Особенности жизненных составляющих подростка, место и роль дружбы, любви. Девиантное поведение как форма десоциализации личности.
    Расстройства личности и поведения. Сравнительно возрастные особенности. Умственная отсталость. Особенности психических расстройств в детском и подростковом возрасте

    Специфическое восприятие и отношение к себе и к окружающим. Симптомы расстройства личности. Параноидное, шизоидное, диссоциальное, истерическое, обсессивно-компульсивное, тревожное, нарциссическое расстройство личности. Формы умственной отсталости.

    презентация , добавлен 09.10.2016

    Понятие социально-психологической адаптации и проблема дезадаптации в подростковом возрасте. Специфика ценностно-смысловых ориентаций у подростков с девиантным поведением; диагностика смысложизненных ориентаций и социально-психологической адаптации.

    дипломная работа , добавлен 05.04.2014

    Исследование компонентов жизнестойкости и параметров смысложизненных ориентаций и самоактуализации в пожилом и старческом возрасте. Их взаимосвязь с социально-психологическими особенностями личности в группах работающих и неработающих пенсионеров.