Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции. Восприимчивый организм Восприимчивый организм происходит посредством употребления

* в течение 3 дней

18. Сразу после оплодотворения и в течение первых 8-10 недель беременности до 90% случаев заболевание краснухой может вызвать множественные поражения плода и может привести к выкидышу или мертворождению

19. Из обусловленных Hib заболеваний у детей младшего возраста, наибольшую проблему представляют такие клинические формы проявления как

* пневмония и менингит

20. Прививка новорождённых против гепатита В не только уменьшила риск инфекции, но и привела к заметному уменьшению частоты заболеваний

* раком печени

21. Серьезные заболевания, обусловленные Hib, в основном наблюдаются у детей в возрасте от

22.Слабые иммунные ответы при вакцинации против вирусного гепатита В в основном связаны:
с возрастом прививаемых старше 40 лет,
больные, получающие иммуносупрессивную терапию или находящиеся на почечном диализе, могут давать недостаточный иммунный ответ и нуждаться в больших дозах вакцины или более частом её введении;
возможно, что прививка против гепатита В была менее эффективна у больных СПИДом;

С избыточным весом;

У курящих;

Отмечаются у алкоголиков, особенно, в случае прогрессирования алкоголизма;

23. При хранении и транспортировке иммунобиологических лекарственных средств должен соблюдаться температурный режим от

24.Эпидемические показания к вакцинации гепатитом В:

* a. медицинские работники, имеющие контакт с кровью и другой биологической жидкостью человека, дети и взрослые, получающие медицинскую помощь с использованием крови и (или) ее компонентов, обучающиеся в учреждениях образования по профилю образования «Здравоохранение», дети и взрослые находящиеся на гемодиализе
25. Вакцинация против дифтерии по эпидемиологическим показаниям осуществляется:
лица, не привитые против дифтерии;
дети, у которых настал срок очередной профилактической прививки;
взрослые, у которых согласно медицинским документам от последней профилактической прививки против дифтерии прошло 5 и более лет;
лица, у которых при серологическом обследовании противодифтерийные антитела выявлены в титре менее 1:40 (0,01 МЕ/мл)

26. Для защиты лиц высокого риска в течение вспышки кори может быть проведена

* вакцинация в пределах 2 дней с момента воздействия вируса

27. Вирус краснухи может быть найден в пробах из носоглотки в период

* за неделю до появления сыпи

28. Сроки вакцинации против гепатита В

* новорожденные в первые 12 часов жизни,

Дети в возрасте 1 и 5 месяцев

29. Сроки вакцинации против гемофильной инфекции

30. Сроки вакцинации против гриппа

* дети в возрасте с 6 месяцев и взрослые.

31. Сроки вакцинации против дифтерии

* дети в возрасте 3, 4, 5, 18 месяцев, дети в возрасте 6 лет, 16 лет, взрослые в 26 лет и каждые последующие 10 лет жизни до достижения возраста 66 лет, дети в возрасте 11 лет

32. Сроки вакцинации против коклюша

* дети в возрасте 3, 4, 5, 18 месяцев

33. Сроки вакцинации против кори
* дети в возрасте 12 месяцев и 6 лет

34. Сроки вакцинации против краснухи

35. Сроки вакцинации против эпидемического паротита

* дети в возрасте 12 месяцев и 6 лет

36. Сроки вакцинации против пневмококковой инфекции

* дети в возрасте 2, 4 и 12 месяцев

37. Сроки вакцинации против столбняка

* дети в возрасте 3, 4, 5, 18 месяцев, дети в возрасте 6 лет, 16 лет, взрослые в 26 лет и каждые последующие 10 лет жизни до достижения возраста 66 лет

38. Сроки вакцинации против туберкулеза

* новорожденные на 3–5-й день жизни, дети в возрасте 7 лет, группы повышенного риска заболевания туберкулезом

39. Сроки вакцинации против полиомиелита

* дети в возрасте 3, 4, 5, 18 месяцев, 2 и 7 лет

40. Иммунный ответ на краснушный антиген

* не подвергается влиянию других компонентов вакцины в комбинациях КК, КПК и КПКВ.

41. Коревая вакцина защищает

*от всех генотипов диких вирусов кори.

42. Минимальный возраст для вакцинации против гепатита В

* не существует.

43. Постинфекционный иммунитет после перенесенной кори

* Продолжительная, возможно пожизненная

* прививку против краснухи за месяц до планируемой беременности,

Избегать вакцинации против краснухи в период беременности,

45. Дети младенческого возраста с врожденной краснухой могут выделять вирус с выделениями носоглотки и мочой

* в течение года или более

46. Утилизация живых вакцин

* Ампулы (флаконы) с живыми ИЛС должны быть обеззаражены физическим или химическим способом.

47. Утилизация убитых вакцин
* дезинфекционная обработка ампул (флаконов) с остатками ИЛС не проводится;
содержимое ампул (флаконов) выливается в канализацию;
стекло от ампул (флаконов) собирается в непрокалываемые контейнеры.

48. Хранение иммунобиологических лекарственных средств разрешено:

* в холодильнике совместно с раствором адреналина,

В отдельном холодильнике

49. Какой процент населения должен иметь иммунитет против кори, чтобы предотвратить эпидемию кори (укажите ответ, используя только цифры)

50. Вакцинация женщины против краснухи по незнанию, что она беременна, является показанием для прерывания беременности

* неверно

51. К Вам обратился пациент, опасающийся заражения бешенством его ребенка, рассказавший, что вчера, после школы мальчик с группой сверстников в парке нашли лисенка. Он его гладил, кормил с ладони, при этом животное брало пищу с ладони языком с ослюнением ладони. При осмотре рук мальчика повреждений кожи не обнаружено.

52. К Вам обратился пациент, опасающийся заражения бешенством его ребенка, рассказавший, что вчера, после школы мальчик с группой сверстников в парке нашли лисенка. Он его гладил, кормил с ладони, при этом животное брало пищу с ладони языком с ослюнением ладони. При осмотре рук мальчика была обнаружена небольшая царапина.

53.К Вам обратился пациент, опасающийся заражения бешенством его ребенка, рассказавший, что вчера, после школы мальчик с группой сверстников в парке нашли лисенка. Он его гладил, кормил с ладони, при этом животное брало пищу с ладони языком с ослюнением ладони. При осмотре рук мальчика: на ладонь наложена повязка, под повязкой на ладони одиночная царапина с коркой запекшейся крови.

54.К Вам обратился пациент, опасающийся заражения бешенством его ребенка, рассказавший, что вчера, после школы мальчик с группой сверстников в парке нашли летучую мышь. В процессе игры с животным произошло ослюнение ладони. При осмотре рук мальчика повреждений кожи не обнаружено.

55. Вакцинация может рассматриваться как ведущая мера противоэпидемический мероприятий:
при защите от патогенных микроорганизмов;
при инфекциях, сопровождающихся формированием длительного или пожизненного иммунитета (корь, полиомиелит, дифтерия и др.);
при антигенной стабильности микроорганизма (натуральная оспа, корь и др.);

56. Вакцинация не может рассматриваться как ведущая мера противоэпидемический мероприятий при:
при инфекциях, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами;
при инфекциях с кратковременной невосприимчивостью (1-2 года) (грипп типа А);
при выраженной антигенной изменчивости возбудителя (грипп типа А, ВИЧ-инфекция и др.).

Ботулизм

Возбудитель столбняка

Clostridium tetani

Лайм-боррелиоз

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Яйца или беременный членик (проглоттид) передаются с фекалиями, яйца могут выжить в течение от нескольких дней до нескольких месяцев в окружающей среде. Крупный рогатый скот (Т. saginata) и свиньи (Т. Solium) заражаются при употреблении пищи загрязненной яйцами или члениками гельминтов. В желудке оболочка яйца цепня разрушается, и освободившиесяонкосферыктивно проникают в кровеносную систему желудка или кишок и током крови разносятся по телу. Через 24-72 часа они оседают преимущественно в межмышечной соединительной ткани, где через два месяца превращаются в финну (цистицерк). Люди заражаются при употреблении сырого или плохо приготовленного мяса инфицированных животных. В кишечнике человека они развивается в течение2-х месяцев во взрослого ленточного червя, который может жить в течение многих лет.

Вирусный гепатит D

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Инкубационный период при эшерихиоза может составлять от до дней

От 1 до 7 дней,

В рамках фекально-орального механизма передачи к основным нужно отнести и пути передачи

Водный ипищевой

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Ротавирусная инфекция

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Вирусный гепатит А

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Инкубационный, период клинических проявлений

Заражение человека цестодозами происходит

Заражение человека цестодозами происходит при попадании в желудочно-кишечный тракт
яиц гельминтов (например, карликового цепня, эхинококка)
личинок гельминтов (например, бычьего и свиного цепней).

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Инкубац, период клиническихпроявл.

Скарлатина

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Период клинич. Проявл., после выздоравления

Могут ли больные шигеллезом выделять шигелл

Везде да

Полиомиелит

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Дифтерия

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Клин. Проявления, посллевыздоравления

Возбудитель скарлатины

Streptococcus pyogenes

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Эшерихиозы

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Паратиф А и В

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Клин. Проявл., после выздоравления

При эшерихиозе больной может быт заразен иногда до недель, а носители до нескольких

3 недели, 2 месяца

Вирусный гепатит В

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Возбудитель ботулизма

Clostridium botulinum

Возбудитель коклюша

Bordetella pertussis

Ветряная оспа

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Инкубационный, период клин. Проявлений

Энтеровирусная инфекция

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Период клин. Проявл., после выздоравления

Вирусный гепатит С

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Фекалии-вода-ракообразное-мелкая рыба-крупная рыба-млекопитающее - это условия и хозяева необходимые для развития цестода (укажите на латыни)

Diphyllobothrium latum

При шигеллезе (дизентерии) больные становятся заразными для окружающих в период

Клинических симптомов

Краснуха

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Инкуб., клин. Проявлений

Брюшной тиф

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Клин. Проявл., после выздоравления

Возбудитель дифтерии

Corynebacterium diphtheriae

Экзотоксин продуцирует только один возбудитель шигеллеза

Возбудитель кишечного иерсинеоза

Yersinia enterocolitica

Окончательным хозяином Echinococcus granulosus является

Собаки или других псовых

Сальмонелез

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Дизентерия

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Клин. Проявлен., после выздоравления

Возбудитель менингококковой инфекции

Neisseria meningitidis

Возбудитель псевдотуберкулеза

Yersinia pseudotuberculosis

Возбудитель лептоспироза

Leptospira interrogans

Возбудитель сальмонеллеза

Возбудитель Лайм-боррелиоза

Инкубационный период при шигеллезах может составлять от до дней

Вирусный гепатит Е

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Клещевой энцефалит

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Клин. Проявлен.

При заболеваниях с фекально-оральным механизмом передачи каждый из основных путей передачи имеет свои особенности, знание которых может способствовать эпидемиологической диагностике вспышки

Может быть как острая вспышка, так и хроническая (длительная)

Заболевание чаще протекает тяжело

Среди заболевших как тяжелые, так и легкие формы заблевания

Полиэтиологичность возбудителя

Вспышка развивается остро

Моноэтиологичность возбудителя

Столбняк

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Возбудители цестодозов

Дифиллоботриоз Тениоз Цистицеркоз Эхинококкоз Тениаринхоз Альвеококкоз Гименолепидоз

Кишечник, печень, головной мозг, глаз

Сыпной тиф

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Инкубационный, клин. Проявлен.

Промежуточный хозяин возбудителей цестодозов
Taenia asiatica

Hymenolepis nana

Diphyllobothrium latum

Taeniarhynchus saginata

Возбудителями шигеллеза являются

Dysenterie,flexneri,sonnei,boydii

Возбудитель брюшного тифа

Salmonella typhi

Кишечный иерсиниоз

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Клин. Проявлен., после выздоравления

Ориентировочное количество случаев заболеваний в Республике Беларусь в год (с 2010 г.)

Вирусный гепатит Сальмонеллез Дизентерия Брюшной тиф и паратифы А,В,С Энтерит, вызванный иерсинией энтероколитика Острые кишечные инфекции

Обучающая программа по теме "Внутрибольничные инфекции"

1) Размещению в отдельные палаты подлежат пациенты

С инфекцией, вызванной стрептококком группы А, оксациллин-резистентным золотистым стафилококком, метициллин-резистентным золотистым стафилококком,с обильным гнойным отделяемым

2) Дезинсекционные мероприятия включают:

Истребительные дезинсекционные мероприятия;

Мероприятия по защите от нападения членистоногих, имеющих эпидемиологическое и санитарногигиеническое значение

3) Основным фактором инфицирования мочевыводящих путей являются

Уретральные катетеры

4) Дезинфекция, которая проводится вне эпидемических очагов, в местах вероятного скопления возбудителей и переносчиков инфекционных заболеваний, с учетом технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные для соблюдения требования к их проведению

Плановая дезинфекция

5) Дезинфекционные мероприятия включают:

Дезинфекцию,

Предстерилизационную очистку и

Стерилизацию.

6) Процесс уничтожения микроорганизмов всех видов, в том числе споровых форм называется

Стерилизация

7) Ведущими формами ВБИ (по локализации патологического процесса) являются четыре основные группы инфекций:

Мочевыводящих путей,

В области хирургического вмешательства,

Нижних дыхательных путей,

Кровотока.

8) Виды дезинфекции:

Плановая (профилактическая);

По эпидемическим показаниям (очаговая).

9) Дезинфекция по эпидемическим показаниям проводятся в очагах инфекционных заболеваний и подразделяются на:

Текущую дезинфекцию;

Заключительную дезинфекцию

10) Полное или частичное удаление микроорганизмов с объектов внешней среды и биотопов человека с помощью факторов прямого повреждающего действия называется

Микробная деконтаминация

11) Для защиты медицинского персонала используются различные виды масок, защитных очков и щитков для лица. Маски необходимы для предотвращения контаминации носа и рта медицинского работника:

Кровью, жидкостями (секретами и экскретами) организма пациента,

От заражения воздушно-капельными инфекциями,

При касании его контаминированными руками.

12) Процесс уничтожения или удаления с объектов внешней среды, служащих факторами передачи инфекции, возбудителей патогенных и условнопатогенных микроорганизмов называется

Дезинфекция

13) Предстерилизационнаяочистка включает следующие этапы:

Предварительное ополаскивание в проточной воде;

Замачивание в одном из моющих растворов (например, «Биолот», «Астра», «Лотос» и др.);

Промывание каждого инструмента щеткой в моющем растворе;

Ополаскивание под проточной водой;

Ополаскивание дистиллированной водой;

Вакуумную сушку.

14) Дератизационные мероприятия включают:

Истребительные дератизационные мероприятия в отношении грызунов, в том числе вне помещений;

Мероприятия по защите объектов от проникновения грызунов, исключению условий для их жизнедеятельности на территориях, в зданиях (помещениях) и иных объектах.

15) Использованные острые предметы медицинского назначения (флаконы, ампулы, иглы, катетеры и др.)

Сбрасывают в непрокалываемые контейнеры

16) Качество предстерилизационной очистки изделий оценивают по отсутствию следующих положительных проб:

Остаточного количества щелочных компонентов моющих средств

17) Дезинфекцию, которую проводят после госпитализации, выздоровления или смерти больного, нызывают

Заключительная дезинфекция

18) По этиологии внутрибольничные инфекции разделяют на две грyппы:

Вызванные облигатными патогенными микроорганизмами;

Вызванные условно-патогенными микроорганизмами,

19) Текущую дезинфекцию считают своевременной, если ее начинают выполнять не позднее чем через часа с момента выявления больного

20) Мероприятия, направленные на уничтожение или сокращение численности синантропных насекомых, получили название

Дезинсекционные мероприятия

21) Основные характеристики госпитальных штаммов

Повышенная вирулентность

Выраженная гетерогенность популяции

Устойчивость к антибиотикам

Сниженная чувствительность к антисептикам

Пациенты

Медицинские работники

Объекты окружающей среды

Посетители учреждения здравоохранения

23) Различают три уровня обработки (деконтаминации) рук медицинского персонала:

Обычное мытье рук,

Гигиеническую антисептику и

Хирургическую антисептику.

24) Перевязка (замена повязки и обработка патологического очага) изолированных пациентов проводится

В палате

25) Причины внутрибольничных инфекций в лечебных учреждениях

Наличие большого числа источников инфекции и условий для ее распространения

Снижение сопротивляемости организма пациентов при усложняющихся процедурах

Недостатки в размещении, оснащении и организации работы учреждений здравоохранения

26) Удаление с изделий медицинского назначения многократного применения белковых, жировых и механических загрязнений, а так же остатков лекарственных веществ

Предстерилизационная очистка

27) Адаптированный к конкретным условиям стационара возбудитель определенного вида, резистентный к лечебным, дезинфекционным и другим условиям лечебно-профилактического учреждения, вызвавший не менее двух клинически выраженных случаев заболевания у больных или персонала получил название

Госпитальные штаммы микроорганизмов

28) Дезинфекция, которая направлена на постоянное обеззараживание экскрементов, рвотных масс, мокроты, патологического отделяемого, перевязочного материала и других объектов в окружении источника инфекции, которые инфицированы или могли быть инфицированы, получила название

Текущая дезинфекция

29) Гигиеническая антисептика рук требуется

После контакта с секретами или экскретами организма, слизистыми оболочками, и повязками

При переходе от контаминированных участков тела пациента к чистым при выполнении манипуляций по уходу за пациентом

После контакта с объектами окружающей среды, включая медицинское оборудование, находящимися в непосредственной близости от пациента

30) Мероприятия, направленные на уничтожение или сокращение численности синантропных грызунов, получили название

Дератизационные мероприятия

31) инфекции, вызванные диагностическими или терапевтическими процедурами- ятрогенные инфекции

Инфекции, развивающиеся у больных с поврежденными механизмами иммунной защиты-оппортунистические инфекции

Инфекции, поражающие больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения, независимо от того, проявляются или не проявляются симптомы этого заболевания во время нахождения данных лиц в стационаре-Внутрибольничные инфекции

1) Туляремия

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Никогда

2)Полный защитный костюм биологической защиты (противочумный), включает:

Комбинезона или пижамы
капюшона или большой косынки
противочумного халата
ватно-марлевой маски или противопылевого респиратора, или фильтрующего противогаза,
очков-консервов или целлофановой пленки одноразового пользования
резиновых перчаток
носков
сапог резиновых
полотенца
фартук
нарукавники.

3) Человек заражается сыпным тифом

При втирании в кожу фекалии вшей при расчесывании места их укусов

4)Механизм заражения лихорадкой скалистых гор

Трансмиссивный - клещами

5) Резервуаром инфекции пли малярии является

Антропоноз

6) Тяжела степень лихорадки Рифт-Валли может протекать в виде трех формзаболевания:

Глазная форма

Менингоэнцефалитная форма

Геморрагическая форма

7) Приобретенный иммунитет при малярии

Нестойкий (исчезает после освобождения организма от возбудителя)

8)Механизм передачи малярии:

Трансмисивный

Вертикальный

Парентеральный

9) Основные группы риска заболевания в неэндемичных по малярии районах:

Все кроме * Лица, проживающие в сельской мест

10)Резервуаром лихорадки Ласса являются

11)Бруцеллез

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)
* никогда

12)Больной желтой лихорадкой человек

Всегда является источником инфекции

13)Максимальный инкубационный период при лихорадке Ласса

21
Инкубационный период длится от 6 до 21 дня.

14)Дополните алгоритм "Действие врача при выявлении больного особо опасной инфекцией"
2*

Ограничение перемещения медперсонала, пациентов, контактных

Внутри помещения

Внутручрежд

Перепись всех лиц

15)Холера

Бактерия

Бол чел

Антропоноз

16)Понятие биологическое оружие включает в себя два обязательных компонента:

Биологические средства

Средства их доставки

17)Распространение лихорадки Ласса от человека к человеку

Возможно

18)В Республике Беларусь в соответствии с ММСП-2005 определен перечень инфекционных заболеваний, на которые распространяются мероприятия по санитарной охране территории Республики Беларусь. В этот перечень входят следующие нозологические формы инфекционных заболеваний:
оспа;
полиомиелит, вызванный дикимполиовирусом;
человеческий грипп, вызванный новым подтипом вируса;
тяжелый острый респираторный синдром (ТОРС);
холера;
чума;
желтая лихорадка;
лихорадка Ласса;
болезнь, вызванная вирусом Марбург;
болезнь, вызванная вирусом Эбола;
малярия;
лихорадка Западного Нила;
крымская геморрагическая лихорадка;
лихорадка Денге;
лихорадка РифтВалли;
менингококковая болезнь;
сибирская язва;
бруцеллез;
туберкулез;
сап;
мелоидоз;
эпидемический сыпной тиф;
лихорадка Хунин, Мачупо.

19)Для всех риккетсизов, как правило, харатерен механизм передачи
трансмиссивный

20)Возбудителем марсельской лихорадки является
Rickettsiaconori

21)Выберите резервуар соотвествующего риккетсиоза

Эпидемический сыпной тиф антропонозом, остальные риккетсиозы - зоонозы

22)Осуществление по тому или иному адресу преднамеренного, сознательного и целенаправленного использования патогенных микроорганизмов получило название

Биологический терроризм

24)Комплекс организационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, направленных на предотвращение завоза, возникновения и распространения «инфекционных заболевания, которые вошли в перечень событий, что могут являть собой чрезвычайную ситуацию в системе охраны здоровья в международном масштабе», локализацию и ликвидацию случаев этих инфекций при их завозе или выявлении на территории Республики Беларусь, в том числе на энзоотичных территориях, называется
Санитарная охранатерритории

25)Возбудителем болезни Брилла-Цинссера является
Rickettsiaprowazeki

26)Возможные источники инфекции при малярии:

27)Возбудителем пятнистой лихорадки Скалистых Гор является
Rickettsiarickettsii

28)Порядок снятия противочумного костюма первого типа (максимальной защиты)

Нарукавники
Фартук
Очки
Маска
Полотенце
Противочумный халат
Перчатки
Капюшон (косынку)
Сапоги
Комбинезон
Носки

29)Механизм заражения лихорадкой цуцугамуши

Транcмиссивный - личинками краснотелковых клещей

30) Основным мероприятием для профилактики сыпного тифа является

Борьба с педикулезом

31)Возбудитель туляремии
Francisellatularensis

32)Механизм заражения лихорадкой Ласса

Все кроме трансмиссивного

33)Существуют следующие основные способы применения биологических рецептурбиологического оружия:

Аэрозольный

Трансмиссивный

Диверсионный

34)Возбудитель бруцеллеза

35)Возбудителем лихорадки цуцугамуши является
Rickettsiatsutsugamushi

36)Возбудителем сыпного тифа является
Rickettsiaprowazeki

37)В природных очагах лихорадки цуцугамуши резевуаром возбудителя инфекции являются

Личинки краснотелковых клещей

38)Заражение малярией возможно:

При укусе комара

39)Менингококковая инфекция

Больн или нос челов

Антропоноз

Аэрозольн

40)Механизм заражения в сельскохозяйственных очагах Ку-лихорадки

Воздушно-пылевой

Фекально-оральный

Контактный

41)Возбудитель чумы
Yersiniapestis

43)Арбовирусы это группа вирусов

Все кроме семейства Arboviridae

44)Резервуаром и источником инфекции лихорадки Мачупо является
грызуны Calomislaucha

45)В очагах марсельской лихорадки основным источником инфекции является
собачий клещ

Боль чел и боль жив

Зооноз природ-очаг

Трансмис, контак и аэроз

47)В Сельскохозяйственных очагах Ку-лихорадки резевуаром возбудителя инфекции являются

Крупный и мелкий рогатый скот

Лошади, свиньи, собаки, домашние птицы

48)Cпорадический отдалённый эндогенный рецидив сыпного тифа в отсутствие педикулёза называется

Сыпной спорадический тиф

Болезнь Брилла-Цинссера

49)Возбудитель сыпного тифа

Rickettsiaprowаzeki

50)Территория, подвергшаяся непосредственному воздействию биологических средств, создающих опасность распространения инфекционных заболеваний, называется
Очаг биологического заражения

51)В природных очагах Ку-лихорадки резевуаром возбудителя инфекции являются

Дигие грызуны и птицы

Аргасовые клещи

Дикие копытные животные

Иксодовые клещи

52)Сибирская язва

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)
Никогда

53)Минимальный температурный порог развития малярийного плазмодия в переносчике составляет *** °С
16

54)Система мероприятий по защите населения и войск страны от возникновения и распространения, как в естественных условиях, так и в результате применения биологического оружия, инфекционных заболеваний, которые вошли в перечень событий, что могут являть собой чрезвычайную ситуацию в системе охраны здоровья, называется
Биологическая защита

55)Каждая биологическая рецептура биологического оружия состоит из трех обязательных компонентов:
биологический агент
питательная среда, на которой был выращен биологический агент
стабилизирующая добавка (аминокислоты, сахар, полипептиды и др.)

56)Согласно ММСП-2005 к болезням (2 группы), любое событие с которыми всегда оценивается как опасное, поскольку эти инфекции обнаружили способность оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабахя, относят

Легочная форма чумы

Желтая лихорадка

Лихорадка Эбола

57)Возбудитель сыпного тифа передаётся через
платяных вшей

Головных вшей

58)Распространение лихорадки Марбург от человека к человеку

Возможно

59)Сыпной тиф

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Инкубационный период

Период клинических проявлений болезни

60)Лихорадка Ласса

Челов и жив(б или нос)

Зооноз прир-очаг

Фек-ор, аэроз и конт

61)Согласно ММСП-2005 к болезням, которые являются необычными и могут оказать серьезное влияние на здоровье населения, относят

Полиомиелит, вызванный дикимполиовирусом

Человеческий грипп, вызванный новым подтипом

Тяжелый острый респираторный синдром (SARS)

Первая группа – «болезни, которые являются необычными и могут оказать серьезное влияние на здоровье населения»: оспа, полиомиелит, вызванный диким полиовирусом, человеческий грипп, вызванный новым подтипом, тяжелый острый респираторный синдром (SARS).

Вторая группа – это «болезни, любое событие с которыми всегда оценивается как опасное, поскольку эти инфекции обнаружили способность оказывать серьезное влияние на здоровье населения и быстро распространяться в международных масштабах»: холера, легочная форма чумы, желтая лихорадка, геморрагические лихорадки – лихорадка Ласса, Марбург, Эбола, лихорадка Западного Нила.

Сюда же ММСП-2005 относят инфекционные болезни, «которые представляют особую национальную и региональную проблему», например лихорадку денге, лихорадку РифтВалли, менингококковую болезнь (менингококковую инфекцию).

62)Возбудителем Ку-лихорадки является
Coxiellaburnetii

63)Противоэпидемические мероприятия в очагах малярии включают:

Все кроме *сезонная и межсезонная химиопрофилактика

64)Механизм заражения в природных очагах Ку-лихорадки

Транcмиссивный - иксодовыми клещами

Транcмиссивный - гамазовыми, краснотелковыми клещами

Транcмиссивный - аргассовыми клещами

65)Группы населения особого риска по заражению малярией

Дети раннего возраста

Лица с ВИЧ/СПИДом

Не имеющие иммунитета беременные женщины

Лица, временно находящиеся на эндемичной территории
Дети раннего возраста: в районах устойчивой передачи инфекции, дети, у которых еще не развился защитный иммунитет против самых тяжелых форм этой болезни.
Не имеющие иммунитета беременные женщины: в связи с тем, что малярия приводит к большому числу выкидышей и может приводить к материнской смерти.
Люди с ВИЧ/СПИДом.
Лица, совершающие международные поездки из неэндемичных районов в связи с отсутствием у них иммунитета.
Иммигранты из эндемичных районов и их дети: живущие в неэндемичных районах и возвращающиеся в свои родные страны с тем, чтобы навестить друзей и родственников, эти люди также подвергаются риску в связи с ослабевающим или отсутствующим иммунитетом.

66)Источником инфекции при малярии может быть человек, в крови которого имеются:

Зрелыегаметоциты

67)Дополните алгоритм "Действие врача при выявлении больного особо опасной инфекцией"
6 *

Выявл, учет и проведен меропр с контактн

Близкоконтактнпомещ в изолятор на карантин

Неблизкоконтактнберуться на учет участк службой

Экстренная вакцинация

68)
Семейство
Род
Вид
Переночик

Bunyaviridae
Phlebovirus
Вирус лихорадки Рифт-Валли
комары

Bunyaviridae
Phlebovirus
Вирус лихорадки паппатачи
москиты

Bunyaviridae
Nairovirus
Вирус лихорадки Крым-Конго
клещи

Flaviviridae
Flavivirus
Вирус лихорадки Денге
комары

Flaviviridae
Flavivirus
Вирус желтой лихорадки
комары

Flaviviridae
Flavivirus
Вирус Западного Нила
комары

Flaviviridae
Flavivirus
Вирус болезни Кьясанурского леса
клещи

69)Дополните алгоритм "Действие врача при выявлении больного особо опасной инфекцией"
5*
лечебно-диагностические и дезинфекционные мероприя

Забор материала на анализы

Оказание медицинской помощи пациенту

Эвакуация в инфекционный стационар

Заключительная дезинфекция

70) Возбудителем сыпного тифа является
Rickettsia prowаzeki

71)Укажите переносчика малярии (род)
Комар рода Anopheles.

72)Порядок надевания противочумного костюма первого типа (максимальной защиты)
Комбинезон
Носки
Сапоги
Капюшон (косынку)
Противочумный халат
Маска
Очки
Перчатки
Полотенце
Фартук
Нарукавники

73)Дополните алгоритм "Действие врача при выявлении больного особо опасной инфекцией"
4*

Организация защиты медперсонала

Санитарная обработка

Одевание защитного костюма

Экстренная неспецпроф

74)Дополните алгоритм "Действие врача при выявлении больного особо опасной инфекцией"
1*

Информирование

Пациентов

Руководства учреждения

Руководства региона

75)Широкомасштабное, заранее спланированное применение возбудителей инфекционных болезней (патогенов) и продуктов жизнедеятельности (токсинов) в качестве средств поражения популяции людей или ее части с целью лишить или ослабить их бое- или дееспособность, дезорганизовать управление войсками и экономикой, что в целом призвано способствовать достижению стратегических целей, получило название
Биологическая война

76)Резервуаром и источником инфекции лихорадки Хунин является
Calomislaucha

77)
Возбудитель (род/подвид)
Вызываемое заболевание

Plasmodiumfalciparum
Тропическая малярия

Plasmodiumvivax
Трёхдневная малярия

Plasmodiumovale
Овале-малярия

Plasmodiummalariae
Четырёхдневная малярия

78)Биологические средства (патогенные микроорганизмы, предназначенные для поражения людей, животных, растений в результате ведения биологической войны или совершения террористических актов) и средства их доставки (боевого применения) получили название

Биологическое оружие

79)Чума (легочная форма)

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)
Период клинических проявлений болезни

80)Возбудитель сибирской язвы
Bacillusanthracis

81)Механизм заражения геморрагической лихорадкой Марбург

Контактный

Аэрогенный

82)Дополните алгоритм "Действие врача при выявлении больного особо опасной инфекцией"
3*

Пердача укладок оои в помещение

Укладка дезсредств

Укладка защитной одежды

Укладка для забора материала

Укладка для медпомощи и профилактики

83)Желтая лихорадка

Бол ил нос чел и бол или нос жив

Зооноссмеш

Трансмисс

84)Арбовирусаные инфекции (арбовирусные болезни) это группа инфекционных заболеваний
передающихся посредством кровососущих членистоногих

Неодинаковых по клиническим особенностям, но с одинаковым (трансмиссивным) механизмом передачи

Вызываемых вирусами различных семейств

85)Холера

В какие периоды болезни человек может являться источником инфекции (быть заразным)

Период клинических проявлений болезни

Период после клинического выздоровления

86)Механизм заражения геморрагической лихорадкой с почечным синдромом

Фекально-оральный

Контактный

Аэрогенный

87)Распространение геморрагической лихорадки с почечным синдромом от человека к человеку

Иммунопрофилактика является одним из наиболее эффективных мероприятий во всем комплексе противоэпидемических мероприятий.

Иммунопрофилактика осуществляется с применением вакцин (живых, убитых, химических, рекомбинантных и др.) и анатоксинов. Профилактические прививки проводятся в плановом порядке и по эпидемическим показаниям. В плановом порядке прививки проводятся в соответствии с действующими приказами, являются обязательными на территории действия приказа, включены в календарь прививок. На территории Беларуси – это прививки против вирусного гепатита В, туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, кори, эпидемического паротита, краснухи.

Прививки, проводимые по эпидемическим показаниям, подразделяются на плановые и экстренные. В плановом порядке прививаются люди, проживающие или выезжающие на неблагополучные территории (против клещевого энцефалита, туляремии и др.), а также лица, относящиеся к определенным профессиональным группам с повышенным риском заражения (медицинские, ветеринарные работники и др.) и население в предэпидемический период (против гриппа). Экстренная специфическая профилактика проводится восприимчивым людям, бывшим в общении с источником инфекции, а также при угрозе заноса и распространения инфекционных заболеваний на данную территорию. Экстренная профилактика подразделяется на активную и пассивную. Активная иммунизация проводится, если на протяжении инкубационного периода после введения вакцин или анатоксинов успевают образоваться антитела и у прививаемого нет противопоказаний для введения этих препаратов (экстренная профилактика кори, прививки против бешенства и др.). Пассивная экстренная профилактика проводится при наличии противопоказаний к проведению активной экстренной профилактики или ее неэффективности. Показаниями для проведения экстренной профилактики при отдельных инфекциях являются: общение с инфекционным больным; получение травмы (против столбняка); укусы, нанесенные животными (против бешенства и столбняка) и др. По экстренным показаниям могут вводиться вакцины и анатоксины, а также иммунные сыворотки, иммуноглобулины и бактериофаги.

В эпидемическом очаге, кроме мероприятий по специфической профилактике, в отношении лиц, общавшихся с источником инфекции, проводятся и другие мероприятия. Именно лица, окружающие больного, с одной стороны, подвергаются наибольшему риску заражения возбудителем, вызвавшим заболевание у больного (источника инфекции). С другой стороны, высока вероятность, что среди этих лиц находится источник инфекции, от которого произошло заражение больного. Врач, поставивший диагноз инфекционного заболевания, осуществляет выявление, учет и клинический осмотр лиц, общавшихся с источником инфекции, дома, по месту работы или учебы на протяжении максимального инкубационного периода до появления у заболевшего первых клинических признаков заболевания. Врач также собирает эпидемиологический анамнез в очаге (перенесенные общавшимися подобные заболевания и их дата, наличие подобных заболеваний по месту работы/учебы общавшихся).

При наличии показаний лица, общавшиеся с инфекционным больным, подлежат лабораторному обследованию. Это мероприятие позволяет выявить среди них источник инфекции, своевременно выявить лиц, заразившихся от данного инфекционного больного, у которых процесс протекает в субклинической форме или в виде носительства, а также дает возможность поставить диагноз инфекционного заболевания. Это дает возможность организовать проведение изоляционных мероприятий до появления первых симптомов заболевания (в инкубационном периоде), когда больные еще социально активны, но уже начинают выделять из организма возбудителей инфекции и представляют наибольшую опасность для окружающих (например, при вирусном гепатите А ).

За общавшимися по месту работы, учебы и жительства больного устанавливается медицинское наблюдение в течение максимального инкубационного периода со дня изоляции больного и проведения заключительной дезинфекции. Оно проводится для наиболее раннего выявления и последующей изоляции заболевших лиц и включает их регулярный клинический осмотр, термометрию, опрос о состоянии здоровья, осмотр стула, а также при необходимости лабораторные обследования. Это мероприятие чаще выполняется участковым персоналом по месту жительства больного и медицинским персоналом соответствующего учреждения в организованном коллективе. Результаты наблюдения вносятся в журнал наблюдений за общавшимися в организованном коллективе, в историю развития ребенка (ф.112у), в амбулаторную карту больного (ф.025у) или в медицинскую карту ребенка (ф.026у), а результаты наблюдения за работниками пищеблока – в журнал «Здоровье».

Режимно-ограничительные мероприятия в эпидемическом очаге чаще выполняются в детском коллективе, организуются эпидемиологом и включают:

Прекращение приема новых и временно отсутствовавших детей в группу/класс, из которой/го изолирован больной в течение максимального инкубационного периода после изоляции больного из этого коллектива;

Запрещение перевода детей из данной группы в другие группы в течение максимального инкубационного периода после изоляции больного из этого коллектива;

Недопущение общения с детьми других групп детского учреждения в течение того же периода времени;

Изоляцию больных, выявленных в период наблюдения за очагом.

В квартирном эпидемическом очаге возможно применение разобщения лиц, контактировавших с больным, и посещающих организованный коллектив. Это мероприятие заключается в ограничении общения их с населением и зависит от эпидемической опасности возникшего заболевания, а также от особенностей профессиональной деятельности общавшихся лиц. Как правило, разобщению подлежат «пищевики» и приравненные к ним лица, дети, посещающие дошкольные учреждения, школы-интернаты, летние оздоровительные учреждения, для профилактики заноса возбудителя инфекционного заболевания в коллектив. Лица, общавшиеся с источником инфекции в семье (квартире) до его госпитализации, не допускаются (разобщаются) в организованные коллективы в течение максимального инкубационного периода с момента последнего общения с больным. При постоянном общении в период болезни (при изоляции больного на дому) они не допускаются в организованный коллектив (разобщаются) в течение всего периода заразительности заболевшего и максимального инкубационного периода соответствующего заболевания. В течение этого периода времени они подлежат медицинскому наблюдению.

Экстренная профилактика общавшимся лицам в очагах инфекционных заболеваний назначается для предотвращения развития инфекционного заболевания в случае их инфицирования и может проводиться специфическими средствами экстренной профилактики (вакцины, анатоксины, сыворотки или иммуноглобулины, бактериофаги) и неспецифическими (антимикробные препараты, интерферон, препараты нормальной микрофлоры кишечника, иммуностимуляторы). Ее необходимость, круг лиц, подлежащих этому мероприятию, сроки проведения, дозы и схемы применения препаратов регламентируются соответствующими инструктивно-методическими документами или определяются совместно врачом-лечебником и эпидемиологом в каждом эпидемическом очаге индивидуально.

Развитие эпидемического процесса возможно только в том случае, если, помимо источника инфекционного заболевания, фактора передачи инфекции, имеется восприимчивый организм человека или коллектив людей.

От восприимчивости населения зависит интенсивность и характер эпидемий. Восприимчивость в целом обусловливается неспецифической резистентностью (устойчивостью к патологическим факторам) и специфическим иммунитетом.

Люди обладают различной степенью восприимчивости к инфекционным заболеваниям. В отношении ряда болезней человек абсолютно восприимчив (сыпной тиф, грипп, корь, туляремия и др.). К другим инфекционным заболеваниям восприимчивость бывает неполной. Так, к скарлатине восприимчивы 35-40% населения, к дифтерии - 15-25%, к эпидемическому цереброспинальному менингиту и полиомиелиту менее 1% (Л. В. Громашевский). Причина такой ограниченной восприимчивости к некоторым инфекционным болезням в настоящее время еще не уточнена. По мнению многих эпидемиологов, эта ограниченная восприимчивость людей является лишь восприимчивостью к клинически выраженному проявлению болезни. Считают, что возможны скрытые формы этих инфекций (носительство), за счет которых эпидемический процесс поддерживается и не затухает.

При различных инфекционных заболеваниях создается различный по своей напряженности и продолжительности иммунитет. Прочный, сохраняющийся на всю жизнь иммунитет приобретается после кори, оспы и многих других инфекционных заболеваний. Повторные случаи заболевания этими болезнями практически невозможны. Иммунитет после гриппа бывает напряженным, но кратковременным. После сыпного тифа и малярии совсем не наступает иммунитета, поэтому новое заражение возможно сразу же после выздоровления. При заболеваниях, вызываемых возбудителями с различной антигенной структурой (дизентерия), возникает типоспецифический иммунитет только в отношении возбудителя данного серологического типа.

На характер и специфику восприимчивости влияет возраст, состояние организма, ряд климатических и социальных факторов. Особенности восприимчивости и иммунитета определяют иммунологическую структуру населения, знание которой дает возможность более глубоко изучить эпидемический процесс среди различных групп населения в различных местностях.

Кроме того, это позволяет более четко планировать профилактические прививки, строить эпидемиологические прогнозы, проводить противоэпидемические мероприятия. Следовательно, восприимчивость - это весьма важное звено в цепи эпидемического процесса.

Таким образом, эпидемический процесс возникает и поддерживается только при сочетанном действии трех движущих сил: источника инфекции, механизма передачи и восприимчивости населения к данной инфекции. При выключении одного из этих звеньев эпидемический процесс прекращается (четвертый закон общей эпидемиологии).

ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Оценочные средства

Б.2.19 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Направление подготовки 051000.62 Профессиональное обучение

Профиль подготовки:

Экономика и управление

Декоративно-прикладное искусство и дизайн

Металлургия и машиностроение

Транспорт

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Кафедра Теории и методики технологии и профессионального образования

Курс - 1 семестр 1

Форма обучения - очная

Составитель: зав. кафедрой МБД и БЖ, канд. пед. наук, доцент

Йошкар-Ола2011


факультета_________________________________________________________________________________

37. Перечислете школьные формы патологии.

1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия

Вопросы и задания для собеседования и демонстрации умений по ПМП по темам семинарско-практических занятий дисциплины "Основы медицинских знаний и ЗОЖ"

Вопросы для обсуждения

1. Здоровье и факторы, его определяющие.

2. Факторы, разрушающие здоровье человека.

3. Профилактика инфекционных заболеваний.

4. Понятие о смерти и ее этапах.

5. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.

6. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

7. Детский травматизм и его профилактика.

8. Первая медицинская помощь при травмах.

9. Десмургия.

10. Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека, формирование зависимости, профилактика.

11. Профилактика детских неврозов. Принципы моделирования эргономичной жизни ребенка.

Демонстрация умений по ПМП

1. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

2. Десмургия. Основные правила наложения повязок, рассказать и частично показать. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

3. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

4. Стерилизация. Разновидности, возможности стерилизации в домашних условиях.

5. Наложить окклюзионную повязку при проникающем ранении в правую половину грудной клетки.

6. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

7. Наложить крестообразную повязку на правый голеностопный сустав при растяжении связок.

8. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

9. Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

10. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, животных и змей.

11. Наложить повязку на 2 и 3 пальцы кисти.

12. Наложить повязку на кисть типа «варежка».

13. Наложить повязку на кисть типа «перчатка».

14. Наложить повязку типа « чепец».

15. Наложить давящую повязку на рану средней трети плеча.

16. Наложить черепашью повязку на локтевой сустав.

17. Наложить крестообразную повязку на затылочную область.

18. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

19. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

20. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

21. Ожоги, разновидности, степени, первая медицинская помощь.

22. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

23. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

24. Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

Тесты (образцы)

1. Нормальная частота пульса у взрослого человека в покое составляет ______ ударов в минуту

а) 30-40; б) 50-70; в) 60-80; г) 90-100

2. Гипертоническая болезнь может осложняться…

а) острыми язвами желудка; б) ишемической болезнью сердца; в) острой лёгочной недостаточностью; г) потерей сознания на фоне острой сосудистой недостаточности

3. Резкое повышение артериального давления на 20-25 % от исходных цифр продолжительностью от нескольких часов до нескольких дней называют …

а) гипертоническим кризом; б) приступом стенокардии; в) инфарктом миокарда; г) кровопотерей

4. Боли сжимающего или давящего характера за грудиной, появившиеся после физической или нервно-психической нагрузки, характерны для …

а) гипертонического криза; б) приступа стенокардии; в) бронхиальной астмы; г) шока

5. К общим характерным симптомам заболеваний сердечно-сосудистой системы относится …

а) жажда; б) кашель; в) изжога; г) одышка

6. Осложнением гипертонического криза является …

а) мозговой инсульт; б) снижение остроты слуха; в) обморок; г) онемение нижних конечностей

7. Как называется некротический очаг в сердечной мышце, вызванный отсутствием кровоснабжения данной области?

а) стенокардия; б) инфаркт миокарда; в) инсульт; г) асфиксия

8. Повышенное выделение мочи, сухость во рту, зуд кожных покровов, повышенный аппетит являются характерными признаками...

а) астмы; б) ожирения; в) сахарного диабета; г) зоба

9. Питание больных сахарным диабетом должно быть...

а) не менее 2-х раз в сутки с ограничением жиров; б) 2-3 раза в сутки с ограничением соли; в) 3 раза в сутки с ограничением белков; г) 5-6 раз в сутки с ограничением углеводов

10. Аллергическую реакцию вызывает …

11. Общая слабость, потеря аппетита, головная боль, нарушение дыхания, краснота и сухость кожных покровов, запах ацетона изо рта, потеря сознания являются симптомами...

а) гипергликемической комы; б) гипогликемической комы; в) обморока; г) приступа стенокардии

12. У больных сахарным диабетом при избытке инсулина может развиться ______ кома.

а) тиреотоксическая; б) гипогликемическая; в) гипотиреоидная; г) гипокортикоидная

13. Головные боли, головокружение, тошнота и рвота, заплетающийся язык, влажная кожа, красное лицо, судороги характерны для ________ комы.

а) гипергликемической; б) гипогликемической; в) травматической; г) ожоговой

14. При гипогликемической коме больному необходимо …

а) ввести сердечные средства; б) ввести инсулин с глюкозой; в) ввести инсулин; г) ввести глюкозу или дать сладкое

15. При сильной кинжальной боли в животе необходим...

а) покой, теплое молоко; б) покой, применение обезболивающих средств; в) голод, промывание желудка; г) покой, холод на живот, голодная диета

16. Внезапная сильная «кинжальная» боль в животе, в эпигастральной области сопровождающаяся резкой слабостью, холодным липким потом, характерна для...

а) кишечной непроходимости; б) острого аппендицита ; в) прободения язвы желудка, двенадцатиперстной кишки; г) почечной колики

17. Для извлечения из носа инородного тела округлой формы необходимо …

а) сильно высморкаться, закрыв при этом здоровую ноздрю; б) сильно откашляться; в) использовать пинцет; г) использовать крючок

18. Экстренная трахеотомия применяется при попадании инородного тела в …

а) мелкие бронхи; б) крупные бронхи; в) гортань; г) нос

19. Кратковременная потеря сознания, сопровождающаяся судорогами и выделением пенистой жидкости изо рта, цианозом, отсутствием реакции зрачков на свет характерно для …

а) истерического припадка; б) эпилептического припадка; в) коллапса; г) обморока

20. Сильнейший приступ болей в поясничной области, отдающих в пах, сопровождающийся резями при мочеиспускании характерны для …

а) почечной колики; б) острого аппендицита; в) кишечной непроходимости; г) внематочной беременности

21. К терминальным состояниям относятся...

а) клиническая смерть, биологическая смерть; б) потеря сознания, остановка дыхания, остановка сердца, гибель мозга; в) остановка сердца и дыхания, гибель коры головного мозга, гибель всего мозга; г) предагония, агония , клиническая смерть

22. Постепенное угнетение сознания, падение артериального давления, учащение дыхания и сердечных сокращений, сменяющееся их урежением, наличие терминальной паузы характерны для...

23. Временное улучшение состояния, сменяющееся резким падением артериального давления, нарушением дыхания, утратой сознания, исчезновением болевой чувствительности, сухожильных и кожных рефлексов, судорожным дыханием, характерно для...

а) предагонального состояния; б) агонии; в) клинической смерти; г) биологической смерти

24. Продолжительность клинической смерти в нормальных условиях составляет...

а) 30-40 сек.; б) 1-2 мин.; в) 4-6 мин.; г) 10-15 мин.

25. Отсутствие сердечных тонов, дыхания, зрачкового рефлекса, мышечного тонуса свидетельствуют о наступлении …

а) предагонального состояния; б) агонального состояния; в) клинической смерти; г) биологической смерти

26. Отсутствие сердечной и дыхательной деятельности, появление «кошачьего зрачка», «селедочного блеска» роговицы глаза, окоченение с дальнейшим появлением трупных пятен, характерны для...

а) клинической смерти; б) биологической смерти; в) коллапса; г) комы

27. Проведение реанимационных мероприятий необходимо только...

а) в предагональном состоянии; б) в агональном состоянии; в) в состоянии клинической смерти; г) в торпидной фазе шока

28. Прекардиальный удар осуществляется с расстояния ____ см.

а) 5; б) 10; в) 30; г) 50

29. При проведении закрытого массажа сердца взрослого человека грудина должна смещаться на ____ сантиметр (-а, - ов).

а) 1; б) 3; в) 6; г) 9

30. Продолжительность клинической смерти в холодной воде...

а) может уменьшаться; б) может увеличиваться; в) никогда не изменяется; г) может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от влажности атмосферного воздуха

31. Возникновение у раны широкой зоны повреждения тканей, развитием некроза, выраженным болевым синдромом и небольшим наружным кровотечением, характерны для _________ раны

а) рубленой; б) резаной; в) ушибленной; г) колотой

32. Раны, приводящие к развитию острой кровопотери, называют...

а) укушенными; б) резаными; в) ушиблено-рваными; г) колотыми

33. К ранам, приводящим к быстрому развитию травматического шока, относятся...

а) огнестрельные; б) резаные; в) ушиблено-рваные; г) колотые

34. Раневой канал зоны первичного травматического некроза и молекулярного сотрясения имеет_________ рана

а) огнестрельная; б) резаная; в) рубленая; г) колотая

35. Тяжелый травматический шок развивается при уменьшении объёма циркулирующей крови на ___ %.

а) 1; б) 3; в) 5; г) 30

36. Признаками правильно наложенного жгута являются…

а) остановка кровотечения, побледнение кожи, отсутствие пульса на периферической артерии; б) остановка кровотечения, потеря чувствительности на периферии; в) похолодание кожи конечности, остановка кровотечения; г) остановка кровотечения, синюшный оттенок кожи

37. Наиболее опасным для жизни является кровотечение …

а) венозное; б) артериальное; в) капиллярное; г) смешанное

38. К методам временной остановки венозного кровотечения относят...

а) наложение жгута; б) наложение давящей повязки; в) перевязка сосуда в ране; г) применение кровоостанавливающих средств

39. Признаком желудочно-кишечного кровотечения является...

а) кашель с кровью; б) выделение крови изо рта; в) ярко-алая пенистая кровь, выходящая изо рта синхронно с кашлевыми толчками; г) рвота цвета кофейной гущи, жидкий черный (дегтеобразный) стул

40. Первой медицинской помощью при растяжении связок является …

а) наложение согревающей мази и асептической повязки; б) наложение фиксирующей повязки, применение холода; в) наложение согревающего компресса, иммобилизация; г) наложение асептической повязки и массаж

41. К клиническим признакам растяжений относятся …

а) наличие сразу же после удара или через несколько часов багрово-фиолетового кровоподтека; б) острая боль в области сустава, ограничение движения в суставе; в) удлинение конечности; г) укорочение конечности

42. Первая помощь при разрывах связок включает …

а) проведение тугого бинтования; б) наложение асептической повязки; в) проведение массажа; г) наложение йодной сетки

43. Полное или частичное нарушение целостности кости – это...

а) растяжение; б) вывих; в) ушиб; г) перелом

44. Чаще переломы у детей являются…

а) полными; б) открытыми; в) поднадкостничными; г) патологическими

45. При переломах грудного или поясничного отделов позвоночника транспортировку осуществляют...

а) на щите; б) на носилках; в) в специальном гамаке; г) в полусидячем положении

46. Деформация нижней конечности по типу «галифе» характерна для перелома ____________

а) бедра в средней трети; б) шейки бедра; в) в области коленном суставе; г) костей голени

75. Формирование естественного пассивного иммунитета ребенка связано с...

а) употреблением витаминов; б) вакцинацией; в) грудным вскармливанием; г) введением сыворотки

76. Вследствие введения специфической сыворотки у человека возникает ___________ иммунитет.

а) врожденный; б) естественный активный; в) искусственный активный; г) искусственный пассивный

77. Вакцинация проводится с целью создания у ребенка _______ иммунитета.

а) естественного пассивного; б) естественного активного; в) искусственного активного; г) искусственного пассивного

78. В состав вакцин входят...

40. Проблемы биоэтики (проблема абортов , репродуктивных технологий, эвтаназии, фетальной терапии).

1.4. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Основные неинфекционные и инфекционные заболевания как медицинская проблема.

2. Основные симптомы при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Ишемическая болезнь сердца и формы ее проявления.

3. Инфаркт миокарда. Профилактика.

4. Острые и хронические заболевания желудка.

5. Причины, признаки, лечение и профилактика дисбактериозов.

6. Аллергические ренит и конъюктивит.

7. Анафилактический шок. Причины возникновения, профилактика и первая медицинская помощь.

8. Заболевания верхних дыхательных путей и их осложнения.

9. Дизентерия: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

10. Салмонеллез: возбудители, источник инфекции, пути передачи, клиника, лечение, профилактика.

11. Ботулизм: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

12. Спид: пути передачи, клиника, профилактика.

13. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика.

14. Асептика. Антисептика. Понятие, методы, цели. Антисептические вещества

Реферат и контрольная работа по данному учебному курсу являются важным этапом обучения, способствующим формированию самостоятельного освоения учебного материала. Такие работы позволяют осуществлять контроль за самостоятельной работой студентов и оценить их подготовленность. Эти работы являются краткой самостоятельной разработкой конкретной темы с элементами научного анализа, отражающей уровень теоретических знаний и практических навыков, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обоснованные выводы. Тематика рефератов и контрольных работ, как правило, определяется преподавателем в соответствии с программой прохождения курса. Возможны и инициативные темы, предлагаемые студентами и согласованные с преподавателем. В этом случае студент должен обосновать ее необходимость. Идеи для выбора темы реферата могут возникать также и в ходе заслушивания и обсуждения докладов и выступлений на семинарах.

При выполнении реферата или контрольной работы необходимо учитывать, что ее минимальный объем должен быть не менее 10 страниц машинописного текста, включающих план изложения темы, ее содержания со ссылками на использованную литературу, выводы и библиографию , составленную в алфавитном порядке с учетом современных требований.

Название должно соответствовать содержанию. Исходя из названия работы, студент ограничивает круг вопросов, разрабатываемых в теме. Изложение должно быть достаточно развернутым, чтобы отражать рамки исследования, но при этом не содержать лишних слов. Студент должен пытаться избегать поверхностного, описательного характера работы. С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение студентом литературы. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. Список источников и литературы составляется по алфавиту с точным указанием выходных данных книги, статьи(место и год выхода, издательство и др.). Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации и т. д. Приложения оформляются после списка литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом «Приложение». Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, «Приложение 5») и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется.

2. Промежуточная аттестация студентов

Вопросы и задания к зачету

1. Основные хронические неинфекционные заболевания как причина ранней инвалидности.

2. Гипертоническая болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Гипертонический криз, обморок, первая медицинская помощь.

3. Ревматизм: этиология, симптомы, осложнения, причины ранней инвалидности, профилактика и лечение.

4. Приобретенный порок сердца – стеноз митрального клапана.

5. Ишемическая болезнь сердца – ИБС. Стенокардия. Этиология, симптомы, осложнения, профилактика. Инфаркт миокарда. Первая медицинская помощь.

6. Бронхиальная астма: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Первая медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы.

7. Пневмония: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение, первая медицинская помощь.

8. Сахарный диабет: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Диабетическая кома, первая медицинская помощь.

9. Гастрит, язвенная болезнь: этиология, симптомы, осложнения, профилактика и лечение. Первая медицинская помощь при приступе желчнокаменной болезни.

10. Вредные привычки, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания, токсикомания) и их профилактика.

11. Первая медицинская помощь при почечной колике, укачивании, эпилепсии. Характеристика этих заболеваний.

12. Пульс. Качества пульса. Методика и места определения, в том числе у детей. Измерение артериального давления.

13. Правила, места измерения температуры тела. Уход за больным при высокой температуре. Понятие об одышке, удушье, асфиксии. Техника подсчета дыхательных движений.

14. Меры воздействия на кровообращение (банки, горчичники, компрессы, грелки, пузыри со льдом, пиявки).

15. Уход за больными с заболеваниями желудочно-кишечного тракта (промывание желудка, клизмы, кормление больного, первая медицинская помощь при рвоте).

16. Применение лекарственных средств (перечислить способы введения лекарств в организм, их достоинства и недостатки).

17. Применение лекарственных средств (парентеральный метод: подкожные и внутримышечные инъекции).

18. Методы исследования больных. Анамнез. Основные принципы лекарственной помощи. Уход за больными. Профилактика пролежней.

19. Рациональное питание как один из факторов здорового образа жизни. Понятие о диетическом питании (лечебные столы).

20. Первая медицинская помощь при острых отравлениях недоброкачественной пищей, алкоголем.

21. Первая медицинская помощь при остановке сердцебиения и дыхания (приемы реанимации). Методика проведения искусственного дыхания изо рта в рот, изо рта в нос.

22. Первая медицинская помощь при состоянии клинической смерти. Методика проведения наружного (непрямого) массажа сердца.

23. Транспортировка больных на стандартных и импровизированных носилках.

24. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, животных и змей.

25. Первая медицинская помощь при электротравме, ударе молнии и солнечном ударе.

26. Помощь утопающему. Суицид. Медицинская помощь при повешенье.

27. Эпидемический процесс. Три звена эпидемического процесса.

28. Определение иммунитета, его виды.

29. Понятие об аллергии. Анафилактический шок.

30. Дизентерия: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

31. Салмонеллез: возбудители, источник инфекции, пути передачи, клиника, лечение, профилактика.

32. Ботулизм: возбудители, пути передачи. Симптомы, профилактика.

33. Чесотка: пути передачи, клиника, профилактика, симптомы.

34. Дифтерия: возбудители, пути передачи. Лечение, профилактика.

35. СПИД: пути передачи, клиника, профилактика.

36. Грипп: возбудители, пути передачи, лечение, профилактика.

37. Асептика. Понятие, методы, цели. Наложить повязку на 2 и 3 пальцы кисти.

38. Антисептика. Понятие, методы, цели. Назвать основные антисептические вещества. Наложить повязку на кисть типа «варежка».

39. Раны: разновидности, характеристика. Опасности. Наложить повязку на кисть типа «перчатка».

40. Симптомы ран, опасности колотых, укушенных и проникающих ран. Наложить повязку типа «чепец».

41. Кровотечения: разновидности, способы временной остановки кровотечения. Наложить давящую повязку на рану средней трети плеча.

42. Внутренние кровотечения. Опасности, симптомы, первая медицинская помощь.

43. Наложить черепашью повязку на локтевой сустав.

44. Переломы костей. Разновидности, клинические симптомы, первая медицинская помощь. Наложить крестообразную повязку на затылочную область.

45. Возрастные особенности строения костей. Особенности переломов у детей. Оказать первую медицинскую помощь при артериальном кровотечении из раны в области правого локтевого сустава.

46. Десмургия. Основные правила наложения повязок, рассказать и частично показать. Наложить шину Крамера при переломе левого плеча.

47. Детский травматизм, разновидности, причины роста. Травмы в школе, профилактика. Оказать первую медицинскую помощь при переломе луча в типичном месте. При отсутствии шины (в школе).

48. Стерилизация. Разновидности, возможности стерилизации в домашних условиях. Наложить окклюзионную повязку при проникающем ранении в правую половину грудной клетки.

49. Ожоги, разновидности, степени, первая медицинская помощь.

50. Транспортная иммобилизация при переломе нижней трети голени в зимнее время с помощью шины Крамера.

51. Отморожения: степени, первая медицинская помощь. Наложить крестообразную повязку на правый голеностопный сустав при растяжении связок.

52. Общее замерзание: понятие, первая медицинская помощь. Ознобление: понятие, профилактика. Оказать первую медицинскую помощь при смешанном кровотечении из нижней трети левого предплечья.

53. Роль учителя в профилактике детского травматизма (уличного, бытового, школьного, умышленного, дорожно-транспортного). Остановить кровотечение из раны головы (теменная область).

54. Организационные основы оказания первой медицинской помощи при возникновении массовых поражений.

55. Состояние здоровья детей и подростков. Здоровье и образование.

56. Роль учителя и его место в первичной, вторичной и третичной профилактике заболеваний.

57. Школьные формы патологии.

58. Психическое здоровье как медико-педагогическая проблема.

59. Основные направления, формы и средства гигиенического воспитания, выработка навыков здорового образа жизни, воспитание здоровых привычек.

60. Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья человека.

61. Физическая культура и её оздоровительное значение.

62. Потребность в движении как физиологическая норма. Возраст и уровень физической нагрузки. Влияние недостаточной физической активности на здоровье человека.

63. Наследственность и здоровье. Профилактика наследственных заболеваний.

64. Репродуктивное здоровье.

65. Охрана здоровья беременных женщин.

66. Современные взгляды на зачатие. Дородовая педагогика.

67. Охрана здоровья беременных женщин. Родовспоможение.

68. Бесплодный брак. Профилактика бесплодия.

69. Проблемы биоэтики (проблема абортов, репродуктивных технологий, эвтаназии, фетальной терапии).

70. Альтернативная медицина в свете методологии науки и биомедицинской этики.

Тесты для проведения зачета (образцы)

1. Какое направление в оздоровлении человека XXI века является приоритетным?

а) социальное; б) соматическое; в) психическое; г) духовно-нравственное.

2. Какие заболевания по частоте случаев занимают первое место в России?

а) заболевания сердечно-сосудистой системы; б) заболевания дыхательной системы; в) заболевания нервной системы; г) онкологические заболевания;

3. Какие заболевания в структуре причин смертности населения занимают первое место?

а) онкологические заболевания; б) заболевания сердечно-сосудистой системы; в) травматизм и отравления; г) заболевания дыхательной системы;

4. Назовите среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России?

а) 58, 74 года; б) 65, 56 лет; в) 60, 65 лет; г) 80, 90 лет;

5. Какие основные показатели характеризуют здоровье как социальную категорию?

а) рождаемость; б) смертность; в) уровень образованности; г) уровень заболеваемости; д) уровень обеспеченности; ж) продолжительность жизни.

6. О благополучии какой железы внутренней секреции должен помнить каждый житель Республики Марий Эл ?

7. К основным факторам, определяющим здоровье детей, относят:

а) здоровье родителей; б) особенности течения беременности; в) микроклимат и уровень жизни семьи; г) обстановку в республике; д) курс доллара; е) качество воздуха и воды; ж) международные отношения .

8. Если сумму факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то какую долю будут составлять услуги здравоохранения?

а) 10%; б) 15%; в) 20%; г) 30%; д) 40%.

9. Что такое норма в медицине?

а) фикция, не поддающаяся научному определению; б) норма зависит от личного мнения врача; в) каждый человек в известном смысле ненормален; г) норма для каждого человека – явление объективное, строго индивидуальная, реально ему присущая; д) норма – это зона оптимального функционирования системы.

10. Укажите правильный способ остановки венозного кровотечения из раны в нижней трети предплечья:

а) давящая повязка;

б) наложение жгута выше раны;

11. Укажите паренхиматозный орган из перечисленных:

а) сердце; б) желудок; в) слепая кишка; г) печень.

12. Что предпочтительнее в случае внутреннего кровотечения?

а) тепло; б) обезболивающие средства; в) пузырь со льдом.

13. Отметьте характерный признак кишечного кровотечения:

а) отсутствие аппетита; б) головная боль; в) черный, «дегтеобразный» стул; г) повышение температуры.

14. Ситуационная задача.

Женщина получила ожог предплечья паром. При осмотре: резкое покраснение кожи предплечья, в области лучезапястного сустава – несколько небольших пузырей с прозрачным содержимым. Укажите степень ожога и первую медицинскую помощь. Нуждается ли больная в госпитализации?

15. Для кого характерны переломы по типу «зеленой веточки»:

а) для стариков; б) для детей; в) для людей 20-30 лет.

16. Как называется некротический очаг в сердечной мышце, вызванный отсутствием кровоснабжения данной области?

а) стенокардия; б) инсульт; в) асфиксия; г) инфаркт миокарда.

17. При каком заболевании органов дыхания затруднен выдох?

а) пневмония; б) бронхиальная астма; в) бронхит ; г) гайморит.

18. Какую неотложную помощь следует оказать при приступе стенокардии:

а) дать таблетку анальгин; б) дать под язык валидол, нитроглицерин; в) сделать внутремышечно димедрол с анальгином.

19. Назовите самую действенную помощь при отравлениях;

а) обильное питье; б) молоко; в) промывание желудка; г) активированный уголь.

20. Какой признак, описывающий состояние клинической смерти, указан неверно:

а) пульс не прощупывается; б) дыхания нет; в) тоны сердца глухие и слабо прослушиваются; г) зрачки расширены, не реагируют на свет; д) давления нет.

Источник инфекции - различные одушевленные и неодушевленные объекты внешней среды, содержащие и сохраняющие патогенные микроорганизмы.

Антропонозы - инфекции, при которых источником инфекции является только человек.

Зоонозы - инфекции, при которых источниками инфекций являются животные, но ими могут болеть и люди. Сапронозы - инфекции, развивающиеся после проникновения свободноживущих бактерий или грибов в организм человека с объектов окружающей среды и поверхности тела (например, при попадании в рану).

Рис. 1. Источником инфекции чаще всего является больной.

Механизмы передачи :

фекально-оральный - возбудитель локализуется в кишечнике, передача алиментарным путем - с пищей, водой;

аэрогенный (респираторный, воздушно-капельный, аспирационный) - возбудитель локализуется в дыхательных путях, передается воздушно-капельным, воздушно-пылевым путем;

кровяной (трансмиссивный) - возбудитель локализуется в кровеносной системе (малярия, сыпной тиф), передается кровососущими насекомыми;

контактный: - возбудитель локализуется на наружных покровах (кожа и слизистые) а) прямой - передача возбудителя происходит при непосредственном соприкосновении (венерические болезни), б) непрямой - через зараженные предметы окружающей обстановки;

вертикальный - передача возбудителя через плаценту плоду от инфицированной матери (внутриутробное заражение) при таких болезнях, как токсоплазмоз, краснуха, ВИЧ-инфекция, герпетическая инфекция и др.

Восприимчивый организм или коллектив. Состояние невосприимчивости человека определяется его реактивностью на внедрение возбудителя и зависит от внутренних и внешних факторов.

К числу внутренних факторов самого организма относятся следующие:

Генетические особенности, характерные для данного вида индивидуума.

Состояние центральной нервной системы оказывает существенное влияние на восприимчивость к инфекции. Известно, что угнетение нервной системы, психические расстройства, депрессивные и аффективные состояния снижают резистентность человеческого организма к инфекции.

Состояние эндокринной системы и гормональная регуляция играют важную роль как в возникновении так и последующем развитии инфекции.

Кардинальное значение в инфекционном процессе играет иммунная система организма, обеспечивающая специфическую резистентность к инфекции.

Реактивность организма, а в связи с этим восприимчивость или напротив устойчивость к инфекции, имеет отчетливую возрастную зависимость.

Возникновение инфекционного процесса и особенности его течения находятся в зависимости от характера питания и витаминного баланса. Дефицит белка ведет к недостаточной выработке антител и к снижению резистентности. Дефицит витаминов группы В снижает устойчивость к стафилококковым и стрептококковым инфекциям. Дефицит витамина С также снижает устойчивость организма к ряду инфекций и интоксикаций. При дефиците витамина D у детей развивается рахит, при котором снижается фагоцитарная активность лейкоцитов.


Перенесенные заболевания, травмы, а также вредные привычки (алкаголь, курение и т.д.) снижает резистентность организма и способствуют развитию инфекции.

Внешние факторы, воздействующие на организм :

Условия труда и быта лю дей - большие физические нагрузки, переутомление, отсутствие условий для нормального отдыха снижают резистентность к инфекциям.

Климатические условия и сезонные факторы.

Физические и химические факторы. К их числу следует отнести действие ультрафиолетовых лучей, иониз ирующей радиации, СВЧ-поля, реактивных компонентов топлива, других химически активных веществ, загрязняющих внешнюю среду.

Перечисленные составные части - источник возбудителей инфекции, механизм передачи и восприимчивый коллектив присутствуют при любом варианте проявлений эпидемического процесса и при различных болезнях они формируют эпидемический очаг.

Эпидемический очаг – место пребывания источников инфекции с окружающей территорией, в пределах которой в конкретной обстановке возможна передача возбудителей и распространение инфекционной болезни.

Эпидемический очаг существует в течение определенного срока, исчесляемого по длительности максимального инкубационного периода от момента изоляции больного и проведения заключительной дезинфекции. Это срок, в течение которого возможно появление новых больных в очаге.

В становлении эпидемических очагов и формировании эпидемического процесса существенная роль принадлежит природной и социальной среде обитания людей.