Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Эмоции и наш мозг: как и где рождаются чувства. Мозг и страх

Ученые изучают мозг уже более 100 лет, однако до сих пор это остается сложнейшей загадкой для человека. Каким образом работает мозг? На этот вопрос сегодня вам не ответит ни один нейробиолог. Мы лишь в состоянии понять некоторые явления, которые происходят в нейронных сетях мозга и каким образом они отражаются на нашем состоянии. Так как же формируются человеческие эмоции, и в каких именно областях мозга рождаются чувства?

Несколько слов об эмоциях

Это одно из проявлений отношения человека к самому себе и окружающей действительности. Сегодня ученым известно многое о формировании эмоций и механизмах их возникновения, что позволило управлять ими. Так, грамотный психолог может хорошо поработать с эмоциями человека, дав ему возможность справиться с негативными их проявлениями, в частности, перебороть страх, гнев и другие состояния, мешающие человеку радоваться жизни.

Существует множество слов, которые объясняют те или иные эмоциональные оттенки - радость, горе, сострадание, страх, гнев, ревность, жалость, безразличие, любовь и многие другие. Если рассматривать эмоцию чисто с физиологической точки зрения, то она представляет собой реакцию организма на воздействие некоторых внутренних и внешних раздражителей. Такие реакции имеют явно субъективный характер и, как правило, охватывают все виды чувствительности.

Нужно понимать, что эмоции проявляются не только в определенных субъективных переживаниях, но и вполне объективных проявлениях. Например, при той или иной эмоции человек совершает определенные действия, у него выражается мимика и проявляются специфические для данной эмоции вегетативные реакции.

Чувство вины и стыда - височные доли

Нам достаточно легко понять каким образом мозг оперирует и мыслительным процессом. Но как же быть с чувствами? Мы так привыкли к фразам вроде «разбить сердце», если речь идет о грусти, или «залился краской», когда описываем стыд. В этом смысле нам достаточно сложно принять тот факт, что эмоции и чувства также, как и мыслительный процесс и память, формируются в мозге. И все же, это так. Эмоции - нейрофизиологический процесс, протекающий в тканях головного мозга. Сегодня благодаря технологиям нейровизуализации ученые могут оценить этот процесс.

Группа ученых из Университета Людвига Максимилиана (Мюнхен) под руководством Петры Михаль провели серию любопытных исследований по выявлению областей головного мозга, которые отвечают за чувство вины и стыд. После проведения множества МРТ-снимков головного мозга ученые выяснили, что анатомически эти две эмоции соседствуют.

Экспериментаторы попросили участников исследования вообразить, будто они ощущают сильную вину или стыд, и в обоих случаях такие эмоции активировали височные доли мозга. При этом следует отметить, что стыд задействовал в них переднюю поясную кору, которая ответственна за связь с внешней средой и сообщает человеку об ошибках, а также парагиппокампальную извилину, которая отвечает за запоминание сцен и воспоминаний из прошлого. Что касается чувства вины, то она в свою очередь, активировала латеральную затылочно-височную извилину и среднюю височную извилину. Это центр вестибулярного анализатора.

Помимо этого, у пристыженных людей начинали активироваться передние и средние лобные извилины, а у тех, кто ощущал вину, также активизировались миндалевидные тела и островковая доля. Что касается последних двух зон мозга, то они входят в лимбическую систему, которая регулирует наши базовые эмоции, например, «бей или беги», а также работу внутренних органов, кровяное давление и другие процессы и реакции.

При сравнении мозга людей разного пола, ученые обнаружили любопытный факт. Так, у женщин, например, вина затрагивала только височные доли, а у мужчин также начинали работать и лобные доли, затылочные доли и миндалины. Это одни из самых древних элементов мозга, которые отвечают за ощущение страха, паники, гнева и удовольствия.

Чувство гнева и страха - миндалины

Лимбическая система мозга ответственна чувства, действия и реакции, необходимые для выживания вида. Формируется лимбическая система во время внутриутробного развития плода. Важнейшим элементом лимбической системы являются миндалины - структуры, располагающиеся возле гипоталамуса. Миндалины активизируются, когда человек видит пищу, сексуального партнера, плачущих детей, соперников и так далее. Реакция организма на источник страха - также работа миндалевидных тел. Например, если ночью вы возвращаетесь домой, и по дороге вам кажется, что кто-то вас преследует, то это также работа миндалин. В ходе нескольких независимых исследований, которые проводились в различных центрах и университетах, специалистам удалось выяснить, что даже искусственная стимуляция этих областей вызывает у человека чувство приближения неминуемой опасности.

Что касается гнева, то, как выяснилось, он также возникает благодаря активности миндалевидных тел. При этом ученым удалось выяснить, что по физиологическим параметрам сильно отличается от страха, печали и иных неблагоприятных эмоций. Как это не парадоксально, но в этом смысле человеческий гнев удивительным образом похож на счастье. Так, гнев подталкивает нас двигаться вперед, как радость и удовольствие, в то время как страх и горе вынуждают человека отстраняться. В состоянии гнева, ярости и злобы в мозге активируются самые различные участки, ведь для реализации этой эмоции мозгу необходимо оценить обстановку, а также обратиться к памяти, опыту, нормализовать выработку необходимых гормонов и провести много другой работы для того чтобы полностью подготовить организм к такому чувству.

Чувство радости и смех - префронтальная кора и гиппокамп

В моменты, когда мы испытываем , счастье, смеемся и улыбаемся, то в это время в головном мозге активизируется большое количество различных участков. При этом также задействуется знакомое нам миндалевидное тело, а также префронтальная кора, гиппокамп и кора передней островковой доли большого мозга. Таким образом, радость, также как и гнев и страх, охватывают практически весь мозг.

Учеными было установлено, что в момент радости у человека правая миндалина становится немного активнее левой. Довольно распространенное мнение, что левое полушарие мозга отвечает за логические процессы, а правое - за творчество. Однако сегодня ученые знают, что это не так, ведь для выполнения большинства функций мозгу, на самом деле, нужны обе части, несмотря на то, что асимметрия полушарий действительно существует. Например, крупные центры речи располагаются с левой стороны, а зона, которая отвечает за обработку интонации - располагается с правой стороны.

С лимбической системой головного мозга тесно связана префронтальная кора. Последняя представляет собой несколько областей лобных долей мозга, располагающихся в передней части полушарий, непосредственно за лобной костью. Префронтальная кора отвечает за нашу способность определять цели и ставить планы, достигать результатов, а также менять направление деятельности и даже импровизировать. Как показывают исследования, у женщин в моментах счастья префронтальная кора левого полушария немного активнее, чем правая.

Гиппокамп - еще одна анатомическая структура головного мозга, которая помогает человеку отделить важные эмоциональные события от второстепенных. Таким образом, сильные эмоции человек сохраняет в памяти надолго, а незначительные - быстро забывает. То есть гиппокамп оценивает значимость счастливой эмоции для помещения ее в архив памяти. Достигается это в том числе и за счет активности передней островковой доли мозга, которая также связана с лимбической системой. Установлено, что островковая доля большого мозга активнее всего ведет себя, когда человек испытывает приятные или печальные чувства.

Чувство нежности и утешение - соматосенсорная кора

В то же время множество других исследований показывают, что дружеское общение полезно для человека физически и духовно. Оно продлевает жизнь и улучшает ее качество. Даже прикосновение руки человека, который вам дорог, значительно облегчает печаль и боль. Это происходит благодаря высвобождению специфических нейромедиаторов - окситоцина и опиоидов. Они вырабатываются в моменты проявления нежности.

С помощью томографических исследований было установлено, что ласка и нежность вызывают сильный всплеск активности в соматосенсорной коре головного мозга, которая ответственна за наши тактильные ощущения. Ученые пришли к выводу, что импульсы, которые возникают в моменты, если кто-то нежно касается нашего тела, особенно в тяжелые минуты, связаны с процессом вычленения из общего потока критически важных стимулов, которые способны все для нас изменить. Исследователи также заметили, что участники эксперимента переживали горе легче, когда их держал за руку незнакомец, и намного легче, когда их касался близкий человек.

Вместо заключения

Несмотря на активное изучение мозга, пока еще ученым так и не удалось точно выяснить, что же представляет собой эмоция. Сегодня известно, что множество чувств рождается в лимбической системе, представляющей собой древнюю структуру мозга. Однако ученые отдают себе отчет в том, что далеко не все, что мы традиционно признаем эмоциями, на самом деле являются ими. К примеру, если рассматривать такое состояние как вожделение, то с физиологической точки зрения оно совсем не похоже на или радость. Установлено, что при вожделении импульсы формируются не в миндалинах, а в вентральном стриатуме - так называемом «центре вознаграждения». Например, эта область также активизируется, когда мы едим вкусную пищу и во время оргазма.


Речь пойдет о проявляемых чувствах и эмоциях, а также об их отражении в нашем теле. Для лучшего понимания механизма взаимодействия нужно вначале понять, что собой представляют эмоции и чувства. Эмоции по-латински звучит как Emotion . Если разбить это слово на два: E - motion , то получим «Е» - энергия (общепринятое обозначение в физике) и « motion » - движение (в переводе с латинского). Выходит эмоции - это движение энергии. И мы действительно можем это подтвердить, особенно когда проявляем какие-то сильные эмоции. После их выплескивания во внешний мир мы обычно чувствуем опустошение, так как накопленная энергия выходит из нас вовне. Эмоции, как позитивные, так и негативные даны нам от рождения и существуют в виде ответных реакций на какие-либо события во внешнем мире, действия других людей, либо на мысли, возникшие в нашем уме.

У обычного человека эмоции плохо поддаются контролю сознания, поэтому в момент проявления эмоций голос разума заглушается. Бывает, что человек не позволяет себе проявлять те или иные эмоции, например гнев, злость, обиду из-за моральных запретов общества или родительского воспитания. В этом случае не проявленные эмоции подавляются («нельзя гневаться») или вытесняются («не буду обращать на это внимание») человеком. Тогда они ложатся в основу различных ментальных психопрограмм, влияющих на жизнь человека из подсознательных областей психики и не осознаваемых им. Влияя на работу психических и энергетических центров - чакр они также накапливаются в теле в виде различных блоков, зажимов, боли.
Хранение негативных переживаний - это энергозатратный процесс, именно поэтому после их проработки и отпускания высвобождается большое количество энергии, человек чувствует прилив сил. Чем сильнее подавленные и вытесненные негативные эмоции и чем чаще человек их переживает, тем больше они накапливаются в теле и тем активнее проявляются в виде болей различного характера. Хроническое накопление негативных эмоций приводит к возникновению и развитию заболеваний, в этом случае говорят о психосоматической составляющей болезни. Некоторые психологи считают, что любое заболевание тела имеет в основе психическую составляющую, а значит наши эмоции, чувства, мысли.

В психологии существует даже специальное направление - телесно-ориентированная психотерапия, суть которой состоит в воздействии на тело для удаления в нем блоков и зажимов, тем самым ликвидируя накопленные негативные эмоции, изменяя энергетическое состояние организма. Однако для полного исцеления тела и приведения в гармонию своей психики необходимо перестроить свое сознание для правильного реагирования на различные жизненные ситуации, изменения системы ценностей и убеждений, а также добиться контроля своих мыслей. Теперь перейдем к чувствам.

Чувства - это длительные проявления одних и тех же эмоций. Чувства и эмоции можно сравнить с океаном. Океан - это весь спектр наших чувств, а эмоции - это проявления чувств на поверхности океана в виде волн-эмоций. Волны могут быть небольшими - еле заметная рябь на воде, средними - хорошо заметными и порой сбивающими нас с ног и сильными в виде шторма. Сильные волны создают муть на поверхности океана, также и сильные эмоциональные реакции негативной направленности происходят из-за возмущения наших чувств. Можно также сказать, что в чувствах информационная составляющая преобладает над энергетической, а в эмоциях - энергетическая над информационной. И все же наше внутреннее состояние определяют чувства, они создают качественную характеристику нашей личности, а вот настроение - это уже проявление нашего эмоционального состояния, которое мы либо отражаем во внешний мир, либо скрываем от него, надев маску того настроения, которое хотят видеть окружающие нас люди.

Мы можем использовать наше тело для диагностики своего психо-эмоционального состояния, для осознания подавленных или вытесненных в подсознание эмоций и чувств, избавления от страхов различной природы, для корректировки своего настроения. Установив локализацию боли в теле и связав ее с конкретной эмоцией или чувством можно вытащить их на свет Божий, осознать причину появления и устранить ее путем изменения своего мировоззрения и мировосприятия.
Тело является продолжением нашей психики. Первое осознание у ребенка - это осознание своего тела. Все наши мысли и действия, окрашенные эмоциями и чувствами сохраняются в нашей памяти на уровни сознательного или бессознательного ума. Работая с телом, мы работаем с глубинными уровнями нашей бессознательной памяти. Ощущения, которые человек испытывает от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию его эмоционального состояния.

Поскольку психика и тело связаны, в теле «записаны» все психотравмы, которые когда-либо пережил человек. Чтобы не переживать травмы вновь и вновь психика человека вырабатывает защиту от подобных воспоминаний. Защитные формы поведения проявляются в мышечном напряжении. Внутренние мышечные напряжения, не получающие разрядки становятся хроническими. Они образуют защитный мышечный панцирь в теле человека, а также выражаются в стесненном дыхании. Мышечный панцирь позволяет нам не осознавать свои подавленные чувства и эмоции. Мышечное напряжение в теле соответствует блокированию энергии в соответствующей чакре и энергетическом канале, идущем от чакры к органу тела. В результате нарушается свободное течение энергии в организме. Способность тела к самоисцелению оказывается заблокированной. На поддержание защитного панциря расходуется много сил. Человеку перестает хватать энергии на активную жизнь, возникают различные проблемы социального характера.

Выделяют семь зон - блоков в теле или сегментов защитного мышечного панциря:

1. Зона глаз . В нее входят глаза, веки, мимические мышцы вокруг глаз, лоб. На энергетическом уровне за эту зону отвечает аджна чакра. В этой зоне блокируются многие эмоции, связанные со стрессом, отражая общее состояние напряженности, раздражения, беспокойства, желанием отгородиться от окружающего мира и не замечать проблем. Присутствуют социальные страхи - страх негативной оценки своих действий, страх потери контроля над ситуацией или людьми, страх сделать ошибку. Внешние проявления блока - головная боль, неврозы, неврастения, нарушение зрения, сдерживание слез или наоборот излишняя слезливость. Нередко причиной головной боли является интеллектуальное переутомление, информационная перегрузка. Беспокойство выражается в напряжении мышц лба, раздражение - болью в висках. А н едовольство приводит к гаймориту, синуситу и проблеме с зубами. Человек, сдерживающий слезы, которому в детстве привили мысль, что нужно скрывать свои чувства, создает перенапряжение глазных и некоторых лицевых мышц (всего 26 мышц), которое проявляется в форме постоянного напряжения лба, человек выглядит насупленным. Его эмоциональная энергия остается в теле и откладывается на лицевых мышцах.

2. Зона рта . Эта зона кроме рта включает подбородок, горло, затылок, нижнюю и верхнюю челюсти, губы. Здесь блокируются эмоции гнева, раздражения, способности плакать и кричать. На энергетическом уровне за эту зону отвечает чакра вишудха. Проявление блока - сжатые челюсти, зубы, губы, невнятная, невыразительная речь. Причинами его возникновения может стать боязнь потери объекта привязанности, склонность к депрессии, необходимость контролировать ситуацию и гиперответственность, которая выражается давлением и болью в затылке. Эмоциональный блок, отражающий проблемы с челюстью, также может возникать из-за подавления самовыражения. Человек чувствует , что ему многое хочется сказать, но он стискивает зубы и с большим трудом сдерживает в себе эту бурю чувств, которые угрожают вырваться наружу. Таким образом, чувства подавляются и он несет тяжелое бремя эмоций, которые являются следствием неразрешенных конфликтов между ним и теми лицами, которые играют важную роль в его жизни. Мысли, связанные с желанием отомстить, возмущение и гнев могут даже вызывать различные челюстные заболевания. Иногда они проявляются в виде стискивания зубов во время сна.

Третья зона - шея . В нее входят шейные мышцы, язык. Здесь блокируется обида и гнев, ставится внутренний запрет на крик и плач, на выражение негативных чувств. Как результат человек может ощущать некий «комок» в горле. На энергетическом уровне за эту зону, так же как и за зону рта отвечает вишудха чакра. Распространенные страхи при блокировании энергии вишудхи: страх ошибки, боязнь осуждения себя социумом, страх ответственности, страх показаться смешным в чьих-то глазах, страх выделиться из толпы, страх исключения из какой-либо социальной группы, страх общения на иностранном языке, страх выступления на публике, страх свободного общения. Человеку свойственна низкая самооценка, негативное самовосприятие, самокритика, конфликтность, ненадежность, лживость. Проявление вышеописанных страхов, а также подавляемое стремление к творческому самовыражению может вызывать т онзилитт или воспаление миндалин.

Зажатость шеи выражает страх самовыражения, отсутствие внутреннего разрешения на высказывание собственного мнения. Гиперответственность может вызвать такое распространенное заболевание как шейный остеохондроз. Если у человека возникает серьезный конфликт между разумом и чувствами, то у него может заболеть горло. Тоже самое может произойти из-за подавленной способности к самовыражению, или же подавленного гнева. К потере голоса приводит нарушение свободного течения энергии в горловой чакре. У человека длительное время подавляюшего в себе сильные отрицательные эмоции (ярость, злость) по отношению к ситуации или человеку, голос пропадает из страха их возможного проявления при разговоре. Болезни щитовидной железы могут быть вызваны низкой самооценкой человека, вынуждающей его постоянно считаться с желаниями и потребностями других людей в ущерб своих собственных. Такой человек склонен впадать в состояние «жертвы», чувствовать унижение из-за того, что он последний в очереди на исполнение желаний. В этом случае он начинает неосознанно привлекать в свою жизнь ситуации, которые будут создавать ему проблемы в удовлетворении своих потребностей. В другом случае человек, имеющий много невысказанного недовольства, когда внутри все кипит и бурлит от негодования, может заболеть бронхитом. Частая причина бронхита у детей - накаленная атмосфера в семье, частые конфликты родителей между собой, сопровождающиеся спорами и руганью.

Четвертая зона - грудь . В нее входит вся грудная клетка, плечи, лопатки, руки. Причина образования блока: наличие чувств без проявления их вовне, сдерживание эмоций. Присутствует страх одиночества, страх выражения своих чувств. Человек запрещает себе свободно выражать то, что чувствует. Он становится неспособен свободно любить или ненавидеть, радоваться или печалиться. Чувства его заблокированы и словно «зажаты в тиски». Внешнее п роявление блока: проблемы с руками, боли в спине, ощущение «камня на сердце», тяжести в груди, сдерживание дыхания. Человека отличает дыхание не грудью, а животом или ключицами. Его грудь не может расширяться по причине ношения им «панциря». Изменяется даже походка человека, она приобретает жесткие, монолитные черты. Это может привести к сколиозу и остеохондрозу спины. Блокируются не только негативные эмоции (гнев, печаль, обида, злоба), но и выражения позитивных чувств - любовь, страсть, смех, сочувствие, сострадание. На энергетическом уровне за эту зону отвечает сердечная чакра - анахата, энергии которой охватывают весь эмоциональный спектр. Поэтому наличие мышечного панциря в этой области, в том числе со стороны спины, может означать подавление самых разных чувств. Чаще всего это обида, тревога, злость, тоска, печаль, скорбь. Глубокая тоска и печаль способны даже довести человека до инфаркта. Иногда причиной блока может стать измена, предательство, оскорбленное самолюбие.

Напряженные, приподнятые плечи выражают желание человека контролировать (все и всех), либо несение им по жизни какой-то «тяжелой ноши». Межреберные невралгии в средней части спины происходят после сильного выплеска чувств человеком, когда энергия в анахате чакре резко уменьшается. А частой причиной м астопатии у женщин является застой энергии в груди. Такие женщины имеют много энергии в сердечной чакре, но не умеют или не хотят выражать свои чувства, сдерживают эмоции. Недостаток радости в жизни человека, присутствие тоски и печали может вызывать болезни легких. Когда человек недоволен своей жизнью он может заболеть бронхитом. Острый бронхит характеризует временное недовольство, а хронический - постоянное. Астма - это протест ребенка, которому запрещено выражать свои эмоции. Также она может возникать из-за подавленного чувства любви либо стеснительности в ее проявлении. Человек как бы теряет способность «дышать ради самого себя» и душит свои чувства.

Пятая зона - диафрагменная . В нее входит диафрагма, солнечное сплетение, мышцы нижних позвонков, а именно десятый, одиннадцатый и двенадцатый позвонки. Здесь блокируется сильный гнев, отвращение, тревога. Причины возникновения - социальные страхи, проблемы с самооценкой. Одно из внешних проявлений - закомплексованность в общении. Проявляется блок в нарушении дыхании, диафрагма человека зажата и может двигаться лишь незначительно. Человек дышит либо животом, либо ключицами. Могут присутствовать психосоматические заболевания внутренних органов в этой зоне - поджелудочной железы, печени.

Шестая зона живота - зона СТРАХА. В нее входят мышцы живота и спины. Также как и диафрагменную зону на энергетическом уровне ее питает чакра манипура. В ней блокируются злость, неприязнь, брезгливость, агрессивность. Здесь же подавляется стремление к доминированию. Человек может ощущать чувство вины, ревность, алчность, гнев, стресс, тревогу. Присутствует страх нападения, страх социальной дезадаптации, страх финансового неблагополучия, страх действия, страх провала в чем-либо, страх потери статуса и другие виды страхов. Практически всегда человек физически ощущает страх именно в этой области, а при сильном страхе у него сводит живот, наступает расстройство желудка.

Седьмая - тазовая зона . В нее входят крестец, мышцы таза, ноги. Блокируется сексуальное возбуждение, а также отчасти тревога, гнев, фрустрированная, подавленная агрессивность. На энергетическом уровне в этой области находится две чакры - свадхистана и муладхара. Блокирование энергии свадхистаны приводит к подавлению своих сексуальных желаний, чувству вины и стыда, а также к запрету на удовольствия, отсутствию внутреннего права на их получение. Отсутствие удовольствий в течении длительного времени может даже привести к такой болезни как диабет. Внутренние ограничения, которые человек самостоятельно ставит перед собой, приводят к ограничению гибкости и болям в поясничной области. Присутствует страх отвержения родственниками, страх перед противоположным полом, страх беременности (у женщин). Неправильное течение энергии в муладхаре выражается в страхе смерти, потери целостности, насилия над своей личностью, страхе заболеть чем-либо, страхе ощутить боль, беспричинных страхах. Причины блокировки энергии в муладхаре: жадность, упрямство, агрессия, осуждение, гордыня.

Таким образом, мы видим как опасно подавлять в себе чувства, вытеснять эмоции, не выводить энергию вовне, а накапливать напряжение внутри тела. Такая практика в течении длительного времени может привести не только к мышечным блокам, но и к болезням внутренних органов, так как энергия их питающая, перестает поступать к ним в нужном объеме. Основная задача терапии в этом случае - разрушение мышечного панциря, расслабление мышц, снятие накопленного напряжения, создание условий для свободного протекания энергии в теле. Работать с блоками в теле можно самостоятельно, например, посредством различных дыхательных техник (в частности полное йоговское дыхание). Снятию зажимов и повышению гибкости тела способствуют занятия гимнастикой, восточными практиками - хатха-йогой, цигуном. Можно пройти курс мануальной терапии или массажа той области, в которой ощущается боль и дискомфорт. Однако, избавляясь от телесных проявлений накопленного негатива, важно на сознательном уровне прорабатывать психотравмирующие впечатления прошлого вместе с квалифицированным психологом или психотерапевтом. Ведь снятие панциря и расслабление мышц ведет к высвобождению подавленных и вытесненных эмоциональных состояний, начинают активно проявляться заблокированные страхи, гнев, обида, агрессия, сексуальное возбуждение и пр. Может появиться ощущение прохождения потока тепла, энергии. И здесь важна помощь специалиста, который поможет человеку справиться с потоком новых ощущений и чувств, научит правильному проявлению эмоциональных реакций, покажет путь к обретению состояния равновесия и гармонии.

Функции эмоций

Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или - ощущение сытости.

Существуют несколько функций эмоций: отражательная (оценочная), побуждающая, подкрепляющая, переключательная и коммуникативная.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции охватывают весь организм и тем самым производят почти мгновенную интеграцию, обобщение всех видов деятельности, которые им выполняются, что позволяет, прежде всего, определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать прежде, чем будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое ее положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе опыта его индивидуальных переживаний, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через восприятие произведений искусства, средства массовой информации.

Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово “эмоция” произошло от французского глагола “mouvoir”, означающего “приводить в движение”. Его начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в отличие от мыслей. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

П.В.Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Для успешного обучения необходимо наличие мотивационного возбуждения.

Реальным подкреплением для выработки условного рефлекса (классического и инструментального) является награда.

Подкрепляющая функция эмоций наиболее успешно была исследована на экспериментальной модели "эмоционального резонанса", предложенной П.В. Симоновым. Было обнаружено, что эмоциональные реакции одних животных могут возникать под влиянием отрицательных эмоциональных состояний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит типичную для социальных взаимоотношений ситуацию возникновения отрицательных эмоциональных состояний в сообществе и позволяет изучать функции эмоций в наиболее чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей.

В естественных условиях деятельность человека и поведение животных определяются многими потребностями разного уровня. Их взаимодействие выражается в конкуренции мотивов, которые проявляют себя в эмоциональных переживаниях. Оценки через эмоциональные переживания обладают побуждающей силой и могут определять выбор поведения.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Существуют генетически заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие возникновение основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством выразительных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, смех, слезы). Различия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми совсем незначительны. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной и генерализованной, тогда как у слепых она не только не совершенствуется, а даже регрессирует. Следовательно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и сильно зависят от обучения и воспитания.

Физиологи нашли, что выразительные движения животных управляются самостоятельным нейрофизиологическим механизмом. Стимулируя электрическим током различные точки гипоталамуса у бодрствующих кошек, исследователи смогли обнаружить два типа агрессивного поведения: "аффективную агрессию" и "хладнокровное" нападение. Для этого они помещали кошку в одну в одну клетку с крысой и изучали влияние стимуляции гипоталамуса кошки на ее поведение. При стимуляции одних точек гипоталамуса у кошки при виде крысы возникает аффективная агрессия. Она набрасывается на крысу с выпущенными когтями, шипением, т.е. ее поведение включает поведенческие реакции, демонстрирующие агрессию, которые обычно служат для устрашения в борьбе за первенство или за территорию. При "хладнокровном" нападении, которое наблюдается при стимуляции другой группы точек гипоталамуса, кошка ловит крысу и хватает ее зубами без каких-либо звуков или внешних эмоциональных проявлений, т.е. ее хищническое поведение не сопровождается демонстрацией агрессии. Наконец, еще раз изменив локализацию электрода, у кошки можно вызвать поведение ярости без нападения. Таким образом, демонстративные реакции животных, выражающие эмоциональное состояние, могут быть включены в поведение животного, а могут и не быть использованы. Центры или группа центров, ответственных за выражение эмоций, находятся в гипоталамусе.

2. Физиологическое выражение эмоций

Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях: мимике, жестах, но и в уровне тонического напряжения мышц. В клинике мышечный тонус часто используется как мера аффекта. Многие рассматривают повышенный мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния (дискомфорта), состояния тревоги. Тоническая реакция диффузна, генерализована, захватывает все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счете она ведет к тремору и хаотичным, неуправляемым движениям.

Лица, страдающие от различных конфликтов и особенно с невротическими отклонениями, характеризуются, как правило, большей скованностью движений, чем другие. Р.Мальмо с сотрудниками показали, что мышечная напряженность у психических больных выше, чем в контрольной группе. Особенно она высока у психоневротиков с преобладанием патологической тревожности. Многие психотерапевтические приемы связаны со снятием этой напряженности, например, методы релаксации и аутогенной тренировки. Они учат расслабляться, в результате чего уменьшается раздражительность, тревожность и связанные с ними нарушения.

Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос. Разработаны специальные методы, позволяющие по голосу распознавать возникновение эмоциональных переживаний, а также дифференцировать их по знаку (на положительные и отрицательные). Для этого голос человека, записанный на магнитную ленту, подвергается частотному анализу. С помощью ЭВМ речевой сигнал разлагается в частотный спектр. Установлено, что по мере возрастания эмоционального напряжения ширина частотного спектра произносимых слов и звуков расширяется и сдвигается в область более высокочастотных составляющих. При этом для отрицательных эмоций спектральная энергия концентрируется в более низкочастотной части смещенного спектра, а для положительных эмоций - в его высокочастотной зоне. Эти сдвиги в спектре речевого сигнала могут быть вызваны даже очень большой физической нагрузкой. Этот метод позволяет в 90% случаев правильно определять увеличение эмоционального напряжения, что делает его особенно перспективным для изучения состояний человека.

Важным компонентом эмоция являются изменения активности вегетативной нервной системы. Вегетативные проявления эмоций весьма разнообразны: изменение сопротивления кожи (КГР), частоты сердечных сокращений, кровяного давления, расширение и сужение сосудов, температуры кожи, гормональный и химический состав крови и др. Известно, что во время ярости повышается уровень норадреналина и адреналина в крови, учащается ритм сердца, перераспределяется кровоток в пользу мышц и головного мозга, расширяются зрачки. Благодаря этим эффектам животное подготавливается к интенсивной физической деятельности, необходимой для выживания.

Особую группу эмоциональных реакций составляют изменения биотоков головного мозга. Физиологи считают, что у животных ЭЭГ-коррелятом эмоционального напряжения является ритм настораживания (или гиппокампальный тета-ритм), пейсмекер которого расположен в перегородке. Его усиление и синхронизация наблюдаются при появлении у животного оборонительного, ориентировочно-исследовательского поведения. Гиппокампальный тета-ритм усиливается также во время парадоксального сна, одной из особенностей которого является резкое возрастание эмоциональной напряженности. У человека такого яркого ЭЭГ-показателя эмоционального состояния, каким является гиппокампальный тета-ритм животного, найти не удается. Ритм, подобный гиппокампальному тета-ритму, у человека вообще плохо выражен. Лишь во время выполнения некоторых словесных операций и письма в гиппокампе человека удается наблюдать возрастание регулярности, частоты и амплитуды тета-ритма.

Эмоциональные состояния человека находят отражение в ЭЭГ скорее всего в изменении соотношения основных ритмов: дельта, тета, альфа и бета. Изменения ЭЭГ, характерные для эмоций, наиболее отчетливо возникают в лобных областях. По некоторым данным у лиц с доминированием положительных эмоций регистрируются альфа-ритм и медленные составляющие ЭЭГ, а у лиц с преобладанием гнева - бета-активность.

П.Я.Баланов, В.Л.Деглин и Н.Н. Николаенко для регуляции эмоциональных состояний у больных применяли электросудорожную терапию методом униполярных припадков, которые вызываются наложением электрораздражения на одну сторону головы - правую или левую. Они нашли, что положительные эмоциональные состояния связаны с усилением альфа-активности в левом полушарии, а отрицательные эмоциональные состояния - с усилением альфа-активности в правом и усилением дельта-активности в левом полушарии.

Кроме того, появление эмоциональных состояний сопровождается изменениями электрической активности миндалины. У пациентов с вживленными электродами в миндалину при обсуждении эмоционально окрашенных событий обнаружено усиление в ее электрической активности высокочастотных колебаний. У больных с височной эпилепсией, для которых характерны выраженные эмоциональные нарушения в виде повышенной раздражительности, злобности, грубости, в дорзомедиальной части миндалины зарегистрирована эпилептическая электрическая активность. Разрушение этого отдела миндалины делает пациента неагрессивным.

Структуры мозга, участвующие в эмоциях.

Прежде, чем говорить о том, как взаимодействуют и влияют на возникновение эмоций отдельные структуры мозга, нужно по отдельности рассмотреть каждую из них, их функцию и структуру. Только в XXв. появились сведения о структурах мозга, ответственных за возникновение эмоций, и стали понятны физиологические процессы, являющиеся основой эмоциональных состояний.

Решающая роль в формировании эмоций принадлежит лимбической системе, ретикулярной формации, лобным и височным долям.

1) Лимбическая система (Л.с.).

Л.с. включает несколько связанных друг с другом образований. К ней относятся поясная извилина, свод, перегородка, некоторые ядра передней области таламуса, а также расположенный ниже небольшой, но важный участок мозга- гипоталамус (Hpt), миндалина, гиппокамп. Три последних участка мозга являются самыми важными, на них-то мы и обратим внимание.

· Hpt. Hpt- это высший центр регуляции внутренней среды организма. В нём есть нейроны, которые активируются или, напротив, снижают активность при изменениях уровня глюкозы в крови и ликворе, изменениях осмотического давления, уровня гормонов и т.д. Другой способ оповещения Hpt-ом об изменениях внутренней среды представлен нервными афферентными путями, собирающими импульсацию от рецепторов внутренних органов. Изменения параметров внутренней среды отражают ту или иную потребность, а Hpt, в соответствии с этим, формирует мотивационную доминанту. Нейроны латерального Hpt взаимодействуют с некоторыми структурами лимбической системы, а через передние ядра таламуса влияют на ассоциативную теменную область коры и двигательную кору, инициируя тем самым замысел движений.

При хирургическом повреждении определённых участков Hpt животные теряют чувства насыщения и голода, которые, как известно, тесно связаны с эмоциональным состоянием удовольствия и неудовольствия. В результате утраты этих чувств сытое животное безудержно поглощает пищу и может погибнуть от обжорства, а голодное животное отказывается от еды и тоже погибает.

При раздражении верхних и передних отделов Hpt вызывает у крыс агрессивную реакцию и, однажды испытав её, они впоследствии всячески избегали её вызывать. Видимо, в этом случае активируются структуры, имеющие отношение к формированию отрицательных эмоций. "Зоны удовольствия" совпадали с путями передачи возбуждения от дофаминэргических нейронов чёрной субстанции и адренэргических нейронов голубого пятна. Это значит, что синтез и секреция дофамина и норадреналина играет существенную роль в возникновении чувства удовольствия. В ядрах Hpt находится много различных рецепторов. Hpt обладает свойством воспринимать изменения внутренней среды, а также смещения константы крови, т.е. они обладают центральной рецепторной функцией.

Вся совокупность имеющихся в настоящее время данных свидетельствуют о том, что Hpt является ключевой структурой для реализации наиболее древней подкрепляющей функции эмоций.

· Миндалина (миндалевидное ядро). Это клеточное скопление величиной с орех. Эксперименты над животными показывают, что миндалина ответственна за агрессивное поведение или реакцию страха. Поражение миндалин у обезьян влияет на эмоциональное и социальное поведение и может привести к эмоциональным нарушениям, сходным с расстройствами, сопровождающими такое заболевание как шизофрения. Удаление миндалин с височной корой было названо "синдромом Клювера- Бьюси". Последствия удаления: пропадает чувство страха, гиперфагия (ест всё подряд), гиперсексуальность, потеря животным способности адекватно оценивать результат совершённого действия и внутреннего эмоционального переживания.

Миндалина, как и Hpt, относятся к мотивационным структурам, но, в отличие от Hpt, миндалины руководствуются не столько внутренними событиями, сколько внешними стимулами. Миндалины больше связаны с эмоциями, чем с первичными потребностями и схему поведения они определяют, "взвешивая" конкурирующие эмоции. "Помогают" выбрать правильное решение. При двустороннем удалении миндалин у обезьян наблюдается утрата способности к нормальному общению внутри стада, обнаруживается замкнутость, склонность к уединению. Перенёсший такую операцию вожак совершенно утрачивает свой ранг, потому что перестаёт отличать "хорошее" обезьянье поведение от "плохого".

Миндалина играет решающую роль в осуществлении переключающей поведение функции эмоций, в выборе мотивации, которая соответствует не только той или иной потребности, но и внешним условиям её удовлетворения в данной ситуации и в данный момент.

Гиппокамп. Гиппокамп находится по соседству с миндалиной. Роль его в создании эмоций всё ещё не очень ясна, но тесная связь с миндалиной позволяет предположить, что гиппокамп тоже участвует в этом процессе. Повреждение гиппокампа приводит к нарушению памяти- к неспособности запоминать новую информацию.

Гиппокамп относится к информационным структурам, его роль заключается в извлечении следов памяти о прежнем опыте и оценивание конкуренции мотивов. Мотивационное возбуждение гиппокампа осуществляет Hpt, часть сигналов поступает к нему от перегородки, а следы памяти извлекаются благодаря взаимодействию гиппокампа с ассоциативной корой.

Способность гиппокампа реагировать на сигналы маловероятных событий позволяет рассматривать его как ключевую структуру для реализации компенсаторной, замещающей недостаток информации функции эмоций. Разрушение гиппокампа не влияет на эмоциональное поведение.

Анализ участия гиппокампа в формировании положительных и отрицательных эмоциональных состояний предложен экспериментами Л.А.Преображенской. Опыты наглядно показывают, что роль гиппокампа в генезе эмоционального напряжения сводится к оценке формальной новизны действующих на животное стимулов.

Перегородка, свод и поясная извилина.

Поясная извилина окружает гиппокамп и другие структуры лимбической системы. Она выполняет функцию высшего координатора различных систем, т.е. следит за тем, чтобы эти системы взаимодействовали, работали вместе. Около поясной извилины расположен свод- система волокон, идущих в обоих направлениях; он повторяет изгиб поясной извилины и соединяет гиппокамп с различными структурами мозга, в том числе и с Hpt.

Ещё одна структура- перегородка- получает входные сигналы через свод от гиппокампа и посылает выходные сигналы в Hpt. "… стимуляция перегородки может дать информацию об удовлетворении всех (а не отдельных) внутренних нужд организма, что, по- видимому, необходимо для возникновения реакции удовольствия" (Т.Л.Леонтович).

Совместная деятельность височной коры, поясной извилины, гиппокампа и Hpt имеет прямое отношение к эмоциональной сфере высших животных и человека. Двустороннее удаление височной области у обезьян приводит к симптомам эмоциональной апатии.

Удаление у обезьян височных долей, совместно с гиппокампом и миндалиной, приводило к исчезновению чувства страха, агрессивности, затруднению в различении качества пищи и её пригодности для еды. Таким образом, целостность височных структур мозга необходима для сохранения нормального эмоционального статуса, связанного с агрессивно- оборонительным поведением.

2) Ретикулярная формация (Р.ф.).

Важную роль в эмоциях играет Р.ф. - структура внутри моста и ствола головного мозга. Именно это образование в наибольшей мере способно явиться "генерализатором" той или иной "частной" потребности организма. Она оказывает широкое и разностороннее влияние на различные отделы ЦНС вплоть до коры больших полушарий головного мозга, а также на рецепторные аппараты (органы чувств). Она обладает высокой чувствительностью к адреналину и адренолитическим веществам, что лишний раз указывает на органическую связь между Р.Ф. и симпатической нервной системой. Она способна активировать различные области мозга и проводить к его специфическим зонам ту информацию, которая является новой, необычной или биологически значимой, т.е. действует как своего рода фильтр. Волокна от нейронов ретикулярной системы идут в различные области коры больших полушарий, некоторые- через таламус. Считается, что большинство этих нейронов являются "неспецифическими". Это означает, что нейроны Р.ф. могут реагировать на многие виды стимулов.

Некоторые участки Р.ф. обладают специфическими функциями. К таким структурам относятся голубое пятно и чёрная субстанция. Голубое пятно- плотное скопление нейронов, продуцирующих в области синаптических контактов (к таламусу, Hpt, коре больших полушарий, мозжечку, сп.мозгу) медиатор норадреналин (вырабатываемый также мозговым веществом надпочечников). Норадреналин запускает эмоциональную реакцию. Возможно, норадреналин играет также роль в возникновении реакций, субъективно воспринимаемых как удовольствие. Другой участок Р.ф.- чёрная субстанция- представляет собой скопление нейронов, выделяющих медиатор- дофамин. Дофамин способствует возникновению некоторых приятных ощущений. Он участвует в создании эйфории. Р.Ф. играет важную роль в регуляции уровня работоспособности коры больших полушарий, в смене сна и бодрствования, в явлениях гипноза и невротических состояний.

3) Кора больших полушарий.

Эмоции являются одной из сторон отражательной, т.е. психической, деятельности. Следовательно, они связаны с корой- высшим отделом головного мозга, но в значительной мере- и с подкорковыми образованиями мозга, ведающими регуляцией сердца, дыхания, обмена веществ, сна и бодрствования.

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о роли полушарий головного мозга в регуляции эмоций. Области коры, играющие наибольшую роль в эмоциях, - это лобные доли, к которым идут прямые нейронные связи от таламуса. В создании эмоций участвуют и височные доли.

Лобные доли имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды. При возникновении эмоций фронтальной коре принадлежит роль выявления высокозначимых сигналов и отсеивания второстепенных. Это позволяет направить поведение на достижение реальных целей, где удовлетворение потребности можно прогнозировать с высокой степенью вероятности.

Благодаря передним отделам неокортекса поведение ориентируется на сигналы высоковероятных событий, в то время как реакции на сигналы с малой вероятностью их подкрепления подвергаются торможению. Двустороннее повреждение лобной (фронтальной) коры у обезьян ведёт к нарушению прогнозирования, которое не восстанавливается на протяжении 2-3 лет. Аналогичный дефект наблюдается у больных с патологией лобных долей, для которых характерно стереотипное повторение одних и тех же действий, утративших своё значение. Ориентация на сигналы высоковероятных событий дела

Лобные отделы новой коры имеют непосредственное отношение к оценке вероятностных характеристик окружающей среды.

Постепенно накапливаются данные, свидетельствующие о роли межполушарной ассиметрии в формировании эмоций. К настоящему времени информационная теория П.В. Симонова- это единственная цельная система представлений о формировании эмоций, только она позволяет соединить поведенческие функции эмоций с необходимыми для этих функций структурами мозга.

Поражение лобных долей приводит к глубоким нарушениям в эмоциональной сфере человека. Преимущественно развиваются 2 синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание низших эмоций и влечений. При ранениях в области лобных долей мозга наблюдаются изменения в настроении- от эйфории до депрессии, утрата способности к планированию, апатия. Это обуславливается тем, что лимбическая система, как основной "резервуар" эмоций, тесно связана с разными зонами коры больших полушарий, особенно с височными (память), теменными (ориентировка в пространстве) и лобными долями мозга (прогнозирование, ассоциативное мышление, интеллект).

Заключение

Эмоции - это необходимый фундамент для повседневной и творческой жизни людей. Они вызываются действием на организм, на рецепторы и,следовательно, на мозговые концы анализаторов определённых раздражителей внешней среды, связанных с условиями существования. Происходящие при эмоциях характерные физиологические процессы являются рефлексами головного мозга. Они вызываются лобными долями больших полушарий через вегетативные центры, лимбическую систему и ретикулярную формацию. Возбуждение из этих центров распространяется по вегетативным нервам, которые непосредственно изменяют функции внутренних органов, вызывают поступление в кровь гормонов, медиаторов и метаболитов, воздействующих на вегетативную иннервацию органов.

Возбуждение передней группы ядер подбугровой области непосредственно за перекрёстом зрительных нервов вызывает характерные для эмоций парасимпатические реакции, а задней и боковой групп ядер – симпатические. Возбуждение подбугровой области вызывает не только вегетативные, но и двигательные реакции. Вследствие преобладания в ней тонуса симпатических ядер она повышает возбудимость больших полушарий и тем самым влияет на мышление.

При возбуждении симпатической нервной системы двигательная активность увеличивается, а при возбуждении парасимпатической- уменьшается.

Эмоции - одно из проявлений субъективного отношения человека к окружающей действительности и к самому себе. Радость, горе, страх, гнев, сострадание, блаженство, жалость, ревность, безразличие, любовь- нет конца словам, которые определяют различные виды и оттенки эмоций. С физиологической точки зрения, они представляют собой реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. Однако они проявляются не только в субъективных переживаниях, о характере которых мы можем узнать только у человека, и, исходя из них, строить аналогии для высших животных, но и в объективно наблюдаемых внешних проявлениях, характерных действиях, мимике, вегетативных реакциях. Эти внешние проявления достаточно выразительны.

  • Анализ динамики, состава и структуры финансовых ресурсов
  • Анализ и оценка оптимизации структуры заемного и собственного капитала
  • Анализ логической структуры текстов рассуждений. Приемы их построения
  • Анализ потребителей может повлечь за собой анализ трендов клиентов, мотиваций, структуры сегментов и неудовлетворенных потребностей
  • Анализ современного состояния организационной структуры ЦСПО РАНХиГС
  • Анализ состава, структуры, динамики активов организации и оценка эффективности их использования

  • ГЛАВА 16. Стихия мозга: эмоции

    Большинство людей полагает, что эмоции только мешают нам совершать разумный выбор, но это не так. Эмоции (в отличие от настроения) возникают в ответ на события окружающего мира и помогают нашему мозгу сфокусироваться на решающей информации - от угрозы физического вреда до социальных возможностей. Эмоции помогают нам выбрать такое поведение, чтобы достигнуть желаемой цели и избежать того, чего мы опасаемся.

    Большинство решений в жизни не могут основываться только на логических рассуждениях, поскольку имеющаяся у нас информация обычно бывает неполной или двусмысленной. Насколько просто решить, менять ли работу, если знать заранее, справишься ты с новой и насколько она тебя удовлетворит. Обычно, однако, все, что у нас есть, - это интуитивное чувство, что следует попробовать. Это отлично работает до тех пор, пока ваша орбитофронтальная кора, ключевая часть эмоциональной системы мозга, в порядке.

    При повреждении этой области люди сталкиваются с большими проблемами. Один знаменитый пациент, EVR, был финансовым директором маленькой компании, жил с женой и двумя детьми, как вдруг в возрасте 35 лет у него обнаружили опухоль в передней части головного мозга. При проведении операции ему удалили большую часть орбитофронтальной коры. После этого он все еще мог вести разумные разговоры об экономике, импорте и текущих событиях и рассуждать по поводу сложных финансовых и этических ситуаций. Его память и интеллект не изменились, но это был уже не он. EVR сталкивался с проблемами при попытке принять самое простое решение. Он долго сравнивал различные рубашки по утрам, пытаясь определить, какая лучше. Более сложные выборы давались ему не легче. Довольно скоро он потерял работу, его бросила жена, и после неудачной попытки начать новый бизнес он переехал к родителям. EVR женился на проститутке, но и она через полгода ушла от него.

    Такие катастрофические последствия часто встречаются у людей с повреждениями орбитофронтальной коры (хотя результаты повреждения мозга во многом зависят еще и от индивидуальных генов, истории жизни и личных характеристик до появления дефекта). Многие пациенты сохраняют способность планировать и выполнять сложные последовательности действий, но кажется, они не задумываются о последствиях своего поведения. Они не выражают особого беспокойства перед очень рискованным предприятием, они не смущаются поступками, которые большинство из нас нашло бы оскорбительными.

    На самом деле они, похоже, не ощущают социальных эмоций, которые были бы адекватны в определенных ситуациях, хотя другие эмоции у них проявляются. Это может происходить из-за того, что им сложно отслеживать собственное поведение и то, насколько оно соответствует социальным правилам. Если повреждение происходит во взрослом возрасте, то пациенты могут правильно назвать существующие правила, но обычно просто не применяют их в жизни. Те же, чей мозг пострадал в детстве, не могут даже описать существующие нормы социальных взаимодействий, а не только следовать им.

    Знаете ли вы? Эмоции и память

    Скорее всего, вы лучше помните свой последний отпуск, чем свой последний визит на почту. Психологам давно известно, что эмоционально насыщенные события оставляют более живые воспоминания. Эмоциональный подъем обеспечивает более длительное хранение важных подробностей опыта, иногда - за счет забывания менее важных деталей. Люди с поврежденным миндалевидным телом не обладают этой усиленной памятью основных деталей эмоционально насыщенного события, а значит, скорее всего, именно эта часть мозга отвечает за влияние эмоций на память. Миндалевидное тело участвует в процессе запоминания важных ситуаций как при позитивных, так и при негативных эмоциях.

    Эмоциональный подъем вызывает выделение адреналина, который активизирует блуждающий нерв - часть симпатической нервной системы (контролирующей так называемый рефлекс «бей или беги»). Блуждающий нерв передает информацию в ствол, оттуда она попадает в миндалевидное тело и гиппокамп, выполняющий важные функции в процессе запоминания. В результате этой активности в обеих областях мозга растет синаптическая пластичность - процесс, который, как считается, лежит в основе обучения (см. главу 13). Блокирование рецепторов этой информации в миндалевидном теле не дает адреналину усилить память, тогда как их активизация улучшает этот процесс.

    Стрессовые ситуации также приводят к выделению глюкокортикоидов (гормонов стресса). Эти гормоны действуют напрямую на гиппокамп и миндалевидное тело, улучшая память. Повреждение миндалевидного тела не позволяет глюкокортикоидам усилить память в гиппокампе, так что, по-видимому, активность миндалевидного тела в этом процессе необходима.

    В некоторых условиях стресс может повредить память. Глюкокортикоиды мешают процессу оперативной памяти, воздействуя на префронтальную кору. Хронический стресс может повредить гиппокамп (см. главу 10), что приведет к постоянным проблемам с запоминанием всех типов информации, а не только эмоционально окрашенных событий.

    Теперь, когда мы объяснили, почему эмоции столь важны, рассмотрим другие части мозга. Миндалевидное тело больше всего известно благодаря своей роли в генерировании реакции страха (см. главу 13), но оно быстро отвечает и на позитивные стимулы. Более того, миндалевидное тело играет важную роль при фокусировании внимания на эмоционально значимых событиях в мире. Нейроны в миндалевидном теле реагируют на свет, звук, прикосновение, а иногда - на все три стимула одновременно. Многие нейроны специализируются на объектах, особенно - на значимых (например, на лицах или еде). Деятельность этих нейронов меняется в зависимости от потребности животного. Так, нейрон, отвечающий у животного за потребность во фруктовом соке, перестает реагировать после того, как животное напилось.

    Удаление миндалевидного тела снижает некоторые реакции страха как у животных, так и у людей. Но особенно это повреждение понижает физическое проявление беспокойства. Например, играя в карты, люди с дефектом миндалевидного тела не выказывают реакции на риск - у них не потеют ладони и не учащается сердцебиение. (Можно подумать, что это обеспечит им отличное времяпрепровождение в Лас-Вегасе, но это не так. Оказывается, эмоциональные реакции необходимы людям для принятия нужного решения в неопределенной ситуации.) Точно так же и животные с поврежденным миндалевидным телом слабее реагируют на провоцирующие беспокойство ситуации, демонстрируя меньше бдительности и страха.

    Животные с поврежденной конкретной частью миндалевидного тела сталкиваются с проблемами при решении заданий, в которых требуется критически воспринять ценность объекта или ситуации. Иначе может получиться так, что вы положите в рот кусочек шоколада, а окажется, что это лакрица (причем вовсе не имеет значения, что вы предпочитаете). У этих животных остаются нормальные вкусовые пристрастия, и они работают за лакомство, хотя и теряют способность критически оценивать предложенный корм и не могут научиться избегать пищи, от которой им затем бывает плохо.

    Большинство эмоций генерируется общими областями мозга, но есть несколько специфических регионов, специализирующихся именно на эмоциях. Определенные типы повреждений мозга могут влиять на проявления отвращения или страха, не затрагивая при этом других эмоций. В главе 17 мы подробнее рассмотрим роль миндалевидного тела в создании эмоции страха.

    Отвращение - это эмоция, возникшая давно в процессе эволюции для того, чтобы взрослеющие животные учились определять съедобную пищу. За отвращение в основном отвечают подкорковые узлы и островок головного мозга.

    Электрическая стимуляция островка у людей приводит к состоянию тошноты и неприятного вкуса. Крысы с повреждениями одной из этих областей затруднялись в определении пищи, от которой они заболевали.

    У людей роль этих областей расширена и включает в себя способность распознавать сходные ощущения у других. Пациенты, у которых эти регионы были повреждены, не могли распознать у людей выражение отвращения, как это бывает и у пациентов с болезнью Хантингтона (двигательное заболевание, вызванное дегенерацией нейронов в полосатом теле (части подкорковых узлов).

    Примечательно, что те же области мозга заставляют нас морщить нос не только перед испорченной едой, но и при нарушении принятых норм морали. Например, островок активизируется, когда люди вспоминают что-то, заставляющее их почувствовать вину - эмоцию, напоминающую отвращение по отношению к себе.

    Более общей деятельностью островка можно считать ощущение состояния нашего тела и пробуждение тех эмоций, которые станут мотивировать нас делать то, что нужно нашему организму. Конечно, не всегда можно доверять тому, что хочет наше тело, поскольку островок точно так же активизирует потребность организма в наркотиках или никотине. Островок посылает информацию в области, вовлеченные в процесс принятия решений, - например, префронтальную и переднюю поясную кору. Островок занимается и организацией социального поведения. Он помогает нам догадываться об эмоциях человека (например, смущении), исходя из его физического состояния (вспыхнувшего лица). Островок является одной из нескольких систем головного мозга, которые реагируют сходным образом как на собственную активность или состояние, так и на состояние другого человека. Другим является система зеркальных нейронов (см. главу 24).

    Наши эмоции (и мозговые системы, их генерирующие) схожи с реакциями животных. Однако человеческие эмоции особенно сложны, в частности, из-за большой фронтальной коры. Хотя и мыши могут пугаться, сложно представить себе мышь, испытывающую стыд. Эмоции во многом контролируют наше социальное поведение, поэтому нет ничего удивительного в том, что области мозга, связанные с генерированием эмоций, не менее важны и при контроле социальных сигналов. Так называемые социальные эмоции (вина, стыд, зависть, смущение, гордость и т. д.) возникают в процессе развития позже, чем базовые эмоции счастья, страха, печали, отвращения и гнева. Эти эмоции направляют наше социальное поведение, в том числе желание помочь другим людям и стремление наказать обманщиков, даже в ущерб себе. Эксперименты показали, что люди с более сильным проявлением эмоциональных состояний более склонны к альтруизму или вынужденному выполнению социальных норм.

    Теперь подумаем о том, как ситуация может повлиять на наше эмоциональное состояние. Например, если ваш любимый не появился вовремя в ресторане, вы можете рассердиться на него, а можете испугаться, подумав, что он попал в аварию. Узнав же, что он опоздал из-за того, что помогал человеку, у которого случился инфаркт, вы можете почувствовать гордость и счастье.

    Этот пример иллюстрирует то, как наш мозг способен менять испытываемые нами эмоции в зависимости от наших намерений или восприятия событий. Несколько регионов коры головного мозга посылают информацию в центральную эмоциональную систему, чтобы изменить восприятие эмоциональной реакции. Самой простой формой эмоциональной регуляции является отвлечение, переключение внимания на что-нибудь другое, обычно - временно. Как показали исследования, при работающем переключении активность в эмоциональных системах понижается. Отвлечение способно понизить негативные эмоции, связанные с физической болью. Частично это происходит из-за понижения активности в некоторых областях, отвечающих за реакцию на боль (например, в островке), тогда как активность в областях, связанных с когнитивным контролем, повышается (в основном в префронтальной и передней поясной коре). Точно так же предвкушение ситуации, в которой обычно возникает позитивная или негативная эмоция, часто активизирует те же области мозга, что отвечают и за реакцию в данной ситуации.

    Эффект, подобный отвлечению, можно вызвать и сознательно. Например, некоторые мастера йоги утверждают, что во время медитации не ощущают боли. Ученые проводили сканирование мозга медитирующего йога. Затем лазер стал стимулировать определенную область, что в норме должно было вызвать очень сильные болевые ощущения, однако никаких проявлений боли замечено не было, и активность в островке повысилась совсем незначительно.

    Более длительный способ регуляции эмоций - это переоценка. Переоценка происходит, когда вы переосмысливаете смысл события, в результате чего ваши эмоции также меняются. Например, если ваша маленькая дочка обожгла руку о горячую плиту, вы можете разозлиться оттого, что она вас не послушалась, а затем почувствовать себя виноватым, поскольку не были достаточно внимательны и не смогли предостеречь ее от ожога. Однако затем, немного подумав, вы можете понять, что ожог несерьезный и быстро пройдет и что ваша дочь получила хороший урок важности следования вашим инструкциям. Оба этих размышления помогут вам не расстраиваться сильно из-за происшествия.

    Знаете ли вы? Как наш мозг распознает юмор

    Юмору сложно дать определение, но мы можем его почувствовать. Существует теория, согласно которой юмор содержит удивление - конец истории оказывается не такой, какой мы ожидаем, из-за чего мы заново интерпретируем смысл услышанного ранее, чтобы оно подходило к неожиданной концовке. Анекдот в отличие от логической загадки представляет собой связную, но не слишком логичную историю.

    Некоторые пациенты с поврежденной фронтальной долей мозга, особенно - правой, вообще не понимают шуток. Обычно это происходит из-за того, что у них возникают трудности со стадией реинтерпретации. Например, если им рассказать начало анекдота и предложить несколько окончаний на выбор, они не смогут сказать, какой из них будет смешным.

    Смех или чувство веселья у эпилептических больных вызывали с помощью стимуляции префронтальной коры или нижней части височной доли. Сканирование мозга показало, что нижняя и средняя области префронтальной коры активизируются, когда человек воспринимает шутку. Поскольку юмор включает в себя как эмоциональный, так и когнитивный компоненты, в этом есть определенный смысл, так как эти пре-фронтальные области интегрируют обе функции.

    Юмор улучшает самочувствие человека, вероятно, потому, что активизирует центр удовольствия, который отвечает и за другие приятные вещи - например, еду и секс (см. главу 18). При сочетании с удивлением чувство удовольствия способно вызвать смех. Может быть, еще в древние времена смех был сигналом, сообщавшим о том, что вызывавшая тревогу ситуация на самом деле оказалась безопасной. Различные типы юмора активизируют области мозга, реагирующие на эмоциональные стимулы, - миндалевидное тело, средний мозг, переднюю поясную кору и инсулярную кору. Дее последние области активизируются также и в ситуациях неопределенности или абсурдности, поэтому они могут участвовать в процессе реинтерпретации при понимании шутки. Чем смешнее человеку кажется шутка, тем больше активизируются эти области (и центр удовольствия тоже). Положительный эффект юмора - это не только хорошее самочувствие. Способность смешить других людей может улучшить социальные взаимоотношения, помочь найти партнера по жизни или эффективно донести до других свои идеи.

    Юмор снижает влияние стресса на сердце, иммунную систему и гормоны. Поэтому, если вы смеетесь над тем, что другим людям вовсе не кажется смешным, помните, что, скорее всего, именно вы будете смеяться последним.

    Переоценка происходит в префронтальной и передней поясной коре. Во время экспериментов у людей, пытавшихся иначе интерпретировать эмоциональные стимулы, повышалась активность этих областей. В результате успешной переоценки активизировалась другая область мозга, ответственная за физические проявления эмоциональных изменений, - например, понижение активности миндалевидного тела, когда кто-то старался переоценить стимулы и сделать их менее пугающими. Эти изменения в мозге удивительно напоминают паттерны активности, возникающие в ответ на плацебо, - другой пример, на котором можно убедиться в том, что люди могут по-разному воспринимать одну и ту же ситуацию в зависимости от собственных убеждений.

    Люди, способные к переоценке, обычно бывают более эмоционально стабильными и легче приспосабливаются к разным ситуациям. В процессе психотерапии многие люди хотят именно улучшить свою способность продуктивно переоценивать ситуации. В целом, будучи млекопитающими с большой фронтальной корой, мы можем научиться контролировать свои эмоциональные реакции. Переоценка в отличие от большинства ментальных способностей улучшается с возрастом, возможно, как следствие созревания префронтальной коры или просто как результат практики. Этот факт может объяснить то, почему пожилые люди обычно чувствуют себя более счастливыми и испытывают меньше негативных эмоций.

    Поэтому, когда в следующий раз вы услышите фразу: «Не надо быть таким эмоциональным!», вы-то будете знать правду. Ваши эмоции, как положительные, так и отрицательные, являются вашим быстрореагирующим гидом к эффективному поведению, помогающим вам предсказать вероятные последствия действий в случаях нехватки информации для логического вывода. Не беспокойтесь и проявляйте свои эмоции. Пока ваша система регуляции эмоций в рабочем состоянии, вы, скорее всего, сделаете правильный выбор.

    Юмор можно разрезать на кусочки, как лабораторную лягушку, но тогда он умрет в процессе, и его внутренние органы приведут в уныние любого, кроме настоящего ученого.

    Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

    Из книги Психиатрия. Руководство для врачей автора Борис Дмитриевич Цыганков

    Из книги Жизнь после травмы, или Код здоровья автора

    Из книги Ключи к здоровью автора Ирина Гамлешко

    Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

    Глава 29 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ СИФИЛИТИЧЕСКОМ ПОРАЖЕНИИ МОЗГА (СИФИЛИС МОЗГА И ПРОГРЕССИВНЫЙ ПАРАЛИЧ) Сифилитическая инфекция, как известно, поражает все органы и ткани, в том числе и головной мозг. В клинической психиатрии традиционно различают два отдельных

    Из книги Здоровые сосуды, или Зачем человеку мышцы? автора Сергей Михайлович Бубновский

    Стихия «Воздух», или Диафрагмальное дыхание Как вы думаете, почему больные люди чувствуют перемену погоды, понижение или повышение атмосферного давления? Врачи это свойство больного организма называют метеопатией. Здоровые люди таким свойством не обладают. То есть

    Из книги Живая вода. Секреты клеточного омоложения и похудения автора Людмила Рудницкая

    Стихия «Вода» Вода – основной компонент организма человека. Это среда, в которой работают клетки, органы, ткани. Вода занимает до 90 % объема взрослого человека. Эти факты известны каждому и описаны в любой энциклопедии. Вода, как и все стихии, носит в себе энергию как

    Из книги Живая и мертвая вода - совершенное лекарство автора Александр Кородецкий

    Стихия «Огонь» Есть еще один подводный камень для тех, кто захотел вернуть свое здоровье с помощью перечисленных выше рекомендаций и впервые начал выполнять силовые упражнения.Как мы уже выяснили, адаптивные боли прекрасно снимаются холодной водой при кратковременном

    Из книги Основы интенсивной реабилитации. Травма позвоночника и спинного мозга автора Владимир Александрович Качесов

    Пятый ключ – стихия «Эфир» Одна из самых трудных задач, которые предстоит решить человеку, выбирающемуся из ямы нездоровья, – отрицательные эмоции. Я приведу простой пример, не касающийся ни болезни, ни травмы, – беременность.Очень многие женщины во время беременности

    Из книги Тайны мозга вашего ребенка автора Сандра Амодт

    Глава 36 Эмоции Эндорфины - «гормоны счастья» Все большее распространение среди жителей современных развитых стран получают наркотики - они позволяют отвлечься от стрессов и невероятных нагрузок, приводят человека в состояние блаженства. Наука накопила убедительные

    Из книги автора

    Из книги автора

    Стихия «воздух», или «хаа»-дыхание В моих книгах нет праздных (пустых) советов; каждую строчку надо внимательно читать и стараться выполнить все рекомендации именно так, как написано. К сожалению, многие не привыкли обращать внимание на необязательные, как им кажется,

    Из книги автора

    СТИХИЯ ВОДЫ Согласно фэн-шуй, вода является энергией богатства. Это могущественный элемент, способный выйти из-под контроля. Поэтому если вы пробуждаете эту энергию, делайте это правильно и пропорционально энергиям других элементов. Поставьте дома фонтан или аквариум, и

    Из книги автора

    Часть 2. Вода - родная стихия организма То, что организм человека большей частью состоит из воды, известно каждому. А вот то, что содержание воды в организме меняется на протяжении жизни человека, наверняка будет интересным фактом для моих читателей. Так, еще не родившийся

    Из книги автора

    Глава 2 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА. ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ СПИННОГО МОЗГА АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА От спинномозгового нерва отходит ветвь к твердой оболочке спинного мозга

    Из книги автора

    Глава 18 Эмоции во главе угла Возраст: от рождения до двадцати лет Все мы испытывали чрезвычайно сильные и неконтролируемые эмоции. Представьте себе, что вы все время чувствуете подобное, и вы получите картину повседневного восприятия маленького ребенка. Одна из причин,

    Американские психологи обнаружили, что пациенты с двусторонними повреждениями вентромедиальной префронтальной коры при решении сложных моральных дилемм руководствуются только рассудком, тогда как у здоровых людей важную роль при этом играют эмоции. В воображаемых ситуациях исследованные пациенты не видят разницы между убийством, совершаемым заочно (например, путем нажатия кнопки), и собственноручным, тогда как здоровым людям разница представляется огромной. Прекрасно различая добро и зло на сознательном уровне, такие пациенты не способны к сопереживанию и никогда не испытывают чувства вины.

    Эрик Кандел , получивший в 2000 году Нобелевскую премию за исследования молекулярных механизмов памяти, в юности увлекался психоанализом и стал нейробиологом в надежде выяснить, в каких отделах мозга локализуются фрейдовские «эго», «суперэго» и «ид» (что ему, впрочем, не удалось). Полвека назад подобные мечтания казались наивными, однако сегодня нейробиологи вплотную подошли к выявлению биологических основ самых сложных аспектов человеческой психики.

    Статья американских психологов и нейробиологов, опубликованная в последнем номере журнала Nature , сообщает о важном успехе в деле изучения материальной природы морали и нравственности, то есть того аспекта психики, который Зигмунд Фрейд называл «суперэго» (сверх-я). Фрейд считал, что суперэго функционирует в значительной мере бессознательно и, как выясняется, был совершенно прав.

    Традиционно считалось, что мораль и нравственность проистекают из здравого осознания принятых в обществе норм поведения, из выученных в детстве понятий о добре и зле. Однако в последние годы получен ряд фактов, свидетельствующих о том, что моральные оценки имеют не только рациональную, но и эмоциональную природу. Например, различные нарушения в эмоциональной сфере часто сопровождаются изменениями представлений о морали; при решении задач, связанных с моральными оценками, возбуждаются отделы мозга, отвечающие за эмоции; наконец, поведенческие эксперименты показывают, что отношение людей к различным моральным дилеммам сильно зависит от эмоционального состояния. Впрочем, до сих пор никому не удавалось экспериментально показать, что какая-то область мозга, специализирующаяся на эмоциях, действительно необходима для формирования «нормальных» суждений о морали.

    Авторы статьи исследовали шестерых пациентов, которые в зрелом возрасте получили двусторонние повреждения вентромедиальной префронтальной коры (ВМПК). Известно, что этот отдел мозга осуществляет эмоциональную оценку поступающей в мозг сенсорной информации, особенно той, что имеет «социальную» окраску. ВМПК также регулирует эмоциональные реакции организма (например, учащение пульса при виде фотографии, изображающей чьи-то страдания).

    Пациенты были тщательно обследованы квалифицированными психологами и невропатологами, причем обследование проводилось «вслепую»: врачи не знали, какие научные идеи будут проверяться на основе их заключений. Оказалось, что у всех шестерых сохранен нормальный уровень интеллекта (IQ от 80 до 143), память и эмоциональный фон (то есть не выявлено каких-либо патологических колебаний настроения). Однако у них оказалась резко понижена способность к сочувствию. Например, они почти не реагировали (на физиологическом уровне) на «эмоционально нагруженные» картинки, изображающие различные катастрофы, покалеченных людей и т. п. Более того, все шесть пациентов, как выяснилось, практически не способны чувствовать смущение, стыд и чувство вины. При этом на сознательном уровне они отлично понимают, что хорошо, а что плохо, то есть принятые общественные и моральные нормы поведения им хорошо известны.

    Затем испытуемым предлагали вынести свое суждение по поводу различных воображаемых ситуаций. Ситуаций было всего 50, и они делились на три группы: «внеморальные», «моральные безличные» и «моральные личные».

    Ситуации из первой группы не требуют разрешения каких-либо конфликтов между разумом и эмоциями. Вот пример такой ситуации: «Вы купили в магазине несколько горшков с цветами, но в багажник вашей машины они все не помещаются. Совершите ли вы два рейса, чтобы не испачкать дорогую обивку заднего сиденья?»

    Ситуации из второй группы затрагивают мораль и эмоции, но не вызывают сильного внутреннего конфликта между утилитарными соображениями (как добиться максимального «совокупного блага») и эмоциональными ограничениями или запретами. Пример: «Вы дежурите в больнице. Из-за аварии в вентиляционную систему попал ядовитый газ. Если вы ничего не предпримете, газ попадет в палату с тремя пациентами и убьет их. Единственный способ их спасти — это повернуть особый рычаг, который направит ядовитый газ в палату, где лежит только один пациент. Он погибнет, зато те трое будут спасены. Повернете ли вы рычаг?»

    Ситуации третьей группы требовали разрешения острого конфликта между утилитарными соображениями о наибольшем общем благе и необходимостью совершить своими руками поступок, против которого восстают эмоции. Например, предлагалось собственноручно прикончить какого-нибудь незнакомого человека, чтобы спасти пятерых других незнакомцев. В отличие от предыдущего случая, где смерть приносимого в жертву вызывалась «безличным» поворачиванием рычага, здесь нужно было своими руками толкнуть человека под колеса приближающегося поезда или задушить ребенка.

    Полный список всех ситуаций можно прочесть (Pdf, 180 Кб).

    Ответы шести пациентов с двусторонним повреждением ВМПК сравнивались с ответами двух контрольных групп: здоровых людей и пациентов с сопоставимыми по размеру повреждениями других участков мозга.

    Суждения по поводу «внеморальных» и «моральных безличных» ситуаций во всех трех группах испытуемых полностью совпали. Что же касается третьей категории ситуаций — «моральных личных» — то здесь выявились контрастные различия. Люди с двусторонним повреждением ВМПК практически не видели разницы между «заочным» убийством при помощи какого-нибудь рычага и собственноручным. Они дали почти одинаковое количество положительных ответов в ситуациях второй и третьей категорий. Здоровые люди и те, у кого были повреждены другие участки мозга, соглашались ради общего блага убить кого-то своими руками в три раза реже, чем «заочно».

    Таким образом, люди с поврежденной ВМПК при вынесении моральных суждений руководствуются только разумом, то есть «утилитарными» соображениями о наибольшем совокупном благе. Эмоциональные механизмы, руководящие нашим поведением порой вопреки сухим рассудочным доводам, у этих людей не функционируют. Они (по крайней мере в воображаемых ситуациях) легко могут задушить кого-нибудь своими руками, если известно, что это действие в конечном счете даст больший выход «суммарного добра», чем бездействие.

    Полученные результаты говорят о том, что в норме моральные суждения формируются под влиянием не только сознательных умозаключений, но и эмоций. По-видимому, ВМПК необходима для «нормального» (такого же, как у здоровых людей) разрешения моральных дилемм, но только в том случае, если дилемма включает конфликт между рассудком и эмоциями. Фрейд полагал, что суперэго локализуется частично в сознательной, частично — в бессознательной части психики. Несколько упрощая, можно сказать, что вентромедиальная префронтальная кора и генерируемые ею эмоции необходимы для функционирования бессознательного фрагмента суперэго, тогда как сознательный морально-нравственный контроль успешно осуществляется и без участия этого отдела коры.

    Авторы отмечают, что сделанные ими выводы не следует распространять на все эмоции вообще, а только на те, которые связаны с сочувствием, сопереживанием или чувством личной вины. Некоторые другие эмоциональные реакции у пациентов с повреждениями ВМПК, напротив, выражены сильнее, чем у здоровых людей. Например, у них понижена способность сдерживать гнев, они легко впадают в ярость, что тоже может отражаться на принятии решений, затрагивающих нравственность и мораль (см.: Michael Koenigs, Daniel Tranel. Irrational Economic Decision-Making after Ventromedial Prefrontal Damage: Evidence from the Ultimatum Game // The Journal of Neuroscience , January 24, 2007, 27(4): 951-956).