Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что относится к духовным ориентирам личности. Духовные ориентиры личности: мораль,ценности,идеалы

Человек, являясь существом общественным, не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития.

Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. Источником моральных норм являются заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа. Фундаментом главного общечеловеческого нормативного морального требования является «золотое правило» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека.

Ценности -положительная или отрицательная значимость какого-либо объекта для субъекта. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины « антиценности » или «отрицательные ценности ». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.

Деятельность как способ существования людей.

Деятельность - присущий только человеку способ отношения к окружающему миру, изменение и преобразование мира в интересах человека. В ходе деятельности человек создает «вторую природу»- культуру.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность человека имеет сходство с активностью животных, однако существуют следующие принципиальные различия:

1)результатом деятельности является изменение природы(активность предполагает только лишь приспособление к условиям природы);

2)человеку присуще целеполагание в деятельности, он учитывает опыт предыдущих поколений(животное выполняет генетически заложенную программу. Активность животного целесообразна, направляется инстинктами);
3)человек использует в процессе деятельности орудия труда(животное же использует уже готовые природные материалы)

4)деятельность носит творческий, продуктивный, созидательный характер(активность же- потребительский).

Структура деятельности.

Виды деятельности : практическая (материально-производственная, социально-преобразовательная) и духовная (учебно-познавательная, научная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

Субъект- это тот, кто осуществляет деятельность(человек, коллектив, общество).

Объект- это то, на что направлена деятельность.

Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности.(подробнее в билете 17).

Действия- процессы, направленные на реализацию поставленной цели.

Цель- осознанный образ результата, на получение которого направлена деятельность.

Средства и методы- все, что используется в процессе деятельности для достижения цели. Средства бывают материальные и духовные.

Результат- реализованная на практике цель. Результат бывает материальный(предметы, здания) и идеальный(знания, произведения искусства)

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные - безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные - в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические - стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования - бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

Мотивы деятельности.

Мотив- совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Мотивами могут являться:

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения - твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки - преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Виды деятельности.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей.

Игровая деятельность в зависимости от возраста и психического развития ребенка преобразуется в разные виды:

предметная игра (игра с предметами и освоение их функциональных значений);

ролевая игра (игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с их значениями, игра может быть организована и между детьми);

игра по правилам (игра регулируется требованиями или правилами, которым ребенок должен подчинить свое поведение).

Учебная деятельность - это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений .

Первое необходимое условие для формирования учебной деятельности -- создание у ребенка сознательных мотивов усвоения определенных знаний, умений, навыков. Активными носителями общественного воздействия на развитие ребенка выступают взрослые. Они организуют его деятельность и поведение с целью присвоения им общественного опыта через процессы обучения и воспитания .

Обучение - процесс целенаправленного воздействия на деятельность и поведение ребенка с целью передачи ему общественного опыта, накопленного человечеством в виде знаний, умений и навыков.

Воспитание - это влияние на личность ребенка с целью передачи общественных норм и ценностей.

Трудовая деятельность - это форма деятельности, направленная на производство определенных общественно полезных продуктов (ценностей), удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека .

Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Предметом психологического изучения трудовой деятельности выступают психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека, а также его личностные свойства.

Деятельность и общение.

Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение реального субъекта и с иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Урок разработан для учащихся 10-го класса общеобразовательной школы по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Базовый уровень.

ЦЕЛИ УРОКА:

    Сфокусировать внимание учащихся на новой теме духовной жизни человека и вызвать интерес к изучению нового материала.

    Подвести учащихся к пониманию важности значения данной темы в жизни человека и общества.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Образовательная.

    Познакомиться с духовно-нравственными ориентирами человека и их ролью в жизни общества;

    узнать чем духовный человек отличается от бездуховного;

    дать характеристику моральным ценностям;

    выделить основные типы мировоззрения.

2. Развивающая.

Формировать умения и навыки:

    высказывать мнение о собственном понимании по данной теме;

    уметь выделить главное в тексте параграфа, документа и дать свою оценку;

    использовать информацию, полученную в сети Интернет.

3. Воспитательная.

    Воспитывать учащихся в духе прекрасного, что возвышает человека;

    способствовать выбору верных ориентиров в жизни;

    убедить в необходимости самовоспитания, самосовершенствования.

МЕТОД: ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ.

ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ УСТАНОВКА, КОМПЬЮТЕР, ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ: ТРИ ПРЕЗЕНТАЦИИ «Духовная жизнь человека» – Приложение 1 , «Материальная культура» – Приложение 2 , «Духовная культура» – Приложение 3 .

Ход урока

СЛАЙД 1.

Тема урока: Духовная жизнь человека.

СЛАЙД 2

Эпиграф к уроку: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А.П. Чехов)

СЛАЙД 3.

Цель урока: получить представление о многообразии духовной жизни человека и выяснить её роль и значение для общества и каждого человека.

План изучения нового материала:

    Духовный мир человека.

    Духовные ориентиры личности.

    Мировоззрение и его роль в жизни человека.

СЛАЙД 4.

Обратимся к школьному словарю по обществознанию и познакомимся с определением «духовная жизнь». Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.

В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу.

Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

Рассмотрим, что относится к «духовной культуре».

СЛАЙД 5.

Духовная культура – часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и её результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику.

Духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.

ВОПРОС: Как вы думаете, есть ли связь между духовной и материальной культурой? (обсуждение вопроса)

Действительно: духовная культура тесно связана с материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

СЛАЙД 6.

ВОПРОС: Как вы думаете, от чего или от кого зависит духовный мир человека? (обсуждение вопроса)

Духовный мир означает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.

Рассмотрим на примере таблицы понятия «духовность» и «бездуховность»

СЛАЙД 7.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»; часть 1 (подготовлена учениками класса к новой теме урока по методу опережающего обучения).

СЛАЙД 8.

Переходим ко 2-ому вопросу плана урока.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДУХОВНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ЛИЧНОСТИ?

МОРАЛЬ – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

ЦЕННОСТИ – это, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

ИДЕАЛ – это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

СЛАЙД 9.

РАБОТА В ГРУППАХ С МАТЕРИАЛАМИ УЧЕБНИКА

Класс делится на группы, каждая группа получает задание.

    Выделите основные моральные запреты и требования человека и общества;

    Определите, какие моральные установки личности сформулировал немецкий философ Иммануил Кант.

    Перечислите виды ценностей.

СЛАЙД 10.

СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФЫ УТВЕРЖДАЮТ:

Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье, в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии памятников мировой культуры которые на основе самовоспитания позволяют сформировать собственные моральные ценности.

Самовоспитание имеет большое значение в формировании духовной жизни человека. Это самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своейдеятельности.

ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС: ТАК УЖ ЛИ НЕОБХОДИМО ЧЕЛОВЕКУ САМОВОСПИТАНИЕ? ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ? ВЕДЬ У ВАС ТАК МНОГО ВОСПИТАТЕЛЕЙ: РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ… (обсуждение вопроса)

СЛАЙД 11.

Переходим к 3-ему вопросу плана урока.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА?

Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

СЛАЙД 12.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

СЛАЙД 13.

Подводим итог изучения 3-его вопроса плана урока.

ВОПРОС: В ЧЁМ СОСТОИТ ЗНАЧЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? (обсуждение вопроса)

ВЫВОДЫ:

    Даёт ориентиры и цели в практической и теоретической деятельности.

    Позволяет понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.

    Даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для человека в достижении ориентиров и целей.

СЛАЙД 14.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ

В учебном пособии представлен отрывок из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова. Читаем документ, разбираем вопросы и задания к документу.

СЛАЙД 15.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ

    Духовная жизнь – это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров.

    Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности человека.

    Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»; часть 2 (подготовлена учениками 10 класса по методу опережающего обучения)

Выставление оценок за урок.

В человеке непрестанно борются два начала, из кoтoрых одно влечет eгo к активной деятельности духа. к paботе духовной во имя идеала... а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готoв наложить на нeгo свою омертвляющую руку, как только слабеет eгo дyховная энергия. В борьбе с самим собой. включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека...

Вопросы и задания к документу

1. В чем состоит, по мысли философа, нравственная жизнь человека?
2. Чем различаются понятия «душа» и «дух» у Булгакова?
3. В каком смысле автор использует слова «дух», «духовный»? Аргументируйте ответ, используя текст.
4. Какие идеи, высказанные в параграфе, созвучны идеям философа?
5. Какие выводы можно сделать из этого текста?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое дyxoвнo-нpaвcтвeнныe ориентиры человека, кaкова их роль в деятельности?

«Идеал человека» - Понятие реальности вообще стало одним из самых неопределенных в наше время. Успех А. Марининой во многом связан с эффектом «узнавания себя». Исследование произведений различных жанров современной русской литературы. «Мы отважные герои очень маленького роста» . Любимыми героями ребят являются персонажи книг братьев А. и Б. Стругацких, С.Лукьяненко.

«Ценности человека» - Нравственный классный час. Пока человек живёт, он всегда о чём-то думает. Человек – неудачник – это человек, который… Отправившись в мир цены, надо не забыть вернуться в мир ценностей. Преуспевающий в жизни человек – это человек, который… Раскошь развращает. Минута откровения. Мы хотим кушать – можно наесться хлебом с солью и все.

«Духовное развитие» - Утверждает истину только доказательством; Все связи человека с миром. Помогает в духовном развитии увидеть «диалектику души»; Создает огромные ценности в произведениях живописи, музыки, архитектуры и литературы. Все многообразие объективной реальности; Религия как источник духовного развития. Стимулирует развитие познавательных возможностей, творческих способностей;

«Мораль тест» - 3. Критерии нравственности определяются: Периодом истории Самими людьми Политикой государства. по теме «Личность и моральная ответственность». 3. Обозначьте цифрами нормы: 1 – моральные; 2- правовые. В основе морали лежит: Гуманизм Ответственность Нравственность. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо» В. А. Сухомлинский.

«Этическая мораль» - Понятие этики. Понятие морали. Тема 2 Этика товароведной деятельности. Особенности морали. В переводе с греческого "этика" означает обычай, нрав. Высшие нравственные ценности. Нормы морали. Этическая культура сервиса. Цель этики. Этическая культура. Задача этики.

«Ценности» - Модель иерархии ценностей. Социальные нужды также удовлетворяются определенными ценностями - такими, как социальная защищенность, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия и т.п. Ценности меняются вместе с развитием общества. Ценности-цели и ценности-средства Учитывая роль ценностей в жизни человека, выделяют ценности-цели и ценности-средства.

В чем заключается сущность и значение Золотого правила нравственности? Что такое добро и зло. долг и совесть? Какое теоретическое и практическое значение нравственного выбора и нравственной оценки?

Социальные нормы (см. § 6), мораль и право (см. § 7).

Существует несколько научных определений морали, нравственности. Приведем одно из них: мораль - это форма нормативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятии людей.

Иногда мораль и нравственность различают: мораль - это нормы сознания, а нравственность - реализация этих норм в жизни, практической поведении людей.

Мораль является этика - теория, рассматривающая сущность, проблемы нравственного выбора, нравственной ответственности человека, касающиеся всех сторон его жизнедеятельности общения, труда, семьи, гражданской ориентации, национальных и конфессиональных отношений, профессионального долга. Поэтому этику принято считать "практической философией».

ДУХОВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЬ

Вы уже знаете, что, будучи существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время правила, нормы призваны защищать интересы и достоинства отдельного человека. Среди таких норм важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для обеспечения единства общественных и личных интересов.

Кто устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Авторитетной позиция тех, кто видит их источник в деятельности и заповедях основателей мировых религий - великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

Христос учил: "... Во всем, как хотите, чтобы с вами хорошо обращались люди, так ведите себя и вы с ними". Так, в глубокой древности был заложен фундамент главной общечеловеческой нормативной морального требования, которое потом назвали "золотым правилом нравственности". Оно гласит: "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие вели себя с тобой".

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, на основе массовой жизненной практики, шлифуются в различных жизненных ситуациях, постепенно превращаясь в нравственные законы общества.

Исходя из опыта, народ руководствовался моральными запретами и Требования: не убивать, не красть, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть. Всегда одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - Иммануил Кант - сформулировал категорический императив морали, подражание которого очень важно для реализации нравственных ориентиров деятельности. Категорический императив - это безусловная принудительная требование (повеление), не допускающим возражений, обязательная для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведем одну из формулировок, обдумайте его, обсудите, сравните с "золотым правилом". Существует, утверждал Кант, один категорический императив: "Поступай всегда согласно такой максиме (максима - высший принцип, правило, которое ты в то же время можешь считать закон)". Категорический императив как и "золотое правило", утверждает личную ответственность человека за свои деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистические, потому что "другой" выступает как друг. Говоря о значении "золотого правила" и кантовского императива, современный ученый К. Пред писал, что "ни одна другая мысль не сделала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества".