Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Чем отличается бакалавр от специалиста? Чем отличается бакалавриат от специалитета? Высшее образование

За последние 15 лет ветер перемен разметал многие устойчивые понятия на российских просторах. Советское высшее образование, такое добротное и понятное, постепенно сошло на нет и теперь с трудом выстраивается новая система. Мы постепенно привыкаем к новым названиям: бакалавриат и магистратура.

Немного истории

Для российских студентов все началось в 1996 году. В вузах была введена двухуровневая система подготовки. Целью нововведения было присоединение к Болонскому процессу - добровольное объединение систем высшего образования в странах Европы, которое к тому времени насчитывало около двух десятков лет.

Процесс присоединения к европейским стандартам был оформлен юридически в 2003 году, когда Россия подписала Болонскую декларацию. И с начала 2011 двухуровневая система стала основной в российском высшем образовании.

Справедливости ради надо сказать, что студенты, поступившие до 2010, еще имеют возможность получить степень «дипломированный специалист». Это промежуточная ступень между бакалавром и магистром. Но на сегодняшний день система восхождения на скалу из гранита науки выглядит следующим образом:

  1. Бакалавр;
  2. Магистр.

В чем разница между бакалавром и магистром

Эти два столь непривычные для нашего слуха слова означают степень подготовки выпускника вуза. Для понимания, чем отличается бакалавр от магистра, нужно знать цели подготовки на этих двух ступенях.

Бакалавриат - подготовка практикующего специалиста

Окончив школу, молодые люди поступают в бакалавриат. Это начало высшего образования. Проучившись в течение 2 лет, каждый из них может получить диплом о неполном высшем. То есть выдается диплом о том, что вы осилили половину первой ступени высшего профессионального образования, объем и содержание которого указывается в приложении к этому диплому.

Но на этом практически никто не останавливается. Продолжив учебу еще на 2 учебных курса, и пройдя итоговую аттестацию, вы получаете диплом бакалавра. К этому времени вы проходите не только общеобразовательные науки, но и специальные дисциплины и профессиональную практику. Этот диплом - свидетельство о полноценном и оконченном высшем профессиональном образовании. Вы имеете право претендовать на должности, в квалификационных требованиях которых значится необходимость иметь высшее образование.

Магистратура - нацеленность на научную работу

При желании дальше покорять научные вершины или заниматься преподавательской деятельностью в вузах, необходимо поступление в магистратуру. Магистратура необходима студентам, желающим или имеющим возможность в дальнейшем заниматься научной деятельностью или преподавать в вузе.

Но желающих учиться дальше после 4 лет обучения в университете на сегодняшний день, по данным статистики, примерно 25-30% от общего числа студентов. Объяснение стоит искать в реалиях нашей жизни. Не каждый студент может позволить себе продолжать учебу.

Минус еще и в том, что на работу предпочитают брать бакалавров - для офисной работы больше и не нужно. Человек должен уметь работать с информацией, обрабатывать документы, работать в коллективе. Словом быть грамотным и исполнительным сотрудником компании. И особых занятий научной деятельностью здесь не требуется. Именно поэтому большинство студентов предпочитают потратить 4 курса на получение базовых знаний, некоторого практического опыта и потом всерьез заняться карьерой.

От поступления в магистратуру удерживает еще несколько моментов:

  • Необходимость заново сдавать экзамены при поступлении. Даже в своем родном университете вы снова оказываетесь на правах абитуриента и в одном ряду с поступающими из других вузов.
  • На бесплатное обучение в магистратуру поступить еще тяжелее, чем при освоении первой ступени. Испытание проходит примерно одна треть из подавших заявление. Но для страстно желающих поступить есть платное обучение.
  • Можно считать фактом то, что стартовая зарплата магистров больше, чем у бакалавров. Особенно это подтверждают зарубежные исследования (например, в США и Канаде). Подробнее можно посмотреть в другом материале: статистика зарплат магистров и бакалавров .

Плюсы и минусы двухуровневой подготовки

Новая система ступеней вузовского обучения еще не укоренилась на просторах бывшего СССР и вызывает много трудностей в понимании. Для кадровиков иногда порой трудно определить степень подготовленности новоиспеченного специалиста. Тем более, что и те, и другие при заполнении анкеты пишут «высшее образование». Старшее поколение воспринимает выпускника первой ступени скорее как «недоучку». Кроме того, есть области, где диплом бакалавра явно не выигрышный момент: юриспруденция, экономика, высокие технологии. Первая ступень иногда приравнивается к техникуму (по мнению кадровиков старой закалки).

Но есть и плюсы. Крупные компании быстрее возьмут на работу выпускника первой ступени. Особенно те структуры, которые имеют собственную систему подготовки кадров. Ведь легче научить, чем переучивать. А доучить человека, который освоил практику обучения в вузе намного легче - тренировка в течение 4 лет дает навыки готовности к обучению.

Да и нацеленность на практику у него больше, чем у магистра. Ведь за время продолжения учебы в магистратуре создается ориентировка больше на научно-теоретическую деятельность, чем на практическую.

Если же студент мечтает заниматься научной деятельностью, продвигать научно-технический прогресс в лабораториях или в последствии учить студентов - без диплома магистра ему не обойтись.

Но перед поступлением для продолжения обучения, нужно узнать, если ли у вашего вуза лицензия на выпуск магистров и срок ее действия. Нежелательно, чтобы лицензия заканчивалась в год вашего окончания магистратуры. В жизни все бывает…

Зачастую люди, желающие устроить свою трудовую деятельность за границей, сталкиваются с проблемой, связанной с приобретенным образованием, а именно, им приходится проходить утомительную процедуру по его подтверждению или вовсе полностью переучиваться.

Хотя сейчас и действует Лиссабонская конвенция о том, что все страны, входящие в нее, должны принимать специалистов с дипломами тех стран, в которых они проходили обучение, но на самом деле все происходит совершенно наоборот.

Из-за того, что за рубежом не существует таких понятий, как «доктор наук» или «инженер», в нашей системе образования пришлось произвести некоторые преобразования. Это стало нужным для того, чтобы наши специалисты могли без трудностей и лишних затрат трудоустроиться в зарубежных странах.

Исходя из этого, в 1999 году была подписана Болонская декларация, о том, что процесс получения высшего образования во всех странах должен быть одинаковым и иметь два уровня, то есть по окончании четырех лет обучения студент получает степень бакалавра, а по завершении остальных двух лет – степень аспиранта. К данной декларации были присоединены Россия и Украина. В России эта система официально вступила в силу уже в 2009 году.

Хотя основная часть высших учебных заведений перешла на новую двухуровневую систему образования, однако некоторые из них все-таки остались верными старым «традициям» в обучении.

В чем же отличие бакалавриата от специалиста

Для получения ответа на данный вопрос рассмотрим более детально, что такое специалитет, а что такое бакалавриат.

  1. Бакалавриатом считают первый уровень в получении высшего образования из двух возможных. Вторым этапом считается магистратура. Стоит заметить, что в отличие от первого, второй уровень считается необязательным, и уже после получения диплома бакалавра студент может начинать свою трудовую деятельность.
  2. К специалитету относится уже давно всем известная традиционная система получения образования. А именно то, что хорошо знакомо всем абитуриентам прошлых лет.

Исходя из этого, многих современных студентов волнует один вопрос: как лучше получить диплом – обучаясь по системе бакалавриата либо же по системе специалитета? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, в чем отличия приведенных выше систем.

Основные отличия бакалавриата от специалитета

Хотя бакалавриат считается полным высшим образованием, в простонародье его ошибочно относят к неполному высшему образованию. Проходя процесс получения высшего образования по системе бакалавриат, студент в полном объеме овладевает всеми необходимыми знаниями по той специальности, которую он для себя выбрал. Это обучение может проходить как в очной форме, так и в заочной. После получения диплома перед студентом становится выбор: начинать процесс своего трудоустройства или продолжать обучение на втором уровне (в магистратуре).

Рассмотрим достоинства бакалавриата:

  • при такой системе обучения на руки попадает диплом, с которым можно устроиться на работу за границей;
  • дается возможность продолжить получение образования за рубежом и там уже получить степень магистра;
  • при такой системе студент получает определенное время, которое он может потратить на то, чтобы точно определиться с вопросом относительно того, кем же он хочет стать, и при необходимости поменять учебное заведении.

К недостаткам бакалавриата относятся:

  • ошибочное мнение многих людей, в частности потенциальных работодателей, что бакалавры существенно проигрывают перед специалистами;
  • недостающее число мест в магистратуре, где можно было бы пройти обучение бесплатно;
  • при непопадании на «бюджет» приходится платить достаточно высокую сумму за обучение;
  • поступить в аспирантуру можно только после получения диплома магистра.

Специалитетом считается хорошо знакомое для основной массы людей пяти- или шестилетнее обучение в высшем учебном заведении.

? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.

Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»

До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра , были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет ? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста .

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра ? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры ), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры ).

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения - бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр » перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?

На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры ).

Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр - это высшее образование или нет ?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:

  • бакалавриат;
  • специалитет и магистратура.

Выпускники их получают, соответственно, степениспециалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.

С 2011 года в нашей стране вводится новое распределение специалистов, закончивших высшие учебные заведения. Появляется новое ученое звание - бакалавр. В связи с этим часто задается вопрос: чем отличается бакалавр от специалиста? Достаточен ли уровень обучения на бакалавра? Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра? На эти и другие вопросы мы попытаемся дать ответ в этой статье.

Что такое бакалавр

Эта степень пришла к нам из старинных университетов западной Европы. Слово происходит от позднелатинского baccalarius, что означает "подвассал". Поначалу эта степень присваивалась тем студентам, которые успешно освоили первый этап обучения. В царской России бакалаврами назывались преподаватели бурс и духовных академий.

В настоящее время бакалавр - это первая степень ученых званий, принятая во многих зарубежных странах. Она присваивается тем, кто окончил университеты и только после сдачи профильных экзаменов.

Два уровня образования

О том, чем отличается бакалавр от специалиста, можно судить по срокам обучения студента профильной специальности. Прослушав четыре курса очной формы обучения, студент имеет право сдать государственные экзамены, написать диплом и получить степень бакалавра. Для студентов заочной и вечерней формы обучения этот срок, как правило, больше.

Магистр - это следующая ученая степень. Диплом магистра получают бакалавры после двухлетних занятий на очной форме обучения. Таким образом, становится лишним устаревшее научное звание «специалист», которое давали после пяти лет обучения в вузе.

О том, чем отличается бакалавр от специалиста и магистратуры, уже можно получить общее представление. Бакалавр обучается по другим программам, и знания, необходимые для профессионального выполнения своих обязанностей, он получает за более короткий курс обучения. Специалист - это ученая степень, сохранившаяся лишь для некоторых видов специальностей в нашей стране. Полный перечень профессий, в которых необходима квалификация специалиста, можно найти на сайтах министерства образования. Магистратура подходит тем студентам, которые решили посвятить себя науке и получить ученую степень. Так что вопрос, чем отличается диплом бакалавра от специалиста и магистра, лежит скорее в психологической плоскости. Объем знаний, необходимый для выполнения той или иной работы, у бакалавра вполне достаточен.

С чем связано такое нововведение?

Новая ученая степень появилась в нашей стране после того, как Академия Наук присоединилась к Болонскому протоколу, направленному на то, чтобы унифицировать европейское образовательное пространство. Основная цель Болонского процесса состоит в том, чтобы расширить доступ к получению высшего образования, предоставить молодежи право выбирать вуз за пределами другой страны, унифицировать дипломы стран-участниц Болонского процесса. Второй важнейшей целью была модернизация высшего профессионального образования, ориентированная на текущие потребности рынка труда. Поэтому на вопрос, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра, можно ответить следующим образом: бакалавр и магистр - это признанные во всем мире ученые степени, дипломы студентов, получивших такие звания, признаются во многих странах. А специалист - звание, которое постепенно уходит в прошлое.

Техникумы и вузы

Неверно судить о дипломе бакалавра с точки зрения иерархии советских ученых степеней. О том, чем отличается бакалавр от младшего специалиста, зачастую рассуждают люди, не получившие ни того, ни другого диплома. Младший специалист - это уровень больше прикладной, профессиональный. Диплом младшего специалиста готовят средние учебные заведения - техникумы и колледжи. Степень бакалавра подтверждает научные знания специалиста и глубокую теоретическую и практическую подготовку по данной специальности.

Бакалавров готовят только вузы соответствующего уровня аккредитации. Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра и аспирантуры, можно сказать в общих чертах: диплом бакалавра дает шанс заработать деньги при помощи своей специальности уже через четыре года обучения.

Что дает диплом бакалавра

В настоящее время наука идет вперед гигантским рывками, и затяжной процесс обучения ведет к тому, что к моменту выпуска многие знания, полученные в вузе, становятся устаревшими и ненужными. Поэтому нецелесообразно готовить студентов «узких специальностей» пять, а то и шесть лет. Современная система обучения более гибкая и позволяет формировать структуры квалификаций и потребности рынка труда. Следует принимать во внимание и тот факт, что в нашей стране студентами становятся молодые люди возраста 17-18 лет. В этот период сложно до конца понять, какую именно профессию следует выбрать.

В настоящее время вопрос, чем отличается бакалавр от специалиста, при приеме на работу практически не стоит. Базовое высшее образование идеально подходит для формирования профиля той или иной специальности. Более практические профессиональные знания студенты получают на старших курсах бакалавриата. А после окончания базового курса высшего образования и получения своей первой научной степени студент уже знает, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра. Поэтому он может скоординировать свои профессиональные планы в соответствии с текущими потребностями рынка труда и уровнем зарплат в той или иной области.

Магистратура

Имея диплом бакалавра, полученный в одном вузе, можно поступать в магистратуру другого высшего учебного заведения по профильному предмету. Иногда в этом случае может возникнуть необходимость досдачи тех или иных дисциплин. А степень магистра открывает двери к получению учебной степени.

Диплом бакалавра и трудоустройство

К сожалению, среди работодателей по-прежнему сохраняется некое недоверие к диплому бакалавра, хотя многие из них и не могут четко объяснить, чем отличается бакалавр от специалиста. Отзывы многих выпускников вузов говорят о нежелании работодателей и HR-агентств трудоустраивать молодых бакалавров. Причин здесь может быть несколько.

1. Многие современные работодатели получали свое высшее образование еще в советские времена, когда высшие учебные заведения по окончании давали диплом специалиста. Слово "бакалавр" в те времена было «не нашим», «западным».

2. Разница в программах обучения: специалисты подготавливаются по конкретным специальностям, а обучение бакалавра базируется на широкопрофильном охвате всех дисциплин, которые пригодятся ему в непосредственной работе. Курс бакалавриата нацелен на общенаучную, общепрофессиональную подготовку. Закон, конечно, говорит о том, что бакалавр имеет право занимать должности, предназначенные для тех, кто получил полное высшее образование. Но отделы кадров по-прежнему предпочитают брать на работу специалистов и магистров.

Преимущества бакалаврата

Диплом бакалавра признается международной классификацией и понятен зарубежным работодателям. Там вполне приемлемо пригласить бакалавра на должность менеджера среднего звена и поручить ему ответственную работу. Для работы в офисе обычно требуется просто образованный человек с базовой подготовкой, умеющий работать с информацией и правильно оформлять документы.

Фундаментальность подготовки, ее обширность позволяют легко менять профессию. Дело в том, что программы государственного образования подготовлены таким образом, что черед год обучения у студента появляется возможность выбора одной из множества смежных профессий. А специалист при смене профессии должен потратить два-три года и получить второе высшее образование на коммерческой основе.

Несомненным преимуществом бакалавриата является возможность получения диплома через четыре года обучения. Молодые люди часто стремятся как можно раньше стать на ноги и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. С дипломом бакалавра можно вполне устроиться в хорошую солидную фирму на небольшую должность. А после того как за ним закрепится репутация хорошего работника, мало кого из его руководства будет волновать, чем отличается диплом бакалавра от специалиста, и карьерный рост такому сотруднику будет обеспечен.

С 2009 года в России официально действует двухуровневая система высшего образования «бакалавриат (4 года) – магистратура (2 года)», что соответствует принципам Болонской системы, распространенной в Европе и Северной Америке. Однако еще недавно высшее образование в России (и Советском Союзе) было построено по совсем иной системе: все вузы готовили студентов по программам специалитета в течение 5–6 лет, после чего студенты могли обучаться в магистратуре или аспирантуре . Но специфика образовательного пространства нашей страны такова, что многие вузы продолжают готовить специалистов и сегодня, поэтому нынешнюю систему образования можно назвать «трехступенчатой». Посмотрим, в чем же разница между «старой» и «новой» системами.

Преимущества магистратуры и бакалавриата

Двухуровневая система «бакалавриат – магистратура» имеет ряд преимуществ. Главное – это возможность после 4 лет обучения в бакалавриате более четко очертить свои интересы и потребности и исходя из этого выбрать более узкую специальность магистратуры, а в некоторых случаях даже получить две разные специальности, что является важным преимуществом на рынке труда. Кроме того, учиться в магистратуру можно пойти в другой вуз – условия приема для всех одинаковы.

Еще одно преимущество состоит в упрощении признания дипломов бакалавра и магистратуры за рубежом . Очень распространена схема, когда человек заканчивает бакалавриат в России, а в магистратуру поступает в зарубежный вуз (в этом случае, правда, за вторую ступень обучения приходится платить).

Недостатки магистратуры и бакалавриата

Во-первых, это все еще невысокий спрос на выпускников бакалавриата на рынке труда. Работодатели не спешат принимать на работу бакалавров, считая, что они существенно уступают специалистам. Такая точка зрения не лишена смысла: хотя государство не устает повторять, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, по факту уместить 5-летнюю программу в 4 года почти никогда не получается и подготовка бакалавров отстает от специалистов.

Проблема могла бы быть решена, если бы все бакалавры, желающие продолжить образование, могли бесплатно поступить в магистратуру. Но это невозможно, так как новая двухуровневая система существенно сократила количество бесплатных мест в магистратуре – и это во-вторых. Бюджетные места есть, но конкурс на них в несколько раз больше, чем на бесплатные места в бакалавриате, тем более это касается престижных специальностей в известных вузах. Учиться же за деньги выходит довольно накладно – стоимость платной магистратуры в Москве варьируется от 50 тыс. до 300 тыс. в год. Выходом из положения здесь может стать возможность поработать несколько лет между бакалавриатом и магистратурой (это допускается законом) и накопить денег на второй уровень высшего образования.

Преимущества и недостатки специалитета

Главным преимуществом специалитета остается его высокий престиж в глазах работодателей и полноценная подготовка (специалисты учатся не меньше 5 лет, а иногда и 6). Также специалитет более удобен тем, кто планирует заниматься научной работой и учиться в аспирантуре, – специалист может сразу поступать на эту форму обучения, тогда как бакалавр должен сначала окончить магистратуру.

Каковы же недостатки специалитета? Первое – сложность признания диплома специалиста за рубежом, где не существует такой формы обучения. Проблема решаема, но на это придется затратить больше усилий. Второе – невозможность обучения на бюджетных местах в магистратуре, так как по закону для специалиста это будет уже второе высшее образование со всеми вытекающими отсюда последствиями – платность обучения и отсутствие отсрочки от армии.

Конфликт перехода от специалитета к магистратуре и бакалавриату

Таким образом, однозначно определить, что лучше – специалитет или бакалавриат с магистратурой, невозможно. В России сегодня действует как первая, так и вторая система, однако поступающие в вуз не могут выбирать, на какой из этих форм учиться.

Изначально планировалось, что специалитет со временем уступит место двухуровневой системе, однако уже после введения принципов Болонской системы выяснилось, что по ряду специальностей (прежде всего, сюда относятся технические и медицинские специальности) подготовить полноценного выпускника за 4 года невозможно. Поэтому на многих технических специальностях до сих пор учатся по программе специалитета, в то время как большинство гуманитарных и естественно-научных специальностей перешли на «бакалавриат – магистратуру».

Такое положение вещей создает конфликтную ситуацию. Бакалавриат был призван полностью заменить специалитет, но сегодня получается, что они существуют параллельно, создавая неразбериху на образовательном рынке и рынке труда. Более того, бакалавриат в большинстве вузов так и не стал новой, более современной формой обучения (например, мало где введена 100-балльная система оценки успеваемости; за исключением нескольких ведущих вузов, на бакалавриате учатся по старинке – получая от 2 до 5 баллов). Таким образом, чаще всего бакалавриат – это тот же специалитет, но без одного года обучения .

Задать все вопросы про программам магистратуры лично

Компания Begin Group организует и проводит образовательные выставки как по программам магистратуры, так и по программам бакалавриата. На выставке вы сможете лично пообщаться с представителями как российских, так и зарубежных университетов и получить консультацию по каждой из программ учебного заведения, представленного на мероприятии.

Перейдите на страницу выставки и узнайте подробнее, когда и где будет проводиться наше следующее мероприятие, а также изучите список наших участников, ведь скорее всего у нас есть именно то, что вы ищете.