Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Божья матерь млекопитательница. Чудотворная икона божией матери млекопитательница


Икона Божьей Матери "Млекопитательница"

Образ Богородицы «Млекопитательница» - единственная православная икона, изображающая Пресвятую Деву, кормящую грудью Божественного Младенца.
Перед иконой Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» матери обращаются к Божией Матери с молитвой о благополучном и долгом грудном вскармливании младенцев, о здоровье своих чад, об исцелении при заболеваниях молочных желез и иных женских болезнях. Перед образом «Млекопитательница» возносят молитвы о сохранении семьи, рода и о защите от иноплеменных врагов. Бесплодным парам по молитвам Бог посылает радость отцовства и материнства. Также православным, ищущим Истины, Богородица помогает воспринять чистейшее молоко - разумение Слова Божия.

В VI веке икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» находилась в лавре Саввы Освященного, близ Иерусалима. Святой преподобный основатель единственной на Востоке лавры предсказал, что со временем образ этот будет дарована соименному паломнику царских кровей из Сербии. В XIII веке, когда в лавру прибыл Савва - сын сербского государя, отказавшийся наследовать престол, во время молитвы у гроба преподобного его игуменский жезл упал, а икона несколько раз наклонилась. Расценив произошедшее как знамение, монахи лавры передали Савве икону Богородицы «Млекопитательница», а также подарили еще одну икону Божьей Матери - «Троеручицу» и игуменский жезл. На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хилендарский монастырь. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии.

С тех пор празднование образу совершается в день памяти святителя Саввы Сербского, 25 января (12 января по старому стилю) .

Обретение первой российской иконы «Млекопитательницы» произошло в 1650 г. в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В Москве, в Богоявленском соборе находится икона Божией Матери «Млекопитательница», подаренная настоятелем афонского Свято-Ильинского скита Преподобным Гавриилом Афонским. Еще один список иконы «Млекопитательница» пребывает в храме святителя Николая Чудотворца в Бирюлево. Вариант иконы Божией Матери «Млекопитательница» — «Блаженное чрево» (чудотворная икона Богородицы Барградская (Барловская, Барбарская)) находился в Благовещенском соборе Московского Кремля. Свое название образ получил по евангельским словам, обращенным к Иисусу Христу: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27). Особенностью этой иконы является то, что Богородица изображена сидящей на земле на подушке. Богомладенец прильнул к Ее груди и правой рукой придерживает ее.
Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная вышеупомянутым преподобным Гавриилом Афонским со Святой горы Афон, находится и в Свято-Успенском мужском монастыре в Одессе. В киоте иконы расположены части ризы Христа Спасителя и хитона Пресвятой Богородицы. Еще один список «Млекопитательницы» хранится в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге. А в Туле в 1868 году целый монастырь был построен и освящён в честь «Млекопитательницы» — Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь.

Молитва Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Млекопитательница»
Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.

Предание

История иконы Божией Матери «Млекопитательница» связана с деяниями двух почитаемых, соименных друг другу восточных святителей.

Святой Савва Освященный (+532), один из основателей общежительного монашества и составитель известного иерусалимского устава, по преданию, долго сохранившемуся в Хиландарской обители, перед своим исходом из жизни временной оставил удивительное завещание, похожее больше на пророчество. Он открыл братии, окружавшей его смертный одр, что Лавру со временем посетит царственный паломник из Сербии по имени Савва, и ему должна быть дарована в благословение чудотворная монастырская икона Богородицы «Млекопитательницы». Со времени произнесения этого предсказания святыня около семи веков находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом.

В первой половине XIII века Палестину посетил святитель Савва, первый архиепископ Сербии, младший сын Немани, основателя сербской королевской династии. Посещение прославленного владыки было воспринято как исполнение древнего пророческого завещания святого Саввы Освященного, и святителю, вместе с чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Троеручица», Лавра благословила и образ «Млекопитательницы». На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хиландарский монастырь. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы. В знак особого почитания чудотворная иерусалимская святыня была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно помещают икону Святой Троицы или образ Спасителя. В хиландарской церкви икона Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

Особое почитание образ «Млекопитательницы» приобрел среди южан - народов Италии, Греции, Балкан, для которых эта святыня являлась родной, а также служила памятью о Святой Земле. На Руси икона Божией Матери «Млекопитательницы» не получила большого распространения, видимо, из-за сугубо «прикладного» ее понимания как моленного образа для кормящих матерей.

Празднование в честь чудотворной иконы Богородицы «Млекопитательницы» совершается 25 января (12 января по старому стилю), в день памяти святителя Саввы Сербского, особо послужившего ее прославлению.

Иконография

Икона Божией Матери «Млекопитательницы», по-гречески «Галактотрафусы», изображает Богородицу, кормящую грудью Младенца Иисуса.

Одним из чтимых образов «Млекопитательницы» является фреска в верхней части южной стены притвора сербской церкви Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1330 г.). Богоматерь представлена сидящей на престоле под киворием с подвешенной к нему лампадой и кормящей Младенца, расположенного у Нее на коленях. С обеих сторон от престола изображены два поклоняющихся ангела.

Вверху изображения написаны слова последнего стиха каждого икоса акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная». Эта надпись, заключающая в себе смысл всего Великого Богородичного акафиста, свидетельствует о большом почитании в Сербии образа «Млекопитательницы». Сам факт изображения кормящей Божией Матери на престоле под киворием говорит о глубоком символическом значении, которое придавалось этой иконе у сербов: Божия Матерь, из Которой «течет мед и млеко» (стих 6 икоса), мыслилась Подательницей Жизни вечной, образом Рая.

Списки с иконы

Один из наиболее известных чудотворных списков иконы Богородицы «Млекопитательницы» находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этого образа неизвестно. По преданию, он принадлежал одному афонскому подвижнику, схимонаху Игнатию, который в 1848 году был послан в Россию для сбора пожертвований в пользу обители. От иконы было множество чудес в русских и украинских городах. В частности, в

Харькове произошло чудо поражения обеих рук некоего столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, и чудесное исцеление согрешившего после молебного пения перед святым образом.

В Италии почитаемый образ «Млекопитательницы» находится в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне.

Другие чтимые списки иконы «Млекопитательницы» прославились в Москве и Одессе. Их история связана с именем преподобного Гавриила Афонского, настоятеля Свято-Ильинского скита.

В главном приделе московского Богоявленского собора хранится икона Божией Матери «Млекопитательницы» с предстоящими святителем Николаем Чудотворцем и пророком Иоанном Предтечей. Пресвятая Богородица изображена с короной на голове, которую поддерживают коленопреклоненные Ангелы. Надпись на иконе гласит: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

Одесский образ находился до революции на Ильинском подворье в Одессе в великолепном трехпрестольном храме, построенном в 1894-1896 годах прп. Гавриилом Афонским. Главный престол собора был освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница». В настоящее время в этом храме, преосвященном в честь святого пророка Божия Илии, образу «Млекопитательницы» посвящен правый придел, а сама икона, привезенная преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском одесском мужском монастыре. В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы.

В России известны еще два образа Божией Матери «Млекопитательницы», прославившиеся чудотворениями. Один из них являлся афонским списком чудотворного образа, посланным в 1860-м году в Курскую губернию. Второй образ - обретенный. Он был обнаружен в 1650 году на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Вскоре на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, помогавшей при избавлении от различных бед и недугов, спасавшей людей во время нашествия шведов.

Тропарь, глас 1

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Кондак, глас 5

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих: зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа: аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов м дщерей человеческих зриши: темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и состадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившыя их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави, даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающыя их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающыя нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих, услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших, вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

Описание иконы БогоМатери Млекопитательница:

На иконе Богородицы Млекопитательница изображена Пресвятая Дева, кормящая грудью Богомладенца. По устному преданию этот образ редкой иконографии первоначально находился в лавре Саввы Освященного, расположенной в 18 верстах от Иерусалима. Святой основатель единственной на Востоке лавры при своей кончине предсказывал братии, что со временем посетит его лавру соимённый ему царственный паломник из Сербии, и что чудотворная икона Богородицы «Млекопитательница» будет дарована ему от лавры в благословение.

Возвращаясь из Палестины в Сербию, святой Савва посетил на горе Афон основанный им Хилендарский монастырь. Этому монастырю он и передал в собственность икону Божией Матери «Млекопитательница», где образ находится и поныне. Замечательно, что икона Пресвятой Богородицы была поставлена святым Саввою в иконостасе не по левую сторону царских врат, как принято, а по правую, где обыкновенно ставится икона Спасителя. Образ же Господа Вседержителя он поместил по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. Существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания. Так, в России прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск недалеко от Минска.

Икона, схожая с Афонским образом, была обнаружена на высоком дереве. На месте её явления был построен храм в честь Успения Божией Матери. Икону поместили над царскими вратами и в определённые дни опускали для того, чтобы богомольцы могли к ней приложиться. Существует немало преданий об исцелении страждущих по молитвам к Пресвятой Богородицы перед Её иконой «Млекопитательница».

_______________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» молятся при трудных родах, о кормлении младенцев Материнским молоком, при недостатке грудного молока, а так же о здоровье младенцев.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Млекопитательница»

Молитва первая перед иконой Божьей Матери Млекопитательница

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на свя­тей иконе, на руках носящую и мле­ком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемило­стивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Тво­им из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на Матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыхании рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша к престолу Сына Твоего и Бога нашего, да ми­лостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ве­дущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую За­ступницу и верную надежду рода на­шего, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Божьей Матери Млекопитательница

О Пресвятая Госпоже Владычице наша Богородице, Небесная наша Царице, млеком Христа Бога нашего питавшая, и нас недостойных и многогрешных Твоею богатою милостию питаеши. Спаси и избави нас грешных рабов Твоих от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй нас в дневных часех, во утренних и вечерних и во всякое время сохрани нас: стоящих, сидя­щих соблюди и на всяких путех хо­дящих и в ночных часех спящих покрый и заступи. Защити нас, Влады­чице Богородице, от всех наших враг видимых и невидимых и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, необоримая сте­на и крепкое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Млекопитательница»

Тропарь, глас 3

Без семене от Божественного Духа волею же Отчею, зачала еси Сына Божия. От Отца без матере прежде век суща, нас же ради из Тебе без отца бывша плотию познала еси Младенца и млеком питала еси. Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши.

________________________________________________

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Млекопитательница»

Кондак 1

Избранней от дщерей человеческих Материю быти Христа Бога нашего принесем от любви нашея песни хвалебныя; Ты же Сына Божия неизреченно родившая и яко Младенца млеком питавшая, сохрани поющих Тя от обышедших нас зол, скорбей и напастей, да зовем Ти немолчно: Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Икос 1

Ангелов лицы в вертеп приникнувши и узревши тамо Деву чистую, Сына млеком питающую, возопиша Тебе, Благословенней: Радуйся, рождшая мира Творца; радуйся, питающая Питателя вселенной. Радуйся, пеленами повивающая Повивающаго небо облаки; радуйся, дланьми носящая на Херувимех носимаго. Радуйся, яко Детищ мал всех Тобою родился еси; радуйся, яко Младенец плачущ и мирови радость дающ. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 2

Видящи Святая Дева при персех Своих Богомладенца лежаща, глагола Ему: како возмогу Тя питати, Творца Моего, Емуже вся воинства небесная вопиют: Аллилуиа.

Икос 2

Разумная вся тварь недоразумевает како Дева пребываеши, Младенца млеком питаеши. Обаче неизреченному таинству сему ве­руя, благоговейно взываем: Радуйся, Дево неблазная; радуйся, Девице прекрасная. Радуйся, жен украшение; радуйся, Мати чистотствующая. Радуйся, дев правило; радуйся, Благословенная в женах. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 3

Сила Вышняго осени Тя, Богородице Дево, и подаде Ти кре­пость повити и питати Егоже вси концы земли величают и поют Ему песнь великую: Аллилуиа.

Икос 3

Имея дерзновение велие к Рожденному от Тебе, призри на скорби и беды, нас обышедшия, умоли Питаемаго Тобою за ны грешныя и недостойныя да избавльшеся от лютых напастей, возглаголем Ти тако: Радуйся, Рождшая Сладчайшее Утешение наше; радуйся, произрастившая Благословеннаго благодатию. Радуйся, Мати наша Всеблагая; радуйся, чадами Твоими нас нарекшая. Радуйся, благонадежное наше прибежище; Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 4

Буря скорбей и напастей обдержит ны, трепещем да не потонем в мори житейстем, но явися нам, яко голубица Ноева, ветвь надежды подающая нам, вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышащи жена благоразумная глаголы живота вечнаго Сы­ном Твоим вещаемыя, прослави Тя, вопия Ему: «Благословенно чрево, носившее Тя и сосца яже еси ссал», темже приими и наша немощныя похвалы сицевыя: Радуйся, бисере драгий, Всечудная Мати; радуйся, велия в женах. Радуйся, ветвь присноцветущая; радуйся, животе приемляй Сокровище освящения. Радуйся, чаше златая, Христа - Небесную Манну носящая; радуйся, Хлебом Жизни нас возрождающая. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 5

Боготечныя руце Твоя, Всепетая, простри к нам немощ­ным, воздвигни нас унылых, спаси отчаянных, да в радости душевней, ничем не смущаемей, вопием Сыну Твоему: Аллилуиа.

Икос 5

Виде Тя в Дусе богоглаголивый Исаия, яко имаши Дева сущи во чреве прияти Рожденнаго из Тебе, возгласи Ти: Радуйся, Предвечнаго рождшая; радуйся, яко Тобою с нами Бог бывает. Радуйся, пророчеств сбытие; радуйся, пророков веселие. Радуйся, всего мира чаяние; радуйся, рода нашего утешение. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая

Кондак 6

Проповедницы присноглаголемии Твоего милосердия суть чудеса многообразнии, источаемыя от иконы Твоея святыя, ихже обильно нам даровала еси, да покланяющеся Тебе и Богомладенцу Христу, вопием гласы хвалебныя: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия во обители Саввы Освященнаго, яко солнце светозар­ное, всечестная икона Твоя, Млекопитательнице именуемая, пред Нею же преподобный со иноки выну прославляше Тя, вопиюща: Радуйся, обители нашея пречудное украшение; радуйся, от врагов видимых и невидимых твердое заступление и защищение. Радуйся, молениям нашим присновнемлющая; радуйся, прошения наша благоутробно приемлющая. Радуйся, горестная воздыхания наша утишающая; радуйся, слезы наша отирающая. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 7

Хотящи преподобный Савва отъити в жизнь вечную, пророчески рече: яко по мнозех днех приидет во обитель сию царев сын, ему тезоименитый, сей приимет святую икону Владычицы во благословение и воспоет радуяся: Аллилуиа.

Икос 7

Новый угодник Савва, святи­тель Сербския земли, прииде во обитель древнюю и прият по словеси его святую икону и принесе ю на гору Афонскую во обитель Хиландарскую и вси насельницы ея ра­достно взываху ко Владычице мира: Радуйся, присно о нас грешных промышляющая; радуйся, николиже нас греш­ных забывающая. Радуйся, милость Твою тысячекратно во святых чудотворных иконах Твоих обновляющая; радуйся, новыя знамения щед­рот Твоих ныне изливающая. Радуйся, любящих и чтущих Тя зело возлюбившая. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 8

Странное чудо и недоразумеваемое есть неверным и суемудренным како от иконы Твоея чудеса истекают, мы же многократ­ными милостями в сем утвержденныя пети Господу Богу, даровавшему таковую Помощницу роду христианскому дерзаем: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир видимый и невиди­мый блажит Тя, Богородице Дево, яко усердную Заступницу нашу, присно помогающую нам, в море бед и скорбей погибающим, да Тебе Единей нашей Надежде вопием: Радуйся, Сына Твоего за нас грешных умоляющая; радуйся, в бедах и обстояниих скоро помогающая, Радуйся, молений наших скорое услышание; радуйся, горестей жития наше­го верное услаждение. Радуйся, мир и упокоение серд­цам нашим дарующая; радуйся, веру нашу укрепля­ющая. Радуйся, крест жизни нашея по­нести нам помогающая. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 9

Всяко ублажая Тя, Всеблагая, Иоанн Дамаскин рече, яко удобеемолчание, неже пети Тя, но любовию понуждаемии, восхваляем Тя и поем Сыну Твоему песнь великую: Аллилуиа.

Икос 9

Витийствовати не хощем, но с любовию и слезами притекаем к Тебе, яко Матери чадо­любивей, и из глубины сердца вопием: Радуйся, Радость наша неизре­ченная; радуйся. Утешение наше неска­занное. Радуйся, домов наших ограж­дение; радуйся, чад наших покрове. Радуйся, чад наших воспитание; радуйся, юных от путей гибель­ных охранение. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 10

Спасти всех нас и хощеши и можеши, Пресвятая Дево, аще прибегаем ко всечестному Покро­ву Твоему, сего ради молим Тя: избави нас от горьких бед и скорбей, нашедших на ны, привлецы сердца наша к благостному прибежищу и научи вопити Богу, из Тебе рождшемуся: Аллилуиа.

Икос 10

Стену нерушиму Тя нарицаем и вемы, яко истину глаголем, уведехом бо, яко зело любиши род христианский, милости и щедро­ты Твоя присно источаеши вопи­ющим Тебе: Радуйся, от сетей вражиих нас охраняющая; радуйся, от навета злых человек нас спасающая. Радуйся, вражду сродник наших на любовь пременяющая; радуйся, мир и тишину в домах наших сохраняющая. Радуйся, намерениям благим вспомоществующая; радуйся, советы благия на сердце полагающая. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице,милостиюТвоею нас присно питающая.

Кондак 11

Пение всякое принесоша Ти, Пренепорочная, пророцы, предзревше безсеменное зачатие и рождение от Тебе Сына Божия; пастырие же и волсви, видевше Тя рождшую и питавшую; и весь мир крещеный хвалит Тя. Веруем, яко до скончания века не умолк­нет песнь хвалебная от рода христианскаго Рожденному Тобою: Аллилуиа.

Икос 11

Светило светозарное Ты еси, Пречистая, нам во тьме гре­хов и страстей погибающим, про­свещающее наша темныя очи, серд­це озаряющее высшим разумом, поющее Тя: Радуйся, Путь, Истину и Жизнь рождшая; радуйся, истинному Богу нас вручающая. Радуйся, светом Евангелия наши мрачныя души озаряющая; радуйся, мудрость века сего ни во чтоже вменяющая. Радуйся, мудрость превысочайшую, яже есть любовь, в сердцах наших насаждающая; радуйся, помоще всем и во всем. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 12

Благодать Божия явися чудно в земли Российстей от подобия иконы Твоея Млекопитательницы пренесенныя. Темже и гора Афонская и страна наша, ныне люте страждущая, но на милость Твою несуменно уповающая, вопиют милосердому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Те яко Спаса нашего родившую и пеленами повившую и млеком питавшую, уповаем, яко ни коеже Твое прошение безответно от Него пребудет, понеже Сам Сладчайший Иисус обеща ту; тако имуще в сем твердую надежду, восхваляем Тя, Отрадо и Утешение наше: Радуйся, лютыя скорби в радость претворяющая; радуйся, ожесточение сердец наших любовию Твоею умягчающая. Радуйся, любити Бога и ближняго нас научающая; радуйся, в скорбех наших упование на Бога возлагати наставляющая. Радуйся, наши хладныя молитвы любовию Твоею согревающая; радуйся, молитвы нас грешных и недостойных яко милостивая Матерь приемлющая. Радуйся, Богородице Дево, Млекопитательнице, милостию Твоею нас присно питающая.

Кондак 13

О Всехвальная Богородице Дево, нашего Господа и Владыку млеком питавшая, не презри сего скорбнаго моления нашего, но умоли Сына Твоего, да дарует нам грехов прощение, болезней исцеление, дасохранит нас от глада, мраза, смертоносныя язвы, нечаянныя смерти и от всех бед и обстояний, да избавльшеся сих, радуяся зовем Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

Имеет богатую историю, связанную с именем преподобного Саввы Освященного, в Лавре которого близ Иерусалима она первоначально и находилась. Святой основатель Лавры перед своей блаженной кончиной в 532 году предсказал братии, что Лавру посетит паломник царского рода из Сербии по имени Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и произошло спустя шесть столетий – в ХIII веке.

Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» на Святую Гору Афон и поставил ее в церкви при приписанной к Хиландару келье в столице Афона селении Кариес, которая впоследствии была названа Типикарницей, так как там хранился устав (типик) святителя Саввы.

Интересно, что, вопреки общему обыкновению, святая икона “Млекопитательницы” была поставлена святителем Саввой не по левую, а по правую сторону от Царских врат – месте, где обычно помещается икона Святой Троицы или Спасителя. Образ же Господа Вседержителя помещается по левую сторону, где обыкновенно должна стоять икона Божией Матери.

На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. На Святой Земле, Афоне, в Греции и России существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания.

Особо прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск, в двадцати верстах от Минска. Эта икона, схожая с афонской, была обнаружена на высоком дереве. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Божией Матери. Икону поместили над царскими вратами и время от времени посредством определенного механизма опускали для того, чтобы богомольцы могли к ней приложиться.

В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

В Одессе список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», привезенный преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском мужском монастыре.

Еще одна икона Богоматери, носящая имя «Млекопитательницы», находится в Ильинском скиту на Афоне. Некоторые подробности о ней можно найти в книге Е. Поселянина «Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон», изданной в 1914 году: «У нас в России, в Курской губернии, лежал около года один больной. Он был настолько слаб, что не имел никакой возможности двигаться. В 1860 году, когда в Курскую губернию было прислано с Афона изображение Богоматери Млекопитательницы, больной приложился к нему и почувствовал себя здоровым. Рассказывают еще о другом чуде, именно, что в 1862 году, после молитв пред святой иконой Млекопитательницы, один дом дважды был спасен от пожара».

Празд­но­ва­ние об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­цы» уста­нов­ле­но в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Сав­вы Серб­ско­го, 25 ян­ва­ря (12 января по старому стилю).

12/25 января отмечается память иконы Божией Матери «Млекопитательница». Этот древний образ Царицы Небесной издавна почитается верующими. К нему прибегают и матери, кормящие младенцев, и супруги, желающие иметь чад, и и бедные, не имеющие пропитания. «Млекопитательница» также и особая покровительница монашествующих, о чем свидетельствует многовековая история этой иконы. Так Царица Небесная, по словам акафиста, питает млеком милости Своей всех, с верой и надеждой к Ней прибегающих.

Есть такая чтимая икона и в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре. Икона старинная, красивая, с клеймами, повествующими об истории обретения этой святыни. Она была пожертвована в обитель в сентябре 2013 года. В январе 2014 года, к дню своего праздника, икона была поставлена в благолепный киот, также устроенный усердием благотворителей.

Икона Божией Матери «Млекопитательница» первоначально находилась в Лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в XIII веке. Святитель Савва Сербский привез икону в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.

Празднование иконы Божией Матери «Млекопитательница» приходится в один день с памятью святителя Саввы, архиепископа Сербского. Вот каким чудесным образом связаны эти два праздника. По преданию, сохранившемуся в Хиландарской обители на Афоне, икона сия первоначально находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом. Святой Савва при своем исходе из жизни временной ко Господу открыл братии, окружавшей его смертный одр, что со временем посетит Лавру соименный ему царственный паломник из Сербии, Савва. Вот этому паломнику должна быть дарована икона Богородицы «Млекопитательница» в благословение. Сие было сказано в 532 году. Более шести веков пронеслось с той поры. Икона божественной Млекопитательницы неподвижно стояла на своем месте, в чаянии исполнения пророческих предсмертных о ней завещаний святого Саввы. Наконец в XIII веке прибыл в Палестину святой Савва Сербский, ему передано было пророческое завещание святого Саввы Освященного, и вместе с чудотворной иконою Божией Матери, именуемой «Троеручица», Лавра благословила его и иконою «Млекопитательница». На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хилендарский монастырь. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы. Икона «Млекопитательница» была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно поставляют икону Пресвятой Троицы, или икону Спасителя. В этой церкви образ Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

С тех пор празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» совершается при Карейской келлии в день памяти святителя Саввы Сербского, 12 января (25 января по н. ст.).

Царица Небесная благоволила кроме сей иконы прославить еще несколько копий с нее. Один из главнейших чудотворных списков находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этой святой иконы неизвестно. По преданию, она принадлежала некоему подвижнику, который благословил ею другого афонского подвижника - Онисима, подвизавшегося на месте, называемом Юхтадика; а последний благословил ею своего спостника и сотаинника по духовной жизни схимонаха Ильинского скита Игнатия. Схимонах Игнатий был послан в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители, причем настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил его в путь именно этой иконой. В Харькове от сей иконы последовало первое чудо - поражение обеих рук поправлявшего без должного благоговения ее киот столяра и чудесное исцеление его после совершения молебного пения перед этой иконой. За сим чудом последовало множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве и других городах. Икона эта усердием богомольцев украшена сребро-позлащенною ризою и дорогими разноцветными камнями. Другие наиболее известные чудотворные списки иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» находятся в Москве и Одессе.

Есть еще одна икона Богоматери «Млекопитательница». Она обретена в 1650 году в двадцати верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Богородицы. Как в древности, так и поныне от этих икон совершаются многочисленные чудеса. Списки этой иконы находятся во многих храмах России.

Тропарь, глас 3
Без Семене от Божественнаго Духа, волею же Отчею зачала еси СынаБожия, из Отца без Матере прежде век Суща, нас же ради из Тебе безотца бывша, плотию родила еси и Младенца млеком питала еси, темже непрестай молити избавитися от бед душам нашим.

Кондак, глас 5-й:
Душ наших чувствия очистиши, узрим на иконе таинство преславное, Творца вселенныя и Господа вышних сил, во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: Радуйся, Владычице, жизни нашея Питательница.

Молитва:
Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих. Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, а паче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О, Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков. Аминь.