Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Все про иезуитов. Черные солдаты ватикана. Шантаж, убийства, отравления

кто такие иезуиты?

  1. Католический монашеский орден, созданный в 16 веке для борьбы с Реформацией
  2. Иезуи#769;ты (Орден Иезуитов) неофициальное название Общества Иисуса (лат. Societas Jesu) религиозного ордена Римско-католической Церкви, члены которого дают обет прямого безусловного подчинения Папе Римскому. Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утвержден Павлом III в 1540. Членов ордена, известных как иезуиты, начиная со времен протестантской Реформации называли пехотинцами Римского папы отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза Ad majorem Dei gloriam, что переводится с латыни как К вящей славе Божией.
  3. Иезуиты-это последователи Ордена Иезуитов. Они подчиняются Римской-Католической Церкви и Папе Римскому.
  4. ИЕЗУИТЫ, неофициальное название членов Общества Иисуса, одного из крупнейших мужских монашеских орденов Римско-католической церкви. Более половины от общего числа иезуитов (в настоящее время насчитывающих ок. 27 тыс.) священники. Остальные это т. н. братья-коадъюторы, принимающие участие в деятельности ордена, но не имеющие священнического сана, и кандидаты, называемые схоластиками, которые проходят обучение и подготовку, чтобы впоследствии занять определенное положение в иерархии ордена. Девиз Общества Иисуса Ad maiorem Dei gloriam (К вящей славе Божьей) , а его цель служение Богу и церкви. Деятельность иезуитов не ограничена каким-то определенным поприщем, хотя приоритет отдается педагогической деятельности на всех уровнях. Помимо этого, они проповедуют, осуществляют руководство духовными учреждениями и приходской жизнью, занимаются миссионерской деятельностью у себя в стране и за рубежом, научными изысканиями, изданием газет, обращенных к широким кругам читателей, и специальных религиозных журналов, деятельностью на телевидении и на радио, а также трудятся в учреждаемых орденом сельскохозяйственных и технических школах. 25 иезуитов канонизированы Римско-католической церковью.
  5. Иезуиты-это средневековый орден, основанный в 1540 г. некто Лойолем (может, фамилия неточна) . В общем, основатель ордена был человеком недалким, но очень упорным, активно изучающим Божье слово и много читающий. Иезуиты были призваны бороться с неугодными королю, в ход шли в основном яды и кинжалы. позже иезуиты распространились почти по всему миру и не давали тлеть свящнному огню инквизиции. Надеюсь, помогла хоть чем-нибудь=)))
  6. ИЕЗУИТЫ (лат. societas Jesu oбщество Иисуса) , католический монашеский орден, основанный в 1537 году Игнатием Лойолой. Утвержден папой Павлом III в 1540 году, в 1550 году от папы Юлия III получил детальное описание своих целей и структуры. В условиях широкого распространения протестантизма и критики традиционного монашества перед иезуитами ставились задачи распространения и защиты веры, а также воспитания добрых католиков, чему служили проповедь, преподавание и помощь обездоленным. Осуществлению задач ордена служили централизм и иерархия; от киновии иезуиты практически отказались, и любой из них мог по необходимости жить в миру; единое орденское одеяние также отсутствовало.
    После предварительного экзамена желающий вступить в орден новиций призван был два года работать в госпитале или совершить паломничество, нищенствуя и босиком (первая экзаминация) . Затем следовал период обучения богословию и смежным наукам, имевший неопределенную длительность (вторая экзаминация) . По решению старших из числа схоластиков-учеников отбирались лица для годичного новициата (третья экзаминация) терциарии, которые затем в зависимости от проявленных способностей могли стать членами двух следующих ступеней ордена: коадъюторов (помощников) и профессов, принимавших три обычных монашеских обета (професса) целомудрия, бедности и послушания. Из последних отбирались затем профессы четвертого обета численно ограниченная элита ордена, которые приносили обет личного послушания папе. Они избирали пожизненно генерала ордена, которому принадлежала вся полнота власти; от созыва генерального капитула иезуиты отказались. Резиденция генерала находилась в Риме.
    Особый акцент Лойола делал на соблюдение обета послушания: орден понимался как безотказное орудие в руках папства, а каждый его член призван был, словно труп, подчинить себя старшим, причем не только внешне, но и внутренне. Большое место в ордене занимало образование, которое в отличие от нищенствующих орденов не было ограничено только богословием, но включало в себя и овладение комплексом гуманитарных знаний. Иезуиты создали разветвленную и доступную для выходцев из различных сословий систему среднего образования. Очень скоро иезуитские колледжи стали считаться образцовыми независимо от того, какую карьеру собирался избрать воспитанник. Орден являлся одним из основных орудий Контрреформации. Учение иезуитов о мысленной оговорке, снимавшее ответственность за те или иные проступки во имя высших целей, позволила ордену эффективно противостоять протестантизму, контролировать государственные органы и влиять на общественные настроения. Иезуиты активно проповедовали христианство в Индии, Африке и Южной Америке. Главенствующее положение иезуитов в монашестве 17-18 веков, их разнообразная активность в миру вызывали растущее недовольство европейских государств, видевших в пропапской позиции иезуитов угрозу национальной самостоятельности, что предопределило в середине 18 века запрет ордена в Португалии, Франции, Испании, Неаполитанском королевстве и Парме. В 1773 году папа Климент XIV под давлением европейских держав распустил орден, хотя в Пруссии и России иезуиты некоторое время продолжали свою преподавательскую деятельность. В 1814 году орден был восстановлен папой Пием VII.
Орден иезуитов был основан в 1534 Игнацием Лойолой. На сегодняшний день в его составе находятся 17676 человек. Девиз ордена - «К вящей славе Божией». Глава ордена – Адольфо Николас.

Особенности движения

Построение ордена включает в себя определенные принципы, главными из которых являются: жесткая дисциплина и полное повиновение младших старшим, строгая централизация, а также беспрекословный и абсолютный авторитет главы ордена. Последний избирается на пожизненный срок и носит имя генерала («черного папы»). Единственный, «черный папа» - это папа римский.

Иезуитская мораль приспособленческая, в случае необходимости закон Божий трактуется, основываясь на обстоятельства.

Для достижения наибольшего успеха своей деятельности орден позволил многим иезуитам сохранять свою принадлежность к ордену в тайне и вести обычный светский образ жизни. Такие иезуиты получили от папства множество привилегий (освобождение от некотрых религиозных обрядов и предписаний и т.д.). Благодаря этому данная организация в короткие сроки стала гибкой и прочной и распространила свою деятельность на многочисленные страны. Также подобное положение дел привило слову «иезуит» переносное значение. Так, иезуитом называют человека, ничем не выдающего свои истинные намерения и планы, действующего незаметно и тонко, проникающего в душу человека.

Взлет и крах

Орден иезуитов достиг вершин могущества в конце XVI века, когда число последователей выросло до более чем 10000 человек, что для того времени цифра огромная – примерное население очень большого города. Иезуиты проникали в самые отдаленные части света, неся свое учение. К примеру, иезуит Маттео Риччи получил право проповедовать в Китае от самого императора. Южная Америка и Африка видели солдат «Иисуса Сладчайшего» на своей территории.

В 1614 году более миллиона японцев были христианами (до того как христианство в этой стране подверглось преследованиям). Но в 1773 году наступил крах, причиной которого стала природа движения иезуитов. Церковные дела интересовали их ровно настолько, насколько они помогали в завоевании политического и финансового влияния. Существует мнение о том, что орден проповедовал нестяжательство, однако это не так.

На 1750 год в нем состояло 22787 членов, орден имел 381 резиденцию, 669 коллегий, 176 семинарий и 223 миссии. Руководители ордена вступали в открытые прения с монархами, насаждали свое видение власти. Результат был ужасен – он был распущен, лидер Лоренцо Риччи был заточен в тюрьму, а все имущество секуляризовано в пользу государств, на которых располагались отделения ордена. В 1814 году орден вновь был восстановлен, но прежнего влияния не получил. Его члены занимались больше наукой и исследованиями истории. Сегодня орден переживает не лучшие времена, а о былом влиянии речь даже не идет.

Иезуиты - члены католического монашеского ордена (самоназвание - «Societas Jesu» (лат.) - «Общество Иисуса»). Орден основан в году в Париже испанским офицером Игнатием Лойолою , с целью защиты и распространения римско–католической церкви и папского единодержавия, 27 сентября утвержден папою Павлом III и наделен чрезвычайными привилегиями

«Не уклонился ли я от научения Слова Божьего по страху быть осмеянным и названным фарисеем, иезуитом, лицемером, ханжой?» из руководства к исповеди «Confessionnal» Готтшалка Роремунда, Антверпен,

Цель создания ордена

Официально целью ордена иезуитов считалось обучение людей католичеству, развитие науки и миссионерство. Тайная миссия ордена состояла в шпионаже по заданиям Римских Пап и выполнении исследований для церкви.

Иезуиты разработали собственную систему морали, названую ими «приспособительной» (accomodativa). Она давала широкую возможность произвольно толковать основные религиозно–нравственные требования в зависимости от обстоятельств, и совершать любое преступление во имя «высшей цели» - «вящей славы божьей». Такое служебное значение морали получило отражение в приписываемом иезуитам девизе «цель оправдывает средства».

Орден получил широкие привилегии: право ношения светской одежды, освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством, освобождение от светских налогов, от имущественных обязанностей (уплаты долгов), если они не признаны генералом ордена. Уже после смерти Игнатия Лойолы ( -) булла папы Пия V ( -) даровала иезуитам все привилегии настоящие, прошедшие и будущие, которые принадлежали или будут принадлежать на вечные времена всем прочим нищенствующим орденам.

Идеология

«Одно из преимуществ иезуитов состоит в том, что сам Иисус встречает и вводит их в рай.» (из юбилейного панегирика года «Imago primi saeculi Societatis Iesu. Lib. V, cap. 8»)

Программым документом ордена является Formula Institutae , или уложение. Она была одобрена и утверждена папой Павлом III и нексколько изменена Юлием III .

Уложение написано в типичном церковном стиле и смысл общих фраз с трудом понятен современному читателю.

Иезуиты долгое время не называли себя «иезуитами». В своих официальных документах они самоименовались иносказательно: «те, кто живут в послушании Обществу», «члены Общества», «любой из нашего Общества», «регулярные клирики Общества Иисуса», «сыны святого Игнатия» и «сотоварищ Иисуса». Первое время существования ордена их ещё называли «священниками св. Луции», «иезуинами», «скофиотти» (скуфейниками), «инигистами», «папистами», «апостолами» (в честь апостола Индии Франциска Ксаверия ), «театинцами», «реформированными священниками». Претензия назвать орден именем Иисуса первое время оспаривалась многими европейскими богословами, которые таковое имя присваивали всей Католической церкви. Так парижский епископ Евстафий дю Белле в году согласился рассмотреть документы иезуитов для разрешения проживать им в Париже только при условии, что они не будут называться «членами ордена Иисуса» или «иезуитами».

«Наименование иезуит происходит не от нас, и поэтому мы никогда не пользуемся им - ни в официальном, ни в частном порядке... Мы принадлежим Сотовариществу Иисуса, мы - сотоварищи Иисуса... Хотя слово иезуит стало обиходным, мы, тем не менее, не принимаем его, так как оно не было нам дано ни Блаженным Игнатием, ни Святейшим Престолом; однако мы не отвергаем его, ибо не в наших силах приостановить или задержать порыв общественного мнения» Ю. Негроне «Толкования общих правил»,

Презрительное прозвище «иезуиты» они получили от протестантов Германии с самом начале своего существования. Предполагается, что что эта кличка в отрицательном значении «лицемер» и «фарисей» существовала и до основания Ордена. В документах Тридентского собора ( –) они уже называются «иезуитами» (Jesuitae fovendi sunt , Generali Jesuitarum Ordinem , Religionem Jesuitarum ).

Первое официальное самоупотребление слова «иезуит» произошло на тридцать второй Генеральной Конгрегации Общества, которая проходила в году.

Иерархия

Для ордена иезуитов характерны жёсткая дисциплина, централизация, беспрекословное подчинение главе ордена и папе римскому.

В орден не принимались бывшие еретики. Кандидаты в орден назывались индиферентами.

Разряды ордена:

  1. испытуемые (новиции), проходящие в продолжение двух лет суровую школу орденской дисциплины
  2. схоластики , изучающие 5 лет общие науки и богословие;
  3. коадъюторы , принимающие обычные монашеские обеты и распадающиеся на два разряда:
    1. духовные коадъюторы, посвященные в духовный сан и занимающиеся обучением юношества, миссионерством, исповеданием, проповедничеством, и
    2. светские коадъюторы, исполняющие физические работы для ордена, повара, слуги, управители, их набирали из числа прошеших первую ступень, минуя вторую.
  4. Высшую степень иезуитов составляют профессы , присоединяющие к трем обычным монашеским обетам еще четвертый - безусловное повиновение папе; занимаются либо миссионерством между язычниками и еретиками, либо служат духовниками при дворах владетельных князей. Профессы избирают из своей среды генерала ордена («чёрного папу»), назначающего профессов на остальные должности и наблюдающего за всеми отраслями деятельности ордена.

Учреждения общества - резиденции, миссии, коллегии, дома испытуемых (новициаты), дома действительных членов (профессов) - составляли «провинцию», управляемую «провинциалами». Из «провинций» составлялись «ассистенции» в объеме крупных государств (Франция, Италия и т. д.).

В Риме находился центральный орган ордена. В него входили ассистенты, генеральный секретарь, генеральный прокуратор, ведающий финансами, и адмонитор (негласный контролер при генерале). Глава ордена - генерал, обладал неограниченной законодательной и административной властью, хотя теоретически он состоял под контролем общества. Он был несменяем. Ни один иезуит не стал папой до года, когда на римский епископский трон не взошёл под именем Франциска I аргентинский иезуит кардинал Хорхе Марио Бергольо .

Система воспитания

Орден иезуитов уделял огромное внимание науке и образовнию и в ордене была разработана оригинальная система воспитания. Ее принципы и методика изложены в специальном школьном уставе «Ratio atque institutio studiorum Societatis Jesu», утвержденном главой (генералом) ордена Аквавивой в . Цель иезуитского воспитания - подготовка к слепому служению церкви, беспрекословному подчинению авторитету папы римского и высших чинов католической церкви. Иезуитские школы делились на низшие - коллегии (с 7–летним сроком обучения) и высшие - семинарии(с 6–летним сроком обучения). Первые по объёму и характеру дававшегося ими образования приближались к гимназиям, появившимся в эпоху Возрождения, а вторые - к университетам того времени.

Продукты иезуитского образования

«Станете ли вы любоваться предприимчивостью одного из наших отцов? Все они люди мужественные, львы великодушные, которых не удивит никакая опасность и которые с презрением относятся к рискованным предприятиям. ... Страх и испуг неизвестны этим львам. ... Подобно апостолам, жизни и трудам которых они стараются подражать, они делят между собою всю Землю и сообща распределяют победы и добычу. Дух Божий одушевляет этих новых Самсонов.» (из юбилейного панегирика 1640 года «Imago primi saeculi Societatis Iesu. Lib. III»)
  • Фидель Алехандро Кастро Рус (Fidel Alejandro Castro Ruz , родился 13 августа ), кубинский революционер, президент социалистической республики Куба с до начала года

История ордена

«Это орден самого Иисуса, Сына Божия, ордена, которого Он настоящий создатель и который назван по имени Его: Иисус Христос его первый основатель; Пресвятая Дева - второй, а св. Игнатий - только третий.» (из юбилейного панегирика года «Imago primi saeculi Societatis Iesu. Lib. I, cap. 6»)

Генералы ордена

  • 1541–1556 Св. Игнатий Лойола
  • 1556–1565 Иаков Лейнец
  • 1565–1572 Св. Франциск Борджа
  • 1573–1580 Эверард де Маркур, из Люксембурга
  • 1581–1615 Клавдий Аквавива
  • 1615–1645 Мутиус Вителлечи
  • 1646–1649 Винценто Караффа
  • 1649–1651 Франциск Пикколомини Сиенский
  • 1652–1652 Алоиз Готтифреди
  • 1652–1664 Гошвин Никель, из Германии
  • 1664–1681 Иоанн Павел Олива, из Генуи, основатель миссии в Персии
  • 1682–1687 Шарль де Ноэль, из Брюсселя
  • 1687–1705 Тирсус Гонцалес
  • 1706–1730 Микельанжело Тамбурини
  • 1730–1750 Франц Рец, из Праги
  • 1751–1755 Игнацио Висконти
  • 1755–1757 Алоиз Центуриони
  • 1758–1773 Лоренцо Риччи

Вынужденный перерыв.

  • 1805–1820 Фаддей Бжозовский, поляк
  • 1820–1829 Лодовико Фортис, итальянец
  • 1829–1853 Ян Филипп ван Роотаан, голландец
  • 1853–1884 Иоанн Петр Бекр, бельгиец
  • 1853–1887 Иоанн Питер Беккс, бельгиец
  • 1887–1892 Антонио Андерледи, ирландец
  • 1892–1906 Луис Мартин
  • 1906–1914 Франц Вернц
  • 1915–1942 Владимир Ледуховский
  • 1946–1964 Жан Б. Янссенс
  • 1965–1981 Педро Аррупе
  • 1983–2008 Петер–Ханс Кольвенбах, баск
  • 2008–н.в. Адольфо Николас Пачона, испанец
  • 2016–н.в. Артуро Соса Абаскаль, венесуэлец

Иезуиты в России

Первым иезуитом, прибывшим в Россию, был Антоний Поссевино - посол папы при Иване Грозном . Однако в целом попытки иезуитов проникнуть в Россию пресекались властями: в по указу Петра I они были изгнаны из страны. Иезуиты возобновили деятельность при императрице Екатерине II на белорусских и литовских землях, вошедших в состав России в – , в результате раздела Речи Посполитой.

Когда в году ордена был распущен, Екатерина II отказалась признать папский приказ и разрешила иезуитам сохранить свою организацию и владения на территории Российской империи. В конце XVIII века Россия стала единственным государством, где иезуиты получили право деятельности. В году, несмотря на протесты папы, открыт иезуитский новициат (учебное заведение) в Полоцке. В 1780 году его посетила Екатерина II . В году по инициативе графа 3.Г. Чернышева и князя Г.А. Потемкина и по указу императрицы Екатерины II иезуиты избрали генерального викария - ректора Полоцкой коллегии С. Черневича . Иезуитам было предписано подчиняться архиепископу Могилевскому.

В году император Павел I доверил иезуитам просветительскую деятельность в западных губерниях России, поставив их во главе Виленской академии. Любимцем Павла I стал венский иезуит Г. Грубер (с года генерал ордена иезуитов), который неоднократно беседовал с императором об объединении церквей. В году орден был официально признан, но уже в они были высланы из Санкт–Петербурга и Москвы, а в их деятельность на территории Российской империи запрещена. В Российской Федерации в зарегистрировано Российское отделение ордена иезуитов - «Независимый российский регион общества Иисуса».

Новости

  • 14 октября года на 36–й генеральной конгрегации в Иезуитской курии в Риме новым генералом JS был избран венесуэльский священник, профессор Джорджтаунского университета в США Артуро Соса Абаскаль (Fr Arturo Sosa Abascal , November 12, , Caracas), который сменил ушедшего в отставку 80-летнего испанца Адольфо Николаса Пачона , возглавлявшего JS с года. В выборах участвовали 215 иезуитов со всего мира.
  • 13 марта года в Ватикане был избран новый папа - иезуит Хорхе Марио Бергольо (Jorge Mario Bergoglio , р. в Буэнос–Айресе), бывший архиепископ Буэнос-Айреса, взявший имя Франциск I . До него иезуитов папами не избирали.
  • 27 октября

Этот монашеский орден был основан в 1534 году в Париже испанским дворянином Игнатием Лойолой и утверждён Павлом III в . Членов ордена, известных как «иезуиты», начиная со времён протестантской Реформации называли «пехотинцами Римского папы» отчасти потому, что основатель ордена, Игнатий Лойола, был солдатом до того, как стал монахом, и, в конечном счёте, священником. Иезуиты активно занимались наукой, образованием, воспитанием юношества, широко развивали миссионерскую деятельность. Девизом ордена является фраза «Ad majorem Dei gloriam », что переводится с латыни как «К вящей славе Божией».

Сегодня число иезуитов составляет 19 216 человек (данные 2007 года), из них 13 491 священников. Около 4 тысяч иезуитов в Азии, 3 - в США , а всего иезуиты ведут работу в 112 странах мира, они служат в 1 536 приходах. Орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни.

Территориально Орден делится на «провинции» (в некоторых странах, где иезуитов много, существует по несколько провинций; и наоборот, некоторые провинции объединяют несколько стран), «регионы», зависимые от той или иной провинции, и «независимые регионы». Иезуиты, проживающие на территории бывшего СССР , за исключением стран Балтии , относятся к Независимому Российскому Региону.

В настоящее время главой (генералом) ордена является испанец Адольфо Николас, сменивший Питера Ханса Колвенбака. Главная Курия ордена находится в Риме , в исторически значимом комплексе зданий, и включает в себя знаменитую церковь Святейшего Имени Иисуса.

История ордена

Оппозиция Обществу дворов великих католических монархов Европы (Испании, Португалии , Франции) вынудила папу Климента XIV упразднить орден в 1773 году . Последний генерал ордена заключён в римскую тюрьму, в которой и умер через два года.

Общество в XIX и XX веках

Упразднение ордена продолжалось сорок лет. Закрылись коллегии, миссии, остановлены разнообразные начинания. Иезуиты были присоединены к приходскому клиру. Однако по различным причинам Общество продолжало своё существование в некоторых странах: в Китае и в Индии , где сохранилось несколько миссий, в Пруссии и, прежде всего, в России , где Екатерина II отказалась публиковать указ папы.

Общество было восстановлено в 1814 году . Новый расцвет испытывают коллегии. В условиях «промышленной революции» проводится усиленная работа в области технического образования. Когда в конце XIX века появляются движения мирян, иезуиты принимают участие в руководстве ими.

Продолжается интеллектуальная деятельность, в числе прочего создаются новые периодические издания. Необходимо, в частности, отметить французский журнал «Etudes», основанный в г. о. Иваном-Ксаверием Гагариным. Создаются центры общественных исследований для изучения новых социальных феноменов и воздействия на них. В г. была создана организация «Народное действие» (Action Populaire), для того чтобы способствовать изменению социальных и международных структур и помочь рабочим и крестьянским массам в их коллективном развитии. Многие иезуиты также занимаются фундаментальными исследованиями в области естественных наук, переживающих свой подъём в XX веке . Из этих учёных наиболее известен палеонтолог Пьер Тейяр де Шарден .

Иезуиты работают также в мире массовой коммуникации. Они работают на радио Ватикана со времени его основания по сегодняшний день (в частности, в русской секции).

Вторая мировая война стала для Общества, так же как и для всего мира, переходным периодом. В послевоенное время возникают новые начинания. Иезуиты участвуют в создании «рабочей миссии»: священники работают на заводе, чтобы разделить условия, в которых живут рабочие, и сделать Церковь присутствующей там, где её не было.

Развиваются теологические исследования. Французские иезуиты изучают богословие Отцов Церкви и предпринимают первое научное издание греческих и латинских святоотеческих писаний, которое приходит на смену старому изданию отца Миня: это собрание «Христианских источников». Работа над ним продолжается и сегодня. Другие богословы становятся знаменитыми в связи со Вторым Ватиканским Собором : о. Карл Ранер в Германии, о. Бернард Лонерган, преподававший в Торонто и Риме.

Запрет деятельности иезуитов действовал до падения монархии в марте 1917 года.

Советская власть и ее идеология относилась к иезуитам крайне негативно, подавая их как некую аморальную шпионскую спецслужбу католической церкви. В частности, им приписывался принцип «Цель оправдывает средства» (на деле изречение принадлежит Никколо Макиавелли).

Известные иезуиты

  • Св. Игнатий де Лойола (1491-1556) - основатель ордена.
  • Св. Франциск Ксаверий (1506-1552) - миссионер и проповедник, проповедовал в Азии - от Гоа и Цейлона до Японии .
  • Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1600-1658) - известный испанский писатель и мыслитель.
  • Антонио Поссевино (1534-1611) - папский легат, посещал Россию.
  • Хосе де Акоста (1539-1600) - исследователь Южной Америки, впервые высказал теорию о заселении американского континета переселенцами из Азии.
  • Св. мученик Иоанн де Бребёф (Жан де Бребёф) - исследователь Сев. Америки, замучен индейцами.
  • Франсиско Суарес (1548-1617) - испанский теолог и философ.
  • Маттео Риччи (1552-1610) - основатель иезуитской миссии в Пекине .
  • Мансиу Ито ( -) - глава первого японского посольства в Европу .
  • Адам Коханский ( -) - учёный, математик.
  • Жан Франсуа Жербильон ( -) - французский учёный иезуит -миссионер в Китае .
  • Джованни Саккери (1667-1733) - учёный, математик.
  • Лоренцо Риччи (1703-1775)- генерал ордена иезуитов; после уничтожения ордена папой Климентом XIV заключен в крепость св. Ангела , где и умер. Известен ответом на предложение о реформе ордена: «Sint ut sunt aut non sint».
  • Мишель Корретт (1707-1795) - французский композитор и органист.
  • Мартин Почобут-Одляницкий (1728-1810) - белорусский и литовский просветитель, астроном, математик, ректор Главной виленской школы (1780-1803).
  • Джерард Мэнли Хопкинс (1844-1889) - английский поэт.
  • Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) - французский теолог, философ, палеонтолог.

Образование в иезуитских школах получали Декарт , Корнель , Мольер , Лопе де Вега , Дж. Джойс и многие другие видные писатели и учёные.

Иезуиты в мировой литературе

  • Беранже - «Святые отцы»
  • Бласко Ибаньес - «Отцы иезуиты»
  • Стендаль «Красное и черное» - рисует картину иезуитской школы
  • Дюма, Александр (отец) - «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя »
  • отец д"Оржеваль - роман «Анжелика» из 13 томов Анн и Серж Голон
  • Джеймс Джойс - главный герой романа «Портрет художника в юности», Стивен Дедал, обучается в иезуитской школе
  • Эжен Сю - «Агасфер»

Иезуитский антисемитизм

Согласно исследованию философа и историка Ханны Арендт , именно иезуитское влияние было причиной распространения антисемитизма в Европе. Так, например, иезуитский журнал «Civiltà Cattolica», бывший одним из наиболее влиятельных католических журналов, в то же время «был в высшей мере антисемитским».

См. также

Библиография

  • Марек Инглот SJ Общество Иисуса в Российской Империи (1772-1820 гг.) и его роль в повсеместном восстановлении Ордена во всем мире - Москва: Институт философии, теологии и истории.
  • Мишель Леруа Миф о иезуитах: От Беранже до Мишле - Москва: Языки Славянской Культуры, 2001.
  • Генрих Бемер История Ордена Иезуитов - Сборник Издательство АСТ, 2007
  • Габриэль Моно Об Истории Общества Иисуса - Сборник Орден Иезуитов Правда и Вымысел Издательство АСТ, 2007

Примечания

Ссылки

  • Иезуиты в России Официальный сайт

Основателем ордена иезуитов был испанский дворянин Игнатий Лойола . Его биографами являются иезуиты, Лойола родился в 1491 году. Он был из родовитых, но небогатых дворян. Явившись тринадцатым ребенком в семье, он стал обузою для родителей, и те отдали его отставному королевскому казначею Хуану Веласко, который, по-видимому, был крестным отцом маленького Игнатия. Благодаря сохранившимся связям при дворе, Веласко имел возможность поместить мальчика в свиту Фердинанда III. Праздная жизнь среди богатых придворных, множество красавиц, окружавших величественную Изабеллу Кастильскую, чтение рыцарских романов сформировали молодого Игнатия по общей мерке. Это был молодой человек, находчивый болтун, поклонник женщин, вина и особенно военной славы, для который впечатлительный и самолюбивый юноша был готов пожертвовать всем. Утомясь бездействием при дворе, он поступил в военную службу. В царствование Фердинанда III военные действия почти не прекращались, а потому Игнатий был доволен, попав в свою среду. Подробных сведений о его службе не имеется. Известно только, что безумной храбростью Игнатий обратил на себя внимание покровителя - герцога и пользовался славою блестящего офицера. В январе 1516 года скончался Фердинанд III и на престол вступил его внук Карлос I, впоследствии объявленный императором Карлом V. В 1520 году Карл V решился начать войну против Франции.

Испанские войска двинулись из Кастилии в Капитонии, быстро покорили южную Наварру. Крепость важнейшего города Наварры, Памплун, защищал от французов тридцатилетний Лойола. В бою его тяжело ранило в обе ноги. Пощаженный противником, он был с переломами отправлен на излечение домой, и вскоре с ужасом узнал, что одна кость срастается криво. Это несчастье оказалось невыносимым, потому что не оставляло надежд на возвращение к военной жизни. Призванные хирурги нашли необходимым сломать кость, чтобы срастание шло успешнее. Легко вообразить, как мучительна была операция при тогдашнем уровне хирургии; однако Лойола выдержал все. Кость сломали, и она срослась опять, но когда лубки сняли вторично, возле колена обнаружили выдававшийся кусок кости, который мешал ходить. Больной настоял, чтобы этот кусок отпилили. Когда оказалось, что, благодаря ранам, одна нога стала короче другой, то Лойола, надеясь их сравнять, согласился, чтобы ему вытягивали ноги особенным воротом. Новая пытка стоила предыдущих, но изуродованная нога осталась короткой на всю жизнь.

Эту любопытную историю приводят все церковные биографы Лойолы, чтобы показать силу его выдержки, воли и попытаться тем самым найти истоки фанатического упорства, с каким он впоследствии преодолевал препятствия, возникшие с самого начала перед иезуитским орденом. Отказать Лойоле в признании таких качеств, действительно, нельзя - это была волевая натура.

Прошло время острых страданий и тяжелых операций, но больной не мог покидать постели, ожидая окончательного выздоровления. Ясность мыслей и жажда деятельности вернулись, но приходилось спокойно лежать. Тогда Лойола накинулся на чтение и потребовал рыцарских романов. Чья-то рука, может быть матери, потрясенной болезнью сына, подала ему жития святых и жизнеописание Иисуса Христа. Вскоре чтение его заинтересовало. Биографы-иезуиты рассказывают, что в сознании Лойолы под влиянием этого чтения совершился внезапный перелом - он пришел к уверенности в своем сверхъестественном призвании стать спасителем церкви. Но как бы то ни было, скорее мысль о возможности прославиться на духовном поприще заставила Лойолу отказаться от всего прошлого и начать новую жизнь во славу Господа Бога, Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии, рыцарем которой он решился объявить себя.

Приняв твердое намерение начать новую жизнь, Игнатий Лойола в марте 1522 года тайком покинул родительский дом. Свои новые планы он начал осуществлять так, как подсказывали “жития” и рыцарские романы: переночевал в часовне богородицы, которую избрал своей покровительницей, оставил оружие, затем сменил офицерский мундир на лохмотья, стал нищенствовать и расположился в пещере недалеко от Манресы. Именно в ней он написал книгу “Духовные упражнения”, которую иезуиты сделали одним из главнейших своих практических руководств. В это время, по словам иезуитских биографов, у него были сверхъестественные “озарения” и “видения”.

В феврале 1523 года Лойола, объявив своим друзьям - о своем намерении отправиться на поклонение гробу Господню в Иерусалим и затем обратить в христианство всех сарацин-мусульман, покинул Манресу.

В Иерусалим он прибыл в сентябре 1523 года. Там находилось представительство ордена францисканцев. Когда Лойола явился туда познакомиться, его подняли на смех. Францисканцы попытались объяснить, что затея его бессмысленна - что его не смогут выслушать, что содержание его будущих проповедей сомнительно с католической точки зрения. Вполне вероятно, что францисканцы были к тому же недовольны появлением этого красноречивого конкурента. Как бы то ни было, напуганный и растерявшийся Лойола пустился в обратное плавание.

Нисколько непоколебимый годом неудач, Игнатий Лойола понял, что с его скудными познаниями не достигнуть цели и, вернувшись в Барселону, прежде всего засел за латынь, о которой имел самое туманное представление, тогда как на этом языке средневековой учености были написаны богословские и богослужебные книги. Параллельно с учением Лойола стал приводить в исполнение свой другой план - вербовки сотоварищей; мало того, он не оставил старой привычки исправлять согрешивших поучениями и проповедями, подавая пример строгим образом жизни. В городе скоро заговорили о суровом проповеднике нравственности, и вокруг него стал образовываться кружок ревностных последователей. Лойола выбрал себе четырех учеников и этим положил основу духовному товариществу. Молодые дворяне не переставали зубрить латинскую грамматику. Через два года, не окончив курсов, они отправились в Алкалу, чтобы поступить в университет.

Лойола поступил на курсы в университет и повел тот же образ жизни, какой он вел в столице Каталонии. Вокруг него стали собираться кающиеся, о нем заговорили по городу. Здесь Лойола был арестован “святейшей” инквизицией: на него донесли как на еретика - настолько странное впечатление производили его речи даже в Испании, видавшей всякие образцы проповеднического рвения. Однако все обошлось благополучно - у него не оказалось за душой ничего, кроме фанатизма, слепой преданности папе и тщеславия.

В Саламанке, куда Лойола отправился после того, как ученики отреклись от него чтобы получить обучение, произошло то же самое. Записавшись на университетские курсы, Лойола вел тот строгий образ жизни, что в Алкале. После ареста Лойолы была рассмотрена его книга “Духовные упражнения”, в которой не было найдено ничего противохристианского в духе католицизма, к тому же книгу оценили как неумело написанную.

В январе 1528 года Лойола прибыл в Париж. Как совершил он свое путешествие, что случилось с ним дорогою, остается неизвестным, хотя ко времени своего появления в Париже он во многих отношениях изменился. Оставаясь прежним ревнителем своеобразно понимаемого христианства и нравственности, Лойола практически поумнел, перестал подвергать себя публичному осмеянию. Только в Париже и смог Лойола по-настоящему увидеть трудное положение церкви. Это были годы подъема антифеодальных и реформационных движений. В Париже печатались сочинения против протестантов, проникали сюда также протестантские книги против католицизма и папства; один богословский диспут сменялся другим.

И Лойола пришел к мысли, что настало время для “подвижничества” совсем особого, что нужен орден еще небывалый, который стал бы надежнейшей опорой пап в борьбе с врагами католической церкви. Понадобилось несколько лет, пока Лойола обдумал этот замысел, завербовал группу последователей и собрал сумму денег, нужную для начала.

15 августа 1534 года Лойола и шестеро его приверженцев собрались в одной из парижских церквей и принесли монашеские обеты, прибавив к ним новый обет беспрекословного повиновения папе. Этот день, собственно, и следовало бы считать первым в истории ордена иезуитов .

На римском престоле в это время был Павел III. Он не был склонен увеличивать число духовных орденов и ссылался на то, что уже имеется достаточно орденов и что вообще устройство новых орденов запрещено курией. Папа, разумеется, одобрял фанатическое рвение последователей Лойолы, которые к тому времени уже успели отличиться в словесной борьбе с протестантизмом. Павел еще долго колебался, и орден иезуитов был официально утвержден лишь 27 сентября 1540 года.

В планах Лойолы Павел III увидел возможность исполнить свое давнишнее желание - создать нечто вроде отряда папских янычар, которые безоговорочно служили бы своему повелителю в борьбе с ересями и с церковниками, требовавшими ограничить власть пап. Он считал важным то, что Лойола с товарищами отдавали себя в его полнейшее распоряжение, и не упустил указать это в учредительной булле, где подчеркнул, что они “посвятили свою жизнь на вечное служение… Христу, нам и преемникам нашим - римским первосвященникам”.

Именно поэтому, решившись утвердить новый орден, названный “Обществом Иисуса”, Павел III заспешил и даже не стал дожидаться, пока будет окончательно написан устав. Лойола только начал составлять устав почти через год. Надо было писать по-латыни, но так как он не смог выучиться официальному языку католической церкви, то сочинял по-испански, а другие переводили на латынь.

Своеобразие иезуитского ордена сразу бросалось в глаза. Старые ордена имели свои монастыри - у иезуитов их не было. Прочие монахи обязательно носили рясы - иезуит мог ходить и в светской одежде, если этого требовали интересы церкви; он мог даже скрывать свою принадлежность к ордену. Но главное различие заключалось не в этих внешних чертах.

Старые ордена тоже стремились укрепить пошатнувшийся престиж католической церкви. В свое время папы пытались прикрыть сребролюбие, чревоугодие и разврат церковной верхушки грубыми рясами монахов нищенствующих орденов и строгостью монастырских уставов. И все-таки охватившее церковь разложение нагляднее всего проявилось именно в монастырях. Ко времени Лойолы они повсеместно стяжали недобрую славу как безжалостные эксплуататоры крестьян, оплоты дикого мракобесия.

О том, как хорошо понял Лойола новые требования папства, свидетельствуют многие документы, написанные им самим или при его участии. Прежде всего это орденский устав, затем еще раньше написанная Лойолой книга “Духовные упражнения” и им же законченные в 1555 году “Конституции” ордена. Уже эти три основных документа являются убедительным доказательством остроты дворянского классового чутья Лойолы и его сподвижников.

31 июля 1556 года глава ордена, создавший грандиозный по своему значению институт, скончался. Следующим генералом стал бывший соратник Лойолы Лайнес.