Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Транспортная логистика. Анализ эффективности транспортно-логистической системы компании. Срок окупаемости: формула. Вложение и прибыль

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНТРАНС РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Экономическая оценка инвестиций на транспорте»

Тема: «Сравнительная оценка экономической эффективности инвестиционного проекта по приобретению транспортных средств».

Выполнила: Левицкая А.В.

Санкт-Петербург

Введение

Цель выполнения данной курсовой работы - закрепление теоретических знаний дисциплины и освоение практических аспектов рассматриваемых в работе вопросов:

1. Сформировать себестоимость перевозок по маркам выбранных автотранспортных средств.

2. Определить эффективность приобретения автотранспорта при различных источниках финансирования, рассчитав критерии «Чистая текущая стоимость» и «Дисконтированный период окупаемости» (графическим методом).

3. Сравнить эффективность инвестиционных проектов, сделать выводы.

Для выполнения курсовой работы по данным об объеме грузоперевозок, характере груза и характеристика автотранспортных средств (табл.1) выберем модель автомобиля (автомобилей) и их количество.

Автотранспорт может быть приобретен по различным схемам:

В собственность (с учетом кредитования);

По договору финансового лизинга

Таблица 1. Характеристика транспортного средства

Таблица 2. Исходные данные для расчета

Наименование показателя

Номер варианта

Объем грузоперевозок, т.

Характер груза

Сроки (период) перевозки

Средняя протяженность маршрута перевозки, км

Характер перевозки

Условные обозначения:

Ст. - груз, не требующий особого температурного режима, стандартный груз (стандартные размеры упаковки, груз не требует постоянной температуры перевозки)

ЕДН - ежедневно (по рабочим дням); ЕНД - еженедельно

Г - внутригородские перевозки (общая протяженность маршрута «от двери до двери»)

1. Расчет необходимого количества, а/м и суммы прогнозируемых капитальных вложений

При выборе транспортного средства необходимо учитывать дополнительные ограничения:

Средняя скорость движения автотранспорта в черте города - 30 км/час

Рабочий день для водителя составляет 8 ч

График работы водителя 5дней / 2 дня).

На основании характеристик выбранного типа автотранспортных средств и их количестве определим общую сумму прогнозируемых капитальных вложений (табл.3).

Определим необходимое количество машин:

Объем грузоперевозок по условию 20т. ежедневно, грузоподъемность одной машины 5т., так как дана средняя протяженность маршрута 120км, а средняя скорость, а/м 30км/ч, то

продолжительность одного рейса равна:

120/30=4ч., рабочий день водителя 8ч, значит, в день выходит 2 рейса по 5т. одной машиной, равно 10т., значит нам необходимо 2 машины.

Таблица 3

Сумма прогнозируемых капитальных вложений

2. Расчет себестоимости перевозок на автомобильном транспорте

При выборе типов автотранспортных средств или при применении различного графика их работы расчет себестоимости по статьям производится по каждому типу машин отдельно, а потом суммируется.

Расчет расходов на топливо и смазочные материалы.

Нормы расхода топлив повышаются при следующих условиях:

Работа автотранспорта в городах с населением свыше 3 млн. человек - до 25% , мы возьмем 20%

Норма затрат на смазочные материалы составляет: для автомобилей иностранного производства - 4,5%.

Стоимость 1 литра диз.топлива на момент настоящих расходов в среднем составляет 33р.

Итоговый расчет расходов на топливо и смазочные материалы представляется по форме таблицы (табл.4).

Таблица 4. Расчет расходов на топливо и смазочные материалы (2 а/м)

Наименование показателя

Значение

Примечание

Норма расхода топлива, л/100 км

Увеличение нормы расходов, л/100км

Суммарная норма расхода топлива, л/100км

Пробег автомобиля за рейс, км

Продолжительность рейса с грузом, ч

Стоимость топлива, руб/л

Расходы на топливо за рейс, тыс.руб.

Расчет под таб.

Норма затрат на смазочные материалы, %

Расчет под таб

Расходы на смазочные материалы за рейс, тыс. руб.

Расход топлива при работе холодильной установки за час, руб.

Расход топлива при работе холодильной установки за рейс с грузом, тыс.руб.

Количество рейсов за год

Расчет под таб

Расходы на топливо и смазочные материалы за год, тыс. руб.

№11*(№6+№8)

Расчет расходов на топливо за 1 рейс:

120км*18л/100км =21.6л на 1 рейс

21.6л*33р=712.8р =0.7тыс.руб

Расчет расходов на смазочные материалы за рейс:

0.7*4.5%=0.03тыс.руб

Расчет количества рейсов за год (2 а/м):

По условию у водителей пятидневка, значит одна а/м делает за день 2 рейса, за неделю(с учетом выходных) 10рейсов, за месяц 40рейсов и за год 480рейсов, у нас 2 а/м, значит общее количество рейсов за год 960

Расходы по заработной плате водителей и командировочных расходов

Заработная плата водителя на внутригородских перевозках составляет 15000 рублей в месяц. Ставка страховых взносов составляет 30% от фонда оплаты труда водителей, страховой тариф по страхованию от несчастных случаев на производстве (6 класс профессионального риска) - 0,7% от фонда оплаты труда водителей.

Расчет заработной платы водителей и страховых взносов производится по форме (табл.5).

Таблица 5. Расчет затрат по заработной плате и отчислениям на социальное страхование

Наименование показателя

Значение

Примечание

Сумма ежемесячной заработной платы 1 водителя, тыс.руб.

Количество водителей

Сумма ежемесячных расходов на заработную плату, тыс.руб.

Расходы на социальное страхование за месяц, тыс. руб.

Общая сумма расходов на оплату труда и социальное страхование за месяц, тыс. руб.

Общая сумма расходов на оплату труда и социальное страхование за год, тыс. руб.

3. Расходы по износу и восстановлению автомобильных шин

Нормативный пробег шины в среднем составляет 70000 км (независимо от типа и марки шин).

Для транспортных средств малой и средней грузоподъемности необходимо приобретение «зимних шин».

Первоначальное приобретение шин отражается в сумме инвестиционных ресурсов.

Расчет затрат по износу и восстановлению шин представляется по форме (табл.7).

Таблица 7

Расчет затрат по износу и восстановлению шин

Стоимость одной шины взята средняя на настоящее время 8тыс.руб,

У 1 а/м 6 колес, два комплекта(зима, лето)составляют 12 шин на 1 а/м, значит на 2 а/м необходимо 24 шины.

Рассчитаем пробег, а/м за год и сравним с нормативом:

За день а/м делает 2 рейса=240км, за год 240раб.дней*240км=57.6тыс.км

Получаем 2 комплекта шин по нормативу хватит на 2 года использования, значит на 1 год: 12*8=96тыс.р.

4. Амортизация автомобиля (полуприцепа)

Полезный срок службы грузового автомобиля и полуприцепа составляет 5 лет. Амортизация определяется линейным методом (табл.8).

Ежегодная амортизация равна отношению первоначальной стоимости автомобиля к полезному сроку службы.

Среднегодовая стоимость автомобиля определяется как средняя арифметическая величина между первоначальной и остаточной стоимостью автомобиля.

Таблица 8

Расчет амортизации и остаточной стоимости автотранспортного средства

Первоначальная стоимость, тыс. руб.

Сумма начисленной амортизации, тыс. руб.

Остаточная стоимость, тыс. руб.

Среднегодовая стоимость, тыс. руб.

5. Расчет затрат на плановое техническое обслуживание (ТО) автотранспорта и страхование автомобиля по КАСКО

Расчет планового технического обслуживания производится на основании исходных данных о его средней стоимости технического обслуживания и межремонтного пробега (см.табл.1). Количество единиц ТО за месяц (год) определяется расчетным путем (табл.9). При расчете количества единиц ТО за период производится округление до целочисленного значения в большую сторону.

По условию плановое ТО через 20тыс.км, пробег 1а/м за год у нас 57.6, значит на 1 а/м в год 3 ТО, на 2а/м 6ТО в год.

Таблица 9

Расчет затрат на плановое ТО

Расчет страховых платежей по КАСКО осуществляется на основании процентных ставок (см.табл.1) и остаточной стоимости автомобиля (см.табл.8) за каждый год (табл.10). Ставка по КАСКО не изменяется при увеличении амортизации автомобиля.

Таблица 10

Расчет платежей по КАСКО(2 а/м)

Расчет налоговых платежей

Ставка по транспортному налогу 40 руб. за 1 л/с, значит транспортный налог составит:

130л.с.*40р=5.2тыс.руб *2 а/м=10.4тыс.руб.

Налог на имущество определяется исходя из среднегодовой стоимости автомобиля. Ставка налога составляет 2,2%

Налог на прибыль определяется исходя из валовой прибыли, уменьшенной на сумму налога на имущество и страхования автомобиля по КАСКО. Ставка налога на прибыль составляет 20%.

Расчет общей суммы себестоимости перевозок

Планируется ежегодный рост цен на топливо 0,5% в год, заработной платы водителей - на 1% в год.

Прочие затраты составляют 10% от общей суммы затрат за год (без учета амортизации).

Для расчета финансового результата (табл. 13) необходимо:

Доход определяется как произведение полной себестоимости (с учетом амортизации) на коэффициент 1.21, учитывающий увеличение на норму прибыли. Норма прибыли, вложенная в цену составляет 20%

Валовая прибыль определяется как разность между доходом и полной себестоимостью производства;

Прибыль от продажи перевозок представляет собой валовую прибыль, уменьшенную на налог на имущество организаций и платежи по КАСКО.

6. Расчет экономической эффективности проекта

Реализация проекта приобретения автотранспортных средств возможна при различных условиях:

Приобретение в собственность за счет собственных средств;

Приобретение в собственность за счет кредитных ресурсов;

Приобретение по договору лизинга.

В курсовой работе рассмотрен сравнительный расчет эффективности приобретения автотранспортных средств за счет кредитных ресурсов и по договору лизинга.

Для определения экономической эффективности инвестиционного проекта в курсовой работе необходимо рассчитать критерии «чистая текущая стоимость» и «дисконтированный период окупаемости».

Расчет основан на определении чистого денежного потока по годам реализации проекта. Для определения чистого денежного потока необходимо:

Перенести соответствующие данные из таблиц в соответствующие строки;

Чистый поток определяется как разность между притоком и оттоком по проекту.

Таблица 12

Расчет себестоимости перевозок, тыс. руб.

Показатель

Расходы на топливо и смазочные материалы

Расходы по заработной плате водителей с отчислениями

Командировочные расходы

Расходы на износ и восстановление шин

Расходы на плановое ТО

Транспортный налог

Прочие расходы

Итого себестоимость (без амортизации)

Амортизационные отчисления

Общая сумма затрат с учетом амортизации (полная себестоимость)

Таблица 13

Расчет финансового результата, тыс.руб.

Показатель

Себестоимость без амортизации

Амортизационные отчисления

Полная себестоимость

Доход (с учетом нормы прибыли)

Валовая прибыль

Налог на имущество

Прибыль от продажи перевозок

Дисконтирование-стоимость денег во времени.

Чистая текущая (дисконтированная) стоимость (NPV - net present value of cash flows) представляет собой сумму дисконтированных по годам денежных потоков за все периоды реализации проекта:

где r - процентная ставка, использующаяся для данного инвестиционного проекта;

Т - период реализации проекта.

Чистая дисконтированная стоимость показывает настоящую стоимость разновременных результатов от реализации конкретного проекта. Правило отбора проектов по критерию чистой дисконтированной стоимости гласит: проект является приемлемым для инвестора, если его чистая дисконтированная стоимость больше нуля. Положительная величина чистой дисконтированной стоимости свидетельствует не только о полном возмещении затрат на инвестиционный проект при прогнозируемом уровне доходности капитала, но и о получении дополнительного дохода, то есть об увеличении активов предприятия вследствие принятия проекта.

Для дальнейших расчетов коэффициент дисконтирования принимается по ставке 14% в год.

Дисконтированный период окупаемости определяется графическим методом, где по горизонтальной оси - порядковый номер года реализации проекта, по вертикальной - сумма чистой текущей стоимости за данный год.

6.1 Расчет эффективности приобретения автомобилей при использовании кредитных ресурсов

Кредит погашается дифференцированными платежами исходя из остатка задолженности по договору. Ежегодное погашение основного долга осуществляется равномерно.

Остаток по кредиту за первый год определяется как сумма инвестиционных ресурсов с учетом доли использования кредитных ресурсов. Остаток по кредиту в последующие годы определяется как разница между остатком по кредиту за предыдущий период и суммой основного долга за текущий год. Расчет суммы начисленных процентов производится как произведение остатка по кредиту и процентной ставки по кредиту. Расчет погашения кредита производится по форме (табл.15).

3270-100% 2943-90% 327-10%

2943:4года=735.75т.р.

Под 11% годовых

Расчет чистой текущей стоимости производится по форме (табл.16). На основании данных таблицы необходимо построить график периода окупаемости проекта.

6.2 Расчет эффективности приобретения автомобилей по договору лизинга.

Расчет лизинговых платежей производится ежегодно равными частями исходя из расчета общей суммы лизингового платежа. Последовательность расчета лизинговых платежей следующая.

1. Производится расчет размеров лизинговых платежей по годам, если договор лизинга сроком более одного года

2. Рассчитывается общий размер лизинговых платежей за весь срок договора лизинга как сумма платежей по годам.

3. Рассчитываются размеры лизинговых платежей в соответствии с выбранной сторонами периодичностью взносов (ежегодно).

Расчет общей суммы лизинговых платежей (без НДС) осуществляется по формуле

ЛП = АО + ПК + КВ + ДУ, (2)

где ЛП - общая сумма лизинговых платежей;

АО - величина амортизационных отчислений, причитающихся лизингодателю в текущем году;

ПК - плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества - объекта договора лизинга; КВ - комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга;

ДУ - плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателя, предусмотренные договором лизинга.

Амортизационные отчисления определяются отношением первоначальной стоимости к сроку полезного использования

АО = первоначальная стоимость / срок полезного использования

Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение имущества - предмета договора рассчитывается по формуле

ПК = Q х КР х СТк / 100% , (3)

где ПК - плата за используемые кредитные ресурсы, руб.; Q - коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества. Если для приобретения имущества используются только заемные средства, коэффициент Q = 1 или 100%;

КР - сумма кредитных ресурсов, руб.;

СТк - ставка за кредит, % годовых.

При этом имеется в виду, что в каждом расчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодовой суммой непогашенного кредита в этом году или со среднегодовой остаточной стоимостью имущества - предмета договора:

КРt = (OCн + OCк) / 2 (4)

где КРt - кредитные ресурсы, используемые на приобретение имущества, плата за которые осуществляется в расчетном году, руб.;

OCн и OCк - расчетная остаточная стоимость имущества соответственно на начало и конец года, руб.

Комиссионное вознаграждение (КВ) рассчитывается от среднегодовой остаточной стоимости имущества по формуле

КВt = ((ОСн + ОСк) /2) х СТв / 100 , (5б)

где Ств - ставка комиссионного вознаграждения, устанавливаемая в процентах от среднегодовой остаточной стоимости имущества - предмета договора. Т.е

КВ1=2943х6/100=176.58

КВ2=2289х6/100=147.94 ит.д по годам

Плата за дополнительные услуги в расчетном году рассчитывается по формуле:

ДУт = (Р + Р + ... Рn) / Т, (6)

ДУт - плата за дополнительные услуги в расчетном году, руб.; Р, Р, .., Рn - расход лизингодателя на каждую предусмотренную договором услугу, руб.;

Т - срок договора, лет.

В состав дополнительных услуг включается страхование имущества (КАСКО), местные налоги (например, налог на имущество) и т.п.

Условия приобретения автомобилей по договору лизинга представлены в таблице (табл.14).

Таблица 14. Условия договора кредита

Таблица 15

Расчет погашения кредита, тыс.руб.

Условия использования кредитных ресурсов сформулированы ранее в таблице (кроме срока договора кредита) (см.табл.14). Расчет кредитных платежей производится по формулам (3) и (4).

В сумму дополнительных услуг включается налог на имущество и страхование по КАСКО.

Выплата лизинговых платежей (включение в состав затрат) осуществляется ежегодно равными долями.

Общая сумма лизинговых платежей представляется по форме (табл.18).

Расчет размера ежегодного лизингового платежа осуществляется по формуле

ЛВг = ЛП: Т, (7)

где ЛВг - размер ежегодного лизингового платежа, руб.;

ЛП - общая сумма лизинговых платежей, руб.;

Т - срок договора лизинга, лет.

На основании произведенных расчетов формируется таблица движения денежных потоков, в которой производится расчет критерия «чистая текущая стоимость» по проекту, где сумма капитальных вложений будет составлять сумму авансового платежа (табл. 19).

Таблица 16

Таблица движения денежных потоков

Показатель

Приток, тыс.руб.

Отток, тыс. руб.

Капитальные вложения

Налог на прибыль

Налог на имущество

Выплаты по кредиту

CF (чистый поток), тыс. руб.

DCF (дисконтированный чистый поток), тыс. руб.

NPV, тыс. руб.

Графический метод определения периода окупаемости проекта.

автомобиль перевозка лизинг кредитный

Два проекта:

1-Голубой график -приобретение в собственность за счет кредитных ресурсов;

2-Зеленый график -приобретение по договору лизинга.

Таблица 17

Условия оформления договора финансового лизинга

Таблица 18

Расчет лизинговых платежей за весь период договора, тыс.руб.

Амортизация

Плата на кредитные ресурсы

Комиссионное вознаграждение

Дополнительные услуги

Итого платеж за год

Таблица 19

Таблица движения денежных потоков, тыс. руб.

Показатель

Капитальные вложения

Себестоимость без амортизации

Лизинговый платеж

Налог на прибыль

CF (чистый поток)

DCF (дисконтированный чистый поток)

Мы рассчитали возможность приобретения автотранспортных средств по двум проектам:

1-приобретение в собственность за счет кредитных ресурсов;

2 -приобретение по договору лизинга.

Мы определили дисконтированный период окупаемости в обеих проектах и показали полученные данные в графика на рис.1

Проанализировав данные, можно сделать следующие выводы.

Проект 1 период окупаемости (прибыль=0) составил 4.2года

Проект 2 период окупаемости (прибыль=0) составил 4.6 лет

Графики сошлись в одной точке в отметке 3.7 лет при NPV= -42.0т.р.

За период, равный 5 годам проект №1 принес прибыль 18.3т.р., а проект №2- 34т.р.

Несмотря на то, что проект №1 за годы до достижения отметки 0 меньшие убытки, проект №2 за тот же срок окупился и более того, принес прибыль почти вдвое большую.

Исходя из этого вывод таков - инвестиционный проект по приобретению автотранспортных средств по договору лизинга более эффективен для предприятия.

Список использованной литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть 2.

2. Федеральный закон РФ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ от 24.07.2009г (с последующими изменениями).

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18.12.2006г №857 «Об утверждении классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

4. Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008г №АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».

5. Инвестиции: Учебник. /Под ред. В.В.Ковалева. - М.; Проспект, 2006.

6. Орлова Е.Р. Инвестиции: Учебное пособие. - М.; ОМЕГА-Л, 2008.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проведение расчета ресурса легкового автомобиля Икарус-280. Оценка и расчет оптимизации эффективности работы средств обслуживания автомобилей по критерию минимума затрат от функционирования системы. Прогноз грузооборота автотранспортного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2011

    Расходы на авиаГСМ. Амортизация ВС и авиадвигателей. Расходы на периодическое техническое обслуживание ВС, на оплату труда летного состава, бортпроводников и наземного персонала. Расчет экономической эффективности сравниваемых типов воздушных судов.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2010

    Расчет количества автомобилей на автотранспортном предприятии для выполнения грузовых перевозок. Производственные программы по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей. Разработка технологического процесса, экономический анализ стоимости.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2013

    Производственная программа по эксплуатации автомобилей. Программа материально-технического обеспечения и по труду и заработной плате. Расчет затрат предприятий автомобильного транспорта, себестоимости перевозок, прибыли и финансовых показателей АТП.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2011

    Составление сметы затрат на автоперевозку грузов и расчет калькуляции себестоимости автомобильных перевозок. Основные технико-экономические показатели работы подвижного состава. Определение экономической эффективности работы подвижного состава.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2016

    Расчет основных эксплуатационных показателей электровоза. Определение нормы удельного расхода электроэнергии на 10000 ткм брутто. Определение себестоимости перевозок, обоснование выбора марки электровоза, экономическая эффективность от его использования.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Затраты, связанные с выполнением международных автомобильных перевозок. Основные методики оценки эффективности лизинговой сделки. Расчет лизинговых и кредитных платежей. Определение экономического эффекта от лизинговой сделки по сравнению с кредитной.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2013

    Характеристика маршрутов и технико-эксплуатационные показатели работы автобусного парка. Обоснование метода технического обслуживания и диагностирования автомобилей. Принцип действия проектируемого подъемника, расчет затрат и экономической эффективности.

    дипломная работа , добавлен 01.04.2013

    Понятие международной перевозки и зависимость ее себестоимости от различных технико-эксплуатационных факторов. Расчет затрат на топливо и обеспечение, заработную плату и техническое обслуживание. Выбор рациональных маршрутов работы транспортных средств.

    курсовая работа , добавлен 15.08.2009

    Назначение, классификация и конструкция бортовых автомобилей. Выбор рациональной модели бортового автомобиля по трем критериям: производительность, конкурентоспособность, качество. Расчет экономической эффективности бортовых автомобилей. Оценка качества.

Является одним из важных показателей при его оценке. Период окупаемости для инвесторов является основополагающим. Он в целом характеризует насколько ликвиден и доходен проект. Для правильного определения оптимальности вложений, важно понимать каким образом получается и рассчитывается показатель.

Смысл расчета

Один из самых важных показателей при определении эффективности вложений - срок окупаемости. Формула его показывает за какой отрезок времени доход от проекта покроет все единовременные затраты на него. Метод дает возможность рассчитать время возврата средств, которое затем инвестор соотносит со своим экономически выгодным и приемлемым сроком.

Экономический анализ предполагает использование различных методов при расчете упомянутых показателей. Его используют, если осуществляется сравнительный анализ для определения самого выгодного проекта. Важно при этом, что он не применяется как основной и единственный параметр, а рассчитывается и анализируется в комплексе с остальными, показывающими эффективность того или иного варианта инвестиций.

Расчет срока возврата средств как основной показатель можно применить, если предприятие нацелено на быструю отдачу от вложений. Например, при выборе способов оздоровления компании.

При прочих равных условиях принимается к реализации тот проект, у которого самый маленький срок возврата.

Окупаемость вложений - формула, демонстрирующая число периодов (лет или месяцев), за которое инвестор вернет свои вложения в полном объеме. Иначе говоря, возврата средств. При этом следует помнить, что названный период должен быть короче отрезка времени, на протяжении которого осуществляется пользование внешними займами.

Что необходимо для расчета

Период окупаемости (формула его использования) предполагает знание таких показателей:

  • издержки по проекту - сюда включены все инвестиции, осуществленные с его начала;
  • чистый доход в год - это выручка от реализации проекта, полученная за год, но за вычетом всех издержек, включая налоги;
  • амортизация за период (год) - размер денежных средств, которые были потрачены на совершенствование проекта и способов его реализации (модернизация и ремонт оборудования, совершенствование техники и т.п.);
  • длительность затрат (имеются ввиду инвестиционные).

А для расчета дисконтированного срока возврата вложений, важно принять во внимание:

  • приход всех средств, сделанных за рассматриваемый период времени;
  • норма дисконта;
  • срок, на который дисконтировать;
  • первоначальный размер инвестиций.

Формула расчета окупаемости

Определение периода возврата вложений происходит с учетом характера поступления по проекту. Если подразумевается, что денежные потоки поступают равномерно на протяжении всего времени работы проекта, период окупаемости, формула которого представлена ниже, можно рассчитать так:

Где Т - срок возврата инвестиций;

И - вложения;

Д - полная сумма прибыли.

При этом полная сумма дохода складывается из и амортизации.

Понять, насколько целесообразен рассматриваемый проект при использовании данной методики, поможет то, что получаемая величина срока возврата инвестируемых средств должна быть ниже той, которая была задана инвестором.

В реальных условиях работы проекта, инвестор отказывается от него, если период возврата вложений выше заданной им лимитной величины. Либо он изыскивает методы по снижению периода окупаемости.

Например, инвестор вкладывает в проект 100 тыс. руб. Доход от реализации проекта:

  • в первый месяц составил 25 тыс. руб.;
  • во второй месяц - 35 тыс. руб.;
  • в третий месяц - 45 тыс. руб.

В первые два месяца проект не окупился, так как 25+35 = 60 тыс. руб., что ниже суммы вложений. Таким образом, можно понять, что проект окупился за три месяца, так как 60+45 = 105 тыс. руб.

Преимущества метода

Достоинствами описанного выше метода выступают:

  1. Простота расчета.
  2. Наглядность.
  3. Возможность провести классификацию инвестиций с учетом заданной инвестором величины.

В целом по этому показателю возможно вычислить и риск инвестиций, так как существует обратная зависимость: если срок окупаемости, формула которого указана выше, снижается, уменьшаются и риски проекта. И наоборот, с ростом срока ожидания окупаемости инвестиций, увеличивается и риск - инвестиции могут стать невозвратными.

Недостатки метода

Если же говорить о недостатках метода, то среди выделяют: неточность расчета, ввиду того что при его вычислении не принимается во внимание временной фактор.

По факту, выручка, которая будет получена за границей срока возврата, никаким образом не влияет на его срок.

Чтобы грамотно осуществить расчет показателя, важно под инвестициями подразумевать издержки на формирование, реконструкцию, улучшение основных средств предприятия. Вследствие этого эффект от них не может наступить сиюминутно.

Инвестор, когда вкладывает деньги в совершенствование какого-либо направления, обязан понимать тот факт, что лишь спустя какое-то время он получит неотрицательную величину денежного потока капитала. Из-за этого важно использование в расчетах динамических методов, которые дисконтируют потоки, приводя цену денег к одному моменту во времени.

Необходимость в подобных сложных расчетах вызвана тем, что цена денег на дату начала инвестиций не совпадает со стоимостью денег в конце реализации проекта.

Дисконтированный метод расчета

Срок окупаемости, формула которого представлена ниже, предполагает принятие в расчет временного фактора. Это расчет NPV - чистой приведенной стоимости. Расчет осуществляется по формуле:

где Т - период возврата средств;

IC - инвестиции в проект;

FV - планируемый доход по проекту.

Здесь учитывается и поэтому планируемый доход дисконтирован при помощи ставки дисконта. Эта ставка включает в себя риски по проекту. Среди них можно выделить основные:

  • риски инфляции;
  • риски неполучения прибыли.

Все они определяются в процентах и суммируются. Ставка дисконта при этом определяется так: + все риски по проекту.

Если поток денег неодинаковый

Если поступления от реализации проекта каждый год разные, окупаемость затрат, формула которой рассматривается в настоящей статье, определяется в несколько шагов.

  1. Сперва, необходимо определить число периодов (причем, оно должно быть целым), когда сумма прибыли нарастающим итогом станет приближенной к сумме вложений.
  2. Затем необходимо определить остаток: из суммы вложений вычитаем размер накопленной величины поступлений по проекту.
  3. После этого величина непокрытого остатка делится на величину денежных притоков следующего отрезка времени. Главный экономический показатель в этом случае - ставка дисконтирования, которая определяется в долях единицы либо в процентах в год.

Выводы

Срок окупаемости, формула которого была рассмотрена выше, показывает за какой отрезок времени произойдет полный возврат вложений и наступит момент, когда проект начнет давать доход. Выбирается тот вариант вложений, у которого период возврата самый маленький.

Для расчета используют несколько методов, которые имеют свои особенности. Самый простой - это деление суммы затрат на величину годовой выручки, которую приносит профинансированный проект.

Перед руководителем автотранспортного предприятия часто встает вопрос использования собственного или наемного транспорта. Для разрешения этой непростой ситуации проанализируем плюсы и минусы каждого из вариантов.

Собственный транспорт.

Плюсы

Минусы

1. Повышается качество оказания услуг в связи со специализацией транспортного предприятия, четким регулированием сроков и частоты отправления грузов.

1. Значительные затраты, связанные с хранением, эксплуатацией, ТО и ТР транспортных средств.

2. Точное планирование перевозок.

3. Контроль технического состояния.

3. Замораживание финансовых активов, потраченных на приобретение ПС, зданий для их хранения и ремонта и т.п.

4. Контроль местонахождения транспортного средства (при наличии спец. оборудования).

4. Найм дополнительного персонала для обеспечения работы ПС (водители, ремонтные рабочие и т.п.).

5. Затраты, связанные с поиском наемного транспорта, если собственный весь задействован в перевозках.

6. Невозможность перевозки ряда грузов из-за специализации транспортного предприятия.

Наемный транспорт.

Плюсы

Минусы

1. Никаких затрат на содержание парка ПС и на заработные платы сотрудников (водителей, ремонтных рабочих и т.п.).

1. Постоянный поиск выгодного сотрудничества на рынке транспортных услуг.

2. Возможность перевозки любых видов грузов (из-за наличия широкой базы транспортных компаний).

2. Риски при выборе транспортных партнеров.

3. Сравнительно низкие капитальные вложения на начальном этапе (при покупке ПС и т.п.).

3. Ошибки других перевозчиков не освобождают от ответственности.

4. Простое управление процессом доставки.

4. Низкая скорость реакции на мгновенные заказы (подача заказа и перевозка осуществляются в один и тот же день).

5. Недостаточное развитие рынка аутсорсинговых услуг.

Теперь наглядно видно, что преимуществ и недостатков хватает в двух вариантах. Для немного большей ясности обратимся к созданию транспортного предприятия.

При создании транспортной компании с собственным транспортом необходимы большие капитальные вложения. Для этого можно воспользоваться собственными или заемными средствами. Заемные средства берутся в кредит у банка и в этом случае не нужно извлекать средства из оборота компании. Собственные средства ограничивают возможности инвестиций предприятия. В последнее время популярность получил финансовый лизинг, который является наиболее выгодным по сравнению с первыми двумя способами. Применение лизинга позволяет сократить налогооблагаемую базу (тем самым уменьшить налоговые платежи), упростить бухгалтерский учет и др.

Если Вы не собираетесь тратить огромные средства на приобретение парка ПС , то работа транспортной компании будет строиться на партнерстве с перевозчиками (теми, у кого есть парк ПС). Таким образом, управление парком ТС передается в аутсорсинг. Также довольно часто практикуется найм владельцев транспортных средств, этот способ позволяет увеличить контроль над подвижным составом.

Важной оценкой выбора в пользу собственного или наемного транспорта является экономический анализ и расчет.


При расчете производится анализ грузопотоков . Это помогает выяснить, какой объем грузов нуждается в перевозке в определенном регионе за конкретный временной период (лучше всего анализ объема перевозок проводить по месяцам). Чтобы определить количество единиц подвижного состава необходимой грузоподъемности, стоит воспользоваться показателем минимального объема перевозок за месяц. Применение минимального объема для расчетов обусловлено тем, что транспорт не должен стоять (день простоя 1 транспортного средства – это убытки). А оставшиеся объемы перевозок (максимальные объемы перевозок) лучше закрывать с помощью привлеченного транспорта.

Как только получено необходимое количество транспортных средств, производится расчет затрат при использовании собственного и наемного транспорта. В данном расчете должны учитывать постоянные и переменные издержки. К постоянным отнесем издержки на техническое обслуживание, ремонт и хранение ТС, хранение запчастей, заработная плата административного персонала, амортизационные отчисления, общехозяйственные расходы, страхование, налоги, выплаты по кредитам и т.п. К переменным – ГСМ, эксплуатационные материалы, непредвиденные расходы и т.п. Заработная плата водителей при сдельной форме оплаты относиться к переменным затратам, при почасовой – к постоянным. Проведя расчет, получается следующий график.

Точка пересечения Е показывает равенство затрат при использовании наемного и собственного транспорта. Следовательно, при километраж < X выгодно использовать наемный транспорт, а если километраж > Х, то собственный. Таким образом, с экономической точки зрения вся задача сводится к нахождению точки равновесия (безразличия).

Как правило, таких расчетов хватает, чтобы принять решение по поводу приобретения ТС или использования наемного транспорта. К тому же этот метод используется и для выявления эффективности транспортного предприятия.

Нужно понимать, экономический расчет не дает полной картины. Немаловажными факторами, влияющими на выбор между своим и наемным транспортом, являются качество услуг, специализация предприятия, предоставление дополнительных услуг, выбор корпоративной стратегии компании и т.д. Но об этом мы поговорим позже.

Чтобы понять, что из себя представляет срок окупаемости, нужно представлять для каких сфер предпринимательской деятельности подходит это определение.

Для инвестирования

В данном контексте срок окупаемости представляет собой отрезок времени, после которого доход от проекта становится равен сумме вложенных денег. То есть коэффициент срока окупаемости при инвестировании в какое-либо дело будет показывать, сколько нужно будет времени, чтобы вернуть вложенный капитал.

Часто этот показатель является критерием выбора для человека, который планирует инвестировать в какое-либо предприятие. Соответственно, чем меньше показатель, тем привлекательнее дело. А в случае, когда коэффициент излишне большой, то первая мысль будет в пользу выбора другого дела.

Для капитальных вложений

Здесь речь идёт о возможности провести модернизацию или реконструкцию производственных процессов. При капитальных вложениях важность приобретает период времени, за который полученная от модернизации экономия или доп.прибыль станет равна сумме потраченных на эту модернизацию средств.

Соответственно на коэффициент срока окупаемости смотрят, когда хотят понять, есть ли смысл тратить средства на модернизацию.

Для оборудования

Коэффициент покажет, за какой промежуток времени окупит себя тот или иной прибор, станок, механизм (и так далее), на который тратятся деньги. Соответственно окупаемость оборудования выражается в доходе, который получает фирма за счёт этого оборудования.

Как производить расчёт срока окупаемости. Виды расчётов

Стандартно выделяется два варианта расчёта срока окупаемости. Критерием разделения будет учёт изменения ценности затраченных денежных средств. То есть, происходит учёт или во внимание он не берётся.

  1. Простой
  2. Динамичный (дисконтированный)

Простой способ расчёта

Применялся изначально (хотя и сейчас часто встречается). Но получить нужную информацию с помощью этого метода можно только при нескольких факторах:

  • Если анализируется несколько проектов, то берутся проекты только с одинаковым сроком жизни.
  • Если средства будут вкладываться только один раз в самом начале.
  • Если прибыль от вложенного будет поступать примерно одинаковыми частями.

Только так с помощью простого способа расчёта можно получить адекватный результат по времени, которое потребуется для «возврата» своих денег.

Ответ на главный вопрос - почему этот метод не теряет популярности - в его простоте и прозрачности. Да и если вам нужно поверхностно оценить риски вложений при сравнении нескольких проектов, он также будет приемлемым. Чем больше показатель - тем рискованнее вложение. Чем показатель при простом расчёте меньше, тем выгоднее инвестору вкладывать средства, ведь он может рассчитывать на возврат инвестиций заведомо большими частями и более короткие сроки. А это позволит поддерживать уровень ликвидности фирмы.

Но у простого способа есть и однозначные недостатки . Ведь он не учитывает крайне важные процессы:

  • Ценность денежных средств, которая постоянно меняется.
  • Прибыль от проекта, которая будет идти компании после прохождения отметки окупаемости.
  • Поэтому зачастую используется более сложный метод расчёта.

Динамичный или дисконтированный метод

Как следует из названия, этот метод определяет время от вложения до возврата средств с учётом дисконтирования. Речь о таком моменте времени, когда чистая текущая стоимость становится неотрицательной и такой и остаётся дальше.

Вследствие того, что динамичный коэффициент подразумевает учёт изменения стоимости финансов, он заведомо будет больше коэффициента при расчёте простым способом. Это важно понимать.

Удобство этого способа частично зависит от того, постоянны ли финансовые поступления. Если суммы различны по размеру, а денежный поток не постоянен, то лучше применять расчёт с активным использованием таблиц и графиков.

Как рассчитать простым способом

Формула, к которой прибегают для расчёта простым способом вычисления коэффициента срока окупаемости выглядит так:

СРОК ОКУПАЕМОСТИ = РАЗМЕР ВЛОЖЕНИЙ / ЧИСТАЯ ГОДОВАЯ ПРИБЫЛЬ

РР = К0 / ПЧсг

Принимаем во внимание, что РР - срок окупаемости выраженный в годах.

К0 - сумма вложенных средств.

ПЧсг - Чистая прибыль в среднем за год.

Пример.

Вам предлагают инвестировать в проект сумму в размере 150 тысяч рублей. И говорят, что проект будет приносить в среднем 50 тысяч рублей в год чистой прибыли.

Путём простейших вычислений получаем срок окупаемости равный трём годам (мы поделили 150 000 на 50 000).

Но такой пример выдаёт информацию, не принимая во внимание, что проект может не только давать доход в течение этих трёх лет, но и требовать дополнительных вложений. Поэтому лучше пользовать второй формулой, где нам нужно получить значение ПЧсг. А рассчитать его можно вычтя из среднего дохода средний расход за год. Разберём это на втором примере.

Пример 2:

К уже имеющимся условиям прибавим следующий факт. Во время осуществления проекта, каждый год будет тратиться порядка 20 тысяч рублей на всевозможные издержки. То есть мы уже можем получить значение ПЧсг - вычтя из 50 тысяч рублей (чистой прибыли за год) 20 тысяч рублей (расход за год).

А значит, формула у нас будет выглядеть следующим образом:

РР (срок окупаемости) = 150 000 (вложения) / 30 (среднегодовая чистая прибыль). Итог - 5 лет.

Пример показателен. Ведь стоило нам учесть среднегодовые издержки, как мы увидели, что срок окупаемости увеличился аж на два года (а это гораздо ближе к реальности).

Такой расчёт актуален, если вы имеет одинаковые поступления за все периоды. Но в жизни почти всегда сумма доходов меняется от одного года к другому. И чтобы учесть и этот факт, нужно выполнить несколько шагов:

Находим целое количество лет, которое понадобится для того, чтобы итоговый доход был максимально близок к сумме затраченных на проект средств (инвестированных).

Находим сумму вложений, которые так и остались непокрытыми прибылью (при этом принимается за факт, что в течение года доходы поступают равномерно).

Находим количество месяцев, которое потребуется для прихода к полноценной окупаемости.

Пример 3.

Условия похожи. В проект нужно вложить 150 тысяч рублей. Планируется, что в течение первого года доход будет 30 тысяч рублей. В течение второго - 50 тысяч. В течение третьего - 40 тысяч рублей. А в четвёртом - 60 тысяч.

Вычисляем доход за три года - 30+50+40 = 120 тысяч рублей.

За 4 года сумму прибыли станет 180 тысяч рублей.

А учитывая, что вложили мы 150 тысяч, то видно, что срок окупаемости наступит где-то между третьим и четвёртым годом действия проекта. Но нам нужны подробности.

Поэтому приступаем ко второму этапу. Нам нужно найти ту часть вложенных средств, которая осталась после третьего года не покрытой:

150 000 (вложения) - 120 000 (доход за 3 года) = 30 000 рублей.

Приступаем к третьему этапу. Нам потребуется найти дробную часть для четвёртого года. Покрыть остаётся 30 тысяч, а доход за этот год будет 60 тысяч. Значит мы 30 000 делим на 60 000 и получаем 0,5 (в годах).

Получатся, что с учётом неравномерного притока денег по периодам (но равномерного - по месяцам внутри периода), наши вложенные 150 тысяч рублей окупятся за три с половиной года (3 + 0,5 = 3,5).

Формула расчёта при динамическом способе

Как мы уже писали, этот способ сложнее, потому что учитывает ещё и тот факт, что денежные средства в течение времени окупаемости меняются по стоимости.

Для того чтобы этот фактор был учтён вводят дополнительное значение - ставку дисконтирования.

Возьмём условия, где:

Kd - коэффициент дисконта

d - процентная ставка

Тогда kd = 1/(1+d)^nd

Дисконтированный срок = СУММА чистый денежный поток / (1+d) ^ nd

Чтобы разобраться в этой формуле, которая на порядок сложнее предыдущих, разберём ещё пример. Условия для примера будут те же самые, чтобы было понятнее. А ставка дисконтирования составит 10% (в реальности она примерно такая и есть).

Рассчитываем в первую очередь коэффициент дисконта, то есть дисконтированные поступления за каждый год.

  • 1 год: 30 000 / (1+0,1) ^ 1 = 27 272,72 рублей.
  • 2 год: 50 000 / (1+0,1) ^ 2= 41 322,31 рублей.
  • 3 год: 40 000 / (1+0,1) ^ 3 = 30 052,39 рублей.
  • 4 год: 60 000 / (1+0,1) ^ 4 = 40 980,80 рублей.

Складываем результаты. И получается, что за первые три года прибыль составит 139 628,22 рубля.

Мы видим, что даже этой суммы недостаточно, чтобы покрыть наши вложения. То есть с учётом изменения стоимости денег, даже за 4 года мы этот проект не отобьём. Но давайте доведём расчёт до конца. По пятому году существования проекта у нас не было прибыли с проекта, поэтому обозначим её, к примеру, равной четвёртому - 60 000 рублей.

  • 5 год: 60 000 / (1+0,1) ^ 5 = 37 255,27 рублей.

Если сложить с нашим бывшим результатом, то получим сумму за пять лет равную 176 883,49. Эта сумма уже превышает вложенные нами на старте инвестиции. Значит, срок окупаемости будет располагаться между четвёртым и пятым годами существования проекта.

Приступаем к вычислению конкретного срока, узнаём дробную часть. Из суммы вложенного вычитаем сумму за 4 целых года: 150 000 - 139 628,22 = 10 371,78 рубля.

Полученный результат делим на дисконтированные поступления за 5-ый год:

13 371,78 / 37 255,27 = 0,27

Значит, до полного срока окупаемости нам не достаёт 0,27 от пятого года. А весь срок окупаемости при динамическом способе расчёта будет составлять 4,27 года.

Как и было заявлено выше - срок окупаемости при дисконтированном способе в большую сторону отличается от того же расчёта, но простым способом. Но при этом он правдивее отражает реальный результат, который вы получите при обозначенных цифрах и условиях.

Итог

Срок окупаемости - один из важнейших показателей для предпринимателя, который планирует инвестировать собственные средства и выбирает из ряда возможных проектов. При этом, каким именно способом производить вычисления - решать самому инвестору. В этой статье мы разобрали два основных решения и посмотрели на примерах, как будут меняться цифры в одной и той же ситуации, но с разным уровнем показателей.

Говорят, что счастье - это отсутствие выбора. Пикантность же нашей ситуации состоит в том, что заинтересованные юридические или физические лица вынуждены выбирать, пусть даже только из трёх позиций: собственный, наёмный транспорт или и то и другое вместе в определённой пропорции. Когда выбор верен, бизнес находится на подъёме.

Процесс принятия решения разбивается ещё множеством вопросов: каково оптимальное соотношение собственного и наёмного транспорта в компании в зависимости от профиля деятельности? Какие факторы влияют на выбор марок и моделей автомобилей для подвижного состава компании? Где ремонтировать свой автопарк - строить собственную ремонтную зону или пользоваться услугами «на стороне»? Как грузовладельцу не ошибиться в выборе транспортной или экспедиционной компании-партнёра?

Это лишь некоторые вопросы, на практике их гораздо больше. О том, как руководители автотранспортных компаний подходят к решению этой многогранной проблемы, о пути достижения экономического счастья в сентябре текущего года шёл разговор на Третьем Международном Автотранспортном Форуме в Москве в «Крокус Экспо» на конференции «Практика профессионалов».

Собственный транспорт всегда выгоднее, чем наёмный?

Метод-инженер Schneider Electric, кандидат экономических наук, независимый эксперт по логистике Роман Беспалов представил своё виденье вопроса: «на самом ли деле собственный транспорт всегда выгоднее, чем наёмный?».

По мнению Р. Беспалова, собственный транспорт выгоднее, чем наёмный, но только при условии обеспечения масштабируемости транспортного парка, построения эффективной системы контроля и управления транспортными бизнес-процессами, а также при грамотной мотивации персонала. В ситуации, когда транспортировка грузов является непрофильной для предприятия функцией, вопрос логично ставить прямо противоположно: какой комплекс мер нужно предпринять, чтобы собственный транспорт не был менее выгодным, чем наёмный? Сразу оговоримся, что речь пойдёт о предприятиях, имеющих в своём распоряжении не менее пятидесяти большегрузных автомобилей.

Анализ плюсов и минусов собственного и наёмного автопарков

Преимущества собственного автопарка:

  • клиентам предоставляется максимально высокий уровень сервиса за счёт гибкого регулирования сроков и частоты отправления грузов;
  • полный контроль технического состояния и местонахождения транспортных средств (при условии оборудования их радиостанциями, RFID-метками, GPS-приборами и пр.), что обеспечивает высокий уровень точности соблюдения сроков доставки;
  • возможность применения гибких мотивационных схем для водителей и экспедиторов.

К недостаткам собственного транспортного парка следует отнести:

  • вынужденное долгосрочное замораживание финансовых средств, затраченных на приобретение транспортных средств и объектов недвижимости для организации гаражных боксов, ремонтных мастерских, складов для хранения ГСМ, запчастей и пр.;
  • увеличение налогооблагаемой базы;
  • амортизация основных средств;
  • расходы на страхование;
  • необходимость регулярного контроля технического состояния автомобилей (расходы на техобслуживание машины и её ремонт составляют приблизительно 60 % от общего числа затрат на автопарк);
  • затраты на администрирование автомобильного хозяйства;
  • затраты на наём дополнительного транспорта в случае недостатка собственного;
  • холостой пробег и простои в периоды сезонных спадов, ремонта транспортного средства;
  • распыление усилий и финансовых средств на непрофильную деятельность.

Преимущества наёмного автопарка:

  • полное отсутствие недостатков, присущих собственному транспорту;
  • простота управления процессом доставки.

Недостатки наёмного транспортного парка:

  • затраты на компенсацию подачи автотранспорта под погрузку;
  • риски при выборе поставщиков услуг;
  • необходимость постоянного мониторинга рынка на предмет более выгодных вариантов сотрудничества;
  • ошибки, совершённые сторонней транспортной компанией, всё равно ложатся на вашу компанию;
  • недостаточная гибкость транспортной компании - поставщика услуг при необходимости ранее незапланированных доставок;
  • недостаточное развитие рынка аутсорсинга транспортных услуг;
  • высокая стоимость транспортных услуг.

Относительно последнего пункта - высокой стоимости услуг наёмного автотранспорта - можно сказать, что таковой она кажется до момента, пока не будут подсчитаны издержки на содержание собственного транспортного парка.

Возможные варианты создания собственного транспортного парка

Это может быть покупка с единовременной выплатой полной стоимости автомобилей. Какие-либо скрытые риски здесь отсутствуют, но существенные финансовые средства будут изъяты из оборотных средств. Это ограничит возможность инвестиций предприятия, к тому же произойдёт автоматическое увеличение налогооблагаемой базы.

Можно рассмотреть покупку транспортных средств в кредит. В этом случае не требуется извлечение из оборота компании всей суммы денег единовременно, но существуют некоторые негативные факторы. В кредитно-финансовое учреждение необходимо будет представить пакет документов о финансовом состоянии предприятия. Дополнительным финансовым бременем на компанию ляжет обязательное страхование КАСКО каждого автомобиля. До полного погашения кредита транспортные средства будут находиться в залоге у банка, что лишит компанию возможности совершать с автомобилями какие-либо действия. Например, продать машину станет уже невозможно до погашения кредита. Банку, сомневающемуся в финансовой благонадёжности фирмы, может потребоваться дополнительный залог. К тому же после подписания кредитного договора на заёмщика переходят все риски, связанные с владением транспортными средствами.

Если воспользоваться финансовым лизингом, то экономия средств по сравнению с прямой покупкой и приобретением в кредит транспортного средства, составляет до 20 % от стоимости автомобиля за счёт некоторых особенностей. В лизинге существуют возможности легального сокращения налоговых платежей, упрощён бухгалтерский учёт, к минимуму сводятся административные затраты. Лизинг позволяет избежать морального и физического износа автопарка.

Возможные варианты осуществления перевозок третьими лицами

Здесь поле для манёвров значительно шире - можно полностью передать процесс управления транспортным парком в аутсорсинг. Ещё большей эффективности можно добиться при одновременной передаче в аутсорсинг и складских функций (использование услуг 3PL операторов).

Существует и такая услуга, как оперативный лизинг. Это подразумевает то, что кроме непосредственно транспортного средства лизингодатель предоставляет набор дополнительных услуг, связанных с сервисным, техническим, административным и прочим обслуживанием автотехники. В том числе может быть предоставлена услуга управления транспортным средством. Но из-за того, что этот рынок ещё не развит на постсоветском пространстве, по разным оценкам оперативный лизинг дороже полного аутсорсинга на 10 - 20 %.

Также можно воспользоваться услугами транспортно-экспедиторских компаний или компаний-автоперевозчиков. Практикуется наём (с оформлением договоров) индивидуальных владельцев транспортных средств.

Использование услуг экспедиторских компаний, компаний-автоперевозчиков и водителей - индивидуальных владельцев транспортных средств - наиболее широко распространено в работе предприятий. По принципу взаимоотношений эти варианты похожи, с той лишь разницей, что при подписании договоров с владельцами транспортных средств уровень контроля значительно выше.

Критерий выбора - собственный или наёмный транспорт?

Среди факторов, влияющих на выбор (своим или чужим транспортом осуществлять доставку груза), важнейшая роль отводится экономическому фактору.

Экономическая оценка состоит из двух этапов.

1. Следует определить оптимальное соотношение объёма работы для собственного и наёмного автопарка. Одной из важнейших причин снижения эффективности собственного автопарка являются простои из-за сезонности продаж. Избежать потерь подобного рода - одна из основных задач в управлении собственным автопарком. Поэтому максимально эффективный транспортный парк не может состоять только из собственного транспорта, а должен дополняться наёмным. При выборе такого варианта работы потребность в перевозках для расчёта количества необходимых единиц собственного транспорта определяется как минимальное значение возможных объёмов работ.

На этапе создания собственного автопарка должны рассматриваться альтернативные возможности использования «лишнего» транспорта (например, продажа услуг по перевозке свободными автомобилями).

Здесь сравниваются возможные затраты на собственный транспорт с затратами на наёмный в следующей последовательности:

  • производится анализ рынка поставщиков транспортных услуг и выбираются те, которые наиболее полно удовлетворяют существующим требованиям;
  • на основании существующих на рынке тарифов рассчитывается средняя стоимость перевозки (например, за час работы);
  • рассчитываются издержки на использование собственного автопарка;
  • на основании расчётов строятся графики, в точке пересечения которых находится та самая точка безразличия.

При расчёте затрат на содержание собственного транспорта следует учитывать следующие статьи расходов:

  • постоянные затраты - фонд оплаты труда (если оплата сдельная, данный пункт будет находиться в переменных издержках), ремонт и техническое обслуживание, износ, ремонт и хранение автомобильных покрышек, общехозяйственные расходы, амортизация основных средств, налоги, страхование рисков;
  • переменные затраты - горюче-смазочные и прочие эксплуатационные материалы, непредвиденные расходы.

Например, собственные постоянные издержки равны 37984 долларам, собственные переменные издержки - 1,4 долл./час. Среднерыночный тариф перевозчика составляет 5 долл./час. Точка безразличия находится на уровне примерно 11100 часов. Это значит, что при стандартном восьмичасовом рабочем дне и тридцатидневном рабочем месяце с данным потоком грузов справятся примерно 46 автомобилей (количество автомобилей = 11100308 ≈ 46,25). Другими словами, если объём потребности в перевозках будет больше, чем 11100 часов в месяц, то более экономичным вариантом будет организация собственного автопарка.

Обеспечение эффективного управления и контроля работы автопарка

Существует множество факторов, снижающих эффективность работы транспортного парка. Они могут быть связаны как с внешним воздействием (например, пробки на дорогах), так и с ошибками собственного персонала. Отсутствие специальных средств контроля неизбежно приведёт к финансовым потерям.

Для обеспечения необходимого уровня управления и контроля могут быть использованы следующие методы:

  • применение геоинформационных приложений для планирования маршрутов доставки;
  • использование оборудования оперативной связи с транспортным средством (радиостанции), мониторинга и навигации по маршруту (системы на основе GPS);
  • использование информационных систем для учёта и анализа транспортных издержек;
  • внедрение эффективных мотивационных схем для персонала всех уровней.

Корпоративная стратегия развития

Необходимо понимать, что снижение объёма оборотных средств может помешать компании в достижении намеченных ключевых показателей эффективности. Доказано практикой, что открытие предприятием новых направлений деятельности приносит значительно меньшую отдачу по сравнению с инвестицией тех же средств в развитие своей основной деятельности.

Так, например, организация торговой фирмой собственного транспортного подразделения при наилучшем раскладе принесёт рост рентабельности на 10 - 15 %, тогда как открытие новых магазинов при инвестировании той же денежной суммы способно обеспечить рост рентабельности до 30 %.

Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что на первых порах - три-шесть месяцев - эффективность работы собственного автопарка будет ниже, чем услуги профессиональных перевозчиков из-за отсутствия опыта у персонала и необходимости урегулирования множества организационных, административных и правовых аспектов деятельности.

Часто встаёт вопрос: необходим ли компании спецтранспорт (краны, цистерны, бетономешалки, инкассаторские автомобили) и насколько регулярным предполагается его использование? Очевидно, что если спецтранспорт нужен часто, его лучше иметь в собственности, поскольку стоимость его аренды высока. Велика и вероятность того, что у поставщиков услуг спецтехники в нужный момент может не оказаться машин в наличии.

И ещё один немаловажный аспект в построении стратегии развития компании: нужно сразу определить, что для фирмы важнее - максимально высокий сервис для клиента или же минимальные логистические издержки? Собственный автопарк позволит выполнять заказы клиентов с максимальной оперативностью, но очевидно, что она не обойдётся дёшево. Если специфика деятельности компании такова, что выгодней максимально удовлетворить потребности клиента, а не экономить на логистике, тогда выбор однозначно следует сделать в пользу собственного автопарка (или как минимум наличия нескольких машин хотя бы для выполнения срочных доставок). В противном случае - выгодней доверить задачу доставки груза профессионалам.