Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Совет рпц. Издательский совет русской православной церкви

Магазин Издательского Совета является крупнейшим книжным православным магазином России. В нем представлено более 5 000 наименований книг, 3 200 наименований церковной утвари, ладан, иконы. Всегда в продаже лампадное масло высшего качества. Прекрасно представлен отдел аудио-видеопродукции, где вашему вниманию предложат более 3 000 наименований.

В оптово-розничном центре Вы всегда сможете приобрести максимальный ассортимент православной литературы самого разного плана - от серьёзных научных публикаций и богослужебной литературы до популярных изданий духовно-нравственного содержания, учебную и детскую литературу. В продаже всегда имеются Патриаршие календари и Богослужебные указания, а также официальные периодические издания Русской Православной Церкви - «Журнал Московской Патриархии» (подписной индекс в каталоге Агентства «Роспечать» - 71157) и газета «Церковный вестник» (подписной индекс - 19460). Подписку также можно оформить в редакции.

Руководители Председатель http://www.izdatsovet.ru/

Издательский совет Русской православной церкви - один из Синодальных отделов Московского Патриархата ; в современном виде создан в 1994 году. В задачи Совета входит координация деятельности православных издательских организаций, оказание методической, правовой, организационной и иной помощи как церковным, так и светским издательствам . В состав Совета входит Коллегия по рецензированию и экспертной оценке, задачей которой является определение соответствия православному вероучению литературы, которая планируется к распространению в Церкви .

История

Современный Издательский совет Русской Православной Церкви явился правопреемником Издательского отдела Русской Православной Церкви, созданного в феврале 1945 года постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви 1945 года. На данный отдел была возложена обязанность по выпуску церковных календарей, Священного Писания, богослужебной литературы, пособий для церковно- и священнослужителей и других книг, необходимых для церковной жизни. В 1956 году Издательский отдел впервые после 1917 года издал в стране Библию .

Изначально Отдел находился в помещениях Московской Патриархии. При митрополите Николае (Ярушевиче) ему были выделены помещения в Новодевичьем монастыре (в Лопухинском корпусе и при Успенском храме), а в период руководства Отделом митрополитом Питиримом (Нечаевым) для него было построено трёхэтажное здание на Погодинской улице (освящено 22 сентября 1981 года).

Издательские функции, которые раньше лежали на Отделе, решением Священного Синода от 22 февраля 1995 года были возложены на созданное Издательство Московской Патриархии. Определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 1999 года Издательскому совету был присвоен статус синодального отдела. Определением Архиерейского собора 2000 года на Совет были возложены дополнительные функции:

Издательскому Совету предписывается иметь попечение о богословском, научном, духовном и эстетическом уровне литературы, выпускаемой епархиями и иными каноническими церковными подразделениями, которые, в свою очередь, должны неукоснительно представлять в Совет свои издательские планы и экземпляры выпущенных книг, журналов и газет.

Кроме этого Собор определил, что с Издательским советом должны согласовываться все издания богослужебной литературы.

Руководители

  • 1945-1947 - патриарх Московский и всея Руси Алексий I
  • 1947-1960 - митрополит Николай (Ярушевич)
  • 1960-1963 - митрополит Никодим (Ротов)
  • 1963-1995 - митрополит Питирим (Нечаев)
  • 1995-2000 - епископ Тихон (Емельянов)
  • 2000-2009 - протоиерей Владимир Силовьев
  • с 2009 года - митрополит Климент (Капалин)

Деятельность по рецензированию изданий

В соответствии с решением Священного Синода от 25 декабря 2009 года Издательскому совету было поручено обязательное рецензирование всех изданий, предназначенных для распространения через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли.

На заседаниях Издательского совета было принято решение считать невозможным распространение следующих книг через церковную (епархиальную, приходскую, монастырскую) книжную сеть, поскольку в них содержатся утверждения, противоречащие вероучению Православной Церкви.

  1. Целомудрие и телегония. Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий. - Изд-во «Псалтирь», 2004.
  2. Ах, мама, маменька… - Изд-во «Приход», 2006.
  3. Иеромонах Трифон . Чудеса последнего времени. - Арзамас, 2003.
  4. Дорога к старцу. - СПб., 2004.
  5. По вере вашей да будет вам… - СПб., 2006.
  6. Приидите ко мне все труждающиеся… - СПб., 2006.
  7. Емельянова Л. Бог говорит избранникам своим… - СПб., 2006.
  1. Архимандрит Петр (Кучер) . Блюдите убо, како опасно ходите. Сборник статей и проповедей. - Боголюбово, 2006.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

    - … Википедия

    Священный синод Русской православной церкви (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему уставу РПЦ, высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период … Википедия

    Учебный комитет синодальное учреждение Русской Православной Церкви. В 1867 1918 годах существовал Учебный комитет при Святейшем Синоде. В своем нынешнем виде Учебный комитет был создан 4 апреля 1946 года, в один день с Отделом внешних… … Википедия

    Синодальные учреждения Русской православной церкви учрежден Русской православной церкви, действующие при Священном синоде. Синодальные учреждения создаются и упраздняются Поместными и Архиерейскими Соборами или Священным Синодом и… … Википедия

    Отдел религиозного образования и катехизации Адрес: 127051 г. Москва, ул. Петровка, д. 28/2. Высоко Петровский монастырь. Тип организации: синодальный отдел Московского патриархата Официальные языки … Википедия

    СИНФО Адрес: 109004 г. Москва, Андреевская набережная, 2 Тип организации: синодальный отдел Мос … Википедия

    Издательский совет Русской православной церкви Адрес: 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, стр. 2 Тип организации: синодальный отдел Московского патриархата Официальный язык … Википедия

    Издательский совет Русской православной церкви Адрес: 119435, Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, стр. 2 Тип организации: синодальный отдел Московского патриархата Официальный язык: русский … Википедия

    Совет при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству консультативный орган при Президенте Российской Федерации, созданный для информирования главы государства о положении дел в сфере культуры и искусства, обеспечения его… … Википедия

Книги

  • Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры , Ведерников Анатолий Васильевич. Книга А. В. Ведерникова 171;Религиозные судьбы великих людей русской национальной культуры 187;представляет собой курс лекций по истории русской религиозной мысли, прочитанный автором в…

Издательский Совет — один из старейших Синодальных отделов Московского Патриархата — является правопреемником Издательского отдела Русской Православной Церкви, созданного в феврале 1945 года постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви.

Во время Великой Отечественной войны советское государство было вынуждено ослабить гонения на Церковь: в 1943 году состоялись выборы Патриарха Московского и всея Руси, которым стал митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский, † 1944) , возобновился выпуск «Журнала Московской Патриархии», главным редактором которого Патриарх Сергий оставался до своей кончины, было открыто несколько духовных учебных заведений, освобождены из лагерей некоторые из оставшихся в живых архипастырей и пастырей. Церковь получила возможность, хоть и в очень узких пределах, возобновить свою проповедь, в том числе и с помощью печатных изданий.

На Поместном Соборе 1945 года было принято Положение об управлении Русской Православной Церкви. В Положении было сказано: «Для заведывания отдельными отраслями управления Патриархии при Священном Синоде могут быть организованы особые отделы (учебный, издательский, хозяйственный и другие)». В то время и был создан Издательский отдел Московского Патриархата, в обязанности которого входила подготовка и выпуск изданий, необходимых для полнокровной церковной жизни: церковных календарей, Священного Писания, богослужебной литературы, пособий для церковно- и священнослужителей и многого другого.

Первым руководителем Издательского отдела стал Святейший Патриарх Алексий I (Симанский, † 1970), который после кончины Святейшего Патриарха Сергия и до конца 1946 года был также и ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии».

С 1947 по 1960 год председателем Издательского отдела являлся митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич, † 1961), который внес большой вклад в дальнейшее развитие издательского дела, будучи и сам духовным писателем, богословом и проповедником. В 1956 году Издательский отдел осуществил первое после 1917 года издание Библии.

В тот период Издательский отдел, первоначально располагавшийся в здании Московской Патриархии, получил помещения в Лопухинском корпусе и при Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве.

19 сентября 1960 года председателем Издательского отдела был назначен председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата епископ Подольский Никодим (Ротов, впоследствии митрополит Ленинградский и Новгородский, † 1978). Однако долго совмещать два столь ответственных поста Владыка Никодим не мог, и 14 мая 1963 года Священный Синод удовлетворил его прошение об освобождении от должности председателя Издательского отдела. Вместо него председателем Издательского отдела был назначен инспектор Московских Духовных академии и семинарии архимандрит Питирим (Нечаев, впоследствии митрополит Волоколамский и Юрьевский, † 2003), возведенный в сан епископа Волоколамского, викария Московской епархии. Со 2 января 1962 года архимандрит Питирим был ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии».

Служение Владыки Питирима в должности председателя Издательского отдела начиналось во время новых гонений на Церковь. В 1964 году, с отставкой Н. С. Хрущева, этот период закончился, но и при новом руководстве государства положение Церкви оставалось непростым.

Тем не менее, и в этих трудных условиях Владыка Питирим смог сделать очень многое. Деятельность митрополита Питирима составила целую эпоху в жизни Издательского отдела Московского Патриархата — он возглавлял издательское дело в Русской Церкви более 30 лет.

Владыка Питирим сформировал высокопрофессиональный коллектив, который в течение ряда лет выполнял огромную работу по обеспечению Церкви Священным Писанием, богослужебными книгами и православным церковным календарем. В пределах существовавших тогда возможностей издавалась также духовно-просветительная и богословская литература. Более того, несмотря на жесткий государственный надзор, осуществлявшийся Советом по делам религий, митрополит Питирим, преодолевая многие ограничения, постоянно увеличивал тиражи и номенклатуру церковных изданий.

Издательский отдел неоднократно выпускал книги для зарубежных читателей на иностранных языках, а в ноябре 1971 года была создана английская редакция «Журнала Московской Патриархии».

Одним из важнейших деяний Владыки Питирима на посту Председателя Издательского отдела было строительство нового трехэтажного здания для Издательского отдела на Погодинской улице. 22 сентября 1981 года, в день памяти преподобного Иосифа Волоцкого, это здание было торжественно освящено Святейшим Патриархом Пименом (Извековым, † 1990), впервые посетившим Издательский отдел. С этого времени для Издательского отдела начался совершенно новый этап деятельности.

Под руководством Владыки Питирима были осуществлены такие важные проекты, как издание полного собрания в 24 томах богослужебных Миней по уточненному и восполненному церковному календарю, а также восьмитомное издание «Настольной книги священнослужителя».

Значительная часть московской православной интеллигенции была в те годы так или иначе связана с Издательским отделом, так как Владыка Питирим поощрял многообразную исследовательскую работу в области изучения и освоения накопленного за века исторического бытия Русской Православной Церкви духовного наследия.

Новой сферой деятельности Издательского отдела по инициативе Высокопреосвященного Питирима стала организация во многих странах выставок, демонстрирующих церковные издания и художественные фотоматериалы, рассказывающие о жизни Русской Православной Церкви.

Митрополит Питирим был первым, кто начал широко представлять Церковь средствами кино и телевидения. За годы его руководства при непосредственном участии Издательского отдела вышли в свет свыше тридцати церковных документальных фильмов, что внесло значительный вклад в расширение миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

Указом Святейшего Патриарха Пимена к 40-летию Издательский отдел за плодотворные труды во благо Святой Церкви был награжден орденом святого равноапостольного великого князя Владимира I степени.

Особенно велика была роль Издательского отдела при подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси. К юбилею было выпущено более 30 изданий, 20 грампластинок с записями церковных песнопений. Но главной в этот период времени стала для отдела интенсивная международная информационная работа, особенно работа с прессой. С декабря 1987 года на подготовку к торжествам была ориентирована работа выставочного сектора, который подготовил более 50 комплектов фотоэкспозиций и разослал их по просьбе представительств Русской Православной Церкви более чем в 25 стран. Все события празднования были сняты на видеопленку, и еще до окончания торжеств их участники и гости смогли приобрести кассеты. Позже были смонтированы четыре видеофильма о торжествах. Киносектор отдела совместно с Центральной студией документальных фильмов участвовал в создании пяти кинофильмов, посвященных истории и жизни Русской Православной Церкви.

С избранием в 1990 году на Первосвятительский престол Святейшего Патриарха Алексия II (Ридигера, † 2008) начался новый период в жизни Русской Православной Церкви, который ознаменовался ее возвращением к широкому общественному служению, что во многом было заслугой Его Святейшества.

В 1990-е годы в стране совершался процесс возрождения церковной жизни: восстанавливались разрушенные и открывались новые храмы, духовные учебные заведения, все больше людей приходило к православной вере. В связи с этим возросла нужда в богослужебных книгах, духовно-нравственной литературе. Стали появляться независимые православные издательства, количество которых быстро росло. Однако выпускались тогда в основном репринтные издания дореволюционных книг. В тот период были изданы многие значимые богословские и исторические труды, часто представлявшие собой библиографическую редкость. При этом качество печати было крайне низким. Процесс православного книгоиздания был стихийным, и появилась настоятельная необходимость координировать его.

Поэтому на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1994 года был подробно рассмотрен комплекс проблем и задач, стоявших перед Русской Православной Церковью в области издательского дела. Определением Собора «в целях координации издательской деятельности, оценки публикуемых рукописей и представления издательских планов на утверждение Священного Синода» вместо Издательского отдела Московского Патриархата был создан Издательский Совет Московского Патриархата.

Для выпуска официальных церковных изданий и церковного календаря, осуществлявшегося ранее Издательским отделом, решением Священного Синода от 22 февраля 1995 года было создано Издательство Московской Патриархии.

В связи с этой реорганизацией митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим был освобожден от должности Председателя Издательского отдела.

Определением Священного Синода от 17 июля 1995 года Председателем Издательского Совета и главным редактором Издательства Московской Патриархии был назначен епископ Бронницкий Тихон (впоследствии архиепископ Новосибирский и Бердский), который в 1976-1986 годах работал в Издательском отделе Московского Патриархата (в 1983-1986 годах он был заместителем главного редактора «Журнала Московской Патриархии»).

Благодаря усилиям Преосвященного Тихона в Издательстве Московской Патриархии был проведена компьютеризация редакционного процесса, усовершенствовано оборудование для цветной полиграфии. В результате существенно изменилось художественное оформление «Журнала Московской Патриархии». Была улучшена структура официального церковного календаря. Владыка Тихон возобновил издание «Богослужебных указаний», выпускавшихся с 1949 по 1958 год, воссоздал на новом техническом уровне отдел звукозаписи.

Для подготовки молодых кадров в области церковной журналистики, в том числе и будущих сотрудников Издательства Московской Патриархии, в 1996 году на базе Издательства был создан Институт церковной журналистики и издательского дела с двухгодичным циклом обучения. Впоследствии этот институт стал одним из факультетов Российского Православного университета святого апостола Иоанна Богослова.

Началась деятельность по координации работы православных издательств России, в частности, рецензирование поступающих в Издательский Совет книг и рукописей с целью определения их соответствия православному вероучению. Рецензентами выступали ответственные сотрудники Совета, а также привлекаемые к этой работе компетентные специалисты, в том числе профессора и преподаватели Духовных школ, ведущие светские ученые.

Для обсуждения насущных вопросов и общения православных книгоиздателей были организованы «Издательские среды», на которых проходило обсуждение новых работ в различных областях православной культуры, встречи с авторами. Издательский Совет также проводил работу с православными тележурналистами, участвовал в организации фестивалей-семинаров «Православие на телевидении».

С учетом возросшей роли Издательского Совета в решении задач, стоявших перед Русской Православной Церковью, определением Священного Синода от 6 октября 1999 года ему был придан статус Синодального отдела.

Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года в определении «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» поставил перед Издательским Советом новые задачи. В определении говорилось, что содействие центральной издательской деятельности должно стать заботой всего церковного организма. Приветствуя труды епархий, приходов, монастырей и различных церковных учреждений в данной сфере, Собор одновременно полагал необходимым поддержать Издательство Московской Патриархии и Издательский Совет Московского Патриархата, координирующий издательскую деятельность в Русской Православной Церкви. Каждый священнослужитель и верующий настоятельно призывался подписываться на официальные общецерковные издания.

Издательскому Совету предписывалось иметь попечение о богословском, научном, духовном и эстетическом уровне литературы, выпускаемой епархиями и иными каноническими церковными подразделениями, которые, в свою очередь, должны были неукоснительно представлять в Совет свои издательские планы и экземпляры выпущенных книг, журналов и газет. Все издаваемые церковные календари должны были приводиться в соответствие с официальным календарем, выпускаемым Издательством Московской Патриархии.

Считая приоритетным для Издательства Московской Патриархии выпуск богослужебных книг, Собор одновременно указал на необходимость согласования с Издательским Советом всей богослужебной литературы, выходящей в канонических церковных подразделениях.

В 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 28 декабря назначил правящим архиереем Новосибирской и Бердской епархии архиепископа Бронницкого Тихона, выразив ему благодарность за труды, понесенные на посту главного редактора Издательства Московской Патриархии и Председателя Издательского Совета Московского Патриархата. Главным редактором Издательства Московской Патриархии и Председателем Издательского Совета Московского Патриархата был назначен настоятель московского храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове протоиерей Владимир Силовьев.

С того времени почти вдвое увеличился общий тираж издаваемых книг, был расширен их ассортимент. Успешно продолжался выпуск официальных периодических изданий. Обновилась редколлегия «Богословских трудов», ее возглавил Председатель Синодальной Богословской комиссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет.

Были сформированы новые структуры Издательского Совета, в том числе календарный отдел (выделен из богослужебного), отделы научно-богословской, духовно-просветительской и детской литературы, нотная редакция, отдел информационных технологий, отдел внешних связей и маркетинга.

Реорганизация системы духовной экспертизы выходящих в свет православных изданий позволила расширить и улучшить эту практику. Формой такой координации было и проведение открытых книжных конкурсов «Просвещение через книгу», которые проходили в рамках общецерковной выставки «Православная Русь».

Святейший Патриарх Алексий II неизменно уделял большое внимание издательской деятельности Церкви. 31 января 2001 года Его Святейшество впервые побывал в Издательском Совете (фото), ознакомился с основными направлениями его работы, беседовал с руководителями отделов, выслушал их предложения. В частности, была затронута такая насущная проблема, как выпуск не утвержденных Священноначалием богослужебных текстов, которым нередко издатели самочинно присваивали гриф «По благословению Святейшего Патриарха». Предстоятель Русской Церкви отметил, что считает подобную практику недопустимой, и подчеркнул, что все предлагаемые для издания богослужебные тексты должны в обязательном порядке быть представлены на рассмотрение Синодальной богослужебной комиссии и получить ее одобрение. Святейший Патриарх призвал сотрудников Издательства и членов Издательского Совета своевременно откликаться на актуальные проблемы церковно-общественной жизни, свидетельствуя через церковные средства массовой информации об истине и доводя до всей Полноты Церкви позицию Священноначалия.

25 января 2002 года Святейший Патриарх вновь посетил Издательский Совет — в связи с празднованием 70-летия «Журнала Московской Патриархии». Святейший Владыка сердечно поздравил всех, кто трудится над церковными изданиями, а также вручил церковные награды ряду сотрудников. Выступая перед собравшимися, Святейший Патриарх Алексий подчеркнул необходимость объединения усилий в деле издания литературы, способствующей укреплению нравственного здоровья общества.

Вопросы совершенствования издательской деятельности поднимались и на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2004 года. В определении Собора «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» отмечалось, что в последние годы православное книгоиздание продолжало динамично развиваться. Однако качество редакционной подготовки и полиграфический уровень изданий в некоторых издательствах остается неудовлетворительным. Нередко на таких изданиях стоит благословение архиерея другой епархии. В связи с этим Собор подчеркивал необходимость строгой экспертизы богословской литературы и церковных календарей и предоставление Издательскому Совету права ставить на подобные издания гриф «Разрешено к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви». Собор напоминал, что официальным календарем Русской Православной Церкви является календарь, издаваемый Издательским Советом, и прочие церковные календари необходимо согласовывать с официальным изданием.

В тот период координация православного книгоиздания, в частности проведение духовной экспертизы продукции различных издательств, позиционирующих себя как православные, было важной составляющей деятельности Совета. Однако направление книг для экспертизы в Издательский Совет было делом добровольным. Часть издательств пользовались возможностью провести свои издания через такую официальную экспертизу, так как это способствовало повышению их качества. Особенно часто присылали на экспертизу свои издания светские издательства, сознающие, что одобрение Издательским Советом выходящей в свет книги является для нее пропуском на рынок православной книжной продукции.

В то же время Издательский Совет постоянно сталкивался с тем, что книги московских православных издательств выпускались по благословению архиереев самых разных епархий (многие из которых такого благословения не давали). Издателям казалось, что это благословение освободит их от необходимости серьезной работы над книгой. В результате далеко не все издания православной тематики попадали на экспертизу в Издательский Совет, и на прилавках магазинов православной книги, а нередко и в храмах появлялись издания не только безграмотные и плохо оформленные, но и откровенно вредные для читателя. Все эти проблемы требовали решения.

В определении Освященного Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» состояние церковного издательского дела оценивалось положительно, отмечалось появление тысяч новых книг, служащих духовному просвещению и назиданию народа Божия, развитию богословской и религиозно-общественной мысли, церковной науки и культуры, широкое распространение электронных изданий и различных форм аудиовизуальной продукции.

В документе был назван ряд мер, направленных на совершенствование православного книгоиздательства, в том числе обязательное получение благословения епархиального архиерея на выпуск православных изданий, выходящих на территории его епархии, и ведение централизованного учета этих изданий на общецерковном уровне, работа по созданию современного Катехизиса Русской Православной Церкви, воссоздание Календарной комиссии для разрешения вопросов, связанных с изданием церковных календарей и приведением их к единообразию. В документе говорилось, что важным элементом укрепления церковного единства должно быть созидание единого информационного пространства Церкви, которое требует «максимальной координации усилий, которая особенно необходима при наличии множества информационных центров и инициатив, подчас разделенных расстояниями и государственными границами».

В обществе неуклонно рос спрос на богослужебную, просветительскую, духовно-нравственную литературу. Круг церковных издательств продолжал расширяться — работали православные издательства, созданные во многих городах, в большинстве епархий действовали издательские отделы, активную издательскую деятельность вели многие монастыри, храмы, духовные учебные заведения. Книги православной тематики выпускали и многие светские издательства. В результате в свет ежегодно выходило около трех тысяч наименований православных изданий. Издательский Совет, являясь в то же время главным церковным издательством, не мог регулировать эту многообразную деятельность в масштабах всей страны.

5 декабря 2008 года почил о Господе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 27 января 2009 года на Поместном Соборе Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

31 марта 2009 года на заседании Священного Синода было удовлетворено прошение митрополита Калужского и Боровского Климента об отставке с поста Управляющего делами Московской Патриархии с выражением ему благодарности за понесенные труды. Определением Священного Синода Преосвященный митрополит Климент был назначен председателем Издательского совета Московского Патриархата.

Протоиерею Владимиру Силовьеву было определено сохранить за собой руководство Издательством Московской Патриархии.

5 мая 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Издательский Совет Русской Православной Церкви и Издательство Московской Патриархии. После молебна в домовом храме во имя преподобного Иосифа Волоцкого состоялась встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с руководством и сотрудниками этих церковных учреждений. После этого в актовом зале Святейший Владыка возглавил общее собрание руководителей и сотрудников Издательского Совета и Издательства Московской Патриархии.

Со словами приветствия к Святейшему Патриарху Кириллу обратился митрополит Калужский и Боровский Климент.

Затем перед собравшимися выступил Предстоятель Русской Православной Церкви. Святейший Владыка поделился воспоминаниями о том, как посещал Издательский отдел почти двадцать лет назад. «Тогда открывались новые перспективы для служения Церкви в обществе, и у митрополита Питирима были свои планы, но затем последовала реформа Издательского отдела, и, как вы знаете, наряду с Издательством Московской Патриархии был создан также Издательский Совет. Я хорошо помню рациональные соображения, которые были в основе этого решения. Действительно, существовала потребность регулировать издательскую работу в масштабах всех страны. И для этого нужно было авторитетное учреждение, которое было бы органом исполнительной власти Патриарха и Синода по организации издательского дела. Кроме Издательства Московской Патриархии, у нас в то время ничего не было, а тогдашние политические возможности уже давали Церкви возможность развивать масштабное книгоиздание», — сказал Его Святейшество.

«К сожалению, из этого проекта ничего не получилось, — продолжил Его Святейшество. — Это произошло потому, что Издательский Совет был соединен с Издательством Московской Патриархии и взял на себя издательские функции. То есть в условиях, когда страна стала переходить на рыночные отношения, когда возникло такое понятие, как конкуренция, Издательский Совет вместо того, чтобы быть организатором издательского дела в масштабах Церкви, стал конкурентом вновь появляющихся издательств».

Святейший Патриарх отметил, что решение о воссоздании функции Издательского Совета и об отделении от него Издательства Московской Патриархии, принятое 31 марта на заседании Священного Синода, было направлено в первую очередь на разрешение данной проблемы.

«Русской Церкви нужен свой департамент, который был бы наделен исполнительными полномочиями, представлял Патриарха и Синод в сфере книжной деятельности и не являлся бы конкурентом ни для одного издательства. Нужен департамент, который мог бы стать штабом по организации всей огромной издательской работы, которая сегодня осуществляется в нашей Церкви, но в настоящее время имеет очень много изъянов», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

В завершение встречи Святейший Патриарх отметил: «У Русской Церкви должна быть очень хорошо отлаженная система книгоиздательства и книготорговли, которые в условиях информационного общества имеют огромное значение. Именно эта деятельность в первую очередь должна нести нашему народу послание Церкви».

10 октября 2009 года на заседании Священного Синода был заслушан рапорт Председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента о структуре и составе Издательского Совета. Определением Синода была утверждена структура Издательского Совета как коллегиального органа исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви. Обеспечение деятельности Издательского Совета Русской Православной Церкви было возложено на аппарат Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Заместители и помощники председателя Издательского совета, а также руководители секретариатов аппарата Издательского совета были включены в Издательский Совет Русской Православной Церкви по должности.

18 ноября 2009 года в Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялось первое заседание Издательского Совета Русской Православной Церкви.

Святейший Владыка обратился к участникам заседания с программным выступлением, посвященным издательской деятельности Русской Православной Церкви и основным задачам Издательского Совета.

В начале доклада Святейший Патриарх напомнил историю создания Издательского Совета. Затем Его Святейшество рассказал о важнейших задачах православного книгоиздательства: «Перед нами стоит задача дать людям книгу, в которой они могли бы найти ответ на насущные вопросы духовной жизни, при этом написанную современным, понятным языком, и, в том числе, книгу художественную, поскольку именно через литературно-художественные образы лучше всего воспринимаются духовно-нравственные понятия. Мы очень нуждаемся в хорошей, высококачественной художественной литературе, которая могла бы работать на миссионерском поле... О том, как решить стоящие перед нами задачи, мы и должны сегодня с вами поговорить».

Святейший Владыка отметил, что в последние годы в России, и не только в России, серьезно снижается уровень грамотности населения, чтение перестает быть национальной культурной традицией. Подчеркнув необходимость популяризации чтения, Святейший Патриарх сказал: «Мы знаем, что огромное влияние на человека оказывают телевидение, радио, сейчас все больше интернет. Я думаю, что через электронные средства массовой информации можно и нужно развивать интерес людей к тексту, к чтению». Для решения таких задач Издательскому Совету необходимо иметь современный интернет-ресурс, который должен не только предоставлять информацию о деятельности самого Совета и проводимых мероприятиях, но и быть навигатором в издательской сфере, помогать издателям и читателям в поисках желаемой литературы, обеспечивать доступ к реестрам и каталогам Издательского Совета, предоставлять полную информацию об изданиях, а также доступ к библиотеке Издательского Совета.

Предстоятель Русской Православной Церкви внес предложение о создании общецерковной литературной премии. По словам Его Святейшества, «это могла бы быть Патриаршая премия, которая присуждалась бы светским писателям, работающим в сфере художественной литературы».

Святейший Патриарх сказал, что Издательскому Совету следует наладить выпуск журнала «Православное книжное обозрение», который должен стать главным библиографическим справочником, где будет публиковаться информация о книгах, прошедших экспертизу, об издательствах, занимающихся выпуском православной литературы, нормативные акты и правила для работников церковных книжных магазинов, списки рекомендуемых изданий для библиотек, в том числе для библиотек духовных учебных заведений, перечень не рекомендованных к распространению книг.

Среди мероприятий, направленных на популяризацию чтения, Предстоятель Русской Церкви отметил и проведение ежегодных олимпиад среди школьников по умению работать с печатной книгой. Другим мероприятием может стать ежегодный День православной книги.

Затем Святейший Патриарх Кирилл назвал ряд мер, направленных на повышение уровня выпускаемой печатной продукции, которые следует осуществить Издательскому Совету.

Предстоятель Русской Церкви подчеркнул и необходимость поддержки популярной православной литературы.

В заключение Святейший Владыка отметил, что вся эта многогранная деятельность должна осуществляться коллективно: «Издательский Совет должен быть действительно штабом, который формировал бы церковную политику в такой важной области, как книгоиздательство».

Перед собравшимися также выступил Председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент, который изложил свое видение существующих в православном книгоиздании проблем, во многом связанных с состоянием современного общества, а также зачитал списки рабочих групп по основным направлениям работы Издательского Совета. По результатам заседания Издательского Совета был составлен протокол, утвержденный Святейшим Патриархом.

25 декабря 2009 года на заседании Священного Синода было принято определение об издательской деятельности Русской Православной Церкви. Перед Издательским Советом был поставлен ряд конкретных задач. В частности, Издательскому Совету поручено разработать концепцию издательской деятельности Русской Православной Церкви и представить ее на утверждение Священного Синода.

На том же заседании Священного Синода было решено учредить Патриаршую литературную премию имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, приурочив церемонию награждения лауреатов к Дням славянской письменности и культуры.

Определением Священного Синода был также учрежден ежегодный День православной книги, приуроченный к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года.

На заседании Священного Синода было также принято определение относительно открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу».

Ныне Издательский Совет приступил к реализации поставленных перед ним задач.

УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

     Русская Православная Церковь является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.
     Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах.
     В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно отметила 1000-летие Крещения Руси. В этот юбилейный год в ней насчитывалось 67 епархий, 21 монастырь, 6893 прихода, 2 Духовные академии и 3 Духовные семинарии.
     Под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, пятнадцатого Патриарха в истории Русской Православной Церкви , избранного в 1990 году, совершается всестороннее возрождение церковной жизни. В настоящее время в Русской Православной Церкви насчитывается 132 (136 с учетом Японской Автономной Православной Церкви) епархии в различных государствах, более 26600 приходов, (из них в Россиии 12665). Пастырское служение осуществляют 175 архиереев, в том числе 132 епархиальных и 32 викарных; 11 архиереев находятся на покое. Действует 688 монастырей, (Россия: 207 мужских и 226 женских, Украина: 85 мужских и 80 женских, другие страны СНГ: 35 мужских и 50 женских, зарубежные страны: 2 мужских и 3 женских). Система образования Русской Православной Церкви в настоящее время включает 5 Духовных академий, 2 православных университета, 1 Богословский институт, 34 духовные семинарии, 36 духовных училищ и в 2-х епархиях - пастырские курсы. При нескольких академиях и семинариях действуют регентские и иконописные школы. Также действуют церковно-приходские воскресные школы при большинстве приходов.
    
     Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
     Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания.
     Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместного Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений; принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами; поддержание отношений с Поместными Православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов, епархий, Синодальных учреждений; утверждение новых общецерковных наград и тому подобное.
     Священный Синод , возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.
     Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладающих высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку, имеющих "доброе свидетельство от внешних" (1 Тим. 3, 7). Сан Патриарха является пожизненным.
    
     Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения . К числу Синодальных учреждений относятся Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.
     Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром. Отдел осуществляет связи Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными церквами и христианскими объединениями, нехристианскими религиями, правительственными, парламентскими, общественными организациями и учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями, светскими средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми и туристическими организациями. ОВЦС МП осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, а также содействует работе подворий Поместных Православных Церквей на канонической территории Московского Патриархата. В рамках ОВЦС МП действуют: Служба православного паломничества, осуществляющая поездки архиереев, пастырей и чад Русской Церкви к святыням дальнего зарубежья; Служба коммуникации, которая поддерживает общецерковные взаимосвязи со светскими средствами массовой информации, наблюдает за публикациями о Русской Православной Церкви, поддерживает официальный сайт Московского Патриархата в интернете; Сектор публикаций, который издает Информационный бюллетень ОВЦС и церковно-научный журнал "Церковь и время". С 1989 года Отдел внешних церковных связей возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
     Издательский совет Московского Патриархата - коллегиальный орган, состоящий из представителей Синодальных учреждений, духовных учебных заведений, церковных издательств и иных учреждений Русской Православной Церкви. Издательский совет на общецерковном уровне координирует издательскую деятельность, представляет издательские планы на утверждение Священного Синода, проводит оценку публикуемых рукописей. Издательство Московской Патриархии издает "Журнал Московской Патриархии" и газету "Церковный вестник" - официальные печатные органы Московского Патриархата; выпускает сборник "Богословские труды", официальный церковный календарь, ведет летопись Патриаршего служения, осуществляет публикацию официальных церковных документов. Кроме того, в ведении Издательства Московской Патриархии находится издание Священного Писания, богослужебных и иных книг. Издательский совет Московского Патриархата и Издательство Московской Патриархии возглавляет протоиерей Владимир Силовьев.
     Учебный комитет руководит сетью духовных учебных заведений, которые готовят будущих священно- и церковнослужителей. В рамках Учебного комитета проходит согласование образовательных программ для духовных учебных заведений, выработка единого образовательного стандарта для Духовных школ. Председателем учебного комитета является архиепископ Верейский Евгений.
     Отдел религиозного образования и катехизации координирует работу по распространению религиозного образования среди мирян, в том числе в светских учебных заведениях. Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации. Руководит Отделом архимандрит Иоанн (Экономцев).
     Отдел благотворительности и социального служения осуществляет ряд социально значимых церковных программ и координирует социальную работу на общецерковном уровне. Успешно функционирует ряд медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя святителя Алексия, митрополита Московского (5-й Градской больницы). В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляется бесплатно. Кроме того, Отдел неоднократно осуществлял поставки гуманитарной помощи в районы стихийных бедствий, конфликтов. Председатель Отдела - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.
     Миссионерский отдел координирует миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. Сегодня эта деятельность включает в себя главным образом внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в лоно Церкви людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры. Еще одним важнейшим направлением миссионерской деятельности является противостояние деструктивным культам. Председатель Миссионерского отдела - архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
     Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями осуществляет пастырскую работу с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных учреждений. Кроме того, в сфере компетенции Отдела находится пастырское окормление заключенных. Председателем Отдела является протоиерей Димитрий Смирнов.
     Отдел по делам молодежи на общецерковном уровне осуществляет координацию пастырской работы с молодежью, организует взаимодействие церковных, общественных и государственных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Возглавляет Отдел архиепископ Костромской и Галичский Александр.
    
     Русская Православная Церковь разделяется на Епархии - местные церкви , возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества и миссии.
     Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви , находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.
     Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.
     Братства и сестричества могут быть созданы прихожанами с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. Они приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.
     Монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Ставропигиальные монастыри находятся под каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое управление.
    
     Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Экзархаты . В основу такого объединения полагается национально-региональный принцип. Решения о создании или роспуске Экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеется Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. Возглавляет Белорусский Экзархат митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
     В состав Московского Патриархата входят автономные и самоуправляемые Церкви . Их создание и определение их границ входит в компетенцию Поместного или Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Самоуправляемые Церкви осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых Патриаршим Томосом, издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. В настоящее время самоуправляемыми являются: Латвийская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр), Православная Церковь Молдовы (Предстоятель - митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир), Эстонская Православная Церковь (Предстоятель - митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий). Украинская Православная Церковь является самоуправляемой с правами широкой автономии. Ее Предстоятелем является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
    Японская Автономная Православная Церковь и Китайская Автономная Православная Церковь независимы и свободны в делах своего внутреннего управления и связаны с Полнотой Вселенского Православия через Русскую Православную Церковь.
    Предстоятелем Японской Автономной Православной Церкви является Высокопреосвященный Даниил, Архиепископ Токийский, Митрополит всея Японии. Избрание Предстоятеля совершается Поместным Собором Японской Автономной Православной Церкви, состоящим из всех ее епископов и представителей клира и мирян, избранных на этот Собор. Кандидатура Предстоятеля утверждается Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви поминает Святейшего Патриарха за богослужениями.
    Китайская Автономная Православная Церковь в настоящее время состоит из нескольких общин православных верующих, не имеющих постоянного пастырского окормления. До проведения Собора Китайской Автономной Православной Церкви архипастырское попечение о ее приходах осуществляется Предстоятелем Русской Православной Церкви в соответствии с действующими канонами.

Второе послание к цензору

Спустя четыре года…

Многое изменилось за четыре года, прошедшие со времени первого послания к цензору. Многие авторы исполнены признательности Его Святейшеству Патриарху Кириллу за то, что он исправил ситуацию с цензурой. Те люди, которые позволяли себе делать неблагопристойные и безграмотные высказывания в адрес рецензируемых книг и их авторов, больше не работают в Издательском Совете. Рецензенты больше не анонимны. Появился гриф «Допущено к распространению ИС РПЦ», который применяется в основном к художественной литературе. На прилавках православных книжных магазинов стало появляться всё больше и больше художественных книг. Казалось бы, чего же ещё желать?

Однако весь вопрос в том, какие художественные книги получают гриф Издательского Совета. Как правило, это книги, предназначенные для уже воцерковлённого читателя — тут фактически ничего не изменилось. А как же обстоят дела с миссионерскими художественными книгами, предназначенными для людей, пока ещё далёких от Церкви? К сожалению, как и прежде, гриф на такие книги получить очень сложно. Главный аргумент цензоров — «миссионерские художественные книги не должны продаваться на территории храмов и монастырей, потому что они искушают верующих» — вполне понятен. В этих книгах действительно содержится много вещей, могущих искусить воцерковлённых людей, и соответственно такие книги нарушают заповедь: «не искушай ближнего своего».

Никто не спорит: было бы очень хорошо, если бы миссионерские художественные книги, написанные православными людьми для привлечения в Церковь неверующих людей, издавались в светских издательствах и распространялись не в храмах, а через светские сети. Но какова реальная ситуация? Светские издательства абсолютно не заинтересованы в издании такой литературы и, по понятным причинам, обычно настроены враждебно по отношению к ней. То есть даже если миссионерская книга интересно профессионально написана, удостоена наград на различных конкурсах и ничем не уступает книгам невоцерковлённых авторов или даже превосходит их, шансов быть изданной в светском издательстве у неё в десятки раз меньше, чем у книги, написанной неверующим человеком. Эти шансы фактически равны нулю. В издании миссионерских художественных книг, опять же по очевидным причинам, заинтересованы только православные издательства.

Но православные издательства распространяют книги преимущественно по церковным каналам и не могут издавать книги, которым отказано в грифе ИС. Получается, что миссионерская художественная литература, которая призвана приводить в РПЦ новых, преимущественно молодых людей, целиком оказалась за бортом книжного рынка. Ситуация кажется безвыходной — в храмах и монастырях её распространять нельзя, чтобы не искушать ближних, а за пределами храмов она распространяться не может, потому что не издаётся светскими издательствами. Но безвыходна эта ситуация только на первый взгляд.

Однако есть удивительный способ донести миссионерские книги до адресата, никого при этом не искусив. Есть очень хорошая, но пока ещё развивающаяся организация, которая может помочь в решении сей насущной проблемы. Это — Издательский Совет РПЦ!

Как же Издательский Совет может помочь обращать людей ко Христу и православию через миссионерские художественные книги? Ответ прост: нужно всего-навсего ввести ещё один гриф: «Допущено к распространению ИС РПЦ в качестве миссионерской литературы ».

Конечно, обращение с этим грифом потребует особой осторожности. Во-первых, православное издательство изначально должно указывать в заявке на рецензирование, что книга претендует именно на этот гриф. Миссионерские книги должны попадать к рецензентам, у которых есть не только богословское, но и литературное образование — ведь определить, не несёт ли миссионерская художественная книга печать оккультной или иноверной духовности, может быть сложнее, чем в случае с немиссионерской книгой. Во-вторых, такие книги должны распространяться особым образом. Они должны распространяться одновременно и внутри храмов, где их могут приобрести православные люди с тем, чтобы подарить своим неверующим родственникам и друзьям, и в то же самое время снаружи храмов, чтобы не искусить тех верующих людей, которые могут спутать их с литературой для воцерковлённых.

Как же решается эта кажущаяся неразрешимой проблема? А решается она чисто технически и очень просто. Издательский Совет принимает положение, по которому распространители книг с грифом «Допущено к распространению ИС РПЦ в качестве миссионерской литературы» в случае распространения их на территории храмов и монастырей обязаны предупреждать покупателей о том, что эти книги миссионерские. Проще говоря, в каждом храме, распространяющем такую литературу, должна появиться специальная полочка, на которой будет помещена яркая надпись: «Миссионерская литература». Таким образом миссионерские книги будут как бы одновременно и внутри Церкви и вне её.

Сейчас же мы видим, что ситуация с миссионерскими книгами в корне неправильная. Не секрет, что к книгам известных и заслуженных авторов цензура Издательского Совета менее строга, чем к книгам малоизвестных авторов. Поэтому отдельные миссионерские художественные книги всё-таки попадают на полки православных храмов и монастырей, и нередко случается, что миссионерская книга, в которой описаны сцены насилия или сексуальные сцены, оказывается в непосредственной близости с книгами святых отцов или житийной литературой. Введение же специального грифа ИС для миссионерской литературы могло бы искоренить это оскорбительное для многих явление.

Так что православной цензуре есть куда развиваться, чтобы укреплять Русскую Православную Церковь — как через искоренение нестроений внутри, так и через привлечение к вере новых людей.

С надеждой быть услышанными,

Первое послание к цензору

В 2009 году патриарх Кирилл принял решение о воссоздании функции Издательского Совета и об отделении от него Издательства Московской Патриархии. В том же году определением Синода была утверждена структура Издательского Совета как коллегиального органа исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода Русской Православной Церкви.

Одним из основных направлений деятельности Издательского Совета стала координация православного книгоиздания, в частности научно-богословское рецензирование и экспертная оценка печатной продукции, реализуемой посредством храмов и православных книжных магазинов, т.е. по сути, цензура всей православной печатной продукции. Кстати, в самом слове «цензура» нет ничего плохого и ругательного. По определению, цензура (лат. censura) — система контроля официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кино-фотопроизведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки, с тем чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными (Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф. пол. наук Санжаревский И.И. 2010.).

Действительно, на тот момент существовала потребность введения такого рода цензуры. На прилавках магазинов православной книги, а нередко и в храмах появлялись издания не только безграмотные и плохо оформленные, но и откровенно вредные для читателя. В церковных лавках можно было встретить молитвословы, где рядом с молитвами к Господу и Богородице были напечатаны заклинания и заговоры, оккультные жития так называемых «святых» стариц и старцев, акафисты, грубо противоречащие православным догматам и т.п. литературу.

Прошло уже больше двух лет с тех пор, как Издательский Совет был реформирован, поэтому можно подвести некоторые итоги и оценить результаты работы Коллегии по рецензированию и экспертной оценке.

К радости многих православных христиан Издательскому Совету удалось выкорчевать большинство из вышеупомянутых плевел — с прилавков церковных книжных магазинов стали постепенно исчезать оккультные и магические подделки под православие.

Однако с плевелами, как известно, легко можно выдернуть и пшеницу. Не пострадали ли книги, написанные в рамках православного вероучения, от введения цензуры? Особенно волнительно за судьбу художественной литературы, предназначенной для людей неверующих или для тех, кто ещё только недавно переступил церковный порог. Ведь благодаря таким книгам у людей, далёких от Церкви, появляется возможность посмотреть на знакомый им мир через призму христианского мировоззрения. Иногда одного такого взгляда достаточно, чтобы человек сделал свой первый шажок к Богу. Вспомним хотя бы, сколько людей уверовало благодаря произведениям Ф.М. Достоевского.

Патриарх Кирилл, конечно же, прекрасно понимал значение миссионерской художественной литературы, когда реформировал Издательский Совет. В своей речи на первом заседании Издательского Совета он сказал такие замечательные слова: «Перед нами стоит задача дать людям книгу, в которой они могли бы найти ответ на насущные вопросы духовной жизни, при этом написанную современным, понятным языком, и, в том числе, книгу художественную, поскольку именно через литературно-художественные образы лучше всего воспринимаются духовно-нравственные понятия. Мы очень нуждаемся в хорошей, высококачественной художественной литературе, которая могла бы работать на миссионерском поле…» Патриарх также отметил необходимость стимулировать написание книг — и художественных, и научных, и катехизаторских.

Итак, цель Издательского Совета, поставленная ему Патриархом, — не препятствовать, а, наоборот, всячески помогать и поддерживать авторов, пишущих православную миссионерскую прозу. Но много ли мы видим на прилавках православных книжных магазинов художественной книги, отвечающей требованиям Патриарха?

К сожалению, крайне мало. В основном в отделе художественной литературы православных книжных магазинов продаются книги, написанные для уже воцерковлённого читателя, которые вряд ли смогут заинтересовать людей, ещё только отправившихся на поиски Истины. Чем же можно объяснить такую скудость добротной миссионерской литературы? Неужели нет авторов, пишущих такие книги?

В действительности они, конечно, есть. В большинстве своём это люди самоотверженные, презревшие мирские блага, ищущие славу не для себя, а для Христа. Однако главный парадокс состоит в том, что именно к таким художественным произведениям, в которых так остро нуждается сейчас Церковь, цензура максимально строга и придирчива. Причём в основном замечания «экспертов» относятся не к вероучительной стороне произведения (здесь, как правило, придраться просто не к чему), а к форме выражения той или иной христианской идеи.

Тут, конечно, встаёт вопрос о том, допустимо ли облекать вечные святые истины в преходящие культурные формы? Не компрометируется ли этим Божественное откровение? Однако напомним, что речь идёт о книге миссионерской, цель которой — привлечь внимание неверующего читателя, не доросшего ещё до творений Святых отцов, к православным идеям и ценностям. Поэтому автору такой книги приходится, как и апостолу Павлу, для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор. 9:22). Об этом говорится и в Основах Социальной концепции РПЦ: «Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу <…> Проповедуя вечную Христову Истину людям, живущим в изменяющихся исторических обстоятельствах, Церковь делает это посредством культурных форм, свойственных времени, нации, различным общественным группам. То, что осознано и пережито одними народами и поколениями, подчас должно быть вновь раскрыто для других людей, сделано близким и понятным для них». Итак, позиция Церкви относительно методов и форм миссионерства через художественные произведения очевидна.

Но что же происходит на практике? Экспертам, оценивающим художественное произведение, «представляется весьма сомнительной сама идея "осовременить" евангельские притчи и другие библейские сюжеты» (отрывок из выписки из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценки Издательского Совета РПЦ), не говоря уж об обвинениях в кощунстве и непристойности лишь на том основании, что автор говорит с читателем языком понятных ему образов и культурных форм. Особенно жестоко цензура обходится с книгами, направленными к молодому читателю. Как будто нарочно Издательский Совет искореняет почти все попытки с помощью художественной книги достучаться до умов и сердец подрастающего поколения. Следует заметить, что современная молодёжь — наиболее взыскательная аудитория. Во-первых, молодые люди не терпят никакого открытого нравоучения, считая его покушением на свою свободу. По-настоящему миссионерская книга для юношества должна научить молодого человека размышлять и аккуратно подвести его к определённым выводам, а последний шаг оставить за ним. Во-вторых, книга должна быть увлекательной и достаточно оригинальной, без избитых стереотипных сюжетов и картонных персонажей. Наиболее любимы современными юношами и девушками жанры фантастики, фэнтези или сказки. В-третьих, при работе с молодёжью не должно быть никакой позиции «сверху», с молодыми людьми надо говорить на их языке, обсуждать волнующие их темы. Создать христианскую книгу, отвечающую всем этим требования, чрезвычайно сложно. И при оценивании надо всегда учитывать её специфику. Иначе скоро автору придётся выбирать, на кого ориентировать свою книгу: на цензора или на читателя.

Вообще очень печально, когда цензор не понимает и не хочет понимать художественную литературу, но только по обязанностям службы вынужден её читать. В этом случае он превращается в гиперисполнительного чиновника, у которого вся жизнь, все чувства применены к желаниям высшего начальства — и чаще, конечно, неправильно им понимаемым. С самозабвенным рвением он ищет к чему придраться в самых талантливых творениях литературы. И тогда вместо красоты и истины он видит лишь скуку и пошлость и выносит свой жестокий и несправедливый вердикт: «книга не представляет художественной ценности», как в своё время А.И. Красовский не разглядел гения А.С. Пушкина и заявил, что «вся современная литература так мерзка, что читать её — сущее наказание». Похоже, для некоторых рецензентов Издательского Совета их работа тоже представляется сущим наказанием. В замечаниях к книгам И. Изборцева (Смолькина) и А. Петрова, например, можно обнаружить следующие фразы: «как и другой роман автора — "Ангел безпечальный", — эта книга производит крайне неприятное впечатление»; «сложно допустить, что кому-то они (рассказы) могут принести пользу» и т.д. А ведь эти произведения получили высокую оценку среди профессионального писательского сообщества и множество благоприятных отзывов от читателей.

Надо сказать, что экспертиза художественного произведения — весьма сложная работа. К оценке художественной книги нельзя подходить чисто формально, не зная и не понимая таких обычных для художественной литературы приёмов, как аллегория, метафора, гипербола и т.д., иначе рискуешь выставить себя посмешищем в глазах образованных людей. Примером такого неправильного понимания художественного образа является цензура А.И. Красовского фразы в стихотворении, обращённом к девушке: «один твой нежный взгляд дороже для меня вниманья всей вселенной». Цензор прокомментировал её следующим образом: «во вселенной есть и цари, и законные власти, вниманьем коих дорожить должно… это значит, что автор не хочет продолжать своей службы государю для того только, чтобы быть всегда с своей любовницей…». К сожалению, очень похожие комментарии можно встретить в оценке современными цензорами некоторых художественных произведений. Например, автор обвиняется в кощунстве на том основании, что в произведении (которое является притчей-сказкой) встречается такая фраза: «На крыше автомобиля, на багажнике, сидели два попугая и пели тропари». Так можно обвинить писателя-сказочника во лжи лишь на том основании, что в его книгах разговаривают животные или растения.

Как известно, основная опасность любой цензуры — это необъективное, пристрастное оценивание произведения. Конечно, патриарх Кирилл отлично понимал это, поэтому и ввёл коллегиальный принцип вынесения решения. Однако на практике этот принцип скорее срабатывает по русской пословице: «у семи нянек дитя без глазу», то есть общая ответственность за принятие решения означает отсутствие личной ответственности каждого члена Коллегии за это решение, а значит страдает и качество экспертизы. К тому же, как правило, все члены Коллегии не ознакомлены в полной мере с представленным им на рассмотрение произведением и принимают решение исходя из доклада анонимного для авторов и издателей рецензента. На каждом заседании Коллегии рассматривается около ста книг, и у членов Коллегии просто нет физической возможности как следует разобраться в том, достойна ли представленная им на рассмотрение книга грифа Издательского Совета или нет. То есть решение о присвоении или неприсвоении грифа Издательского Совета принимается на основе мнения одного человека, который тоже не несёт никакой личной ответственности за решение Коллегии. Получается некий замкнутый круг, где каждый перекладывает ответственность на другого. В результате такого положения дел неизбежны ошибки и конфузы. Например, в выписке в качестве одной из причин отказа в грифе ИС значится: «описание существования души прежде рождения ребёнка». Неужели все члены Коллегии считают, что у ребёнка до рождения нет души, что в материнской утробе растёт и развивается неодухотворённый кусочек плоти? Очень не хочется в это верить! Скорее всего, рецензент оказался либо плохо знаком с православным вероучением, либо просто искал, к чему придраться, а Коллегия без всякого разбирательства завизировала его решение. Однако непонятно, кому отвечать за такое некачественное рецензирование? Напрашивается и ещё один вопрос: что будет, если хотя бы один рецензент впадёт в ересь и начнёт исходя из своих ложных взглядов оценивать книги? При таком положении дел очень скоро в продажу вновь могут поступить псевдоправославные и оккультные издания.

Ну и, конечно, самое худшее — когда цензор, который должен представлять в своём лице всю Русскую Православную Церковь, позволяет себе откровенное хамство и пишет в официальном документе такие строки: «На странице … автор, видимо, излагает своё жизненное кредо, которое является ключом ко всему остальному тексту: "А не стать ли мне дураком? Во-первых, с дураков и спрос невелик. Во-вторых, им проще общаться с людьми"». Весьма странное основание для отказа от грифа Издательского Совета, но ещё более странно, что все члены Коллегии по богословскому рецензированию подписались под этими строками.

Безусловно, «убить» любую книгу несложно, но, вынося своё решение, рецензентам и членам Коллегии стоит подумать о том, скольким людям эта книга могла бы помочь поверить в Бога и прийти в Церковь. Цензору как никому другому надлежит помнить слова Спасителя: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете (Мф. 23:13).

Конечно, цензура необходима, но она должна быть разумна. Иначе неизбежно произойдёт обеднение православного книжного рынка и, как следствие, православная культура станет более плоской и однобокой. Современные Достоевские, Свенцицкие и Шмелёвы не уместятся в рамки штампов и установок нынешних цензоров Издательского Совета и будут выброшены за борт православной литературы. А пострадает от этого вся Церковь и, кто знает, сколько у неё уйдёт времени на то, чтобы залечить эти раны.

Хочется закончить словами из стихотворения А.С. Пушкина «Послание к цензору», где поэт представляет нам цензора таким, каким он действительно должен быть:

Полезной истине пути не заграждает,

Живой поэзии резвиться не мешает.

Он друг писателю, пред знатью не труслив,

Благоразумен, твёрд, свободен, справедлив.