Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Сергей Витте — творец российской экономики. Краткая биография витте сергея юльевича

Сергей Юльевич Витте - одно из ярчайших имен, оставивших глубокий след в истории, экономике, политической и общественной жизни России конца 19 - начала 20 века. Великий реформатор и активный государственный деятель, он был истинным патриотом своей страны и стремился привести ее к процветанию и благополучию. Смелые и глубокие преобразования, которые он претворял в жизнь на протяжении своей карьеры, заставляют обращать на них внимание до сих пор.

Министр путей сообщения, министр финансов, председатель комитета министров, председатель Совета министров: С.Ю.Витте на протяжении долгих лет принимал непосредственное участие в управлении Российской Империей, успев оказать влияние на самые разные стороны жизни общества, от таможенных норм и вопросов денежного обращения до винной монополии и агентства печати.

Имевший университетское образование и широчайший кругозор, С.Ю.Витте понимал значимость науки для экономического прорыва страны, а хорошего образования служащих для их эффективной работы. Он издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием и уделял много внимания созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности. Он инициировал открытие 73 коммерческих учебных заведений и 3-х политехнических институтов.

Московский Университет имени С.Ю.Витте , разделяя представления своего интеллектуального покровителя о важности науки и образования для развития экономического потенциала России, неизменно поддерживает высокий стандарт подготовки кадров, новых отечественных экономистов, правоведов и будущих государственных деятелей. Наш вуз готовит активных, компетентных, самостоятельных и всесторонне развитых профессионалов, содействующих укреплению потенциала России, и с честью продолжает наследие великого реформатора, имя которого носит.

Историческая справка:

Сергей Юльевич Витте (1849-1915) - граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, Министр финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук.

В 1879 г. Сергей Витте занял место начальника отделения эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в трудах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, был составителем проекта ныне действующего «Общего устава Российских железных дорог». С 1886 по 1888 г. состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами по инициативе Витте. Когда при Министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые тарифные учреждения, Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г. призван к управлению Министерством путей сообщения. 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов.

Одиннадцать лет, в течение которых Сергей Витте стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы двукратным увеличением бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами в области финансового законодательства. Несомненной заслугой является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

За годы министерства Витте Россия вышла на первое место по добыче нефти. С 1895 по 1899 год было построено рекордное количество железных дорог. В год вводили три тысячи километров новых путей. Витте был инициатором строительства Транссибирской магистрали. Ее проложили за десять лет и используют до сих пор.
При активном участии С. Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

В 1903 г. вступил в обязанности председателя Комитета министров. Возглавил правительство после реформирования в качестве председателя Совета министров.

С 1903 года - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 года - член комитета финансов, с 1911 по 1915 год - его Председатель.

Сергей Юльевич Витте скончался 28 февраля 1915 года в Петрограде. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


Ему довелось ослепительно блистать на дипломатическом поприще, быть свидетелем Крымской войны, отмены крепостного права, реформ 60-х годов, бурного развития капитализма, русско-японской войны, первой революции в России. С. Ю. Витте - современник Александра III и Николая II, П. А. Столыпина и В. Н. Коковцова, С. В. Зубатова и В. К. Плеве, Д. С. Сипягина и Г. Е. Распутина.

Жизнь, политическая дело, нравственные качества Сергея Юльевича Витте вечно вызывали противоречивые, порой полярно противоположные оценки и суждения. По одним воспоминаниям его современников перед нами "только одаренный", "в высокой степени выдающийся государственный деятель", "превосходящий разнообразием своих дарований, громадностью кругозора, умением справляться с труднейшими задачами блеском и силой своего ума всех современных ему людей". По другим - это "делец, совсем неопытный в народном хозяйстве", "страдавший дилетантизмом и плохим знанием русской действительности", джентльмен со "среднеобывательским уровнем развития и наивностью многих взглядов", политику которого отличали "беспомощность, бессистемность и... беспринципность".

Характеризуя Витте, одни подчеркивали, что это был "европеец и либерал", другие - что "Витте ни при каких обстоятельствах не был ни либералом, ни консерватором, но временами он был намеренно реакционером". Писалось о нем более того и такое: "дикарь, провинциальный герой, наглец и развратник с провалившимся носом".

Так что же это была за персона - Сергей Юльевич Витте?

Родился он 17 июня 1849 г. на Кавказе, в Тифлисе, в семье провинциального чиновника. Предки Витте по отцовской линии - выходцы из Голландии, переселившиеся в Прибалтику, - в середине XIX в. получили потомственное дворянство. По линии матери его родословная велась от сподвижников Петра I - князей Долгоруких. Отец Витте, Юлий Федорович, дворянин Псковской губернии, лютеранин, принявший православие, служил директором департамента государственных имуществ на Кавказе. Мать, Екатерина Андреевна, была дочерью члена главного управления наместника Кавказа, в прошлом Саратовского главу администрации области Андрея Михайловича Фадеева и княжны Елены Павловны Долгорукой. Сам Витте шибко с радостью подчеркивал свои родственные узы с князьями Долгорукими, но не любил упоминать, что происходил из семьи малоизвестных обрусевших немцев. "Вообще вся моя семейство, - писал он в своих "Воспоминаниях", - была в высокой степени монархической семьей, - и эта край характера осталась и у меня по наследству".
В семье Витте было пятеро детей: три сына (Александр, Борис, Сергей) и две дочери (Ольга и Софья). Детские годы Сергей провел в семье своего деда А. М. Фадеева, где получил обычное для дворянских семей воспитание, причем "первоначальное образование, - вспоминал С. Ю. Витте, - мне дала бабуся...она выучила меня уяснять текст и писать".
В Тифлисской гимназии, куда он был следом отдан, Сергей учился "шибко плохо", предпочитая заниматься музыкой, фехтованием, верховой ездой. В результате в шестнадцать лет он получил аттестат зрелости с посредственными отметками по наукам и единицей по поведению. Несмотря на это, предстоящий государственный участник отправился в Одессу с намерением поступить в универ. Но молодой возраст (в вуз принимали людей не моложе семнадцати лет), а ко всему - единица по поведению закрыли ему туда доступ... Пришлось сызнова поступить в гимназию - в первую очередь в Одессе, затем в Кишиневе. И только вслед за тем усиленных занятий Витте сдал экзамены благополучно и получил порядочный аттестат зрелости.

В 1866 г. Сергей Витте поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. "... Я занимался и днем, и ночью, - вспоминал он, - и потому все время пребывания моего в университете я в действительности был в смысле знаний самым лучшим студентом".
Так прошел начальный год студенческой жизни. Весной, отправившись на каникулы, по дороге домой Витте получил известие о кончине отца (незадолго до этого он потерял деда - А. М. Фадеева). Вышло так, что семейство осталась без средств к существованию: незадолго до смерти дедушка и папа вложили весь свой доход в компанию Чиатурских копей, которая вскоре потерпела крах. Таким образом, Сергей получил в наследство только отцовские долги и был вынужден брать на себя количество забот о матери и маленьких сестрах. Продолжить учебу ему удалось только благодаря стипендии, которую выплачивало Кавказское наместничество.
Студентом С. Ю. Витте негусто интересовался общественными проблемами. Его не волновали ни политический радикализм, ни философия атеистического материализма, будоражившие умы молодежи 70-х годов. Витте не принадлежал к числу тех, чьими кумирами были Писарев, Добролюбов, Толстой, Чернышевский, Михайловский. "... Я постоянно был супротив всех этих тенденций, потому что по моему воспитанию был крайним монархистом... а ещё и человеком религиозным", - писал попозже С. Ю. Витте. Его душевный мир складывался под влиянием родных, в особенности дяди - Ростислава Андреевича Фадеева, генерала, участника покорения Кавказа, талантливого военного публициста, известного своими славянофильскими, панславистскими взглядами.
Несмотря на свои монархические убеждения, Витте был избран студентами в комитет, заведовавший студенческой кассой. Эта невинная затея было не закончилась плачевно. Эта так называемая касса взаимопомощи была закрыта как. опасное учреждение, а все члены комитета, в т. ч. Витте, оказались под следствием. Им грозила ссылка в Сибирь. И только случившийся с ведшим занятие прокурором дебош помог С. Ю. Витте избежать судьбы политического ссыльного. Наказание свелось к штрафу в 25 рублей.
Окончив в 1870 г. универ, Сергей Витте задумался о научной карьере, о профессорской кафедре. Однако родные - матушка и дядя - "сильно косо смотрели на мое стремление быть профессором, - вспоминал С. Ю. Витте. - Главный их довод заключался в том, что... это не дворянское дело". К тому же научной карьере помешало пылкое увлечение актрисой Соколовой, после этого знакомства с которой Витте "не желал больше строчить диссертации".
Избрав карьеру чиновника, он был причислен к канцелярии одесского главу администрации области графа Коцебу. И вот сквозь два года первое повышение - Витте был назначен столоначальником. Но как снег на голову все его планы изменились.
В России бурно развивалось железнодорожное сооружение. Это была новая и перспективная отрасль капиталистического хозяйства. Возникали различные частные общества, которые вкладывали в железнодорожное возведение суммы, превышавшие капиталовложения в крупную индустрия. Атмосфера ажиотажа, сложившаяся кругом строительства железных дорог, захватила и Витте. Министр путей сообщения граф Бобринский, знавший его отца, уговорил Сергея Юльевича попытать счастья в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог - в чисто коммерческой области железнодорожного дела.
Стремясь досконально исследовать практическую сторону предприятия, Витте сидел в станционных кассах, исполнял обязанности помощника и начальника станции, контролера, ревизора движения, побывал более того в роли конторщика грузовой службы и помощника машиниста. Полгода через он был назначен начальн иком конторы движения Одесской железной дороги, вскоре перешедшей в руки частного общества.

Однако позже многообещающего начала карьера С. Ю. Витте еле-еле было не оборвалась окончательно. В конце 1875 г. близко от Одессы произошло крушение поезда, повлекшее за собой невпроворот человеческих жертв. Начальник Одесской железной дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы. Однако покуда тянулось расследование, Витте, оставаясь на службе, сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий (шла русско-турецкая махаловка 1877-1878 гг.), чем обратил на себя чуткость великого князя Николая Николаевича, по велению которого каталажка для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой.

В 1877 г. С. Ю. Витте становится уже начальником движения Одесской железной дороги, а позже окончания войны - начальником эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Получив это направление, он переехал из периферии в Петербург, где принял участие в работе комиссии графа Э. Т. Баранова (по исследованию железнодорожного дела).
Служба в частных железнодорожных обществах оказала на Витте весьма сильное влияние: дала навык управления, научила расчетливому, деловому подходу, чувству конъюнктуры, определила круг интересов будущего финансиста и государственного деятеля.
К началу 80-х годов имя С. Ю. Витте было уже довольно что надо известно в среде железнодорожных дельцов и в кругах русской буржуазии. Он был знаком с крупнейшими "железнодорожными королями" - И. С. Блиохом, П. И. Губониным, В. А. Кокоревым, С. С. Поляковым, рядом знал будущего министра финансов И. А. Вышнеградского. Уже в эти годы проявилась многогранность энергичной натуры Витте: качества превосходного администратора, трезвого, практичного дельца ладно сочетались со способностями ученого-аналитика. В 1883 г. С. Ю. Витте опубликовал "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов", принесшие ему известность посреди специалистов. Это была, уместно сказать, не первая и неблизко не последняя служба, вышедшая из-под его пера.
В 1880 г. С. Ю. Витте был назначен управляющим Юго-Западными дорогами и поселился в Киеве. Удачная карьера принесла ему и материальное благополучие. Как управляющий Витте получал больше любого министра - свыше 50 тысяч рублей в год.
Активного участия в политической жизни в эти годы Витте не принимал, хотя и сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом, был недурственно знаком с известным славянофилом И. С. Аксаковым и более того опубликовал в его газете "Русь" немного статей. Серьезной политике младой предприниматель предпочитал "среду актрис". "... Я знал всех больше или менее выдающихся актрис, которые были в Одессе", - вспоминал он позже.

Убийство народовольцами Александра II грубо изменило касательство С. Ю. Витте к политике. После 1 марта он активно включился в большую политическую игру. Узнав о гибели императора, Витте написал своему дяде Р. А. Фадееву сообщение, в котором подал идею создания дворянской конспиративной организации для охраны нового государя и борьбы с революционерами их же методами. Р. А. Фадеев подхватил эту идею и с помощью генерал-адъютанта И. И. Воронцова-Дашкова создал в Петербурге так называемую "Священную дружину". В середине марта 1881 г. С. Ю. Витте был возвышенно посвящен в члены дружины и вскоре получил первое поручение - основать в Париже покушение на известного революционера-народника Л. Н. Гартмана. К счастью, вскоре "Священная дружина" скомпрометировала себя неумелой шпионско-провокаторской деятельностью и, просуществовав малость больше года, была ликвидирована. Надо заявить, что нахождение Витте в этой организации нисколько не украсило его биографию, хотя и дало вероятность продемонстрировать горячие верноподданические чувства. После смерти Р. А. Фадеева во второй половине 80-х годов С. Ю. Витте отходит от людей его круга и сближается с контролировавшей государственную идеологию группой Победоносцева-Каткова.
К середине 80-х годов масштабы Юго-Западных железных дорог перестали удовлетворять кипучую натуру Витте. Честолюбивый и властолюбивый ж-д предприниматель настойчиво и терпеливо стал готовить родное дальнейшее продвижение. Этому полно способствовало то, что авторитет С. Ю. Витте как теоретика и практика железнодорожного хозяйства привлек чуткость министра финансов И. А. Вышнеградского. И, помимо того, помог эпизод.

17 октября 1888 г. в Борках произошло крушение царского поезда. Причиной этого было ломание правил элементарных правил движения поездов: нелегкий состав царского поезда с двумя товарными паровозами шел с превышением установленной скорости. С. Ю. Витте раньше предупреждал министра путей сообщения о возможных последствиях. С присущей ему грубоватостью он сказал как-то в присутствии Александра III, что императору сломают шею, если будут водить царские поезда с недозволенной скоростью. После крушения в Борках (от которого, хотя вообще-то, ни император, ни члены его семьи не пострадали) Александр III вспомнил об этом предупреждении и выразил возделение, чтобы на сызнова утвержденный пост директора департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов был назначен С. Ю. Витте.
И хотя это означало сокращение жалованья в три раза, Сергей Юльевич без колебаний расстался с доходным местом и положением преуспевающего дельца с целью манившей его государственной карьеры. Одновременно с назначением на пост директора департамента он был произведен из титулярных тотчас в действительные статские советники (т. е. получил генеральский чин). Это был головокружительный скачок вверх по бюрократической лестнице. Витте попадает в цифра ближайших сотрудников И. А. Вышнеградского.
Вверенный Витте департамент тотчас становится образцовым. Новому директору удается на практике аргументировать конструктивность своих идей о государственном регулировании железнодорожных тарифов, выказать широту интересов, недюжинный гений администратора, силу ума и характера.

В феврале 1892 г., удачно использовав конфликт двух ведомств - транспортного и финансового, С. Ю. Витте добивается назначения на пост управляющего Министерством путей сообщения. Однако пробыл он на этом посту нимало кратковременно. В том же 1892 г. нелегко занедужил И. А. Вышнеградский. В околоправительственных кругах началась закулисная битва за влиятельный пост министра финансов, в Которой Витте принял самое активное участие. Не сверх меры щепетильный и не в особенности разборчивый в средствах для достижения цели, пустив в ход и интригу, и сплетню о психическом расстройстве своего покровителя И. А. Вышнеградского (тот, что совершенно не собирался оставлять свой пост), в августе 1892 г. Витте добился места управляющего Министерством финансов. А 1 января 1893 г. Александр III назначил его министром финансов с одновременным производством в тайные советники. Карьера 43-летнего Витте достигла своей сияющей вершины.

Правда, дорога к этой вершине был броско осложнен женитьбой С. Ю. Витте на Матильде Ивановне Лисаневич (урожденной Нурок). Это был не первостепеннный его брак. Первой женой Витте была Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) - дочка черниговского предводителя дворянства. Она была замужем, но не была счастлива в браке. Витте познакомился с ней ещё в Одессе и, полюбив, добился развода. С. Ю. Витте и Н. А. Спиридонова обвенчались (видимо, в 1878 г.). Однако прожили они мало. Осенью 1890 г. супруга Витте скоропостижно скончалась.
Примерно сквозь год затем ее смерти Сергей Юльевич встретил в театре даму (также замужнюю), которая произвела на него неизгладимое ощущение. Стройная, с серо-зелеными грустными глазами, загадочной улыбкой, чарующим голосом, она показалась ему воплощенным очарованием. Познакомившись с дамой, Витте стал достигать ее расположения, убеждая расторгнуть брак и вылезти замуж за него. Чтобы достигнуть от ее несговорчивого мужа развода, Витте пришлось уплатить отступные и более того прибегнуть к угрозам административными мерами.
В 1892 г. он женился-таки на горячо любимой женщине и удочерил ее ребенка (своих детей у него не было).

Новый брак поставил его в очень щекотливое социальное положение. Сановник высшего ранга оказался женатым на разведенной еврейке, да ещё в результате скандальной истории. Сергей Юльевич более того был готов "определить крест" на карьере. Однако Александр III, вникнув во все подробности, сказал, что тот самый брак только увеличивает его почтение к Витте. Тем не менее Матильда Витте не была принята ни при дворе, ни в высшем обществе.
Надо подметить, что отношения и самого Витте с высшим светом складывались в отдалении не легко. Великосветский Петербург косо смотрел на "провинциального выскочку". Его коробили резкость Витте, угловатость, неаристократичность манер, южный выговор, плохое французское произношение. Сергей Юльевич на долгое время стал любимым персонажем столичных анекдотов. Его быстрое продвижение вызывало неприкрытую зависть и недоброжелательство со стороны чиновников.
Наряду с этим к нему очевидно благоволил император Александр III. "... Он относился ко мне особливо благосклонно", - писал Витте, - "крайне любил", "верил мне до последнего дня своей жизни". Александру III импонировали прямота Витте, его смелость, независимость суждения, более того резкость его выражений, полное отсутствие подобострастия. Да и для Витте Александр III остался до конца жизни идеалом самодержца. "Истинный христианин", "верный наследник православной церкви", "обычный, жесткий и честный человек", "выдающийся император", "мужчина своего слова", "царски благородный", "с царскими возвышенными помыслами", - так характеризует Витте Александра III.

Заняв кресло министра финансов, С. Ю. Витте получил большую власть: ему сейчас были подчинены департамент железнодорожных дел, торговлишка, индустрия, и он мог оказывать давление на заключение самых важных вопросов. И Сергей Юльевич на самом деле показал себя трезвым, расчетливым, гибким политиком. Вчерашний панславист, славянофил, уверенный сторонник самобытного пути развития России в недлинный срок превратился в индустриализатора европейского образца и заявил о своей готовности в течение короткого срока вывести Россию в разряд передовых индустриальных держав.
К началу XX в. экономическая платформа Витте приобрела совершенно законченные очертания: в течение приблизительно десяти лет нагнать больше развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках Востока, снабдить ускоренное индустриальное формирование России путем привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты промышленности от конкурентов и поощрения вывоза. Особая образ в программе Витте отводилась иностранным капиталам; министр финансов выступал за их неограниченное привлечение в русскую индустрия и железнодорожное занятие, называя лекарством супротив бедности. Вторым важнейшим механизмом он считал неограниченное государственное вмешательство.
И это была не простая декларация. В 1894-1895 гг. С. Ю. Витте добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам: ввел золотое денежное воззвание, обеспечив вплоть до первой важный войны стране твердую валюту и приток иностранных капиталов. Кроме того, Витте грубо увеличил налогообложение, в особенности косвенное, ввел винную монополию, которая вскоре стала одним из основных источников правительственного бюджета. Еще одним крупным мероприятием, проведенным Витте в начале его деятельности, было заключение таможенного договора с Германией (1894 г.), следом чего С. Ю. Витте заинтересовался более того сам О. Бисмарк. Это чертовски льстило самолюбию молодого министра. "... Бисмарк... обратил на меня особое участливость, - писал он потом, - и немного раз сквозь знакомых высказывал самое высокую точку зрения о моей личности".

В условиях экономического подъема 90-х годов организация Витте работала превосходно: в стране было проложено небывалое число железных дорог; к 1900 г. Россия вышла на первое местоположение в мире по добыче нефти; облигации русских государственных займов приподнято котировались за рубежом. Авторитет С. Ю. Витте вырос неизмеримо. Министр финансов России стал популярной фигурой посреди западных предпринимателей, привлек благосклонное чуткость иностранной прессы. Отечественная же печать грубо критиковала Витте. Бывшие единомышленники обвиняли его в насаждении "государственного социализма", приверженцы реформ 60-х годов критиковали за употребление государственного вмешательства, русские либералы восприняли программу Витте как "грандиозную диверсию самодержавия", отвлекавшую участливость общества от социально-экономических и культурно-политических реформ". Ни единственный государственный участник России не был предметом до того разнообразных и противоречивых, но упорных и страстных нападок, как мой... супруг, - писала позже Матильда Витте. - При дворе его обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах ему приписывали стремление урезать права народа в пользу монарха. Землевладельцы его упрекали в стремлении разорить их в пользу крестьян, а радикальные партии - в стремлении околпачить крестьянство в пользу помещиков". Обвиняли его более того в дружбе с А. Желябовым, в попытке привести к упадку сельское хозяйство России, чтобы привезти выгоды Германии.
В реальности же вся политика С. Ю. Витте была подчинена единственной цели: осуществить индустриализацию, достичь успешного развития экономики России, не затрагивая политической системы, ничего не меняя в государственном управлении. Витте был ярый сторонник самодержавия. Неограниченную монархию он считал "наилучшей формой правления" для России, и все, что им делалось, делалось с тем, чтобы укрепить и "сберечь самодержавие.

С этой же целью Витте начинает разработку крестьянского вопроса, пытаясь достичь пересмотра аграрной политики. Он сознавал, что расширить покупательную способность внутреннего рынка не возбраняется только за счет капитализации крестьянского хозяйства, за счет перехода от общинного землевладения к частному. С. Ю. Витте был убежденным сторонником частной крестьянской имущества на землю и усиленно добивался перехода правительства к буржуазной аграрной политике. В 1899 г. при его участии правительством были разработаны и приняты законы об отмене круговой поруки в крестьянской общине. В 1902 г. Витте добился создания специальной комиссии по крестьянскому вопросу ("Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности"), которая ставила целью "водворить личную имущество в деревне".
Однако на пути Витте встал его давнишний неприятель В. К. Плеве, назначенный министром внутренних дел. Аграрный вопросительный мотив оказался ареной противоборства двух влиятельных министров. Реализовать свои идеи Витте так и не удалось. Однако инициатором перехода правительства к буржуазной аграрной политике был аккурат С. Ю. Витте. Что же касается П. А. Столыпина, то позднее Витте неоднократно подчеркивал, что тот "обокрал" его, использовал идеи, убежденным сторонником которых был он сам, Витте. Именно вследствие этого Сергей Юльевич не мог припоминать о П. А. Столыпине без чувства озлобления. "... Столыпин, - писал он, - обладал весьма поверхностным умом и без малого полным отсутствием государственной культуры и образования. По образованию и уму... Столыпин представлял собою тип штык-юнкера".

События начала XX в. поставили под колебание все грандиозные начинания Витте. Мировой экономический кризис грубо затормозил формирование промышленности в России, сократился приток иностранных капиталов, нарушилось бюджетное равновесие. Экономическая экспансия на Востоке обострила русско-английские противоречия, приблизила войну с Японией.
Экономическая "система" Витте прямо пошатнулась. Это дало вероятность его противникам (Плеве, Безобразову и др.) исподволь оттеснить министра финансов от власти. Кампанию супротив Витте с охотой поддержал Николай II. Надо заприметить, что между С. Ю. Витте и Николаем II, вступившим на русский престол в 1894 г., установились достаточно сложные отношения: со стороны Витте демонстрировались недоверие и пренебрежение, со стороны Николая - недоверие и ненависть. Витте теснил собой сдержанного, внешне корректного и отлично воспитанного царя, всю дорогу оскорблял его, сам того не замечая, своей резкостью, нетерпеливостью, самоуверенностью, неумением утаить родное неуважение и пренебрежение. И было ещё одно положение, которое превращало простое нерасположение к Витте в ненависть: все-таки без Витте никак воспрещено было устроиться. Всегда, когда требовались в самом деле огромный ум и изворотливость, Николай II, хоть и со скрежетом зубовным, обращался к нему.
Со своей стороны, Витте дает в "Воспоминаниях" сильно резкую и смелую характеристику Николаю. Перечисляя бесчисленные достоинства Александра III, он все время дает осознать, что его отпрыск ни в коей мере ими не обладал. О самом же государе он пишет: "... Император Николай II... представлял собою человека доброго, вдали не глупого, но неглубокого, слабовольного... Основные его качества - любезность, когда он этого хотел... хитрость и полная бесхарактерность и безвольность". Сюда же он добавляет "самолюбивый характер" и редкую "злопамятность". В "Воспоминаниях" С. Ю. Витте много нелестных слов досталось и императрице. Автор называет ее "странной особой" с "узким и упрямым характером", "с тупым эгоистическим характером и узким мировоззрением".

В августе 1903 г. кампания супротив Витте увенчалась успехом: он был снят с должности министра финансов и назначен на пост председателя Комитета министров. Несмотря на громкое наименование, это была "почетная отставка", так как свежий пост был несоизмеримо менее влиятелен. Вместе с тем Николай II не собирался совершенно удалять Витте, потому что тому прямо симпатизировали императрица-мать Мария Федоровна и брат царя огромный князь Михаил. Кроме того, на любой эпизод Николай II и сам хотел обладать под рукой такого опытного, умного, энергичного сановника.
Потерпев разгромление в политической борьбе, Витте не вернулся к частному предпринимательству. Он поставил себе целью отвоевать утраченные позиции. Оставаясь в тени, он добивался того, чтобы не посеять совершенно расположения царя, почаще привлекать к себе "высочайшее внимание", укреплял и налаживал связи в правительственных кругах. Начать активную борьбу за возвращение к власти позволила подготовка к войне с Японией. Однако надежды Витте на то, что с началом войны Николай II призовет его, не оправдались.

Летом 1904 г. эсером Е. С. Созоновым был убит давнишний недруг Витте министр внутренних дел Плеве. Опальный сановник приложил все усилия, чтобы занять освободившееся местоположение, но и тут его ждала невезуха. Несмотря на то, что Сергей Юльевич благополучно выполнил возложенную на него миссию - заключил новое соглашение с Германией, - Николай II назначил министром внутренних дел князя Святополка-Мирского.
Пытаясь направить на себя внимательность, Витте принимает самое активное участие в совещаниях у царя по вопросу о привлечении выборных от населения к участию в законодательстве, пытается достичь расширения компетенции Комитета министров. Он использует более того события "Кровавого воскресенья", чтобы привести доказательства царю, что без него, Витте, тому не устроиться, что если бы Комитет министров под его председательством был наделен реальной властью, то этакий разворот событий был бы невозможен.
Наконец 17 января 1905 г. Николай II, несмотря на всю свою неприязнь, все-таки обращается к Витте и поручает ему создать совещание министров по "мерам, необходимым для успокоения страны" и возможным реформам. Сергей Юльевич очевидно рассчитывал на то, что это совещание ему удастся преобразовать в руководство "западноевропейского образца" и сделаться во главе его. Однако в апреле того же года последовала новая царская немилость: Николай II совещание закрыл. Витте сызнова оказался не у дел.

Правда, на этот раз опала длилась краткосрочно. В конце мая 1905 г. на очередном военном совещании бесповоротно прояснилась надобность скорейшего прекращения войны с Японией. Вести нелегкие переговоры о мире было поручено Витте, тот, что неоднократно и крайне благополучно выступал в качестве дипломата (вел переговоры с Китаем о постройке КВЖД, с Японией - о совместном протекторате над Кореей, с Кореей - о русском военном инструктаже и русском управлении финансами, с Германией - о заключении торгового договора и др.), проявляя при этом недюжинные способности.

На направление Витте чрезвычайным послом Николай II пошел с большущий неохотой. Витте давнехонько подталкивал царя инициировать мирные переговоры с Японией, чтобы "хотя кот наплакал угомонить Россию". В письме к тому от 28 февраля 1905 г. он указывал: "Продолжение войны больше нежели опасно: дальнейшие жертвы держава при существующем состоянии духа не перенесет без страшных катастроф...". Он вообще считал войну гибельной для самодержавия.
23 августа 1905 г. был подписан Портсмутский мир. Это была блестящая виктория Витте, подтверждавшая его выдающиеся дипломатические способности. Из безнадежно проигранной войны талантливому дипломату удалось вылезти с минимальными потерями, добившись при этом для России "без малого благопристойного мира". Несмотря на близкое нерасположение, царь по достоинству оценил заслуги Витте: за Портсмутский мир ему был присвоен графский титул (уместно сказать, Витте тут же издевательски прозовут "графом Полусахалинским", обвинив тем самым в уступке Японии южной части Сахалина).

Вернувшись в Петербург, Витте с головой погрузился в политику: принимает участие в "Особом совещании" Сельского, где разрабатывались проекты дальнейших государственных преобразований. По мере нарастания революционных событий Витте все настойчивее показывает надобность "сильного правительства", убеждает царя, что аккурат он, Витте, сможет сыграть образ "спасителя России". В начале октября он обращается к царю с запиской, в которой излагает целую программу либеральных реформ. В критические для самодержавия дни Витте внушает Николаю II, что у того не осталось иного выбора, помимо как либо учредить в России диктатуру, либо - премьерство Витте и изготовить строй либеральных шагов в конституционном направлении.
Наконец, вслед за тем мучительных колебаний, царь подписывает составленный Витте протокол, тот, что вошел в историю как Манифест 17 октября. 19 октября царь подписал указ о реформировании Совета министров, во главе которого был поставлен Витте. В своей карьере Сергей Юльевич добился вершины. В критические дни революции он стал главой правительства России.
На этом посту Витте продемонстрировал удивительную гибкость и способность к лавированию, выступая в чрезвычайных условиях революции то твердым, безжалостным охранителем, то искусным миротворцем. Под председательством Витте руководство занималось самыми разнообразными вопросами: переустраивало крестьянское землевладение, вводило исключительное положение в различных регионах, прибегало к применению военно-полевых судов, смертной казни и других репрессий, вело подготовку к созыву Думы, составляло Проект Основных законов, реализовывало провозглашенные 17 октября свободы.
Однако возглавляемый С. Ю. Витте Совет министров так и не стал подобным европейскому кабинетом, а сам Сергей Юльевич пробыл на посту председателя всего полгода. Все больше усиливавшийся конфликт с царем вынудил его передать в отставку. Это произошло в конце апреля 1906 г. С. Ю. Витте пребывал в полной уверенности, что выполнил главную свою задачу - обеспечил политическую устойчивость режима. Отставка по сути стала концом его карьеры, хотя Витте и не отошел от политической деятельности. Он все ещё являлся членом Государственного совета, нередко выступал в печати.

Надо отметить, Сергей Юльевич ожидал нового назначения и старался приблизить его, вел ожесточенную борьбу первоначально супротив Столыпина, занявшего пост председателя Совета министров, потом супротив В. Н. Коковцова". Витте рассчитывал, что уход с государственной сцены его влиятельных противников позволит ему возвратиться к активной политической деятельности. Он не терял надежды вплоть до последнего дня своей жизни и более того был готов прибегнуть к помощи Распутина.
В начале первой важный войны, предсказывая, что она закончится крахом для самодержавия, С. Ю. Витте заявил о готовности забрать на себя миротворческую миссию и постараться вступить в переговоры с немцами. Но он был уже смертельно болен.

Скончался С. Ю. Витте 28 февраля 1915 г., мало не дожив до 65 лет. Хоронили его скромно, "по третьему разряду". Никаких официальных церемоний не было. Более того, рабочий офис покойного был опечатан, бумаги конфискованы, на вилле в Биаррице произведен тщательный обыск.
Смерть Витте вызвала достаточно просторный резонанс в русском обществе. Газеты пестрели заголовками типа:"Памяти большого человека", "Великий реформатор", "Исполин мысли"... Многие из тех, кто рядом знал Сергея Юльевича, выступили с воспоминаниями.
После смерти Витте его политическая занятие была оценена чертовски противоречиво. Одни от всей души считали, что Витте оказал родине "великую услугу", другие утверждали, что "граф Витте вдалеке не оправдал возлагавшихся на него надежд", что "он ни в чем не принес стране действительной пользы", и более того, напротив, занятие его "скорее должна считаться вредной".

Политическая дело Сергея Юльевича Витте была вправду весьма противоречива. Порой она сочетала в себе несоединимое: влечение к неограниченному привлечению иностранных капиталов и борьбу супротив международно-политических последствий этого привлечения; приверженность неограниченному самодержавию и постижение необходимости реформ, подрывавших его традиционные устои; Манифест 17 октября и последующие меры, которые свели его на практике к нулю, и т. д. Но как бы ни оценивались итоги политики Витте, понятное дело одно: смыслом всей его жизни, всей деятельности было служение "великой России". И этого не могли не признать как его единомышленники, так и оппоненты.

Основные достижения Сергея Витте

Под руководством С.Витте был составлен императорский Манифест 17 октября 1905, даровавший гражданские свободы.

При его активном участии проведены государственные реформы, включая создание Государственной Думы, преобразование Государственного Совета, введение избирательного законодательства и редактирование Основных законов Российской империи.

Активно содействовал сооружению Транссибирской магистрали и КВЖД.

Провёл денежную реформу 1897 по введению золотого стандарта рубля.

Разработал программу реформ, воплощенную в жизнь П. А. Столыпиным.

Был сторонником ускоренного развития промышленности и развития капитализма. Содействовал «первой российской индустриализации» 1890-х годов. Провёл реформу налогообложения промышленности.

Содействовал введению государственной «винной монополии» на алкоголь.

Проявил незаурядные дипломатические способности (заключение Портсмутского мира с Японией, соглашение о строительстве КВЖД с Китаем, торговый договор с Германией, получение займов у Франции).

Первоначальный период жизни (до 1892)

Происходит из голландской семьи, переселившейся в Прибалтику ещё во времена владычества шведов и получившей потомственное дворянство в 1856. Православный.

Родился 17 июня 1849 в Тифлисе. Его отец Юлий Федорович Витте (1814-1867), член совета кавказского наместника, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. Двоюродная сестра Витте - основатель теософии Е. П. Блаватская.

В 1870 окончил физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса), получил степень кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье С.Витте отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора.

Вскоре оставил службу в канцелярии и посвятил себя более перспективному железнодорожному делу. Поступил на службу в Управление казённой Одесской железной дороги, где дослужился до начальника эксплуатации. Был отмечен за эффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

После образования «Общества Юго-Западных железных дорог» работал начальником эксплуатационного отделения при правлении в Петербурге (в 1879), с 1880 - начальник эксплуатации (в Киеве).

В 1879 женился на Н. А. Спиридоновой (урождённой Иваненко), дочери черниговского предводителя дворянства. До этого, по словам самого С.Витте, он «знал всех более-менее выдающихся актрис» в Одессе.

В 1883 опубликовал работу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов. Помимо основной темы С.Витте затронул во втором издании этой работы политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

В 1886 занял пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог» (Киев). Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввёл практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

В этот период познакомился с императором Александром III. По легенде, С.Витте на глазах императора вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С.Витте после крушения царского поезда в 1888.

10 марта 1889 назначен начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов. Получал доплату к жалованью из личных денег императора с целью компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу.

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В своё подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчинёнными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищённой на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1890 умирает первая жена С.Витте.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии С.Витте. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

В феврале-августе 1892 - Министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезённых грузов. Провёл реформу железнодорожных тарифов.

В 1892 женился на М. И. Лисаневич, удочерив её ребёнка (своих детей у Витте не было). Женитьбе предшествовал скандал, так как С.Витте начал встречаться с М.Лисаневич до её развода и вступил в конфликт с её мужем. Это могло стоить С.Витте карьеры, так как скандальная женитьба на разведённой еврейке тогда не приветствовалась. В результате и без того не самые тёплые отношения С.Витте с высшим светом ещё более ухудшились.

Деятельность на посту министра финансов

В конце 1892 С.Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет.

Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет). С.Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счёт денежной эмиссии. На такую меру министр всё-таки не пошёл, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием.

Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 выступил за жёсткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключён выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной.

В 1894 году получает почётное звание «Почётный гражданин Казани» за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

С 1895 начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определённой регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

В 1896 провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки. Одновременно с Китаем был заключён союзный оборонительный договор. Успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб.

С 1896 - статс-секретарь.

Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897. В результате Россия на период до 1914 получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

Выступал против попыток упрочения привилегированного положения дворянства, считая, что перспективы России связаны с развитием промышленности, усилением торгово-промышленного класса, увеличением емкости внутреннего рынка. В 1897 заявил, что «в России теперь происходит то же, что случилось в своё время на Западе: она переходит к капиталистическому строю… Это мировой непреложный закон». Выход, по его мнению, для дворянства один - обуржуазиться, заняться помимо земледелия и этими отраслями хозяйства. Эта позиция вызывала неприятие у аристократии и самого Николая II.

При активном участии С.Витте разрабатывалось рабочее законодательство, в частности, закон об ограничении рабочего времени на предприятиях (1897).

В 1898 провёл реформу торгово-промышленного налогообложения.

В 1898 выступил резко против захвата Россией Ляодунского полуострова в Китае, где впоследствии был сооружён Порт-Артур.

Считал необходимым реформировать крестьянскую общину, высказывался за свободный выход из общины. В октябре 1898 обратился к Николаю II с запиской, в которой призвал царя «завершить освобождение крестьян», сделать из крестьянина «персону», освободить его от давящей опеки местных властей и общины.

Добился отмены круговой поруки в общине, телесных наказаний крестьян по приговору волостных судов, облегчения паспортного режима крестьян. Не без участия С.Витте были облегчены условия переселения крестьян на свободные земли, расширена деятельность Крестьянского банка, изданы законы и нормативные правила о мелком кредите.

Впоследствии С.Витте неоднократно подчёркивал, что П. А. Столыпин «обокрал» его, использовав его идеи.

C 1899 - действительный тайный советник.

В этом году добился снятия ряда ограничений для иностранных инвестиций в экономику.

В 1899 C.Витте принял участие в деле по осуждению Саввы Мамонтова. С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

После отставки с поста министра финансов (с 1903)

В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почётной отставкой, так как комитет до революции 1905 не имел никакого значения. Это перемещение с поста влиятельного министра финансов произошло под напором дворянско-помещичьих членов правительства (главным образом, В. К. Плеве). Возглавил правительство после реформирования в качестве Председателя совета министров. Во время событий 9 января Витте снял[источник?] с себя всякую ответственность за действия правительства.

С 1903 г. - член Госсовета, назначался к присутствию на 1906-1915.

С 1903 г. - член комитета финансов, с 1911 г. по 1915 г. - его Председатель.

Летом 1905 Николай II посылает Витте в Портсмут (США) для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведён в звание графа. Так как ему удалось выторговать у Японии половину Сахалина (она претендовала на весь), получил шутливое прозвище «граф Полусахалинский».

В октябре 1905 г. Витте представил царю записку о необходимости реформ, в которой, в частности, писал: «Ход исторического процесса неудержим. Идея гражданской свободы восторжествует если не путём реформы, то путём революции… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма, - они будут неудачны, но они будут, несомненно, - разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права».

В.И Ленин писал о Витте:

Царю одинаково нужны и Витте, и Трепов: Витте, чтобы подманивать одних; Трепов, чтобы удерживать других; Витте - для обещаний, Трепов для дела; Витте для буржуазии, Трепов для пролетариата... Витте истекает в потоках слов. Трепов истекает в потоках крови.

Руководил подавлением революции 1905 г., организовывал "экзекуционные поезда". В архивах сохранилось его письмо, посланное министру внутренних дел Дурново 11 марта 1906.

Для вящего устрашения лиц, стремящихся посеять смуту, Совет министров признал полезным ныне же сформировать на главнейших узловых станциях особые экзекуционные поезда с воинскими отрядами, которые в случае надобности могли бы своевременно быть отправлены на линию для водворения порядка.... Подписал: граф Витте

В 1905 г. под руководством Витте был составлен Манифест 17 октября, даровавший основные гражданские свободы и вводивший институт народного представительства - Государственную думу.

С октября 1905 г. по апрель 1906 г. - председатель реформированного Совета министров.

В 1906 г. провёл успешные переговоры с Францией о получении крайне необходимого займа. Одновременно осуществил проект по улучшению имиджа России в глазах общественного мнения Франции (путём работы с французской прессой и подкупа ряда журналистов). Ранее аналогичную работу вели в прессе США. Витте был одним из первых российских политиков, осознавших важность влияния на общественное мнение.

Когда самодержавие снова почувствовало под собой твёрдую почву, С.Витте был оправлен в отставку (22 апреля 1906 года). Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти в 1915 г.

Награды

Орден Святого Александра Невского

(1849-1915) российский государственный деятель

Граф Сергей Юльевич Витте оставил заметный след в истории государства Российского. Его деятельность пришлась как раз на тот период, когда в России начали складываться капиталистические отношения. Сергей Витте оказался на своем месте, так как в его характере успешно сочетались качества крупного организатора промышленности, хватка предпринимателя и изворотливость опытного придворного.

Сергей Юльевич Витте родился в Тифлисе в семье крупного правительственного чиновника. Его отец был директором департамента государственных имуществ. Мать происходила из семьи известного генерала и писателя Александра Фадеева .

Казалось, благосостояние и связи семьи открывали Сергею и его брату блестящие перспективы. Но в 1857 году неожиданно умирает отец, и почти все семейное состояние уходит на выплату его многочисленных долгов. Семью выручил наместник на Кавказе, который предоставил сыновьям Витте стипендию для обучения в Новороссийском университете.

Сергей Витте заканчивает физико-математическое отделение естественного факультета. После блестящей защиты магистерской диссертации ему предложили остаться для подготовки к получению профессорского звания. Но, по мнению семьи, дворянину не следовало делать научную карьеру, поэтому Сергей выбирает другой путь.

Он становится секретарем одесского губернатора графа Коцебу. Пребывание в канцелярии Витте использует для завязывания необходимых связей и уже через несколько месяцев становится доверенным лицом министра путей сообщения графа В. Бобринского.

Сергей Витте очень быстро включился в работу и за короткое время хорошо изучил систему работы железнодорожного транспорта. В течение шести месяцев он работал на разных станциях в качестве помощника и начальника станции, контролера и диспетчера движения. Как раз в это время он собирает материал для своих первых трудов по организации работы железных дорог. Одним из первых, Сергей Витте понял, что железнодорожные тарифы являются весьма удобным инструментом для извлечения прибыли и стимулирования развития железнодорожного транспорта.

Исполнительного и аккуратного юношу заметило начальство, примерно через год его назначают начальником движения Одесской железной дороги.

Вступая в должность, Витте пришлось мобилизовать все свои способности и знания. Всего через несколько месяцев после его назначения началась русско-турецкая война, и Одесская железная дорога стала основной стратегической магистралью России. Молодой чиновник смог разработать систему организации перевозок, при которой военные грузы доставлялись практически без задержек.

После окончания войны, Сергей Витте переезжает в Киев и становится начальником службы эксплуатации всех юго-западных дорог России. Теперь он получил возможность для реализации накопленного опыта. Витте реформирует систему оплаты перевозок, разрабатывает порядок предоставления ссуд для перевозки особо важных грузов и единую тарифную сетку для всех видов перевозок. Его нововведения позволили превратить юго-западные дороги из убыточного в прибыльное предприятие.

Сергей Витте начинают приглашать в различные частные компании для консультаций, многие фирмы предлагают ему высокооплачиваемые посты. Но он отклоняет все предложения, поскольку не хочет покидать государственную службу, понимая, что только здесь сможет полностью реализовать свои разработки.

Впоследствии он даже гордился тем, что стал первым и единственным управляющим самой большой дороги в России, не являясь по образованию инженером путей сообщения.

В Киеве, Сергей Витте завязывает связи среди местной аристократии. Одновременно он нащупывает пути для переезда в Петербург. Решающую роль в дальнейшем продвижении по службе сыграла его женитьба. В 1878 году, Сергей Витте познакомился с женой одного из киевских богачей Н. Спиридоновой. Она была намного моложе своего мужа и увлеклась Витте.

После развода Спиридоновой Витте не мог оставаться в Киеве из-за своего двусмысленного положения. Он мобилизует все свои связи и добивается перевода в Петербург, где занимает должность помощника председателя железнодорожной комиссии в Министерстве путей сообщения.

Сергей Юльевич Витте разрабатывает единый устав для всех российских железных дорог. Но главной сферой его деятельности становится организация движения всех царских поездов по России. Он сопровождает Александра III в его поездках, причем однажды ему удалось быстро устранить последствия крушения царского поезда. В благодарность император назначает Витте директором департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов, практически, Сергей Витте становится министром путей сообщения России. Тогда ему только исполнилось сорок лет.

Он поселяется в государственном особняке и начинает обширную программу реорганизации железнодорожных перевозок. Через два года Александр III назначает его министром финансов России. Витте провел на этом посту одиннадцать лет и за это время внедрил в практику множество начинаний. Ему удалось реформировать порядок оплаты перевозок, систематизировать налогообложение.

В 1884 году, Сергей Юльевич Витте добивается введения винной монополии, существенно повысившей доходную часть бюджета. Она стала подготовительным этапом к денежной реформе 1897 года. Витте вводит в обращение золотые монеты и добивается стабилизации курса российского рубля.

Одновременно проявляются и его дипломатические способности. В 1886 году он разрабатывает условия русско-китайского договора о строительстве Китайской Восточной железной дороги.

Осознав, что развитие капитализма в России невозможно без введения собственности на землю, Сергей Витте продумывает земельную реформу. Но его идея о свободном землевладении вызывает жесткое сопротивление. Отдельные положения этой реформы удалось осуществить Петру Столыпину только через несколько лет.

В 1889 году умирает первая жена Витте, и вскоре он женится на М. Лисаневич. Но этот брак расценили как вызов обществу, так как жена Витте была разведенной, да вдобавок еще и еврейкой. Однако Александр III выступил в защиту Сергея Витте: он не только не принял его отставку, но и публично выразил ему свое доверие. Вскоре у Витте родилась дочь, ставшая его единственной наследницей.

Пользуясь доверием императора, Сергей Юльевич Витте продолжает намеченные реформы. Но неожиданная смерть Александра III нарушает его планы, хотя вступивший на престол Николай II тоже на первых порах поддерживает Витте. Правда, в 1903 году его все же увольняют с поста министра финансов. Это было связано с тем, что Витте, осторожный и дальновидный политик, понимал опасность укрепления Японии на Дальнем Востоке и стремился к соглашению, которое не допустило бы войны. Но эта линия шла вразрез с планами ближайшего окружения царя. Тем не менее его назначают председателем Кабинета министров, он остается членом Государственного совета и выполняет важнейшие поручения императора. В конце русско-японской войны 1904-1905 гг. Сергея Витте направляют в Америку, где он добивается заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Россия признала Корею сферой влияния Японии, утратила Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, была вынуждена отдать половину острова Сахалин. Витте, возведенного за подписание договора в графское достоинство, стали за глаза называть графом Полусахалинским.

Звездный час в карьере Сергея Юльевича Витте наступает после событий 1905 года. Он становится одним из составителей манифеста от 17 октября. Николай II назначает его председателем совета министров России. В новой должности Витте проявил себя как изворотливый политик, сумевший договориться и с правыми, и с левыми.

В 1906 году он добивается получения займа во Франции. Средства, полученные по этому договору, позволили стабилизировать финансовое положение России после войны и первой русской революции. Но по своим убеждениям Витте оставался ярым монархистом, поэтому он не мог осознать необходимости реформирования политической системы в России.

С середины 1906 года, Сергей Юльевич Витте выступает против наметившегося расширения полномочий Государственной думы и Государственного совета, что привело к его отставке.

Он переходит на консультативную работу и занимается публицистикой. Витте приобретает виллу в Биаррице, где работает над своими книгами и воспоминаниями. Там он и умирает весной 1915 года.

Имя этого выдающегося государственного деятеля России, запоминавшегося главным образом в силу иностранного звучания, упоминалось в советской истории лишь в связи с (как тогда писали в учебниках) «мрачным временем царизма». Еще его связывали с другим антагонистом социал-демократии - Петром Аркадьевичем Столыпиным, причем в качестве его антипода. Отношения этих двух людей и в самом деле складывались непросто, у них были во многом противоположные взгляды по поводу пути прогресса, но в главном сходились П. А. Столыпин и С. Ю. Витте. Краткая биография каждого из них была олицетворением служения Отчизне, и оба они полностью отрицали революционный путь развития. К великому сожалению, реализовать планы построения великой России им не удалось, хотя для этого требовалось не так уж много - всего пару десятилетий мира и покоя.

Генеалогия Витте

В семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края Екатериной Андреевны (в девичестве Фадеевой) в 1849 году родился сын, Сергей Витте. Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства. История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых. Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков. Другие дети саратовского губернатора тоже отличались, причем не только высоким происхождением - например, одна из дочерей стала видной писательницей (Елена Ган). Двоюродная сестра Екатерины Фадеевой, Е. А. Сушкова, прославилась как автор весьма интересных мемуаров, живописавших общество того времени. приходилась мальчику кузиной.

Возможно, кому-то покажется малозначительным обстоятельством то, в какой семье родился Витте Сергей Юльевич. Краткая биография его, тем не менее, без этих сведений невозможна. Предки его были людьми достойными и одаренными.

Образование

До достижения шестнадцатилетнего возраста мальчик посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья пару лет жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета, одного из лучших в Российской империи. Терпеливо и настойчиво изучал математику будущий государственник Витте. Краткая биография его гласит, что юность Сергея Юльевича связана с Одессой (именно здесь находился упомянутый сейчас он носит имя И. И. Мечникова). В Южной Пальмире он защитил диссертацию (1870). Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и Отечеству.

Карьера путейца

Молодой человек поступил на службу, заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии. Но там он просидел недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского. Краткая биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний. Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД. Было С. Ю. Витте тогда всего 25 лет.

Дальнейший рост

Краткая биография Витте как чиновника могла бы стать совсем короткой по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов, но его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с Турцией) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказание - две недели гауптвахты). Развитие порта Одессы - тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки и опалы - новый виток карьеры, теперь в Санкт-Петербурге. Руководить пятью юго-западными железными дорогами (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской) в 1879 году поручено именно С. Ю. Витте. Краткая биография высокопоставленного чиновника переносит нас в Киев, где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать интереснейших лет его жизни.

Достижения

В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте Сергей Юльевич. Краткая биография его содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают «на самом верху», и автора назначают статским советником при железнодорожном департаменте. Затем происходит стремительный карьерный бросок на пост министра. Д. И. Менделеев приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

Главные заслуги Сергея Юльевича в деле государственного реформирования можно перечислить по пунктам:

1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.

2. Закрепление государственной монополии на продажу водки (возникло даже понятие «монопольки» как общего названия В бюджет начали поступать серьезные средства, но был и неприятный эффект от заинтересованности государства в спаивании народа.

3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.

4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

Личная жизнь

Без упоминания о семье не обходится ни одна, даже самая краткая биография. Витте в молодости пользовался успехом у дам (известно о его знакомствах с актрисами). Еще в Одессе Сергей Юльевич познакомился со своей первой женой, которая в то время пребывала в формальном браке. Н. (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова, они венчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой смерти жены в 1890-м. Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергей Юльевич воспитывал как собственного ребенка. Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

Последние годы

Отношения с Николаем II у Витте складывались сложно. С одной стороны, император ценил его как специалиста, с другой же придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергей Юльевич был тот еще мастак) сильно осложняли положения министра финансов. В конце концов, в 1903 году Витте своего поста лишился, но надолго без дел не остался - именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии. С заданием он справился, наградой стал титул графа.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, застрельщиком которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спорного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 году.

На этом, собственно, краткая биография Витте заканчивается. В феврале 1915 года он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией безуспешной борьбы за процветание Родины. Знать ее необходимо нашим современникам для того, чтобы избежать многих допущенных век назад ошибок.