Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Работа в логистике. Понятие, задачи и функции логистики. Основные функции логистики

Под функцией понимается совокупность действий, однородных с точки зрения цели последних, заметно отличается от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Поэтому понятие логистическая функция может быть определено как укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Если речь идет о укрупненные группы логистических операций, и формируют ту или иную логистическую функцию, то следует выделить и основные функциональные области логистики. Это будут следующие: закупка (поставка), транспортировки, хранения, управления запасами, производство, распределение и сбыт готовой продукции.

Каждая из перечисленных функциональных областей логистики порождает и так называемые логистические функции - закупка (поставка) материалов, сырья, полуфабрикатов и др.; транспортировки материалов, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции к местам их потребления; складирования и хранения материальных ресурсов; управление запасами материалов, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции; производство продукции или услуг, распределение и сбыт готовой продукции потребителям.

Поскольку функция представлена совокупностью действий, то, очевидно, их можно формализовать как логистический процесс, имеющий свои цели и задачи. Коротко опишем последние.

Функция закупки (поставки) материалов, сырья, полуфабрикатов и т.д. имеет целью полное удовлетворение производителя материальными ресурсами. Для достижения цели необходимо решать следующие основные задачи: определение потребности в материальных ресурсах для изготовления указанной продукции или услуг; установление оптимального режима поступления материальных ресурсов на предприятие; исследование и анализ рынка поставщиков; оценка и выбор поставщиков материальных ресурсов (эти две задачи решаются и логистикой, и маркетингом), осуществления закупок; контроль выполнения закупок; соблюдения графика закупок.

Функция транспортировки имеет целью вовремя доставить материалы, сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию в места их потребления. Выполнение данной цели осуществляется решением следующих основных задач: выбор вида и типа транспортных средств для перевозки грузов; организация рациональных маршрутов доставки грузов клиентам; обоснование и выбор перевозчика; обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса; сбор и подготовка информации для обеспечения сопряженности транспортно-складского процесса; сбор и подготовка информации для обеспечения совместного планирования производственного, транспортного и складского процессов; планирование, проектирование и организация транспортных систем, коридоров и цепей; обоснование транспортных тарифов.

Функция складирования и хранения материальных ресурсов имеет целью обеспечения эффективного функционирования складского хозяйства. Достижение цели реализуется решением комплекса следующих задач: формирование складской сети; определение необходимого количества складов; выбор вида состава; выбор системы складирования; выбор технологии хранения продукции; управление складскими операциями.

Функция управления запасами материалов, сырья, полуфабрикатов, готовой продукции имеет целью минимизировать затраты на хранение материальных ресурсов за счет эффективного управления ими. Это возможно при условии решения следующих задач: определение рациональных объемов запасов материальных ресурсов и оптимизация их закупок; контроль уровня запасов во всех фрагментах логистической цепи и своевременное их пополнение; выбор стратегии и систем управления запасами в соответствии с ситуацией на рынке.

Сфера производства продукции определила и функцию логистики - производственную . Ее цель - обеспечение логистической поддержки управления производством. В сфере производства логистика интегрируется с операционной менеджментом, то есть управления операциями. Таким образом, к основным задачам производственной функции логистики следует отнести: организацию перемещения материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы; организация работы внутрипроизводственного транспорта; организация управления запасами незавершенного производства; физическое распределение материальных ресурсов в пределах внутрипроизводственной логистической системы; стратегическое и оперативное планирование материальных ресурсов и т др.

Функция распределения и сбыта имеет целью интегративное управления логистическим процессом загрузки готовой продукции с сопутствующим сервисом от производителей или оптовых продавцов до конечных потребителей. Для реализации этой цели решаются следующие группы задач:

1) организация : получение и обработки заказа, организация отгрузки продукции, организация доставки продукции и контроль за процессом транспортировки нефти, организация послепродажного обслуживания;

2) выбор : упаковка для продукции заказана, "формата" выполнение заказа;

3) определение : объемов и направлений перемещения материальных потоков и схемы их распределения, оптимального количества логистических объектов (складов и т.п.) на логистическом полигоне, оптимального места расположения логистических объектов (складов и т.п.) на логистическом полигоне, последовательности продвижения товаров через места складирования.

Обобщающие выводы

Философия бизнеса на рубеже XX - XXI веков получила очень много изменений. Эти изменения характеризуются большим количеством факторов. Однако современность неустанно доказывает, что ведение деятельности на современном рынке осуществляется в условиях большого количества трансформаций и в первую очередь - трансформации времени. Если сюда добавить еще и фактор дефицита ресурсов, то становится понятным, что сама философия бизнеса должна меняться. Для современности основой такого изменения должна стать концепция логистики, которая предусматривает рационализацию хозяйственной деятельности предприятий, фирм и компаний путем оптимизации потоковых процессов в условиях дефицита и времени, и ресурсов. Иными словами, деятельность организаций нуждается сегодня логистизации всех процессов, осуществляемых.

Логистические процессы состоят из набора отработанных логистических технологий, совершенствуются на протяжении практической деятельности организаций. Не секрет, что, имея самую прогрессивную технологию, невозможно достичь высокой эффективности, не создав адекватной системы управления материальными потоками. Только симбиоз логистических технологий и создаваемых систем управления может предоставить организациям возможность усиления их конкурентоспособности на рынке за счет реализации логистических технологий. Вот именно это сегодня и должна иметь в базу современная концепция бизнеса.

Принципы логистики реализуются через ее функции. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Выделяют базисные, ключевые и поддерживающие функции. Базисные – это функции, осуществляемые любым товаропроизводителем. К ним относятся: снабжение, производство, сбыт.

Рассмотрим ключевые логистические функции:

1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса. Широкое распространение получила идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров на основе стандартов ISO 9000.

2. Управление закупками, включающее:

Выбор поставщиков материальных ресурсов,

Планирование потребности в ресурсах,

Определение рациональных сроков и объемов поставок,

Выбор форм поставок и товаропроводящих путей, - выбор типов транспорта для доставки материальных ресурсов.

3. Управление транспортировкой. Под транспортировкой понимается совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и др. сопутствующих операций. Управление транспортировкой предполагает:

Выбор перевозчика и экспедитора,

Выбор вида транспорта,

Определение рациональных маршрутов,

Подбор транспортного средства под определенный вид груза.

4. Управление запасами, т. е. процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте.

5. Управление процедурами заказов.

6. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент). Функция заключается в управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства, нацеленном на минимизацию уровня запасов и сокращение длительности производственного цикла.

7. Ценообразование, связанное с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия-производителя. Логистическая стратегия задаѐт уровень общих издержек. От маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю.

Поддерживающие логистические функции включают:

1. Складирование, т.е. управление пространственным размещением заказов, предусматривающее выполнение следующих задач:

Определение числа, типа и дислокации складов,

Расчѐт площади хранения материальных ресурсов,

Планирование размещения запасов,

Проектирование зон транспортировки, сортировки, погрузки – разгрузки,

Выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования.

2. Грузопереработка, т.е. перемещение материальных ресурсов на складе, сортировка или комплектование грузов, поддержание рационального объѐма грузооборота склада.



3. Защитная упаковка.

4. Обеспечение возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы.

5. Обеспечение запасными частями.

6. Ремонт и другие виды сервиса.

7. Сбор возвратных отходов.

8. Информационно-компьютерная поддержка, во многом обеспечивающая выполнение интегрирующей функции логистики, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

Каждая из функций представляет собой достаточно однородную с точки зрения цели совокупность действий.

Укажем на две особенности приведенного комплекса логистических функций:

1) все функции взаимосвязаны и подчинены единой цели - управлению материальным потоком;

2) носителями функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе, ключевыми из которых являются:

Предприятия - изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные коммерческие операции;

Коммерческо-посреднические организации;

Предприятия оптовой торговли;

Транспортные предприятия, экспедиционные фирмы.

6. Функциональный цикл логистики

Совокупность функций логистики образует функциональный цикл или цикл исполнения заказа. Динамику функциональным циклам придаѐт необходимость согласования потребностей в ресурсах «на входе» и «на выходе». Потребности функционального цикла «на входе» определяются заказом на конкретное количество определенных ресурсов. Обычно для выполнения крупного заказа требуется комбинация функциональных циклов, включающих на разных стадиях различные сделки и операции.

Потребности «на выходе» - это ожидаемые результаты работы. В той мере, в какой удовлетворены эти потребности, можно говорить об эффективности функционального цикла.

В зависимости от предназначения конкретного функционального цикла необходимые для его завершения операции могут находиться в полном ведении одного предприятия, а могут потребовать участия нескольких предприятий. По сути, функциональные циклы формируют снабженческо-сбытовую цепь и связывают между собой еѐ участников.

Разным функциональным циклам присуща разная частота операций. Некоторые циклы предназначены для обеспечения единоразовой покупки-продажи. В подобных случаях цикл планируется, осуществляется и по завершении операции прекращает своѐ существование. Другие же функциональные циклы предполагают исполнение долгосрочных контрактов.

Любая операция или объект в рамках конкретного логистического контракта одновременно могут быть причастны ко множеству других функциональных циклов. Например, складское предприятие может регулярно приобретать товары сразу у нескольких производителей. В то же время транспортное агентство, предоставляя услуги многим предприятиям, обслуживает несколько функциональных циклов. Поэтому для предприятия, имеющего многочисленные связи с поставщиками и потребителями, часто трудно вычленить отдельный функциональный цикл.

Функциональные циклы в физическом распределении и снабжении имеют, как общие черты, так и различия.

Физическое распределение сводится к обработке и выполнению заказов потребителей до непосредственной поставки продукции. Отметим, что всю деятельность, связанную с привлечением и сохранением клиентов, можно грубо разделить на две составляющие: заключение сделок и их реальное исполнение. Физическое распределение ведает реальным исполнением сделок и складывается из таких видов деятельности, как систематизация и передача заказа, идентификация заказа, комплектование заказа, доставка заданных грузов потребителям (рис. 2.3.).

Ключом к пониманию динамики функционального цикла физического распределения служит ориентация на заказы потребителей. Поэтому целесообразно разработать программу координации действий с потребителями, на основе которой строить управление заказами.

Функциональный цикл снабжения во многом схож с циклом обработки заказов (рис. 2.4.).

Рис. 2.4. Функциональный цикл снабжения

Среди расхождений наиболее важными являются следующие:

1. Снабжение отличается сроками доставки, размерами грузоперевозок, способами транспортировки и стоимостью задействованных ресурсов. Относительно более низкая стоимость материалов в сравнении с готовой продукцией открывает широкие возможности для манѐвра при выборе соотношения между издержками на содержание запасов в пути и сроками транспортировки с использованием дешѐвых способов грузоперевозки. В результате функциональный цикл процесса закупок обычно продолжительнее цикла обработки заказов. Исключение составляют дорогостоящие компоненты, которые перевозятся мелкими партиями в точном соответствии с потребностью при использовании более скоростных и надѐжных (а соответственно и затратных) средств доставки.

2. Численность поставщиков предприятия, как правило, меньше численности потребителей. Материалы часто закупаются прямо у производителя либо у специализированного оптового продавца. Поэтому функциональный цикл в снабжении имеет более простую конфигурацию, чем в физическом распределении.

3. Функциональный цикл обработки заказов, по определению, начинается в ответ на поступившие запросы клиентов. В силу этого, система физического распределения вынуждена приспосабливаться к нерегулярным требованиям потребителей. Система снабжения, напротив, сама порождает заказы. Способность назначать время и место закупок значительно уменьшает неопределенность хозяйственной деятельности.

3. Корсаков А.А. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. - стр. 14 -16

2.2. Функции логистики

В процессе управления материальным потоком логистика решат такие задачи, как:

1. прогнозирование объемов перевозок;

2. определение оптимальных объемов и направлений материальных потоков;

3. организация складирования;

4. организация упаковки, транспортировки.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Функции логистики :

1. Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация.

2. Определение объемов и направлений материальных потоков.

3. Прогнозные оценки потребности в перевозках.

4. Определение последовательности движения товаров через места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при организации товародвижения.

5. Развитие, размещение и организация складского хозяйства.

6. Управление запасами в сфере обращения.

7. Осуществление перевозок, а также всех необходимых операций в пути следования грузов к пунктам назначения.

8. Выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку товаров (упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузка).

9. Управление складскими операциями (хранение, приемка, организация доставки мелкими партиями).

Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности.

Две характерные особенности всех функций заключаются в том, что:

Весь их комплекс подчинен единой цели;

Носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.

Предприятия и организации, решающие логистические функции

Управление, организацию и контроль материальных потоков реализуют следующие предприятия и организации:

1) предприятия готовой продукции, чьи склады выполняют разнообразные логистические операции;

2) транспортные предприятия;

3) экспедиционные фирмы;

4) предприятия оптовой торговли;

5) посреднические организации.

2.3. Функциональная взаимосвязь логистики с маркетингом, финансами и планированием производства

Планирование, управление, контроль и осуществление логистической деятельности тесно переплетаются с другими видами деятельности на предприятии. Логистические функции «разбиваются» по разным службам. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Рис. 3. Так называемое «одеяло», «углы» которого тянут на себя различные подразделения фирмы

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальными потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции.

Логистика и маркетинг. Задачи, решаемые на производственном предприятии, службой маркетинга и логистики до 70-х годов были схожие. Однако после развития логистики и маркетинга произошли изменения. До этого логистика была встроена в маркетинг, а сейчас задачи оптимизации потоковых процессов фирмы изучаются отдельно. К настоящему времени сложилась определенная модель отношений между маркетингом и логистикой в управлении всей хозяйственной деятельностью фирмы:

1) анализ окружающей среды и рыночное исследование;

2) анализ потребителей;

3) планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;

4) планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по эффективному сбыту.

Первые две маркетинговые задачи могут решаться без участия логистики, но третья и четвертая задачи должны решаться совместно.

Например, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами и транспортировка.

Решая четвертую задачу, маркетинг определяет для физического распределения строгие рамки требований логистического сервиса. А вот выполняются эти требования системой логистики.

Таким образом, логистику можно рассматривать как инструмент реализации маркетинговых стратегий.

Логистика в маркетинге изучает только потоковые процессы.

Маркетинг в рамках формирования и реализации своей программы принимает на себя достижение стратегических и тактических целей фирмы, а логистика – оперативное управление (координацию и оптимизацию) всеми потоковыми процессами фирмы.

Логистика и планирование производства. Производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Следовательно, служба логистики предприятия должна участвовать в принятии решений о закупке продукции в производство.

Также, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынках сбыта, служба логистики должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Задачей службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Контроль за уровнем качества является совместной задачей службы логистики и планирования производства.

Логистика и финансы. Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, связанна с большими расходами. Определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики будет исходить из реальных возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются при закупках оборудования. Совместно осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

Финансовая логистика интересует в основном только банкиров и финансистов.


Вопросы для самоконтроля:

В базовый цикл физического распределения включены:

Ваш ответ :

Идентификация заказа
Систематизация и передача заказа
Доставка
Комплектование заказа

Это правильный ответ

Функциональный цикл снабжения состоит из:

Ваш ответ :

Транспортировка
Оформление и отсылка заказа
Прием товара
Выбор источника ресурсов

Это правильный ответ

Логистика - это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.

Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Совокупность логистических функций и цели определяют сущность логистики. Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками. Предметом логистики как науки является изучение организационно-экономических отношений в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции. Логистика как научная дисциплина исследует общие свойства, законы и закономерности создания логистических систем. Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками. Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.

Среди логистических функций на уровне организации бизнеса выделяют базисные, ключевые и поддерживающие. К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт. Указанные три логистические функции осуществляются практически любым товаропроизводителем. Выделение базисных логистических функций важно для понимания логистической концепции бизнеса, его маркетинговой и интегральной парадигм. В качестве ключевых логистических функций выделяют следующие функции:

  • -поддержание стандартов обслуживания потребителей;
  • -управление закупками;
  • -транспортировка;
  • -управление запасами;
  • -управление процедурами заказов;
  • -управление производственными процедурами;
  • -ценообразование;
  • -физическое распределение.

Поддержание стандартов обслуживания потребителя, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции товаров послепродажного сервиса является первоочередной задачей логистического менеджмента любой западной фирмы. Широко распространившаяся за рубежом идеология всеобщего управления качеством, обязательная сертификация товаров и услуг с помощью серии стандартов ISO-9000 Международной организации стандартизации (International Standard Organization) требуют от фирм непрерывных усилий, в том числе и использование логистических подходов, по сравнению с конкурентами. Логистические решения играют решающую роль в операциях по доставке товара требуемого качества в указанное время и место и по доведению услуг до потребителя.

Большое внимание в логистическом менеджменте уделяется процедурам закупок материальных ресурсов для обеспечения производственных целей. Организация и управление закупками на фирме включает в себя комплекс таких задач, как выбор поставщиков материальных ресурсов, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных сроков и объемов их поставок, организация договорной работы, выбор форм поставок и типов транспорта для доставки материальных ресурсов производственным подразделениям фирмы. Важность процедур закупок объясняется еще и тем, что факторы времени и размещения поставщиков, качество материальных ресурсов оказывают большое влияние на величину логистических издержек.

Одной из ключевых комплексных логистических функций является транспортировка. Это объясняется, прежде всего, тем, что без транспортировки практически не существует материального потока. При этом сам процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, как совокупность процессов перевозки погрузки-разгрузки, экспедирования и других сопутствующих логистических операций. Важность транспортировки объясняется не в последнюю очередь тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики 2/3 суммарных логистических издержек. Управление транспортировкой обычно предполагает решение таких задач, как выбор перевозчика и экспедитора, выбор вида транспорта, определение рациональных маршрутов, подбор транспортного средства под определенный вид груза.

Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Если при транспортировке продукции решающее значение имеет фактор места, то при управлении запасами - фактор времени. Обычно всегда имеется определенная потребность в запасах материальных ресурсов и готовой продукции, играющих роль буфера между поставщиками материальных ресурсов и производством, с одной стороны, и между производством и потребителями готовой продукции - с другой стороны. Снижая риски возникновения дефицита материальных ресурсов в процессе производства продукции у потребителей, запасы в то же время играют негативную роль в экономике, замораживая финансовые ресурсы организаций бизнеса в больших объемах товарно-материальных ценностей. Поэтому важнейшей задачей логистического менеджмента является оптимизация уровня запасов в логистических цепях и системах при обеспечении требуемого уровня обслуживания потребителей. Высокие затраты на создание и поддержание уровня запасов, составляющие от 20 до 60% общих логистических издержек, еще более подчеркивают значение ключевой логистической функции.

Функция управления процедурами заказов определяет порядок получения и обработки заказов, моменты времени получении готовой продукции или оказания услуг потребителю, а также инициирует работу фирменной распределительной сети или логистических посредников по доставке и продаже готовой продукции потребителям. Хотя затраты на эту ключевую логистическую функцию не столь велики как на транспортировку или управление запасами, однако значение ее в современном бизнесе весьма велико, так как напрямую определяет качество обслуживания потребителей.

Управление производственными процедурами, или операционный менеджмент, как принято называть его на Западе, представляет собой ключевую логистическую функцию в производстве продукции. С позиций логистики важность операционного менеджмента заключается в наиболее эффективном (с точки зрения снижении затрат и повышения качества продукции) управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства в технологических процессах выпуска готовой продукции. При этом большое значение имеют логистические задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, прогнозирования потребности в материальных ресурсах, сокращения длительности производственного цикла и т.п. Эти и другие задачи операционного менеджмента решаются, например, микрологистическими и производственными системами типа «планирования потребностей/ресурсов», «оптимальных производственных технологий KANBAN и др.»

К одной из ключевых логистических функций относится и ценообразование. Стратегия ценообразования тесно связана с маркетинговой и логистической стратегиями фирмы производителя продукции. Логистическая стратегия задает уровень общих логистических издержек, составляющих базу цены готовой продукции, от маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень потребности и окончательная цена продукции потребителю, определяемая конъюнктурой рынка, уровнем цен конкурентов и прогнозами спроса.

К поддерживающим логистическим функциям обычно относят:

  • -складирование;
  • -грузоперевозку;
  • -защитную упаковку;
  • -обеспечение возврата товаров;
  • -обеспечение запасными частями и сервисного обслуживания;
  • -сбыт возвратных отходов;
  • -информационно-компьютерную поддержку.

Складирование представляет собой логистическую функцию управления пространственным размещением запасов и предусматривает выполнение таких задач, как определение числа, типа и дислокации складов; объема (площади) хранения материальных ресурсов, готовой продукции; планирования размещения запасов; проектирования зон транспортировки, сортировки, погрузки-разгрузки; выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования и т.п.

Грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов. Элементарные логистические операции, из которых складывается процесс грузопереработки, представляют собой перемещение материальных ресурсов или готовой продукции на складе, размещение продукции на складских стеллажах и т. д. Данная комплексная логистическая функция обычно связана с выбором технологического оборудования для организации перемещения грузов по складу, погрузочно-разгрузочного оборудования; организацией процедур сортировки, консолидации или комплектования грузов для выполнения заказов и транспортировки; поддержание рационального объема грузооборота склада и т. д.

В процессах дистрибьюции готовой продукции производителей важная роль принадлежит защитной упаковке, обеспечивающей сохранность грузов, доставляемых потребителям различными видами транспорта. Кроме того, упаковка имеет большое значение в маркетинге, так как от ее привлекательности в значительной степени зависит потребительский спрос. Применение в физическом распределении стандартных типоразмерных рядов тары и упаковки позволяет значительно снизить логистические издержки за счет согласования объемных модулей тары и упаковки с грузовместимостью транспортных средств, а также технологическими параметрами складских помещений и грузоперерабатывающего оборудования.

К логистическим поддерживающим функциям относятся также различные процедуры возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного срока службы. Наряду с организацией сервисного обслуживания, ремонта оборудования и обеспечения потребителей запасными частями процедуры возврата готовой продукции предприятиями-изготовителями образуют систему послепродажного сервиса, которую иногда относят к ключевым логистическим функциям.

В процессах производства и сбыта готовой продукции возникают так называемые вторичные материальные ресурсы, которые состоят из отходов производства (возвратных и невозвратных) и отходов производственного и личного потребления. Вторичные материальные ресурсы образуют специфические материальные потоки, управление которыми в настоящее время также относят к объекту исследования логистики.

Современные логистические системы не могут функционировать без информационно-компьютерной поддержки. Во многом именно электронная обработка информации о материальных и финансовых потоках, автоматизация документооборота при организации товародвижения, планирование, организация, регулирование, учет, контроль и анализ материальных потоков на компьютерах в снабжении, производстве и сбыте сделали возможной реализацию современной интегральной концепции логистики. Информационно-компьютерная поддержка применяется в настоящее время практически для всех логистических действий, как на микро, - так и на макроэкономическом уровне.

Рассмотренные логистические функции являются основными, но не исчерпывают всего их многообразия в плане возможных действий над материальными потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в современном бизнесе.

Дополнительно в качестве одной из ключевых логистических функции можно выделить физическое распределение. В западной экономической литературе до сих пор продолжается дискуссия об этой комплексной логистической функции. Некоторые западные исследователи считают физическое распределение, чуть ли не синонимом логистики, другие подменяют им понятие «дистрибьюция». Это связано с эволюцией логистической концепции на Западе, когда в период с 1950-х до середины 1970-х годов термин «физическое распределение», по существу, использовался вместо термина «логистика», но в понятийном плане представлял собой менеджмент готовой продукции в товаропроводящих структурах сбыта фирм-производителей продукции и торговых посредников. Не противореча значению, вкладываемому в это понятие западными исследователями, можно дать следующее определение: физическое распределение-- это комплексная логистическая функция, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников.

Логистические операции и функции задаются начальными условиями, параметрами внешней среды, альтернативами стратегии, характеристиками целевой функции. Для определения объема логистических операций и функций фирмы следует учитывать внешние, межцеховые, межучастковые, межоперационные, внутрискладские и прочие грузопотоки, которые зависят от целого ряда факторов, и в первую очередь, от уровня организации производства. Факторы, влияющие на объем логистических операций и функций, могут быть сгруппированы в следующие группы:

  • 1. Отраслевые факторы:
    • -номенклатура, габариты и масса потребляемых фирмой материалов и комплектующих изделий;
    • -число поставщиков материальных ресурсов;
    • -число получателей готовой продукции;
    • -существующая система организации внешних перевозок (централизованные перевозки, перевозки, осуществляемые фирмой или ее партнерами);
    • -наличие проектно-технологических организаций для разработки проектов совершенствования комплекса логистических операций;
    • -наличие посреднических фирм, занимающихся комплексной поставкой материальных ресурсов;
    • -наличие инновационных пусконаладочных предприятий.
  • 2. Региональные факторы:
    • -существующая в регионе система связей с поставщиками материальных ресурсов и потребителями продукции фирмы;
    • -наличие специализированных предприятий по обеспечению перевозок внутри региона, специализированных предприятий по изготовлению и ремонту стандартных средств механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ и тары.
  • 3. Внутрипроизводственные факторы:
    • -габариты и масса изготовляемой продукции;
    • -объем выпуска продукции;
    • -тип производства (единичное, мелкосерийное, крупносерийное, массовое);
    • -форма организации производственного процесса (технологическая, предметная, подетальная специализация);
    • -генеральный план предприятия (взаимное расположение производственных подразделений и складов, рельеф местности, наличие подъездных путей);
    • -компоновка технологического оборудования;
    • -строительные характеристики складских и производственных помещений (число пролетов, высота, допустимая нагрузка на пол и перекрытия и пр.);

На объем логистических операций, обслуживающих межцеховые грузопотоки, значительное влияние оказывает сложность производственной структуры, существующая система складирования и организации межцеховых перевозок. В зависимости от этих факторов межцеховые грузопотоки могут значительно превышать объем внешних грузопотоков предприятия.

С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики.

Системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В узком смысле слова логистика образует систему управления товародвижением (формирование хозяйственных связей, организации перемещения продукции через места складирования, формирование и регулирование запасов продукции, развитие и организация складского хозяйства).

Интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией их на рынок, средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе. Логистика позволяет осуществить переход от частных локальных экстремумов к общей оптимизации.

Регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыке различных организационно -экономических уровней и отраслей. В широком смысле управляющее воздействием заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам целого. Чем выше ресурсный потенциал какой-либо подсистемы, тем больше она в своей деятельности должна ориентироваться на стратегию логистической системы. В противном случае при превышении подсистемой определенного, наперед заданного уровня автономности может возникнуть опасность разрушения самой системы. логистика функция транспорт

Результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия «снабжение-производство-распределение-потребление», иначе говоря, она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.

В практическом плане на современном этапе развития логистический подход состоит в установлении адекватности материального, финансового и информационного потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке стандартных требований к качеству товаров и их упаковке, выявлению центров возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и т.п.

Существует множество определений логистики. Выделим среди них два. Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей. Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.

Задачи, решаемые в логистике, разделяют на три группы: глобальные; общие; частные.

Глобальной (главной) задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке. К глобальным задачам относят также моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.

К общим задачам логистики относятся: создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков; контроль за движением материальных потоков; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления движения товаров; стандартизация полуфабрикатов и упаковки; прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования; выявление несбалансированности между потребностями и возможностями закупки и производства; прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы; распределение транспортных средств; организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей; оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспорт-но-складских комплексов.

Частные задачи в логистике более узки: создание минимальных запасов; максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах; сокращение времени перевозок продукции и т.д.

С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики:

системообразующая функция. Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения процесса управления ресурсами. В "узком смысле" логистика образует систему управления товародвижением;

интегрирующая функция. Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе;

регулирующая функция. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда в различных отраслях экономики. В широком смысле управляющее воздействие логистики заключается в поддержании соответствия поведения части логистической системы интересам системы в целом;

результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия "снабжение - производство - распределение - потребление", т.е. она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом.

Пpинцип - ocнoвнoe, иcxoднoe пoлoжeниe кaкoй-либo тeopии, yчeния, нayки.

В лoгиcтикe дeйcтвyют cлeдyющиe пpинципы:

cиcтeмнocти, oзнaчaющий opгaнизaцию и ocyщecтвлeниe зaкyпoк, xpaнeния, пpoизвoдcтвa, cбытa и тpaнcпopтиpoвки кaк eдинoгo пpoцecca;

кoмплeкcнocти: фopмиpoвaниe вcex видoв oбecпeчeния для ocyщecтвлeния движeния пoтoкoв в кoнкpeтныx ycлoвияx; кoopдинaция дeйcтвий нeпocpeдcтвeнныx и oпocpeдcтвoвaнныx yчacтникoв движeния pecypcoв и_ пpoдyктoв; ocyщecтвлeниe цeнтpaлизoвaннoгo кoнтpoля выпoлнeния зaдaч, cтoящиx пepeд лoгиcтичecкими cтpyктypaми фиpм; cтpeмлeниe фиpм к тecнoмy coтpyдничecтвy c внeшними пapтнepaми пo тoвapнoй цeпoчкe и ycтaнoвлeнию пpoчныx cвязeй мeждy paзличными пoдpaздeлeниями фиpм в paмкax внyтpeннeй дeятeльнocти;

нayчнocти: ycилeниe pacчeтнoгo нaчaлa нa вcex cтaдияx yпpaвлeния пoтoкoм oт плaниpoвaния дo aнaлизa, выпoлнeниe пoдpoбныx pacчeтoв вcex пapaмeтpoв тpaeктopии движeния пoтoкa; пpизнaниe зa квaлифициpoвaнными кaдpaми cтaтyca caмoгo вaжнoгo pecypca лoгиcтичecкиx cтpyктyp фиpмы;

кoнкpeтнocти: чeткoe oпpeдeлeниe кoнкpeтнoгo peзyльтaтa кaк цeли пepeмeщeния пoтoкa в cooтвeтcтвии c тexничecкими, экoнoмичecкими и дpyгими тpeбoвaниями; ocyщecтвлeниe движeния c нaимeньшими издepжкaми вcex видoв pecypcoв; pyкoвoдcтвo лoгиcтикoй co cтopoны yчeтнo-кaлькyляциoнныx пoдpaздeлeний или cтpyктypныx opгaнoв, peзyльтaты paбoты кoтopыx измepяютcя пoлyчeннoй пpибылью;

кoнcтpyктивнocти: диcпeтчepизaция пoтoкa, нeпpepывнoe oтcлeживaниe пepeмeщeния и измeнeния кaждoгo oбъeктa пoтoкa и oпepaтивнaя кoppeктиpoвкa eгo движeния; тщaтeльнoe выявлeниe дeтaлeй вcex oпepaций мaтepиaльнo-тexничecкoгo oбecпeчeния и тpaнcпopтиpoвки тoвapoв;

нaдeжнocти: oбecпeчeниe бeзoткaзнocти и бeзoпacнocти движeния, peзepвиpoвaниe кoммyникaций и тexничecкиx cpeдcтв для измeнeния в cлyчae нeoбxoдимocти тpaeктopии движeния пoтoкa; шиpoкoe иcпoльзoвaниe coвpeмeнныx тexничecкиx cpeдcтв пepeмeщeния и yпpaвлeния движeниeм; выcoкиe cкopocти и кaчecтвo пocтyплeния инфopмaции и тexнoлoгии ee oбpaбoтки;

вapиaнтнocти: вoзмoжнocть гибкoгo peaгиpoвaния фиpмы нa кoлeбaния cпpoca и дpyгиe вoзмyщaющиe вoздeйcтвия внeшнeй cpeды; цeлeнaпpaвлeннoe coздaниe peзepвныx мoщнocтeй, зaгpyзкa кoтopыx ocyщecтвляeтcя в cooтвeтcтвии c пpeдвapитeльнo paзpaбoтaнными peзepвными плaнaми фиpмы.

Цели, задачи и функции логистики производственных процессов.

Сущностью логистики производственных процессов является упорядочивание движения материальных потоков на стадии производства продукции.

Главным объектом внимания при этом остается оптимизация движения материального потока на стадии производства.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Производственная логистика рассматривает процессы, происходящие в сфере материального производства т.е. производство материальных благ и производство матеральных услуг (работ, увеличивающих стоимость ранее созданных благ).

Производственный процесс представляет собой совокупность трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товаров, заданного качества, ассортимента и в установленные сроки.

Все производственные процессы делятся на основные и вспомогательные.

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и другие.

Главная задача производственной логистики – это обеспечение производства продукции необходимого качества в установленные сроки и обеспечение непрерывного движения предметов труда и непрерывная занятость рабочих мест.

Объектом логистики являются потоковые и материальные процессы (материальный поток, материальные услуги).

Цель производственной логистики заключается в точной синхронизации процесса производства и логистических операций во взаимосвязанных подразделениях.

К общим задачам (функциям) производственной логистики относятся:

1) планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в ГП и заказов потребителей;

2) разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др. производственным подразделениям;

3) разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

4) установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

5) оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;

6) контроль за количеством и качеством ГП;

7) участие в разработке и реализации производственных нововведений;

8) контроль за себестоимостью производства ГП.

Логистика запасов, распределения и сбыта.

Распределительная логистика – это управление транспортированием, складированием и всеми логистическими операциями, совершаемыми в процессе доведения ГП до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации. В обобщенном виде распределительную логистику можно рассматривать в следующих двух аспектах:

1) как изучение потребностей рынка (маркетинг);

2) как способы и методы наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем эффективной организации транспортно-экспедиционного, складского процессов, обслуживания потребителей.

Важность распределительной логистики определяется тем, что улучшение работы в сфере распределения товаров не требует таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, освоение выпуска нового товара, и при этом обеспечивает высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного графика поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, влияют на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. Т.е. высокая конкурентоспособность зависит не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Задачи распределительной логистики:

· на микроуровне

Планирование процесса реализации товара;

Организация получения и обработки заказа;

Выбор вида упаковки, принятие решений о комплектации, организация выполнения операций, предшествующих отгрузке;

Организация отгрузки продукции;

Организация доставки и контроль транспортирования;

Организация послереализационного обслуживания.

· на макроуровне

Выбор схемы распределения МП (канала доведения продукции до потребителя?);

Определение оптимального количества РЦ (складов);

Определение оптимального места расположения РЦ (складов) на обслуживаемой территории и др.

Горизонтальные и вертикальные каналы распределения

Логистический канал – это частично упорядоченное множество различных посредников (организаций или отдельных лиц), осуществляющих доведение МП от конкретного производителя до его потребителей. После того, как делается выбор конкретных участников процесса движения МП, логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Использование посредников при распределении продукции позволяет производителям: сократить объем работ и финансовые средства на распределение продукции; вкладывать сэкономленные средства в основное производство; продавать продукцию более эффективными способами; более эффективно доводить продукцию до целевых рынков.

Традиционные каналы распределения являются горизонтальными. Они состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый участник канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимальную прибыль. Максимально возможная прибыль отдельного участника канала может идти в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, так как ни один из членов канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных членов.

Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система. Один из участников канала, как правило, либо является собственником остальных компаний-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии. Таким участником может быть производитель, оптовый или розничный посредник. Вертикальные каналы возникли как средство контроля поведения канала. Они экономичны и исключают дублирование членами канала выполняемых функций.

Типы посредников в каналах распределения

Классификацию посредников проводят по двум признакам (табл. 9.1):

1) от чьего имени работает посредник;

2) за чей счет посредник ведет свои операции.

От своего имени и за свой счет

Дистрибьютор

От чужого имени и за свой счет

Комиссионер

От своего имени и за чужой счет

Агент, брокер

От чужого имени и за чужой счет

Дилеры – это оптовые (реже розничные) посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Отношения между производителем и дилером прекращаются после выполнения всех условий по договору поставки. В логистической цепи дилеры занимают положение, наиболее близкое к конечным потребителям.

Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. По договору им приобретается право продажи продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами.

Комиссионеры – это оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации.

Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого, основного по отношению к нему лица (принципала). Как правило, агенты являются юридическими лицами. Агент заключает сделки от имени и за счет принципала. По объему полномочий агенты подразделяются на две категории. Универсальные агенты совершают любые юридические действия от имени принципала. Генеральные агенты заключают только сделки, указанные в доверенности. За свои услуги агенты получают вознаграждение как по тарифам, так и в виде процента от суммы заключенной сделки.

Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряжаются продукцией, как дистрибьюторы, комиссионеры или агенты. В отличие от агентов брокеры не состоят в договорных отношениях ни с одной из сторон заключающейся сделки и действуют лишь на основе отдельных поручений. Брокеры вознаграждаются только за проданную продукцию. Их доходы могут формироваться как определенный процент от стоимости проданных товаров или как фиксированное вознаграждение за каждую проданную единицу товара.

Основной целью сбытовой логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.

Объектом исследования и изучения в сбытовой логистике, по мнению большинства авторов, является материальный поток на стадии его движения от поставщика к потребителю. На наш взгляд, требуется расширенное толкование структуры этого потока за счет добавления отдельных составляющих, генерируемых им и (или) сопутствующих ему, т. е. информационного, финансового и сервисного потоков. Такой подход более точно соотносится с основными парадигмами логистики.

Таким образом, объектом изучения сбытовой логистики являются материальный и сопутствующие ему (генерируемые им) информационный, финансовый и сервисный потоки.

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Сбытовая логистика - это часть общей логистической системы предприятия (организации), обеспечивающая удовлетворение запросов потребителей (заказов посредников) в соответствующих то ворах, с минимально допустимым снижением их каче, в кратчайшие сроки, с минимальными трансакционными издержками и потерями. К функциям сбытовой логистики относятся:

1) разработка совместно с маркетологами и другими службами предприятия стратегии развития логистики с целью обеспечения каче и требуемого количе обрабатываемых товаров, упрощения логистической цепи (при ее совершенствовании следует применять функциональный подход), сокращения времени прохождения материальных потоков и увеличения доли рабочего времени в логистическом цикле, снижения трансакционных издержек и технологических (естественных) потерь, повышения юридической надежности логистических операций, обеспечения информационной, технологической, экологической, коммерческой и других видов безопасности, автоматизации логистических операций и др.;

2) формирование логистических концепций, стратегий, программ в области упаковки товаров, грузоперевозок, складирования, логистических операций, дистрибьюции, сервисного обслуживания и др.;

3) формирование политики обеспечения юридической, экономической и информационной надежности логистических звеньеви операций;

4) организация доставки товаров до потребителей (посредников);

5) организация сделок (продаж, передачи) товаров;

6) мониторинг и диагностика эффективности логистических систем, стимулирование ее повышения;

7) реструктуризация логистических систем и др.

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Цели, задачи и функции транспортной логистики.

Транспортная логистика определяется как сфера деятельности, охватывающая три области:

процесс планирования, организации и осуществления рациональной и недорогой доставки (перевозки) грузов (товаров) от мест их производства и до мест потребления;

контроль за всеми транспортными и другими операциями, возникающими в пути следования грузов с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий; предоставление соответствующей информации грузовладельцам.

К задачам транспортной логистики относят: создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей.

Транспортный коридор - это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные грузовые перевозки между отдельными географическими районами. Транспортная цепь - этапы перевозок груза на определенные расстояния, в течение определенного периода времени, с использованием транспортных средств одного или нескольких видов транспорта. Все это время грузы остаются в неизменном виде:

Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

Совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

Выбор вида транспортного средства;

Выбор типа транспортного средства;

Определение рациональных маршрутов доставки;

Обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования.

Целью транспортной логистики является продвижение материальных потоков до получателя строго по графику в установленное время, с минимальными затратами для всех участников товародвижения.

Чтобы этого добиться, нужно чтобы производственно-транспортные и транспортно-сбытовые процессы были сопряжены по максимуму параметров на основе интеграции снабжения, производства, транспорта, сбыта, потребления и информационной среды.

Транспортировка - одна из ключевых логистических функций, связанная с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав и собственности, на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т. п.

Функционируя в условиях рыночной экономики, транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) должны быть нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.

Таким образом, благодаря транспорту, логистический процесс товародвижения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников, и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.

Перемещение грузов - это изменение их местонахождения при соблюдении принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно ограничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е. "связывают" капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов - в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта.

Таким образом, данная функция транспортировки определяет ее главную цель - доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.

Хранение грузов как функция транспортировки происходит в случаях целесообразности экономии средств на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава), недостаточности складских мощностей и необходимости изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахождения грузов в пути.

В общем, использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хранения, либо если допустимо удлинение сроков доставки.

Организация логистического управления.

С ростом нестабильности внешней среды возрастает потребность предприятий в стратегическом управлении. Стратегическое управление можно рассматривать как управление по результатам.

Аксиома стратегического управления: чтобы выжить и преуспеть, руководство предприятия должно придерживаться агрессивного, оперативного и конкурентного поведения. Только в этом случае предприятию удастся соответствовать изменчивости спроса и различным рыночным возможностям.

Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей.

Логистическая стратегия представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.

Стратегическое управление логистикой - это деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивым к факторам внешней среды.

Виды стратегии:

стратегия дифференциации - стремление предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителя;

стратегия лидерства по затратам - стратегия лидерства на рынке за счет снижения логистических затрат по цепи поставок;

стратегия фокусирования - концентрация на удовлетворении и исполнении требований потребителей одного сегмента или конкретной группы покупателей без стремления охватить весь рынок.

Цель такой стратегии - удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Стратегия фокусирования может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по затратам либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия позволяет добиться большой доли в целевом сегменте рынка, однако может привести к малой доле на рынке в целом;

Организация логистического управления на предприятии является неоднозначной и сложной проблемой. Это связано со многими объективными и субъективными факторами: различием в специфике деятельности предприятий, организационных и управленческих структурах, недопониманием со стороны руководства значимости сквозного логистического управления, сопротивлением сотрудников и т.д. В результате на многих российских предприятиях службы логистики занимаются организацией работ в какой-либо одной из логистических областей, например, транспортными перевозками. Задача управления сквозным МП даже не ставится. Если же это происходит, то отсутствуют доступ к положительному опыту других организаций, ситуационные шаблоны, методики, наборы типовых должностных инструкций и т.п. Некоторые вопросы организации логистики на предприятии освещены в .

Важнейшей составляющей успеха при внедрении на предприятиях логистического управления является мотивация сотрудников всех уровней: от руководителей до служащих. По оценкам экспертов из консалтинговых фирм, до 50% предприятий не могут обеспечить выполнение всех предписаний консультантов по перестройке системы управления МП. И главные причины этого положения - колоссальное сопротивление сотрудников, у которых новая система ликвидирует коррупционные источники дохода (откаты и т.п.) либо отношение руководства к мотивации как к благотворительности, т.е. полнейшее непонимание ее значимости и действенности. Все вышеописанное плюс отсутствие в некоторых сферах экономики острой конкуренции замедляет внедрение логистического управления на российских предприятиях.

По аналогии с историческими этапами развития логистики по уровню охвата логистическим управлением различных сфер деятельности предприятий, эволюция логистических структур на предприятиях проходит также следующие три стадии.

На первой стадии основная функции логистики - доставка продукции предприятия в розничную сеть. На этой стадии логистические функции распылены между различными подразделениями, но появляются тенденции к объединению ЛФ в организационные подсистемы.

На второй стадии к доставке продукции в розничную сеть добавляются и другие: организация хранения на складах, оптимизация запасов, обслуживание клиентуры и т.д. ЛФ не только расширяются, но и объединяются большинство ЛО, и создаются системы доставки товаров по заказам клиента.

На третьей стадии происходит полное объединение всех ЛО на предприятии. В набор логистических задач включаются построение ЛС, участие в планировании производства и прогнозировании продаж; организация закупок МР для предприятия, организация поставок товаров за рубеж и др.

Возможные организационные структуры логистической службы:

1. Матричная структура характерна для крупных компаний в англосаксонских странах. Это - классический ответ на потребность в интеграции всех операций, связанных с МП. Центральной логистической службе подчинены несколько служб, ответственных за определенный этап процесса физического перемещения продукции. Поскольку сама служба логистики не располагает собственными операционными средствами, то ее функция становится исключительно координационной. Происходит уточнение конечных целей и согласование деятельности структур, выстроенных «по горизонтали» (торговля, производство, закупки, исследования) и «по вертикали» (финансы, информация, контроль за качеством, логистика). Руководство каждой логистической операционной единицы отчитывается перед этими структурами в той части своей деятельности, которая касается их.

2. Второй вариант более свойственен компаниям в латинских странах и основан на взаимодействии «отдающих приказания» и «предоставляющих услуги» единиц. Он также приводит к интеграции операций, но при этом не создается двусмысленного положения, когда одно и то же подразделение несет двойную ответственность. Центральная логистическая служба получает «приказания» от торгового отдела в виде прогнозов продаж, четких указаний и показателей стоимости, рентабельности. Все это служба логистики сводит в специальный перечень заданий, особый для каждого этапа логистического процесса. После этого перечень заданий передается «внутренним предоставителям услуг», т. е. магазинам, транспортным подразделениям, производственным единицам и т.д.

3. Третий вариант, менее жесткий, чем предыдущий, заключается в установлении внутри компании четкой системы приоритетов и свода процедур, хорошо усвоенных работниками. Функция логистической службы тогда ограничивается внутренним логистическим контролем: она следит за соблюдением правил перемещения материалов и товаров. Роль логистики на этой стадии уменьшается, но зато прекрасно понимается всеми работниками. Работа руководства на каждом уровне оценивается, в том числе и с позиций логистической эффективности, уровень которой предварительно обсуждается и устанавливается по инициативе службы логистического аудита. Выбор этого варианта сопряжен с необходимостью специального логистического обучения всего персонала фирмы. Периодически в связи с изменением задач должны проводиться занятия по повышению квалификации при сохранении преемственности в обучении и формировании новых навыков на базе предыдущих.

После перехода России на рельсы рыночной экономики в стране началось бурное развитие бизнеса. Однако и до настоящего времени в сфере делового сотрудничества существуют проблемы, касающиеся перемещения и доставки сырья, финансов, информации и готовой продукции. Вопросы организации всех этих процессов относятся к работе отделов логистики предприятия и отдельно взятых логистических компаний. Подобные мероприятия, несмотря на их кажущуюся легкость, достаточно сложны и трудоемки. Именно поэтому работа в логистике требует не только опыта в этой сфере, но и значительного объема знаний.

Определение понятия

Что подразумевает термин «логистика»? Он означает управление потоками информации, финансов и товара. В связи с этим работа в логистике заключена в нахождении наиболее рационального способа перемещения продукта в цепочке, начальным звеном которой является производитель, а конечным - получатель или потребитель. Сложность осуществления данного процесса заключена в необходимости организации строгого контроля. Он должен вестись с момента получения заявки и информации о предстоящих перемещениях до выпуска готовых изделий, их хранения на складе и доставки.

В чем заключается работа (логистика)? Специалист, которому предстоит решение подобных задач, должен выстроить процесс таким образом, чтобы предприятие получило максимальную прибыль, понеся при этом минимальные затраты. Но при этом экономить средства понадобится с умом. Ведь покупатель настроен получить товар самого высокого качества, имеющего разумную для него стоимость. Кроме того, все перемещение продукции должно быть осуществлено в предельные сроки, которые предусматривают соблюдение необходимого уровня качества обслуживания.

Предмет, цели и задачи

Итак, мы рассмотрели понятие логистики. Задачи и функции логистики, а также ее предмет и цели прямо вытекают из данного выше определения. Начнем с предмета этой науки. Им в логистике является управление, осуществляемое над потоками ресурсов отдельного предприятия, а также контроль над состоянием сырья, материалов и товаров. Из этого следует цель данной дисциплины. Она состоит в повышении эффективности деятельности организации, что возможно при нахождении способов максимально выгодного перемещения средств, финансов и товара.

Все работы, выполняемые в логистике, призваны решать следующие задачи:

  • управлять движениями товара;
  • осуществлять контроль над организованными потоками информации, финансов, услуг и готовой продукции;
  • прогнозировать потребность предприятия в ресурсах;
  • планировать перемещение материальных ценностей.

Представляют собой укрупненную группу операций по доставке товаров, выполнение которых необходимо для достижения поставленных целей. В их перечень входят:

  • работы по формированию хозяйственных связей, необходимых для решения вопроса поставки товара или оказания услуг, а также их развитие, рационализация и корректировка;
  • определение направлений и объемов ценностей;
  • расчет прогнозных оценок потребности в перевозках;
  • размещение, развитие и организация на предприятии складского хозяйства;
  • определение оптимального маршрута перемещения товаров через места их хранения;
  • в сфере обращения;
  • проведение перевозок и сопутствующих им операций в пути следования груза;
  • выполнение таких операций, как маркировка и упаковка, погрузка и предварительная подготовка к ней;
  • управление операциями по приемке и хранению груза, а также по организации его перемещения мелкими партиями.

Для всех перечисленных выше логистических функций характерны две основные особенности. Они заключены в том, что:

  • весь комплекс работ подчинен достижениям единой цели;
  • носителями всех этих функций являются субъекты - участники логистического процесса.

Когда же может быть дана оценка эффективности проделанной работы? Функции службы логистики на предприятии оцениваются только на этапе достижения конечной цели.

Создание отдела, управляющего передвижением товара

Роль логистики в работе современного промышленного предприятия достаточно велика. Именно поэтому руководство любой компании должно позаботиться о создании отдела, который будет систематизировать процессы перемещения товаров. Подобное подразделение, находящееся в структуре предприятия, должно внедрять в повседневную жизнь предприятия Служба должна находиться в прямом подчинении руководителя компании.

Предприятия, имеющие подобный отдел, объединяют все функции, без которых невозможно эффективное выполнение заказов, в мощный механизм, с помощью которого решаются задачи любой степени сложности на профессиональном уровне и с большой ответственностью. Но при этом стоит иметь в виду, что работа в отделе логистики не должна быть подменой деятельности соответствующих структурных подразделений. Организационно все звенья управления компанией должны быть построены таким образом, чтобы взаимодействовать со службой, занимающейся вопросами перемещения материальных ценностей. Это, в свою очередь, позволит оптимизировать деятельность и обеспечит устойчивость предприятия.

Задачи отдела

В должностные обязанности специалистов службы логистики не входит обязанность в устранении сбоев, а также в разрешении конфликтных ситуаций и возникающих проблем. Их функцией является координация и анализ выполнения крупных блоков задач. Управление в логистике представляет собой согласование операций, направленных на достижение основной цели предприятия.

Отдел, координирующий пути перемещения товаров, должен тесно взаимодействовать со всеми функциональными подразделениями фирмы, оптимизируя их деятельность и создавая компании определенную системную устойчивость.

Направления влияния

Отдел логистики, будучи отдельной структурой на предприятии, влияет на решение следующих вопросов:

  • взаимодействие с таможенными службами, налоговыми инспекциями и другими государственными органами;
  • обработку входящей информации о заказах, существующих клиентах, точках доставки, а также ее переосмысление с целью оптимизации перемещения грузов;
  • сырьевые запасы, так как одной из задач, стоящих перед логистом, является своевременное и бесперебойное обеспечение клиентов продукцией, что требует контроля над ее выпуском;
  • закупка (она находится под контролем отдела логистики, так как влияет на процесс сбыта).

Несмотря на широкий спектр поставленных перед отделом задач, работа в логистике не означает физической подмены соответствующих функциональных подразделений компании. Ведь, как правило, объемы и количество заказов могут быть таковыми, что они просто не позволят специалисту, призванному координировать потоки материальных ценностей, детально и качественно охватить все грани выполнения поставок. Именно поэтому столь важно понять, что заключается в управлении заказами, а координировать эти процессы должны иные соответствующие подразделения предприятия.

Примеры использования

Насколько востребована данная специальность? Логистика - это незаменимое звено, которое необходимо на любом этапе предпринимательской деятельности. Примером тому может служить организация производства продуктов питания:

  1. На первом этапе происходит планирование бизнеса. При этом логистика позволяет правильно рассчитать выгоду от размещения производства в выбранном месте. Только специалист данного направления сможет дать ответ на вопрос, рациональной ли явится деятельность с позиции затрат на доставку сырья, а также в связи с удаленностью от их точек нахождения. Стоит иметь в виду, что те задачи, которые предприниматель ставит перед логистом, должны быть решены в самые короткие сроки.
  2. После открытия производства и начала выпуска готовой продукции понадобится организовать ее сбыт. Планирование в логистике - это весьма важный процесс. Особенно если дело касается скоропортящейся продукции, такой как хлеб, молоко, колбасные изделия. Ведь в данном случае скорость и налаженность процесса сбыта в конечном итоге будет способствовать отсутствию потерь предприятия. Помимо этого, на этапе, когда еще только формируются отношения с клиентами, становится очень важной доставка товара в желаемые сроки.
  3. Управление сбытом. На данном этапе осуществляется тесное взаимодействие отдела логистики с другими структурными подразделениями предприятия. Наиболее плотно он работает с маркетингом. Управление в логистике представляет собой организацию слаженной деятельности всех структур компании, что обеспечит полное и точное выполнение поставленных задач.

Многогранность

Работа в логистике требует выполнения большого количества операций. В этом и заключается многогранность данной деятельности, которая необходима для следующего:

  • заключения и контроля выполнения договоров с покупателями и поставщиками;
  • организации перевозки (порой и доставки требуемых материалов);
  • контроля управления запасами предприятия;
  • решения вопросов, возникающих с органами таможни;
  • анализа имеющихся потребностей рынка;
  • разработки и заключения договоров с заказчиками, в которых учтены правовые и юридические аспекты.

Взаимосвязь с маркетинговой службой

Работа специалиста по перемещению товара, а также того, кто занимается ее сбытом, особенно тесно соприкасается на этапе реализации произведенной продукции. При этом конечная цель деятельности отделов логистики и маркетинга - повышение объемов продаж при организации наиболее качественного процесса реализации. При этом решаются следующие общие задачи:

  • организация и построение сети, распределяющей отгрузку товаров в зависимости от их востребованности, а также минимизация затрат;
  • выбор упаковки и тары для товара, чтобы они привлекали клиента и обеспечивали целостность груза;
  • разработка ценовой политики, что позволит изменить стоимость товара как в сторону ее уменьшения, так и в сторону увеличения.

Управление перемещением товара

Чем же конкретно занимается работник, у которого специальность - логистика?

Он, состоя в организационной службе предприятия, делает следующее:

  • разрабатывает оптимальные маршруты, позволяющие осуществить доставку товара при максимально полной загрузке транспорта, в кратчайшие сроки и с сохранением необходимого качества грузов;
  • проводит необходимые расчеты, направленные на сокращение расходов на перевозки, что может быть осуществлено при использовании одного транспортного средства, доставляющего сразу несколько партий грузов в одном направлении;
  • отвечает за сохранность товара при его перевозке, что обеспечивается безопасностью маршрута, быстрой загрузкой и разгрузкой продукции, а также расчетом влажностных и температурных условий транспортировки;
  • эффективно взаимодействует с другими структурными подразделениями компании, что позволяет увеличить прибыль, сократить затраты и повысить рентабельность.

Задачи служб логистики

Инфраструктура крупного предприятия порой состоит из целого комплекса отдельных объектов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. В связи с этим отдел логистики представляет собой разные службы, контролирующие те или иные сферы деятельности компании. Например, их работа может касаться транспортировки грузов и складского хранения материальных ценностей. При таких служб состоит в организации нормального функционирования всех цепочек, связующих объекты предприятия и обеспечения их грамотного взаимодействия.

Так, транспортный логист ведет работу по планированию маршрутов, а также устанавливает порядок перемещения грузов. Он подготавливает все необходимые документы, которые сопровождают товар, и осуществляет последующий контроль над всеми этапами перемещения материальных ценностей. Кроме того, такой специалист занимается вопросами страхования перевозимых товарных ценностей, а также готовит таможенные документы.

Не менее важной является работа в складской логистике. Она представляет собой организацию деятельности всех терминалов и комплексов, ответственных за хранение продукции и материалов. В обязанности такого логиста входят вопросы определения порядка не только размещения, но и хранения продукции. Кроме того, он должен сформировать четкую схему, позволяющую своевременно обработать товарные и материальные ценности. Опытный логист по складскому хозяйству способен подобрать оборудование для хранения и организовать эффективное использование имеющихся полезных площадей.

Карьерный рост

Менеджеры по логистике, как правило, начинают свою деятельность с должности ассистента. Это помощник, подготавливающий необходимую документацию, а также обрабатывающий различную информацию по каждому этапу перемещения материальных ценностей.

На этом этапе работы человек может определить ту область деятельности, по которой получит развитие его дальнейшая карьера логиста. Однако, для того чтобы подняться на высшую профессиональную ступень, понадобится диплом, подтверждающий получение высшего образования. Каким оно должно быть? Существуют вузы, которые дают профильное образование, но, кроме того, на должность логиста могут претендовать экономисты и специалисты по таможенному делу.

Наиболее востребованными у работодателей являются логисты, получившие международные сертификаты и прошедшие курсы повышения квалификации. При этом хороший менеджер должен обладать отличными аналитическими и организаторскими способностями. При работе с зарубежными партнерами понадобится также знание иностранного языка.

Менеджером, работающим в логистике, может стать только ответственный человек, ведь на его плечи лягут обязанности по обеспечению непрерывной деятельности всей компании. Кроме того, такой специалист должен обладать хорошими навыками общения и легко налаживать контакты с людьми. В работе ему понадобится и такое качество, как стрессоустойчивость. Ведь такой специалист испытывает постоянное давление со стороны перевозчиков, поставщиков и руководства.