Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Проливы атлантики. Судоходные проливы атлантического океана

Реферат на тему:

«Основные судоходные проливы Атлантического океана»


Атлантический океан, разделяя надвое земной шар, протянулся от Арктики до Антарктики в форме гигантской буквы 5 на расстоянии более 8 тыс. миль. На севере он граничит с Северным Ледовитым океаном по линии, проходящей от Гудзонова пролива, через Девисов и Датский проливы, Исландию, Фарерские и Шетландские о-ва к Скандинавскому п-ову, на юго-западе - с Тихим океаном по меридиану 67° з.д.; на юго-востоке - с Индийским океаном по меридиану 20° в.д.

При большой длине, превосходящей меридиональную протяженность остальных океанов, Атлантический океан отличается сравнительно небольшой шириной. Расстояние между западным и восточным берегами Атлантического океана на широте Нью-Йорка составляет примерно 3 тыс. миль, а в самой узкой части - между Западной Африкой и Южной Америкой - вдвое меньше. Для перехода через океан современному судну требуется всего 3-4 сут. Таким образом, сейчас Атлантический океан не столько разделяет континенты, сколько служит связующим звеном между Старым и Новым Светом. Это обстоятельство в немалой степени способствовало тому, что Атлантический океан издавна занимал и поныне занимает ведущее место в мировых морских перевозках.

В целом путь вокруг Скандинавского п-ова на всем его 2500-мильном протяжении в наиболее полной мере используется советским торговым флотом для перевозок в большом каботаже между Балтийским и Северным бассейнами. Отдельные участки этого пути имеют также первостепенное значение для стран Северной Европы как для связей между ними, так и для местных перевозок в пределах отдельных стран.

Путь проходит по Балтийскому морю, проливам Каттегат и Скагеррак, Норвежскому и Баренцевому морям. Природно-навигацион-ные особенности первого и последнего из этих морей были рассмотрены выше. Проливы Каттегат и Скагеррак, расположенные между Скандинавским и Ютландскими п-овами, имеют форму острого угла, обращенного вершиной на север. Северная оконечность Ютландского п-ова - мыс Скаген (54°43" с.ш., 10°36" в.д.) является важным узловым пунктом в сети мировых морских путей. От него отходят три судоходные трассы: одна - на север, вокруг Скандинавского п-ова; вторая - на запад, к проливу Пентленд-Ферт, между Великобританией и Оркнейскими о-вами; третья - на юг, вокруг Европы. По размерам и другим природно-навигационным особенностям проливы весьма сходны и оба, особенно Каттегат, опасны для прохода судов из-за многочисленных навигационных опасностей и частых штормов. Сильно расчлененные и прикрытые шхерами северные берега проливов сходятся в вершине глубоко вдающегося в сушу Осло-Фьорда.

Главным пунктом выхода в Атлантический океан на севере является пролив Пентленд-Ферт (58°42/ с.ш., 3°20" з.д.), отделяющий о. Великобритания от Оркнейских о-вов.

Этой трассой обычно пользуются суда, следующие из балтийских и скандинавских портов в Северную Америку. При плавании через пролив судоводители должны соблюдать большую осторожность, так как в нем действуют сильные, неустойчивые по направлению приливо-отливные течения, достигающие в сизигию скорости 8-9 уз.

Для прохода в Ирландское море иногда можно воспользоваться Каледонским каналом, который начинается в заливе Мари-Ферт. Этот канал длиной около 60 миль рассекает Шотландию на две части, но так как его глубина менее 5 м, им могут пользоваться только небольшие суда.

Наиболее важным для судоходства участком у восточного побережья Великобритании является воронкообразный эстуарий, образованный р. Темзой. К югу от него находятся знаменитые мели Гудвин, которые англичане справедливо называют «пожирателями кораблей».

Суда, попавшие на мели Гудвин, очень трудно снять, так как из-за сильных приливо-отливных течений они быстро засасываются песком и нередко переламываются. Этот участок - место постоянных кораблекрушений вот уже в течение двух тысячелетий.

Континентальное побережье Северного моря - низменное и пологое, а часть побережья Нидерландов - даже ниже уровня моря. С целью защиты прибрежных районов от затопления их ограждают искусственными дамбами.

У основания Ютландского п-ова Северное море образует треугольный залив, называемый Гельголандской бухтой - по имени расположенного в ней острова. Бухта и впадающие в нее реки Эльба и Везер изобилуют песчаными островками и мелями, между которыми проходят весьма оживленные судоходные фарватеры. Эстуарий Эльбы соединяется Кильским каналом с Балтийским морем.

Кильский канал начинается в Кильской бухте Балтийского моря в 8 км к северу от порта Киль и заканчивается в Брюнсбюттелькоге на восточном берегу эетуария Эльбы. Это один из 16 вариантов трассы, предлагавшихся и частично реализованных в течение 600 лет, предшествовавших сооружению современного канала. Канал строился девять лет и вступил в эксплуатацию 30 января 1895 г. Его постройка обошлась в 170 млн. марок, но уже через 10 лет стало ясно, что габариты его недостаточны. В канун начала первой мировой войны были реконструированы шлюзы, их габариты были увеличены - длина до 330 м, ширина до 45 м, глубина до 14 м.

Пролив Ла-Манш , именуемый на морских картах Английским каналом и отделяющий о. Великобритания от материка,- самый оживленный участок судоходства в Мировом океане.

Ежедневно свыше 800 судов проходят через пролив в обоих направлениях. Интенсивное движение наряду с банками, частыми штормами и густыми туманами делают пролив чрезвычайно опасным, особенно в узкой восточной части, называемой проливом Па-де-Кале. Так как в проливе ежегодно бывает в среднем 10 столкновений судов с тяжелыми последствиями, установлены раздельные полосы для движения судов встречных направлений.

Скала Бишоп у северо-западной оконечности пролива (49°45" с.ш., 90°36" з.д.) служит выходным пунктом для трансатлантических трасс из портов Северного и Балтийского морей. Скала Фастнет (51°20" с.ш., 9°36" з.д.) на противоположном, ирландском берегу пролива Св. Георга выполняет ту же роль для судов, следующих из портов Ирландского моря. В проливе Св. Георга (называемом также Южным каналом) сильные приливо-отливные течения. Амплитуда приливо-отливных колебаний в вершине воронкообразного Бристольского залива достигает 12 м. Пролив Св. Георга соединяет с Атлантическим океаном Ирландское море, расположенное между о-вами Великобритания и Ирландия и полностью лежащее на материковой отмели. На севере оно соединяется с океаном Северным проливом (или проливом Св. Патрика), в котором также сильны приливо-отливные течения, их скорость иногда достигает 6 уз.

В настоящее время Средиземное море омывает берега 18 стран с общей территорией 8,5 млн. км 2 и населением около 300 млн. человек. Эти страны связаны между собой оживленными региональными трассами. После постройки Суэцкого канала возросла роль Средиземного моря как транзитного морского пути...

Единственным естественным выходом в Мировой океан служит Гибралтарский пролив, отделяющий Европу от Африки. Так как Средиземное море имеет отрицательный водный баланс, в него из Атлантического океана вливается мощный поток воды, равный поводоносности десяти таким рекам, как Волга. Это течение проходит посередине пролива. Поэтому при плавании по проливу в западном направлении суда должны держаться ближе к его берегам, но при этом нужно иметь в виду, что у берегов много навигационных опасностей, а у мысов, выступающих в пролив,- быстрины и сулои.

Проливом Дрейка - самым широким проливом в мире - Антарктида отделяется от Огненной Земли, а последняя - Магеллановым проливом от Американского континента.

Магелланов пролив имеет форму острого угла, обращенного вершиной к югу. Восточная часть пролива шире, чем западная. У выхода из Атлантического океана имеются многочисленные рифы и банки. Длина Магелланова пролива 300 миль. От него в разные стороны ответвляются протоки и фьордообразные бухты. Западная часть сужается до 1,8 мили, а глубины увеличиваются до 1170 м. Частые бури и штормы, достигающие при западных ветрах ураганной силы, делают пролив опасным для судоходства. С открытием Панамского канала он утратил значение и теперь используется главным образом для связей между аргентинскими и чилийскими портами.

Путь вдоль восточного побережья Южной Америки подразделяется на четыре основных участка:

1. от Магелланова пролива до залива Рио-де-Ла-Плата;

2. от залива Рио-де-Ла-Плата домыса Сан-Роки - восточной оконечности Южной Америки;

3. от мыса Сан-Роки до о. Тринидад;

4. вдоль южного побережья Карибского моря.

При плавании в северном направлении от Магелланова пролива к заливу Ла-Плата следует использовать попутное Фолклендское течение, проходящее примерно в 50 милях от берега. Суда, идущие в обратном направлении, должны держаться ближе к берегу, но на подходах к Магелланову проливу нужно опасаться сильного прижимного течения. На участке от залива Ла-Плата до мыса Сан-Роки (восточной оконечности Южной Америки) от берега во многих пунктах на большое расстояние выступают отмели. Среди них особенно опасны для судов банки у северного входа в залив Рио-де-Ла-Плата, у мысов Сан-Томе и Сан-Роки.

Карибское море - самое большое и глубокое из всех морей Атлантического океана. Оно расположено между Северной и Южной Америкой и отделяется от Атлантического океана подводным хребтом, вершины которого, выступающие из воды, образуют островную дугу Вест-Индии. Юкатанским проливом (см. приложение II) Карибское море соединяется с Мексиканским заливом, образуя обширный замкнутый бассейн, часто называемый Американским средиземным морем. С Атлантическим океаном Карибское море соединяется глубоководным Наветренным проливом (между о-вами Куба и Гаити), проливом Шона (между о-вами Гаити и Пузрто-Рико) и многочисленными проливами между Малыми Антильскими о-вами.

После постройки Панамского канала Карибское море превратилось в важный транзитный путь мировой торговли. Большое развитие получили и каботажные перевозки, так как к нему выходят 15 суверенных государств и ряд колониальных владений. Среди региональных судоходных трасс преобладает меридиональное направление, так как основные порты и грузообразующие районы расположены на противоположных берегах.

Реферат на тему:

«Основные судоходные проливы Атлантического океана»

Атлантический океан, разделяя надвое земной шар, протянулся от Арктики до Антарктики в форме гигантской буквы 5 на расстоянии более 8 тыс. миль. На севере он граничит с Северным Ледовитым океаном по линии, проходящей от Гудзонова пролива, через Девисов и Датский проливы, Исландию, Фарерские и Шетландские о-ва к Скандинавскому п-ову, на юго-западе - с Тихим океаном по меридиану 67° з.д.; на юго-востоке - с Индийским океаном по меридиану 20° в.д.

При большой длине, превосходящей меридиональную протяженность остальных океанов, Атлантический океан отличается сравнительно небольшой шириной. Расстояние между западным и восточным берегами Атлантического океана на широте Нью-Йорка составляет примерно 3 тыс. миль, а в самой узкой части - между Западной Африкой и Южной Америкой - вдвое меньше. Для перехода через океан современному судну требуется всего 3-4 сут. Таким образом, сейчас Атлантический океан не столько разделяет континенты, сколько служит связующим звеном между Старым и Новым Светом. Это обстоятельство в немалой степени способствовало тому, что Атлантический океан издавна занимал и поныне занимает ведущее место в мировых морских перевозках.

В целом путь вокруг Скандинавского п-ова на всем его 2500-мильном протяжении в наиболее полной мере используется советским торговым флотом для перевозок в большом каботаже между Балтийским и Северным бассейнами. Отдельные участки этого пути имеют также первостепенное значение для стран Северной Европы как для связей между ними, так и для местных перевозок в пределах отдельных стран.

Путь проходит по Балтийскому морю, проливам Каттегат и Скагеррак, Норвежскому и Баренцевому морям. Природно-навигацион-ные особенности первого и последнего из этих морей были рассмотрены выше. Проливы Каттегат и Скагеррак, расположенные между Скандинавским и Ютландскими п-овами, имеют форму острого угла, обращенного вершиной на север. Северная оконечность Ютландского п-ова - мыс Скаген (54°43" с.ш., 10°36" в.д.) является важным узловым пунктом в сети мировых морских путей. От него отходят три судоходные трассы: одна - на север, вокруг Скандинавского п-ова; вторая - на запад, к проливу Пентленд-Ферт, между Великобританией и Оркнейскими о-вами; третья - на юг, вокруг Европы. По размерам и другим природно-навигационным особенностям проливы весьма сходны и оба, особенно Каттегат, опасны для прохода судов из-за многочисленных навигационных опасностей и частых штормов. Сильно расчлененные и прикрытые шхерами северные берега проливов сходятся в вершине глубоко вдающегося в сушу Осло-Фьорда.

Главным пунктом выхода в Атлантический океан на севере является пролив Пентленд-Ферт (58°42/ с.ш., 3°20" з.д.), отделяющий о. Великобритания от Оркнейских о-вов.

Этой трассой обычно пользуются суда, следующие из балтийских и скандинавских портов в Северную Америку. При плавании через пролив судоводители должны соблюдать большую осторожность, так как в нем действуют сильные, неустойчивые по направлению приливо-отливные течения, достигающие в сизигию скорости 8-9 уз.

Для прохода в Ирландское море иногда можно воспользоваться Каледонским каналом, который начинается в заливе Мари-Ферт. Этот канал длиной около 60 миль рассекает Шотландию на две части, но так как его глубина менее 5 м, им могут пользоваться только небольшие суда.

Наиболее важным для судоходства участком у восточного побережья Великобритании является воронкообразный эстуарий, образованный р. Темзой. К югу от него находятся знаменитые мели Гудвин, которые англичане справедливо называют «пожирателями кораблей».

Суда, попавшие на мели Гудвин, очень трудно снять, так как из-за сильных приливо-отливных течений они быстро засасываются песком и нередко переламываются. Этот участок - место постоянных кораблекрушений вот уже в течение двух тысячелетий.

Континентальное побережье Северного моря - низменное и пологое, а часть побережья Нидерландов - даже ниже уровня моря. С целью защиты прибрежных районов от затопления их ограждают искусственными дамбами.

У основания Ютландского п-ова Северное море образует треугольный залив, называемый Гельголандской бухтой - по имени расположенного в ней острова. Бухта и впадающие в нее реки Эльба и Везер изобилуют песчаными островками и мелями, между которыми проходят весьма оживленные судоходные фарватеры. Эстуарий Эльбы соединяется Кильским каналом с Балтийским морем.

Кильский канал начинается в Кильской бухте Балтийского моря в 8 км к северу от порта Киль и заканчивается в Брюнсбюттелькоге на восточном берегу эетуария Эльбы. Это один из 16 вариантов трассы, предлагавшихся и частично реализованных в течение 600 лет, предшествовавших сооружению современного канала. Канал строился девять лет и вступил в эксплуатацию 30 января 1895 г. Его постройка обошлась в 170 млн. марок, но уже через 10 лет стало ясно, что габариты его недостаточны. В канун начала первой мировой войны были реконструированы шлюзы, их габариты были увеличены - длина до 330 м, ширина до 45 м, глубина до 14 м.

Пролив Ла-Манш, именуемый на морских картах Английским каналом и отделяющий о. Великобритания от материка,- самый оживленный участок судоходства в Мировом океане.

Ежедневно свыше 800 судов проходят через пролив в обоих направлениях. Интенсивное движение наряду с банками, частыми штормами и густыми туманами делают пролив чрезвычайно опасным, особенно в узкой восточной части, называемой проливом Па-де-Кале. Так как в проливе ежегодно бывает в среднем 10 столкновений судов с тяжелыми последствиями, установлены раздельные полосы для движения судов встречных направлений.

Скала Бишоп у северо-западной оконечности пролива (49°45" с.ш., 90°36" з.д.) служит выходным пунктом для трансатлантических трасс из портов Северного и Балтийского морей. Скала Фастнет (51°20" с.ш., 9°36" з.д.) на противоположном, ирландском берегу пролива Св. Георга выполняет ту же роль для судов, следующих из портов Ирландского моря. В проливе Св. Георга (называемом также Южным каналом) сильные приливо-отливные течения. Амплитуда приливо-отливных колебаний в вершине воронкообразного Бристольского залива достигает 12 м. Пролив Св. Георга соединяет с Атлантическим океаном Ирландское море, расположенное между о-вами Великобритания и Ирландия и полностью лежащее на материковой отмели. На севере оно соединяется с океаном Северным проливом (или проливом Св. Патрика), в котором также сильны приливо-отливные течения, их скорость иногда достигает 6 уз.

В настоящее время Средиземное море омывает берега 18 стран с общей территорией 8,5 млн. км 2 и населением около 300 млн. человек. Эти страны связаны между собой оживленными региональными трассами. После постройки Суэцкого канала возросла роль Средиземного моря как транзитного морского пути...

Единственным естественным выходом в Мировой океан служит Гибралтарский пролив, отделяющий Европу от Африки. Так как Средиземное море имеет отрицательный водный баланс, в него из Атлантического океана вливается мощный поток воды, равный поводоносности десяти таким рекам, как Волга. Это течение проходит посередине пролива. Поэтому при плавании по проливу в западном направлении суда должны держаться ближе к его берегам, но при этом нужно иметь в виду, что у берегов много навигационных опасностей, а у мысов, выступающих в пролив,- быстрины и сулои.

Проливом Дрейка - самым широким проливом в мире - Антарктида отделяется от Огненной Земли, а последняя - Магеллановым проливом от Американского континента.

Магелланов пролив имеет форму острого угла, обращенного вершиной к югу. Восточная часть пролива шире, чем западная. У выхода из Атлантического океана имеются многочисленные рифы и банки. Длина Магелланова пролива 300 миль. От него в разные стороны ответвляются протоки и фьордообразные бухты. Западная часть сужается до 1,8 мили, а глубины увеличиваются до 1170 м. Частые бури и штормы, достигающие при западных ветрах ураганной силы, делают пролив опасным для судоходства. С открытием Панамского канала он утратил значение и теперь используется главным образом для связей между аргентинскими и чилийскими портами.

Путь вдоль восточного побережья Южной Америки подразделяется на четыре основных участка:

1. от Магелланова пролива до залива Рио-де-Ла-Плата;

2. от залива Рио-де-Ла-Плата домыса Сан-Роки - восточной оконечности Южной Америки;

3. от мыса Сан-Роки до о. Тринидад;

4. вдоль южного побережья Карибского моря.

При плавании в северном направлении от Магелланова пролива к заливу Ла-Плата следует использовать попутное Фолклендское течение, проходящее примерно в 50 милях от берега. Суда, идущие в обратном направлении, должны держаться ближе к берегу, но на подходах к Магелланову проливу нужно опасаться сильного прижимного течения. На участке от залива Ла-Плата до мыса Сан-Роки (восточной оконечности Южной Америки) от берега во многих пунктах на большое расстояние выступают отмели. Среди них особенно опасны для судов банки у северного входа в залив Рио-де-Ла-Плата, у мысов Сан-Томе и Сан-Роки.

Карибское море - самое большое и глубокое из всех морей Атлантического океана. Оно расположено между Северной и Южной Америкой и отделяется от Атлантического океана подводным хребтом, вершины которого, выступающие из воды, образуют островную дугу Вест-Индии. Юкатанским проливом (см. приложение II) Карибское море соединяется с Мексиканским заливом, образуя обширный замкнутый бассейн, часто называемый Американским средиземным морем. С Атлантическим океаном Карибское море соединяется глубоководным Наветренным проливом (между о-вами Куба и Гаити), проливом Шона (между о-вами Гаити и Пузрто-Рико) и многочисленными проливами между Малыми Антильскими о-вами.

После постройки Панамского канала Карибское море превратилось в важный транзитный путь мировой торговли. Большое развитие получили и каботажные перевозки, так как к нему выходят 15 суверенных государств и ряд колониальных владений. Среди региональных судоходных трасс преобладает меридиональное направление, так как основные порты и грузообразующие районы расположены на противоположных берегах.

Окруженный со всех сторон сушей овальный Мексиканский залив имеет характерные черты Средиземного моря. Он соединяется Юкатанским проливом с соседним Карибским морем и иногда вместе с ним именуется Американским Средиземным морем. Этот залив по своим размерам (см. приложение I) больше, чем Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское и Аральское моря, вместе взятые. Низменные, лагунного типа берега и широкий мелководный шельф, окаймляющий побережье, чрезвычайно богаты нефтью. Однообразие береговой черты Мексиканского залива нарушается только быстро растущей дельтой р. Миссисипи, ширина которой достигает 32 миль и которая ежегодно выдвигается в море на 100 м.

Вдоль всего северного берега Мексиканского залива вырыт длинный искусственный канал - Галф Интеркостал Ватервей, которым широко пользуются каботажные суда. Некоторые ответвления, отходящие от него в глубь территории, доступны даже для океанских-судов.

Мексиканский залив соединяется с Атлантическим океаном Флоридским проливом. Глубина Флоридского пролива превышает 2000 м, но там имеются обширные банки и коралловые рифы. Длинная цепь островков, соединенных дамбами и мостами, перегораживает северную часть пролива. Исходным пунктом судоходных трасс Мексиканского залива является небольшая группа коралловых островов Драй Тортугас, расположенная у западного входа во Флоридский пролив. Гольфстрим, имеющий на выходе из Флоридского пролива постоянную скорость свыше 5 уз, часто используется судами, идущими из Мексиканского залива в Европу. Они обычно проходят мимо группы Бермудских о-вов, расположенных в центре Саргассова моря.

Параллельно плавно закругленной атлантической береговой линии южных американских штатов тянется система каналов Атлан-тик Интеркостал Ватервей, которую в настоящее время соединяют с Галф Интеркостал Ватервей у основания п-ова Флорида. Каналы частично проходят по многочисленным прибрежным озерам и лагунам, в частности по обширным лагунам Памлико и Албемирл, отделенным от океана сходящимися под углом длинными косами.

Вершина этого угла, называемая мысом Хаттерас, - место постоянных аварий морских судов. Полагают, что на обширной отмели, выступающей от мыса Хаттерас далеко в океан, за последние четыре столетия погибло более 200 судов.

Полуостров Новая Шотландия отделяет залив Мэн от залива Св. Лаврентия, играющего важную роль в системе морских коммуникаций западного полушария. Он отделяется от Атлантического океана о. Ньюфаундленд, а соединяется с ним двумя проливами - проливом Кабота в южной части и проливом Белл-Айл - в северной.


Литература

1. А.Д. Семенов и др. «Судоходные проливы», К., 1990.

2. Г.Г. Ермолаева «Справочник капитана дальнего плавания», М., 1988.


Наживки. Хорошие результаты дает иногда пропитка наживки пахучими веществами или прикрепления специальных емкостей с такими веществами к хребтине или поводцам яруса. Расход наживки завит от ее размеров и качества. Например, при ярусном лове тунца за цикл расходуют 15-30 кг рыбы на 10 км (200 крючков) ярусного порядка. 6. Технология лова Лов ярусными порядками состоит из трех основных...

Вариационные ряды общего числа позвонков у Anguilla anguilla и Anguilla rostrata, чтобы убедиться в несостоятельности выводов Таккера о том, что это не виды, а экологические фенотипы. Существование двух видов угрей в Атлантическом океане не может вызывать никаких сомнений. Нетрансгрессирующие вариационные ряды общего числа миомеров и позвонков убедительно доказывают, что оба вида физиологически...

Самих судов, так и служащих плавсостава. Соответствующие инструкции и нормы МОМП разработала в сотрудничестве с ФАО и МОТ. Глава 2. География мирового рыболовства 2.1. Сравнительная характеристика рыболовных флотов стран мира В большинстве стран в настоящее время развито, промышленное рыболовство. В этой отрасли хозяйства занято более 7 млн. рыбаков, а флот насчитывает свыше 2 млн. ...

... – Нинься. 11 июля - немецкие танковые войска безуспешно атаковали англо-американские войска, высадившиеся на Сицилии. 12 июля - встречное танковое сражение под Прохоровкой - крупнейшее во второй мировой войне. Американский воздушный десант в районе Джелы на Сицилии. 12–13 июля - ночной бой у острова Коломбангара (Соломоновы острова) между американскими и японскими крейсерами и эсминцами; ...

Атлантический океан, разделяя надвое земной шар, протянулся от Арктики до Антарктики в форме гигантской буквы 5 на расстоянии более 8 тыс. миль. На севере он граничит с Северным Ледовитым океаном по линии, проходящей от Гудзонова пролива, через Девисов и Датский проливы, Исландию, Фарерские и Шетландские о-ва к Скандинавскому п-ову, на юго-западе - с Тихим океаном по меридиану 67° з.д.; на юго-востоке - с Индийским океаном по меридиану 20° в.д.

При большой длине, превосходящей меридиональную протяженность остальных океанов, Атлантический океан отличается сравнительно небольшой шириной. Расстояние между западным и восточным берегами Атлантического океана на широте Нью-Йорка составляет примерно 3 тыс. миль, а в самой узкой части - между Западной Африкой и Южной Америкой - вдвое меньше. Для перехода через океан современному судну требуется всего 3-4 сут. Таким образом, сейчас Атлантический океан не столько разделяет континенты, сколько служит связующим звеном между Старым и Новым Светом. Это обстоятельство в немалой степени способствовало тому, что Атлантический океан издавна занимал и поныне занимает ведущее место в мировых морских перевозках.

В целом путь вокруг Скандинавского п-ова на всем его 2500-мильном протяжении в наиболее полной мере используется советским торговым флотом для перевозок в большом каботаже между Балтийским и Северным бассейнами. Отдельные участки этого пути имеют также первостепенное значение для стран Северной Европы как для связей между ними, так и для местных перевозок в пределах отдельных стран.

Путь проходит по Балтийскому морю, проливам Каттегат и Скагеррак, Норвежскому и Баренцевому морям. Природно-навигационные особенности первого и последнего из этих морей были рассмотрены выше.

Проливы Каттегат и Скагеррак, расположенные между Скандинавским и Ютландскими п-овами, имеют форму острого угла, обращенного вершиной на север. Северная оконечность Ютландского п-ова - мыс Скаген (54°43" с.ш., 10°36" в.д.) является важным узловым пунктом в сети мировых морских путей. От него отходят три судоходные трассы: одна - на север, вокруг Скандинавского п-ова; вторая - на запад, к проливу Пентленд-Ферт, между Великобританией и Оркнейскими о-вами; третья - на юг, вокруг Европы. По размерам и другим природно-навигационным особенностям проливы весьма сходны и оба, особенно Каттегат, опасны для прохода судов из-за многочисленных навигационных опасностей и частых штормов. Сильно расчлененные и прикрытые шхерами северные берега проливов сходятся в вершине глубоко вдающегося в сушу Осло-Фьорда.

Главным пунктом выхода в Атлантический океан на севере является пролив Пентленд-Ферт (58°42/ с.ш., 3°20" з.д.), отделяющий о. Великобритания от Оркнейских о-вов.

Этой трассой обычно пользуются суда, следующие из балтийских и скандинавских портов в Северную Америку. При плавании через пролив судоводители должны соблюдать большую осторожность, так как в нем действуют сильные, неустойчивые по направлению приливо-отливные течения, достигающие в сизигию скорости 8-9 уз.

Для прохода в Ирландское море иногда можно воспользоваться Каледонским каналом,который начинается в заливе Мари-Ферт. Этот канал длиной около 60 миль рассекает Шотландию на две части, но так как его глубина менее 5 м, им могут пользоваться только небольшие суда.

Наиболее важным для судоходства участком у восточного побережья Великобритании является воронкообразный эстуарий, образованный р. Темзой. К югу от него находятся знаменитые мели Гудвин, которые англичане справедливо называют «пожирателями кораблей».

Суда, попавшие на мели Гудвин, очень трудно снять, так как из-за сильных приливо-отливных течений они быстро засасываются песком и нередко переламываются. Этот участок - место постоянных кораблекрушений вот уже в течение двух тысячелетий.

Континентальное побережье Северного моря - низменное и пологое, а часть побережья Нидерландов - даже ниже уровня моря. С целью защиты прибрежных районов от затопления их ограждают искусственными дамбами.

У основания Ютландского п-ова Северное море образует треугольный залив, называемый Гельголандской бухтой- по имени расположенного в ней острова. Бухта и впадающие в нее реки Эльба и Везер изобилуют песчаными островками и мелями, между которыми проходят весьма оживленные судоходные фарватеры. Эстуарий Эльбы соединяется Кильским каналом с Балтийским морем.

Кильский канал начинается в Кильской бухте Балтийского моря в 8 км к северу от порта Киль и заканчивается в Брюнсбюттелькоге на восточном берегу эетуария Эльбы. Это один из 16 вариантов трассы, предлагавшихся и частично реализованных в течение 600 лет, предшествовавших сооружению современного канала. Канал строился девять лет и вступил в эксплуатацию 30 января 1895 г. Его постройка обошлась в 170 млн. марок, но уже через 10 лет стало ясно, что габариты его недостаточны. В канун начала первой мировой войны были реконструированы шлюзы, их габариты были увеличены - длина до 330 м, ширина до 45 м, глубина до 14 м.

Пролив Ла-Манш, именуемый на морских картах Английским каналом и отделяющий о. Великобритания от материка, - самый оживленный участок судоходства в Мировом океане.

Ежедневно свыше 800 судов проходят через пролив в обоих направлениях. Интенсивное движение наряду с банками, частыми штормами и густыми туманами делают пролив чрезвычайно опасным, особенно в узкой восточной части, называемой проливом Па-де-Кале. Так как в проливе ежегодно бывает в среднем 10 столкновений судов с тяжелыми последствиями, установлены раздельные полосы для движения судов встречных направлений.

Скала Бишоп у северо-западной оконечности пролива (49°45" с.ш., 90°36" з.д.) служит выходным пунктом для трансатлантических трасс из портов Северного и Балтийского морей. Скала Фастнет (51°20" с.ш., 9°36" з.д.) на противоположном, ирландском берегу пролива Св. Георга выполняет ту же роль для судов, следующих из портов Ирландского моря.

В проливе Св. Георга(называемом также Южным каналом) сильные приливо-отливные течения. Амплитуда приливо-отливных колебаний в вершине воронкообразного Бристольского залива достигает 12 м. Пролив Св. Георга соединяет с Атлантическим океаном Ирландское море, расположенное между о-вами Великобритания и Ирландия и полностью лежащее на материковой отмели. На севере оно соединяется с океаном Северным проливом(или проливом Св. Патрика), в котором также сильны приливо-отливные течения, их скорость иногда достигает 6 уз.

В настоящее время Средиземное море омывает берега 18 стран с общей территорией 8,5 млн. км 2 и населением около 300 млн. человек. Эти страны связаны между собой оживленными региональными трассами. После постройки Суэцкого канала возросла роль Средиземного моря как транзитного морского пути.

Единственным естественным выходом в Мировой океан служит Гибралтарский пролив, отделяющий Европу от Африки. Так как Средиземное море имеет отрицательный водный баланс, в него из Атлантического океана вливается мощный поток воды, равный поводоносности десяти таким рекам, как Волга. Это течение проходит посередине пролива. Поэтому при плавании по проливу в западном направлении суда должны держаться ближе к его берегам, но при этом нужно иметь в виду, что у берегов много навигационных опасностей, а у мысов, выступающих в пролив, - быстрины и сулои.

Проливом Дрейка- самым широким проливом в мире - Антарктида отделяется от Огненной Земли, а последняя - Магеллановым проливом от Американского континента.

Магелланов пролив имеет форму острого угла, обращенного вершиной к югу. Восточная часть пролива шире, чем западная. У выхода из Атлантического океана имеются многочисленные рифы и банки. Длина Магелланова пролива 300 миль. От него в разные стороны ответвляются протоки и фьордообразные бухты. Западная часть сужается до 1,8 мили, а глубины увеличиваются до 1170 м. Частые бури и штормы, достигающие при западных ветрах ураганной силы, делают пролив опасным для судоходства. С открытием Панамского канала он утратил значение и теперь используется главным образом для связей между аргентинскими и чилийскими портами.

Путь вдоль восточного побережья Южной Америки подразделяется на четыре основных участка:

1. от Магелланова пролива до залива Рио-де-Ла-Плата;

2. от залива Рио-де-Ла-Плата домыса Сан-Роки - восточной оконечности Южной Америки;

3. от мыса Сан-Роки до о. Тринидад;

4. вдоль южного побережья Карибского моря.

При плавании в северном направлении от Магелланова пролива к заливу Ла-Плата следует использовать попутное Фолклендское течение, проходящее примерно в 50 милях от берега. Суда, идущие в обратном направлении, должны держаться ближе к берегу, но на подходах к Магелланову проливу нужно опасаться сильного прижимного течения. На участке от залива Ла-Плата до мыса Сан-Роки (восточной оконечности Южной Америки) от берега во многих пунктах на большое расстояние выступают отмели. Среди них особенно опасны для судов банки у северного входа в залив Рио-де-Ла-Плата, у мысов Сан-Томе и Сан-Роки.

Карибское море- самое большое и глубокое из всех морей Атлантического океана. Оно расположено между Северной и Южной Америкой и отделяется от Атлантического океана подводным хребтом, вершины которого, выступающие из воды, образуют островную дугу Вест-Индии. Юкатанским проливом Карибское море соединяется с Мексиканским заливом, образуя обширный замкнутый бассейн, часто называемый Американским средиземным морем. С Атлантическим океаном Карибское море соединяется глубоководным Наветренным проливом(между о-вами Куба и Гаити), проливом Шона (между о-вами Гаити и Пузрто-Рико) и многочисленными проливами между Малыми Антильскими о-вами.

После постройки Панамского канала Карибское море превратилось в важный транзитный путь мировой торговли. Большое развитие получили и каботажные перевозки, так как к нему выходят 15 суверенных государств и ряд колониальных владений. Среди региональных судоходных трасс преобладает меридиональное направление, так как основные порты и грузообразующие районы расположены на противоположных берегах.

Окруженный со всех сторон сушей овальный Мексиканский залив имеет характерные черты Средиземного моря. Он соединяется Юкатанским проливом с соседним Карибским морем и иногда вместе с ним именуется Американским Средиземным морем. Этот залив по своим размерам (см. приложение I) больше, чем Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское и Аральское моря, вместе взятые. Низменные, лагунного типа берега и широкий мелководный шельф, окаймляющий побережье, чрезвычайно богаты нефтью. Однообразие береговой черты Мексиканского залива нарушается только быстро растущей дельтой р. Миссисипи, ширина которой достигает 32 миль и которая ежегодно выдвигается в море на 100 м.

Вдоль всего северного берега Мексиканского залива вырыт длинный искусственный канал - Галф Интеркостал Ватервей, которым широко пользуются каботажные суда. Некоторые ответвления, отходящие от него в глубь территории, доступны даже для океанских-судов.

Мексиканский залив соединяется с Атлантическим океаном Флоридским проливом. Глубина Флоридского пролива превышает 2000 м, но там имеются обширные банки и коралловые рифы. Длинная цепь островков, соединенных дамбами и мостами, перегораживает северную часть пролива. Исходным пунктом судоходных трасс Мексиканского залива является небольшая группа коралловых островов Драй Тортугас, расположенная у западного входа во Флоридский пролив. Гольфстрим, имеющий на выходе из Флоридского пролива постоянную скорость свыше 5 уз, часто используется судами, идущими из Мексиканского залива в Европу. Они обычно проходят мимо группы Бермудских о-вов, расположенных в центре Саргассова моря.

Параллельно плавно закругленной атлантической береговой линии южных американских штатов тянется система каналов Атлантик Интеркостал Ватервей, которую в настоящее время соединяют с Галф Интеркостал Ватервей у основания п-ова Флорида. Каналы частично проходят по многочисленным прибрежным озерам и лагунам, в частности по обширным лагунам Памлико и Албемирл, отделенным от океана сходящимися под углом длинными косами.

Вершина этого угла, называемая мысом Хаттерас, - место постоянных аварий морских судов. Полагают, что на обширной отмели, выступающей от мыса Хаттерас далеко в океан, за последние четыре столетия погибло более 200 судов.

Полуостров Новая Шотландия отделяет залив Мэнот залива Св. Лаврентия, играющего важную роль в системе морских коммуникаций западного полушария. Он отделяется от Атлантического океана о. Ньюфаундленд, а соединяется с ним двумя проливами - проливом Кабота в южной части и проливом Белл-Айл- в северной.

Проливы – узкие водные пространства, разделяющие участки суши и соединяющие соседние моря или океаны.

Крупнейшие проливы мира

Название

Длина (км)

Что соединяет

Мозамбикский

Воды Индийского океана

Море Баффина и Атлантический океан

Малаккский

Андаманское и Южно-Китайское моря

Гудзонов

Гудзонов залив и Атлантический океан

Макасарский

Моря Сулавеси и Яванское

Татарский

Охотское и Японское моря

Флоридский

Мексиканский залив и Атлантический океан

Северное море и Атлантический океан

Магелланов

Атлантический и Тихий океаны

Атлантический и Тихий океаны

Берингов

Чукотское и Берингово моря

Гибралтарский

Средиземное море и Атлантический океан

Мозамбикский пролив расположен между островом Мадагаскар и континентальной Африкой. Мозамбикский пролив находится на западе Индийского океана и считается одним из самых протяженных на планете. Примерная длина пролива 1670 километров, а ширина до 925 километров.

Мозамбикский пролив на севере и юге имеет глубину более 3 километров, а в средней части примерно 2,4 километра. Минимальная глубина пролива по фарватеру составляет 117 метров.

Для Мозамбикского пролива характерно устойчивое течение скоростью около 1,5 узлов, которое направлено с севера на юг. Высота приливов до 5 метров. В северной части пролива расположены Коморские острова, вдоль береговой линии которых расположено множество маленьких островов и рифов.

Береговая линия очень красива, под ногами нежный морской песок. Берег кое-где изрезан приливами и окаймлен пологими холмами, с которых открываются шикарные панорамы Мозамбикского пролива.

Природа Мозамбикского пролива уникальна, только здесь можно обнаружить уникальные экземпляры рыбы целаканта, которая, как вид, в два раза старше динозавров. Здесь можно встретить самого крупного ската, который носит название манта. Именно эти уникальные виды рыб привлекают сюда большое количество дайверов.

Девисов пролив - расположен между Гренландией и островам Баффинова Земля. Пролив соединяет море Баффина Северного Ледовитого океана с водами Атлантического океана. Длина Девисова пролива составляет 632 мили (1170 км), ширина 194,5-577 миль (360-1070 км), глубина судоходной части 104 - 3730 м. В водах Девисова пролива встречаются дрейфующие льды и айсберги.

Малаккский пролив - разделяет полуостров Малакка и остров Суматра, принадлежащий Индонезии.

Северные и северо-восточные берега Малаккского пролива и находящиеся вблизи них острова относятся к Королевству Таиланд. Все остальные берега принадлежат государству Малайзия, о уже упомянутый остров Суматра и острова, прилегающие к нему, относятся к Индонезии.

Протяженность пролива очень велика, она составляет 1000 км, ширина превышает 40 км, а глубина в судовом ходу не ниже 25 м.

Судоходство в Малаккском проливе затруднено тем, что вблизи берегов находятся мели. Всё усложняется тем, что мели иногда случаются и вдалеке от берегов, а на мелях могут скрываться рифы.

Район Малаккского пролива является вулканически активным. Большинство островов в проливе имеют именно вулканическое происхождение. К наиболее крупным из них относятся Пхукет, Ланкави, Пинанг и прочие.

Гудзонов пролив - расположен между островом Баффинова Земля и полуостровом Лабрадор у северо-восточного берега Канады. Соединяет Гудзонов залив с Атлантическим океаном.

Длина Гудзонова пролива составляет 432 мили (806 км), ширина 62 - 219 миль (115 - 407 км). Глубина судоходной части 141 - 988 м. Поверхностное течение - на Юго-Востоке со скоростью 0,4 уз (0,7 км/ч). Наибольшая высота прилива достигает 7,7 м.

Макасарский пролив - расположен между островами Калимантан и Сулавеси. Этот пролив соединяет море Сулавеси с Яванским морем. Длина Макасарского пролива составляет 383 мили (710 км), наименьшая ширина 65 миль (120 км), наименьшая глубина судоходной части 930 м. Течения в Макасарском проливе муссоного характера.

Татарский пролив , разделяет Азию и остров Сахалин, а также соединяет Японское море с Охотским. Самая узкая и наиболее мелкая часть пролива, находящаяся у места впадения вод реки Амур, имеет называние пролив Мамио-Ринзо или пролив Невельского.

Татарский пролив имеет длину 633 километра, максимальная ширина пролива 342 километра, а минимальная 7,3 км. Глубина фарватера Татарского пролива в большинстве случаев весьма значительна уже около берега, минимальная глубина на фарватере пролива насчитывает 7,2 метра, вот почему Татарский пролив считается одним из максимально мелких проливов.

Берега Татарского пролива в основном гористые на юге, а севере же они пологие. Средняя температура воды в проливе в летний период колеблется около отметки в 11 градусов Цельсия. В зимние месяцы Татарский пролив сковывают льды на севере, в южной части пролив покрывают дрейфующие льды. В проливе нет крупных островов, кроме острова Монерон.

Берега Татарского пролива украшают изумрудные хвойные леса, в которых произрастает ель, пихта и лиственница, с небольшой примесью березы и ольхи.

Воды Татарского пролива богаты рыбой, здесь в большом количестве обитает сельдь, камбала и палтус.

Флоридский пролив - расположен между полуостровом Флорида и островами Куба и Багамские, соединяет воды Мексиканского залива с Атлантическим океаном. Длина Флоридского пролива составляет 350 миль (648 км), ширина -43-97 миль (80-180 км), глубина судоходной части 150-2085 м, поверхностное течение (начало Гольфстрима) - на Северо-Востоке со скоростью 2,4-3,8 уз (4,4-7 км/ч). С апреля по октябрь во Флоридском проливе возможны ураганы.

Пролив Ла-Манш - английский канал (англ. English Channel), пролив между северным берегом Западной Европы и о. Великобритания. Вместе с проливом Па-де-Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина около 520 км, ширина на З. около 180 км, на В. - 32 км. Глубина на фарватере 35 м, наибольшая глубина 172 м. Много отмелей, особенно в восточной части пролива. Западные ветры обусловливают в проливе устойчивое восточное течение со скоростью до 3 км/час (в узкостях). Приливы полусуточные, их величина в отдельных местах достигает 12,2 м (залив Сен-Мало). Часты туманы. Имеет важное транспортное значение. Через пролив проходит один из крупнейших по грузообороту путей из стран Северного и Балтийского морей в страны Северной и Южной Америки, а также в Африку, Азию и Австралию. Главные порты: Портсмут, Саутхемптон, Плимут (Великобритания). Гавр, Шербур (Франция). Развито рыболовство (камбала, макрель, треска, палтус). Существует проект (1973) подводного туннеля через пролив Па-де-Кале.

Магелланов пролив – пролив между архипелагом Огненная Земля и континентом Южная Америка. Оба берега Магелланова пролива находятся на территории государства Чили. Протяженность пролива составляет 575 км, а глубина повсеместно превышает 20 м.

Берега в северо-восточной части Магелланова пролива очень крутые, извилистые, над водами нависают скалы, возможны сходы ледников. Северо-восточные же берега, напротив, более пологие. Воды на северо-западе глубже, чем на северо-востоке.

Мореплавание в Магеллановом проливе не слишком распространено, это связано с опасностями, скрытыми в его глубинах. Посреди пролива случаются мели и подводные скалы. Так же в проливе дуют мощные западные ветры. Скорость течений, создаваемых приливами, достигает 25 км/ч.

Пролив впервые был пройден в 1520 г. Первооткрывателем считается Магеллан, именно он стал историческим первопроходцем. Хотя существуют версии, по которым пролив был открыт значительно раньше. Тогда Огненная земля относилась к Неведомой Южной земле, а Магелланов пролив назывался «проливом всех Святых».

Пролив Дрейка северным берегом которого является архипелаг Огненная Земля, а южным – Южные Шетландские острова, относящимися к Антарктиде, объединяет Тихий океан и Атлантический океан.

Ширина пролива повсеместно превышает 820 км. Это позволило проливу Дрейка получить званием широчайшего пролива в мире.

Пролив Дрейка является невероятно опасным для мореплавателей по нескольким причинам. Во-первых, в проливе часто встречаются айсберги, особенно на юге. Во-вторых, там случаются шторма небывалой силы, зачастую высота волн превосходит 15 м, а шквальный ветер налетает со скоростью 35 м/с. В-третьих, в проливе Дрейка протекает очень сильное течение – «Течение Западных ветров», которое является циркумполярным.

Самая южная точка Южной Америки с невероятно холодным климатом располагается именно в проливе Дрейка. Это острова Диего-Рамирес. Но, поскольку, до них не так-то просто добраться, туристы обычно посещают мыс Горн.

Первопроходцем пролива был англичанин Фрэнсис Дрейк, в честь этого мореплавателя, покорившего буйные воды в 1578 г, и был назван пролив.

Берингов пролив - расположен между максимально восточной точкой Азии, называемой мыс Дежнёва, и наиболее западной точкой материка Северная Америка – мыс Принца Уэльского, разделяя Российскую Федерацию и Соединенные Штаты Америки.

Наверно, сложно обнаружить на Крайнем Севере ландшафт с более жесткими погодными условиями, чем Берингов пролив. В летний период здесь температура практически никогда не поднимается выше нуля градусов. Здесь дуют сильные ветра, которые приносят с океана моросящий дождь, снег, а по проливу движутся льдины.

В самом узком месте ширина Берингова пролива составляет 86 километров, а минимальная глубина фарватера насчитывает 36 метров. Берингов пролив является местом обмена вод между Северным Ледовитым океаном (Чукотское море) и Тихим океаном (Берингово море). В центре Берингова пролива находятся острова Диомида. Именно здесь проходит граница часовых поясов и линия смены дат.

На безжизненных берегах Берингова пролива раскинулась неприветливая тундра и вечная мерзлота. Берега Берингова пролива в основном высокие скалистые, очень сильно изрезаны, здесь большое количество бухточек.

В холодных чистых водах Берингова пролива живут 60 видов рыб, максимально распространены камбала, палтус, горбуша, треска, кета и чавыча. Здесь обитают в большом количестве мидии, баланусы, осьминоги, крабы и креветки. Берингов пролив стал домом для морских котиков, тюленей, серых китов и кашалотов. На скалистых берегах пролива живут птицы, объединяющиеся в птичьи базары.

Гибралтарский пролив - расположен между южной оконечностью Пиренейского полуострова (Европа) и северо-западной частью Африки; соединяет Атлантический океан со Средиземным морем. Длина Гибралтарского пролива составляет 32 мили (59 км), ширина 7,5 - 23,7 мили (14 - 44 км), глубина судоходной части - 338 м. В Гибралтарском проливе на разной глубине течение направлено в противоположные стороны. В поверхностном течении, направленном в Средиземное море, поступает в среднем за год 55 198 км атлантической воды (средняя температура 17 °C, солёность выше 36 ‰). В глубинном, направленном в Атлантический океан, течении уходит 51886 км средиземноморской воды (средняя температура 13,5 °C, солёность 38 ‰). Разница в 3312 км обусловлена в основном испарением с поверхности Средиземного моря.
По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами - Гибралтарская скала на севере и Муса на юге.
Благодаря своему удобному географическому положению Гибралтарский пролив имеет большое экономическое и стратегическое значение, находится под контролем английской крепости и военно-морской базы Гибралтар. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, а также марокканский Танжер.

Атлантический океан занимает огромную площадь, и является вторым по величине океаном на планете. Его главной отличительной особенностью является сильная изрезанность береговой линии, образующей большое количество заливов. Познакомимся со списком заливов Атлантического океана.

Особенности заливов Атлантики

Залив представляет собой часть океана, моря или иного водоема, которая глубоко вдается в сушу и при этом не имеет свободный водный обмен с основным водоемом. Заливы мало чем отличаются от него по солености, плотности, химическому составу и прочим характеристикам воды. Исключения составляют только те заливы, которые получают большой объем пресной воды из впадающих в него рек.

Атлантический океан делится две части - южную и северную, условная граница между которыми проходит по экватору. Они отличаются между собой изрезанностью береговой линии и количеством заливов.

Рис. 1. Атлантический океан.

  • В Северном полушарии бассейн Атлантического океана имеет сильно изрезанную береговую линию с большим количество заливов. На востоке от океана отходят две большие ветви - Ботнический и Финский заливы. На юго-западе Атлантики в тропическом поясе расположен Мексиканский залив. Североамериканское побережье изрезано небольшими заливами: Барнегат, Делавэр, Памлико, Чесапикский. На северо-западе находятся заливы Святого Лаврентия, Фанди, Гудзонов залив.
  • Береговая линия южной части Атлантического океана изрезана гораздо меньше. Единственным крупным заливом, расположенном на африканском побережье, является Гвинейский залив. На южноамериканском побережье также мало заливов.

Заливы, относящиеся к Атлантическому океану

Атлантический океан имеет не один десяток заливов, наиболее крупными из которых являются:

  • Мексиканский - самый большой залив Атлантики, который с юга и юго-запада омывает берега Мексики и остров Куба, а с севера - побережье США. Нагретые в летнюю жару воды Мексиканского залива являются основой для формирования мощных ураганов и сильнейших тропических штормов.

Рис. 2. Мексиканский залив.

  • Бристольский - залив в юго-западной части Великобритании, простирающийся до Кельтского моря. Название залива происходит от крупного города-порта Бристоль.
  • Ботнический - залив Балтийского моря, омывающий восточный берег Швеции и западное побережье Финляндии.
  • Финский - расположен в восточной части Балтийского моря. На его берегах стоят большие города трех разных государств: Таллинн (Эстония), Хельсинки (Финляндия), Санкт-Петербург (Россия).
  • Бискайский - принадлежит Франции, Испании и Пиренейскому полуострову.
  • Гвинейский - вдается в сушу западного побережья Африки и состоит из двух частей: на севере располагается залив Бенин, на востоке - залив Биафра. В заливе находится крупный нефтегазоносный бассейн, в котором ведется добыча нефти.

Географы часто называют Гвинейский залив «центром мира», поскольку именно в нем находится точка пересечения нулевого меридиана с экватором.

Рис. 3. Гвинейский залив.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой