Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Принципы современной пунктуации. Принципы русской пунктуации. Основные функции знаков препинания

ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ

в таблицах и упражнениях

Учебное пособие для студентов

филологического факультета

Волгоград

«Перемена»

Акимова Т.П., Кудрявцева А.А.

Практикум по пунктуации в таблицах и упражнениях: Учебное пособие для студентов филологического факультета. – Волгоград: Перемена, 2007. - … с.

Представлены правила русской пунктуации в таблицах (с примерами и исключениями) и упражнения к ним, направленные на совершенствование навыков правильной постановки знаков препинания.

Для студентов филологических специальностей.

ВВЕДЕНИЕ

Цель данного пособия – развить навыки грамотного письма, связанных с постановкой знаков препинания. В первую очередь, оно предназначено для использования на занятиях по курсу «Практикум по орфографии и пунктуации». Пособие также может быть использовано при подготовке к экзамену по данной дисциплине, а также для самостоятельных занятий студентов, решивших повысить уровень своей пунктуационной грамотности.

Пособие имеет четкую структуру: правила русской пунктуации распределены по 13 блокам, каждый из которых включает в себя теоретические сведения, представленные в виде таблиц, а также упражнения, направленные на закрепление изучаемого материала. Кроме того, в пособие включены итоговые контрольные упражнения, выполнение которых обеспечит повторение и обобщение усвоенных знаний и навыков.

Дидактический материал настоящего пособия извлечен из произведений русской литературы, как классической, так и современной.

В начале пособия представлены сведения о принципах русской пунктуации и сводный указатель пунктуационных правил, а в конце - список литературы, которая может быть использована для изучения и закрепления изучаемого материала.

Принципы современной русской пунктуации

Термин пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка) имеет два значения:

1. Система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления. Русская пунктуация.



2. Расстановка знаков препинания в тексте. Ошибочная пунктуация. Особенности пунктуации в произведениях М. Горького.

В истории русской пунктуации по вопросу о ее основах и назначении выделились три основных направления: логическое, синтаксическое и интонационное .

Согласно логическому направлению, основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы «указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме». Сторонники данной концепции отмечают, что, несмотря на то, что «употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу грамматическими (синтаксическими) правилами», «в основе правил все же лежит смысл высказывания». (Ф.И. Буслаев, С.И. Абакумов, А.Б. Шапиро).

Синтаксическое направление в теории пунктуации, получившее широкое распространение в практике ее преподавания, исходит из того, что знаки препинания призваны в первую очередь делать наглядным синтаксический строй речи, выделять отдельные предложения и их части. (Я. К. Грот).

Представители интонационной теории полагают, что знаки препинания служат «для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации» (Л.В. Щерба), что они отражают «в огромном большинстве случаев не грамматическое, а декламационно-психологическое расчленение речи» (А.М. Пешковский), что они нужны «для передачи мелодии речи, темпа ее и пауз» (Л.А. Булаховский).

Несмотря на значительное расхождение взглядов представителей разных направлений, все они признают признание коммуникативную функцию пунктуации, являющуюся важным средством оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое членение речи . Так, точка обозначает законченность предложения в понимании пишущего; постановка запятых между однородными членами предложения показывает синтаксическое равноправие элементов предложения, выражающих равноправные понятия, и т.д.

В значительной степени наша пунктуационная система строится на синтаксической основе (ср. формулировки большей части пунктуационных правил). Это отнюдь не означает, что пунктуация копирует структуру предложения, подчиняясь ей: последняя сама обусловлена смыслом высказывания, поэтому исходным моментом для строения предложения и для выбора знаков препинания является смысловая сторона речи. Ср. случаи постановки знака препинания, не связанные с синтаксическими правилами, например, постановку так называемого интонационного тире: 1) Ходить долго - не мог ; 2) Ходить - долго не мог. Этот пример показывает, что наша пунктуация связана также с интонацией.

Нередко наблюдается несовпадение пунктуации и интонации (ритмомелодики). Так, в предложении Розовое женское платье мелькнуло в темной зелени (Тург.) пауза между составом подлежащего и составом сказуемого (после слова платье ) не обозначается на письме никаким знаком препинания. С другой стороны, в предложении Под мышкой мальчик нес какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (Л.) после союза и пауза не делается, но в соответствии с существующим правилом здесь ставится запятая (попутно можно отметить, что пауза в этом предложении делается перед союзом и , но пунктуационным знаком она не отмечается).

В некоторых случаях знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений, которые не могут быть выражены в письменном тексте грамматическими и лексическими средствами. Ср. постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном сложном предложении: Молодежь ушла, на вечере стало скучно (указывается последовательность явлений); Молодежь ушла - на вечере стало скучно (во второй части указывается следствие, результат действия, обозначенного в первой части); Молодежь ушла: на вечере стало скучно (выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части). Ср. также постановку или отсутствие запятых в предложениях, в которых вводные слова и члены предложения лексически совпадают: Врач, может быть, у себя в кабинете . - Врач может быть у себя в кабинете . Соответствующая пунктуация дает возможность понять роль определений, предшествующих определяемому существительному: клубы густого, черного дыма (определения однородны) - клубы густого черного дыма (определения неоднородны).

Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты, связанные не только со смысловыми оттенками, но и со стилистическими особенностями письменного текста.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания. Урок русского языка. 11 класс.

Пунктуация (позднелат. punctuatio, от лат. punctum - точка), система знаков препинания в письменности какого-либо языка, правила их употребления; их расстановка в тексте; наряду с графикой и орфографией - основной элемент письменной речи.

Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?

Принципы русской пунктуации Структурный принцип Смысловой принцип Интонационный принцип

Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой. Основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксический) принцип Со структурой предложения связано употребление: точки, фиксирующей конец предложения; знаков между частями сложного предложения; знаков, выделяющих разнообразные конструкции в составе простого предложения (обособленные члены, однородные члены, обращения, вводные и др. конструкции). .

Например: Известно, 1 (что, 2 (для того чтобы увидеть в лесу нужный гриб, 3 птицу, 4 притаив­шуюся в ветвях, 5 птичье гнездо, 6 орех на ветке - 7 одним словом, 8 всё), 9 (что редко попадается и так или иначе прячется от глаз), 10 надо держать в воображении то), 11 (что ищешь). 12 Здесь знаки препинания отражают структуру предложения: 1 - запятая отделяет придаточное от главного; 2 - запятая на стыке союзов при последователь­ном подчинении придаточных; 2, 10- запятые выделяют придаточные внутри другого придаточного при последовательном подчинении; 3, 6 - запятые разделяют однород­ные члены, связанные бессоюзно; 4, 5 - запятые выделяют причастный оборот после определяемого слова; 7 - тире после однородного ряда перед обобщающим словом; 8 - за­пятая выделяет вводную конструкцию; 9, 11 - запятые разделяют придаточные при последовательном подчинении; 12 - точка указывает на конец предложения.

Второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, - это принцип смысловой Синтаксическое членение текста (в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Однако часто случается и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место).

Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания. Хватит жевать давайте читать Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать. (Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.) Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания? Какую функцию выполняет в этом предложении тире? Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но).

Смысловой принцип допускает и так называемые «авторские» знаки. Например: Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волков (И. Тургенев). Первые две запятые - знаки «авторские», их не требует структура предложения. Но благодаря этому авторскому обособлению признаки, которые обозначаются обстоятельствами без хворостинки в руке, ночью, оказываются выделенными, подчёркнута их исключительность. При отсутствии запятых этот важный для автора оттенок значения исчезает.

Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). Например, интонацией обусловлены: выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невосклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.

Однако буквального совпадения между знаками препинания и интонацией нет. Это проявляется, с одной стороны, в том, что далеко не всем паузам соответствуют на письме знаки препинания, а с другой - в том, что запятая может употребляться там, где в устной речи паузы нет. Например: 1) В предложении Краткие речи/всегда более содержательны/и способны вызвать /сильное впечатление (М. Горький) три паузы, а знаков препинания нет. 2) В предложении Под мышкой мальчик нёс какой-то узел/ и, повернув к пристани,/ стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М. Лермонтов) между союзом и и деепричастием повернув запятая есть, а пауза в устной речи отсутствует; наоборот, перед этим союзом есть пауза, а запятой нет. Таким образом, современная пунктуация опирается и на структуру, и на смысл, и на интонационное членение речи в их взаимодействии.

Функции знаков препинания Выделительная, - : «» () Разделительная. ? ! ; ,

Знаки препинания Функция знаков Пример 1 Точка Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части 2 Многоточие A. Отделительная B. Знак эмоционального напряжения C. Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания D. Сигнал преднамеренного пропуска частей

3 Восклицательный знак A. Передают соответствующую интонацию B. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску 4 Вопроситель - ный знак

5 Запятая A. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части B. Выделение в предложении особо значимых частей 6 Точка с запятой Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части

7 Тире A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.) B. Означает пропуск членов предложения C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность F. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

8 Двоеточие Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП) 9 Скобки Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения) 10 Кавычки Выделение цитат, «чужой речи»

Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена. Объясните постановку знаков препинания и укажите их функцию. 1. Россия не только государство... 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. 8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. <...>

Домашнее задание: 1) продолжите заполнение таблицы «Функции знаков препинания», определяя функции запятой в тексте упражнения …; 2) напишите сочинение-миниатюру «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Наш урок хочу начать необычно: прошу вас на несколько минут вернуться в детство и прочитать небольшое стихотворение известной детской поэтессы И. Токмаковой (текст на доске без знаков препинания)

Под ёлкой дыра
Это лисья нора
Здесь лисята живут
Много их тут
Можно их сосчитать

Почему трудно читать? (нет знаков препинания)
- Запишите стихотворение, расставив знаки препинания. (записывают)
- Какие знаки препинания поставили?
- Как меняется смысл стихотворения в зависимости от разной постановки знаков препинания?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Как называется система правил о постановке знаков препинания?
- Какова тема урока? Задачи?

2. Целеполагание.

II. Работа учащихся по группам (учащиеся готовили сообщения и практические задания)

Выступление 1-й группы.

1. Сообщение “Принципы русской пунктуации”.

В основе правил русской пунктуации - три основных принципа:

а) смысловой (логический): знаки препинания помогают расчленить речь на части, имеющие значение для выражения мыслей на письме;
б) грамматический (структурно-синтаксический): знаки препинания делают наглядным смысловой строй речи, выделяя отдельные предложения и их части;
в) интонационный: знаки препинания служат для обозначения интонационного оформления, обозначения ритмики, мелодики фразы. Чаще правила пунктуации отражают не один, а два или одновременно все три принципа.

Например: постановка знаков препинания при обособленных членах отражает смысловой и интонационный принцип. Постановка вопросительного знака в конце вопросительного предложения - все три принципа.

2. Практическое задание (распечатано для групп, знаки не расставлены).

Расставьте знаки препинания. Объясните свой выбор. Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в тексте.

Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный как собор стоял дуб. Казалось деревья почтительно расступились чтобы дать сегодняшнему собрату развернуться во всей силе. Так вот он зимний дуб стремительно мелькнуло в голове.

(по Ю. Казакову)

Выступление 2-й и 3-й групп.

1. Сообщения “Одиночные знаки препинания”, “Парные знаки препинания”.

(Учащиеся представляют обобщающую таблицу с важнейшими случаями постановки знаков)

ЗНАК

СТАВИТСЯ

В конце повествовательного предложения, в конце побудительного предложения (при спокойном тоне речи).

2. Восклицательный знак.

В конце восклицательного предложения, после обращения, после междометия.

3. Вопросительный знак.

В конце вопросительного предложения.

4. Многоточие.

Чтобы показать незаконченность речи, перерывы в речи; в неполных цитатах.

5. Запятая.

Для разделения однородных членов предложения, для выделения обращений, вводных слов и вводных предложений, междометий, обособленных второстепенных членов; для разделения простых предложений в сложносочиненных, придаточных частей и главных или выделения их в середине главных в сложноподчиненных предложениях; для разделения простых предложений в составе бессоюзного сложного предложения.

6. Точка с запятой.

Для разделения сильно распространенных или менее тесно связанных по смыслу предложений, входящих в состав сложного предложения.

7. Двоеточие.

Перед однородными членами после обобщающего слова, при прямой речи, в бессоюзном сложном предложении.

Между подлежащим и сказуемым, после однородных членов перед обобщающим словом, для выделения вводных предложений, приложений; в бессоюзном сложном предложении, для выделения слов автора при прямой речи, в начале реплик диалога.

9. Скобки.

Для выделения вводных предложений, а также всякого рода пояснений и вставок от автора.

10. Кавычки.

Для выделения прямой речи, цитат, названий книг, журналов, газет и т. п., необычных в литературной речи слов или слов в не свойственном им значении, или слов, употребленных с иронией, метафорически, иносказательно и т. п.

2. Практическое задание: заполнить таблицу в упр. 485 в учебнике А. Дейкиной, Т. Пахновой.

III. Работа с текстом упр. 498 (там же)

1. Беседа:

Перескажите текст.
- С чем связывает Д. Андреев заслуги А. Пушкина как поэта? Как он характеризует русский литературный язык?

2. Тест (предварительно пронумеровать предложения в данном тексте - упр. 498).

1) Укажите правильное объяснение пунктуации в 1-ом предложении запятыми выделено:

а) сравнительный оборот;
б) придаточное сравнительное;
в) вводное предложение.

2) Укажите тип предложения №3:

а) сложноподчиненное с одним придаточным;
б) сложноподчиненное с двумя придаточными;
в) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

3) Сколько рядов однородных членов в предложении №3:

а) 4;
б) 5;
в) 6.

4) Какую роль выполняет точка с запятой в предложении №3:

а) отделяет простые предложения;
б) выделяет обособленные члены;
в) отделяет сильно распространенные части.

5) Укажите правильное объяснение отсутствия запятой перед как в предложении №3:

а) оборот с как – это приложение со значением “в качестве...”;
б) оборот с как – устойчивое словосочетание;
в) оборот с как – это приложение со значением причины;

6) Какое из утверждений неверное:

а) 1-е предложение текста - бессоюзное;
б) в 3-ем предложении нет причастного оборота;
в) в 3-ем предложении есть деепричастный оборот.

Самопроверка по листку контроля: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему?
- Что было трудным? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?

Домашнее задание:

1) по учебнику упр. 516 (подготовиться к письму по памяти)
2) по выбору: упр. № 000 или упр. № 000

Урок 3. Тема: Сочетание знаков препинания. Вариативные знаки препинания.

Цели:

    Знать особенности пунктуации при сочетании знаков; Иметь представление о вариативности постановки знаков препинания; Совершенствовать навыки пунктуационного анализа.

Эпиграф на доске:

Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам (двое учащихся у доски).

Карточка № 1. Расставить знаки препинания, объяснить свой выбор. Произвести указанные виды разбора.

Песчаный6 косогор нескошенный6 луг над Соротью тропинка ведущая в парк всё это было так близко и знакомо мне.

Карточка № 2. Расставить знаки препинания. Произвести указанные виды разбора.

а) Солдаты их было трое2 ели не обращая2 внимания на Пьера .
б) Вхожу все тихо.

2. Самодиктант по домашнему заданию – упр. № 000 из учебника, (текст стихотворения И. Бунина “Детство”). Взаимопроверка.

3. Беседа:

Какие принципы русской пунктуации нашли отражение в выполненных заданиях?
- Почему в 1-ом предложении (карточка № 1) рядом оказались запятая и тире?
- Обратите внимание на эпиграф к уроку. говорит о роли знаков препинания в тексте. Запишите это высказывание в виде прямой речи, разорванной словами автора.
- Какие знаки препинания здесь сочетаются?
- Какие ещё сочетания знаков препинания вы встречали в текстах?
- Какие знаки препинания возможны в предложениях карточки № 2?

Обоснуйте своё мнение.

Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке (объявляется тема урока, формулируются цели).

1. Самостоятельная работа с учебной статьей § 104, § 105 (учебник Н. Гольцовой, И. Шамшина. Русский язык. 10 – 11 классы).

Задание: Составить цепочку вопросов. Например:

1) Какие сочетания знаков препинания возможны?
2) Какой знак препинания ставится первым:

При сочетании вопросительного и восклицательного знака?
- запятой и тире?
- запятой, точки с запятой, двоеточия и закрывающей скобки?
- точки, вопросительного, восклицательного знака и закрывающей скобки?

3) В чем особенность пунктуации при сочетании многоточия и других знаков препинания?
4) Какие знаки препинания называются вариативными?
5) Чем определяется выбор варианта?
6) Какие знаки наиболее часто встречаются в качестве синонимичных?

2. Работа в парах: взаимоопрос по составленной цепочке вопросов.

III. Практикум.

1. Работа с текстом упражнения № 000 (II) из учебника Н. Гольцовой (“Песня о Земле” В. Высоцкого).

Определите тему, основную мысль поэтического текста. Выпишите ключевые слова.
- Составьте схему 1-го предложения, произведите его пунктуационный анализ.
- Найдите предложения со сравнительными оборотами. Какова их роль?
- Какие виды сложных предложений встречаются в тексте? Произведите их пунктуационный разбор.
- Какие сочетания знаков препинания встречаются в тексте? Прокомментируйте пунктуацию. Какую роль выполняют в тексте вопросительные, восклицательные предложения? Многоточия? Чем объясните такое разнообразие знаков препинания, используемых поэтом?

2. Самостоятельная письменная работа по вариантам.

I вариант.

И вскользь мне бросила змея
У каждого судьба своя
Но я-то знал что так нельзя –
Жить извиваясь и скользя.


2) В чем аллегорический смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили?

Найдите в тексте однокоренные слова, случайно ли они употреблены автором? Напишите сочинение – рассуждение на тему “Можно ли человеку жить, “извиваясь и скользя”.

II вариант.

Перед вами текст стихотворения Л. Мартынова (знаки препинания расставлены не все).

А ты?
Входя в дома любые –
И в серые
И в голубые
Всходя на лестницы крутые
В квартиры светом залитые
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ
Скажи
Какой ты след оставишь
След
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет

1) Расставьте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
2) В чем философский смысл этого стихотворения? Как бы вы его озаглавили? Какова роль вопросительных предложений в тексте?

Напишите небольшое сочинение – размышление на тему “Что значит оставить “незримый прочный след”?

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Наши уроки, посвященные пунктуации, – повторительно – обобщающие. Что оказалось новым для вас? Интересным? Полезным?
- Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: по выбору

1) Упр.519 (учебник А. Дейкиной, Т. Пахновой): записать текст, расставить пропущенные знаки препинания. Доказать, что текст является повествованием с элементами описания. Классифицировать сложные предложения в тексте по видам связи их частей;

2) Провести исследование: какую роль в художественном тексте играют знаки препинания (на примере одного небольшого произведения:

    стихотворения М. Цветаевой “Вчера ещё в глаза глядел...”; стихотворения в прозе “Простота” И. Тургенева.

или самостоятельно подобранного).

Литература:

    , . Русский язык. 10-11 классы. М., Русское слово, 2006. , Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. М., Вербум-М, 2007. , . Современный русский язык. М., Высшая школа, 1991.

9–10-е классы

Принципы русской пунктуации.
Функции знаков препинания

Учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой
«Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.»
(М.: Просвещение, 2007)

Цели: совершенствование умения использовать основные приемы информационной обработки текста; совершенствование умения проводить пунктуационный анализ предложения; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

Структура урока:

Для достижения поставленных целей будут использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Этапы урока:

II. Осмысление содержания (получение новой информации)

ХОД УРОКА

I. Вызов – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

– Известно, что до XV века в книгах не было знаков препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время? Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?

Задание 1

Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.

(Статья о необходимости внимательного изучения того, что написано на упаковке товара.)

– Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания?

Какую функцию выполняет в этом предложении тире? Тире в БСП, во второй части выражено противопоставление по отношению к содержанию 1-й части (между частями можно вставить союз а, но ).

Задание 2

В данном стихотворении расставлены знаки препинания, но иные, чем в авторском варианте. Восстановите авторскую пунктуацию.

– Вы заметили, что строение предложения как бы программируется заданным смыслом? Знаки препинания в ряде случаев помогают установить смысловые отношения между словами в предложении, помогают уточнить структуру предложения.

– Чем вы руководствовались при расстановке знаков препинания в данном случае?

Главные вопросы сегодняшнего урока:

Какие принципы русской пунктуации лежат в основе расстановки знаков препинания?

Какова функция каждого из 10 знаков препинания?

Попробуем найти ответы на эти вопросы, проводя диалог с текстом.

II. Осмысление содержания (получение новой информации).

Работа с текстом учебника (с. 114–115, № 225).

Читая про себя, учащиеся делают пометки карандашом (прием инсерта – маркировка текста значками по мере его чтения) («V» – знал(а); «+» – новое, «–» – вызывает сомнения, «?» – вопросы по ходу чтения).

Приводим текст (отрывки из книги С.И. Абакумова «Методика пунктуации»):

Основное назначение пунктуации заключается в том, чтобы указывать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме. Знаки препинания, таким образом, показывают, как надо при письме и при чтении написанного расчленять речь на ее составные части, чтобы каждая часть была осмысленной, являлась бы носительницей определенного значения. <…>

Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется по преимуществу именно грамматическими (синтаксическими) правилами. Особенно это относится к запятой. Употребление запятой при однородных членах предложения, для выделения приложений, обособленных причастий и деепричастий и т.д. обычно определяется именно синтаксической структурой предложения. Частично на грамматической основе строятся также правила употребления точки с запятой, двоеточия, особенно в сложноподчиненных предложениях, тире при составном сказуемом с опущенной связкой. Однако во всех этих и подобных случаях в основе правил все же лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

Возможные вопросы:

– Каковы принципы русской пунктуации? Структурный, смысловой, интонационный.

– Какой принцип является ведущим?

Следует обратить внимание учащихся на тот факт, что настоящее осмысление пунктуации, ее роли в понимании написанного начинается при работе над связным текстом.

Знаки препинания служат для обозначения такого расчленения письменной речи, которое не может быть передано ни морфологическими средствами, ни расположением слов.

Современная пунктуация исторически сложилась в стройную систему знаков, достаточно совершенную и гибкую для служения своему назначению. Системность пунктуации заключается прежде всего во взаимодействии ее принципов, условно расчленяемых, – структурного, смыслового и интонационного.

Заполняем таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров предложения из текста Н.Рериха (упражнение № 208, с. 110).

Комментарий для учителя: предлагаемая таблица может быть предъявлена учащимся (в зависимости от уровня подготовки класса) заполненной частично:

– только перечисление знаков препинания, чтобы учащиеся могли вспомнить и записать функции знаков препинания и примеры самостоятельно;

– перечисление знаков и указание функций тире и многоточия, так как речь на уроке идет в основном о предложениях с этими знаками;

– заполненной полностью, кроме колонки, в которую предлагается вписать примеры.

Вспоминаем, что знаки делятся на отделяющие и выделяющие. Внимание обращаем на функцию тире в данном тексте (так как из 10 предложений 6 организованы при помощи этого знака). Читаем текст Н.Рериха, параллельно заполняем таблицу. Примерный комментарий:

Многоточие подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания. Какую функцию еще может выполнять многоточие? Объясняем отсутствие тире в данном предложении (наличие отрицательной частицы и частицы только).

2) Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.). Налицо логическое подчеркивание сказуемого, пример того, как взаимодействуют структурный и смысловой принципы русской пунктуации.

3) Отмечаем параллелизм в строении предложений 5–8. Тире также означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.).

4) В 9-м предложении тире выполняет не отделяющую, а разделяющую функцию – обособление приложения, стоящего в конце предложения, дается его разъяснение.

III. Рефлексия (осмысление, рождение нового знания).

Изучение правил постановки знаков препинания начинается с первого класса. Что принес сегодняшний урок? Придумайте вопрос, который мог бы стать темой для сочинения-рассуждения.

Как пригодятся эти знания для выполнения заданий ЕГЭ?

Задания А21–27, предлагаемые в тесте, позволяют проверить пунктуационную подготовку выпускников: знание правил и умение расставлять знаки препинания в простых предложениях, осложненных обособленными, однородными членами, вводными конструкциями, а также в сложных предложениях различных видов.

«Вооруженные» систематизированными знаниями о функции тире, приступаем к выполнению тестовых заданий, предлагаемых в ходе ЕГЭ.

Задание 1

Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.

1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака.

2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.

3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.

4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.

Комментарий:

1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака. (Должно быть двоеточие, так как в первой предикативной части следствие того, о чем говорится во второй; между частями можно вставить союз потому что, так как…)

2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Посредством глагола взглянул дается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта, допускается вставка и увидел, что .)

3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны. (Передача значений следствия в БСП.)

4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии. (Означает пропуск связки в сказуемом.)

Задание 2

Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении:

Земля (1) кругла (2) на ней не скроешь тайны.

1) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится запятая (2). В первой части ставится тире между подлежащим и сказуемым (1).

2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится двоеточие (2). В первой части запятая отделяет уточняющий член предложения (1).

3) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2), так как вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части. В первой части запятая не нужна (1).

4) Предложение простое. Тире (2) разделяет подлежащее и сказуемое. Запятая (1) не нужна.

Таблица

Функции знаков препинания

Знаки препинания Функция знаков Пример
1 Точка
2 Восклицательный знак A. Передают соответствующую интонацию
B. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску
3 Вопросительный знак
4 Многоточие A. Отделительная
B. Знак эмоционального напряжения
C. Подчеркивает неисчерпанность передаваемого содержания
D. Сигнал преднамеренного пропуска частей
1) Россия не только государство…
5 Запятая A. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части
B. Выделение в предложении особо значимых частей
6 Точка с запятой Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части
7 Тире A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.)
B. Означает пропуск членов предложения
C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП
D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова
E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность
F. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)
2) Она – сверхгосударство, океан…
5) Россия – это океан земель…
6) Россия – это семь синих морей… Россия – меховая щетина…
7) Россия – это бесконечные снега…
8) Россия – страна… сокровищ…
9) Россия есть страна византийских куполов… и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима
8 Двоеточие Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП)
9 Скобки Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)
10 Кавычки Выделение цитат, «чужой речи»

Домашнее задание:

1) продолжите заполнение таблицы «Функции знаков препинания», определяя функции запятой в тексте упражнения 208 (текст Н.Рериха);

2) напишите сочинение-миниатюру «Многофункциональность тире в лирике М.Цветаевой»; «Многоточие – следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков).

Текст упражнения, с которым идет работа на уроке (упражнение 208, с. 110).

Прочитайте текст. Выделите грамматическую основу предложения, укажите, чем она выражена. Объясните постановку тире и его отсутствие между главными членами.

1. Россия не только государство... 2. Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. 3. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. 4. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

5. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

6. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов ветреных и цветущих.

7. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. <…>

8. Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые… таятся в ее глухих недрах.

9. Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. 10. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. <...>

(Н.Рерих)

И.Н. ДОБРОТИНА,
г. Москва

Пунктуация (лат. punctum - точка) - система графических в неалфавитных знаков (знаков препинания), образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменного языка. Главное назначение пунктуации - членение и графическая организация письменного (печатного) текста.

Пунктуация тесно связана с таким разделом русского языка как синтаксис. А синтаксис (греч. syntaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий предложения и сочетание слов в предложении. На основе грамматики разработаны русская орфография и пунктуация. Основной единицей пунктуации является пунктограмма. Это понятие связано с обозначением графическими средствами членения письменной речи на предложения, предложения на его части, показа отношений между членами и частями предложения. В качестве графических средств используются знаки препинания или их отсутствие, сочетание знаков препинания. Пунктограмма - правильное, соответствующее правилам или традициям употребление знаков препинания (или его отсутствие), конкретный случай применения пунктуационного правила. Правильное понимание определения пунктограмма создает научную основу для формирования пунктуационного навыка. С его помощью школьники лучше осознают системность в изучении пунктуации, сущность не только самих правил, но и групп правил, обслуживающих ту или иную синтаксическую структуру; понимают различие таких понятий, как знак препинания, пунктограмма, пунктуационное правило.

Таким образом, для формирования пунктуационных навыков учащихся необходимо строить школьный курс пунктуации с точки зрения поэтапного его изучения и ступенчатого рассмотрения каждой пунктограммы в отдельности, начиная с первого класса.

Возникновение пунктуации как раздела языкознания было обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Еще в древних европейских рукописях отмечены отдельные знаки препинания, прежде всего точка (и комбинации точек), а также двоеточие, запятая, точка с запятой - они непосредственно употребляются (помимо указания границ слова в текстах без пробела) как разделительный знак препинания. Начало научному изучению русской пунктуации было положено Российской грамматикой М.В. Ломоносова (1757г). Дальнейшее развитие науки о русской пунктуации обнаруживает, с одной стороны, воздействие логической теории синтаксиса К.Ф. Беккера.

Для русского языка характерны 10 знаков препинания. И всеми ими мы активно пользуемся. В школе изучают 10 знаков препинания. С членением предложения связаны классы знаков препинания: 1) одинаковые в позиции середины предложения (, ; -: … в функции разрыва предложения); 2) парные (двойная запятая и двойное тире, скобки и кавычки) с членением текста связаны классы знаков препинания; 3) одиночные в позиции конца предложения и 4) парные (скобки и кавычки). Возможность принадлежать более чем к одному классу выделяют группу универсальных знаков препинания (многоточие, скобки и кавычки). Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении.

Они делятся на три группы:

1. Отделительные знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Они используются для: 1) отделения каждого предложения от последующего в тексте и 2) для оформления отдельного предложения как законченного. Выбор одного из четырех отдельных знаков определяется смыслом и интонацией. (Ты жива еще, моя старушка?) С. Есенин.

2. Разделительные знаки препинания. К ним относятся,; - ;. Они служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (,;), в сложном - для разделения простых предложений, входящих в его состав. Выбор разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями. (Катятся ядра, свищут пули, нависли холодные штыки) А.С. Пушкин. 3) Выделительные знаки препинания. Они служат для обозначения границ тех смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямой речи (,) - (--) ! (): - употребляются вместе. Выбор выделительных знаков препинания определяется синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями.

Особенность пунктуационной системы современного русского языка в многофункциональности и многозначности знаков препинания. Так, вопросительный знак указывает на конец предложения и на выражение вопроса, прежде всего логического. Но, вопросительным знаком может выражаться - удивление, недоумение, утверждение, радость, вопрос. Он может быть одним из средств оформления, рассуждения, размышления, с помощью вопросительных знаков могут быть выражены и другие многочисленные смысловые и экспрессивно - стилистические оттенки.

Многозначность знаков препинания проявляется в контексте как и многозначность слова. Но значение слов реализуется в контексте, а знаки препинания, наоборот, определяют значение контекста. Особенно хорошо это видно при сопоставлении предложений с одинаковой лексической наполняемостью.

Да. - Да! - Да? - Да!? - Да…

В тексте же знак препинания вовлечен в систему изобразительно-выразительных средств. И чтобы текст звучал правильно, пунктуационный анализ должен стать неотъемлемой частью лингвистического анализа.

Принципы русской пунктуации

Пунктуация имеет свои принципы, их четыре.

1. Структурно-синтаксический принцип утверждает, что знаки препинания участвуют в конструировании предложения и текста. Точка - это сигнал конца предложения, запятая разделяет однородные члены, выделяет обращение, отделяет придаточное предложение от главного. Свои структурно-синтаксические функции выполняют двоеточие, тире, кавычки, скобки, знак абзаца, шрифтовые различия и другие знаки.

2. Синтаксический принцип является ведущим и основным в средней школе, где изучается полный курс синтаксиса. В начальной школе он представлен лишь несколькими общими темами.

3. Смысловой принцип предполагает оформление знаками препинания самой мысли пишущего, ее оттенков: незаконченность и неопределенность мысли фиксирует многоточие; тире - противопоставление или резкий переход от одного события к другому; кавычками выделяют речь действующих лиц.

4. Интонационный принцип предполагает усвоение пунктуации как средства передавать оттенки голоса, основа такого обучения - выразительная речь. Точка отражает интонацию законченности мысли, конца предложения с последующей паузой. Своеобразны вопросительная, восклицательная интонации, а также передача голосом неопределенности. Известны интонации перечислительная, выделительная, противопоставительная, интонация незаконченности или, наоборот, законченности мысли.

До недавнего времени преобладали односторонние взгляды на основу русской пунктуации: одни ученые признавали пунктуацию интонационной, другие видели в ее основе смысловой принцип, третьи - синтаксический. Сейчас выделяемые принципы пунктуации указывают на разные грани одного и того же грамматического явления, образуя сложную систему употребления знаков препинания. А.И. Гвоздев утверждал «Знаки препинания обозначают такие обобщенные значения, которые получают выражения в синтаксических структурах (конструкциях), поэтому устанавливается связь пунктуации с синтаксисом».

Современные правила постановки знаков препинания (пунктуационная норма) учитывает, как правило, структуру отдельно взятого предложения.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что пунктуация это важный раздел языкознания, главное назначение которого - указать на смысловое значение членения речи. В пунктуации выделяют основные принципы, а также различные функции знаков препинания, которые очень важно понять и усвоить.