Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Понятие слова экзистенциальный. Что такое экзистенциализм? (кратко и понятно)

Если нам понадобится отразить настроение XX века, то лучшим зеркалом будет именно экзистенциализм. Это направление в философии оставило четкий след в истории и литературе, и, тщательно изучив его, мы можем определиться, насколько он близок для каждого из нас. Это не обязательно мрачное жизнеощущение, тут много нюансов, поэтому не спешите расстраиваться от осознания бессмысленности бытия (о чем и говорят нам экзистенциалисты). Может, то, для чего вы живете, вас уже окружает, осталось лишь придать жизни более великое значение.

Для того чтобы углубиться в суть философии существования, можно оценить контраст эпох, к примеру, XVI и XX века. Вспоминая такие направления в искусстве, как барокко, классицизм, сентиментализм и так далее, мы еще сильнее будем впечатлены тем, что после затемненного Средневековья люди улыбались жизни, а в 1920-ые годы то самое ренессансное величие человека практически полностью обесценилось. Конечно, история подготавливала людей к этому, и не стоит быть столь категоричными, ведь поводов для возникновения экзистенциализма за четыре столетия было предостаточно: войны и революции, экономическая нестабильность, неизлечимые болезни, бессилие человека перед природной стихией. Все это объясняет наше разочарование в монументальности отдельно взятого индивида и толкает нас на искания своего места в мире.

Экзистенциалисты впервые заявили об отсутствии смысла жизни. Раньше человек находил истину в вере, в любви, в богатстве, в просвещении и саморазвитии, но жестокая правда вылезает наружу: смертного приговора никому не избежать. Таким образом, люди стали терять себя как личность и медленно, но верно приходить к выводу, что смысла нет. Экзистенциализм является философией, утверждающей о том, что в мире становится трудно не потерять себя. Сущность философии жизни и заключается в поиске своего предназначения, своего «я». Каждый должен обрести себя.

Философия экзистенциализма

Философия экзистенциализма насыщена основными понятиями, например, экзистенция (существование) и эссенция (сущность). Остановимся немного подробнее на главных определениях экзистенциализма, объясним их суть, и тогда будет легче пропустить через себя эту своеобразную философию.

  • Пограничное состояние – это ситуация, в которой человек почти смотрит смерти в лицо. Почему оно актуально для философии? Ведь именно в такие моменты личность прорывается наружу, и после острых, тяжело переносимых моментов, скрыться за повседневностью оказывается довольно трудным. Это сейчас, читая статью, мы можем задуматься о том, как бы поступили, испытывая трудности, а, окажись мы в ситуации, где остается время только на действия – тут мы и проявим себя. Было бы хорошо не оказываться в подобных пограничных ситуациях, ведь для примера таковых отлично подходит война или голодный обморок, способный разорвать существование человека с бытием. Однако жизнь преподносит людям неприятные сюрпризы под видом тех же аварий или терактов, и тогда большинство людей и проявляют себя – кто-то боится за свою жизнь и убегает, а кто-то может оказаться героем. Никто не знает наверняка, зато именно благодаря такому нелицеприятному состоянию, человек может отыскать свою ту самую эссенцию.
  • Эссенция – это, иными словами, сущность человека. Смысл есть у любого творения, хоть те же экзистенциалисты утверждают, что истина не дана человеку изначально. Это действительно так, не каждый из нас рожден с идентичной целью. У одного представителя, может, миссия — проявить себя в определенном миге, когда для другого истинным достижением будет являться совершенно противоположное. Себя человек и свою роль в мире может искать всю жизнь, и сущность свою проявить в абсолютно неожиданное время. Философия существования подчеркивает необходимость человека скорее познать свою эссенцию, ведь в предметах уже заложена своя сущность. Ручка была создана, чтобы ею писали, телефон – чтобы по нему звонить, а человек – зачем? Ответа нет, человек ищет его сам и найдет при проявлении своей сущности. Об этом мы поговорим немного подробнее, сначала разобравшись с остальными важными философскими определениями.
  • Экзистенция – это непосредственное существование человека. У человека первична экзистенция, то есть он уже существует, а зачем – ищет ответ для себя. Вся философия построена на обосновании существования людей, ведь, раз человек находится в этом мире, значит это для чего-то необходимо. Собственно, для эссенции, которую человек проявляет во время жизни, своего существования, своей экзистенции.
  • Абсурд – это не менее важный термин в философии экзистенциализма. Это слово уже не звучит в негативе, напротив, приобретает яркую окраску. Абсурд в искусстве приводит к изобилию смыслов, а в экзистенциализме, напротив, подчеркивает бессмыслицу в жизни. В том же «мифе о Сизифе» абсурдность существования встает на первый план, но к этому мы еще вернемся. Именно благодаря абсурду осуществляется разлад человеческого существования с окружающей действительностью.
  • Как отдельный термин вполне можно упомянуть экзистенциальную « тошноту ». Одноименный роман Сартра заинтриговывает таким странным названием. Прочитав его, мы уже понимаем, то самое непонятное чувство, испытываемое главным героем, это усиление ощущений с осознанием бытия. мы написали в отдельной статье.

Итак, центральная идея философии экзистенциализма становится понятной на примере обычного предмета, скажем, чашки. Ее создали специально для того, чтобы из нее пить, то есть ее существование оправдано и наполнено смыслом. Так можно сказать о любом предмете, поэтому главный герой романа Сартра «Тошнота» Антуан нервно реагирует на материальные вещи, в этом нам дается намек, что в каждом окружающем нас изделии уже заложена своя сущность. Возьмите в руки любую поделку и убедитесь в смысле ее существования, это работает со всем, кроме Божьего творения, – человека. Человек не был рожден со своей миссией сразу, он ищет свою сущность на протяжении жизни. Весь смысл экзистенциализма заложен в поисках истины. Характерная черта философии состоит в убеждении, что первоначального, заложенного кем-то смысла в бытие нет, но в то же время его можно найти самому в каждой мелочи. Это не обязательно вера, любовь, и что там еще провозглашали предыдущие эпохи? Предназначение человека может появиться в выборе рода деятельности, творчестве или в незначительном, на первый взгляд, мгновенье. Каждый из нас способен найти свой смысл существования, какая разница, какой, если конец в итоге один?

Идея экзистенциализма заключается в том, что человек уникален, и его положение в мире важно и самоценно даже при столкновении с очевидностью смертельного исхода. Учения философии существования выдвигает жизнь человека с его проблемами и волнениями на первую позицию.

Направления

Жан-Поль Сартр, французский философ, разделил экзистенциализм на религиозный и атеистический . Если с религиозным экзистенциализмом выход кажется очевиднее: за всеми сущими явлениями стоит Бог, то атеистический загоняет человека в рамки. Дело уже явно не в вере, но в чем же тогда?

Категории направления в философии можно распознать в выборе дальнейших действий человека после столкновения с абсурдностью существования. Философы XX века утвердили, что смысла нет, и это давит настолько, что многие решают покончить с экзистенцией – проще говоря, предпочитают найти выход в самоубийстве. Этот отчаянный шаг преподносится как признание бессмысленности бытия, однако философия не настолько мрачна, чтобы не предоставить другое решение.

Отступление от правды – один из вероятных путей. Невозможность жить с осознанием бессмысленности может развить способность найти толк, например, в творчестве или в отдельно взятом мгновении. Почему смысл жизни не может быть в наслаждении летним днем или прочтении достойной книги? Может. Все может стать смыслом, это все индивидуально, нужно лишь проникнуться каждым моментом бесценной жизни.

Характеристика экзистенциализма допускает еще один способ: принятие. Да, это сложно, жить и при этом понимать, что все идут к одному, но, несмотря на это, можно с этим смириться и более того, стать счастливым.

Проблемы

  1. Проблема смысла жизни . Экзистенциализм нахлынул волной на Западную Европу и подтолкнул людей к размышлению о новом смысле жизни. Проблематика философии достаточно остра, ведь примириться с положением в обществе, когда окружает лишь безысходность, довольно непросто. Наилучший пример разъяснения философии существования – «миф о Сизифе» Альбера Камю, где в центре произведения находится герой, который обречен на вечное таскание камней на скалу снова и снова. Автор поднимает тему абсурда жизни, и так мы задаемся вопросом о ее бессмысленности в целом. Возвращаясь к выходам из затруднительного положения, читатель догадывается, что можно смириться и наслаждаться существованием назло однообразной реальности. После очередного подъема Сизиф вновь поднимает камень в гору, однако при этом он же может смотреть по сторонам и разглядеть что-то новое для самого себя – даже в этой цикличности есть смысл, неужели не найдется счастья для нас? Смысл жизни в самом процессе, в самом существовании человека. Герой Камю, например, счастлив тем, что сохранил свою гордость, за которую боги наказали его. Он хоть и терпит кару за дерзость по отношению к ним, но осознает, что остался верным своим убеждениям.
  2. Проблема выбора. Важнейшая особенность экзистенциализма в том, что человек ответственен за свой выбор. В пограничной ситуации он может проявить свою сущность. Как правило, такие ситуации – миг перед возможной смертью, к примеру, сражение на войне. В обычной жизни человек может лишь предполагать, как бы он поступил при какой-либо катастрофе, но все эти миражи разбиваются об жестокую реальность. Попав в беду, субъект не найдет времени размышлять, а сразу начнет действовать. Как – уже зависит от ответственности человека за все происходящее. Основная проблема экзистенциализма – выход личности из пограничной ситуации, так люди и проявляют свое геройство либо же, напротив, страх и трусость. Это момент истины, момент феноменального прозрения, когда личность выходит за рамки себя и своего рутинного опыта, открывая новые грани реальности.
  3. Проблемы философии экзистенциализма ярко отразились в литературе, но для понимания не обязательно браться за философское эссе. Такое художественное произведение, как « » Сартра, демонстрирует ступор личности перед ощущением своей ненужности в мире. Сейчас, конечно, психология на высоком уровне, и первый совет, настырно лезущий в голову — обратиться к специалисту, чтобы тот подсказал решение тоскующему персонажу, однако читатель столкнется еще и с противоречивой тягой к одиночеству, отгораживающей героя от общества. Антуан страдает от бессмысленности жизни и не хочет с ней примириться, поэтому для себя он видит выход в творчестве.
  4. Экзистенциализм также выдвигает проблему одиночества человека и проблему внутреннего выбора . Кроме того, в направлении философии значительное место занимает свобода, как способ самореализации. Путем воплощения своих возможностей можно справиться с существованием, и при этом каждый человек должен подлинно обрести себя. А именно – стать хозяином своей судьбы, быть свободным в первую очередь от окружающего социума.

Основные представители

  • Идейные истоки – Кьеркегор, Ницше, Шеллинг
  • Религиозный экзистенциализм – Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов
  • Атеистический экзистенциализм – Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю

Основоположник экзистенциальной философии — датский писатель Сёрен Кьеркегор. Так же статус отца философии существования приписывают Фридриху Ницше, однако ни датский философ, ни автор теории о сверхчеловеке не употребляли сам термин «экзистенциализм», в отличие от представителя религиозного направления Карла Ясперса. Именно он первый вводит специальный научный термин для философии в своих работах.

Представители атеистического экзистенциализма, такие, как Жан-Поль Сартр и Мартин Хайдеггер, предполагали, даже, вернее сказать, настаивали на том, что смысл жизни человека состоит не в вере. Эта идея подчеркивается в произведении Альбера Камю « », когда главный герой повести Мерсо яростно выталкивает за двери священника, призывавшего довериться божественному промыслу. К слову, позиция персонажа совпадает с мировоззрением его создателя, французского писателя. Камю считает, что смысл бытия именно в принятии той самой бессмыслицы, поэтому его герой Мерсо принимает и смиряется с обстоятельствами, которые нельзя изменить. Конечно, в жизни вряд ли мы встретим такого правдивого и в то же время равнодушного человека, как Мерсо, но это лишь подтверждает мысль Камю о том, что он – не герой, а философская идея.

Симону де Бовуар, супругу разделившего философию на религиозный и атеистический экзистенциализм Сартра, правильно будет отнести к представителям атеистической философии существования. Из религиозных писателей-экзистенциалистов можно выделить отечественных представителей, например, Бердяева и Достоевского.

Экзистенциализм в литературе

Классикой экзистенциальной литературы являются произведения французских писателей, наиболее ярко отразивших себя в атеистическом направлении: и . Впрочем, в России так же найдутся книги, наполненные философскими рассуждениями. Пример вы можете найти в нашей статье ««.

Из Западной Европы экзистенциализм перебежал и в русскую культуру. Так называемый «философ свободы» Николай Александрович Бердяев исследовал направление в философии и анализировал состояние личности во время экзистенциального прозрения. Как и человек, так и вся Россия может оказаться в пограничной ситуации и переродиться благодаря тем же социальным катастрофам. Бердяев так же говорит об актуальности творчества и надежде человека на спасение в вере в Бога. Помощь благодаря религии воспевается и в творчестве Достоевского, ведь, если мы вспомним тех же «одного поля ягод» — Раскольникова и Свидригайлова, то вывод напрашивается сам собой: потеряв веру во Всевышнего, человек может потерять и самого себя. .

Экзистенциальные персонажи — это не только противоречивый Мерсо Камю и тоскующий Антуан Сартра, ведь даже покопавшись в русской классике, мы попадем в точку, обратив свое внимание на того же Евгения Онегина. Героя одноименного романа так же можно назвать экзистенциалистом: ему скучно, ему все надоело, он ищет свое место в жизни, но не находит его. Примеры экзистенциальной литературы вы можете найти на нашем сайте в статьях: , .

Современный экзистенциализм

Несмотря на свое уже относительно давнее появление, экзистенциализм актуален и в нынешнее время. Люди задумывались, и будут задумываться о смысле бытия, именно поэтому они ищут варианты, порой опираясь на новые версии. Если вспомнить причины возникновения экзистенциализма, то можно понять, почему развитие направления в философии вполне объяснимо. Человек стал бессилен перед техническим прогрессом. Живя в «продвинутом», постоянно изменяющемся мире, волей-неволей будешь задумываться, в чем же твое предназначение, ведь новые гаджеты шаг за шагом обгоняют тебя в развитии. К сожалению, нет никаких гарантий, что каждый из нас будет находиться вне конфликтных психологических ситуаций. Было бы отлично, если бы обстоятельства, пробуждающие метафизическую «тошноту», приводили нас сразу к ответу на извечный вопрос, однако, возможно, каждый человек должен пройти свой путь становления личности. Именно поэтому экзистенциализм можно назвать современной философией, возникшей в начале XX века.

Представители современного экзистенциализма:

  • А.Глюксман,
  • Л.Альтюссер,
  • М.Герен,
  • Ж.Деррида,
  • М.Фуко
  • Р.Барт,
  • Ж.Делез,
  • Ж.-Ф.Льотар
  • У. Эко

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

existentialism) Родоначальником совр. философии считается Рене Декарт, к-рый, пытаясь найти абсолютную начальную точку всякого знания, описал сознание как зону очевидности (indubitability), совершенно отсутствующую у материи, и тем самым разделил человека на две обособленные части: разум (сознание) - предмет философии, и тело (материя) - предмет наук. Дальнейшее развитие эта идея нашла в трудах Иммануила Канта, к-рый провел непроходимую границу между познаваемыми и непознаваемыми ноуменами (объектами разума), отдавая приоритет первым, и объяснил, почему сознание (consciousness) и его априорные категории яв-ся необходимыми условиями возможности приобретения любого знания. Гегель пошел дальше своих предшественников и создал систему, осн. на универсальном разуме, в к-рой решающая роль принадлежит абсолютной идее, а конкретному чел. отводится незначительная роль. Схоластическая философия, в той степени, в какой она еще сохраняла жизнеспособность, была исключительно интеллектуалистичной и становилась все более рафинированной. Т. о., к тому времени, когда появился Э., философия была систематической, интеллектуалистичной, абсолютистской, безличной, формальной, абстрактной и объективной. Кьеркегор полагал, что такая философия упускает из виду самые важные вопросы. Вместо создания очередной системы, он заявил, что истина заключена в челов. существе. Он отстаивал приоритет индивидуумов перед системами и делал упор на процесс становления, а не на статичном проникновении в сущность бытия. Он считал свободу индивидуума более важной, нежели филос. необходимость, и у него хватило смелости для того, чтобы усомниться в верховенстве рациональности в челов. поступках. Кьеркегор был прежде всего религиозным мыслителем, а в философию те же самые темы ввел Хайдеггер, объединив прозрения Кьеркегора с некоторыми аспектами феноменологического метода Гуссерля; в результате возникла настоящая экзистенциальная философия, дающая реальный анализ важных филос. проблем. Хотя подлинный Э. - сохраняя верность истокам - исключительно антисистематичен и представляет конкретный анализ тем на основе дневников, записных книжек, драматургии и художественной литературы, др. направление Э. тяготеет к несколько большей систематичности благодаря влиянию феноменологии, к-рая снабдила его методом обобщения конкретного опыта без его формализации и создала возможность научного изучения конкретного опыта. Э. оказал влияние на психиатрию и психологию благодаря своей способности постигать конкретный опыт. Проникновение Э. в психиатрию связано с именами Бинсвангера и Босса: оба имели психоаналитическую подготовку и находились под влиянием идей Хайдеггера. Через психиатрию Э. проник и в психологию - преимущественно благодаря усилиям Ролло Мэя. В представлении экзистенциалистов, люди испытывают тревогу, страдают от сознания бессмысленности своего существования, от недостатка заботы о них, от одиночества и страха смерти. Что же касается академической психологии, то ее больше интересовали точные оценки и измерения, а также усовершенствование методов изучения проблем, лежащих преимущественно за пределами челов. опыта. Это и послужило основой для объединения психологов-экзистенциалистов как с психологами-гуманистами, так и с некоторыми психологами, ориентированными на феноменологию, для создания "третьей силы в психологии" - альтернативы для тех исследователей, к-рым было тесно как в рамках бихевиоризма, так и в рамках психоанализа. Т. о., главной программой экзистенциальной психологии стало придание жизненному опыту со всеми его сложностями и во всех его конкретных проявлениях статуса легитимного предмета изучения психологии. Для большинства экзистенциальных психологов соответствие требованиям, предъявляемым к ним реальными проблемами индивидуумов и об-ва, гораздо важнее формальных критериев науки. Для экзистенциальных психологов важны поиски индивидуумом моральных ценностей, вопросы самоактуализации и препятствия на ее пути, развитие личной свободы, уверенность чел. в добром отношении окружающих и его собственная забота о них, понимание индивидуумом высшего смысла жизни и сто способность справляться со стрессами и тяготами повседневной жизни в гармонизирующей манере. В конечном счете, экзистенциалисты полагают, что более адекватное понимание этих проблем возможно в контексте философии, считающей челов. существа незавершенными, при безусловном понимании того, что люди должны пользоваться теми преимуществами, к-рые дает им эта незавершенность, и свободно самоактуализироваться во благо себе и другим. См. также Гуманистическая психология, Свобода воли, Феноменологический метод А. Джорджи

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

existentialism) Философская теория, отдающая предпочтение ФЕНОМЕНОЛОГИИ и ОНТОЛОГИИ, а не КАУЗАЛЬНОСТИ. Теория, которая отказывается от объяснений с позиций сущностей, стимулирующих, как полагают, поведение изнутри, в пользу изучения самих явлений. По поводу развернутых дискуссией об отношениях между экзистенциальным и фрейдистским психоанализом см. Hartmann (1964), Lomas (1967), May (1967) и работы R.D.Laing. См. также ЭССЕНЦИАЛИЗМ.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Важное философское движение 20-го века, которое заняло место между рационалистическим идеализмом и полностью объективным материализмом. Основное значение придается решению личности, принимаемому в мире без причины и без цели. Экзистенциализм подчеркивает субъективизм, свободную волю и индивидуальность и выполняет роль философского противовеса теориям, которые подчеркивают роль общества и социальных групп. Это направление также породило форму психотерапии (см. экзистенциальная терапия), которая сосредоточивается на свободной воле и потребности в индивидуальном выборе, действии и решении.

Экзистенциализм

лат. existentia – существование) – 1. направление в философии 20 века (особенно в немецкой и французской), возникшее как реакция на бесчеловечность, жестокости и ужасы второй мировой войны. Подчеркивает роль целостности, свободной воли и индивидуальности человека, то есть его сущности (нем. Dasein), которая в той или иной форме конкретного существования или образе жизни отдельного человека обнаруживает себя в бесцельном и беспричинном мире («бытие в мире»). Человек, как при этом утверждается, чаще изменяет своей подлинной природе, в этом смысле он является «экзистенциальным предателем», и в этом состоит источник его несчастья, поскольку в этом случае его жизнь наполняется ощущением смыслоутраты, тревогой и страхами. Мир суть феноменологическое явление, некая реальность момента, которая слагается из: а) биологического и физического (Umwelt); б) человеческого и социального (Mitwelt) и в) личностного (Eigenwelt) компонентов; 2. в психологии – теория, которая отказывается от объяснений с позиций каузальности, сущностей, стимулирующих поведение изнутри, в пользу изучения самих явлений.

Войны в других странах. Идейные истоки -учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология. Различают религиозныйэкзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М.Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральноепонятие - экзистенция (человеческое существование); основные модусы(проявления) человеческого существования - забота, страх, решимость,совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа впограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя какэкзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя,своей сущности, накладывающий на него ответственность за все происходящеев мире. Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада.

Определение слова «Экзистенциализм» по БСЭ:
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование)
или философия существования, иррационалистическое направление современной буржуазной философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914-18 в России (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939-45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, М. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40-50-х гг. Э. получил распространение и в других европейских странах; в 60-е гг. и в США. Представители этого направления в Италии - Э. Кастелли, Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок Х. Ортега-и-Гасет; в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К Э. близки религиозно-философского направления: французский персонализм (Э. Мунье, М. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман). Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. де Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. На Э. оказали влияние Философия жизни и Феноменология Э. Гуссерля.
Расходясь с традицией рационалистической философии и науки, трактующей опосредование как основной принцип мышления, Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредственную нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире».
Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое Существование, или экзистенция (которая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже философскими средствами). Для описания её структуры многие представители Э. (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологическому методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое - интенциональность. Экзистенция
«открыта», она направлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., которые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т.д. Поэтому именно в
«пограничной ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа.
Определяя экзистенцию через её конечность, Э. толкует последнюю как временность, точкой отсчёта которой является смерть. В отличие от физического времени - чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т.д. Экзистенциалисты подчёркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как
«решимость», «проект», «надежда», отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно Э., в том, что оно всегда находит себя в определённой ситуации, в которую оно
«заброшено» и с которой вынуждено считаться. Принадлежность к определённому народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологических, психологических и других качеств, всё это - эмпирическое выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире».
Временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы её конечности.
Др. важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы. В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается форма философствования у представителей Э. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифо-поэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно познать, а можно лишь
«намекнуть» на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критический характер.
Э. отвергает как рационалистическую просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для которой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его
«сущностных» сил. Свобода, согласно Э.,- это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в «направленности-на», в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями Э. определяется их трактовкой трансценденции. Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можно обрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой, постольку «человек обречён быть свободным».
Свобода предстаёт в Э. как тяжёлое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название
«man»: это безличный мир, в котором всё анонимно, в котором нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в котором все «другие» и человек даже по отношению к самому себе является «другим»; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несёт ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит название
«мира объективации», признаки которого: «...1) отчуждённость объекта от субъекта; 2) поглощенность неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность»
(«Опыт эсхатологической метафизики», Париж, 1949, с. 63).
Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, которое делает бессмысленной, абсурдной человеческую жизнь, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освященных традиционной религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерная для Сартра жажда разоблачения искажённых, превращенных форм сознания
(«дурной веры») оборачивается, в сущности, требованием принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Единственный способ подлинного общения, который признаёт Камю, - это единение индивидов в бунте против «абсурдного»,
мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это, в сущности, экстаз разрушения, мятежа, рожденного отчаянием «абсурдного» человека.
Иное решение проблемы общения даёт Марсель. Согласно ему, разобщённость индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинное бытие - трансценденция - является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию - это

Что такое экзистенциализм? Это течение в философии и культуре, особенно в художественной литературе, выдвигающее на первый план уникальность человеческого бытия, которое не может быть ни высказано, ни описано на привычном ученым понятийном языке. Идеи экзистенциализма восходят еще к 19 веку. Впервые они появились в философском учении Кьеркегора. Течение это несколько раз становилось весьма популярным. В основном это было в период после Первой и Второй мировых войн. Манифестом экзистенциализма стали работы Мартина Хайдеггера «Бытие и время» и Карла Ясперса «Философия». Существуют также оригинальные формы экзистенциализма, особенно во Франции. К ним можно отнести учение Жан-Поля Сартра и Альбера Камю. Само слово стало обозначать ситуацию человека перед лицом мира, воспринимаемого как абсурдный.

Проблемы определения

Что такое экзистенциализм? Это прежде всего учение о человеческом бытии. Чем оно отличается от других философских школ? Мыслители, которые продвигали эти теории, стремились определить место экзистенции - существования людей - в общей системе Бытия. Как именно? Они пытались выяснить, как именно человеческое существование соотносится с другими формами бытия. В результате представители экзистенциализма пришли к выводу о том, что при всей уникальности люди сами по себе не являются чем-то самостоятельным. Их жизнь и существование зависит от многих факторов. А сами они стремятся к трансцендентной истине Бытия.

Что такое экзистенциализм у Мартина Хайдеггера

Этот противоречивый немецкий мыслитель всегда сопротивлялся тому, что его куда-то определяли. Он постоянно протестовал, если его называли экзистенциалистом. Но если бы не он, это философское течение, возможно, не стало бы тем, чем оно сейчас является. Он дал ему базис и основу. С точки зрения этого немецкого философа бытие - особенно когда речь идет о человеке - не является чем-то постоянным и неподвижным. Оно всегда пребывает в становлении. Хайдеггер ввел в философский оборот различие между понятиями «бытие» и «сущее». Это два совершенно не совпадающих момента в экзистенциализме немецкого мыслителя. В философском экзистенциализме Хайдеггера бытие представляет собой тайну, которую человек не может постичь с помощью научной методологии. Сущее же - это окружающие нас мир вещей. Он преходящ и смертен, а самое главное, неиндивидуален. В суете своей жизни люди часто забывают о Бытии, запутываясь в паутине сущего. Следствием этого является чувство заброшенности, одиночество, страх. Чтобы преодолеть это, нужно подняться над сущим, пробовать реализовать стремление к трансцендентности, когда человек достигает особого «стояния в истине Бытия». Тогда он, наконец, становится самим собой.

Бытие к смерти

Как же оценивается в этой версии немецкого экзистенциализма существование человека? Ответ может показаться шокирующим. Неповторимым его делает наличие смерти, конечности. Последняя словно фиксирует нашу уникальность, как муху в янтаре. Наше бытие - считал Хайдеггер - это путь к смерти. Страх перед ней - это ужас перед утратой индивидуальности, перед неведомым, перед бесконечными возможностями бытия. Для описания человеческой экзистенции Хайдеггер применил учение Эдмунда Гуссерля об интенциональности (направленности). Чтобы преодолеть смерть и страх перед ней, человек стремится к истине Бытия. Это заложено в его природе. Но существование, реалии жизни часто заставляют его изменить свою интенцию. Человек перенаправляет ее на сущее. Так он теряет свое предназначение.

Что такое бытие человека

У Хайдеггера экзистенциализм является попыткой определить место и предназначение настоящего бытия людей. Для описания экзистенции человека в разных работах Хайдеггер употребляет три термина. Первый - это неистинное бытие (Gegnet) . Мыслитель обозначает этим словом мир вещей, чужих и внешних по отношению к людям. Но именно эти вещи «соблазняют» человека, которому хочется ими владеть. Второй - это Das Man - обезличенное бытие. Так философ обозначает человека, запутавшегося в сущем. И наконец, третий - это Dasein (дазайн), «здесь-бытие». Так Хайдегер называет человека, сбросившего с себя путы сущего. Такие люди умеют и желают «вопрошать о бытии», они ощущают присутствие тайны и хотят быть ее частью.

Карл Ясперс

Проблемы экзистенциализма поднимались и в философских трудах еще одного немецкого мыслителя. Этому вопросу посвящены его книги «Психология мировоззрений» и «Смысл истории». Сам процесс философствования, с точки зрения Ясперса, не может ограничиваться каким-либо методом, это - прыжок в безусловное бытие. Его можно разделить на три этапа. Первый - это ориентация в окружающем мире, когда мы понимаем, что нельзя истолковать его исключительно предметно. Второй - это осознание экзистенции, то есть своего существования как личности. И третий - это расшифровка транцендентности (попытка вырваться из мира вещей к Абсолюту, к Богу). Если Хайдеггер отбрасывает метафизику как мешающую постичь Бытие, то Ясперс, наоборот, полагает ее путем поиска. Но такая философия должна быть особенной. Она не объясняет, а уверяет нас в существовании Бытия. Поэтому Ясперс часто называет такую метафизику философской верой, основанной на личном откровении. Опыт ее часто непередаваем с помощью научной терминологии.

История и экзистенциализм

Ясперс открыл новый взгляд на развитие философского мировоззрения. Он выдвинул идею о том, что каждая концепция является следствием личного откровения данного мыслителя. Она подобна литературному произведению. Поэтому философию нельзя измерять «общим аршином». Она не отражает социальных проблем и не может предугадывать будущее. Сама история человечества тоже не является неким «древом эволюции». Это процесс, не имеющий законов. В его разворачивании можно наблюдать четыре «среза». Первый связан с открытием огня, изобретением орудий труда и рождением языка - то есть возникновения человека как вида. Второй - появление цивилизаций и культур высокого уровня (Китай, Египет, Шумеры и так далее). Третий - это так называемое «осевое время», когда человек постиг основы духовности (возникновение даосизма, буддизма, конфуцианства, философии Платона, христианства, ислама). И наконец, это научно-технический прогресс, который начался в семнадцатом веке и продолжается до сих пор.

Экзистенциализм Сартра и Камю

Франция тоже дала миру нескольких мыслителей, которые представили свой вариант «философии существования». Причем часто это были писатели, литературные и общественные деятели.

Французский экзистенциализм, в отличие от немецкого, делится на атеистический и религиозный. Представители «светского» направления многое почерпнули из работ раннего Хайдеггера, но подали все это в литературной форме. На первый план у них выходят так называемые «экзистенциалы», то есть непременные условия человеческого существования. Это страх, смерть, одиночество и так далее. Только ими, а не обычными философскими категориями, можно описать смысл бытия людей. Экзистенциализм Сартра и Камю проявляется уже в названиях их произведений - «Мухи», «Тошнота», «Чума», «Скука». Эти французские мыслители были последовательно атеистичны. С точки зрения Камю, смерть неизбежна, и это надо понять. Никакой трансценденции нет. Человек однажды просыпается и понимает, что он, в сущности, мертв. Это и есть его подлинное существование. Бог - это противоречие в определении. В «Человеке бунтующем» Камю пишет, что если бы был благой Творец, то не было бы зла. Поэтому чтобы стать самим собой, следует исповедовать нонконформизм (неприспособленчество). В конечном счете это перманентный бунт. Настоящему человеку остается только пасть жертвой в борьбе, ни на что не надеясь и не уповая.

Гуманизм французского экзистенциализма

Рассмотрим подробнее философию Сартра. Бог, по его мнению, существовать не может, потому что он представлял бы собой «мыслящее Бытие». А это противоречит природе вещей. Бытие - это материя, даже «свалка слизи», как красочно выразился философ. Человек стремится уйти от этого. Религиозность - это искаженное желание самому стать богом, сверхчеловеком. Это стремление изменить бытие. Покоя для истинного человека нет и быть не может, есть только риск. Подлинное бытие людей - это свобода. Причем свобода должна быть абсолютной, от всего, в том числе и от устаревших моральных норм. Основные положения этой философии описаны в работе Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм». Бытие представляет собой хаос, который нельзя упорядочить. Придется пройти через страх, отчаяние и чувство безысходности, чтобы понять, что мы несем ответственность за наш выбор. Тот, кто выдержит это испытание, поймет, что в жизни нет смысла. Экзистенциализм - это гуманизм, потому что помогает человеку состояться.

Такой индивид сам придает смысл своей жизни, сам создает его. Именно экзистенциализм, полагает философ, дарит силу противостоять вызовам, которые губят нашу цивилизацию. В этой работе, написанной в 1946 году, Сартр защищает свое учение от обвинений в мрачности и пессимизме, объясняя, что это очень честная и позитивная теория. Правда, Хайдеггер, на идеи которого ссылался французский философ, впоследствии заявил, что тот неверно понял его тезисы или же интерпретировал их в угоду своему субъективизму. Он раскритиковал Сартра в своем «Письме о гуманизме».

Неотомизм

Мы уже говорили о том, что во Франции появился и религиозный экзистенциализм. Он был близок к философии неотомизма. Что такое экзистенциализм в католицизме? В девятнадцатом веке пала Лев XIII провозгласил учение Фомы Аквинского официальной доктриной церкви. В Левене (Бельгия) была открыта философская кафедра, где переосмысливали эти теории. Их стали называть неотомизмом. Мыслители этого направления сделали своим лозунгом фразу Фомы «Познай то, во что веришь» и на этом основании стали использовать достижения современной им науки. Они заявили, что Священное Писание - это аллегория. Между религией и наукой должна существовать гармония, а исторический конфликт меж ними - это всего лишь недоразумение. Одно из направлений неотомизма делало попытки объединить его поиски тайного смысла Писания с экзистенциализмом. В философии это течение возглавил иезуит, антрополог Пьер Тейяр де Шарден, открывший синантропа. Он призвал переосмыслить теологию в духе эволюции. Теорию происхождения человека от обезьяны он объяснял вдыханием Богом души в животное. Первобытный строй он называл «адамическим периодом», а Евангелие - мифом, который призывает нас к идеалу. Изгнанный из Франции за «богохульство», он был лишен права печатать свои произведения.

Религиозный экзистенциализм

После Второго Ватиканского собора официальная церковь стала более терпимо относиться к такого рода философам. Они стали пытаться объяснить теорию сотворения мира богом и учение Фомы через экзистенциализм. Наиболее известными среди них были Этьен Жильсон и Жак Маритен. Бытие, по их мнению, невыразимо. Его можно приблизительно пояснить через так называемые трансценденталии - единство, мудрость и т. д. Бог находится ближе к измерению ценностей, а не вещей. Создавая мир, он излил на него полноту своего бытия. Жильсон и Маритен рассматривают пять доказательств существования бога Фомой Аквинатом через призму экзистенциализма и герменевтики, используя в том числе и так называемый «моральный аргумент» Иммануила Канта. Они согласны с этим классиком немецкой философии в том, что следует ограничить разум, чтобы освободить место вере. Теологию они называют совокупностью двух видов знаний - практического (мораль) и теоретического (наука). Человек для них - это сложная субстанция, состоящая из души и тела. Конечно, это не ново. Но если тело - это основа индивидуальности, то душа дает возможность человеку стать частью всеобщего. Смысл существования личности - созерцание бога. Ее истинное бытие - это следование естественному закону - делать добро и избегать зла.

Трагическая мудрость религиозного экзистенциализма

Особняком в когорте неотомистов стоит Габриель Марсель. Он соединил в своем учении философский и религиозный экзистенциализм. Можно сказать, что в программном труде «Трагическая мудрость и за ее пределы» он выходит за рамки неотомизма. Свою характеристику человека Марсель тоже начинает с экзистенциалов - страха, отчаяния, безнадежности. Но в отличие от Сартра и Камю, он полагает, что люди должны прорваться от свободы к богу через трансцендентальное сознание. Таким образом они преодолеют эгоистическую замкнутость и прорвутся к новым горизонтам, где их ожидает контакт с вечностью. Экзистенциализм в философии Габриеля Марселя - это, так же как и у других представителей этого направления, попытка найти главную задачу нашего времени. Мыслитель уверен, что мы должны понять, что наш мир - это вселенная «абсолютной необеспеченности». Мы ничего в нем не найдем. Поэтому нам следует собрать все силы и пуститься на поиски такого измерения, где не будет ни палачей, ни инквизиторов, ни технократов. Они просто поблекнут и исчезнут словно капли росы в начале нового, удивительного дня.

В это небольшом очерке мы попытались охарактеризовать экзистенциализм. Кратко говоря, это направление, призывающее человека осознать свою свободу и ответственность. Ведь большинство людей живут «как заведено», в колее, и даже не успевают понять, что жизнь проходит, как она внезапно кончается. Страх и понимание безысходности, конечности может вырвать человека из этой паутины иллюзий. Но что произойдет с ним затем? Сможет ли он опереться на совершенно по-новому понимаемого бога, или же, в случае атеистического экзистенциализма, на самого себя? Наверное, каждый решает это по-своему. Несмотря на различия между философами-экзистенциалистами, у них есть несколько общих черт. Наверное, самая главная из них сводится к следующему: когда мы рассматриваем бытие человека, то понимаем, что в этом случае существование предстоит сущности, а не наоборот. То есть самое главное в людях - это то, что они индивидуумы. А вот уже ответственный человек - это тот, кто воплотил истинную, подлинную сущность. Философы-экзистенциалисты всегда видели свое призвание в том, чтобы противостоять позитивизму и рационализму. Сартр даже называл последний «плохой верой», которая пытается заменить понимание мира как феномена удобным структурированием.

ФИЛОСОФСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.

Общая характеристика экзистенциализма.

Философия существования или экзистенциализм (от позднелат.exixtentia – существование) выступила в XX в. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. В одной из самых распространенных и влиятельных социальных концепций. Процесс возникновения и оформления растянулся на несколько десятилетий. Это были 20-е – 50-е годы ХХ в.

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции.

Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная , которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая – М. Хайдеггер. Ж.-П.Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией , или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия. Экзистенциализм возникает в 20 веке, в период общей беспокойности и войн (немецкий - в первую мировую войну, французский - во вторую мировую войну), и отражает самочувствия человека, поставленного между жизнью и смертью,бытием и небытием. Если говорить о истории возникновения экзистенциализма, о философских идеях и размышлениях, положенных в основу экзистенциализма, то можно сказать, что первым представителем данного направления и философской антропологии можно считать Сократа. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула "Познай самого себя!" Философы-экзистенциалисты часто прибегали к изложению своих идей в собственно-литературной форме (романы, эссе, пьесы), хотя им не была чужда и определённая философская методология - так, все они в большей или меньшей степени опираются на феноменологию Э.Гуссерля.

Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности.

Преимущественным объектом философского осмысления в экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания, ценности, образующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир - это не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности, субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека. Имеет значение только его существование. Основная установка экзистенциализма - существование предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной, абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство представителей этой философии не предлагают человеку никакой потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить все то, что напоминает индивиду о суетности его практических начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о "пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная "пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто", "быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности экзистенциализма.

2.Немецкий экзистенциализм (К.Ясперс, М. Хайдеггер)

В Германии, где экзистенциализм стал развиваться после Первой мировой войны 1914-1918 гг., крупным представителем этого течения был Карл Ясперс (1883-1969 В 1937г. За свои демократические убеждения был удален фашистами из Гейдельберского университета, где занимал должность профессора.

Ясперс рассматривал ставшую уже традиционной, но и поныне актуальную проблему соотношения научной деятельности, способствует преодолению в ней узости, доктринерства и догматизма. Философия устанавливает истину, а не пресловутую «научную точность». Наука питает философию результатами своих исследований, данными опыта и теоретическими открытиями. К особенностям научного знания, отличного от философского, было отнесено то, что наука познает не само бытие, а отдельные вещи; наука не обладает способностью направлять жизнь, устанавливать ценности и решать проблемы человека; экзистенция науки основана на импульсах, а не на поисках собственного смысла.

Поисками смыслов, прояснением экзистенции занимается именно философия. Она позволяет преодолеть ограниченность анонимного научного рационализма, игнорирующего мораль и религию, и иррационализма, который ориентируется на чувства и опьянен витальностью. Даже науки о человеке, например, психология изучают его наряду с другими предметами, выводя экзистенцию «за скобки». Философская истина укоренена в индивиде, единичной экзистенции. Человек уникален и истина уникальна: Я - моя истина.

Проясняя экзистенцию, философия, по Ясперсу, одновременно устанвливает ее историчность. Все имеет свое начало, свой подъем и конец. Ничто не вечно, все истощается и угасает, экзистенция – тоже. Человечество в целом есть жизненный процесс. И оно « растет, достигает расцвета, стареет и умирает… Из аморфного материала, близкого к природе человечества, формируются культуры как исторические образования, которым свойственны закономерность развития, жизненные фазы, начало и конец». Ничто не может оставаться самим собой. Об этом свидетельствует все сущее: разорванное бытие, господство раздора, повсеместность противоречий, сама экзистенциальная структура человека, который не способен реализовать свою собственную сущность совершенным образом.

Человека, по Ясперсу, надо понять как экзистенцию. Это центральное понятие экзистенциализма.

Экзистенция – это в отличие от эмпирического бытия человека, «сознания вообще» и «духа» есть такой «уровень» человеческого бытия, который уже не может стать предметом рассмотрения науки. «Экзистенция,- пишет Ясперс, - есть то, что никогда не становится объектом, есть источник моего мышления действия, о котором я говорю в таком ходе мысли, где ничего не познается».

С точки зрения Ясперса, экзистенция неразрывно связана с «ТРАСЦЕНДЕНЦИЕЙ», с богом. «Экзистенция, - пишет Ясперс, - нуждается в другом, а именно в трансцеденции, благодаря которой она, не создающая сомою себя, впервые выступает как независимый источник в мире; без трансценденции экзистенция становится бесплодным и лишенным любви демоническим упрямством».

КОММУНИКАЦИЮ рассматривает Ясперс как один из основных моментов экзистенции. «Сравнение человека с животным, - пишет он, - указывает на коммуникацию как на универсальное условие человеческого бытия. Она настолько есть его всеохватывающая сущность, что все то, что есть человек и что есть для человека… обретается в коммуникации…»

Поскольку не существует экзистенции вне коммуникации, постольку – согласно выше рассмотренной тождественности экзистенции и свободы – вне коммуникаций не может быть и свободы. Вступление в коммуникацию – разумеется, экзистенциальную – является условием свободы личности.

С точки зрения Ясперса, коммуникация – это не то общение, в котором человек играет определенные социальные роли. В экзистенциональной коммуникации обнаруживается, что такое сам «актер», кто играет разные роли.

Экзистенция, по Ясперсу, не может быть опредмечена, но она может «сообщаться с другой экзистенцией», и коммуникация , возможность сообщения с другим индивидом, возможность быть понятым, услышанным и является критерием, по которому свободу и экзистенцию можно отличить от произвола и своеволия.

Крупный мыслитель ХХ в.

Мартин Хайдеггер (1889-1976) – один из основоположников немецкого экзистенциализма. Можно без преувеличения сказать, что подлинным основателем немецкого экзистенциализма был он.

Одновременно он был привержен и к феменологии, будучи учеником ее основателя в Германии Э. Гуссерля. Поскольку философа более всего занимал фундаментальный вопрос о бытии, который он исследовал всю свою творческую жизнь, его следует отнести и к наиболее известным специалистам в области онтологии, т.е. учения о сущем.

Немецкое издание произведений Хайдеггера включает около 100 томов. Среди опубликованных им ранних работ можно выделить в первую очередь «Бытие и время», именно ее появление в 1927 г. приобрело широкую известность не только в Германии, но и в других европейских странах, и ознаменовало возникновение нового направления, выявление его специфической программы.

Коренную проблему экзистенциальности человека философ рассматривал через призму отношения «истины бытия к существу человека». Для уяснения сути вопроса вводится понятие «присутствие» или здесь – бытие, наличное бытие. В метафизике это понятие употребляют для того, что «называют также existential, действительность, реальность и объективность».

Немецкий мыслитель полагал, что «присутствие» это и опыт места, местности истины бытия и его осознание. Экзистирует, существуя, обладая сознанием, только человек, а не скала, не дерево, не лошадь, не ангел и не бог.

«Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном». Способ Dasein – экзистенция, в которой воплощается природа и сущность человека.

Философия существования (экзистенциализм) Хайдеггера предполагала включение человека в его общественную среду, определенную историческую эпоху. Сущностный образ эпохи дает философия своим истолкованием сущего и пониманием истины. К сущностным характеристикам Нового времени он отнес пять явлений: науку; машинную технику; искусство как выражение жизни человека; культуру как реализацию верховных ценностей; обезбожение, когда «боги улетучились. Возникшая пустота заменяется историческим и психологическим исследованием мифа».

Хайдеггер указывал на «бытие-в-мире» как интерпретацию экзистенции, основополагающую черту человечного человека, homo humanus.Однако бытие бросило сущего человека в «заботу». Следовательно, мир «есть просвет бытия, в который человек вступает своим брошенным существом». Субъективное бытие человека оказывается одиноким, неустроенным.

Экзистенцию человека невозможно понять вне философии, а ее саму – без человека. Мы в своем философствовании не удостоверны. Философия по своей внутренней природе не обладает этим свойством, «коль скоро она человеческое дело. Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Ее истина есть, по существу, истина человеческого присутствия. Истина философствования укоренена в судьбе человеческого присутствия. А это присутствие сбывается в свободе». Так учение о бытии вывело Хайдеггера на теорию познания, авторскую концепцию истины, а через нее - к трактовке свободы человека как фундаментального признака его экзистенции.

Сама она выступает как неподлинная, когда человек поглащается массой, по-своему, анонимно представляющей его индивидуальность. Когда у человека имеется свобода выбора, он ее реализует. Есть, однако, одна возможность, игнорировать которую не дано ни одному живому существу, включая человека. Она становится необходимостью, и это – смерть. Ее осознание исторично и конкретно. Когда человек оказывается в пограничной ситуации между жизнью и смертью и осознает невозможность дальнейшего существования, он обретает свое подлинное бытие. Человек становится свободным от другого выбора перед лицом собственной смерти. Бытие – к -смерти выступает как одна из основных форм подлинной экзистенции.

Хайдеггер в своем главном труде «Бытие и время» подчеркивал, что субстанция человека «есть не дух как синтез души и тела, но экзистенция». А неподлинность индивидуального человеческого существования он детерминировал наличием в обществе мрачного «господства других».

Данное господство он выразил в анонимной форме посредством выдвижения обобщенной фигуры «Man» (Человек), которая устанавливает собственную диктатуру над индивидами, подавляя их свободу, волю и т.п. Хайдеггер писал, что «Человек» не есть «ни тот, ни этот, ни оно само, и не единственный и ни сумма других». По существу, этот образ – слепок с реальной жизни подлинных отношений людей в тоталитарном и авторитарном государстве.