Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

«Перелётные птицы». Занятие в средней группе

детский сад комбинированного вида «Улыбка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание» (ознакомление с окружающим)

в средней группе компенсирующего вида

«Перелётные птицы»

подготовила воспитатель

Лебедева Алёна Геннадьевна

п. Малиновский

Тема: «Перелетные птицы».

Цель: расширять представления о перелетных птицах.

Задачи:

- формировать представления об их внешнем виде и образе жизни;

Развивать самостоятельность в общении со взрослыми при решении игровых задач (желание задавать вопросы);

Воспитывать чувства эмпатии (желание помочь птицам).

Образовательная область: Познание (ознакомление с окружающим).

Интеграция образовательных областей:

Познание (Ознакомление с окружающим)

Коммуникация (Развитие умения свободного общения)

Социализация (Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения)

Формы непосредственной образовательной деятельности:

познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, игры с правилами, моделирование), коммуникативная (беседа, подводящий диалог, ситуативный разговор), игровая (игры с правилами, дидактические игры).

Формы организации: группа.

Предварительная работа: рассматривание альбомов, журналов с перелетными птицами.

Оборудование и материалы: магнитола с записью («Музыка рассказывает о животных и птицах. Диск 7 (Аудиопособие «Слушаем музыку» к программе «Музыкальные шедевры»). Изображение на бумаге А3 березы, дуба, дома; изображение ласточки, грача, скворца и их гнезда. Разрезные картинки с изображением ласточки, грача, скворца.

Ход НОД:

Слушание музыки, пение птиц («Музыка рассказывает о животных и птицах. Диск 7 (Аудиопособие «Слушаем музыку» к программе «Музыкальные шедевры»).

Воспитатель. Что это за звуки? Что это за голоса?

Дети. Это пение птиц.

Воспитатель. А что это они так громко поют?

Дети. Радуются, что наступила весна.

Воспитатель.

Подводит детей к доске, на которой висят картинки с изображением березы, дуба, дома.

Ребята, я хочу вас познакомить с перелетными птицами. Эти птицы улетают на юг осенью и прилетают к нам обратно весной, совершают перелеты, поэтому их и назвали перелетными.

Первая перелетная птица прилетает - грач. (На дуб прикрепляется грач и гнездо с грачатами). Опишите, какой он.

Дети. Грач крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У них сильные крылья. Клюв и лапы у грачей светлые.

Воспитатель. У них была трудная дорога. Когда прилетают из теплых стран, начинаю строить гнезда, чтобы вывести и выкормить птенцов. Птенцов грачей называют грачатами. Посмотрите, у грачей большое гнездо, оно выложено из крупных веток.

Воспитатель. Следующие птицы прилетают – скворцы. Они прилетаю позже, чем грачи. Грачи уже вывели птенцов, а скворцы еще только строят гнездо в скворечнике.

На березу прикрепляется скворечник и птица скворец.

Воспитатель. Ребята, опишите скворца, какой он.

Дети. Скворцы небольшие. Они серо-коричневые, пестренькие. У них тоненькие клювы. Лапы и клюв светлые.

Воспитатель. Если грачи строят гнездо из крупных веток, то скворцы в скворечник несут тоненькие веточки, травинки, перышки. Скворцы небольшие и гнезда у них небольшие. Птенцы скворцов называются скворчата.

Скворечники делают люди и прикрепляют на дерево.

Физминутка «Скворечник».

Распилю пилой дощечки –вжик, - вжик, -вжик, - вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки).

Сколочу из них скворечник - тук, -тук, - тук, - тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей).

Прилетайте птицы в гости –к нам, - к нам, - к нам, - к нам. (Выполняют движения махи руками к себе).

Мы скворечники повесим - тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).

Воспитатель. Еще с юга прилетают ласточки.

На доску вывешивается изображение дома. Под крышу дома прикрепляется картинка гнезда и ласточки.

Опишите, ребята, ласточку, какая она?

Дети. Они небольшие, почти черные, у них хвостик похож на вилочку, у них острые крылышки.

Воспитатель. Они тоже будут строить гнезда, под крышей дома. Ласточка лепит его из комочков глины. Выстилает изнутри листиками, перышками, пухом, выводит птенцов, а потом выкармливает их мелкими букашками. Птенцов называют ласточата.

Воспитатель. Ребята, вы обратили внимание, что птицы разные, но что у них всех есть?

Дети. Голова, тело, хвост, клюв, лапки и тело покрыто перьями.

Воспитатель. Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима, которая не хочет уступать Весне, заморозила птиц и разбила их на части. Помогите пожалуйста отогреть птиц.

Дети из разрезных картинок собирают ласточку, скворца, грача.

Воспитатель. А сейчас, ребята, мы с вами произнесем весеннюю закличку, чтобы прогнать Зиму и вернуть Весну. (Дети произносят закличку).

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Итог НОД.

Литература:

1. Нищева подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

2. Теремкова домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР Альбом 3. – М.: Издательство Гном и Д, 2006.

Тема: «О тех, кто умеет летать»

Цель педагогической деятельности: уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц .

Задачи:

формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров.), различать особенности поведения птиц.

развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.

воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Интеграция образовательных областей:

    социально- коммуникативное развитие

    речевое развитие.

    физическое развитие.

Методы и приёмы.

словесные: загадывание загадок о птицах, беседа о птицах, вопросы, рассказ.

наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах, д\и «Покорми птичку», «Кого не стало?»

практические: упражнение, движения детей, имитирующие поведение птиц

Словарная работа:

активизация словаря: снегирь, синица, зёрнышки, лучи, корм, тёплые края, конверт.

обогащение словаря: запрокидывая, перелётные, зимующие, чёрнокрылый, рябина.

Предварительная работа: наблюдения за птицами на прогулке, чтение произведений о птицах, заучивание стихотворений о птицах, беседы, рассматривание иллюстраций.

Педагогические средства: иллюстрации с изображением птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, дятла.) Аудиозапись с голосами птиц.

Содержание НОД:

собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, закройте глаза 1,2,3 открывайте. Ребята я птичья фея, ой а где же мой волшебный чемоданчик, ах вот он. Ребята в этом чемоданчике лежат интересные задания, но что бы его открыть и узнать, что там лежит нужно отгадать загадку.

Воспитатель:

У них есть крылья, голова.

Две лапки клюв и перья

Все появляются с яйца

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)

Воспитатель: правильно ребята птицы. Говорить мы сегодня будем о птицах. Птицы – большие непоседы. Как ловко они перелетают с ветки на ветку, перелетают с дерева на дерево. Но так и белка умеет, а вот летать на тысячи километров и возвращаться могут только птицы, и даже не все птицы.

Воспитатель: Эту птицу каждый знает,

В тёплый край не улетает

Эта птица круглый год

Во дворе у нас живёт

И чирикает она

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит (Воробей)

Дети: воробей

Воспитатель: правильно ребята это воробей.

Воспитатель: Голова у воробья сверху ярко – коричневая, шея и щечки черные, туловище серое. Воробьи маленькие, очень озорные. Воробьи летают стайкой. Вместе легче заметить опасность, быстрее найдёшь корм. Они всегда прихорашиваются: чистят перышки, купаются в воде, пыли, песке. Зимой держатся ближе к жилью человека. Воробьи между собой перекликаются «чив – чив». В народе говорят: «мал воробей, да удал» Ворону, воробья, мы видим в городе круглый год.

Воспитатель достаёт из конверта иллюстрации птиц и предлагает детям из иллюстраций найти воробья. Дети вместе с воспитателем рассматривают внешний вид воробья.

Чем покрыто тело воробья?

Какой у него клюв?

Как кричит воробей?

Чем питается?

Где легче найти корм воробью?

Воробей зимующая птица?

Воспитатель: отгадайте ещё одну загадку

Особа всем известная,

Она крикунья,местная.

Увидит тучку тёмную

Взлетит на ель зелёную.

И смотрит, словно с трона.

Кто она? (Ворона)

Воспитатель: правильно ворона. Ребята покажите её на картинке

Воспитатель: ворона крупная, у неё чёрные крылья, серая грудка и серые бока. Ворону все знают. Она и в городе живёт и в деревне. Ворона всё ест. И разные кусочки пищи во дворе соберёт, и на поле слетает. Там она за мышами и другими мелкими зверьками охотится.

Ребята что вы запомнили о вороне?

Чем она питается?

Какого цвета у неё перьевой покров?

Какой у вороны клюв?

Чем отличается ворона от воробья?

Речевая подвижная игра со звуком Р «Вороны».

Воспитатель выполняет движения руками – крыльями, изображая ворону, и говорит такие слова:

«Как под елочкой зеленой

Скачут, каркают вороны.

Из-за корочки подрались,

Во всё горло раскричались.

Вот собака прибегает,

И вороны улетают.

Воспитатель:

И зимой ей не сидится:

Под моим окном кружится,

Хлебных крошек и пшеницы

Просит к завтраку (Синица)

Воспитатель: правильно ребята синица. Покажите её на картинке.

Воспитатель: синичка живёт там где холодно, тепло она не любит. Она маленькая, шустрая. У неё чёрная головка и жёлтая грудка, коричневые пёрышки. Назвали её так за песенку «синь-синь».

Воспитатель: ребята давайте с вами вспомним, что мы узнали о синичке?

Какого у неё цвета грудка?

Чем питается?

Какой у неё клюв?

Где живёт синица?

Почему её так назвали?

Физминутка

Скачет шустрая синица

(прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг – скок,

(прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы влево- вправо)

И с дорожки – на плетень,

Воспитатель:

Красногрудый, чёрнокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять (Снегирь)

Воспитатель: правильно ребята снегирь. Красавец снегирь прилетает перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели- значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём. Свист снегирей похож на звук флейты- такой же нежный и грустный. Питается снегирь ягодами.

Какого цвета у снегиря грудка?

Чем питается снегирь?

В какое время года прилетает снегирь?

На что похож свист снегирей?

Воспитатель:

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Воспитатель: дятел – птица умная, у него острый клюв, стуча по дереву, он по звуку определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из-под коры. Древесные насекомые, личинки, муравьи – любимая добыча этой птицы .

Воспитатель:

Ребята, какой у этой птицы клюв?

Чем он питается?

Чем покрыто тело воробья?

Чем отличаются птицы друг от друга?

Д\и «Кого не стало»

Педагог предлагает детям закрыть глаза, убирает одну из птиц, а затем предлагает отгадать, какой птицы не стало.

Воспитатель: многие виды птиц издают очень приятные для человеческого уха звуки. Пение служит птицам для общения друг с другом

Психогимнастика «Птички» (с сопровождением аудиозаписи)

Воспитатель : ребята давайте представим с вами, что мы птицы.

Ночь. Птички спят, спрятав свои головы под крылышки. Им снятся приятные сны: о лете, о тёплом солнышке, как они поют. Утром когда лучи солнышка касаются их, птички просыпаются, расправляют сначала одно крыло потом второе, встряхивают ими и летят к речке. Пьют воду, запрокидывая голову и оглядываясь во круг. А потом принимаются за дело летают, поют, ищут себе корм. Они радуются солнышку, подставляют свои крылышки к его тёплым лучам.

Рефлексия: дети садятся на ковре по кругу.

О каких птицах мы говорили?

Что нового узнали?

Что понравилось вам?

Ребята, на память о нашей встрече я хочу подарить, вам необычный кубик на нем изображены птицы, что бы вы могли вместе с воспитателем узнать ещё много нового и интересного о птицах.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы по лексической теме «Перелётные птицы»

Автор: Турбина Ольга Ивановна воспитатель МБДОУ д/с комбинированного вида №5 «Родничок», г. Луховицы, Московская область
Описание: предлагаю вам конспект для детей средней группы (4-5 лет).
Успех и эффективность коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе во многом зависит от продуманной системы, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всех видов детской деятельности.
В исправлении у детей речевых нарушений участвует совместно с логопедом и воспитатель, который, находясь с детьми целый день, имеет возможность повторять и закреплять наработанный логопедом по той или иной лексической теме речевой материал на всех этапах педагогического процесса, в том числе и при проведении непосредственно образовательной деятельности.

Программное содержание:

1) уточнить представление детей о величине предметов, упражнять в сравнении их по длине, ширине, высоте, толщине;
2) учить сравнивать две группы предметов, определять большее или меньшее количество предметов, уравнивать их одним из способов;
3) продолжать учиться понимать, что количество предметов не зависит от направления при счёте и их расположения;
4) закреплять представление о геометрических фигурах;
5) развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление;
6) активизировать словарь по лексической теме;
7) расширять знания детей об особенностях жизни птиц в весенний период, побуждать к заботе о пернатых.

Материалы:

1) 5 плоских фигурок птиц и 5 скворечников, вырезанных из плотной бумаги;
2) набор раздаточного материала - круг и треугольник.
3) набор геометрических фигур из бумаги белого цвета разного размера.
Ход:
1.Дети заходят в группу и встают в круг.
Воспитатель :Какое время года наступило
Всем известно, что весной птицы возвращаются домой.
Назовите птиц, которые прилетают к нам весной!
Этих птиц сейчас сравните,
Все отличья назовите!
Дидактическая игра: «Скажи наоборот» (в кругу с мячом)
Грач большой, а соловей? –
Клюв у грача длинный, а у соловья? –
У утки клюв широкий, а у скворца? –
Туловище у грача толстое, а у жаворонка? –
Хвост у грача длинный, а у грачонка? –
Журавль высокий, а стриж? –
У грача крылья широкие, а у ласточки? –
2. Воспитатель: Недавно прилетели к нам скворцы –
Весны долгожданной гонцы.
Вот такие!
На магнитной доске выставляются фигурки
5 птиц.

Дети выстраиваются полукругом.
Для скворцов и их птенцов люди строят домики.
Как они называются?


Для наших скворцов мы приготовили вот такие скворечники (под каждым скворцом помещаются скворечники, всего 4).
Как вы думаете, хватит ли скворечников всем скворцам?
Что нужно сделать, чтобы точно узнать это?
Посчитайте сколько скворцов? Посчитайте сколько скворечников?
Кого больше? На сколько? Чего меньше? На сколько?
Что надо сделать, чтобы всем скворцам хватило скворечников? (добавляется 1 скворечник)
Сколько было скворечников? Сколько добавили? Сколько стало? Что теперь можно о них сказать? (поровну, одинаковое количество, по 5, скворечников столько, сколько и скворцов).
Замечательно, теперь у каждого скворца свой домик!
3. Работа с раздаточным материалом за столами.
Воспитатель: Положите в ряд столько кругов, сколько скворцов к нам прилетело.
Ниже - столько треугольников;, сколько скворечников мы приготовили.
Сколько скворечников мы приготовили?
5 кругов, Сколько положили кругов? треугольников? Что вы можете сказать о круге; и треугольнике?
5 треугольников, Уберите один треугольник;. Больше или меньше их стало? На сколько меньше?
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять, - шагают
Будем как скворцы летать.по кругу
Мы по кругу всё летали,
Дружно крыльями махали. имитируют полёт птиц
Очень долго мы летали
И конечно же, устали.
Сели, посидели и опять полетели. приседают на корточки и бегут по кругу.
4. Воспитатель: Наши птички наблюдали,
Как по кругу мы «летали»,
Они тоже полетели и … вдруг
Получился такой круг.(воспитатель выкладывает птиц по кругу на магнитной доске)
(рисунок, птицы)


Посчитайте птиц, расположенных по кругу!
Саша, сколько птиц «летает» по кругу? Лена, сколько птиц получилось у тебя? Как вы считали? Покажи, от какой птицы ты считал? Ты? Изменилось ли количество птиц? (Вывод). Чтобы не ошибиться при счёте предметов, расположенных по кругу, надо запомнить предмет, с которого начинаем счет. Давайте вместе посчитаем птиц. Начнём счёт вот с этой. Отметим её красным магнитом, чтобы не забыть. (Дети считают хором: одна, две, три …). А теперь посчитайте птиц в обратном направлении! Изменилось ли их количество?
Вывод: количество предметов не зависит от направления при счёте.
5. Воспитатель: Скажите, дети, когда много птиц летает, как же их мы называем? …(стаей).
Чтобы в нашей стайке стало действительно много птиц, предлагаю выложить их из геометрических фигур.
(работа детей за столами)


Какую фигуру ты использовал для туловища? (квадрат). А ты? (круг). Какой формы голова у ваших птиц? (круглой). Какую фигуру ты использовал для клюва? (треугольник). Сколько треугольников ты использовал для своей птицы? Чем они отличаются друг от друга? Сколько больших треугольников? Маленьких? Каких треугольников больше, больших или маленьких?
Воспитатель: Ну что ж, молодцы!
Перелётных птиц назвали,
Правильно их посчитали,
Птиц между собой сравнили,
Из геометрических фигур сложили.
А вас, ребята, призываю я
Заботиться о наших маленьких друзьях.
Так, формируя у детей элементарные математические представления, мы уточняем, закрепляем и расширяем познания детей по лексической теме недели.

Конспект прогулки

в средней группе

по теме:

«Перелетные и зимующие птицы»

Подготовил: воспитатель первой категории Кинжалова И. В.

Цель: развивать двигательную активность детей; продолжать знакомить с многообразием птиц.

Задачи:

- расширять представления о зимующих и перелетных птицах;

Уточнить представления об изменениях образа жизни птиц осенью;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам;

Разучить новую подвижную игру «Голуби»

Выходя из д\с дети строятся парами. Назначаются ответственные за спортивный выносной инвентарь (обручи, скакалки, мячи, мешочки для метания)

Парами дети приходят на свой участок, аккуратно ставят инвентарь, чтобы он не мешал.

Наблюдение

Дети вместе с педагогом наблюдают за тем, как птицы собираются в стаи, стремительно носятся в воздухе, упражняются в дальнем полете.

В: Ребята, какие изменения в природе происходят осенью? (солнце светит не так ярко, как летом; часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг)

В: Как вы думаете, почему птицы улетают на юг? (осенью становится меньше корма - ведь насекомых уже нет, земля и водоемы замерзают, а растения засыхают. Теперь птицам нечем питаться и они вынуждениы покинуть нас до весны)

В: Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?

В: Почему не все птицы улетают на юг? (не вс е птицы едят насекомых, есть птицы, которые питаются семенами растений. Но они вынуждены прилетать поближе к людям, надеясь, что они их покормят)

В: Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Художественное слово

В: В народе есть много примет и поговорок, а так же пословиц о птицах. Давайте их вспомним.

Приметы:

Осенью птицы летят низко - к холодной зиме;

Птицы поздно улетают - к теплой зиме;

Вороны летают стаями и много каркают - к дождю;

Птицы запели в дождь - к ясной погоде

Пословицы и поговорки:

И птица чует, что холодно будет;

Гуси летят - зимушку на хвосте тащат;

Осенняя пора - птицы со двора;

Покорми птиц зимой - послужат тебе весной;

Всякая птица своим пером гордится

Загадки

В: Предлагаю проверить - знаете ли вы птиц?

(Детям, отгадавших загадку, надевается шапочка с изображение отгаданной птицы)

На шесте - дворец,

Во дворце - пивец,

А зовут его - …(скворец)

Черный, проворный,

Кричит «Крак!», червякам - враг (грач)

Кто на елке, на суку

Счет ведет «ку-ку, ку-ку» (кукушка)

Как лиса среди зверей - эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (ворона)

В серой шубке перьевой и в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится. Не орел, но все же птица. (воробей)

Никак ей не сидится - все хвастает

Своим синим сюртуком

И шапочкой синей гордится. Кто же это? (синица)

В: Посмотрите, сколько птичек прилетело к нам в гости!

В: Птички, вы останетесь сегодня с нами? А чем бы вы хотели с ребятами заняться? (подвести детей к тому, то они хотят поиграть)

Подвижные игры

«Птички, в гнездышки»

По команде «Птички летают» - все дети изображают птиц. По команде «Птички, в гнездышки!» - дети разлетаются по своим гнездам - забегают в обручи.

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят!

«Совушка»

Совушка-сова, большая голова

На суку сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

«Голуби»

Выбирается ястреб и хозяйка. Остальные дети - голуби. Ястреб становится в стороне, хозяйка гонит голубей «Кыш-кыш». Голуби разлетаются, а ястеб их догоняет. Затем хозяйка зовет голубей «Гули-гули». Голуби слетаются к хозяйке. Тот, кого поймал ястреб - становится ястребом, а прежний ястреб - хозяйкой.

Индивидуальная работа

Совершенствовать прыжки с продвижением вперед

Метание мешочков с песком вдаль

Упражняться в лазании по шведской стенке

Совершенствовать умение подбрасывать и ловить мяч двумя руками

Самостоятельная деятельность детей

Игры с выносным материалом. С\р и гра «Магазин»

Трудовая деятельность

Вспомнить о том, что не все птицы улетают на юг. А с наступлением холодов, зимующим птицам все труднее добывать себе пищу. Как мы можем им помочь? (повесить на участке кормушки).

Дети развешивают кормушки, сделанные вместе с родителями.

Скоро снегом покроются лес и поля,

Будет спать под сугробами крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

На долгую зиму в нашем саду

Мы приготовим для птичек еду.

Уборка инвентаря, складывание выносного материала. Построение.

Опытно-эксперементальная деятельность

В: Ребята, посмотрите, какая боьшая лужа у нас на участке. Расскажите, какая она? Как вы думаете, а она всегда останется такой? Может мы это проверим? Предлагаю положить на нее обруч - помещается она в него? Давайте проверим, будет ли она меняться изо дня в день… (Результаты наблюдений заносятся в дневник наблюдений. В итоге детям предлагается сделать вывод - почему лужа пропала?)

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,

Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
- Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.