Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Патриаршая грамота (1970). Чувашская митрополия и чебоксарская епархия

Милостив Господь к чадам Своим. Не всех призывает Он на поприще монашества, но тем, кого избрал, дает особую помощь. О счастье быть монахом, о том, как и кому быть проповедником в миру, ласково, с тихой детской простотой рассказывает «Славянке» один из старейших архиереев Русской Православной Церкви митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава.

Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о своем детстве, своих родителях.

И деда моего, священника, и отца арестовали еще до моего рождения. Поэтому историю семьи я знаю со слов мамы. После ареста дедушки храм остался без священника. Вскоре после этого, в 1931 году, Рязанским архиереем было принято решение рукоположить в священники моего отца. Диаконская хиротония уже была назначена на Прощеное воскресенье 1931 года, но власти узнали об этом и арестовали отца на Масленицу. Состоялся суд, отца осудили на 10 лет. Потом пришло устное сообщение, что он скончался. Умер он молодым — в 35 лет, мама в то время была беременна мной.

После ареста и смерти отца, по приговору, мама с детьми — двумя моими братьями и сестрой — подлежали высылке с конфискацией всего имущества. В Великую Субботу пришли забирать ее с детьми, а она меня рожает… Арест отложили на время, а потом уже не стали нас ссылать. Но отобрали все: и земли, и постройки, и скот, оставили только маленький домик, похожий на баньку. Жили мы там впроголодь, как придется. Но выжили, слава Богу. И, несмотря на гонения, с самого детства, с пеленок, я жил с Богом.

Расскажите, пожалуйста, об этих временах гонения.

Церкви все были закрыты, на всю область остался только один Скорбященский храм в Рязани, находился он в двадцати пяти километрах от нашего села. Но я милостью Божией вырос, можно сказать, в Церкви.

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкая армия подходила к Рязани, мне, 12-летнему подростку, вместе с односельчанами приходилось копать противотанковые рвы и окопы у нашего села. Слава Богу, немец не дошел до нас восьми километров.

После войны, в 1947 году, в Рязани разрешили открыть Борисоглебский собор. К этому времени я уже подрос и ходил туда, помогал его восстанавливать — собор был весь разрушен. А в 1952 году в восьми километрах от нас, в селе Бахмачеево, открыли Свято-Троицкий храм, там я стал служить пономарем у протоиерея Петра Смирнова, моего дяди. Он был батюшкой высокой духовной жизни. Он-то и благословил меня ходить на богослужения в рязанский Борисоглебский собор.

Из молодежи я ходил туда один: ни девчонок, ни парней — никого вообще не было. А если кто появлялся — их сразу запугивали, чтобы в храм не ходили. Один

день мне запомнился навсегда. Случилось это под Великую Пятницу, в тот год Благовещение на Великий Пяток пришлось, служба шла долго, читалось 12 Евангелий. Я выхожу после службы, а у храма меня ждут два милиционера. Даже прихожане просили, чтобы меня оставили в покое, но милиционеры всех разогнали, чтобы никто не вмешивался. Меня привели в отделение, дают бумажку: «Подпиши, что больше в храм не придешь». Я отказался, а они мне говорят: «Ты подпиши для нас, нам так надо, а сам потом можешь ходить». Отвечаю: «Нет». Я был такой неиспорченный — как это, соврать: подпишу, а сам буду ходить? Они меня сильно избили, грозили, что если не подпишу эту бумагу, убьют меня. Но я с Божией помощью все равно не сдался. Знаете, в житиях святых рассказывается о том, как святые не чувствовали боли, когда их мучали. Такое чудо Господь и со мной сотворил: меня били, но боли я не чувствовал. Такое со мной было единственный раз в жизни… Милиционеры спрашивали: «Неужели тебе не больно?» Я молчал. Они начинали бить еще сильнее, изо всех сил — чуть не убили. А я не чувствовал. Даже какая-то радость была. Потом пришел начальник этих милиционеров и спрашивает их про меня: «Кто такой? Почему забрали? А где документы, по которым вы его задержали?» Те стали оправдываться. Он им: «Сейчас же его отпустите!» И когда меня отпускали, я задал вопрос: «Вот я сейчас выйду, а потом опять пойду в храм, вы меня снова заберете?» — «Нет, больше не заберем». Вот так я Божией милостью и победил. Потом, действительно, всех молодых, кто приходил в храм, забирали, а я один ходил, и меня не трогали. Самое главное, когда меня избивали, я помнил, что сегодня Великий Пяток, что и Спаситель страдал в это же время, мне было так приятно думать, что Господь был со мной. Вот так я и ходил в храм за 25 километров пешком, ведь транспорта тогда никакого не было.

В том же 1952 году владыка Николай (Чуфаровский) пригласил меня к себе иподиаконствовать. Он был очень добрым старцем и очень меня любил. Иподиаконствовал я у него два с половиной года, ездил с ним по приходам, помогал ему в канцелярии, печатал на машинке. Там я познакомился с отцом Иоанном (Крестьянкиным). Его назначили служить в село Летово, в Рыбновском районе. Я был еще юношей, а он меня так полюбил. Помню, он мне рассказывал: «Я в своей жизни один раз, не прочитав молитвенного правила, служил Литургию». — «Отец Иоанн, а почему так?» А он мне, юноше, рассказывает, как на исповеди: «Да вот, ко мне забрались воры, посадили в подвал, сверху на крышку поставили бочку, чтобы я не вышел. Я сидел там, молился, как мог, но правило не читал. А мне надо было Литургию служить». Люди, пришедшие в храм, поняли, что отца Иоанна нужно искать, не мог он просто так на службу не прийти. Стали искать и нашли в подвале, батюшка вышел оттуда и сразу пошел служить. Тогда разбойники забрали у него все: иконы, кресты, оставили только один деревянный крест. И отец Иоанн этот деревянный крест до самой смерти носил как самый дорогой. Потом я с батюшкой поддерживал связь, мы общались. Он давал мне такие наставления, которые, действительно, нужно было слушать. Отец Иоанн всех любил нелицеприятно — и плохих, и хороших, для всех был отцом. И даже если кто-то приходил к нему с лукавством, батюшка этого человека, бывало, так обласкает, расцелует, что тот уходил от него уже другим человеком.

Хорошее было время. Я жил тогда у отца Виктора Шиповальникова, настоятеля Борисоглебского собора. Владыка Николай моей работой был доволен. Да и вообще все батюшки были такие добрые, любили меня. Тогда все

священники были старинные, вышедшие из заключения и многое перетерпевшие. Служил я иподиаконом у епископа Николая до 1955 года.

Владыка, почему Вы выбрали монашеский путь?

С детства я был гонимым, и поэтому решил быть при Церкви. Еще подростком я был знаком с монахами, и уже тогда решил, что обязательно буду монахом. Никто мне это не подсказывал. Семья мне не препятствовала, мама была глубоко верующая. Времена, конечно, были тяжелые, монастыри были закрыты, но когда открыли Троице-Сергиеву Лавру, думал идти только туда. Набор был очень маленький, прописаться было большой сложностью. Но Господь все устроил.

Отец Виктор Шиповальников, настоятель Борисоглебского собора, поехал как-то в Лавру. А наместник Лавры, архимандрит Пимен, был его близкий друг. Ну, отец Виктор поговорил насчет меня, и архимандрит Пимен сказал: «Пусть немедленно приезжает, пока прописывают». А я к такому резкому повороту еще не был готов, нужно было обговорить это с мамой. Но я знал, что сейчас она будет против. Надо было что-то придумывать — без благословения-то материнского как? И паспорта у меня еще не было — в деревнях ведь паспорта не давали раньше — а он был обязательно нужен. Ну, поехал маму уговаривать. А я знал ее слабинку и говорю: «Хочу жениться, и все!» Конечно, тогда она была и на это не согласна: « Нет-нет, не разрешу, молодой еще очень…». Я ей: «Один выход — в монастырь». Она и говорит: «Иди лучше в монастырь». Сняла со стены иконочку и благословила меня.

Так я отправился в монастырь. Последний раз служил иподиаконом на память святителя Николая. Епископ Николай был именинником. Я помню, как он поставил меня на солею и объявил народу: «Володя уходит в монастырь. Нам, — говорит, — жалко отпускать его, но он в такое место идет — в монастырь! Будем молиться за него, чтобы он был хорошим монахом». Владыка обнял меня, простился со мной. Я пообедал и поехал в монастырь. Владыка отправил меня в Лавру на своей машине — «ЗИМ».

Мне дали келью там, где находятся Патриаршие покои, дали подрясник, определили послушание — посошник. Я должен был стоять с жезлом при наместничьей службе и быть помощником ризничего. Вот так и начал свою жизнь в монастыре.

В мае пришел, в августе — рясофор, в ноябре уже в монахи постригли. Я был молодой, всего 24 года. Физически бывало тяжело, но духовно — легко. Все монахи были уже старцами, опытными, молодежи в монастыре почти не было. Всего нас было 75 человек. Несли послушания, пели раннюю и позднюю Литургию, приходили на братский молебен — все до единого. И старцы, и молодые — все приходили. Все послушания выполняли монахи — и на кухне, и на просфорне — везде были братия, даже портной — и тот был иеромонах. И везде справлялись. Только территорию наемные рабочие убирали. В Троице-Сергиевой Лавре я прожил 21 год.

Как Вы восприняли новость о назначении в епархию? Никогда не думал о таком пути. Я в Лавру пришел, чтобы просто спасаться, Богу служить. Но в один прекрасный день Патриарх выдвинул мою кандидатуру на посвящение в епископы. Через шесть дней после решения Синода Патриарх

меня вызвал и сообщил об этом. Я стал отказываться, но Святейший говорит: «Мы, конечно, примем ваш отказ, но Синод будет решать, как вас наказать. Ну и, конечно, в Лавре вы уже не останетесь. Лучше соглашайтесь». Вот так я и стал архиереем.

Владыка, расскажите, пожалуйста, как началось Ваше служение?

На новом месте сначала было непросто, но привык. Прибыл я в епархию на поезде с двумя чемоданами, все кругом новое, никого из друзей и близких с собой не привез, один был. Но приняли меня хорошо, народ полюбил. В Чебоксарах тогда был только один храм, и на службах он был всегда полон народом.

Ваше Высокопреосвященство, кто сейчас является для Вас примером в духовной жизни?

Выделять кого-то из архиереев или священнослужителей очень трудно. Одних возвышать, а других умалять я не могу. Все хорошие: и архиереи, и протоиереи, и архимандриты — все хорошие. И каждый спасается по-своему, никогда не надо смотреть, как он это делает потому, что трудно судить, насколько человек духовный.

Как возрождается приходская жизнь в Вашей епархии?

Возрождается хорошо, 36 лет назад в нашей епархии было всего 35 приходов, а сейчас уже 230. Образовалась митрополия, теперь у нас три епархии, новые епископы хорошие, благочестивые. За все слава Богу!

Владыка, как Вы оцениваете духовный потенциал современной молодежи? И как говорить сегодня с молодежью о Боге, о вере, чтобы быть услышанным?

Молодежь сейчас стала другой. Нам надо работать с ними внимательно, грамотно. Особенно активно нужно возрождать воскресные школы, кружки, в которых нужно объяснять суть православной веры. Молодежь нужно воспитывать с терпением, смирением, учить с любовью. Священники должны проповедовать не только в храме, но и в вузах, школах и детских садах, во время совершения треб. И борьба здесь идет уже не за воцерковление даже, а за то, чтобы наша молодежь была хорошая, чтобы она не шла по жизни ложным путем и не утопала в пороках. Ну, а если молодежь будет верующая, богобоязненная, то и государство наше будет крепким, жизнь будет лучше, и меньше будет преступлений.

Какова, на Ваш взгляд, роль женщины в деле православного миссионерства?

Женщины более ревностно чтут Православие и, безусловно, намного лучше мужчин подходят для миссионерства в миру. Мужчины менее приспособлены к этому. Православные женщины и детей стараются воспитывать в вере. Да, вообще, многое держится на женщинах. Они могут любить и воспитывать не только своих, но и чужих детей. Своей жизнью православные женщины показывают пример того, каким должен быть христианин, и как жить благочестиво. Женщины играют в просвещении и миссионерстве огромную роль. Особенно сейчас это нужно ценить и использовать. Ведь священнослужители не могут охватить всего, а когда на помощь приходит женщина, появляется серьезное

подспорье. И я желаю, чтобы как можно больше женщин трудились на Христовой ниве.

Владыка, насколько важно, на Ваш взгляд, возрождение национальных традиций?

В каждом месте национальные традиции разные. Например, у нас в Чувашии свои традиции, и они отличаются от традиций средней полосы России. И Православие-то чуваши приняли не так давно. Просвещением Чувашской земли занимался Казанский архиепископ святитель Гурий (XVI), он построил первый храм, а так же И. Я. Яковлев (XIX), который создал чувашский алфавит и перевел для своего народа Евангелие. Теперь же чувашский народ стал богобоязненным и старается исполнять закон Христов. Люди посещают храмы, стараются способствовать тому, чтобы батюшка на приходе был хороший, чтобы служба была длинной. И если настоятель начинает сокращать службу, прихожане возмущаются.

Безусловно, важно хранить и чтить народные традиции, но необходимо различать христианские устои и пережитки язычества. Чуваши придерживаются старых обычаев, они глубоко верующие люди и большие труженики. Плохого про них не знаю ничего и ничего осудительного сказать не могу, только хорошее.

Что бы Вы посоветовали современным молодым семьям?

Жить благочестиво, уступать друг другу, не обвинять друг друга, нести общий крест и терпеть все невзгоды вместе. Если муж и жена будут друг друга терпеть — семья будет сильная, а если будут друг к другу придираться, то семья распадется. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). А закон Христов исполнять нужно всегда. Муж и жена должны мирно и правильно распределять время для молитвы и для работы, и все должно быть по согласию. Ругани ни в коем случае быть не должно. И тогда Господь пошлет Свою благодать, будет их хранить и вразумлять.

Сейчас в обществе много говорится о кризисе семьи, демографическом кризисе, недопустимости абортов, но мало говорится о причине, которая привела современное российское общество к такому состоянию. Причина этих бедствий — утрата духовного фундамента семьи. Без восстановления в семье духовности, без приближения человека к Богу, мы не сможем решить проблемы демографии, абортов, разводов и неполных семей.

Семья — малая Церковь. Это понятие дошло до нас с первых веков христианства. В жизни семьи исполняются слова Христа Спасителя: …Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Если в центре семьи не Христос, то нельзя говорить о такой семье, как о семье христианской.

Умножение любви и возрастание в ней является одной из главных целей семьи. Семья — это первая школа любви, воспитавшись в ней, любовь доследует распространять на всех окружающих. Учиться любви к ближнему нужно, прежде всего, с любви к тому, кто рядом с тобой, кто составляет с тобой одну плоть. Если мы не возлюбим друг друга, то и не исповедуем Пресвятую Троицу, потому что или не сможем, или солжем. Любовь в семье должна быть подобна любви Христа к Церкви, жертвенной до готовности отдать жизнь. О необходимости беречь в браке взаимную любовь говорит святитель Феофан Затворник: «Берегите с женою взаимно свою любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо

блюсти его, чтобы не засорился».

Целомудрие стало сегодня той добродетелью, которая наиболее попираема и пренебрегаема в современном мире, но именно она является основой крепкой семьи и предупреждает те проблемы, о которых говорится в современном обществе, — аборты, разводы, измены, различные заболевания душевные и телесные. Слово «целомудрие» указывает на цельность и крепость личности, духовную устроенность человека. Искушения блудным грехом сильны, и ничто не волнует так юношеского возраста, как эта страсть. Грехи блуда приносят большой вред и разрушение душе и телу и в святоотеческом предании именуются падением. Апостол Павел указывает на страшный для распутных приговор: Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17). Святитель Иоанн Златоуст учит: «Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое».

Законный брак — одно из важных условий возникновения семьи как малой Церкви. О Божием установлении и благословении брака Священное Писание говорит неоднократно. Так, в книге Бытия читаем: И сотворил Бог человека… по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог… (Быт. 1, 27, 28). Зная непреложность и истинность Писания, нужно признать, что законный брак должен быть благословен Богом. Союз Христа с Церковью исполнен благодати и истины (см. Ин. 1, 14), и брачный союз с благословения Церкви исполняется благодатью Святого Духа.

Владыка, как Вы смотрите на предложения о модернизации богослужения: введение русского языка вместо церковно-славянского, упрощение Таинства Исповеди, сокращение богослужений и постов?

Мы к этому пока не готовы. И если мы будем вводить что-то новое в Церкви, может случиться раскол. Пока народ к этому не готов и воплощать это не следует.

Как быть, если видишь серьезные прегрешения, в том числе и против заповедей Божиих, со стороны священноначалия?

Ни в коем случае нельзя осуждать священника, чтобы самому не впасть в тот грех, за который осудил. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает. Нужно молиться за согрешившего священника и просить у Бога милости.

Ваше Высокопреосвященство, с каким пастырским напутствием Вы бы обратились к читательницам нашего журнала?

Желаю благодатной Божией помощи в несении своего послушания. Желаю читательницам журнала «Славянка» сопоставлять свою жизнь с христианством. Если вы будете просить Господа и веровать, что Он рядом, то Он будет принимать ваши просьбы, и вы будете жить благодатно под покровом Божиим. Желаю вам здоровья, Божией помощи и мира. Будьте добрыми ко всем — и к добрым людям, и к злым — тогда сами увидите свои плоды. Да хранит вас всех Господь!

Митрополит Варнава был рукоположен в епископа Чувашского и Чебоксарского патриархом Пименом в 1976-м году. И с тех пор он, сын и внук репрессированных рязанских священников, воспитанник Троице-Сергиевой Лавры, без малого 40 лет живет в Чувашии. На его глазах и при его непосредственном участии прошла вся драматическая церковная история XX века. Сегодня митрополит Варнава – один из старейших архиереев Русской Православной Церкви. В кратком интервью, которое уставший после службы владыка дал корреспондентам «Правмира», он рассказывает о своем общении с патриархом Алексием I, о хрущевских гонениях на Церковь, о русской деревне и о том, как он видит отношения между архипастырем и его паствой.

Ксения Лученко: Владыка, сегодня многим молодым людям уже трудно себе представить, какой была жизнь верующих людей в сталинские годы? У вас арестовали отца и деда. И как дальше жила ваша семья после этого?

Митрополит Варнава: Дедушку моего забрали в 29-м году. Зимой. А народ очень любил его. Тогда машин не было, увозили на санях – народ стал бастовать. Те, кто увозил, вопросы начали задавать прямо там, в санях: «ты отказываешься от своего сана?». А он говорит: «Как же отказываться, я же служил, что же, обманывать, что ли?» «Ну вот тогда тебя отпустим, если откажешься» «Нет, я предателем не буду». Вот такая вера была, до конца жизни. На все шли люди, – и страдали, и их убивали, а они от своей веры не отступали.

Идти за Христом легко – знать свою дорогу, не сворачивать. Когда мы шли, мы ничего не боялись, и Господь помогал всегда. А кто не укреплен, кто был «между прочим», отпадали. А сейчас все верующие – и верующих мало. Какие верующие в наше время? А тогда сам режим сдерживал людей. Если верующий человек, он уже до конца шел. Тогда люди хорошие были.

А как к вашей семье потом относились?

– Гонимы были все время.

– Но ребенку ведь очень трудно это переживать, когда все ровесники ходят строем и верят в коммунизм, а вы как? Тяжело же было?

– Я родился без папы уже. Хотели забрать и маму. Пришли забирать, выселяли куда-то в необитаемые места, но поскольку мама собиралась меня рожать, ее сказали пока оставить. Так и осталась. А семь других семей сослали, и только один человек оттуда вернулся.

У нас дом отобрали, огород – все отобрали. Я ходил воровать яблоки в свой старый сад. Дом-то небольшой был, а кругом дома сад. Яблоки летом нападали, а собрать нельзя: сад-то уже не наш. Яблоки червивые валяются, гниют, а нельзя поднимать. Такая жизнь была, она укрепила. Мы шли за Христом, все отдавая, никуда не сворачивая. Господь помогает. У меня были два брата и сестра, сестра еще жива, ей 90 лет в этом году. И мама нас одна вырастила и воспитала.

Вы начинали свой взрослый церковный путь в Троице-Сергиевой лавре…

– До Лавры я был еще алтарником в селе Матвеево, где служил мой дядя. Когда я пошел в лавру, мне было 23 года.

Какая была Лавра тогда?

– Было много старцев, все священнослужители и монахи – отсидевшие, по тридцать лет многие просидели в тюрьме, все прошли. Я застал тех старцев, которые были до закрытия Лавры, а когда ее вновь открыли, они вернулись. Это были подвижники. Сейчас не найдешь ни одного такого. В Лавре было легко жить, наставников много было, с кем посоветоваться на духовные темы, они направляли на путь истинный. Когда старцы стали умирать, я был уже укреплен.

Машина в Лавре была только у наместника, сейчас у монахов машин полно. Телефон тоже был только у наместника, телевизоров вообще не было. А сейчас у каждого есть телефон, и телевизоры уже есть. Тогда жизнь очень благодатная была в Лавре, очень хорошая.

Сохранилось ли преемство с тем временем?

– Все потеряно. Другие люди стали. Вот сейчас отец Кирилл Павлов уже совсем плох, у него было преемство. Немножко отец Наум и отец Варфоломей застали старцев. А остальные все новые. За 37 лет, что я провел на Чувашской кафедре, уехав из Лавры, все обновилось, сейчас я туда приезжаю, никого не знаю.

– Вы довольно близко знали патриарха Алексия I. Каким он был? Говорят, очень чувствовалось его аристократическое происхождение?

– Да, он был человеком очень культурным, очень благочестивым. Никогда пост не нарушал, мяса никогда не ел. И Пимен так же. Патриарх Алексий меня рукополагал в дьяконы, иеромонахи, в архимандриты возводил. Так что я с ним знаком был.

Расскажите, как приходилось выстраивать взаимоотношения с властью?

– С властью было очень трудно. Во время самых гонений при Хрущеве наместником Лавры был архимандрит Пимен (Хмелевский), по образованию – юрист. И он спасал Лавру. Лавру уже наметили закрывать.

Например, такие моменты были: монахов обложили налогом: за питание, за кельи. Писали отчеты, сколько монахов и сколько на них тратится. Он ездил в Москву и хлопотал, все сняли. Потом придумали, что монах должен быть не младше тридцати лет, начали выписывать тех, кому не было тридцати.

Снова ему пришлось стараться, чтобы никого не трогали. Потом воду перекрыли всю. И вот как хочешь. Возили с источника. На измор брали. А в Лавре, там, где сейчас книгами торгуют, около ворот был офис, где принимали иностранцев. Они туда все обязательно заходили, там их экскурсоводы ждали и там же был туалет. А воды-то нет! Мы не стали специально там ничего убирать. Пришли иностранцы, а им сходить надо. Ну и сразу шуму наделали: какое безобразие! Ну, и того, кто воду перекрыл, сняли. Отец Пимен был мудрый наместник.

А вот Почаевскую Лавру уже почти совсем закрыли. Я отдыхал в Одессе, и там как раз в то время были патриарх Алексий и митрополит Пимен, который тогда был управделами. И приходит сигнал, что в Почаеве беда: даже кухню уже закрыли, печку сломали. Ну, и решили, что туда, никого не предупреждая, поедет митрополит Пимен и меня благословили с ним ехать.

Велели только строго-настрого никому не рассказывать, что в Почаев едет управделами. Машины туда не пускали. Митрополит сел в машину спереди с водителем, очень солидно. И мы их застали врасплох: как мы подъедем – все разбегаются, вот и пропустили.

Там тогда был епископ Дамиан, так и он не знал, что мы приедем. Пришли, а они обедают как раз. Там мясо у них оказалось, но все сразу исчезло со стола, епископ растерялся, клобук никакой не надел, выскочил встречать.

По всей Лавре торчат антирелигиозные плакаты. Например, висит большое изображение Божьей Матери, слезы у Нее текут и кошелек: «подайте, мне жить нечем». Разные были карикатуры. Мы сфотографировали все эти безобразия.

Послужили, народ все равно пришел: хоть никого и не пускали, а народу полно было. Когда мы вернулись в Одессу, патриарху уже доложили, и он поехал в Москву, там все наши материалы показал, и все остановили. Патриарх Алексий помогал, но во всем невозможно помочь. Он Лавру отстоял, Печоры тоже отстоял.

Были гонения, но у кормила находились люди стойкие, они стояли за обитель, за братию, не отступали. Например, такой момент был уже при патриархе Пимене. Я был за наместника в Лавре, когда наместник Августин болел и жил в Астрахани.

Вызвали меня и сказали, что молодые монахи должны уехать в 24 часа. Если вы их не выселите, вас выселим. Что делать? Это было уже к вечеру, я поехал к патриарху. К патриарху Пимену было легко попасть. Он меня принял и выслушал, и сказал: «пускай они никуда не выходят из кельи, иначе их сразу заберут». Дал мне такой наказ.

На другой день он звонит: «все уладил, пускай выходят». Так они и остались. Вот такое было время. И хорошо, что там такие люди были. С Богом – хорошо, и Господь помогает, и вразумляет, и тех людей вразумляет, кто хочет обижать.

Вы уже почти 40 лет руководите Чувашской епархией. Это же трудно приезжать на чужую землю, которую нужно полюбить? Это испытание. Вы помните, как приехали?

– Полюбить я должен был сразу, потому что я приехал любить. С Богом не тяжело. Первым делом, когда приезжаешь, нужно обязательно идти на поклон к уполномоченному по делам религии. Я не успел, потому что это был Никола Зимний, нужно было служить. Так что на Николин день я отслужил, а потом на другой день пошел. Там сидел уполномоченный Павел Кондратьевич.

И он начал мне давать распоряжения: секретаря сменить, вот того поставить, настоятеля снять, мол, коррупция у них. «Ко мне приходи на прием в светской одежде, – говорит, – по приходам никуда не езди без моего разрешения. Проповедь только через меня, семинаристов через меня посылать. Рукополагать ни в коем случае нельзя» – такие дал мне наставления.

Я выслушал и отвечаю: «светской одежды у меня нет и никогда не было, секретарь меня устраивает, он же у меня работает, не у вас. В семинарию я сам знаю, кого посылать. Проповедь я обязательно буду говорить. Как вы будете проверять? Вы – нецерковный человек, а чтобы проповеди проверять, надо богословское образование иметь».

Через три дня прихожу к нему, говорю, что если он настаивает, то я еду в Синод к Патриарху и заявляю, что у меня управляющий епархии есть уже – уполномоченный, так что мне тут делать нечего. Он сразу переменился: «А, вот, вы – не предатель. Другим скажешь, а они сразу храм закрывают, а вы – честный человек». Хотя вообще им-то, конечно, на руку было, чтобы я согласился.

– Сейчас рукополагают много молодых архиереев, может быть, вы могли бы дать совет, с чего им начинать в новой епархии?

– Они должны быть подготовлены, а если не готовы, то им надо от архиерейства отказываться. Их ведь вызывают и спрашивают, они все соглашаются. Когда меня вызывали, другое положение было: решили – и все, у тебя послушание.

Какие ваши главные принципы вашего управления епархией?

– Соблюдать все каноны церковные и богослужения, воспитывать паству. Проповедь должна не только на словах быть, но и в жизни. Самая главная проповедь – когда люди с тебя пример берут. А если будешь красиво говорить, а жизнь не христианская, то это, конечно…

Людям-то не особо видно, какая жизнь.

– Видно, сразу видно. По поведению. По гостям ходит, а может, и выпьет, на службу опаздывает, службу кое-как послужит, проповедь не говорит. Люди с хлебом пришли, а он говорит, мол, спешу, мне некогда. А если он будет внимательный к народу, сам будет опрятный, то и люди в храмы пойдут.

Каждому верующему надо уделять особое внимание. Не только грамотных, но и ненормальных надо ласкать. Всех надо любить. И болящих. Быть настоящим пастырем. И когда кто приходит, всегда помочь. А если новый архиерей закрылся в своей клетке и сидит, никого не принимает, то какой же это архиерей? Надо быть с народом, и народ с тобой будет.

А Ваши чуваши – они какой народ?

– Очень добрые и трудолюбивые. Когда я приехал, еще многие в лаптях ходили. Ели деревянными ложками из одной миски. Но сейчас уже чисто, ложки и вилки везде есть. И дороги везде есть.

А тогда… Приехал однажды в один деревенский храм, а я неискушенный еще был. Так там простыня вообще никогда не стиранная, как будто ножом скоблили. Ну, я так лег, потом подумал: «нет, буду с собой брать свое чистое». А дорог-то не было, я тогда ездил с вечера, иначе утром не успеешь к службе. А в некоторые места приходилось на самолете.

Вы ездили во все храмы по епархии, служили?

– Да, 35 храмов было, все объезжал. Где на телеге довезут, где на тракторе. Сейчас проложили, слава Богу, дороги.

А деревни сейчас остались по-прежнему?

– Умирают, умирают очень много. Порецкий район весь вымирает. Было большое село, теперь от дома до дома пешком далеко идти. Было 700 дворов, сейчас 300 осталось. Они даже не то, что умирают, они все в город расходятся. Поля все пустеют, бурьяном растут.

Люди хотят в городе жить. Не хотят в деревне. Раньше как было, когда я был подростком? Никому не разрешали в город ехать, молодежь оставалась в деревнях. Я когда стал устраиваться иподьяконом в Рязани, мне было 18 лет, а паспорт невозможно получить было. Не давали. То есть, никто не мог в Рязани работать. Мне пришлось с хлопотами, по знакомству, получать паспорт.

Но ведь насильно же нельзя заставлять

– Ну, а как хотите… Поля все были убраны, ничего не пропадало, все засеяно было, а хлеба такие были, выше роста человека. Травы никакой не было, чистые поля были, только васильки. Рожь и васильки. Косили рожь косой, жали. Потом вязали снопы, складывали скирды. Молотили: палка, вторая палка, и бьют по колосьям. А соломой крыли крыши. Железа не было. Солома несколько десятков лет не менялась, не портилась. В нашем доме, где я жил, пятьдесят лет соломе было, потом уже стала протекать.

– Скажите, вот сейчас идут дискуссии о связи исповеди и причастия. Если люди на каждой литургии причащаются, живут постоянной церковной жизнью, то можно ли, на ваш взгляд, исповедоваться реже, чем перед каждым причастием?

– Я вам одно скажу: если вы безгрешны, можете год не исповедоваться. Если у вас совесть уснула, спокойная, исповедуйтесь тогда – найдутся и грехи. А с грехами нельзя причащаться. Нет грехов – пожалуйста, причащайтесь. Какая проблема?

А что вы думаете насчет перевода богослужения на русский язык, можно ли Евангелие по-русски читать?

– Это можно, а почему нельзя? На чувашском здесь читают, а почему на русском нельзя? Можно. Но песнопения на русском не поются. Даже «Радуйся, Невеста неневестная» будет «Радуйся, Невеста незасватанная», куда это годится? А Евангелие по-русски – это неплохо, это не преступление.

Варнава, митрополит Чебоксарский и Чувашский (Кедров Владимир Викторович).
Родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области (предки его были священниками и служили в храме села Высокое с XVII века; только отец не стал священником, окончив лишь Рязанскую духовную семинарию). В 1945 году окончил среднюю школу.
В 1952-53 годах прислуживал в храме Святой Троицы в селе Бахмачеево Рязанской области.
В 1953-1955 годах был иподиаконом в кафедральном соборе святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба в г. Рязани.
В мае 1955 года вступил в братство Троице-Сергиевой лавры и был назначен помощником ризничего.
10 декабря того же года наместником лавры архимандритом Пименом (Извековым) пострижен в монашество с наречением имени в честь святого апостола Варнавы.
18 января 1956 года назначен ризничим лавры.
15 февраля 1956 года в Богоявленском Патриаршем соборе Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона.
9 марта 1957 года в Крестовом храме лавры во имя Филарета Милостивого рукоположен во иеромонаха. В 1958 году награжден наперсным крестом.
В 1960 году возведен в сан игумена. В 1963 году награжден крестом с украшениями.
В 1965 году возведен в сан архимандрита.
В 1970 году назначен благочинным лавры. В 1971 году от братии Троице-Сергиевой лавры был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви.
30 ноября 1976 года в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим,архиепископ Волоколамский Питирим, епископы Рязанский и Касимовский Симон, Орловский и Брянский Глеб.
В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон.
7 сентября 1984 года возведен в сан архиепископа.
27-31 октября 1984 года сопровождал Святейшего Патриарха Пимена в его поездке в Болгарию.
В 2001 году возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 4 октября 2012 года назначен (журнал № 91) главой Чувашской митрополии и утвержден (журнал № 103) в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого мужского монастыря города Чебоксары Республики Чувашия.

Фото Анны Гальпериной

Епископ Русской православной церкви; митрополит Чебоксарский и Чувашский с 30 ноября 1976 года. Глава Чувашской митрополии. Лауреат Государственной премии РФ (2000).


Дед - протоиерей Иоанн Кедров служил в храме Апостола Иоанна Богослова с. Высокое, в 1929 году был арестован и репрессирован.Отец - Виктор Кедров был арестован в 1931 году органами НКВД за 4 дня до предстоящей диаконской хиротонии, которая и послужила поводом к аресту.Мать - Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей.1945 год - окончил среднюю школу.1951-1953 - пономарь в с. Бахмачеево Мервинского района Рязанской области.1953-1955 - иподиакон при Рязанском архиепископе Николае (Чуфаровском).С мая 1955 года вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры, и был назначен помощником ризничного и посошником наместника.10 декабря 1955 года наместником Лавры архимандритом Пименом (Извековым) в Сергиевском Трапезном храме пострижен в монашество с именем в честь Святого апостола Варнавы.С 18 января 1956 года - ризничный Лавры.с 15 февраля 1956 года - иеродиакон (рукоположен Патриархом Алексием)9 марта 1957 года в Лаврском Крестовом храме во имя Филарета Милостивого рукоположен во иеромонаха.С 1960 года - игумен.С 8 октября 1965 года - архимандрит.1970-1974 - благочинный Лавры.1970-1973 - исполняющий обязанности наместника Лавры.Член Поместного собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.30 ноября 1976 года в Сергиевом Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Чебоксарского и Чувашского. Хиротонию совершали: Святейший патриарх Московский и всея Руси Пимен, митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим, архиепископ Волоколамский Питирим, епископы Рязанский и Касимовский Симон, Орловский и Брянский Глеб.В 1983 году с паломнической группой Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон.7 сентября 1984 года возведён в сан архиепископа.С 27 по 31 октября 1984 года сопровождал патриарха Пимена в его поездке в Болгарию.25 февраля 2001 года возведён в сан митрополита.17 июля 2006 года Священный Синод заслушав прошение о почислении на покой в связи с достижением 75-летия, постановил: просить продолжить архипастырское служение.

«Результативно и наступательно действовали в прошлом году органы контрразведки. Благодаря успешным спецоперациям была пресечена деятельность 129 кадровых сотрудников и 465 агентов иностранных спецслужб», - сказал российский президент.

Призёр Олимпийских игр-2016 Дарья Шмелёва сегодня выиграла золото чемпионата мира в Польше по велоспорту на треке в гите на 500 м. Это уже её вторая медаль на этом турнире.

В финале Шмелёва победила с результатом 33,012 секунды. Серебро выиграла украинка Елена Старикова (33,307). Бронзовую медаль в этой дисциплине завоевала австралийка Каарле Маккалох (33,419).

Чемпионат мира по велоспорту на треке проходит в польском Прушкове и завершится в воскресенье. Пока в активе сборной России по одной медали каждого достоинства.

Россияне Семен Павличенко, Виктория Демченко, а также экипаж саней-двоек в составе Александра Денисьева и Владислава Антонова заняли первое место в эстафете на этапе Кубка мира в Сочи.

Россияне показали результат 2 минуты 45,272 секунды. Второе место заняли немецкие саночники (+0,072 секунды), третьими стали представители Латвии (+0,127).

Сборная Германии заняла первое место в эстафетном зачете Кубка мира, набрав 525 очков. Российская команда стала второй, имея в активе 455 баллов. Третье место досталось латвийским саночникам (410).

Эстафета завершила соревновательную программу заключительного этапа Кубка мира. Российские саночники не смогли победить лишь в одном старте - в соревновании одиночных саней среди женщин. Всего сборная России завоевала на домашнем этапе шесть золотых, три серебряные и две бронзовые награды.

оссийский саночник Семен Павличенко выиграл соревнования на этапе Кубка мира в Сочи.

По сумме двух попыток Павличенко показал результат 1 минута 43,867 секунды. Второе место занял другой россиянин, Роман Репилов (+0,434). Третьим стал итальянский спортсмен Доминик Фишналлер (+0,460).

Россиянин Максим Аравин занял четвертое место (+0,574), Александр Степичев - пятое (+0,592), Александр Горбацевич - 24-е (+5,086).

Павличенко выиграл второй этап Кубка мира подряд и третий в сезоне. 27-летний саночник возглавил общий зачет Кубка мира (688 очков), на втором месте Репилов (633), на третьем - немец Йоханнес Людвиг (630), ставший в Сочи 12-м.

Заключительный в сезоне этап Кубка мира по санному спорту завершится в воскресенье, когда состоятся спринты у женщин, мужчин и в санях-двойках, а также эстафета.

Россиянин Павел Кулижников завоевал золото чемпионата мира по конькобежному спорту в спринтерском многоборье, который завершился в Херенвене.

Кулижников третий раз в карьере победил на чемпионате мира в спринтерском многоборье (2015, 2016, 2019).

Российские саночники Александр Денисьев и Владислав Антонов в соревнованиях среди двухместных экипажей одержали победу в спринте на девятом этапе Кубка мира в Сочи.

Они победили, показав результат в 31,450 секунд и опередив на 0,011 секунд своих ближайших конкурентов - латвийских саночников Андриса Шицса и Юриса Шицса. Замкнули тройку призеров действующие чемпионы мира из Германии - Саша Бенеккен и Тони Эггерт (+0,074).

Еще один дуэт из России - Всеволод Кашкин и Константин Коршунов - занял четвертое место (+0,080).

В общем зачете на первом месте - Эггерт и Бенеккен (1050 очков), на втором - австрийцы Томас Штой и Лоренц Коллер, на третьем - саночники из Германии Тобиас Вендль и Тобиас Арльт. Денисьев и Антонов в общем зачете занимают 13-ю позицию.

Заключительный в сезоне этап Кубка мира по санному спорту закончится в воскресенье.

Российская саночница Виктория Демченко стала победительницей в спринте на этапе Кубка мира в Сочи.

Спортсменка прошла дистанцию за 31,505 секунды. Второе и третье места заняли немки Даяна Айтбергер с отставанием 0,104 секунды и Натали Гайзенберг (+0,137).

Россиянка Екатерина Батурина заняла десятое место, а Татьяна Иванова - 11-е.

Также сейчас проходит чемпионат мира по лыжным гонкам в Австрии. Российский лыжник Александр Большунов занял второе место в скиатлоне, а Наталья Непряева - третье.

Российская биатлонистка Екатерина Юрлова-Перхт стала победительницей женской гонки преследования на чемпионате Европы в Белоруссии.

Россиянка, накануне ставшая серебряным призером в спринте, прошла с одним промахом дистанцию с четырьмя огневыми рубежами. На втором месте финишировала хозяйка трассы Ирина Кривко.

В сражении за бронзу сильнее оказалась немка Надин Хорхлер, которая опередила в финишном спурте представительницу Австрии Дуню Здуч.

Чемпионат Европы. Раубичи (Белоруссия)

Женщины. Гонка преследования. 10 км

1 (2). Екатерина Юрлова-Перхт (Россия) - 27.43,4 (1 промах)

2 (11). Ирина Кривко (Белоруссия) - +37,5 (1)

3 (15). Надин Хорхлер (Германия) - +49,4 (1)

4 января 2019 г. третий Superjet 100 авиакомпании Северсталь перелетел из центра поставки ГСС в Жуковском в базовый аэропорт авиакомпании Череповец. Борт с регистрационным номером RA-89119 и заводским 95154, второй поставленный ГСС SSJ-100 в этом году. Всего в Череповец должны прибыть 6 таких бортов.

В НПО имени Лавочкина параллельно с дорабатываемым сейчас третьим серийным спутником типа «Электро-Л» (запуск запланирован на осень 2019 года) начата работа по созданию еще двух однотипных тяжелых метеоспутников (№4 и №5). 1800-килограммовые космические аппараты строятся на российской платформе «Навигатор» с отечественным оборудованием.

Рабочая орбита «Электро-Л» - геостационарная (около 36000 км от Земли). Спутник имеет габариты 5,5 х 2,5 м и несет на борту сложное оборудование: гелиогеофизический аппаратурный комплекс ГГАК-Э, комплекс многоспектральной съёмки Земли в видимом и инфракрасном диапазонах с разрешением 1 км и 4 км соответственно (периодичность 10-30 минут), аппаратуру для приёма и ретрансляции данных от автономных метеорологических платформ и сигналов аварийных буев глобальной системы КОСПАС-SARSAT.

Космический аппарат «Электро-Л» рассчитан на время работы не менее 10 лет. В сборке его компонентов участвуют российские компании ИСС имени академика Решетнёва, ОАО «Сатурн», НПО «Сатурн», НПО «Факел», НПЦ «Полюс», «Российские космические системы», Ижевский радиозавод и другие. Запуск 4-го и 5-го спутников запланирован на 2021 и 2022 годы.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) - единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о св. Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost).

В России разработано эффективное средство пылеподавления для использования против пыления металлургических и угольных шлаков в степных и пустынных условиях. Эта проблема представлена, например, в Казахстане, предприятия которого стали местом испытаний новой технологии.

Как сообщают ученые Инжинирингового химико-технологического центра (ИХТЦ, Томск), обеспечивающие процесс испытаний и внедрения решения на предприятиях «Евразийской ресурсной группы» в соседнем государстве, созданный в России реагент показал наиболее высокие результаты в тестах в реальных условиях, где в роли конкурентов принимали участие сразу 7 конкурирующих решений.
Российская разработка представляет собой концентрат, который разводят водой, готовым раствором поливают пылящую землю или поля. Через несколько часов реагент склеивает частицы пыли, которые образуют прочную и эластичную пленку. Покрытие может продержаться на поверхности от нескольких месяцев до года, в зависимости от режима обработки.

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» - «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой - от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Исследователи Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) и Института химии твёрдого тела и механохимии Сибирского отделения Российской академии наук (ИХТТМ СО РАН) добились того, что их новая разработка сохраняя до 90% всех полезных веществ содержащихся в плодах рябины, имеет хороший вкус и низкую цену. Выбор рябины в качестве исходного сырья в Западной Сибири очевиден – здесь ее растет достаточно много. Плоды растения являются ценным поливитаминным сырьем: в них много витамина С, каротина, аскорбиновой кислоты, антиоксидантов, антибактериальных веществ и многочисленных микроэлементов. Использование в пищу разработанной добавки поддерживает иммунитет и позволяет избавиться от окислительных радикалов, которые вызывают инсульты, сердечные приступы, рак и другие болезни. Чтобы уйти от традиционной горечи рябины была использована инкапсуляция (размещение горького вещества в оболочке, которая позволяет исключить его влияние на окружающую среду): мелкие частицы порошка рябины поместили в полисахарид растительного происхождения.

Полученная в итоге добавка уже заинтересовала местных производителей продуктов. Добавив некоторое количество такого порошка, например, в творожный продукт не был изменен вкус, зато полезные его свойства серьезно возросли.

Добавим, что это не единственная разработка в России, которая представляет собой безвредную биологически активную добавку. Так уже не первый год в нашей стране производится интереснейший препарат гипорамин на основе экстракта листьев облепихи, представляющий собой полностью натуральный иммуномодулятор и сертифицированный по всем правилам как лекарственное средство.

Формирование образа

Дореволюционная рождественская открытка со святым Николаем
В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году - с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.

Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки - не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь:

редставители отечественного оператора связи «Мегафон» сообщил об официально зафиксированном рекорде скорости передачи данных в российской сети 4-го поколения (4G, LTE). Результат был достигнут с использованием одного из флагманских смартфонов южнокорейской компании Samsung.

По данным специалистов мобильного оператора, максимальная скорость скачивания, которую им удалось получить составляет 1,059 Гбит/с. Загрузка данных осуществлялась с сервера «Мегафона». «Это стало возможным благодаря агрегации трех несущих по 20MHz, MIMO 4x4, модуляции 256QAM и программного обеспечения», - отмечается в сообщении. Такая скорость позволяет (при технической возможности мобильного устройства) смотреть онлайн-трансляцию (стрим) в разрешении до 4К (4096

Славянская мифология
Подробнее по этой теме см. Мороз (мифология).

«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885.
Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко). Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика

Новый российский промышленный робот «Аркодим» способен калибровать себя самостоятельно. Каждый пройденный миллиметр дает информацию для калибровки прохождения следующего миллиметра в режиме реального времени. При этом, робот может одновременно работать в технологическом процессе, где требуется перемещать с высокой точностью несколько разных предметов разного веса. Испытания показали, что опытный образец робота уверенно держит десятую долю миллиметра по всем трем направлениям.

Манипулятор чувствует внешние воздействия и при контакте с человеком моментально он это понимает и выбирает нужный сценарий поведения, начиная от простой остановки до комплексных сценариев. Это может быть обход препятствия или режим податливости, в котором человек может свободно перемещать робота. Схема управления нового робота и алгоритмы взаимодействия с внешней средой - главные отличия российского манипулятора от мировых аналогов. По словам разработчиков, известные аналоги используют дорогие силомоментные датчики.

течественная компания «Аркодим» и Университет Иннополис (Казань) сообщили об успешных испытаниях первого промышленного (коллаборативного) робота с двойными энкодерами.

Робот приводится в движение с помощью серводвигателей, крутящий момент которых передается на исполнительное звено посредством редукторов. На валу серводвигателя есть встроенный внутренний энкодер, который сообщает контроллеру робота положение вала. Теоретически, зная положение вала, контроллер «понимает» положение самого робота. Но теория от практики порой сильно отличается.
Один энкодер, как и у аналогичных разработок, стоит на валу двигателя, а вот второй установлен на корпусе самого звена робота и высчитывает погрешности, связанные не только с люфтом в редукторах, но и с деформациями самого корпуса робота в связи с приложенным к нему усилию при перемещении тех или иных объектов.

Содержание
1 История возникновения
1.1 Исследования
1.2 Славянская мифология
1.3 Формирование образа
2 Дед Мороз и православие
3 В России
4 В Белоруссии
5 На Украине
6 В советском и российском кинематографе
7 Галерея изображений
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
История возникновения
Исследования
В своём исследовании С. Б. Адоньева указывает, что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Е. В. Душечкина, в принципе соглашаясь с таким мнением, указывает на более древние источники формирования образа. Более подробно она рассматривает этот вопрос в отдельной книге.

Во многих источниках в последнее время распространяется информация об успешных тестах новейшей российской системы радиоэлектронного подавления искусственных спутников Земли – с полным выводом из строя радиоэлектронного оборудования космического аппарата с мобильного (!) наземного комплекса.

«Тирада-2.3» - так называется новая система представляет собой новый тип комплекса радиоэлектронной борьбы. Проект ведет свое начало с передовых разработок советских ученых конца 1980-х годов. Целенаправленное его развитие началось в 2001 году, с перерывами из-за проблем со смежными предприятиями и интересом со стороны заказчика, к 2018 году создателям «Тирады-2» удалось выйти на заданные, еще считающиеся во всех армиях мира фантастическими, характеристики. Проект действительно находится сейчас на заключительном этапе разработки, и наряду еще с пятью комплексами нового вооружения, отмечен заместителем председателя правительства РФ Юрием Борисовым как уникальный и приоритетный. Также сведения о большом прогрессе в создании комплекса имеются и от ФГБУ «46 Центральный научно-исследовательский институт» Минобороны России. Имеется документальное подтверждение факта работ – в отчетах разработчиков с завода «Электроприбор» (город Владимир).

Добавим, что пока не показан ни внешний вид нового комплекса, ни сообщаются его конкретные характеристики. Это связано с режимом секретности на текущем этапе испытаний «Триады-2.3».

Интересно, что в 2016 году в российских СМИ сообщалось о создании еще одной системы подавления спутников - «Комплекса радиоэлектронной борьбы для противодействия спутниковым системам на низких круговых орбитах» (КРБСС). Она создана Московским научно-исследовательским радиотехническим институтом (МНИРТИ) при участии специалистов дизайн-центра микроэлектроники «НИИМА «Прогресс». Тогда уже сообщалось, что система успешно на значительной территории нейтрализует работу низкоорбитальных систем спутниковой связи, таких как Iridium, GlobalStar и OneWeb…

Дед Мороз изображается как старик в цветной - голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года - мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый Год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х - середины 1980-х годов, а в одном из мультфильмов даже якобы является внуком Деда Мороза и летает на самолёте, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Биография Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы

Варнава (Кедров Владимир Викторович); род. 21.04.1931г., с.Высокое Рязанского района Рязанской обл.), Митрополит Чебоксарский и Чувашский. Происходит из древнего священнического рода, ведущего свое начало от 17 века. Дед – прот. Иоанн Кедров служил в храме Ап. Иоанна Богослова с.Высокое, в 1929 году был арестован и репрессирован. Отец – Виктор Кедров был арестован в 1931 году органами НКВД за 4 дня до предстоящей диаконской хиротонии, которая и послужила поводом к аресту. Впоследствии был репрессирован, и сведений о нем никаких не было. Когда пришли арестовывать мать, у нее начались предродовые схватки, арест не состоялся, что спасло и ее и сына Владимира. Мать Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей, которые с детских лет посещали храмы. В 12 лет Владимир Кедров познакомился с блж. Пелагеей Рязанской и стал ходить к ней. Она говорила всем, что Володя будет большим человеком, а в 1956году - произошла встреча со схимонахом – пустынником Георгием, который предсказал ему архирейское служение.

В 1945 году Владимир Кедров получил среднее храмовое образование. С 1951 по 1953г.г. (1,5 года) был понамарем с. Бахмачеево Рязанской обл. Мервинского района у своего дяди прот. Петра Смирнова. 1953-1955гг. иподиаконствовал у Рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского; +1967), помогал при ремонте Рязанского Борисо-Глебского кафедрального собора. В мае 1955 года вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры, и был назначен помощником ризничного и посошником наместника. 10 декабря того же года наместником Лавры архим. Пименом (Извековым; впосл. Святейшим Патриархом) в Сергиевском Трапезном храме пострижен в монашество с именем в честь Святого Ап. Варнавы. 18 января 1956 года назначен ризничным Лавры. Святейший Патриарх Алексий-I (Симанский) рукоположил монаха Варнаву 15 февраля 1956 года в Богоявленском патриаршем соборе г. Москвы в сан иеродиакона, а 09 марта 1957 года в Крестовой церкви в патриарших покоях Лавры - в сан иеромонаха. Помимо послушания ризничного Лавры, иеромонах Варнава исполнял послушание главного уставщика Лавры, в будние дни канонаршил. В 1960 году - возведен в сан игумена и награжден Крестом с украшениями в 1963 году. В праздник преп. Сергия, 08 октября 1965 года - возведен в сан архимандрита. С 1970 по 1974 годы архимандрит Варнава нес послушание благочинного Лавры и состоял исполняющим обязанности наместника Лавры с 1970 по 1973 годы т.к. наместник Лавры архимандрит Августин (Судоплатов) по болезни жил в стороне. После смерти Патриарха Алексия-I (Симанского) - вошел в комиссию по ревизии патриарших покоев и по проведению Поместного собора для избрания нового Патриарха. Член Поместного Собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.

18 ноября 1976 год - определен быть епископом Чебоксарским и Чувашским. 30 ноября 1976 года - состоялась хиротония во епископа Чебоксарского и Чувашского в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, которую возглавил Святейший Патриарх Пимен (Извеков). 07 сентября 1984 году - возведен в сан архиепископа. 25 февраля 2001 года - возведен в сан митрополита. К приезду епископа Варнавы в Чувашии было 35 Приходов. За годы, более чем 29- летнее служение Владыки Варнавы на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей: мужские – Чебоксарский во имя Святой Троицы, Алатырский во имя Святой Троицы, Александро-Невский в с. Каршлыхи; женские - Чебоксарский в честь Преображения Господня, Алатырский Киево-Никольский Новодевичий, Цивильский в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Иверский в с.Шерауты, открыто более 200 Приходов, восстановлено Чебоксарское духовное училище.

Значительным событием в жизни Чувашии стали визиты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия-II: 23-25 июня 1996 года и 05-08 июля 2001 года По благословению митрополита Варнавы в Чебоксарско-Чувашской епархии создан Православный миссионерский центр, ведущий активную борьбу с многочисленными сектами, развернувшими свою деятельность на территории Чувашской Республики. На многих Приходах открыты Дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Священнослужители епархии окормляют места лишения свободы. При активном участии и огромном вкладе Владыки Варнавы возрождена историческая часть г. Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города, которая была освящена Святейшим Патриархом Алексием-II во время его визита в 1996 году в Чебоксарско-Чувашскую Епрахию. В 1998 году местные городские власти выдвинули Владыку Варнаву кандидатом на соискание Государственной премии РФ, в области науки и техники. Митрополит Варнава неоднократно посещал святую Землю и святую гору Афон.

Владыка Варнава удостоен наград:

Св. равноап. кн. Владимира II степени (1971),
- Прп. Сергия Радонежского II степени (1981),
- Св. блгв. кн. Даниила Московского II степени(1996),
- Свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (2001),
- Орденом Животворящего Креста Господня II степени Святейшим Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Диодором (1996),
- Орденом Животворящего Креста Господня III степени (2003),
- Крестом Гроба Господня с орденом Животворящего Креста Господня I степени Блаженнейшим Патриархом Святаго Града Иерусалима и всея Палестины Иринеем (2004),
- Почетной медалью Советского Фонда Мира (1984),
- Орденом Дружбы (1996),
- Почетной медалью Волжского казачьего войска I степени (1996),
- Медалью Министерства Юстиции РФ к 120-летию УИС России(1999),
- Почетной Грамотой Президента Чувашской Республики Федорова Н.В. «За заслуги перед Республикой» (1997),
- Является лауреатом Государственной премии РФ в области науки и техники (2000),
- Медалью Министерства Юстиции РФ «За укрепление Уголовно-исполнительной системы» (2001),
- Медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (2002),
- Медалью Министерства Юстиции РФ «В память 200-летия Минюста России» (2002),
- Медалью МВД РФ «За содействие МВД России» (2002),
- Медалью Госкомспорта РФ к 80-летию Госкомспорта России (2003),
- Медалью Министерства Юстиции РФ «В память 125-летия Уголовно-исполнительной системы России» (2004),