Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

На трех примерах показать взаимосвязь глобальных проблем. Взаимосвязь между глобальными экологическими проблемами и возможные пути решения

Глобальные проблемы современного общества стали закономерным продолжением неравномерности развития, причём как между уровнями государств (проблема Севера – Юга), так внутри самих стран по разным сферам. Что усугубляется ещё и большим разрывом между финансовым положением, реальным уровнем жизни и возможностями различных слоёв общества. Возникновение многих глобальных проблем современности поспособствовала научно-техническая революция, которая вывела человечество на новый виток развития, дала ему современные технологии, позволила справиться с болезнями… И открыла путь к уничтожению всей планеты.

Так, в результате гонки вооружений уже в 80-е годы общий запас вооружений в 100 раз превышал то, что использовали все участники во время Второй мировой войны. Таким образом, глобальные проблемы современного мира поднимают остро вопрос о выживании человека как вида. Это настолько важно, что их рассматривает далеко не только обществознание, но и социология, политология, экономика, некоторые отрасли географии, изучает статистика, экология и так далее.

Существует мнение, что виной всему стала глобализация, которая породила подобное разрастание. Некоторые также возлагают ответственность на определённые страны, в частности, на экономически развитый Запад, а также на Европу, считая, что создавшееся положение дел в мире стало во многом результатом того, что они эксплуатировали бывшие монополии, потребительски и часто грабительски относились к мировой экологии.

Однако, размышляя о том, верны ли следующие суждения о глобальных проблемах, то есть уже упомянутые, нельзя не отметить, что свою роль в том, как именно все пришли к настоящему, сыграл СССР. А страны, которые входили в СССР, за исключением Прибалтики и отчасти Грузии, сейчас нельзя назвать экономически успешными и принадлежащими к данной группе государств. Тем не менее это не освобождает их от ответственности, в том числе и исторической.

Таким образом, трудно сказать, что причина глобальных проблем как-то связана с преуспеванием или напротив – с отсталостью в плане экономических отношений. Да и явление намного глубже, это не простая сумма национальных или региональных проблем, вышедших на новый уровень. Существует мнение учёных, что человек оказался на следующем витке развития и столкнулся с новыми для себя проблемами. Чем больше у него возможностей, тем более серьёзные задачи приходится решать. И тем выше ставка – цена за вероятный проигрыш. Фактически, в настоящем экономические, научные, технологические, транспортные и т. п. возможности людей в целом беспрецедентные. И, соответственно, риск тоже максимальный.

Какие они бывают?

Глобальные проблемы человечества обществознание и философия делят на 3 большие группы. В первую входят те, что возникли по линии взаимоотношения людей и природы. В частности, к глобальным экологическим проблемам (а речь идёт именно о них) относятся вопросы загрязнение природы, стремительное сокращение биоразнообразия, уничтожение экологических систем, нехватка чистой питьевой воды, продовольствия. Вопрос ресурсов тоже часто включают в этот перечень, хотя он находится скорее на стыке.

По линии людей и социума в целом – демографический кризис, который сейчас стал сложнее, чем просто вопрос перенаселения планеты. Так, в одних странах наблюдается слишком большая плотность, в то время как другие не могут даже просто обеспечить гарантированную смену поколений из-за резкого падения рождаемости. Сюда же можно отнести проблему бедности, терроризма, социального неравенства, хотя последние уже будут спорными, многие считают их скорее региональными, просто некоторые – очень масштабными.

И, наконец, интерсоциальные. Это проблемы предотвращения ядерной войны, отсталости развивающихся стран по сравнению с развитыми. И не только. Вообще глобальные проблемы мировой экономики связаны с гиперинфляцией, периодическими кризисами, а также с тем, какое количество ресурсов уходит на постоянное вооружение. И сейчас этот вопрос снова оказался остро поднят в связи с противостоянием между Россией и Западом.

Отдельные глобальные проблемы человечества

Некоторые проблемы настолько остро встают, что они выделяются из основной группы и получают особый статус. Именно так случилось в своё время с парниковым эффектом, который отдельно начали обсуждать на международном уровне, когда поняли, что среди всех экологических проблем именно это может оказаться самым критическим в ближайшее время. Сегодня схожим статусом обладает тема Мирового океана.

Напомним, что он занимает 70% суши. Без него на планете не было бы жизни. В то же время загрязнение Мирового океана намного труднее контролировать, чем пользуются многие развивающиеся страны, сбрасывая туда отходы и экономя, таким образом, на их утилизации или переработки. Развитые страны пытаются контролировать этот процесс, но, во-первых, им не всегда хватает юридических возможностей, потому что в полной мере ни одна страна не может указывать другой, что той делать. Во-вторых, Мировой океан – огромен. Чтобы охватить всё пространство, понадобятся слишком большие ресурсы.

Кроме того, напомним, что глобальные проблемы мировой экономики – это, помимо прочего, ещё и вопрос ресурсов, обеспечения сырьём. К чему относится добыча нефти, а она сейчас всё чаще затрагивает Мировой океан. Разумеется, большинство компаний следит за техникой безопасности, старается не допускать протечек, тщательно контролирует процесс. Однако достаточно одной крупной аварии, чтобы пострадала значительная часть территории. А локализировать зону бедствия в Мировом океане затруднительно.

Вообще глобальные проблемы примеры такого рода знают в большом количестве. Иногда речь идёт о простой ошибке, периодически – о техническом несовершенстве. Но чаще всего к трагедиям приводят халатность, пренебрежение собственными обязанностями, злой умысел, а ещё чаще – нищета (люди в развивающихся странах вырубают лес, потому что для них это часто чуть ли не единственный способ прокормиться) и неграмотность.

Поясню по поводу последнего: в современном мире при доступности образования, а также Интернета каждый может, при желании, узнать, какие виды растений и (или) животных занесены в Красную книгу, чем опасно их уничтожение, как стоит вести себя на природе. Но существует довольно большое количество людей, проживающих как раз в местах скопления диких животных, которые не представляют себе всей картины. У них нет доступа в Интернет, они могут не знать о проблеме. И при этом такие люди

эксплуатируют природу, не задумываясь. Многие не понимают, какой ещё у них может быть выход. Просветительские программы в Индии, к примеру, помогли спасти жизнь многим леопардам: местные жители стали им помогать, когда те оказывались совершенно случайно в ловушках, рассчитанных на других животных.

Взаимосвязь глобальных проблем

Глобальность современных существующих проблем связана не только с тем, что они оказывают влияние на всю планету. Помимо прочего, их нельзя решить силами одной страны или даже группы государств. Здесь требуется объединение усилий. И ещё критически важно учитывать взаимосвязь. Нельзя найти то, что относилось бы к глобальным проблемам современности, но при этом не влияло на другие или не испытывало соответствующее влияние – в свою очередь.

В целом цепочку можно рассматривать так. Примерно около двух сотен лет тому назад накопилась критическая масса недовольства в разных странах, которая привела к резким социальным переменам и к революциям, произошедшим где-то раньше, где-то позднее. Людей перестала устраивать религия, они стали искать ответы в науке, результатом чего стала научно-техническая революция. А она привела к созданию новых лекарств, повышению уровня жизни, решению вопроса голода (несмотря на то, что нехватка продовольствия продолжает оставаться одной из глобальных, сейчас недоедает меньше людей, чем раньше). В итоге произошёл демографический взрыв, как следствие – перенаселение.

Что, в свою очередь, повлекло за собой угрозу истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды. Большое количество людей само по себе также способно обострить проблемы между странами и привести к новым конфликтам. А научно-технический прогресс дал государствам в руки новое, более мощное и опасное оружие. Что и привело к актуальному положению дел.


Готовые работы

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге

КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге

МАГИСТЕРСКИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге

ОТЧЕТЫ ПО ПРАКТИКЕ

После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость». По ходу развития цивилизации перед человечеством постоянно возникали сложные проблемы. На этом уроке мы обсудим, что содействовало обострению проблем в XX веке и рассмотрим их сущность, затрагивающую общепланетарные масштабы. Узнаем о классификации глобальных проблем человечества, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Тема: Глобальные проблемы человечества

Урок: Сущность глобальных проблем. Взаимосвязь и взаимозависимость

По ходу развития цивилизации перед человечеством стали возникать глобальные проблемы. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду. Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными) вопросами для какой-то отдельной страны, народа, затем они становились региональными и глобальными, т.е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.

Основные черты глобальных проблем :

1. Проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества

2. Они приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации.

3. Глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества.

4. Глобальные проблемы тесно связаны одна с другой.

Главные проблемы человечества :

1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны.

2. Экологическая.

3. Демографическая.

4. Энергетическая.

5. Сырьевая.

6. Продовольственная.

7. Использование Мирового океана.

8. Мирное освоение космоса.

9. Преодоление отсталости развивающихся стран.

Рис. 1. Бедность и нищета в Африке ()

Разработка классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения.

В современной научной литературе делаются попытки комплексного рассмотрения всего многообразия глобальных проблем. Поскольку все эти проблемы имеют социоприродный характер, так как они одновременно фиксируют противоречия как между человеком и обществом, так и противоречия между человеком и окружающей природной средой, то обычно их делят на три основные группы. Исследователями предложено множество вариантов классификации.

Классификация глобальных проблем:

1. Проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток - Запад», богатые и бедные страны и др. К ним относится проблема предотвращения войны, международного терроризма и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.

2. Проблемы, связанные с отношениями в системе «человек - общество»: развитие культуры, эффективное использование достижений НТР, развитие образования и здравоохранения

3. Проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера. Это такие проблемы, как обеспеченность энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д. К этой же группе относится и экологическая проблема, т.е. проблема охраны природы от необратимых изменений отрицательного характера, а также задача разумного освоения Мирового океана и космического пространства.

Рис. 2. Нехватка питьевой воды в Африке ()

Глобальные проблемы взаимосвязаны.

Рис. 3. Схема взаимосвязей проблем глобального характера

В настоящее время человечество и страны-лидеры активно борются с распространением ядерного оружия и его использованием. Генеральная ассамблея ООН приняла Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кроме того, были подписаны договоры между главными ядерными державами (например, СНВ-1, СНВ-2, ПРО).

Крупнейшие страны по численности вооруженных сил:

5. Россия.

Проблема распространения оружия и разоружения остается актуальной. Особую потенциальную опасность представляют военные базы США и членов НАТО на территории многих стран.

Рис. 4. Военная база США в Турции ()

Домашнее задание

Тема 11, П. 1

1. Какие глобальные проблемы человечества вам известны?

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса. Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012. - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

2. Африка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс / Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География: Учебное пособие / Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010. География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий / Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс» / Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 240 с.

9. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика / В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

10. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

11. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

12. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / Под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ( ).

2. Федеральный портал Российское Образование ().

2. Взаимосвязь между глобальными экологическими проблемами и возможные пути решения

В настоящее время экологическая обстановка на планете находится в очень сложной ситуации. Если на данном историческом отрезке человечество не одумается, не попытается найти выход из сложившейся ситуации, то в конце концов произойдет природа не выдержит постоянного вмешательства человека в свои естественные процессы. В этом случае экологическая катастрофа попросту не минуема. Именно поэтому решение имеющихся экологических проблем является первым и наиважнейшим делом не отдельных государств или групп государств, а всего человечества в целом. Так или иначе все существующие в настоящее проблемы взаимосвязаны между собой, и объединяет их именно понятие «Человек». И вызваны эти проблемы численностью проживающего на планете населения, неравномерным его распределением по поверхности планеты, его постоянный рост. Если брать за основу именно это утверждение, то связь между всеми экологическими проблемами будет легко проследить. Вырисовывается следующая цепочка:

Постоянно растущее население требует все больше и больше пищи, жилья и товаров народного потребления. Это в свою очередь вызывает рост городов и строительство все новых и новых промышленных предприятий. Для их создания человек вырубает леса, а для обеспечения населения пищей распахивает ранее не использовавшиеся в сельском хозяйстве земли. Эти действия приводят к уменьшению площадей мест обитания диких животных, а культурные растения вытесняют дикорастущие. Из-за растущих потребностей в древесине увеличивается вырубка лесов, что в свою очередь сказывается на содержании кислорода в атмосфере Земли. Промышленные предприятия загрязняют токсичными соединениями атмосферу, а затем они вместе с осадками попадают в почву и воду. Углекислый газ, который образуется при сжигании топлива, не успевает усваиваться растениями и накапливается в атмосфере. Многие выбрасываемые в окружающую среду вещества вступают в реакцию с озоновым слоем Земли и тем самым разрушают его. Через образовавшиеся «озоновые дыры» проникает ультрафиолетовое излучение, которое совместно с накоплением в атмосфере углекислого газа вызывает явление известное под названием «парниковый эффект», в конечном итоге приводящий к глобальному потеплению климата. Подобный результат рано или поздно способен привести к катастрофе планетарного масштаба, главной жертвой которого и станет человечество. Также нельзя не упомянуть такие проблемы как снижение численности или полное исчезновение некоторых видов животных и растений и связанное с этим серьезное нарушение пищевых цепей в природе, загрязнение почвы выбросами промышленных предприятий, пестицидами и вносимыми в излишке удобрениями. Серьезной проблемой стала эрозия почвы и вызванное эрозией снижение площадей плодородных земель, что в конечном итоге привело к тому, что на отдельных территориях планеты человечество столкнулось с неурожаями и голодом. Неправильная мелиорация быстро приводит к снижению качества и плодородия почвы, уменьшению количества задерживаемой почвой и произрастающими на ней растениями влаги, это приводит к опустыниванию. Вместо того чтобы пытаться восстановить утраченные земли, человек распахивает новые, видя в этом спасение от голода, при этом, как правило, уничтожаются леса.

Следствием вышеприведенной цепочки является нарушение естественного природного равновесия. Под угрозу ставится сама возможность существования жизни на Земле. Если в ближайшее время не произойдет каких-либо изменений в отношении человечества к окружающей среде, то рано или поздно человек как биологический вид может навсегда исчезнуть с лица планеты.

Поскольку, как удалось доказать выше, первопричиной всех проблем является человечество, то борьбу с проблемами должно осуществлять именно общество, а не отдельные люди. Без осознания всем мировым сообществом губительности сложившейся ситуации проблемы просто физически не удастся разрешить. Прежде всего необходимо выработать высокий уровень человеческой сознательности, который станет отправной точкой в деле разрешения экологических проблем. Необходимо, чтобы Человек учился любить и заботиться о природе с младых лет. Для этого требуется внедрение экологических дисциплин в систему начального и среднего образований во всемирном масштабе. Эта обязанность лежит прежде всего на национальных и региональных правительствах, так как без их деятельного участия ситуация на местах не изменится. Ими же должна проводиться политика экологической пропаганды среди населения. Как показал опыт последних лет, такая деятельность привела к успехам. Так, благодаря экологическим роликам на телевидении и в Интернете за последнее десятилетие уровень бытового загрязнения в США упал на 5,4%, в Канаде на 5,9%,в Финляндии и Норвегии почти на 7,5%,а в среднем по Европе на 6,1%, причем значительного снижения добились именно промышленно развитые страны, с многоотраслевой индустрией. Также национальные правительства должны всячески поощрять и способствовать деятельности экологических правозащитных организаций, выступающих против особо грубых экологических нарушений. Так, по состоянию на март 2007 года, офисы международной природоохранной организации «Гринпис» действуют в 41 стране мира, в том числе и в России. За 35 лет своего существования активистам организации удалось привлечь внимание мировой общественности к более 100 000 экологическим проблемам в разных регионах мира, благодаря действиям организации прекращена деятельность около 30 000 вредоносных производств. Не менее важной является роль отдельно взятых государств в области ужесточения наказания за экологические преступления и правонарушения. Обычно ужесточение законодательства происходило уже после наступления печальных последствий, вызванных теми или иными экологическими катастрофами. В настоящее время все более важная роль уделяется вопросам превентивного ужесточения наказаний за потенциально возможные экологические преступления. Серьезные экономические и уголовные последствия снизили число экологических преступлений в среднем по миру на 15-20% за последние 5-7 лет, что можно считать успехом правосудия в области экологии. На межгосударственном уровне должен осуществляться процесс мониторинга окружающей среды, заключающийся не только в наблюдении за природными процессами и явлениями, но и в оценке состояний среды и прогнозировании ее изменений. Результаты, полученные в ходе мониторинга, должны становиться объектом международного достояния, так как комплексный сбор информационных данных помогает комплексно и всесторонне подходить к проблеме. Но все приведенные усилия окажутся безрезультатными, если к решению проблем не привлекается научно-технический прогресс. Организация производств должна вестись не только с позиции экономической выгоды, формируемой рынком, но и с позиций экологической безопасности, формируемых здравым смыслом. В последнее время появился новый термин «экоэкономика», подразумевающий под собой такой тип экономической деятельности, который являлся бы оберегающим для планеты. Примерами такого типа служат достижения ряда стран в энергетической отрасли. Так свыше 30% энергии в таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Дания, Норвегия и Швеция, производится ветром, причем без какого либо вреда для природы. Ряд современных автомобильных концернов внедряет в производство автомобили с водородными двигателями, работающими на безотходном водородном сырье. В настоящее время на смену бензину все чаще приходят газовое топливо-пропан и бутан -, являющиеся более безопасным для среды по причине полного сгорания. В настоящее в мире около 20% автомобилей работает на газовом топливе. Как итог, в результате развития программы экономики существенно сокращается число промышленных выбросов.


Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели очень важный комплекс проблем современности, связанный глобальными экологическими проблемами современности. Удалось, доказать, что главным виновником и главной же жертвой данной ситуации является человечество, которое, само того не ведая в течение всей своей истории существования осуществляя насилие над природой, осуществляло насилие над собой. Только с развитием экологии как науки удалось понять, сколь губительны для человечества последствия неразумного воздействия на природу. Нами рассмотрен целый комплекс загрязнений различных оболочек Земли и космического пространства, составляющий костяк глобальных экологических проблем, достаточно подробно рассмотрены явления, порождающие загрязнения, приведены соответствующие статистические данные. Далее в работе рассмотрена взаимосвязь между собой всех экологических проблем, и возможные пути выхода из сложившейся ситуации. Постулируется тот факт, что одновременно с их серьезнейшим обострением проблем, наметилось общее стремление искать выходы из складывающейся, порой критической, ситуации. В этой связи, среди наиболее перспективных направлений природоохранной деятельности можно назвать различные общественные движения, внутри- и межгосударственные акции, в силу своей официальности имеющие серьезное воспитательное значение. Уделяется внимание вопросам внедрения нового типа экономических отношений - экокономики, - ставшего возможным только в результате планомерного сотрудничества государственных и международных структур с промышленным комплексом. В работе кратко рассказывается о первых успехах этого принципиально нового подхода.

Стран, всей планеты (вырубка лесов, утрата редких видов флоры и фауны и т.д.). Из-за несбалансированного развития природы и общества на планете возникли и усугубляются следующие глобальные экологические проблемы: · Потепление климата; · Разрушение озонового слоя; · Кислотные дожди; · Загрязнение природной среды; · Сокращение генофонда растений и животных; · ...

Необычайно расширился. Ныне наряду с биологией это экономическая и географическая науки, медицинские и социологические исследования, физика атмосферы и математика и многие другие науки. Экологические проблемы современности по своим масштабам условно могут быть разделены на локальные, региональные и глобальные и требуют для своего решения неодинаковых средств решения и различных по характеру...

Ресурсы, искусственно созданные средства производства, природные ресурсы. В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие. Современные экологические проблемы в определенной степени порождены отставанием экономической мысли. Ни классики экономической науки А.Смит и Д.Рикардо, ни последующие экономические школы и ученые, включая К.Маркса, А.Маршалла, не...

Глобальные проблемы современности, практикум

Задание 1. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

экологический кризис

угроза новой мировой войны

рост наркомании

распространение СПИДа

угроза XXI века

Задание 2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) интернационализация

2) протекционизм

3) интернет-сети

4) Всемирный банк

5) мировые рынки

6) натуральное хозяйство

Задание 3. Найдите в приведенном списке черты, отличающие глобальные проблемы от других проблем человечества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) требуют для своего разрешения совместных усилий государств мира

2) возникли во второй половине прошлого века

3) отражают противоречие между потребностями людей и возможностями

4) вызваны нехваткой природных ресурсов

5) носят масштабный характер

Задание 4. Выберите верные суждения о глобальной продовольственной проблеме и запишите цифры в порядке возрастания , под которыми они указаны.

1) Решение глобальной продовольственной проблемы связано с использованием достижений научно-технического прогресса.

2) Данная проблема проявляется преимущественно в странах Северного полушария.

3) Острота проблемы определяется преимущественно природно-климатическими различиями регионов Земли.

4) Проблема требует развития и внедрения передовых методов агротехники.

5) Данная проблема взаимосвязана с мировой демографической проблемой.

Задание 5. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) постепенное истощение запасов нефти и металлов

Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах  массового скопления людей)

В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки

Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран

Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

1) угроза мирового терроризма

2) угроза экологического кризиса

3) проблема «Север - Юг»

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Задание 6. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север-Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах

2) деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом

3) предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта

4) сокращение расходов на преодоление безграмотности

5) разработка программ поставок оружия

6) ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу

Задание 7. На международной конференции обсуждались меры по преодолению проблемы обеспечения человечества ресурсами. Что могло быть включено в программу этой конференции? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование альтернативных источников энергии

2) программа поддержки развивающихся стран

3) сокращение военных расходов

4) выделение средств на ликвидацию неграмотности

5) экономия пресной воды на производственные и бытовые нужды

6) создание подземных хранилищ дождевых и талых вод

Задание 8.

(А) Группа ученых во главе с А. Печетти организовала так называемый Римский клуб - международную неправительственную организацию, цель которой - изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современно цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальное проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

1) фактический характер

Задание 9. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Глобальные проблемы современного мира угрожают выживанию человечества как биологического вида. (Б) Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно. (В) По официальным сведениям, на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия. (Г) Проведённые расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете. (Д) Считаем, что обращение к мировому сообществу с призывом к разоружению крайне необходимо.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

« ___________(А) современные учёные называют процесс формирования единого человечества. Происходит активное развитие мировой экономики и мировой системы ___________(Б), внедряются единые представления об оптимальном социально-политическом устройстве, распространяется ___________(В). Глобализация - ___________(Г) процесс, оказывающий как позитивное, так и негативное влияние на развитие современного человечества. С одной стороны, происходит становление ___________(Д) общества, с другой, - обостряются экономические разногласия стран Запада со странами "третьего мира", обостряется проблема ___________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

1) диалог культур

2) разделение труда

3) общество

4) глобализация

5) противоречивый

6) массовая культура

7) сельское хозяйство

8) информационное

9) компьютер

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Задание 11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«На нашей планете существуют страны, резко различающиеся по своему общественно-экономическому___ (А) и соответственно по уровню ____ (Б) населения. С одной стороны, существует сравнительно небольшая группа ___ (В), с другой – большое число государств, в которых экономическое развитие характеризуется отсталостью, а качество жизни населения является низким. Экономика ___ (Г) основывается на добыче и экспорте сырьевых ресурсов. Население отсталых и среднеразвитых стран составляет ____ (Д). Население планеты составляет уже 7 миллиардов. Общая тенденция современного развития такова, что разрыв между «золотым миллиардом» и остальной частью человечества ____ (Е).»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) развитые страны

2) меньшинство

3) отсталые страны

4) подавляющее большинство

5) сокращается

6) уровень

7) благосостояние

8) разрыв

9) развитие

Задание 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере

Задание 13. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

Задание 14. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.

Задание 15. Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства - освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы

Задание 16. В решении глобальных проблем современности выделились два направления ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить потребности, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Ученые опросили разные категории ученых и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме. Респондентам были заданы вопросы: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?»

Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

Пути решения глобальных проблем современности

Проанализируйте данные таблицы и сделайте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования.

Задание 17. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема Севера и Юга и пути её решения».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Глобальные проблемы современности, ответы:

1 – угроза ХХ I века – 1б.

2 – 26 – 1 б.

3 – 125 – 2 б .

4 – 145 – 2 б.

5 – 21332 – 2 б .

6 – 13 – 1 б.

7 – 156 – 2 б.

8 – 13221 – 2 б.

9 – 32112 – 2 б.

10 – 426581 – 3 б .

11 – 971345 – 3 б .

12 - - 3 б. 1) смысл понятия, например: процесс становления единого человечества;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о проявлениях глобализации в политической сфере, опирающейся на знания курса, например: «В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о проявлениях глобализации в политической сфере.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса процесс глобализации в экономической сфере, например: «Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе».

13 - - 3 б. 1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

14 - 3 б. - Одним из самых положительных эффектов или последствий глобализации - это улучшенное качество товаров и услуг из-за увеличения конкуренции.

Глобализация имеет чистый положительный эффект на мировую экономику. Освобождение от правил, которые препятствуют глобализации позволят деньгам двигаться более свободно.

Общий уровень образования увеличится в связи с требованиями глобализации. Коммуникационные технологии делают мир теснее.

Глобализация упрощает для людей доступ к информации, одновременно увеличивая количество новой, интересующей, доступной информации для каждого жителя планеты.

Когда-то, ограниченная юрисдикция была помехой в преследовании преступников находящихся в другой стране. Уже сейчас из-за международных судов, эти преступники больше не могут запросить политического убежища в зарубежной стране, они будут выдворены и страны или предоставлены правосудию в котором они совершили преступление

15 - 2 б. - демографическая;

- экологическая;

- разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

16 - 3 б. Сделаны три вывода, допустим: 1) Большинство ученых-глобалистов верят в возможности науки человеческий разум, полагая, что человечество сможет найти разрешение всех нынешних проблем (58% опрошенных ученых –сторонники корнукопианцев).

2) Обычные граждане, далекие от проблем глобалистики, плохо ориентируются в проблемах выживания человечества, определении стратегии будущего (об этом свидетельствует тот факт, что примерно треть опрошенных не определилась во взглядах, а остальные две трети распределились поровну между двумя позициями).

3) Наиболее пессимистичны во взглядах на перспективы человечества ученые демографы и гуманитарии, полагающие, что людям необходимо самоограничиваться, строго контролировать прирост жителей на Земле (соответственно 56% демографов и 54% гуманитариев – сторонники неомальтузианцев).

17 - 3 б . 1) Проблема Севера и Юга - одна из глобальных проблем современности.

2) Сущность проблемы Севера и Юга и ее связь с другими глобальными проблемами.

3) Проявления и последствия названной проблемы:

а) «демографический взрыв»;

б) голод, нищета, неграмотность, болезни;

в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.

4) Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:

а) осуществление продуманной демографической политики;

б) установление нового мирового экономического порядка;

в) международное сотрудничество в решении проблем Севера и Юга.

Выставь себе отметку:

30-38 б. – «5»

22-29 б. – «4»

11-21 б. – «3»