Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

На кого переквалифицироваться из зубного врача. Профессиональная переподготовка для медсестер, зубных врачей и зубных техников - дистанционно. Единственная разница - иврит

В последнее время, в личных разговорах, меня частенько спрашивают: А почему молчат Ваши коллеги? Казалось бы, кому как не врачам бить тревогу о реальном положении дел в медицине. Почему же они молчат? Попробуем разобраться.

Что нужно для того, чтобы устроиться на работу врачом? Трудовая книжка, паспорт, военный билет, куча справок – медкомиссия, психиатр, нарколог. Несколько фотографий. В некоторых случаях — санитарная книжка. Диплом об окончании медицинского ВУЗа, свидетельство об окончании ординатуры или интернатуры и… сертификат специалиста. Вот о последнем стоит рассказать подробнее.

Это такая красная книжица. В советское время сертификатов специалиста не было. Достаточно было диплома и свидетельства об окончании ординатуры. И была возможность сменить врачебное поприще. Был врач терапевт, захотел стать невропатологом. Нет вопросов. Пошел на курсы в ЦГОЛИУВ (институт усовершенствования врачей), переучился и стал невропатологом. Работал врачом на Скорой, устал, возраст подошел… Уволился и устроился участковым в поликлинику. Во время учебы в ординатуре также можно было работать участковым терапевтом или доктором Скорой. Так было в советское время. Теперь эту лавочку прикрыли. В конце 90-х годов появились сертификаты специалиста. С 2005 года сертификат специалиста – обязательный документ при приеме на работу.

Зачем же их ввели? Ради улучшения медицинской помощи гражданам? Чтобы избавить общество от некомпетентных врачей (общество, наверняка так и подумает)… Как бы не так!

После окончания института молодой доктор получает диплом. Но на момент получения диплома – он никто! Пустое место. Диплом медицинского ВУЗа в России права лечить не дает. Обязательно прохождение первичной специализации интернатуры или ординатуры. Оформляется доктор на «работу» в больницу, кладет туда трудовую книжку и два года работает. Бесплатно. Типа, учится. Сериал «Интерны» все смотрели? Получает стипендию. Я, лично, при прохождении ординатуры в 2002-2004 годах получал стипендию 1200 (одна тысяча двести) рублей в месяц. А на что же он живет? Как правило работает по совместительству фельдшером или медсестрой, если удосужился в свое время окончить медицинское училище и есть соответствующий диплом. Обычно продолжает работать там же, где работал в студенческие годы. Практически все студенты-медики где-то подрабатывают. Либо – крутится как может. Мне повезло — в те годы еще брали врачей-ординаторов совместителями на Скорую, на врачебную должность.

Окончил доктор ординатуру и получил свидетельство об окончании ординатуры и вожделенный сертификат специалиста. И, наконец-то, стал полноправным доктором. Устроился на работу! Закончились его мучения? Как бы не так! Он еще не знает, что ждет его в будущем…

Доктор попадает в рабство. Дело в том, что на работу могут взять только в строгом соответствии со специальностью, указанной в сертификате. Получил человек сертификат «врача Скорой Помощи» и будет работать только на Скорой. Участковым терапевтом или куда-нибудь в больницу его уже не возьмут – нужен сертификат по терапии, кардиологии, неврологии и т. п. Поссорился доктор с начальством – уволили. И все. Амба. Приплыли… Либо меняй место жительства, либо катайся на работу за тридевять земель, либо уходи из медицины – другой Станции Скорой поблизости нет.

Что же делать доктору? Сменить врачебную специальность? Как бы не так! Сменить специальность можно только через первичную специализацию – то есть повторное прохождение ординатуры или интернатуры по другой специальности. А вот тут кроется засада. Бесплатная ординатура дается только один раз – после окончания института. Повторное прохождение ординатуры – платное. Стоимость, в зависимости от специальности от двух до пяти тысяч долларов за год и более. А учиться два года. Выкладывай сразу сумму равную стоимости неплохого автомобиля, клади в ординатуру трудовую книжку и ходи два года на работу. По полной программе. Совершенно бесплатно (наоборот за «учебу» ты уже заплатил)… Что будешь кушать? Твои проблемы… На работу по совместительству устроиться очень не просто. Фельдшером или медсестрой уже не возьмут – пробьют по базе, что есть врачебный диплом – извините… Для работы по совместительству нужен действующий сертификат.

Специальность можно сменить и через прохождение сертификационного цикла – несколько месяцев с отрывом от производства. Естественно, на платной основе… Но смотря какую на какую. Терапевт, например, может найти сертификационный цикл и переучиться на кардиолога или невропатолога. Или хирург может переучиться из одной хирургической специализации на близкую к ней. Анестезиолог, например, может переучиться через цикл только на врача функциональной диагностики. Переучиться на терапевта, например – повторное прохождение ординатуры… Смешно? Как говорит пословица «анестезиолог – это умный терапевт». Не смешно…

А вот тут кроется еще одна засада… Думаете сертификат специалиста пожизненный? Как бы не так! Он действителен всего пять лет. А потом его надо подтверждать. Подтверждение сертификата – полгода учебы с отрывом от производства. Работодатель должен послать на учебу. А может и не послать, случайно или умышленно… И тогда доктор с просроченным сертификатом оказывается в абсолютном рабстве. Работает, вроде не увольняют… Чуть возник – сертификат просрочен – пинком под жопу. И хрен куда устроишься, пока сертификат не подтвердишь… Слава Б-гу, что у меня пока сертификат действующий…

Уволили доктора с просроченным сертификатом. Что дальше? А вот тут кроется еще одна засада…

Из чего состоит зарплата медика? Из оклада, надбавок за вредности и за СТАЖ работы. Проценты капают и увеличиваются за три года, пять лет, семь лет, десять лет. Не работал больше месяца – например учился за свой счет, подтверждал сертификат. Трудовая книжка нигде не лежала. И стаж – СГОРЕЛ. Никого не будет волновать, что проработал по своей специальности двадцать лет. Устроишься на работу и будешь получать как молодой специалист после ординатуры. Стаж также сгорает если уходил из государственной в коммерческую медицину. Работал доктор двадцать лет на Скорой, поссорился с начальством. Уволился. Проработал полгода на коммерческой Скорой. Сменилось начальство – решил вернуться на государственную 03. Стаж сгорел. Двадцати годов «колесных» не было. Будет получать зарплату как молодой специалист. Повторное прохождение ординатуры – стаж также может быть потерян…

Есть еще такая вещь, как «категория». В зависимости от стажа работы и благоволения начальства можно написать работу «на категорию». Квалификационные категории бывают вторая, первая и высшая. Что дает категория? Очень крупную прибавку к зарплате. Например, как пишут в СМИ, врач Московской Скорой может получать около ста тысяч рублей в месяц. Может. Со стажем больше десяти лет, работая на бригаде реанимационного профиля и с высшей категорией. Без категории будет получать около пятидесяти тысяч. Молодой – без стажа и категории – около тридцати. Категория действительна пять лет. Потом ее нужно подтверждать. За «плохое поведение» — жалобы, выговор – категории можно лишить или не дать возможности подтвердить. «Категорию срезать». Кто захочет «рыпаться»? Молодые специалисты в жизни понимают мало. Врачам со стажем, опытом и категориями – есть что терять.

Именно поэтому врачи молчат и будут молчать. Что бы не происходило. Будут шарахаться от журналистов… Обет молчания.

А как же фельдшера и медсестры? А у них то же самое. Сертификат специалиста, только фельдшерский или сестринский, категории, стаж… Система та же.

А как увольняют в медицине? Если чисто. Без скандалов и подстав. Казалось бы – работай строго по инструкции, образцово выполняй свои обязанности и все будет хорошо… Как бы не так! Каждый медик заполняет огромный объем различной документации. Все, кто имел дело с врачами, видели – врачи постоянно что-то пишут. В том то все и дело. Что к любой документации можно придраться. Многие приказы и инструкции в минздраве хитрым образом противоречат друг другу. Можно взять любую историю болезни, карту вызова Скорой, карточку в поликлинике и найти «грубые недостатки в лечебной работе и оформлении медицинской документации». И объявить выговор. Несколько выговоров подряд – и увольнение по статье «за служебное несоответствие». Или ультиматум – по собственному или по статье. Пример из жизни – нашумевшая несколько лет назад история. Заведующий подстанцией Скорой Помощи, Заслуженный врач Российской Федерации, более пятнадцати лет руководил подстанцией. Не желал уходить на пенсию и освобождать место для молодого протеже нового главного врача. Приехала комиссия с проверкой, за неделю объявили четыре выговора и выкинули по статье. Кто работал на Московской Скорой – знает эту историю…

Вот так устроена тайная сторона медицины. Понятно, почему молчат врачи? Кому не понятно – читай текст сначала.

P.S. А когда-то профессия врача – была «свободной» профессией…

Специалиста, занимающегося лечением болезней зубов, в западных странах принято называть дантистом. Эти врачи выполняют широкий спектр услуг – от полировки и снятия зубного камня до пломбировки и имплантации. Зубной врач выполняет меньше манипуляций, однако нельзя недооценивать его профессию.

Кто такой зубной врач?

Длительное время лечением заболеваний ротовой полости занимались зубные врачи. Сегодня об этой профессии известно не всем. Большинство пациентов до обращения к специалисту понятия не имеют, что делает зубной врач, лечением чего занимается. Специалисты с такой профессией относятся к младшему медицинскому персоналу.

Как и стоматолог, зубной врач специализируется на лечении заболеваний зубов, десен, суставов челюсти, слизистой оболочки рта. Однако наличие диплома зубного врача ограничивает полномочия специалиста на выполнение сложных хирургических процедур, для которых требуется высокая квалификация (зубной и врач).

Чем отличается зубной врач от стоматолога?

Многие пациенты не знают, какие отличия существуют между профессиями зубной врач и стоматолог. Зубные врачи имеют более низкую квалификацию, поэтому не имеют права выполнять сложные манипуляции. На вопрос относительно того может ли зубной врач удалять зубы специалисты отвечают отрицательно. Коррекция десневой улыбки, удаление кисты, протезирование и выполняют исключительно стоматологи. Зубные врачи имеют полномочия на оказание следующего ряда услуг:

  • профилактический осмотр;
  • диагностика заболевания ротовой полости, зубов;
  • направление на рентгенологическое обследование;
  • установка ;
  • при отсутствии осложнений;
  • снятие оттиска для изготовления зубных процессов;
  • удаление твердых отложений с поверхности зуба;
  • установление глубины десневых карманов.

Виды зубных врачей

Распространенной специализацией среди стоматологов является терапевт. В большинстве случаев эти специалисты проводят первичный осмотр пациента, а затем при необходимости направляют к другому специалисту:

  1. Зубной врач-ортодонт – следит за формированием правильного прикуса, коррекцией его с помощью брекетов и капы.
  2. Зубной врач-имплантолог – занимается процессом вживления имплантатов в костную ткань челюсти. В зубную лунку устанавливают искусственный зуб, который по своим функциям не уступает натуральному.
  3. Стоматолог-хирург – занимается лечением проблемных зубов, которые не поддаются терапии. Специалисты этого профиля удаляют зубы, вычищают полости между деснами, удаляют кисты.
  4. Стоматолог-ортопед – занимается установкой искусственных протезов: подбирает варианты протезирования, делает слепки, подгоняет по размеру изготовленный протез, осуществляет закрепление протеза в челюсти.
  5. Детский стоматолог – оказывают лечение зубов у детей и подростков до 18 лет.

Как стать зубным врачом?

Профессия зубной врач относится к специальностям среднего профиля. Она не требует длительного обучения, в отличие от стоматолога. Последние до получения диплома учатся на протяжении 5 лет, сдают выпускные экзамены, проходят интернатуру. Только после этого стоматолог имеет право обслуживать пациентов, заниматься лечением.

Продолжительность курса обучения зубного врача составляет 3 года. В течение этого времени студенты постигают азы анатомии, узнают особенности строения лицевой части черепа, челюсти. Кроме того, курсантов обучают основным процедурам и манипуляциям, порядку осмотра ротовой полости, проведению профилактики заболеваний рта. Последний курс обучения предполагает активные практические занятия под контролем врачей и преподавателей.

Где учат на зубного врача?

Желая получить востребованную профессию, абитуриенты часто интересуются, сколько учиться на зубного врача и где обучают этой специальности. Подготовкой квалифицированных кадров с данной специализацией занимаются в медицинских колледжах. Обучение на зубного врача длится 3 года. По окончании учебного заведения в дипломе указывают «Зубной врач».

Эти специалисты в большинстве случаев работают в паре с квалифицированным, опытным стоматологом, оказывая ему необходимую помощь в выполнении медицинских процедур и манипуляций. В отдаленных регионах зубные врачи могут индивидуально оказывать медуслуги, порой даже заменяя стоматолога (при его отсутствии).

Сколько зарабатывает зубной врач?

Данный вопрос интересует тех, кто наслышан о высоких заработках стоматологов. Однако необходимо понимать, что зубной врач – специалист средней специализации, доход которого значительно меньше, чем у дантистов. Связано это с низким уровнем квалификации и невозможностью выполнения ряда дорогостоящих процедур. Точно сказать, сколько получают зубные врачи, трудно. Существует ряд факторов, оказывающих влияние на уровень их зарплат:

  • месторасположение медучреждения;
  • стаж работы;
  • наличие квалификации;
  • число отработанных смен.

Согласно статистике, в крупных городах и областных центрах зарплата зубных врачей может превышать уровень дохода этих же специалистов в регионах на 20–30 %. В среднем, доход этих специалистов в странах СНГ составляет 400–500 американских долларов. Стоит отметить, что уровень зарплаты зубного врача в странах Европы превышается указанные цифры в 2-3 раза.

На кого можно переучиться зубному врачу?

Специальность зубной врач позволяет получить высшее образование и переквалифицироваться на стоматолога. Так делают многие выпускники колледжа, которым изначально не повезло при поступлении в вуз. Необходимо отметить, что в большинстве университетов медицинского профиля абитуриенты, уже закончившие медколледж, имеют преимущество по сравнению с остальными поступающими. Альтернативой для зубного врача может быть специальность зубной техник. Она требует лишь определенной практики, курсов. Переобучения в большинстве случаев не требуется.

Вопрос психологу:

Здравствуйте, меня зовут Вика. Мне 30 лет, замужем, детей нет. Восемь лет потратила на получение профессии стоматолог. Всегда хотела им стать, родители во всем помогали и поддерживали. Первые два года для меня были сказкой. Я работала в государственной поликлинике. Мне нравилось контактировать с людьми, помогать им по мере своих сил, эти люди были благодарны, даже маленькие конфликты не могли омрачить всю радость. Но потом грянула реформа, врачи стали не нужны. Чтобы никого не увольнять, стоматологов посадили на мизерную зарплату. Лично моя была 7 тысяч в месяц, я не могла уволиться, нужен был стаж в два года, чтобы шагнуть дальше – в частную клинику. У меня появился молодой человек, закончились два года, и я ушла. А вот там-то стало еще хуже, моя любовь по шажочку превращалась в неприязнь. Причин оказалось масса:

1) Начальство – редко когда имеет медицинское образование, но по какой-то причине считающее, что разбирается лучше тебя. И так как этот человек стоит выше тебя и от него зависит твоя работа, то приходится улыбаться, сдерживаться и аккуратно противоречить, если совсем уж глупость говорит. Не всегда понимают, что именно необходимо в работе. Иногда может купить материалы дешевле или подделку. Ему удобно, а решать проблемы с этим связанные конечно же врачу. Пломба выпала. Виноват врач, а не главная медсестра, заказавшая не сертифицированный световой материал. Экономия на всем, а ты работай тем, что есть, придумывай колесо заново.

2) Второй момент – это зарплата. Полностью зависит от пациентов. Все помнят сытные двухтысячные годы, рассвет платной медицины. Тогда действительно стоматологи хорошо жили. Сейчас кризис, у многих не хватает денег на пропитание и одежду, они забегают в клинику по острой боли или переставить выпавшую пломбу. Они не готовы столкнуться с ужасом надобности лечения десяти зубов. Врачи это понимают. Я всегда говорю о проблеме, но никогда не давлю, не запугиваю. Как оказалось, если пациент, поставив пломбу, ушел – вызовут на ковер к начальству и будут выпытывать, почему ушел, что ты сказала. В общем, не потратил кучу денег – врач будет виноват. Лето – пациенты копят на отдых, едут за границу – время застоя. Врач виноват. Декабрь, январь, февраль – предпраздничные дни, новый год, самый тяжелый месяц после праздников. Врач виноват, пациенты не идут. Пациентов нет – нет работы – нет денег. Иногда зарплата составляла 14 тысяч.

3) Обучение. Я получила диплом, это не значит, что я перестала учиться. Все, что я получила в институте, оказалось ненужным. Мы обучались по учебникам 80-90 годов. Все, чем я сейчас владею, я постигала сама. Курсы, практикумы, лекции. Все за свои деньги. Каждый месяц по несколько штук. А минимум такого удовольствия от 8 и выше. Я столько не зарабатываю. Я хочу учиться. Я читаю профессиональную литературу каждый день, но этого мало. И я не готова тратить такие деньги. Казалось бы, чем больше знаешь, тем больше возможность получить хорошую работу. У нас не так.

4) Пациенты. Они, оказывается, знают больше тебя. Не слушают. Не пытаются понять. «А вот у моего знакомого было не так» - очень распространенная фраза. Но люди-то все разные. Обидно вложить душу в работу, сделать все на отлично, потратить кучу времени и сил, а потом узнать, что на тебя накатали жалобу по недопониманию. Масса таких случаев, когда ты все хорошо сделала, а тебя считают отвратительным врачом.

5) Непредсказуемость. Я стоматолог-терапевт. Пломбы и каналы с нервами – это мое. Но если на пломбу гарантию я могу дать, то на последствия после удаления нерва – нет. Зуб, к сожалению, очень сложный орган. И наша медицина на уровне молота и наковальни. Мы не умеем 100% с гарантией пролечивать каналы. Только почему-то знаем это только мы стоматологи. Зубы – это давно предмет зарабатывания денег, верхушке не выгодно, чтобы обыватели знали, что пролечив зуб, не факт, что он будет стоять долго и счастливо. Отсюда и проблемы. Никто не даст гарантию, что на зубе через месяц не выскочит воспаление. Никто. Просто у нас не принято это говорить пациентам. Увы, мы не боги. Человеческий организм – непредсказуем.

Вот такие жирные минусы. Плюсов уже не осталось. То, за что еще можно цепляться, давно потеряно. За столько лет умею только лечить зубы. Помогите советом, куда податься с моим узко специфичным образованием? Полностью разочаровалась в своей профессии.

На вопрос отвечает психолог Шендерова Елена Сергеевна.

Здравствуйте, Вика! Ваша неприязнь связана даже не с самой работой стоматолога, а скорее с непринятием той системы, в плену которой находится Ваша работа. Вы постоянно сталкиваетесь с несправедливостью и с постоянным перекладыванием ответственности на Вас со стороны руководства и тех же клиентов (руководство винит Вас в том, что клиент ушел, в том, что Вы "плохо" делаете свою работу, в то время когда само же и вынуждает Вас работать некачественными материалами

и т.д.). Вот именно эту несправедливость Вам и сложно принять. К сожалению, с этим сталкиваются наверно все специалисты, которые работают в этой сложной системе. Рамки задаются свыше, а врачи (учителя, менеджеры и т.д.) вынуждены каким-то образом подстраиваться под эти, иногда нелепые и ненужные, условия. Руководство чаще само не знает или не хочет знать, как на самом деле организовывать работу, чаще отношение безответсвтенности, а все работники оказываются в этом плену. Конечно, в таких условиях сложно получаться чувство удовлетворения от своей работы. У Вас есть варианты - или дальше продолжать искать центры, ведь есть и добросовестные работодатели, которые ценят своих сотрудников (поверьте, есть и такие, да, их очень и очень мало, но они есть!). Или возможно, задуматься о частной практике! Также есть вариант, разделять в себе чувства - научиться не смешивать чувства, вызываемые со стороны системы с чувством удовлетворения от работы. Это уже сложнее, но тоже возможно. Вам нужно прислушаться к себе - разочарование ли это от самой работы? или от условий? если от условий, то нужно научиться не проецировать эти чувства на свой труд и результаты. Для этого, конечно, лучше очно обратиться к психологу и проработать эти моменты, научиться внутренне, психологически себя защищать от обвинений работодателя, их недовольства - можно научиться выставлять внутри себя эту защиту. Так как с этим чувством несправедливости Вы будете сталкиваться постоянно и в любой из сфер, поэтому вряд ли можно сменой своей работы и направления от этого убежать. Через этот кризисный период проходят многие, так как ожидания и реальность не совпадают. Убегать бесполезно, поэтому нужно учиться справляться. Верю в то, что у Вас на самом деле получиться разделить в себе эти чувства, не проецировать это на свою работу и выставлять внутри себя защиту, при этом получая и удовлетворение от своей работы.

– Как вы стали стоматологом?
– В моей семье нет врачей. Первым пойти в медицину решил мой старший брат, который закончил лечебный факультет. Я выбрал стоматологический. Учился 5 лет в , потом 1 год интернатуры и 2 года ординатуры по ортопедии. Всего у меня на руках 4 сертификата - организация здравоохранения, терапия, ортопедия и стоматология общей практики. Сейчас система изменилась, и для получения каждого сертификата нужно отучиться 2 года.

– Какие врачи работают в современной стоматологической клинике?
– Сегодня в любой стоматологический клинике набор врачей одинаков: терапевт лечит зубы, ортопед занимается протезированием, хирург сейчас уже не только удаляет, но и довольно часто ставит импланты, пародонтолог занимается лечением болезней десен, ортодонт отвечает за исправление прикуса, ставит брекет-системы и наблюдает, как они действуют. Однако ортодонт чаще всего приходит в определенные дни, когда есть записавшиеся пациенты.

Приходя в клинику, в самом начале карьеры каждый стоматолог всегда ставит несколько пломб. И потому, что это самый простой вид лечения, и потому, что именно эти мануальные навыки преподают в институте. Дальше я, например, стал заниматься коронками, а позже освоил работу со съемными протезами. На данный момент мои специальности - терапия и ортопедия: я ставлю пломбы, пломбирую каналы, ставлю коронки и работаю со съемным протезированием.

Сегодня моя задача, как врача с частной практикой, - постепенно увеличивать базу пациентов. А дальше возможны два пути. Первый - становиться врачом, что называется, «с фамилией», когда пациенты идут к тебе, независимо от того, в какой клинике ты работаешь. Второй - открывать собственную клинику. Но в этом случае надо или уходить в администрирование и постепенно сворачивать практику или нанимать менеджера, но все равно следить за его работой, что опять-таки будет отвлекать от пациентов.

Еще один вариант развития для стоматологов - заниматься важными исследованиями. Но и для этого надо отказаться от лечения.

–​ Какие компетенции необходимы для этой профессии?
– В Европе есть замечательная поговорка - «врет как стоматолог», то есть стоматолог должен уметь очень складно говорить, чтобы ему поверили. Я считаю, что надо учиться разговаривать с людьми и уметь убеждать. Особенно, когда они вот-вот потеряют сознание от боли. Стоматолог, который не умеет разговаривать, очень быстро останется без пациентов: к нему придут только один раз, чтобы снять боль, а дальше будут искать того, кто лучше расскажет, понятней объяснит и улыбнется. Более того, надо складно говорить, не чтобы поверили, а чтобы убедить пациента в необходимости правильного и адекватного лечения, потому что грамотность населения в этом плане почти полностью отсутствует. Лечение зубов связано с финансовыми затратами, поэтому многие пациенты стараются экономить и делать «просто пломбу», когда уже, например, надо ставить коронку. Но такие действия не только являются нарушением медицинских показаний, но и могут в скором времени привести к потери зуба.

Кроме того, нужно обязательно любить работать руками. Это, на мой взгляд, глобальное требование в нашей профессии. Если тебе не интересно что-то делать своими руками или у тебя не получается, то лучше и не пытаться стать стоматологом.

–​ Есть ли что-то, что мешает работать, или от чего вы устаете?
– Мне сложно работать посменно (система работы в государственных стоматологических поликлиниках), когда ты должен «отсиживать» свою смену, а пациентов в этот день нет. Могу также сказать, что наша работа очень изматывает физически: стоматолог буквально «зависает» над пациентом, когда работает, мышцы напрягаются так сильно, что вечером не можешь разогнуться. Это тяжелый физический труд.

– Если однажды поймете, что пора попробовать что-то новое, сменить вектор, есть какой-то план Б?
– Стоматология - это разные направления, которые близки друг к другу. Я знаю стоматологов, которые были терапевтами, а потом ушли в хирургию. Что касается меня, то я с самого начала хотел заниматься ортопедией, и пока мне это интересно. В качестве плана Б можно рассматривать профессию медицинского представителя. Но я подобных переходов пока не встречал, зато знаю случаи, когда, получив диплом, люди сразу уходили из стоматологии, становились, например, ветеринарами.

– Кто для вас является примером для подражания в вашей профессии?
– Когда мы учились, эту роль выполняли авторы учебников. Теперь понимаем, что многое из написанного там уже устарело.

– Как будет развиваться стоматология в будущем?
– Первая особенность медицины в том, что от момента изобретения до момента внедрения в широкую практику проходит примерно полвека. Имплантация зубов началась в середине 20-го века, но только в начале нашего века стала использоваться широко. Сегодня есть подобные разработки, но никто не знает, что из них станет повсеместной практикой.

Второе, что можно сказать точно, - продолжится усовершенствование существующих материалов, методик и инструментов. Например, бор, которым препарируют зубы, усовершенствуется постоянно, но принцип его работы остался прежним.

И последнее. Я уверен, что никакая самая высокоточная техника не заменит человека. Сейчас многие говорят о том, что 3D-принтеры оставят без работы зубных техников. Эта замена может коснуться только каких-то отдельных операций: после 3D-печати нужные детали все равно проходят через человеческие руки. Более того, установка импланта - это несколько операций, которые пока до конца может довести только человек.

Недавно на глаза попалась одна , где описывался случай, смерти матери и ребенка, по неясной причине, вскрытие которых проводил стоматолог, хотелось бы дать комментарий по данному поводу.

При прочтении подобных ответов из "федерального ведомства" (если все действительно обстоит так, как пишут журналисты), возникает ощущение, как будто читаешь письмо из Простоквашино, которое сначала писал дядя Федор, потом кот Матроксин и наконец Шарик, у которого лохматость повышена...

Поэтому для начала, во избежание путаницы, определимся с терминами. Для понимания структуры медицинского образования нам понадобятся два ведомственных приказа:

2. Дополнительное образование - его получают при завершении ординатуры/интернатуры (в настоящее время интернатура упразднена), выпускники получают сертификат специалиста , в котором указана конкретная узкая специализация , только в рамках которой врач имеет право вести профессиональную деятельность. В настоящее время выделяют 77 специализаций (опять же из группы клинической медицины), которые последовательно перечислены в Приложении 6 .

2.1. Однако, если доктор уже после того, как он получил один сертификат, хочет поменять узкую специализацию, то ему не обязательно во всех случаях заново заканчивать другую ординатуру (где срок обучения может составлять около 3-х лет). Он может пройти Профессиональную Переподготовку (далее ПП), которая занимает гораздо меньше времени (около полугода), но которая обязательно должна быть уже после обучения в ординатуре. И здесь свою роль играет , который и определяет требования и условия по каждой узкой специализации , с учетом основной специальности , узкой специализации в ординатуре/интернатуре, а также условия ПП.

Теперь обратим внимание на указанный , где найдем узкую специализацию "Патологическая анатомия":

"...Специальность "Патологическая анатомия"

Уровень профессионального образования

Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия"

Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности "Патологическая анатомия"

Дополнительное профессиональное образование

Профессиональная переподготовка по специальности "Патологическая анатомия" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Детская онкология", "Детская урология - андрология", "Детская хирургия", "Колопроктология", "Нейрохирургия", "Онкология", "Пластическая хирургия", "Сердечно - сосудистая хирургия", "Судебно - медицинская экспертиза", "Торакальная хирургия", "Травматология и ортопедия", "Урология", "Хирургия", "Челюстно - лицевая хирургия"

Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности

Должности

Врач - патологоанатом; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач - патологоанатом..."

Из вышеуказанного мы видим, кто именно может работать врачом-патологоанатом. Уровень профессионального образования - это и есть основная специальность , которая может быть только "Лечебное дело" и "Педиатрия".

Далее следует название узкой специализации в ординатуре - соответственно "Патологическая анатомия", а далее условия ПП, где как раз и указаны, те узкие специализации ординатуры, которые, грубо говоря, можно "поменять" на патологическую анатомию.

Таким образом, с наличием ординатуры по узкой специализации "Стоматология ортопедическая", разумеется, пройти ПП и получить сертификат по патологической анатомии невозможно. Однако, корень проблемы гораздо глубже , поскольку врачом-патологоанатомом стоматолог в принципе быть не может, им может быть только тот врач, который, прежде всего, получил основные специальности "Лечебное дело" или "Педиатрия", а после или сразу закончил интернатуру/ординатуру по патологической анатомии, или закончил другую интернатуру/ординатуру, которые указаны в Приказе МЗ, а потом прошел ПП по патологической анатомии.

Стоит ли говорить, что в указанном ответе "федерального ведомства" суть проблемы не раскрыта, а узкие специализации («Детская онкология», «Колопроктология», и пр.) перепутаны с основными специальностями.