Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Мышление характерное для больных шизофренией. Расстройства мышления, эмоций, воли при шизофрении. Особенности нарушений мышления во время шизофрении

Главным симптомом психических расстройств является нарушение мышления при шизофрении. Человек поневоле меняет свое поведение именно из-за сбоев в работе головного мозга и не может справиться с данным фактором в одиночку. Чтобы помочь близкому, страдающему душевной болезнью или самому себе, необходимо знать, какие факторы приводят к недугу, и начать с ними активно бороться вместе со специалистом.

Мышление при шизофрении претерпевает определенные нарушения и изменения

Данное заболевание не один определенный тип, а группа психических расстройств, которые еще в начале 20-го века сумели классифицировать, выявить типы и течения. В первую очередь, ученые пытались и до сих пытаются выявить причины душевного расстройства. По последним данным удалось выявить основные из них:

  1. Наследственность . По утверждению специалистов, при наличии шизофрении у одного из родителей, ребенок рискует унаследовать заболевание в 40%, если больны оба родителя — в 80-%. Также имеет значение болезнь одного из однояйцевых или двуяйцевых близнецов. В первом случае риск от 60 до 80%, во втором до 25%.
  2. Психоаналитический фактор . Внутренний мир, его личное «я» подвергается расщеплению из-за воздействия внешних факторов. Родные и окружающие не понимают поведения больного, что усугубляет процесс, развиваются особенности мышления при шизофрении. Страдающий психическим расстройством замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир и разрывает контакты.
  3. Гормональный . Активная выработка серотонина нарушает работу нервных импульсов. По этой причине возникает сбой в работе клеток головного мозга и развивается психическое расстройство.
  4. Особенность строения организма человека . Перенесенные заболевания, травмы, стрессы по-разному переносятся каждым из нас. В некоторых случаях, проблемы могут стать стимулом для развития душевных болезней, возникает нарушение мышления при шизофрении.
  5. Дизонтогенетический фактор . В этом случае, специалисты полагают, что у больного изначально были заложены задатки шизофрении, а вследствие травмы, мощного стресса, болезни патология вышла «на первый план», активировалась, стали проявляться внешние признаки.
  6. Дофаминовый фактор . Согласно теории, чрезмерная выработка дофамина приводит к неспособности нейронов выделять нервные импульсы. В результате нарушается работа клеток головного мозга.

Одной из физиологических причин нарушения мышления может стать гормональный сбой

Виды нарушений мышления при шизофрении

В первую очередь при психическом недуге происходит сбой в мыслительной функции человека. За больным наблюдаются следующие особенности:

  • При психическом расстройстве нарушаются контакты больного с окружающим миром. Причиной тому — распад воли, чувств и мышления. Страдающий расстройством человек не может адаптироваться с реальностью, окружающим миром. Формально у них функционируют интеллектуальные способности, но поведение становится неадекватным.
  • Агрессия, внезапные вспышки гнева даже без особых на это причин. Больной может накинуться, накричать не то что на близкого, но любого встречного.
  • Галлюцинации. Человек с психическим расстройством слышит голоса, возникающие исключительно в его голове. Они могут быть успокаивающими, давать приказы, развлекать, уводить в другие реальности.
  • Расстройства мышления при шизофрении включают в себя бред. Вне зависимости от того, заговорил ли кто-нибудь с больным или нет, он может нести всякую чушь, разговаривать с несуществующим человеком. Очень часто пациенты бредят, находясь в пустой комнате, палате.
  • Нарушается речь, она становится бессвязной, наблюдается сильное косноязычие, которое прогрессирует с течением заболевания.
  • При нарушении психики, человек перестает заниматься любимыми занятиями, делами, становится равнодушным к ранее излюбленным хобби.
  • Шизофрения вызывает чрезмерную подозрительность, больные уверены, что за ними следят, подслушивают, хотят покалечить, взять в заложники, убить и т.д.

Важно: из-за неадекватности, торможения мыслительных функций, отсутствия логики, стыда, совестливости, больные зачастую выглядят неопрятно. Их не волнует гигиена, чистота. Докторами нередко описываются случаи, когда человек с психическим расстройством выходил на улицу абсолютно голым или надевал в летнюю жару теплую шубу, сапоги.

Нарушение речи при шизофрении — весьма типичная ситуация

Диагностика болезни

Для эффективного лечения, нужно как можно раньше обратиться к психиатру. Именно специалист может определить, какие из перечисленных нарушений мышления свойственны шизофрении. Очень часто обыватели путают банальный нервоз, возникший из-за стресса, переутомления с психическими патологиями. Для определения типа болезни, ее классификации, стадии и формы врач проводит тщательное обследование, в которое входит:

  • сбор анамнеза;
  • беседа с близкими больного человека;
  • общение с пациентом;
  • исследование анализов на наличие заболеваний, провоцирующих нарушение работы головного мозга.

Лечение душевных недугов

После детальной диагностики, предпринимается ряд методов, составляющих комплексную терапию. В зависимости от того, какие из перечисленных эмоциональных расстройств присущи шизофрении определенного типа, назначают прием нейролептиков, ноотропиков, успокоительных, седативных препаратов.

  • При сложной форме болезни с риском для самого пациента и окружающих, требуется госпитализация в специальное психиатрическое заведение.
  • В качестве лечения успешно применяется терапия стволовыми клетками, немного устарела инсулиновая кома, способствующая торможению развития психических расстройств.

Метод инсулиновой комы при лечении шизофрении считается устаревшим

Какие бы методы не предпринимались бы специалистами, важной составляющей для выздоровления или хотя бы стойкой ремиссии является отношение близких. Диагностирование шизофрении — мощный удар по психике человека . Болезнь тут же ставит клеймо «ненормального», именно по этой причине зачастую люди боятся обращаться к врачам за помощью. Нужно убедить страдающего шизофренией, что лечение необходимо для его же блага, а окружающим следует запастись терпением и настойчивостью.

Виды:

  1. расстройства или изменения эмоций
  2. расстройства или изменения воли
  3. расстройства или изменения мышления

Эти расстройства формируют психическую аномалию при шизофрении, которая после может перерастать в патологию, даже психоз, и становиться основанием для признания невменямости. Насколько различается та или иная степень – вопрос комиссии экспертов и врачей, решаемый в тесном взаимодействии психиатров и психологов.

Изменение мышления по шизофреническому типу .

Является очень важным симптомом. Формальный интеллект (навыки, развитые до болезни) и формальный уровень абстрагирования не снижается, но в конечном счете в бытовом плане больные начинают вести себя как слабоумные. Нарушения мышления при шизофрении заключаются в дезинтеграции мыслительных актов с отрывом мышления от конечного результата, от смысла. Ассоциации теряют направленность, начинают формироваться сами по себе. Исследованиями этого процесса занимались Блюйхер, Б.В.Зейгарник. Последняя – доказала, что внутри самого мышления есть составляющие, направляющие эти ассоциации в сторону смысла. Этот процесс она называла мотивационной составляющей мышления , сейчас же его чаще называют эмоциогенной составляющей мышления. Именно она постепенно и теряется при шизофреническом процессе, из-за чего теряется направленность и осмысленность ассоциаций.

Уровни нарушения мышления :

  • формализм – нарушение глобальной критики к ситуации (формальная логика не страдает, но начинает пропадать личностная значимость обсуждаемого: все обсуждаемые темы оказываются практически «равновесными», равнозначимыми и равноприоритетными; больной рассуждает о своей жизни как сторонний наблюдатель). На этом этапе уже может быть признана ограниченная вменяемость.
  • резонерство – ситуативно-неадекватное пустое многословное рассуждательство. Но от темы всё ещё не уходит.
  • философическая интоксикация – похожа на резонёрство, но относится к предмету, связанному с психологическими, философскими, историческими и пр. научными / околонаучными вопросами. По этому поводу исписываются тетради, создаются рефераты и пр., но от обычного изучения дилетанта эти работы отличает отсутствие какого-либо смысла, логики построения и пр. (уровень работ в наилучшем случае соответствует 5-6 классу средней школы). Предпосылка для признания невменяемости.
  • соскальзывания – в придачу к ранее перечисленному – происходит «соскальзывание» с темы на тему.
  • паралогичность – грубое расстройство логики. Вывод не следует из логической предпосылки (умозаключение не следует из суждения).
  • атактическое замыкание – смысл отсутствует уже не между фразами, а в пределах одной фразы.
  • шизофазия – отсутствуют связи даже между словами.

Используются методики, проверяющие способность оперировать понятиями: результаты показывают опоры на второстепенные, несущественные признаки при построении выводов и группировке понятий.

Изменение эмоций по шизофреническому типу

В целом все изменения выглядят как дезинтеграция деятельности со стороны эмоций с изменением эмоционального чувственного тона к стержневым жизненным интересам. Ослабляется эмоц. привязка к сущностям, которые ранее были эмоционально значимы.

Уровни:

Начало симптоматики

  • эмоц. дискордантность – присутствие в формах реагирования одновременно двух противоположных радикалов. Пациент становится одновременно и возбудимым, и тормозимым.
  • эмоц. неадекватность (как и при дискордантности, люди м.б. признаны и вменяемыми, и ограниченно вменяемыми). Теряется способность эмпатического вчувствования, резонанса. Похоже на эмоц. отгороженность шизоида, но отличие – в том, что есть проградиентность (есть момент, когда этого не было, когда оно появилось и начало нарастать).

Рассвет симптоматики

  • эмоц. уплощение (потеря интереса и эмоц. включенности в события собственной жизни).
  • эмоц. оскуднение (оба расстройства характерны для расцвета симптоматики, создают предпосылки для признания невменяемости)

Исход симптоматики

  • эмоц. Амбивалентность (двойственная направленность, противоречивость)
  • эмоц. Тупость (полная невозбудимость эмоций, апато-абулический синдром)

Расстройства воли по шизофреническому типу:

Дезинтеграция и снижение побудительных мотивов к привычным волевым стереотипам действий.

Симптомы:

  • Дискордантность волевых усилий – последовательность поступков теряет внутреннюю логику, внутреннюю понятность. Последовательность неадекватна ситуации. Аутистическое поведение, малопонятно окружающим нет ослабления волевых процессов, страдает целенаправленность. Легкое расстройство, не обуславливает психоз. Ограниченно вменяем. Больные сами не критичны, не понимают, почему окружающие волнуются. Эмоционально отстранены. Отличие от психопата: психопат дает объяснение.
  • Гипобулия – ослабление мотивов и волевых актов. Может быть уровень психоза; могут признать невменяемым
  • Амбитендентность – пытается реализовать два противоположных мотива
  • Абулия – полностью распадаются мотивы, приходится подталкивать, чтобы сходил в туалет

Стадии, темпы и типы течения шизофренического процесса

Сформирована в отечественной психиатрии с 30-х до 60-х годов. В настоящее время не занимает в диагностике основное место, но в ряде направлений, в т.ч. в различных видах экспертиз, используется до сих пор.

При шизофрении выделяют 3 стадии :

  1. стадия начальных проявлений. Расстройства – преимущественно непсихоптические, но уже могут стать основой для психических аномалий. В случае вялотекущей ш. этот начальный этап может проявлять без психотических проявлений в течение десятилетий.
  2. стадия расцвета симптоматики. Сочетаются периоды обострений и т.н. ремиссий (послабления симптоматики).
  3. стадия исхода. Тяжелая картина дефицитарных расстройств, иногда распада психики. Это уже уровень психоза, и определённо невменяемость.

Кардинальная дефицитарная симптоматика обычно не оставляет человека даже когда отступает психоз (в периоды ремиссии).

Типы течения шизофрении:

  • непрерывно-проградиентный тип течения (волна обострения сменяется волной послабления, и т.д., но все эти волны – один синдром, протекание в едином стереотипе расстройств, которые только меняют свою интенсивность);
  • приступообразно-проградиентный тип течения (характеризуется сочетанием двух слоев информации: первый слой непрерывно протекающих расстройств, второй слой – слой четко очерченных во времени качественно иных расстройств). На доске нарисована наклонная доска («непрерывно протекающие расстройства»), по которой катятся шары другого размера (видимо, «иные, очерченные по времени расстройства»). Пример: приступы острого галлюциноза на фоне тревожно-фобического расстройства. Что примечательно в этой форме: могут быть ремиссии, не являющиеся психотическими (промежутки между «шарами») .
  • приступообразный (периодический, рекуррентный). Характеризуется тем, что есть только приступы, и долгое время в ремиссиях нет никаких расстройств.

Соответственно, нас в первую очередь интересуют ремиссии и начальный непсихотический период, и, в том числе, темп проградиентности.

Виды темпов проградиентности

  1. медленно-проградиентный темп . Эти пациенты могут быть признаны вменяемыми, и тогда будут рассматриваться как носители псих. аномалии. Медленно-проградиентный темп с непрерывно-проградиентным типом течения не выходит на уровень психоза.
  2. средне-проградиентный темп. Точно непсихотические картины в ремиссии, некоторые больные м.б. признаны ограниченно вменяемыми.
  3. грубо-проградиентный (быстро-проградиентный ) темп: характерен более для подросткового и юношеского возраста.

Характеристика проявлений ш . (в первую очередь – это характеристики ремиссий).

Ремиссии в порядке значимости по психическим образованиям (по превалирующей клинической картине):

  1. астенический (неврозоподобный) тип ремиссий . Встречается в 28% случаев всех ремиссий. Самый благоприятный и мягкий тип ремиссий из всех имеющихся вариантов, характеризуется похожей на невроз симптоматикой. Эта симптоматика – не единственная, за фасадом этих неврозоподобных расстройств находятся расстройства кардинального характера. Когда расстройства не очень выражены, п. могут быть признаны ограниченно вменяемыми. При данном типе ремиссии создаются предпосылки для психической аномалии, статья 22 УКРФ. Криминогенность у этой группы не выше, чем в популяции;
  2. психопатоподобный тип ремиссий . Формируется у 20% из всех больных в ремиссии, характеризуется превалированием тех или иных поведенческих расстройств, глубокой личностной трансформацией. Развивается сплав сохранных и видоизмененных, патологических свойств темперамента, системы отношений, даже мотивационной сферы. Клинические варианты:
    1. эксплазивный вариант (на первом плане – проявления взрывчатости, аффектации, агрессивных вспышек (агрессия как верб., так и физическая), в связи с чем возникают постоянные конфликты в различных соц. группах. По большей части присутствует интровертированность, эмоц. отгороженность, дискордантность, аутизированность. Достаточно криминогенные)..
    2. эмоционально-холодный вариант (также нарастают эмоц.-волевые расстройства, но на первый план выходит эмоц. холодность, отгороженность, сглаженность. Однако энергичность деятельности не падает, формальные контакты сохраняются. Как и предыдущий вариант, достаточно криминогенный).
    3. аутистический вариант (поведенческая неадекватность есть, но нет криминогенной подоплёки. Этих пациентов ещё называют «резонёрами-читателями» и чудаками. Лица неагрессивные, занятые своими фантазиями, иногда даже достаточно адаптированы);
  3. апато-абулический тип ремиссии . Встречается у 7-9% больных. Нарастают эмоциональные и волевые расстройства, бездеятельность, безразличие к окружающих, малая подвижность, отсутствие контакта. Однако эмоциональные расстройства (аутизация, сглаженность) сопровождаются волевой мононаправленностью, негибкостью, неуклонностью. Это приводит к большей направленности и настойчивости деятельности, которая может приводить даже к повышению ее результативности. Но спустя несколько лет нарастает апатия, абулия, и вместе с тем падает продуктивность. М. признаваться ограниченно вменяемыми;
  4. параноидный тип ремиссии . Характеризуется пусть остаточными, смягченными, редуцированными, но всё-таки психотическими расстройствами. Такие п. будут признаваться невменяемыми.
  5. псевдоорганический тип ремиссии. У больного ш. есть параллельно ещё и какое-то другое органическое поражение мозга. Симптомы суммируются, п. практически всегда признаются невменяемыми: даже в ремиссии.

Пункты 4 и 5 нас практически не заинтересуют: там всегда признается невменяемость.

В литературе, посвященной клинике шизофрении, подробно описаны признаки, включающие в себя целый ряд когнитивных и эмоциональных дисфункций. При этом ни одно из нарушений не является патогномичным для шизофрении будучи изолированным. Диагноз данного заболевания включает в себя распознавание констеляции признаков и симптомов, сочетающихся с нарушением социального и профессионального функционирования. Дизорганизованное мышление в плане ослабления ассоциаций Э. Блейлер считал наиболее важным признаком шизофренического процесса. Оценка дизорганизованого (алогичного) мышления может сопровождается рядом трудностей. «Мягкая» речевая дезорганизация не обязательно связана с шизофренией. Речевая дезорганизация соотносится с шизофренией, когда она ярко выражена и препятствует социальной адаптации. Основными нарушениями мышления являются (по Э. Блейлеру): разорваность, амбивалентность и аутизм. Дополнительными симптомами являются бред, галлюцинации и кататонические расстройства. Мышление больных отличается бессвязностью и алогичностью, в зависимости от стадии и течения болезни. В случаях глубокого дефекта речь приобретает характер «словесной окрошки». Довольно часто наблюдается синдром «сделанных мыслей», навязанных кем то «принудительно», что представляет собой синдром Кандинского – клерамбо. Противоположным, (но в рамках того же синдрома кандинского), является «отнятие мыслей», мысли отнимаются у больных кем то извне. Распад понятий при шизофрении выражается в том, что понятия теряют свои точные значения, и четкие отграничения от других понятий. При шизофрении проявляются следующие нарушения мышления:

Шперрунг - «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезап­ная остановка, перерыв ассоциативного процесса.

Разорванность - расстройство мышления, при котором на­рушается логическая связь в предложении при сохраненной грамма­тической (в речи проявляется шизофазией).

Соскальзывание - расстройство мышления (более «лег­кая» степень разорванности).

Бессвязность - расстройство мышления, при котором на­рушается логическая и грамматическая связи в предложениях.

Разноплановость - расстройство мышления, при котором отмечается формирование суждений, исходя из разных принципов.

Резонерство - «бесплодное мудрствование» (рассуждение ради рассуждения).

Нарушения мышления при биполярном аффективном расстройстве.

При биполярном аффективном расстройстве страдает прежде всего темп мышления. При депрессивном эпизоде мышление замедляется. Это проявляется уменьшением количества ассоциаций за единицу времени. При маниакальном синдроме количество ассоциаций за единицу времени увеличивается, то есть мышление ускоряется, вплоть до «скачка идей», то есть максимального увеличения ассоциаций за единицу времени.

Характеристика навязчивых, сверхценных и бредовых идей.

Расстройства мышления по продуктивности наиболее яркие и частые признаки психических заболеваний. К ним относятся навяз­чивые, сверхценные (доминирующие) и бредовые идеи.

Навязчивые идеи - мысли, представления, воспомина­ния, возникающие помимо воли больного при полной критической оценке чуждости и болезненности. Данные формы нарушений мышления проявляются при невротических и неврозоподобных расстройствах, а так же при расстройстве личности и акцентуациях характера по психоастеническому типу.

Сверхценные идеи - идеи, воз­никающие в связи с реальной ситуацией, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значению домини­рующее положение в сознании больного, сопровождающиеся зна­чительным эмоциональным напряжением и отсутствием критичес­кого отношения к ним. Проявляются при расстройствах личности, при шизофрении.

Бредовые идеи - суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием крити­ческого отношения к ним.

Выделяют две разновидности бредовых идей, различающихся механизмами формирования бреда: интерпретативный бред и образ­ный бред (таблица №4). При первом патологические идеи (суждения и умозаклю­чения) возникают в результате нарушений логики на всех этапах бредообразования; при втором - бред проистекает из расстройств восприятия (патологических образов и представлений). Бред, всегда является характеристикой психоза, наиболее ярко представлен в клинике шизофрении.

Таблица № 4 Формы бреда

Нарушения мышления при органических расстройствах.

Снижение уровня обобщения: Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Так, например, в опыте по методу классификации* один из подобных больных отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, "потому что они враждуют"; другой больной не объединяет лису и жука, потому что "лиса живет в лесу, а жук летает". Частные признаки "живет в лесу", "летает" больше определяют суждения больного, чем общий признак "животные". Кли­нически это проявляется склонностью к конкретизацией мышления. Конкретность - расстройство мышления, при котором ут­рачивается способность к абстрагированию.

Невозможность выполнения задания в обобщенном плане, неумение отвлечься от отдельных конкретных свойств предметов связаны с тем, что больные не могут усвоить условности, скрытой в задании.

Особенно четко выступает такое непонимание условности при толковании испытуемыми пословиц и метафор.

Как известно, пословицы являются таким жанром фольклора, в котором обобщение, суждение передаются через изображение отдельного факта или явления конкретной ситуации. Истинный смысл пословицы только тогда становится понятным, когда человек отвлекается от тех конкретных фактов, о которых говорится в пословице, когда конкретные единичные явления приобретают характер обобщения. Только при этом условии осуществляется перенос содержания ситуации пословицы на аналогичные ситуации. Такой перенос сходен по своим механизмам с переносом способа решения одной задачи на другую, что особенно четко выступает при отнесении фраз к пословицам. Рассматривая проблему переноса, С. Л. Рубинштейн отмечает, что "в основе переноса лежит обобщение, а обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи".

Нарушения эмоций

Эмоциями называются психические процессы и состояния в форме непосредственного переживания действующих на индивида явлений и ситуаций. Возникновение эмоций происходит либо вследствие удовлетворения или неудовлетворения каких-либо потребностей человека, либо в связи с расхождением ожидаемых и реальных событий, а также наличие дезадаптивных иррациональных когниций. В последние годы предпочитают пользоваться узким понятием эмоций, которое делит эмоции на компоненты субъективного переживания, на такие например как, а) аффективный компонент (эмоции как таковые), б) когнитивный компонент (дезадаптивные когниции, например неадекватная обеспокоенность состоянием своей фигуры у женщин с нервной анорексией). .

В когнитивных теориях эмоций, утверждается, что эмоции вызываются не восприятием ситуации непосредственно, а что сначала должна произойти когнитивная оценка вещей . Но необходимо признать и роль нерефлексивных форм возникновения эмоций.

1. Врожденное возникновение эмоций управляемое восприятием. Врожденные формы образования эмоций важны прежде всего на ранних периодах онтогенеза. При этом определенные стимулы генетически связаны с определенными эмоциями (например, страх при восприятии глубины). Но генетически обусловленные элементы могут играть свою роль и при возникновении сложных эмоций в более позднем возрасте. Это справедливо, например для предположительно генетически определяемой готовности людей к фобиям относительно определенных классов объектов (змей, пауков).

2. Управляемое восприятием возникновение эмоций на основе раннего обуславливания. То есть эмоции обусловленные ранним травматическим опытом, как правило данный травматический опыт вытесняется из памяти. .

3. Привычное возникновение эмоций, управляемое восприятием. Некоторые «повседневные» эмоции и аффекты могут возникать как бы по «привычке», то есть тип реагирования закрепляется условно рефлекторно. .

Патологии мышления у больных шизофренией посвящены многочисленные исследования. В работах Выготского, Биренбаум, Зейгарник и др. содержатся указания на нарушения функции образования понятий, как существенную черту шизофренической психики, расстройства соотнесения абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической деятельности. Причем, как отмечали Корсаков и Выготский, нарушения мышления на уровне понятий у больных шизофренией не исключают относительной сохранности формально-логических (алгоритмических) операций.

Особенности патологии мышления при шизофрении наиболее полно отражены в работах Зейгарник, Полякова и их сотрудников.

Вот лишь некоторые наиболее характерные проявления нарушения мышления при шизофрении: разноплановость, резонерство, соскальзывания, причудливость ассоциаций и др.

Нарушение мышления, описанное Зейгарник как разноплановость, близко к таким понятиям, как «полисемантизм», «ослабление влияния контекстуальных ограничений» в работах других исследователей. Разноплановость выявляется чаще при выполнении методик «классификация», «исключение предметов». Например, в пробе на классификацию в качестве признаков, по которым она проводится, могут выступать то свойства самих предметов, то личные вкусы, отношения, установки. Направленность на объективное содержание действия утрачивается, мышление больных становится разноплановым, суждения о каком-то явлении находятся в разных плоскостях.

Тепеницына проанализировала особенности резонерства у больных шизофренией -- тенденции больных к многоречивым непродуктивным рассуждениям, бесплодному мудрствованию. Для шизофренического резонерства типично сочетание искажения уровня обобщения с нарушениями последовательности и критичности мышления. В структуре его обращают на себя внимание слабость суждений, аффективные изменения и связанные с последними многоречивость, многозначительность, неуместный пафос высказываний. Отмечая, что в структуре резонерства нарушения собственно интеллектуальных операций не являются ведущими, автор основное значение придает нарушениям личностного компонента мыслительной деятельности, изменению отношения к окружающему, неадекватной самооценке. Подчеркивается роль искажения мотивационных установок в качестве фактора, непосредственно ответственного за формирование структуры данного нарушения.

Для мышления больных шизофренией ряд авторов считает характерными так называемые «соскальзывания» (Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.). Выполняя задания (особенно связанные с такими методиками, как «классификация», «исключение» и др.), больной правильно решает задачу или адекватно рассуждает о каком-то предмете, но неожиданно сбивается с правильного хода мысли на ложную неадекватную ассоциацию, а затем продолжает задание, не исправляя допущенной ошибки; таким образом, в целом суждения его оказываются лишенными логической последовательности.

Определенным своеобразием отличаются и ассоциативные процессы больных шизофренией. Отмечено значительное удлинение ассоциативной цепочки за счет отсутствия жестких прочных связей и большого числа однократно употребляемых ассоциаций. Большая часть ассоциаций носит характер нестандартных, несущественных, что, как и нарастание показателя энтропии, может свидетельствовать о процессах дезорганизации, беспорядочности в вероятностно-статистической структуре ассоциаций.

Для объяснения особенностей нарушения познавательной деятельности при шизофрении, в частности мышления, Поляков предложил гипотезу об изменении избирательности мышления, детерминируемой различными факторами прошлого опыта. С целью проверки этой гипотезы в ряде экспериментов изучали особенности актуализации знаний больными шизофренией. При этом было установлено, что при выполнении заданий на «классификацию», «сравнение» и пр. больные шизофренией актуализируют широкий круг малозначимых, «латентных» признаков и отношений предметов, не используемых здоровыми. Происходит выравнивание значимости отдельных признаков, существенных и несущественных, изменяется их вероятностная оценка; больные могут считать существенными и те признаки, которые маловероятны с точки зрения их прошлого опыта. Возникающая при этом избыточность информации привлекается автором для объяснения неэкономичности психической деятельности больных шизофренией. В дальнейших исследованиях было показано, что нарушения избирательности актуализации знаний в качестве существенной особенности познавательной деятельности больных шизофренией характерны не только для них самих, но и для их ближайших родственников без психической патологии. На основании этих данных указанные изменения были отнесены к преморбидным. Далее было показано, что степень выраженности изменения избирательности знаний на основе прошлого опыта существенно не менялась по мере прогрессирования заболевания и не определялась выраженностью шизофренического дефекта.

Во многих работах предметом исследования являлись нарушения речи у больных шизофренией с расстройствами мышления. При лингвистическом анализе применительно к двум группам больных -- с шизофазией и атактическим мышлением показано, что расстройства мышления у испытуемых проявлялись в отклонениях от речевой нормы и в других особенностях речи не только на семантическом, но и на грамматическом, графическом и лексическом уровнях.

Вопрос об интеллектуальной деятельности больных шизофренией далеко не новый и многократно обсуждался в литературе. В наиболее ранних исследованиях указывалось, что у бредовых больных наблюдается дефект интеллекта. Однако в дальнейшем было показано, что такое представление является неправильным. В исследованиях Серебряковой особенности интеллектуальной деятельности больных шизофренией были предметом специального изучения. Обследование проводилось с помощью стандартизированного набора Векслера. При анализе полученных результатов отмечено, что показатель успешности выполнения заданий методики в целом не обнаружил резких отклонений от нормы. Не было выявлено значительной разницы между вербальной и невербальной оценками.

Более четкие результаты удалось получить при качественном анализе ответов больных. Отмечено правильное выполнение трудных заданий, но в то же время с легкими заданиями больные не всегда справлялись. Нередко выполнение заданий сопровождалось пространными рассуждениями, в которых больные были близки к правильному ответу, но достичь его не могли, затруднялись в выделении существенных признаков. У части больных выявляли аутизм, тенденцию включать вопросы в структуру своих болезненных переживаний.

Специальному анализу были подвергнуты особенности интеллектуальной деятельности больных с преобладанием апато-абулических и параноидных расстройств. Больные первой группы безразлично относились к исследованию, задания выполняли с побуждением, неохотно, порой негативно, на ошибки не реагировали, результатами не интересовались. Анализ профиля показал снижение интеллектуальной деятельности при выполнении заданий. В субтесте «осведомленность» больные использовали старые знания, давали правильные ответы на легкие вопросы, со сложными не справлялись. На вопросы, связанные с экономической, политической и социальной жизнью, не отвечали. Это особенно проявлялось в субтесте «понятливость», где требовалось понимание определенных социальных явлений. Неспособность больных дать ответ на этот круг вопросов свидетельствовала о социальной замкнутости, отгороженности от окружающих. При выполнении субтеста «понятливость» выявлялось нарушение этических и социальных норм поведения. Наиболее употребительные пословицы больные трактовали правильно, в случае предъявления сложных пословиц испытывали затруднения, объясняли их неправильно. Например, пословицу: «Одна ласточка лета не делает» объясняли следующим образом: «Ласточки летают стаями» или «У ласточки крылья и клюв красивые». В задании «сходство» больные не выделяли главные существенные признаки, находили сходство предметов по маловероятным, несущественным признакам. Так, на вопрос «В чем сходство собаки и льва?» отвечали: «Лев и собака курносые». Субтесты «кубики Коса» и «сложение фигур» направлены на исследование конструктивного мышления. Тем не менее с кубиками Коса, по содержанию являющимися абстрактными, больные справлялись более успешно, и только с усложненными заданиями, для выполнения которых необходимо было большее усилие, они не справлялись.

В субтесте «сложение фигур» больные выполняли лишь первую пробу -- «сложение человечка». С остальными не справлялись, допускали нелепые решения, по отдельным признакам не «охватывали» фигуры целиком, складывали первые попавшиеся части фигуры, затем прикладывали остальные детали. Целенаправленность действий отсутствовала, больные не выделяли существенных признаков фигуры, информативная значимость всех частей фигуры для них была одинакова.

У больных шизофренией, отнесенных ко второй группе -- с параноидными расстройствами, результаты отличались некоторыми особенностями. Они хорошо включались в работу, некоторые по бредовым мотивам настороженно относились к исследованию, интереса к заданиям не проявляли. Мышление больных с параноидным синдромом характеризовалось неспособностью к выделению главных, существенных признаков, затруднениями в анализе. Решения выносились по внешне случайным связям, порой нелепым, испытуемые не охватывали предмета или вопроса целиком. При анализе «профиля» этой группы больных видно, что они неравномерно выполняли задания, с одними справлялись успешно, с другими -- значительно хуже. Интеллектуальный уровень этих больных оказался также сниженным. Разница между вербальной и невербальной оценками почти отсутствовала. Относительно успешнее больные справлялись с субтестом «осведомленность», и в этом задании затруднения вызывали вопросы, отражающие общественно-политическую сторону жизни. Из группы вербальных заданий самые низкие результаты оказались в субтесте «понятливость». В ответах на вопросы нередко отражались бредовые переживания больных. Так, на вопрос «Как бы Вы поступили, если бы нашли запечатанный конверт с адресом и маркой?» больной отвечал: «Не поднял бы, вдруг что-нибудь опасное в письме».

Указывая недостающую часть изображения, больные часто вносят в ответы свои бредовые переживания. Например, при рассматривании картинки, где изображен автомобиль, больные с бредом преследования нередко спрашивают: «За кем собирается ехать эта машина?» С кубиками Коса справляются довольно быстро, средняя оценка по этому заданию в пределах нормы. Трудность для них представляет субтест «сложение фигур». В этом задании на основании отдельных признаков не могут выделить целой фигуры, при составлении допускают нелепые решения, информативность существенных и второстепенных признаков как частей целого для них отсутствует. При выполнении задания «последовательные картинки» затруднялись в установлении логической связи между отдельными картинками, содержание объясняют в плане своих бредовых переживаний. Так, например, в задании «такси» больной с бредом ревности говорит: «На этих картинках изображено, как жена изменяет мужу». Юмора сюжетных картин не понимают. При сравнении средних оценок выполнения всех заданий методики Векслера больными обеих групп достоверных различий не установлено. Выявились качественные различия ответов, определявшиеся психопатологической симптоматикой. Все отмеченные выше проявления характерных нарушений мышления при шизофрении в виде резонерства, разноплановости, соскальзывания и др. в той или иной степени выраженности определялись при качественном анализе результатов выполнения больными заданий методики Векслера.

Ниже приведены типичные ответы больных шизофренией при патопсихологическом обследовании (в виде резонерства и разноплановости).

Методики

Предметное исключение

Лампочка, керосиновая лампа, свеча, солнце

«Можно лампочку исключить, тогда все остальные предметы относятся к одному роду светильников и при горении выделяют природную энергию»

Шкаф, кровать, этажерка, бельевой шкаф

«Исключаю шкаф, остальные предметы для одинокого "книголюба"»

Вербальное исключение

Дерево, почка, кора, лист, сук

«Можно исключить лист или почку, так как все остальное присутствует всегда на дереве в зависимости от времени года. Но можно исключить и дерево, тогда все остальное присоединится к нему»

Сходство

Ботинок -- карандаш

Плащ -- ночь

Муха -- дерево

Тарелка -- лодка

«Оставляют след»

«Окутывают действительность»

«Крылья мухи похожи на листья деревьев»

«Вогнутые могут плавать по воде», «Им можно дать движение: лодка движется по воде, тарелка может упасть»

Пиктограмма

Сомнение

Больной рисует осла и две копны сена по сторонам: «Сомнение -- это положение Буриданова осла»

Развитие

Больной ставит букву «В»: «С помощью велосипеда можно развить мышцы»

Сомнение

Изображается волнистая линия: «Эта линия выражает волнение, которое всегда возникает, когда сомневаешься»

интеллектуальный шизофрения психастения невроз

Нарушения процессов мышления при шизофрении складываются из нескольких процессов. Нарушение целенаправленности.

Нарушение целенаправленности является одной из определяющих черт всей психической жизни больных шизофренией, прослеживаясь как в эмоционально-волевой сфере, так и в сфере мышления. Основным симптомом в котором это наиболее ярко прослеживается является резонерство. Резонерство, или бесплодное мудрствование – рассуждения не имеющие окончательной цели, при которых больной нанизывает слова одни на другие, не приходя в итоге ни к чему. Эта тенденция наиболее отчетливо видна при т.н. шизофазии, когда больной строит грамматически правильную фразу из совершенно не связанных между собой по смыслу слов. Снижение волевой активности , лежащее в основе нарушения целенаправленности мышления может вести при усилении к утрате осмысления, упрощению ассоциативных процессов, вплоть до приобретения мышлением примитивного, формального, конкретного характера, утрате способности понимания абстрактного смысла высказываний, например при трактовании пословиц и поговорок. Следующая тенденция это нарушение ассоциативного процесса . При шизофрении мы имеем дело с тенденцией образовывать ассоциации, связи между понятиями на основании т.н. латентных (слабых, не очевидных, не являющихся основными) признаков. В результате мышление приобретает странный, трудно понимаемый характер. Такое мышление называют паралогическим. Таким образом, рассуждения пациента становится трудно понять не только из-за того, что он зачастую сам не знает, куда движется и движется ли куда то вообще, но и движение это осуществляется по малопонятным путям. Одним из возможных вариантов при этом является преимущественное использование в мышлении символического «переносного» смысла слов и понятий. Такое мышление называется символическим. Тенденции к образованию новых связей, ассоциаций между понятиями также находит свое выражение в слиянии нескольких понятий в одно и образовании новых слов для обозначения таких понятий. Эта тенденция ведет к образованию т.н. неологизмов. Крайнюю форму паралогического мышления при котором нарушение ассоциативного процесса носит выраженный, тотальный характер называют атактическим мышлением или шизофренической бессвязностью. Сочетание негативизма в волевой сфере, нарушений целенаправленности и паралогичности находит свое выражение в т.н. соскальзываниях или ответах не в плане вопроса, когда больной в ответ на вопрос начинает говорить о чем-то не имеющем отношения к вопросу вообще или имеющем к нему слабое отношение.

Как отмечает Б.В. Зейгарник, нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Кроме того, не существует единого принципа анализа расстройств мышления, поскольку разные исследователи базируются на разных моделях мышления. Психологические исследования шизофренического мышления идут в основном в двух направлениях. Для первого характерно изучение отдельных вариантов шизофренического мышления, нередко имеющих свои аналоги в клинической симптоматике шизофрении (соскальзывания, разорванность, резонерство), для второго – поиск общих закономерностей шизофренического мышления.

Первичные расстройства мышления характерны не для всех типов шизофрении. О. П. Росин и М. Т. Кузнецов пишут о том, что не при всякой форме шизофрении наблюдаются расстройства мышления: степень расстройств его и их динамика, считают они, непосредственно коррелируют с формой и содержанием психического процесса.

Нарушения границ между Эго и внешним миром автор связывал с трудностями разделения фигуры и фона.

Для объяснения особенностей мышления больных шизофренией выдвинуты понятия «сверхобобщенность», «сверхвключенность», которая рассматривалась как выражение невозможности удержаться в заданных смысловых границах, расширение условий задачи. Среди причин сврехвключенности выделяли: нарушения предполагаемого механизма фильтрации, не обеспечивающего дифференцирование существенных признаков от несущественных, оторванных от реальности, не значимых в данной проблемной ситуации; нарушение создания необходимых тормозящих установок и неспособность выработать установки, без которой невозможно характерное для нормального мышления дифференцирование признаков.

Л.С. Выготский высказывал предположение о распаде функций образования понятий у больных шизофренией – последние снижаются до уровня комплексов, т.е. конкретных смыслообразований – в основе которого лежит изменение значений слов. Как отмечает Б.В.Зейгарник, снижение понятийного уровня отмечается только в ряде случаев в исходном состоянии (дефект). В основе такого нарушения лежит не снижение, а неадекватность конкретным жизненным отношениям (реальным), обозначая сгущение их отдельных сторон и свойств вследствие утраты направленности на объективное содержание явлений и предметов. М. С. Лебединский считал, что при шизофрении страдает направленность и устойчивость мышления, ассоциативный процесс больных шизофренией характеризуется отсутствием направленности на конечную цель. О.К. Тихомиров проследил три звена психологического механизма нарушения мышления при шизофрении:

Первое звено – нарушение мотивационной сферы, которое приводит к нарушениям личностного смысла. Для больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями человека о них. При этом уравниваются стандартные и нестандартные информативные признаки.

Второе звено – придание нестандартным информативным признакам большего значения, чем стандартным.

Третье звено - нарушения селективности информации, которые проявляются нарушениями избирательности информации в связи с прошлым опытом и вероятностной его дезорганизацией.

указывает В.М. Блейхер, такая структура психологического механизма расстройств мышления при шизофрении соответствует представлениям А. Р. Лурия о соотношениях между материальным субстратом и клинической симптоматикой. Нарушения мотивации, личностного смысла и селективности информации лежат в основе определенных клинических проявлений: с одной стороны, с этим механизмом (первые два звена) связано нарастающее эмоциональное снижение, с другой - изменения мышления диссоциативного типа. Можно предполагать, что в зависимости от того, какое звено больше нарушено, в клинической картине шизофрении наблюдается большая выраженность того или иного вида, типа расстройств мышления. Первую классификационную схему патологии мышления в психопатологии предложил Гресинджер. Он различал два вида аномалий мышления: болезненные представления относительно формы мышления (замедление / ускорение) и аномалии представлений относительно их ложного содержания (ложное содержание мыслей - бред). Расстройства содержания мышления (продуктивные) характеризуются неадекватным отражением существенных качеств, сторон, отношений и закономерностей объективной реальности в силу болезненного состояния головного мозга. Они делятся на навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. Расстройства формы ассоциативного процесса представлены нарушениями темпа, подвижности, целенаправленности мышления и грамматического строя речи.