Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Любовь и жертвенность. Аргументы на тему: Самопожертвование Самопожертвование во имя любви в литературе

На алтарь любви приносили жертвы наши предки, на этот же алтарь продолжаем исправно носить жертвы и мы, люди-человеки 21-го века. Жертвенность считалась и считается до сих пор (благодаря сказкам, любовным романам, биографиям великих людей и т.д.) одной их заглавных примет настоящей .

Якобы жертвовать собой ради любимого – это правильно, необходимо и очень даже почетно. Но так ли это на самом деле? И так уж нужны эти пресловутые жертвы во имя любви?

Красивая и Успешная сегодня размышляет на тему: кому выгодны и нужны жертвы во имя любви? И нужны ли они вообще? И почему мы, современные барышни, вновь и вновь бросаем к подножью алтаря семейной жизни себя, свои желания, время, веру и убеждения?

Жертва – угода любви или собственному эго?

Очень часто в самом начале отношений мы окружаем возлюбленного всей любовью и заботой, на которую только способны. Мы отдаем ему всю себя – целиком, полностью и «безвозмездно» – только бы он был сыт, счастлив, румян и безмятежен, только бы любил нас, ценил и в сторону не глядел.

А ведь зачастую наш герой даже не подозревает , что нам приходится переступать через себя, изворачиваться, жертвовать временем/гордостью/жизненными принципами – все ради его блага и теплым чувствам к нам. Ведь мы делаем все это с улыбкой и горящими любовью глазами, даже если нам пришлось раньше времени сорваться с работы /пропустить важное совещание/соврать родным/записаться на кулинарные курсы/похудеть на 5 кг за ночь/напрочь испортить волосы очередным радикальным переокрашиванием из брюнетки в блондинку и наоборот. И прочее, прочее, прочее… Все – ради НЕГО!

Мало того – со временем мы начинаем требовать аналогичных поступков и от своего «оппонента» (ну или хотя бы благодарности!). Но, увы, очень часто это происходит или слишком поздно, или слишком рано 🙁 И он просто не понимает, что от него конкретно хотят и почему это вам вдруг стало в тягость стирать его носки/уступать место у монитора/навещать его маму/приносить ему тапочки?

Откуда в нас эта болезненная потребность? Что движет нами? Почему мы идем на жертвы во имя любви?

Жертвоприношения: истоки

Сказки, рассказанные нам еще в детстве на ночь, биографии великих женщин, выученные назубок на уроках истории, фильмы и романы, увиденные/прочитанные нами в течение жизни – вот, с чего все начинается. Т.е. уже с детства нам внушают, что мы просто обязаны идти на жертвы ради любимого. Взращенные на любовных романах, индийских фильмах (в которых не поют и не идут на жертвы ради любви разве что ленивые), сказках и прочей любовной ерунде, мы сквозь всю жизнь проносим этот великий лозунг в себе – «Любовь, особенно настоящая, требует жертв и полной самоотдачи . Точка!».

Поэтому прежде чем вкусить всю сладость счастливой концовки мы по определению должны хорошенько пострадать, помучаться, потерзаться , и вот, пройдя сквозь все тернии и преграды (родительские запреты, ребенок от его первого брака, длительная разлука и т.д.) достигнуть-таки сладких звезд семейного благополучия.

Взять ту же Русалочку, ради любви к прекрасному Принцу она решилась сначала отдать самое красивое, что у нее было – ее голос, а затем и самое главное — жизнь. Так и не решившись убить любимого ради собственного спасения, она выбрасывает нож в пучину морскую и превращается в пену…

А ведь можно было просто подплыть к своему принцу и спросить: «Не угостите ли даму сигареткой?» 🙂

Но мы ведь не ищем легких путей, да? Нам же нужно пройти все «законные» круги любви, чтобы, в конце концов, с чистой совестью наслаждаться ею и почетным званием «великой» жертвы.

Но правильно ли все это? Неужели любовь требует всех вышеперечисленных жертв? Неужели она не выживет без жертвоприношений, наступания на собственное «Я», страданий, слез и полной самоотдачи? Неужели Принц не смог бы полюбить Русалку просто так – за красивые глаза, игривый смех и переливающийся на солнце всеми цветами радуги чешуйчатый хвост?

Нет, нет, и еще 155 раз Нет.

Но обо всем по порядку…

Что такое жертва в классическом понимании этого слова?

Согласно словарю В. Даля, это то, «что отдаю или чего лишаюсь невозвратно, отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу».

Т.е. нечто «пожираемое, уничтожаемое, гибнущее»!!??

Что называю «жертвами» наши современницы?

Да все на самом деле, любую уступку, любой поступок, любой компромисс, начиная от отказа от сигарет и еженедельных встреч с , до полного и самозабвенного посвящения себя ему любимому – везде и всюду мы гордо подчеркиваем свою готовность к жертвам , везде и всюду мы идем на них – осознанно или просто в пылу безграничной любви. Как же иначе?

Кому нужны жертвы во имя любви?

Чаще всего они нужны человеку, который, собственно, их и приносит . Печально, но факт. Ведь многие из нас идут на самопожертвования не ради другого человека, а потому что, согласитесь, очень волнительно и заманчиво прослыть среди друзей, знакомых и родных «славной и смелой» декабристкой, готовой следовать за любимым в Сибирь/Тараканово-Усатово/квартиру его мамы.

А как же это здорово крикнуть в пылу ссоры или очередного разбора полетов родному, но не очень благодарному мужу: «А я ради тебя…; а я для тебя…; а вот я…; а вот ты…!».

Кто идет на жертвы во имя любви?

Так уж вышло, что чаще всего жертвуют собой во имя великой любви женщины…

  • Копирующие модель семейного поведении своих родителей.
  • Неуверенные в себе и пытающиеся заслужить любовь мужчины.
  • Пытающиеся избежать ответственности за собственные неудачи/выбор/жизнь.
  • Находящие утешение в «спектакле» самоунижения, получающие удовольствие от возможности потешить свое больное самолюбие.
  • Зависимые от общественного мнения и публичного признания/оценки своих действий.
  • Зависящие материально от мужчины и пытающиеся во что бы то ни стало сохранить его финансовую благосклонность.

Кто страдает из-за неоправданных жертв во имя любви?

Страдают все! И те, во имя кого эти жертвы приносятся, и те, кто их приносит. Первых мучает чувство вины и некомфорта (мало кому нравится, что из-за них страдают, переступают через себя, забывают о себе), вторых – горькое разочарование (либо их «божество» в итоге оказалось не таким уж волшебным и достойным, либо жертва эта была принесена на пустой алтарь, либо еще хуже — она никому вовсе и не нужна/о ней никто не просил).

Жертвовать или нет? Вот в чем вопрос!

Так что же получается? Жертвовать собой не нужно и не правильно? Особенно сейчас, когда все пережитки прошлого удачно забыты и преданы небытию, когда считается дурным тоном жертвовать собой ради мужа и семьи, когда феминистические лозунги заставляют женщин не только не отказываться от собственной карьеры и выгоды, но и делать это в разы лучше мужчин.

И что на самом деле считать жертвой? Переезд в другой город? Ссору с родителями из-за их непринятия твоего избранника? Отказ от высокой должности ради семейной идиллии и любви мужа к своевременным ужинам? Или тихое согласие на просмотр футбола вместо любимого сериала? А может, внеочередной выгул совместной собаки?

Что есть жертва на самом деле? Нужны ли они?

Жертвы — они на самом деле никому не нужны! Особенно односторонние. Если уж начистоту. Да и любовь не предполагает жертв в чистом виде. Ну не нужны они ей!

Нужны маленькие уступки, компромиссы и послабления – вот без этого в семейной жизни никак (заметьте – в семейной жизни)! Будь то наше свободное время, помощь, внимание, место у монитора – у каждого свои ценности и меры. Но без всего этого нам нельзя – если, будучи в браке или за мужчиной, мы будем думать только о себе и своих желаниях, то долго такой союз не протянет. Ибо нормальная человеческая связь предполагает взаимные уступки, лояльность и отдачу.

Но сама любовь должна приносить только радость и чувство удовлетворения. Ведь подлинное счастье — оно простое, как две копейки, т.е. стоит недорого, все остальное – то, за что приходится платить – фальшивка.

Поэтому!

Если вы , и вас приспичило совершить нечто «героическое» в честь своего визави – не спешите, подумайте, а еще лучше спросите у него – Что он хочет на самом деле? Нужны ли ему ваши героизм и старания вообще? Сможет ли он, в конце концов, принять их и оценить по достоинству (все то, ЧТО вы попытаетесь сказать ему тем или иным поступком)?

А может, получится обойтись без всех этих жертв? А может, он готов ужинать вчерашним борщом, и вам не нужно пропускать тренировку пилатеса? А может, ему не так уж и не нравится тот антикварный по всем статьям торшер, и стоит просто перенести его из спальни, скажем, на балкон? А может, вечное опекание и беготня вокруг ужасно раздражают его и в какой-то мере расслабляют (ну и правда, зачем напрягаться и что-то делать, если все это можете сделать вы?!). Поймите же – получить любовь и одобрение близких людей можно и не отказываясь от своих потребностей, и не поступая так как «сделали бы это они».

Перестаньте делать мужу медвежьи услуги, не дайте ему превратиться в отъявленного эгоиста и лентяя (не ценящего ваши жертвы по достоинству, воспринимающего все это как должное), подарите себе и ему возможность развиваться самостоятельно и как положено полноценной ячейке современного общества (не загоняя собственные потребности глубоко в угол подсознания), будьте честны друг с другом и в первую очередь сами с собой.

Ну а если вы из тех дамочек, кто принципиально не жертвует своим «Я » ради «неблагодарных и недостойных» мужчин, ну что ж – дело ваше. Но запомните – дабы в семье были тишь, лад и благодать, без уступок и готовности корректировать себя не обойтись (так уж повелось на Руси 🙂).

Поэтому остановитесь, подумайте. Так уж в тягость вам прогулки с его собакой? Так уж невыгоден вам переезд в его город? Так уж нужен вам торшер, купленный за копейки на барахолке, именно в спальне? А может, обставить все так, чтобы было удобно обоим? И сделать это тихо, без понтов (а вот я, если бы не я и т.д.) и со всей возможной разумной любовь? А?

Ведь все в этом безумном мире вторично, все, кроме любви, здоровья и детей . Так давайте во всем знать меру и поступать верно – так, чтобы было выгодно всем вокруг. И нам в том числе. А жертвы оставим индийским фильмам, поэтам и тщеславным глупцам.

Копирование этой статьи запрещено!!!

В последнее время в соцсетях и на просторах интернета в целом все чаще можно услышать призывы к помощи в различных ситуациях. Дело может касаться как поиска приюта для бездомных животных, так и финансовой помощи в тяжелых ситуациях тому или иному человеку. Образовалось множество волонтерских центров, которые занимаются поиском средств или возможностей для улучшения отдельно взятых кризисных ситуаций. Существует множество людей, которые пытаются помочь самостоятельно, в альтруистических целях, порой даже в ущерб себе. Так что такое самопожертвование, и к чему оно может привести?

Самопожертвование что такое

Определение «самопожертвование» известно очень давно. В христианской религии описывается случай пожертвования Иисуса своей жизнью во благо спасения всего человечества. В наше время это понятие трактуется как жертва собой или какими-либо своими жизненными аспектами в интересах другого человека или живого организма. Некоторые могут жертвовать собой в научных целях, другие – в целях стабилизации ситуаций в мире. Самое главное, что эти жертвы приносятся на добровольной основе.

Почему человек стремится к самопожертвованию

Ответов на вопрос, почему человек занимается самопожертвованием, очень много. У каждого индивидуума на это есть свои причины. Некоторые люди занимаются этим абсолютно бескорыстно, проявляя великодушие, вторые – ради получения определенных регалий, другие – потому что воспитание не позволяет им поступить иначе.

Отдельные религии и традиции по-разному рассматривают вопрос жертвенности. Например, в христианской религии самопожертвование – это стремление посвятить себя вере, народу, изменить собственным принципам, жизненные устои и т.д.

С точки зрения природы человека, лучшим примером самопожертвования является материнская любовь, когда для женщины здоровье, жизнь, счастье собственного ребенка становятся превыше всего. Это еще называют абсолютной любовью.

Обратите внимание! Любовь к противоположному полу или другу тоже предполагает некую жертвенность, но это сложно назвать самопожертвованием, скорее, это жертва своими интересами ради чувств.

Проблема самопожертвования

Проблема самопожертвования заключается в причинах, которые его вызывают. Как правило, те люди, у которых появляются такое чувство и желание, развивают в себе страх и множество сомнений. Это может породить неуверенность в собственных действиях, слишком высокие требования по отношению к себе и полное осознание собственной ничтожности. На фоне появления всех вышеизложенных мыслей рождается желание пожертвовать собой, совершить какой-то поступок, получить краткое одобрение или поддержку. Чаще всего в основе такого желания лежит страх. Даже после совершения некоторых жертвенных поступков человек продолжает укорять и бичевать свое внутреннее сознание. В итоге общество расценивает эту самопожертвенность как способ манипуляции для удовлетворения собственных интересов.

Чем опасно самопожертвование

Лев Толстой говорил: «Самое высшее проявление эгоизма заключается в самопожертвовании». Чем опасно такое стремление? Общество расценивает принесение себя в жертву любви как высшую меру доказательства этого чувства. Но возникает вопросы: «должна ли любовь приносить страдания?», «нужны ли кому-то эти жертвы?».

В основе самопожертвования часто лежат страх и неуверенность. То есть человек, приносящий свою жизнь во имя любви, часто просто уверен в том, что он не представляет никакого значения ни для кого, и объект его любви просто откажется от него, как от человека, если он не совершит какие-либо поступки. Чем дальше заходит человек в своих стремлениях пожертвовать своими интересами ради другого, тем чаще он задается вопросом оценки его поступков окружающими. Окружающие, в свою очередь, не видят никакого смысла в принесении жертв отдельно выбранного индивидуума. Видя все это, человек пытается доказать обществу ценность своей жертвенности, это уже расценивается как проявление эгоизма.

Важно! Самопожертвование – это определение, трактовка которого имеет право на существование лишь в том случае, когда нет ожиданий поощрения и признания.

Чем объясняется самопожертвование

Ученые считают, что самопожертвование закладывается на генном уровне. Дальше это чувство воспитывается в человеке родителями, религиями, правителями и т.д. Не каждый человек способен приносить себя в жертву чего-либо.

Самопожертвование ради любви

Самопожертвование ради любви отличается тем, что в момент жертвы человек ничего не видит, не слышит и не осознает. Его сердце бьется только в тот момент, когда он чувствует свой объект любви. Если в какой-то момент с объектом что-то случается, мир вокруг перестает существовать.

В истории описывается случай, когда женщина жертвовала не только собой ради умирающего от получения высокой дозы радиации мужчины, но и собственным ребенком, которого она носила под сердцем. В момент нахождения рядом со своей половинкой женщина не ощущала свою боль, не требовала признания окружающих, не думала о здоровье плода любви, она твердила про себя фразу: «Я тебя люблю!». Никакие рассуждения или советы не доказали бы ей ничего. Так она для себя определила степень своей любви.

Самопожертвование ради других

Самопожертвование ради других бывает осознанным и неосознанным. В случае осознанного самопожертвования люди выбирают профессии, в которых проявляется героизм: это пожарники, военные, медицинские работники. Эти люди понимают все риски, связанные с их работой.

Неосознанное самопожертвование, как правило, является импульсивным решением. В экстренных ситуациях остро стоит вопрос количества жертв, и человек оценивает исход ситуации, решая, что можно уменьшить количество погибших путем принятия основного удара на себя.

Примеры самопожертвования

Примеров самопожертвований в истории очень много. Особенно хорошо их описывают великие русские классики. Например, Максим Горький, в своем рассказе «Старуха Изергиль» описал персонаж Данко, который ради того, чтобы вывести людей из темноты, вырвал из груди свое сердце, ставшее факелом, освещавшим путь толпе людей. В конечном итоге Данко умер, а люди вышли из темного леса.

В бессмертном романе «Преступление и наказание», который написал Достоевский, Мармеладова Сонечка, готовая ущемлять себя во всем ради достойного существования своих близких, очень четко показывает, что значит самопожертвование. Даже став женой Раскольникова, она выбрала ссылку с ним в обмен на устоявшую и привычную жизнь.

В прессе то и дело появляются статьи о пожарниках, самоотверженность которых поражает общество, которые ценой своей жизни спасают людей, вынося их из пылающих домов.

В разные периоды жизни появляется или исчезает готовность к самопожертвованиям. Основой этих чувств и действий является только благо других. Приносящие себя в жертву люди не требуют ничего взамен, им не нужны награды или всеобщее признание, они бы хотели только одного, чтобы в мире было поменьше зла и боли.

Видео

Самопожертвование в годы войны описано многими мировыми литераторами, воспето великими композиторами и запечатлено талантливыми художниками. Тема героизма никогда не перестает быть интересной.

Аргументы по направлению «Героизм и самопожертвование»

Тезисы

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой ”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “ ”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “ ”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “ ”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “ ”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница ”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “ ”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “ ”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

Проблема самопожертвования в годы войны − сочинение

Вариант 1

Война. Сколько боли, страха и безысходности стоит за этим словом? Но это только одна сторона медали. Героизм, патриотизм и самопожертвование – вот, что заставляет людей жить дальше и не сдаваться.

Обратимся к тексту . Автор раскрывает проблему готовности к самопожертвованию в годы войны. Именно благодаря героям данного текста мы узнаем то, что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью. Вениамин Александрович Каверин пишет историю о двух разведчиках, которым необходимо взорвать батарею, так как советская армия несет от нее «немалые потери». Но цена самоотверженного поступка велика – жизни главных героев.

Корнев и Тумик соглашаются незамедлительно. Это обдуманное решение, которое родилось из любви к Отечеству. В последние часы Тумик вспоминает детство и родной дом. «Недаром же я жил на земле» - таким образом он определяет цель своего существования. Причина второго самоотверженного поступка – любовь к другу. Тумик готов пожертвовать своей жизнью ради Корнева, у которого «были жена и маленький сын».

Такой подвиг невозможно не оценить по достоинству. Вениамин Александрович Каверин восхищается самоотверженностью главных героев. Автор считает, что людьми, готовых к самопожертвованию, движет желание защищать родных людей и Отечество. Позиция Вениамина Александровича Каверина мне близка и понятна: любящий человек способен на великие поступки. Чувство долга перед Отечеством и уважение к людям – основные мотивы самопожертвования в период войны.

Безусловно, самоотверженные поступки достойны уважения и вечной памяти. Хотелось бы привести пример самопожертвования людей ради Отечества из литературы.

В период войны не только мужчины славились подвигами. Представительницы прекрасного пола также самоотверженно вставали на путь защиты Родины. Произведение Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие» известно своими храбрыми героинями. Пять девушек отозвались на долг защиты Отечества. Их самоотверженность внесла большой вклад в победу над врагами.

Итак, самопожертвование ради родных людей и Родины является поступком, который требует невероятной силы воли. Не каждый сможет попрощаться с жизнью, поэтому важно помнить подвиги наших соотечественников и чтить их светлую память.

Вариант 2

Русский советский писатель – Владимир Максимович Богомолов в своем тексте рассуждает о проблеме самопожертвования, героизма в годы войны.

В тексте говорится об истории, произошедшей в годы Великой Отечественной войны: необходимо было доставить боеприпасы. Люди, выполнявшие задание, понимали. что могут в любой момент погибнуть под немецкими снарядами. Несмотря на это, все продолжили выполнять задание. И когда баржа загорелась от мины, бойцы и Ирина отважно принялись тушить ее.

В. М. Богомолов считает, что люди во время войны совершают героические поступки, потому что ими движут чувства патриотизма, любовь к Родине.

Рассуждая над этой проблемой, вспоминаю произведение Васильева “А зори здесь тихие”, в котором герои проявляют героизм и мужество. Они понимали, что ни в коем случае нельзя отступать, нужно держаться до последнего.

Зоя Космодемьянская – известнейшая партизанка, которая, попав в плен к немцам. несмотря на все ужасные пытки, не сказала врагу даже своего имени. Николай Гастелло – летчик, который направил горящий самолет на врага, пожертвовав собственной жизнью.

Очень тяжело говорить о том, что пришлось пережить людям, прошедшим войну. Я считаю, что каждый человек, который по-настоящему гордится своей Родиной, страной, должен стремиться к тому, чтобы и страна гордилась им.

«Днем и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики. Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками – на них иногда переправляли раненых. Но речники города и военные моряки Волжской флотилии несмотря ни на что доставляли грузы.»

Вариант 3

Что такое самопожертвование? Необходимо ли жертвовать собой ради других? Именно над этими вопросами размышляет Б. Васильев в своём тексте. В нём писатель поднимает важную проблему самопожертвования. Автор, рассуждая по данной теме, приводит жизненный пример из жизни доктора Янсена, который спас детей, ценою своей жизни, проявив отважность и героизм. Публицист восхищён поступком главного героя, умеющего «жить не для себя, думать не о себе», а об окружающих людях.

Благодаря этому качеству, его прозвали «святым города Смоленска». Спасая подростков, доктор Янсен задохнулся в колодце, что показывает читателям огромный внутренний мир человека, не побоявшегося умереть ради жизни других. Писатель обращает наше внимание на то, что «весь Смоленск … хоронил своего Доктора», тем самым показывая отношение людей к человеку, умеющему жертвовать собой. Позицию автора можно сформулировать следующим образом: на самопожертвование способен отважный и храбрый человек, готовый принести себя в жертву. С точкой зрения Б. Васильева нельзя не согласиться.

Действительно, человек, способный на смерть во имя спасения других достоин уважения и восхищения. Ярким доказательством жертвенности выступает образ героя рассказа М. Горького « ». Главный герой повёл свой народ через лес, чтобы победить тьму, однако в пути многие люди начали падать духом, а некоторые и вовсе умирать. Герой из-за любви к народу вырвал из груди своё сердце, освещая им путь. Подвиг Данко – это истинное проявление милосердия и гуманизма.

Подтверждение данной проблемы можно найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Соня Мармеладова, молодая девушка, из неблагополучной семьи была вынуждена отдать себя в жертву ради спасения близких людей. Она зарабатывала на хлеб собственным телом, но при этом оставалась отзывчивой и нравственно чистой.

Таким образом, поднятая прозаиком проблема заставляет каждого из нас задуматься о цене самопожертвования людей, об их силе духа и храбрости, которые толкают на осознанную гибель ради спасения других людей.

Самопожертвование ради спасения Отечества

Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье в семьи, нарушает привычный порядок вещей. Русский народ испытал на себе тяготы многих войн, но никогда не склонял голову перед врагом и мужественно переносил все невзгоды. Великая Отечественная война, затянувшаяся на пять долгих лет, стала настоящей катастрофой для многих народов и стран, а для России особенно. Фашисты преступили законы человеческие, поэтому оказались сами вне всяких законов.

И юноши, и мужчины, и даже старики поднялись на защиту Отечества. Война дала им возможность проявить все свои лучшие человеческие качества, показать силу, мужество и отвагу. Так уж исторически сложилось, что война - это дело мужское, требующее от воина смелости, стойкости, самопожертвования и даже порой черствости сердца. Но если человек равнодушен к несчастьям других, то он не сможет совершить героического поступка; его эгоистическая натура не позволит ему сделать этого. Поэтому многие писатели, затрагивавшие тему войны, подвига человека на войне, всегда уделяли много внимания проблеме человечности, гуманности. Война не может ожесточить честного, благородного человека, она лишь раскрывает лучшие качества его души.

Среди произведений, написанных о войне, мне особенно близки книги Бориса Васильева. Все его герои - люди сердечные, отзывчивые, с нежной душой. Одни из них героически ведут себя на поле боя, храбро сражаясь за Родину, другие - герои в душе, их патриотизм никому не бросается в глаза.

Роман Васильева «В списках не значился» посвящен молодому лейтенанту Николаю Плужникову, героически сражавшемуся в Брестской крепости. Молодой боец-одиночка олицетворяет собой символ отваги и стойкости, символ духа русского человека.

В начале романа Плужников - неопытный выпускник военного училища. Война резко меняет жизнь юноши. Николай попадает в самое пекло - в Брестскую крепость, первый русский рубеж на пути фашистских орд. Оборона крепости - это титаническая схватка с врагом, в которой погибают тысячи людей, ведь силы не равны. И в этом кровавом человеческом месиве, среди развалин и трупов, зарождается юношеское чувство любви молодого лейтенанта Плужникова и девушки-калеки Мирры. Зарождается, как огонек надежды на светлое будущее. Не будь войны, возможно, они бы и не встретились. Скорее всего, Плужников дослужился бы до высокого звания, а Мирра вела бы скромную жизнь инвалида. Но война свела их, заставила собраться с силами для борьбы с врагом. В этой борьбе каждый из них совершает подвиг.

Когда Николай идет в разведку, идет напомнить, что защитник жив, что крепость не сдалась, не покорилась врагу, он не думает о себе, его беспокоит судьба Мирры и тех бойцов, которые сражаются рядом с ним. Идет жестокая, смертельная схватка с фашистами, но сердце Николая не очерствело, он не ожесточился. Он бережно заботится о Мирре, понимая, что без его помощи девушка не выживет. Но Мирра не хочет быть обузой для смелого солдата, поэтому она решает выйти из укрытия. Девушка знает, что это последние часы в ее жизни, но ею движет только одно чувство: чувство любви. Она не думает о себе, ее заботит судьба Николая. Мирра не хочет, чтобы он видел ее страдания и винил в этом себя. Это не просто поступок - это подвиг героини романа, подвиг нравственный, подвиг-самопожертвование. «Военный ураган невиданной силы» закрывает героическую борьбу молодого лейтенанта. Мужественно встречает Николай свою смерть, даже враги оценили храбрость этого русского солдата, который «в списках не значился».

Война не обошла стороной русских женщин, фашисты заставили воевать и матерей, настоящих и будущих, в которых самой природой заложена ненависть к убийству. Стойко работают женщины в тылу, обеспечивая фронт одеждой и продовольствием, ухаживая за больными солдатами. Да и в бою женщины не уступали опытным бойцам по силе и отваге.

Повесть Васильева « …» посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Отправляются девушки-зенитчицы в разведку под командованием старшины Васкова, у которого «в запасе двадцать слов, да и те из уставов». Несмотря на ужасы войны, этот «пенек замшелый» сохранил лучшие человеческие качества. Он сделал все ради спасения жизни девушек, но его душа все равно не может успокоиться.

Он осознает свою вину перед ними за то, что «мужики со смертью их оженили». Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в душе старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм. Он совершил подвиг, взяв в плен немецких разведчиков, он может гордиться своими действиями. Пытаясь захватить врага, старшина не забывает и о девушках, он все время старается увести их от грозящей опасности. Нравственный подвиг совершил старшина, пытаясь защитить девушек.

Поведение каждой из пяти девушек - это тоже подвиг, ведь они совершенно не приспособлены к военным условиям. Страшна и в то же время возвышенна смерть каждой из них. Мечтательная Лиза Бричкина гибнет, желая поскорее перейти * болото и позвать подмогу. Эта девушка умирает с мыслью о своем завтрашнем дне. Впечатлительная Соня Гурвич, любительница поэзии Блока, тоже погибает, возвратившись за оставленным старшиной кисетом. И эти две «негероические» смерти, при всей их кажущейся случайности, связаны с самопожертвованием. Особенное внимание писатель уделяет двум женским образам: Рите Осяниной и Евгении Комельковой.

По словам Васильева, Рита «строга, не смеется никогда». Война разбила ее счастливую семейную жизнь, Рита все время беспокоится о судьбе своего маленького сына. Умирая, Осянина поручает заботу о сыне надежному и мудрому Васкову, она покидает этот мир, осознавая, что никто не сможет обвинить ее в трусости. Ее подруга гибнет с оружием в руках. Писатель гордится озорной, дерзкой Комельковой, посланной на разъезд после штабного романа. Вот как описывает он свою героиню: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза - детские, зеленые, круглые, как блюдца». И эта чудесная девушка погибает, погибает непобежденной, совершая подвиг ради других.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов. О подвигах русского народа мы узнаем и из древнерусских былин и сказаний, и из знаменитого романа-эпопеи Л. Н. . В этом произведении подвиг скромного капитана Тушина никем даже не замечен. Героизм и храбрость охватывают человека внезапно, одна-единственная мысль владеет им - победить врага. Для достижения этой цели необходимо объединение полководцев и народа, необходима моральная победа человека над своим страхом, над врагом. Девизом всех смелых, храбрых людей можно провозгласить слова генерала Бессонова, героя произведения Юрия Бондарева «Горячий снег»: «Стоять - и о смерти забыть!»

Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писатели разных времен особое внимание уделяют силе русского национального духа, нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасения Отечества. Эта тема вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма и нравственности.

Васильева интересовала не сама война, не сражения, а жизнь и смерть человеческой души на войне. Действующих лиц в произведении немного, время действия сжато. И вот на таком узком участке ведется глубинное исследование характеров, поступков и мотивов этих поступков. Герои в повести «А зори здесь тихие…» попадают в драматические ситуации, их судьбы - оптимистические трагедии. Герои - вчерашние школьники, а теперь участники войны. Васильев, как бы проверяя персонажей на прочность, ставит их в экстремальные обстоятельства. Писатель считает, что в таких ситуациях наиболее ярко проявляется характер человека.

Б. Васильев подводит своего героя к последней черте, к выбору между жизнью и смертью. Умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав себя. Герой могли сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Нужно лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Но герои Васильева не признают таких нравственных компромиссов. Что нужно для спасения девушек? Бросить без помощи Васкова и уйти. Но каждая из девушек совершает подвиг в соответствии со своим характером. Девушки были чем-то обижены на войну. У Риты Осяниной убили любимого мужа. Остался ребенок без отца. У Женьки Комельковой на глазах расстреляли немцы всю семью.

О подвигах героев почти никто не знает. В чем состоит подвиг? В этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе с врагами остаться человеком. Подвиг - это преодоление себя. Мы выиграли войну не только потому, что были гениальные полководцы, но были и такие незаметные герои, как Федот Басков, Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

Истинно человеческие отношения между «бойцами» покажет Б. Васильев. Комендант разъезда старшина Басков заботится о каждой девушке. Следит, чтобы не сидели на камнях, не промочили ноги, не заболели. Не забывает похвалить и сказать душевно. «Лапнику ей приволок. Устелил, шинелью своей покрыл:

Отдыхай, товарищ боец.

А вы как же без шинели-то?

А я здоровый, не боись. Выздоровей только к завтраму. Очень тебя прошу, выздоровей». «Хотел на камнях сесть, да Гурвич вдруг задержала, быстро шинельку свою подсунула». Герои - Рита и Женя - удивительно добросовестные: не бросили в беде старшину, а попрощались, обнялись и приняли свой последний бой. Лично мне читать это произведение было очень тяжело. На войне убивают солдат, но люди свыклись с мыслью, что солдат - мужского рода. Это - брат, сын, это - муж и отец, это - любимый, это - друг и товарищ. Это - всегда мужчина. На войне были убиты не только мужчины, но женщины и дети. И, убивая их, война совершала преступление против человечности, против совести, против разума. Убивая женщин, война совершала преступление против будущего. Потому что вместе с женщиной убивала детей, внуков. Убивая женщин, фашизм рубил корни человечества.

Сороковые годы - роковые в нашей истории. Россия была не подготовлена к войне. Подготовленных мужчин было мало, а в бой шли женщины и дети. Правительство не обеспечивало материально людей. Люди без крова, без семьи, голодные. Это страшная картина.

Мне понравилось, что заканчивается повесть не совсем трагически. Васильев нам показывает, что добро всегда побеждает зло. Еще есть надежда на спасение. Девушки погибли, но остался старшина Басков. Сын Риты живет с хорошим человеком, который его воспитывает. Басков и Ритин сын расскажут эту трагическую историю следующему поколению. И эти мужественные, сильные духом девушки навсегда останутся в памяти человечества как герои Великой Отечественной войны.

Проблема самопожертвования в годы войны (по тексту В. А. Каверина)

Исходный текст по В. А. Каверину

(1) Накануне вечером комиссар вызвал Корнева и Тумика в свою каюту и заговорил об этой батарее, дальнобойной, которая обстреливала передний край и глубину и которая всем давно надоела.

- (2)Мы несём от неё немалые потери, - сказал он, - и, кроме того, она мешает одной задуманной операции. (3)Нужно эту батарею уничтожить.

(4)Потом он спросил, что они думают о самопожертвовании, потому что иначе её нельзя уничтожить. (5)Он спросил не сразу, а начал с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. (6)Теперь этот вопрос стоит перед ними - Корневым и Тумиком - как лучшими разведчиками, награждёнными орденами и медалями.

(7) Тумик первый сказал, что согласен. (8)Корнев тоже согласился, и решено было высадиться на берег в девять часов утра. (9)По ночам немцы пускали ракеты, хотя стоял декабрь и днём было так же темно, как и ночью.

(10)Времени вдруг оказалось много, и можно было полежать и подумать, тем более что это, наверно, уже в последний раз, а больше, пожалуй, не придётся.

(11)Тумик воевал уже полтора года и дважды был ранен. (12)Он участвовал в захвате знаменитой сопки «Колпак», когда восемьдесят моряков семь часов держались против двух батальонов, и боезапас кончился, и моряки стали отбиваться камнями. (13)Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду - коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами.

(14) Когда началась война, он прислал Тумику письмо: «Воюй и за себя, и за меня».

(15) Тут Тумик вспомнил всю свою жизнь, самое главное, самое интересное в жизни. (16)Отец - это был родной дом, детство и школа, девушка Шура - это была любовь, а Миша Рубин - друг, который всегда говорил, что, может быть, и есть на свете любовь, но верно то, что на свете есть настоящая дружба навеки.

(17) Они были с ним всю войну - отец, та девушка и Миша - и были теперь, когда он лежал на своей койке под иллюминатором и слышно было, как волна, плеща, набегает на борт. (18)Это была его Отчизна!

(19) И вдруг всё стало так ясно для него, что он даже присел на койке, обхватив руками колени.

- (20)Недаром же я жил на земле, - сказал он себе.

(21)Он видел, как при свете огарка Корнев пишет письмо, и ему хотелось сказать Корневу, что нет для них смерти и что для них пришла эта торжественная, последняя ночь, когда замер весь свет и только под лёгким ветром волна, плеща, набегает на борт. (22)Но он ничего не сказал. (23)У Корнева были жена и маленький сын. (24)Он писал им, и кто знает, о чём он думал сейчас, хмуря крупные чёрные брови…

(25)Утром они с первого взгляда поняли, что нельзя заложить тол и уйти: батарея работала, и кругом было слишком много народу. (26)Можно было только сделать, как сказал комиссар: подорвать её и самим подорваться. (27)И это было легко: неподалёку от батареи штабелями лежали снаряды.

(28)Они стали тянуть жребий, потому что достаточно было подорваться одному, а другой мог вернуться к своим. (29)Они условились: вернётся тот, кто вытащит целую спичку. (30)И Тумик взял в обе руки две целые спички и сказал шёпотом:

Ну, Корнев, тащи.

(31) У Корнева были жена и маленький сын…

(32) Они обнялись, поцеловались. (33)На прощание Тумик отдал Корневу свою фотографию, где был снят с автоматом, лёжа, прицеливаясь, - ребята говорили, что вышел отлично. (34)И Корнев ушёл. (35)Он был метрах в сорока от батареи, когда раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край - снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны…

(По В. А. Каверину*)

Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) - русский советский писатель, драматург и сценарист, автор приключенческого романа «Два капитана».

Вариант сочинения 1

Какова роль воспоминаний в годы войны? Почему мысли о доме, о близких людях помогают выстоять в годы войны? Этими вопросами задается Вениамин Каверин в данном тексте.

Отвечая на поставленные вопросы, автор рассказывает историю о подвиге солдата во время Великой Отечественной войны. Командир вызывал к себе двух разведчиков Тумика и Корнева и «спросил, что они думают о самопожертвовании», затем изложил свой план по уничтожению фашистской батареи, которая мешала продвижению русской армии вперед. Разведчики понимали, что за одну ночь кто-то из них должен решиться на смерть. И эту ночь каждый из них провел в раздумьях и воспоминаниях. Тумику вспомнился родной дом: «Как вчера, он видел перед собой маленький дом, крыльцо с провалившейся ступенькой и отца в саду – коротко стриженного, седого, с худым носом и ещё такого стройного, ловкого, когда он быстро шёл навстречу гостям, опираясь на трость, в своей кубанке набекрень и со своими тремя орденами». Здесь автор показывает, как мысли о доме, слова отца: «Воюй и за себя, и за меня», воспоминания о друге Мише, девушке Шуре сложились в голове Тумика в единую картину. «Это была его Отчизна!», – это то, ради чего не страшно и умереть. Читатель видит, что воспоминания облегчили состояние Тумика, помогли ему сделать невозможное – отдать свою жизнь за счастье других, за Родину: «раздался взрыв и пламя метнулось до самого неба, осветив пустынный край – снег и тёмные ущелья между скал, диких скал Отчизны…».

С данной позицией трудно не согласиться. Сотни, а может быть, и тысячи солдат, вспоминая в промежутках между боями дом и семью понимали, что завтра они могут не вернуться из боя. Но готовность отдать свою жизнь за то, чтобы дети спокойно выросли в мирной обстановке в родной стране придавала им мужества и стойкости. Сколько известно примеров, когда бойцы накрывали собой мины и гранаты, таким образом погибали, но спасали жизнь однополчан. Все знают о подвиге Александра Матросова, закрывшего своим телом немецкий дзот, о подвиге Александра Талалихина, который погиб, направив в воздухе свой самолет на фашистский бомбардировщик. И таких примеров еще тысячи и тысячи, за годы войны звание Героя Советского Союза получили двенадцать тысяч человек, некоторые становились Героями дважды, а то и трижды. Но совершенно ясно и понятно другое, что все подвиги человек совершает ради кого или чего-то, каждого героя поддерживали мысли о доме, воспоминания о чем-то дорогом и близком.

В заключение вспоминаются строки Александра Павлоградского:

Я помню. Я горжусь. И преклоню колено

У мраморной стены… У Вечного Огня…

И многие, как я, склонятся непременно,

Ведь каждый, кто погиб, погиб и за меня…

Вариант сочинения 2

Проблема готовности к самопожертвованию в годы войны.

Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью? Ради чего они готовы пожертвовать собственной жизнью? Именно эти вопросы возникают при чтении текста В. А. Каверина.

Раскрывая проблему готовности к самопожертвованию в годы войны, автор повествует об одном эпизоде из истории Великой Отечественной войны. Комиссар вызвал к себе двух лучших разведчиков, награждённых орденами и медалями, – Корнева и Тумика, поставив перед ними боевую задачу – уничтожить дальнобойную батарею, которая обстреливала передний край, мешала одной задуманной операции. От деятельности этой батареи советская дивизия несла большие потери.

Но эту батарею без самопожертвования нельзя было уничтожить, поэтому комиссар и спросил разведчиков, что они думают о самопожертвовании, предварительно начав с подвига двадцати восьми панфиловцев, которые отдали за Отчизну свои молодые жизни. Корнев и Тумик дали согласие. Автор показывает, как в последнюю ночь перед выполнением задания Тумик вспоминал самое главное в своей жизни: отца, родной дом, детство, школу, девушку Шуру, друга Мишу Рубина. Это и было его Отчизной. К нему пришло осознание того, что он недаром прожил свою жизнь. А утром Тумик предложил Корневу тянуть жребий, зажав две длинные спички. Он знал, что у товарища жена и маленький сын, и поэтому решил подорвать батарею и самому подорваться, сохранив жизнь семейному товарищу.

В заключение хочу сказать, что подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны вызывает трепетное и священное чувство уважения. Нужно помнить о нём всегда. Помнить и свято чтить имена тех, кто пожертвовал своей жизнью, спасая мир от фашизма.

Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Наталья Фонвизина… Кто не слышал этих имён!
Но мало кто знает, что в действительности их было одиннадцать. Одиннадцать молодых женщин, совершивших подвиг самопожертвования во имя любви…

Самой старшей в небольшой женской колонии, образованной жёнами декабристов в Чите, куда сослали осуждённых участников восстания на Сенатской площади, была Александра Васильевна Ентальцева.

Жизнь ее лишена была ярких страниц. Ни одной из жен декабристов не пришлось столько претерпеть и выстрадать, сколько выпало на ее долю.

Она не была ни богата, ни родовита – в отличие от большинства своих подруг по несчастью. У неё не было ни родителей, ни состоятельной родни. Александра Васильевна рано осталась сиротой. Воспитывали её старшие сёстры. Быть может, сиротское детство было причиной того, что главной мечтой жизни стало желание иметь семью – доброго мужа, здоровых детей, собственный дом.
Казалось, мечта сбылась. Молодая, красивая, умная, весёлая девушка не долго сидела в невестах.

Мужем её стал некто Лисовский. Она родила ему дочь, и будущее рисовалось только в розовых тонах. Увы... Муж Александры Васильевны оказался игроком. И даже с этим разочарованием можно было бы смириться, если бы не одно «но»… Лисовский решил использовать красавицу жену в качестве приманки, - она должна была завлекать в дом гостей, которых хозяин потом весьма успешно обыгрывал в карты. Александра Васильевна долго сопротивлялась бесчестным замыслам мужа, плакала, умоляла пощадить её и дочь, но Лисовский остался глух к просьбам жены. Отчаявшись, Александра Васильевна решилась на последний шаг – она ушла от мужа. Для женщины начала 19 века это было поистине героическое решение, - по существующим тогда канонам церковь могла разрешить это только в случае нарушения одной из сторон супружеской верности.
Александра Васильевна обрела свободу, заплатив за неё немалую цену: Лисовские не отдали матери дочь.

Андрей Васильевич Ентальцев, командир конно-спортивной роты, был старше Александры Васильевны. Всё его образование уложилось в два года. Некрасив, угрюм, неразговорчив. Но - с доброй душой, и это искупало его недостатки. Она - полная противоположность – живая, общительная, прекрасно образованная. Как бы сегодня сказали, - душа компании. И всё же Александра Васильевна приняла предложение руки и сердца сурового подполковника-артиллериста. С ним она обретала семью, покой, статус жены, а, следовательно, и определённый вес в обществе.
Александра Васильевна искренне привязалась к буке – мужу. Но Синяя птица счастья лишь коснулась её своим крылом и исчезла, растаяла за горизонтом.


Андрей Васильевич Ентальцев

В начале 1826 года подполковник Ентальцев был арестован за участие в антиправительственном заговоре и осуждён как государственный преступник по IV разряду. Ему ещё «повезло»: он был приговорен всего лишь к году каторжных работ с последующей ссылкой на поселение в отдалённых районах Сибири.
Андрей Васильевич Ентальцев считал себя невинно пострадавшим. Да, в тайном обществе состоял, бывал на совещаниях заговорщиков, но не участвовал ни в восстании на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 декабря 1825 года, ни в событиях 3 января 1826 года под Белой Церковью. Впрочем, таких, как он из ста двадцати одного осуждённого по делу об антиправительственном заговоре было большинство. По сути, их наказали за недонесение.
У Александры Васильевны выбор был небольшой: остаться в Москве в роли жены государственного преступника, одной, без семьи, без друзей, без средств к существованию или последовать за мужем в Читу, куда его отправили на каторжные работы, а спустя год разделить с ним ссылку.
В Москве Ентальцеву ничто не держало. Ей было тридцать шесть лет, и рассчитывать на то, что удастся начать жизнь сначала, в третий раз, не приходилось. В Сибири же был шанс вести хотя и не столичную, пусть трудную, но всё же семейную жизнь. Александра Васильевна добилась высочайшего разрешения следовать за мужем.

В 1826 году сибирский генерал-губернатор Лавинский издал предписание иркутскому губернатору Цейдлеру, в котором он сообщал о приезде в Иркутск двух жён декабристов – Нарышкиной и Ентальцевой и предписывал принять все возможные меры, чтобы убедить дам отказаться от их намерения. Для этого он советовал сначала действовать ласковым убеждением, представляя путешественницам, что, вернувшись в Россию, они сохранят свои сословные и имущественные права, а не сделаются бесправными жёнами каторжан. В случае, если бы Цейдлер не достиг своей цели уговорами, ему предписывалось сменить ласковый тон на резкий, действовать устрашениями и не скупиться на преувеличения и самые чёрные краски. Генерал – губернатор давал самые подробные указания, как запугать двух слабых женщин. Ни одна не дрогнула.
Нарышкина и Ентальцева были не первыми, кто приехал в Читу. Дорогу им проложили Екатерина Трубецкая и Мария Волконская. Ентальцеву, несмотря на то, что она была «безродной», две княгини приняли с радостью.
«Этой прекрасной женщине, - писала в своих воспоминаниях Мария Волконская, - минуло уже 44 года (здесь Мария Николаевна ошиблась, в 1827 году Александре Васильевне было 37 лет). Она была умна, прочла всё, что было издано на русском языке, и её разговор был приятен. Она была предана душой своему угрюмому мужу, бывшему подполковнику артиллерии…»
В Чите Александра Васильевна пробыла лишь несколько месяцев. В том же 1827 году Ентальцевых перевели в дикий по тем временам Берёзов – место ссылки сподвижника Петра I светлейшего князя Александра Меншикова. К этому времени в Берёзове уже отбывали ссылку два декабриста – И.Ф. Фохт и А.И. Черкасов. Прибытие четы Ентальцевых внесло свежую струю в их скучную, однообразную жизнь. И, в первую очередь, благодаря лёгкому, весёлому характеру Александры Васильевны.


Вид Читы, снятый из-под горы. Акварель Н.А. Бестужева. 1829 – 1830 гг.

В Берёзово Ентальцевы приобрели небольшой домик из трёх комнат. В средствах они не нуждались, - деньги посылали из России родственники Андрея Васильевича. Так что у супругов была возможность помогать и товарищам по несчастью, и даже местным жителям.

К слову. Можно много рассуждать о жестокости самодержца по отношению к государственным преступникам, хотя она и не идёт ни в какое сравнение с жестокостью будущих кровавых правителей России, но факт остаётся фактом: Николай I был более чем лоялен не только к родственникам декабристов, оставшимся в России, но и к их жёнам, последовавшим за осуждёнными в Сибирь. Если говорить про Ентальцевых, то Александра Васильевна привезла с собой трёх дворовых крепостных людей, принадлежавших её сёстрам, хотя лица, осуждённые Верховным уголовным судом, не имели права держать при себе крепостных, принадлежавших жёнам или другим родственникам. Помимо этого с 1829 года по Высочайшему соизволению Александра Васильевна получала из казны ежегодное пособие – 250 рублей ассигнациями. Это пособие выдавалось Ентальцевой вплоть до амнистии 1856 года, когда ей, наконец, было разрешено покинуть Сибирь. Но об этом чуть позже.


Дом одного из ссыльных декабристов в Сибири.

В Берёзово Ентальцевы прожили недолго – два года. Их маленький домик благодаря живому и общительному характеру Александры Васильевны стал своеобразным клубом, кружком трёх декабристов. И всё бы ничего, если бы не слабое здоровье Андрея Васильевича. Год, проведённый в камере Петропавловской крепости, Нерчинские рудники, суровый северный климат – всё это не могло не повлиять на его состояние. Физические недуги усугублялись страданиями моральными. Трудно понять почему, быть может, благодаря несдержанному, вспыльчивому характеру, но Ентальцев, как никто другой, подвергался бесконечным придиркам и проверкам полиции. Симптомы будущей тяжёлой болезни проявились уже в Берёзово, и Александра Васильевна стала писать письма губернатору с просьбой перевести мужа на поселение в место с более мягким климатом. В 1829 году супругов перевезли в Ялуторовск.


Ялуторовск.

«Александра Васильевна, - вспоминала Августа Созонович, воспитанница декабриста
М.И. Муравьёва-Апостола, - … в молодости славилась красотой. Это была живая, умная, весьма начитанная женщина, как видно, много потрудившаяся над своим образованием, и женщина довольно самостоятельного характера. Манерами и умением просто и со вкусом одеваться она долго считалась образцом в Ялуторовском женском обществе, молодые девушки пользовались её особым расположением и добрыми советами».
Сначала Ентальцевы купили домик, состоявший из одной комнаты с пристройкой для кухни, погребом и кладовой, принадлежавший купцу Минаеву, а спустя два года - более просторный дом коллежского советника Шеншина.
От того ли, что не мог похвастаться крепким здоровьем, потому ли, что нужно было чем-то себя занять, но в Ялуторовске Андрей Васильевич увлёкся медициной. Накупив всевозможных медицинских справочников, он стал собирать травы и готовить из них простые, безвредные лекарства. Причём, не только принимал их сам, но и не отказывал добрым жителям Ялуторовска.
«Старик, несмотря на своё нездоровье, с юношеским жаром занимался медициною, - вспоминал современник декабристов ялуторовчанин Н. Голодников, - не отказывая в своей помощи ни богатому, ни бедному и покупая иногда необходимые для этого домашние средства, даже из собственности своей. Бедняки долго вспоминали этого благодушного бессеребренника».
«Старику», кстати, в это время едва исполнилось пятьдесят лет…
«Андрей Васильевич и характером больше соответствовал обязанностям врача, нежели воина, - писала А. Созонович, - всегда ровный, со всеми одинаково приветливый, он не только был добр, но был и смиреннейший человек в мире».

Однако не всё в жизни Ентальцевых шло так гладко, как хотелось бы. Во-первых, не прекращалось преследование полиции, слишком много поступало доносов, обвиняющих Андрея Васильевича в антигосударственных замыслах. Они не могли не влиять на здоровье и душевное равновесие Ентальцева и неумолимо подталкивали его к краю, за которым начинается безумие. Во-вторых, уже в начале 30-х годов перестали поступать деньги от родственников из России, и нужда постучалась в уютный, с любовью обустроенный неунывающей Александрой Васильевной дом. И если с доносами, в конце концов, разобрались, - «Ентальцев ни с кем не дружных связей не имеет, - писал А. Бенкендорфу полковник корпуса жандармов Кульчевский после очередного дознания, - и никуда не выходит, ведёт жизнь замкнутую», то умопомешательство всё чаще и чаще давало о себе знать.

Бенкендорф Александр Христофорович

Чем иначе объяснить внезапное увлечение немолодого ссыльного крепостной девкой Пелагеей, принадлежавшей жене? Можно только предположить, какое чувство стыда и унижения должна была испытывать Александра Васильевна.
«В домашнем быту, - доносил Кульчевский Бенкендорфу, - (Ентальцев) ведёт себя неприлично: жена его, разделяя его участь, привезла с собой в Сибирь для прислуги человека и девку, и Ентальцев, влюбившись в эту девку, и ревнуя к ней этого человека, жестоко поступает с ними обоими».
Однако высокое начальство факт прелюбодеяния ввиду невозможности его доказать, - не брать же в свидетели жену! - оставило без внимания. Пелагею же предложили продать или выслать в Россию.

А болезнь Андрея Васильевича прогрессировала. В июне 1841 года он, по всей видимости, перенёс инсульт - «почувствовал лёгкий паралич», а вскоре впал в слабоумие. Александра Васильевна, как могла, боролась за мужа. Добилась разрешения отвезти его на лечение в Тобольск, в «столичный» город в надежде, что местные эскулапы смогут помочь мужу, на глазах теряющему разум. Чтобы раздобыть денег, продала дом вместе со всей обстановкой и домашней утварью. Лечение не помогло, и Ентальцевы вернулись в Ялуторовск. Бездомных приютил декабрист Тизенгаузен, позже Александра Васильевна смогла купить небольшой деревянный флигель.


«

«Кое-как добрались до нашего Кургана… - писал И.И. Пущину Н.В. Басаргин в марте 1842 года, -в Ялуторовске мы провели более трёх суток… Ентальцев поразил меня, - у него паралич подействовал на мозг и сделал его идиотом, - смотрит в глаза, улыбается и медленно скажет бессмыслицу».
Сознание уменьшалось с каждым днём. Не понимая своих поступков, Андрей Васильевич убегал из дома, бродил по лесам. Александре Васильевне пришлось нанять для мужа сиделку.
Это мучение продолжалось несколько лет. В январе 1845 года бывший подполковник артиллерии А.В. Ентальцев умер.

Казалось бы, со смертью мужа наступало освобождение. От мук душевных – да, может быть. Но не из Сибири. По существовавшему положению вдова преступника имела право вернуться в Европейскую Россию. С такой просьбой Ентальцева обратилась к губернатору. Однако в случае возвращения она лишалась средств на содержание. А они были не малые. По закону она получала ежегодно 400 рублей до тех пор, пока находилась в Сибири. Кроме того, по Высочайшему повелению Ентальцева получала ещё 250 рублей. На эти деньги в Сибири при дешевизне продуктов, рабочей силе и налаженном хозяйстве можно было жить безбедно. Всё это Александра Васильевна учла. Не смутил её и тот факт, что за ней установили полицейский надзор, чего не было на протяжении всей жизни в Сибири. Она была включена в общий список лиц, состоящих под надзором полиции, как и прочие вдовы государственных преступников.

Ещё долгих одиннадцать лет Александра Васильевна прожила в Ялуторовске, сохранив, несмотря на тяготы жизни, душевную доброту и весёлый характер. А, собственно говоря, кто ждал её в Москве? Единственный родной человек – дочь, но и та была воспитана во вражде к матери. Здесь же, в маленьком городке, ставшем родным, у неё была семья – её друзья-декабристы, раз и навсегда установившийся порядок жизни: в четверг – у Пущина, в воскресенье – у Муравьёвых - Апостолов. Здесь её любили, хотя, бывало, и подшучивали над ней, но всегда были готовы придти на помощь.

В 1856 году после Манифеста Александра II, даровавшего прощение декабристам, Александра Васильевна Ентальцева вернулась в Москву, где и умерла спустя два года в полном одиночестве.

***
Испокон веков,да и поныне,
Судьба всех женщин такова:
Хранить очаг семьи любимой,
И верность мужу навсегда.

И быть готовым женам надо,
За мужем хоть куда идти:
То будь холодный снег с туманом,
Иль тропы темные тайги.

Восставши люди за свободу,
На каторгу обречены.
Но их не побросали жены -
За ними и в Сибирь пошли.

То был в истории момент особый,
Пережилось так множество невзгод.
Восстание масонов-декабристов,
Век девятнадцатый и двадцать пятый год.

Диана Мустафина

Отдельная благодарность Никите Кирсанову за любезно предоставленное фото из личного архива.