Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Лицевой летописный свод 16 века. Лицевой летописный свод. Лицевой летописный свод XVI века. Библейская история - Выходные данные по томам

крупнейший летописно-хронографический свод Древней Руси. Л. С. создавался по заказу Ивана Грозного в Александровской слободе в 1568-1576 гг. Он содержал изложение всемирной истории от сотворения мира до XV в. и русской истории до 1567 г. По подсчетам А. А. Амосова, сохранившиеся десять томов Л. С. насчитывают 9745 листов, украшенных 17744 цветными иллюстрациями (миниатюрами). Есть основания полагать, что составлялся (или был составлен, но утрачен) и одиннадцатый том, содержащий изложение русской истории древнейшего периода до 1114 г. В первых трех томах Л. С. содержался текст исторических библейских книг (Пятикнижие, книги Иисуса Навина. Судей, книга Руфь, четыре книги Царств, книга Есфирь, книга пророка Даниила), полный текст Александрии, “Истории Иудейской войны” Иосифа Флавия и два повествования о Троянской войне: древнерусский перевод латинского романа Гвидо де Колумна “История разрушения Трои” и извлеченная из Хронографа Русского “Повесть о создании и попленении Тройском”. В дальнейшем источниками сведений по всемирной истории явились “Летописец Еллинский и Римский” второй редакции и на нем основанный Хронограф Русский. Русская история в томах 4-10 излагается преимущественно по Летописи Никоновской, но уже начиная с событий 1152 г. в Л. С. встречается дополнительный, сравнительно с этой летописью, материал. Как установил Б. М. Клосс, источниками его могли быть Воскресенская летопись, Новгородский свод 1539 г., “Летописец начала царства” и др. источники. Около 1575 г. уже подготовленный текст Л. С. по указанию Ивана Грозного был подвергнут существенной переработке в той своей части, которая содержала описание его царствования, т. е. с 1533 по 1568 г. В приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались, в частности, обвинения против лиц, казненных или репрессированных во время опричнины. Работа над Л. С. завершена не была - миниатюры последней части выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены. Л. С. является не только бесценным памятником книжного искусства, но и важнейшим историческим источником: миниатюры, несмотря на условность и символический характер некоторых изображений, дают богатый материал для суждений об исторических реалиях своего времени, а изучение редакторских изменений, внесенных в последний том Л. С. (так называемую “Царственную книгу”), позволяет углубить наши сведения о сложной политической борьбе в послеоприч-ный период, судить об изменившихся оценках Грозным деятельности тех или иных его сподвижников, о новых взглядах царя на сами события его царствования. Текст Л. С. издан в той части, которая основана на Летописи Никоновской (ПСРЛ.-Т. 9-13). Изд.: Щепкин В. Лицевой сборник императорского Российского Исторического музея//ИОРЯС.-1899.-Т. 4, кн. 4.-С. 1345- 1385; Пресняков А. Е.; 1) Царственная книга, ее состав и происхождение.- СПб., 1893; 2) Московская историческая энциклопедия XVI в. // ИОРЯС.- 1900.- Т. 4, кн. 3.- С. 824- 876; Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник.- М., 1944; Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей.- М., 1965. -С. 102-332; Амосов А. А.; 1) К вопросу о времени происхождения Лицевого свода Ивана Грозного // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР.-Л., 1978. - С. 6-36; 2) Лицевой летописный свод Ивана Грозного:Опыт комплексного источниковедческого исследования //АДД.- СПб., 1991; К л ос с Б. М. 1) Никоновский свод и русские летописи XVI -XVII вв.-М., 1980.-С. 206-265; 2) Летописный свод Лицевой // Словарь книжников.- Вып. 2, ч. 2.- С. 30-32; 3) Царственная книга //Там же.- С. 506.-508. О. В. Творогов

2010 год для специалистов, изучающих Древнюю Русь, и просто любителей истории ознаменовался весьма важным событием: в интернет в открытый доступ выложили Лицевой летописный свод (в народе его называют Царь-книгой). Отсканировали его и поместили во всемирную сеть представители Общества любителей древней письменности.

В чем заключается важность данного события?

Согласитесь, что самое главное в работе каждого историка - это первоисточники: письменные, произведения искусства, архитектура, предметы быта и другие артефакты. К сожалению, в наше время не так много исследователей прошлого обращаются именно к ним. Зачастую они изучают и цитируют работы других историков, а те третьих и так далее. В результате, если начать разбираться, то большинство таких ученых никогда и не пользовались первоисточниками, и все свои труды создали на основе чужих слов и мнений. Получается, что данные работы можно сравнить с плохой копией копии какого-то «блокбастера». Если открыть и прочесть то, что написано в древнем документе, и сравнить информацию с тем, что пишут современные историки, часто можно обнаружить не только незначительные неточности, но и порой совершенно противоположные факты. Вот так-то, и подобное случается сплошь и рядом.

Древние артефакты Руси

К сожалению, до наших дней сохранилось не так много подлинных первоисточников, как того хотелось бы. Если рассматривать архитектурные памятники, то их осталось совсем немного, да к тому же большинство из них относятся к 18-19 векам, ведь на Руси основной строительный материал - это лес, а регулярные войны и пожары не щадят такие сооружения. Если брать предметы быта и ювелирные украшения, так и тут не все так просто: то, что удалось сохранить, - это всё артефакты 15-19 веков. И это тоже вполне объяснимо, ведь драгоценные металлы и каменья всегда были целью различного рода любителей наживы и черных археологов. Практически все древние захоронения (курганы и прочее) на территории нашей страны были разграблены еще во времена Екатерины Второй.

Устные предания

Наиболее полно исторические сведения об истории нашей земли сохранились в памяти народа - это легенды, предания, сказки, былины и т. д. Однако ученые категорически отрицают возможность рассмотрения устного творчества как источника информации, по крайней мере, в отношении того, что связано с былым Руси, хотя готовы полностью принять легенды, скажем, скандинавских или британских народов. А ведь в наших сказках и сказаниях сохранилось много интересных фактов, определенная интерпретация которых подтверждает одну из популярных современных теорий (А. Скляров «Обитаемый остров Земля»). Например, все мы знаем о такой сказочной диковинке, как волшебное блюдечко с наливным яблочком, в котором виден весь мир - чем это не «Айфон» с его логотипом - надкусанным фруктом? А ковры-самолеты, а сапоги-скороходы? Да мало ли что еще...

Впрочем, мы сильно отвлеклись, пора вернуться к главной теме нашей статьи, а это, напомним, Лицевой свод царя Ивана (iv) Грозного.

Письменные источники

Главные письменные источники Древней Руси - это летописи. Еще с 19 века начало издаваться Полное собрание русских летописей. Каждый желающий мог ознакомиться с этим печатным изданием, обратившись в библиотеку. Однако сейчас ведутся работы в рамках проекта «Рукописные памятники Древней Руси» по переводу его в цифровой формат, и в ближайшее время он, как и Лицевой свод Ивана Грозного, будет выложен в интернет для всеобщего пользования. Начинающим исследователям следует знать, что в древних рукописях является не только текст, но и рисунки. Речь идет об иллюстрированных документах. Главным из них и выступает Лицевой свод. Он состоит из десяти тысяч листов и семнадцати тысяч иллюстраций.

Лицевой летописный свод

Этот документ является крупнейшим летописно-хронографическим сводом Древней Руси. Он создавался по заказу царя в в период с 1568 по 1576 годы. Лицевой свод содержит изложение мировой истории от сотворения мира до 15 века и русской истории до 67 года 16 века. Амосов А. А. подсчитал, что сей древний артефакт состоит из десяти томов общей численностью в 9745 листов, которые украшены 17 744 цветными миниатюрами. Историки небезосновательно полагают, что Царь-книга содержала и одиннадцатый том. Ныне он утрачен, и это понятно, ведь в нем шла речь о самом неоднозначном периоде русской истории - до 1114 года.

Лицевой свод: содержание

В первых трех томах содержатся тексты библейских книг, таких как Пятикнижие, книги Судей, Иисуса Навина, Царств, а также книги Руфи, Есфирь, пророка Даниила. Кроме того, в них представлены полные тексты Александрии, два повествования о Троянской войне («Повесть о создании и попленении Тройском», извлеченная из «Хронографа Русского», и «История разрушения Трои» - перевод романа Гвидо де Колумна) и работа Иосифа Флавия «История Иудейской войны». Для последующих мировых событий источниками получения сведений послужили работа «Летописец Иллинский и Римский» и «Хронограф Русский».

Историю Руси Лицевой свод описывает в 4-10 томах, источником послужила преимущественно Как утверждают исследователи (например, Клосс Б. М.), начиная с событий 1152 года, в документе встречаются и дополнительные источники, такие как Новгородский свод (1539 г.), Воскресенская летопись, «Летописец начала царства» и другие.

Древнее редактирование

Царь-книга имеет ряд правок, считается (доказательств этому, правда, нет), что они были сделаны приблизительно в 1575 году по указанию самого царя Ивана Грозного. Переработка уже готового текста затронула в основном период с 1533 по 1568 годы. Неизвестный редактор сделал приписки на полях документа, в некоторых из них содержатся обвинения против лиц, репрессированных и казненных во время опричнины.

К сожалению, работа над Лицевым сводом закончена не была: часть миниатюр выполнены только в чернильном очерке, раскрасить их не успели.

Выводы

Лицевой свод Ивана Грозного является не только памятником книжного искусства Руси, но и весьма важным источником исторических событий: миниатюры, несмотря на всю условность и довольно символический характер, дают богатый материал для исследований реалий того времени. Кроме того, изучение редакторских правок, которые внесены в последний том («Царственная книга»), предоставляют возможность получить более глубокие сведения о политической борьбе послеопричного периода. Они позволяют судить и об изменившихся оценках царя деятельности тех или иных его сподвижников. А также о новых взглядах на сами события в период его правления.

В заключение

Благодаря деятельности Общества любителей древней истории, теперь каждый желающий сможет ознакомиться с этим бесценным артефактом. Ведь раньше для того, чтобы получить доступ к данному документу, необходимо было приложить массу усилий, да и получить его могли только ученые-историки. Зато сегодня это доступно каждому. Все, что необходимо, - наличие доступа к всемирной сети, и можно погрузиться в увлекательный мир изучения нашего прошлого. Увидеть все своими глазами, сложить о тех или иных событиях свое мнение, а не читать готовые штампы историков, которые, возможно, даже никогда и не открывали первоисточник.

Впервые в открытом и бесплатном доступе на сайте ОЛДП (Общество любителей древней письменности) появился легендарный Лицевой Летописный Свод царя Ивана Грозного. Рукопись с сотнями красочных миниатюр можно скачать по ссылкам ниже.

Лицевой летописный свод был создан в XVI веке по приказу русского царя Ивана Грозного для обучения царских детей. Возглавил работу по составлению данного Свода образованнейший человек своего времени - Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Над составлением Свода трудились лучшие писцы и иконописцы столицы. То, что ими исполнено: собрание всех достоверно известных источников от Священного писания (текст Септуагинты) до истории Александра Македонского и сочинений Иосифа Флавия - вся писаная история человечества от сотворения мира до XVI века включительно. Все времена и все народы, имевшие письменность отражены в десятках книг этого собрания. Подобного летописного собрания, украшенного огромным количеством высокохудожественных иллюстраций, не создавала ни одна цивилизация человечества: ни Европа, ни Азия, ни Америка либо Африка. Судьба самого русского царя и его детей сложилась трагически. Лицевой летописный свод царевичам не пригодился. По прочтении Лицевого свода, часть из которого посвящена периоду Грозного, становится понятным - почему. За последующие сотни лет появилась официальная историография, зачастую конъюнктурная и политически ангажированная, и потому достоверные летописные источники были обречены на уничтожение либо исправление, то есть фальсификацию. Лицевой летописный свод пережил эти столетия благодаря тому, что после смерти Ивана Грозного в период смут и безвременья этот фолиант стал вожделенным объектом для «просвещенных» библиофилов. Его фрагменты растащили по своим библиотекам влиятельнейшие вельможи своего времени: Остерман, Шереметев, Голицын и другие. Ведь и тогда сановные коллекционеры понимали, что такому фолианту с шестнадцатью тысячами миниатюр цены нет. Так и дожил Свод до революции и был грудами свален в нескольких музеях и хранилищах.

Уже в наши дни усилиями энтузиастов разрозненные книги и листы были собраны воедино из разных хранилищ. А возрожденное Общество любителей древней письменности сделало данный шедевр доступным для всех. Не имеющий аналогов исторический источник, теперь смогут бесплатно получать многие крупные учебные заведения мира, национальные библиотеки разных стран и, конечно, наши соотечественники для воспитания детей на этом сокровище опыта и мудрости тысячелетий. Таким удивительным образом тот труд, который делался для царских детей пятьсот лет назад достался нашим детям, дорогие современники, с чем мы вас от всего сердца и поздравляем!

Первый том

Часть 1 -

Часть 2 - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Второй том

Часть 1- http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Часть 2 - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Третий том

Часть 1 - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Четвёртый том

Часть 1 - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Часть 2 - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Библиотека

Источник -

Пятый том (Троя)

Часть 1 - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Часть 2 - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Шестой том (Земная жизнь Исуса Христа)

Часть 1 - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Седьмой том (Иосиф Флавий Иудейская война)

Часть 1 - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Часть 2 - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Восьмой том (Рим. Византия)

Часть 1 (81-345 гг. от В.Х.) - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Часть 2 (345-463 гг. от В.Х.) - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Девятый том (Византия)

Часть 1 (463-586 гг. от В.Х.) - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Часть 2 (586-805 гг. от В.Х.) - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Часть 3 (805-875 гг. от В.Х.) - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Часть 4 (875-928 гг. от В.Х.) - http://oldpspb.ru/wp-content/u...

Библиотека

Факсимильные издания славянских и византийских рукописей XI – XVI вв. – приоритетное направление деятельности ОЛДП. Фонд приступил к формированию перспективного плана изданий, исходя из уже поступивших предложений. В то же время мы готовы к сотрудничеству с архивами России и стран зарубежья в осуществлении и финансировании факсимильных изданий других раритетных памятников славянской и византийской письменности. Издания будут осуществляться на высоком полиграфическом уровне и реализовываться значительным тиражом. Предпочтение отдается ранним рукописям (по XVI в. включительно), имеющим иллюстрации, нуждающимся в факсимиле в связи с малой доступностью и (или) плохой сохранностью.

ИСТОЧНИК - http://oldpspb.ru/faksimilnye-...

https://ok.ru/bylina.avt/topic...

Вниманию читателей группы комиссара Катара.- http://www.proza.ru/avtor/pang...

Дамы и господа.

Вы имеете уникальную возможность одними из первых познакомиться с работой моих товарищей из электронной библиотеки Общества Любителей Древней Письменности, поместивших на страницы интернета уникальное наследие наших предков. То, что откроется вам, поистине великолепно и изучение материала поможет понять, как на самом деле выглядела былина Русской Земли. Вас ждут открытия и удивительные события прошлого, большинство из которых никогда не освещалось адептами Торы - историками. Перед вами ПРАВДА, та самая, которую многие из вас мучительно искали всю жизнь. Читайте и гордитесь, что вы принадлежите к Великому Русскому народу.

Грандиозный художественный проект: лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга - летописный свод событий мировой и особенно русской истории, писавшийся, вероятно в 1568-1576 гг., специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года.

» начинает публикацию электронного издания одного из самых известных памятников древнерусского искусства — Лицевого летописного свода.

Лицевой летописный свод XVI века — монументальный памятник древнерусского книжного искусства, по масштабности и широте охвата исторических событий, а также по форме представления материала не имеющий аналогов в мире. Это самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси. Лицевой летописный свод создавался по заказу Ивана IV Грозного в период 1568-1576 гг. в Александровской слободе, ставшей в то время политическим центром Русского государства, постоянной резиденцией царя. Над составлением свода трудился целый штат царских книгописцев и художников.

Лицевой свод дошёл до наших дней в 10 томах, находящихся в разных древлехранилищах: Библиотека Российской Академии наук и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге и Государственный Исторический музей в Москве.

Фирма «АКТЕОН» совместно с хранителями несколько лет назад впервые осуществила научное факсимильное издание «Лицевой летописный свод XVI века ».

Сегодня сайт «Русская вера» начинает публикацию полной версии . Предлагаемое издание с переводом представлено тремя разделами: библейская история, всемирная история, русская летописная история.

В отличие от некоторых редактированных, недостоверных, перекопированных с низкокачественных бумажных переизданий версий, которые можно найти в сети, наша публикация является первоисточником этого ценнейшего документа. Она предоставлена издательством «АКТЕОН», сотрудники которого осуществили непосредственное сканирование лицевого свода, хранящегося в российских древлехранилищах.

Сегодня мы беседуем с директором издательства «АКТЕОН» Харисом Харрасовичем Мустафиным.

Харис Харрасович, несколько лет назад издательство «АКТЕОН» начало масштабную работу по сканированию и изданию памятников древнеславянской литературы. Почему при наличии многочисленных древних летописей, Четьих-миней и прочего в качестве главного, основного проекта был выбран Лицевой свод?

Лицевой летописный свод ХVI века стоит особняком в древнерусском летописании. Это величайший книжный памятник, который отличается, прежде всего, масштабностью изложения событий — от сотворения мира, библейских событий, до всемирных исторических событий. Наконец, в нём излагается русская летописная история от времён Владимира Мономаха до времён Ивана Грозного.

Памятник этот интересен как с точки зрения большого объёма информации, так и тем, что это единый комплекс, который создавался, видимо, как некий государственный заказ во время формирования Русской империи ХVI века. В этом его уникальность. С другой стороны, этот памятник имеет особенность: на почти 10 тысячах листах рукописи представлено более 17,5 тыс. книжных миниатюр, ни разу не повторяющихся, вплетённых в канву повествования. При этом получается, что это и не иллюстративный материал к рукописи, и рукописи не являются подрисуночными подписями к такому огромному массиву книжных миниатюр.

Это некое, с одной стороны, новое, а с другой стороны, уникальное художественно-литературное-историческое произведение, где тексты перемежаются с книжными миниатюрами, в которых зачастую изображено гораздо больше, чем изложено в текстах. Таким образом, читатель в этих книгах может глазами русских книжников XVI века смотреть на события, которые они излагают. В этом особая ценность.

Поэтому на вопрос, почему мы взялись именно за Лицевой летописный свод, хочу ответить, что именно в силу его уникальности. Многие поколения историков и филологов мечтали о появлении факсимильного издания этого памятника, и только благодаря новым технологиям XXI века и решимости нашего коллектива начать эту работу и довести её до конца стало возможным издание это книжного памятника.

Ещё один момент. Когда мы подбирали материал для издания, мы обратились за консультацией в Президиум Российской академии наук и в Археографическую комиссию при Академии наук. На вопрос, что самого выдающегося из книжных русских памятников имеется в древлехранилищах, нам однозначно ответили, что это Лицевой летописный свод, не имеющий аналогов ни в России, ни за рубежом. Поэтому и было создано издательство «АКТЕОН» конкретно под проект издания Лицевого свода.

С точки зрения того, какие задачи были поставлены, надо рассказать об очень важном моменте. Над проектом работало не только издательство, но и крупнейшие библиотеки-хранители Лицевого летописного свода. В этом проекте участвовало большое число разных специалистов — историков, филологов из ведущих профильных организаций. Это не просто факсимильное издание книжного памятника, это научно-факсимильное издание, где представлены подробнейшие описания книг-оригиналов, история бытования, проведена огромная работа по подготовке указателей, библиографического материала. Также очень важно и то, что выполнена работа по полному транслитерированию текста и подстрочному переводу на современный русский язык, что резко расширило возможность даже неподготовленных людей знакомиться с этим памятником.

Немногие издательства делали это ранее. Сейчас это превращается в некий стандарт, поскольку очень удобно для людей. Многие издательства сейчас стараются публиковать оригинал текста и его транслитерацию, а если хватает сил, то и перевод на современный язык. Это сложная работа. Древний и современный языки очень близки, и совсем непросто передать те или иные фразы, не искажая сильно их смысла, чтоб это было понятно современникам. С нашей точки зрения, очень важно, что книжные памятники, которыми мы занимаемся, создаются как для учёных специалистов, так и для всех интересующихся историей и культурой Руси. Мы делаем публикации Лицевого летописного свода в удобном для восприятия виде.

Могут ли книги Лицевого свода дать современному читателю новую историческую информацию?

Лицевой свод интересен несколькими моментами. Во-первых, на его страницах последовательно излагается видение истории русскими книжниками XVI века, как они её понимали. Они составляли эти книги исходя из своего представления об истории, причём они понимали, что история любого государства и любого общества происходит от сотворения мира, дальше следуют библейские события, затем всемирная история, включая историю Трои, древнего Рима, Византии, далее происходит переход к русской истории. Описана целостная картина исторического полотна. Немного существует материалов, где эту концепцию можно увидеть целиком. Как правило, то, что издаётся, носит фрагментарный характер, здесь же мы видим общую единую картину понимания истории людьми XVI века, что очень важно.

Позже, конечно, историческая наука развивалась, и это привело к возникновению многих разных новых концепций о том, какая была история, в частности, Руси. Зачастую наука формировалась в угоду тем или иным политическим заказам. Поэтому иметь возможность ознакомиться и оценить видение русскими книжниками истории XVI века, исходя из публикуемого документа — Лицевого летописного свода, представляет собой очень интересную возможность. Это видение не замутнено многими наслоениями, с одной стороны, искусственно надуманными, а с другой стороны, опирающимися на современную историческую науку. Из Лицевого свода, который является, фактически, первоисточником, можно глазами образованных русских книжников рассмотреть многие исторические события как XVI века, так и более ранней эпохи.

Смысл изучения Свода заключается и в том, что помимо каких-то текстологических описаний событий здесь есть масса материалов, связанных с отображением исторических событий в миниатюрах. Зачастую только в них можно увидеть многие моменты, связанные с развитием технологий, вооружения, ремёсел, строительства. К нашему времени почти не сохранилось графической информации о событиях на Руси и странах, прилегающих к Руси, которые были бы отражены именно графически. С этой точки зрения материал Свода очень интересный и, действительно, может дать современному читателю много новой исторической информации. Главное, чтобы человек был с пытливым умом и по-настоящему интересовался историей и культурой своей страны.

Сегодня многие издательства издают репринтные и факсимильные издания. Однако их качество в большинстве случаев, мягко говоря, хромает. Какие технологии, программные продукты использовались «АКТЕОНОМ» для создания, без преувеличения, самого высококачественного издания такого рода?

Уже говорилось о том, что когда было принято решение выпустить научно-факсимильное издание Лицевого летописного свода, специально было создано издательство «АКТЕОН». Главный упор в работе этой фирмы был сделан на использование ультрасовременных технологий, возникших в начале XXI века. Это первые бесконтактные книжные сканеры, позволяющие освещать древние книги щадящим светом, бесконтактно бережно их сканировать с высочайшим качеством.

Появились также цифровые технологии, во многом разработанные специалистами нашего издательства, которые позволяли виртуально распрямлять образы раскрытых книг, совмещать лицо и оборот листов без малейшего искажения цветов книжных миниатюр. И, наконец, нашей фирмой была закуплена первая в стране цифровая типография, позволяющая осуществлять малотиражное производство, фактически производство книг на заказ на высочайшем уровне.

Для того, чтобы получать добротные книжные переплёты, в нашей фирме было создано подразделение, осуществляющее ручной книжный переплёт, в котором, в частности, была воспроизведена технология знаменитого русского переплёта книг XVI века.

Это позволило создавать книги, которые не только по содержанию являются уникальными, но в определённом смысле являются произведением книжного современного искусства.

В какие российские библиотеки и собрания поступило Ваше издание Лицевого свода, имеются ли какие-то отзывы?

Наше издание поступило практически во все крупнейшие библиотеки страны: областные, республиканские, центральные. Попало в крупнейшие университеты страны, а также в целый ряд зарубежных библиотек, прежде всего университетских, где происходит изучение славистики и истории восточной Европы и России.

Мы получили массу положительных отзывов. Более того, по инициативе Баварской национальной библиотеки и Института изучения истории стран Восточной Европы и России в Мюнхене в 2011 году прошла первая Международная конференция, посвящённая изучению Лицевого летописного свода. Она вышла по результатам появления нашего издания в крупнейших библиотеках страны и мира.

За рубежом издание Лицевого свода в определённом смысле произвело научный фурор, потому что впервые стал доступен для изучения огромнейший массив уникального материала, который ранее был недоступен для изучения специалистами. Причём материал ценнейший, как с точки зрения текстов, так и с точки зрения большого количества книжных миниатюр.

В наши дни монополия на ознакомление с историческими источниками, которая ранее была у специалистов и исследователей, постепенно утрачивается. Всё большее количество цифровых копий публикуется в сети. Как вы думаете, какую роль может сыграть публикация первоисточников в исторической науке, да и общественной жизни?

Вопрос поставлен таким образом, как будто монополия была создана искусственно. Исследование исторических источников, на самом деле, это тяжелейшая работа. Люди, которые занимаются этой работой, вызывают глубокое уважение и восхищение. Этот труд требует высочайшей квалификации. Вместе с тем, как раз наши издания нацелены на то, чтобы облегчить работу этих специалистов — с одной стороны, и вместе с тем сделать уникальные книжные памятники более доступными для широкого круга общественности, которая проявляет интерес к книжной культуре и истории своей страны.

В нашем представлении русская книжная культура достойна того, чтобы ей гордились, чтобы её знали, чтобы люди, интересующиеся историей страны, брали эти книжные памятники на вооружение, чтобы нести, прежде всего, в образовательную систему, в свои семьи. Хочется, чтобы люди, особенно молодёжь, гордились своей страной, своей историей, знали эту историю.

То, что в интернете всё больше публикуется материалов, касающихся истории страны, особенно документы, это исключительно позитивная тенденция, которая, мы надеемся, даст хорошие плоды. Всё больше молодёжи будет интересоваться историей и культурой страны, и это, с нашей точки зрения, будет способствовать возрождению и процветанию России.

Понравился материал?

«Макарьевская школа» живописи, «школа Грозного» - понятия, обнимающие немногим более трех десятилетий в жизни русского искусства второй половины (или, точнее, третьей четверти) XVI в. Эти годы насыщены фактами, богаты произведениями искусства, характерны новым отношением к задачам искусства, его роли в общем укладе молодого централизованного государства, и, наконец, они примечательны отношением к творческой личности художника и попытками регламентировать его деятельность, более чем когда-либо подчинить ее задачам полемическим, привлечь к участию в напряженном драматическом действе государственной жизни. Впервые в истории русской художественной культуры вопросы искусства становятся предметом прений на двух церковных соборах (1551 и 1554 гг.). Впервые заранее разработанный план создания многочисленных произведений разных видов искусства (монументальная и станковая живопись, книжная иллюстрация и прикладное искусство, в частности резьба по дереву) предопределил темы, сюжеты, эмоциональную трактовку и, в значительной мере, послужил основой сложного комплекса образов, призванных подкрепить, обосновать, прославить правление и деяния первого «венчанного самодержца», вступившего на престол централизованного государства Русского. И именно в это время осуществляется грандиозный художественный проект: лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга - летописный свод событий мировой и особенно русской истории, писавшийся, вероятно в 1568-1576 гг., специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Слово «лицевой» в названии Свода означает иллюстрированный, с изображением «в лицах». Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 16 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Грандиозный "бумажный" проект Ивана Грозного!

Лицевой хронограф. РНБ.

Хронологические рамки этих явлений в художественной жизни Русского централизованного государства второй половины XVI в. определяются одним из самых существенных событий той поры - венчанием на царство Ивана IV. Венчание Ивана IV (16 января 1547 г.) открывало новый период утверждения самодержавной власти, являясь своего рода итогом длительного процесса формирования централизованного государства и борьбы за единство Руси, подчиненной власти московского самовластца. Именно поэтому сам акт венчания на царство Ивана IV, послуживший предметом неоднократных обсуждений в кругу будущих участников «избранной рады», как и в среде ближайшего окружения митрополита Макария, был, как не раз уже говорилось историками, обставлен с исключительной пышностью. Опираясь на литературные источники конца предшествующего столетия, Макарий разработал самый ритуал царского венчания, введя в него необходимую символику. Убежденный идеолог самодержавной власти, Макарий сделал все возможное, чтобы подчеркнуть исключительность («богоизбранность») власти московского единодержца, исконность прав московского государя ссылками на исторические аналогии в области гражданской истории и прежде всего истории Византии, Киевской и Владимиро-Суздальской Руси.

Царственная книга.

Идеологию единодержавства должны были, по замыслу Макария, отражать письменные источники эпохи и в первую очередь летопись, книги царского родословия, круг годового чтения, какими являлись составленные под его руководством Четьи Минеи, а также, по-видимому, предполагалось обратиться и к созданию приличествующих случаю произведений изобразительного искусства. Что замыслы обращения ко всем видам художественной культуры с самого начала были грандиозны, показывает размах литературных трудов того времени. Трудно, однако, представить себе, какие формы приняло бы осуществление этих замыслов в области изобразительного искусства и в какие сроки они были бы реализованы, если бы не пожар в июне 1547 г., опустошивший огромную территорию города. Как рассказывает летопись, 21 июня во вторник «в 10 часов дни третией недели Петрова поста загорелся храм Воздвижение честнаго Креста за Неглимною на Арбатской улице... И бысть буря велика, и потече огнь, якоже молния, и пожар силен промче... И обратися буря на град болший, и загорелся во граде у соборные церкви Пречистыа верх, и на царьском дворе великого князя на полатах кровли, и избы древяные, и полаты, украшеные златом, и Казенной двор и с царьскою казною, и церковь на царьском дворе у царьские казны Благовещение златоверхаа, деисус Андреева письма Рублева, златом обложен, и образы, украшеныа златом и бисером многоценныа Греческаго писма прародителей его от многих лет собранных... И по многым церквам каменным выгореша деисусы и образы, и сосуды церковныа, и животы многые людскые, и двор митрополич». «...А в городе все дворы и полаты горяше, и Чюдовской монастырь выгоре весь, едины мощи святого великаго чюдотворца Алексеа Божиим милосердием сохранены бысть... И Вознесеньской монастырь такоже весь выгоре, ...и церковь Възнесение выгоре, образы и сосуды церковный и животы людьскыа многие, токмо един образ Пречистые протопоп вынес. И все дворы в граде погореша, и на граде кровля градцкая, и зелие пушечное, где б на граде, и те места разорвашася градные стены... В един час многое множество народу сгореша, 1 700 мужеска полу и женьска и младенець, множество горюша народа по Тферьской улици, и по Дмитровке, и на Болшом посаде, по Ильинской улицы, в садех». Пожар 21 июня 1547 г., начавшийся в первой половине дня, продолжался до ночи: «А на третием часу нощи преста огненое пламя». Как явствует из приведенного летописного свидетельства, сильно пострадали постройки на царском дворе, были уничтожены и частью попорчены многочисленные произведения искусства.

Ледовое побоище. Летописная миниатюра из Лицевого свода XVI века.

Но в еще большей степени пострадали московские жители. На второй день у постели пострадавшего во время пожара митрополита Макария собрались царь и бояре «на думу» - обсуждалось умонастроение народных масс, и духовник царя, Федор Бармин, сообщил о распространении слухов о причине пожара, который черные люди объясняли колдовством Анны Глинской. Иван IV вынужден был назначить следствие. Помимо Ф. Бармина, в нем участвовали князь Федор Скопин Шуйский, князь Юрий Темкин, И. П. Федоров, Г. Ю. Захарьин, Ф. Нагой и «иныи мнози». Взволнованные пожаром, московские черные люди, как разъясняет ход дальнейших событий Продолжение Хронографа 1512 г. и Летописец Никольский, собрались на вече и в воскресенье утром 26 июня вступили на Соборную площадь Кремля «ко двору государеву», ища суда над виновниками пожара (виновниками же пожара, как сказано выше, почитались Глинские). Юрий Глинский пытался спрятаться в Дмитровском приделе Успенского собора. Восставшие проникли в собор, несмотря на шедшее богослужение, и во время «херувимской песни» извлекли Юрия и против митрополичьего места убили, вытащили за пределы града и бросили на месте казни преступников. Людей же Глинских «бесчисленно побиша и живот княжой разгрибиша». Можно было подумать, что убийство Юрия Глинского явилось «казнью», облеченной в форму «традиционную» и «законную».

Митяй (Михаил) и свт. Дионисий перед вел. кн. Димитрием Донским.

Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в.

Об этом свидетельствует и тот факт, что тело Глинского было вынесено на торг и брошено «перед того кол, идеже казнят». Этим выступление черных людей не кончилось. 29 июня, вооруженные, в боевом порядке, они (по «кличу палача» или «бирича») двинулись к царской резиденции в Воробьево. Их ряды были столь грозны (они были со щитами и копьями), что Иван IV «удивися и ужасеся». Черные люди требовали выдачи Анны Глинской и ее сына Михаила. Масштабы выступления черных людей оказались достаточно велики, готовность к военному выступлению свидетельствовала о силе народного гнева. Этому восстанию предшествовали выступления недовольных по городам (летом 1546 г. выступили новгородские пищальники, а 3 июня 1547 г.- псковичи, жаловавшиеся на царского наместника Турунтая), и ясно, что размеры народных волнений должны были произвести грозное впечатление не только на Ивана IV. С ними должно было считаться ближайшее окружение молодого царя, определявшее политику 30-х - 50-х годов. Организованное восстание московских низов в основном было направлено против боярского самовластия и произвола, особенно болезненно отражавшегося в годы юности Ивана IV на судьбах широких народных масс, и оказало определенное влияние на дальнейшее развитие внутренней политики.

Одна из книг Лицевого свода XVI века.

Вероятнее всего, правы те из историков, кто считает Московское восстание после пожара 1547 г. инспирированным противниками боярского самовластия. Не лишены основания попытки найти вдохновителей восстания в ближайшем окружении Ивана IV. Однако инспирированное извне, оно, отражая протест широких народных масс против боярского утеснения, как известно, приняло размах неожиданный, хотя и совпавший в своей направленности с новыми тенденциями формировавшегося правительства 50-х годов. Но вместе с тем его масштабы, быстрота и сила народной реакции на события были таковы, что нельзя было не принять во внимание значительности выступления и тех его глубоких социальных причин, которые, независимо от влияния правящих политических партий, вызвали к жизни народные волнения. Все это усугубило сложность политической ситуации и во многом способствовало широте замысла и поисков наиболее действенных средств идеологического воздействия, среди которых существенное место заняли новые по своему содержанию произведения изобразительного искусства. Можно думать, что разрабатывая план политических и идеологических мер воздействия на широкие народные круги, решено было обратиться и к одному из самых доступных и привычных воспитательных средств - к становой и монументальной живописи, в силу емкости своих образов, способной от привычной назидательной тематики вести к более широким историческим обобщениям. Определенный опыт подобного рода сложился уже в царствование сначала Ивана III, а позднее Василия III. Помимо воздействия на московских черных людей, а также бояр и людей служилых, произведения живописи призваны были оказывать непосредственное воспитательное действие и на самого молодого царя. Как и многие литературные начинания, осуществлявшиеся в кругу митрополита Макария и «избранной рады» - а руководящую роль Макария, как идеолога единодержавной власти, не стоит преуменьшать, - произведения живописи в существенной своей части содержали не только «оправдания политики» царя, но и раскрывали те основные идеи, которые должны были вдохновлять самого Ивана IV и определять общее направление его деятельности.

Иван Грозный на свадьбе Симеона Бекбулатовича.

Важно было заинтересовать Ивана IV общим планом восстановительных работ в такой мере, чтобы идейная направленность их была, как бы предопределена самим государем, исходила от него (напомним, что несколько позднее аналогично организовывался и Стоглавый собор). Инициатива восстановительных работ была разделена между митрополитом Макарием, Сильвестром и Иваном IV, который, естественно, должен был официально главенствовать. Все эти взаимоотношения можно проследить в самом ходе событий, как их излагает летопись, а главное - свидетельствуют материалы «дела Висковатого». Выгорело внутреннее убранство храмов, пожар не пощадил и царское жилище и казну царскую. Оставлять храмы без святынь было не в обычае Московской Руси. Иван IV прежде всего «разослал по городам по святые и честные иконы, в Великий Новгород, и в Смоленск, и в Дмитров, и Звенигород, и из иных многих городов многие и чудные святые иконы свозили и в Благовещенье поставили на поклонение царево и всем хрестьянам». Вслед за этим начались восстановительные работы. Одним из активных участников организации восстановительных работ был иерей Сильвестр, сам служивший в Благовещенском соборе,- как известно, один из самых влиятельных деятелей «избранной рады». О ходе работы Сильвестр подробно повествует в своей «Жалобнице» «освященному собору» 1554 г., откуда можно почерпнуть сведения об организации и исполнителях работ, и об источниках иконографии, и о процессе заказа и «приемки» работ, а также о роли и взаимоотношениях митрополита Макария, Ивана IV и самого Сильвестра в ходе создания новых памятников живописи.

Щелкановщина. Народное восстание против татар в Твери. 1327.

Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в

«Жалобница» позволяет судить о количестве приглашенных мастеров, как и о самом факте приглашения мастеров, а главное, о тех художественных центрах, откуда черпались кадры живописцев: «послал государь по иконописцев и в Новгород, и во Псков и в иные городы, иконники съехалися, и царь государь велел им иконы писати, кому что приказано, а иным повелел полаты подписывати и у града над враты святых образы писати». Т