Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Когда впервые в университетах начали изучать психологию. Краткая история психологии

Специфический круг явлений, которые изучает психология – это ощущения, восприятия, мысли, чувства. Т.е. все то, что составляет внутренний мир человека.

Проблема психологии - соотношение внутреннего мира человека и явлений материального мира. Так же этими вопросами занимались философы. Понимание предмета психологии в науке сложилась не сразу. Процесс его становления проходил в четыре этапа.

1-й этап (5век до н.э.) – предметом изучения была душа. Представления о душе были как идиалистическими, так и материалистическими.

Идеализм рассматривает сознание, психику как первичную субстанцию, существующую независимо от материального мира. Представителем данного направления является Платон. С точки зрения материализма психические явления – результат жизнедеятельности материи мозга. Представители данного направления Гераклит, Демокрит, Аристотель. Двойственность души – дуализм. В наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта.

2-й этап (17 век) ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк. В рамках интроспективной психологии в 1879г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.

3-й этап (19 век) – в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными предметом психологии становится поведение. Основным ученым психологии в данном направлении является Джон Уотсон. Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение). В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:

Гештальтпсихология – Вольфганг Келер, Макс Вертгеймер. Предметом изучения являются особенности восприятия.

Психоанализ и неофрейдизм – Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер. Предмет изучения – бессознательное.

Когнитивная психология – Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер. Предметом изучения стали познавательные процессы.



Генетическая психология – Жан Пиаже. Предмет психологии – развитие мышления.

Движение гештальтпсихологии оформилось после опубликования в 1910г. М.Вертгеймером результатов исследования «иллюзорного движения. Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрение памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности и др. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Так как в первые годы основным объектом их исследований были процессы восприятия, они экстраполировали принципы организации восприятия на психику вообще: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, тенденция каждого психического феномена принять определенную, завершенную форму.

В рамках гештальтпсихологии было получено много экспериментальных данных, которые остаются актуальными по сей день. Важнейшим законом, является закон константности восприятия, фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов. Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

В учении З.Фрейда феномен бессознательного стал основным предметом психологического исследования. Фрейд создал динамическую концепцию психики человека, на формирование которой большое влияние оказала физическая картина мира, господствовавшая в данное время.

Психоаналитический подход в целом оказал огромное влияние на мироощущение двадцатого века. Можно отметить, что психоанализ стал мировоззрением современности и проник во все сферы жизни. Для психологической науки, при всей мифологичности психоаналитических построений, ценной оказалась переориентация исследований на проблемы мотивации, эмоций и личности.

Когнитивные психологи работают над созданием моделей различных функций психики человека (ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи). Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. Когнитивная активность – это активность связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации.

В настоящее время когнитивная психология все еще находится на стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

Бихевиоризм. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Э.Торндайка, который, основываясь на изучение поведения кошек, сформулировал два основных «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль наград и наказаний в построении или разрушении различных форм поведения. При этом Торндайк считал, что награды оказываются более эффективными регуляторами поведения, чем наказания. Однако настоящим отцом бихевиориста считается Дж.Уотсон. Он видел задачу психологии в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии – в создании средств для контроля над поведением. В центр интересов психологов данного направления стала педагогика. Правильное воспитание может направить формирование ребенка по любому строго направленному пути.

Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце 19 – начале 20 веков. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев, Борис Герасимович Ананьев.

4-й этап (20 век) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базируется на философской теории отражения. Предметом изучения стала психика. В это время большой вклад в развитие науки внесли Павел Петрович Блонский, Константин Николаевич Корнилов. Одним из наиболее важных направлений, сформировавшемся в 20-30-х годах, стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским, затем – психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева. Предметом изучения являлась психическая деятельность.

Культурно-исторический подход в психологии. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной и культурно-опосредованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, естественных, психических функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко, неожиданно, запоминается то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции. Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурный характер. Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.

Деятельностный подход в психологии. В деятельностном подходе впервые был поставлен вопрос о происхождении психики в животном мире. Для объяснения того, как и почему возникла психика в филогенезе, А.Н.Леонтьев выдвинул принцип единства психики и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: деятельности – действия – операции. Деятельность определяется мотивом, действие – целью, а операция – конкретными условиями.

Деятельность формирует психику человека и в деятельности проявляется.

На Западе появляется гуманистическая психология карла Роджерса, Абрахама Маслоу. Предметом изучения являются особенности личности.

Гуманистическая психология. Представителями данного направления являются А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл. основными постулатами данного направления являются: 1. Целостный характер природы человека; 2. Существенность роли сознательного опыта; 3. Признание свободы воли, спонтанности, ответственности и творческой силы человека. Гуманистические психологи отрицали наличие изначального конфликта человека и общества и утверждали, что именно социальные успехи характеризуют полноту человеческой жизни.

Заслуга гуманистической психологии заключается в том, что она поставила на передний план изучение важнейших проблем личности бытия и развития, задала психологической науке новые достойные образы как самого человека, так и сущности человеческой жизни.

В 60-х годах приковывает к себе внимание новое направление – трансперсональная психология Станислава Грофа, изучающая предельные возможности психики человека.

В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем и задач. Единственного представления о предмете психологии не существует.

Психология – это наука, которая изучает психику человека и животных. Но не всегда она была такой – еще несколько веков тому назад психология не выделялась в отдельную научную дисциплину. Так какова же история психологии кратко?

Истоки современной науки лежат еще в философских трактатах древнего мира: ученые мужи Индии, Греции, Китая пытались выяснить истинную природу сознания, чтобы на основании этих знаний воспитывать дух и исцелять болезни. Древнегреческий врач Гиппократ считал, что душа находится в мозгу, и вывел учение о темпераменте, которого (за исключением некоторых переработок) придерживаются и современные психологи. Аристотель трактовал душу как сущность материального тела, принцип проявлений биологии. В период эллинизма психическое все же было отделено от биологии. Увы, феодальная эпоха Средневековья существенно замедлила рост психологии как отдельной науки, полностью уповая на церковные и библейские знания. Однако в арабском мире ученые продолжали идти к цели, объясняя духовные явления с научной точки зрения. Свои размышления сохранили в трактатах Авиценна, Ибн-Рошд и многие другие. Именно их идеи и стали основой для зарождения психологии в Европе в периоды Возрождения и капитализма.

Во времена расцвета капитализма человека изучали наравне с механизмами, как существо природное, которое живет по определенным законам. Таких воззрений придерживались Леонардо да Винчи, Уарте, Вивес. Революция буржуазии задала новое направление в изучении психики и души – психическое стали исследовать с точки зрения строго детерминизма, четко очерчивая причины и следствия самых разных психических явлений. Изменения социального строя стали предпосылкой к изучению психики человека и ее связи с материальным телом уже на новом уровне. Так, благодаря Декарту мир познал теорию рефлекса, а душа в его идеях стала сознанием. Во времена Декарта ученые обнаружили связь ассоциативного мышления и психики, о чем писали Гоббс и Декарт, Спиноза определил и очертил понятие аффекта, Лейбниц открыл апперцепцию и бессознательное, а Локк выявил способности человеческого разума к опытному научению. Д. Гартли тщательно изучил ассоциативное мышление, поставив его во главу угла всех психических процессов на целых 50 лет. Русские же ученые придерживались материализма в вопросах изучения психики: материалистами были Ломоносов и Радищев.

19 век благодаря развитию физиологии принес психологической науке знания и методы экспериментального изучения психических явлений, количественные показатели как меру измерения. Этого направления придерживались Вебер, Гельмгольц и Фехнер. Вскоре Дарвин объявил миру, что психические функции – это один из важнейших факторов развития биологического.

В конце 19 века психология стала самостоятельной наукой, отделившись от философских и физиологических знаний. В это время во всем мире появляются психологические лаборатории, в которых посредством эксперимента изучают явления психического. Однако самую первую лабораторию открыл Вундт в городе Лейпциге.

Отечественные ученые в это время придерживаются объективного подхода, выдвинутого Сеченовым. Сеченова поддержали Бехтерев, Ланге, Токарский, а затем благодаря Павлову и Бехтереву идеи объективного подхода прославились на весь мир. Мировые ученые в психологических лабораториях изучали отдельные проявления психики: Дондерс изучал ощущения, Эббингауз сосредоточил свое внимание на ассоциациях, Кеттел исследовал внимание, Джеймс и Рибо посвятили себя изучению эмоциональных состояний, а Бине искал взаимосвязь между волей и мышлением.

Вскоре отделилась дифференциальная психология, призванная изучить психологические различия между людьми. Ее представителями и основоположниками считаются Гальтон, Лазурский, Бине.

История психологии кратко говорит о современности: в начале 20 века в психологической науке происходит кризис – сознание больше не считается совокупностью прошлого опыта человека, а становится проявлением скрытых в глубинах психики явлений. В американской психологии во главе угла стоит Уотсон и его излюбленное направление – бихевиоризм, заявляющий, что изучения достойны лишь телесные реакции человека на стимулы извне. Наряду с бихевиоризмом появилась и гештальтпсихология, изучающая человека как целостную систему. Вскоре возник психоанализ, согласно идеям которого, человеком движут его скрытые в глубинах психики мотивы.

В отечественной психологии возник марксизм, считающий человека лишь произведением социальных и культурных явлений. Во второй половине 20 века наблюдалось «соперничество» различных направлений психологии друг с другом, возникновение экзистенциального и гуманистического направлений.

Так, психология прошла долгий путь развития от философских воззрений до самостоятельной и серьезной науки. Сегодня психологические знания ценятся в мире все больше, и кто знает, куда дальше приведет изучение психических процессов человеческого ума…

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим наиболее важные моменты в истории развития психологии.

Античная психология

Психология зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. в Древней Греции как часть натурфилософии (науки, изучавшей закономерности всего сущего). В это время считалось, что одушевлен не только человек, но и весь мир (панпсихизм). Душу считали материальной, а ее основной функцией считали энергетическую – приведение в движение инертного (пассивного) тела.

Немаловажную роль в развитии психологии сыграла идея причинной обусловленности (детерминизма), сформулированная Гераклитом. Концепция общего закона (Логоса) способствовала преодолению сакральности и развитию науки вообще, но породила важнейший вопрос о наличии у человека свободы воли и поведения. Мнения по этому поводу разделились – Демокрит отстаивал предопределенность, а Сократ и Платон отмечали, что в таком случае человек лишается критериев нравственной оценки своего поведения. Философская школа стоиков разделила свободу на внутреннюю и внешнюю, тем самым оставляя за человеком возможность нравственного совершенствования.

Позднее античные ученые пришли к выводу, что душа служит источником разума и нравственности, а определяющим фактором, влияющим на психику человека, является культура. Так было установлено качественное различие между психикой человека и животных, что и привело к переходу от материалистической концепции души к идеалистической, заложенному в трудах Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон выдвинул идею нематериальности и вечности души.

В античности зародилась психология познания. Аристотель выделил познавательные процессы воображения и речи, Платон – памяти. Было положено начало таким направлениям, как сенсуализм (знание базируется на ощущениях) в трудах Демокрита и Эпикура, а также рационализм (ощущения дают знания о единичных вещах, всеобщие знания дает разум) – у Платона, Плотина и школы стоиков. В вопросе регулирования человеческого поведения античные мыслители затронули также проблему эмоций. Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар полагали, что человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие. Платон же отстаивал регуляцию разумом.

В период эллинизма важнейшими для психологии являлись вопросы этики и нравственности, взаимоотношений между личностью и обществом. В обсуждении принимали участие школы эпикурейцев, стоиков, киников, платоников. В философии и литературе (пример – «Медея» Еврипида) внимание фокусировалось на ценности отдельного человека и его праве на собственные этические нормы. Проблему свободы рассматривали киники, пришедшие к выводу, что для ее обретения человек должен стать самодостаточным и освободиться от стыда.

Психология в Средние века

Средневековая наука, в том числе психология, была неразрывно связана с религией. В христианском мире в III–VI вв. античные концепции были под запретом, как языческие. Философские школы (Ликей, Сад Эпикура) были закрыты или вытеснены из Европы. Их возвращение состоялось уже в IX–X вв., в том числе через исламский мир. Церковь осуждала как сомнение в своих догматах, так и попытки их доказать. В VI–XII вв. церкви и монастыри являлись средоточием культуры, там работали церковные ученые, имевшие доступ к античной литературе. В XII–XIII вв. возникают первые университеты в Европе, развивается схоластика, служившая теоретическому обоснованию церковных догматов.

Лишь в XII–XIII вв. средневековая психология получила предмет исследования – «телесную душу», отличающуюся от «духовной», изучаемой богословием (так называемый деизм). К XIV–XVI вв. античные труды стали доступны для изучения, их авторы превратились в непререкаемые авторитеты. Средневековая психология изучала процессы мышления, в частности, вопрос универсалий (общих понятий). Реалисты полагали, что общие понятия существовали в уме Бога до сотворения вещей, номиналисты отрицали существование общих понятий в реальности, а концептуалисты доказывали существование универсалий в уме человека. Связь психических и соматических болезней изучал средневековый арабский мыслитель Ибн Сина, заложивший основы психофизиологии и исследования стрессов.

Психология в Новое время

В Новое время на развитие психологии повлияло появление новых подходов к построению науки – стремление к рациональности, доказательности теоретических положений. Психология становится наукой о сознании, не изучает вопросы внешней активности, поведения. Развитие точных наук, в частности физики, повлекло за собой появление такого подхода, как механистический детерминизм (человеческое тело – своеобразная машина, действующая в соответствии с законами физики). Происходила борьба рационалистического (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) и сенсуалистического (Д. Локк, Т. Гоббс) подходов к познанию.

Р. Декарт обосновал теорию рефлекса (употреблял термин «ассоциации»), объясняя поведение животных и непроизвольные движения человека. Он выделял также пассивные эмоции (страсти), связанные с мышлением и являющиеся одной из составляющих человеческих понятий. Эта концепция послужила основанием для развития когнитивной теории эмоций. Психику Декарт отождествлял с сознанием, допускал самопознание психики (интроспекцию). Он также ввел понятие рациональной интуиции («света разума»), надличностного процесса, необходимого для познания врожденных идей (например, идеи Бога).

Лейбниц ввел принцип активности, опровергая мнение о познании как независимом от человеческих эмоций и мотивов процессе. Его концепция души-монады положила начало изучению области бессознательного (Лейбниц называл бессознательное перцепцией, а сознательное – апперцепцией). Б. Спиноза, изучая проблемы свободы воли и природы человеческих чувств, сформулировал понятие аффектов – желания (влечения), удовольствия (радости) и неудовольствия (печали). Т. Гоббс распространил принцип механистического детерминизма на психическую жизнь человека. В 1590 г. Н. Гоклениус предложил термин «психология».

Психология в XVIII веке

В этот период развитие науки стимулировалось идеями прогресса, развития. В середине XVIII в. возникает первая психологическая школа – ассоцианизм. Ассоциативная психология была единственным чисто психологическим направлением вплоть до начала ХХ в. Ассоциативную психологию развивал Ш. Бонне, который предположил, что ассоциации ощущений и идей – это связи нервных волокон. Ассоцианизм получил свое развитие в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Основателем же этого направления считают Д. Гартли, который создал новую теорию рефлекса, связанную с вибрациями. Ученый выделял большой круг вибраций (от органов чувств к мозгу и мышцам) и малый (в белом веществе мозга, обеспечивающий память, обучение и познание).

Х. Вольф разработал терминологию немецкой психологии, опубликовал книги «Эмпирическая психология» (1732 г.) и «Рациональная психология» (1734 г.). Появляются концепции, связывающие психику с культурным окружением, географической средой (Д. Вико, Ш. Монтескье, И. Гердер), закладываются основы социальной, дифференциальной и этнопсихологии. Ж. Ламетри ввел в научный оборот понятие «потребности», начал изучать внимание. Сенсуалистический подход развивал Э. Кондильяк в «Трактате об ощущениях» (1754 г.), утверждая, что психическая деятельность представляет собой преобразованные ощущения.

К. Гельвеций объяснял различия людей разным социальным положением и воспитанием, считал, что способности приобретаются в процессе обучения. Ж.-Ж. Руссо, напротив, придерживался концепции «естественного человека», согласно которой общество прививает отрицательные качества доброму и честному от природы человеку. Руссо также создал развернутую периодизацию психического развития. П. Ж. Кабанис выдвинул гипотезу о трех уровнях психической регуляции поведения – сознательном, полусознательном и рефлекторном.

Х. Вольф разработал теорию «психологии способностей», пытаясь найти разумное обоснование психических процессов. Его идею о спонтанной активности души развивали И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт, придя в итоге к формированию представлений о апперцептивной активности души, являющейся основой высших психических функций.

Психология в ХIХ – начале ХХ вв

Основатель направления позитивизма в науке О. Конт в своей классификации наук не нашел места психологии, как не обладающей позитивной (то есть научной) парадигмой. Таким образом, перед психологией стал выбор: либо потеря статуса самостоятельной дисциплины, слияние с биологией и социологией, либо трансформация в духе позитивизма. Первоочередным требованием была разработка методологии, так как интроспекция не могла считаться подлинно научной. Появляются метод логики (Дж. Милль), метод проб и ошибок (А. Бэн), метод генетического наблюдения (И. Сеченов), экспериментальный метод (В. Вундт).

Появление дарвиновской теории эволюции повлекло за собой окончательный отказ от механистического детерминизма, принятие идеи, что цель психического развития – адаптация к среде. Стала возможной разработка ряда отраслей психологии – дифференциальной, генетической, зоопсихологии.

Открытия Г. Гельмгольца положили начало развитию психофизиологии. Тупиковой ветвью физиологии оказалась френология - теория (ее сформулировал Ф. Галль) о том, что развитие отдельных участков коры мозга влияет на форму черепа, вызывая появление «шишек». Однако проверка и опровержение этой теории стимулировали развитие экспериментальной психологии. Развивались также психофизика (основатель – Г. Фехнер), служащая измерению ощущений (появляется понятие «порог ощущения») и психометрия (основатель – Ф. Дондерс), измеряющая скорость психических процессов. В 1879 г. в Лейпциге В. Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии. Экспериментальным изучением памяти на рубеже XIX – XX вв. занимался Г. Эббингауз.

В конце XIX – начале XX вв. психология насчитывала уже ряд школ, представители которой по-разному трактовали ее предмет и задачи, методы. Это были структурализм (Э. Титченер), функционализм (Ф. Брентано, К. Штумпф), Вюрцбургская (О. Кюльпе, Н. Ах) и французская (Т. Рибо, Э. Дюркгейм) школы, описательная психология (В. Дильтей, Э. Штранглер). В частности, работы функционалистов доказывали, что психика – это динамичный поток сознания. Ученые Вюрцбургской школы первыми начали экспериментальное изучение мышления. В. Дильтей разработал подход, получивший позднее название «психологизм». Он предложил не объяснять психику, а понимать, постигать ее.

Психология в ХХ – начале ХХІ вв

В 1910 – 1930 гг. психологическая наука переживала кризис, порожденный несоответствием теоретико-методологической базы накопленным эмпирическим данным. В результате возник ряд новых направлений в психологии:

  • бихевиоризм (основоположник – Дж. Уотсон, в переводе с английского behaviour - поведение), изучение поведения экспериментальным путем;
  • гештальтпсихология (основатели – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кафка, в переводе с немецкого Gestalt – целостный образ), изучение психики в целостных проявлениях;
  • психоанализ (основатель – З. Фрейд), основное внимание уделялось бессознательному;
  • аналитическая психология (К. Юнг), индвидуальная психология (А. Адлер) – развитие идей психоанализа учениками Фрейда;
  • социологически-ориентированная психология (Э. Дюркгейм, М. Гальбвакс, Ш. Блондель) - утверждали, что человеческое в человеке есть результат жизни в обществе.

Во второй половине ХХ в. возникает еще ряд психологических школ:

  • гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оппорт) – исследование здоровой, творческой личности, стремящейся к самоактуализации;
  • когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер, Г. Келли) – рассматривает психику как систему, осуществляющую поиск и переработку информации;
  • логотерапия (В. Франкл) – утверждает, что движущей силой поведения человека является стремление к поиску и осуществлению смысла жизни.

На базе перечисленных направлений возникли разновидности психотерапии, например, психодрама, психодинамическая и гештальттерапия, психосинтез.

В отечественной психологии с начала 1920-х гг. выделялся прикладной аспект исследований, направленный на повышение работоспособности, уменьшение аварийности и травматизма. Возникают такие отрасли психологии, как психотехника, рефлексология (В. Бехтерев), реактология (К. Корнилов). Поведение изучали М. Басов, П. Блонский, теорию установки разработал Д. Узнадзе, культурно-историческую концепцию – Л. Выготский, психологическую теорию деятельности – С. Рубинштейн и А. Леонтьев, дифференциальную психофизиологию – Б. Теплов, патопсихологию – Б. Зейгарник, нейропсихологию - А. Лурия.

Сегодняшнее состояние психологической науки Дж. Миллер назвал «интеллектуальным зоопарком», подразумевая разнообразие областей психологии, слабо связанных друг с другом. Среди самих ученых нет единого мнения о возможности существования некой объединяющей теории, так как накопленный объем знаний, вероятно, делает ее не только невозможной, но и ненужной.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Как и , берет свое начало в глубине тысячелетий. Термин «психология» (от греч.psyche - душа,logos - учение, наука) означает «учение о душе». Психологическое знание исторически развивалось — одни представления сменялись другими.

Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того чтобы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

Психология как учение о душе человека всегда обусловлена антропологией, учением о человеке в его целостности. Исследования, гипотезы, выводы психологии, какими бы отвлеченными и частными они ни казались, подразумевают определенное понимание сущности человека, ориентируются на тот или иной его образ. В свою очередь, учение о человеке вписывается в общую картину мира, формируемую на основе синтеза знаний, мировоззренческих установок исторической эпохи. Поэтому история становления и развития психологических знаний видится как вполне логичный процесс, связанный с изменением понимания сущности человека и с формированием на этой основе новых подходов к объяснению его психики.

История становления и развития психологии

Мифологические представления о душе

Человечество начинало с мифологической картины мира. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии, согласно которой Эрот, бессмертный бог любви, влюбился в красивую смертную женщину Психею. Любовь Эрота и Психеи была столь сильна, что Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образом истинной любви как высшей реализации человеческой души. Поэтому Психся — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой прекрасной легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу угадывается глубокая мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.

Древние греки изначально понимали тесную связь души с ее физической основой. Такое же понимание этой связи прослеживается и в русских словах: «душа», «дух» и «дышать», «воздух». Уже в древнейшую эпоху в понятии души соединялось в единый комплекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и независимой от тела сущности, управляющей жизненными процессами (дух жизни).

В ранних представлениях душа наделялась способностью выходить на волю из тела, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти человека душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Учение о переселении душ относится к одному из самых древних. Оно было представлено не только в Древней Индии, но и в Древней Греции, особенно в философии Пифагора и Платона.

Мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их «двойниками» или призраками), а жизнь зависит от произвола богов, веками царила в общественном сознании.

Психологические знания в античный период

Психология как рациональное познание души человека зародилась в античности в недрах на основе созданной в этот период геоцентрической картины мира, ставившей человека в центр мироздания.

Античная философия восприняла от предшествовавшей мифологии понятие души. Практически все древние философы пытались выразить с помощью понятия души самое главное сущностное начало живой природы, рассматривая ее как причину жизни и познания.

Впервые человек, его внутренний духовный мир становится центром философского размышления у Сократа (469-399 до н.э.). В отличие от своих предшественников, занимавшихся преимущественно проблемами природы, Сократ сосредоточился на внутреннем мире человека, его убеждениях и ценностях, умении действовать в качестве разумного существа. Главную роль в психике человека Сократ отводил умственной деятельности, которая исследовалась в процессе диалогического общения. После его исследований понимание души наполнилось такими идеями, как «благо», «справедливость», «прекрасное» и т.д., которых физическая природа не знает.

Мир этих идей стал сердцевиной учения о душе гениального ученика Сократа — Платона (427-347 до н.э.).

Платон разработал учение о бессмертной душе , обитающей в смертном теле, покидающей его после смерти и возвращающейся в вечный сверхчувственный мир идей. Главное у Платона не в учении о бессмертии и переселении души, а в исследовании содержания ее деятельности (в современной терминологии в исследовании психической деятельности). Он показал, что внутренняя деятельность душ и дает знания о реальности сверхчувственного бытия , вечного мира идей. Каким же образом находящаяся в бренной плоти душа приобщается к вечному миру идей? Всякое знание, согласно Платону, есть воспоминание. При соответствующих усилиях и подготовке душа может вспомнить то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения. Он учил, что человек «насаждение не земное, а небесное».

Платон впервые выявил такую форму психической деятельности, как внутренняя речь: душа размышляет, спрашивает сама себя, отвечает, утверждает и отрицает. Он первым попытался раскрыть внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав: высшую часть — разумное начало, среднюю — волевое начало и низшую часть души — чувственное начало. Разумная часть души призвана согласовывать низшие и высшие мотивы и побуждения, идущие от разных частей души. В сферу изучения души вводилась такая проблематика, как конфликт побуждений, и рассматривалась роль разума в его разрешении.

Ученик — (384-322 до н.э.), споря со своим учителем, возвратил душу из сверхчувственного в чувственный мир. Он выдвинул концепцию души как функции живого организма, , а не какой-то самостоятельной сущности. Душа, по Аристотелю, является формой, способом организации живого тела: «Душа есть суть бытия и форма не такого тела, как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя».

Аристотель выделил в организме различные уровни способностей к деятельности. Эти уровни способностей составляют иерархию уровней развития души.

Аристотель различает три вида души: растительную, животную и разумную. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку не могут существовать без материи, третья — метафизична, т.е. разум существует отдельно и независимо от физического тела как божественный разум.

Аристотель впервые ввел в психологию идею развития от низших уровней души к се высшим формам. При этом каждый человек в процессе превращения от младенца во взрослое существо проходит ступени от растительной к животной, а от нее к разумной душе. Согласно Аристотелю, душа, или «психе», — это двигатель , позволяющий организму реализовывать себя. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления, передаваемые от органов чувств.

При характеристике человека Аристотель на первое место выдвигал знания, мышление и мудрость. Эта установка во взглядах на человека, присущая не только Аристотелю, но и античности в целом, была в значительной степени пересмотрена в рамках средневековой психологии.

Психология в Средние века

При изучении развития психологических знаний в эпоху Средневековья нужно учитывать целый ряд обстоятельств.

Психологии как самостоятельной области исследований в период Средневековья не существовало. Психологические знания включались в религиозную антропологию (учение о человеке).

Психологические знания Средневековья основывались на религиозной антропологии, которая особенно глубоко была разработана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст (347-407), Августин Аврелий (354-430), Фома Аквинский (1225-1274) и др.

Христианская антропология исходит из теоцентрической картины мира и основного принципа христианской догматики — принципа креационизма, т.е. творения мира Божественным разумом.

Современному научно ориентированному мышлению очень трудно понять учения святых отцов, которые носят преимущественно символический характер.

Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира.

Человек есть центр Вселенной. Эта идея была известна и античной философии, которая рассматривала человека как «микрокосм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.

Христианская антропология не отказалась от идеи «микрокосма», но святые отцы существенно изменили ее смысл и содержание.

«Отцы церкви» считали, что природа человека связана со всеми основными сферами бытия. Своим телом человек связан с землей: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», — говорится в Библии. Чувствами человек связан с материальным миром, душой — с духовным миром, разумная часть которой способна восходить к самому Творцу.

Человек, учат святые отцы, двойственен по своей природе: один его компонент — внешний, телесный, а другой — внутренний, духовный. Душа человека, питая тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не сосредоточена в одном каком-то месте. Святые отцы вводят различие между «внутренним» и «внешним» человеком: «Бог сотворил внутреннего человека и слепил внешнего; слеплена плоть, сотворена же душа»*. Говоря современным языком, внешний человек есть явление природное, а внутренний человек — сверхприродное явление, есть нечто таинственное, непознаваемое, божественное.

В отличие от интуитивно-символического, духовно-опытного пути познания человека в восточном христианстве, западное христианство пошло по пути рационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика (конечно, наряду со схоластикой в западном христианстве существовали и иррационалистические мистические учения, но не они определяли духовный климат эпохи). Апелляция к рациональности в конечном итоге привела к переходу цивилизации Запада в Новое время от теоцснтрической к антропоцентрической картине мира.

Психологическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

Гуманистическое движение, зародившееся в Италии в XV в. и распространившееся в Европе в XVI в., получило название «Возрождение». Возрождая античную гуманистическую культуру, эта эпоха способствовала освобождению всех наук и искусств от догматов и ограничений, наложенных на них средневековыми религиозными представлениями. В результате довольно активно стали развиваться и сделали значительный шаг вперед естественные, биологические и медицинские науки. Началось и движение в направлении формирования психологического знания в самостоятельную науку.

Громадное влияние на психологическую мысль XVII-XVIII вв. оказала механика, ставшая лидером естественных наук. Механическая картина природы обусловила новую эпоху в развитии европейской психологии.

Начало механическому подходу к объяснению психических явлений и сведению их к физиологии было положено французским философом, математиком и естествоиспытателем Р. Декартом (1596-1650), который первым разработал модель организма как автомата или системы, работающей подобно искусственным механизмам в соответствии с законами механики. Тем самым живой организм, который раньше рассматривался как одушевленный, т.е. одаренный и управляемый душой, освобождался от ее определяющего влияния и вмешательства.

Р. Декарт ввел понятие рефлекса , ставшее впоследствии фундаментальным для физиологии и психологии. В соответствии с декартовой схемой рефлекса внешний импульс передавался в мозг, откуда происходила ответная реакция, приводящая в движение мышцы. Им давалось объяснение поведению как чисто рефлекторному феномену без обращения к душе как движущей телом силе. Декарт надеялся, что со временем не только простые движения — такие, как защитная реакция зрачка на свет или руки на огонь, — но и самые сложные поведенческие акты удастся объяснить открытой им физиологической механикой.

До Декарта веками считалось, что вся деятельность по восприятию и обработке психического материала производится душой. Он же доказывал, что телесное устройство и без нее способно успешно справляться с этой задачей. Каковы же функции души?

Р. Декарт рассматривал душу как субстанцию, т.е. сущность, не зависящую ни от чего другого. Душа определялась им по единственному признаку — непосредственной осознаваемости своих явлений. Ее предназначение заключалось в знании субъекта о собственных актах и состояниях, незримых ни для кого иного. Тем самым произошел поворот в понятии о «душе», ставший опорным для следующего этапа в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.

Декартом на основе механистического подхода был поставлен теоретический вопрос о взаимодействии «души и тела», который в дальнейшем стал предметом обсуждения для множества ученых.

Еще одна попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе была сделана одним из первых оппонентов Р. Декарта — голландским мыслителем Б. Спинозой (1632-1677), который рассматривал все многообразие чувств человека (аффектов) в качестве побудительных сил человеческого поведения. Им был обоснован важный для понимания психических явлений общенаучный принцип детерминизма — всеобщей причинной обусловленности и естественной научной объясни мости любых явлений. В науку он вошел в форме следующего утверждения: «Порядок и связь идей те же, что и порядок и связь вещей».

Тем не менее современник Спинозы немецкий философ и математик Г.В. Лейбниц (1646-1716) рассматривал соотношение духовных и телесных явлений на основе психофизиологического параллелизма , т.е. независимого и параллельного их сосуществования. Он считал зависимость психических явлений от телесных иллюзией. Душа и тело действуют самостоятельно, однако между ними существует предустановленная гармония на основе Божественного разума. Доктрина психофизиологического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как науки, в настоящее же время принадлежит истории.

Другая идея Г.В. Лейбница о том, что каждая из бесчисленного множества монад (от греч.monos — единое), из которых состоит мир, «психична» и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной, нашла неожиданное эмпирическое подтверждение в некоторых современных концепциях сознания.

Следует отметить также, что Г. В. Лейбниц ввел понятие «бессознательное» в психологическую мысль Нового времени, обозначив неосознаваемые восприятия «малыми перцепциями». Осознание восприятий становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый психический акт — апперцепция, включающий память и внимание. Идеи Лейбница существенно изменили и расширили представление о психическом. Его понятия о бессознательной психике, малых перцепциях и апперцепции прочно вошли в научное психологическое знание.

Другое направление в становлении новоевропейской психологии связано с английским мыслителем Т. Гоббсом (1588-1679), который начисто отвергал душу как особую сущность и считал, что в мире нет ничего, кроме материальных тел, движущихся по законам механики. Психические явления подводились им под действие механических законов. Т. Гоббс считал, что ощущения являются прямым результатом воздействия материальных предметов на организм. По закону инерции, открытому Г. Галилеем, из ощущений в виде их ослабленного следа появляются представления. Они образуют последовательность мыслей в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Т. Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое воздействие материального мира на органы чувств.

До Гоббса в психологических учениях царил рационализм (от лат.pationalis - разумный). Начиная с него, за основу познания был принят опыт. Рационализму Т. Гоббс противопоставил эмпиризм (от греч.empeiria — опыт), от которого возникла эмпирическая психология.

В разработке этого направления видная роль принадлежала соотечественнику Т. Гоббса — Дж. Локку (1632-1704), который в самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию , под которой понимал внутреннее восприятие деятельности нашего ума. Понятие рефлексии прочно вошло в психологию. С именем Локка связан и такой метод психологического познания, как интроспекция , т.е. внутреннее самонаблюдение за идеями, образами, представлениями, чувствами, какими они являются «внутреннему взору» наблюдающего за ним субъекта.

Начиная с Дж. Локка, предметом психологии становятся явления сознания , которые порождают два опыта - внешний , исходящий от органов чувств, и внутренний , накапливаемый собственным разумом индивида. Под знаком этой картины сознания складывались психологические концепции последующих десятилетий.

Зарождение психологии как науки

В начале XIX в. стали вырабатываться новые подходы к психике, основанные не на механике, а на физиологии, которая превратила организм в объект экспериментального изучения. Умозрительные воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта и исследовала зависимость психических функций от строения органов чувств и мозга.

Открытие различий между чувствительными (сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг, позволило объяснить механизм связи нервов как «рефлекторную дугу», возбуждение одного плеча которой закономерно и необратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Это открытие доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, что было воспринято как опровержение учения о душе как особой бестелесной сущности.

Изучая воздействие стимулов на нервные окончания органов чувств, немецкий физиолог Г.Э. Мюллер (1850-1934) сформулировал положение о том, что никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Это положение было возведено в ранг закона, в результате чего психические процессы перемещались в тот же ряд, что и зримая под микроскопом и препарируемая скальпелем нервная ткань, которая их порождает. Оставалось, правда, неясным главное — каким образом совершается чудо порождения психических явлений.

Немецкий физиолог Э.Г. Вебер (1795-1878) определил зависимость между континуумом ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов. В ходе экспериментов обнаружилось, что существует вполне определенное (для разных органов чувств различное) отношение между первоначальным раздражителем и последующим, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало другим.

Основы психофизики как научной дисциплины были заложены немецким ученым Г. Фехнером (1801 — 1887). Психофизика, не затрагивая вопроса о причинах психических явлений и их материальном субстрате, выявляла эмпирические зависимости на основе внедрения эксперимента и количественных методов исследования.

Работы физиологов по изучению органов чувств и движений готовили новую психологию, отличающуюся от традиционной психологии, тесно связанной с философией. Была создана почва для отделения психологии и от физиологии, и от философии в качестве отдельной научной дисциплины.

В конце XIX в. почти одновременно сложилось несколько программ построения психологии как самостоятельной дисциплины.

Наибольший успех выпал на долю В. Вундта (1832-1920), немецкого ученого, который пришел в психологию из физиологии и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину физиологической психологией, Вундт занялся изучением проблем, заимствованных у физиологов — изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики.

Организовав в 1875 г. в Лейпциге первый психологический институт, В. Вундт решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе путем выделения во внутреннем опыте простейших структур, положив начало структуралистскому подходу к сознанию. Сознание было разбито на психические элементы (ощущения, образы), которые и стали предметом изучения.

Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемой, был признан «непосредственный опыт». Главным методом - интроспекция , суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании.

Метод экспериментальной интроспекции имеет существенные недостатки, которые очень быстро привели к отказу от программы исследования сознания, предложенной В. Вундтом. Недостаток метода интроспекции для построения научной психологии — его субъективность: каждый испытуемый описывает свои переживания и ощущения, которые не совпадают с ощущениями другого испытуемого. Главное же состоит в том, что сознание не слагается из каких-то застывших элементов, а находится в процессе развития и постоянного изменения.

К концу XIX в. иссяк энтузиазм, который некогда пробудила вундтова программа и заложенное в ней понимание предмета психологии навсегда потеряло доверие. Многие ученики Вундта порвали с ним и пошли другим путем. В настоящее время вклад В. Вундта видят в том, что он показал, каким путем не должна идти психология, поскольку научное знание развивается не только путем подтверждения гипотез и фактов, но и их опровержения.

Осознавая неудачу первых попыток построения научной психологии, немецкий философ В. Дилыпей (1833-1911) выдвинул идею «двух исихологий»: экспериментальной, родственной по своему методу естественным наукам, и другой психологии, которая взамен экспериментального изучения психики занимается интерпретацией проявления человеческого духа. Он отделил изучение связей психических явлений с телесной жизнью организма от их связей с историей культурных ценностей. Первую психологию он назвал объяснительной , вторую - понимающей.

Западная психология в XX столетии

В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога Л. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию . В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление западной психологии - трансперсональная психология.

Исторически первым был бихевиоризм , который получил свое название от провозглашенного им понимания предмета психологии — поведения (от англ.behavior - поведение).

Основоположником бихевиоризма в западной психологии считается американский зоопсихолог Дж. Уотсон (1878-1958), поскольку именно он в статье «Психология, как ее видит бихевиорист», опубликованной в 1913 г., выступил с призывом создать новую психологию, констатировав тот факт, что за полстолетия своего существования в качестве экспериментальной дисциплины психологии так и не удалось занять достойного места среди естественных наук. Причину этого Уотсон усмотрел в ложном понимании предмета и методов психологического исследования. Предметом психологии, по Дж. Уотсону, должно стать не сознание, а поведение.

Субьективный метод внутреннего самонаблюдения соответственно должен быть заменен объективными методами внешнего наблюдения за поведением.

Через десять лет после программной статьи Уотсона бихевиоризм стал властвовать почти во всей американской психологии. Дело в том, что прагматическая направленность исследований психической деятельности в США была обусловлена запросами со стороны экономики, а в дальнейшем — со стороны средств массовых коммуникаций.

Бихевиоризм включил учение И.П. Павлова (1849-1936) об условном рефлексе и стал рассматривать поведение человека под углом зрения условных рефлексов, формируемых под воздействием социальной среды.

Первоначальная схема Дж. Уотсона, объясняющая поведенческие акты как реакцию на предъявляемые стимулы, была далее усовершенствована Э. Толменом (1886-1959) путем введения посредствующего звена между стимулом из окружающей среды и реакцией индивида в виде целей индивида, его ожиданий, гипотез, когнитивной карты мира и т.п. Введение посредствующего звена несколько усложнило схему, но не изменило ее сути. Общий подход бихевиоризма к человеку как животному , отличающемуся словесным поведением , остался неизменным.

В работе американского бихевиориста Б. Скиннера (1904-1990) «По ту сторону свободы и достоинства» понятия свободы, достоинства, ответственности, морали рассматриваются с позиций бихевиоризма как производные от «системы стимулов», «подкрепительных программ» и оцениваются как «бесполезная тень в человеческой жизни».

Наиболее сильное влияние на западную культуру оказал психоанализ, разработанный 3. Фрейдом (1856-1939). Психоанализ внес в западноевропейскую и американскую культуру общие понятия «психологии бессознательного», представления об иррациональных моментах деятельности человека, конфликтности и расщепленности внутреннего мира личности, «репрессивности» культуры и общества и т.д. и т.п. В отличие от бихевиористов, психоаналитики стали изучать сознание, строить гипотезы о внутреннем мире личности, вводить новые термины, претендующие на научность, но не поддающиеся эмпирической проверке.

В психологической литературе, в том числе и в учебной, заслуга 3. Фрейда усматривается в его обращении к глубинным структурам психики, к бессознательному. Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования брала нормального, физически и психически здорового человека и главное внимание уделяла феномену сознания. Фрейд же, став исследовать как психиатр внутренний психический мир невротизированных личностей, разработал весьма упрощенную модель психики, состоящую из трех частей — сознательной, бессознательной и сверхсознатсльной. В этой модели 3. Фрейд не открыл бессознательное, поскольку феномен бессознательного был известен еще с античности, а поменял сознание и бессознательное местами: бессознательное стаю центральным компонентом психики , нал которым надстраивается сознание. Само же бессознательное трактовалось им как сфера инстинктов и влечений, главным из которых является сексуальный инстинкт.

Теоретической модели психики, разработанной применительно к психике больных индивидуумов с невротическими реакциями, был придан статус общетеоретической модели, объясняющей функционирование психики вообще.

Несмотря на явное различие и, казалось бы, даже противоположность подходов, бихевиоризм и психоанализ сходны между собой — оба эти направления строили психологические представления, не прибегая к духовным реалиям. Недаром представители гуманистической психологии пришли к выводу, что обе главные школы — бихевиоризм и психоанализ — не видели в человеке специфически человеческого, игнорировали реальные проблемы человеческой жизни — проблемы добра, любви, справедливости, а также роль нравственности, философии, религии и были ничем иным, как «клеветой на человека». Все эти реальные проблемы рассматриваются как производные от основных инстинктов или социальных отношений и коммуникаций.

«Западная психология XX в., — как пишет С. Гроф, — создала весьма негативный образ человека — какой-то биологической машины с инстинктивными импульсами звериной природы».

Гуманистическая психология в лице Л. Маслоу (1908-1970), К. Рождерса (1902-1987). В. Франкла (р. 1905) и других поставила своей задачей введение реальных проблем в сферу психологических исследований. Предметом психологических исследований представители гуманистической психологии считали здоровую творческую личность. Гуманистическая ориентация выражалась в том, что в качестве базисных потребностей человека рассматривались любовь, творческий рост, высшие ценности, смысл.

Гуманистический подход дальше всех других отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.

Наряду с гуманистическим направлением в психологии неудовлетворенность попытками построить психологию на мировоззренческой базе естествен но-научного материализма высказывает и трансперсональная психология , которая провозглашает необходимость перехода к новой парадигме мышления.

Первым представителем трансперсональной ориентации в психологии считают швейцарского психолога К.Г. Юнга (1875-1961), хотя сам Юнг называл свою психологию не трансперсональной, а аналитической. Отнесение К.Г. Юнга к предтечам трансперсональной психологии проводится на том основании, что он считал возможным для человека и преодолеть узкие границы своего «Я» и личного бессознательного, и соединиться с высшим «Я», высшим разумом, соразмерным всему человечеству и космосу.

Юнг разделял взгляды 3. Фрейда вплоть до 1913 г., когда он опубликовал программную статью, в которой показал, что Фрейд совершенно неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу. К.Г. Юнг не игнорировал бессознательное, а уделяя большое внимание его динамике, дал новую трактовку, суть которой втом, что бессознательное — это не психобиологическая свалка отторгнутых инстинктивных тенденций, вытесненных воспоминаний и подсознательных запретов, а творческий, разумный принцип, связывающий человека со всем человечеством, с природой и космосом. Наряду с индивидуальным бессознательным, существует и коллективное бессознательное, которое, будучи ио своей природе сверхличным, трансперсональным, образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека. Именно эта идея Юнга была развита в трансперсональной психологии.

Основоположник транспсрсональной психологии американский психолог С. Гроф констатирует, что мировоззрение, основанное на естествен но-научном материализме, уже давно устаревшее и ставшее анахронизмом для теоретической физики XX в., все еще продолжает считаться научным в психологии, в ущерб ее будущему развитию. «Научная» психология не может объяснить духовной практики целительства, ясновидения, наличия паранормальных способностей у индивидов и целых социальных групп, сознательный контроль внутренних состояний и т.д.

Атеистический, механистический и материалистический подход к миру и существованию, считает С. Гроф, отражает глубокое отчуждение от сердцевины бытия, отсутствие подлинного понимания себя и психологическое подавление трансперсональных сфер собственной психики. Это означает, согласно взглядам сторонников трансперсональной психологии, что человек идентифицирует себя лишь с одним частичным аспектом своей природы — с телесным «Я» и хилотропным (т.е. связанным с материальной структурой мозга) сознанием.

Такое усеченное отношение к самому себе и к собственному существованию чревато в конечном счете ощущением тщетности жизни, отчужденностью от космического процесса, а также ненасытными потребностями, состязательностью, тщеславием, которые не в состоянии удовлетворить никакое достижение. В коллективном масштабе такое человеческое состояние приводит к отчуждению от природы, к ориентации на «безграничный рост» и зацикливанию на объектных и количественных параметрах существования. Как показывает опыт, такой способ бытия в мире предельно деструктивен и на личном, и на коллективном уровне.

Трансперсональная психология рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю.

В последнее десятилетие опубликовано множество работ по трансперсональной психологии, а в учебниках и в учебных пособиях это направление преподносится как новейшее достижение в области развития психологической мысли без какого-либо анализа последствий применяемых при исследовании психики методов. Методы трансперсональной психологии, претендующей на познание космического измерения человека, между тем не связаны с понятиями нравственности. Эти методы направлены на формирование и трансформацию особых, измененных состояний человека с помощью дозированного применения наркотиков, различных вариантов гипноза, гипервентиляции легких и т.п.

Несомненно, что исследования и практика трансперсональной психологии обнаружили связь человека с космосом, выход сознания человека за обычные барьеры, преодоление во время транс- персональных переживаний ограничений пространства и времени, доказали само наличие сферы духовного и многое другое.

Но в целом этот путь исследования психики человека представляется весьма пагубным и опасным. Методы трансперсональной психологии рассчитаны на то, чтобы, сломив естественные защитные силы, проникнуть в духовное пространство личности. Транс- персональные переживания наступают в состоянии одурманенно- сти человека наркотиком, гипнозом или усиленным дыханием и не приводят к духовному очищению и духовному росту.

Становление и развитие отечественной психологии

Пионером психологии как науки, предметом которой является не душа и даже не сознание, а психически регулируемое поведение, можно по праву считать И.М. Сеченова (1829-1905), а не американца Дж. Уотсона, поскольку первый еще в 1863 г. в трактате «Рефлексы головного мозга» пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Позднее И.М. Сеченов стал определять психологию как науку о происхождении психической деятельности, к которой относил восприятие, память, мышление. Он считал, что психическая деятельность строится по типу рефлекса и включает в себя вслед за восприятием среды и его переработкой в головном мозгу ответную работу двигательного аппарата. В работах Сеченова впервые в истории психологии предмет этой науки стал охватывать не только явления и процессы сознания и бессознательной психики, но и весь цикл взаимодействия организма с миром, включая его внешние телесные действия. Поэтому для психологии, по мысли И.М. Сеченова, единственно надежным является объективный, а не субъективный (интроспективный) метод.

Сеченовские идеи оказали влияние на мировую науку, но в основном они получили развитие в России в учениях И.П. Павлова (1849-1936) и В.М. Бехтерева (1857-1927), трудами которых был утвержден приоритет рефлексологического подхода.

В советский период российской истории в первые 15-20 лет советской власти обнаружился необъяснимый, на первый взгляд, феномен — невиданный взлет в целом ряде научных областей — физике, математике, биологии, лингвистике, в том числе и в психологии. Например, только в 1929 г. в стране вышло около 600 названий книг по психологии. Возникают новые направления: в области психологии обучения — педология, в области психологии трудовой деятельности — психотехника, проводились блестящие работы по дефектологии, судебной психологии, зоопсихологии.

В 30-е гг. по психологии были нанесены сокрушительные удары постановлениями ЦК ВКП(б) и почти все основные психологические концепции и психологические исследования вне рамок марксистских установок были запрещены. Исторически психология сама способствовала подобному отношению к исследованиям в области психики. Психологи — сначала в теоретических исследованиях и стенах лабораторий — как бы отодвигали на второй план, а затем и вовсе отрицали у человека право на бессмертную душу и духовную жизнь. Затем на смену теоретикам пришли практики и стали обращаться с людьми как с бездушными объектами. Этот приход был не случайным, а подготовленным предыдущим развитием, в котором свою роль сыграла и психология.

К концу 50-х — началу 60-х гг. сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Психология понималась как наука, изучающая психику, закономерности ее появления и развития. Понимание психики базировалось на ленинской теории отражения. Психика определялась как свойство высокоорганизованной материи — мозга отражать действительность в форме психических образов. Психическое отражение рассматривалось как идеальная форма существования материального. Единственно возможной мировоззренческой основой психологии был диалектический материализм. Реальность духовного как самостоятельной сущности не признавалась.

Даже в этих условиях советскими психологами, такими, как С.Л. Рубинштейн (1889-1960), Л.C. Выготский (1896-1934), Л.Н. Леонтьев (1903-1979), ДН. Узнадзе (1886-1950), А.Р. Лурия (1902-1977), был сделан немалый вклад в мировую психологию.

В постсоветскую эпоху перед отечественной психологией открылись новые возможности и встали новые проблемы. Развитие отечественной психологии в современных условиях уже не соответствовало жестким догмам диалектико-материалистической философии, что, безусловно, предоставляет свободу творческого поиска.

В настоящее время в отечественной психологии существует несколько ориентаций.

Марксистски ориентированная психология. Хотя эта ориентация перестала быть доминирующей, единственной и обязательной, однако долгие годы сформировали парадигмы мышления, которые определяют психологические исследования.

Западнически ориентированная психология представляет собой ассимиляцию, адаптацию, подражание западным течениям в психологии, которые были отторгаемы предыдущим режимом. Обычно на путях подражания продуктивные идеи не возникают. К тому же основные течения западной психологии отражают психику западноевропейского человека, а не русского, китайца, индуса и т.д. Поскольку универсальной психики не существует, теоретические схемы и модели западной психологии универсальностью не обладают.

Духовно ориентированная психология , направленная на восстановление «вертикали человеческой души», представлена именами психологов Б.С. Братуся, Б. Ничипорова, Ф.Е. Василюка, В.И. Сло- бодчикова, В.П. Зинченко и В.Д. Шадрикова. Духовно ориентированная психология опирается на традиционные духовные ценности и признание реальности духовного бытия.

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

2. Место психологии в системе наук

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

3. Основные психологические школы.

Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

Так в психодинамическом (психоаналитическом ) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтезР.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное (Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).

Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности –гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).

Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология,К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической, и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.

Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.

Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».

Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.