Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Как подготовиться к посту, исповеди и причастию. Общие правила поста. Как лучше подготовиться к посту

Среди верующих распространено понятие «вступить в пост», речь — о подготовке к строгому посту. Просто перестать употреблять в пищу те или иные продукты оказывается недостаточным. Пост непременно становится в жизни христианина. По тому, насколько спокойно и легко переносится пост, можно сделать выводы о подготовке к нему.

Как правильно подготовиться к Великому посту

Поскольку в течение года мы, верующие, проходим несколько многодневных постов, а также однодневные постные дни, то о значении каждого из постов нам необходимо знать в подробностях. И нам нужно понимать, как подготовиться к христианскому посту. Имея знания, нужно еще получить опыт. Практическая сторона вопроса о соблюдении поста связана с умением правильно войти в пост и достойно его провести. Поэтому многое определит степень подготовки к посту перед пасхой, особенно, к самому строгому Великому посту. Здесь нет двойных стандартов. Если христианин решил следовать церковному Уставу до конца, то труднее всего человеку придется в борьбе со своими старыми привычками. В пост нужно входить постепенно, так как сам период поста предполагает некоторые мировоззренческие перемены, а также изменения в привычках питания. Поэтому к многодневному посту православные христиане подходят в несколько этапов – подготовительных недель.

Как лучше подготовиться к посту

Пост для верующих, если он пройден так, что совесть не находит справедливых упреков, становится моментом торжества веры. Здесь соединяются воедино такие качества, как жертвенность и мужество. Поэтому столь важна и подготовка к православному посту. Преодолевая себя, свое греховное состояние, человек приобретает духовную силу и мудрость. Начинается все с малого, с подготовки к христианскому посту. Приближение можно ощутить уже с первой подготовительной недели, которая получила название – «о мытаре и фарисее». В кулинарном аспекте здесь мало изменений, но верующий знает, чему посвящена эта неделя, и не захочет проходить эту неделю в праздности и угождении плоти. В этот период все чаще заходит речь о сути и силе поста. С такими рассуждениями христиане вступают в следующую подготовительную неделю – «О блудном сыне». Здесь слова о грехе и покаянии все более отчетливы и уместны. Все чаще в душе звучит голос совести о примирении с Творцом. Теперь наступают следующая подготовительная неделя поста перед Пасхой, которая сказывается и на рационе питания, и на правильном восприятии смысла грядущего Великого поста — масленица. В это время верующие уже практически готовы к вступлению в пост. Мясо не разрешается, но есть послабление на все остальное. К тому же в сырную неделю (как принято называть масленичные гуляния) верующие стараются больше провести в кругу близких и друзей. Заканчивается эта неделя Прощеным воскресением. Теперь уже ничто не должно отягощать душу христианина при вступлении в Великий пост.


На досуге вы можете почитать

Текст православной молитвы святому мученику Аврамию Болгарскому

Молитва первая

Святый мучениче Аврамие! Молим тя: помогай нам, грешным рабам Божиим (имена), твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас, святый храм (дом) сей и приход сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий: моли нашего, да отвратит от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавит нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адовых и да сподобит нас, недостойных, одесную Себе стати на Суде Своем праведнем и внити в вечный покой святых Его; идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его: и тако возможем с тобою и всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая

Святый мучениче Аврамие, доблий воине Христа Царя Небеснаго, в скорбех и напастех преславный наш помощниче и защитниче! Ничтоже возможе отлучити тя от любве ко Господу Иисусу: ни лестныя обещания благ временных, ни прещения, ни муки от злых врагов святейшия Христовы веры: ты, яко лев, исшел еси на брань против волков мысленных, духов злобы, подвигших на тя, ради добраго твоего исповедания, единоплеменный тебе народ Болгарский, и, яко огненная стрела, тех поразил еси силою благодати Святаго Духа и крепкия, яко смерть, любве твоея к Богу. Аще и пролиял еси кровь твою за Христа Бога нашего, погубив временную жизнь: обаче безсмертною душею, яко орел, воспарил еси в горния обители Отца нашего, наследовав там вечную жизнь, славу и блаженство неизреченное, и оставив нам нетленныя останки твоя, яко крин многоценный и благоуханный. Веруем, страстотерпче святый, яко предстоя со Ангелы и всеми святыми престолу славы Триипостаснаго Бога, усердныя и богоприятныя не токмо о нас, о святей обители сей и граде нашем, но и о всей святей Христовой Церкви и о православном Русском царстве и благочестивейшем монархе нашем. Веруем, преславный чудотворче, ябо ты, силою всемогущего Господа Иисуса Христа, чрез святыя мощи твоя, источаеши обильныя дары благодатныя помощи во спасение всем с верою к тебе притекающим, наипаче же испрашиваеши кончину с покаянием тебе чтущим, и благосердно помогаеши немощным младенцем, да вси, от мала до велика, единодушно прославляем неисповедимое величие благости Божией. Темже верою и любовию ко святым мощам твоим припадающе и благоговейно оныя лобызающе, умоляем тя, добрый на небеси наш молитвенниче и заступниче, помогай нам, грешным и смиренным, твоими молитвами во всех скорбех, нуждах и обстояниих наших, сохраняй нас, святую обитель сию и град сей от всякаго зла и всякия напасти, наипаче же споспешествуй вечному спасению нашему и всех просящих от тебе помощи и заступления. Ей, смиренно молим тя, угодниче Божий, моли Христа Бога нашего, да даст Он мир и тишину всем православным христианом и да отвратить от нас всякий гнев, на ны движимый, да избавить нас от сетей вражиих, томления во узах греха и мучений адских, и да сподобит нас недостойных одесную Себе стати на суди Своем праведном и внити в вечный покой святых Его, идеже празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих доброту лица Его: и тако возможем с тобою и всеми святыми безконечно прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную. Аминь.

В этом году Великий пост начинается 18 марта. Согласно религиозным уставам, начинать готовиться к посту необходимо уже за три недели до его наступления. Подготовиться к посту нужно не только физически, но и духовно - не забывайте об этом.

Что такое постная пища ? Это зерновые (хлеб и крупы), бобовые культуры, фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи, мед.К "скоромной" пище в свою очередь относится мясо, молочные продукты, животные жиры, яйца, мучные изделия.

Общие правила поста

Нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, пить вино, кроме того, нельзя принимать пищу более одного раза в день. По выходным (суббота и воскресенье) разрешено постное масло, вино и прием пищи два раза в день.

Великий пост - это самое главное для любого верующего человека.

Перед Великим постом - три подготовительные недели. На протяжение именно этих трех недель человек должен полностью подготовить свой организм к посту. Необходимо определить, сколько Вам требуется пищи в день, после этого нужно понемногу уменьшать объем потребляемой пищи. Очень важно, что пост не привел к истощению, изнурению и упадку сил. Есть нужно не ранее полудня.

Первая подготовительная неделя проходит без соблюдения поста, поэтому она имеет название "сплошная седмица". Во время второй недели постными днями считаются среда и пятница. Третья подготовительная неделя известна нам всем, как Масленица. Среда и пятница еще не постные, но в эти дни уже не разрешено употреблять мясо. Во время масленой недели все веселятся, пекут блины, поют и ходят друг к другу в гости.

В процессе всего Великого поста разрешено употреблять исключительно растительную пищу. Лишь в некоторые дни можно рыбу, а в один из дней необходимо голодать. Суббота и воскресенье в пост - более свободные дни, ведь можно растительное масло и вино.

Старайтесь во время поста питаться как можно разнообразнее, включайте в свой рацион бобовые, орехи, злаки. Отказавшись даже на небольшой срок от мясных продуктов, Вы обеспечиваете организму сильную нехватку белка, который нужно восполнять за счет другой пищи. Несбалансированный рацион питания приведет впоследствии к тому, что жировая ткань останется неизменной, а мышечная начнет теряться. Следите за тем, чтобы в организм обязательно поступали жиры, белки и углеводы в нужном количестве.

Необходимо отметить и процесс выхода из поста - разговение. Это важно по той причине, что переедание после нескольких недель строго воздержания от "скоромной" пищи может легко спровоцировать обострение многих хронических болезней.

Запомните, что нельзя ставить целью поста похудение или ограничение в пище. Главная цель - духовное совершенствование. Обузданная плоть приводит к легкости души.

Подходить к посту нужно очень осознанно. Пост должен быть только в тех рамках, в которых он не приносит вреда здоровью. Именно благодаря посту людям дается возможность исцелить свои духовные недуги.

Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября - дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Рождественский Пост длится сорок дней. Начинается он 15-го /28-го ноября и кончается в ночь под Рождество 24-го декабря /6-го января. За этот период наблюдается восхождение напряженности, нарастание ожидания праздника: за пять дней до него, т.е. 20-го декабря /2-го января, начинается пятидневное “предпразднство” наподобие Страстной седмицы, со своими богослужебными особенностями, а канун праздника, “Сочельник”, 24-е декабря /6-е января, полностью обособляется по примеру Великой пятницы. Этот день в просторечии называется “Сочельник”, а вернее — “Сочевник”, от слова “сочиво”, что значит — отварная пшеница, которую вкушают в знак строгого поста пред этим великим праздником.

Согласно Уставу в пост не полагается есть мяса. Рыбу можно есть по воскресениям и субботам, в день Введения Божией Матери в Храм (21-го ноября/4-го декабря) и по вторникам и четвергам в дни прославляемого святого; а в понедельник, среду и пятницу — только в том случае, если полагается в этот день всенощное бдение, например — в престольный праздник. Если в какие дни нет особого праздника, то надо готовить пищу на растительном масле во вторник и четверг, и без него в понедельник, среду и пятницу.

Как был установлен Рождественский пост

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.

Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других — несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября».

Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 — по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

Как проводить время постов

По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост… соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты - к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты - к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты - предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив - сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.

Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство - средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».

Как приучить себя к посту

Основа поста - борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту.

Пост - аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, - злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно - мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, - неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.

По материлама сайта «Православие.ру»

Соблюдение поста - процесс сложный и многогранный, требующий серьезной подготовки: нужно и продуктами на зиму запастись, и о собственной душе успеть подумать.

Конечно, начинать готовиться к длительному воздержанию лучше с лета - времени, когда мы активно делаем закрутки, замораживаем овощи и фрукты. Соленья и томатный сок тоже всегда находят свое применение в период поста.

Варенья можно готовить не только из одного вида фруктов, а делать ассорти, причем особенный вкус им придает добавление апельсиновой, лимонной, грейпфрутовой цедры или мяты, тимьяна. Кроме того, очень полезно есть просто перетертые с сахаром ягоды: красную и черную смородину, малину, облепиху, калину, клюкву - получается отличное лакомство и начинка для выпечки. Потом из перетертых ягод, которые сохраняют все свои полезные качества, можно делать различные витаминные напитки: как охлажденные морсы, так и горячие компоты и кисели.

Хорошо замораживать различные овощи, особенно спаржу, а также болгарский перец как в резаном виде, так и целыми стручками, готовыми для фаршировки.

Зелень на зиму можно засушить: она всегда украшает блюда и придает им необычный вкус, например базилик, будет отличной приправой к помидорам и баклажанам.

Заготовив достаточное количество продуктов на зиму и решив все же испытать себя воздержанием, не забудьте, что строгие посты и последующее возвращение к нормальному питанию могут привести к серьезному ухудшению здоровья, если не соблюдать правила. Конечно, неподготовленным людям выполнение предписаний церкви покажется трудным, однако необходимо учиться правильно поститься и разговляться.

Для начала нужно привыкнуть к отсутствию в дневном рационе мяса. Проще всего сделать это в летне-осенний период, компенсируя недостаток животной пищи обилием овощей и фруктов. Тем, кому трудно отказаться от мяса полностью, следует сократить его употребление до одного раза в день, а впоследствии заменять блюдами из рыбы, птицы, яиц и молочными продуктами.

Православные посты вовсе не должны приводить к истощению человеческого организма, поэтому для укрепления здоровья мало отказаться только от тяжелой и жирной пищи, необходимо свести на нет злоупотребление острым, соленым, кислым, сладким, жареным и пряностями. Очень важно в период поста стремиться к сбалансированности питания и употреблению необходимого количества витаминов и полезных веществ.

Особенную опасность для здоровья представляет разговенье. За время воздержания обмен веществ изменяется, поэтому ни в коем случае после поста не стоит переедать, чтобы избежать негативных эффектов. Если резко вернуться к употреблению животных продуктов, пищеварительная система даст сбой, а это повлечет за собой обострение гастрита, панкреатита, холецистита, колита и язвы. Кроме того, пост соблюдается не для того, чтобы сразу по его завершении забыть о духовных ценностях и снова начать грешить.

Выдержав длительный период воздержания, стоит потерпеть еще несколько дней, чтобы дать организму возможность адаптироваться к новому рациону. А людям, страдающим хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, нужно возвращаться к приему жирной и тяжелой пищи в течение двух-трех недель.

Особенно терпеливыми в переходе на обычное меню нужно быть в день великого праздника Пасхи.

Если верующие посещают ночную службу, то они могут начать разговляться сразу после нее или утром. На завтрак необходимо отведать традиционной праздничной еды, съев пару кусочков кулича и крашеное яйцо. Если же чувство голода не прошло, это могут исправить мюсли с кефиром, йогуртом или бутерброд с вареным мясом.

В обед можно выпить куриный бульон, на второе - съесть запеченное нежирное мясо с овощами. А десертом будет кисель с кусочком кулича.

На ужин лучше всего подойдут тушеная рыба с овощами и фрукты.

В первое время не рекомендуется употреблять в пищу блины, свинину, баранину, жирные сорта рыбы, потому что они тяжелы для желудка. Гарниры следует варить, тушить или запекать. Лучше отказаться от пельменей, чебуреков и любых других сочетаний мяса с тестом и не подавать к мясу грибы, макароны и бобовые. Можно и нужно часто употреблять капусту, кабачки, свеклу, морковь, зелень, а также кисломолочные продукты, но от сыра, молока, творога, сливок и майонеза придется пока воздержаться.

Итак, самое трудное в подготовке к посту - это начать! А попробовав немного поготовить постные блюда, можно изобретать все новые. А если к тому же вы будете ходить на праздники в церковь, то прилив бодрости и сил для строгого соблюдения поста вам обеспечен.

На эти и другие вопросы отвечает епископ Шумский Иов, ректор Почаевской духовной семинарии.

Владыко, 5 февраля начинаются подготовительные недели к Великому посту. Как правильно их проводить, на что обращать внимание в первую очередь на каждой седмице?

В этом году вскоре после праздника Богоявления начинаются подготовительные седмицы к Великому посту. Почти буквально, как сказано в начале 4-й главы Евангелия от Матфея, Христос был «возведен Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». Марк говорит, что это было «немедленно» после Его Крещения (1:12). Такой ранний пост и подготовка к нему - великая радость для настоящих учеников Христовых. К тому же в такой год, как наступивший с ранней Пасхой, и апостольский пост более продолжительный.

Святая Церковь предваряет время Великого поста подготовительными неделями для того, чтобы каждый начал изучать сложную науку покаяния - настоящего покаяния, без которого никто не войдет в Царствие Божие, о чем говорилось в кратеньком Евангельском чтении Недели по Просвещении (Мф. 4:12-17).

Покаяние - это словно смена гражданства ради проживания в лучшей стране; это открытие той двери, через которую в нашу душу проникает свет и тем самым изгоняет из нее тьму… Чтобы это произошло, чтобы мы могли войти в Царствие Божие, необходимо, чтобы наш новый год начался с изучения Слова Божия, духовных законов нового Царствия и изменения себя - покаяния - в соответствии с евангельским законом.

Евангельское чтение субботы перед Неделей о мытаре о фарисее (Лк. 18:2-8) содержит печальное предсказание нашего Господа о том, что, придя второй раз, Он вряд ли на земле найдет такую веру, как у вдовы. Наверное, в день Его пришествия верующие, подобные фарисеям, найдутся, но вот настоящей веры в Бога уже не будет, количество настоящих верующих будет немного. Но перед этим Христос, говоря, что Бог не оставит вопиющих к Нему день и ночь, дает великое утешение. Притча о неправедном судье и о вдове показывает, что надо всегда молиться и не унывать. Если даже неправедный судья внял настойчивым просьбам вдовы, то праведный Бог, любящий Отец обязательно защитит Своих детей, взывающих к Нему день и ночь, хотя порой нам кажется, что Он медленно это делает. Итак, нам необходимо иметь постоянную и живую связь с Богом, и Он всегда будет нашим Помощником и Покровителем. И тогда не будет страшен нам ни антихрист, ни его слуги, ни его печати...

В преддверии поста, в самом начале подготовительных седмиц, мы получаем от Христа напутствие относительно нашей молитвы. Она должна быть настойчивой, неослабевающей, но вместе с тем смиренной и неосуждающей. Постараемся с Божьей помощью претворить это назидательное учение Христа в жизнь.

В первое воскресенье из этих недель каждому христианину надо задуматься над тем, почему в духовной жизни опасно гордиться мнимыми или действительными успехами, почему не надо молиться, как фарисей. Покаяние и смирение - основа духовной жизни, основа богомыслия - богословие и молитвы.

Фарисей хвалил себя, другого осуждал, не имел любви, он был очень далёк от милостивого Бога, не хотел ничем пожертвовать ради спасения грешного мытаря. Он подобен больному, который не видит своей болезни и считает себя здоровым.

Мытарь не видел никого, кроме себя, осознавал свои грехи, осуждал только себя и, как осужденный, нуждался в Спасителе и просил милости для себя.

Вывод таков: всякий возвышающий себя, т. е. ставящий себя на место Бога, чтобы судить других, унижен будет (он сам себя удаляет от Бога), а унижающий себя, смиряющий возвысится и приблизится к Богу!

Обличение Христом фарисеев касается и нас. Что помешало фарисею в оправдании перед глазами Божиими во время пребывания в храме? Лицемерие, т. е. желание выглядеть лучше, чем он был на самом деле! Налицо обман Бога, Которого невозможно обмануть. На словах, благодаря Бога, фарисей на самом деле не Бога благодарил, а хвалил сам себя.

Добрые дела надо делать так, чтобы люди хвалили не нас, а благодарили Бога! Ведь, прежде чем учить других, необходимо самому хорошо усвоить первый урок Небесного Учителя - урок смирения. Например, прп. Силуан Афонский утверждал: «Смиренный человек ничего не говорит от себя». Святые отцы ничего не делали напоказ, ради славы и известности, а только ради духовной пользы.

Интересно, что после воскресенья о мытаре и фарисее в среду и пятницу отменяется пост: с той целью, чтобы посрамить в себе гордого фарисея, который превозносился над другими внешним двукратным пощением в седмицу. Церковь этим указывает нам, что главное для нас - приобрести смирение - мир с Богом и ближними, научиться частой смиренной покаянной кратенькой молитовке: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Тогда пост будет для нас более успешным.

- Следующая седмица о блудном сыне…

В воскресенье о блудном сыне надо научиться не чувствовать себя в Церкви старшим сыном, который с презрением смотрит на младшего сына, блудника и растратчика, который возвращается к своему отцу, а тот его встречает с распростертыми объятиями. Евангельское чтение о блудном сыне также напоминает о том, что тот младший сын своей греховной блудной жизнью сам попался в капкан, ловушку позорного рабства, и в результате - жизни со свиньями. Апостол Павел предупреждает, что блудник сам себе враг и разрушает свое тело, портит себе жизнь.

Пение в храме ветхозаветного псалма «На реках Вавилонских...» говорит о том, что не так страшна разлука с земной родиной, сколько разлука с Богом, видимым знаком присутствия Которого в древнем Израиле был Иерусалимский храм…

Псалом 136-й говорит о том, земная жизнь после грехопадения - это плен, с которым мы свыклись. Евреи за грехи духовного блуда с ложными и чужими богами были уведены в далекий плен. Подобное случилось с нашим народом после революции 1917 года…

Но мы - граждане Неба. Для получения свободы мы должны решительно разбивать о камень веры «младенцев» греховных помыслов и гордыни. Это сделать легко в самом начале появления греховных мыслей, когда они еще не выросли и не повязали нас.

Ваше Преосвященство, какие практические советы в период подготовительных недель из Вашего жизненного опыта Вы можете дать? Какие распространенные ошибки бывают при этом?

Многие думают, что эти подготовительные седмицы еще не являются постом. Но, на мой взгляд, это уже что ни на есть - самый настоящий духовный пост, настройка души к дальнейшему посту. Как певца при помощи камертона в самом начале пения подготавливают к партии исполнения, так подготовительные недели определяют наш духовный маршрут. Очень неразумно пренебрегать ими и делать из них время безумного веселия и угождения плоти.

Позаботимся о том, чтобы этим Великим постом освободились из греховного плена наши души, тоскующие по Небесному Отечеству.

Записал Сергей Герук