Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Итоги русско турецкой войны 1904 1905. О причинах русско-японской войны

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА (1904–1905), война России и Японии за господство в Северном Китае (Маньчжурии) и Корее.

Причиной войны стала русская экспансия в Маньчжурии. В мае 1896 Россия добилась от Китая концессии на строительство и эксплуатацию Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) от Харбина до Порт-Артура, а в марте 1898 – аренды южной части Ляодунского п-ва (Квантуна) и Порт-Артура, вскоре превратившегося в ее главную военно-морскую базу на Дальнем Востоке. В 1900, воспользовавшись восстанием ихэтуаней в Китае, русские войска оккупировали Маньчжурию. Однако попытка России сохранить там свое военное присутствие натолкнулась на противодействие Японии, Великобритании и США, не желавших усиления российского влияния в Северном Китае. В январе 1902 Япония и Великобритания подписали союзный договор, направленный против России. В этой ситуации Россия была вынуждена в марте 1902 заключить с Китаем соглашение, взяв обязательство вывести свои войска из Маньчжурии в восемнадцатимесячный срок, но всячески затягивала его исполнение, что привело к резкому обострению ее отношений с Японией. В марте 1903 Россия потребовала от Китая предоставить гарантии того, что он не сдаст в аренду другой державе какую-либо часть маньчжурской территории без ее согласия; китайское правительство при поддержке Японии и Великобритании ответило отказом. В июле 1903 Япония предложила России план раздела сфер влияния в Северном Китае, однако последовавшие переговоры не увенчалась успехом. 23 января (5 февраля) 1904 Япония разорвала дипломатические отношения с Россией.

В предстоящей войне японское командование считало своей главной задачей уничтожение российского Тихоокеанского флота, захват Порт-Артура и разгром русской армии в Маньчжурии (Маньчжурской армии генерала А.Н.Куропаткина). В ночь с 26 на 27 января (с 8 на 9 февраля) 1904, не дожидаясь объявления войны, японские миноносцы внезапно атаковали Тихоокеанский флот на рейде Порт-Артура и вывели из строя лучшие российские броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». 27 января (9 февраля) эскадра контр-адмирала Уриу напала на крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец» в корейском порту Чемульпо; после недолгого, но яростного боя русские корабли были затоплены своими командами. В тот же день Россия объявила войну Японии.

Адмирал Того блокировал в Порт-Артуре Тихоокеанский флот, командующий которого вице-адмирал О.В.Старк придерживался пассивной тактики. Сменивший его 24 февраля (8 марта) вице-адмирал С.О.Макаров перешел к активным действиям, организовав ряд успешных вылазок против вражеского флота, однако 31 марта (13 апреля) его флагманский корабль броненосец «Петропавловск» подорвался на мине; С.О.Макаров погиб. Новый командующий контр-адмирал В.К.Витгефт отказался от наступательной тактики. Воспользовавшись бездеятельностью русских, Того попытался в ночь с 19 на 20 апреля (со 2 на 3 мая) уничтожить Тихоокеанский флот с помощью брандеров, но потерпел неудачу. В то же время Владивостокская крейсерская эскадра контр-адмирала Иессена провела несколько рейдов у северного побережья Японии и нарушила ее торговые коммуникации.

Японцы развернули активные военные действия и на суше. 1-я японская армия генерала Куроки высадилась в Корее, захватила ее столицу Сеул и двинулась к китайско-корейской границе. В ночь с 17 на 18 апреля (с 30 апреля на 1 мая) 1904 она форсировала пограничную реку Ялуцзян и вступила в Маньчжурию, 18 апреля (1 мая) нанесла поражение сводному резервному корпусу генерала М.И.Засулича и 23 апреля (6 мая) заняла г. Фынхуанчен. М.И.Засулич отвел корпус к Ляояну, где были сосредоточены основные силы русских.

21–22 апреля (4–5 мая) на востоке Ляодунского п-ва у местечка Бицзыво, не встретив никакого сопротивления, высадилась 2-я японская армия генерала Оку. 13 (26) мая в ходе ожесточенных шестидневных боев она овладела укреплениями Цзиньчжоу и блокировала Порт-Артур с суши. Захватив торговый порт Дальний и бухту Талиен, она обеспечила высадку 3-й японской армии генерала Ноги, а 1–2 (14–15) июня при Вафангоу отразила попытку корпуса генерал-лейтенанта А.Ф.Штакельберга прорваться к Порт-Артуру.

По решению японского главнокомандующего маршала И.Ояма армия Ноги начала осаду Порт-Артура, в то время как 1-я, 2-я и высадившаяся у Дагушаня 4-я армии двинулись на Ляоян с юго-востока, юга и юго-запада. 12–14 (25–27) июня армия Куроки заняла перевалы к юго-востоку от города, а 4 (17) июля отразила попытку контрнаступления русских. Армия Оку после сражения у Дашичао 11 (24) июля захватила порт Инкоу, перерезав связь Маньчжурской армии с Порт-Артуром по морю. Во второй половине июля три японские армии соединились под Ляояном; их общая численность составляла более 120 тыс. против 152 тыс. русских. В сражении под Ляояном 11–21 августа (24 августа – 3 сентября) обе стороны понесли огромные потери: русские потеряли более 16 тыс. убитыми, а японцы – 24 тыс.; японцы не смогли окружить армию А.Н.Куропаткина, которая в полном порядке отошла к Мукдену, но они овладели Ляояном и Янтайскими каменноугольными копями.

Отступление русских к Мукдену означало для защитников Порт-Артура крах надежд на какую-либо действенную помощь со стороны сухопутных войск. 17 (30) июля 3-я японская армия захватила Волчьи горы и начала интенсивный обстрел города и внутреннего рейда. Тем не менее несколько предпринятых ею 1–12 (14–25) августа штурмов были отбиты гарнизоном под началом генерал-майора Р.И.Кондратенко; осаждавшие потеряли 16 тыс. убитыми. В то же время на море успех сопутствовал японцам. Попытка прорыва Тихоокеанского флота во Владивосток 28 июля (9 августа) провалилась; контр-адмирал В.К.Витгефт погиб. 1 (14) августа эскадре вице-адмирала Камимуры удалось настигнуть и разгромить крейсерский отряд контр-адмирала Иессена.

К началу октября, благодаря подкреплениям, численность Маньчжурской армии достигла 210 тыс., а японских войск под Ляояном – 170 тыс. Опасаясь, что в случае падения Порт-Артура силы японцев значительно возрастут за счет высвободившейся 3-й армии, А.Н.Куропаткин предпринял 22 сентября (5 октября) наступление на юг, но потерпел поражение в сражении на р.Шахэ 26 сентября – 6 октября (9–19 октября), потеряв 46 тыс. убитыми (противник – лишь 16 тыс.), и перешел к обороне. Началось четырехмесячное «Шахэйское сидение». В это время Маньчжурская армия была реорганизована в три армии: 1-ю (Н.П.Линевич), 2-ю (О.-Ф.К.Гриппенберг) и 3-ю (А.В.Каульбарс) под общим командованием А.М.Куропаткина.

В сентябре-ноябре защитники Порт-Артура отразили три японских штурма. Но 13–22 ноября (26 ноября – 5 декабря) 3-я японская армия овладела господствующей над Порт-Артуром горой Высокой. 2 (15) декабря погиб Р.И.Кондратенко, душа обороны города. 15 (28) декабря японцы взяли форт Эрлунгшан и стали хозяевами всего северо-восточного фронта крепости. 20 декабря (2 января 1905) начальник Квантунского укрепленного района генерал-лейтенант А.М.Стессель, не исчерпав всех возможностей для сопротивления, сдал Порт-Артур (весной 1908 военный суд приговорил его к смертной казни, замененной десятилетним тюремным заключением).

Падение Порт-Артура резко ухудшило стратегическое положение русских; командование попыталось переломить ситуацию и взять инициативу в свои руки. Однако успешно начатое 12 (25) января 1905 наступление 2-й Маньчжурской армии на деревню Сандепу не было поддержано другими армиями, и 16 (29) января оно было прекращено. После присоединения к основным силам японцев 3-й армии Ноги их численность сравнялась с численностью русских войск. 5 (18) февраля они предприняли наступление на левом фланге русских. 11 (24) февраля армия Куроки атаковала 1-ю Маньчжурскую армию юго-восточнее Мукдена, а 13 (26) февраля армия Ноги начала обход русского правого фланга. Контратаки А.В.Каульбарса 20–21 февраля (5–6 марта) не имели успеха. 24 февраля (9 марта) Куроки прорвал фронт армии Н.П.Линевича. Потеряв более 90 тыс. убитыми и пленными, русские войска в беспорядке отступили на север к Телину. Крупнейшее поражение под Мукденом означало проигрыш русским командованием кампании в Маньчжурии, хотя ему и удалось сохранить значительную часть армии. 2 (15) марта А.Н.Куропаткин был заменен Н.П.Линевичем, который укрепился у Сыпингая.

Последний шанс российского правительства добиться перелома в войне, отправив на Дальний Восток созданную из части Балтийского флота 2-ю Тихоокеанскую эскадру адмирала З.П.Рожественского (30 апреля (13 мая) 1905 присоединилась 3-я Тихоокеанская эскадра контр-адмирала Н.И.Небогатова), был утрачен после ее сокрушительного поражения 14–15 (27–28) мая у о.Цусима в Корейском проливе; до Владивостока добрались только один крейсер и два миноносца. В начале лета японцы полностью вытеснили русские отряды из Северной Кореи, а к 25 июня (8 июля) овладели Сахалином.

Несмотря на победы, силы Японии были истощены, и в конце мая через посредство президента США Т. Рузвельта она предложила России вступить в мирные переговоры. Россия, оказавшаяся в тяжелой внутриполитической ситуации, ответила согласием. 25 июля (7 августа) в Портсмуте (штат Нью-Хэмпшир, США) открылась дипломатическая конференция, завершившаяся 23 августа (5 сентября) подписанием Портсмутского мира. Согласно его условиям, Россия уступала Японии южную часть Сахалина, права на аренду Порт-Артура и южной оконечности Ляодунского п-ва и южную ветку КВЖД от станции Чаньчунь до Порт-Артура, позволяла ее рыболовному флоту вести промысел у берегов Японского, Охотского и Берингова морей, признавала Корею зоной японского влияния и отказывалась от своих политических, военных и торговых преимуществ в Маньчжурии; в то же время она была освобождена от уплаты каких-либо контрибуций; воюющие стороны обязывались вывести войска из Маньчжурии.

В результате Русско-японской войны 1904–1905 Япония превратилась в ведущую державу Дальнего Востока. Внешнеполитические позиции России были серьезно подорваны. Поражение также обнажило пороки ее военной организации (техническая отсталость флота, слабость высшего командного состава, недостатки системы управления и снабжения) и способствовало углублению кризиса монархического строя.

Иван Кривушин

Атака японских миноносцев русской эскадры.

В ночь с 8 на 9 февраля (с 26 на 27 января) 1904 года 10 японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура. Эскадренные броненосцы «Цесаревич» , «Ретвизан» и крейсер «Паллада» получили тяжелые повреждения от взрывов японских торпед и чтобы не затонуть выбросились на мель. Ответным огнем артиллерией русской эскадры были повреждены японские эсминцы IJN Akatsuki и IJN Shirakumo . Так началась Русско-японская война.

В этот же день японские войска начали высадку десанта в районе порта Чемульпо. При попытке выйти из порта и направиться в Порт-Артур канонерская лодка «Кореец» была атакована японскими миноносцами, вынудившими ее вернуться обратно.

9 февраля (27 января) 1904 года произошел бой при Чемульпо. В результате которого, ввиду невозможности прорыва, были своими экипажами затоплен крейсер «Варяг» и взорвана канонерская лодка «Кореец».

В тот же день, 9 февраля (27 января) 1904 года, адмирал Иессен вышел во главе Владивостокского отряда крейсеров в море, чтобы начать военные действия для нарушения транспортного сообщения Японии с Кореей.

11 февраля (29 января) 1904 года под Порт-Артуром недалеко от островов Сан-шан-тао на японской мине подорвался русский крейсер «Боярин» .

24 февраля (11 февраля) 1904 года японский флот пытался закрыть выход из Порт-Артура путем затопления 5 судов, груженных камнем. Попытка оказалась неудачной.

25 февраля (12 февраля) 1904 года два русских эсминца «Бесстрашный» и «Внушительный» при выходе на разведку наткнулись на 4 японских крейсера. Первому удалось уйти, а второй был загнан в Голубую бухту, где был затоплен по приказу капитана М. Подушкина.

2 марта (18 февраля) 1904 года по приказу Морского Генерального штаба Средиземноморская эскадра адмирала А. Вирениуса (броненосец «Ослябя» , крейсера «Аврора» и «Дмитрий Донской» и 7 миноносцев), направлявшаяся в Порт-Артур, была отозвана в Балтийское море.

6 марта (22 февраля) 1904 года японская эскадра обстреляла Владивосток. Урон был незначителен. Крепость была переведена на осадное положение.

8 марта (24 февраля) 1904 года в Порт-Артур прибыл новый командующий русской Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С. Макаров , сменивший на этом посту адмирала О. Старка.

10 марта (26 февраля) 1904 года в Желтом море, при возвращении из разведки в Порт-Артур, был потоплен четырьмя японскими миноносцами (IJN Usugumo , IJN Shinonome , IJN Akebono , IJN Sazanami ) русский миноносец «Стерегущий» , а «Решительному» удалось вернуться в порт.

Русский флот в Порт-Артуре.

27 марта (14 марта) 1904 года была сорвана вторая попытка японцев блокировки входа в гавань Порт-Артура путем затопления брандеров.

4 апреля (22 марта) 1904 года японские броненосцы IJN Fuji и IJN Yashima обстреляли Порт-Артур огонь из Голубиной бухты. Всего ими было произведено 200 выстрелов и орудий главного калибра. Но эффект был минимален.

12 апреля (30 марта) 1904 года японскими миноносцами был потоплен русский миноносец «Страшный».

13 апреля (31 марта) 1904 года на мине и затонул почти со всем экипажем во время выхода в море подорвался броненосец «Петропавловск» . В числе погибших был адмирал С. О. Макаров. Так же в этот день был поврежден взрывом мины и вышел из строя на несколько недель броненосец «Победа» .

15 апреля (2 апреля) 1904 года японские крейсера IJN Kasuga и IJN Nisshin обстреляли внутреннего рейда Порт-Артура перекидным огнем.

25 апреля (12 апреля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров у берегов Кореи потопил японский пароход IJN Goyo-Maru , каботажное судно IJN Haginura-Maru и японский военный транспорт IJN Kinsu-Maru , после чего направился во Владивосток.

2 мая (19 апреля) 1904 года японцами, при поддержке канонерок IJN Akagi и IJN Chōkai , миноносцев 9-й, 14-й и 16-й миноносных флотилий, была предпринята третья и последняя попытка заблокировать вход в гавань Порт-Артура, на этот раз использовав 10 транспортов (IJN Mikasha-Maru , IJN Sakura-Maru , IJN Totomi-Maru , IJN Otaru-Maru , IJN Sagami-Maru , IJN Aikoku-Maru , IJN Omi-Maru , IJN Asagao-Maru , IJN Iedo-Maru , IJN Kokura-Maru , IJN Fuzan-Maru ) В результате им удалось частично перекрыть проход и временно сделать невозможным выход крупных русских кораблей. Это способствовало беспрепятсвенной высадки 2-й японской армии в Маньчжурии.

5 мая (22 апреля) 1904 года 2-я японская армия под командованием генерала Ясукаты Оку, численностью около 38,5 тысяч человек, начала высадку на Ляодунском полуострове, примерно в 100 километрах от Порт-Артура.

12 мая (29 апреля) 1904 года четыре японских миноносца 2-й флотилии адмирала И. Мияко приступили к тралению русских мин в заливе Керр. При выполнении поставленной задачи миноносец №48 подорвался на мине и затонул. В этот же день японские войска окончательно отрезали Порт-Артур от Манчжурии. Началась осада Порт-Артура.

Гибель IJN Hatsuse на русских минах.

15 мая (2 мая) 1904 года на минном заграждении, выставленном за день до этого минным заградителем «Амур», подорвались и затонули два японских броненосца IJN Yashima и IJN Hatsuse .

Так же в этот день у острова Эллиот произошло столкновение японских крейсеров IJN Kasuga и IJN Yoshino , в котором второй от полученных повреждений затонул. А у юго-восточного берега острова Канглу села на мель авизо IJN Tatsuta .

16 мая (3 мая) 1904 года при проведении десантной операции к юго-востоку от города Инкоу столкнулись две японские канонерские лодки. В результате столкновения затонула лодка IJN Oshima .

17 мая (4 мая) 1904 года на мине подорвался и затонул японский миноносец IJN Akatsuki .

27 мая (14 мая) 1904 года не далеко от города Дальний налетел на камни и был подорван своей командой русский миноносец «Внимательный». В этот же день японское авизо IJN Miyako подорвался на русской мине и затонул в бухте Керр.

12 июня (30 мая) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров вышел в Корейский пролив для нарушения морских коммуникаций Японии.

15 июня (2 июня) 1904 года крейсер «Громобой» потопил два японских транспорта: IJN Idzuma-Maru и IJN Hitachi-Maru , а крейсер «Рюрик» двумя торпедами потопил японский транспорт IJN Sado-Maru . В общей сложности на трех транспортах находилось 2445 японских солдат и офицеров, 320 лошадей и 18 тяжелых 11-дюймовых гаубиц.

23 июня (10 июня) 1904 года Тихоокеанская эскадра контр-адмирала В. Витгофта предприняла первую попытку прорваться во Владивосток. Но при обнаружении японского флота адмирала Х. Того, не вступая в бой, вернулась в Порт-Артур. Ночью того же дня японские миноносцы предприняли безуспешную атаку на русскую эскадру.

28 июня (15 июня) 1904 года в море снова для нарушения морских коммуникаций противника вышел Владивостокский отряд крейсеров адмирала Иессена.

17 июля (4 июля) 1904 года возле острова Скрыплева подорвался и затонул на японском минном поле русский миноносец №208 .

18 июля (5 июля) 1904 года подорвался на мине русского минного заградителя «Енисей» в бухте Талиенвань и затонул японский крейсер IJN Kaimon .

20 июля (7 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров через Сангарский пролив вышли в Тихий океан.

22 июля (9 июля) 1904 года отрядом был задержан с контрабандным грузом и отправлен во Владивосток с призовой командой английский пароход Arabia .

23 июля (10 июля) 1904 года Владивостокский отряд крейсеров подошли ко входу в Токийский залив. Тут был досмотрен и потоплен английский пароход с контрабандным грузом Night Kommander . Также в этот день были потоплены несколько японских шхун и германский пароход Tea , шедший с контрабандным грузом в Японию. А захваченный позднее английский пароход Kalhas , после досмотра, был направлен во Владивосток. Крейсера отряда так же направились в свой порт.

25 июля (12 июля) 1904 года с моря к устью реки Ляохэ подошла эскадра японских миноносцев. Команда русской канонерской лодки «Сивуч», ввиду невозможности прорыва, после высадки на берег, взорвала свой корабль.

7 августа (25 июля) 1904 года японские войска впервые с суши обстреляли Порт-Артур и его гавани. В результате обстрела поврежден броненосец «Цесаревич» , легко ранен командующий эскадрой контр-адмирал В. Витгефт. Также получил повреждения броненосец «Ретвизан» .

8 августа (26 июля) 1904 года отряд кораблей в составе крейсера «Новик» , канонерской лодки «Бобр» и 15 миноносцев участвовал в бухте Тахэ в артобстреле наступающих японских войск, причинив большие потери.

Бой в Желтом море.

10 августа (28 июля) 1904 года при попытке прорыва русской эскадры из Порт-Артура во Владивосток произошел бой в Желтом море . Во время боя контр-адмирал В. Витгефт был убит, русская эскадра потеряв управление распалась. 5 русских броненосцев, крейсер «Баян» и 2 эсминца в беспорядке начали отходить в Порт-Артур. Прорвались сквозь японскую блокаду лишь броненосец «Цесаревич», крейсера «Новик», «Аскольд» , «Диана» и 6 эсминцев. Броненосец «Цесаревич», крейсер «Новик» и 3 эсминца направились в Циндао, крейсер «Аскольд» и эсминец «Грозовой» - в Шанхай, крейсер «Диана» - в Сайгон.

11 августа (29 июля) 1904 года Владивостокский отряд вышел на встрече русской эскадре, которая должна была прорываться из Порт-Артура. Броненосец «Цесаревич», крейсер «Новик», эсминцы «Бесшумный» , «Беспощадный» и «Бесстрашный» прибыли в Циндао. Крейсер «Новик», погрузив в бункера 250 тонн угля вышел в море с целью прорваться во Владивосток. В это же день в Чифу китайскими властями был интернирован русский эсминец «Решительный» . Так же 11 августа командой был затоплен поврежденный эсминец «Бурный» .

12 августа (30 июля) 1904 года в Чифу двумя японскими миноносцами был захвачен ранее интернированный эсминец «Решительный».

13 августа (31 июля) 1904 года в Шанхае был интернирован и разоружен поврежденный русский крейсер «Аскольд».

14 августа (1 августа) 1904 год в Корейском проливе четыре японских крейсера (IJN Izumo , IJN Tokiwa , IJN Azuma и IJN Iwate ) перехватили идущих на встречу Первой Тихоокеанской эскадре три русских крейсера («Россия» , «Рюрик» и «Громобой»). Между ними произошел бой, который вошел в историю под названием Бой в Корейском проливе . В результате сражения был потоплен «Рюрик», а других два русских крейсера с повреждениями вернулись во Владивосток.

15 августа (2 августа) 1904 года в Циндао немецкие власти интернировали русский броненосец «Цесаревич».

16 августа (3 августа) 1904 года во Владивосток вернулись поврежденные крейсера «Громобой» и «Россия». В Порт-Артуре было отклонено предложение японского генерала М. Ноги о сдачи крепости. В тот же день в Тихом океане русским крейсером «Новик» был остановлен и досмотрен английский пароход Seltic .

20 августа (7 августа) 1904 года у острова Сахалин произошел бой между русским крейсером «Новик» и японскими IJN Tsushima и IJN Chitose . В результате боя «Новик» и IJN Tsushima получили серьезные повреждения. Ввиду невозможности ремонта и опасности захвата корабля противником, командир «Новика» М. Шульц принял решение затопить корабль.

24 августа (11 августа) 1904 года в Сайгоне французскими властями интернирован русский крейсер «Диана».

7 сентября (25 августа) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Форель» .

1 октября (18 сентября) 1904 года подорвалась на русской мине и затонула недалеко от острова Айрон японская канонерская лодка IJN Heiyen .

15 октября (2 октября) 1904 года из Либавы вышла на Дальний Восток 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского .

3 ноября (21 октября) подорвался на мине выставленной российским эсминцем «Скорый» и затонул в рядом с мысом Лунь-Вань-Тань японский эсминец IJN Hayatori .

5 ноября (23 октября) 1904 года на внутреннем рейде Порт-Артура после попадания японским снарядом сдетонировал боезапас русского броненосца «Полтава». В результате этого корабль затонул.

6 ноября (24 октября) 1904 года наскочила в тумане на скалу и затонула под Порт-Артуром японская канонерская лодка IJN Atago .

28 ноября (15 ноября) 1904 года из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге была отправлена подводная лодка «Дельфин» .

6 декабря (23 ноября) 1904 года японская артиллерия, установленная на днем ранее захваченной высоте №206, начала массированный обстрел русских кораблей, стоящих на внутреннем рейде Порт-Артура. К концу дня ими был потоплен броненосец «Ретвизан» и получил тяжелые повреждения броненосец «Пересвет» . Для сохранения целыми, броненосец «Севастополь» , канонерскую лодку «Отважный» и миноносцы, вывели из под японского огня на внешний рейд.

7 декабря (24 ноября) 1904 года, из-за невозможности ремонта после полученных повреждений от японского артобстрела, был затоплен экипажем броненосец «Пересвет» в западном бассейне гавани Порт-Артура.

8 декабря (25 ноября) 1904 года японской артиллерией были потоплены во внутреннем рейде Порт-Артура русские корабли - броненосец «Победа» и крейсер «Паллада» .

9 декабря (26 ноября) 1904 года японская тяжелая артиллерия потопила крейсер «Баян» , минный заградитель «Амур» и канонерскую лодку «Гиляк» .

25 декабря (12 декабря) 1904 года IJN Takasago в ходе патрулирования подорвался на мине, выставленной российским эсминцем «Сердитый», и затонул в Желтом море между Порт-Артуром и Чифу.

26 декабря (13 декабря) 1904 года на рейде Порт-Артура огнем японской артиллерии была потоплена канонерская лодка «Бобр».

Подводные лодки Сибирской флотилии во Владивостоке.

31 декабря (18 декабря) 1904 года во Владивосток из Санкт-Петербурга по железной дороге прибыли первые четыре подводные лодки типа «Касатка».

1 января 1905 года (19 декабря 1904 года) в Порт-Артуре по приказу командования экипажем были взорваны полузатопленные на внутреннем рейде броненосцы «Полтава» и «Пересвет» и на внешнем рейде был затоплен броненосец «Севастополь».

2 января 1905 года (20 декабря 1904 года) командующий обороной Порт-Артура, генерал А. Стессель, отдал приказ о сдаче крепости. Завершена осада Порт-Артура.

В этот же день, перед сдачей крепости, были затоплены клиперы «Джигит» и «Разбойник». 1-я Тихоокеанская эскадра была полностью уничтожена.

5 января 1905 года (23 декабря 1904 года) прибыла из Санкт-Петербурга во Владивосток по железной дороге подводная лодка «Дельфин».

14 января (1 января) 1905 года по приказу командира Владивостокского порта из подводных лодок «Форель» , .

20 марта (7 марта) 1905 года 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского прошла Малакский пролив и вошла в Тихий Океан.

26 марта (13 марта) 1905 года из Владивостока на боевую позицию к острову Аскольд вышла подводная лодка «Дельфин».

29 марта (16 марта) 1905 года вернулась во Владивосток из боевого дежурства у острова Аскольд подводная лодка «Дельфин».

11 апреля (29 марта) 1905 года во Владивосток были доставлены торпеды к русским подводным лодкам.

13 апреля (31 марта) 1905 года 2-й Тихоокеанская эскадры адмирала З. Рожественского прибыла в бухте Камрань в Индокитае.

22 апреля (9 апреля) 1905 года из Владивостока к берегам Кореи вышла в боевой поход подводная лодка «Касатка».

7 мая (24 апреля) 1905 года из Владивостока вышли для нарушения морских коммуникаций противника крейсера «Россия» и «Громобой».

9 мая (26 апреля) 1905 года в бухте Камрань соединились 1-й отряд 3-й Тихоокеанской эскадры контр-адмирала Н. Небогатова и 2-я Тихоокеанская эскадра вице-адмирала З. Рожественского.

11 мая (28 апреля) 1905 года во Владивосток вернулись крейсера «Россия» и «Громобой». За время рейда ими было потоплено четыре японских транспортных корабля.

12 мая (29 апреля) 1905 года для перехвата японского отряда к бухте Преображения было направлено три подводные лодки - «Дельфин», «Касатка» и «Сом». В 10 часов утра недалеко от Владивостока у мыса Поворотный произошел первый бой с участием подводной лодки. «Сом» атаковал японские миноносцы, но атака закончилась безрезультатно.

14 мая (1 мая) 1905 года русская 2-я Тихоокеанская эскадра адмирала З. Рожественского вышла во Владивосток из Индокитая.

18 мая (5 мая) 1905 года во Владивостоке у причальной стенке от взрыва паров бензина затонула подводная лодка «Дельфин».

29 мая (16 мая) 1905 года в Японском море у острова Дажелет своей командой затоплен броненосец «Дмитрий Донской» .

30 мая (17 мая) 1905 года русский крейсер «Изумруд» сел на камни у мыса Орехова в заливе Святого Владимира и был взорван своей командой.

3 июня (21 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле американские власти интернировали русский крейсер «Жемчуг» .

9 июня (27 мая) 1905 года на Филиппинах в Маниле был интернирован американскими властями русский крейсер «Аврора» .

29 июня (16 июня) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят со дна русский броненосец «Пересвет».

7 июля (24 июня) 1905 года японские войска начали Сахалинскую десантную операцию по высадке десанта численностью 14 тысяч человек. В то время как русские войска насчитывали на острове всего 7,2 тысячи человек.

8 июля (25 июля) 1905 года в Порт-Артуре японскими спасателями поднят затопленный русский броненосец «Полтава».

29 июля (16 июля) 1905 года завершилась японская Сахалинская десантная операция капитуляцией русских войск.

14 августа (1 августа) 1905 года в Татарском проливе подводной лодкой «Кета» проведена безрезультатная атака на два японских миноносца.

22 августа (9 августа) 1905 года в Портсмуте начались переговоры между Японией и Россией при посредничестве США.

5 сентября (23 августа) в США в Портсмуте между Японской Империей и Российской Империей был подписан мирный договор. Согласно договору Япония получила Ляодунский полуостров, часть КВЖД от Порт-Артура до города Чанчунь и Южный Сахалин, Россия признала преобладающие интересы Японии в Корее и согласилась на заключение русско-японской рыболовной конвенции. Россия и Япония обязались вывести свои войска из Манчжурии. Требование Японии о репарациях было отклонено.

Япония и Россия были несравнимы ни по человеческому потенциалу – разница практически троекратная, ни по возможностям вооруженных сил – сами японцы опасались, что разозленный «медведь» может в случае проведения мобилизации выставить трехмиллионную армию.

Тезис, знакомый еще с советских времен, о том, что конфликт с самураями был проигран по причине гнилости царизма, «общей отсталости России» полностью совпадает с выводами, что во множестве содержатся в западных изданиях. Суть их сводится к простому – мол, «коррумпированный царизм не мог эффективно вести войну». Взгляды наших и западных историков совпадают нечасто, в чем же причина подобного единства мнений?

Практически все исследователи сходятся в том, что одержать победу японцам помогли трудолюбие, самопожертвование, патриотизм, высокая боевая выучка солдат, мастерство военачальников, исключительная дисциплинированность - славословие можно продолжать до бесконечности. Попробуем во всем этом разобраться.

В какой степени готовы были офицеры и солдаты Страны восходящего солнца жертвовать собой, как это сейчас любят утверждать? Насколько их боевой дух превосходил патриотизм наших солдат и матросов? Ведь русским приписывается склонность к бунту не только в тылу – это о броненосце «Потемкин», но даже на фронте – вспомним описание небольшого бунта на броненосце «Орел» перед Цусимским сражением. Как это резко контрастирует с описанием быта японских матросов, ставшем достоянием гласности благодаря перу французских журналистов: члены экипажа японского броненосного крейсера в свободное время плели шерстяные носки для своих армейских коллег!

Для того, чтобы расставить все точки над «i», обратимся к источникам японским. Речь идет о художественных фильмах, созданных в самой Стране восходящего солнца. Причем далеко не в целях воспитания пацифистских чувств у подданных императора, а, что называется, потомкам в пример.

Рассказывая о жизни простых матросов на флагманском корабле японской эскадры «Микаса», кинематографисты показывают всю ее подноготную – массовые драки, воровство, неподчинение приказам, неуставные взаимоотношения.

Присутствует и незнакомый нам элемент: старшины ссужают деньги матросам под большой процент. Такого «букета» нарушений русская армия и флот, слава Богу, не знала никогда. Так что понятно, почему, несмотря на внешнюю дисциплину, экипаж «Микасы» взбунтовался сразу после прихода из Англии в 1902 году.

Теперь – о готовности к самопожертвованию. У нас, как, впрочем, и у большинства в мире укоренилось совершено ложное представление о всех японцах, как о летчиках-камикадзе. Необходимо принимать во внимание и следующее: храбрость японцев как ветром сдувало, как только они начинали терпеть неудачи в боях. Как напоминают историки, в 1904-м, после нескольких неудачных попыток штурма Порт-Артура прямо на передовой отказался подчиняться приказам 8-й пехотный полк, а многие японские офицеры собирались дезертировать, сбежать в Шанхай из страха погибнуть.

Еще один аргумент в пользу исключительности японцев состоит в следующем: они действовали в бою исключительно грамотно, за счет чего и победили. Вспомним даже известный стишок тех времен: «В Маньчжурии Куроки на практике дает Куропаткину уроки по тактике». Это качество якобы и позволило японцам одержать верх. На поверку – это лишь усердно раздуваемый миф. О какой грамотности может идти речь, когда русские укрепления в Порт-Артуре штурмовались в лоб через хорошо пристрелянную местность по нескольку раз. А тот же адмирал Хейхатиро Того, провозглашенный чуть ли не военным гением той войны, так и не смог объяснить своим почитателям, почему в августе 1904-го не атаковал русскую эскадру, сбившуюся в кучу после выхода из строя флагманского «Цесаревича». Еще вопрос: с чего вдруг на начальном этапе Цусимского сражения он подставил свой флагманский корабль под сосредоточенный огонь самых мощных русских кораблей, едва не погибнув сам?

Не отличались действия наших врагов и особой слаженностью различных подразделений.

Как свидетельствует англичанин, капитан первого ранга Уильям Пэкинхэм, который был прикомандирован на эскадру адмирала Того, после окончания первого дня Цусимы, когда японцы отдали приказ атаковать остатки Второй тихоокеанской эскадры своим миноносцам, один из них, избегая столкновения с внезапно вынырнувшим из мглы кораблем другого соединения, совершил резкий поворот и перевернулся. Наверно, правы те, кто говорит, что корень всех фантастических побед японцев в исключительной везучести адмирала.

Мы в чем-то уступали японцам в конструкции артиллерийских систем, однако и японцы тоже были далеко не во всем хороши: их винтовка «Арисака» заметно проигрывала русской винтовке Сергея Мосина по ряду важнейших характеристик. Самураи просто не в силах тягаться с лучшей в мире русской конницей, а, самое главное, наши противники не могли состязаться в физической силе с нашими воинами.

Хорошо, а что же помогло японцам одержать победу? Думаю, дал о себе знать целый комплекс факторов - как субъективных, так и объективных. Один из главных - крайне бережное обращение японцев с военной тайной, наши соперники смогли засекретить даже гибель двух из шести имевшихся у них броненосцев. Что уж говорить про более мелкие миноносцы – они шли ко дну «пачками», но японцы все упорно отрицали, а через некоторое время вводили в строй однотипный, то есть такой же корабль под таким же именем. Мировая и российская публика верила, так и рождался миф о непобедимости врагов. Естественно, все это сказывалось и на настроениях среди наших военных. Японцы же черпали всю информацию о наших потерях, передвижениях войск и назначении новых командующих из российских газет.

Наша жандармерия, на которую была возложена тогда функция контрразведки, просто не смогла справиться с новыми для нее условиями – элементарно отличить японца от китайца многие ее сотрудники были не в состоянии.

Дело доходило до того, что летом 1904 года, как явствует из фронтовых репортажей журнала «Нива», вышел строжайший приказ расстреливать всех азиатов, появившихся на боевых позициях наших войск.

Не будем сбрасывать со счетов и недооценку противника: поначалу царь не хотел перебрасывать ни одного соединения из европейской части России, а вторую Тихоокеанскую эскадру начали снаряжать в путь лишь после гибели адмирала Степана Макарова.

Еще одна причина - особенность русского духа. Мы ведь привыкли вести войну с расчетом на постепенный сбор сил для последующего сокрушительного удара по врагу. Пример – Отечественная война 1812-го, когда мы отступали до Москвы, да и Великая Отечественная. Как говорится, русские медленно запрягают, но быстро ездят. Вот и в те годы раздавались высказывания вроде «Японцы будут неизбежно разгромлены, если не под Лояном, так под Мукденом, не под Мукденом, так под Харбином, не под Харбином, так под Читой». История нам этого шанса не дала.

Но было еще и безволие российской дипломатии. Ведомство на Певческом оказалось не в состоянии использовать для международной изоляции Токио факт атаки на Порт-Артур без объявления войны.

Не под силу дипломатам было решить и вопрос о пропуске через контролируемые Турцией проливы мощнейших броненосцев Черноморского флота. Вместо этого внешнеполитическое ведомство предпочло сочинять страшилки о возможной войне с Англией, Афганистаном и Турцией в случае прохода наших кораблей.

Злые языки тогда обвиняли министра иностранных дел Владимира Ламздорфа в слабости характера, видя причину в его нетрадиционной сексуальной ориентации…

Основная же причина заключалась в изначально неправильном решении разместить главную военно-морскую базу в Порт-Артуре. Это - в более чем девятистах километрах от Корейского пролива, который был и является до сих пор узловым пунктом маршрутов судов между Россией, Китаем, Кореей, Японией и странами Юго-Восточной Азии. Не зря моряки не любили этот город, называя его «дырой». Поэтому военно-морское командование, чтобы подсластить пилюлю, формально считало весь Тихоокеанский флот… Тихоокеанской эскадрой Балтийского флота. Усугубляло положение главной базы то, что она была связана с метрополией тонкой «ниточкой» железной дороги, конечная часть которой пролегала по Маньчжурии, территории, имевшей тогда непонятный статус – вроде бы и не китайская, но и не полностью русская. Но военно-морские стратеги упорствовали – нам нужна незамерзающая гавань на Тихом океане, и точка.

Наиболее реалистичную позицию в этом вопросе занимал, как ни странно, тогдашний военный министр генерал Алексей Куропаткин. В самом конце 1903 года он разослал по инстанциям записку, в которой, в частности, писал, что Порт-Артур, «будучи в стороне от нашей естественной оборонительной линии, идущей вдоль берега Японского моря, и находясь в расстоянии от нее от 600 до 1000 миль, он не может служить опорой для наших морских операций вдоль этого берега, оставляя его совершенно открытым неприятельскому нападению; в особенности остается открытым для безнаказанного завладения весь юго-восточный берег Кореи с существующим здесь японским аванпостом Фузаном, и, находясь в расстоянии от нее от 600 до 1200 миль от северных портов нашего главного противника - Японии, флот наш в Порт-Артуре был бы совершенно лишен возможности воспрепятствовать и даже угрожать наступлению японского флота к корейскому или нашему побережью. База эта не прикрывает даже западного побережья Кореи и подступов к Сеулу, ибо она расположена в расстоянии 350 км перед входом в Желтое море, то есть перед фронтом неприятельского наступления, которое будет к тому же прочно опираться на все порты южного и юго-западного побережья Кореи. Наконец, находясь в расстоянии 1080 миль от нашей главной базы - Владивостока, Порт-Артур остается совершенно от него отрезанным, ибо линия сообщения, с одной стороны не имеет промежуточных опорных пунктов, с другой - по всей своей длине подвержена нападению японского флота».

Разразившаяся затем война полностью подтвердила его опасения.

Более того, в своей записке А. Куропаткин шел намного дальше – он предлагал оставить не только Порт-Артур, но и всю Южную Маньчжурию, ссылаясь на аргументы – у нас может попросту не хватить сил на одновременную оборону Порт-Артура и ведение масштабных боевых действий с японцами в Маньчжурии и Корее. Предвидя возможные возражения, генерал утверждал, что промышленных предприятий в этих краях не слишком много, а потому издержки от возможного ухода будут не слишком велики. Всего он приводит более дюжины аргументов в пользу оставления нами Южной Маньчжурии.

Хорошо поднаторевший во всех тонкостях функционирования государственной машины, А. Куропаткин хорошо осознавал, что его новаторский план имеет мало шансов на реализацию. Поэтому он и разослал его «веером», в надежде хоть где-то заручиться поддержкой. Но все промолчали.

И вот начинается война. Куропаткина назначают на пост командующего Маньчжурской армией. И тут начинают происходить странности – русская армия терпит одно за другим унизительные поражения, причем, как кажется стороннему наблюдателю, совершенно на пустом месте. Например, под Лояном мы, отойдя раньше запаниковавших японцев, которые готовились было отступать, просто отдали победу. Практически тоже самое повторилось и под Мукденом в начале 1905-го: Куропаткин отказался в критический момент для японцев вводить в бой русские резервы, за что и был прилюдно оскорблен другим русским военачальником. Не говорит ли это об упрямом, фатальном стремлении Куропаткина все же реализовать свой план оставления Южной Маньчжурии? Ведь так в конечном итоге и получилось. Выходит, командующий рассчитывал, что и в случае поражения он останется в высших эшелонах власти – что и произошло.

Напоследок еще один, часто возникающий вопрос: могла ли Россия продолжать войну после Цусимского сражения? Тот же Владимир Линевич, назначенный на должность командующего русской армией после снятии Куропаткина, позже заявлял, что мог бы разбить японцев. Ему вторит в своих воспоминаниях и будущий вождь Белого движения на юге России Антон Деникин, говоря, что мы могли дожать японцев. Но это - мнения генералов, не слишком хорошо представляющих роль флота.

Следует понять: после разгрома русской эскадры японцы владели морем. А это означало, что они могли беспрепятственно и быстро высадить десант там, где им заблагорассудится – например, они уже прощупывали почву для вторжения на Камчатку.

Предпринять что-либо в ответ мы были не в состоянии – нам по силам было сосредоточить войска лишь в конечных пунктах наших железных дорог.

Конечно, Русско-японская война, несмотря на утверждения о том, что все факты о ней известны, пока остается так до конца и не изученной. Чтобы более или менее прояснить ситуацию, необходима работа как в российских, так и в японских, китайских и корейских архивах. А это задача не для одного поколения исследователей.

Ясно одно - заверения о непобедимости японской армии и гениальности ее военачальников – просто миф.

1. Русско-японская война 1904 - 1905 гг. стала крупным военным столкновением империалистических и колониальных интересов России и Японии за господство на Дальнем Востоке и Тихом океане. Война, унесшая более 100 тыс. жизней русских солдат, приведшая к гибели всего тихоокеанского флота России, завершилась победой Японии и поражением России. В результате войны:

— была остановлена начавшаяся колониальная экспансия России на восток;

— была продемонстрирована военная и политическая слабость политики Николая И, что способствовало первой русской революции 1904 — 1905 гг.

2. По мере успешного осуществления в России промышленного переворота, бурного роста капитализма у России, как и у любой империалистической державы, появилась потребность в колониях. В начале XX в. большая часть колоний уже была разделена между крупными империалистическими державами Запада. Индия, Ближний Восток, Африка, Австралия, Канада, другие колонии уже принадлежали другим странам и попытки России вторгнуться в занятые колонии привели бы к полномасштабным войнам со странами Запада.

В конце 1890-х гг. царский министр А. Безобразов выдвинул идею превращения Китая в колонию России и расширения территории России на восток. Согласно плану Безобразова, Китай, еще не занятый империалистами других стран, с его ресурсами и дешевой рабочей силой мог бы стать для России аналогом Индии для англичан.

Одновременно с Китаем, планировалось превращение в колонии России:

— Монголии;

— ряда островов Тихого океана;

— Папуа - Новой Гвинеи.

Это превратило бы Россию в сильнейшую колониальную державу на Тихом океане - в противовес Великобритании и Франции — крупнейшим колониальным империям Атлантики и Индийского океана.

План Безобразова вызывал как поддержку, так и сопротивление элиты. Трезвомыслящие политики понимали, что попытка гегемонии России в Китае и Тихом океане вызовет сопротивление других стран и войну. Противники дальневосточной политики считали Безобразова авантюристом и называли Безобразова и его сторонников «безобразовской кликой». Несмотря на сопротивление ряда придворных, план Безобразова понравился новому царю Николаю II, и Россия начала его реализацию:

— в 1900 г. русская армия оккупировала Северный Китай (Манчжурию) и Монголию;

— началось военное и экономическое закрепление России в Китае,

— на территории Манчжурии была построена КВЖД - Китайская восточная железная дорога, соединившая Владивосток с Сибирью через территорию Китая;

— началось переселение русских в Харбин - центр Северо-Восточного Китая;

— глубоко на территории Китая, недалеко от Пекина, был построен русский город Порт-Артур, где был сосредоточен гарни­зон 50 тыс. человек и стояли русские корабли;

— Порт-Артур - крупнейшая военно-морская база России, занимал выгодное стратегическое положение на входе в Пекинский залив и стал «морскими воротами’ Пекина - столицы Китая. Одновременно шла мощная русская экспансия в Корее.

— создавались русско-корейские акционерные общества, которые проникали в ведущие сферы корейской экономики;

— началось строительство железной дороги между Владивостоком и Сеулом;

— русская миссия в Корее постепенно становилась теневым правительством данной страны;

— на рейде в главном порту Кореи - Инчхоне (пригороде Сеула) стояли русские военные корабли;

— шла подготовка к официальному включению Кореи в состав России, в поддержку чего выступало корейское руководство, опасающееся вторжения японцев;

— царь Николай II и многие из его окружения (в основном, «без-образовская клика» вложили личные деньги в обещающие быть прибыльными корейские предприятия.

Используя военные и торговые порты во Владивостоке, Порт-Артуре и Корее, русский военный и торговый флоты стали претендовать на ведущую роль в этом регионе. Военная, политическая и экономическая экспансия России в Китае, Монголии и Корее вызывала резкое негодование соседней Японии. Япония - молодое империалистическое государство, как и Россия, недавно (после революции Мэйдзи 1868 г.) вставшая на путь капиталистического развития и не имевшая полезных ископаемых, остро нуждалась в ресурсах и колониях. Китай, Монголия и Корея рассматривались японцами как первоочередные потенциальные японские колонии и японцы не желали, чтобы эти территории превратились в русские колонии. Под сильным дипломатическим давлением Японии и ее союзника - Англии, угрожавших войной, в 1902 г. Россия была вынуждена подписать договор по Китаю и Корее, согласно которому Россия должна была полностью вывести свои войска из Китая и Кореи, после чего Корея переходила в зону влияния Японии, а за Россией оставалась только КВЖД. Первоначально Россия начала выполнять договор, но безобразовцы настояли на его срыве - в 1903 г. Россия фактически отказалась от договора и прекратила выводить войска. Безобразовцы убедили Николая II, что даже в худшем случае Россию ждет «маленькая, но победоносная война», поскольку, по их мнению, Япония - слабая и отсталая страна, и не следует искать дипломатического решения. Напряжение между Россией и Японией начало нарастать, Япония в ультимативной форме потребовала выполнения договора по Китаю и Корее, но это требование Россией было проигнорировано.

3. 27 января 1904 г. Япония напала на русскую военную эскадру в Чемульпо (Инчхоне) - главном порту Кореи. Началась русско-японская война.

4. Крупнейшие сражения русско-японской войны 1904 - 1905 гг.:

— сражение крейсеров «Варяг» и «Кореец» с японским флотом в порту Чемульпо близ Сеула (27 января 1904 г.);

— героическая оборона Порт-Артура (июнь - декабрь 1904 г.);

— боевые действия на реке Шахэ в Китае (1904 г.);

— сражение под Мукденом (февраль 1905 г.);

— битва при Цусиме (май 1905 г.).

В первый день войны - 27 января 1904 г., крейсер «Варяг» и канонерский корабль «Кореец» на глазах у флотов всего мира, приняли неравный бой с японской эскадрой в порту Чемульпо (Инчхон) близ Сеула. В ходе боя «Варяг» и «Кореец» потопили несколько лучших японских кораблей, после чего, не сумев прорваться из окружения, были затоплены командами. Одновременно, в этот же день, японцы напали на русский флот в Порт-Артуре, где неравный бой принял крейсер «Паллада».

Большую роль в умелых действиях флота на начальном этапе войны сыграл видный русский флотоводец адмирал С. Макаров. 31 марта 1904 г. он погиб во время боя на крейсере «Петро-павловск», который был потоплен японцами. После разгрома русского флота в июне 1904 г. боевые действия переместились на сушу. 1-2 июня 1904 г. состоялась битва при Вафагоу в Китае. В ходе битвы японский экспедиционный корпус генералов Оку и Нодзу, высадившийся на суше, разгромил русскую армию генерала А. Куропаткина. В результате победы под Вафагоу японцы рассекли русскую армию и окружили Порт-Артур.

Началась героическая оборона осажденного Порт-Атура, продолжавшаяся полгода. В ходе обороны русская армия выдержала четыре ожесточенных штурма, в ходе которых японцы потеряли более 50 тыс. человек убитыми; 20 тыс. солдат погибли со стороны русской армии. 20 декабря 1904 г. царский генерал А. Стессель, вопреки требованиям командования, после полугода обороны сдал Порт-Артур. Россия лишилась главного порта на Тихом океане. 32 тыс. защитников Порт-Артура попали в плен к японцам.

Решающее сражение войны произошло под Мукденом, в Китае. «Мукденская мясорубка», в которой участвовало более полумиллиона солдат (примерно по 300 тыс. с каждой стороны), длилась 19 дней подряд - с 5 по 24 февраля 1905 г. В результате сражения японская армия под командованием генерала Ойямы наголову разбила русскую армию генерала А. Куропаткина. Причинами поражения русской армии в генеральном сражении стали слабость штабной работы и плохое материально-техническое обеспечение. Русское командование недооценило противника, воевало «по-книжному» без учета реальной обстановки, давало взаимоисключающие приказы; в результате чего 60 тыс. русских солдат были брошены под огонь и убиты, более 120 тыс. попали в плен к японцам. Кроме того, в результате халатности чиновников, воровства армия осталась без боеприпасов и продовольствия, часть которых пропала в пути, часть - пришла с опозданием.

Мукденская катастрофа, в результате которой из-за бездарности командования и правительства 200 тыс. солдат оказались в роли «пушечного мяса», вызвала волну ненависти в России к царю и правительству, способствовала разрастанию революции 1905 г.

Завершающим и вновь неудачным для России стало морское Цусимское сражение. После полного разгрома русской эскадры на Тихом океане было принято решение о перебазировке балтийского флота в Японское море на помощь осажденному Порт-Артуру. 2 октября 1904 г. 30 крупнейших кораблей балтийского флота, включая крейсеры «Ослябя» и «Аврора», под командованием адмирала 3. Рожественского начали переход в Тихий океан. К маю 1905 г., за 7 месяцев, пока флот огибал три океана, Порт-Артур был сдан врагу, а русская армия полностью разгромлена под Мукденом. По пути, 14 мая 1905 г., русский флот, пришедший из Балтики, был окружен японским флотом из 120 новейших кораблей. В ходе Цусимского морско­го сражения 14 - 15 мая 1905 г. русский флот был полностью разгромлен. Из 30 кораблей только три корабля, включая крей­сер «Аврора», сумели прорваться через Цусиму и уцелеть. Японцы потопили более 20 русских кораблей, включая лучшие крейсера и броненосцы, остальные были взяты на абордаж. Погибли и были взяты в плен более 11 тыс. моряков. Цусимское сражение лишило Россию флота на Тихом океане и означало окончательную победу Японии.

4. 23 августа 1905 г. в США (г. Портсмут) между Россией и Японией был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому.

— в состав Японии включался о-в Сахалин (южная часть), а также Корея, Порт-Артур;

— под контроль Японии переходили Манчжурия и КВЖД, соединявшая русский Дальний Восток с остальной частью России.

Для России поражение в русско-японской войне имело катастрофическое значение:

— Россия понесла огромные человеческие жертвы;

— произошло крупное разочарование народа в Николае II и царской верхушке;

— Россия потеряла азиатско-тихоокеанский регион, который на 40 лет перешел под полный контроль Японии;

— в России началась революция 1905 г.

В то же время в ходе этой войны произошло рождение и боевое крещение милитаристской Японии, которая завоевала первые колонии, превратилась из закрытого неизвестного миру отсталого государства в крупнейшую империалистическую державу. Победа в войне 1904 - 1905 гг. поощрила японский милитаризм. Окрыленная 1905 г., Япония на протяжении следующих 40 лет вторглась в Китай и другие страны, включая США, что принесло беды и страдания данным народам.

Исторические события, о которых мы знаем до обидного мало. Гибель «Варяга», Цусима, героическая оборона Порт-Артура - вот, пожалуй, и все, что сразу же всплывает в памяти, когда мы вспоминаем русско-японскую войну , которая началась 8 февраля 1904 года. Чего не поделили маленькая Япония и огромная Россия? К каким последствиям это привело? Слышны ли отголоски былых сражений в сегодняшних отношениях двух стран? Давайте разберемся. С нами замдиректора Института российской истории Дмитрий Павлов и историк флота, член военно-исторического общества Николай Манвелов.

Дмитрий Борисович, обрисуйте вкратце политическую ситуацию, которая предшествовала конфликту, чтобы мы поняли его причины.

Взаимоотношения Японии и России были довольно тёплыми на протяжении XIX века. Они испортились после японо-китайской войны. Россия инициировала давление на Японию - в плане пересмотра условий мира по итогам этой войны. А она была очень успешной для Японии. Это события 1895 года. С тех пор в Японии стали резко нарастать антироссийские настроения. Но опасения великого северного соседа в японском обществе были всегда. И в общем-то эти события легли на благодатную почву. Конкретным камнем раздора стало влияние России и Японии в Корее и в Маньчжурии. Степень влияния той или другой империи стала конечной причиной этой войны.

А можно было избежать войны, по-братски поделив Китай и Корею? Корея - целиком и полностью Японии, Маньчжурия - русским. И это было одно из предложений Японии.

- Это не совсем так. Шли довольно длительные переговоры на протяжении половины 1903 года. В июле они начались, а в начале 1904 г. закончились. Их смысл - торговля по поводу степени влияния стран: Японии в Корее и России в Корее и в Китае. И в Маньчжурии. Существует точка зрения - она и среди японских историков распространена - что стороны переоценили агрессивность друг друга. Можно было бы договориться мирно. Но вокруг этого масса спекуляций и масса тайн, которые до сих пор не разгаданы.

Николай Владимирович, как соотносились силы Японии и России к 1904 году в военном и экономическом плане на Дальнем Востоке? Если хотите, можете ограничиться флотами.

Если рассматривать дальневосточный военно-морской театр, то по количеству броненосцев Россия и Япония имели равные силы. Если брать крейсерские миноносные силы, то Японцы были впереди. Кроме того, у японцев был большой плюс - прямо на театре действий находились строительные мощности. Русским после внезапной атаки японцев на Порт-Артур пришлось использовать единственный док, который был в Порт-Артуре. Гонять корабли во Владивосток ситуация уже не позволяла. Для этого нужно было проходить мимо берегов Японии. Именно поэтому русским пришлось использовать так называемые кессоны - что-то типа деревянных накладок на корпуса, чтобы иметь возможность не вводить повреждённый корабль в док.

У России уже был Транссиб, мощная армия и 9 тысяч верст до театра боевых действий, а у Японии - сильный флот и до Маньчжурии рукой подать. Кто был в более выигрышном положении?

- Если мы говорим про Транссиб, то с ним всё было не так просто. Дело в том, что эта магистраль была однопутной и позволяла гонять только несколько пар поездов в сутки. Что касается японцев, да, были рядом, но первые же набеговые операции Владивостокского отряда крейсеров показали, что Япония крайне незащищена от крейсерских операций. Были случаи, когда капитаны и владельцы проходов, которые доставляли в Японию всё необходимое, отказывались выходить в море из-за опасности крейсеров-невидимок.

Это историк Николай Манвелов. Мы говорим сегодня о русско-японской войне 1904 года. Дмитрий Павлов, пожалуйста, Вы явно что-то хотели добавить

Да, хотел. Речь шла о флоте, а о сухопутных силах ничего не прозвучало. Транссиб вступил в действие в разгар русско-японских переговоров летом 1903 года. Тогда средняя скорость движения по Транссибу была 27-28 км/ч. Один путь, масса разъездов. Плюс, к тому моменту, к началу войны, не было Кругобайкальской железной дороги. Поэтому первую военную зиму поезда перетаскивали прямо по льду Байкала. А летом там был паром.

Какова была международная ситуация? Готовясь к программе, я ещё раз убедился, что Англия изо всех сил натравливала Японию на Россию. На той же стороне выступали США. Германия в тот момент была нашим союзником, Франция занимала какую-то промежуточную позицию. Что это был за расклад?

Франция - ближайший союзник России, Англия с января 1902 года в союзнических отношениях с Японией. Японо-британский договор 1902 года предусматривал вступление в войну только в том случае, если в войну вмешивается третья сторона. Имелась в виду Франция. А Франция «погрязла» в Индокитае - тогда она имела там колонии. Вероятность вступления Франции в войну была крайне мала. Позиция Англии примерно такова: с одной стороны, превратить Японию в щит против российской экспансии в сторону Китая, с другой стороны - сделать всё, чтобы не быть втянутой в военные действия. Германия занималась натравливанием России на Японию. Вот смысл её политики. Вообще, эта известная легенда о «жёлтой угрозе» - пропагандистский штамп германского происхождения.

Дмитрий Борисович, как отнеслась российская общественность к войне? Правда ли, что русская либеральная интеллигенция посылала поздравительные телеграммы японскому императору после каждой победы японцев?

О поздравлениях от либеральной общественности мне ничего неизвестно. О том, что гимназисты нескольких гимназий, воодушевленные духом либерального движения, несколько раз посылали такие телеграммы - это факт. Беда ещё заключалась в том, что японцы успешно пытались финансировать русское революционное движение. Делалось это через полковника Мотодзиро Акаси. До войны он был военным атташе Японии в Петербурге, но с начала военных действий вместе с японской дипломатической миссией перебрался в Скандинавию, в Стокгольм. Оттуда, непрерывно перемещаясь по Европе, он сумел установить связи с русскими и революционерами, и либералами. Многим известная Парижская мирная межпартийная конференция сентября 1904 года проходила на японские деньги. Но главное достижение этого человека, этого худшего врага российской империи - так его можно назвать, если говорить о тайных операциях, - заключалась в том, что он получил от генштаба Японии миллион йен. Тогда йена была очень тяжелая - 98 копеек. А тогдашний рубль - это примерно полторы тысячи современных рублей. Легко посчитать, о каких деньгах идёт речь. Эти деньги пошли на закупку нескольких судов, оружия и взрывчатых веществ. Летом 1905 года, когда фактически военные действия на маньчжурском фронте прекратились, этот пароход был отправлен в район Петербурга - чтобы снабдить этими винтовками рабочих, для поднятия вооружённого восстания в России.

Николай Владимирович, вопрос Вам: Вы - эксперт по флотам, по оружию той эпохи. Что случилось в Цусиме с нашей эскадрой? Главный вопрос той войны и, наверное, наиболее сложный. Называют самые разные причины: от дрянной взрывчатки и слабой брони наших кораблей до бездарности адмирала Рожественского. Это был полный разгром.

Мало кто сейчас помнит о том, что длительное стояние нашей эскадры в районе Мадагаскара - в районе бухты Нуси-Бе - было связано с надеждой Рожественского на то, что после падения Порт-Артура эскадра будет развёрнута обратно. Рожественский понимал, что выиграть сражение он не может. Боюсь, у него просто было желание выполнить приказ. А приказ был прорваться во Владивосток. Вот он и прорвался.

- Почему японцы одержали победу?

На мой взгляд, японцам в русско-японской войне всегда везло чуть-чуть больше, чем русским. Если взять сражения в Жёлтом море - в июле 1904 года, когда русская эскадра контр-адмирала Витгефта бьется с Японской эскадрой Того. Тогда русской эскадре практически удалось прорваться, только флагман был избит до невозможности - он с трудом держался на плаву. И в тот момент, когда эскадра практически прорвалась - ее командование поразило шальным снарядом. Он попал в группу людей, стоящих на верхнем мостике. Погиб Витгефт, погибли ещё несколько человек - эскадра оказалась без руководства. Что это? То самое небольшое везение. Вполне возможно, могло больше повезти тому же самому Рожественскому в этой ситуации.

- Могло бы повезти и Макарову.

С Макаровым история очень странная. Он находился на одном из сторожевых кораблей, ему доложили, что японцы проявляют странную активность на фарватере. Было похоже, что они минируют проход в том самом месте, где утром должна была идти эскадра. Макарову предлагали задержать выход эскадры, но Порт-Артур имеет очень неприятную особенность: там достаточно небольшое время прилива, а глубина не позволяла всей эскадре быстро выходить. То есть, если бы потеряли время на траление - потеряли бы воду, как говорится. И Макаров приказал не тралить проход. Чем это закончилось? Мы знаем.

Да, нарвался на связку мин. Русско-японскую войну называют генеральной репетицией Первой мировой войны. Впервые было задействовано невиданное до тех пор оружие, впервые были массово применены военно-технические новинки той эпохи. Вы можете рассказать об этом в подробностях?

Это первое применение подводных лодок. Настоящих подводных лодок - не весельных, как во времена...

- Авраама Линкольна?

Да. Плюс шестовая мина. Надо было подойти, подвести мину, успеть соединить электрические провода во взрывателе и успеть отбежать. Был известен единственный случай, когда подводная лодка «Сом» вышла в атаку на японские миноносцы. Учитывая, что скорость у неё была 6 узлов, а японцы ходили около 30, то японцы просто ушли. Но стало понятно, что есть чего бояться. Кстати, все вундерваффе Порт-Артура были так или иначе связаны с творческим переосмыслением флотского вооружения. Например, японцы и подумать не могли, что им на голову, с горы, будут сбрасывать морские мины. У них снимали гальваноударные взрыватели, приделывали бикфордов шнур, а потом скидывали вниз. В русском флоте был очень своеобразный вид оружия, который назывался метательной миной. Это что-то типа несамоходной торпеды, которая выстреливалась из аппарата и летела около 40 метров по воздуху, потом шла по воде. По инерции. Всё это сооружение демонтировали с корабля, перетаскивали на сушу. Потом вот этой вот сигарой, в которую вкладывалось до 40 кг динамита, просто стреляли с горки. А она по наклонной траектории летела вниз.

- Что такое «японская шимоза», которая прожигала насквозь русскую броню?

В России считалось, что главное оружие при борьбе с броненосцем - артиллерия, которая будет стрелять бронебойными снарядами. Русские снаряды имели замедленный взрыватель, который прошибает небронированный борт и взрывается от удара о броню. Но проблема в том, что у тогдашних броненосцев далеко не весь борт был бронированным. Известны случаи, когда уже во время мирных переговоров русские офицеры видели японские корабли с четкими заделанными отверстиями. Получается, снаряд прошибал корабль насквозь и не разрывался. У японцев основная идея была в том, что должна работать фугасная взрывчатка - взрыв происходит от удара. Но к ним проблема пришла позже. Шимоза оказалась крайне нестабильным веществом во время хранения. Происходило очень много неожиданных взрывов и во время, и после войны. Это вещество требовало очень деликатного хранения. Кстати, именно так взорвался и флагман «Микаса», это произошло уже в 1906 или в 1907 году.

Я правильно понимаю, что подводные лодки не были безопасными дизельными, а были бензиновыми? Они горели, как спички?

Они не были бензиновыми, они были керосиновыми. Более того, известно несколько случаев - люди либо закуривали, либо была искра, и лодка взрывалась. Первая подводная лодка «Дельфин» 2 или 3 раза гибла из-за взрыва паров керосина.

- Комбинезон для подводников, который якобы придумала императрица?

Действительно, были комбинезоны, пошитые из беличьего меха. Считалось, что на борту холодно и очень высокая влажность. Они стояли во Владивостоке, и по приказу императрицы Александры Фёдоровны были пошиты комбинезоны из беличьего меха. Это была единственная подводная лодка с такого рода униформой. Куда позднее делись эти комбинезоны и были ли на других подводных лодках такие комбинезоны - неизвестно.

Дмитрий Павлов, как вы оцениваете полководческий дар нашего сухопутного главнокомандующего Куропаткина? Дело в том, что об этом сказано очень много: о его бездарности, его нерешительности и даже о прямой трусости.

У поражения мало друзей, а у победы их сколько угодно. Известно три злодея - три бездарности, которые всплывают в памяти, когда речь идёт о русско-японской войне. Это Стессель Анатолий Михайлович, Алексей Николаевич Куропаткин и Зиновий Петрович Рожественский. Все это абсолютный миф. Никто из них не является злодеем, бездарностью или трусом. Куропаткин - серьезный большой штабист, военный администратор. Но не полководец. Он писал великолепные аналитические записки, был погружен в военную реформу, серьезно занимался личным составом. Но он не был полководцем.

Была ли обоюдная ненависть, Дмитрий Борисович? Японцы необыкновенно хорошо отнеслись к нашим пленным. Можно вспомнить и сравнить, как жестоки они были с американцами во время Второй мировой войны. Они восхищались самурайским подвигом «Варяга», ухаживали за нашими могилами. Откуда эта сентиментальность, совершенно не свойственная японцам?

Она скорее им свойственна, если говорить о японцах XIX века. Вообще, русско-японская война по духу, по этому рыцарству, которым пропитано большинство эпизодов этой войны, это война безусловно не ХХ столетия, а именно XIX. Кстати, не менее гуманно относились к военнопленным и в России. К японским военнопленным, их было несравненно меньше - всего 2500 человек. Они содержались в Новгородской губернии, содержались они там вместе с прояпонскими корейцами. Единственной серьезной заботой лагерной администрации было не дать встретиться японцам и корейцам. Они моментально начинали драться. Режим был таким же свободным, как и у русских военнопленных в Мацуяма и других городах, где размещались лагеря военнопленных. Они умирали от скуки, они учили японский язык, учили английский язык, вели переписку, гуляли по городу, заводили романы с японскими барышнями и иногда жаловались на притеснения. А притеснения были абсолютно бытового рода.

В начале нашего разговора Вы сказали, что вот война окутана тайнами, мифами и домыслами. Назовите, пожалуйста, самые распространённые. Подтвердите или развенчайте их.

Кто совершил первый выстрел в этой войне?

- Японцы.

Вот видите, тоже один из штампов, который у нас постоянно тиражируется. Большая часть англоязычного мира, да и сами японцы, считают: первый выстрел сделан русскими. Это сделала канонерская лодка «Кореец» днём 8 февраля 1904 года, где-то в 20 минутах плавания от тогдашнего Чемульпо, ныне корейского Инчхон. Это морские ворота Сеула. Второй миф - о том, что, в общем-то, стороны могли прийти к соглашению. Если бы последняя очень доброжелательная правительственная телеграмма пришла в Токио вовремя, тогда военных действий никаких бы не было. Телеграмма была задержана японским телеграфом, вероятно, с умыслом. Она шла двое суток, хотя обычное время передачи ну никак не более суток. О третьем мифе я уже упоминал - миф о явных злодеях или бездарностях с русской стороны в лице командования. Могу повторить: Рожественский, Стессель и Куропаткин. Почему Россия не дожала все-таки Японию? Действительно, к лету 1905 года на Дальнем Востоке, путём усиленной эксплуатации Транссибирской магистрали, удалось сконцентрировать группировку порядка одного миллиона человек. Сменился командующий, вместо Куропаткина стал Линевич. Вокруг этого тоже существует масса домыслов. У нас мало кто знает о том, что Япония была настолько недовольна условиями Портсмутского мирного договора, что в Токио - редкий случай в японской истории - два или три дня проходил бунт. Известный токийский бунт начала сентября 1905 года.

- Они денег хотели?

Не только денег, они хотели весь Сахалин. Они хотели серьезную контрибуцию, они хотели согласия России на исключительное влияние Японии на Корейском полуострове. Россия этого гарантировать не могла.

- Итоги и последствия русско-японской войны? Николай Владимирович.

Если брать флот, то Россия полностью теряет военно-морскую базу в Порт-Артуре. Россия переживает своего рода позор, связанный с геройской гибелью «Варяга». «Варяг» был действительно затоплен на мелководье, он был подожжен. Японцы его поднимут спустя год, после чего он вступит в состав японского флота. В 1916 году корабль будет продан российской империи. Но самое интересное в другом: когда в 1907 году «Варяг» вступит в строй, командир «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получит Орден Восходящего солнца от японского императора. Это совпадет с тем, что Руднев будет удален с флота. И до сих пор неизвестно: дал ли Николай IIему разрешение носить этот орден?

- А получил орден после отставки или до?

- Дмитрий Борисович, Ваши итоги той войны?

Россия теряет не только тихоокеанский флот, она уходит с Дальнего Востока. Меняется министр иностранных дел, который переориентирует русскую политику на западное и на южное направления. Приоритетом становится не утверждение на берегах Тихого океана, а прорыв к Чёрному морю. Борьба за Черноморские проливы. Складывается совершенно иная комбинация - Антанта - в составе которой Россия вступает в Первую мировую войну. Хочу напомнить уважаемым слушателям, что Первая мировая война - это время беспрецедентно теплых и доверительных русско-японских отношений.

С нами были: замдиректора института российской истории Дмитрий Павлов и историк флота, член военно-исторического общества Николай Манвелов. Мы говорили о войне 1904 года между Россией и Японией. Завершаем программу под звуки знаменитого вальса «На сопках Маньчжурии». Написал его композитор Илья Шатров в годы русско-японской войны, командир Музыкантский роты 214-го пехотного полка. Эту мелодию он посвятил своим товарищам, которые погибли под Мукденом.